С чего начать оформление некоммерческой организации. Регламент регистрации некоммерческой организации

В условиях постоянного изменения законодательства, в том числе порядка государственной регистрации и положений НК РФ, не всем под силу справиться даже с созданием НКО. Чтобы не пришлось еще раз оплачивать госпошлину и тратить дополнительное время на повторное обращение, лучше сразу заручиться поддержкой квалифицированных специалистов. Подробнее о том, что может ожидать при самостоятельном проведении процедуры, смотрите в нашей статье о .

Компания «ПРИОРИТЕТ» готова помочь с регистрацией НКО и ускорить начало ее деятельности. Для тех, кто все же желает сделать все без сторонней помощи, прилагаем подробную инструкцию.

Этап 1. Изучение основных условий регистрации НКО

  1. Наименование . Должно указывать на организационно-правовую форму и направление деятельности. Пример: «Фонд содействия реализации молодежных инициатив».
  2. Юридический адрес. В число обязательных реквизитов любой некоммерческой организации входит ее официальное местонахождение, то есть адрес, по которому НКО зарегистрирована и где находится ее исполнительный орган.

    Так сложилось, что в ходе применения соответствующих положений закона под местонахождением стали понимать два разных понятия: фактический адрес и юридический. Оба они не прописаны в законе, но активно используются в деловой практике.

    Под фактическим понимают офис, где реально размещен исполнительный орган. Юридический адрес отражается в ЕГРЮЛ в качестве места исполнения прав и обязанностей, указывается в качестве официальных контактов при оформлении договоров .

    Одним из условий регистрации некоммерческой организации на конкретный юридический адрес является подтверждение права собственности на него со стороны самой НКО или законности владения соответствующим помещением другим лицом плюс свидетельство передачи его в пользование (гарантийное письмо либо договор аренды).

    Возможный вариант юридического адреса: место жительства и прописки исполнительного органа (президент, генеральный директор и т. п.).

  3. Учредители . Ими могут быть как полностью дееспособные граждане, так и юридические лица.

    Регистрировать благотворительное учреждение вправе только благотворительная организация аналогичного характера. Профессиональное духовное образовательное учреждение создается исключительно религиозными организациями. Юридические и физические лица, которые являются общественными объединениями, имеют возможность начать и деятельность другого соответствующего учреждения.

    Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного самоуправления, зарубежными и российскими структурами, а также частными лицами. В отношении вузов, ведущих обучение по военным профессиональным программам, учредителем может быть только Правительство РФ.

  4. Уставный капитал. При регистрации некоммерческой организации формирование такого фонда не предусмотрено. Ее создание и деятельность финансируются из других источников:
    • добровольных пожертвований;
    • членских и вступительных взносов, которые предусматриваются Уставом;
    • поступлений от мероприятий, проводимых в рамках основной деятельности;
    • для осуществления приносящей доход деятельности НКО должна иметь имущество, достаточное для осуществления указанной деятельности, рыночной стоимостью не меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью;
    • доходов от предпринимательства, не противоречащего целям создания.
  5. Имущественные права учредителей . Лица, создавшие НКО (кроме учреждений) и передавшие средства в ее собственность, после регистрации некоммерческой организации теряют возможность возврата активов и распоряжения ими (касается и членских взносов). Также они не участвуют и в распределении прибыли.
  6. Органы управления .

    В политической партии, общественной организации или движении высшее руководство передается съезду (конференции) либо общему собранию. В свою очередь, функции постоянно действующего управленческого органа указанных некоммерческих организаций выполняет выборная коллегия, подотчетная собранию или съезду.

    В политических партиях путем голосования формируются не только руководящие органы, но и контрольно-ревизионные комиссии. Органы общественной самодеятельности работают на принципах самоуправления, утвержденных собранием учредителей и отраженных в их Уставе. Обязательным органом для фондов являются попечительские советы.

    Чтобы зарегистрировать иные виды НКО, необходимо избрать высший коллегиальный руководящий орган или общее собрание ее участников.

    Исполнительный орган подобных структур управляет текущей деятельностью единолично или коллегиально, при этом результаты его работы контролируются руководящим органом.

    Высшие органы управления устанавливаются учредительными документами и могут быть представлены для автономной некоммерческой организации - в виде высшей коллегии управления; общим собранием членов при регистрации ассоциации (союза) и партнерства; в фондах и прочих НКО - в соответствии с Уставом и федеральным законодательством. Основная функция управления едина - достижение целей, поставленных при создании.

    К надзирающим и контролирующим органам относят ревизионную комиссию или попечительский совет. Контрольно-ревизионные органы обязательны для всех общественных объединений, а попечительский совет - для фондов. Формирование таких органов при регистрации остальных типов некоммерческих организаций не требуется.

  7. Цели и направления деятельности . Подобные виды юридических лиц вправе заниматься только теми вопросами, которые оговорены законом и их учредительной документацией. Так, они могут преследовать благотворительные, образовательные, культурные, научные, социальные и управленческие цели, содействовать развитию спорта и физической культуры, защите законных прав и интересов организаций и граждан, урегулированию конфликтов и споров, заботиться об охране здоровья, удовлетворении духовных и прочих аналогичных нужд людей, оказывать юридическую помощь и предпринимать иные усилия для создания общественных благ.

    Указанным условиям не соответствуют только потребительские кооперативы, так как их регистрируют для ведения заготовительной, производственной и иной деятельности, способствующей материальному и иному обеспечению своих членов.

    Некоторые направления деятельности являются лицензируемыми, то есть требуют от некоммерческих организаций получения специальных разрешений.

  8. Налогообложение .

    1. Льготы по НДС предоставляются:
      • общественным организациям инвалидов (чтобы зарегистрировать такую НКО, 80 % и более всех ее членов должны составлять лица с ограниченными возможностями либо их законные представители) или учреждениям, в которых они являются единственным собственником;
      • религиозным структурам, реализующим литературу соответствующего содержания и предметы культа.
    2. От налога на прибыль освобождаются:
      • целевые, членские и вступительные взносы (предусмотрены в ассоциациях, партнерствах и общественных некоммерческих организациях);
      • паевые вклады (обязательны для участников потребительских кооперативов);
      • федеральные субсидии, выделяемые на благотворительную деятельность;
      • пожертвования;
      • имущество, полученное некоммерческой организацией в порядке наследования на основании завещания;
      • иные материальные активы и денежные средства, поступившие в целях финансирования благотворительной деятельности.
    3. Налог на имущество вправе не оплачивать:
      • российские общественные организации, членами которых преимущественно являются инвалиды или законные представители лиц с этим статусом (больше 80 % от общего числа членов). Освобождение распространяется только на ту часть имущества, которая используется при ведении деятельности, определенной уставом;
      • религиозные НКО (также как и в предыдущем случае, льгота по налогу на имущество касается лишь активов, позволяющих выполнять мероприятия религиозного толка);
      • структуры, которые учреждены общероссийскими общественными организациями инвалидов (инвалиды либо лица, представляющие их интересы в соответствии с законом, составляют минимум 80 % всех членов) при условии, что они - единственный собственник.

    Исходя из законодательства, к НКО может быть применена упрощенная система налогообложения, если они зарегистрированы при небольшом участии в них других организаций (их доля не должна превышать 25 %). Но в то же время Президиум ВАС России и Конституционный суд РФ постановили, что применимо к подобным структурам говорить о доле непосредственного участия нельзя.

    В этой связи наибольшие проблемы в толковании вызывают следующие требования:

    1. Как было сказано выше, когда непосредственное участие в некоммерческой организации сторонних структур превышает установленный лимит (25 %), то она не вправе использовать УСН. Однако если прочитать главу 26.2 Налогового Кодекса России, то можно увидеть, что под понятием «доля участия» имеется в виду процент, который занимает вклад учредителя в общей величине уставного капитала. Но для некоммерческих организаций формирование такого фонда вообще не предусмотрено, а, значит, для них показатель «доля непосредственного участия» теряет свой изначальный смысл. Это верно и в том случае, если одним из учредителей НКО (либо единственным) выступает другое юридическое лицо.

      Данное условие применения УСН не действует и в отношении коммерческих структур. Для этого их уставный фонд должен быть в полном объеме составлен из взносов общественных организаций инвалидов, отвечающих двум критериям: не меньше половины среднесписочной численности их персонала - инвалиды, при этом их заработок составляет хотя бы четверть от всего фонда оплаты труда.

    2. Среди тех, кто лишен права выбирать УСН, упоминаются инвестиционные фонды. Относится ли это к некоммерческим фондам, занимающимся инвестициями социального характера, к примеру, фондам местного сообщества? Ответ отрицательный и вытекает он из статьи 2 Федерального закона 156 «Об инвестиционных фондах», принятого 29.11.2001 г. Там, в частности, указано: словосочетание «инвестиционный фонд» является частью фирменного названия акционерного инвестиционного фонда, то есть открытого акционерного общества, деятельность которого связана исключительно с инвестированием в ценные бумаги либо прочие активы, определенные данным нормативно-правовым актом. Юридические лица иного типа не могут использовать слова «инвестиционный фонд» и их любые вариации в своих названиях. В указанном Федеральном законе предусмотрены исключения из этого правила, но некоммерческие фонды в них не включены.

Этап 2. Формирование пакета документов для регистрации НКО

В обязательный перечень входят:

Этап 3. Обращение за регистрацией некоммерческой организации в Минюст

Предварительным рассмотрением вопроса о создании НКО занимаются территориальные органы Министерства юстиции России (если структура открывается в Москве, нужно прийти на улицу Кржижановского, д. 13). Чтобы сдать документы уполномоченному лицу, следует предъявить доверенность от заявителя.

Если все заполнено правильно, то на расписке ставится отметка о принятии с датой приема и присваивается входящий номер.

Впоследствии эта расписка будет основанием для выдачи готовых свидетельств.

Этап 4. Получение подтверждений успешной регистрации некоммерческой организации

Спустя примерно 1–1,5 месяца можно прийти в Минюст за готовыми документами. После предъявления ранее выданной расписки и доверенности, здесь забираются:

  • свидетельство о постановке на учет налогоплательщика (ИНН);
  • свидетельство о государственной регистрации НКО с указанием учетного номера в Минюсте;
  • Устав с отметкой;
  • лист записи ЕГРЮЛ о регистрации с присвоением ОГРН.

Этап 5. Запрос сведений о регистрации НКО в Росстате

Основные данные о новой некоммерческой организации подлежат обязательному статистическому учету. После их внесения в базы Росстата ведомство формирует информационное письмо о присвоенных кодах ОКВЭД.

Соответствующее уведомление используется во внешнеэкономической деятельности и при расчетно-кассовом обслуживании.

Этап 6. Открытие банковского счета для некоммерческой организации

При обращении в кредитное учреждение понадобится целый ряд документов, но требования в каждом из них отличаются. В примерный перечень входят:

  • Устав;
  • подтверждения регистрации и постановки некоммерческой организации на учет в налоговой инспекции (свидетельства о государственной регистрации НКО и ИНН);
  • статистические коды (письмо из Росстата);
  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • решение руководящего органа о создании некоммерческой организации;
  • документы о праве на юридический адрес;
  • приказы о назначении высших должностных лиц НКО (директора и главного бухгалтера), удостоверенные руководителем (в виде оригинала и копии);
  • анкета;
  • карточка образцов подписей (заверяется в банке или у нотариуса).

Этап 7. Регистрация некоммерческой организации в социальных фондах

Постановка НКО на учет в ПФР и ФСС РФ производится автоматически сразу после ее официального создания. Подтверждением этого факта становятся извещения от Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Если эти документы своевременно не поступили в некоммерческую организацию, то ей следует получить их самостоятельно.

Такие уведомления требуются при составлении отчетности , так как в них указываются индивидуальные номера, присвоенные фондами каждой НКО и необходимые для внесения в отчет или бухгалтерскую программу.

Как зарегистрировать некоммерческую организацию в Минюсте

Регистрация некоммерческой организации (НКО) имеет некоторые особенности, поскольку проводится одновременно и Минюстом РФ, и ФНС РФ. О регистрации юридических лиц в целом рекомендуем узнать из статей в разделе «Регистрация юридических лиц» на нашем сайте.

Наша пошаговая инструкция по регистрации некоммерческой организации в 2018 — 2019 году включает описание следующих шагов:

  1. Учреждение НКО (определение состава учредителей, подготовка учредительных документов и решения или протокола об учреждении).
  2. Подготовка документов для регистрации НКО Минюстом РФ или его территориальным органом, уплата госпошлины.
  3. Сдача документов некоммерческой организации на регистрацию в Минюст РФ.
  4. Получение свидетельства о регистрации НКО и выписки из ЕГРЮЛ.

Ориентироваться в том, как зарегистрировать НКО, помогут:

  • закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ);
  • закон «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ;
  • Адм. регламент предоставления Минюстом РФ госуслуги по принятию решения о государственной регистрации…, утв. приказом Минюста РФ от 30.12.2011 № 455017 (далее — Регламент).

Учреждение и документы для государственной регистрации НКО

Порядок учреждения и перечень документов для регистрации НКО определяются в соответствии с видом и избранной организационно-правовой формой. Подробнее о них можно прочесть в статье «Виды и формы некоммерческих организаций» . Форма НКО должна соответствовать одной из перечисленных в параграфах 6, 7 гл. 4 Гражданского кодекса и гл. II (ст. 6-11) закона № 7-ФЗ:

  • автономная некоммерческая организация (АНО);
  • госкорпорация;
  • некоммерческое партнерство и др.

Основные признаки НКО — это отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и выплаты дохода от деятельности участникам. Цели регистрации НКО общественно полезные из числа перечисленных в п. 2 ст. 2 закона № 7-ФЗ.

Состав документации, представляемой на регистрацию

В соответствии со ст. 13.1 закона № 7-ФЗ для госрегистрации НКО представляются:

  • заявление по ф. Р11001 (Р12001 — в случае реорганизации) с указанием сведений об учредителях, кодах ОКВЭД, адресе, руководителе (см. подробнее в статье «Заявление о регистрации юридического лица»);
  • учредительные документы (устав, учредительный договор);
  • решение о создании;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • документы о согласии правообладателя на использование имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ, полного наименования иного юрлица как части собственного наименования;
  • копии учредительных документов, выписка из реестра или иной документ, подтверждающий статус учредителя — иностранного лица.

Решение об учреждении НКО

Решение об учреждение может быть выражено в разных формах:

  • Протокол собрания учредителей, в случае если учредителей несколько. Это характерно для корпоративных НКО (потребительских кооперативов, общественных организаций и др., п. 3 ст. 123.1 ГК РФ). Таким образом могут создаваться и унитарные НКО (фонды, религиозные организации и др.).
  • Единоличное решение учредителя (например, фонда).
  • Нормативный акт (см. в качестве примера закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ о создании госкорпорации «Ростех»).

В данном документе приводятся основные решения, принятые при учреждении: о создании НКО, утверждении устава, формировании органов управления (например, в учреждении обязательно назначается руководитель, п. 4 ст. 123.21 ГК РФ) и др. Он подписывается единоличным учредителем либо председателем и секретарем учредительного собрания. В последнем случае в протоколе отражается их избрание (1 вопрос повестки дня).

Учредительные документы НКО

Допускается замена устава на положение для казенного учреждения, наличие учредительного договора для некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций (АНО).

Основные положения устава НКО, а также образец такого документа приведены в статье «Устав некоммерческой организации - образец 2018 — 2019 года» . При этом пункты устава должны соответствовать п. 3 ст. 14 закона № 7-ФЗ и содержать:

  • наименование, указывающее на характер деятельности и организационно-правовую форму (ОПФ);
  • местонахождение;
  • предмет и цели деятельности (см. статью «Особенности правоспособности некоммерческих организаций»);
  • порядок управления (структуру, полномочия органов);
  • условия членства;
  • источники формирования имущества и др. (имущественные отношения в НКО подробно раскрыты в статьях «Уставный капитал и имущество некоммерческой организации» и «Членские взносы в некоммерческую организацию»).

Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.

В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.

Требования к наименованию НКО

Указание на ОПФ НКО необходимо в том случае, если она не имеет разновидностей (видов), к таким относятся:

  • некоммерческое партнерство;

Если ОПФ может существовать в разных видах, необходимо указать конкретный вид организации. Такое требование содержится в п. 1 ст. 54 ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.16-2 ГК РФ адвокатское образование может быть создано в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации. Соответственно, название разновидности ОПФ и указывается в учредительных документах.

В соответствии со ст. 4 закона № 7-ФЗ наименование НКО должно также указывать на характер ее деятельности. Под характером подразумевается общее обозначение ее предмета. Например, спортивные организации указывают название соответствующего вида спорта.

Согласно абз. 1 ст. 28 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (далее — закон № 82-ФЗ) в названии общественного объединения должно содержаться указание на территориальную сферу его деятельности (как правило, в виде прилагательных: «Всероссийский…», «Самарский областной…» или «Владимирский региональный…», «Ульяновский городской…» и т. д.).

«Произвольная» часть наименования — собственно название НКО, которое формулируется по усмотрению учредителей по общим правилам для юридических лиц с ограничениями, установленными п. 1 ст. 54 ГК РФ.

Список учредителей НКО

Учредители НКО должны быть указаны в заявлении Р11001 (листы А-Г). В этом качестве могут выступать полностью дееспособные граждане и юрлица (п. 1 ст. 15 закона № 7-ФЗ).

Законом № 7-ФЗ установлены ограничения возможности учреждать НК. Так, не могут быть учредителями:

  • иностранные граждане, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания в РФ;
  • лица, включенные в списки в соответствии с законом «О противодействии легализации…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ и др. (ст. 15 закона № 7-ФЗ).

Минимальное число учредителей определяется нормами об НКО соответствующей ОПФ или вида. Так, число учредителей общественной организации должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ), ассоциации (союза) — не менее 2 (ст. 123.9 ГК РФ), учреждение создается единолично его собственником (ст. 123.21 ГК РФ), число учредителей фонда не регламентировано ни ГК РФ, ни законом № 7-ФЗ.

На местах территориальные подразделения Минюста РФ нередко предлагают представить список учредителей на отдельном листе с указанием паспортных данных (для физлиц) или сведений о регистрации (по юрлицам).

Особенности статуса и регистрации автономной некоммерческой организации (АНО)

При подготовке к регистрации АНО нужно учитывать следующие особенности:

  1. Ограничения по числу учредителей отсутствуют как в законе № 7-ФЗ, так и в ГК РФ. Соответственно, минимум — 1 учредитель (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. Если учредитель единственный, он принимает решение об учреждении АНО, при большей численности проводится собрание и готовится его протокол.
  2. Данная ОПФ является унитарной и членства не предусматривает, однако учредители сохраняют свой статус на протяжении всего существования АНО и осуществляют управление ею (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). Состав учредителей может быть изменен на любом этапе существования АНО (пп. 1, 6 ст. 123.24 ГК РФ).
  3. Учредительным документом АНО является устав. В нем должны быть перечислены наименование АНО, направления работы, порядок образования и компетенция органов и др. (п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).
  4. Высшим органом управления АНО является собрание учредителей. Обязательно формирование единоличного исполнительного органа. Кроме того, может быть образован коллегиальный исполнительный орган (ст. 123.25 ГК РФ).

Другие нюансы об этой ОПФ можно узнать из статьи «Автономная некоммерческая организация - особенности» . Регистрация АНО проводится Минюстом в течение не более 17 рабочих дней (п. 22 Регламента).

Особенности статуса и регистрации общественной некоммерческой организации

Создание и деятельность общественной организации урегулированы законами № 7-ФЗ и 82-ФЗ. Особенности этой ОПФ:

  1. Минимальное число учредителей — 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
  2. Общественная организация является корпоративной ОПФ, в отличие от АНО и религиозной организации, имеющих созвучные названия. Она ведет списки членов (участников), каждый из которых обладает правами и обязанностями, как предусмотренными законом (ст. 123.6 ГК РФ), так и закрепленными в уставе.
  3. Высшим органом корпорации является собрание участников (ст. 65.3 ГК РФ). Кроме того, обязательно образуется единоличный исполнительный орган (ст. 8 закона № 82-ФЗ). Возможно также создание коллегиального исполнительного органа.

При регистрации общественной организации срок регистрации Минюстом (без учета времени регистрации в ЕГРЮЛ) составляет не более 33 дней (п. 22 Регламента).

Действия территориального органа Минюста РФ по заявлению

Общий срок регистрации НКО более длителен в связи с тем, что решение о регистрации принимается Минюстом РФ или его территориальным органом после проведения правовой экспертизы представленных документов. Движение документов согласно Регламенту выглядит следующим образом.

Итак, для государственной регистрации НКО необходимо представить заявление и документы (учредительные, решение о создании и др.) в территориальный орган Минюста РФ. После проведения правовой экспертизы принимается решение о регистрации и документы передаются в ФНС РФ для внесения сведений в ЕГРЮЛ. После возвращения документов в Минюст РФ и ведомственной регистрации документы выдаются заявителю.

НКО (некоммерческая организация) — это организация, которая не преследует цели извлечения максимальной прибыли из своей деятельности. Основные цели НКО — это реализация благотворительных, социокультурных и образовательных целей. Такие организации выполняют важные социальные функции и являются необходимыми для общества, его развития и прогресса. При этом существует несколько разновидностей таких обществ, которые необходимо учитывать при регистрации НКО. Об этом мы и поговорим далее.

В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

  • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
  • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
  • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
  • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
  • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
  • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
  • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
  • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
  • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
  • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
  • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

Кто может стать учредителем НКО?

Учредителями некоммерческих организаций могут быть:

  • физические лица граждане РФ или юридические лица;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые законно находятся на территории РФ (кроме случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством).

Кто не может быть учредителем и участником НКО?

Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:

  • Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
  • Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
  • Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
  • Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
  • Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.

Регистрация НКО: пошаговая инструкция

На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Рассмотрим подробно процесс регистрации некоммерческих организаций.

Определение направления и целей работы

Производится подбор видов экономической деятельности в соответствии с законами РФ, целей, ради которых создается объединение. В отличие от коммерческих, НКО вправе заниматься не всеми видами деятельности, перечисленными в ОКВЭД.

Определение юридического адреса

По гражданскому законодательству регистрировать объединение нужно по месту нахождения его исполнительного органа. Работу НКО контролирует Минюст. Он может проверить юридический адрес. При обнаружении нарушений к организации могут применить санкции в виде штрафов, ограничений, обращения в суд для принудительной ликвидации.

Подготовка уставной документации

Уставные документы некоммерческой организации должны содержать следующие данные:

  • полное наименование НКО;
  • характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
  • юридический адрес организации;
  • цель и задачи;
  • особенности управленческой политики;
  • права и обязанности учредителей и членов;
  • данные о представительствах и филиалах (если они есть);
  • правила приема и выхода из объединения;
  • особенности изменения учредительной документации;
  • регулирование вопросов собственности НКО.

Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.

В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.

Подготовка заявления

Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:

  • личные данные заявителя;
  • его контактные данные;
  • место жительства.

Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.

Оплата государственной пошлины за регистрацию НКО

По налоговому законодательству при регистрации НКО оплачивается пошлина. По законодательству предусмотрены следующий порядок и размер взимания госпошлины:

Размеры госпошлины за регистрацию НКО

  • Некоммерческие организации — 4000 рублей
  • Политические партии и региональные отделения политических партий — 3500 рублей
  • Общероссийский общественные организации инвалидов — 1400 рублей
  • Внесение данных в госреестр саморегулируемых организаций — 6500 рублей

Перечень необходимых документов

Для последующей подачи в регистрирующий орган нужно подготовить следующий набор необходимых бумаг:

  • учредительную документацию – Устав, учредительный договор в 3 экземплярах
  • решение о создании НКО – протокол собрания учредителей или единоличное решение (если учредитель один), потребуется 2 экземпляра
  • паспортные данные учредителей – 2 шт.
  • данные о территориальной принадлежности организации , подтвержденные договором аренды, гарантийным письмом, свидетельством о праве собственности на недвижимость и т.п.
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (оригинал и копия)
  • заверенное заявление о государственной регистрации НКО (по форме РН0001) – 2 экземпляра, оба с собственноручной подписью того же лица, чьи данные значатся в квитанции госпошлины.

Подача документов и следующие шаги

Последующие шаги выглядят так:

  • Представление документов в Минюст. Полный перечень нужных бумаг приведен в Законе. Если решение о регистрации положительное, новоиспеченная НКО Федеральной налоговой службой вносится в ЕГРЮЛ. На это потребуется срок около 7 рабочих дней. После внесения необходимых сведений ФНС пересылает информацию о завершении регистрации в соответствующий территориальный орган Минюста.
  • Получение свидетельства.
  • Получение кодов статистики. Обратиться в Росстат может учредитель или его представитель по нотариально заверенной доверенности. Нужно представить свидетельство, выписку из ЕГРЮЛ и написать соответствующее заявление.
  • Учет в фондах. НКО обязана встать на учет в пенсионном, медицинском фондах и соцстрахе.
  • Изготовление печати.
  • Открытие счета . Объединение подбирает банк и открывает в нем расчетный счет. Он потребуется для осуществления безналичных расчетов.

Сроки принятия решения

Согласно практике, сроки регистрации НКО в Минюсте составляют не более 30 рабочих дней .

Если все документы в порядке и причины для отказа в регистрации НКО отсутствуют, Минюст или его территориальное отделение принимает финальное решение не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения пакета документов.

После этого сведения и документы направляются в Федеральную налоговую службу (ФНС) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

На основании полученных данных в течение 5 рабочих дней сведения о новом НКО вносятся в реестр, и не позднее следующего рабочего дня ФНС сообщает об этом в Минюст, который в свою очередь не позднее трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о госрегистрации его некоммерческой организации.

Отказ в регистрации НКО

Причины отказа

Самые распространенные причины, по которым может быть отказано в регистрации НКО:

  • учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации
  • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием
  • наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан
  • необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган
  • если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с федеральным законом
  • в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.

Решение об отказе оформляется письменно с разъяснением причин и в течение 3 дней передается заявителю.

Что делать в случае отказа

В случае если получен отказ в регистрации некоммерческой организации, у учредителя НКО есть выбор: согласиться с принятым решением или добиваться его изменения.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не запрещает повторно подавать документы для госрегистрации при условии, что устранены основания, вызвавшие отказ. Повторная подача заявления о государственной регистрации некоммерческой организации и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «О некоммерческих организациях».

Особенности регистрации АНО (автономной некоммерческой организации)

При подготовке к регистрации АНО нужно учитывать следующие особенности:

  1. Ограничения по числу учредителей отсутствуют как в законе № 7-ФЗ, так и в ГК РФ. Соответственно, минимум - 1 учредитель (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. Если учредитель единственный, он принимает решение об учреждении АНО, при большей численности проводится собрание и готовится его протокол.
  2. Данная ОПФ является унитарной и членства не предусматривает, однако учредители сохраняют свой статус на протяжении всего существования АНО и осуществляют управление ею (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). Состав учредителей может быть изменен на любом этапе существования АНО (пп. 1, 6 ст. 123.24 ГК РФ).
  3. Учредительным документом АНО является устав. В нем должны быть перечислены наименование АНО, направления работы, порядок образования и компетенция органов и др. (п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).
  4. Высшим органом управления АНО является собрание учредителей. Обязательно формирование единоличного исполнительного органа. Кроме того, может быть образован коллегиальный исполнительный орган (ст. 123.25 ГК РФ).

Особенности перерегистрации некоммерческой организации

Данная процедура необходима для того, чтобы легализовать внесенные изменения путем их регистрации в налоговой. После этого они признаются действительными. НКО необходимо перерегистрировать при смене срока полномочий руководства, названия, адреса, организационно-правовой формы, изменениях в учредительных бумагах, открытии филиалов. Процедура заключается во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Для ее совершения нужно оплатить госпошлину в размере 20% от первоначальной. Порядок и сроки внесения изменений такие же, как при первичной регистрации объединения.

Регистрация изменений, которые не затрагивают Устав и учредительные бумаги госпошлиной не облагается. Например, переизбрание руководителя, изменения в составе участников или их паспортных данных.

Некоммерческой организацией (далее — НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Пошаговая инструкция по регистрации некоммерческой организации:

Этап 1. Сбор данных

Этап 1. Сбор данных

— Наименование

— Юридический адрес

Согласно закону, каждое юридическое лицо должно иметь адрес местонахождения, по которому осуществляется регистрация этого юридического лица и по которому всегда можно найти его исполнительный орган.

На практике это положение закона было интерпретировано «по-своему», в результате чего возникло разделение понятия «место нахождения юридического лица» на «юридический адрес» и «адрес фактический». В связи с этим сформировались два отдельных понятия, не закрепленные официально, но активно используемые в обиходе.

Под термином «фактический адрес» понимается адрес реального местонахождения организации, по которому непосредственно можно найти ее исполнительный орган.

Под термином «юридический адрес» понимается адрес, указанный в учредительных документах юридического лица, который указывается в реквизитах организации в ходе ее деятельности (при заключении договоров и сделок) и по месту которого определяются права и обязанности регистрируемого юридического лица.

Для того, что бы зарегистрировать НКО на юридический адрес, необходимо иметь либо право на его собственность, либо легитимность владения им со стороны собственника (свидетельство права собственности), а так же, Ваше к нему отношение (договор аренды и гарантийное письмо от собственника).

В качестве юридического адреса, может быть использован домашний адрес Исполнительного органа (Генеральный директор, Президент и т. п.). Для этого Исполнительный орган должен быть прописан на данной жилплощади или иметь ее в собственности.

— Учредители

Учредителями НКО могут являться физические лица, достигшие 18 лет, и (или) юридические лица.

Благотворительное учреждение может быть создано только благотворительной организацией.

Учреждение профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) — только религиозными организациями.

Общественное учреждение — физическими и юридическими лицами, являющимися общественными объединениями.

Учредителем образовательного учреждения могут быть: органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские и иностранные организации, физические лица.

Учредителем высшего учебного заведения, реализующего военные профессиональные образовательные программы, может быть исключительно Правительство РФ.

— Уставной капитал

В НКО нет уставного капитала, они создаются и функционируют с источников финансирования:

— вступительные и членские взносы, уплата которых предусмотрена уставом;

— добровольные взносы и пожертвования;

— поступления от проводимых мероприятий;

— предпринимательская деятельность, соответствующая целям, для достижения которых создана указанная организация.

Право учредителей на имущество. Не сохраняют имущественных прав на переданное этим организациям в собственность имущество (кроме учреждений), в том числе на членские взносы и не распределяют полученную прибыль между участниками.

— Органы управления НКО

Высшим руководящим органом общественной организации, общественного движения и политической партии является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации и общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В политической партии избираются руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Орган общественной самодеятельности строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Особым органом управления фонда, создаваемым в обязательном порядке является попечительский совет фонда. В иных видах НКО избирается общее собрание членов либо коллегиальный высший орган управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом и другими некоммерческими организациями определяется уставом и соответствующими федеральными законами. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Надзирающие и контролирующие органы: попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия). По закону обязательно создание попечительского совета в фондах, общественных фондах и контрольно-ревизионного органа во всех видах общественных объединений. В других некоммерческих организациях создание таких органов не обязательно.

— Цели, виды деятельности

Некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом. А именно для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Исключением является потребительский кооператив: он создается для осуществления торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий).

— Система налогообложения

Льготное налогообложение

1. Льготами по налогу на добавленную стоимость могут пользоваться:

— общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители),

— учреждения, единственным собственником имущества которых является общественная некоммерческая организация инвалидов,

— религиозные некоммерческие организации (при реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы).

2. Налогом на прибыль не облагаются:

— вступительные, членские взносы и целевые взносы в некоммерческих партнерствах, общественных некоммерческих организациях, ассоциациях,

— паевые вклады в потребительских кооперативах,

— пожертвования, вносимые в некоммерческие организации,

— имущество, наследуемое некоммерческим организациям по завещанию,

— суммы из государственного бюджета, выделяемые на осуществление благотворительной деятельности,

— средства и иное имущество, которые получены некоммерческими организациями на осуществление благотворительной деятельности.

3. От уплаты налога на имущество освобождаются:

— религиозные некоммерческие организации (в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности),

— общероссийские общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности),

— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители).

Упрощенная система налогообложения, согласно Закону, с одной стороны, может быть применена к некоммерческим организациям, доля участия в которых других организаций составляет менее 25%. С другой стороны, Конституционный Суд РФ и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установили, что к некоммерческим организациям понятие «доля непосредственного участия» не может быть применимо.

Некоторые сложности в понимании могут вызвать два следующих критерия:

Не могут применять УСН организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. В контексте главы 26.2 Налогового кодекса РФ под словами «доля участия» следует понимать участие в уставном капитале. Поскольку у НКО не существует уставного капитала, не может существовать и доля участия в НКО других организаций, даже в том случае, если учредителем (одним из учредителей) НКО является юридическое лицо. В отношении же коммерческих организаций данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.

В числе организаций, которые не вправе применять УСН, названы инвестиционные фонды. Можно ли этот критерий применить к некоммерческим фондам, которые осуществляют так называемые социальные инвестиции, например к фондом местного сообщества? Нет, нельзя, поскольку согласно ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» слова «инвестиционный фонд» — это часть фирменного наименования акционерного инвестиционного фонда — открытого акционерного общества, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова «инвестиционный фонд» в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. К таким исключениям не относятся некоммерческие фонды.

Этап 2. Подготовка пакета документов

В соответствии с утвержденными требованиями необходимо подготовить следующий пакет документов:

— Заявление о государственной регистрации (форма РН 0001). Данную форму заявителю необходимо заверить у нотариуса. Заявителем может выступать любой из учредителей (если их несколько). Должно быть подготовлено заявление в 2х экземплярах: первый должен быть нотариально заверен, второй (копия) — подписан заявителем;

— Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (при необходимости);

— Устав (прошитый оригинал, каждую страницу, кроме титульного подписывает заявитель) в 3-х экземплярах;

— Решение (в 2х экземплярах) или Протокол общего собрания учредителей (в 2 экземплярах);

— Документ об уплате госпошлины — 4000 рублей за государственную регистрацию (оригинал и копия);

— Документы на адрес (Гарантийное письмо от собственника и копия свидетельства о праве собственности);

— Доверенность на подачу и получение документов (не требуется, если подает непосредственно заявитель лично);

— Расписка о получении документов Минюстом.

Этап 3. Подача документов в Минюст

По доверенности от Заявителя, подготовленный пакет документов подается в Минюст (Главное Управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, 50, 1 этаж, оф. 105)

Взамен получаем расписку, где указано: ФИО заявителя, количество полученных документов, контактная информация.

На основании расписки по доверенности получаем документы — см. Этап 4.

Этап 4. Получение документов из Минюста

Через 30 календарных дней, на основании расписки, выданной при подаче документов в Минюст, по доверенности получаем:

— Свидетельство о создании Организации (выдается Минюстом);

— Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о создании организации (Свидетельство ОГРН);

— Свидетельство о постановке на налоговой учет (Свидетельство ИНН, выдается ИФНС по месту регистрации);

— Выписку из ЕГРЮЛ.

Этап 5. Получение информационного письма Росстата

Регистрация в Госкомстате является формой статистического учета предприятий.

По результатам внесения сведений в целях учета, Госкомстат выдает уведомление о присвоении ОКВЭД.

Данный документ требуется для открытия расчетного счета в банке, а так же при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Получаем информационное письмо из Госкомстата (статистика). Для получения письма необходимо при себе иметь — свидетельства ИНН и ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ, Устав.

Этап 6. Открытие расчетного счета

Требования к документам, которые необходимы для открытия расчетного счета, различаются в зависимости от банка. Примерный перечень документов таков:

— Свидетельство ОГРН;

— Свидетельство ИНН;

— Выписка из ЕГРЮЛ;

— Оригинал уведомления из Госкомстата (коды статистики);

— Решение о создании организации, заверенное руководящим органом;

— Приказ о назначении руководителя и главного бухгалтера, заверенный руководителем;

— Документы на юридический адрес, подтверждающие право собственности, и законность вашей регистрации по данному адресу;

После открытия расчетного счета необходимо в течение 7 календарных дней уведомить территориальную налоговую инспекцию и фонды: Пенсионный Фонд России (ПФР) и Фонд Социального Страхования (ФСС).

Этап 7. Постановка на учет в фондах

В момент регистрации организация автоматически встает на учет в фонды: Пенсионный Фонд России (ПФР) и Фонд Социального Страхования (ФСС).

Данные извещения необходимы для сдачи отчетности, т.к. фонды присваивают каждой организации свой номер, который заносится в бухгалтерскую программу или прописывается в отчете.

Трудности, связанные с регистрацией некоммерческой организации

1. Неверно подготовленные документы (неверно заполнены данные, неверные данные, не правильно оформлены документы)

Влекут за собой отказ в регистрации. Помимо затраченного времени, вы теряете деньги за госпошлину (4000 за регистрацию) и нотариальные расходы.

2. Проблемы с юридическим адресом

  • Отказ в регистрации в налоговом органе.

Получив документы на регистрацию юридического лица, регистрирующий орган проверяет сведения о Вашем юридическом адресе. В случае если собственник не подтвердил наличие между вами договорных отношений, выносится решение об отказе в регистрации.

Когда контакт с собственником по каким-либо причинам установить не удалось, Минюст и ИФНС так же выдает отказ в регистрации, и возможность решения вопроса в пользу регистратора исключена.

  • Отказ в открытии счета.

Проблемы при открытии расчетного счета для юридического лица, могут возникнуть в случае, если юридическое лицо не находится по адресу, заявленному как его фактическое местонахождение, либо если адрес является массовым, на который зарегистрировано большое количество юридических лиц. В этом случае банк вправе потребовать документальное подтверждение местонахождения юридического лица (Договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на помещение), либо может совершить выездную проверку на адрес местонахождения.

3. Устав. Должны быть четко определены цели и предмет деятельности организации, структура органов управления и его функции, процедура по формированию и сдаче ежегодной отчетности.

Устав, не соответствующий требованиям закона, может быть отправлен на доработку, или выносится решение об отказе в регистрации.

4. В случае, когда не вовремя подано заявление на переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), следует отказ на переход на УСН.

5. Организация обязана выплатить штраф в случае несвоевременной подачи уведомлений об открытии счета в территориальную налоговую и фонды.

6. Несдача/Несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности, грозит выплатой штрафных санкций, а так же блокировкой расчетного счета организации.

Алгоритм подготовил юрист Анна Бутрина

Вместе мы делаем мир справедливее.

Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект

Если Вы читаете эту статью, значит - Вы решительно настроены, зарегистрировать автономную некоммерческую организацию самостоятельно . Мы рады Вам помочь в поставленной задаче!

Чтобы самому открыть автономную некоммерческую организацию надо набраться терпения и все тщательно взвесить "за" и "против", оценить потраченное драгоценное время, денежные вложения и т.п. Самостоятельная регистрация АНО потребует от Вас определенных знаний и опыта по грамотному оформлению документов для учреждения автономной некоммерческой организации . В данной статье предлагаем Вашему вниманию упрощенный и доступный курс по подготовке документов для создания автономной некоммерческой организации самостоятельно .

Необходимые знания о том, что представляет собой автономная некоммерческая организация:

1. Автономная некоммерческая организация - это не имеющая членства некоммерческая организация, которая учреждается полностью дееспособными гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры, спорта и иных услуг, например, издательство или экспертизы. (Статья 10 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ).

2. Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть полностью дееспособные граждане РФ и юридические лица, а так же иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации. Количество учредителей АНО организации не ограничено. Учредители не управляют автономной некоммерческой организацией самостоятельно (через Общее собрание учредителей или членов). Учредители осуществляют надзор за деятельностью ано в порядке, предусмотренном Уставом этой организации. Учредители - физические лица АНО могут избрать себя в члены высшего руководящего органа АНО и таким образом осуществлять руководство некоммерческой организации.

4. Решение об учреждении автономной некоммерческой организации или Протокол учредительного собрания АНО . С данным вопросом все просто: если учредитель один, то - решение, если учредителей два и более, то - протокол. На первом учредительном собрании принимается решение о создании автономной некоммерческой организации с ее полным наименованием, утверждается местонахождение (юридический адрес) ано, формируется состав высшего коллегиального руководящего органа некоммерческой организации, избирается руководитель АНО, при необходимости. Если руководителем автономной некоммерческой организации планируется избрать одного из членов высшего коллегиального руководящего органа АНО, то в состав данного высшего руководящего органа должно входить не менее трех членов - физических лиц.

5. Устав автономной некоммерческой организации должен соответствовать требованиям ст. 14 . Необходимо тщательно разработать цели создания, предмет и виды деятельности. Наименование автономной некоммерческой организации должно быть наиболее оригинальным, не дублировать наименования других некоммерческих организаций и отражать основную цель создания АНО. Иными словами, наименование из полного наименования ано должно быть максимально понятно, для чего создана данная автономная некоммерческая организация. Имя (фамилию) гражданина в наименовании можно использовать только с согласия данного гражданина. Слова «Москва», «Россия» и их производные используются только при наличии официального разрешения от уполномоченных органов.

Также надо разработать структуру органов управления ано и их компетенцию. Отдельную главу устава следует посвятить имуществу автономной некоммерческой организации. Не забудьте о порядке и условиях принятия решений об изменении устава, реорганизации и ликвидации АНО.

В настоящее время в сети интернет можно найти достаточно много шаблонов устава автономной некоммерческой организации. Многие из них соответствуют требованиям законодательства об НКО. Но будьте внимательны, изменения в законодательство вносятся достаточно часто, а представленные в интернете примеры учредительных документов НКО не всегда обновляются, поэтому они и называются - пример, шаблон, образец и т.п. Для большей уверенности, что Вы выбрали правильный устав АНО Вам необходимо провести сравнения устава с действующим законодательством об НКО, в частности, с ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ в действующей редакции.

6. АНО не ставит основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между учредителями. АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует целям, указанным в ее Уставе, при соблюдении требований действующего законодательства. Автономная некоммерческая организация вправе устанавливать цены на свои работы и услуги в пределах, определенных действующим законодательством РФ и гражданско-правовыми договорами.

7. Раздел устава об имуществе автономной некоммерческой организации прописывайте четко по ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ .

Документы, представляемые на регистрацию автономной некоммерческой организации в регистрирующий орган в соответствие с п. 5 ст. 13.1 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ:

1. , заверенное нотариусом (заверяются подписи всех учредителей);

2. Заявление о регистрации АНО по утвержденной форме (Р11001), незаверенное нотариусом (подписывают все учредители);

3. Устав АНО в соответствие с действующим законодательством - в трех экземплярах;

4. или Протокол о создании автономной некоммерческой организации - в двух экземплярах;

5. Сведения об адресе (о месте нахождения) исполнительного органа автономной некоммерческой организации, по которому будет осуществляться связь с организацией - Гарантийное письмо и заверенная копия свидетельства на адрес либо справки из соответствующих органов, если адрес - «домашний», т.е. юридический адрес по прописке учредителя-руководителя;

6. Квитанция об уплате государственной пошлины (сума госпошлины составляет 4000 тысячи рублей).

7. Документы, подтверждающие право использовать часть зарегистрированного наименования другой организации, имя гражданина или слова «Москва», «Россия» и их производные в наименовании автономной некоммерческой организации.

8. Доверенность, заверенная нотариусом, на того, кто будет подавать документы ано на регистрацию в регистрирующий орган. Исключение составляет Главное управление Минюста России по Москве - достаточно не заверенной нотариусом подписи заявителя на доверенности.

9. (установленной формы) - в двух экземплярах.

10. Иные дополнительные документы в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Подготовленные документы в папке-скоросшиватель подаются в соответствующий регистрирующий орган. Для Москвы - это Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве. Для Московской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области.

Через четырнадцать рабочих дней после подачи документов АНО на государственную регистрацию в соответствующий регистрирующий орган с Вами свяжется специалист, которому отпишут Ваше дело на регистрацию организации. Если специалист не позвонил, то звоните сами по контактным номерам телефонов, указанных на сайте данного управления Минюста.

Будьте готовы к тому, что каждый специалист соответствующего управления Минюста, которому передадут Ваше дело на регистрацию автономной некоммерческой организации, может потребовать внести его корректировки в наименование, цели, деятельность ано, по некоторым положениям устава, заявление на регистрацию АНО. Это распространенная практика. Обычно, при приостановке регистрации создаваемой некоммерческой организации квитанция об оплате государственной пошлины и нотариально заверенное заявление по форме Р11001 не возвращаются. В этом случае, Вам придется заново оплачивать государственную пошлину за регистрацию некоммерческой организации 4000 руб. и услуги нотариуса по заверению подписи учредителей на заявлении Р11001.

Если все по документам верно и специалист не предъявил дополнительных требований к оформлению представленных Вами документов, то итоговый пакет документов из Минюста Вы получите примерно через две-три недели.

Далее Вам необходимо заказать печать, распечатать уведомление о постановке на учет с Статрегистр, открыть расчетный счет в банке, получить документы о постановке на учет в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования РФ.

Даже, если деятельность АНО не ведется в течение года и более, не забудьте про ежегодные отчеты в соответствующий регистрирующий орган о продолжении деятельности Вашей автономной некоммерческой организации. Отчеты подаются до 15 апреля текущего года за прошедший год. Для тех некоммерческих организаций, которые не сдают отчеты в Минюст - штраф 5000 р., взимается через суд.

В данной статье представлен сокращенный курс по самостоятельной регистрации АНО, подготовленный опытными юристами Юридического Центра «ЮсСфера» тел. 8-499-340-75-19 .

E-mail : Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Адрес офиса: г. Москва, ул. Земляной вал, д. 7, подъезд, 3, этаж 2, офис 215.

Стоимость услуг по подготовке составляет всего 8000 руб. + подробная инструкция по регистрации автономной некоммерческой организации самостоятельно.

Мы рады Вам помочь!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: