Смотреть что такое "Лондонский клуб" в других словарях. Парижский и лондонский клубы кредиторов Парижский и лондонский клубы

В случае внешнего госдолга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица, международные финансовые институты (МВФ, связанный с ним Парижский клуб, Лондонский клуб, Всемирный банк). Эти кредиты получены на основе заключения прямых кредитных договоров, а также формирование кредитных ресурсов произошло за счёт размещения государственных ценных бумаг на еврорынках. В структуру государственного долга включаются: задолженность по долгам Советского Союза, долги царской России, гарантии правительства.

Парижский клуб.

К первой группе кредитов государства относятся иностранные кредиты, предоставленные иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованные правительственными страховыми организациями. Парижский клуб, полноправным членом которого с сентября 1997 года является и Россия, объединяет около двух десятков крупнейших мировых кредиторов. При этом Россия занимает в Парижском Клубе достаточно двойственное положение. Наша страна выступает в нем и в качестве должника одних стран, причем долг России оценивается суммой порядка 50 млрд. долл. Но в то же время, достаточно большое количество стран является должниками России, как члена Парижского Клуба. Таких стран более 50, причем 25 из них обратились с просьбой в Клуб о реструктуризации задолженности.

Крупнейших должников у России в рамках Клуба лишь пять. Это Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Причем Йемен не платит нам уже 10 лет, как, впрочем, и другим своим кредиторам. Однако именно на Россию приходится около 80% всей задолженности Йемена, а потому именно в отношениях с Россией и будут урегулироваться вопросы погашения Йеменом своей задолженности Парижскому Клубу.

В его рамках страны, испытывающие сложности с погашением внешних обязательств другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, даже само название "Парижский Клуб" 1 не совсем точное, хотя это неформальная организация, а не официальная международная организация. У него нет своей штаб-квартиры, нет устава, другими словами этот Клуб не имеет юридического статуса.

При этом, что странно, Парижский Клуб не очень широко известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности. Кредиторы стараются не распространяться об информации, касающейся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. При этом, решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником.

Тем не менее за 40 с лишним лет своего существования Парижский клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два основных принципа:

    проведение внутренних реформ;

    проведение структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения долгов.

Клуб был образован в 1956 году. Причем, как только он был организован, то почти сразу же произошли и первые переговоры с официальными кредиторами в Париже, которые инициировало Правительство Аргентины, с целью выработки взаимоприемлемой основы для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбой о пересмотре графиков платежей обращались Бразилия, Чили и Турция.

Однако наибольшая активность в деятельности Парижского Клуба приходится все-таки на последние двадцать лет нашего столетия, когда около ста стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на общую сумму 350 млрд. долл.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельными должниками, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из принципов периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, то в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. При этом, поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то поэтому последние почти всегда участвуют в переговорах.

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности.

Кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств перед другими кредиторами.

При этом в рамках Парижского Клуба уже выработан базовый перечень условий реструктуризации долга. Они получили название тех городов, в которых вырабатывались. Во-первых, это Торонтские условия, которые будут применяться лишь в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития.

Торонтские условия: 2 При этом было разработано три базовых варианта льготных режимов:

1. Уменьшение суммы долга

а) списать треть долга;

б) в отношении остальной части пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;

в) срок погашения 14 лет, в том числе 8 лет льготного периода

2. Долгосрочные долги

а) проценты начисляются по рыночным ставкам;

б) срок погашения 25 лет, включая льготный период 14 лет;

3. Уменьшение платежей по обслуживанию долга

а) предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половину рыночной ставки);

б) срок погашения 14 лет, включая льготный период 8 лет.

Хьюстонские условия: 3 До 1990 года беднейшие из стран со средним уровнем дохода могли рассчитывать лишь на пересмотр долгов на обычных условиях, то есть по ним уже никаких льгот не предусматривалось. В эту группу были отнесены страны с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Именно для этих стран предназначены Хьюстонские условия.

В результате, были выработаны льготные условия, которые состоят в следующем:

срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, при этом льготный срок - 8 лет;

срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программы официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - 10 лет;

было разработано положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн. долл., если данная величина ожидается больше, чем названные 10%).

Были разработаны и соответствующие критерии о пересмотре долга:

годовой доход не должен превышать установленный Всемирным банком потолок 1235 долл. США;

соотношение суммы кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять не менее 1,5;

установленные показатели масштаба задолженности: сумма долга не менее 50% ВВП, отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%, коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.

Тринидадские и Лондонские условия: 4

Вместо списания 2/3 долга, как то предусматривали Тринидадские соглашения, было разработано четыре варианта сокращения на 50% чистой приведенной стоимости подлежащих консолидированию сумм, относящихся к непогашенным коммерческим кредитам. Эти условия получили название Лондонских или усиленных Торонтских и состоят в следующем:

    аннулирование 50% долга и реструктурирование оставшейся суммы долга на 23 года с 6-летним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам;

    реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода;

    реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним сроком льготного периода;

    реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке официального содействия развитию, на 30 лет с 2-леним льготным периодом.

В то же время продолжают действовать стандартные (классические) условия реорганизации внешнего долга для стран со средним уровнем дохода на душу населения. При этом Лионские условия предполагают:

Реструктуризацию 100% долга на условиях: срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодов по рыночным процентным ставкам.

Лондонский клуб.

Во вторую группу попадают межбанковские кредиты, предоставленные какому-либо банку от объединения коммерческих банков в рамках Лондонского Клуба. При этом если рассматривать опять-таки случай с Россией, то это, прежде всего, кредиты предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (учет векселей). Интересы этой группы кредиторов и представляет Лондонский Клуб, объединяющий по разным данным более 600-1000 коммерческих банков. При этом в отличие от Парижского Клуба Лондонский Клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Именно на данном рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции, которые заключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниженным ценам и последующему резком сбросу долгов.

