Требования к зимнему содержанию автомобильных дорог. Законодательная база российской федерации. Ремонт автомобильных дорог

  • Очистка центральной дороги и перекрестков от снега;
  • Очистка разворотных площадок от снега;
  • Очистка гостевой парковочной зоны от снега;
  • Очистка площадок для подъезда к пожарному водоему от снега;
  • Россыпь противогололедных материалов.

Уровень зимнего содержания регламентируется ГОСТ Р 50597-93, Нормативом потребностей в дорожной технике для содержания автомобильных дорог, частично Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог - ВСН 24-88 (утв. Минавтодором РСФСР 29-06-88) (2018), ОДМ 218.5.001-2008 Отраслевым дорожным методическим документом, утвержденным распоряжением Росавтодора от 01.02.2008 г. № 44-р.

Очистка дорог от снега производится снегоочистительной техникой, в частности работы в поселке выполняются трактором типа погрузчик, целесообразность применения которого регламентирована ГОСТ типу дорожного покрытия (для сведения – снегоочистительная техника с отвалом применяется для чистки автомобильных дорог регионального значения с асфальтовым покрытием).

С некоторыми допущениями внутрипоселковая дорога может быть классифицирована как «дорога местного значения непрерывного действия без автобусного движения». В соответствии с данными Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, дорога и дорожное полотно, построенное в ДНП «Жемчужина», относиться к IV категории. Максимальная осевая нагрузка - 6 тонн. Проезд по дорогам IV категории местного значения допустим только для одиночных автомобилей. Дорога не имеет улучшенного покрытия (типа асфальт), в весенний период необходимо вводить ограничение на движение машин определенной грузоподъемности.

Зимнее содержание представляет собой комплекс работ, включающий: защиту дорог от снежных заносов; очистку дорог от снега; борьбу с зимней скользкостью. Борьба с зимней скользкостью - повышение шероховатости покрытия проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песок, высевки, щебень, шлак). Эти работы направлены на обеспечение безопасного движения автомобилей по территории поселка.

Основные показатели уровня зимнего содержания (по ГОСТ)

  • ширина чистой от снега и льда поверхности дороги,
  • толщина слоя рыхлого снега на поверхности дороги,
  • толщина уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах,
  • сроки окончания очистки дороги от снега и ликвидации зимней скользкости.

Применительно к ДНП "Жемчужина"

  1. Народнохозяйственное и административное значение дорог: Дороги местного значения непрерывного действия без автобусного движения.
  2. Интенсивность движения, авто/сутки: До 200
  3. Минимальная ширина полностью очищенной поверхности проезжей части (м): 4-6
  4. Максимальная толщина слоя рыхлого снега на поверхности проезжей части (мм): 80
  5. Допустимая толщина уплотненного слоя снега на покрытии (мм): 100
  6. Допустимая толщина уплотненного снега на обочинах (мм): 150
  7. Максимальный срок окончания снегоочистки и ликвидации гололеда и зимней скользкости (ч): 16

Для предупреждения аварийных ситуаций, водителям рекомендовано на внутрипоселковых дорогах обеспечивать, при вождении, радиус поворота не менее 3,5 м, а также использовать резину, предусмотренную климатическими условиями определенной местности.

В соответствии с Техническим регламентом по обеспечению пожарной безопасности, Регламентом застройки и Правилами Добрососедства, НЕДОПУСТИМО оставлять транспортные средства вдоль проезжей части, на разворотных площадках, а также площадках, предназначенных для подъезда к пожарному водоему.

В зимний период, при наличии оставленных машин на проездах вдоль заборов или на разворотных площадках, уборка снега на данном проезде не производится.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Организация и безопасность движения»

Пояснительная записка

к курсовой работе по дисциплине эксплуатация автомобильных дорог на тему: «Зимнее содержание автомобильных дорог»

Выполнил: ст.гр. ОБД-41 Курасов С.В.

Проверила: Москвитина Т.В.

Иваново 2009


Введение

1 Анализ исходных данных и природно-климатических условий зимнего содержания дороги

2 Определение снегопереноса

3 Оценка снегозаносимости дороги и выявление участков, наиболее опасных для движения при зимней скользкости

4 Назначение основных мероприятий по защите дороги от снежных заносов

5 Проектирование технологии и организации патрульной снегоочистки

6 Разработка основных мероприятий и технология борьбы с зимней скользкостью

Список используемой литературы

Введение

К основным факторам, влияющим на условия движения автомобилей в зимний период года, относят наличие снежных отложений и зимней скользкости, приводящих к резкому снижению сцепных качеств дороги, увеличению сопротивлению качению, ухудшению ровности, а также к изменению ширины проезжей части и обочин. В результате в зимний период снижаются скорости автомобилей, увеличивается количество ДТП.

Главная задача зимнего содержания – обеспечить максимально возможную величину сцепных качеств дороги и минимальное сопротивление качению путем предотвращения образования снежных отложений и ликвидации зимней скользкости на дороге.

Для выполнения этих требований дорожно-эксплуатационные службы проводят следующие мероприятия:

Профилактические, цель которых предупредить или не допустить образование снежных и ледяных отложений на дороге, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием; повысить сцепные качества дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости (профилактическая обработка покрытий химическими противогололедныим веществами и др.)

Защитные меры, с помощью которых преграждают доступ к дороге снега, приносимого метелями: применение защиты от метелевого переноса и снежных лавин; главным критерием качества снегозащиты считают исключение отложений метелевого снега на дорогах.

Удаление уже возникших снежных и ледяных отложений (очистка дорог от снега и ликвидация зимней скользкости), а также меры по уменьшению воздействия отложений на движение (посыпка обледеневшей поверхности дороги фрикционными материалами).


1 Анализ исходных данных и природно-климатических условий зимнего содержания дороги

Климат Архангельской области: среднегодовая температура наружного воздуха 0,8 0 С, средняя температура наиболее холодного периода -28 0 С, продолжительность периода со среднесуточной температурой ниже 0 0 С 253сут., средняя месячная относительная влажность воздуха в 13 ч. наиболее холодного месяца 88%, средняя месячная относительная влажность воздуха в 13 ч, наиболее жаркого месяца 63%, количество осадков за год 675 мм, количество жидких и смешанных осадков за год 459 мм, суточный максимум количеством 55 мм. Средняя скорость ветра по направлениям за январь: С-3,6 м/с, СВ-3,2м/с, В-4,2 м/с, ЮВ-4,9 м/с, Ю-5,1 м/с, ЮЗ-5,9 м/с, З-6,6 м/с, СЗ-6,2 м/с; максимальная из средних скоростей по румбам за январь – 5,9 м/с. Повторяемость ветров по направлениям: С-7%, СВ-6%, В-13%, ЮВ-19%, Ю-15%, ЮЗ-20%, З-12%, СЗ-8%.

СРЕДНЯЯ МЕСЯЧНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА, 0 С
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
-12,5 -12 -18 -0,6 5,6 12,3 15,6 13,7 8,1 1,4 -4,5 -9,8

Директивные требования к показателям уровня зимнего содержания дороги устанавливают на основе технико-экономических расчетов исходя из оснащенности дорожной службы машинами и оборудованием. Предельно допустимые значения заносим в табл.1.

Таблица 1

Требования к зимнему содержанию дороги

Используя исходные данные задания, строим схематический план трассы с ситуацией; по данным таблицы <<среднемесячная температура воздуха>> строим график температур; по данным скорости и повторяемости ветров по направлению строим розы ветров для 4 участков.

2 Определение снегопереноса

Количество снега, переносимое метелями к дороге в течение зимнего периода, называют объёмом снегоприноса. Он обычно составляет некоторую часть от общего объема снега, участвующего в переносе и называемого объемом снегопереноса. Объем снегопереноса и снегоприноса.

Объем снегоприноса на всех участках дороги с каждой стороны определяется по упрощенному методу. Условно считаем, что общий объем снегоприноса распределяется по направлениям в том же отношении, что и число случаев повторяемости ветра.

Объем снегоприноса по каждому направлению составляет:

q i = D i * Q

где: D - доля ветров данного направления по зимней розе ветров;

Q - общий объем снегопереноса на 1 погонный метр, составляет 420 м 3 .

Определив объем снегоприноса по каждому направлению, производят расчет снегоприноса за весь зимний период с каждой стороны дороги. Для этого совмещают зимнюю розу ветров с направлением оси рассматриваемого участка. Снегопринос определяют с правой и левой стороны по формулам:

Q л= q л i * sin g i ;

Q п= q п i * sin g i ;

где: Q л, Q п - снегопринос с левой и правой стороны дороги, м 3 /п.м.

q л i ,q п i - снегопринос с левой и правой стороны по соответствующим румбам;

sinγ- угол, между рассматриваемым румбом и направлением дороги.

Для участка №1:

; ; ; ;

Для участков №2..4 расчеты проводятся аналогично и вносятся в таблицу 2 .

Таблица 2

№ участка Участок дороги, км Объем снегоприноса
от до Q Л Q ПР
1 0 12 96,6 163,88
2 12 28 101,3 164
3 28 40 105,7 155,5
4 40 50 109,9 163,1

3 Оценка снегозаносимости дороги и выявление участков наиболее опасных для движения при зимней скользкости

Высоту снегонезаносимой насыпи определяют по формуле:

; - высота снегонезаносимой насыпи, м; расчетная высота снежного покрова с вероятностью превышения - возвышение бровки земляного полотна над снеговым покровом, обеспечивающее незаносимость насыпи (для III категории дорог принимается равным 0,6 м);

Учитывая исходные данные, строим схематический продольный профиль и анализируем снегозаносимость дороги, учитывая, что по степени снегозаносимости все участки делят на снегозаносимые и снегонезаносимые. К снегозаносимым относят участки: пересекающие лесные массивы, если их ширина составляет 100…250м с каждой стороны дороги; выемки глубиной более 8,5м при годовом снегопереносе до 100м 3 на 1 п.м. дороги; крупные населенные пункты с застройкой по обеим сторонам дороги; насыпи высотой не менее требуемой по снегозаносимости.

Деление заносимых участков

Оценка снегозаносимости дороги, а также анализ ситуации и продольного профиля дороги представлены на рис.

Езда по заснеженным российским дорогам – занятие экстремальное. Сцепление колес с поверхностью покрытия стремится к нулю, автомобиль теряет управление, частота возникновения аварийных ситуаций повышается в 4,5 раза. Но учитывая, что основная масса водителей не испытывает адреналиновую зависимость, дорожники изобретают все новые и новые способы освобождения дорожного полотна от снежных заносов и наледи, не жалея при этом соли, песка, гранитной крошки…

Условия эксплуатации дороги в зимний период времени значительно усложняются. Метели засыпают покрытие снегом, который при температурных скачках частично тает и снова застывает, превращая то же покрытие в ледяной каток. Обильные снегопады, северные циклоны, крепкие морозы господствуют над территорией России на протяжении пяти месяцев из двенадцати. Количество и интенсивность выпадения суточных осадков в комплексе с нестабильной температурой и передвижение транспорта находятся в прямой зависимости. Ведь даже незначительный слой снега снижает коэффициент сцепления покрытия и колес с 1,0 до 0,1, как следствие, тормозной путь транспортного средства при этом значительно увеличивается, а значит, уменьшается контроль над управлением автомобилем. К тому же на занесенной дороге перестает читаться дорожная разметка – одно из средств ориентирования. Водитель при этом теряет возможность «видеть» безопасные пути перемещения, что усугубляет критическую ситуацию. Снег и наледь не просто ухудшают качество передвижения по всей ширине полотна, они влияют на ширину проезжей части, значительно сужая ее. Если пустить ситуацию на самотек – позволить снегу и льду «покидать» дорожное покрытие естественным путем, то наверняка на весь зимний период времени предстоит отказаться от автомобильного передвижения и обратить внимание на альтернативные способы перемещения людского потока и грузов. Но железнодорожные и авиационные перевозки не могут конкурировать с автомобильными ни по объемам грузооборота, ни по стоимости. И хотя дорожное полотно зимой представляет собой зону повышенного риска для пользователей, отказаться от транспортного сообщения в масштабах страны, мегаполиса, города, деревни практически невозможно. Ведь дороги, как известно, являются транспортными артериями страны.

Настоятельная потребность в круглогодичной, бесперебойной работе покрытий заставляет персонал, задействованный в дорожном содержании, изыскивать все новые методы противостояния неблагоприятным сторонним воздействиям. Каким же образом пропускную способность дорог превратить в величину постоянную, не зависящую от времени года? Для решения этой проблемы сезонные неурядицы ставятся под контроль целыми комплексами дорожных мероприятий, с помощью которых если не аннулируются риск, возникающий по вине погодных условий, то значительно снижается его степень. Дорожники при этом выступают регулировщиками перевода ситуации из чрезвычайно опасной в опасную. Их действия регламентируются нормативными документами, фиксирующими критерии допустимых условий беспрепятственного и безопасного передвижения транспортных средств.

Ликвидировать по мере возникновения или предупредить ситуацию?

В России около 1 млн км дорог общего пользования. Невозможно провести противогололедные мероприятия одновременно на всех покрытиях, да собственно, этого и не требуется. Одна дорога может разделяться на участки, обслуживающиеся совершенно разной техникой и препаратами. Все зависит от того, какой климатический пояс пересекает дорога и каковы погодные условия на том или ином географическом участке. Работы по освобождению покрытия и обочин от снега и ледяных образований обычно проводятся после выпадения осадков и резкого снижения температуры по схеме «ликвидация ситуации». Однако проблему обледенения можно решать не только по мере ее возникновения, но и руководствуясь данными метеосистем в предвидении последствий. При этом дорожники «срабатывают на опережение» и посыпают противогололедными реагентами поверхности, еще не «схваченные» морозом. Наличие специализированного метеооборудования выводит обслуживание покрытий в зимнее время на новый качественный уровень. Ведь прогнозы рисуют четкую картину состояния проезжей части в реальных погодных условиях. На текущий момент дорожными метеосистемами оснащается автомагистраль Москва-Санкт-Петербург и некоторые федеральные дороги Московской обл. Время реакции дорожников на изменение ситуации строго ограничено. В течение четырех часов после обледенения или снегопада они восстанавливают обычное движение транспорта: на улицы выводится снегоуборочная техника, покрытия обрабатываются сыпучими или жидкими противогололедными средствами.

Комплексы противогололедных, противоснежных мероприятий населенных пунктов и территорий, расположенных за городской чертой, разнятся. Например, снег, убираемый с покрытия, складируется в придорожной полосе только на внегородских участках. Из населенных же пунктов снежная масса вывозится для освобождения и без того тесных городских территорий. Можно сказать, что транспортировка снега в какой-то степени сохраняет в работоспособном состоянии ливневые городские водостоки. Ведь работники коммунальных служб по ним «сплавляют» часть снега, убранного с покрытий, но пропускная способность водостоков ограничена, и ненормированный сброс может нарушить работу ливневой канализации в целом.

Противогололедное лекарство

Обледеневшие проезжие части и тротуары легко освобождаются от ледяной корки с помощью твердых и жидких средств, произведенных природой или полученных в лабораторных условиях химическим путем. К природным твердым средствам относятся песок, соль, мраморная и гранитная крошка. Они препятствуют прилипанию снега к покрытию, превращению воды в лед, образованию тумана… Для достижения заданных показателей прибегают к использованию того или иного обработочного средства. Например, песок на покрытии увеличивает сцепление колеса и покрытия с исходного показателя 0,1 до 0,4. При этом скорость транспортного потока увеличивается на 2,4 км/ч, а тормозной путь АТС снижается на 8 м. Владимир Провоторов, рабочий ДСУ, уточняет: «Применение того или иного материала зависит от состояния покрытия и наружной температуры». Песок нередко смешивают с хлоридом натрия – технической солью, т.е. обычной поваренной солью, только более грубого помола, отчего песочно-солевая смесь приобретает весь комплекс свойств, присущий по отдельности одному и другому компоненту. Если задаться целью «топить» лед и при этом не менять или минимально менять окружающую среду, стоит обратить внимание на гранитный отсев или мраморную крошку. Мрамор и гранит препятствуют скольжению, не меняют структуру почвы, оказываясь на городских газонах и придорожной полосе, но цена измельченного камня так велика, что плательщики предпочитают забыть об экологии и отдают предпочтение дешевым противогололедным средствам. Хлористый натрий, хлористый кальций, хлористый магний, а также их модифицированные аналоги рассыпают в местах скопления льда в дозированных пропорциях, рекомендованных производителями. Дорожники все чаще обращаются к реагентам на ацетатной, формиатной и карбамидной основе, однако поточное использование этих реагентов – перспектива далекого будущего. На текущий момент их действие еще не изучено в полном объеме. А высокая цена лишает их привлекательности в глазах потребителя.

Не существует в природе противогололедного вещества, способного сохранять действие на протяжении длительного времени. Всего сутки в среднем обработанная поверхность может оставаться влажной или сухой. По истечении суток химическая активность реагентов снижается, песок и измельченный отсев сдуваются в придорожные зоны и переносятся на резине АТС – покрытия нуждаются в очередной дозе антигололедного «лекарства».

Об использовании реагентов в дорожной индустрии можно услышать разные отзывы. Ведь в их состав входят вещества, так или иначе «включающиеся» в работу вступлением в химические реакции с окружающей средой. И не только с ледяной коркой, но и с побочными продуктами: солью, бензином, машинным маслом… Реагенты оказываются в почве, на тротуарах, на обуви прохожих, на автомобильной резине, лапах и шерсти домашних питомцев… Испаряясь, они насыщают воздух летучими компонентами, оказывая прямое неблагоприятное воздействие на флору и фауну. Химическая активность, скорость реакций реагентов обуславливаются природными, температурными и химическими факторами. Даже природные реагенты не характеризуются только с положительной стороны. Так, соль, убирая лед, проявляет себя агрессивно по отношению к металлу. Незащищенные стальные автомобильные детали, контактирующие в зимнее время с солевыми дорожными растворами, покрываются ржавчиной в пять раз быстрее, чем при контакте с несоленой водой. Даже обработка автомобилей антикоррозионными веществами не помогает. Соль «разъедает» металл ржавчиной в два раза быстрее, чем обычная вода. В некоторых населенных пунктах хлористый натрий не рекомендуется употреблять, как реагент, наносящий экологии непоправимый ущерб. Все же при нынешнем уровне технического оснащения ДСУ и принципиальном устройстве дорожных одежд абсолютный отказ зимой от химреактивов невозможен. Однако в их недозированном применении кроется потенциальная угроза для окружающего мира.

Обновить парк или перераспределить доли реагентов?

В арсенале дорожников строительные машины и агрегаты со сменным прицепным и навесным оборудованием, позволяющим разбрасывать и разливать сыпучие и жидкие реагенты, а затем убирать остатки тех же реагентов, чтобы проезжая часть со временем не покрылась барханами из песка и каменного отсева. Владимир Провоторов рассказывает о состоянии автомобильного парка: «Нужно признать, что скоростной, высокопроизводительной техники для зимнего содержания дорог не хватает. Замена техники, выработавшей свой ресурс, произойдет при увеличении финансирования содержания дорог, а также реализации целевых программ на закупку техники». Но и без дополнительного финансирования можно говорить о грядущих изменениях ситуации на покрытиях в зимний период. Дело в том, что химреагенты и песко-соляные смеси демонстрируют разные результаты работы. Первые обрабатывающие вещества в сравнении со вторыми менее затратны при изготовлении, хранении, применении. Ориентирование же на сокращение значительной доли песко-соляных смесей в общем объеме используемых реагентов несомненно приведет к повышению эффективности содержания автодорог и их безопасности.

ОДМ 218.8.002-2010

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ


УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Росавтодора от 14.04.2010 г. N 296-р

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН: Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт". Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.

2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 14.04.2010 г. N 296-р .

1. Область применения

1. Область применения

Настоящие Методические рекомендации определяют особенности организации и выполнения работ по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог с использованием специализированной метеорологической информации.

Методические рекомендации носят временный рекомендательный характер для опытного применения и могут быть использованы организациями государственного дорожного хозяйства России - владельцами дорог, юридическими и физическими лицами, осуществляющими зимнее содержание автомобильных дорог общего пользования, а также государственными органами, проводящими технический контроль за работами по зимнему содержанию дорог и искусственных сооружений на них для опытного внедрения, с целью набора данных по использованию метеорологической информации при зимнем содержании. Могут быть использованы при необходимости и для содержания региональных, муниципальных, межмуниципальных и частных автомобильных дорог. Данные рекомендации разработаны в качестве дополнений к основным действующим документам по зимнему содержанию автомобильных дорог России (ОДМ 218.5.001-2008 , , ОДМ 218.5.006-2008) в части использования специализированных метеорологических данных при защите дорог от снега и борьбе с зимней скользкостью.

2. Нормативные ссылки

а) Федеральный закон от 8.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .

б) ГОСТ Р 50597-1993 . Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

в) Федеральный закон от 19.07.1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" .

г) Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега. ОДМ 218.5.001-2008 . Росавтодор, 2008.

д) Программа создания системы метеообеспечения на сети федеральных автомобильных дорог*. Росавтодор, 2005.
________________
ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

е) ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах" . Росавтодор, 2003.

ж) Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог*. М. 2003.
________________
* Документ не приводится. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

з) Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования . М. 2008.

и) Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций. ОДН 218.017-2003 . М. 2003.

к) Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах . Росавтодор. М. 1999.

л) Методика испытаний противогололедных материалов . М. 2003.

м) Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов . М. 1995.

н) Методические рекомендации по защите водотоков от загрязнений водами поверхностного стока с эксплуатируемых автодорожных мостов*. М. 1991.
________________
* Документ является авторской разработкой. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

о) Рекомендации по обеспечению экологической безопасности в придорожной полосе при зимнем содержании автомобильных дорог . М. 2003.

п) Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги . М. 2003.

р) Указания по производству изысканий и проектированию лесонасаждений вдоль автомобильных дорог. ВСН 33-87 . 1998 г.

с) Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог ОДМ 218.011-98 . 1998 г.

т) СНиП 23.01-99 * "Строительная климатология".

у) Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них . М. 2008.

ф) Периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них . М. 2008.

х) Нормативы потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог. ОДН 218.014-99 . М.

ц) Методические рекомендации по специализированному гидрометеорологическому обеспечению дорожного хозяйства. ОДМ 218.2.001-2009 . Росавтодор, 2009 г.

ч) Методические рекомендации по специализированному прогнозу состояния дорожного покрытия. ОДМ 218.2.003-2009 . Росавтодор, 2009 г.

ш) Методические рекомендации по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений. ОДМ 218.5.006-2008 .

щ) ГОСТ 6783-71*. Планки деревянные для снегозадерживающих щитов. ГОССТАНДАРТ СССР, 1970 г.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Взамен с 1.1.1986 действовал ОСТ 13 204-85, замененный с 1.1.1991 на ТУ 13-0273601-6-89. ТУ 13-0273601-6-89 является авторской разработкой. Здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

э) Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" .

ю) Инструкция по проведению рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог. ВСН 34-78 .

3. Термины и определения

б) Зимнее содержание автомобильных дорог - комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспорта на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях в зимний период, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов и лавин, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости и наледей.

в) Зимняя скользкость - снежные отложения и ледяные образования на поверхности дорожных покрытий, приводящие к снижению сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия.

г) Нормативный срок - время, установленное дорожным организациям для очистки дорог от снега и/или ликвидации зимней скользкости после прекращения снегопада, метели или образования (обнаружения) гололедных явлений на покрытии.

д) Объем снегоприноса - объем снега, приносимого метелью к одной стороне дороги за зиму.

е) Пункт дорожного метеорологического контроля - стационарный пункт, оборудованный автоматической дорожной метеорологической станцией (АДМС).

ж) Снегозаносимость - подверженность автомобильной дороги образованию снежных заносов.

з) Снегомерный пункт - стационарный пункт для проведения постоянных наблюдений за объемами снегоприноса.

и) Противогололедные материалы - твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применимые для борьбы с зимней скользкостью.

к) Термокарты - значения температурных характеристик поверхности покрытия на всем протяжении автомобильных дорог, находящихся в зоне действия дорожных метеорологических систем.

л) Температурная характеристика - величина изменения температуры дорожного покрытия участка автомобильной дороги.

м) Прогноз погоды - фактическое и прогнозируемое состояние погоды, полученное в результате обработки сведений в установленном порядке и предоставляемое пользователям (потребителям).

н) Специализированный прогноз погоды - прогноз, который разрабатывается в прогностических подразделениях Росгидромета или его организациями по заказу пользователя (потребителя).

о) Специализированная метеорологическая информация - данные, поступающие от организаций Росгидромета и других источников информации для учета при анализе и подготовке прогноза состояния дорожного покрытия и решения производственных задач и управления производством дорожного хозяйства.

п) Погода - состояние атмосферы в конкретном месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени (сутки, месяц, год). Погода характеризуется метеорологическими элементами: давлением, температурой, влажностью воздуха, направлением ветра и явлениями погоды: атмосферными осадками, дальностью видимости, наличием туманов, метелей и т.п.

р) Краткосрочный прогноз погоды - прогноз метеорологических параметров на период от 12 до 72 ч.

с) Сверхкраткосрочный прогноз погоды - прогноз метеорологических параметров на период до 12 ч.

т) Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

у) Пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

ф) Метеорологическое обеспечение дорожного хозяйства - информация о погодно-климатических условиях, необходимая для производственной деятельности предприятий дорожного хозяйства, получаемая от АДМС, Росгидромета или других организаций.

х) Рекомендации по действиям дорожно-эксплуатационных служб - производственно-технологические мероприятия, разрабатываемые подразделениями дорожно-эксплуатационной службы с целью предупреждения или ликвидации неблагоприятных условий движения транспортных средств пользователя автомобильными дорогами.

ц) Специализированный прогноз состояния покрытий - прогностическое состояние дорожного покрытия, действующее до момента получения следующего прогноза или уведомления об его изменении.

4. Общие положения

а) Основной задачей зимнего содержания дорог является проведение комплекса мероприятий по обеспечению бесперебойного и безопасного дорожного движения в зимних условиях.

Зимнее содержание автомобильных дорог включает работы, связанные с защитой дорог от снежных заносов, уборкой снега с проезжей части, обочин, переходно-скоростных полос, площадок отдыха и остановок маршрутного транспорта, а также работы по предупреждению и ликвидации зимней скользкости.

б) Виды работ по зимнему содержанию автомобильных дорог определяют в соответствии с действующей "Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" и с учетом "Периодичности проведения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них" .

в) Наибольшее влияние погодно-климатических явлений (температура, давление, влажность воздуха, осадки и т.п.) на состояние проезжей части автомобильных дорог (скользкость, ровность, колейность, снежный накат и т.п.) ощущается в зимний период года. В этих условиях ухудшается безопасность дорожного движения, увеличивается количество ДТП, снижается скорость автомобильного транспорта, что приводит к резкому уменьшению пропускной способности автомобильных дорог и увеличению себестоимости перевозок. Повышение эффективности содержания автомобильных дорог в зимний период возможно при своевременном и качественном проведении дорожных работ, осуществляемых дорожными предприятиями с учетом и на основании метеорологической информации.

Поэтому основная задача разработанного документа - расширить использование специализированной метеорологической информации при зимнем содержании автомобильных дорог, получаемой от автоматических дорожных метеорологических станций (АДМС), метеолокаторов, метеоспутников, метеостанций Росгидромета и других организаций.

г) Транспортно-эксплуатационное состояние федеральных автомобильных дорог в зимних условиях должно удовлетворять нормам, установленным ГОСТ Р 50597-93. "Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" . При этом за ДТП, совершенные во время выпадения осадков, а также в период нормативного времени, отведенного для ликвидации зимней скользкости и очистки дорог от снега, дорожные организации ответственности не несут.

д) Вся система мероприятий по зимнему содержанию автомобильных дорог выстраивается таким образом, чтобы обеспечить нормальные условия для движения автотранспорта при максимальном выполнении всех нормативных работ.

Региональная специализированная система дорожного метеорологического обеспечения (СДМО), создаваемая органами управления дорожным хозяйством, для получения оперативной информации о погодных условиях и состоянии дорожного покрытия на подведомственных автомобильных дорогах, обеспечивает получение оперативной информации, ее обработку (прогноз), разработку производственно-технологических мероприятий и объемов работ по зимнему содержанию дорог, доведения необходимой информации до исполнителей работ и пользователей дорог, создание банка данных для наполнения и хранения метеорологической информации о состоянии погодных условий и состоянии автомобильных дорог в зимних условиях.

На основании полученной оперативной информации подрядные предприятия осуществляют:

защитные меры по предотвращению образования снежных заносов путем устройства постоянных или временных средств снегозащиты;

профилактические меры, цель которых - не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии;

меры по удалению снежных и ледяных образований на дороге и уменьшению их воздействия на автомобильное движение.

е) Орган управления дорожным хозяйством, в ведении которого находится автомобильная дорога (сеть дорог), обеспечивает разработку проекта организации работ по содержанию дороги, включая зимнее содержание, который служит руководящим документом для подрядчиков, осуществляющих на его основе разработку проекта производства работ и их выполнение в соответствии с этим проектом.

ж) Оперативное управление за производством, ежедневный контроль за ходом выполнения дорожных работ, использованием машин и механизмов, занятых на работах по зимнему содержанию дорог, расходом противогололедных материалов и горюче-смазочных материалов обеспечивается через Центры оперативного управления производством (ЦУП), создаваемые в подрядных организациях и органах управления дорожным хозяйством.

з) Оценка уровня содержания автомобильных дорог (при приемке выполненных работ) осуществляется в соответствии с "Методикой оценки уровня содержания автомобильных дорог", изложенной в "Руководстве по оценке уровня содержания автомобильных дорог" (2003 г.), утвержденном Росавтодором 19.12.2003 N ИС-28-8939.

и) Общее руководство и координация работ по функционированию федеральных автомобильных дорог в зимний период осуществляется Федеральным дорожным агентством (Росавтодором) Министерства транспорта Российской Федерации.

Оперативное управление на местах проводится Федеральными управлениями автомобильных дорог или Управлениями федеральных автомобильных дорог.

к) Финансирование работ по зимнему содержанию автомобильных дорог федерального значения производится (с 2011 г.) за счет средств, выделяемых на содержание в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539 .

л) На каждую автомобильную дорогу федерального значения разрабатывается "Проект содержания автомобильной дороги" с подробным изложением всех вопросов по зимнему содержанию. Порядок разработки, состав проекта, в том числе и по зимним дорожным работам изложены в "Методических рекомендациях по разработке проекта содержания автомобильных дорог" , утвержденных распоряжением Минтранса России N ОС-854-Р от 09.10.2002 г.

Методические рекомендации по зимнему содержанию автомобильных дорог с использованием специализированной метеорологической информации разработаны инж. Розовым Ю.Н., канд. техн. наук Анохиным Б.Б., инж. Розовым С.Ю., Кикава Н.П., канд. техн. наук Сорокой В.П. (ФГУП РосдорНИИ), канд. техн. наук Борисюком Н.В. (МАДИ), докт. техн. наук Самодуровой Т.В. (ВГАСУ), канд. ф.-м. наук Шалашовым В.Ф. (ЗАО "Минимакс-94"), инж. Цинманом Л.М. (Росавтодор).

5. Основные требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог в зимний период и метеорологическому обеспечению

а) Дорожно-эксплуатационная служба должна обеспечивать устойчивую, надежную и эффективную работу автомобильных дорог и сооружений на них, безопасные условия движения транспортных средств и надлежащее нормативное содержание в зимний период.

Важнейшим условием осуществления поставленной перед дорожниками задачи в зимний период является эффективная работа дорожно-эксплуатационной службы, способной на высоком инженерном уровне решать задачи управления дорожным хозяйством, качественно и оперативно выполнять комплекс дорожных работ по созданию необходимых условий бесперебойного и безопасного движения автомобильного транспорта по дороге и искусственных сооружений на них.

б) При эксплуатации автомобильных дорог в период снегопада, метелей и других неблагоприятных метеорологических условиях на автомобильных дорогах в зимнее время могут образовываться различные дефекты на покрытии, препятствующие обеспечению безопасного дорожного движения и комфортных потребительских свойств дороги. Типичные дефекты, возникающие на дороге в зимний период, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Типичные дефекты автомобильных дорог в зимних условиях

Наименование дефекта

Описание дефекта

Свежевыпавший (рыхлый) снег

Слой снега, откладываемый на дорожное покрытие во время снегопада и метелей. В зависимости от состояния снег может быть сухим, влажным, мокрым и различной плотности

Стекловидный (черный) лед

Лед на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм или в виде матовой белой шероховатой корки толщиной до 10 мм и более

Снежный накат

Слой снега, уплотненный колесами проходящего автотранспорта

Талый снег

Снег, превращенный в жидкую массу применением противогололедных материалов и движением транспортных средств

Снежный вал

Накопление снега в виде продольного вала, образованного в результате сдвигания снега с дорожного покрытия

Необеспеченность работоспособной снегозащитой

Отсутствие работоспособной защиты от снежных заносов на снегозаносимых участках дороги

Снежно-ледяные отложения на дорожных знаках

Снег, ледяные отложения, иней, затрудняющие восприятие информации на дорожных знаках, установленных в соответствии с дислокацией

в) Эксплуатационное состояние конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, обеспечиваемое выполнением мероприятий, предусмотренных проектом по организации работ зимнего содержания дороги, должно удовлетворять требованиям ГОСТ Р 50597-93 при любых метеорологических условиях.

С этой целью в зимний период дорожно-эксплуатационная служба проводит необходимые работы в соответствии с действующей классификацией, периодичность которых установлена приказом Минтранса РФ от 01.11.2007 г. N 157 "Периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них" и в зависимости от региональных метеорологических условий и интенсивности движения.

г) Основными показателями состояния зимнего содержания автомобильных дорог являются:

ширина чистой от снега проезжей части дороги;

толщина рыхлого снега на проезжей части, накопившегося с момента начала снегопада до начала снегоочистки или в перерывах между проходами снегоочистительной техники при патрульной снегоочистке;

толщина и расположение уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах;

сроки окончания очистки от снежно-ледяных отложений проезжей части и обочин;

толщина уплотненного снега на тротуарах.

д) Автомобильные дороги при оценке уровня зимнего содержания по потребительским свойствам разделены на семь групп.

Для обеспечения нормальной эксплуатации дороги, оценки их состояния, снижения трудовых и денежных затрат на зимнее содержание в дорожной отрасли установлены три уровня содержания (допустимый, средний, высокий), которые дифференцированы по интенсивности движения и увязаны с категориями дорог.

Уровень зимнего содержания во многом зависит от степени снегозаносимости и гололедоопасности дороги. Дорожно-эксплуатационные предприятия должны в процессе эксплуатации дороги выявлять снегозаносимые и гололедоопасные места, устанавливать причины образования зимней скользкости и снежных заносов, разрабатывать и осуществлять мероприятия, уменьшающие или полностью устраняющие эти дефекты. Зимнее содержание автомобильных дорог должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивало требования, указанные в ОДМ 218.0.000-2003 "Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог", утвержденное Росавтодором 19.12.03 N ИС-28-8939.

6. Особенности организации работ зимнего содержания дорог с использованием специализированной метеоинформации

а) Руководство и координацию работ по организации зимнего содержания автомобильных дорог федерального значения осуществляют:

Федеральные управления автомобильных дорог;

Управления автомобильных магистралей;

Дирекции строящихся дорог;

Территориальные управления автомобильных дорог.

б) К основным задачам и функциям управлений при зимнем содержании относятся:

организация работы специализированной метеорологической системы на автомобильных дорогах, находящихся в оперативном управлении, для сбора и анализа оперативных сведений о погодных условиях и состоянии дорожных покрытий, выработки прогнозов и рекомендаций по действиям дорожно-эксплуатационных служб; доведения прогнозов и рекомендаций до исполнителей работ; информации об условиях движения до пользователей дорог, заинтересованных органов власти и контроля на местах, юридических и физических лиц;

выполнение в установленном порядке функций государственного заказчика по поддержанию в надлежащем транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, переданных им в оперативное управление;

организация (совместно с Росавтодором) ежегодного планирования зимних работ на автомобильных дорогах, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

осуществление контроля за качеством зимнего содержания автомобильных дорог в части соблюдения требований технических регламентов, государственного контракта, проектно-сметной документации, стандартов и норм;

осуществление координации и контроля за деятельностью подрядных предприятий, в том числе за целевым и рациональным использованием финансовых средств и находящегося у них на балансе федерального имущества;

организация учета интенсивности движения в зимних условиях, оценка транспортно-эксплуатационного состояния, информирование пользователей автомобильных дорог о состоянии автомобильных дорог и погодно-климатических условиях на дороге;

осуществление взаимодействия с заинтересованными территориальными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

в) К основным задачам и функциям производственных подразделений (подрядных предприятий) дорожно-эксплуатационной службы в зимних условиях относятся:

содержание в постоянной исправности и обеспечение эффективного использования средств, предназначенных для эксплуатации автомобильных дорог;

организация работы по зимнему содержанию дорог и дорожных сооружений с использованием специализированных метеорологических прогнозов и рекомендаций по действиям дорожно-эксплуатационных служб;

обеспечение совместно с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации контроля за сохранностью автомобильных дорог и дорожных сооружений в зимних условиях с использованием технических средств.

г) Состав зимних дорожных работ, выполняемый производственными подразделениями, представляет собой Перечень нормативно-регламентных работ соответствующего управления, составленный по аналогии с базовым документом Росавтодора, но отличающийся от последнего тем, что в нем учтены особенности конкретных дорог - их геометрические параметры, конструктивные особенности и факторы, зависящие от характера движения по ним, климатических условий, характера местности и других условий.

д) Автомобильные дороги или их участки передаются на обслуживание подрядным специализированным организациям по контракту после проведения торгов по определенным лотам, которые формируются по линейному или территориальному принципу. Протяженность обслуживаемых участков дорог устанавливается в зависимости от категории дороги, климатических особенностей и типов покрытий, начертания сети автомобильных дорог и других показателей. Разграничивать перевальные участки горных дорог, большие мосты и речные переправы между смежными дорожными организациями не рекомендуется.

Подрядные специализированные организации (дорожно-эксплуатационные предприятия и др.) в рамках заключенного контракта с заказчиком - органом управления дорожным хозяйством - непосредственно осуществляют постоянные наблюдения за состоянием дорог и дорожных сооружений в целях выявления и устранения на них дефектов зимнего содержания (см. табл.1), ликвидации препятствий, создающих помехи движению транспортных средств, установки в необходимых случаях временных знаков и принятия мер по возобновлению нормального движения. Проводят осмотры дорог в особо опасные периоды, связанные с плохими метеорологическими условиями, для выявления участков дорог с повышенной скользкостью дорожных покрытий и снежными заносами с целью оперативного устранения препятствий для движения транспортных средств.

е) Структура службы содержания искусственных сооружений (мостов, тоннелей, паромных переправ) в зимний период формируется в составе подрядного дорожного или мостового предприятия (организации) как специализированное подразделение с учетом количества, протяженности, состава и технического состояния искусственных сооружений.

Служба содержания искусственных сооружений может состоять из специализированных прорабств, мастерских участков, специализированных бригад или звеньев по содержанию искусственных сооружений, работающих по отдельным контрактам.

Специализированные бригады (звенья) по ремонту и содержанию искусственных сооружений создаются как постоянные формирования, а характер и объем выполняемых ими работ определяется составом и протяженностью искусственных сооружений, их техническим состоянием и природно-климатическими факторами.

В ряде случаев, например, когда искусственные сооружения на обслуживаемом участке дороги представлены несложными объектами (малые мосты, трубы), их ремонт и содержание могут осуществляться подрядным дорожно-эксплуатационным предприятием или другими специализированными подрядными организациями, осуществляющими содержание этого участка автомобильной дороги.

ж) Подразделения дорожной службы должны быть оснащены машинами и оборудованием, включая средства малой механизации, позволяющими выполнять работы по зимнему содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений механизированным способом на современном техническом уровне.

з) Для принятия оперативных мер по предупреждению перерывов в движении транспортных средств и дорожно-транспортных происшествий, а также с целью своевременного обнаружения дефектов и недостатков зимнего содержания дорог в производственных подразделениях при центрах управления производством организуют работу специальных передвижных пунктов дорожного мастера (ДМ) для повседневных наблюдений за состоянием автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, в функции которых возлагаются следующие обязанности:

постоянное наблюдение за состоянием дорог и дорожных сооружений, а также за изменениями погодно-климатических условий на дороге;

устранение мелких повреждений элементов дорог, ликвидация возникших помех, препятствующих нормальному движению, а при невозможности немедленного выполнения указанных работ - ограждение этих мест с установкой соответствующих временных дорожных знаков;

выявление гололедоопасных и снегозаносимых участков;

регулярная связь с диспетчером (дежурным).

Для организации работы передвижных пунктов ДМ в зимний период составляется маршрутная схема движения с периодичностью и временем их патрулирования дорог (участков). Патрулирование должно проводиться ежедневно и при резком осложнении метеоусловий, особенно на участках концентрации ДТП.

и) Ежегодно в подготовительный период с наступлением зимы и началом выполнения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог федерального значения организуют круглосуточное дежурство ответственных лиц и дорожной техники для зимнего содержания дорог. Порядок проведения работ ответственных дежурных и дорожной техники в зимний период приведен в Приложении А (Утв. приказом Росавтодора от 14.10.99 N 123).

к) В регионах с трудными условиями снегоборьбы для оперативного реагирования на резкие ухудшения условий движения автомобильного транспорта по федеральным дорогам, вызванные неблагоприятными погодно-климатическими явлениями, дорожно-транспортными происшествиями и другими экстремальными случаями, а также для принятия неотложных практических мер по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций, вызывающих необходимость закрытия движения транспортных средств на участках автомобильных дорог федерального значения, в ночное время суток, в выходные и праздничные дни, в зимний период, наряду с дежурством (см. п.И), организуют работу специальных групп оперативного реагирования (Письмо Росавтодора N РДА-22/4836 от 30.11.99).

л) Ежегодно в подготовительный период проводятся следующие мероприятия:

корректируют (или разрабатывают) раздел проекта по зимнему содержанию автомобильной дороги, являющийся неотъемной частью проекта на содержание автомобильной дороги;

проводят подготовку и тарировку соле (песко) распределителей на нормативные нормы распределения ПГМ (см. Приложение Б), а также ремонт дорожной техники для зимнего содержания дорог;

ремонтируют постоянные и временные устройства снегозащиты, а также вырубают малоценные породы кустарников, снижающие снегосборность лесополос и ухудшающие безопасность дорожного движения;

проводят обучение инженерно-технических работников, диспетчеров, дежурных, бригадиров, операторов-водителей и других линейных работников, занятых на зимнем содержании автомобильных дорог, по изучению данных рекомендаций, должностных инструкций и инструкций по охране труда;

при необходимости ремонтируют склады для хранения ПГМ, скважины природных рассолов и оборудование для приготовления растворов и снегоприемных пунктов (снегосвалок);

осуществляют расконсервацию (после весенне-летне-осеннего хранения), пусконаладочные работы и аттестацию автоматизированных систем распределения (типа СОПО) противогололедных реагентов.

м) Неблагоприятным периодом года в России является зима как с точки зрения содержания автомобильных дорог, так и с точки зрения усложнения дорожного движения. В этой связи дорожно-эксплуатационная служба проводит различные мероприятия по снижению ДТП не только путем улучшения состояния дорожного покрытия, но и путем введения дополнительных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Между дорожными предприятиями и подразделениями ГИБДД устанавливается двусторонняя связь: телефоны, фамилии ответственных работников, дежурных и органов управления дорожным хозяйством, ответственных работников ГИБДД и т.п.

В случае когда эксплуатационное состояние дорог не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 , предусматривают временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения транспорта. Ограничение движения обеспечивают путем установки дорожных знаков, регулирования скоростного режима, пропуска транспорта отдельными группами.

В отдельных случаях при образовании на покрытии стекловидной пленки (1-3 мм и более) и/или при сильных заносах решается вопрос о запрещении движения. Решение о закрытии движения по автомобильным дорогам федерального значения для ликвидации установленных дефектов принимает УГИБДД, после получения необходимой информации о состоянии проезжей части от ответственных руководителей органов управления дорожным хозяйством и нарядов ДПС. При закрытии участка дороги для движения на 1 час и более производят сброс транспорта на ближайшие дороги с установкой дорожных знаков, согласно схемам, утвержденным органом управления автомобильных дорог и согласованным в подразделениях ГИБДД.

7. Особенности борьбы со снегом на автомобильных дорогах с использованием специализированной метеоинформации

а) Снегопады и метели приводят к отложению снега на проезжей части дороги, особенно на снегозаносимых участках (низких насыпях, нераскрытых выемках, участках с ограждениями и т.п.), что влияет на скорость и безопасность дорожного движения. Большую роль дорожники отводят определению продолжительности неблагоприятного периода, то есть времени выпадения твердых осадков (снегопад, метель) на поверхность автомобильной дороги. Прогноз времени определяется по данным организаций или метеолокаторов Росгидромета, действующих в зоне, охваченной системой специализированного дорожного метеообеспечения, и используется для выработки прогнозов и рекомендаций.

Борьбу со снегом на автомобильных дорогах осуществляют путем устройства снегозащиты, специальных конструкций земляного полотна и проведения работ по очистке проезжей части от снега с учетом метеорологических данных, получаемых от АДМС (в том числе и снегомерных пунктов), метеостанций и метеолокаторов Росгидромета и других организаций.

б) Защита автомобильных дорог от снежных заносов или снижения ее снегозаносимости предусматривается при разработке проектов на строительство (реконструкцию) дорог в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 * и ОДМ 218.5.001-2008 г. путем специального трассирования и применения снегонезаносимых конструкций земляного полотна. При содержании автомобильных дорог защита от снега обеспечивается также постоянными и/или временными средствами снегозащиты.

в) К постоянной снегозащите относят снегозадерживающие лесные полосы, живые изгороди, примыкающие к дороге леса, заросли кустарников и постоянные заборы.

К временным средствам относят щитовые и другие специальные конструкции, а также снежные траншеи и валы.

г) Устройство временной снегозащиты осуществляют в соответствии с проектом содержания автомобильной дороги (зимнее содержание), являющимся обязательным документом для автомобильных дорог федерального значения.

д) Устройство и содержание снегозадерживающих насаждений производится в соответствии с ВСН 33-87 и ВСН 34-78 .

е) Рекомендуемые конструкции снегозадерживающих устройств, их параметры, технологии их установки, устройства и другие вопросы подробно освещены в ОДМ 218.5.001-2008 г. Допускается применение других конструкций снегозащиты (решеток, сеток и т.п.) в соответствии с техническими условиями предприятий-изготовителей, проверенными и согласованными в установленном порядке.

ж) Основным критерием выбора средств снегозащиты и их конструкции является объем снегоприноса к автомобильной дороге (м/м). Исходной информацией для расчета снегоприноса являются данные АДМС, метеостанций и метеолокаторов Росгидромета. А именно:

- дата прохождения метели,

- продолжительность метели,

- скорость и направление ветра,

- вид метели,

- температура воздуха при прохождении метели.

Для получения количественных значений объемов снегоприноса производят обработку полученных данных с использованием компьютерной программы или вручную по Методике, изложенной в ОДМ 218.5.001-2008 г.

з) Очистку автомобильных дорог от снега производят специальными дорожными машинами и механизмами, а при неблагоприятных метеорологических явлениях (заносы, лавины) могут быть использованы бульдозеры, экскаваторы, погрузчики и другая строительная и специальная техника.

Перечень и техническая характеристика снегоуборочной техники приведены в ОДМ 218.5.001-2008 .

Основным видом очистки дорог от снега является патрульная снегоочистка, которая производится периодическими проходами плужных и/или плужно-щеточных снегоочистителей в течение всей метели или снегопада. Патрульная снегоочистка проводится одиночными машинами или отрядом плужно-щеточных снегоочистителей, движущихся уступом с интервалом 30-60 м с перемещением снега от оси дороги к обочине с перекрытием следа 0,3-0,5 м.

В зависимости от метеорологических условий, плотности и толщины снежного покрова применяют специальные снегоуборочные машины, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Применение снегоуборочной техники

Предельная плотность, г/см

Максимальная толщина слоя снега, м

Целесообразная область применения

при полной ширине захвата

при неполной ширине захвата

Основная область применения

Возможная область применения

Одноотвальный плужный снегоочиститель

Патрульная снегоочистка

Уширенные полосы расчистки

То же, с боковым отвалом списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Общие положения . Зимнее содержание представляет собой комплекс мероприятий, включающий: защиту дорог от снежных заносов; очистку дорог от снега; борьбу с зимней скользкостью; защиту дорог от лавин; борьбу с наледями. Эти мероприятия должны обеспечивать бесперебойное и безопасное движение автомобилей с высокими скоростями и нагрузками, соответствующими требованиям, установленным в Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог.

Для выполнения указанных требований дорожная эксплуатационная служба должна обеспечить высокий уровень зимнего содержания дорог, основными показателями которого являются (рис. 15.1): ширина чистой от снега и льда поверхности дороги; толщина слоя рыхлого снега на поверхности дороги, накапливающегося с момента от начала снегопада или метели до начала снегоочистки и в перерывах между проходами снегоочистительных машин; толщина уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах; сроки очистки дороги от снега и ликвидации гололёда и зимней скользкости.

Рис. 15.1. Основные показатели уровня зимнего содержания дорог: В 1 - очищенная от снега и льда поверхность дороги, м; В - ширина проезжей части, м; h г - толщина слоя рыхлого или уплотнённого снега на поверхности дороги, мм; h о - толщина слоя снега на обочине

Зимний период года является самым сложным для эксплуатации дорог и организации движения. Продолжительность этого периода колеблется от 20 суток в южных районах до 260 суток в северных районах России. Состояние поверхности дорог и условия движения зимой формируются под влиянием отрицательной температуры воздуха, ветра, снегопада, метели, гололёда и ограниченной метеорологической видимости, а также сочетания этих факторов. В горных районах самым опасным зимой является образование и сход снежных лавин.

Различают несколько видов снежно-метелевых явлений.

Спокойный снегопад (снегопад) - выпадение снега из облаков без сдувания и переноса его ветром. Спокойный снегопад наблюдается при скорости ветра до 2-3 м/с. Толщина слоя, выпадающего за один снегопад, составляет чаще всего 1-5 см. Иногда за один снегопад выпадает 6-15 см и в редких случаях 16-35 см. В горных районах иногда за один снегопад образуется слой толщиной до 1 м. Свежевыпавший сухой, рыхлый снег имеет плотность от 0,07 до 0,12 г/см 3 ; если выпадает влажный или мокрый снег, его плотность может достигать 0,2-0,25 г/см 3 .

Верховая метель - снегопад при ветре, когда снег переносится в слое воздуха высотой до 100 м.

Низовая метель - перенос частиц ранее выпавшего снега без выпадения снега из облаков. Разделяется на позёмку - перенос частиц снега поднятием над уровнем снежного покрова до 30 см и на собственно низовую метель , когда переносимые частицы снега поднимаются на высоту до 10 м.

Общая или двойная метель - сочетание низовой и верховой метели, когда одновременно переносится выпадающий из облаков снег и частицы ранее выпавшего снега. Это самые неблагоприятные для зимнего содержания условия.

Метелевые отложения, называемые снежными заносами , имеют большую толщину и плотность. На участках с нулевыми отметками и малыми насыпями толщина метелевых отложений составляет 0,6-1 м. Мелкие выемки заносятся полностью, а в глубоких выемках толщина отложений может доходить до 5-6 м. Плотность снега в снежных заносах составляет 0,25-0,35 г/см 3 .

Зимняя скользкость образуется на дорогах в виде гололедицы, гололёда и снежного наката.

Наличие снежных отложений на дороге приводит к сокращению используемой для движения ширины проезжей части, увеличению коэффициента сопротивления качению и снижению коэффициента сцепления (рис. 15.2), в результате чего происходит снижение скорости и ухудшение условий безопасности движения.

Толщина слоя рыхлого снега, мм

Рис. 15.2. Зависимость коэффициента сопротивления качению и коэффициента сцепления от толщины слоя рыхлого снега: 1 - коэффициент сопротивления качению; 2 - коэффициент сцепления

Вся система мероприятий по зимнему содержанию дорог должна быть построена таким образом, чтобы с одной стороны обеспечить наилучшие условия для движения автомобилей, с другой - максимально облегчить, ускорить и удешевить зимнее содержание. Чтобы обеспечить выполнение этой задачи, при зимнем содержании проводятся:

профилактические меры , цель которых - не допустить или максимально ослабить образование снежных и ледяных отложений на дороге; к числу таких мер относятся уменьшение снегозависимости дорог, профилактическая обработка покрытий химическими противогололедными веществами и др.;

защитные меры , с помощью которых преграждают доступ к дороге снега и льда, поступающего с прилегающей местности; к ним относится применение защит от метелевого переноса, от снежных лавин, от наледного льда. Главным критерием качества снегозащиты следует считать полное исключение отложений метелевого снега на дорогах с тем, чтобы для патрульной снегоочистки оставалось только удаление снега, выпадающего во время снегопадов;

меры по удалению уже возникших снежных и ледяных отложений (например, очистка дорог от снега и льда), а также по уменьшению их воздействия на автомобильное движение (обработка обледеневшей поверхности дороги материалами, повышающими коэффициент сцепления шин с дорогой).

Требования к состоянию дорог в зимний период . Состояние поверхности дорог зимой зависит от климатических характеристик района проложения дороги, её конструктивных особенностей, степени защищённости от снежных заносов, а также от организации работ по очистке дорог от снежных отложений и ликвидации зимней скользкости.

Требования к уровню зимнего содержания определяются исходя из оценки влияния состояния дорог в зимний период на различных участках на обеспеченность расчётной скорости, которая зависит как от динамических качеств автомобиля, так и от соотношения сил сцепления и сопротивления качению при различной толщине слоя рыхлого снега на покрытии.

Влияние снежных отложений и зимней скользкости на режим движения автомобилей можно установить из анализа основного условия движения, которое в упрощённом виде имеет вид:

m f ± i , где

m - коэффициент сцепного веса, колеблется от 0,5 до 0,65;

 - коэффициент сцепления;

f - коэффициент сопротивления качению;

i - продольный уклон, в промилях.

Если принять величину коэффициента сцепного веса равной 0,5, то основное условие движения можно сформулировать в следующем виде: движение автомобиля по дороге будет возможно только тогда, когда величины коэффициента сцепления будет в два раза выше, чем сумма дорожных сопротивлений, состоящая из сопротивления качению и продольного уклона.

Следовательно, при определенных соотношениях сцепных качеств и сопротивления качению движение по дороге в тяговом режиме может оказаться невозможным независимо от динамических качеств, а максимальная скорость движения автомобиля (V max) в тяговом режиме не может быть больше величины, определённой по формуле А.П. Васильева:

 60 - коэффициент сцепления при скорости измерения 60 км/ч;

f 60 - коэффициент сопротивления качению для скорости 60 км/ч.

Эти положения служат теоретической основой разработки требований к допускаемой толщине слоя снега на покрытии.

Если исходить из наиболее неблагоприятных сочетаний сопротивления качению и коэффициента сцепления заснеженного покрытия, то при толщине слоя снега на покрытии от 2 до 20 мм в зависимости от его температуры и влажности условия движения на дороге становятся трудными, а коэффициент обеспеченности расчётной скорости снижается до 0,75. Уже при толщине слоя снега более 30 мм могут наблюдаться остановки легковых автомобилей на горизонтальных участках дорог из-за буксования, а при толщине более 80 мм такие остановки приобретают массовый характер. Современные грузовые автомобили могут двигаться при толщине слоя рыхлого снега от 80 до 120 мм, но скорости движения при этом будут очень низкими (рис. 15.3). Особенно сильно влияют на скорость движения наличие снежных отложений при движении на подъёмах.

Рис. 15.3. Влияние толщины слоя рыхлого снега h р.сн на скорость автомобилей: а - легковых; б - грузовых типа ЗИЛ-130: 1, 2, 3 - скорости, возможные по динамическим качествам автомобилей при f min , f cp , f max ; 4, 5, 6, 7- скорости, возможные по соотношению max и f min ; cp и f cp ; min и f max

При толщине слоя рыхлого снега 2-5 мм или при наличии уплотненного слоя снега на покрытии нормальные условия движения обеспечиваются только на подъемах с уклоном 1-3 %. На всех остальных участках расчётная скорость движения не обеспечивается. При минимальных значениях или максимальных значениях f остановки движения легковых автомобилей на подъемах с уклонами в 3 % будут наблюдаться при толщине слоя рыхлого снега 40-50 мм, а с уклонами 5 % - при толщине слоя снега 20-30 мм.

При наличии снежного наката большое влияние на скорость и безопасность движения оказывает ровность уплотненного снега, которая зависит от толщины слоя снега, его физико-механических характеристик, интенсивности и состава движения и уровня содержания. Ровность заснеженной поверхности колеблется в широких пределах в зависимости от толщины снежного покрова и тщательности его выравнивания (рис. 15.4). Если снег не удалён полностью, но регулярно разравнивается автогрейдерами или другими плужными очистителями, нормальные условия движения наблюдаются при толщине слоя снега до 90 мм. При нерегулярном профилировании или при удалении снега с покрытия бульдозерами нормальные условия движения наблюдаются при толщине слоя снега не более 25 мм. Нормальные условия для средних параметров снежных отложений наблюдаются при толщине слоя до 40 мм.

Рис. 15.4. Изменение ровности проезжей части при наличии уплотнённого снега

В любом случае толщина слоя снежного наката не должна превышать 100-120 мм по условиям ровности (рис. 15.5). Важно отметить, что хотя при небольшой толщине слоя уплотнённого снега ровность меняется незначительно, на дорогах I-III категорий снег все равно должен быть удалён с покрытия, чтобы обеспечить требуемые сцепные качества. На дорогах IV-V категорий толщина плотного слоя снега не должна быть более 60 мм при условии постоянного профилирования и полной очистки снега на участках подъёмов и спусков, и только в исключительных случаях на отдельных участках может допускаться до 200 мм.

Рис. 15.5. Влияние толщины слоя снега на обеспеченность расчётных скоростей: 1 - возможная скорость при лучшей ровности; 2 - ограничение по max ; 3 - возможная скорость при средней ровности; 4 - ограничение по cp ; 5 - возможная скорость при плохой ровности; 6 - ограничение по min

Особое значение имеет соблюдение указанных требований при организации патрульной снегоочистки.

Допустимая толщина слоя рыхлого снега, накапливающегося на дороге, зависит от интенсивности снегопада и времени между проходами снегоочистительных машин, называемого временем снегонакопления. Поэтому количество патрульных снегоочистительных машин прямо зависит от допустимой толщины слоя рыхлого снега, который накапливается в перерывах между проходами машин:

где (15.2)

h доп - допустимая толщина слоя снега на покрытии, мм;

L - длина участка дороги, км;

В - ширина очищаемой поверхности, м;

V раб - скорость снегоочистителя, км/ч;

К b - коэффициент использования рабочего времени (может быть принят 0,7-0,9);

b - ширина захвата снегоочистителя, м.

Поэтому и затраты на патрульную снегоочистку в наибольшей степени зависят от допустимой толщины слоя рыхлого снега на покрытии во время снегопада и интенсивности снегопада (рис. 15.6). При допустимой толщине слоя снега менее 30-20 мм затраты на снегоочистку стремительно растут.

Рис. 15.6. Затраты на патрульную снегоочистку в зависимости от допускаемой толщины слоя рыхлого снега на дороге h доп и интенсивности снегопада i

За высший уровень зимнего содержания можно принять обеспечение чистой сухой поверхности дороги, при котором толщина слоя снега на покрытии во время метелей и снегопадов не превышает 5 мм, а срок его удаления так же как удаления гололёда и зимней скользкости не превышает 1 ч после окончания снегопада, метели, гололёда.

Этот уровень может быть достигнут при полной оснащённости дорожной службы до нормативной потребности машинами, оборудованием и материально-техническими ресурсами на участках дорог, запроектированных с соблюдением всех требований по защите от снежных заносов и не всегда экономически целесообразен (табл. 15.1). Поэтому указанные технические требования могут быть скорректированы технико-экономическими расчетами с учетом фактической интенсивности движения и затрат на содержание дороги в соответствии с существующими требованиями в реальных климатических условиях.

Таблица 15.1

Наименование средств механизации

Основные параметры

Минимально необходимое количество (на 100 км)

Одноотвальные плужно-щёточные снегоочистители

Ширина отвала 3 м; рабочая скорость - 25-60 км/час

Шнекороторные или фрезеророторные снегоочистители

Ширина захвата 3 м; производительность - 1000-1200 т/час

Бульдозер с поворотным отвалом

Мощность 118 КВт

Автогрейдер лёгкий

Мощность 66 КВт

Распределитель твёрдых противогололёдных материалов

Ширина распределения - 10 м; вместимость бункера - 5 м 3

Распределитель жидких противогололёдных материалов

Ширина распределения - 7 м; ёмкость бункера - 5 м 3

Фронтальные погрузчики

Ёмкость бункера - 2 м 3

Критерием технико-экономического обоснования требований к уровню содержания может быть принят минимум приведенных затрат, которые в общем виде будут слагаться из двух групп затрат:

а) затраты, сумма которых сокращается с ужесточением требований к уровню содержания дороги;

б) затраты, сумма которых увеличивается с ужесточением требований к уровню содержания дороги.

К первой группе относятся затраты автомобильного транспорта (капитальные вложения и текущие затраты), которые сокращаются при увеличении средней скорости движения за счёт более высокого уровня содержания дорог и от дорожно-транспортных происшествий. Ко второй группе относятся затраты на содержание дороги, которые увеличиваются с увеличением требований и в зависимости от длительности и вероятности действия метеорологических факторов.

На рис. 15.7 приведены результаты расчётов для снегопадов различной интенсивности продолжительностью 6 ч. Их анализ показывает, что на дорогах II категории даже при сильном снегопаде экономически нецелесообразно допускать накопления слоя рыхлого снега толщиной более 10-15 мм в то время, как на дорогах IV категории в этих условиях толщина слоя снега может быть допущена до 50-60 мм и более.

Рис. 15.7. Технико-экономическое обоснование требований к допустимой толщине слоя рыхлого снега: 1 - затраты на очистку дороги от снега при интенсивности снегопада 2 мм/ч; 2, 3 - транспортные затраты при интенсивности движения 1000 авт./сут и 4000 авт./сут; 4, 5 - суммарные затраты при интенсивности движения 1000 авт./сут и 4000 авт./сут

Важной задачей дорожной службы является соблюдение сроков ликвидации снежных отложений и зимней скользкости, которые должны быть дифференцированы для дорог с различной интенсивностью движения в различных климатических зонах. От установленных сроков ликвидации зависит требуемое количество машин для зимнего содержания.

Установлено, что независимо от района проложения дороги гололёд и снежный накат должны убираться практически в одинаковые сроки. С увеличением количества снегопадов экономически эффективные сроки ликвидации снежных отложений увеличиваются, а с увеличением количества гололёдов - уменьшаются (рис. 15.8). Экономически целесообразно выдерживать одинаковые сроки ликвидации зимней скользкости на всём протяжении дороги вне зависимости от величины итогового коэффициента безопасности (рис. 15.9). Это свидетельствует о том, что влияние зимней скользкости на аварийность значительно превышает влияние геометрических параметров дороги.

Рис. 15.8. Зависимость сроков ликвидации зимней скользкости от повторяемости гололёда и снегопада: а - снегопада; б - гололёда; 1 - интенсивность движения 200 авт./сут, длительность зимнего периода 30 дней; 2 - интенсивность движения 500 авт./сут, длительность зимнего периода 160 дней

Рис. 15.9. Зависимость сроков ликвидации зимней скользкости от итогового коэффициента аварийности: 1 - интенсивность движения 200 авт./сут, длительность зимнего периода 220 дней; 2 - интенсивность движения 500 авт./сут, длительность зимнего периода от 30 до 160 дней

Наибольшее влияние на экономически эффективные сроки ликвидации зимней скользкости и снежных отложений оказывает интенсивность движения (рис. 15.10), которая и должна быть положена в основу градации требований к директивным срокам ликвидации этих явлений, т.е. сроки должны быть дифференцированы именно по интенсивности движения.

Рис. 15.10. Зависимость сроков ликвидации зимней скользкости от методов борьбы и интенсивности движения: 1 - применение пескосоляных смесей; 2 - то же, твёрдых хлоридов; 3 - нормы ФРГ

При этом нормативным сроком ликвидации гололёда считается время с момента его обнаружения и начала работы до полного удаления, а сроком ликвидации снежных отложений - время с момента окончания снегопада или метели до полного удаления снега с проезжей части или доведения до допустимой ширины очистки и толщины снежных отложений.

В практической деятельности могут иметь место случаи, когда экономически целесообразные требования к допустимой толщине слоя снега на покрытии и сроком ликвидации зимней скользкости и гололёда не могут быть обеспечены из-за недостаточной оснащённости дорожной службы машинами и оборудованием для зимнего содержания. В этом случае должны быть обоснованы временные отступления от экономически эффективных требований.

Допустимые уровни и требования к зимнему содержанию дорог. По уровню зимнего содержания все дороги делятся на три группы:

Группа А - дороги с чистой на всю ширину проезжей частью;

Группа Б - дороги с чистой серединой проезжей части;

Группа В - дороги с уплотнённым снегом на проезжей части.

Директивные требования к показателям уровня зимнего содержания каждой дороги должны устанавливаться на основе технико-экономических расчетов с учётом оснащённости дорожно-эксплуатационной службы машинами и оборудованием для зимнего содержания дорог. Предельно допустимые значения указанных требований приведены в табл. 15.2.

Таблица 15.2

Характеристики дорог

Показатели состояния

Интенсивность движения, авт./сут

Минимальная ширина очищенной поверхности проезжей части, м

Максимально допустимая толщина слоя рыхлого снега на проезжей части, мм

Допустимая толщина уплотнённого слоя снега на проезжей части, мм

Допустимая толщина уплотненного слоя снега на обочинах (у бровки земляного полотна), мм

Максимальный срок проведения работ по снегоочистке и ликвидации зимней скользкости, час

Федеральные автомобильные дороги

Более 3000

На всю ширину

Менее 1000

Территориальные дороги с регулярным автобусным движением

Более 3000

Менее 1000

Дороги местного значения с регулярным автобусным движением

Менее 1000

Дороги местного значения с допускаемым перерывом движения

Движение не регулярное

* - На дорогах с переходными и низшими типами дорожных одежд.

Как правило, расчистку дорог от выпадающего и приносимого к дороге снега необходимо производить на полную ширину земляного полотна, а ликвидацию зимней скользкости - на ширину проезжей части и краевых укрепительных полос. Допускается оставлять слой уплотненного снега небольшой толщины на покрытиях переходного типа и на грунтовых дорогах. Оставляемый на проезжей части и обочинах снег необходимо регулярно профилировать, чтобы предотвратить образование неровностей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: