АСЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Вопрос об АСАХ - не о германских богах (хотя... как сказать... :-)), а о лётчиках-истребителях высшего класса - времён Второй Мировой войны остаётся по-прежнему открытым. За последние двадцать-тридцать лет на эту тему понаписали столько заказной ерунды (как правило, "с ненашей стороны"!), что в ней утонул весь достаточно скучный и однообразный советский агитпроп этой темы, издававшийся в 1961-1985 годах. Отделять там "зёрна от плевел" - занятие заведомо бессмысленное, потому что оппоненты заткнут уши и будут с одной стороны упрямо твердить про "сафковнеумелилетатьсамолётыуёбищщалендлизрулйозз!", а с другой непрестанно бубнить про "фрицытрусыяпонцыфанатикиостальныевсекроминасвоеватьниумелиниразу!" Это слушать - скучно и стыдно. Стыдно перед людьми, которые воевали, знаете ли. Перед всеми. Посему в первой части этой своей статьи (а вторая часть, в общем-то, мне и не принадлежит) я прост одам сводную таблицу "лидирующих троек" по всем основным воюющим странам. Только с цифрами. Только с ПОДТВЕРЖДЁНЫМИ и ПРОВЕРЕННЫМИ цифрами. Итак...
Количество сбитых самолётов противника |
|
"Союзники" |
|
СССР |
|
А.Л.Покрышкин | |
И.Н.Кожедуб | |
Г.А. Речкалов | |
Британская Империя |
|
Великобритания |
|
Д.Э.Джонсон | |
В.Уэйл | |
Дж.Р.Д.Брэхэм | |
Австралия |
|
К.Р.Колдуэлл | |
А.П.Холдсмит | |
Джон Л.Уэдди | |
Канада |
|
Г.Ф.Бьюрлинг | |
Х.У.МакЛеод | |
В.К.Вудворт | |
Новая Зеландия |
|
Колин Ф. Грей | |
Е.Д.Макки | |
У.В.Кроуфорд-Кэмптон | |
Южная Африка |
|
Мармадьюк Томас Сент-Джон Паттл | |
А.Г.Мэллон | |
Альберт Г.Льюис | |
Бельгия |
|
Рудольф деХемрикур деГрюн | |
Вик Ортманс | |
Думонсо деБергандаль | |
Ричард Гир Бонг | |
Томас МакКуайри | |
Дэвид МакКэмпбелл | |
Франция |
|
Марсель Альбер | |
Жан Е.Ф. деМазе | |
Пьер Клостерман | |
Польша |
|
Станислав Скальский | |
Б.М.Гладыш | |
Витольд Урбанович | |
Греция |
|
Вассилиос Вассилиадес | |
Иоанис Келлас | |
Анастассиос Бардивилиас | |
Чехословакия |
|
К.М.Куттельвашер | |
Йозеф Франтишек | |
Норвегия |
|
Свейн Хеглунд | |
Хельнер Г.Е. Грюн-Спан | |
Дания |
|
Кай Биркстед | |
Китай |
|
Ли Квэй-Тань | |
Лю Тсуй-Кань | |
Ло Чи | |
"Ось" |
|
Германия |
|
Герхардт Баркхорн | |
Вальтер Новотны | |
Гюнтер Раль | |
Финляндия |
|
Эйно Илмари Юутилайнен | |
Ханс Хенрик Винд | |
Антеро Эйно Лууканен | |
Италия |
|
Терезио Витторио Мартинолли | |
Франко Луччини | |
Леонардо Феррули | |
Венгрия |
|
Дёжи Сентъюдёрджи | |
Дьёрь Деброди | |
Ласло Молнар | |
Румыния |
|
Константин Кантакузино | |
Александр Сербанеску | |
Ион Милу | |
Болгария |
|
Илиев Стоян Стоянов | |
Ангелов Петар Бочев | |
Ненов Иван Бонев | |
Хорватия |
|
Мато Дуковач | |
Цвитан Галич | |
Драгутин Иванич | |
Словакия |
|
Ян Режняк | |
Исидор Коварик | |
Ян Герцовер | |
Испания |
|
Гонсало Хевиа | |
Мариано Медина Квадра | |
Фернандо Санчес-Ариона | |
Япония |
|
Хиройоши Нишидзава | |
Шоики Сугита | |
Сабуро Сакаи |
Заключение:
Итак, исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что таран, как форма боя, была характерна не только для советских летчиков - тараны совершали пилоты почти всех стран, участвовавших в боях. ... надо признать, что японцы все же превзошли нас в сфере "чисто советской формы боя". Если оценивать только результативность "камикадзе" (действовавших с октября 1944 г), то ценою жизни более чем 5000 японских летчиков было потоплено около 50 и повреждено около 300 боевых кораблей противника, из которых 3 потопленных и 40 поврежденных были авианосцами с огромным к оличеством самолетов на борту. Что же подтолкнуло меня к выбору этой темы?
Война это время испытаний, где каждый проявляет свою
настоящую сущность. Кто-то предает и продает близких, свои идеалы и ценности
ради спасения своей жалкой жизни, которая по сути ничего не стоит.
Но существует и другая группа людей, которые спасению
свое жизни на «шкале» ценностей отводят, если не последнее, то и не первое
место. К этой группе людей относятся и боевые летчики.
Я не выделяю летчиков по принадлежности к
той или иной противоборствующей стороне. Я не делаю никаких выводов. Пусть каждый
прочитав предоставленный мною материал сделает выводы для себя сам. Я просто написал
про отважных людей, которые были, есть и будут в истории. И этих людей я
ставлю себе в пример.
Ас
(фр. as - туз; первый в своей области) - мастер воздушного боя. Впервые это
слово было применено в Первую мировую войну к военным лётчикам, в совершенстве
владеющим искусством пилотирования и воздушного боя и сбившими не менее 5
самолётов противника.
Во Второй мировой войне лучшим аcом СССР и союзников
является Иван Кожедуб, сбивший 62 самолёта. Среди аcов (экспертов) нацистской
Германии, воевавших на Восточном фронте, были такие, чей боевой счет исчислялся
сотнями. Абсолютный рекорд по количеству подтвержденных побед в истории авиации
- 352 самолёта противника - принадлежит лётчику люфтваффе Эриху Хартманну. Среди
асов других стран лидерство принадлежит финну Эйно Илмари Юутилайнену, на счету
которого 94 самолёта противника.
После окончания Второй мировой войны и появления реактивной авиации число сбитых
самолётов на одного лётчика упало, что было вызвано сравнительной ограниченностью
локальных конфликтов. Появление новых асов отмечено только в Корейской, Вьетнамской,
Ирано-иракской, арабо-израильских и индо-пакистанских войнах. Рекордное количество побед
на реактивном самолёте одержали советские лётчики Евгений Пепеляев и Николай Сутягин во
время Корейской войны - 23 и 21 самолёт противника соответственно. Третье место по числу
сбитых самолётов в истории реактивной авиации занимает полковник ВВС Израиля Гиора
Эпштейн - 17 самолётов, причём 9 из них - за двое суток.
Асы СССР
27 советских лётчиков-истребителей, удостоенных за боевые подвиги звания трижды и дважды Героя Советского Союза, одержали от 22 до 62 побед, в общей сложности они сбили 1044 вражеских самолета (плюс 184 в группе). По 16 и более побед имеют свыше 800 пилотов. Наши асы (3 % от всех летчиков) уничтожили 30 % самолетов противника.
Кожедуб, Иван Никитович
Рисунок 1 - Трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб Иван Никитович Кожедуб (8 июня 1920, село Ображиевка, Глуховского уезда
Черниговской губернии, Украинская ССР - 8 августа 1991, Москва) - советский
военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее
результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 личные победы).
Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985).
Иван Кожедуб родился на Украине в крестьянской семье. Первые шаги в авиации
сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. С 1940 - в рядах Красной Армии.
В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, в которой
начал службу в должности инструктора.
После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию.
В ноябре 1942 года Кожедуб был откоммандирован в 240-й истребительный
авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в
Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.
Рисунок 3 - Ла-7 И.Н.Кожедуба, 176-й ГвИАП, весна 1945
Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним
- его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитт-109, бронеспинка спасла
его от зажигательного снаряда, а при возвращении обстрелян советскими зенитчикам
и, в самолёт попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что ему удалось посадить
самолёт, полному востановлению он не подлежал, и Кожедубу пришлось летать на
"остатках" - имеющихся в эскадрилии свободных самолётах. Вскоре его хотели
забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него.
6 июля 1943 года на Курской дуге во время сорокового боевого вылета,
Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт - бомбардировщик Юнкерс 87.
Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109.
Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года
за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника
.
С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на
средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе
1944 года он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и
стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали "Золотая Звезда" Кожедуб
был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов
противника
.
Рисунок 4 - Ла-7 ранних серий
Рисунок 5 - Кабина пилота Ла-7
К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени - гвардии майор, летал на Ла-7,
совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника,
среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и
He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный
истребитель Me-262. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2
FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был
сбит. Третью медаль "Золотая Звезда" Кожедуб получил 18 августа 1945 года за
высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах
войны
. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции
200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.
Кроме А.И. Покрышкина и И.Н. Кожедуба трижды Героем СССР был С.М. Будённый. Больше звезд (четыре) имели Л.И. Брежнев и Г.К. Жуков.
В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P-51
"Мустанг" ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.
По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил
Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1956 - Военную академию
Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной
авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С
апреля 1951 по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед,
потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).
В 1964-1971 - заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971
служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года - в Группе генеральных
инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено
воинское звание Маршал авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-5
созывов, народным депутатом СССР.
Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Бронзовый бюст установлен на родине в селе Ображиевка. Его Ла-7 (бортовой № 27)
экспонируется в музее ВВС в Монино. Также именем Ивана Кожедуба назван парк в
городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику.
Покрышкин, Александр Иванович
Рисунок 7 - Трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации Александр Иванович Покрышкин Александр Иванович Покрышкин - советский лётчик-ас, второй по результативности
советский пилот-истребитель Великой Отечественной войны. Первый трижды Герой
Советского Союза. Маршал авиации (1972). Почётный гражданин Мариуполя и
Новосибирска.
Покрышкин родился в Новосибирске, сын фабричного рабочего. Вырос в бедности. Но в
отличие от своих сверстников больше интересовался учёбой, чем драками и мелкими
преступлениями. В юношеские годы имел кличку Инженер. Он увлёкся авиацией в 12 лет,
на местном авиашоу и мечта стать лётчиком никогда не покидала его после этого. В 1928
году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930, несмотря
на протесты отца он покинул дом и поступил в местное техническое училище, где
проучился 18 месяцев. Затем он добровольно ушёл в армию и был направлен в
авиационную школу. Его мечта казалось вот-вот осуществится. К несчастью профиль
училища был внезапно изменен и учиться пришлось на авиационных механиков. На
официальные запросы о переводе на лётное отделение приходил стандартный ответ
«Советская авиация нуждается в техниках». Выпустившись в 1933 году из Пермской
военно-технической школы, он быстро рос в должности. В декабре 1934, он стал старшим
авиационным механиком 74 пехотной дивизии. Он оставался в этой должности до ноября
1938 года. Во время этого периода стала выявляться его творческая натура: он предложил
ряд улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других вещей.
В конце концов, Покрышкин обхитрил начальство: во время отпуска зимой 1938 он
прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Это автоматически делало
его годным к поступлению в лётную школу. Даже не упаковав чемодан, он сел на поезд. Он
выпустился с высшими оценками в 1939, и в звании старшего лейтенанта был распределён
в 55 истребительный полк.
Он был в Молдавии в июне 1941, близко к границе, и его аэродром подвергся
бомбардировке 22 июня 1941, в первый день войны. Его первая воздушная схватка была
катастрофой. Он подбил советский самолёт. Это был Су-2, лёгкий бомбардировщик, его
пилот выжил, но стрелок был убит.
Он одержал свою первую победу над прославленным Bf-109 на следующий день, когда он
и его ведомый проводили разведку. 3 июля одержав ещё несколько побед, он был подбит
немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Во
время первых недель войны Покрышкин ясно увидел, как устарела советская военная
доктрина, и начал понемногу заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно
записывал все детали воздушных боёв в которых участвовал он и его друзья и делал
детальный анализ. Ему приходилось сражаться в крайне тяжёлых условиях постоянного
отступления. Позже он говорил «тот кто не воевал в 1941-1942, не знает настоящей войны».
Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётный патрон прошёл через его
сиденье с правой стороны, повредил его плечевой ремень, отрикошетил от левой стороны
и поцарапал его подбородок, покрыв его приборную доску кровью.
Рисунок 8 - Истребитель МиГ-3 А.И.Покрышкина, 55-й ИАП, лето 1941 г.
Зимой 1941, Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел несмотря на грязь и дождь после того
как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том чтобы
определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом
Шахты и затем был потерян советскими войсками. После того как он, несмотря на
кончавшееся топливо и ужасные погодные условия смог вернуться и доложить эту важную
информацию, он был награждён Орденом Ленина.
Поздней зимой 1942 его полк был отозван с фронта чтобы освоить новый новый тип
истребителя P-39 Аэрокобра. Во время тренировок, Покрышкин часто расходился во
мнениях с новым командиром полка, который не принимал критики Покрышкиным
советской военной авиадоктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкина в
полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам.
Однако высшая инстанция оправдала его. В 1943 Покрышкин воевал на Кубани против
прославленных немецких истребительных авиа соединений. Его новая тактика для
патрулирования воздушного пространства, и использование наземных радаров а также
продвинутая наземная система контроля принесла советским ВВС первую большую победу
над Люфтваффе.
В январе 1943 16 гвардейский авиаполк был послан на границу с Ираном, чтобы получить
новую технику и новых пилотов. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. В этот период
Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109 во время своего первого полёта на
Аэрокобре. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить 2 из 7 сбитых им самолёта.
Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943
, звание
майора ему было присвоено в июне.
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу сбить лидера. Как
он понял из опыта 1941-1942, подбить лидера значило деморализовать противника и часто
этим заставить его вернуться на свой аэродром. Вторую Звезду Героя Советского Союза
покрышкин получил 24 августа 1943
после расследования особистов.
Рисунок 9 - Миг-3 на полевом аэродроме
Рисунок 10 - Кабина пилота
Рисунок 11 - Установка пушек ШВАК на МиГ-3
В феврале 1944 Покрышкин получил повышение и предложение лёгкой бумажной работы
управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и
остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако он не летал так много как раньше.
Покрышкин стал знаменитым героем и стал очень важным орудием пропаганды, поэтому
ему не было разрешено много летать из-за страха его гибели в бою. Вместо полётов он
провёл много времени в бункере направляя бои своего полка по радио. В июне 1944,
Покрышкин получил звание полковника и стал командовать 9 Гвардейской Авиадивизией.
19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был
награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым
награждённым трижды званием Героя Советского Союза
. Ему было запрещено летать
вместе со всеми, но иногда разрешалось. Из 65 его официальных побед, только 6 были
одержаны в последние два года войны.
После войны его снова и снова обходили при повышении. Только после смерти Сталина он снова оказался в фаворе и был наконец произведён в генералы авиации. Однако он никогда не занимал высших постов в авиации. Самым высоким его постом был пост главы ДОСААФ. Покрышкин снова подвергся остракизму за свою честность и прямоту. Несмотря на сильное давление он отказался прославлять Брежнева и его роль в битве за Кубань. Покрышкин умер 13 ноября 1985 в возрасте 72 лет.
Асы Германии
В течение Второй мировой войны по немецким данным пилоты люфтваффе одержали около 70000 побед. Более 5000 немецких лётчиков стали асами, одержав пять и более побед. Более 8500 немецких лётчиков-истребителей погибло, 2700 пропали без вести или попали в плен. 9100 пилотов были ранены во время боевых вылетов.
Хартманн, Эрих Альфред
Рисунок 13 - Эрих Альфред «Буби» Хартманн Эрих Альфред «Буби» Хартманн (нем. Erich Alfred Hartmann; род. 19 апреля 1922 года; †
20 сентября 1993 года) - немецкий лётчик-ас, считается наиболее успешным пилотом-истребителем за всю историю авиации
. По немецким данным, в ходе Второй мировой войны он
совершил 1425 боевых вылетов, сбив 352 самолёта противника (из них 345 советских) в 825
воздушных боях. За это время его самолёт был сбит 14 раз, всегда по одним и тем же причинам
- из-за повреждений обломками сбитого самолёта, либо технических неисправностей, но он ни
разу не был сбит противником. Во время таких случаев Хартманну всегда удавалось выпрыгнуть
с парашютом. Друзья называли его «белокурым рыцарем Германии».
Будучи в довоенное время пилотом планера Хартманн вступил в ряды люфтваффе в 1940
году, а в 1942 году закончил курсы подготовки пилотов. Вскоре он был направлен в 52-ю
истребительную эскадру (нем. Jagdgeschwader 52) на восточный фронт, где он попал под
опеку опытных пилотов-истребителей люфтваффе. Под их руководством, Хартманн
развивал свои навыки и тактику, что в конце концов 25 августа 1944 года принесло ему
Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами (лишь
27 человек в Германских вооруженных силах имели подобное отличие), за 301-ю
подтверждённую воздушную победу
.
Рисунок 14 - Истребитель: Мессершмитт Bf 109
Рисунок 15 - Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми Листьями,
Мечами и Бриллиантами
До конца войны Хартманн совершил более 1400 вылетов, в
которых провел 825 воздушных боев. Сам Хартманн часто говорил, что для него дороже
всех побед тот факт, что за всю войну он не потерял ни одного ведомого.
Свою 352-ю и последнюю победу в воздухе Эрих Хартманн совершил 8 мая 1945 года. Он и
оставшиеся военнослужащие из JG 52 сдались американским войскам, но были переданы
Советской Армии. Обвинённый в военных преступлениях, приговорённый к 25 годам заключения
в лагерях строгого режима, Хартманн проведёт в них 10 с половиной лет, до 1955 года. В 1956
году он присоединился к перестроенным люфтваффе Западной Германии, и стал первым
командиром эскадры JG 71 «Рихтгоффен». В 1970 году он ушёл из армии, во многом из-за
неприятия им американского истребителя Lockheed F-104 Starfighter, которым тогда
укомплектовывались войска ФРГ, и постоянных конфликтов с вышестоящими начальниками.
Умер Эрих Хартманн в 1993 году.
Рудель, Ганс-Ульрих (штурмовая авиация Люфтваффе)
Рисунок 16 - Ганс-Ульрих Рудель Ганс-Ульрих Рудель (нем. Hans-Ulrich Rudel; 2 июля 1916 г. - 18 декабря 1982 г.) - самый
знаменитый и результативный пилот пикирующего бомбардировщика Ю-87 «Штука» в годы
Второй мировой войны. Единственный кавалер полного банта Рыцарского креста: с Золотыми
Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами (с 29 декабря 1944)
. Единственный иностранец,
награжденный высшей наградой Венгрии, Золотой медалью за доблесть. По количеству наград
Руделя превзошел только Герман Геринг. Активный нацист, никогда не критиковал Гитлера.
Ганс-Ульрих Рудель по праву считается самым известным боевым летчиком
второй мировой войны. За неполных четыре года, пилотируя, в основном, медленные
и уязвимые пикировщики Ju-87 "Штука", он совершил 2530 боевых вылетов, больше,
чем любой другой пилот в мире, уничтожил 519 советских танков (более пяти
танковых корпусов), более 1000 паровозов, автомобилей и других транспортных
средств, потопил линкор "Марат", крейсер, эсминец, 70 десантных судов, разбомбил
150 артиллерийских позиций, гаубичных, противотанковых и зенитных, разрушил
множество мостов и дотов, сбил 7 советских истребителей и 2 штурмовика Ил-2
,
сам был сбит зенитным огнем около тридцати раз (и ни разу истребителями), пять
раз был ранен, два из них тяжело, но продолжал совершать боевые вылеты после
ампутации правой ноги, спас шесть экипажей, которые совершили вынужденную
посадку на вражеской территории, и в конце войны стал единственным солдатом
немецкой армии, получившим самую высокую и специально для него учрежденную
награду своей страны за храбрость, "Золотые Дубовые Листья с Мечами и
Бриллиантами к Рыцарскому кресту Железного креста"
.
Рудель начал войну скромным лейтенантом, которого коллеги третировали за любовь
к молоку и долгое время не допускали к боевым вылетам как неспособного
научиться пилотировать самолет, а закончил ее в звании оберста, командиром
старейшей и самой известной авиационной части пикировщиков Ю-87
(Schlachtgeschwader) SG2 "Иммельман". Гитлер несколько раз запрещал ему летать,
считая, что его гибель будет тяжелейшим ударом для нации, фельдмаршал
Фердинанд Шернер называл его стоящим целой дивизии, а Сталин оценил его голову
в 100000 рублей, которые пообещал выплатить любому, кто сможет доставить Руделя,
живого или мертвого, в руки советского командования.
Рисунок 18 - Юнкерс-87 «Штука» (Junkers Ju-87 Stu rzka mpfflugzeug - пикирующий бомбардировщик)
После войны вышла книга военных мемуаров Руделя, "Trotzdem", более известная
под ее английским названием "Пилот "Штуки", с тех пор многократно переиздававшаяся
на многих языках мира общим тиражом более миллиона экземпляров. Тем не менее,
книга, единодушно признанная в свое время литературным событием и ставшая за
минувшие десятилетия военной мемуарной классикой, никогда не переводилась на
русский язык, несмотря на то, что Рудель совершил почти все свои боевые вылеты
на Восточном фронте (по другим данным книга все же издавалась на территории
России минимум два раза). Причины этого будут ясны читателю после просмотра
первых же глав. Со страниц книги перед нами встает портрет человека думающего,
хладнокровного, волевого, бесстрашного, с яркими командирскими качествами, хотя
и не чуждого эмоциям, уязвимого, подчас сомневающегося в себе, непрерывно
борющегося с нечеловеческим напряжением и усталостью. Вместе с тем, Рудель
остается убежденным фашистом. Это вам не какой-нибудь вчерашний студент,
обученный наскоро летать по сокращенной программе и брошенный в бой, а кадровый
офицер Люфтваффе, который стремиться нанести максимальный урон ненавистному
противнику любыми способами и любым находящимся в его распоряжении оружием,
смысл жизни которого в истребление врагов Германии, завоевание для нее
"жизненного пространства", успешные миссии, военная карьера, награды, уважение
подчиненных, благосклонное отношение Гитлера, Геринга, Гиммлера, обожание нации.
Рудель останется в истории второй мировой войны и гитлеровской Германии как
законченный продукт нацистской "индокринации", архетип фашистского боевого
офицера, до конца преданный Гитлеру и Третьему рейху, вплоть до самой своей
смерти считавший, что борьба Гитлера с "азиатскими коммунистическими ордами"
была единственно возможной и справедливой.
Рисунок 20 - «Штуки» - боевой вылет
В середине апреле 1946 года, после выписки из госпиталя в Баварии, где он
долечивался после ампутации, Рудель работал транспортным подрядчиком в
Кёсфельде, Вестфалия. На своем протезе, сделанным специально для него
знаменитым мастером Стрейде из Тироля, он принял участие в ряде лыжных
соревнований и вместе со своими друзьями и однополчанами Бауэром и Ниерманом
совершил горный поход в Южный Тироль. Позднее, лишившись работы и каких-либо
перспектив, с ярлыком "ярого милитариста и фашиста", он перебрался в Рим, а в
июле 1948 года v в Аргентину, где, вместе с рядом других известных ветеранов
Люфтваффе, генералами Вернером Баумбахом и Адольфом Галландом, пилотами-
испытателями Беренсом и Штейнкампом, бывшим конструктором фирмы Фокке-Вульф
Куртом Танком помогал создавать военную аргентинскую авиацию, работал
консультантом в авиастроительной промышленности.
Рудель, обосновавшись в окрестностях аргентинского города Кордоба, где находился
большой авиастроительный завод, активно занимался любимыми видами спорта в
плаванием, теннисом, метанием копья и диска, горными лыжами и скалолазанием в
горах Сьерра-Гранде. В свободное время он работал над своими мемуарами, впервые
опубликованными в Буэнос-Айресе в 1949 году. Несмотря на свой протез, принял
участие в южноамериканском чемпионате по горнолыжному спорту в Сан-Карлос де
Барилохе и занял четвертое место. В 1951 году Рудель совершил восхождение на
Аконкагуа в аргентинских Андах, самый высокий пик Американского материка и
достиг высоты 7000 метров, когда плохая погода вынудила его повернуть назад.
Находясь в Южной Америке, Рудель познакомился и близко подружился с президентом
Аргентины Хуаном Пероном и президентом Парагвая Альфредо Стресснером. Он
активно занимался общественной деятельностью среди уехавших из Европы нацистов
и иммигрантов немецкого происхождения, участвуя в работе Kameradenhilfe, как
полагали его противники, "НСДАП-подобной" организации, которая, тем не менее,
посылала продовольственные посылки немецким военнопленным и помогала их семьям.
В 1951 году Рудель опубликовал в Буэнос-Айресе два
политических памфлета - "Мы, фронтовые солдаты и наше мнение о перевооружении
Германии" и "Удар ножом в спину или Легенда". В первой книге Рудель, выступая
от имени всех фронтовых солдат, утверждает, что снова готов сражаться против
большевиков и за "жизненное пространство" на востоке, по-прежнему необходимое
для выживания немецкой нации. Во второй, посвященной последствиям покушения на
Гитлера в июне 1944 года, Рудель объясняет читателю, что ответственность за
поражение Германии в войне несет генералитет, не понявший стратегического
гения фюрера и, в особенности, офицеры-заговорщики, поскольку политический
кризис, вызванный их покушением, позволил союзникам закрепиться в Европе.
После окончания контракта с аргентинским правительством в начале 1950-х гг.
Рудель вернулся в Германию, где продолжил успешную карьеру консультанта и
бизнесмена. В 1953, в разгар первой стадии холодной войны, когда общественное
мнение стало терпимее относится к бывшим наци, он впервые опубликовал свой
"Trotzdem" на родине. Рудель также сделал попытку баллотироваться в бундестаг
от ультраконсервативной DRP, но потерпел поражение на выборах. Он принимал
активное участие в ежегодных собраниях ветеранов "Иммельман", в 1965 году
открывал мемориал погибшим летчикам SG2 в Бурге-Штауфенбурге. Несмотря на
инсульт, перенесенный в 1970 году, Рудель продолжал активно заниматься спортом,
способствовал организации первых чемпионатов Германии для спортсменов-инвалидов. Последние годы жизни он прожил в Куфштейне, Австрия, продолжая смущать
официальный Бонн своими крайне правыми политическими высказываниями.
Ганс-Ульрих Рудель скончался в декабре 1982 года от кровоизлияния в мозг в
Розенхайме, ФРГ, в возрасте 66 лет.
Асы Японии
Нисидзава, Хироёси
Рисунок 21 - Хироёси Нисидзава Хироёси Нисидзава (27 января 1920 - 26 октября 1944) - японский ас, лётчик
Императорской морской авиации во Вторую мировую войну.
Возможно, Нисидзава был лучшим японским асом за всю войну: к моменту своей
смерти им было одержано 87 воздушных побед. Эта статистика не очень точна,
так как в японской авиации было принято вести статистику эскадрильи, а не
персонально пилотов, а так же из-за чрезмерно жёстких требований при учёте.
Газеты писали после смерти про 150 побед, семье он сообщил про 147, в некоторых
источниках упоминаются 102, а предполагается даже и 202.
Славу Хироёси Нисидзава обрел уже после своей гибели, в немалой степени этому
способствовал его боевой товарищ Сабуро Сакаи. Оба этих летчика входили в число
лучших асов японской морской авиации. Нисидзава родился 27 января 1920 г. в
префектуре Нагано в семье успешного менеджера. В июне 1936 г. он поступил на службу в
военноморской флот, его решение стало следствием рекламной кампании, призывающей
молодых людей связать свою жизнь с императорскими ВМС. Мечта у Хироёси была одна -
стать летчиком. Он ее осуществил, закончив курс летной подготовки в марте 1939 г.
Перед началом войны на Тихом океане Нисидзава служил в авиагруппе Читозе, которая
базировалась на Маршалловых островах и имела на вооружении истребители тип 96 "Клод".
В феврале 1942 г. его перевели в 4ю авиагруппу. Свой первый самолет Нисидзава сбил 3
февраля 1942 г. над Рабаулом, летая на устаревшем "Клоде".
С прибытием в Рабаул авиагруппы Тайнань летчика включили в состав 2й эскадрильи.
Нисидзава попал в приятную кампанию Сабуро Сакаи. Сакаи, Нисидзава и Ота составили
знаменитое "Блестящее трио". Молодой пилот быстро стал искусным воздушным бойцом.
Первую победу в составе авиагруппы Тайнань он одержал первую победу 1 мая 1942 г.,
сбив над Порт Морсби американскую "Аэрокобру". На следующий день жертвами пушек
его истребителя стали два Р40. Оппонентами летчиков авиагруппы Тайнань в мае 1942 г.
выступали пилоты 35й и 36й эскадрилий ВВС США.
7 августа 1942 г. стало самым удачным днем в карьере Хироёси Нисидзавы. В ходе самого
первого своего столкновения с пилотами американских палубных истребителей японец
сбил шесть F4F из эскадрильи VF5. "Зеро" Нисидзавы тоже получил повреждения, но
летчик сумел вернуться на свой аэродром.
8 ноябре на базе остатков авиагруппы Тайнань была создана 251я авиагруппа.
14 мая 1943 г. 33 истребителя "Зеро" сопровождали 18 бомбардировщиков "Бетти",
летевших бомбить американские корабли в заливе Оро. На перехват поднялись все
самолеты 49й истребительной авиагруппы ВВС США три эскадрильи Р40. В завязавшейся
схватке Нисидзава сбил один "Вархаук" достоверно и два предположительно, затем он
одержал свою первую победу над двухмоторным "Лайтнингом". Всего японские летчики
записали на свой счет 15 сбитых в воздушном бою самолетов; на самом деле американцы
потеряли только одну машину истребитель Р38 "Лайтнинг" из 19й истребительной
эскадрильи ВВС США.
Рано или поздно Нисидзава должен был повстречать в воздухе лучший истребитель времен
войны на Тихом океане F4U "Корсар". Такая встреча произошла 7 июня 1943 г. над
Расселсом, когда 81 "Зеро" сцепились с сотней американских и новозеландских
истребителей. Четыре "Корсара" из эскадрильи VMF112 были в том бою сбиты, трем
летчикам удалось спастись. Нисидзава записал на свой счет один "Корсар" корпуса
морской пехоты США и один Р40 ВВС Новой Зеландии.
Остаток лета 1943 г. Нисидзава практически ежедневно летал на боевые задания в районе
Рендова и ВеллаЛавелла. Американские летчики из эскадрилий VMF121, VMF122, VMF123,
VMF124 и VMF221 упорно и безуспешно охотились за "дьяволом Тихого океана". За
успехи в боевой работе командующий 11м воздушным флотом адмирал Иничи Кусака в
торжественной обстановке вручил Хироёси Нисидзаве самурайский меч.
В сентябре 251ю авиагруппу стали готовить к выполнению ночных перехватов, а Нисидзаву
перевели в 253ю авиагруппу, которая базировалась на рабаульском аэродроме Тобира. В
новом подразделении ас провоевал всего месяц, после чего его в октябре отозвали на
инструкторскую работу в Японию. В ноябре Нисидзава получил звание уоррентофицера.
Ветеран тихоокеанских сражений воспринял новое назначение так, если бы его назначили
сиделкой в детские ясли. Нисидзава рвался на фронт. Его многочисленные просьбы
удовлетворили: летчик убыл на Филиппины в распоряжение штаба 201й авиагруппы. Японцы
готовились к отражению вторжения американских войск на Филиппины.
Датой первой успешной атаки камикадзе считается 25 октября 1944 г., когда лейтенант
Юкио Сики и четыре других пилота нанесли удар по американским авианосцам в заливе
Лейте. Определенную роль в успехе первой самоубийственной акции сыграл Нисидзава: он
во главе четверки истребителей сопровождал самолеты пилотов-камикадзе. Нисидзава сбил
два патрульных "Хэллкета", позволив Сики выйти в последнюю в жизни атаку. Нисидзава
сам просил командование позволить ему стать камикадзе. Опытнейший летчик-истребитель
слишком ценный кадр, чтобы использовать его в самоубийственном ударе. Нисидзаве в
просьбе было отказано.
26 октября Нисидзава вылетел на самолете 1021й военноморской транспортной авиагруппы
из Куби Айленд в Мабалакэт (район Кларк Филда), чтобы получить новый "Зеро". На
маршруте самолет пропал без вести, радист успел передать сигнал SOS. Об обстоятельствах
гибели машины долгое время ничего не было известно.
Обстоятельства гибели Нисидзавы прояснились только в 1982 г. Транспортный самолет был
перехвачен над северной конечностью острова Миндоро парой «Хэлкетов» из эскадрильи
VF14, которые его и сбили.
Хироёси Нисидзаве посмертно было присвоено звание лейтенанта. В соответствии с
официальными данными ВМС Японии Нисидзава за время службы в 201й авиагруппе лично
сбил 36 самолетов и два повредил. Незадолго до гибели летчик подал рапорт своему командиру
коммодору Харутоши Окамото, в котором указывалось количество побед, одержанных
Нисидзавой в воздушных боях - 86. В послевоенных исследованиях количество сбитых асом
самолетов выросло до 103 и даже 147.
Перечень ссылок
1. Википедия. Лётчик-ас. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лётчик-ас
2. Википедия. Кожедуб, Иван Никитович. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кожедуб,_Иван_Никитович
3. Википедия. Покрышкин, Александр Иванович. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Покрышкин,_Александр_Иванович
4. Википедия. Хартманн, Эрих Альфред. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://ru.wikipedia.org/wiki/Хартманн,_Эрих_Альфред
5. Википедия. Рудель, Ганс-Ульрих. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рудель,_Ганс-Ульрих
6. Википедия. Нисидзава, Хироёси. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://ru.wikipedia.org/wiki/Нисидзава,_Хироёси
7. Википедия. Список лётчиков-асов Второй мировой войны. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_лётчиков-асов_Второй_мировой_войны
8. Уголок неба. Рыцари неба. Летчики-асы Второй Мировой. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/skyknight.html
9. Уголок неба. МиГ-3. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://www.airwar.ru/enc/fww2/mig3.html
10. Википедия. Военно-воздушные силы Германии 1933-1945. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://ru.wikipedia.org/wiki/Люфтваффе
11. Википедия. Герой Советского Союза. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://ru.wikipedia.org/wiki/Герой_Советского_Союза
12. Википедия. Рыцарский крест Железного креста. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рыцарский_крест_Железного_креста
13. Сталинские соколы. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://www.hranitels.ru/
14. Докучаев А. Чьи летчики во Второй мировой войне были лучше? [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/ge/publ/03.dat
15. Синицын Е. Александр Покрышкин - гений воздушной войны. Психология героизма (фрагменты из книги). [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://www.s-genius.ru/vse_knigi/pokrishkin_universal.htm
16. Бакурский В. Сравнение истребителей второй мировой войны. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье:
На протяжении всей Великой Отечественной войны, за исключением разве что последних ее месяцев, пикирующий бомбардировщик люфтваффе Junkers Ju 87 был одним из основных противников советских летчиков-истребителей, особенно в периоды активных боевых действий. Поэтому в списках побед многих наших асов «лаптежники» (именно такую кличку получил у нас немецкий пикировщик за характерное неубирающееся шасси в массивных обтекателях) занимают видное место.
Совершивший из-за повреждений двигателя вынужденную посадку Ju 87B-2 из состава III./ St.G. 2, осень 1941 г.,
район станции Чудово, Ленинградская область (http://waralbum.ru
)
Поскольку побед над Ю-87 (так самолет обозначался в советских штабных документах) было зафиксировано очень много – на 3000 летчиков-асов приходится около 4000 заявок на уничтожение вражеских пикировщиков – наличие их в боевых счетах асов находится, фактически, в прямой зависимости от общего количества сбитых самолетов, и верхние строчки списка занимают самые известные советские асы.
Первое место среди охотников за «лаптежниками» делят самый результативный летчик-истребитель антигитлеровской коалиции, трижды Герой Советского Союза Кожедуб Иван Никитович и другой знаменитый ас – дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин. Оба этих летчика имеют на счету по 18 сбитых Ю-87. Кожедуб все свои «юнкерсы» сбил в составе 240-го ИАП (первая победа над Ю-87 – 06.07.1943, последняя – 01.06.1944), летая на истребителе Ла-5, Ворожейкин – в составе 728-го ИАП на Як-7Б (первый сбитый «лаптежник» – 14.07.1943, последний – 18.04.1944). Всего за войну Иван Кожедуб одержал 64 личные воздушные победы, а Арсений Ворожейкин – 45 лично и 1 в паре, причем у обоих выдающихся наших летчиков первыми в обширных списках сбитых ими самолетов значатся именно Ю-87.
Иван Никитович Кожедуб, лучший ас антигитлеровской коалиции, уничтожил больше всех Ю-87 – на е
го счету 18 немецких пикировщиков (http://waralbum.ru
)
Вторую строчку в условном рейтинге уничтожителей «штук» занимает еще один летчик 240-го ИАП, летавший на Ла-5 – дважды Герой Советского Союза Кирилл Алексеевич Евстигнеев, одержавший за время своей боевой карьеры 13 личных побед над Ю-87, также имеющий еще один сбитый в группе. Всего Евстигнеев сбил 52 самолета противника лично и 3 в группе.
Третье место в списке по личным победам делят летчики 205-й истребительной авиадивизии Герой Советского Союза Василий Павлович Михалев из 508-го ИАП (213-й Гв.ИАП) и дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев (27-й ИАП/129-й Гв.ИАП), имеющие на счету по 12 уничтоженных «лаптежников» (у Василия Михалева, кроме того, имеется в активе 7 пикировщиков, сбитых в группе). Первый начал боевую карьеру на Як-7Б, «завалив» на нем 4 Ю-87, а остальные сбил, находясь в кабине ленд-лизовского истребителя P-39 «Аэрокобра»; второй – 7 первых «штук» отправил на землю, пилотируя Як-1 (причем два «юнкерса» Гулаев сбил таранными ударами), остальные победы одержал на «Аэрокобре». Итоговый боевой счет Михалева составил 23+14, а Гулаева – 55+5 воздушных побед.
Четвертую позицию рейтинга с 11 личными победами над Ю-87 занимает «великолепная пятерка» летчиков-истребителей ВВС КА, которую возглавляет Герой Советского Союза Федор Федорович Архипенко, имеющий на счету также 6 «лаптежников», сбитых в группе. Свои победы над Ю-87 летчик одерживал в рядах двух авиаполков – 508-го ИАП и 129-го Гв.ИАП, сбив два бомбардировщика лично на Як-7Б, остальные – на «Аэрокобре». Всего за время войны Архипенко сбил 29 самолетов противника лично и 15 в группе. Далее в список пилотов, сбивших по 11 Ю-87, выглядит так: Литвиненко Трофим Афанасьевич (воевал в составе 191-го ИАП на P-40 «Киттихаук» и Ла-5, итоговый боевой счет – 18+0, Герой Советского Союза); Михалин Михаил Федорович (191-й ИАП, «Киттихаук», 14+2); Речкалов Григорий Андреевич (16-й Гв.ИАП, «Аэрокобра», 61+4, дважды Герой Советского Союза); Чепинога Павел Иосифович (27-й ИАП и 508-й ИАП, Як-1 и «Аэрокобра», 25+1, Герой Советского Союза).
По 10 лично сбитых Ю-87 имеют на счету еще пятеро летчиков: Артамонов Николай Семенович (297-й ИАП и 193-й ИАП (177-й Гв.ИАП), Ла-5, 28+9, Герой Советского Союза); Зюзин Петр Дмитриевич (29-й Гв.ИАП, Як-9, 16+0, Герой Советского Союза); Покрышкин Александр Иванович (16-й Гв.ИАП, Управление 9-й Гв.ИАД, «Аэрокобра», 46+6, трижды Герой Советского Союза); Рогожин Василий Александрович (236-й ИАП (112-й Гв.ИАП), Як-1, 23+0, Герой Советского Союза); Сачков Михаил Иванович (728-й ИАП, Як-7Б, 29+0, Герой Советского Союза).
Кроме того, по 9 пикирующих «юнкерсов» отправили на землю 9 летчиков-истребителей, по 8 сбитых Ю-87 имеют 8 человек, по 7 – 15 пилотов.
Асы люфтваффе считаются лучшими асами второй мировой войны.Лётчики люфтваффе бьют все рекорды по сбитым самлолётам противника.
Однако это очередной 1001-миф о вермахте и силе немецкого оружия....
Иозеф Геббельс в конце войны подвод итоги назвал военную авиацию--позором Германии
УЧЁТ
Учёт сбитых самолётов противника в люфтваффем не имел аналогов нигде в мире.
Во первых--сбитыми учитывались все самолёты противника,даже те кто с повреждениями долетели до своих аэродромов
Во вторых--кол-во сбитых самолётов сообщали лётчики которые якобы кого-то сбивали и это считалось победой.
В третьих--мтодика подсчета сбитых у фашистов была такова, что в сбитые на личный счет записывались и сбитые в группе, т.о. чем больше группа - тем больше "сбитых". И как выше отмечено, сбитые зачислялись по "обьявлению"...
Однако часто никто не мог потвердить сбил ли лётчик кого-то или нет....никаких док-в вообще не требовали
Из-за всего этого количество" побед" немецких асов росло как на дрожжах
ГЁРИНГ
Люфтваффе возглавлял Герман Гёринг.
Бравый ас немецких ВВС,а после прихода к власти нацистов президент Германии,стяжатель,наркоман,мародёр и просто вор
Статистику с подобнвым учётом Гёринг специально сделал такой чтобы рапортовать Гитлеру о головокружительных победах.
ПЕРВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Свой первый боевой опыт люфтваффе имело в Польше.
В первый же день 1 сентября воздушная война окнчилась...400 самолетов польских ВВС были разгромлены "на мирно спящих аэродромах"....
Во Франции люфтваффе столкнулось с сильным противником--союзной авиацией
Люфтваффе потеряло 2380 самолётов,из них 1200 безвозвратно.....
Союзная авиация в отличие от сухопутной армии показала себя хорошо и если бы не капитуляция кто знает чем бы кончилась воздуная война
Гитлер был обеспокоен большими потерями,но Гёринг убедил его что всё исправит....
ПЕРВЫЕ БОИ
Получить некоторое представление о завышенном числе побед на счетах немецких асов в первые недели войны, можно по боям на южном участке фронта, где по донесениям лётчиков было сбито 10 СБ-2 и пять ДБ-3, .из.котоых сразу 8 СБ были зачислены командиру одного из отрядов II/JG 77 обер-лейтенанту Вальтеру Хёкнеру .
При этом остальных пилотов сбивших эти самолёты просто обошли вниманием
Не упоминается, что в этом бою оборонительным огнём бортстрелков, были сбиты также два немецких истребителя, их пилоты пропали без вести, то есть фактически погибли.
Согласно советским документам, за день было потеряно 6 бомбардировщиков.
ЛОЖЬ ОТ АСОВ ЛЮФТВАФФЕ
Истребители JG 77 в отсутствии "громких" успехов, 26 июня заявили о 47 "сбитых" советских самолётах, из которых лишь не более 10 реально сбитых и повреждённых машин подтверждаются советскими документами.
По всей видимости, в отличие от других частей, где приписки на начальном этапе войны являлись следствием особенностями воздушного боя, командование и сами лётчики 77 эскадры намеренно завышали свои победы, чтобы не отстать от своих более успешных коллег на других участках фронта, и не вызвать гнев высокого начальства
Некоторые "победы" не поддаются объяснениям, например известнейший в будущем ас, унтер-офицер Киттель, имевший на тот момент два "сбитых" самолёта, заявил, что сбил пару Ил-2 и атаковал Як-1, которые вообще не принимали участие в налётах.
И если с некоторой натяжкой можно допустить, что Киттель спутал одномоторный Ил-2 с двухоторным СБ-2, то скаким типом самолётов, он спутал Як-1 и ЛаГГ-3 ?
Большие потери ДБ-3 и СБ-2 были вызванны именно отсутствием истребительного прикрытия. К моменту своей гибели на восточном фронте в 1945 году,
Киттель "собьёт" 267 советских самолётов...но на деле он сбил не более 100 машин противника
ТЕОДОР ВАЙСИНБЕРГ
Теодор Вайсенберг в марте 43 г объявил о уничтожении 33 советских машин, в сентябре уже 100(!)
сбитых (дубовые листья), в марте 44 г ещё 150(!) и к маю еще 25!!!
Он же имел много "серийных побед", так 10.03.43 -6 сбитых, 12.03.43 - 5, ну и так далее.
УМНОЖАЕМ НА ДВА
В документах о потерях сторон разница невероятная...
В середине войны в боях на Кубани авиация РККА в воздушных боях от огня наземного противника и по другим причинам потеряла 750 самолетов (из них 296 истребителей).
А немецкие асы в это время заполнили анкеты на сбитые ими на Кубани 2280(!) советских самолетов.
ВЕЛИКИЙ ХАРТМАНН
Хартманна очень любили...и подсчёт ему вели соответствующий....
Не могу не привести выдержку из книги американских исследователей Р. Толивера и Т. Констебля о Хартманне:
« Остальные пилоты эскадрильи потащили счастливого Белокурого Рыцаря в столовую. Пирушка шла полным ходом, когда ворвался техник Хартманна. Выражение его лица моментально погасило ликование собравшихся.
– Что случилось, Биммель? – спросил Эрих.
– Оружейник, герр лейтенант.
– Что-то не так?
– Нет, все в порядке. Просто вы сделали всего 120 выстрелов на 3 сбитых самолета. Мне кажется, вам нужно это знать.
Шепот восхищения пробежал среди пилотов, и шнапс снова полился рекой ».
Достойные внуки барона Мюнхгаузена
Не нужно быть большим специалистом по авиации, чтобы заподозрить неладное. В среднем на каждый сбитый « Ил-2 », а именно о победе над такими самолетами заявил в тот раз Хартманн, у него ушло порядка 40 снарядов....
Где-нибудь в условиях тренировочного воздушного боя, когда противник сам подставляется, очень сомнительно. А здесь все происходило в боевых условиях, на запредельных скоростях, да еще учитывая то обстоятельство, что те же фашисты называли наш « Илюшин » – « летающим танком ».
И для этого были основания – масса бронекорпуса в ходе доводки и изменений достигла 990 кг. Элементы бронекорпуса проверялись отстрелом. То есть броня ставилась не с бухты барахты, а строго в уязвимые места…
И как после этого выглядит гордое заявление, что в одном бою сбито сразу три « Илюшина » да еще 120 пулями
ОТКРОВЕННАЯ ЛОЖЬ ОТ ХАРТМАНА
24.08.1944 года (понимаете в каком состоянии на тот момент была ситуация в воздухе и кто кому диктовал условия) - Хартман слетал с утра на охоту и по возвращении доложил, что у него уже не 290, а 296 сбитых самолетов.
Что его ведомый видимо под присягой подтвердил, вернее расписался в специальной форме.
После чего пообедал и снова полетел. За этим полетом следили по радиопереговорам и наш "супергерой" не подвел наговорил по радио еще 5 побед во втором вылете, т.е. 11 сбитых за 2 вылета в 1944 -ом!.
Вернулся - ему цветы и т.д. и т.п.,
Однако есть такой факт - в журнале боевых действий JG-52 стоит, что 24.08.1944 года Хартман сбил один Р-39. Один!
Все!
13 САМОЛЁТОВ ЗА...17 МИНУТ
Нечто подобное и с другим немецким асом Эрихом Рудоферром.
Вот выдержка из другой книги – « Энциклопедию военного искусства. Военные летчики. Асы Второй мировой войны » :
«6 ноября 1943 года во время 17-минутного боя над озером Ладога Рудорффер объявил о подбитых им 13 советских машинах.
Это был, естественно, один из самых больших успехов в истребительной авиации и одновременно один из наиболее противоречивых боев… »
Почему именно 13 самолетов за 17 минут? Об этом нужно спросить у самого Эриха....
Правда, нашелся Фома неверующий, спросивший, а кто может подтвердить, этот факт?
На что Рудоффер, не моргнув глазом заявил:
« Откуда я знаю? Все тринадцать русских самолета упали на дно Ладоги ».
Как вы думаете, этот факт смутил составителей книги рекордов Гиннесса? Как бы не так! Имя Рудоффера занесено в эту книгу, как образец самой высокой боевой эффективности.
В АФРИКЕ
В августе 1942 г. в Северной Африке звено обер-лейтенанта Фогеля, командира четвертой группы 27-й истребительной эскадры, сбило за месяц 65 самолетов врага.
Вылетая на задание, немецкие пилоты развлекались следующим образом: расстреливая боезапас в песок, они возвращались на аэродром и докладывали об одержанных "победах".
Когда их, наконец, раскрыли, то всего лишь расформировали звено, оставив все победы в неприкосновенности.
Видимо, подобная практика была не новой, потому и не произвела на немцев серьезного впечатления.
КАК УЧИТЫВАЛИСЬ ПОБЕДЫ СОВЕТСКИХ АСОВ
В советских ВВС сбитые самолеты учитывались по двум категориям: сбитые лично и сбитые в группе.
Самолет противника считался сбитым в том случае, если доклад летчика о победе подтверждался свидетельствами других участников воздушного боя и подкреплялся информацией наземных наблюдателей.
В дальнейшем ходе войны эти сведения еще дополнительно контролировались фотоаппаратурой, установленной на самолетах, фиксировавшей попадания снарядов в самолет противника.
ЛУЧШИЕ АСЫ СОЮЗНИКОВ
Лучший английский ас – полковник Д.Джонсон – совершил за войну 515 боевых вылетов, но сбил всего 38 немецких самолетов.
Лучший французский ас – лейтенант (подполковник в английских ВВС) П. Клостерман – совершил за войну 432 боевых вылета и сбил всего 33 немецких самолета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Немецкие асы действительно были особенными во всех отношениях....
Прежде всего в невиданной по размерам лжи,трусости и подлости...
Они проиграли битву авиации союзниковч и авиации СССР.
Лучше что получалось у асов люфтваффе--бомбардировка мирных городов и убийство гражданского населения
Сравнивая количество одержанных побед немецкими и советскими летчиками, до сих пор не затухают споры о подлинности приведенных цифр их побед. Действительно счета немецких пилотов выше на порядок! И очевидно тому есть объяснения. Помимо больших налетов (а каждый вылет потенциально увеличивает шанс сбить вражеский самолет) немецких асов и большей вероятности найти самолет противника (ввиду его большего количества) успеху способствовала и тактика немецких экспертов. Вот например что писал в своей книге самый результативный летчик Второй Мировой Э.Хартман:
«... меня никогда не заботили проблемы воздушного боя. Я просто никогда не ввязывался в поединок с русскими. Моей тактикой была внезапность. Забраться повыше и, по возможности, зайти со стороны солнца... Девяносто процентов моих атак были внезапными, с целью застать противника врасплох. Если я добивался успеха, то быстро уходил, делал небольшую паузу и вновь оценивал обстановку.
Обнаружение противника зависело от наземных боевых действий и от возможностей визуального осмотра. С земли нам сообщали по радио координаты врага, которые мы наносили на свои карты. Поэтому мы могли вести поиск в нужном направлении и выбирать для своих атак наилучшую высоту. Я предпочитал эффективную атаку снизу, мак как на фоне белого облачного неба можно было обнаружить самолеты противника издалека. Когда пилот видит своего врага первым, то это уже половина победы.
Принятие решения было вторым этапом моей тактики. Когда противник перед тобой, необходимо решить, атаковать ли его сразу или же подождать более благоприятного момента. А можно было сменить позицию или вовсе отказаться от атаки. Главное — держать себя под контролем. Не нужно тотчас, забыв обо всем, бросаться в бой. Подожди, осмотрись, используй все выгоды своего положения. Например, если тебе приходится атаковать противника против солнца, а ты не набрал достаточной высоты, и, кроме того, вражеский самолет летит среди рваных облаков, держи его в поле зрения, а тем временем измени свою позицию относительно солнца, поднимись повыше над облаками или, если надо, спикируй, чтобы в ущерб высоте достичь преимущества в скорости.
Затем атакуй. Хорошо, если тебе попадется малоопытный или зазевавшийся пилот. Обычно это нетрудно определить. Сбив его - а это нужно сделать обязательно, — ты тем самым ослабишь моральный дух противника. Самое важное — уничтожить вражеский самолет. Маневрируй быстро и агрессивно, открывай огонь с близкой дистанции, чтобы стрельбой в упор обеспечить попадание наверняка и сберечь лишние боеприпасы. Я всегда советовал своим подчиненным: «Нажимайте на гашетку только тогда, когда ваш прицел заполнен вражеским самолетом!»
Отстрелявшись, немедленно уходи в сторону и выходи из боя. Попал или нет, думай теперь только о том, как унести ноги. Не забывай о том, что творится у тебя за спиной, осмотрись, а если все в порядке и позиция у тебя удобная, попробуй повторить это снова»
.
Кстати, подобную же тактику ведения боя использовал А.И. Покрышкин, его знаменитый «соколиный удар» и формула « высота-скорость-маневр - удар» по сути повторение тактики немецких асов и эффективность подобной тактики подтверждена его победами.
Вот что писал о своей тактике Иван Кожедуб уже после войны:
"Сбив самолет, особенно ведущего, деморализуешь вражескую группу, почти всегда обращаешь ее в бегство. Этого я и добивался, стараясь завладеть инициативой. Надо стараться атаковать врага молниеносно, захватить инициативу, умело использовать летно-тактические качества машины, действовать расчетливо, бить с короткой дистанции, и добиваться успеха с первой атаки, и всегда помнить, что в воздушном бою на счету каждая секунда ".
Как видим высокой результативности и немецкие и советские летчики асы добивались одними же и теми приемами. Несмотря на солидную разницу в количестве сбитых (не будем подвергать сомнению официальные данные сторон, если в них и есть какая то неточность, то очевидно примерно равная для обеих сторон) мастерство лучших советских асов ничуть не хуже мастерства немецких и по количеству сбитых на один боевой вылет отставание не такое большое. А по количеству сбитых на один воздушный бой иногда и выше, например, Хартман сбил свои 352 самолета в 825 воздушных боях, Иван Кожедуб же свои 62 уничтожил в 120 воздушных боях. То есть советский ас за всю войну встречался с воздушным противником в 6 с лишним раз реже, чем Хартман.
Стоит, однако, отметить гораздо более высокую боевую нагрузку немецких пилотов, ибо интенсивность их использования и количество боевых вылетов у них выше, чем у советских асов и иногда существенно. Например, начав воевать раньше Кожедуба на полгода раньше, Хартман имеет 1425 вылетов против 330 у Кожедуба. А ведь человек не самолет, он устает, выматывается и нуждается в отдыхе.
Десятка лучших немецких летчиков истребителей:
1. Эрих Хартман
- 352 сбитых самолета, из них 347 советских.
2. Герхард Баркхорн
- 301
3. Гюнтер Ралль
- 275
4. Отто Китель
- 267,
5. Вальтер Новотны
- 258
6. Вильгельм Бац
- 242
7. Х.Липферт
-203
8. Й.Брендель
- 189
9. Г.Шак
- 174
10. П.Дютманн
- 152
Если же продолжить этот список еще на десять, то на 20 -м месте будет А. Реш с количеством сбитых в 91 самолет, что еще раз показывает высокую эффективность немецкой истребительной авиации в целом.
Десятка лучших советских летчиков истребителей выглядит так:
1. И.Н. Кожедуб
- 62
2. А.И. Покрышкин
- 59
3. Г.А. Речкалов
- 56
4. Н.Д. Гулаев
- 53
5. К.А.Евстигнеев
- 53
6. А.В. Ворожейкин
- 52
7. Д.Б. Глинка
- 50
8. Н.М. Скоморохов
- 46
9. А.И. Колдунов
- 46
10. Н.Ф. Краснов
- 44
В целом, при подсчете соотношения боевых вылетов (не воздушных боев, а именно вылетов) на одну засчитанную воздушную победу у немецкого аса из первой десятки, приходится примерно 3,4 боевого вылета, у советского - 7,9, то есть примерно в 2 раза немецкий ас оказывался эффективнее по этому показателю. Но повторимся, что немецкому асу встретить советский самолет было гораздо проще, чем советскому найти немецкий, ввиду количественного превосходства советских ВВС причем с 1943г. многократно, а в 1945-м вообще на порядок.
Несколько слов о Э.Хартмане.
За войну он был «сбит» 14 раз. Слово «сбит» взято в кавычки потому, что все повреждения своего самолета он получал от обломков сбитых им самим советских самолетов. Хартман за всю войну не потерял ни одного ведомого.
Эрих Хартман родился 19 апреля 1922 года в Вейсзахе. Значительную часть детства он провел в Китае, где его отец работал врачом. Но Эрих пошел по стопам матери, Элизабет Махтхольф, которая была летчицей-спортсменкой. В 1936 году она организовала недалеко от Штутгарта клуб планеристов, где ее сын учился летать на планере. В 14 лет Эрих уже имел лицензию планериста, став довольно опытным пилотом, а к 16 годам он уже стал высококвалифицированным инструктором планерного спорта. По утверждению брата Альфреда, он вообще был прекрасным спортсменом и практически везде добивался хороших результатов. А среди сверстников это был прирожденный лидер, способный повести всех за собой.
15 октября 1940 года он был направлен в 10-й военно-учебный полк Люфтваффе, находившийся в Нойкурен, близ Кенигсберга, в Восточной Пруссии. Получив там первичную летную подготовку, Хартман продолжил обучение в летной школе в Берлин-Гатов. Основной курс летной подготовки он завершил в октябре 1941 года, а в начале 1942 года был направлен во 2-ю школу летчиков-истребителей, где прошел подготовку на Bf. 109.
Одним из его инструкторов был эксперт и бывший чемпион Германии по высшему пилотажу - Эрих Хогаген. Немецкий ас всячески поощрял у Хартмана желание подробнее изучить маневренные характеристики этого типа истребителя и обучил своего курсанта многим приемам и премудростям его пилотирования. В августе 1942 года, после длительного обучения искусству воздушного боя, Хартман попал в эскадрилью JG-52, воевавший на Кавказе. Вначале лейтенанту Хартману не повезло. Во время третьего боевого вылета он оказался в самой гуще воздушного боя, растерялся и сделал все не так, как надо: не сохранил свое место в строю, попал в зону обстрела ведущего (вместо того чтобы прикрывать его тыл), заблудился, потерял скорость и сел на подсолнечное поле, выведя из строя самолет. Оказавшись в 20 милях от аэродрома, Хартман добрался до него на попутном армейском грузовике. Он получил жесточайший нагоняй и был на три дня отстранен от полетов. Хартман поклялся больше не совершать таких ошибок. Получив разрешение продолжить полеты, он 5 ноября 1942 года сбил свой первый самолет (это был штурмовик Ил-2). Возбужденный такой победой Хартман не заметил, что сзади к нему подобрался истребитель ЛаГГ-3, и тут же был сбит сам. Он выпрыгнул с парашютом.
Вторую победу (истребитель МиГ) Эрих Хартман смог записать на свой боевой счет только 27 января 1943 года. Немецкие летчики-истребители говорили, что теми, кто медленно начинает, овладевает "новичковая лихорадка". Эрих Хартман излечился от своей "лихорадки" только в апреле 1943 года, когда в один день сбил несколько самолетов. Это стало началом. Хартмана прорвало. 7 июля 1943 года, во время битвы на Курской дуге, он сбил 7 советских самолетов. Приемы воздушного боя, которые применял Хартман, напоминали тактику Красного Барона. Он старался прежде чем открыть огонь как можно ближе подобраться к противнику. Хартман считал, что летчик-истребитель не должен бояться столкновения в воздухе. Сам он вспоминал, что нажимал на гашетку только тогда, "... когда вражеский самолет уже заслонял собой весь белый свет". Эта тактика была чрезвычайно опасной. Хартмана 6 раз прижимали к земле, и неоднократно его самолет получал сильные повреждения от разлетающихся обломков его жертв. Удивительно, что его самого ни разу даже не задело. Хартману едва удалось избежать гибели в августе 1943 года, когда его самолет был сбит над советской территорией и он попал в плен. Чтобы ослабить бдительность охранников, сообразительный летчик прикинулся тяжелораненым. Его бросили в кузов грузовика. Через несколько часов над машиной на бреющем полете пролетел немецкий пикирующий бомбардировщик Ju. 87. Шофер бросил грузовик в кювет, а сам вместе с двумя охранниками побежал в укрытие. Хартман тоже побежал, но в противоположную сторону. Он шел к линии фронта по ночам, а днем прятался в лесах, пока, наконец, не достиг немецких окопов, где его обстрелял какой-то нервный часовой. Пуля разорвала Хартману штанину, но самого его не задела. Тем временем слава Эриха Хартмана с каждым днем росла по обе стороны фронта. Геббельсовская пропаганда нарекла его "белокурым германским рыцарем". В начале 1944 года Хартман стал командиром 7-й эскадрильи JG-52. После 7./JG52 командовал штафеллями 9./JG52, а затем 4./JG52. Его боевой счет продолжал расти не по дням, а по часам. Только в августе 1944 года он сбил 78 советских самолетов, причем 19 из них за два дня (23 и 24 августа). После этого, в знак признания необыкновенного числа его побед, Гитлер собственноручно наградил Хартмана Рыцарским крестом с Дубовыми Листьями и Мечами к нему.
Затем Хартман получил отпуск и 10 сентября женился на Урсуле Пэтч, которая была его возлюбленной с тех пор, как ему исполнилось 17, а ей 15 лет. Потом он возвратился на Восточный фронт, где вермахт и Люфтваффе уже находились на грани поражения. Хартман получил внеочередное звание майора (ему было 22 года) и был назначен командиром I./JG52. Майор Хартман одержал последнюю, 352-ю победу 8 мая 1945 года в небе над Брюном в Германии. Завершив последний, 1425-й боевой вылет, он приказал сжечь уцелевшие самолеты и со своими подчиненными, сопровождаемый десятками беженцев, спасающихся от русских, направился в сторону американских позиций. Через два часа в чешском городе Писеке все они сдались солдатам 90-й пехотной дивизии армии США. Но 16 мая всю группу, включая женщин и детей, передали советским оккупационным властям. Когда русские обнаружили, что в их руки попал сам Эрих Хартман, они решили сломить его волю. Хартмана держали в одиночной камере в полной темноте и отказывали ему в возможности получать письма. Поэтому о смерти трехлетнего сына Петера Эриха, которого Хартман так никогда и не увидел, он узнал только через 2 года. Майор Хартман, несмотря на все усилия тюремщиков, так и не стал приверженцем коммунизма. Он отказался сотрудничать со своими мучителями, не выходил на строительные работы и провоцировал охранников, видимо, надеясь, что они его застрелят. Возможно, это покажется удивительным, но, пройдя через все испытания, Эрих Хартман проникся большой симпатией к русскому народу.
Наконец в 1955 году Хартмана освободили, и после 10 с половиной лет тюремного заключения он вернулся домой. Родители Эриха уже были мертвы, но верная Урсула все еще ждала его возвращения. С помощью жены истощенный экс-офицер Люфтваффе быстро поправился и начал заново строить свою жизнь. В 1958 году в семье Хартманов родилась дочка, которую назвали Урсула. В 1959 году Хартман вступил во вновь созданные ВВС ФРГ и получил под свою команду 71-й истребительный полк "Рихтгофен", дислоцированный на авиабазеАльхорн в Ольденбурге. В конце концов Эрих Хартман, дослужившись до оберстлейтенанта, ушел в отставку и доживал свой век в пригороде Штутгарта. Харман скончался в 1993.
Легендарный советский летчик, Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 г. в деревне Ображеевке Сумской области. В 1939 г. в аэроклубе осваивает У-2. В следующем году поступил в Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. Учится летать на самолетах УТ-2 и И-16. Как одного из лучших курсантов его оставляют на должности инструктора. В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны вместе с персоналом школы эвакуируется в Среднюю Азию. Там просится в действующую армию, но только в ноябре 1942 г. получает направление на фронт в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал участник войны в Испании майор Игнатий Солдатенко.
Первый боевой вылет совершает 26 марта 1943 г. на Ла-5. Он был неудачным. Во время атаки на пару Мессершмиттов Bf-109 его "Лавочкин" был поврежден, а затем обстрелян своей зенитной артиллерией. Кожедуб смог довести машину до аэродрома, но восстановить ее не удалось. Следующие вылеты совершал на старых самолетах и только месяцем позже получил новый Ла-5.
Курская дуга. 6 июля 1943 г. Именно тогда 23-летний пилот открывает свой боевой счет. В том поединке он, вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолетами, одерживает первую победу - сбивает бомбардировщик Ju87. На другой день он одерживает новую победу. 9 июля Иван Кожедуб уничтожает два истребителя Мессершмитт Bf-109. В августе 43-го молодой летчик становится командиром эскадрильи. К октябрю на его счету уже 146 боевых вылетов, 20 сбитых самолетов, он представляется к званию Героя Советского Союза (присвоено 4 февраля 1944 г.). В боях за Днепр летчики полка, в котором воюет Кожедуб, встретились с асами Геринга из эскадры "Мельдерс" и одолели. Увеличил свой счет и Иван Кожедуб.
В мае-июне 1944 г. он дерется на полученном Ла-5ФН за № 14 (подарок колхозника Ивана Конева). Сначала сбивает Ju-87. А затем на протяжении шести следующих дней уничтожает еще 7 машин противника, в том числе пять Fw-190. Летчик второй раз представляется к званию Героя Советского Союза (присвоено 19 августа 1944 г.)...
Однажды авиации 3-го Прибалтийского фронта доставила немало хлопот группа немецких летчиков во главе с асом, одержавшим 130 воздушных побед (из них 30 с его счета сняли за уничтожение в горячке трех своих истребителей), десятки побед имели и его сослуживцы. Для противодействия им на фронт с эскадрильей опытных пилотов прибыл Иван Кожедуб. Итог схватки - 12:2 в пользу советских асов.
В конце июня Кожедуб передает свой истребитель другому асу - Кириллу Евстигнееву и переходит в учебный полк. Однако в сентябре 1944 г. пилот направляется в Польшу, на левое крыло 1-го Белорусского фронта в 176-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный ордена Александра Невского истребительный авиаполк (заместителем его командира) и ведет бои уже способом "свободной охоты" - на новейшем советском истребителе Ла-7. На машине с № 27 он провоюет до конца войны, собьет еще 17 машин противника.
19 февраля 1945 г. Кожедуб уничтожает над Одером реактивный самолет Ме 262. Шестьдесят первый и шестьдесят второй самолеты противника (Fw 190) он сбивает над столицей Германии 17 апреля 1945 г. в воздушном бою, который как классический образец изучают в военных академиях и училищах. В августе 1945 г. ему в третий раз присваивается звание Героя Советского Союза. Войну Иван Кожедуб закончил в звании майора. В 1943-1945 гг. он выполнил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев. Советский летчик не проиграл ни одного поединка и является лучшим асом авиации союзников. Наиболее результативный советский летчик Иван Кожедуб за войну не был ни разу сбит или ранен, хотя ему и приходилось сажать поврежденный самолет.
|