Лондонский Клуб кредиторов - это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. 5 При этом предметом переговоров с Лондонским Клубом являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году, когда обсуждались "проблемы Заира", то есть трудности, возникшие у этой страны с платежами по внешним долгам.

Деятельность Лондонского клуба постепенно все набирала масштабы. Так, к середине 80-х годов было заключено уже около 50 Соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с достаточно широким кругом развивающихся стран. Общие обязательства России перед иностранными коммерческими банками - членами Лондонского Клуба, оцениваются цифрой порядка 30 млрд. долл.

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.

Как и Парижский Клуб, Лондонский Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен и они не имеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексом правил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В Лондонском Клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. Лондонский Клуб не пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве пакета мер по реструктуризации.

На сегодняшний день Российская Федерация активно ведет работы по погашению долгов Парижскому и Лондонскому клубам. Наиболее активно идут переговоры по досрочным выплатам долга. И наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

ХЬЮСТОНСКИЕ УСЛОВИЯ (1990 г.)

Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный
срок -8 лет.

Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период-10 лет.

Положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо часть непогашенной суммы кредитов (10%), либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн долл., если данная величина окажется больше, чем упо­мянутые 10%.

Критерии для пересмотра долгов:

Годовой доход на душу населения не должен превышать установлен­ный Всемирным банком потолок (1235 долл.).

Соотношение суммы долга кредиторам Парижского клуба и суммы долгакоммерческимкредиторамдолжносоставлятьне менее 1,5к 1.

Установленные показатели масштабов задолженности:

Сумма долгане менее 50% объема ВВП;

Отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275 %;

Коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.

Рис. 3.7. Условия погашения кредитов беднейших стран со средним уровнем дохода

Решение о пересмотре долга на Хьюстонских условиях принимается для каждой страны отдельно, согласно разработанным критериям. На основе Хьюстонских условий с 1990 по 1992 г. было заключено 15 согла­шений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4 млрд долл. 1

Наряду с названными условиями реструктуризации долга действу­ют Стандартные, или Классические, условия реорганизации внешнего долга, которые применяются для стран со средним доходом на душу населения. Стандартные условия предполагают:

1 UNCTAD. Trade and Development Report 1993. NY. : United Nations, 1993. P. 51-53.


236 Глава 3. Международные финансовые организации

Реструктуризацию долга до 100% (в некоторых случаях только ос­новной долг);

Срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом;

Рыночные ставки.

Как отмечалось, основная цель Парижского клуба - реструктури­зация долгов развивающихся стран. В рамках Клуба достигается отно­сительно равномерное распределение между странами-кредиторами убытков, связанных с неплатежеспособностью стран-заемщиков.

В определенном смысле можно было бы сказать, что Парижский клуб также решает задачу «...мир, в котором нет бедности», хотя и не провоз­глашает этой цели, если бы интересы кредиторов и должников совпадали. Однако в рамках Парижского клуба правила игры устанавливают креди­торы, исходя из своих интересов. Должники в силу своей слабости при­нимают условия Клуба. Участвуя в переговорах, им приходится выступать перед сплоченными кредиторами, работающими в тесном взаимодейст­вии и хорошо знающими друг друга. По словам одного из членов, в Па­рижском клубе существует определенное ядро. Кредиторы проводят не только официальные, но и неофициальные встречи, постоянно поддер­живают контакты, хорошо знают друг друга и раз в месяц встречаются за ужином, который, по сути, является рабочим заседанием 1 .



Положение должников осложняется близостью позиций кредито­ров по многим важным вопросам. Голосование в Клубе никогда не проводится и наиболее почитаемым правилом является консенсус.

Процесс ведения переговоров и принятие решений не регулирует­ся никакими положениями. Применяемый индивидуальный подход к странам делает невозможным обжалование предложенных худших ус­ловий. Наконец, кредиторы подвержены различным политическим влияниям, что отражается на принятии решений.

Специалисты считают, что назрела необходимость упорядочить и реформировать правила пересмотра долгов, чтобы кредиторы и должники получили возможность планировать свои действия по соз­данию здоровой мировой экономики. Для этого необходимо стра­нам-должникам объединить свои усилия и потребовать учета интере­сов их народов.

Решить эту проблему можно двумя путями. Во-первых, правитель­ствам развивающихся стран и стран с переходной экономикой следует проявлять большую осторожность при ведении переговоров о займах и кредитах. Уже на ранних этапах переговоров включать в делегацию экс­пертов и юристов. Во-вторых, страны-должники должны также дейст-

1 Саркисянц, А. Г. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 121. Цити­руется по: Mountfeld, P. The Paris Club and African Debt / University of Sussex, 1998. P. 6.


вовать единым фронтом против кредиторов. Следует поддерживать та­кие инициативы, как создание Клуба Рио, который развивающиеся страны Латинской Америки пытаются организовать для защиты своих интересов 1 .

Несмотря на отмеченные недостатки Парижского клуба, оцени­вая его деятельность, следует отметить, что государства-кредиторы играют значимую роль в уменьшении бремени внешней задолженно­сти развивающихся, а также ряда стран Центральной и Восточной Ев­ропы.

Для стран, преобразующих и реформирующих свои экономики, деятельность Парижского клуба стала одним из источников финансо­вых ресурсов.

В то же время, помимо бедных стран, перед Парижским клубом стоит задача оказания помощи государствам со средним уровнем дохо­да и большими объемами внешнего долга. Кредиторы Парижского клуба должны осуществить пересмотр их долгов, обеспечить им обслу­живание долга с учетом необходимости восстановления равновесия их платежных балансов и кредитоспособности.

Применение для этой группы стран льготных условий в отноше­нии невыплаченных долгов поможет решить вышеназванную пробле­му. Однако для обеспечения экономического роста и развития необхо­димы новые источники финансовых ресурсов.

Таким образом, перед Парижским клубом стоит сложная задача - поиск необходимого равновесия в принятии мер по достижению об­легчения обслуживания долга стран со средним уровнем дохода и изы­сканием новых источников финансирования.

Лондонский клуб (London Club) - это международная неправитель­ственная организация, объединяющая около 600 коммерческих бан­ков 2 , созданная для пересмотра сроков погашения кредитов стран «третьего мира», представленных коммерческими банками без пра­вительственных гарантий. Свое название клуб получил в связи с тем, что переговоры должников и кредиторов чаще всего проходят в Лон­доне.

До 70-х гг. не существовало механизма по урегулированию долгов, так как особых проблем с долгами коммерческим банкам не возника­ло. Необходимость урегулирования долговой проблемы возникла в конце 60-х гг., когда Филиппины оказались не в состоянии обслужи-

1 Саркисянц, А. Г. Указ. соч. С. 121-122.

2 Экономическая энциклопедия. М. : Экономика, 1999. С. 372.


238 Глава 3. Международные финансовые организации

вать значительную часть своего долга частным банкам. На переговорах в 1970 г. было заключено соглашение об урегулировании филиппин­ского кризиса, которое и заложило основу Лондонского клуба и усло­вий погашения задолженности перед коммерческими банками. Пер­вое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в связи с пробле­мами платежей Заира.

В настоящее время влиятельными членами Лондонского клуба, его ядром, являются банки:

Германия: Deutsche Bank AG, Dresdner Bank, Kommerzbank AG;

Италия: Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale;

США: Bank of America;

Великобритания: Midland Bank;

Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi, Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank, Industrial Bank of Japan;

Франция: Credit Lyonnais SA, Banque Nationale de Paris SA;

Австрия: Creditanstalt-Bankverein 1 .

Этапным событием в практике ведения переговоров о погашении задолженности явился принятый в 1982 г. Меморандум о долге Мекси­ки, который стимулировал обращение в Лондонский клуб стран-долж­ников с просьбой о пересмотре сроков погашения своих коммерческих долгов. В результате в 1982 г. было заключено 14 соглашений на 10 млрд долл., а в 1983-1984 гг. - 47 соглашений на 130 млрд долл. 2

Хотя коммерческие банки колебались прежде, чем предоставить новые займы, должникам нужны были дополнительные средства для выплаты процентов банкам. Поэтому банки вынуждены были расши­рить свои торговые и другие краткосрочные кредитные линии. Не­смотря на успешное осуществление в некоторых странах программ фи­нансового выравнивания, к середине 80-х гг. добровольное кредитова­ние со стороны банков по существу прекратилось. Для поощрения развивающихся стран, предпринимающих решительные усилия в об­ласти финансового выравнивания, коммерческие банки ввели в прак­тику долгосрочные соглашения о реструктуризации внешнего долга (МИРА), которые позволили улучшить международную ликвидную позицию стран.

Согласно разработанной в конце 1985 г. новой стратегии урегули­рования долга стран со средним доходом (План Бейкера) стал прово­диться анализ программы финансового выравнивания страны-долж­ника, возрос объем банковских кредитов в поддержку программной

1 Каратаев, С. В. Деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов и
интересы России // http://www.invest.delovoy.com/cgi-bin/i-e/work/news.

2 International Monetary Fund. World Economic Outlook, 1992-1998. Washing­
ton D.C., 1992-1998.


3.5. Парижский и Лондонский клубы

деятельности, при этом результаты непрерывно контролировались че­рез МВФ. В середине 80-х гг.. крупные страны со средним доходом по­лучили более благоприятные условия кредитования, чем большинство африканских стран, расположенных к югу от Сахары. В результате это­го многие страны, «выпавшие» из инициатив Бейкера, были вынужде­ны искать альтернативные формы пересмотра долга и облегчения бре­мени задолженности. Одной из таких альтернатив для них стал Лон­донский клуб 1 .

Лондонский клуб стремится облегчить долговое бремя развиваю­щихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Он не явля­ется официальной международной организацией, состав его членов нестабилен.

В Лондонском клубе интересы коммерческих банков-кредиторов. представляет Консультативный комитет. В его состав входят банки, на которые приходится максимальная часть долга данной страны.

Лондонский клуб реструктуризирует долги только коммерческих структур. Он не имеет постоянного председателя и секретариата, его процедуры и организация носят более свободный характер, чем в Па­рижском клубе. Правила, регулирующие проведение заседаний Лон­донского клуба, индивидуальны для каждой страны. Такой порядок за­трудняет описание процедур Лондонского клуба.

Коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, обра­зуют Банковский консультативный комитет (БКК). Он защищает ин­тересы коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. В состав БКК входят не более 15 банков. Соглашение, достиг­нутое между страной-должником и БКК, должно быть одобрено теми банками, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должникам; только после прохождения процедуры одобрения согла­шения официально подписывается.

Лондонский клуб в отличие от Парижского не пересматривает процентные платежи, а предоставляет новый"займ стране в качестве части пакета мер реструктуризации долга. Доли банков в таком займе основываются на величине их рисков в стране-должнике. В последнее время банки проявляют желание предоставлять новые займы основ­ной части должников.

В современных соглашениях о пересмотре долга появился набор альтернативных финансовых возможностей, включающий инстру­менты сокращения, пересмотра и сроков погашения долга.

1 Саркисянц, А. Г. Система международных долгов. М. : ДеКА, 1999. С. 123.


240 Глава 3. Международные финансовые организации

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в не­сколько этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кре­диторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению платежа. Затем они согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.

Процесс реструктуризации начинается после того, как страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она пред­полагает приостановить платежи по своим обязательствам. Заявление о моратории означает неспособность заемщика обслуживать весь или часть его непогашенного долга и призывает к началу переговоров о пе­ресмотре сроков погашения этого долга. Хотя заявление не имеет ни­какой юридической силы, тем не менее оно препятствует попыткам кредиторов возбудить в одностороннем порядке судебный иск (с тре­бованием лишения права выкупа заложенного имущества, возбужде­ния судебного процесса, выплаты компенсации и т.д.), на который они обычно имеют право по первоначальному соглашению о предоставле­нии кредита. Боязнь того, что любое одностороннее движение какого-либо кредитора вынудит всех других кредиторов принять меры для воз­вращения своих долгов и, таким образом, может оставить кредиторов вообще без какого-либо возмещения, объясняет, почему в течение длительного периода после объявления 17 августа 1998 г. моратория Россией банки-кредиторы не предъявляли к ней официальных требо­ваний (исключение составили лишь Lehman Brothers, которые, одна­ко, так и не были никем поддержаны).

После начала подготовительной работы, включающей в себя разра­ботку стратегического планирования урегулирования долга, страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею услови­ям работы в составе БКК и представляющие основные геофафические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства. В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в 1998-1999 гг. входи­ли: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, Banca Nazionale del Lavoro SpA (BNL), Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Autria, Dresdner Bank.

Многолетний опыт работы позволил Банковским консультатив­ным комитетам стать достаточно компетентными органами для де­тальной оценки экономических перспектив страны и построения схе­мы рефинансирования на более реалистичной основе при содействии МВФ (и его Института международных финансов, расположенного в Вашингтоне, округ Колумбия). В частности, сейчас банки ведут пере-


3.5. Парижский и Лондонский клубы

говоры о долгосрочных схемах кредитования, в рамках которых они рефинансируют платежи в счет покрытия капитальной суммы долга, причитающиеся в течение ряда последующих лет. По этим схемам ре­финансирование в каждом году зависит от ряда факторов, включая поддержание хорошей репутации в МВФ. Допуская долгосрочное ре­финансирование, банки проявили гораздо больше воображения, чем официальные кредиторы. Кроме того, они снизили величину гаран­тийных взносов до реалистичного уровня и в большинстве случаев уст­ранили разовую комиссию 1 .

После подготовки информационного меморандума первым офици­альным контактом между страной-должником и БКК является органи­зация совещания по изучению положения должника, после которого данный меморандум распространяется среди всех банков-кредиторов.

Согласование основных условий начинается с отбора участников со стороны кредиторов и должника, причем со стороны последнего та­кой отбор произвести достаточно сложно. Это объясняется тем, что внутреннее законодательство должника может затруднить принятие на себя Центральным банком государственного долга. При рефинанси­ровании долгов по аккредитивам, когда Центральный банк не смог пе­ревести валюту в счет хранящихся в нем вкладов коммерческих банков, внесенных от имени их клиентов, кредиторы признают Центральный банк надлежащим кандидатом в участники. Но споры могут возник­нуть тогда, когда Центральный банк используется для реструктуриза­ции средне- и/или долгосрочных долгов правительства, его ведомств, учреждений или полу государственных предприятий, или же долгов, гарантированных правительством. Прежде всего, как отмечают, спе­циалисты, с юридической и конституционной точек зрения только су­веренное государство может принять на себя долги своих ведомств или субъектов. Следовательно, Центральный банк не может нести ответст­венность за долги, например, правительств республик, штатов, цен­трального правительства или любого правительственного органа. На практике, однако, банки не стремятся вступать в договорные отноше­ния с правительством или государством. Именно Центральный банк, а не государство обычно является держателем валютных активов стра­ны. Но Центральный банк как государственный орган не может быть гарантом государства. Поэтому банки, как правило, настаивают на том, чтобы государство подписывало соглашение о пересмотре долга в качестве заемщика, а Центральный банк"обязуется делать валютные платежи по этому соглашению.

Саркисяиц, А. Г. Система международных долгов. М. : ДеКА, 1999. С. 125.


242 Глава 3. Международные финансовые организации

Далее определяется, какие долги.подлежат реструктуризации. По­сле согласования перечня валют, процентов и процентных периодов, комиссионных, условий использования кредита и процедуры контро­ля подписывается соглашение о пересмотре долга.

Таким образом, Лондонский клуб является международным объе­динением с целью решения долговых проблем путем реструктуриза­ции задолженности, отсрочки погашения долга" и предоставления во­зобновляемых кредитов.


Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

В. Парижском клубе реструктуруються долги правительств и гарантированные ими долги, а в. Лондонском клубе - задолженности перед коммерческими банками

В рамках. Парижского клуба страны, испытывающие затруднения в оплате долгов другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей

Особенность структурной организации. Парижского клуба заключается в том, что он представляет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов, на котором председательствует чиновник. Государственного. Казначейства. Ф. Франц.

Условия переоформления задолженности. Парижским клубом, как правило, зависят от уровня доходов страны-должника, от категории займа (коммерческая ссуда, предоставленная по рыночным ставкам, или заем, предоставленный на льготных условиях в порядке официальной помощи на цели развития и т.п..

Разновидности условий реструктуризации государственного долга:. И. Торонтской условия включают рекомендации о повышении эффективности пересмотра внешних долгов беднейших стран с высокими уровнями внешней заб женности и могут применяться лишь к странам, доход на человека в которых не превышает установленного. Всемирным банком уровня, что дает право получать кредиты от. Международной ассоциации развития. Кредит. Орам предложено несколько вариантов условий, которые они могут использовать при реструктуризации долгау:

o вариант. А: уменьшение суммы долга. Списание трети долга, пересмотр условий погашения по рыночным ставкам процента для остальной части долга и установление срока погашения 14 лет, в том числе п льготный восьмилетний период;

o вариант. В: долгосрочные долги. Начисление процентов по рыночным ставкам и установление срока погашения 25 лет, в том числе льготный период 14 лет;

o вариант. С: уменьшение платежей по обслуживанию долга. Предоставление льготных процентных ставок (3,5% или половина рыночной ставки, из которых нужно выбрать большую величину), установление срока погашения 1 14 лет, в том числе льготный восьмилетний периодомд.

2. Хьюстонским условия - предназначены для реструктуризации долга беднейших стран со средним уровнем дохода, которые имели значительную внешнюю задолженность. Согласно. Хьюстонским условиями:

o срок погашения коммерческих кредитов увеличивался до 15 лет, в том числе льготный период 8 лет;

o срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального развития, увеличивался до 20 лет с льготным периодом 10 лет;

o кредиторы получали право продавать или обменивать обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках официального содействия развитию, или 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (или зоб. Обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму 10 млн долл.. США, если величина будет больше указанные 10%).

Для того чтобы получить право на реструктуризацию долга. Хьюстонским условиями, страна-должник должна соответствовать как минимум двум из трех критериев:

o годовой доход на человека не должна превышать установленную. Всемирным банком верхнюю границу для данной группы стран;

o соотношение суммы долга кредиторам. Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должна равняться 1,5;

o объем задолженности должно характеризоваться следующими показателями: сумма долга не менее 50%. ВВП, соотношение долга к стоимости экспорта не меньше 275%, коэффициент запланированного обслуживания долга не меньше 3.

3. Тринидатськи условия - предусматривают списание 2/3 долга беднейших стран и стран с наибольшими суммами внешнего долга

4. Лондонские условия - предусматривают четыре варианта 50-проц-ного сокращения чистой приведенной стоимости сумм, подлежащих консолидации и принадлежали к непогашенным коммерческих кредитов (т.е. сумм, н не принадлежали к остатка долга). Варианты. Лондонских условийв:

o аннулирование 50% долга и реструктуризация остаточной суммы на 23 года с шестилетним льготным периодом и начислением процентов по рыночной ставке;

o реструктуризация долга по льготным процентным ставкам на 23 года без льготного периода;

o реструктуризация долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним льготным периодом;

o реструктуризация обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных как официальное содействие развитию на 30 лет с 20-летним льготным периодом

5 неаполитанских условия - направленные на преодоление проблемы задолженности стран с низким уровнем дохода и предусматривают такие варианты:

o 67-процентное списание по чистой приведенной стоимости или реструктуризации долга с целью его сокращения на 67% по ставкам, меньше рыночные (для стран с. ВВП на душу населения менее 500 долл.. СШ. ША), или с коэффициентом долг / экспорт больше 350%;

o 50-процентное списание для других категорий стран;

o капитализация процентов (50%) и их выплата в течение 33 лет с восьмилетним льготным периодом, остаток оплачивается в течение 23 лет с шестилетним льготным периодом с прогрессивной шкалой. Амортиз зации

o реструктуризация на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, ставка процентов является неизменной (по кредитам в рамках официальной помощи развитию)

6. Лионские условия - рассчитаны на страны с низким уровнем дохода и предусматривают 80-процентное снижение долговых обязательств и приведения соотношений"внешний долг / экспорт"до уровня 200-250% и"п платежи / экспорт"- до 20-25%. Действие. Лионских условий дополняется программой. МВФ и. Всемирного банка по снижению платежей в. МВФ, внедренной в 1997запровадженою в 1997 р.

7. Инициатива HI PC (Highly Indebted Poor Countries Initiative). С целью преодоления кризиса задолженности беднейших стран с наибольшей внешней задолженностью. МВФ и. Всемирный банк впервые согласились я списать часть долгов этих стран, выступив в 1996 г с общей. Инициативой. НИРС. В 1999 г данную инициативу было пересмотрено, и теперь она масс название"Усиленная. Инициатива. НИРСтива. НІРС".

Инициатива. НИРС имеет следующие особенности:

o расширяет список долгов, подпадающих под сокращение, включая в него задолженность перед многосторонними кредиторами (международными финансовыми организациями);

o устанавливает четкий индикатор устойчивого внешнего долга, которого достичь страна. Устойчивое внешний долг - это такой объем внешнего долга страны, за которого ожидается, что она способна выполнять пото глазные и будущие обязательства по обслуживанию долга в полном объеме без необходимости сокращении или отсрочке долга, без аккумулирования неуплаченных сумм долга и без угрозы росту экономики страны. В рамках. Инициативы. НИРС индикатор устойчивого внешнего долга установлен в виде двух соотношений: приведенной стоимости долга к экспорту (не более 150%) и в государственных доходов (не более 250%);

o определяет новые источники и механизмы финансирования сокращения долга. Они охватывают продажу части золотых запасов. МВФ и предоставление возможности. Всемирному банку и другим международным организациям использовал ваты часть своих ресурсов. Было также создано. Доверительный фонд. НИРС (НИРС Trust Fund), в который могут делать взносы официальные доноры для того, чтобы помочь международным организациям сокращать долгг;

o предусматривает условия реализации программы:

Чтобы получить право на сокращение долга по этим условиям, края-на-должник не только показать хорошие результаты проведения экономических реформ, как предполагалось первым вариантом, но и разработать и упр ровадиты в жизнь. Стратегию преодоления бедности

Был снят жесткие временные ограничения начале заключительной стадии программы, т.е. стадии, когда кредиторы предоставляют 90-процентное списание чистой приведенной стоимости долга. В первом варианте инициатором мотивы эта стадия начиналась после трех лет успешного выполнения запланированных мероприятий, а в"усиленном"варианте она может начаться раньше при условии успешного выполнения взятых обязательств и, отв овидно, позже чем через три года, если страна не сможет достичь необходимого результат результату.

8 стандартных классические условия - реорганизация внешнего долга для стран со средним уровнем дохода: реструктуризация до 100% долга (в некоторых случаях только основной суммы долга) со сроком погашения 1 10 лет с пятилетним льготным периодом и на основе рыночных ставок процента.

Недостатки работы. Парижского клуба кредиторов:

o"игра"происходит по правилам, установленным кредиторами. Из-за слабости своей позиции должники, хотя они и не согласны с этими правилами, вынуждены соглашаться на условия, что им диктуются. В. Парижско ом клубе должники участвуют в переговорах по одному, а кредиторы - все вместе, значит должнику приходится выступать против всего картеля кредиторов кредиторів;

o процесс ведения переговоров и принятия решений не регулируется никакими положениями. При принятии решений кредиторы открыты для различных политических влияний, и должники никак не защищены от предвзятости на основе политических размышленияь.

Лондонский клуб кредиторов, официально известный под названием"Консультативный комитет коммерческих банков", представляет собой форум, на котором происходит реструктуризация долгов, предоставленных коммерческими банками (б без гарантий со стороны правительств стран-кредиторов). Как в. Парижского клуба, у него нет устава, а состав членов меняется по мере необходимости. Общие и отличительные характеристики. Лондонского и. Парижского кл убивать можно проследить с помощью табл 32 и 3табл. 3.2 і 3.3.

таблице 32. Отличительные характеристики. Лондонского и. Парижского клубов кредиторов

Функциональная признак

Лондонский клуб

Парижский клуб

Сфера деятельности

Реструктуризация задолженности коммерческим структурам

Реструктуризация задолженности официальным (государственным) кредиторам

Начало программы реструктуризации

Определяется дебитором (дата, указанная в информационном сообщении должника об отказе от уплаты долгов)

Определяется кредитором (дата, с которой страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику новые кредиты)

Представительство интересов кредиторов

Интересы кредиторов представляет Банковский консультативный комитет (БКК) из числа наиболее заинтересованных банков

Интересы кредиторов представляют влиятельные банки, независимо от их доли в долговом финансировании

Возможность пересмотра процентных платежей и основной суммы долга

Условия"старых"долгов не пересматриваются Клуб согласовывает пакет мер по реструктуризации задолженности и банки становятся владельцами новых евробондов

Договоренности прошлых периодов могут быть пересмотрены

Необходимость поддержания дебиторов МВФ и другими финансовыми учреждениями

Не является обязательным

Реструктуризация задолженности сочетается требованием подписания соглашения на выделение траншей МВФ и альтернативного кредитования из других источников

. Таблица 33. Общие характеристики. Лондонского и. Парижского клуба кредиторов

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой. Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

o положение о совместном доступе. При выплате задолженности не допускается дискриминация одного из кредиторов;

o положение о равноправии. Все займы рассматриваются на равноправной основе, предусматривающей равные права на платежи и залог, которые зависят от фактического объема риска банка;

o положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе. Этапы реструктуризации долга. Лондонским клубом мм:

1. Должник объявляет мораторий на платежи и составляет. Информационный меморандум

2. Кредитор формируют. Банковский консультативный комитет

3. Выбор посредников по обслуживанию, адвокатов и юридических консультантов

4 сбора по изучению состояния задолженности, должника

5. Согласование основных условий

6. Документальное оформление соглашения о пересмотре долга

7. Подписание юридических документов всеми сторонами

Учитывая тот факт, что Парижский клуб состоит из стран-кредиторов, считающихся лидерами мировой экономики, его влияние намного выше Лондонского. Парижский клуб имеет два основных направления деятельности:

  1. Выдача кредитов развивающимся странам, то есть странам третьего мира.
  2. Реструктуризация задолженности и урегулирование долговых споров между странами-кредиторами и странами-должниками.

Парижский клуб не имеет формального статуса, поэтому в своей деятельности он руководствуется выработанными правилами и принципами. Членство в этом клубе неформальное, поэтому на заседаниях по урегулированию задолженности может участвовать любая страна, имеющая непогашенный межправительственный кредит.

Чтобы получить помощь Парижского клуба в реструктуризации долга стране-должнику необходимо предъявить убедительные доказательства того факта, что без реструктуризации она никак не может более выплачивать долг. Как правило, этими доказательствами являются другие крупные кредиты. Кроме того, на решения Парижского клуба влияют прогнозы МВФ относительно той или иной страны.

Еще Парижский клуб оказывает реальную помощь странам-должникам, проводящим определенную экономическую политику. Помощь в этих макроэкономических преобразованиях оказывается в виде дополнительных ссуд и займов.

Кредиты, полученные от стран-участников Парижского клуба, распределяются равномерно между всеми странами-должниками. То есть для всех стран-кредиторов устанавливается один и тот же льготный период погашения. И если одна из стран-кредиторов пошла на уступки своему должнику, должник имеет право требовать таких же уступок и от остальных своих кредиторов.

Основная идея Парижского клуба - оказание всесторонней помощи беднейшим странам-должникам, совершенно не способным самостоятельно справиться со всеми кредитами. Опираясь на общественное мнение, участники Парижского клуба периодически списывают таким странам часть их долгов. С 1994 года клуб таким образом списывал до 67% от общей суммы задолженности, а в настоящее время - до 80%.

Конечно, такая скидка предоставляется не всем странам. Они должны не только принадлежать к числу беднейших стран планеты, но и проводить позитивные экономические преобразования.

Лондонский клуб

Структура Лондонского клуба состоит из коммерческих банков и различных фондов, оказывающих кредиторские услуги различным странам. Основная деятельность Лондонского клуба - урегулирование вопросов погашения проблемной задолженности стран перед банками. Причем Лондонский клуб занимается только теми долгами, которые не обеспечены гарантиями какого-либо государства.

В своей деятельности Лондонский клуб придерживается следующих принципов:

  1. К каждому должнику обязательно вырабатывается индивидуальный подход.
  2. Пересмотр условий погашения долга должен быть подкреплен доказательствами невозможности должника выполнять свои обязательства.
  3. Потери от реструктуризации чьего-либо долга равномерно распределяются между всеми участниками Лондонского клуба.
  4. Руководство клуба (председатель и секретариат) периодически обновляется.

Так же как и Парижский клуб, Лондонский ставит перед собой цель облегчить долговое бремя бедных стран планеты. Впервые свою деятельность Лондонский клуб начал в 1976 году, облегчив кредитное бремя Заиру.

Особенности Лондонского и Парижского клубов

Несмотря на схожесть в их деятельности, клубы все же сильно отличаются друг от друга. Парижский клуб, объединяющий центральные банки и министерства финансов развитых стран, имеет гораздо большие финансовые возможности. Страны-участники Парижского клуба из соображений политики дают взаймы много и с большим удовольствием.

Члены Лондонского клуба всегда ограничены в деньгах, поэтому кредиты дают крайне осторожно, под большие проценты и комиссии. Их можно понять: частные банки денег не печатают, дают в долг кровно заработанные и в случае невозврата их не защитят ни гарантии, ни страховки.

При рассмотрении вопросов урегулирования проблемной задолженности в Лондонском клубе создается комитет, в который входят представители банков, выдавших 90-95% от суммы всех кредитов должника. В парижском клубе комитет представлен главами центральных банков и министрами финансов независимо от их доли в рассматриваемом долге.

Таким образом, правила и принципы реструктуризации и списания долгов в Парижском клубе всегда одни и те же для всех должников. В Лондонском клубе те же правила и принципы могут существенно различаться в зависимости от страны, в которой проходит совещания и от состава консультационного комитета.

Окончательное решение по долговым вопросам в Лондонском клубе принимается на основе решений консультационного комитета, в Парижском клубе - на основе прогнозов МВФ.

Лондонский клуб Парижский клуб и РФ.

Работу выполнила: Маковская Мария

Группа: 51 Б

1. Деятельность Парижского клуба

Парижский клуб (создан в 1956г.) – межправительственный институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий около 20 стран. Его цель – пересмотр условий внешних займов развивающихся стран для избежания одностороннего моратория. Клуб практикует продление сроков погашения долга или его части, списание 30-60% задолженности наименее развитых государств, продажу их долгов третьим странам или международным организациям.

Парижский клуб не имеет жесткой организационной структуры и членства и формально открыт для всех стран, которые являются кредиторами и принимают его практику работы. Председателем Парижского клуба традиционно является высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции, небольшой секретариат также размещается во французском казначействе. Главной функцией клуба являются проведение многосторонних переговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности. Основными членами Парижского клуба являются развитые страны – члены ОЭСР. По результатам переговоров с должниками на многосторонней основе члены Парижского клуба подписывают Согласованный протокол реструктуризации долга, содержащий:

Условие о консолидации платежей по обслуживанию долга и просроченных платежей;

Дату, по состоянию на которую подписанные соглашения о кредитах попадают под реструктуризацию;

Консолидационный период, в течение которого должна произойти реструктуризация долга;

Доля долга, подлежащая реструктуризации;

Условия первого взноса по реструктуризованной задолженности;

График платежей.

Условия согласованного протокола вступают в силу только после того, как страна-кредитор и страна-должник договорятся на двусторонней основе по списку кредитов, подлежащих реструктуризации.

Время от времени Парижский клуб согласовывает условия, на которых реструктуируются долги развивающихся стран.

В апреле 1996 года договорённости с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому Россия должна в общей сложности (включая предварительные договорённости) выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд. долларов. Из них 45% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 года, а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами Парижского клуба, - в течение 21 года. При этом реструктурированный номинал долга должен погашаться нарастающими платежами начиная с 2002 года.

Таким образом, вступление России в Парижский клуб (в 1997 г.) заставило страну признать свое обязательство по долгу СССР отказаться от части дебиторского долга. В то же время Россия добилась фиксации курса рубля по задолженности на уровне 1990 г. – 60 копеек за доллар. Кроме того, она приобрела дополнительные возможности по возврату долгов от своих собственных должников. Бывший СССР активно поддерживал страны "социалистической ориентации", которых было больше 20. Самыми крупными должниками нашей страны являются Куба, Сирия, Монголия, Вьетнам, Ирак, Эфиопия, Йемен, Мозамбик, Сомали. Почти все эти государства – должники СССР имеют соглашения с Парижским клубом.

2. Лондонский клуб

Лондонский клуб – это международное объединение представителей более 60 крупнейших частных коммерческих банков, сформировавшееся в 80-е годы. Цели этой организации – разрешение проблем, возникающих в связи с неспособностью развивающихся стран регулярно погашать платежи по внешней задолженности. Лондонский клуб в основном кредитовал развивающиеся и социалистические страны. Россия в списке должников занимает четвертое место после Бразилии, Мексики, Аргентины.

В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. Именно на этом рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции.

Лондонский клуб не имеет какой-либо организационной структуры и собирается в составе тех банков, которые имеют наиболее крупные требования к стране-должнику, дело которой они рассматривают. В рамках Лондонского клуба банки заключают с правительством страны-должника либо о ежегодной реструктуризации долга, либо о многолетней реструктуризации. Условием подписания соглашения о реструктуризации обычно являются принятие страной программы МВФ по структурной корректировке экономики и осуществлению экономических реформ и наличие жесткого мониторинга за ее исполнением. Реструктуризации подлежат только выплаты основного долга, тогда как все просроченные суммы должны быть выплачены в момент подписания соглашения о реструктуризации. Набор мер по реструктуризации в рамках Лондонского клуба обычно ограничивается:

Соглашениями о выкупе, по которым правительство страны-должника покупает частный долг своих компаний со скидкой у иностранных банков;

Об обмене со скидкой долгов на другие активы, такие как акции национальных компаний;

Сокращение платежей по обслуживанию долга и предоставлении новых займов для выплаты старых долгов.

В 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде было решено, что должником Лондонского клуба со стороны России будет выступать Внешэкономбанк.

В 1996 году с Лондонским клубом было заключено соглашение о реструктуризации долгов СССР банкам на условиях, предусматривающих выплату долга за 25 лет. Процесс выверки всех первоначальных кредитных соглашений окончательно завершился в конце 1997 года, когда Внешэкономбанк непосредственно приступил к долгосрочной реструктуризации советского долга на общую сумму в 28,5 млрд. долларов. Было выпущено два новых инструмента – PRIN (на сумму основного долга) и IAN (на сумму накопленных процентов) со сроками погашения в 2020 и 2015 годах соответственно. Подписанный договор о реструктуризации предусматривал погашение основной части долга (22,5 млрд. долл.) в течение 25 лет. При этом первые семь лет Россия должна выплачивать лишь проценты, общий объём которых – 6 млрд. долл.

В конце 1997 г. Россия вступила в Лондонский клуб.

Общие и отличные характеристики Лондонского и Парижского клубов

Функциональный признак

Лондонский клуб

Парижский клуб

Цель деятельности

Решение финансовых проблем стран, которые развиваются, относительно обслуживания и погашение внешнего обязательства

Статус и организационная структура

Неформальные компании без официального мандату с непостоянным составом участников

Процедурная компания деятельности

Основные подходы к оценке финансового поведения дебиторов и условий кредитования идентичные

Периодичность созывов заседаний

Жестко не регламентируется; заседания проводятся в случае текущей потребности

Начало деятельности

1976 г.

1956 г.

Сфера деятельности

Реструктуризация долга коммерческим структурам

Реструктуризация долга официальным (государственным) кредиторам

Начало программы реструктуризации

Определяется дебитором (дата, указанная в информационном сообщении должника об отказе от уплаты обязательств)

Определяется кредитором (дата, из которой страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику новые займы)

Представительство интересов кредиторов

Интересы кредиторов представляет Банковский консультативный комитет (БКК) из числа наиболее заинтересованных банков

Интересы кредиторов представляют самые влиятельные банки, независимо от их доли в долговом финансировании

Возможность пересмотра процентных платежей и основной суммы задолженности

Условия «старых» задолженностей не пересматриваются. Клуб согласовывает пакет мероприятий по реструктуризации займа, и банки становятся владельцами новых евробондов

Договоренности прошлых периодов могут быть пересмотренные

Необходимость поддержания дебиторов МВФ и другими финансовыми учреждениями

Не является обязательной

Реструктуризация обязательства объединяется с требованием подписания соглашения на выделение траншей МВФ и альтернативное кредитование из других источников

3. Внешний долг России

В прошедшем десятилетии Россия систематически прибегала к масштабным внешним заимствованиям. С середины 90-х годов этот процесс дополнился экспансией внутреннего долга. Девальвация рубля в 1998 году мгновенно утяжелила относительное бремя внешнего долга в несколько раз, так что к 2000 году оно составило 95% ВВП, что почти вдвое превышает критическую отметку, установленную международными финансовыми организациями на уровне 50%. В результате Россия оказалась одним из крупнейших должников в мире, и перед ней со всей остротой встала проблема обслуживания и погашения своих долгов.

Вместе с тем, в начале октября 2001 года два международных рейтинговых агентства, Fitch IBCA и Standard & Poor’s, повысили долгосрочный кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной и местной валюте в евробондах. Fitch увеличило свой кредитный рейтинг России с B до B+, а Standard & Poor’s изменило свой прогноз российского рейтинга кредитоспособности со стабильного на позитивный. По заявлениям рейтинговых агентств, улучшение кредитных оценок России связано с положительными сдвигами в экономике страны. Одновременно отношение внешнего государственного долга к ВВП сократилось до 50% (по материалам Financial Times).

Впервые с конца 2001 года Минфин опубликовал официальную информацию по внешнему долгу России. Как говорится в официальном сообщении Министерства финансов России, госдолг России на 1 января 2003 года (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерации) составил $122,1 млрд. против $130,1 млрд. на 1 января 2002 года.

Долг странам - членам Парижского клуба кредиторов составляет $44,7 млрд., странам, не вошедшим в Парижский клуб кредиторов - $7,7 млрд. "Коммерческая" задолженность на 1 января 2003 года составляла $3,9 млрд.

Задолженность перед международными финансовыми организациями на 1 января 2003 года составила $13,9 млрд., в том числе, Международному валютному фонду Россия должна $6,5 млрд., Всемирному банку - $7,0 млрд., Европейскому банку реконструкции и развития - $0,3 млрд.

Долг по еврооблигациям на начало года составил $36,9 млрд., по облигациям внутреннего валютного займа (4-8-го траншей) - $9,3 млрд.

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России - $6,2 млрд.

Сейчас, после завершения процесса урегулирования внешней задолженности бывшего СССР, акцент в деятельности по управлению внешним долгом смещён, прежде всего, на проведение ответственной политики государственных внешних заимствований. Одной из главных проблем является разумное определение пределов новых внешних заимствований. Если исходить из ориентации на "нулевой" вариант, иначе говоря, на сдерживание роста номинального государственного долга, то ежегодный объём вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должен соответствовать примерно размерам ежегодного погашения внешнего долга. В последние годы это правило строго соблюдается: с начала 1999 по 2001 год совокупный внешний долг России сократился с более чем 150 млрд. долларов до менее чем 147 (на 1.01.01).

Другим составным элементом, требующим серьёзной проработки, является формирование оптимальной структуры внешних заимствований. Следует обратить внимание прежде всего на структуру заимствований по срочности. Вновь привлекаемые иностранные кредиты и займы – это новый долг, меняющиё графики погашения и обслуживания ранее накопленного внешнего долга. Из опыта бывшего СССР известно, что неоптимальная структура заимствований привела к образованию "пиков" платежей, спровоцировавших долговой кризис. Причём даже приемлемые условия каждого нового кредита, займа, выпуска ценных бумаг в отдельности не исключают их негативного совокупного воздействия на общий график платежей по внешнему долгу.

Список литературы

  1. http://odiplom.ru/ekonomika/parizhskii-i-londonskii-klub
  2. http://forexaw.com/TERMs/Corporations_and_companies/European_companies/l796_%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1_London_Club
  3. http://model.vscc.ac.ru/vers3/DE/mvko/95mvko_lec95.htm


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: