Как правильно ответить на приветствие ассаламу алейкум. Почему так важно говорить "Ас-саляму алейкум"

У каждого народа, в каждой культуре принято приветствовать друг друга, но нет такого универсального приветствия, которым бы приветствовали друг друга все люди. Форма приветствия зависит от обычаев разных народностей, религии, культуры и воспитания. К примеру, в доисламский период арабы приветствовали друг друга словами: «Хайяка-Ллах » (да продлит Аллах тебе жизнь ).

Все слова приветствия хороши, но с приходом Ислама приветствие стало более красивым и совершенным. Как же прекрасны звучание и смысл слов «АС-САЛЯМУ АЛЯЙКУМ ».

Значение и мудрость мусульманского приветствия

Слово «АС-САЛЯМ » с арабского языка переводится как «мир », «сохранность », «благополучие », «здравие ». Оно является и одним из 99 прекрасных имён Всевышнего Аллаха, которое означает «Дарующий мир и сохранность », а также «Не имеющий никаких недостатков ».

Приветствуя салямом, мы будто говорим: «Я желаю вам благополучия и здравия от Всевышнего Аллаха и защиту от всего плохого ». Салям – это договор мусульман о том, что каждый из них воздержится от посягательства на жизнь, честь и имущество другого. В распространении саляма среди людей есть и разоблачение тех, кто замышляет плохое, тех, кто вышел из подчинения нормам Ислама. И каждый, кто даёт салям , требует от другого выполнения и соблюдения норм Ислама, таких как проявление любви, братства, взаимопомощи и т.д.

Достоинства исламского приветствия

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا

(смысл): «Когда вас поприветствуют (например, словами ас-саляму аляйкум), то поприветствуйте (ответьте ему) лучшим, чем это (например, сказав ва аляйкум ас-салям ва рахмату-Ллахи ва баракатух), либо подобным его приветствию (то есть ответьте также ва аляйкум ас-салям) » (сура ан-Ниса, 86).

Посланник Аллаха (ﷺ) часто побуждал своих сподвижников приветствовать друг друга салямом. В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса (да будет доволен им Аллах), сказано, что некий человек спросил Посланника Аллаха (ﷺ): «Какой Ислам лучше (какое деяние считается наилучшим)? » Пророк (ﷺ) ответил: «Кормить нуждающихся и приветствовать салямом всех, кого знаешь и кого не знаешь » (Бухари, 5767).

Форма и порядок приветствия

Форм приветствия две: первая АС-САЛЯМУ АЛЯЙКУМ , вторая САЛЯМУН АЛЯЙКУМ , то есть без артикля определенности «аль»; однако первый вид приветствия достойнее второго.

Нежелательно приветствовать такой перефразировкой: «аляйка-с-салям » и «саляму Ллахи аляйка », потому что эти формулировки приветствия, как правило, употребляются в адрес покойных, а не живых. Согласно шафиитскому и ханафитскому мазхабам , сунна в приветствии не засчитывается, кроме как словами ас-саляму аляйкум и салямун аляйкум , то есть обращением с местоимением «кум» во множественном числе, даже если приветствуется только один человек.

Такая формулировка обусловливается тем, что мусульмане приветствуют не только брата по вере, но и приставленных к нему для записи его деяний двух ангелов.

Лучшим же приветствием считается, если к словам ас-саляму аляйкум добавить следующие слова: «ва рахмату Ллахи ва баракатух ».

В тафсире Корана «Хазин» сказано: «Если скажет приветствующий: «Ас-саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух », то отвечающему следует сказать такими же словами (то есть ва аляйкум салям ва рахмату Ллахи ва баракатух ) и не добавлять ничего».

Также сказано, что некий человек поприветствовал Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), словами «Ас-саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух » и добавил еще что-то. Ибн Аббас ему ответил на приветствие и сказал: «Приветствие завершается на слове «ва баракатух ».

Отвечать на приветствие является индивидуальной обязанностью (фарз-уль-айн ), если поприветствовали одного человека, и коллективной обязанностью (фарз-уль-кифая), если поприветствовали нескольких человек. В последнем случае, если из всей группы на приветствие ответит лишь один человек, то обязанность ответить на салам отпадает от всех остальных членов, и тем самым никто из них не впадает в грех.

Отвечать на салям необходимо незамедлительно, откладывать же его без причины грешно. Ответ должен быть сказан так, чтобы приветствующий услышал его, в противном случае обязанность ответить на салям не отпадает. Если поприветствовавший – глухой, то на его приветствие надо ответить жестом, шевелением губ и тому подобным.

Желательно, чтобы слова приветствия были первыми словами при встрече, то есть именно салямом следует начинать разговор. Если оба встретившихся поприветствуют друг друга, то, согласно мнению Имама Ан-Навави , если приветствия были сказаны друг за другом, то приветствие второго будет ответом на первое. Если же приветствие обоих будет одновременным, то одному следует ответить на приветствие другого. Приветствовать желательно громко, так, чтобы тот или те, кому обращено приветствие, отчётливо его услышали.

Салям желательно давать и членам своей семьи, то есть приветствовать своих домочадцев каждый раз, когда заходишь в дом. При входе в пустой дом, в котором никого нет, желательно говорить «ас-саляму аляйна ва аля ибадилляхи-с-салихин » (мир и благополучие нам и праведным мусульманам от Всевышнего Аллаха ).

Рекомендуется, чтобы младший первым приветствовал старшего, всадник – пешего, стоящий – сидящего, малая группа – большую. Даже если не соблюсти эту желательность, то есть если, например, старший поприветствует младшего первым, сунна считается осуществлённой и отвечать на такой салям обязательно, хотя и нарушается рекомендуемый Шариатом порядок.

Салям можно передавать и третьему лицу, и отвечать на него тоже обязательно. В таком случае отвечающему желательно начать с приветствия того, кто довёл до него салям, произнеся «ва аляйка ва аляйхи-с-салям ». Обязательно отвечать и на салям, дошедший в письменном виде.

Имам ан-Навави сказал: «Если кто-либо поприветствовал человека, а потом спустя немного времени он снова встретил его, то желательно приветствовать и второй, третий и четвертый раз. В этом единогласны шафиитские ученые ». В хадисе сказано:

إِذَا لَقِيَ أحَدُكُمْ أخاهُ فَلْيُسَلِّمْ عَلَيْهِ، فإنْ حالَتْ بَيْنَهُما شَجَرَة أوْ جِدَارٌ أوْ حَجَرٌ ثُمَّ لَقِيَهُ فَلْيُسَلِّمْ عَلَيْهِ

«Если кто-то из вас встретит своего брата, то пусть приветствует его салямом. Если между ними окажется дерево, стена или камень, а потом один снова увидит другого, пусть приветствует еще раз » (Абу Дауд, 5200).

Кого нежелательно или запрещено приветствовать

В шафиитском мазхабе мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины. А если женщина не одна, а в сопровождении других мужчин или женщин, то приветствовать желательно. Имам Тирмизи передает хадис: «Пророк ( ﷺ) прошел рядом с группой женщин, сидящих возле мечети, и поднял руку, приветствуя их ».

Что же касается близких родственниц, с которыми ему запрещено вступать в брак (махрамы), то их желательно приветствовать так же, как и других своих домочадцев. Правила приветствия у женщин между собой такие же, как и между мужчинами.

Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может помешать ему ответить на приветствие. Нежелательно также приветствовать читающего Коран, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего, молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт. Всем, кого нежелательно приветствовать, разрешается не отвечать на приветствие.

Мусульманину не следует приветствовать нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи, если не существует реальной угрозы здоровью или жизни мусульманина. Если увидите людей, играющих во всякие игры, такие как шахматы, играющих на музыкальных инструментах, то их не следует приветствовать.

Приветствие детей

Детям , не достигшим половой зрелости, тоже желательно давать салям, дабы тем самым обучить их исламской этике. Однако несовершеннолетним детям необязательно отвечать на салям, потому что до достижения половой зрелости Шариат на них ничего не возлагает. Если ребёнок даст салям совершеннолетнему, то последний обязан ответить на салям ребёнка, но лишь в том случае, если ребёнок является мумайизом, (проще говоря, достиг 6-7-летнего возраста).

Если поприветствовали группу совершеннолетних мусульман, среди которых был и несовершеннолетний, и именно он ответит на приветствие, приветствие не засчитывается, ответить на приветствие обязан хотя бы один из совершеннолетних, в противном случае все впадут в грех (за исключением несовершеннолетнего).

Рукопожатие во время приветствия

Рукопожатие при саляме – одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и её благородных атрибутов. Рукопожатие – действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере; посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман.

О желательности рукопожатия при встрече существует множество хадисов. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если два мусульманина, встретившись, пожмут друг другу руки, то Всевышний простит им их грехи ещё до того, как они разойдутся ». (Абу Дауд, 4536).

Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (ﷺ). Каттада (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что он как-то спросил Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Пожимали ли друг другу руки сподвижники Пророка ( ﷺ)? » На что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) ответил: «Да, пожимали ». (Тирмизи, 2653).

Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие – это сунна .

Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит: «Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем прикоснуться к женщине, которая ему не дозволена! » (Джамиуль-ахадис, № 18237).


В рамках подготовки к уже неоднократно упомянутому ролевому мероприятию господа-игроки выложили прекрасный минимум для театрально-импровизационного моделирования мусульманского обывателя.

Предлагаем соотвественную подборку из сообщества игры ВКонтакте

Этикет

Обращения на «вы» нет, все ко всем обращаются на «ты» .


Обращение от низшего к высшему «господин» , к непосредственному начальству «мой господин».

К лицам высших рангов: «О великий визирь», «О великий эмир».
Обращение к султану: «О великий султан», или «Повелитель».

В этикетных ситуациях перед вышестоящим можно встать на одно колено (для военных).
Когда позволят удалиться, не поворачиваться сразу спиной, некоторое время отступать, пятясь (для всех).

К придворному, ученому, купцу, то есть к уважаемым людям, штатским, а не военным, можно обратиться «почтенный», «почтенный + имя» .

Среди равных и хорошо знакомых можно обращаться по имени.
Приветствовать поклоном (только наклонить голову).

Среди простонародья (простые воины, ремесленники, земледельцы, слуги) допустимо обращение «брат» (использовать с осторожностью, чтобы не было ассоциаций с братвой) или по имени.
Поклоны головой.

Сверху вниз можно обращаться просто по имени.
Если вышестоящий не знает имени, просто на «ты» или по названию профессии: «воин», «купец».
[Нередко герои арабских сказок подзывают незнакомца обращением «уважаемый» , «достойнейший» ]

Обращение к группе людей: «правоверные» , «братья» (среди равных),
к войску: «воины».

К знатной женщине обращаются «госпожа» или «госпожа» плюс имя.
К женщине из простонародья - «женщина». Одна женщина другую может назвать «сестрица».

Ханум (хатун ) – уважительное обращение к замужней женщине, показатель того, что женщина замужем или была замужем. Например, Фатима-ханум, Гаухер-хатун.

Сайд (господин)/Хаджи (совершивший хадж) - обращение к священнослужителю

обращение Кафир/Кяфир - к неверному

Следуя сунне, мусульмане обязаны приветствовать друг друга при встрече словами: «Салямун алейкум» , а затем обменяться рукопожатием. Сказано, что при рукопожатии единоверцев, с них «осыпаются» грехи.

Первыми должны приветствовать:
старший - младшего, стоящий - сидящего, хозяин - прислугу, отец - сына, мать - свою дочь,
горожанин - сельского жителя, всадник - пешего...

Мусульманам нельзя первым приветствовать :

Мужчинам незнакомых девушек, молодых женщин.
- Читающих молитву (намаз ), проповедь (хутба ) либо Коран.
- Совершающего поминание Аллаха (зикр ) или произносящего проповедь.
- Муэдзина, призывающего к молитве (азан или икамат ).
- Человека, принимающего пищу или отправляющего естественную нужду.
- Человека, совершающего грех.

Приветствовать посторонних женщин пожилого возраста не запрещено.
В необходимых случаях, дозволено с ними и рукопожатие,
с тем лишь условием, что это действие не возбуждает вашу страсть.

Дозволено так же ученику приветствовать своего учителя.

Ассаляму ‘алейкум (мир на вас, мир вам) - арабское приветствие, укоренившееся в исламе.
Эквивалент слова «здравствуйте».
Короткая форма «салям» является современой и используется в странах со смешаным населением (т.е. на исторической игре неуместна).
В ответ на это приветствие традиционно отвечают ва-алейкум ас-салям («и вам мир»), применимо укорачивание ва-алейкум («и вам»). (НО - СМ. НИЖЕ!)

Существуют более почтительные формы:
Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Ллах - «Мир вам и милость Аллаха».
Ас-саляму алайкум ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух - «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение».
Ва-алейкум ас-салям ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух - форма ответа на приветствие, которая означает: «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение».

Согласно Корану мусульмане обязаны отвечать на приветствие используя не меньше слов, чем тот кто поприветствовал первым:
«Когда вас приветствуют, отвечайте ещё лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь.» (Коран, 4:86)

Пред тем как поприветствовать людей в мечети, мусульмане должны совершить молитву тахияту ль-масджид (приветствие мечети).

Если получено приветствие в письменном виде , необходимо тут же ответить «Ва алейкум салям ».
Это обязательно.
И желательно такое приветствие отослать обратно в письменном виде.
Если кто-либо согласился передать кому-либо от кого-либо приветствие, то выполнение своего обещания становится для него фардом (обязательным).

Отвечать на приветствие попрошаек вовсе не обязательно.

Отвечать на приветствие, когда вы едите, пьёте и справляете нужду ,
а так же детям, пьяным и фасыкам (нечестивым) , - не обязательно.

Приветствие с совершающими открытый грех дозволяется лишь в том случае, если вы своим приветствием намереваетесь помешать им продолжению греха.
В целом, совершающие грех достойны вашего приветствия, если покаются.

и сюда же небольшое дополнения по приветствию:

1. Если мусульманина приветствует неверный словами «Ассаляму алейкум » или «Салям алейкум » принято отвечать просто «Ваалейкум », т.к. «салям » («салам ») - приветствие, применимое между мусульманами и имеющее сакральный смысл, и раздавать «салам» неверным считается неприемлемым.
Отвечать же коротким «Ваалейкум » на полноценное приветствие «Ассаляму алейкум », полученное от мусульманина - признак неуважения и грех.

2. Разница между «Салам Алейкум » и «Ассляму алейкум » в том, что «салам алейкум » - это обращение к одному человеку, а «ассаляму алейкум » - обращение к нескольким лицам (множественное число, "на Вы").
Правоверный мусульманин, чтящий Коран, никогда не обратится со священным приветствием «салам » к другому правоверному мусульманину «на ты» потому, что правоверный мусульманин никогда не бывает один: с ним всегда находятся его хранители и ангелы, записывающие его дела.
Поэтому среди истинно-верующих мусульман НЕПРИМЕНИМО приветствие «салам алейкум », а только «ассаляму алейкум »

и наиболее элементарные повседневные выражения:


Упомянутое Салам алейкум - Ваалейкум ас салам = «Мир тебе - И тебе мир».
(Наиболее распространенное на Востоке приветствие.)
Массалям - «До свиданья, прощай, пока!»

Ля иляха илля Ллаху ва Мухаммадун Расулу Ллахи - «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммад пророк его» (символ веры ислама).

Мухаммад - «Восхваляющий»
(при упоминании имени Пророка принято добавлять благопожелание «Аллахи салам » = «Да приветствует его Аллах», «Да благословит его Аллах и приветствует», «Да пребудет с ним мир»).

Аллах акбар - «Аллах велик» (высказывание на все случаи жизни).

Бисмиллах - «во имя Аллаха»
(аналог христианского «ради бога», можно добавить после просьбы)

Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим - «Во имя Аллаха милостивого, милосердного»
(этими словами начинается почти каждая сура Корана, эти слова пишут вначале текстов, произносят в начале молитвы, а также приступая к любому делу, этим словам придается также магическое значение, их пишут на талисманах и на архитектурных сооружениях)

Иншалла - «если будет на то воля Аллаха», «всё в воле Аллаха»
(можно добавлять после любого утверждения, как своего, так и собеседника).
Очень распространенное высказывание.
[и как мы уже знаем, ]

Дело в том, что в арабских странах была распространена боязнь «дурного глаза».
Поэтому на любую тему выражались очень уклончиво и обставляли массой условностей, чтобы не сглазить (или чтобы злые духи не подслушали).

Еще несколько распространенных выражений:

Наконец, о залиле .
Это такое характерное для стран Востока улюлюканье типа "а-ли-ли-ли-ли-лиииии!"
Его можно услышать в песнях, в некоторых фильмах про арабов и пр.

Имеем в виду, что залил - это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЖЕНСКАЯ прерогатива.
Мужчинам голосить залил - позор - не отмоешься. Всё равно что одеться в женское, накраситься и так выйти на улицу ("Мол, я - не мужчина, а баба").

И используемое мусульманами разных национальностей , его также используют арабы-христиане и арабские евреи . Эквивалент слова «здравствуйте » . В ответ на это приветствие традиционно отвечают уа-але́йкуму с-саля́м (араб. ‏وَعَلَيْكُمُ السَّلَامُ ‎ - и вам мир ) . Понятие «салам», однокоренное слову «ислам », первоначально имело чисто религиозное значение и использовалось в смысле «мир с Богом» .

О приветствии в Коране и Сунне

Согласно Корану , мусульмане обязаны отвечать на приветствие, используя не меньше слов, чем тот кто поприветствовал первым:

«Когда вас приветствуют, отвечайте ещё лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь».

Напишите отзыв о статье "Ас-саляму алейкум"

Примечания

Литература

  • Bernard Lewis: Die politische Sprache des Islam . Berlin 1991. S. 133-135 (und Anm. 18-24 auf S. 233-234)
  • Ignaz Goldziher in: Die Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft , Bd. 46, S.22-23.

См. также

Ссылки

  • (англ.) (ар.)

Отрывок, характеризующий Ас-саляму алейкум

Офицер подошел к Макару Алексеичу и схватил его за ворот.
Макар Алексеич, распустив губы, как бы засыпая, качался, прислонившись к стене.
– Brigand, tu me la payeras, – сказал француз, отнимая руку.
– Nous autres nous sommes clements apres la victoire: mais nous ne pardonnons pas aux traitres, [Разбойник, ты мне поплатишься за это. Наш брат милосерд после победы, но мы не прощаем изменникам,] – прибавил он с мрачной торжественностью в лице и с красивым энергическим жестом.
Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.
– Vous m"avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball"я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
Но как ни несомненен был этот вывод и основанное на нем убеждение офицера, Пьер счел нужным разочаровать его.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d"autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l"heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu"allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.
Француз выставил грудь и сделал царский жест рукой.
– Vous m"avez sauve la vie. Vous etes Francais. Vous me demandez sa grace? Je vous l"accorde. Qu"on emmene cet homme, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз. Вы хотите, чтоб я простил его? Я прощаю его. Увести этого человека,] – быстро и энергично проговорил французский офицер, взяв под руку произведенного им за спасение его жизни во французы Пьера, и пошел с ним в дом.
Солдаты, бывшие на дворе, услыхав выстрел, вошли в сени, спрашивая, что случилось, и изъявляя готовность наказать виновных; но офицер строго остановил их.
– On vous demandera quand on aura besoin de vous, [Когда будет нужно, вас позовут,] – сказал он. Солдаты вышли. Денщик, успевший между тем побывать в кухне, подошел к офицеру.
– Capitaine, ils ont de la soupe et du gigot de mouton dans la cuisine, – сказал он. – Faut il vous l"apporter? [Капитан у них в кухне есть суп и жареная баранина. Прикажете принести?]
– Oui, et le vin, [Да, и вино,] – сказал капитан.

Французский офицер вместе с Пьером вошли в дом. Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз, и хотел уйти, но французский офицер и слышать не хотел об этом. Он был до такой степени учтив, любезен, добродушен и истинно благодарен за спасение своей жизни, что Пьер не имел духа отказать ему и присел вместе с ним в зале, в первой комнате, в которую они вошли. На утверждение Пьера, что он не француз, капитан, очевидно не понимая, как можно было отказываться от такого лестного звания, пожал плечами и сказал, что ежели он непременно хочет слыть за русского, то пускай это так будет, но что он, несмотря на то, все так же навеки связан с ним чувством благодарности за спасение жизни.
Ежели бы этот человек был одарен хоть сколько нибудь способностью понимать чувства других и догадывался бы об ощущениях Пьера, Пьер, вероятно, ушел бы от него; но оживленная непроницаемость этого человека ко всему тому, что не было он сам, победила Пьера.
– Francais ou prince russe incognito, [Француз или русский князь инкогнито,] – сказал француз, оглядев хотя и грязное, но тонкое белье Пьера и перстень на руке. – Je vous dois la vie je vous offre mon amitie. Un Francais n"oublie jamais ni une insulte ni un service. Je vous offre mon amitie. Je ne vous dis que ca. [Я обязан вам жизнью, и я предлагаю вам дружбу. Француз никогда не забывает ни оскорбления, ни услуги. Я предлагаю вам мою дружбу. Больше я ничего не говорю.]
В звуках голоса, в выражении лица, в жестах этого офицера было столько добродушия и благородства (во французском смысле), что Пьер, отвечая бессознательной улыбкой на улыбку француза, пожал протянутую руку.
– Capitaine Ramball du treizieme leger, decore pour l"affaire du Sept, [Капитан Рамбаль, тринадцатого легкого полка, кавалер Почетного легиона за дело седьмого сентября,] – отрекомендовался он с самодовольной, неудержимой улыбкой, которая морщила его губы под усами. – Voudrez vous bien me dire a present, a qui" j"ai l"honneur de parler aussi agreablement au lieu de rester a l"ambulance avec la balle de ce fou dans le corps. [Будете ли вы так добры сказать мне теперь, с кем я имею честь разговаривать так приятно, вместо того, чтобы быть на перевязочном пункте с пулей этого сумасшедшего в теле?]

05:52 2017

«Не указать ли вам на то, что усиливает любовь между вами?! Это распространение приветствия в вашем обществе»

Эти слова были сказаны посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует после того, как он нам указал на средства, ведущие нас в рай, а именно: «Клянусь Аллахом, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы (не будет полноценна ваша вера), пока не полюбите друг друга (ради Аллаха)» .

Этот благородный хадис призывает нас приветствовать, любить друг друга и уверовать во Всевышнего Аллаха должным образом. В наше время, наверно, нет того, кто бы не знал о словах мусульманского приветствия, но немногие знают о решениях, связанных с этим приветствием: кого можно приветствовать, а кого нельзя; в каких ситуациях приветствовать; как приветствовать и где.

К фарду кифаяту (коллективной обязанности) относится ответ на салам мусульманина, который является разумным, даже если он будет подростком, если салам был дан нескольким мусульманам.

Это является фарзом, потому что Всевышний Аллах говорит: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» (ан-Ниса 86 аят).

А доводом тому, что это является коллективной обязанностью, служит следующий хадис: «Достаточно, если за несколько идущих вместе поздоровается кто-то один. Также достаточно, если за несколько сидящих вместе один из них ответит на приветствие». Этот хадис передали Абу Дауд (5210); аль-Бейхаки (9/49); аль-Баззар (534); Абу Йа’ля (441); ад-Дыя в «аль-Мухтара», 2/242.

Если же салам был дан одному, то на нем фарду айн (индивидуальная обязанность) ответить на этот салам, если приветствующий не был противоположного пола и не относился к близким родственникам (махрам). А если между есть близкое родство, например, муж и жена, а также они относятся к тем, кому разрешается смотреть друг на друга, то они обязаны отвечать на салам друг друга. Нет нежелательности приветствия нескольких женщин или старушки, потому что в этом нет опасности впасть в смуту.

Условием ответа на приветствие является отсутствие длительного промежутка [после приветствия]. Если несколько людей по отдельности поприветствуют одного человека, и он ответит только один раз с намерением ответить всем, то этого будет достаточно, и с него спадает обязательность ответа им. А если его будут приветствовать поочерёдно, то есть через длинные интервалы между ними, то он должен будет ответить на каждый из них.

Не является обязательным отвечать на приветствие сумасшедшего или пьяницы, а также грешнику и нововведенцу, если в этом есть отстранение их от своих порочных дел.

Нежелательно приветствовать жестом, так как от Пророка, мир ему и благословение, пришел запрет на это. Если кого-то приветствовали жестом, то он не обязан на это отвечать. Но лучше сделать приветствие и жестом и словом, чем ограничиться лишь словами. Тот, кто желает приветствовать глухого, должен совместить слова и действия, то есть, поднять руку и сказать «ассаламу алайкум».

Если неверный поприветствует мусульманина, то ему нужно ответить: «ва аляйка» - смысл "И тебе!", потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда вас приветствуют люди Писания, то скажите: "И тебе!"». А в хадисе от имама Бухари сказано: «Когда вас приветствуют иудеи, то некоторые из них говорят: "Смерть тебе!", так ответьте: "И тебе!"». Если получилось так, что ты дал салям, и оказалось, что приветствуемый не был мусульманином, то желательно сказать: «я возвращаю свой салям». А если неверный находится среди несколько мусульман, и ты дал салям в общем, то эти слова следует произнести сердцем.

Мусульмане не приветствуют никакой другой формой приветствия, кроме саляма, как например «доброе утро» и т.д.. если нет на это причины.

Нежелательно приветствовать:

1- Справляющего нужду, малую или большую, потому что пришел запрет на это от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и разговаривать во время справления нужды является неэтичным. Из этого понимается, что приветствовать занимающихся супружеским долгом тоже не является желательным.

2- Употребляющего пищу

3- Принимающего баню, так как баня - это место сбора шайтанов а не место для приветствия,

4- Молящегося

5- Провозглашающего призыв к молитве (муаззин)

6- Имама Хатыба (читающего пятничную «хутбу» - проповедь)

7- Читающего «лаббайка» во время хаджа

8- Читающего Коран и т.д.

9- Спящего

10- Грешника и т.д..

Наилучшим является при приветствии и при ответе на салям добавлять артикль «алиф лям» то есть сказать: «ассаляму аляйкум» и ответить «ва аляйкум ассалям», чем «саляму аляйкум» ва аляйкум салям». Также добавить слова «ва рахматуЛлахи ва баракатуху» при приветствии является более совершенным.Из этого понимается то, что если кому-то дадут салям словами «ассаляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху», а он ответит просто « ва аляйкум ассалям» не добавив слова «ва рахматуЛлахи ва баракатуху», то этого будет достаточно и засчитано как ответ, хотя в этом есть разногласия среди ученых.

Если двое при встрече одновременно дали друг другу салям, то они оба должны ответить на салям другого, а если салям они дали друг другу по очереди, то есть один опередил другого, то салям первого засчитывается как первый, а салям второго как ответ, и они не должны отвечать на салям друг друга.

Желательно, чтоб всадник приветствовал пешего, пеший – стоящего, младший старшего, а маленькая группа людей – большую. Тот, кто придет к сидящему или стоячему, то вне зависимости от того, кто старше или младше, пришедший должен дать салям. На своем языке также можно приветствовать, даже если он знает арабский язык и может приветствовать на арабском, и отвечать на такой салям является обязательным.

При входе в пустое помещение желательно сказать: «ассаляму аляйна ва аля ибадиЛлахи салихин» - да будет мир над нами и над праведными рабами Аллаха. До того, как войти в дом, желательно произнести басмалу, потом сделать дуа, а после входа в дом, дать салям.

От Абудулла ибн Амра (да будет доволен им Аллах) передаётся:

عن عبد الله بن عمرو أن رجلا سأل رسول الله صلى الله عليه وسلم: أيُّ الإسلام خير؟ قال أنْ تُطعمَ الطعامَ وتقرأ السلامَ على منْ عرفتَ ومَنْ لم تعرف

«Однажды, один человек спросил Посланника Аллаха (мир ему благословение): «Какой Ислам лучший (т.е., какое действие лучшее в Исламе)?», Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Того, кто приветствует человека, знает он его или не знает» » (имам аль-Бухари).

Любому человеку понравится, когда его приветствуют, независимо от ситуаций, настроения и т.д. Порой просто приветствие сближает сердца, облегчает понимание и придаёт началу разговора положительные ноты.

Начинать первым приветствие Ислама при встрече и расставании мусульманин является сунной, а также более воздаваемым, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение):

إنَّ أَوْلَى النَّاسِ بِاَللَّهِ مَنْ بَدَأَهُمْ بِالسَّلَامِ «Лучший из людей перед Аллахом тот, кто первым начал приветствие» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Сказано в хадисе:

حَقُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ سِتٌّ , قِيلَ : وَمَا هِيَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ قَالَ : إذَا لَقِيته فَسَلِّمْ عَلَيْهِ

«Когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили об обязательствах мусульманина перед мусульманином, он ответил, что есть шесть вещей, и перечислил среди них первое: «Когда ты встретишь его, то поприветствуй» » (аль-Бухари в «Адаб аль-Муфрад» от Абу Хурайры).

Аль-Кази Ияз (да будет доволен им Аллах) вынес решение, что начинать первым приветствие похвальнее, также как и освобождение (прощение долга) бедняка от долга лучше, чем ожидать возврата долга.

В наше время мы часто видим обратное, люди не стремятся приветствовать друг друга или делают это не совсем с охотой или просто какими-то сокращениями и изменениями формы приветствия, которые не являются сунной.

Такое поведение людей является признаком приближения Дня суда, когда как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что будет время, когда люди не будут приветствовать никого кроме тех, кого знают, то есть, не будут учитывать религию и братство в приветствии.

Приветствовать мусульманина – сунна, что касается мусульманина – грешника, или мубтадиа (тот, кто внёс в религию безосновательные новшества), то нежелательно приветствовать перечисленных выше людей. Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллаха) сказал: «Что касается мубтадиа и грешника, совершающего явно грехи, который не покаялся в своем грехе, то приветствовать первым их нежелательно, так же и отвечать на их приветствие. Так считали имам аль-Бухари и другие ученые.

Что касается сегодняшнего времени, если пренебрежение приветствием людей, относящихся к этой категории приведёт к смуте и раздору, то лучше поприветствовать, чтобы избежать раздора и обид. В этом тоже есть единогласие правоведов Шафиитского мазхаба.

Очень часто бывает так, что молодые братья или же девушки спрашивают о этике приветствия противоположного пола, потому как знакомые или дальние родственники сталкиваются между собой в учреждениях и т.д., и возникает вопрос: что делать, как приветствовать или не приветствовать?

Существует два основных положения ответа на этот вопрос:

1) Приветствие личного характера непосредственно мужчины и женщины.

2) Приветствие коллектива женщин или мужчин.

Положение первое. Начинать приветствовать молодому человеку или мужчине чужую девушку или женщину является нежелательным, так же как и отвечать на приветствие девушки или женщины является для него нежелательным. Однако, девушке или женщине первой приветствовать мужчину или юношу запрещено, равно как и отвечать на приветствие их для нее. Исключением является пожилой человек, который уже вышел из возраста.

Положение второе. Если же мужчина или группа мужчин поприветствовали группу женщин, то в этом случае одна хоть из женщин обязана ответить, и наоборот, если группа женщин поприветствовала группу мужчин, то хотя бы одному из мужчин нужно ответить.

Значение и мудрость мусульманского приветствия

Слово «ас-салям» с арабского языка переводится как «мир, сохранность, благополучие, здравие». Оно и одно из 99 прекрасных имён Всевышнего, которое означает «Дарующий мир и сохранность», а также «Не имеющий никаких недостатков». Тот, кто приветствует салямом другого, словно говорит: «я желаю тебе благополучия и здравия от Всевышнего, отдаления от всего плохого, негативного».

Бесспорно распространение саляма – это одна из сунн Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), поскольку в нём есть объявление безопасности среди людей. Салям – это договор мусульман, посредством которого они как бы заключают между собой соглашение, что каждый из них воздержится от посягательства на жизнь, честь и имущество другого. Также в распространении саляма среди людей есть разоблачение тех, кто замышляет плохое, тех, кто вышел из-под подчинения нормам Ислама. И каждый, кто даёт салям, требует от другого выполнения и соблюдения норм Ислама, таких как проявление любви, братства, взаимопомощи и т. д.

Достоинство приветствия

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Когда вас поприветствуют (например, словами ас-саляму аляйкум), то поприветствуйте (ответьте) ему лучшим, чем это (например, сказав ва аляйкум ас-салям ва рахмату-ллахи ва баракатух), либо подобным его приветствию (т. е., ва аляйкум ас-салям) (сура «ан-Ниса», аят 86).

وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا Посланник Аллаха (мир ему и благословение) часто побуждал своих сподвижников приветствовать салямом. В хадисе, переданном от Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, повествуется, что некий человек спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Какой Ислам лучше (какое деяние считается наилучшим)?», Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Кормить нуждающихся и приветствовать салямом всех, кого знаешь и кого не знаешь» («Сахих-уль-Бухари», № 5767).

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو أَنَّ رَجُلًا سَأَلَ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَيُّ الْإِسْلَامِ خَيْرٌ قَالَ تُطْعِمُ الطَّعَامَ وَتَقْرَأُ السَّلَامَ عَلَى مَنْ عَرَفْتَ وَعَلَى مَنْ لَمْ تَعْرِفْ

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах создал Адама (мир ему) ростом в 60 локтей (около 30 метров). Когда Аллах создал его, сказал: «Иди и поприветствуй ту группу сидящих ангелов, услышь то, как они поприветствуют тебя. Воистину, это будет приветствием твоим и твоего потомства. Адам (мир ему) сказал: «Ас-саляму аляйкум!» Они ответили: «Ас-саляму аляйка ва рахмату-ллахи!.. » («Сахих-уль-Бухари», № 5873).

خلق الله آدم على صورته طوله ستون ذراعا فلما خلقه قال اذهب فسلم على أولئك نفر من الملائكة جلوس فاستمع ما يحيونك فإنها تحيتك وتحية ذريتك فقال السلام عليكم فقالوا السلام عليك ورحمة الله ...

Абу Аммара (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел нам совершать семь вещей: навещать больного, участвовать в заупокойных процессах, говорить чихнувшему «ярхамука-ллах!» (да помилует тебя Аллах!), помогать слабому, помогать притеснённому, распространять салям и сдерживать данную клятву» («Риязу-с-салихин», № 860).

وعن أبي عمارة البراء بن عازب رضي الله عنهما قال: (أمرنا رسول الله صلي الله عليه وسلم بسبع: بعيادة المريض، واتباع الجنائز، وتشميت العاطس، ونصر الضعيف، وعون المظلوم، وافشاء السلام، وابرار القسم

В другом хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Вы не войдёте в Рай до тех пор, пока не уверуете. И не уверуете до тех пор, пока не возлюбите друг друга. Не указать ли вам на то, что выполнив, полюбите друг друга? Распространяйте салям среди вас! » («Сахиху-Муслим», № 203)

لاَ تَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ حَتَّى تُؤْمِنُوا وَلاَ تُؤْمِنُوا حَتَّى تَحَابُّوا.أَوَلاَ أَدُلُّكُمْ عَلَى شَىْءٍ إِذَا فَعَلْتُمُوهُ تَحَابَبْتُمْ أَفْشُوا السَّلاَمَ بَيْنَكُمْ

Супруга Посланника Аллаха Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт следующий хадис: «Не позавидовали вам иудеи ничему, как они позавидовали саляму (мусульманскому приветствию) и тамину (слово «амин», произносимое в то время, когда кто-либо обращается с мольбой ко Всевышнему)» («аль-Адаб-уль-муфрад», № 988).

ما حسدكم اليهود على شيء ما حسدوكم على السلام والتأمين

Форма и порядок приветствия

Приветствие может быть как персональной сунной (суннату-айн), например, когда дающий салям один, так и коллективной (суннату-кифая), т. е. сунна может быть исполненной, даже если салям даст всего один из всей группы. Однако желательно, чтобы все члены группы приветствовали, так как в этом случае каждый из них получит воздаяние за совершение сунны. В ханафитском же мазхабе салям в некоторых случаях может быть и обязательным, например, всаднику (если переносить на современные реалии, то и тому, кто находится за рулём) при встрече с пешим в безлюдной местности, чтобы тем самым дать понять пешему об отсутствии злых намерений, показать свою доброжелательность.

Существуют две формы приветствия: первая – «ас-саляму аляйкум» (السلام عليكم), вторая – «салямун аляйкум» (سلام عليكم), то есть без артикля «аль» (ال), первый вид приветствия достойнее второго. Нежелательно приветствовать такой перефразировкой как: «аляйка-с-салям» (عليك السلام) и «саляму ллахи аляйка» (سلام الله عليك), потому что эти формулировки приветствия, как правило, употребляются в адрес покойных, а не живых. Согласно шафиитскому и ханафитскому мазхабам сунна в приветствии не засчитывается, кроме как словами «ас-саляму аляйкум» и «салямун аляйкум», т. е. во множественном числе, даже если приветствуешь всего одного человека. Такая формулировка обуславливается тем, что мусульмане приветствуют не только брата по вере, но и приставленных к нему для записи его добрых деяний и злодеяний двух ангелов. В маликитском же мазхабе салям не засчитывается, даже если совсем немного изменить слова приветствия. Например, вместо «ас-саляму аляйкум» (السلام عليكم) сказать «ва салямун аляйкум» (وسلام عليكم). Согласно мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля салям засчитывается и в единственном числе, т. е. словами «ас-саляму аляйка» (السلام عليك).

Отвечать же на приветствие является персональной обязанностью (фарз-уль-айн), если поприветствовали одного человека, и коллективной обязанностью (фарз-уль-кифая), если поприветствовали нескольких человек. В последнем случае, если из всей группы на приветствие ответит лишь один, то обязанность ответить на салям отпадает со всех остальных членов, и тем самым никто из них не впадает в грех. Отвечать на салям обязуется незамедлительно, откладывать же ответ на салям без причины грешно. Также ответ должен быть сказан так, чтобы был услышан тем, кто поприветствовал, в противном случае обязанность ответить на салям не отпадает. Если поприветствовавший глухой, то на его приветствие надо ответить жестом, шевелением губ и т. п. Лучшей формой саляма в ответе является «ва аляйкум ас-салям» (وعليكم السلام), так же допускается и «салямун аляйкум» (سلام عليكم).

Желательно, чтобы слова приветствия были первыми словами при встрече, т. е. именно салямом начинать разговор. Если оба встретившихся поприветствуют друг друга, то каждому из них обязуется ответить на приветствие другого. Приветствовать желательно громко, так, чтобы тот или те, к кому обращено приветствие, было отчетливо им или ими услышано.

Салям желательно давать и членам своей семьи, приветствовать своих домочадцев каждый раз, когда заходишь в дом. При входе в пустой дом, в котором никого нет, желательно говорить «ас-саляму аляйна ва аляибадилляхи-с-салихин» (мир и благополучие нам и праведным мусульманам от Всевышнего)

(السلام علينا وعلي عباد الله الصالحين). Рекомендуется, чтобы младший первым приветствовал старшего, всадник пешего, стоящий сидячего, малая группа большую. Даже если не соблюсти эту желательность, т. е., например, старший поприветствует первым младшего, сунна считается осуществлённой, и отвечать на такой салям обязательно, хотя и упускается достоинство рекомендуемого Шариатом порядка.

Салям можно и передавать третьему лицу, и даже на такой салям отвечать обязательно. Тому, кому передали салям через третье лицо, желательно начать с приветствия тому, кто довёл до него салям, произнеся «вааляйка ва аляйхи-с-салям» (وعليك وعليه السلام), что означает «да сохранит и тебя, и его Всевышний от всего плохого». Также обязательно отвечать и на салям, дошедший посредством письма.

Кого нежелательно или запрещено приветствовать

Мужчине нежелательно приветствовать постороннюю женщину, т. е. ту, брак с которой по нормам Ислама ему не запрещён, за исключением престарелой или же с неприятной внешностью, не вызывающей дурных помыслов, приветствие их обеих не порицается. В шафиитском же мазхабе положение в отношении приветствия женщины немного отличается. Так, например, мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины. А если женщина будет не одна, а в сопровождении других мужчин или женщин, то положение относительно её приветствия такое же, как и в отношении приветствия мужчины.

Что же касается близких родственниц, с которым ему запрещено вступать в брак, то их желательно приветствовать так же, как и своих домочадцев. Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может помешать ему ответить на приветствие. По мнению ханафитских и ханбалитских учёных, салям нежелательно давать и читающему Коран вслух, тогда как в шафиитском и маликитском мазхабах вовсе нежелательно приветствовать читающего Коран, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего (читает зикр), молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт.

Ещё порицается приветствовать изучающего религиозные науки, во время оглашения призыва на молитву, судье во время судебного процесса, лектору во время чтения лекции (проповеди). В шафиитском мазхабе не порицается приветствовать всех вышеупомянутых, за исключением приветствия нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи – его приветствовать грешно. С таким нечестивцем можно здороваться лишь в том случае, когда, если не сделать этого, существует реальная угроза здоровью или жизни. Также порицается приветствовать того, кто слушает проповедь. Положение же о приветствии молодой женщины по шафиитскому мазхабу было разъяснено выше.

Всем тем, кого было нежелательно приветствовать, не обязуют отвечать на приветствие. Если из всего коллектива приветствие было обращено лишь к одному человеку, например, «ас-саляму аляйка, Мухаммад», то именно он обязуется ответить на салям, даже если на это приветствие ответит кто-нибудь другой из той же группы. Если скажут «ас-саляму аляйка» и укажут на кого-то, например, того же Мухаммада, но не назвав его имени, и вместо него на салям ответит кто-нибудь другой из той же группы, то обязанность ответить на приветствие с Мухаммада отпадает, поскольку имеется вероятность того, что жест был обращён в адрес всех присутствующих.

Порицается приветствовать того, кто занимается обучением или слушанием религиозных наук. Относительно желательности и нежелательности приветствия употребляющего пищу в мазхабах есть расхождения. Так, согласно ханафитскому мазхабу, желательно приветствовать кушающего, если приветствующий и сам рассчитывает пообедать вместе с приветствуемым, в противном случае же нежелательно. Шафииты говорят, что давать салям обедающему можно, но отвечать на салям не обязательно, если обедающий не в состоянии ответить, например, из-за наличия еды в ротовой полости. Маликиты говорят, что не порицается приветствовать обедающего. В ханбалитском мазхабе учёные разошлись на два равнозначных мнения: порицается и не порицается.

Приветствие детей

Детям, не достигшим половой зрелости, тоже желательно давать салям, дабы тем самым обучить их исламской этике. Однако несовершеннолетним детям необязательно отвечать на салям, потому что до достижения половой зрелости Шариат на них ничего не возлагает. В том случае, если ребёнок даст салам совершеннолетнему, то последний обязан ответить на салам ребёнка, но лишь в том случае, если ребёнок является мумайизом, проще говоря достиг 6–7-летнего возраста. Если поприветствовали группу совершеннолетних мусульман, среди которых был и несовершеннолетний, и именно он ответит на приветствие, то приветствие не засчитывается, ответить на приветствие обязан хотя бы один из совершеннолетних, в противном случае все впадут в грех (за исключением несовершеннолетнего).

Совершеннолетием в Исламе считается половая зрелость, с первым семяизвержением у мальчиков и с появлением первых критических дней у девочек, а не с 18-летнего возраста, как думают многие.

Рукопожатие во время приветствия

Рукопожатие при саляме – одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и его благородных атрибутов. Рукопожатие – действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере, посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман. О желательности рукопожатия при встрече, когда произносишь салям, существует множество хадисов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если два мусульманина, встретившись, пожмут друг другу руки, то Всевышний простит им их грехи ещё до того, как они разойдутся» («Сунану Абу Давуд», № 4536).

مَا مِنْ مُسْلِمَيْنِ يَلْتَقِيَانِ فَيَتَصَافَحَانِ إِلَّا غُفِرَ لَهُمَا قَبْلَ أَنْ يَفْتَرِقَا

Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Каттада (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что он как-то спросил Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), пожимали ли друг другу руки сподвижники Пророка (мир ему и благословение). На что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) ответил: «Да» («Сунанат-Тирмизи», № 2653).

عَنْ قَتَادَةَ قَالَ قُلْتُ لِأَنَسِ بْنِ مَالِكٍهَلْ كَانَتْ الْمُصَافَحَةُ فِي أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ نَعَم

Величайший учёный имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие – это сунна.

Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит: «Для мужчины лучше, чтоб ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснётся к женщине, которая ему не дозволена! » («Джамиуль-ахадис», № 18237).

لأن يطعن فى رأس أحدكم مخيط من حديد خير له من أن يمس امرأة لا تحل له

В другом хадисе сказано: «Пророк (мир ему и благословение) принимал присягу у женщин на верность, чтоб не придавали Аллаху сотоварища в чём-либо. Айша сказала, что рука Пророка (мир ему и благословение) не коснулась руки женщины, кроме той, которой он владел » («Муснаду-Ахмад бин Ханбаль»).

عن عروة ان عائشة قالت : كان رسول الله صلى الله عليه و سلم يبايع النساء بالكلام بهذه الآية { على أن لا يشركن بالله شيئا } قالت وما مست يده يد امرأة قط الا امرأة يملكها

Хукм приветствования между мужчинами и женщинами.

Да будет тебе известно, что следует приветствовать мусульманина, который не известен грехами и нововведениями, также и ему следует приветствовать других. Следовательно, для него (мусульманину, который не известен грехами и нововведениями) является сунной (желательным) дать салам, а отвечать ему ваджиб (обязательным). Наши асхабы (ученые мазхаба) сказали: И женщины должны приветствовать друг друга также, как и мужчины приветствуют мужчин.

А, что касается женщины и мужчины (как они должны приветствовать друг друга) то Аль-Имам Абу Саид Аль-Мутавли сказал:

Если женщина (которую мужчина хочет приветствовать, дать салям или отвечать на ее салям) его жена, наложница или же махрам, то она в этом вопросе в отношении него бывает как мужчина И желательно каждому из них приветствовать друг друга (и мужу, и жене, и женщине махрам), а другому обязательно отвечать на этот салям.

А если женщина аджнабиййа (не махрам и не жена) и она привлекательная (красивая) и при этом может возникнуть фитна (соблазн) нельзя давать ей салям. И если ей дали (мужчина не махрам и не муж) салям, то нельзя ей на него отвечать и сама она не должна (начинать) давать салам ему (мужчине не махрам и не мужу). И если она даст ему (мужчине не махрам и не мужу) салям, то ему не обязательно ей отвечать, а если он ответит, то это макрух (нежелательное действие).

А если женщина аджнабиййа (не махрам и не жена) и она старуха и при этом не может возникнуть фитна (соблазн) то ей можно приветствовать мужчину, и он обязан отвечать на её салям.

А если женщин много (группа), то мужчине (не махрам и не мужу) можно давать им салям или если большая группа мужчин и они дают салям одной женщине, то это тоже можно, если нет предположения соблазну со стороны всех.

В Сунан Абу Давуд и Ибн Маджа и др. передают от Асма бинт Язид (да будет доволен ею Аллах): «Мимо нас прошел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и поприветствовал нас »

Также в Сахих Аль-Бухари передают от Саhл ибн Са*да (да будет доволен им Аллах): «У нас была старая женщина, которая нам варила еду из ячменя когда мы заканчивали джума-намаз мы шли к ней и приветствовали её, а она угощала нас нас этим ».

Все это указывает на то, что приветствовать посторонних мужчин женщинами или мужчинами женщин не запрещено.

Однако многие ученые делали разграничение в этом вопросе и говорили, что старую женщину приветствовать можно, а молодую нет, так как в приветствии молодых есть искушение. Спросили имама Малика: «Следует ли приветствовать женщину?» и он ответил: “Что касается старой женщины, то я не порицаю этого, а что касается молодой, то я не люблю это!” См. “Шарх аль-Мууатта” 4/358.

Салих – сын имама Ахмада однажды спросил Ахмада: «Следует ли приветствовать женщин?» и он ответил: “Если речь идет о пожилой женщине, то нет в этом проблем. А если речь идет о молодой, то ей не следует отвечать на салам”. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/375.

Имам ан-Науауи говорил: “Наши сторонники (шафииты) указывали, что в этих случаях (связанных с саламом) женщины должны поступать по отношению друг к другу так же, как поступают по отношению друг к другу мужчины. Что же касается таких случаев, когда женщина приветствует мужчину, то об этом имам Абу Са‘д аль-Мутауалли сказал: «Если женщина является его женой, рабыней или близкой родственницей (с которой брак запрещен), ей следует приветствовать мужчину так же, как это делают мужчины. Каждому из них желательно стараться приветствовать другого первым, а на приветствие обязательно дать ответ. Мужчине не следует приветствовать красивую постороннюю женщину, из-за которой можно впасть в искушение, если же он приветствует её, то ей не разрешается отвечать на приветствие. Кроме того, такой женщине не следует первой приветствовать мужчину, а мужчина не обязан отвечать на её приветствие, если же он сделает это, то совершит нежелательный поступок. Если же речь идёт о старухе, и искушения можно не опасаться, ей разрешается приветствовать мужчину, который обязан ответить на её приветствие. Мужчине разрешается приветствовать группу женщин, так же как и большой группе мужчин разрешается приветствовать одну женщину, если нет оснований опасаться, что кого-нибудь из них это может ввергнуть в искушение”. См. “аль-Азкар” 407.

Исходя из слов ученых, необходимо учитывать вопрос опасности искушения при приветствии молодых девушек.

Есть ли разница в приветствии мусульманок и не мусульманок

Если эти женщины не мусульманки, то не приветствуй их саламом, так как салам - это исключительное приветствие мусульман! Однако можно заменить это другими видами приветствия, как "Доброе утро", "Привет" и т.п.

Шейх Мухаммад бну Салих аль-"Усаймин (рахимаху-Ллах) сказал: "Что касается приветствия (салям) женщин, то приветствовать (давать салям) женщин из числа махрамов и жен является Сунной. Махрамы - это женщины, на которых запрещено жениться. Их приветствуешь, и здесь нет никакой проблемы. Можешь дать салям своей жене, сестре, тете, дочери брата и сестры, и здесь нет никакой проблемы. Что касается чужих женщин, то их не приветствуешь, только если они не пожилые и ты обезопашен от искушения (фитны), а если ты боишься искушения (фитны), то не приветствуешь. И поэтому, сегодня практикуется у людей, что когда встречаются мужчина и женщина на рынке, то не приветствуют друг друга, и это является правильным. Но, если ты придя домой, увидишь женщин, которых ты знаешь, и поприветствуешь их, при условии если ты обезопашен от искушения, то нет проблем и греха. Точно также и женщина приветствует мужчин, при условии если обезопашена от искушения". См. "Шарх Рияд ас-салихин", книга 6 - "Книга о приветствии", глава 137 - "О том, как мужчине следует приветствовать свою жену и женщину из числа своих близких родственниц, а также (о том, как ему следует приветствовать) одну или нескольких посторонних женщин, (чтобы исключить возможность возникновения) соблазна, и как женщинам (следует приветствовать мужчину, соблюдая) то же условие)".

Был спрошен шейх Мукбиль Ибн Хади: «Дозволено ли поприветствовать женщину-мусульманку без того, чтобы смотреть на неё или разговаривать с ней?»

Ответ: «Дозволено, если нет фитны. Пророк, да благословит Аллах его и его род и приветствует, приветствовал женщин. Возможно, он приветствовал их, делая знаки рукой. Нет проблем сказать "Ассаляму алейкум", а ей - ответить "Уа алейкум Ассалям". Нет в этом проблем. Аллах, Пречист он Возвышен, сказал относительно женщин: "...а говорите достойным образом." (33:32)».

Мусульмане приветствуют друг друга словами « Ас-саляму ‘алейкум » (عليكم‎‎ السلام ), что в переводе с арабского означает « мир вам ». Это короткая форма приветствия, на которую мусульманин должен ответить как минимум « уа-‘алейкум ас-саля́м » (و عليكم السلام ) - переводится как « и вам мир ».

Полная форма приветствия (саляма, салама) звучит так: «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух » (السلام عليكم ورحمة الله وبركاته ‎‎ ), что значит «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение », ответом на которое служит «Ва-‘алейкум ас-саля́м ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух» (وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته ‎‎ ) - «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение ».

Этимология и важность приветствия в Исламе

Слово «ас-салям », как вы уже наверняка поняли, с арабского языка переводится как: «мир, сохранность, благополучие, здравие ». Оно является и одним из , которое означает «Дарующий мир и благополучие », а также «Пречистый, не имеющий никаких недостатков ».

Примечательно, что от корня слова «салям » происходят слова «мусульманин », «муслим ». Мусульманин, искренне и точно соблюдающий повеления Всевышнего, внушает окружающим ощущение надёжности и безопасности, всеми своими действиями и поступками воплощает здоровый образ жизни, имеет ясный, незамутнённый взгляд на мир, на самого себя.

Тот, кто приветствует салямом другого, как будто говорит: «Я желаю тебе благополучия и здравия от Всевышнего и защиту от всего плохого, негативного ». Бесспорно, распространение саляма - одна из важных сунн (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку в нём есть объявление безопасности среди людей.

Салям - это договор мусульман, посредством которого они как бы условливаются между собой, что каждый из них воздержится от посягательства на жизнь, честь и имущество другого. В распространении саляма среди людей есть и разоблачение тех, кто замышляет плохое, тех, кто вышел из подчинения нормам Ислама. И каждый, кто даёт салям, требует от другого выполнения и соблюдения норм Ислама, таких как проявление любви, братства, взаимопомощи и т. д.

Верующие, не входите в чужие дома, жилища, пока вежливо (приветливо) не попросите разрешения и не поздороваетесь с их хозяевами. Такое [поведение] вам же во благо. Постарайтесь принять это во внимание (не забыть об этом).*

Св. Коран, 24:27

Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) многократно побуждал своих сподвижников приветствовать друг друга салямом:

Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете [в полной мере], а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов Муслима

Поистине, самыми близкими людьми к Аллаху являются те, кто приветствует (других) первыми.

Хадис от Абу Умама Судайй бин "Аджлян аль-Бахили,

св. хадисов Абу Дауда

Аллах создал Адама, рост которого равнялся шестидесяти локтям, а потом Он сказал (ему): «Иди, поприветствуй этих ангелов и послушай, как они поприветствуют тебя, (и отныне это будет) твоим приветствием и приветствием твоих потомков». И (Адам) сказал: «Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/», они же ответили (ему): «Мир тебе и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кя ва рахмату-Ллах/», добавив (к его приветствию слова) «и милость Аллаха». Каждый из тех, кто войдёт в рай, будет напоминать (своим обличьем) Адама, что же касается людей, то (со времени сотворения Адама) и до сих пор они продолжают уменьшаться (в размерах).

хадис от Абу Хурайры,

Форма и порядок приветствия

Приветствие может быть как персональной сунной (суннату-айн) , например, когда дающий салям один, так и коллективной (суннату-кифая) , т. е. сунна может быть исполненной, даже если салям даст всего один человек из всей группы. Однако желательно, чтобы все члены группы произнесли приветствие, так как в этом случае каждый из них получит воздаяние за совершение сунны!

В ханафитском же мазхабе салям в некоторых случаях может быть и обязательным, например, всаднику (если переносить на современные реалии, то и тому, кто находится за рулём) при встрече с пешим в безлюдной местности, чтобы тем самым дать понять пешему об отсутствии злых намерений, показать свою доброжелательность.

Форм приветствия две: первая - «ас-саляму ‘алейкум », вторая - «салямун ‘алейкум », то есть без артикля «аль»; первый вид приветствия достойнее второго.

Нежелательно приветствовать такой перефразировкой: «‘алейка-с-салям » и «саляму Ллахи "аляйка », потому что эти формулировки приветствия, как правило, употребляются в адрес покойных, а не живых.

Согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабам сунна в приветствии не засчитывается кроме как словами «ас-саляму ‘алейкум » и «салямун ‘алейкум », т. е. во множественном числе, даже если приветствуешь всего одного человека!

Такая формулировка обусловливается тем, что мусульмане приветствуют не только брата по вере, но и приставленных к нему ангелов-хранителей и двух ангелов, ведущих постоянный учёт его деяний (Кирамен кятибан).

В маликитском же мазхабе салям не засчитывается, даже если совсем немного изменить слова приветствия. Например, вместо «ас-саляму аляйкум » сказать «ва салямун аляйкум ».

Согласно мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля салям засчитывается и в единственном числе, т.е. словами «ас-саляму ‘алейка».

Если приветствие мусульманина является сунной, то ответ на приветствие уже является фардом (фарзом), ибо сказано в Священном Коране:

Если вас приветствуют, то ответьте лучшим (более полным) приветствием или [как минимум] таким же, которым вас поприветствовали [в той же форме]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) абсолютно все принимает в расчет.*

Св. Коран, 4:86

Отвечать на приветствие является персональной обязанностью (фарз-уль-айн) , если поприветствовали одного человека, и коллективной обязанностью (фарз-уль-кифая) , если поприветствовали нескольких человек. В последнем случае, если из всей группы на приветствие ответит лишь один, то обязанность ответить на салям отпадает со всех остальных членов, и тем самым никто из них не впадает в грех. Если же никто не ответит, то все совершат грех и им будет необходимо принести покаяние.

Отвечать на салям необходимо незамедлительно, откладывать же ответ на салям без причины грешно. Ответ должен быть сказан так, чтобы быть услышанным тем, кто приветствовал, в противном случае обязанность ответить на салям не отпадает.

Если поприветствовавший глухой, то на его приветствие надо ответить жестом, шевелением губ, и т. п.

Ответом на приветствие в короткой форме, как уже говорилось выше, является «уа-‘алейкум ас-саля́м », допускается и «салямун ‘алейкум ».

Однако должно знать, что приветствие и ответ в более полной форме будет лучшим, что следует из вышеприведенного 86-го аята 4-ой суры Священного Корана и хадиса:

‘Имран ибн Хусайн рассказывал, что к Посланнику Аллаха вошел мужчина и сказал: «Ас-салааму ‘алейкум!» (т.е. мир вам!). Его поприветствовали в ответ, и он сел, а Посланник Аллаха сказал: «Десять». Затем вошел другой человек и сказал: «Ас-салааму ‘алейкум ва рахматуллах!» (т.е. мир вам и милость Аллаха!). Его тоже поприветствовали, а Посланник Аллаха сказал: «Двадцать». Когда вошел третий гость и сказал: «Ас-салааму ‘алейкум ва рахматуллахи ва баракаатух!» (т.е. мир вам, милость и благословение Аллаха!) и люди ответили ему, Пророк сказал: «Тридцать».

св. хадисов ат-Тирмизи и Абу Дауда

Говоря так, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, какое вознаграждение получает мусульманин, когда приветствует своих братьев.

Этика приветствия

Желательно, чтобы слова приветствия были первыми словами при встрече, т.е. именно салямом следует начинать разговор. Приветствовать желательно громко, так, чтобы тот или те, кому обращено приветствие, отчётливо его услышали.

Если оба встретившихся поприветствуют друг друга, то каждому из них надо обязательно ответить на приветствие другого.

Салям желательно давать и членам своей семьи, приветствовать своих домочадцев каждый раз, когда заходишь в дом.

…Когда заходите в дом, поприветствуйте себя [или, если есть кто дома, - своих близких, родных] доброжелательным, благодатным (щедрым на положительные чувства и эмоции) приветствием от Бога [моля Всевышнего о мире, милости и благополучии для обитателей]. Таким образом Господь раскрывает вам знамения ради вашего благоразумия [столь необходимого в поведении, делах и поступках].*

Св. Коран, 24:61

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О сынок, когда войдёшь (в свои дом), приветствуй (членов) своей семьи, и это станет благословением как для тебя, так и для (членов) твоей семьи»

св. хадисов Ат-Тирмизи

При входе в пустой дом, в котором никого нет, желательно говорить «ас-саляму ‘аляйна ва ‘аля ‘ибадилляхи-с-салихин » (мир и благополучие нам и праведным рабам Божьим).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Всадник (должен первым) приветствовать пешего, идущий — сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) — большую.

Св. хадисов Аль-Бухари и Муслима

В другой версии (этого хадиса, которую приводит только) аль-Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал: «…а младший (должен первым) приветствовать старшего».

Даже если не соблюсти эту желательность, т.е., например, старший поприветствует первым младшего, сунна считается осуществлённой и отвечать на такой салям обязательно, хотя и упускается достоинство рекомендуемого Шариатом порядка.

При повторной встрече мусульманам также следует приветствовать друг друга:

Когда кто-нибудь из вас встретит своего брата, пусть приветствует его, если же (в это время) их будет отделять друг от друга дерево, стена или камень, пусть приветствует его, когда встретится с ним потом.

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов Абу Дауда

Салям можно и передавать третьему лицу - но даже на такой салям отвечать обязательно!

Тому, кому передали салям через третье лицо, желательно начать с приветствия тому, кто довёл до него салям, произнеся «ва ‘алейка ва ‘аляйхи-с-салям », что означает «да сохранит и тебя и его Всевышний от всего плохого ».

Обязательно отвечать и на салям, дошедший посредством письма.

Салям не даётся не мусульманину в такой же форме, в какой мы должны приветствовать мусульман, так как «Салам» - это вид молитвы. Не мусульман приветствуют любым другим способом. Если же не мусульмане приветствует вас формой «Ассаламу алейкум», то достаточно ответить «уа ‘алейкум ».

Если вас будут приветствовать люди Писания, отвечайте: «И вам / (уа ‘алейкум)»

хадис от Анаса,

св. хадисов аль-Бухари и Муслима

Кого нежелательно или запрещено приветствовать

Мужчине нежелательно приветствовать постороннюю (т.е. брак с которой по нормам Ислама ему не запрещён) женщину, за исключением престарелой или же с неприятной внешностью, не вызывающей дурных помыслов: приветствие их обеих не порицается.

В шафиитском мазхабе положение в отношении приветствия женщины немного отличается. Так, например, мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины. А если женщина будет не одна, а в сопровождении других мужчин или женщин, то положение относительно её приветствия такое же, как и в отношении приветствия мужчины.

Что же касается близких родственниц, с которыми ему запрещено вступать в брак, то их желательно приветствовать так же, как и других своих домочадцев.

Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может ему помешать ответить на приветствие.

По мнению ханафитских и ханбалитских учёных салям нежелательно давать и читающему Коран вслух, тогда как в шафиитском и маликитском мазхабах вовсе нежелательно приветствовать читающего Коран, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего (читает зикр), молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт.

Ещё порицается приветствовать изучающего и обучающего религиозным наукам, муэдзина во время оглашения призыва на молитву (азана и икамата), судье во время судебного процесса, лектору во время чтения лекции (проповеди).

В шафиитском мазхабе не порицается приветствовать всех вышеупомянутых, за исключением нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи: его приветствовать грешно. С таким нечестивцем можно здороваться лишь в том случае, если при отсутствии приветствия существует реальная угроза здоровью или жизни. Порицается также приветствовать того, кто слушает проповедь.

Всем тем, кого было нежелательно приветствовать, не вменяется в обязанность отвечать на приветствие.

Порицается приветствовать того, кто занимается обучением или слушанием религиозных наук.

Относительно желательности и нежелательности приветствия употребляющего пищу в мазхабах есть расхождения. Так, согласно ханафитскому мазхабу , желательно приветствовать кушающего, если приветствующий и сам рассчитывает пообедать вместе с приветствуемым, в противном случае - нежелательно. Шафииты говорят, что давать салям обедающему можно, но отвечать на салям не вменяется в обязанность, если принимающий пищу не в состоянии ответить, например, из-за наличия еды в ротовой полости. Маликиты говорят, что не порицается приветствовать обедающего. В ханбалитском мазхабе учёные разошлись на два равнозначных мнения: порицается и не порицается.

Приветствие детей

, не достигшим половой зрелости, тоже желательно давать салям, дабы тем самым обучить их исламской этике.

Передают, что (однажды) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, проходивший мимо (собравшихся на улице) детей, приветствовал их, а потом сказал: «Так всегда поступал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует».

св. хадисов Аль-Бухари и Муслима

Однако несовершеннолетним детям необязательно отвечать на салям, потому что до достижения половой зрелости Шариат на них ничего не возлагает.

Если ребёнок даст салям совершеннолетнему, то последний обязан ответить на салям ребёнка, но лишь в том случае, если ребёнок является мумайизом , т.е., проще говоря, достиг 6-7-летнего возраста.

Если поприветствовали группу совершеннолетних мусульман, среди которых был и несовершеннолетний, и именно он ответит на приветствие - приветствие не засчитывается, ответить на приветствие обязан хотя бы один из совершеннолетних, в противном случае все впадут в грех (за исключением несовершеннолетнего).

Совершеннолетием в Исламе считается подросток, достигший половой зрелости, наступающей с первым семяизвержением у мальчиков и с появлением менструации у девочек, а не с 18-летнего возраста, как думают многие.

Рукопожатие во время приветствия

Рукопожатие при приветствии - одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и её благородных атрибутов. Рукопожатие - действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере; посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман.

О желательности рукопожатия при встрече, когда даёшь салям, существует множество хадисов. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует ) сказал:

Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки(, их прегрешения) обязательно прощаются им ещё до того, как они расстаются друг с другом.

хадис от Абу Са"ида аль-Худри,

св. хадисов Абу Дауда, № 4536

Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (да будет доволен ими Аллах).

Сообщается, что Абу-ль-Хаттаб Катада сказал: (Однажды) я спросил Анаса, да будет доволен им Аллах: «Пожимали ли друг другу руки сподвижники посланника Аллаха, да благословит о Аллах и да приветствует?», — и он сказал: «Да».

«Сунанат-Тирмизи», № 2653

Величайший учёный имам ан-Навав и (да смилуется над ним Аллах) говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие - это сунна.

Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит: «Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснётся к женщине, которая ему не дозволена! » («Джамиуль-ахадис», № 18237).

В другом хадисе сказано: «Пророк (мир ему и благословение) принимал присягу у женщин на верность, чтобы не придавали Аллаху сотоварища в чём-либо. Айша сказала, что рука Пророка (мир ему и благословение) не коснулась руки женщины, кроме как той, которой он владел» («Муснаду-Ахмад бин Ханбаль »).

В заключение хочется отметить, что мусульмане, приветствуя единоверца в положенной форме, получают двойной саваб (благость Аллаха): один саваб - за то, что приветствуют, второй - за то, что создают условие другому человеку получить саваб, ответив ему тем же самым.

Да поможет нам Всевышний правильно приветствовать друг друга и окружит нас со всех сторон Своей милостью, ведя по прямому (истинному) пути!!!

Использованные материалы:

Сады праведных. Книга о приветствиях;

Википедия;

- «Tam İlmihal», M. Sıddık G. İstanbul -1996;

Www.assalam.ru;

Www.islamtambov.ru;

* С комментариями Ш. Аляутдинова



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: