Система работы со слабоуспевающими учениками. План работы со слабоуспевающими учащимися

Вероника Ваулина
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих .

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости . Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха . Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи педагогов.

Ещё древние мудрецы говорили : «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять» , «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Давайте посмотрим на особенности неуспевающих учащихся

Особенности неуспевающих учащихся

Низкий уровень знаний, как следствие низкого уровеня интеллектуального развития

Отсутствие познавательного интереса

Не сформированы элементарные организационные навыки

учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

Нет опоры на родителей

Дети из асоциальных семей

Отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

Частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам :

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины :

Педагогическая запущенность.

Частые заболевания.

Пропуски занятий.

Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется :

Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать все признаки предмета или явления.

Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться :

работать с текстом ;

Выделять главное, существенное;

Не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется :

Отвлекаемостью;

Подвижностью;

неусидчивостью и т . д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено :

С ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

Ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

Со сверстниками;

Учителями;

Отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается :

В поддержке

Показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

В утомляемости

Истощаемости

Медленном темпе работы

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы :

Чтобы предотвратить неуспеваемость , надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы , применяемых учащимися , и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовать учебный процесс , жизнь учащихся в школе и в классе , чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Мы осуществляем помлщь слабоуспевающим обучающимся посредством следующих методов и форм :

Разнообразить виды деятельности.

Карточки для индивидуальной работы .

Задания с выбором ответа.

Деформированные задания.

“Разрезные” теоремы.

Перфокарты.

Карточки - тренажеры.

Творческие задания.

“карточки-информаторы”,

“карточки-с образцами решения”,

“карточки-конспекты”

Для закрепления стараемся использовать более длительное время.

Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

В обучении стараемся применять

Опережающее обучение

Различные формы групповой работы

Взаимоопрос, самоконтроль

Конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)

Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала)

Применять частую смену видов деятельности на уроке

Многократно проговаривать и закреплять материал урока

Стремиться к алгоритмизации деятельности

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами :

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок , дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично» , «молодец» , «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т . д.

6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то , что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока :

При закреплении.

При проверке домашнего задания.

При самостоятельной работе .

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов :

Специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

Карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

Карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;

Карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

Карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Рациональная организация дифференцируемой работы учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий.

1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся ) .

2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

3. Индивидуальные дифференцированные задания.

4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель) .

5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Еще я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, я вызываю 3-4 человека к доске, даю им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися , затем разбирается решение, идет обработка новых понятий .

В своей работе главное , я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха :

Помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

слабому – выполнить посильный объем работы .

Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы , основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы . Они используют знания, полученные и обработанные всей группой .

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так , чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы . Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития : средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы , проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т. д. Каждый участвует в работе , вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому , каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока . Учитель направляет работу , частично помогает, корректирует.

Создаются благоприятные условия для :

– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);

– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная) ;

– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки : самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока , критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока . Например :

урок-игра

урок-спектакль

урок-путешествие

урок-детектив

урок-сказка

урок-силовое многоборье

урок-концерт

урок-картина

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся . Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися .

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках , но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках .

Как часто вы слышите вопрос : «Зачем мы это изучаем?»

Ответить на него можно поработав над проектом .

Например, узнать высоту здания, или измерить расстояние до недоступной точки, изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей, или узнать “Сколько стоит ремонт класса?”

В заключение, хотелось бы коснуться вскользь ещё одной современной технологии - технологии “полного усвоения”.

На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я. А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?

Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.

Этапы освоения изучаемого

материала Организационно -педагогическая направленность

1. Изучение нового материала. Индивидуализация учебного процесса.

2. Диагностическое тестирование. Проверка базового уровня.

3. Уроки коррекции и развития.

Коррекция : повторение (на качественно новом уровне) -> закрепление -> повторная диагностическая работа .

Развитие : повторный уровень -> углубленный уровень. Дифференциация учебного процесса.

4. Итоговый контроль.

Обязательный уровень -> продвинутый уровень -> углубленный уровень. Проверка результатов обучения.

Отметим, что технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

Все наши дети очень разные : одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И я вам этого искренне желаю.

Слабоуспевающими в современных школах называют тех детей, которые плохо подготовлены к учебному материалу, имеют низкий уровень интеллектуальных способностей. Работа со слабоуспевающими учащимися помогает вернуть им интерес к процессу познания, позволив детям освоить новые предметы.

Основы работы со слабоуспевающими учениками

Работа со слабоуспевающими детьми сложна во многом из-за того, что у таких школьников нет элементарного интереса к школьному предмету. У них отсутствует стимул хорошо учиться, а давление со стороны учителей лишь усугубляет ситуацию.

Здесь очень важно действовать аккуратно, заботясь не только об интеллектуальном развитии ребенка, но и об его психологическом состоянии. Такого школьника нельзя осуждать, обсуждая его проблемы с успеваемостью во всеуслышание. Подобный подход может вызвать у школьника резкое отторжение по отношению к учителю, что только ухудшит проблему.

Преподавателю следует поговорить с учеником, попробовать выяснить, почему он не может успевать за одноклассниками в деле усвоения материала. если беседа не дает результата, то в ход идут индивидуальные задания. Во время устного опроса класса, преподаватель может дать такому ребенку чуть более простое, но от этого не менее интересное задание.

Если ребенок выполнит задание правильно, его следует обязательно похвалить, постаравшись выделить успехи школьника среди всех остальных учеников. Подобная похвала поможет ребенку освоиться с мыслью, что он не самый глупый в классе, и у него могут быть хорошие оценки.

Еще один важный нюанс, без которого невозможно проводить работу со слабоуспевающими учениками — это непрерывный контроль их успеваемости. Зачастую такие дети не имеют абсолютно никакого интереса к предмету, поэтому и домашние задания они выполняют через раз. Регулярный контроль со стороны педагога приведет к тому, что ребенок начнет снова и снова готовиться к предмету, вырабатывая у себя стоическую привычку учиться.

Если в классе проводятся какие-то диктанты или контрольные работы, следует всегда разбирать с неуспевающими детьми их допущенные ошибки. Необходимо отдельно остановиться на правилах решения тех или иных задач или написания определенных слов. В таком случае, ребенок сможет понять, где конкретно он допустил ошибку.

При осуществлении работы со слабоуспевающими учениками, можно привлечь и остальной класс. Так, например, учитель может посадить неуспевающего ребенка рядом с отличником. Тот, кто отлично понимает весь школьный материал сможет помочь неуспевающему ребенку советом и подсказками. В результате, у школьника с плохими оценками рано или поздно наметится прогресс.

Тут главное — не допустить того, чтобы из-за внимания к интересам неуспевающего ученика, не начал страдать весь остальной класс. Преподаватель должен выстроить такую систему подачи информации, чтобы отстающие и одаренные получали ровно столько информации, сколько им нужно. Подобная модель преподавания всегда будет приносить свои плоды, и поможет выровнять общий уровень успеваемости в классе.

Также не следует игнорировать и общение с родителями. Зачастую проблемы с успеваемостью берут свое начало именно из семьи. Из-за конфликтов с родителями или их вечной занятости, школьник просто теряет интерес к школьным предметам. Спокойная беседа с родителями касательно сложившейся ситуации поможет разрешить проблему, не допустив полного запущения учебной деятельности. Перед тем как обращаться напрямую к родителям, следует выяснить, какие отношения установились в семье. Если отношения между родителями и ребенком натянутые, то ситуация может только усугубиться при обращении ко взрослым.

Еще одна важная методика, которую нельзя игнорировать — это дополнительные задания и факультативные занятия. Преподаватель может проявить инициативу, предложив ребенку «подтянуть» его по самым сложным темам. Возможно, дополнительные занятия помогут отстающему ученику наверстать упущенное. Также преподаватель может попросить школьника делать разнообразные рефераты и презентации на интересные темы по предмету. Это пробудит в нем дополнительный интерес к обучению.

Причины появления отстающих учеников

Слабоуспевающие ученики есть в любом классе, и это совсем не означает, что они по природе глупы. Низкая успеваемость по предмету зачастую объясняется личной неприязнью к учителю, проблемами в семье или элементарным непониманием этой конкретной науки. Иногда яркие гуманитарии могут быть гениями в литературе, но показывать слабый уровень по физике и химии.

Самая частая причина плохой успеваемости ребенка — плохой климат в семье. Зачастую в неблагополучных семьях родителям просто некогда присматривать за детьми, следить за их оценками. В результате, видя безразличие со стороны взрослых, ребенок окончательно теряет интерес к школе и ко всем наукам. В такой ситуации следует либо побеседовать с родителями, либо сразу обратиться к социальным педагогам, если ситуация кажется критической. Возможно, тогда и проблемы с успеваемостью школьника исчезнут.

Также причиной плохой успеваемости может стать личная позиция ученика. Подобная причина очень часто проявляется у детей-подростков, которые начинают проявлять характер, и поэтому отказываются учиться наотрез. Обычно в такой ситуации, общие усилия преподавателя и родителей помогают вернуть школьнику интерес к наукам.

Если ребенок только пошел в школу, его неуспеваемость может быть связана с элементарно плохой подготовленностью к школьному уровню знаний. Обычно такую проблему удается преодолеть в первые полгода, и здесь главное — не запускать ситуацию.

И, конечно, со счетов не стоит сбрасывать такую причину неуспеваемости, как низкие показатели интеллектуального развития. Иногда ребенок развивается слишком медленно, и его следует показать детскому психиатру. Зачастую таким ребятам приходится заниматься либо индивидуально, либо в специализированной школе.

Никакая проблема не может быть критичной, и если у педагога и ученика есть желание, любого слабоуспевающего ребенка можно подтянуть до среднего уровня по классу. Совсем другая проблема — если ребенок элементарно не хочет учиться, и с этим связаны его низкие школьные успехи. В такой ситуации только усердие и разнообразие дополнительных заданий могут принести свои плоды.

Как не стоит вести себя со слабоуспевающими детьми?

Зачастую, работая с плохо успевающими школьниками, преподаватель только ухудшает ситуацию, делая ребенка неуверенным в себе. Главное в такой ситуации — не торопить школьника в деле усвоения нового материала, не ждать от него результатов в первый же день.

Даже если ребенок захочет учиться и будет прилагать к этому все силы, у него ничего не получится с первого раза. Также не стоит выводить на всеобщее обозрение проблему плохой успеваемости конкретного ученика. Это может привести к конфликту ребенка и к общей закомплексованности школьника.

Еще одна ошибка, которую допускают многие педагоги при работе с неуспевающими детьми — это чрезмерный перегруз информацией. Таким детям сложно усваивать информацию, поэтому для них нужно разрабатывать свои программы, в которых будет представлен только самый интересный и важный материал. В противном случае, даже если преподаватель будет прилагать максимум усилий, большое обилие информации не позволит ребенку нормально запомнить все излагаемое на уроке.

Намного успешнее будет проходить учебная деятельность с отстающими детьми в том случае, если учитель сможет проводить дополнительные занятия со школьниками. Собрав группу отстающих школьников, следует быть готовым к тому, что она тоже вскоре расколется на тех, кто продолжает не успевать, и тех, кто стал лучше усваивать информацию. В такой ситуации можно начинать подготавливать дополнительные задания для тех детей, которые выровнялись по учебе, чтобы они не потеряли интерес к происходящему на уроке.

Зачастую дети попадают в раздел отстающих и неуспевающих из-за некомпетентности преподавателя. Делая акцент на своих любимчиках, а также на самых сильных в интеллектуальном плане учениках, преподаватель уязвляет тех, кто не успевает за большим потоком информации. Следует как можно быстрее выявить в новом классе тех, кто учится плохо, чтобы при помощи дополнительных заданий облегчить им усвоение материала.

Кстати, чем интереснее будут такие дополнительные задания, тем лучше, ведь с их помощью ребенок может узнать школьный предмет с совершенно новой, незнакомой до этого стороны. Так, преподаватель может подготавливать для детей кроссворды, презентации, карточки с вопросами и так далее. Все эти материалы никогда не будут лишними, и лишь поспособствуют усвоению материала.

Однажды пробудив в ребенке интерес к учебе, важно его не упустить в дальнейшем. Грамотный педагог всегда так распределяет нагрузку в классе, что отстающие ученики постепенно пропадают, а самые успешные школьники никак от этого не страдают.

В любом классе есть отстающие ученики, и преподаватель должен работать над тем, чтобы свести к минимуму их сложности с учебным материалом. Пользуясь разнообразными методиками изложения информации, преподаватель сможет грамотно проработать материал, да так, чтобы он подошел и слабоуспевающему, и одаренному ученику.

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Неуспеваемость школьников всегда есть следствие какой-то причины. Она не возникает сама по себе. Современная наука (психология, физиология медицина) свидетельствует, что люди рождаются с большими возможностями для умственного развития, однако эти возможности исчерпываются далеко не полностью. Психологи считают, что человек использует 10 % своих природных данных, другие 40%. И в том и в другом случае очевидно, что задатков у человека больше чем он их реализует. Исключения составляют больные дети. Мы в школе часто встречаемся с детьми, которые доставляют много забот и требуют от коллектива больших усилий, а результаты незначительные.

При наличии потенциальных возможностей у всех детей мы в школах имеем детей неуспевающих, трудных. Почему? Прежде всего следует иметь ввиду что за последние годы в школу поступают дети (6-8 лет), развитие которых после рождения отягощено сложностями и сопутствующими заболеваниями. В числе этих причин можно назвать родовые травмы, кислородные голодания мозга, заболевания нервной системы. Преодоления этих заболеваний приводит в первые месяцы и годы жизни к задержке психического развития в силу которых ребенок поступал в школу будет иметь недостаточно сформированные психические функции например неустойчивость внимания ограниченный круг представлений, отставания в памяти и другие.

В работе с обучающимися можно выделить следующие причины неуспеваемости:

Внутренние по отношению к школьнику

* Недостатки биологического развития:

Дефекты органов чувств;

Соматическая ослобленность;

Особенности высшей нервной деятельности;

Психологические отклонения.

* Недостатки психического развития:

Слабое развитие интеллекта;

Слабое развитие воли;

Слабое развитие эмоциональной сферы личности;

Отсутствие познавательных интересов.

*Недостатки воспитанности личности

Недостатки в развитие моральных качеств личности;

Недостатки в отношениях личности с учителем, коллективом, семьей;

Недостатки в трудовом воспитании;

Внешние по отношению к школьнику

*Недостатки образовательного опыта личности:

Пробелы в знаниях;

Специальных умениях;

Пробелы в навыках учебного труда;

* Недостатки влияния школы:

Недостатки процесса обучения, учебных пособий;

Недостатки процесса воспитательных влияний со стороны учителей, коллективов, учащихся.

*Недостатки влияния вне школьной среды:

Недостатки влияния семьи;

Недостатки влияния сверстников;

Недостатки влияния культурно-производственного окружения.

Зная причины неуспеваемости, составлена программа по предупреждению неуспеваемости учащихся начальной школы.

Первым и важным звеном в работе является определение категории, к которой относится не успевающий ученик с целью вскрытия причин неуспеваемости.

Глубокое и общее отставание

Частичная, но устойчивая неуспеваемость

Эпизодическая неуспеваемость

причины

  • Низкий уровень предшествующей подготовки ученика
  • Плохие бытовые условия
  • Затяжная болезнь
  • Отсутствие заботы родителей
  • Лень, недисциплинированность ученика
  • Слабее умственное развитие
  • Недоработка в предыдущих классах.
  • Недостаточный интерес учеников к изучаемым предметам
  • Слабая воля к преодолению трудностей
  • Недостатки преподавания
  • Непрочность знаний
  • Слабый текущий контроль
  • Невнимательность на уроках
  • Нерегулярное выполнение домашних заданий

Алгоритм деятельности по предупреждению неуспеваемости

Вид рабт

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При выявлении стадии развития, на которой находится ученик

Для предотвращения отставания в умственном развитии для современного усвоения предмета.

Создание микроклимата в классе. Алгоритмизация действий. Предотвращение пробелов в знаниях, связанных с пропусками. Удержание интереса. Формирование мотивации к обучению.

Контрольная карта. Включить в работу (фронтальный опрос). Работа в группах. Подготовка консультаций. Уроки коррекции знаний. Опорные конспекты. Памятки по предметам. Карточки. Работа в парах

Внеурочная деятельность

При возникновении затруднений:

1. В изучении нового материала;
2.При выявлении пробела в знаниях.

Для:

1. Предупреждения неуспеваемости;
2.Ликвидация выявленных пробелов в знаниях;
3.Формирование мотивации, интереса к учебе.

Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими учащимися.

Индивидуальные и групповые консультации; Оказание помощи по выполнению домашнего задания (карточки, инструкции, помощь сильных учеников; участие в предметных кружках, творческие задания.

Индивидуальные занятия

При отставании в учебе, пропусках занятий, не выполнении домашнего задания;

Формирование личности школьника; формирование мотивации. Интереса к учебе. Оказание профессионально-педагогической помощи родителям; установление единых требований к знаниям учащихся.

Индивидуально-личностный подход; создание культурной среды. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка. Формирование и согласованность внутренних и внешних мотивов.

Вовлечение кружков КТД, для самоуправления; Проведение классных часов; создание предметно- пространственной среды школы, отвечающей воспитательным задачам. Педагогическое просвещение родителей.

Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.

  1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
  2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
  3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
  4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
  5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
  6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
  7. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
  8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
  9. При выполнении п.1.-.9 и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:

Ф.И. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов.

Информация классному руководителю (дата)

Информация родителям (дата)

Результат работы

Программа деятельности классного руководителя.

  1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
  • пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
  • недостаточная домашняя подготовка
  • низкие способности
  • нежелание учиться
  • недостаточная работа на уроке
  • необъективность выставления оценки на уроке
  • большой объем домашнего задания
  • высокий уровень сложности материала
  • другие причины
  1. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
  2. Уважительными причинами считаются:

а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней.

б) Мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.

в) Освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя.

г) По семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ)

  1. Неуважительными причинами считаются:

а) Пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.

  1. Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические)
  2. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
  3. В случае выполнения п. 1-6 и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.

Программа деятельности ученика

1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией.

Программа деятельности родителей.

1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ

3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам.

4. Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.

5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ

6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.

1.Воспитывать у уч-ся личное осознание важности и необходимости продвижения вперед по пути расширения своих знаний, что является важным звеном в повышении эффективности обучения.

2.Разнообразить МО, СО, ФО уч-ся, направляя их на индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, на активизацию мыслительной деятельности уч-ся с учетом соотнесённости каждого ученика к одной из 6-ти педагогических систем, одному из 5-ти уровней познания. Использовать в работе современные технологии обучения с выделением гуманно-личностных технологий.

3.Текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер, своевременно высвечивающий отставания и пробелы в знаниях уч-ся и опирающийся на самопроверку и взаимопроверку уровня знаний.

4.Эффективности обучения, характер отношения ученика к учебной деятельности зависят от его активности жизненной позиции. Воспитывая её, необходимо учитывать обязательную взаимосвязь всех структурных звеньев образовательного процесса, оказывающих воздействие на личность уч-ся (см. схему); учитывать важность создания в процессе «ситуации успеха» для понимания учеником своих достоинств. Ученик, недостигший в школе успеха, становится неудачником. Поэтому жизнь ученика в школе: уроки, внеклассные мероприятия должны быть такими интересными, чтобы каждому ребенку захотелось принять участие в них, чтобы работа ученика была самостоятельной, творческой.

Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Вовлеки меня, и я увлекусь!


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосёлковская средняя общеобразовательная школа

Программа работы

со слабоуспевающими

и неуспевающими детьми

Учитель математики

Кудрявцева Т.С.

      учебный год

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Для организации процесса обучения по математике с такими особое внимание уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

    наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

    вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

    обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Цель:

формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

Задачи:

1.Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

2.Развитие групповых, индивидуальных и дистанционных форм внеурочной деятельности.

3.Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).

4.Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.

5.Расширение кругозора учащихся, их любознательности.

6.Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.

7.Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты

Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Основные компоненты

    Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.

    Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.

    Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.

    Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.

    Использовать наглядный материал.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Мероприятия

1. Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

Сентябрь

  1. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь-октябрь

3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

6. Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях

7.Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

8.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

9.Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

10.Учить детей навыкам самостоятельной работы

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4.Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.

5.Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.

6.Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

Предложения учащимся примерного плана ответа

Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Группы неуспевающих учащихся (по причинам неуспеваемости)

Мероприятия по работе с учащимися

Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине.

    Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до классного руководителя;

    Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до родителей учащегося;

    Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провести индивидуальные консультации по пропущенным урокам;

    Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по уважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

    Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки в присутствии их родителей;

Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам.

    Проводить проверку готовности к каждому уроку данных учащихся;

    Донести информацию о не выполнении учащимся требований учителя по подготовке к урокам до родителей учащегося, через дневник учащегося;

    Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки (для особо злостных нарушителей в присутствии их родителей);

Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению математики

    При необходимости, способствовать организации помощи психолога;

    Проводить индивидуальные консультации;

    Организовать с учащимся работу над его ошибками;

    Усилить «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;

    Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

п/п

Мероприятия

Срок

Проведение среза умений и навыков учащихся класса по основным разделам учебного материала обучения.

Цель:

Определение фактического уровня знаний детей

Сентябрь

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, врачом, психологом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.

ноябрь - декабрь

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях.

В течение учебного года.

Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

В течение учебного года.

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Принято

протокол №___от_____2016г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Р.И.Ганиева

2016 г.

Мероприятия по компенсации низкой успеваемости и повышению качества образования младших школьников

Срок

Форма проведения

Август

Составление плана работы со слабоуспевающими детьми по предметам

Заседание МО

Сентябрь

Формирование списков обучающихся.

Составление банка данных

Декабрь

Анализ итогов работы

Заседание МО

Январь

Отчёт учителя по работе со слабоуспевающими

Заседание МО

Апрель

Привлечение к участию в предметных неделях

предметники

Май

Результаты и достижения

Планирование на новый учебный год

Заседание МО

Составление плана работы

В течение года

Подбор заданий базового уровня сложности для слабоуспевающих детей

Предметники

В течение года

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов базового уровня сложности

предметники

В течение года

Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме.

предметники

В течение года

Дифференцированная и индивидуальная работа на уроках

предметники

В течение года

Консультации во внеурочное время по интересующим вопросам

предметники

В течение года

Творческие работы по предметам

предметники

Принято

На заседании МО начальных классов

Протокол №___от___________2016г.

Руководитель МО _______________Мубаракзянова Э.Ф.

Отчет по работе

со слабоуспевающими учащимися за 1 полугодие 2016-2017 уч.год в___________классе

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

Индивидуальная карта ученика

Ф.И.О. учителя

Фамилия ученика ……………………….

Класс………………………………….

Предмет ………………………

Планируемые мероприятия. Сроки их реализации .

Индивидуальные дополнительные занятия.

Тематика занятий.

Дата

Сроки

Дифференцированные задания.

Указать методическое пособие.

Дифференцированный контроль знаний.

Темы.

Работа с тетрадью.

Консультации для родителей.

Тема.

Создание ситуации успеха на уроке

Предварительный просмотр:

Работа со слабоуспевающими учениками

Индивидуальная работа на уроке

  • 1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.
  • 2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.
  • 3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.
  • 4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня
  • 5. Использование метода обучения слабоуспевающих учеников Е. Яновицкой.
  • 6. Использование карточек- подсказок, тренажеров.
  • 7. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).
  • Индивидуальная работа во внеурочное время
  • 1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.
  • 2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.
  • 3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.
  • 4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)
  • Требования к работе со слабоуспевающими учащимися
  • 1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету
  • 2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их исправлению
  • 3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
  • 4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.
  • 5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету
  • 6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления
  • Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т. е. детскость)
  • плохая наследственность
  • астеническое состояние;
  • снижение зрения;
  • ∙ гиподинамия;
  • ∙ социум;
  • миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
  • социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе).

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски, делать предварительные записи

Предложение ученикам примерного плана ответа, наводящих или контрольных вопросов, помогающих последовательно излагать знания, проявлять умения

Ориентация учащихся на использование наглядных пособий, схем, плакатов, помогающих излагать суть явления, понятия и др.

Изложение нового учебного материала

Поддержание интереса к усвоению темы (занимательность содержания, новизна, актуальность…)

Обращение к слабоуспевающим для выяснения степени понимания учебного материала

Привлечение учащихся к решению учебных проблем и задач

Организация самостоятельной работы учащихся по изучению нового учебного материала

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбор заданий учащихся с учетом их подготовки

Инструктирование о разных путях выполнения заданий, использование инструктивных карточек

Предупреждение о различных затруднениях

Составление совместно с учащимися индивидуальных планов ликвидации отставания

Предварительный просмотр:

СПРАВКА по работе со слабоуспевающими учащимися

Цель: Оценка системы опроса и организации урочной и внеурочной работы учителей-предметников со слабоуспевающими учащимися.

В рамках внутришкольного контроля в феврале месяце была произведена проверка системы опроса и организации урочной и внеурочной работы учителей со слабоуспевающими учащимися.

Из индивидуальных бесед было выявлено, что учителя-предметники с целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников планируют урочную и внеурочную работу с учащимися. Они имеют список слабоуспевающих учащихся, знают имеющиеся пробелы в знаниях конкретного ученика, по мере организуют индивидуальные дополнительные занятия после уроков, поддерживают связь с родителями, привлекая их к занятиям с ребёнком дома.

Формы и содержание работы со слабоуспевающими учащимися:

работа по трём основным формам работы со слабоуспевающими учащимися: уроки, консультации, дополнительные занятия.

трех – вариантные задания по степени трудности – облегченной, средней и повышенной.

индивидуально – групповые задания с приложением карточек-инструкций с подробным описанием всех команд.

Дополнительные занятия носят временный характер. Цель их как можно скорее ликвидировать пробелы и вселить в ученика веру в свои силы. Проводится и работа с родителями учащихся:

беседы,

консультации.

Выводы:

1. Учителя с целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников используют различные формы и методы работы на уроке и во внеурочное время;

не всегда в системе и на всех этапах урока организуют работу со слабыми учениками;

не используют информационные технологии и мультимедийные средства в работе со слабоуспевающими учениками;

не ведут контрольных тетрадей

  • учителям для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися:планировать и систематически проводить индивидуальную работу со слабыми учащимися во внеурочное время, строго вести учёт пробелов в знаниях каждого слабого ученика;
  • необходимо ведение контрольной тетради.

Руководитель МО Ганиева Р.И.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: