Опрос — допрос — осмотр — обыск – сходство, различие и последствия. Опрос или допрос: от советов до секретов

Опрос полиции – это беседа, проводимая сотрудниками полиции с лицом, предположительно осведомленным о фактах и обстоятельствах, представляющих служебный интерес, в целях получения сведений, которые могут быть в дальнейшем использованы в интересах борьбы с преступностью.

Опрос полиции проводится до возбуждения уголовного дела (имеются исключения). Когда уголовное дело возбуждено проводится следственное действие — .

При обращении к нам (юристам сайта «сайт») за помощью выяснилось, что первоначальную информацию по данному вопросу читатель получает из сети «Интернет» и в целом она правильная. Но на данную тему даже на юридических форумах и блогах ведутся нешуточные дискуссии. При этом, как ни странно, каждый участник разговора в чем-то по-своему прав.

Причины разногласий – дискуссии про разные виды опросов, различные цели и основания вызова на опрос в полицию. При этом, опрос проводится многими подразделениями и службами полиции. Законодательно опрос регулируется разными федеральными законами.

Попытаемся максимально в понятной форме рассказать читателю о главных аспектах опроса сотрудниками полиции.

Ввиду обширности темы «опрос полиции», раскрытие её построено так, что каждая глава дополняет следующую, но в своем единстве они все взаимосвязаны, поэтому рекомендуем прочитать всю статью целиком.

Цели и основания для вызова для опроса в полицию

Согласно статьи 2 Федерального закона «О полиции» в целях борьбы с преступностью в полиции имеется ряд направлений. Для раскрытия темы выберем три актуальных:

  • предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений;
  • розыск лиц;
  • предупреждение и пресечение административных правонарушений, производство по делам об административных правонарушениях.

Преступление, а также вопросы розыска подозреваемых и обвиняемых регулируется законами: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД»). За совершение преступления предусмотрена ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации вплоть до пожизненного лишения свободы.

В свою очередь, правонарушения и наказания за них регулируются Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Наиболее распространенное вид наказания – штраф.

Имеются и другие ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующие вызов на опрос в полицию, например, при проведении мероприятий, направленных на организацию розыска без вести пропавших лиц.

Законодательное регулирование опроса в полиции при преступлении, розыске лиц, правонарушении разное, соответственно цель и основания для вызова на опрос лиц тоже будут разные.

Поэтому, если возникли основания для вызова на опрос в полицию в рамках уголовно-процессуального законодательства, значит проводится . Если в рамках административного законодательства – собирается или рассматривается материал об административных правонарушениях.

Но вызвать на опрос в полицию могут по любому основанию, даже в профилактических целях, что составляет, как указано выше, одно из направлений деятельности сотрудников полиции.

Лицо вправе узнать основания вызова на опрос в полицию, в том числе по контактному телефону, указанному в приглашении (о приглашении будет указано далее). Мы рекомендуем уточнять основания вызова, это необходимо, в том числе и для решения вопроса о явке в полицию, для выработки правовой позиции и т.п.

Сотрудники полиции, имеющие право провести опрос, либо вызвать на опрос в полицию

По нашему мнению, все сотрудники полиции имеют право провести опрос граждан, но в силу разграничения между ними специализаций не у каждой службы полиции это приоритетное направление деятельности.

Например, сотрудник тылового обеспечения организовывает закупку и выдачу сотрудникам полиции необходимых для службы предметов, на него не возложены задачи по непосредственной борьбе с преступностью. Однако, если его направят на охрану общественного порядка, он вправе при указанных выше обстоятельствах провести опрос.

Самые распространенные службы полиции, с которыми наиболее часто встречается гражданин, которые могут провести опрос:

  • участковый уполномоченный полиции (далее – участковый полиции);
  • оперуполномоченный полиции;
  • дознаватель (следователь).
Опрос участковым уполномоченным полиции

Участковый уполномоченный полиции в силу возложенных на него обязанностей борется с нарушениями на закрепленной за ним территории, которая рассчитывается исходя из обслуживающих домов и количества проживающих в них лиц.

В его обязанности входит очень много функций по борьбе и профилактике преступлений и административных правонарушений. Кроме этого, он выполняет большое количество задач, которые прямо не входят в его полномочия.

Участковый полиции может вызвать на опрос или прийти в жилище на опрос при семейных ссорах и конфликтах с соседями, соблюдении паспортного контроля и миграционного законодательства, лицензируемых требований и условий, отнесенных к компетенции полиции.

В то же время, участковый полиции собирает материалы доследственной проверки по преступлениям небольшой или средней тяжести, в связи с чем он может вызвать на опрос в полицию (чаще в опорный пункт полиции).

Опрос оперуполномоченным сотрудником полиции

Основная задача оперуполномоченных сотрудников полиции – выявление и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, в связи с чем они проводят опрос лиц.

Существуют разные виды преступлений, с которыми борются различные подразделения полиции (указаны в скобках):

  • экономические и коррупционные преступления (ГУЭПиПК МВД России);
  • общеуголовные преступления, розыск лиц (ГУУР МВД России);
  • компьютерные преступления (БСТМ МВД России)
  • иные.

Все вышеперечисленные сотрудники полиции имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия, к которым относится опрос лиц. Опрос может проводится гласно и негласно.

Опрос дознавателем и следователем

Участковые полиции или оперуполномоченные собирают материал доследственной проверки и передают его для дальнейшего рассмотрения дознавателю или следователю.

Дознаватель (следователь) в рамках УПК РФ имеет право проводить опрос лиц по имеющемуся материалу доследственной проверки, который собирается указанными сотрудниками полиции или они могут проводить проверку по заявлению о совершенном преступлении самостоятельно.

Таким образом, дознаватель и следователь наделены не только правом проводить , но и проводить .

Часто это обстоятельство, запутывает лиц, с какой целью вызвал следователь для допроса или для опроса. Далее более подробно расскажем про разграничения в этих понятиях.

Опрос как разновидность беседы. Место и время проведения опроса сотрудником полиции

Опрос – беседа между сотрудником полиции и лицом, представляющим оперативным интерес. Такая беседа с сотрудником полиции с лицом носит исключительно добровольный порядок со стороны опрашиваемого лица.

За отказ от опроса сотрудник полиции не может привлечь лицо ни к какой ответственности, не может принудить его к опросу (про исключение читайте ниже — в главе «последствия неявки на опрос в полицию»).

Поскольку опрос носит добровольный порядок отсюда вытекают другие права, связанные с беседой, например, открыть или нет входную дверь в квартире сотруднику полиции, давать или не давать пояснения, явиться или не явиться по вызову и другие.

В целях выполнения поставленных служебных задач опрос сотрудником полиции может проводится в любое время и в любом месте: на улице, в общественных местах; в жилом и нежилом помещениях, в том числе помещениях организаций; вызвать лицо в подразделение полиции; иных местах.

Например, при совершении преступления в ночное время суток на улице недалеко от круглосуточного магазина, прибывшая оперативно-следственная группа может опросить сотрудников магазина с целью установления свидетелей совершенного преступления.

Лицу при остановке на улице для опроса сотрудником полиции, особенно если он одет в гражданскую форму одежды, рекомендуем проверить служебное удостоверение, обратив внимание на ФИО, должность, срок действия удостоверения.

Вызов (приглашение) для опроса сотрудниками полиции

Право сотрудника полиции на вызов для опроса закреплено в пункте 3 части 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» по следующим обстоятельствам:

  • по расследуемым уголовным делам;
  • в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

Вызов в полицию для опроса лица оформляется приглашением в письменном виде.

Бланк приглашения законодательно не урегулирован, но на практике в приглашении указываются сведения, необходимые для явки лица к сотруднику полиции на опрос: на основании чего лицо вызывается, кто и по каким обстоятельствам вызывается, к кому и по какому адресу необходимо прибыть, дата и время явки на опрос.

Сотрудник полиции может вызвать на опрос лицо в профилактических целях, на негласный опрос, по каким-то другим основаниям, обусловленных борьбой с преступностью.

Поскольку существуют разные виды опроса, а также то, что материал доследственной проверки может передаваться из одной службы в другую, то вызвать на опрос лицо могут разные сотрудники полиции: участковый, оперуполномоченный, дознаватель, следователь.

Приглашение для явки на опрос может быть вручено (доставлено) любым из перечисленных способов, указанных в статье « ». Но повестка и приглашение на опрос – это два совершенно разных понятия.

Отличие повестки на допрос от приглашения на опрос

Повестка о вызове на допрос – документ, составление и направление которого регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ. – следственное действие, которое возможно проводить только после возбуждения уголовного дела и по правилам, установленным указанным кодексом.

Приглашение на опрос – документ, составление которого не регламентируется федеральными законами и распространяется на всех лиц, вызов которых необходим для выполнения задач сотрудников полиции. Опрос проводится до возбуждения уголовного дела, если рассматривается заявление о совершенном преступлении. Но может проводится в рамках другого законодательства, например, КоАП РФ.

Отличительной чертой опроса от допроса является добровольность опрашиваемого лица и за отказ от опроса с сотрудником полиции лицо не несет никакой ответственности (про исключение читайте ниже — в главе «последствия неявки на опрос в полицию»). Явка на допрос – обязанность вызываемого лица, последствие неявки на допрос – привод или штраф.

Поэтому слово «повестка» не может применятся к слову «опрос», это два разных понятия. Утверждение «повестка о вызове на опрос» юридически неправильное.

Как было указано выше, опрос и допрос могут проводить любые сотрудники полиции, а также следователь, что зачастую запутывает основания для вызова лица в полицию.

Также следует различать опросы, проводимые другими государственными органами, например, прокурором и налоговой инспекцией. Это разные виды опросов, регулируемых другим законодательством, но об этом в других статьях.

Как узнать кто и зачем вызывает для опроса в полицию

  1. Если в приглашении указано, что вызов осуществляется по заявлению Иванова И.И. (КУСП № _______) и имеется ссылка на уголовно-процессуальное законодательство, то рассматривается заявление о совершении преступления и собирается материал .

При этом, подпись в приглашении руководящего лица оперативного подразделения (выше написано каких именно) также будет свидетельствовать о рассмотрения материала, связанного с преступлением.

  1. Указание о вызове на опрос в полицию в связи с рассмотрением обстоятельств административного правонарушения и подпись ответственного лица, курирующего службу участковых полиции или других служб, отвечающих за рассмотрении «административных дел» (например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения), указывает о том, что собирается материал об административном правонарушении.

Если в таком приглашении имеется предупреждение о последствиях неявки лица – то рассматривается .

  1. Отсутствие каких-либо данных, позволяющих идентифицировать причину вызова на опрос в полицию, может свидетельствовать о вызове лица в иных целях, например, профилактических.

В тоже время, это не будет являться нарушением федерального закона, потому что форма приглашения о вызове на опрос в полицию ими не урегулирована.

Как проводится опрос в полиции

В случае явки лица на опрос в полицию опрос проводится путем беседы, которая на практике документируется составлением бланка объяснения.

Процесс опроса состоит из следующих частей:

  • выяснение необходимых данных о личности опрашиваемого;
  • разъяснение права, предусмотренного статьёй 51 Конституции Российской Федерации о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и других близких родственников;
  • получение показаний в виде свободного рассказа по известным обстоятельствам либо в виде вопросов-ответов или в смешанном варианте, с последующей их фиксацией в бланке объяснения;
  • по окончании опроса объяснение предъявляется опрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается сотрудником его получившим, о чем в объяснении делается соответствующая запись.

В практике мы столкнулись с тем, что при опросе оперуполномоченные пытаются применить различные хитрости и приемы, которые по своей юридической природе являются безобидными, но могут ввести в заблуждение неподготовленное к опросу лицо.

Например, в ходе опроса оперуполномоченный, поняв, что лицо дает пояснения, фактически свидетельствующие о его невиновности, пытаясь доказать обратное, начал воздействовать на опрашиваемое лицо путем разъяснения уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (это предусмотрено только в рамках допроса, а не опроса).

Данные нарушения в ходе опроса были пресечены, а оперуполномоченный предупрежден о возможности дальнейшего написания жалобы на его действия в случае их повторения.

Последствия неявки на опрос в полицию

При сборе материала об административном правонарушении, либо материала доследственной проверки о совершенном преступлении никакой ответственности за неявку в подразделение полиции, а равно как и при других рассмотренных вариантах, не предусмотрено.

Но сразу же предупредим, что наша позиция в данном вопросе, особенно если нечего скрывать и опасаться – явиться на опрос в полицию. Правильно данные пояснения в ходе беседы могут повлечь .

В тоже время, не явка при упорстве противодействующей стороны и отсутствия у сотрудников полиции доказательств невиновности лица, может привести к возбуждению уголовного дела с возможностью производства всех следственных действий. Это же правило распространяется в случае явки на опрос к сотруднику полиции, при отказе от дачи пояснений в силу статьи 51 Конституции Российской Федерации.

Кроме этого, в рамках сбора материала доследственной проверки в случае неявки лица недобросовестные сотрудники полиции могут пойти на нарушение прав вызываемых лиц, которые отказались от беседы. Например, административное доставление в подразделение полиции под вымышленным предлогом, обследование помещений компании с целью вынуждения дачи пояснений сотрудниками организации. В этом случае рекомендуем отказаться от беседы и немедленно обжаловать действия сотрудников полиции.

При рассмотрении дела об административном правонарушении последствия неявки могут привести к приводу, в случае, если участие лица признается обязательным при рассмотрении дела (пункт 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ). Но в этом случае должно рассматриваться и в приглашение о явке на опрос в полицию должно быть указано по какому основанию вызывается лицо, а также обязательное разъяснение последствия его неявки.

Вопросы, комментарии и отзывы просим оставлять в ниже приведенной форме, мы будем рады общению с Вами.

1. Собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

3. Защитник вправе собирать доказательства путем:

1) получения предметов, документов и иных сведений;

2) опроса лиц с их согласия;

3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Комментарий к Ст. 86 УПК РФ

1. В теории уголовного процесса принято выделять предшествующий собиранию доказательств этап процесса доказывания; его принято называть обнаружением или выявлением доказательств (источников доказательств).

2. Обнаружение доказательств заключается в их отыскании путем производства специальных следственных действий. К их числу относятся: осмотр места происшествия, обыск, освидетельствование, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию. Важную роль в обнаружении доказательств играют оперативно-розыскные мероприятия органов дознания. Оперативно-розыскная деятельность процессуальной не является, поэтому в содержание уголовно-процессуальных понятий доказывания и процесса доказывания она не включается. Она предшествует процессу доказывания, играет обеспечивающую и опережающую роль по отношению к уголовному процессу. Добываемая в результате оперативно-розыскной деятельности так называемая ориентирующая информация указывает, где находятся источники доказательств и как можно получить фактические данные процессуальным путем.

3. Собирание доказательств заключается в получении (извлечении) фактических данных, содержащихся в предусмотренных законом источниках. Дознаватель, следователь, прокурор и суд располагают следующими способами собирания доказательств: а) вызвать любое лицо для допроса или для дачи заключения в качестве эксперта; б) производить осмотры, обыски и другие следственные действия; в) требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан предоставления предметов и документов, способствующих установлению необходимых по делу фактических данных, и восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств; г) требовать производства ревизий и документальных проверок. И наконец, доказательства могут быть представлены подозреваемым, обвиняемым, защитником, обвинителем, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями и любыми гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями.

4. По поводу участия защитника в собирании доказательств см. критический комментарий к статье 53 УПК.

5. Под закреплением доказательств понимается их приобщение к уголовному делу в установленной уголовно-процессуальным законом форме. Доказательства, полученные в результате следственных действий, закрепляются путем составления протокола. Приобщение вещественных доказательств осуществляется по результатам их осмотра, что оформляется протоколом, а также специальным постановлением (определением). Согласно сложившейся практике протоколом оформляется и представление доказательств, истребованных органом расследования, прокурором или по своей инициативе лично представленных участниками процесса, а также гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями. Если же какие-то письменные материалы или материальные объекты поступили в орган расследования или прокурору почтой с сопроводительным письмом, составление протокола не требуется (исключение составляет протокол осмотра вещественных доказательств).

6. Установленный законом порядок закрепления доказательств (так же, как и порядок их собирания) призван гарантировать, во-первых, достоверность получаемых фактических данных, а во-вторых, возможность длительного хранения и использования доказательственной информации на последующих этапах производства по уголовному делу.

1. Собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

3. Защитник вправе собирать доказательства путем:
1) получения предметов, документов и иных сведений;
2) опроса лиц с их согласия;
3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Комментарий к статье 86 УПК РФ

1. Под собиранием доказательств большинством процессуалистов понимается поиск, обнаружение, получение (извлечение, истребование) могущих иметь отношение к уголовному делу сведений, а также закрепление их в предусмотренных ч.2 ст. 74 УПК источниках или же какая-либо часть указанных действий.

2. При собирании доказательств обнаружению подлежат сведения. Они закрепляются в источники доказательств. В совокупности все это составляет процесс собирания доказательств. Но в ходе такового осуществляется деятельность, направленная на обнаружение (получение) не доказательств, а соответствующих сведений, которые можно было бы облачить ("закрепить") в приемлемую для уголовно-процессуального доказывания форму. После осуществления такого закрепления и появляется доказательство.

________________
См., к примеру: Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв.ред. В.И.Радченко; науч.ред. В.Т.Томин, М.П.Поляков. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - С.274; и др.

3. К субъектам, которых законодатель наделил полномочиями, закрепленными в ч.1 к.с., относятся следователь, дознаватель, руководитель и член группы дознавателей, начальник подразделения дознания, орган дознания, руководитель (член) следственной группы, руководитель следственного органа, суд и судья. В перечне ч.1 к.с. указан и прокурор. Однако в настоящее время процессуальные действия, направленные на собирание доказательств, прокурор не осуществляет.

4. Собирание доказательств осуществляется путем "производства" следственных и иных процессуальных действий, гласит ч.1 к.с. "Производством" в данном случае именуется порядок осуществления действия и принятия промежуточных решений, которые в своей совокупности и составляют содержание конкретного следственного (судебного, иного процессуального) действия.

5. Причем под порядком производства следственного (судебного) действия подразумеваются не только общие требования к собиранию доказательств, но и конкретные - в отдельности к каждому действию (осмотру, выемке и т.п.). Следственное действие и его результаты будут незаконными и при несоблюдении требований о производстве его после возбуждения уголовного дела (исключение составляет осмотр места происшествия), неоформлении (неправильном оформлении) специального постановления (когда этого требует закон) или протокола следственного (судебного) действия. Подробное изучение правоприменителем порядка, оснований и условий производства всех и каждого из следственных (судебных) действий поможет избежать указанных ошибок.

6. Право производства следственных (судебных и иных процессуальных) действий, о которых идет речь в ч.1 к.с., предоставлено лишь следователям (дознавателям и др.). Такое право отсутствует у подозреваемых, обвиняемых, их защитников, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков и их представителей. Это прямо следует из структуры и содержания ст. 86 УПК.

7. Законодатель предоставил следователю (дознавателю и др.) право осуществлять не только следственные (судебные) действия, но и иные действия, направленные на собирание доказательств, однако не являющиеся следственными действиями. От следственных действий последние отличаются, прежде всего, тем, что порядок производства следственных действий урегулирован уголовно-процессуальным законом, а порядок применения любого иного, помимо следственного (судебного), действия способа собирания доказательств в законе не прописан.

8. Именно в связи с данным обстоятельством представляется не корректным именовать таковые "процессуальными" действиями. Действительно, ряд действий, направленных на собирание доказательств, указан в УПК. Между тем процессуальным действие становится не после того, как его наименование будет размещено в уголовно-процессуальном законе (или как записано в п.32 ст. 5 УПК - "предусмотрено" УПК), а лишь после того, как порядок его производства будет этим законом урегулирован. Если бы порядок производства такого действия был урегулирован УПК, оно сразу бы стало следственным действием. Именно поэтому нельзя согласиться с П.А.Лупинской, которая пишет, что порядок проведения иных процессуальных действий "указан в законе". Напрашивается вывод, что все те действия, которые в ч.1 к.с. законодатель назвал "иными процессуальными действиями", не являются процессуальными.

________________
См.: Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв.ред. П.А.Лупинская. - М.: Юристъ, 2003. - С.252.

9. Уголовно-процессуальным законом урегулирована процедура производства следственных (судебных) действий. Все это процессуальные действия. Лишь эти процессуальные действия обладают познавательной направленностью. Но не они в ч.1 ст. 86 УПК именуются "иными процессуальными действиями". "Иные процессуальные действия" - это другие помимо следственных (судебных) действий способы собирания доказательств. Таковые также имеются. Но все они не процессуальные.

10. Их можно разделить на две группы. Первая группа - действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Именно на них обращает внимание законодатель в ч.1 к.с. Вторая группа - способы (действия), не предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

11. К предусмотренным УПК, используемым следователями (дознавателями и др.) средствам собирания доказательств некоторые ученые причисляют лишь "истребование документов, а также их приобщение к делу". Однако это не полный перечень. Более полный перечень не являющихся следственными (судебными) действиями, но предусмотренных УПК и имеющих познавательную направленность действий, выглядит следующим образом:
________________
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: ТК "Велби". - С.148.

Проверка сообщения о преступлении (ч.1 ст. 144 УПК);
- получение объяснений (ч.1 ст. 144 УПК);
- истребование документов и предметов (ч.1 ст. 144, ст. 286 УПК);
- требование о производстве документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлечении к участию в этих действиях специалистов (ч.1 ст. 144 УПК);
- требование о передаче документов и (или) материалов (ч.2 ст. 144 УПК);
- составление протокола устного заявления о преступлении (ст. 141 УПК);
- составление протокола явки с повинной (ст. 142 УПК);
- истребование документов (ст. 286 УПК);
- приобщение объектов, обладающих признаками иных документов, к уголовному делу (ч.3 ст. 84, ч.2 ст. 86, ч.3 ст. 235, ч.2 ст. 279, ст. 286 УПК);
- вовлечение объектов, обладающих признаками вещественных доказательств, в уголовный процесс (ч.2 ст. 86 УПК) и др.

12. Предусмотренные УПК непроцессуальные способы собирания доказательств занимают промежуточное место между следственными действиями и иными непроцессуальными (даже не упоминаемыми в УПК) способами собирания сведений, имеющих отношение к уголовному делу. В отличие от следственных действий, применительно к рассматриваемой разновидности способов собирания доказательств, законодатель урегулировал лишь порядок вовлечения (но не поиска и обнаружения) в уголовный процесс обладающей свойством относимости информации. Таким образом, законодатель предусмотрел упрощенный путь вовлечения в уголовный процесс выявленных вне уголовного процесса, но имеющих отношение к делу сведений. Наличие в деле запроса, письменного требования и иных документов, фиксирующих факт проверки сообщения о преступлении, а также протокола представления со ссылкой на соответствующие статьи УПК, допустим, того или иного документа устраняет необходимость проведения дополнительно следственного действия в целях его изъятия и приобщения к уголовному делу (материалу проверки).

13. Помимо вышеназванных существуют способы собирания имеющих отношение к делу сведений, о которых не упоминается в уголовно-процессуальном законе. Последние, как правило, урегулированы источниками других отраслей права или же вообще не правовые. Для вовлечения в уголовный процесс полученных в результате применения таких средств (собирания сведений) предметов и (или) документов необходимо оформить уголовно-процессуальный акт, закрепляющий данный факт "вовлечения". Обычно это протокол выемки, обыска, осмотра (с изъятием) и т.п. Однако нельзя признать нарушением закона приобщение к уголовному делу (материалу проверки) указанных предметов и (или) документов и в ходе предусмотренной ч.1 ст. 144 УПК проверки сообщения о преступлении, а также путем применения иных неурегулированных, но предусмотренных УПК средств собирания доказательств.

14. К способам собирания сведений, не упомянутым в уголовно-процессуальном законе, относятся:
а) гласные оперативно-розыскные мероприятия;
б) гласные розыскные действия, в том числе сбор частным детективом сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса (устный опрос граждан и (или) должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и (или) документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и (или) других объектов, наблюдение для получения необходимой информации) (п.7 ч.2 ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации");
________________
См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1992. - N 17. - Ст.888.

в) судебно-медицинское освидетельствование;
г) освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, по поводу наличия в организме алкоголя или наркотических средств (п.14 ч.1 ст. 13 Федерального закона "О полиции");
д) исследование следов и (или) иных объектов;
е) административное изъятие вещей и документов (ст. 27.1, 27.10 КоАП);
ж) досмотр (ст. 27.1, 27.7, 27.9 КоАП);
з) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и (или) документов (ст. 27.1, 27.8 КоАП);
и) акт добровольной сдачи наркотического средства, психотропного вещества, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222, 223, 228 УК).

15. Приведенный круг непроцессуальных способов собирания сведений лишь примерный. Дать исчерпывающий перечень не представляется возможным из-за многообразия вариантов и видов рассматриваемых действий.

16. Переходим к анализу содержания ч.2 к.с. Приведенный здесь перечень субъектов, имеющих право собирать доказательства, не исчерпывающий. Помимо указанных здесь лиц представлять документы (предметы) для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств вправе также частный обвинитель (ч.2 ст. 43 УПК) и законный представитель (п.6 ч.2 ст. 426, п.3 ч.2 ст. 437 УПК).

________________
В дальнейшем для краткости, если иное специально не оговорено, все субъекты, на которых распространяется закрепленное в ч.2 ст. 86 УПК, право будут именоваться "подозреваемый (потерпевший и др.)".

17. Право собирать и (или) представлять имеющие отношение к уголовному делу предметы (документы) у подозреваемого (потерпевшего и др.) присутствует на протяжении всего уголовного процесса. Но это не обязанность. Такой обязанности нет даже у таких участников уголовного процесса со стороны обвинения, как потерпевший (гражданский истец) и его представитель.

18. Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и (или) их представители наделены правом собирать и (или) представлять имеющие отношение к уголовному делу письменные документы и (или) предметы, но не доказательства.

19. Поэтому даже в случае признания им необходимости собирания и (или) представления документа (предмета) для приобщения его к уголовному делу в качестве доказательства окончательное решение о производстве любого из данных видов деятельности принимает он сам. И законодатель подозреваемому (потерпевшему и др.) даже в такой ситуации позволяет собрать предметы (документы), но не представлять их следователю (дознавателю и др.), а также, имея возможность собирания предметов (документов), отказаться от осуществления этого вида деятельности.

20. Закон не содержит перечня и соответственно правил производства подозреваемым (потерпевшим и др.) действий, направленных на собирание, так же как и на представление письменных документов и (или) предметов для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Поэтому, если при собирании подозреваемым (потерпевшим и др.) документов (предметов) для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств не были нарушены установленные законодательством запреты, этот вид деятельности нельзя признать осуществленным с нарушением требований УПК. После этого полученный подозреваемым (потерпевшим и др.) имеющий отношение письменный документ и (или) предмет должен быть вовлечен в уголовное судопроизводство в порядке, предусмотренном УПК. Вовлечение такого документа (предмета) может быть осуществлено, по крайней мере, тремя путями:
- в порядке предполагаемого ч.2 ст. 86 УПК получения документа (предмета), представленного для приобщения его к уголовному делу в качестве доказательства;
- в процессе производства следственного (судебного) действия;
- путем осуществления предусмотренных УПК непроцессуальных способов собирания доказательств (ч.1 ст. 86 УПК).

21. Представление документов (предметов) для приобщения к уголовному делу в качестве доказательства может осуществляться в любых не запрещенных законом формах. Это может быть как передача, так и вручение, пересылка вышеуказанных предметов (документов) следователю (дознавателю и др.). Законодатель не определил, оформляется ли документ, закрепляющий факт получения представленного предмета (документа). Соответственно, если таковой не был составлен, нельзя признать представление осуществленным с нарушением требований УПК. Между тем нами рекомендуется все же составлять процессуальный документ по правилам, аналогичным порядку протоколирования следственного действия, где и фиксировать факт, ход и результаты получения представленного подозреваемым (потерпевшим и др.)предмета (документа).

22. Наличие у подозреваемого (потерпевшего и др.) права представлять предметы и (или) документы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательства предполагает возложение на следователя (дознавателя и др.) обязанности получать таковые именно для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Если же у следователя (дознавателя и др.) имеется обязанность получать объект для приобщения его к уголовному делу в качестве доказательства, то последовательно заявить, что на него возложена также обязанность осуществить указанную деятельность (приобщить представленный объект к уголовному делу в качестве доказательства).

23. Приобщение таковых к уголовному делу осуществляется по-разному, в зависимости оттого, признаками какой разновидности доказательств представленная вещь обладает. Объекты, обладающие признаками иного документа, приобщаются к уголовному делу в один этап, а вещественного доказательства - в два. Причем первый этап приобщения к уголовному делу предметов (документов) с признаками вещественного доказательства аналогичен порядку приобщения объектов с признаками иных документов.

24. Сначала производится деятельность по вовлечению в уголовный процесс предмета и (или) документа, отразившего на себе сведения, имеющие отношение к уголовному делу. Она может осуществляться, по крайней мере, путем получения данного объекта, представленного в порядке ч.2 ст. 86 УПК, производства следственных действий (выемки, обыска, осмотра и т.п.) и (или) иных указанных в УПК средств собирания доказательств.

25. Если носитель имеющих отношение к уголовному делу сведений обладал признаками иного документа, то сам процесс вовлечения является приобщением его к уголовному делу. После этого в уголовном деле появляется доказательство - иной документ. Когда же предмету (документу) были присущи характеристики вещественного доказательства, после вовлечения в уголовный процесс он еще не считается полностью приобщенным к уголовному делу. Для того чтобы он стал вещественным доказательством, должен пройти второй этап приобщения его к уголовному делу. Названный второй этап состоит из двух элементов:
- осмотра и по возможности фотографирования данного носителя доказательственной информации;
- вынесения особого постановления о признании его вещественным доказательством и приобщении к уголовному делу. В данном постановлении решается вопрос об оставлении вещественного доказательства при уголовном деле или о сдаче его на хранение владельцу либо иным лицам или организациям.

26. Только после процессуального оформления вышеуказанного протокола следственного действия и постановления конкретный объект, к примеру, нож или паспорт, будет считаться приобщенным к уголовному делу в качестве вещественного доказательства.

27. Так как на момент начала указанного "второго этапа" доказательство в уголовном деле уже имеется, рассматриваемый период последовательно вычленять как самостоятельный элемент процесса доказывания. Нами рекомендуется анализируемую часть доказывания именовать закреплением доказательств. Аналогичные предложения исходили и от других процессуалистов. Между тем мы вынуждены признать, что многие процессуалисты действия, составляющие данный этап доказывания, полностью относят к содержанию элемента содержания процесса доказывания, именуемого собиранием доказательств.

________________
См.: Рыжаков А.П. Курс уголовного процесса (структурно-логические схемы): Учеб. пособие.- М.: Юрид. фирма "Контракт", Инфра-М, 2001. - С.150; и др. В последующих учебниках (кратких курсах уголовного процесса) я не указывал на наличие такого элемента (закрепления доказательств) процесса доказывания (см., к примеру: Рыжаков А.П. Уголовный процесс: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. - М.: Норма, 2004. - С.223-233). Делалось мной это умышленно. На мой взгляд, та учебная литература, где я касался вопроса содержания процесса доказывания, имела цель изложить наиболее часто встречающийся подход к данному процессуальному институту. Что я и старался сделать. Замалчивание вопроса наличия самостоятельного элемента процесса доказывания, коим является закрепление доказательств, имело целью ограждение студентов от возможных дополнительных и притом сложных вопросов преподавателей.

См., к примеру: Безлепкин Б.Т. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу… - С.121; и др.

К такому выводу приходишь из анализа следующих работ. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: ТК "Велби". - С.148; и др.

28. Анализ содержания ч.3 к.с. позволяет сделать следующие выводы. Реально защитник может собирать только иные документы. Вовлечение же предметов (документов) с признаками вещественных доказательств в уголовно-процессуальное доказывание предполагает их обязательный последующий осмотр, а также вынесение следователем (дознавателем и др.) постановления о признании таковых вещественными доказательствами и приобщении к уголовному делу. А эти действия защитник делать не вправе. Это полномочие следователя (дознавателя и др.). Иначе говоря, ч.3 к.с. предоставляет защитнику право как собирать доказательства, так и собирать и (или) представлять документы и (или) предметы для приобщения к уголовному делу в качестве доказательств.

________________
В дальнейшем для краткости, если иное специально не оговорено, два названных вида деятельности будем здесь именовать собиранием доказательств.

29. Рекомендуется оформлять получение имеющих отношение к уголовному делу объектов, о котором идет речь в п.1 ч.3 к.с., письменным документом, по форме аналогичным протоколу выемки. Эта же рекомендация распространима на документы, в которых могли бы фиксироваться факты применения защитником предоставленных ему п.п.2 и 3 ч.3 к.с. полномочий. В составляемом документе после отражения пояснений опрашиваемого лица последовательно сделать, например, такую запись: "Опрашиваемый в процессе дачи объяснения представил обнаруженный на его дачном участке нож".

30. Получение сведений (опрос лиц с их согласия) рекомендуется фиксировать также в письменном документе, который оформляется по аналогии с протоколом допроса. По аналогии с п.2 ч.2 ст. 75 УПК сообщаемые опрашиваемым сведения не должны основываться на догадке, предположении, слухе. Опрашиваемый должен иметь возможность указать источник своей осведомленности.

31. Однако при этом следует иметь в виду, что сведения, полученные защитником, отличаются от показаний свидетеля, данных на допросе. Их различия заключаются в следующем:
1) опрашиваемое защитником лицо не обязано отвечать на поставленные ему вопросы;
2) сведения от опрашиваемого должны получаться по месту его нахождения (жительства, работы), иначе говоря, его нельзя вызывать куда-либо в этих целях (повесткой или иным путем);
3) опрашиваемый не может быть подвергнут приводу;
4) лицо, сообщающее защитнику сведения, имеющие отношение к уголовному делу, не предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний.

32. Вместе с тем и при опросе лицу предоставляется право говорить на родном языке, знакомиться с содержанием объяснения, засвидетельствовать его правильность. Опрос малолетних очевидцев защитнику рекомендуется производить в присутствии педагога (родителей). Так же как и при допросе, при опросе подозреваемый (потерпевший и др.) вправе представлять доказательства в порядке ч.2 к.с. Но не только у подозреваемого (потерпевшего и др.) защитник вправе получить предметы (документы) и (или) иные сведения. Законодатель не ограничил круг лиц, посредством общения с которыми может быть реализовано предоставленное защитнику п.1 ч.3 к.с. полномочие.

В судебной практике протокол опроса, оформленный защитником, исследуется как равноценное другим доказательство.

________________
См.: Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2008 год: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - N 7.

33. Пункт 3 ч.3 к.с. предоставил защитнику право истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии. Законодатель здесь в противовес п.1 той же части говорит об истребовании, а не о получении. Соответственно, предполагается возможность обеспечения данного полномочия защитника государственным принуждением.

34. Оформлять факт истребования рекомендуется запросом со ссылкой на соответствующую статью УПК и на факт осуществления защиты подозреваемого (обвиняемого) по конкретному уголовному делу. Однако возможны и любые иные письменные формы закрепления факта истребования. К таковым относятся:
1) протокол истребования;
2) постановление об истребовании;
3) объяснение защитника о снятии им копий с документов и др.

35. Так же как и в случае получения предметов и документов, истребование таковых путем оформления протокола истребования рекомендуется осуществлять с учетом и по аналогии с правилами производства (протоколирования) выемки.

36. Часть 3 к.с. законодателем неудачно сформулирована. Ознакомление с ее содержанием может привести к мысли, что защитнику предоставлено право истребовать документы не у любого из указанных органов (учреждений), а только у тех, "которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии".

37. Между тем, думается, что данной нормой права законодатель хотел сказать иное. А именно то, что указано в п.1 ч.3 ст. 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Здесь отмечено, что адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.

38. Так как в большинстве случаев защитником в уголовном процессе выступает адвокат, позволительно предположить, что окончание п.3 ч.3 к.с. не ограничивает круг учреждений, у которых защитником могут быть истребованы документы, а, напротив, возлагает на последние обязанность предоставлять защитнику запрашиваемые документы или их копии.

39. См. также комментарий ст. 5, 84, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК.

________________
Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Собирание доказательств в российском уголовном процессе. Комментарий к ст. 86 УПК. - [Электронный ресурс]. - М., 2004; Рыжаков А.П. Собирание (проверка) доказательств. Показания как средство доказывания: Научно-практическое руководство. - М.: Экзамен, 2007.

40. О значении понятия "процессуальное действие" см. комментарий ст. 49 УПК.

41. См. также комментарий ст. 244 УПК.

Консультации и комментарии юристов по ст 86 УПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 86 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.


Опрос - это OPM, заключающееся в сборе (добывании) информации в процессе непосредственного общения оперативника или по его поручению другого лица с человеком, который осведомлен или может быть осведомлен о лицах, фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД.
Опрос как форма беседы (общения) может происходить как конфиденциально, так и открыто, как при непосредственном зрительном восприятии опрашиваемого и опрашивающего, так и без такового - посредством использования технических средств (например, телефонной связи или в Интернете).
Исходя из ФЗ об ОРД допускается привлечение к участию в проведении OPM других должностных лиц, специалистов, а также отдельных граждан (ч. 5 ст. 6). Использование технических средств, а также задействование в проведении рассматриваемого OPM частных лиц не образуют опосредованной формы общения. Неотъемлемой чертой опроса представляется непосредственность общения субъекта с объектом независимо от того, кто выступает в качестве субъекта - сам оперативник или по его поручению другое лицо.
Проведение опроса допускается с использованием мер конспирации, зашифровки опрашивающим своей личности, статуса либо его участия в беседе в качестве лица, которым он фактически не является. Это обусловлено полномочиями ОРО. В частности, право использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц и граждан, оказывающих им содействие, позволяет выступать в качестве и от имени вымышленных лиц, которые значатся в специальном документе (ст. 15 ФЗ об ОРД).
В ходе опроса может использоваться аудио-, видеозаписывающая и иная фиксирующая информацию аппаратура - как открыто, так и втайне от опрашиваемого. Поскольку использование аппаратуры не характеризует сущность опроса, а является лишь средством фиксации информации, то согласия на ее использование не требуется. Исключение составляет опрос с использованием поли
графа («детектора лжи»), при проведении которого необходимо письменное согласие опрашиваемого1.
При проведении опроса как OPM законодатель не предъявляет каких-либо требований к его осуществлению и не устанавливает ограничений. Исходя из этого возраст, пол, физическое и психическое состояние опрашиваемого не являются препятствием к проведению опроса, которое может диктоваться практической целесообразностью и ограничиваться только нормами этики и морали.
Например, опрос несовершеннолетнего в отличие от допроса не требует присутствия педагога при его проведении. Представляется допустимым и проведение опроса больного, в частности жертвы преступления, если его состояние позволяет провести такую беседу. Опрос потерпевшей женщины, в том числе об обстоятельствах преступления, носящих интимный характер, может быть проведен не только женщиной, но и мужчиной.
Время, место проведения опроса зависят от конкретных обстоятельств - он может проводиться как в служебном помещении ОРО, так и в любом другом месте, где находится опрашиваемое лицо (на улице, в транспорте, по месту работы или жительства, на месте происшествия и др.). Принудительный привод лиц для проведения опроса по общему правилу не допускается. Исключение составляют ситуации, предшествующие задержанию лиц по подозрению в совершении преступления.
Проведение опроса имеет свои особенности в зависимости от процессуального статуса опрашиваемого. В частности, Конституция РФ, закрепляя права обвиняемого на его освобождение от обязанности доказывать свою невиновность и свидетельствовать против самого себя (ч. 2 ст. 49, ч. I ст. 51) и обеспечение ему права пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48), исходит из особого статуса этого субъекта уголовно-процессуальных отношений и необходимости установления дополнительных гарантий защиты его законных интересов.
Поскольку нормы отраслевого законодательства, носящие общий характер, не могут применяться в отношении обвиняемого без учета особенностей его правового положения, в том числе вытекающих из предписаний Конституции РФ, опрос обвиняемого по поручению следователя не может быть проведен без соблюдения положений норм УПК, закрепляющих гарантии прав этого особого участника судопроизводства (см. Определение Конституционного Суда РФ от I декабря 1999 г. № 211-0).
" Использование полиграфа регламентировано в ведомственных нормативных актах МВД России, ФСБ России и ФСКН России.

Учитывая, что опрос предполагает непосредственное общение объекта и субъекта ОРМ, его проведение в отношении подозреваемого, содержащегося под стражей, допускается с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ст. 95 УПК). ;
Опрос является составной частью не только ОРД, но и других видов правоохранительной деятельности, например частной детек- тивной, уголовного судопроизводства, административной. Однако такие опросы не тождественны опросу в ОРД и имеют существенные отличия. Например, опрос в уголовном судопроизводстве имеет отличных от ОРД участников, наделенных иным процессуальным статусом и обязанностями; его проведение регламентировано УПК и цель его проведения заключается в собирании фактических данных, их последующей оценке и использовании в процессе доказывания по уголовному делу.
Один из основателей российской криминалистики И.Н. Якимов еще в 20-х гг. XX в. писал, что помимо формальных различий между словесным расспросом как средством секретной работы и допросом как уголовно-процессуальным действием имеются различия и по существу. «Расспрос - это ловкое выпытывание в разговоре сведений от нужного лица, вовсе не обязанного их дать и делающего это невольно, часто без понимания всей важности сообщаемых сведений»1.
В административной и частной детективной деятельности проведение опроса имеет широкое распространение, однако он допускается лишь с согласия предполагаемых объектов и лицами, не являющимися субъектами ОРД, для достижения целей и решения задач, не относящихся к ОРД, например привлечения к административной ответственности, выполнения договорных обязательств и др.
Опрос как OPM следует отличать и от устного опроса физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Такой опрос вправе производить должностные лица таможенных органов без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме (ст. 368 TK).
Разновидностью таможенного опроса является получение пояснений должностным лицом таможенного органа - получение сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. Пояснения оформляются в письменной форме (ст. 369 TK).
В ряде случаев опрос как OPM может проводиться под прикрытием устного опроса и получения пояснений у лиц, имеющих от
ношение к перемещению товаров и средств через таможенную границу. />Опрос, носящий негласный характер, всегда должен рассматриваться как OPM независимо от того, произведено ли оно в связи с расследующимся уголовным делом или нет, по поручению следователя или по собственной инициативе оперативника.
Гласный опрос может представлять собой и розыскное действие, предусмотренное УПК.
Розыскное действие допустимо осуществлять в силу прямых указаний УПК только по уголовному делу. Опрос в качестве OPM может производиться оперативником и до возбуждения уголовного цела. Если дело находится в производстве следователя, то гласный опрос органом дознания допускается лишь при наличии поручения следователя в порядке ст. 38 и 210 УПК. Только при гласном опросе гражданина в качестве розыскного действия целесообразно спрашивать разрешение задавать вопросы, а при необходимости подтвердить сообщенные сведения в письменных объяснениях. Объяснения граждан, протоколы принятия устных заявлений и сообщений о преступлении являются процессуальными документами, составляющимися в рамках уголовного судопроизводства, а не ОРД.
Результаты опроса как OPM находят отражение в справке оперативника. Самостоятельного доказательственного значения этот документ иметь не может. Справка является источником (носителем) оперативно-розыскной информации, и если даже опрос гражданина имел гласный характер, то стать документом - доказательством в смысле ст. 74 и 84 УПК эта справка не может.
Таким образом, данные, полученные в результате проведения опроса, оформляются справкой или рапортом сотрудника ОРО, а при согласии опрашиваемого - его объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной.
В процессе доказывания возможны два варианта использования данных, полученных в результате опроса. В первом случае (при оформлении объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной) составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу. Во втором случае (при оформлении результатов опроса в форме справки (рапорта) оперативника) полученные сведения используются в качестве ориентирующей информации при выдвижении следователем или оперативником версий, планировании расследования или производства по ДОУ, а также как источник сведений о лице, обладающем информацией, имеющей значение для уголовного дела или ДОУ.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: