Судебная практика по делам о пенсионном обеспечении работников пожарной службы субъектов рф. Преференции сотрудникам мчс Льготы работникам мчс гпс пожарно спасательной части

Подробности

Хоть в чем-то огнеборцам повезло - начав работу в 20 лет, пожарные выходят на пенсию тогда, когда другие о ней только мечтают – всего через 15 лет службы. Но не все. Давайте узнаем подробности.

Да, в профессии пожарного есть и плюсы: по действующему законодательству, пожарный из штата сотрудников МЧС имеет право на заслуженный отдых по истечении 15 лет добросовестной службы.

Это не только отличная новость для потенциальных кандидатов, но еще и возможность начав работу еще до наступления старости, сменить профиль деятельности имея за плечами, как минимум, стаж, а как максимум – пенсию.

Но так везет далеко не всем пожарным - для сотрудников других должностей минимальный стаж составляет 25 лет.

Ранее этих сроков документы на оформление льготных пенсионных начислений не принимаются пенсионным фондом. Пенсионные выплаты сотрудникам пожарной охраны производятся на общих основаниях при главных условиях:

  • Достижение возраста 50 лет;
  • Рабочий стаж на Госпротивопожарной службе не меньше 25 лет.

Нужно ли уходить на пенсию пожарным?

Решение, во сколько лет пожарники выходят на пенсию, принимают, естественно, и сами пожарные, которые по зову совести или при отменном здоровье могут продолжать свою профессиональную деятельность.

Существует правительственное постановление №473, в соответствии с которым названы должности, обладателям которых по закону положено предоставить льготы:

  • Водитель пожарного автомобиля;
  • Пожарный-спасатель;
  • Сотрудник пожарного корабля: матрос, боцман, капитан, помощник капитана, машинист пожарного корабля;
  • Прожекторист;
  • Дежурный по отряду;
  • Диспетчер пожарной части;
  • Механик.
  • Инженер.
  • Начальник любой из перечисленных частей: пожарной, технической, насосной.
  • Начальник пожарного поезда.

Выход пожарного на пенсию в 50 лет диктуется Федеральным законом №69, но имеются некоторые пояснения относительно деления противопожарной службы на федеральную и региональную.

Сотрудники федеральной части, кроме льготного выхода на пенсию, ещё имеют льготы из-за признания их труда опасным и подверженным повышенному риску для здоровья и жизни.

Такие пожарные борются с глобальными, многодневными и даже многонедельными пожарами и несравнимы с кратковременными выездами на вызов сотрудников муниципальных пожарных служб.

Работникам муниципальных или добровольных пожарных подразделений льготная пенсия не предоставляется.

Законный пенсионный возраст настигает пожарных достаточно рано, но не все в 50-летнем возрасте психологически готовы расстаться с профессией и вести безмятежный образ жизни, многие пожарные продолжают трудиться, потому что выбрали дело всей жизни по зову сердца и по слову чести.

Уйти на досрочный заслуженный отдых в возрасте 50 лет имеют право пожарные с соответствующим трудовым стажем, которые подчинены службам, находящимся в ведомстве Министерства Российской Федерации по чрезвычайным делам, делам гражданской обороны и ликвидации стихийных бедствий.

Если противопожарная служба была создана решением собственников на негосударственном промышленном предприятии, то на её работников данное право на льготную пенсию не распространяется.

Куда пойти работать пожарному на пенсии?

Кажется, что профессия пожарного – это на всю жизнь. И отчасти это так и есть, поэтому неудивительно, что заработав нужный стаж, пожарные выходят на пенсию лишь по достижению пенсионного возраста.

Но все же стоит сказать, что знания пожарного пригодятся во многих организациях и после получения минимального стажа, пожарный может работать в десятке мест.

Пожалуй, самое очевидное, куда можно пойти работать пожарному на пенсии – это специалистом по пожарной безопасности. Кто, если не пожарный, знает, как именно избегать нарушений и поддерживать объекты в должном виде.

Но стоит помнить и о том, что пожарным доступны любые вакансии, которые не связаны и с предыдущим опытом работы. Можно попробовать реализовать свои силы в охране, устроиться на работу водителем или кардинально изменить все и стать менеджером или даже открыть собственный бизнес.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 46, ст. 4348), постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 1253), от 3 января 1993 г. N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 107), от 2 июня 2003 г. N 314 "О повышении уровня оплаты труда работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 23, ст. 2233), распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 1376-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3960) приказываю:

1. Ввести в действие:

Тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады), определенные на основе Единой тарифной сетки, для работников Государственной противопожарной службы МЧС России (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. Утвердить:

Показатели и порядок отнесения подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России* к группам по оплате труда руководителей (приложение N 2 к настоящему приказу);

Порядок и условия выплаты надбавок, компенсационных доплат и других выплат работникам Государственной противопожарной службы МЧС России (приложение N 3 к настоящему приказу);

Порядок и условия выплаты стимулирующих надбавок, доплат и премий, а также оказания материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащимся за счет средств федерального бюджета (приложение N 4 к настоящему приказу);

Положение о порядке присвоения пожарным Государственной противопожарной службы МЧС России классов квалификации (приложение N 5 к настоящему приказу);

Перечень профессий высококвалифицированных рабочих Государственной противопожарной службы МЧС России, занятых на важных и ответственных работах, которым в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 могут устанавливаться месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ETC) (приложение N 6 к настоящему приказу).

3. Выплачивать работникам Государственной противопожарной службы МЧС России ежемесячную процентную надбавку за выслугу лет в соответствии с приложением N 1 к приказу МЧС России от 28.07.2003 N 453**.

4. Начальнику Организационно-мобилизационного департамента совместно с Управлением организации пожаротушения и специальной пожарной охраны подготовить предложения по приведению в установленном порядке типовых штатных расписаний подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствие с настоящим приказом.

5. Начальнику Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны по согласованию с Организационно-мобилизационным департаментом:

5.1. разработать единые критерии оценки категории сложности пожаров;

5.2. разработать перечень изолирующих средств индивидуальной защиты, при работе в которых при тушении пожаров высокой категории сложности производится оплата в четырехкратном размере за каждый час работы.

6. Начальникам подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России:

6.1. провести внеочередную аттестацию работников Государственной противопожарной службы МЧС России, по должностям которых предусмотрены изменения размеров должностных окладов (тарифных ставок) (раздел II приложения N 1 к настоящему приказу);

6.2. устанавливать постоянно или на определенный срок ежемесячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ETC) отдельным высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, профессии которых поименованы в приложении N 6 к настоящему приказу соответственно;

6.3. организовать работу по повышению квалификации пожарных Государственной противопожарной службы МЧС России и обеспечить проведение испытаний на присвоение им классов квалификации;

6.4. производить в повышенных размерах оплату труда работникам Государственной противопожарной службы МЧС России, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда в соответствии с действующим законодательством;

6.5. привести в штатных расписаниях и трудовых книжках наименования должностей (профессий) работников Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствие с приложением N 1 к настоящему приказу;

6.6. создать в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России комиссии по установлению стажа работы, дающего право на выплату ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, организовать работу этих комиссий по пересчету стажа работы в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа работы работников Государственной противопожарной службы МЧС России, дающего право на выплату ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет (приложение N 1 к приказу МЧС России от 28.07.2003 N 453).

6.7. применять к заработной плате работников Государственной противопожарной службы МЧС России предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации районные коэффициенты в порядке и размерах, установленных для бюджетных организаций субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, на территории которых расположены подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России.

7. Установить, что мероприятия по повышению оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, осуществляются за счет и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств.

8. Предусматривать при формировании фонда оплаты труда на выплаты стимулирующего характера, а также на оказание материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы МЧС России средства (в расчете на год) в размере 6 месячных повышенных тарифных ставок (окладов) с учетом надбавок и доплат, выплачиваемых в соответствии с установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 314 условиями оплаты труда.

9. Выплачивать работникам Государственной противопожарной службы МЧС России за время их работы в той же или более высокой должности соответствующую разницу в заработной плате в тех случаях, когда вводимые в соответствии с настоящим приказом должностные оклады (тарифные ставки) с учетом увеличений, надбавок, доплат и льгот оказываются ниже действующих окладов (ставок) с учетом увеличений, надбавок, доплат и льгот.

10. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, главного военного эксперта, главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, директоров департаментов и начальников управлений центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, командиров соединений и воинских частей войск гражданской обороны, руководителей организаций МЧС России в установленном порядке.

Министр С. Шойгу

* Под подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России в настоящем приказе и приложениях к нему имеются в виду отряды, пожарные части, отдельные посты, региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров, специализированные части по тушению крупных пожаров, службы пожаротушения, центры управления силами (ЦУС), учебные центры, учебные пункты, испытательные пожарные лаборатории, пожарные корабли и катера, центры противопожарной пропаганды и общественных связей, производственно-технические центры, базы обеспечения мобилизационной готовности спецформирований.

** Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 августа 2003 г., регистрационный N 4986.

Приложение N 1

Тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады), определенные на основе Единой тарифной сетки, для работников Государственной противопожарной службы МЧС России (см. ниже)

Приложение N 2

Показатели и порядок отнесения подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России к группам по оплате труда руководителей
(см. ниже)

Приложение N 3

Порядок и условия выплаты надбавок, компенсационных доплат и других выплат работникам Государственной противопожарной службы МЧС России

Начальникам подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России предоставлено право в пределах утвержденного фонда оплаты труда, при заключении коллективных договоров между администрацией и трудовым коллективом, предусматривать следующие обязательства:

1. Устанавливать доплаты к тарифным ставкам (окладам):

1.1. водителям автомобилей, имеющим ненормированный рабочий день, в размере до 50 процентов тарифной ставки (оклада).

Ненормированный рабочий день водителям автомобилей предусматривается в коллективном договоре подразделения и оговаривается при заключении трудового договора;

1.2. работникам Государственной противопожарной службы МЧС России за время фактического выполнения работ по тушению пожаров в особо сложных и особо опасных условиях (пожары 3-й и более высоких категорий сложности):

в условиях, не требующих применения изолирующих средств индивидуальной защиты, - из расчета двойной часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы;

в условиях, требующих применения изолирующих средств индивидуальной защиты, - из расчета четырехкратной тарифной ставки (оклада) за каждый час работы.

Порядок отнесения работ по тушению пожаров в особо сложных и особо опасных условиях (пожары 3-й и более высоких категорий сложности) и перечень изолирующих средств индивидуальной защиты, при работе в которых производится выплата доплаты в четырехкратном размере, определяются территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации;

1.3. рабочим, специалистам и техническим исполнителям в зависимости от условий труда, непосредственно занятым на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, устанавливаются доплаты к тарифным ставкам (окладам):

на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - в размере 12 процентов;

на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - в размере 24 процентов.

Указанные доплаты рабочим, специалистам и техническим исполнителям устанавливаются при условии, когда они не менее 50 процентов рабочего времени за расчетный период заняты на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

Руководителям, специалистам и техническим исполнителям, не выполняющим предусмотренные в перечне работы, при их непосредственной занятости в структурных подразделениях, где более половины работников получают доплаты к тарифным ставкам (окладам) за работу с вредными или особо вредными условиями труда, устанавливаются доплаты за условия труда в размере 12 и 24 процентов должностного оклада соответственно.

Рабочим, руководителям, специалистам и техническим исполнителям, которым на основании специальных решений правительственных органов за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, установлены доплаты в таких же или больших размерах, доплаты, в предусмотренных настоящим пунктом размерах, не выплачиваются;

1.4. рабочим, не освобожденным от основной работы, за руководство бригадой с численностью до 10 человек включительно - 15 процентов и свыше 10 человек - 25 процентов в месяц. Звеньевым доплаты за руководство звеном при численности более 5 человек устанавливаются в размере 10 процентов. В тех случаях, когда бригаду возглавляет специалист (мастер или начальник участка), доплата за руководство бригадой не устанавливается;

1.5. рабочим, не освобожденным от основной работы, за заведование самостоятельными подразделениями численностью до 10 человек (мастерские, типографии и др.) - до 25 процентов;

1.6. работникам Государственной противопожарной службы МЧС России за работу в ночное время (за каждый час работы в ночное время с 22 до 6 часов) - 35 процентов часовой ставки (оклада).

2. Устанавливать надбавки к тарифным ставкам (окладам):

2.1. работникам подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России ежемесячную надбавку за выслугу лет в размере от 5 до 40 процентов в порядке, предусмотренном Положением о порядке исчисления стажа работы работников Государственной противопожарной службы МЧС России, дающего право на выплату процентной надбавки за выслугу лет, утвержденным приказом МЧС России от 28.07.2003 N 453 (приложение N 1);

2.2. работникам пожарных отрядов, пожарных частей, караулов, отдельных пожарных постов, пожарных кораблей и катеров, служб пожаротушения, производственно-технических центров и центров управления силами Государственной противопожарной службы МЧС России, принимающим участие в предупреждении и тушении пожаров, а также обеспечивающим выполнение этих работ, ежемесячную надбавку в размере до 50 процентов тарифной ставки (оклада) за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности).

Конкретные размеры указанных надбавок устанавливаются в перечнях, утверждаемых в установленном порядке для руководителей отрядов, пожарных частей (на правах отрядов), служб и центров (юридических лиц) руководителем вышестоящей организации по подчиненности, а для остальных работников - начальниками этих организаций.

При ухудшении оперативно-технической готовности или других показателей деятельности размер надбавок уменьшается или они отменяются полностью. Уменьшение или отмена указанных надбавок производится приказом начальника отряда, пожарной части (на правах отряда), службе, центру;

2.3. ежемесячную надбавку водителям автомобилей и автобусов за классность, имеющим:

2 класс - 10 процентов;

1 класс - 25 процентов установленной тарифной ставки (оклада) в месяц.

3. Работникам Государственной противопожарной службы МЧС России оплата труда при совмещении профессий (должностей) и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работе), в выходные и нерабочие праздничные дни производится в соответствии со статьями 151-153 Трудового кодекса Российской Федерации соответственно.

Приложение N 4

Порядок и условия выплаты стимулирующих надбавок, доплат и премий, а также оказания материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащимся за счет средств федерального бюджета

1. Для усиления материальной заинтересованности работников Государственной противопожарной службы МЧС России в своевременном и качественном выполнении служебных (должностных) обязанностей, ответственности за порученный участок работы, а также в целях повышения социальной защищенности работников в коллективных договорах могут предусматриваться следующие формы материального стимулирования труда и оказания материальной помощи:

премирование за основные результаты деятельности (за месяц, квартал);

установление надбавок стимулирующего характера (за высокие достижения в труде; за выполнение особо важных (срочных) работ на срок их проведения, за особый режим работы);

оказание материальной помощи (при уходе в отпуск, стихийных бедствиях, пожаре, в случае смерти близких родственников, многодетным и малообеспеченным семьям, на частичное возмещение расходов при санаторно-курортном лечении, стоимости проезда во внутригородском транспорте).

2. Порядок и условия премирования (категории работников, подлежащих премированию, периодичность выплаты премий, показатели премирования, условия, при которых работники не представляются к премированию, и размеры премий) устанавливаются коллективным договором или положением о премировании, утверждаемыми начальниками подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России по согласованию с выборным профсоюзным органом, исходя из конкретных условий и задач, стоящих перед ними:

2.1. руководители подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России премируются в зависимости от результатов работы этих подразделений в целом применительно к условиям премирования, действующим в данном подразделении, с учетом соблюдения сроков выплаты заработной платы, в том числе и премий, всем работникам этого подразделения.

2.2. конкретный размер премии руководителю подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России устанавливается:

в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России центрального подчинения - начальником Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны;

в структурных подразделениях, входящих в состав Государственной противопожарной службы МЧС России в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления - начальником территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации.

3. Для установления надбавок стимулирующего характера разрабатываются конкретные показатели (критерии) оценки достигнутой результативности и качества работы, за выполнение которых решением начальника подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России, согласованным с выборным профсоюзным органом, устанавливаются стимулирующие выплаты:

3.1. размер надбавок стимулирующего характера руководителю подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России определяется в порядке, предусмотренном пунктом 2.2. настоящего раздела.

3.2. конкретными показателями оценки труда рабочих могут быть установлены: хорошее качество работы;

строгое соблюдение технологической дисциплины;

обслуживание важнейших участков и выполнение особо важных работ;

освоение смежных (нескольких) профессий и совмещение функций, не оговоренных в трудовом договоре;

применение передовых приемов и методов труда и передача опыта молодым работникам;

другие показатели, вытекающие из конкретных условий работы.

3.3. в качестве конкретных показателей результативности работы руководителей, специалистов и технических исполнителей для установления надбавок за высокие достижения в труде, за выполнение особо важных (срочных) работ и за специальный режим работы в коллективных договорах могут быть предусмотрены:

активное участие в выполнении работ по ликвидации пожаров, спасению людей и материальных ценностей и др.;

успешное выполнение наиболее сложных и важных работ (заданий);

высокое качество выполняемых работ;

систематическое досрочное выполнение работы с проявлением разумной инициативы.

4. Выплата материальной помощи производится, как правило, при предоставлении работнику очередного отпуска. В отдельных случаях в связи с болезнью и необходимостью длительного лечения, стихийного бедствия и другими уважительными причинами указанная помощь может выплачиваться и в другие сроки.

4.1. работникам, принятым в течение календарного года (не отработавшим полного календарного года), выплата материальной помощи, как правило, производится пропорционально числу полных отработанных месяцев в данном календарном году исходя из сумм окладов, которые предусмотрены коллективным договором на оказание материальной помощи. При предоставлении очередного отпуска в следующем году (после истечения 11 месяцев) материальная помощь выплачивается за оставшиеся месяцы рабочего года. Размер материальной помощи определяется исходя из сумм (окладов), предусмотренных на день выплаты.

4.2. оказание материальной помощи в виде денежных выплат оформляется письменным заявлением работника с указанием необходимости этой помощи.

4.3. основанием для выплаты премий, надбавок и материальной помощи является приказ начальника подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России с указанием конкретного размера этих выплат каждому работнику.

5. Премии, надбавки стимулирующего характера и материальная помощь, выплачиваемые отдельному работнику, предельными размерами не ограничиваются, однако общая сумма указанных выплат в течение года всем работникам не должна превышать шестимесячного фонда заработной платы.

6. В тех случаях, когда заработная плата работников подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России (с учетом повышений и увеличений окладов и ставок, доплат, надбавок, льгот, компенсаций, выплат стимулирующего характера и др.) окажется ниже заработной платы аналогичных работников организаций органов власти, в организациях МЧС России при оплате труда работников могут применяться льготы и компенсации, предусмотренные соответствующими постановлениями (решениями) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приложение N 5

Положение о порядке присвоения пожарным Государственной противопожарной службы МЧС России классов квалификации
(см. ниже)

Приложение N 6

Перечень
профессий высококвалифицированных рабочих Государственной противопожарной службы МЧС России, занятых на важных и ответственных работах, которым в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 могут устанавливаться месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ЕТС)

Аккумуляторщик

Водитель автомобиля

Водитель-испытатель

Жестянщик

Слесарь-ремонтник

Слесарь по КИП и автоматике

Слесарь по ремонту автомобилей

Слесарь по топливной аппаратуре

Пожарный

Шлифовщик

Электрогазосварщик

Электромонтажник

Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации

Электромонтер связи

Электросварщик ручной сварки

Примечания: 1. По предусмотренным настоящим Перечнем профессиям (кроме водителей автомобилей и пожарных) месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ETC) могут устанавливаться (а не присваиваться) высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, которым фактически присвоен максимальный разряд по данной должности.

2. Оплата труда исходя из 9 и 10 тарифных разрядов может производиться:

водителям автомобилей, имеющим 1 или 2 класс;

водителям пожарных автомобилей;

водителям автомобилей при их работе на оперативных автомобилях;

пожарным, имеющим 2 и 1 класс и освоившим обязанности спасателя;

малярам, занятым покраской пожарных и оперативно-служебных автомобилей.

Быть пожарным - почетно и достойно. Именно эти храбрые люди борются с огнем, участвуют в спасательно-поисковых работах, трудятся на авариях. Их труд переоценить сложно.

Но приходит время выхода на пенсию, и сотрудники МЧС и ГПС воочию наблюдают, во сколько государство оценивает их смелость и ежедневный риск. Пенсия пожарных к тому же разнится в зависимости от подчинения федеральной или региональной противопожарной службе.

Кто считается пожарным?

Проводы пожарного на пенсию могут состояться только в том случае, если им выработан определенный стаж на конкретной должности. Для сотрудников МЧС - 15 лет, для прочих должностей из Перечня - 25 лет. Отработав этот срок, пожарный может принимать поздравления при выходе на пенсию.

Досрочная пенсия по старости работникам МЧС предоставляется на общих основаниях. Условия два, но выполнение каждого из них для выхода на пенсию пожарных обязательно:

  • возраст 50 лет;
  • наличие особого стажа на должности Государственной противопожарной службы не меньше 25 лет.

На досрочную пенсию пожарных имеет право определенный круг лиц, который установлен постановлением Правительства № 437. Так, выйти на отдых раньше срока и оформить пенсию имеют право:

  • водители пожарного авто;
  • боцманы судна;
  • матросы;
  • прожектористы;
  • собственно пожарные;
  • машинисты корабля (пожарного);
  • дежурные отряда;
  • инженеры, диспетчеры, командиры отделения;
  • капитаны и помощники на пожарном катере, судне;
  • работники газодымной защиты;
  • механики;
  • начальники пожарных частей, технических и насосных станций, пожарного поезда и другие.

Выход на пенсию сотрудников пожарной охраны регламентируется 27-й статьей Закона про трудовые пенсии РФ. Статья 5 Закона №69-ФЗ всю государственную противопожарную службу делит на федеральную и региональную. Сотрудники федеральной службы имеют некоторые преимущества, в том числе при назначении пенсии, поскольку работа их сопряжена с особым риском и тяжелыми условиями ее выполнения.

Ими проводится тушение пожаров особой сложности, массовых, проведение спасательных работ в тяжелых условиях и более интенсивными и непростыми требованиями к выполнению обязанностей в сравнении с региональными условиями работы.

Досрочный выход на пенсию предоставляется исключительно федеральным подразделениям, о чем прямо сказано в 27-й статье закона. Льготная пенсия не предусмотрена для лиц, работавших в пожарной охране: муниципальной, государственной или добровольной.

Пенсия спасателям МЧС

Льготная пенсия пожарных полагается в частности спасателям МЧС. Является трудовой, и возможность оформить ее возникает при соблюдении определенных условий:

  • специальный стаж (с особыми, тяжелыми условиями труда, опасными для здоровья, жизни) не меньше 15 лет;
  • возраст - минимум 40 лет.

Данный возрастной лимит не устанавливается для спасателей 1-3 классов. Соответственно, эта категория сотрудников МЧС может выходить на заслуженный отдых только при наличии 15-летнего стажа.

Право на такую льготную (досрочную) пенсию имеют граждане, которые проходят службу в профессиональном подразделении МЧС РФ или работают в аварийно-спасательной службе. Перечень должностей, с которых можно уйти на отдых раньше срока, установлен законом.

Региональные МЧС-ники право на льготы при выходе на пенсию не имеют. Также, если, например, сотрудник федерального подразделения переводится в региональное, а стаж при этом не превышает 15 лет, право на досрочную пенсию им теряется. Такое деление обусловлено различной степенью тяжести работы и поставленными задачами.

К «региональным» пожарным применяются такие нормы при начислении пенсии по выслуге лет:

  • достижение возраста 50 лет для мужчин и женщин;
  • стаж пожарного для пенсии - не меньше 25 лет на должностях ГПС на определенном виде работы.

В стаж засчитывают исключительно периоды работы на указанных в Перечне должностях и только в том случае, если работа выполнялась полный рабочий день и с обязательными отчислениями в ПФР. Периоды работы исчисляются календарно, не действует льготное начисление стажа («год за два»). Стаж на другой работе к стажу пожарного не суммируется. Соответственно, в стаж не засчитываются моменты учебы, прохождения практики и так далее.

С 1 октября 2015 года пенсия для пожарных вырастет. Размер ее должен повышаться ежегодно в соответствии с указом президента РФ 2012 года. Повышение выплаты состоит из таких параметров:

  • ежегодное 2-процентное увеличение;
  • увеличение в соответствии с уровнем инфляции по стране в целом.

В марте текущего года увеличение планировалось на уровне 7,5%. Сюда же вошли и те 2%, и индексация по инфляции. Ранее для повышения рассматривались многие параметры: место, где проходила служба, зарплата, стаж. Повышение этого года затронет всех вне зависимости от места службы. В среднем, размер выплаты сотрудникам ГПС, МЧС составит порядка 21 тысячи рублей. При этом для перерасчета платежа обращаться в ПФР не надо, он производится автоматически.

Выход на заслуженный отдых для пожарного - знаменательное событие в жизни, как и для любого другого сотрудника в нашей стране. Главное - чтобы время отдыха от столь опасной службы оплачивалось в соответствии со сложностью труда пожарного.

1. Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессионального обучения, если их участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональное обучение осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы (дежурства) либо прохождению профессионального обучения, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенсацию в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Добровольным пожарным территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

4. Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны суммируется и предоставляется добровольным пожарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха.

5. Размер и порядок выплаты компенсации за привлечение добровольных пожарных к несению службы (дежурства) сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства), возмещения расходов, связанных с оплатой проезда от места жительства, работы или учебы до места прохождения профессионального обучения и обратно, и командировочных расходов, связанных с прохождением профессионального обучения, определяются учредительными документами территориальных подразделений добровольной пожарной охраны или распорядительными документами собственника имущества организации (для объектовых подразделений добровольной пожарной охраны) и указываются в гражданско-правовом договоре на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные учреждения.

7. Добровольным пожарным по их письменному заявлению по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней. По решению работодателя добровольным пожарным может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью три календарных дня.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе в порядке, установленном соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, возмещать работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, расходы, связанные с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно, а также обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны в период исполнения ими своих обязанностей.

Мы – вольнонаемные пожарные. По закону, проработав 25 лет, должны в 50 выйти на пенсию. Но в нашей системе – постоянные изменения: сперва мы входили в МВД, затем в противопожарную службу субъекта Российской Федерации (были на балансе Чувашии), потом нас перевели на федеральный бюджет
Подали заявления в Пенсионный фонд, чтобы, как положено, уйти на пенсию в 50 лет, а там говорят: 3 года, что числились на балансе Чувашии, в спецстаж не включаются, так как противопожарная служба субъектов Российской Федерации в структуру МЧС России не входит…
Какая разница, что ведомства (отсюда и записи в трудовых) меняются, ведь работа одна и та же? Выходит, закон от 21 декабря 1994 года у нас в Чувашии не действует? Получается, пожарным сел Яльчики, Красноармейское, Янтиково, Батырево и
т. д. (службы которых находятся на бюджете республики) никаких льгот не будет?

И. ДМИТРИЕВ и другие
вольнонаемные работники пожарной службы.

Вот такое письмо – можно сказать, крик души. Нужно отметить, что это не единственное письмо вольнонаемных пожарных. Редакция получила их несколько. Удивляться есть чему: а разве существует разница в том, как борются с огнем федеральные службы и те, что находятся на балансе регионов страны? Когда вспыхивает в какой-нибудь глухой деревеньке, скажем, того же Красночетайского района, первыми в борьбу с огнем вступают местные. И вроде бы понятно, что работа, как, впрочем, и риск, и у федеральных пожарных, и у вольнонаемных одинаковые…
Как гласит статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в Государственную противопожарную службу РФ входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов России. И согласно ст. 8 этого же закона «работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации», пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет».
Вроде такое же право закреплено и в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Подп. 18 п. 1. ст. 27 закона гласит, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

…Такая несправедливость возникла с 2004 года, когда всех пожарных разделили на федеральные и региональные структуры. Первые при этом остались при льготах, а вторые лишились их, в том числе и права выхода на пенсию по выслуге лет.

Мы не случайно выделили полное название ведомства. Так, закон разделил огнеборцев на две категории – сотрудников МЧС и всех остальных, вернее, на тех, кому положена досрочная трудовая пенсия, а кому нет. Подтвердили это не только ответы республиканского отделения Пенсионного фонда, но и прокуратуры Чувашии. Вот что пишет, в частности, отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства: «Как следует из вышеназванной нормы (подп. 18 п. 1. ст. 27), досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
На основании изложенного Верховным судом Российской Федерации сделан вывод о том, что досрочная трудовая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
По словам самих огнеборцев, такая несправедливость возникла с 2004 года, когда всех пожарных разделили на федеральные и региональные структуры. Первые при этом остались при льготах, а вторые лишились их, в том числе и права выхода на пенсию по выслуге лет. А между тем «реформу оптимизации» пожарных Россия (тогда еще СССР) уже проходила. Ветераны пожарной охраны рассказывают, что похожая ситуация происходила в конце 50-х, когда с ведомства снимали погоны. С введением соответствующей реформы страну захлестнула волна пожаров, и государству пришлось вернуть огнеборцам урезанные социальные блага. И вот новая реформа. Похоже, государство наступает на те же грабли?
В общем, законодателям есть над чем подумать.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: