Государство как институт политической системы. Государство как основной политический институт. Концепции происхождения государства

Государство является социальным институтом призванным регулировать отношения между различными группами, слоями, классами, обеспечить безопасность, права и свободы всех индивидов, охранять правопорядок.

Основными признаками государства являются:

  • - оно выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны, осуществляет власть в пределах определенной территории, пространственные пределы которой определены государственной границей. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства;
  • - государство обладает специальным механизмом, системой органов и учреждений, непосредственно управляющих обществом. К ним относятся институты законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, органы принуждения: армия, милиция (полиция), службы безопасности.
  • - государство выступает источником права и закона, для осуществления которых оно располагает специальными органами (суды, прокуратура, пенитенциарные (исправительные) учреждения).
  • - государственная власть независима от других властей как внутри страны, так и вне ее. Ее суверенитет выражается в верховенстве, то есть: в обязательности ее решений для всего населения; в возможности отмены актов негосударственных политических институтов; в обладании исключительным правом на издание законов.
  • - государство обладает правом взимания налогов и других обязательных платежей, обеспечивающих его экономическую самостоятельность.

Важнейшими институтами государства являются: представительные органы (парламент); исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, премьер-министр); надзорно-контрольные органы; судебная система; органы власти общественного порядка, государственной безопасности; вооруженные силы.

В обществе государство выполняет ряд функций. Важнейшие из них:

экономическая функция - регулирование экономических процессов путем налоговой, кредитной политики, с помощью санкций или создания экономических стимулов;

социальная функция - регулирование отношений между разными группами (социальными слоями, классами, этносами и т.д.), поддержка социально незащищенных слоев населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;

правовая функция - установление правовых норм, обеспечение их выполнения;

культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

внешние функции государства включают:

оборону страны;

экономическое, технологическое, культурное и иное сотрудничество с другими странами, участие в работе международных организаций. .

С момента возникновения государство представляет собой особую организацию политической власти, оно отличалось разнообразием конкретных форм ее проявления. Опыт человечества в организации, устройстве и реализации государственной власти обобщен политологами в понятии "форма государства". В него включили три элемента: форма правления, формы государственного (территориально-административного) устройства, политический режим.

Форма государственного правления представляет собой способ организации верховной власти, принципы взаимодействия ее элементов, степень участия населения в их формировании.

Основные формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия возникает вместе с самой государственностью и существует на всех этапах человеческой цивилизации, включая и современную.

Для нее характерно:

  • - принадлежность верховной власти одному лицу, которое пользуется ею пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, она суверенна и верховна. Воля монарха осуществляется через разветвленную бюрократически-чиновничью систему управления (советники, министры, чиновники всех рангов);
  • - власть передается по наследству. Наследование верховной власти отстраняет от процесса ее формирования не только монарших подданных, простолюдинов, но и феодальную аристократию, не имеющую возможности легально влиять на ее замещение;
  • - монарх, сосредоточив в своих руках все бразды правления, не несет политической и юридической ответственности за результаты своего правления. "Король не бывает неправ" - гласит средневековая английская юридическая максима.

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой правления. За свою долгую историю монархия претерпела существенную эволюцию. В период Средневековья последовательно сменяли одна другую раннефеодальная монархия, монархия феодальной раздробленности, позднее ограниченная сословно-представительная монархия и, наконец, абсолютная монархия.

Сословная монархия характеризуется королевской (царской) властью, которая существует наряду с параллельной властью его вассалов, полноправных правителей своих территорий ("вассал моего вассала - не мой вассал"), кроме того, королевская власть в некоторых вопросах ограничена решениями сословных представителей собраний (парламент (Англия), Генеральные Штаты (Франция), Сейм (Польша), Боярская Дума (Россия).

В условиях феодальных междоусобиц, угрожавших целостности государства, королевская власть как обручем стягивала воедино все части территории, шаг за шагом ограничивая суверенитет своих вассалов в подвластных им провинциях. Результатом этого процесса централизации власти стало создание абсолютных монархий, в которых вся государственная власть, без каких бы то ни было ограничений, находилась в руках монарха. Внутреннюю и внешнюю политику монарх осуществлял с помощью чиновников и министров, ответственных только перед ним. Формально страна и подданные провозглашались собственностью монарха ("государевы люди").

Выполнив свое основное назначение - создав централизованные национальные суверенные государства, на замену абсолютным монархиям пришли конституционные.

Конституционные монархии свойственны буржуазному обществу. Для них характерно конституционное ограничение власти короля, существование рядом с королевской представительной парламентской властью, выполняющей законодательную функцию.

Конституционная монархия имеет две разновидности:

Дуалистическая монархия. Здесь законодательная власть принадлежит парламенту, а прерогативой королевской власти является власть исполнительная. Монарх формирует правительство, ответственное как перед ним, так и перед парламентом. Такая форма монархии существовала в кайзеровской Германии в 1871-1918 гг.

Парламентская монархия представляет собой форму правления, где все ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - не зависят от монаршей воли. Монарх выполняет представительную функцию, являясь главой государства. Он правит, но не управляет. Однако в ряде стран за ним сохраняются "резервные функции" на случай возможных политических кризисов, угрожающих единству и целостности страны.

Современные монархии (Англия, Испания, Швеция, Япония и т.д.) выполняют функции передачи от поколения к поколению традиций, которые являются для данной страны ценностью. И только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и т.д.), монархии и в наши дни существуют в почти неизменном виде.

Республика представляет собой форму правления, в основе которой лежат выборность власти и ее функциональное и организационное деление.

Для республики характерны: выборность высших органов власти населением на определенный срок. Источником власти является народ; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную с присущими каждой из них институтами ее осуществления; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.

В зависимости от объема властных полномочий, принципов отношений между ветвями власти, республики бывают президентскими (США, Бразилия, Аргентина и др.), парламентскими (ФРГ, Италия, Испания), смешанными - президентско-парламентскими (Франция, Австрия, Украина, Россия), парламентско-президентскими (Швейцария). .

Государство расположено на определенной территории, состоящей из административно-территориальных единиц. Способы их объединения, формы отношения между верховной государственной властью и властью на уровне провинций, областей и т.д. описываются в политологии через понятие "форма государственного устройства".

Форма государственного устройства представляет собой способ организации территориально-административного единства государства, механизм взаимосвязи между его составными частями. Форма государственного устройства отражает степень централизации (децентрализации) между верховной властью и местными органами власти.

Наиболее распространенной формой территориально-политической организации является унитарное государство. Оно характеризуется строгой концентрацией власти в центре с незначительным объемом политико-властных отношений, которыми располагают территории. В унитарном государстве существуют общие для всей страны органы законодательной, исполнительной и судебной власти, полномочия которых распространяются на всю территорию. Все административно-территориальные единицы (области, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью. В унитарных государствах существует единая конституция, судебная и правовые системы, единая система государственного управления, единое гражданство, подчинение гражданских органов власти центральным.

Большинство стран мира являются унитарными государствами.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств в единое союзное государство, в котором вошедшие в федерацию государства сохраняют часть своих прав как субъекты федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральная и республиканская, полномочия которых разграничены федеральной конституцией. Основными признаками федерации являются: верховенство федеральной конституции по отношению к конституциям и законам субъектов федерации; субъекты федерации располагают автономной системой законодательной, исполнительной и судебной власти; субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации; федеральная власть обладает монополией на осуществление внешней политики; парламент федерации состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы субъектов федерации; внутренние границы субъектов федерации могут быть изменены только с их согласия.

Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам.

В основе создания федераций лежат разные причины. Ими могут быть стремление получить экономические и другие выгоды в рамках единого государства, агрессивные устремления по отношению к другим государствам или народам или же, напротив, стремление защитить себя от внешней угрозы. Федерация может возникнуть из унитарного государства как средство: обуздать чрезмерный централизм верховной власти; как способ погасить сепаратистские тенденции регионов, стремящихся защитить себя от диктата центра; как средство расширения политического участия населения в общественной жизни.

Конфедерации представляют собой союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (экономических, военных и т.д.). В конфедерации нет единого законодательного органа, нет единого гражданства, единой валюты и т.д. Страны - члены конфедерации - самостоятельно осуществляют внешнюю политику. Конфедеративные органы управления, созданные для проведения согласованной политики, действуют в рамках полномочий, определенных Союзным договором. Их решения не имеют прямого действия и вступают в силу только после утверждения их центральными органами власти государств - членов конфедеративного союза. Субъекты конфедерации могут расторгать конфедеративный договор и по своей воле покидать союз. Примером конфедерации является Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848). Он представлял собой объединение 23 суверенных кантонов, однако постепенно был преобразован в федерацию. .

Империя была еще одной формой территориально-административной общности на протяжении тысячелетий.

Основными признаками империи являются:

  • - возникновение в результате военного покорения и/или экономического или политического подчинения одним народом других;
  • - включение покоренных (подчиненных) народов и территорий в иерархическую структуру власти, наличие центра и периферии, окраин, провинций или метрополий и колоний;
  • - этническая, национальная, историческая разнородность составных частей империи;
  • - дифференциация населения в вопросах права, гражданства, льгот, преимуществ, служащая достижению главной цели всякой империи - извлечение выгод для народа, ее создавшего, за счет народов, в нее включенных;
  • - власть в империи находится в руках одного лица или партии.

Распад империй обусловлен, прежде всего, постепенным выравниванием центра и провинций (окраин). Имперская система существует до тех пор, пока существует имперский центр (культурный, политический, экономический), обеспечивающий взаимодействие всех ее элементов. Утрата центром своих системообразующих функций приводит империю к краху.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии


Контрольная работа

по политологии

Государство как основной институт политической системы

(Вариант-20)


Барнаул - 2009

государство правовой несправедливость

Введение

Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

Один из средневековых философов заметил, что государство - это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Представленная работа посвящена теме "Государство как основной институт политической системы".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Государство как основной институт политической системы" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Государство как основной институт политической системы" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Выявить сущность, основные признаки и функции государства, а также причины и условия его возникновения.

Обозначить формы государственного правления и формы государственного устройства. Дать определение правового государства.

Определить средства, призванные не допустить несправедливости, творимой государством.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения


Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Причинами и поводами, которые вызвали учреждение государства, являлись разложением первобытно общинного строя, появление частной собственности на орудия и средства производства, разделение общества на враждебные классы - эксплуататоров и эксплуатируемых.

Основными причинами появления государства были следующие:

-необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделения труда, изменением условий распределения общего продукта, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п.

-необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявилось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.

-необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.

-необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.


Существенные признаки государства:

Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.

Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.

Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.

Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей.

Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами.

Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др.

Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.

Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам.

Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет - это самостоятельность, не подчиненность, не подотчетность государства кому-либо. 3, стр. 120-121

Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития. К внутренним функциям относятся: политическая (обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах); экономическая; социальная (государственная политика в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.); экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику (глобализации мировой экономики); обороны страны (отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства); поддержки мирового правопорядка (сохранение мира, урегулирование межнациональных конфликтов, ликвидация ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровление международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами); сотрудничества по глобальным проблемам (поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования).

Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - право творческой, право исполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.


Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства


В современной политологии для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства - унитарное государство, федерацию и конфедерацию. Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства - главенство обще федеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройства избрали около 20 стран. Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.

Для обозначения способа организации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ее органов, степени участия населения в их формировании используется термин форма правления. Истории известны две такие формы - республика и монархия. Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти. Типологически выделяются три подвида республики - парламентская, президентская и смешанная. Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенство избираемого законодательного собрания, закрепленное конституционными нормами. Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, подбирая кандидатуры из лидеров победившей на выборах партии включая премьер-министра. Глава государства (президент) при формировании кабинета министров выполняет не более чем формальную процедуру. Вместе с тем во многих парламентских республиках высшая исполнительная власть фактически занимает значительно более важное положение сравнительно с тем, что предписано ей законодательством. Парламентский контроль за деятельностью правительства в действительности нередко оказывается декларативным. Парламентская форма правления установлена в таких странах, как Германия, Ирландия, Италия, Турция, Швейцария. В президентской республике реализован принцип жесткого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Право формирования правительства принадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Образуемое таким образом на внепартийных началах правительство не несет ответственности перед парламентом. Классическим образцом президентской республики считаются США, ставшие родоначальником этой формы правления в 1787 году. Затем она наиболее широко распространилась в странах латиноамериканского континента - Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др. Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом. Такая форма закреплена конституциями ряда западноевропейских стран - например, Франции, Португалии, Австрии, Исландии. Вторая форма правления - монархия - подразделяется на две основные разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия, чьи корни уходят в эпоху Средневековья, основывается на юридической принадлежности всей полноты государственной власти одному лицу. В настоящее время она практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман. Конституционная монархия, в свою очередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую. Показательным примером первой считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная - кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции. Напротив, при дуалистической форме монархии, сохраняющейся в Иордании и Марокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, обладающему правом вето, и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти. Довольно экзотическая разновидность конституционной монархии - выборная - существует в Малайзии. Конституция 1957 года установила порядок избрания главы государства на пять лет поочередно всеми девятью государствами, входящими в это своеобразное монархическое федеративное образование. 1 и 2, стр. 63-69 и 39-57.

Современные правоведы определяют правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека. Признаки правового государства: верховенство закона; развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод; четкое разделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную власти; сильная судебная власть; демократизм. Характерная черта правового государства - последовательное проведение принципа равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств.


Один из средневековых философов заметил, что государство - это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их


Я выделяю 3 основных пункта сдерживания несправедливости и деспотичности власти это:

) Практика разделения властей. Известно, что идея разделения властей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась как теория только в 18 веке. До этого произвол правителей - деспотов в Европе сдерживался нравственно - религиозными традициями монархического правления, угрозой народных восстаний, мнением церкви. Впервые проблема соотношения власти была поставлена известным английским философом Джоном Локком. Он говорил - законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные в лице каких - либо членов общества истекают из неё. Монтескье считал чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую.

В соответствии с современной трактовкой теорией разделение властей для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный суд, прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично - властных полномочий одной из сторон.

) Огромное количество общественных и правозащитных организаций.

) Международное право (страсбургский суд, гаагский трибунал и т.д.)

Современная общая теория государства видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных до законотворческих и вне законотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормах международного права.


Заключение


В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолировано как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.

Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.


Список использованной литературы


1.Общая теория права. Под ред. Пиголкина А.С. М., 1996, гл. 3, параграф 2

.Теория государства и права. Вып. 2. Под ред. Венгерова А.Б. М., 1994

3.Теория государства под ред. М.Н. Марченко М.2001

.Общая теория права. Учебник для юридических вузов под общ. ред. Пиголкина А.С. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997

.Спиридонов Л.И. Теория государства и права М.: Проспект, 1999


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Одним из основных институтов господствующих политических систем является государство.

Термин «государство» употребляется в разных значениях. В обыденной речи понятие «государство» нередко используется для обозначения больших общественных групп — отдельных стран, обществ, народов. Такое понимание государства не является строго научным. Являясь организацией больших общественных групп, государство — это вместе с тем и, прежде всего, основной институт господствующей в конкретном обществе политической системы, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих регулирование политических отношений, управление общественными делами, выполнение властных функций.

До недавнего времени в отечественной научной, учебной, и учебно-методической литературе государство трактовалось односторонне. Оно преимущественно рассматривалось как машина, аппарат, посредством которого один класс держит в подчинении другие классы, осуществляет свою диктатуру, используя для этого специальные органы принуждения. При этом сплошь и рядом, нередко со ссылками па произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина подчеркивалось, что таковыми являлись государства рабовладельческого, феодального и является государство буржуазного общества, а социалистическое государство якобы классовым не является.

«Государство, — писали, например, авторы учебника по философии для высших учебных заведений, который был издан в начале 80-х годов, - есть организация господствующего класса для защиты его коренных интересов, и, прежде всего, формы собственности, которую этот класс представляет. Основное назначение государства в эксплуататорском обществе состоит в том, чтобы держать в повиновении угнетенные классы, опираясь на силу, на органы принуждения». Подобные определения государства в тех пли иных интерпретациях давались и в последующие годы. «…Государство, — писал, например, в конце 80-х годов А.Г. Спиркни, — это организация политической власти экономически господствующего класса». Похожие на указанные определения государства давали и некоторые зарубежные ученые, которые никогда не стояли на марксистских позициях. «Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, — писал, например, М. Вебер, — есть отношение господства людей над людьми, опирающееся па легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство».

Указанные и им подобные определения государства не являются строго научными, ибо они дают одностороннее толкование государства. Государство, как верно отмечает М.X. Фарукшин, представляет собой противоречивое единство двух сторон. С одной стороны, государство является организацией политического господства определенного класса, социального слоя. С другой стороны, оно представляет собой всеобъемлющую, универсальную политическую организацию всего общества, его политическую оболочку. В соответствии с этим дифференцируются и функции государства. С одной стороны, государство является выразителем интересов и волн экономически господствующего класса, а с другой стороны, государство как неофициальный представитель гражданского общества осуществляет выполнение его общих дел, реализация которых обеспечивает его нормальное функционирование и развитие.

Следовательно, государство — это основной институт господствующей в обществе политической системы, центральный институт политической власти, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп.

Государство — это определенная структура, в состав которой входят органы законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, прокурорской власти, органы управления хозяйственной деятельности, органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности.

Как политический институт от других политических институтов государство отличается рядом признаков. Во-первых, для государства характерно наличие публичной власти, которая складывается из аппарата управления и органов принуждения. К аппарату управления относятся чиновники законодательных, исполнительных, распорядительных и прочих органов, численность которых по мере развития государства растет. Аппарат принуждения в каждом государстве представлен армией, полицией, органами государственной безопасности и т. д.

Во-вторых, существенным признаком государства является взимание налогов с населения, которые в значительной мере используются на содержание аппарата управления и принуждения, а также па выполнение общественных дел. Современные государства взимают самые разные налоги: налог на прибыль, налог па добавленную стоимость, налог на экспорт и импорт, налог с оборота, налог с продаж и т. д.

В-третьих, для государства характерна определенная территория, на которую распространяются полномочия данною государства.

В-четвертых, каждое государство характеризуется конкретными нормами права, которые закрепляют существующую власть и обязанности граждан.

В-пятых, для государства характерен суверенитет. От других политических институтов государство также отличается тем, что для него характерны «монополия неэкономического принуждения, не допущения принуждения и насилия со стороны частных лиц, отдельных групп и т. п., исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право… выпускать займы, осуществлять бюджетную политику…».

Сущность всех государств проявляется в их функциях. Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности. Государства выполняют разнообразные функции, которые принято подразделять на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности конкретного государства на своей территории, внешние функции — это основные направления его деятельности во взаимоотношениях с другими государствами, на международной арене.

Основными внутренними функциями существующих в настоящее время государств являются следующие:

1) защита существующего социально-экономического строя,

2) регулирование отношений господствующего социального слоя с другими классами, социальными слоями, общественными группами,

3) регулирование всей совокупности социальных отношений - национальных, межнациональных, семейных и т.д.).,

4) регулирование экономической жизни,

5) обеспечение организованности, упорядоченности в обществе, охрана установленных законов и правопорядка, а также интересов общества в целом,

6) регулирование взаимоотношений общества с природой,

7) воспитательная функция и другие.

Внешние функции современных государств направлены на то, чтобы отстаивать свои интересы на международной арене, в международных отношениях. К числу внешних функций относят следующие:

1) защита суверенитета и территории,

2) укрепление обороны и обеспечение государственной безопасности.

3) поддержание нормальных отношений и развитие сотрудничества с другими странами,

4) участие в международном разделении труда,

5) участие в решении глобальных проблем и другие.

Государство обеспечивает экономическую, социально-политическую стабильность общества. С помощью власти, силы, убеждения, экономического и неэкономического принуждения оно нейтрализует дезорганизующие тенденции, поддерживает определенный порядок в обществе. Реализуя цели и интересы господствующего социального слоя, государство вместе с тем осуществляет управление общественными делами. Оно является единственным политическим институтом, который в конкретных ситуациях обеспечивает приоритет общих целей над частными. Важнейшей функцией государства является обеспечение прав и свобод граждан! Вместе с тем современные государства в той или иной мере выполняют функцию социальной защиты не задействованных по тем пли иным причинам в экономической и политической жизни граждан.

Все функции, которые выполняет государство, являются политическими. Они никогда не были и не могут быть социально-нейтральными. Поддерживая ли порядок в обществе, осуществляя ли социальную защиту граждан, нейтрализуя ли действия деструктивных сил и т. д., государство всегда, так или иначе затрагивает интересы различных классов, социальных слоев и групп. Их реакция па действия государства бывает самой различной — от полной поддержки до активного сопротивления. В зависимости от того интересы каких социальных слоев общества — прогрессивных или реакционных — при осуществлении своих функций государство реализует оно или ускоряет, пли тормозит прогрессивное развитие общества. Так было, есть и будет до тех пор, пока общество является социально неоднородным, дифференцированным па классы, социальные слон и группы, интересы которых не только противоположны, но и нередко взаимоисключают друг друга.

Центральным институтом политической системы является государство. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях, В широком смысле государство понимается как общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая органом высшей власти. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, французском, итальянском государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Примерно до ХУ11 в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Четкое разграничение государства и общества было обосновано в теориях государства Б.Спинозой, Гоббсом, Локком, Руссо и другими мыслителями. В них эти понятия разделяются не только содержательно и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйствен-ного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Государство возникло тогда, когда воспроизводство самого человека и материальных основ его жизни переросло рамки замкнутой в себе общины. Происхождение государства - это не одноразовый акт, а длительный процесс распада первобытного самоуправления.

Существуют различные теории возникновения, развития и сущности государства. Это: а) теократическая, которая трактует государство как творение Бога; б) патриархальная, выводящая государство из семьи, рода, племени и трактующая его власть как опекунскую, отеческую; в) договорная, которая трактует государство как результат общественного договора между гражданами и правителями; г) насилия, завоевания, которая объясняет возникно-вение государства завоеванием одних групп, племен другими; д) идеалистическая,

Например, для Гегеля государство есть духовная идея, которая проявляется в форме человеческой воли и свободы; е) социальноэкономическая - возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм).

Государство - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В разные эпохи, в различных условиях оно выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе. Таким образом, государство - исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в обществе, основной институт политической системы.

Государство - это политический институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

В целом государство сформировалось как институт организации совместной жизни. Именно в этих целях оно формирует и поддерживает нормы и правила социального общежития, контролирует их выполнение властью и подданными. В этом смысле государство - уникальная ценность, без властноорганизущей роли которой невозможно сохранить человеческое общежитие в современном мире.

Как специфический институт политической власти государство обладает рядом признаков, которые позволяют отличить его от других политических институтов и организаций.

1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Её осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения, составляющих аппарат государства, который наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию.

2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней.

3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне. Суверенитет дает право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает его, наряду с иными признаками, от других организаций общества (например, от партий, движений и т. п.).

4. Государство - единственная организация, которая занимается законотворчеством, т.е. издаёт законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной.

5. Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения.

Государство представляет всё общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны. Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличает его от других политических институтов, делает его основой политической системы.

Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Оно отличается от других форм организации людей тем, что располагает военной силой и судебным аппаратом. Хотя насилие не является единственным средством государства, но для него это средство специфическое. Однако, формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимности или узаконенном насилии со стороны государства.

В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила. Во-первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армии и полиции). Во-вторых, его сила обусловлена вмешательством в экономическую жизнь общества. В-третьих, оно определённым образом является и опекуном общества, поскольку выполняет функции социальной защиты. В-четвертых, высшие государственные чиновники самостоятельно принимают решения по всем более или менее важным вопросам развития общества.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих, организационные и финансовые средства, а также принудительную силу. Все это необходимо для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят своё выражение в функциях, которые связаны с основными направлениями деятельности.

В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся охранительные и регулятивные функции.

Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закреплённых и регулируемых правом общественных отношений.

Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, а также налогообложения и взимания налогов, экологическую, культурную и др.

Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами.

Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают своё действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные.

Важнейшая и исходная характеристика демократического государства

Это народовластие. Это означает, что действительным источником государственной власти и её изначальным социальным субъектом является народ и только народ.

Демократическое государство - это государство, в котором обеспечено неукоснительное соблюдение и гарантированное осуществление личных, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, широкое участие каждого члена и всех социальных слоев общества в управлении государственными и общественными делами в целях достижения общественного согласия, социально-политической стабильности и общего блага. О политическом режиме демократического государства речь специально пойдёт в одной из глав учебника.

Правовое государство - это государство, во всей своей организации, функционировании и деятельности опирающееся на подчинение праву, на строгое соблюдение его норм, закрепляющих всеобщие права и свободы человека. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определятся в нём конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство, существует разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты. Концепция правового государства в основополагающих чертах сложилась в ХУ11 - Х1Х вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.

Адекватной социальной основой правового государства является гражданское общество, представляющее собой общество развитых общественных отношений, высокой общей и политико-правовой культуры, социально-политической активности его членов, отделённое и независимое от государства и строящее свои отношения с ним на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства. Признание приоритета со стороны гражданского общества - источник легитимности государственной власти и правовой системы, что, в свою очередь, служит важнейшей гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе. Доктрина правового государства вместе с тем исходит из недопустимости противопоставления их друг другу, из признания необходимости достижения их гармоничного

Взаимодействия на правовой основе.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т. д.

В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнёрами.

Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:

Наличие гражданского общества;

Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

Мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;

Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер;

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определённого верховенства законодательной власти;

Приоритет в государственном регулировании метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено всё то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного - формально зафиксированных полномочий;

Права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создаёт абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут, в конечном счете, к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и её периодическим кризисам, жёсткой эксплуатации, обострению неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны, прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех

Образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Если сущность государства как политического института едина, то формы государства многообразны. Это многообразие в полной мере проявилось в историческом развитии и имеет место в современную эпоху, когда число государств на нашей планете превысило 200.

Государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Элементами формы государства являются:

Форма правления, под которой обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве;

Форма государственного устройства, которая отражает территориальную структуру государства, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение;

Политический режим, представляющий собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти и характеризующийся степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности.

Формы правления делятся по способу организации власти, её формальному источнику на монархии и республики.

В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную, в которой отсутствуют представительные учреждения народа и власть монарха ничем не ограничена (напр. Саудовская Аравия, Бруней и др.). Монархия ограниченная, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган власти (напр. Парламент). Современная форма ограниченной монархии - парламентская монархия. Роль монарха в ней номинальна, ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии - современная Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.

Республика, где все высшие органы власти избираются или формируются на определённый срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

В парламентской республике глава государства - выборное должностное лицо. Роль президента в формировании правительства, как и управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется парламентом, перед которым оно и несёт политическую ответственность, В настоящее время парламентская республика существует в таких странах, как Италия, Германия, Австрия, Индия и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что во главе государства стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет ответственности перед парламентом. Такими республиками являются США, Российская Федерация и другие.

В некоторых странах имеет место смешанная форма правления, т.е. сочетающая черты президентской республики, где глава государства избирается населением, он назначает правительство; и парламентской республики, где правительство несёт ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом. К таким странам смешанной формы республиканского правления относятся, например, Франция, Финляндия и другие.

Форма государства есть внешнее проявление организации территориальной и классово-политической власти, которая включает в себя три элемента: территориальное строение, форму правления и политический режим. Территориальное строение государства отражает связь центральных и местных государственных органов, отношения отдельных частей государства между собой и с государством в целом. По этому признаку различают две основные формы - унитарное и федеративное государство, а также переходную форму - конфедерацию.

Унитарное государство - это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. В таких государствах существует единая система высших органов и единая система законодательства. Большинство государств мира (более 85%) являются унитарными. К ним относятся такие государства как Испания, Китай, Италия и другие.

Федеративное государство - это сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают определенной политической самостоятельностью и другими признаками государственности. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующий органы власти членов (субъектов) федерации. Наряду с федеральным законодательством существует и законодательство субъектов федерации. 24 государств имеют федеративный характер. Среди них крупнейшие по территории страны - США, Россия, Канада, Индия, Бразилия, Аргентина, Австралия, а также Мексика, Пакистан, Нигерия, Швейцария, ОАЭ, Бельгия и др. Составляя всего лишь 3% от общего числа стран нашей планеты, федеративные государства охватывают в общей сложности примерно треть населения и половину территории земного шара.

Конфедерация - это временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Это менее прочное по сравнению с федерацией объединение государств и существует сравнительно недолго. Конфедерации либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует единая для объединившихся субъектов территория, единая система законодательства, нет единого гражданства. Конфедерации существовали в США (1776 - 1787гг.), Швейцарии (до 1848г.), Германии (1815 -1867гг.) и некоторых других странах. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились и лишь координирующего свойства. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза.

Таким образом, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства.

Существует также классификация государства по типам, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В соответствии с этим выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В рамках второго подхода основными критериями выступают культурные, религиозные, национальные, психологические и прочие признаки. В зависимости от них выделяют такие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, византийскую

Сущность, структура и функции государства.

Типы государства.

Формы государственного правления и государственного устройства.

Термин "государство" трактуется в трех значениях:

1) как ассоциация, находится на отдельной территории, объединяет всех членов общества. В этом смысле этот термин используется как синоним понятий "общество", "страна", "отечество";

2) как отношения политической власти - совокупность связей между гражданами и органами государства;

3) как административные органы и правовые нормы, определяющие их функционирования.

В разных философских, социологических и политологических теориях это понятие неодинаковый смысл.

Представители юридического позитивизма (К.Гербер, П.Лабанд из Германии, А. Дайси из Англии, А. Эсмен из Франции) рассматривали государство исключительно с точки зрения права. В их концепциях государство трактовалась как правовая форма для совокупного жизни народа и "верховная юридическое лицо", "юридическая организация народа", "юридическое олицетворение нации".

Это направление продолжил немецкий юрист Г. Кельзен, который отождествлял государство и право. По его мнению, государство - это система отношений господства и подчинения, где воля одних выступает в качестве мотива для других. Суть этих отношений заключается в том, что они образуют урегулированную и упорядоченную нормативную систему принуждения. В этом смысле государство - относительно централизованный правопорядок. Г. Кельзен признавал, что любое государство является правовым.

Немецкий юрист Р. Иеринг разработал социологическую теорию государства. Он определял государство как социальную организацию принудительной власти, обеспечивает превосходство общественных интересов над личными.

Представители классовой теории государства К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали классовой сущности государственной власти. Государство, подчеркивали они, это комитет, который управляет общими делами всего класса буржуазии.

Немецкий ученый-правовед К. Шмитт разработал теорию "тотального государства", которая предусматривает, прежде всего, существование властной государства - аппарата политической власти, в экстремальных ситуациях берет на себя всю тяжесть важных общественных решений. "Тотальное государство", по мнению К. Шмитта, можно создать на оспови субстанциональной единства государства и "национальной однородности".

Заслуживает внимания также концепция государства испанского правоведа Г. Песес-Барби Мартинеса, согласно которой понятие "государство" означает не любую форму политической организации (например, античную или средневековую), а только ту, что возникла в Новое время. В ее существенных признаков он относит: суверенную власть, рациональность администрации, государственную собственность, постоянную армию, религиозный нейтралитет.

Итак, государство, в современном понимании, - это организация суверенной политической власти, в рамках правовых норм и на территории отдельной страны осуществляет управление общественными сферами и обеспечивает безопасность нации и гарантии прав и свобод граждан. Рассмотрим наиболее существенные признаки государства:

1. Суверенитет (верховенство, самостоятельность, независимость государственной власти). Он имеет внутренний и внешний измерения. Это означает, что государство обладает высокой и неограниченной властью над внутренними субъектами в пределах границ той или иной страны (внутреннее измерение), а другие государства должны признавать этот принцип (внешнее измерение).

2. Принуждение. Каждый гражданин обязан признавать свою государственную принадлежность и подчиняться государственной власти, на территории которой он живет. Безгосударственность (апатридизм) трактуется как ненормальное явление, отмечается в Гаагском договоре 1930 и Всеобщей декларации прав человека 1948

3. Право на применение силы. Государство владеет первичным, выше, по сравнению с другими организациями, правом применить силу в пределах, установленных законом.

4. Право. Государство функционирует в рамках установленного права. Структура и функции государственных органов определяются правом. Право выступает не только как нормативный механизм деятельности государства, но и как регулятор отношений сожительства граждан в обществе.

б. Органы государственной власти. Под аппаратом государства надо понимать совокупность управленческо-административных структур, призванных реализовать решения центральных и местных органов власти.

6. Территория. Государство неразрывно связана с определенной территорией, на которую распространяется ее власть, а законы имеют обязательную силу.

В структуре современных государств, как правило, имеют место следующие институты: глава государства (монарх или президент); парламент; правительство; общегосударственные органы (национальный банк, совет национальной безопасности и обороны, фонд государственного имущества и т.п.); судебная система; прокуратура (в тех странах, где она имеет самостоятельный статус) представители правительства на реґиопальному уровне (комиссары, префекты, губернаторы).

К сказанному следует добавить, что прокуратура как орган государственного обвинения и надзора за соблюдением законодательства может действовать: как самостоятельный институт (Россия, Украина, Испания); как элемент Министерства юстиции (США) и судебной системы (Франция, Италия, Германия); вообще отсутствовать как государственный орган (Великобритания).

Государственные институты еще разделяют на политические (глава государства, правительство, парламент), которые формируются непосредственно народом и принимают политические решения; административные (секретариаты главы государства, правительства, парламента, органы центральной исполнительной власти, которые не входят в правительство, заместители министров и чиновники, ниже по рангу в министерстве и госадминистрации), которые готовят и выполняют эти политические решения; правовые (суды конституционной, общей и специальной юрисдикции, прокуратура и уполномоченный по правам человека); военно-силовые или обороны, национальной безопасности и общественного порядка (вооруженные силы, полиция и спецслужбы).

И государство, и каждый государственный орган в частности выполняют определенные функции: непосредственно нужны для существования общества; специфические, вытекающие из противоречий между государственными институтами и социальными слоями. Функции государства, их содержание и приоритеты меняются в зависимости от исторической эпохи.

На современном этапе можно выделить следующие функции государства:

Законотворческую;

Обороны и национальной безопасности;

Обеспечение правопорядка;

Защиты конституционных основ общества;

Согласование интересов различных социальных групп и индивидов, решение социальных конфликтов;

Государственно-политического и административного управления в различных сферах социальной жизни, где частный сектор не способен решать задачи по обеспечению общественных благ;

Защиты интересов и суверенитета государства в сфере международных отношений.

Дискуссионным является вопрос о типах государства. Отечественные исследователи традиционно придерживаются марксистской типологизации государств по общественно-формационной признаку (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая). Однако целесообразнее было бы типологизировать государства в зависимости от этнонациональных, социально-правовых и политических аспектов развития общества.

В рамках национального развития общества, прослеживая хронологию становления государства как произведения публичных форм организаций этнических сообществ (союза племен, народа, нации), можно выделить следующие типы государства: государство-полис, государство-империя, национальное государство.

Государство-полис - особая форма политической организации * общества в античные времена (преимущественно в Древней Греции) и в период позднего Средневековья (Венеция, Генуя, Флоренция). Основой полисной организации государства был суверенитет свободных собственников-граждан, принимавших участие в решении государственных вопросов. В полисной организации еще не разграничивались элементы государства и гражданского общества. Государства-империи существовали во все исторические эпохи (хотя параллельно происходил процесс образования национальных государств), и только в конце XX в. завершается процесс их распада. Империя - это большое государство, которое объединяет несколько подчиненных центральной власти государств или народов, принудительно интегрированных в единую систему политических, экономических, социальных и духовных взаимосвязей. Особенностью этого государственного образования было то, что порядок формирования и функционирования государственной власти и отношений с населением были разные в метрополии и колониях. Населения колоний в значительной степени ограничивалось на участие в политической жизни и испытывало различных форм национального угнетения.

Процесс зарождения и становления национального государства начался только в эпоху Нового времени, в период образования абсолютных монархий, и продолжается до сих пор. Понятие "национальное государство" означает, что субъектом государственной власти является нация как эт-нополитична сообщество.

Социально-правовое развитие обуславливает следующие типы государства: полицейская, правовая, социальная. Полицейская государство - это олицетворение насилия в виде библейского зверя Левиафана. В ее атрибутов можно отнести: неограниченность государственных полномочий; приоритет властных институтов над законом; мощный репрессивный аппарат; полицейско-бюрократический контроль и опека над личностью и обществом. Полицейскими есть все государства авторитарных и тоталитарных режимов.

Идея правового государства зародилась в недрах просветительских и либеральных теорий, а сам термин утвердился в трудах немецких юристов - К. Велькера и Р. Моля. Правовое государство как достояние западной цивилизации включает следующие признаки: приоритет права, подчинение всех государственных институтов и должностных лиц закона; разделение и взаимное сбалансирования власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимная ответственность государства перед лицом и лица перед государством; плюралистическая структура политических отношений; конституционный контроль за соблюдением законов; судебная защита интересов личности и социальных групп.

Если понятие "правовое государство" отражает степень социальной свободы, то понятие "социальное государство" - еще и степень социальной справедливости. Теоретические основы социального государства освещены в работах Г. Риттера (Германия), К. Соле (Испания), А. Брауна (США), М. Бонетти (Франция). Содержание социального государства выражается в содействии становлению таких элементов современного общества, как социальная рыночная экономика, социальная демократия, социальная этика.

Социальная рыночная экономика предусматривает создание благоприятных условий для включения в рыночные механизмы всех слоев населения на микроэкономическом уровне, а также установление нормы (не ниже прожиточного минимума) минимальной заработной платы, предоставление субсидий малообеспеченным категориям населения, развитие всех видов социального страхования, а также обеспечение механизма социального партнерства; социальная демократия раскрывает содержание разных видов (территориального, производственного, профессионального) самоуправления, его органическая связь с правовым государством; социальная этика направлена на преодоление психологического противостояния, достижения социального согласия.

Понятие "форма государства" раскрывает способ организации государственной власти, структуру и функции государственных органов. Оно означает форму государственного правления, под которой понимают порядок и структуру формирования высших органов государства и соотношение полномочий (правительства и парламента, президента и парламента), форму государственного устройства (речь идет о соотношении между властью центральных, региональных и муниципальных органов).

Форма правления характеризуется формальным источником власти. В монархическом государстве ним есть власть одного человека - монарха, в республике - народ или часть народа. В основных формах правления выделяются подвиды. Например, республика может быть аристократической, советской, парламентской, президентской, президентско-парламентской. Остановимся на исторических признакам трех последних.

Существенными признаками парламентской республики являются:

1) дуализм исполнительной власти (сосуществование двух властных институтов: президентского, не несет ответственности перед парламентом, за исключением нарушения конституции, и Кабинета Министров, который такую ответственность имеет);

2) наличие средств взаимного влияния, с помощью которых парламент через процедуру выражения вотума недоверия может заставить правительство уйти в отставку, а правительство в свою очередь может использовать право на досрочный роспуск нижней палаты парламента;

3) президент в парламентских республиках избирается непосредственно парламентом (Греция, Израиль) или коллегиями, значительную часть которых составляют члены парламента и члены представительной власти областей, штатов, земель (Индия, Италия, ФРГ);

4) участие президента в формировании правительства имеет номинальный характер, хотя в некоторых парламентских республиках конституция дает ему право назначить главу правительства (последний должен руководствоваться доверием парламентского большинства)

5) президент может издавать акты, приобретают силу закона только после проведения контрассигнатуры (скрепление подписями министров). Парламентская республика существует в Италии, Германии, Греции, Швейцарии.

В президентской республике президент избирается всеобщим прямым голосованием или коллегией выборщиков. Он выполняет одновременно функции главы государства и исполнительной власти. Как глава исполнительной власти он назначает министров или с согласия представительного органа, или по собственному усмотрению (Венесуэла, Мексика). Правительство здесь не имеет самостоятельного статуса, а является административным органом президентской власти.

Президент наделен правом вето на принятие законов, которое парламент может преодолеть абсолютной или квалифицированным большинством. В президентской республике, в отличие от парламентской, президент не обладает законодательной инициативой, не может распустить парламент, а министры не объединяют законодательных функций. Классическая форма такого правления исторически сложилась в США, существует также в Мексике, Уругвае, Венесуэле, Пакистане.

Смешанная форма правления - президентско-парламентская республика - существует во Франции, Португалии, Финляндии,

Исландии. Для нее характерны следующие черты: президент избирается всеобщим голосованием и обладает властными прерогативами - назначает и принимает отставку премьер-министра, по предложению последнего назначает и увольняет министров, занимается вопросами обороны, национальной безопасности, а также международной политики, председательствует на заседаниях Кабинета Министров может вынести конкретный законопроект на референдум и добиться принятия закона, минуя парламент (Франция).

Наряду с президентом действуют премьер-министр и правительство, ответственное перед парламентом и подконтрольный президенту. Президент может распустить законодательный орган после консультации с премьер-министром и председателями палат. Соотношение между властными прерогативами президента и премьер-министра зависит во многом от того, кого поддерживает парламентское большинство.

Монархическая форма правления также бывает разной: деспотической, сословно-представительной, абсолютной, дуалистической, парламентской. На современном этапе можно выделить три типа монархии: абсолютную (Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Эмираты), где власть монарха не имеет никаких правовых ограничений, а только религиозно-этические; дуалистическая (Оман, Марокко, Иордания) - полномочия монарха значительно весомее, чем полномочия парламента: обладает правом абсолютного вето, издает акты, имеющие силу закона, наделен судебными прерогативами, хотя может существовать отдельная судебная власть, осуществляет исполнительную власть самостоятельно или через правительство и имеет значительно большее влияние на него, чем парламент; парламентская монархия (Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Нидерланды) - полномочия монарха четко определены в конституции.

Современная практика престолонаследия выделяет три системы: салический (Бельгия, Норвегия, Япония), которая предоставляет право наследования только по мужской линии; кастильский (Великобритания, Дания, Испания), что предпочитает мужчин, но допускает и наследования по женской линии в случаях принципа старшинства (например, младшая дочь старшего брата в семье предпочтительнее старшим сыном младшего брата) австрийскую - допускает право наследования для женщин только в случае отсутствия законных наследников по мужской линии.

Полномочия монарха в современных парламентских монархиях аналогичные полномочий президента в парламентских республиках (за исключением Испании, где полномочия монарха соответствующие полномочий президента во Франции). Однако между президентом и монархом существуют определенные различия, а именно:

1) президент избирается, а власть монарха наследственная;

2) монарх является носителем самого высокого в истории титула - короля, императора, великого герцога, которому принадлежат особые привилегии - право на знаки высшего положения в государстве (корону, трон), право на двор (штат людей, которые выполняют почетные обязанности) , право на цивильный лист (установленное законом денежное содержание)

3) монарх - лицо надпартийная, символ исторических традиций и национального единства. Такая форма правления существует в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Швеции, Дании, Норвегии, Японии.

По форме государственного устройства различают унитарное и федеративное государства.

Унитарное государство централизованная, в ее структуре нет отдельных государственных образований, а только административно-территориальные единицы. Важнейшим признаком унитарного государства является то, что в ней функционирует единая система права, структура органов власти, единая конституция. Унитарное государство делится на централизованную и децентрализованную. Централизованная унитарное государство характеризуется довольно значительным огосударствлением местной жизни, подчиненности органов местного самоуправления органам исполнительной власти на местах (так называемая административная и финансовая опека).

Децентрализованная унитарное государство предполагает региональную или областную автономию с некоторыми законодательными прерогативами, собственным бюджетом, четко предусмотренными законом (Италия, Япония). В ней действуют три властные структуры: государственная администрация, региональная власть и местное самоуправление.

Федерация - это объединение отдельных государственных образований, которые имеют собственную конституцию, органы государственной власти и управления, а также национальные, социально-экономические и территориально-исторические различия. Федеративными государствами являются США, ФРГ, Швейцария, Канада.

Конфедерация - это союз суверенных государств, которые, сохраняя свою независимость, объединились для достижения определенных целей (преимущественно внешнеэкономических, военных). Правовой основой образования конфедерации является союзный договор, а не конституция.

К сказанному следует добавить, что термин "конфедерация", как правило, не используется в современных условиях для обозначения межгосударственных объединений, а употребляются термины "содружество", "союз" (Британское содружество, СНГ, Евросоюз). Если содружество как тип межгосударственного объединения не предусматривает создание совместных руководящих политических органов, хотя допускает определенные элементы верховной власти (например, королева Великобритании является главой Британского содружества), то союз не только общие политические структуры (парламент, правительство, суд, но и идентичные правовые, экономические и культурные стандарты).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: