Какие есть психотипы. Психотипы человека

№1. ИСТЕРОИДНЫЙ ПСИХОТИП

ИСТЕРОИДНЫЙ - это выскочка, для которого важно быть в центре внимания. Данный тип получает энергию для жизнедеятельности извне, путем получения эмоций от окружающих. В лучшем случае эмоции восхищения, но если с этим туго, то любые эмоции ему подойдут. В случае игнорирования добивается своего «допинга» истерикой, отсюда и такое определение данного типа.

Данное качество многие другие психотипы встраивают и воспитывают в себе, потому что истероидная модель поведения привлекает к индивиду больше внимания, поклонников, социальной значимости.

Внешний вид истероида

  1. Яркость, контрастность с другими. Ему важно быть не таким, как все.
  2. Пластичность - легкая, непринужденная походка, гибкость кистей рук, непринужденность.

Мимика и пантомимика истероида

  1. Он всегда соответствует своей роли. Моментально ухватывает, в какую роль нужно вжиться, и моментально оказывается тем, кем нужно.
  2. Часто переигрывает, чрезмерно увлекаясь игрой. Иногда моментально выходит из образа, как только пропадает необходимость блистать своим актерским талантом.
  3. Кокетлив, постоянно флиртует, красуется, блистает, способен поддержать разговор на любую тему, но не обладает глубокими знаниями. Поэтому, когда нужно углубляться в тему, предпочитает поменять публику, чтобы не прослыть глупым.

Мышление и речь истероида

  1. Легко поддается внушению, излишне эмоционален. На эмоциях его легко ловить и склонять к сотрудничеству. Это как раз та «находка для шпиона», о которой говорится в пословице.
  2. Много «Я», он не способен говорить о ком-то, кроме себя. Постоянно перетягивает внимание на себя, любимого.
  3. Хорошая образность мышления, большое воображение. Говорит много ни о чем.
  4. Эрудиция обширная, но не глубокая. Не в коем случае нельзя быть бухгалтером, или другим ответственным работником.
  5. Необыкновенно артистичен, всегда в разных образах. Все ради привлечения большего количества внимания (энергии).

Общение и поведение истероида

  1. Поверхностность - легче поменять паству, чем вникнуть глубже в тему разговора.
  2. Способность заинтересовать
  3. Большие манипулятивные способности
  4. Любит подарки, хоть может кокетливо заявить, что для него подарки не важны. Для данного типа подарки наиболее важны, нежели для представителя любого другого психологического типа.
  5. Скандалист, заводится с пол-оборота.

ПРОФЕССИИ ДЛЯ ИСТЕРОИДА:

3. Деятель шоубизнеса

5. Продавец. Очень важно разнообразие и внимание со стороны окружающих.

Девиз: «Я ОСОБЕННЫЙ, СМОТРИТЕ НА МЕНЯ!»

№2. ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ПСИХОТИП

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ - склонный к припадкам, к состоянию аффекта, раздражительный. Нацелен на сохранение информации, собственного благополучия. Достигает этого путем наведения порядка везде и контролирования.

Для него очень важен распорядок, сон, еда, секс по расписанию. Тот, кто вносит в его жизнь разлад - враг. Данный психотип можно сравнить с шариком, который постоянно надувается, и вот-вот лопнет. Ему важно постоянно сдуваться во избежание взрыва.

Индивид этой категории падок на представителей противоположного пола для удовлетворения естественных физиологических потребностей, любит еду, потому что это помогает поддерживать жизнедеятельность и здоровье, в делах любит порядок, потому что все должно быть по полочкам и это правильно. Часто он учит других жизни.

Он не любит проявлений эмоций. Все государственные органы построены по их шаблону, то есть все по инструкциям. Из них получаются хорошие бухгалтера и администраторы.

В нем постоянно работает сканер. Он подсознательно определяет сильных людей, определяет слабости в человеке и умеет эту информацию использовать себе во благо.

Очень исполнительный типаж, контролирующий, дисциплинированный. Добьётся успеха там, где нужно глубоко копать. Хороший специалист узкого профиля.

Внешний вид эпилептоида:

  1. Сильная конституция, хорошо развитая мышечная масса. Атлетическое телосложение.
  2. Четко выраженный подбородок, сильная челюсть, возможно густые брови и мощные надбровные дуги.
  3. Тяжелый взгляд
  4. Короткая функциональная прическа
  5. Аккуратность
  6. Одежда по сценарию. То есть если принято в определенном месте быть одетым в чем-то конкретном, он оденется именно так. Даже если по ситуации окажется, что обстоятельства изменились. Например, погода не та. Но он перетерпит погоду, но оденется правильно.

Мимика и пантомимика эпилептоида:

  1. Сдержанная
  2. Ограниченная определенными стереотипами
  3. Резкость с теми, кто ему мешает выполнять определенные функции и отвлекает от выполнения долга

Мышление и речь эпилептоида:

  1. Четко ориентирован на действия, а не на пустое бла-бла. Это идеальные военные. В моменты опасности мозг отключается, и включаются рефлексы. Без паники решает вопросы по мере их возникновения.
  2. Индивид зависит от физиологических потребностей - еда, сон, секс.
  3. Грубая или нейтрально-поступательная
  4. Нескладность, неуклюжесть
  5. Не любит объяснять

Общение и поведение эпилептоида:

  1. Ответственность. Но если ему садятся на шею, он это быстро замечает, и избавляется от манипулятора безжалостно
  2. Субординация, трудно впускает в свой круг людей. Очень сдержан в проявлении чувств.
  3. Возможна даже агрессивность для проверки на прочность новобранца. Таким образом отсеивает тех, кто ему не подойдет рядом.
  4. Мстительность, долго помнит обиду
  5. Стремится все контролировать
  6. Не умеет продавать

Эмоции, чувства эпилептоида:

  1. Важен процесс разрядки, нежности не будет
  2. Манипулирует партнером

ПРОФЕССИИ ДЛЯ ЭПИЛЕПТОИДА

1. Монотонные дела (бухгалтерия, налоговый учет, администрирование)

2. Власные структуры (армия, полиция)

3. Чиновники местного уровня

4. Охранники

Девиз: «ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРАВИЛЬНО»

№3. ПАРАНОЯЛЬНЫЙ ПСИХОТИП

ПАРАНОЯЛЬНЫЙ - призван произвести глобальную реформу, преобразовать мир. Способен управлять человеческим ресурсом во имя достижения великой цели. Без жалости, без совести пройдет по костям для выполнения задачи.

В отличие от предыдущего типа, знает цель, но не знает, КАК идти к ней. Но выбрав направление, достигнет цели, чего бы ему это не стоило. Он воодушевляет и мотивирует окружающих на выполнение собственных программ.

Склонен к спартанскому образу жизни, мало думает о здоровье. Часто «летит» желудок, благодаря напряженному труду, самоотдаче во имя идеи.

У него опасно получать помощь. Когда ему понадобится, он получит долг в том объеме, который ему будет нужен. У него нет незаменимых людей. Как только один человек (винтик) износился, он заменит его на другой.

Он спокойно может украсть идею, это трудоголик, жестокий и без правил.

Внешний вид паранояльного:

  1. Напряженность, официоз, как стержень.
  2. Приверженность стилю, в зависимости от собственной цели. Несет свою идею одеждой.
  3. Статусность собственного стиля

Мимика и пантомимика паранояльного:

  1. Тотальное подавление эмоций
  2. Циничный, подозрительный взгляд (напряженное нижнее веко)
  3. Губы становятся тоньше, благодаря самоконтролю
  4. Жестикуляция мотивирующая, шире, чем у эпилептоида
  5. Движения рубяще-колющие
  6. В речи присутствует обвинение, очень подозрителен

Мышление и речь паранояльного:

  1. Не поддается внушению. Для воздействия на него необходимо разрушить ореол цели, внедрить тень сомнения. Еще один способ - намекнуть на скоротечность жизни, что он может не успеть выполнить свою миссию на земле.
  2. Речь ровная, сильная, аргументированная, воодушевляющая
  3. Умеет убеждать
  4. Нацелен на дела

Эмоциональная и чувственная сфера паранояльного:

  1. На любовь времени нет, партнера выбирает по необходимости - кто больше подойдет для дела.
  2. Свадьба - постановка для нужных людей
  3. Использует партнера для достижения собственных целей, часто очень цинично
  4. Это стратег, в партнерстве ему наиболее подойдет истероид - он будет работать красивой ширмой в его делах. Либо эпилептоид - исполнитель его грандиозных планов.

ПРОФЕССИИ ДЛЯ ПАРАНОЯЛА:

1. Адвокат

2. Важен карьерный рост. Продавец с возможностью стать директором

3. Политик

4. Чиновник высокого уровня

Девиз: «Цель оправдывает средства»

№4 (5). ЭМОТИВНЫЙ (ИЛИ СЕНСИТИВНЫЙ) ПСИХОТИП

ЭМОТИВНЫЙ - человек - божий одуванчик. Он по-доброму относится ко всему, что его окружает. Он хочет гармонизировать, гуманизировать все вокруг.

Это гениальный актер, потому что он не одевает роль, а проживает жизнь героя, которого играет. У них необыкновенная эмпатия к людям, они очень чутки на любые проявления лжи. Но никогда не обидят партнера подозрением.

Человек не умеет отказывать людям, и окружающие этим пользуются. Часто эмотивный обещает больше, чем может сделать, благодаря неумению говорить НЕТ. Из этого вытекает его необязательность, некоторые дела ему просто не под силу выполнить.

Это самый верный психотип. Он никогда не изменит своему партнеру, он будет ждать его всю жизнь, если судьба их разлучит. Часто они любят безответно, в то время как вторая сторона живет с другим партнером.

Если эмотивный вспылил, он потом очень переживает, мучается чувством вины и т.д.

Внешний вид эмотивного:

  1. Одевается со вкусом, мило, эстетично, гармонично, комфортно. Тона спокойные, мягкие.
  2. У женщины чаще всего длинные волосы
  3. Без контрастов
  4. Правильные черты лица

Мимика и пантомимика эмотивного:

  1. Грустная, печальная, проникновенная.
  2. Искренность, естественность
  3. Доброта, честность
  4. Романтичность
  5. Тактичность

Мышление и речь эмотивных:

  1. Отражает предчувствия, переживания индивида
  2. Негромкая
  3. Мелодичная
  4. Извиняющаяся
  5. Грамотная
  6. Умеет слушать

Общение и поведение эмотивных:

  1. Доброжелательность
  2. Ведомость
  3. Гиперответственность
  4. Стыдливость, застенчивость
  5. Терпение
  6. Надежность
  7. Жертвенность
  8. Неумение говорить НЕТ
  9. Чувство вины
  10. Любовь как глубокое чувство
  11. Не умеет обманывать

ПРОФЕССИИ ДЛЯ ЭМОТИВА

1. Педагог, воспитатель

2. Няня, сиделка, врач

3. Психолог

4. Дизайнер

5. Актер, поэт, художник

Девиз: «Ребята, давайте жить дружно»

№6. ПСИХОТИП ГИПЕРТИМ

ГИПЕРТИМ - вечный ребенок. Живет для получения новых эмоций, посредством высокой социальной активности.

Он быстро живет, моментально вступает в коммуникации. Это эмоциональный наркоман, он питается новыми впечатлениями, адреналином. Любит приключения.

Редко работает на одном месте, над одним проектом. Ему важна свобода.

Это идеальный продавец, пока есть ощущение новизны

Мышление и речь гипертима:

  1. Ориентирование на мгновенное решение вопросов
  2. Взахлеб
  3. Адреналинщик, шарнир внутри
  4. «Простота хуже воровства». Он может выдать конфиденциальную информацию, не подумав о последствиях.
  5. Эмоционально окрашенная

Обращение и поведение гипертима:

  1. Ни к чему не обязывающее
  2. Ориентация на эмоции, новизну
  3. Ненадежность
  4. Любовь как развлечение. Пикап, Free Love - для него
  5. Шумный, непоседливый, как все дети
  6. Активный
  7. Позитивный, общительный, адреналинщик

Внешний вид гипертима:

  1. Функциональный (одет, чтобы быть везде). Располагает к себе, но нельзя ставить на ответственные посты
  2. Некоторая неупорядоченность в силу поспешности

Мимика и пантомимика гипертима:

  1. Подвижная, яркая
  2. Ориентированная на других
  3. Быстроменяющаяся, изобилует идеями. Важно эти идеи записывать, иначе гипертрим быстро переключается и отвлекается.
  4. Размашистая
  5. Заряжающая

ПРОФЕССИИ ДЛЯ ГИПЕРТИМА:

1. Экскурсовод

2. Педагог, вожатый

3. Аниматор, тамада на свадьбе

Девиз: «Эх, горе не беда!»

№7. ШИЗОИДНЫЙ ПСИХОТИП

ШИЗОИДНЫЙ - странный, «не от мира сего». Живут в своем мире, кажутся не совсем адекватными с точки зрения других людей. Яркий пример - доктор Браун из фильма «Назад в будущее».

Постоянно ищет что-то новое. Не обязательно это новое будет практичным и нужным, но он всецело вовлечен в процесс.

Общество не принимает его, он является объектом насмешек. Поэтому часто шизоидный замыкается в себе, уходит в виртуальный мир интернета. Его никто не понимает, поэтому он радуется и открывается тому, кто его поймет. Именно по этому каналу к нему легко втереться в доверие.

Он не понимает жизни. Начав одно дело, может в итоге прийти к противоположному. Человек творческий, пытается все познать, глубокий внутренний мир. Времени он не чувствует. Порядок для него необязателен.

Мышление и речь шизоидного:

  1. Философствование
  2. Конструирование нового, чего пока нет. Не обязательно полезного
  3. Нестандартность
  4. Не знает жизни
  5. Нечленораздельная речь
  6. Спутанность алгоритма речи

Общение, поведение шизоидного

  1. Непонятен
  2. Общается с тем, кто его понимает
  3. Безответственность
  4. Легко раним
  5. Усваивает стереотипы

Внешний вид шизоидного:

  1. Балахонистая одежда, капюшон, наушники
  2. Что-то новое, нестандартное
  3. Неопрятный
  4. Неухоженность прически
  5. Странность, это белая ворона
  6. Возможна борода
  7. Мешают руки
  8. Необычность позы
  9. Любит рюкзаки и большие сумки

Мимика и пантомимика шизоидного

  1. Это оркестр, в котором все играют, что хотят.
  2. Не понимает своих габаритов, поэтому достаточно неуклюж
  3. Расщепление - может находиться сразу в нескольких процессах
  4. Сложно структурированная речь
  5. Не понимает шуток, реагирует неадекватно

ПРОФЕССИИ ДЛЯ ШИЗОИДНОГО:

1. Программист

2. Изобретатель, если есть способности

3. Минимальное общение с людьми

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПСИХОТИПЫ

№8. ПСИХАСТЕНОИДНЫЙ ПСИХОТИП

ПСИХАСТЕНОИД - необыкновенно робкий и нерешительный человек. Он будет часами рассуждать о пустых, неинтересных вещах ради того, чтобы не делать решительных действий. Принимать решения он боится сильнее атомной войны. Жутко мнителен, застенчив, всегда боится за своих близких, чем способен довести их до бешенства. Идеальный исполнитель, на работе безотказен. Чем пользуются все, кому не лень.

Внешний вид психастеноида

  1. На всякий случай педантично аккуратный, потому что боится неприятностей. С помощью безукоризненного внешнего вида пытается нейтрализовать дополнительные страхи
  2. Тона одежды серые, бежевые. Старается быть незаметным, чтобы не привлекать к себе внимания
  3. Долго носит одну одежду, отчего отстает от моды
  4. Женщины прячут волосы в хвост, или в гульку. Про таких женщин говорят: «Серая мышь».

Мимика и пантомимика психастеноида

  1. Без ярких эмоций
  2. Крайне нерешительная
  3. Часто на лице застывшая эмоция печали
  4. Движения минимально размашистые, не доведенные до конца.

Мышление и речь психастеноида

  1. Говорит тихо, неуверенно, «съедает» концовку слов
  2. Заикается
  3. Для иллюстрации речи не использует жестов
  4. При разговоре не смотрит в глаза, опускает челюсть
  5. Не рассчитывает на внимательное отношение от людей. И если кто-то о нем позаботился, психастеноид запомнит это на всю жизнь

Общение и поведение психастеноида

  1. Никогда ничего не просит, потому что боится отказа.
  2. Предпочитает одиночество
  3. Находит более смелого и решительного человека, и добровольно ему подчиняется
  4. Верный в дружбе, так как с трудом сходится с новыми людьми

№9. ГИПОТИМ

ГИПОТИМ - ужасно негативный пессимистично настроенный тип. К тому же с заниженной самооценкой. Депрессия - его вечное состояние. Вечное самокопание доводит его до сумасшествия.

Внешний вид гипотима

  1. Ко всем относится настороженно, долго обижается по малейшему поводу
  2. Остро нуждается в друзьях, чтобы жаловаться на жизнь, но отталкивает всех, кто рядом
  3. Новые знакомства заводит с трудом, практически совсем не заводит

Мимика и пантомимика гипотима

  1. Всегда грустный и злой. На лице эмоция печали и гнева
  2. Старается меньше быть на виду, чтобы избегать возможных потрясений
  3. За маской зануды может проявлять привязанность и поддержку близким людям. Но не умеет принимать благодарность, поэтому после того, как помог, может удалиться, или вообще нагрубить.

Мышление и речь гипотима

  1. Не любит и не умеет общаться
  2. Избегает людей
  3. Речь мало развита, хоть и может быть хорошо интеллектуально подкован

Общение и поведение гипотима

  1. Никогда не ждет ничего хорошего
  2. Способен испортить настроение любому человеку, даже самому позитивно настроенному
  3. Постоянно анализирует свои промахи, даже самые незначительные. Раздувает их до размеров Вселенной и страдает. Причисляет себя в разряд неудачников, и упивается своими муками.
  4. Добросовестно работает, с особой критичностью относится к результатам своего труда
  5. Выбирает профессию, где он может быть в уединении и покое

Девиз гипотима «Не все так плохо, как кажется. Все гораздо хуже».

№10. КОНФОРМНЫЙ

КОНФОРМНЫЙ - представитель серой массы приспособленцев. Быстро перестраивает свое мнение, как только попадает под влияние нового лидера. Всегда поддерживает того, в ком видит авторитетную личность.

Внешний вид конформного

  1. Как все

Мимика и пантомимика конформного

  1. Заискивающая

Мышление и речь конформного

  1. Своего мнения никогда нет
  2. Хорошо улавливает общее настроение толпы, и ярко озвучивает общее мнение

Общение и поведение конформного

  1. Старается быть удобным для того, кого считает лидером

Девиз «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех».

№11. НЕУСТОЙЧИВЫЙ

НЕУСТОЙЧИВЫЙ - крайне подвижный, неспособный к концентрации внимания. Абсолютно не имеющий собственного мнения, и легко подпадающий под влияние любого человека.

№12. АСТЕНИК

АСТЕНИК - крайне утомляемый, болезненный, мнительный. Необыкновенно капризен, оранжерейный цветок.

№13. ЛАБИЛЬНЫЙ

ЛАБИЛЬНЫЙ - человек с сильными перепадами настроения от незначительных событий. Любая мелочь способна его вывести из себя, в то же самое время такая же мелочь приводит его в состояние радостного экстаза

№14. ЦИКЛОИД

ЦИКЛОИД - человек с цикличными резкими перепадами настроения. Абсолютно непредсказуем и неуравновешен. Настроение меняется без видимых причин. В жизни очень сложен в общении.

ИЗУЧАЙТЕ ФИЗИОГНОМИКУ и ПРОФАЙЛИНГ,

это лучший инструмент для жизни!

ЧЕМ ЛИЧНО ВАМ БУДЕТ ПОЛЕЗНО ЗНАНИЕ ФИЗИОГНОМИКИ И ПРОФАЙЛИНГА?

6 причин изучить физиогномику и профайлинг прямо сейчас:

1. Вы будете знать ВСЕ СЕКРЕТЫ людей, ведь лицо всегда на виду. Для этого Вам не понадобится никаких данных о человеке - ни фамилии, ни имени, ни отчества, ни даты, ни времени, ни места рождения, ни паспортных данных, ни данных его расчетного счета - НИЧЕГО!

3. Вы увеличите свой доход в среднем на 40%

4. Вы построите крепкую семью, без потери времени на ошибки

6. Вам не понадобится детектор лжи

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Психологи подвергают тщательному анализу жизнь и мировоззрение человека в обществе. Исследования врача Зигмунда Фрейда и психиатра Карла Густава Юнга заложили основы научно-популярной, практической психологии, соционике. В трудах ученых, которые используются современными психотерапевтами, обозначены типы людей по внешним признакам темперамента, врожденным особенностям человеческой психики, способности взаимодействия с окружающим миром, которыми можно воспользоваться и в повседневной жизни.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

    Показать всё

    Понятие личности в психологии

    Изучая внутренний мир человека, психология классифицирует особенности психики, объясняет причины поведения.

    В понятие личности входят такие составляющие, как:

    • характер;
    • темперамент;
    • проявления индивидуальности;
    • эмоциональные показатели;
    • устойчивость к трудностям;
    • чувствительность к внешней среде;
    • модель поведения в жизненных ситуациях.

    Особенности личности

    Карл Густав Юнг сформулировал знаменитую теорию, которая классифицирует особенности людей на два вида: интроверты, увлеченные собственным внутренним миром, и экстраверты, активность которых устремлена к внешнему окружению. Теория уточняет, что человек имеет склонности к тому или иному виду, но не захвачен ими полностью.

    Юнг выделил также 4 основных функций психики на основе рациональности и иррациональности.

    Рациональные функции:

    • мышление - анализ явлений, осознание себя и окружения;
    • чувства - переживания и реакция на происходящее.

    Иррациональные:

    • ощущение - мировосприятие на основе органов чувств;
    • интуиция - оценка мира на подсознании.

    4 психотипа по темпераменту

    Попытка классифицировать типы людей по внешним признакам темпераментов, разделение их на 4 психотипа, принадлежит Гиппократу. Принципы определения являются актуальными, используются в современной психологии и психиатрии. Наука определяет понятие темперамента как устойчивое доминирующее качество личности. Он создает основу психической деятельности и оказывает влияние на активность во внешней среде.

    Темперамент зависит от индивидуальных функций нервной деятельности человека. Проявляется в способности к возбуждению или торможению реакций головного мозга. Классификация построена на изучении направленности эмоций. Важны особенности поведения: что и как человек любит, к чему склонен в жизненных ситуациях; способности вступать в отношения, сосуществовать и воздействовать на окружающих.

    Слабая работа нервной системы свойственна меланхолику; инертная, но уравновешенная принадлежит флегматику. Активным и нестабильным является холерик; подвижным, но спокойным - сангвиник.

    Ключевые виды темперамента:

    • экстраверсия/интроверсия;
    • ригидность (твердость, неподатливость)/пластичность (изменяемость, податливость, способность к адаптации);
    • скорость нервных реакций.

    К экстравертам относят холериков, сангвиников, к интровертам - меланхоликов, флегматиков.

    1. 1. Холерик. Общая характеристика этого типа - сильная возбудимость. Им свойственны резкость, быстрота и сила движений. Они импульсивны и обладают ярко выраженными эмоциями. Если холерик поглощен делом, он может выложиться на все 100%, но ему сложно себя контролировать. Плюсом холерического типа является умение справляться с нестандартными ситуациями, принимать решения в критический момент. При разногласиях холерик просто урегулирует конфликт.
    2. 2. Сангвиник. Человек приспосабливается к разным условиям, находит общий язык с людьми, любит быть в центре внимания. Настроение меняется быстро и постоянно. Перепады сангвиников происходят вопреки их воле, они понимают это, но не могут контролировать себя. Любят жестикулировать, привлекать внимание. Полагаться на такой тип нужно с осторожностью - сангвиники нетерпеливы, непостоянны. Дело, которое требует усидчивости, не для них. Если перед сангвиником нет четкой цели, направления действий, он не достигнет результата, будет находиться в постоянном поиске.
    3. 3. Флегматик. Медлителен, но если возьмется за работу, то выполнит безупречно. Флегматикам присущи плавные движения, неторопливая речь, рассудительность. Они консервативны, не любят новшеств. У психотипа повышенный самоконтроль, собранность. Он не рассчитывает на чужую помощь, предпочитая надеяться на себя. Флегматики неразговорчивы, зато на них всегда можно положиться.
    4. 4. Меланхолик. Нетороплив, не видит причины спешить. Если не успел выполнить дело сегодня, перенесет его на завтра. Но лучше, если кто-то сделает работу за него. Витает в облаках, поглощен собственными мыслями, добиться быстрой реакции невозможно: действия заторможены. Меланхолики стеснительны, с трудом вступают в контакт и завязывают знакомства, не любят шумных компаний. Если меланхолик образован, он интересный собеседник, исполнительный работник, справляется с поставленными задачами. Но человек среднего уровня интеллекта неуверен в себе, замкнут и боязлив.

    В чистом виде образцы характера встречаются редко. Каждый человек обладает смешанным типом темперамента: холерико-сангвинический, холерико-меланхолический, флегмато-меланхолический - то есть сочетают черты нескольких основных психотипов.

    Виды темперамента и их внешние признаки:

    Характеристики психотипов/Темп нервной активности

    Сангвиник

    Холерик

    Флегматик

    Меланхолик

    Вертность

    Экстраверт

    Экстраверт

    Интроверт

    Интроверт

    Экспрессия

    Умеренная

    Повышенная

    Пониженная

    Повышенная

    Скорость реакций

    Очень высокая

    Очень большая

    Возбудимость

    Умеренная

    Эмоциональная устойчивость

    Устойчив

    Неустойчив

    Очень устойчив

    Очень неустойчив

    Что такое соционика

    Профессор психиатрии Карл Леонгард в 60-х годах прошлого века предложил классификацию особенностей личности на основе коммутации человека и мира, общества, социальной среды. Метод определения психотипа по Леонгарду - тест, состоящий из более 80 вопросов, не связанных между собой. Чем больше пунктов, требующих ответа, тем точнее определяется тип.

    Ученый положил начало соционике - наука взаимодействия личности и проявлений внешнего мира. Важен механизм реагирования на поступающую извне информацию. Классифицирует различия в особенностях мышления, поведения, мировоззрения. Соционикой определено 16 психотипов. Понятия используются в практической психологии как основа диагностического консультирования.

    Соционика относит качества личности к одной из следующих характеристик:

    • логик/этик - приоритет общению/обмен информацией, энергией;
    • сенсорик/интуит - основывается на фактах/интуиции;
    • рационал/иррационал - следует определенной цели/легко меняет цель и направление;
    • экстраверт/интроверт - готов к потоку внешней информации/концентрируется на отдельных деталях.

    16 соционических типов

    Названия 16 психотипов в соционике созданы с использованием формулировок теории Юнга, дополнены учеными для пояснения и детального описания личностных качеств:

    Наименование психотипа Характеристики

    ЛСЭ: логико-сенсорный экстраверт

    (Администратор, «Штрилиц»)

    Трудолюбив, социально адаптирован, доводит дела до конца. Любит упорядоченность и планирование, практик. Иногда упрям и вспыльчив, но обычно доброжелателен. Ему нравятся шумные компании, веселье. Проявляет любовь и заботу о близких

    ЛИЭ: логико-интуитивный экстраверт (Предприниматель, «Джек Лондон»)

    Любитель экстрима, активного спорта. Быстро вдохновляется на новые дела, рискует, полагаясь на интуицию. Открыт для новых технологий, позитивно мыслит, заводит близкие контакты. Глубоко анализирует внутренний мир и окружение

    ЭСЭ: этико-сенсорный экстраверт

    (Энтузиаст,«Гюго»)

    Давит на близких эмоционально, но умеет ладить со всеми. Готов пожертвовать интересами ради другого, может поднять настроение. Стремится к достижениям, ждет одобрения личных достоинств и успехов от других

    ЭИЭ: этико-интуитивный экстраверт

    (Наставник, «Гамлет»)

    Обладает выразительной мимикой, красноречием. Ревнив, постоянно сомневается в верности партнера. Предчувствует события на интуитивном уровне, заранее готовится к ним

    ЛСИ: логико-сенсорный интроверт

    (Инспектор, «Максим Горький»)

    Стремится к порядку, серьезному отношению к работе. Анализирует происходящее и поставленные задачи с разных сторон. Начинает новое дело, если уверен, что готов довести его до конца. Реалист, ему доверяют

    ЛИИ: логико-интуитивный интроверт

    (Аналитик, «Робеспьер»)

    Отделяет главное от второстепенного, практично мыслит. Независим в работе, с готовностью внедряет новые идеи. Полагается на интуицию, когда не находит понятного ответа. Сторонится шумных компаний, трудно ладит с людьми

    ЭСИ: этико-сенсорный интроверт

    (Хранитель, «Драйзер»)

    Чувствует фальшь и наигранность, ярко выражает мнение и отстаивает его. Делит окружение на своих и чужих, защищает себя и близких. Склонен к самоанализу и оценке окружающих

    ЭИИ: этико-интуитивный интроверт

    (Гуманист, «Достоевский»)

    Талантливый воспитатель, чувствует скрытые способности и таланты других, ценит доверие. Стремится к самообразованию; к нему идут за советом. Болезненно переносит агрессию, недостаток любви. Не готов прощать измены

    СЛЭ: сенсорно-логический экстраверт

    (Маршал, «Жуков»)

    Не умеет подчиняться, жаждет руководить. Составляет конкретный план и стратегию действий, на основе анализа происходящего, чтобы четко исполнять его. Цель - победа любой ценой, трудности и препятствия подогревают азарт, желание выиграть

    ИЛЭ: интуитивно-логический экстраверт

    (Искатель, «Дон Кихот»)

    Генератор новых сложных идей, синтезирует из готовых составляющих. Не выносит рутины и традиций. Приспосабливается к новым условиям работы и жизни

    СЭЭ: сенсорно-этический экстраверт

    (Политик, «Наполеон»)

    Распознает возможности окружающих для манипуляции ими. Руководит слабыми, определяя их болевые точки. Выбирает общение на основе собственных интересов, держит дистанцию. Любит показаться незаурядной личностью, в действительности таковым не является

    ИЭЭ: интуитивно-этический экстраверт

    (Советчик, «Гексли»)

    Чуткий, понимает людей на основе интуиции и чувств. Предпочитает творчество, не выносит рутины и однообразия. Дает дельные советы в области взаимодействия с людьми, общителен

    СЛИ, сенсорно-логический интроверт

    (Мастер, «Габен»)

    Познает мир через ощущения, чувствует, любит других людей, склонен к эмпатии. Не выносит фальши и неискренности. С удовольствием работает своими руками, обладает техническим складом ума. Выполняет обязательства

    ИЭИ: интуитивно-этический интроверт

    (Лирик, «Есенин»)

    Лиричен, мечтателен, с чувством юмора. С любовью и пониманием относится к людям, чувствует их. Не умеет экономить, предпочитает отдыхать во время работы. Старательно заботиться о своем внешнем виде

    ИЛИ: интуитивно-логический интроверт

    (Критик,«Бальзак»)

    Эрудит, обладает философским складом ума. Принимает решение на основе тщательного анализа и взвешивания. Сторонится выражения бурных эмоций, любит уют и комфорт

    СЭИ: сенсорно-этический интроверт

    (Посредник, «Дюма»)

    Уживается и ладит с людьми. Уважает их личное пространство, при этом оберегая свое. Уходит от конфликтных ситуаций. Любит шутить, развлекать других. Помогает, стремится ощутить собственную нужность, значение в глазах окружения

    Акцентуация характеров по А. Личко

    Русский психиатр А. Личко дал свое определение психическим особенностям человека на основе акцентуации характеров - крайнего выражения нормы. Из наблюдений за подростками, ученый выделил психологические отличия по усилению одной или нескольких характеристик. В некоторых случаях они выглядели как психологические отклонения, но не выходили за пределы нормы.

    Типы характеров:

    Тип Характеристика
    Параноид

    Целеустремлен, двигается по задуманному плану, пренебрегая окружением и интересами близких. Достижение главной цели - основа жизни, ради которой готов отказаться от собственного благополучия. Склонен работать индивидуально, без потребности оглядываться на мнение коллектива. Способен на реализацию крупных проектов, решения сложных вопросов.

    Эпилептоид

    Аккуратен, бережлив. Надежный, исполнительный, пунктуальный. Энергичный, смелый, целеустремленный. Любит порядок в окружающем мире, вещах и людях. Настоящий преданный друг, но на прощение измены или предательства не готов. Нетерпим к ошибкам или недостаткам других, в будничной жизни подвержен проявление гнева по любому поводу

    Гипертим

    Энергичен, щедр, жизнерадостен. Убежденный оптимист, душа любой компании. Склонен к авантюризму. Одиночество и безделье - не для него. Быстро забывают обиды, доброжелательны и добры к окружению.

    Гипертимы идут на неоправданный риск благодаря поверхностному отношению к серьезным вещам. Проявляют фамильярность и легкомысленность. Неспособны на концентрацию, усидчивость, рутинную работу. Способность создавать видимость бурной деятельности на пустом месте помогает их карьерному росту. Легко начинают новые проекты, которые им интересны до тех пор, пока не обрастут обыденностью и рутиной

    Психастеноид

    Мнителен, неуверен в себе. Постоянно переживает за жизнь, близких, окружение. Собиратель всевозможных фобий. Ответственность и принятие решение не для него. Исполнителен, надежен и самокритичен

    Сенситив

    Домосед. Чувство долга, дисциплина и ответственность важны для него. Он спокоен, требователен к себе и окружающим, объективен. Внимателен, проявляет доброту, заботу о близких. Мирные отношения с людьми в приоритете

    Гипотим

    Всем недоволен. Раним, обидчив, мнителен. Ожидая постоянной угрозы от окружения, относится с опаской к людям. Замкнут. Привычка жаловаться, пережевывать истории с трудными жизненными обстоятельствами и претензии к людям создают сложности в общении. Остро нуждается в друзьях

    Конформный тип

    Зависит от мнения людей, предпочитая все среднестатистическое. Не идет на конфликты, всегда со всем согласен. Дружелюбен, исполнителен, легко заводит общение

    Неустойчивый тип

    Непостоянен, болтлив и любопытен, быстро теряет ко всему интерес. Живет сегодняшним днем, не думает о будущем

    Астеник

    Раздражен и недоволен. Пассивен, невнимателен. Находится в постоянном беспокойстве совершить ошибку, поэтому никогда не проявляет инициативу. Несмотря на это, дружелюбен, не помнит обид. Скромен и дисциплинирован

    Истероид

    Демонстрация собственных достоинств, желание быть в центр внимания - помощник для достижения желаемого любой ценой. Жаждет славы и признания. Обладает завышенной самооценкой.

    Игра на публику, интриги, лицемерие постоянно сопровождают его. Несмотря на это, он - успешный организатор. Инициативен, упорен, коммуникабелен. Реализует себя в творчестве

    Лабильный тип

    Подвержен резкой смене настроений. Искренний, отзывчивый, чуткий. Обладает развитой интуицией и чувствует настроение окружающих. Раздражителен и вспыльчив

    Циклоид

    Общительный и жизнерадостный. Понимая личные недостатки, не терпит критику со стороны. Перепады настроения портят отношения с людьми, но такова его природа

    Шизоид

    Замкнут, тяготеет к одиночеству, не беспокоится о мнении окружающих. Общение и новые знакомства для него - сложная задача. Полон внутренних противоречий и сомнений, остро нуждается хоты бы в одном близком друге

    Шизоид

    Из-за ошибочного мнения о шизоидном типе, как о психической патологии, состояние личности - не болезнь, но требует особого внимания. Особенности психики видны с раннего детства. Ребенок играет особняком, не спешит контактировать. Общие и командные игры неинтересны, предпочитает находиться в одиночестве или в обществе взрослых. Любить читать.

    В школьном возрасте ребенка не беспокоит мнение окружающих. Интересуется интеллектуальными играми, математикой, литературой или физикой. Чувства ребенка скрыты, их сложно понять, так как он не выражает эмоций. Дети не переносят нежности, ласк, с ранних лет оберегают личное пространство. Они бывают изгоями в подростковом возрасте, не вливаются в компании сверстников, не берут на себя роль лидера. Самооценка скачет от ощущения никчемности до мании величия.

    Взрослые люди шизоидного типа обладают сложившимся характером и темпераментом. Безразличные внешне, они полны внутренних противоречий. При любви к одиночеству нуждаются в близком человеке.

    Основные характеристики шизоида:

    • не стремятся к контактам;
    • предпочитают уединение;
    • безразличны к мнению окружающих;
    • нет хобби, увлечений;
    • полное отсутствие эмоций, внешнее спокойствие;
    • постоянное социальное напряжение.

    Архетипы личности

    Одним из методов оценки психических качеств стало определение архетипа.

    Архетип - основа, определяющая чувства, мысли, поведение и потребности человека. На основе этих знаний психотерапевт помогает избавиться от нежелательных комплексов и изменить ход его жизни. Архетипы Юнга - часть вселенского бессознательного, данная человеку от рождения генетическая память, формирующая его мировоззрение.

    6 архетипов Карла Юнга

    Самость - гармоничное взаимодействие сознательного и бессознательного в человеке как источник творческой энергии. Нормализуется баланс противоположных элементов психики. Юнг сформулировал прообраз самости как основное, всеобъемлющее качество, признак равновесия и сосуществования противоположностей. У многих людей качество не развито, о его существовании им неизвестно.


    Персона предпочитает носить маску, соответствовать ожиданиям окружения. Представитель коллективной психики. Выбранная роль помогает коммутировать с обществом, определяет выбор профессии, отношение к людям, вкусы. Может подавлять индивидуальность.

    Тень. Проявление бессознательного, которое вытеснено из-за социального неприятия. Мысли, воспоминания, чувства, не признаваемые человеком. Согласно теории Юнга, задача эго - реализация потенциала Тени для развития личности.

    Анимус. Мужская составляющая женской натуры, способность выразить личное мнение и отстоять его. Позитивно настроенный анимус - прозрение, мудрые взвешенные поступки. Негативный побуждает к безрассудству. Анимус стремится воздействовать на окружающий мир, выражается в категоричности и твердости суждений.

    Анима. Проявление женского начала в мужчине: чувственные порывы, эмоциональность, ветренность, любовь с первого взгляда, романтичность. Женственность направлена внутрь человека, на осознание чувств и самоощущение. Мужчины под влиянием анимуса - эмоционально неустойчивы, раздражительны, импульсивны.

    Описание психотипов дает возможность определить сильные и слабые стороны характера человека, избежать конфликтных ситуаций и непонимания. Это возможность понять окружение и мотивы их поведения, чтобы гармонично сосуществовать в семье и обществе.

Человеческая психика наименее склонна «разлагаться по полочкам». В ней, как на чердаке, всё разбросано в беспорядке. Тем не менее психологи не оставляют попыток провести на наших с вами “чердаках” опись имущества. Поэтому и придумывают различные типы личностей. То, что они напридумали конечно условно, но некоторую ориентировку всё же даёт. Её то я вам и хочу представить.
Карл Юнг разделил людей на два типа – экстраверты и интроверты. Экстраверт – означает живущий «наружной» жизнью (extra — вне чего-то). Такой человек, ветреный, не склонный к размышлениям, анализу, любящий общение и жизненные удовольствия.
Интроверт (intrо — внутри чего-то) — человек живущий “внутри себя», не нуждающийся в постоянной «подпитке» из внешнего мира, склонный к одиночеству, философствованию, коллекционированию, порядку.
На два типа делит людей не только Юнг, но и большинство из нас. Только критерии другие, более приземлённые: свой — чужой, друг – враг, умный – дурак, сукин сын – сын, но не сукин. А Веничка Ерофеев автор культового произведения «Москва — Петушки», подразделял людей на тех, кому бы он налил, и на тех, кому бы не налил. Каждый, несомненно, имеет собственную точку зрения на своё местонахождение в том или ином «лагере» и эта точка зрения, разумеется, абсолютно верна и сомнению не подлежит. Ведь мы люди вежливые, не правда ли? А вежливость – это умение скрыть насколько высоко мы ценим себя и насколько незначительными нам кажутся другие.

Создатель гомеопатии Самуил Ганеман разделил людей на три типа — «псора», «сикоз» и «сифилис». Это варианты реагирования по типу псориаза, гонореи и сифилиса. Весьма оригинальная психологическая классификация. Но я её привёл не в качестве анекдота (к Ганеману отношусь с уважением), а в качестве примера того, что существуют и такие, на первый взгляд странные подходы. Кому интересно узнать как «гонорея» реагирует на различные жизненные ситуации — поройтесь в гомеопатической литературе.

Варианты разделения людей на четыре типа . Здесь, несомненно, самая достойная — классификация Гиппократа, хотя, строго говоря это классификация не психологических типов, а темпераментов. Она во многом перекликается с классификацией И.П.Павлова, но поскольку Гиппократ опубликовал свой труд на пару тысячелетий раньше, копирайт, скорее всего, принадлежит ему.
Не буду подробно описывать разницу между холериком, сангвиником, флегматиком и меланхоликом, так как предполагаю, что она вам известна. В общем что-то вроде этого:

Из вариантов разделения людей на множество психологических типов наиболее интересной является классификация Карла Леонгарда. Леонгард вводит понятие «акцентуированная личность». Акцентуации — это психологические особенности, которые придают человеку его индивидуальные черты. По мнению немецкого психиатра население любой страны наполовину состоит из акцентуированных личностей, а вторая половина — стандартный тип людей. Но и «стандартный тип» обладает теми или иными индивидуальными чертами, только они неярко выражены.
Леонгард, так же, рассматривает всевозможные сочетания черт характера и темперамента. Упростим. Отбросим специфическую терминологию и переведём всё на понятный язык (да простят меня специалисты за столь вольную трактовку).

Демонстративный, истероидный тип — это «артист».

Ядро личности такого человека — показушничество. Демонстративным он называется потому, что любит себя демонстрировать, как бы преподносить публике.
Истероидность — психологическое понятие, которое ничего общего не имеет с истериками и битьём посуды на кухне. Истероиды (то есть «артисты» по жизни, не обязательно по профессии) предпочитают яркую, со вкусом подобранную одежду, им характерно манерное поведение, он (она) любит, когда на него (неё) окружающие обращают внимание. Это люди живые, интересные, яркие, болтливые, с хорошей фантазией, но лживые — им ничего не стоит выкрутиться из любой ситуации с помощью быстро придуманной небылицы. Характерно самовосхваление, жалость к себе. Всё у них преувеличено. В детстве они стараются быть в центре внимания взрослых и сверстников, для чего постоянно совершают различные нелепые поступки. Впрочем, любой ребёнок в той или иной степени истероид.
Таким людям свойственно безрассудство — они зачастую принимают необдуманные решения, за которые потом приходится расплачиваться. Иногда предпринимают демонстративные попытки самоубийства, никогда, разве что случайно, не заканчивающиеся настоящим суицидом.
«Артисты» видят себя не такими, какими являются в действительности, а теми, кем им бы хотелось себя видеть. На них нельзя положиться — пообещают и забудут. Они избегают трудностей, зачастую путём бегства в болезнь. «Истощение нервной системы», “слабое сердце” при нормальной кардиограмме, мигрень, фобии и другие психосоматические нарушения являются их неразлучными спутниками.

Педантичные личности

Здесь всё понятно. Педантичный человек любую работу выполняет скрупулёзно, не упуская ни одной мелочи, часто «утопает» в этих мелочах и поэтому никак не может завершить начатое. Он никогда не опаздывает. Дома — полный порядок, всё лежит на своей полочке, всё исправно, нигде ни пылинки. В папочке аккуратно сложены врачебные заключения, тридцатилетней давности кардиограммы, утренние и вечерние показатели артериального давления, записано ежедневное наличие или отсутствие стула. Если нужно принимать лекарства, соблюдаются не только часы приёма, но и минуты.
Свою машину я бы предпочёл ремонтировать у педанта (существуют ли такие автомеханики?). Педант-врач без конца посылает пациента на все нужные и ненужные анализы, в совершенстве знает и соблюдает все показания и противопоказания к назначению лекарств. Педант-бухгалтер (кстати только педант и может быть бухгалтером) понятно растолкует директору, как, следуя мыслимым и немыслимым инструкциям, придется довести предприятие до банкротства.
Быть педантом хорошо или плохо? Подобный критерий здесь не подходит. Идёт дождь — это хорошо или плохо?

Застревающие личности (в психиатрической терминологии параноидная или паранойяльная ориентация).

А вот это, скорее, плохо, чем хорошо (хотя на вкус и цвет товарища нет). В переводе на бытовой язык — злопамятные люди. На первый план у них выходит застревание обид, подозрений, совершённых по отношению к ним явных и мнимых несправедливостей. Если «не застревающий» человек обидевшись на кого-нибудь на следующий день «дуется», а через день забывает об обиде, то «застревающий» и на следующий день, и через неделю и через месяц при воспоминании о «несправедливости» внутренне реагирует с такой же силой, как и в начале, мысленно прокручивая различные планы «мщения», годами ведя судебные разбирательства.
Эти люди крайне подозрительны, уверены в том, что на работе «за их спиной» некая группа сотрудников плетёт против них интриги. Они обязательно ревнивы. Любое действие супруга трактуется ими как «доказательство неверности» – жена пришла с работы на полчаса позже – “наверное с этим лысым болтала”, кто-то по телефону «не туда попал» – “лысый, сволочь, проверяет дома ли я”.
А может быть «если не ревнует, значит не любит»? Может и так, но тогда «раз не бьет, значит не любит». На вкус и цвет, знаете, лысого нет.

Возбудимые личности
Не совсем удачный термин, но лучшего Леонгард не придумал.

Как правило, это достаточно примитивные люди атлетического телосложения и спортивно-бандитской наружности. Им чужда терпимость. В конфликтных ситуациях им даже в голову не приходит, что спор можно решить без кулаков. А в конфликты они вступают по самому пустячному поводу, иногда сознательно ищут себе жертву (по методу «дай закурить»). Профессионально эти люди находят себя или в охране, или среди тех, от кого нужно что-то охранять.

(гипоманьякальный, «быстрый» тип, холерик).

Он постоянно в движении. Мысли моментально сменяют друг друга, новые идеи появляются раньше, чем успевают забыться старые. Такие люди ложатся спать поздно, а просыпаются рано. Они берутся одновременно за сто дел, но так как всё быстро надоедает, редко что доводят до конца. Им постоянно нужно за чем-то бежать, куда-то ехать, кому-то помогать, звонить, обещать, помнить об обещании но не выполнять. Пропадают где-то сутками, мало едят, в их «активности» задействована масса народа — все их ищут и редко могут найти, вечные денежные долги, непредсказуемые сексуальные встречи (долго с одним человеком встречаться не могут — быстро надоедает). У таких людей не бывает: «Что нового? — Да так, всё по-старому». У них за неделю происходит столько событий, сколько у других не произойдёт и за год.
В общем, это люди интересные, к ним все «тянутся», они являются «душой компании», обладая прекрасным владением словом и чувством юмора.

Дистимик (в психиатрической терминологии субдепрессивная личность, а в бытовой – пессимист).

Если попытаться одной фразой выразить то, что говорит такой человек, она будет звучать: «Всё плохо». Если какое-то событие можно трактовать двояко, и с хорошей и с плохой стороны, пессимист обязательно найдёт в нём только негативную окраску. («Пошёл дождь значит будет хороший урожай? Нет, всё позаливает водой и ничего не вырастет»). Если что-то можно трактовать только как хорошо (дочка наконец-то поступила в университет), пессимист это опять же трактует только как плохо («чему её там научат — только пить и курить?»). Если у пессимиста отличная семья, то для него это может значить «я им всем мешаю, отнимаю у них столько времени, они на меня столько денег тратят»), если отличная работа, то «ну вот, по радио передали что шахтёры бастуют, значит школьных учителей, и меня в том числе, сократят, а деньги отдадут шахтёрам»). Пессимист находится в постоянном ощущении и ожидания несчастья и трактовка всего, что происходит, отталкивается от этого ожидания.
Это очень тяжёлые люди для окружающих, особенно для близких родственников, вынужденных терпеть чёрную энергию депрессии. Такого человека в чём-либо переубедить практически невозможно. В тяжёлых случаях попытка переубеждения трактуется как «подтверждение» того, что «я человек лишний» и до реального, а не демонстративного (как у истерика) суицида рукой подать.
Аффективно-лабильный темперамент

Это, так называемый, циклоид.

Для циклоидов характерно чередование «быстрой» психологической фазы (гипоманьякальной) и депрессивной («пессимистической»).
Для большинства из нас естественна смена хорошего и плохого настроения, депрессии и оптимизма, счастья и несчастья. Отличие циклоидов от всех остальных в том, что у них эти полюса во-первых, ярко выражены, а во-вторых, имеют чётко очерченные границы.

Экзальтированный тип

Близок к истероиду. Меньше артистизма, больше впечатлительности и эмоциональных крайностей. О таких говорят – “либо от счастья на седьмом небе, либо лютое горе”. Середины не бывает. Чрезвычайно наивны. Всё воспринимают с широченно открытыми глазами «Ой, это так необычно и интересно!!! Фантастика!!!». Верят в НЛО и “барабашек”, “тают” от комплиментов, воспринимая их “за чистую монету”. Всю жизнь остаются немного детьми.

Тревожные (боязливые) личности

В детстве людям этой ориентации свойственно всё время чего-то боятся — собак, учителей, старших детей, темноты, грозы. Сверстники быстро их распознают и превращают в объекты насмешек и издевательств.
У взрослых картина несколько иная — страх уходит на задний план, а на передний выступает нерешительность, неуверенность в себе, робость, покорность. Они не способны в споре отстоять свою позицию, не способны быть настойчивыми. У них развит «комплекс неполноценности». Тревожатся о других и о себе, озабочены своим здоровьем.
Среди таких людей наибольшее число ипохондриков – им кажется, будто они больны каким-то скрытым недугом, который никто не может определить.

Эмотивные личности

К какому психологическому типу относитесь вы? Вероятно, именно этот вопрос поставит перед собой психолог или психотерапевт, если вы придёте к нему на приём.
А что он будет делать дальше? Это зависит от его специализации. То, что я сейчас опишу, ни в коей мере не претендует на всестороннее и подробное изложение методов психотерапии. Цель — показать, что психотерапия не только «закройте глаза… вы чувствуете себя хорошо… откройте глаза… вы здоровы», а нечто более обширное и интересное.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: