Закон о платных скорых с 20 июня. Про указ о платных скорых и не только. Какие изменения грядут в оказании скорой помощи

20 июня 2018 года в нашей стране вступает в действие новый закон о скорой помощи, он должен сделать вызов неотложки платным. Именно таким является очередной слух, распространяемый в интернете в последнее время. Так это или не так, и что изменится в законодательстве касаемо работы «скорой» – здесь необходимы определенные пояснения. Закон о скорой помощи: есть ли изменения с 20 июня 2018 года, каких поправок в законодательстве следует ожидать.

Изменится ли закон о скорой помощи с 20 июня 2018 года

В чем суть непроверенной информации, возникшей прошедшей зимой? Якобы 20 июня 2018 года в Закон о скорой помощи будут внесены изменения, призванные сделать вызов неотложки платным. Но не всегда.

Имеется в виду, что 1 человек имеет право на вызов скорой 4 раза в год, а 5-й вызов станет уже платным. Исключение составят пенсионеры, инвалиды и дети, данным категориям неотложка может требоваться чаще.

Естественно, никаких таких правок в закон о скорой помощи внесено не было. Она будет по-прежнему бесплатной для всех и во всех случаях.

Так или иначе, хоть законодательство не менялось, подобные слухи не возникают из ничего. По подсчетам специалистов скорой помощи, примерно 37% вызовов фактически получаются ложными. Где-то неотложку вызывают пьяные люди, развлекающиеся таким способом. Где-то таким образом привлекают к себе внимание одинокие пенсионеры, испытывающие недостаток общения. Где-то это просто мнительные люди, сочиняющие для себя несуществующие заболевания и пр. Возможных ситуаций на самом деле множество, и мы назвали лишь типичные.

Еще 3 года назад финансовый НИИ при Министрестве финансов предложил ряд чисто «бухгалтерских» идей для Министерства здравоохранения касаемо того, каким образом можно провести оптимизацию деятельности скорой помощи и медицинской системы вообще. В том числе в даннеы идеи входило и приведенное нами ограничение по количеству вызовов неотложки для 1 пациента.

Минздрав тогда отреагировал довольно резко. Конечно, проблема ложных и условно ложных вызовов есть. Естественно, по этой причине скорые выполняют лишнюю работу и не каждый раз могут успеть к тому, кто действиетельно нуждается в помощи. Тем не менее, право граждан на медицинскую помощь – безоговорочно, и устанавливать какие-либо лимиты просто неуместно.

Власти забыли о подобной идее, однако кто-то в сети в очередной раз решил привлечь внимание людей громкими заголовками. Готовы вас успокоить – скорая помощь по-прежнему бесплатна вне зависимости от количества вызовов в год, месяц или неделю.

Единственное, чем возможно объяснение подобного слуха – реквизиты нынешнего закона. То, что называется в нашей стране законом о скорой помощи, в действительности является приказом Минздрава №338н. Его подписали 5 лет назад – 20 июня 2013 года. Может быть и так, что путаница появилась из-за этого.

Определенные изменения в приказ Минздрава №338н от 20 июня 2013 года на самом деле готовятся, однако вступить в действие они могут лишь с 1 октября этого года.

Суть изменений в законодательство о скорой помощи, предлагаемых Минздравом в 2018 году:

  • бригады скорой обяжут везти пациентов не в ближайшую больницу, удобную для бригады, а в специальные отделения: если пациенту необходима помощь кардиолога – в кардиологическое, психиатра – в психиатрическое и т.п.
  • будет прописано, в каких случаях бригада скорой может требовать санитарную авиацию для перевозки больного. Также внесут в законодательство, что летом авиасредство должно быть подготовлено за 1 час до вылета, зимой – за 2 часа.
  • бригады скорой при Центре медицины катастроф получат большее количество полномочий: они получат право сами созывать консилиумы, включая удаленные, взаимодействовать с транспортными операторами, силовыми службами и пр. без специализированных санкций.
  • укажут, что больного необходимо доставить до медучреждения в течение 24 часов после вызова бригады скорой.

Еще одно возможное изменение, которое могут принять к осени, относится к нормативам комплектования бригад скорой.

Насколько увеличится эффективность работы бригад скорой помощи в нашей стране после принятых изменений, мы сможем оценить лишь после их вступления в действие.

Каждый человек, вне зависимости от возраста и пола, может обратиться за услугами платной скорой помощи. Услуги предоставляются без установленных нормативов обслуживания. То есть врачи находятся с пациентам столько, сколько того требует его состояние.

20 июня 2016 года в силу вступило новое Постановление Минздрава «О внесении изменений в порядок оказания скорой помощи российским гражданам». Приказ был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Содержание документа вызвало разную реакцию у населения России. Людей, прежде всего, возмутило условие, согласно которому бригада может выезжать к человеку бесплатно не более четырех раз в год. Если гражданину понадобится сверхурочный вызов (пятый за год), за оказанные услуги ему придется платить.

В содержании недавно принятого законодательства говорится о том, что на бесплатную скорую помощь могут рассчитывать только пожилые люди, несовершеннолетние и инвалиды. Остальные жители страны воспользоваться бесплатными услугами не смогут. Таким решением Правительство сэкономит денежные средства, на которые будут куплены новые автомобили скорой службы. Кроме того, Министерство здравоохранения предложило штрафовать граждан за ложные вызовы экипажа врачей.

Изменения в законе о предоставлении скорой медицинской помощи

В новом законе внесены изменения в состав бригады врачей

Согласно выданному в 2016 году постановлению, существенное изменение коснулось состава бригады. Раньше бригада скорой помощи состояла из санитара-водителя и фельдшера водителя. Медицинских сестер не было. Новые правила позволяют приобщить к составу и медсестер. Дополнительно фельдшеры-водители и санитары-водители упразднены. Теперь существуют обязанности только водителя, который при экстренном состоянии здоровья должен подчиняться доктору.

Все бригады теперь разделяются согласно их профессиональной деятельности:

  • Реанимационная;
  • Педиатрическая;
  • Психиатрическая;
  • Консультативные экстренные.

Поэтому, прежде чем набрать 03, уточните, в каком состоянии пациент. В зависимости от населенных пунктов Российской Федерации, бригады скорой службы могут пребывать и на вертолете. Это возможно в том случае, если от районного центра до населенного пункта далеко или общественные дороги были перекрыты из-за стихийного бедствия. В случае необходимости врачи обязаны будут в ускоренном порядке создать бригады кардиологической или неврологической помощи.

Время прибытия скорой помощи

Если в населенном пункте проживают более 100 тысяч граждан, то в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации создаются подстанции медицинской «скорой» с двадцати минутным расчетом транспортной доступности.

Если в городе от 50 до 100 тысяч человек, согласно приказу, создается специальное медицинское учреждение с круглосуточной быстрой поддержкой. Подобное условие также прописано в новом постановлении.

В небольших деревнях и селах должны быть построены подразделения скорой помощи, недалеко от местных больниц. Районные власти обязаны обеспечить медицинскими услугами любого, кто позвонит по номеру 03.

В мегаполисах с численностью жителей более 100 тысяч человек скорая помощь должна приезжать по адресу в течение 20 минут. Нормативы времени не отложенной поддержки для других населенных пунктов не устанавливаются. Действует общее правило, согласно которому медицинская служба оказывается незамедлительно. Если врачи в течение получаса не прибыли на место назначения или отказали в медицинской помощи, гражданин может позвонить по номеру 02. Неправомерные действия врачей влекут за собой уголовную ответственность (статьи 124 и 125 УК).

Сколько раз можно вызывать скорую помощь?

Как уже было сказано выше, житель Российской Федерации в течение одного года может вызвать скорую помощь не более четырех раз. Если превысить количество допустимых вызовов, за услуги придется платить.

Состав машин не отложенной службы

Теперь автомобили оснащаются новыми моделями медицинской техники, способствующие применению современных технологий. Появляются устройства, позволяющие делать непрямой массаж сердца с голосовым сопровождением. Также устанавливаются аппараты искусственной вентиляции легких для новорожденных и детей.

Машина «скорой» оборудуется навигатором и видеорегистратором. В 2017 году были оснащены более 20 тысяч машин скорой помощи. В северных регионах навигаторы устройства (видеорегистраторы и навигаторы) есть во всех автомобилях службы медицинской помощи.

Поводом для всплеска дискуссий по этому поводу стало предложение Минфина полугодовой давности, сделанное Минздраву. Минфин, вернее, подведомственный ему научно-исследовательский финансовый институт, предложил брать с пациентов плату за вызов «скорой» чаще 4-х раз в год. Исключение предложили сделать для инвалидов, пенсионеров и детей. Кроме того, предлагалось оплачивать более 8 посещений в год терапевтов в поликлиниках, обслуживание в нерабочие часы, лечение у высококвалифицированного специалиста. До 1 июня должны были подвести итоги эксперимента в Мариий Эл, Чувашии и других регионах, где платные скорые работали с начала года. Вот, сетевой народ и возбудился. Вопрос, почему Минфин выступил с таким предложением, думаю, пояснений не требует. Интереснее, почему не поддержал Минздрав. Самая очевидная причина отказа в введении нового стандарта - не боязнь роста социальной напряженности, а чисто финансовые и практические соображения. Подсчеты показали, что частичный отказ от практики бесплатного вызова «скорой» позволит сэкономить от 2 до 7,9 млрд рублей в год. Это составляет 0,62% стоимости базовой программы госгарантий. Суммы мизерные, чтобы переустраивать сложившуюся практику. Однако дискуссия по поводу оправданности дармовой «скорой» для всех уже давно ведется в профессиональных кругах. «Скорая» значительные ресурсы тратит на пьяные вызовы, на шутников и бабушек, которые предпочитают снижать давление под присмотром профессионалов. Еще десять лет назад отдельно взятый город Ставрополь ставил подобный эксперимент. При всей дискуссионности метода, что и подтвердил нынешний фейсбук, оказалось, что с умом дифференцированный подход к вызовам «скорой» интересов граждан не ущемляет. Тогда во всех поликлиниках Ставрополя возобновили работу пунктов неотложной помощи, по сути, восстановив старую советскую практику при которой «Скорая» выезжала только на экстренные ДТП и пожары, а неотложка к больным на дом. Ставропольцам объяснили, что «скорую», конечно, тоже можно вызывать, но если врач сочтет вызов необоснованным, то придется платить. Всплеска социальной напряженности в Ставрополе этот эксперимент не вызвал, хотя в итоге и был признан местной прокуратурой незаконным. Эффект от двух месяцев работы таким - число вызовов «скорой» за сутки снизилось с 465 до 330. Автоматически сократилось время ожидания бригады. Эксперты Минздравсоцразвития еще тогда признавали, что плата за вызов «скорой помощи» при не жизнеугрожающих ситуациях - единственный оптимальный выход. Думаю, эта модель - а не 4 вызова даром, а остальные за плату может рассматриваться как наиболее перспективная для оптимизации работы «скорой». Во всяком случае именно за нее голосуют на своем профессиональном форуме feldsher.ru работники скорой помощи. Но при всей очевидности такого подхода даже профессионалы сомневаются, сможет ли такая формула эффективно работать. Вот выдержка из одного поста: В больших городах - масса ложных вызовов «скорой» наркоманами, людьми в нетрезвом состоянии, на «сопли», а также - «просто пообщаться», как часто делают это пожилые люди. Однако чем дальше населенный пункт от цивилизации, тем меньше подобных «фокусов» от пациентов. - Мы - за израильскую модель вызова «скорой», - в один голос твердят российские доктора. - Пока «скорая» летит к похмельному пьянице, кто-то умирает от инфаркта! Вызвал по делу - оплачивает страховая, просто так - плати сам. Израильская модель вызова «скорой», конечно, не предполагает вызовов без дела (штраф - 1000 шекелей, почти 250 долларов!). Однако если пациента довезли до больницы, помощь оказали в приемном покое и не госпитализировали, то платить ему все равно придется. Строго говоря, вызов не был ложным, но тяжести своего состояния пациент объективно оценить не мог. Сама ситуация с ложными вызовами тоже далеко не всегда однозначна. Когда у моего отца в Москве было предынфарктное состояние, мы дважды вызывали «скорую», которая констатировала - грипп. Фельдшера советовали пить витамины. И в результате он был доставлен в стационар той же бригадой по повторному вызову только через 6 часов: с диагнозом - обширный инфаркт миокарда. Фельдшера извинились, но состояние уже было критическим и купировалось в кардиореанимации. Занимаясь реформированием хорошо бы наладить объективный контроль и за вызовами, и за ошибочными диагнозами, и за грядущими штрафами за ложный вызов. Штрафы, кстати, еще в ноябре 2015 предлагал тот Минфин. Понятно, что сотрудники «скорой» постараются фиксировать свои ошибки по-минимуму, без нормального контроля снова будут страдать пациенты. Как утверждают российские медики, примерно две трети вызовов «скорой» к пожилым людям - это отсутствие адекватной терапии их хронических заболеваний. Участковым терапевтам, у которых бывает и по 70 вызовов на дом, просто некогда этим заниматься. Думаю, если взять сельский сектор, то обострившейся запущенной хроники будет еще больше. И выездные диагностические бригады ситуацию особо не улучшат. Надо вновь открывать ФАПы с целевыми и регулярными визитами в них специалистов. «Скорую» нередко вызывают и граждане с психическими нарушениями, не желающие при этом госпитализироваться в профильный стационар. При этом количество сотрудников психиатрических клиник и диспансеров Минздрав упорно сокращает. Следовательно, эта категория лиц будет продолжать беспорядочные вызовы, а расплачиваться за это даже не подумает. А пока все в работе «скорой» остается неизменным. Спасать людей и приезжать на вызовы медики будут бесплатно. Об этом заявили «Новой газете» в Минздраве и департаменте здравоохранения Москвы.

Поводом для всплеска дискуссий по этому поводу стало предложение Минфина полугодовой давности, сделанное Минздраву. Минфин, вернее, подведомственный ему научно-исследовательский финансовый институт, предложил брать с пациентов плату за вызов «скорой» чаще 4-х раз в год. Исключение предложили сделать для инвалидов, пенсионеров и детей. Кроме того, предлагалось оплачивать более 8 посещений в год терапевтов в поликлиниках, обслуживание в нерабочие часы, лечение у высококвалифицированного специалиста.

До 1 июня должны были подвести итоги эксперимента в Мариий Эл, Чувашии и других регионах, где платные скорые работали с начала года.

Вот, сетевой народ и возбудился.

Вопрос, почему Минфин выступил с таким предложением, думаю, пояснений не требует. Интереснее, почему не поддержал Минздрав.

Самая очевидная причина отказа в введении нового стандарта — не боязнь роста социальной напряженности, а чисто финансовые и практические соображения. Подсчеты показали, что частичный отказ от практики бесплатного вызова «скорой» позволит сэкономить от 2 до 7,9 млрд рублей в год. Это составляет 0,62% стоимости базовой программы госгарантий. Суммы мизерные, чтобы переустраивать сложившуюся практику.

Однако дискуссия по поводу оправданности дармовой «скорой» для всех уже давно ведется в профессиональных кругах.

«Скорая» значительные ресурсы тратит на пьяные вызовы, на шутников и бабушек, которые предпочитают снижать давление под присмотром профессионалов.

Еще десять лет назад отдельно взятый город Ставрополь ставил подобный эксперимент. При всей дискуссионности метода, что и подтвердил нынешний фейсбук, оказалось, что с умом дифференцированный подход к вызовам «скорой» интересов граждан не ущемляет.

Тогда во всех поликлиниках Ставрополя возобновили работу пунктов неотложной помощи, по сути, восстановив старую советскую практику при которой «Скорая» выезжала только на экстренные ДТП и пожары, а неотложка к больным на дом. Ставропольцам объяснили, что «скорую», конечно, тоже можно вызывать, но если врач сочтет вызов необоснованным, то придется платить. Всплеска социальной напряженности в Ставрополе этот эксперимент не вызвал, хотя в итоге и был признан местной прокуратурой незаконным. Эффект от двух месяцев работы таким — число вызовов «скорой» за сутки снизилось с 465 до 330. Автоматически сократилось время ожидания бригады.

Эксперты Минздравсоцразвития еще тогда признавали, что плата за вызов «скорой помощи» при не жизнеугрожающих ситуациях — единственный оптимальный выход.

Думаю, эта модель — а не 4 вызова даром, а остальные за плату может рассматриваться как наиболее перспективная для оптимизации работы «скорой».

Во всяком случае именно за нее голосуют на своем профессиональном форуме feldsher.ru работники скорой помощи. Но при всей очевидности такого подхода даже профессионалы сомневаются, сможет ли такая формула эффективно работать. Вот выдержка из одного поста:

В больших городах — масса ложных вызовов «скорой» наркоманами, людьми в нетрезвом состоянии, на «сопли», а также — «просто пообщаться», как часто делают это пожилые люди. Однако чем дальше населенный пункт от цивилизации, тем меньше подобных «фокусов» от пациентов.

— Мы — за израильскую модель вызова «скорой», — в один голос твердят российские доктора. — Пока «скорая» летит к похмельному пьянице, кто-то умирает от инфаркта! Вызвал по делу — оплачивает страховая, просто так — плати сам. Израильская модель вызова «скорой», конечно, не предполагает вызовов без дела (штраф — 1000 шекелей, почти 250 долларов!). Однако если пациента довезли до больницы, помощь оказали в приемном покое и не госпитализировали, то платить ему все равно придется. Строго говоря, вызов не был ложным, но тяжести своего состояния пациент объективно оценить не мог.

Сама ситуация с ложными вызовами тоже далеко не всегда однозначна. Когда у моего отца в Москве было предынфарктное состояние, мы дважды вызывали «скорую», которая констатировала — грипп. Фельдшера советовали пить витамины. И в результате он был доставлен в стационар той же бригадой по повторному вызову только через 6 часов: с диагнозом — обширный инфаркт миокарда.

Фельдшера извинились, но состояние уже было критическим и купировалось в кардиореанимации.

Занимаясь реформированием хорошо бы наладить объективный контроль и за вызовами, и за ошибочными диагнозами, и за грядущими штрафами за ложный вызов. Штрафы, кстати, еще в ноябре 2015 предлагал тот Минфин. Понятно, что сотрудники «скорой» постараются фиксировать свои ошибки по-минимуму, без нормального контроля снова будут страдать пациенты.

Как утверждают российские медики, примерно две трети вызовов «скорой» к пожилым людям — это отсутствие адекватной терапии их хронических заболеваний. Участковым терапевтам, у которых бывает и по 70 вызовов на дом, просто некогда этим заниматься.

Думаю, если взять сельский сектор, то обострившейся запущенной хроники будет еще больше. И выездные диагностические бригады ситуацию особо не улучшат. Надо вновь открывать ФАПы с целевыми и регулярными визитами в них специалистов.

«Скорую» нередко вызывают и граждане с психическими нарушениями, не желающие при этом госпитализироваться в профильный стационар. При этом количество сотрудников психиатрических клиник и диспансеров Минздрав упорно сокращает. Следовательно, эта категория лиц будет продолжать беспорядочные вызовы, а расплачиваться за это даже не подумает.

А пока все в работе «скорой» остается неизменным. Спасать людей и приезжать на вызовы медики будут бесплатно. Об этом заявили «Новой газете» в Минздраве и департаменте здравоохранения Москвы.

СМИ активно обсуждают Закон о платных скорых с 20 июня 2018 года. Граждан интересует – правда ли, что скоро пациенты смогут вызывать скорую помощь бесплатно 4 раза в год, а 5-й и последующие вызовы станут платными. Отдельные категории граждан по-прежнему смогут вызывать «скорую» бесплатно неограниченно.

Ложные слухи

Министерство здравоохранения Российской Федерации категорично отвергает эти слухи, и отвечает, что подобных планов нет и не будет. Многочисленная информация в интернете по поводу платной скорой помощи в 2018 году не соответствует действительности.

Региональные власти дают официальные разъяснения по этому вопросу, поясняя, что эта информация является ложной, и подобный приказ в Правительстве не рассматривается. Предполагается, что всплеск интереса к этой теме и несуществующий закон о скорой помощи за деньги 2018 года появились в связи с принятием новой редакции приказа Минздрава № 33н от 22.01.2016 года.

Приказ действительно внес некоторые изменения в порядок оказания скорой и скорой специализированной медпомощи, но он касается порядка работы медицинских бригад. О введении платы за услуги скорой медпомощи в документе не говорится, и любой вызов медработников является для пациента бесплатным.

Экспертная оценка закона

Итак, рассматриваемые нововведения – это не закон о платной скорой помощи 2018, а некоторые организованные изменения, которые позволят сделать скорую медпомощь более качественной и доступной для пациентов. В ведомстве отмечают, что одна из главных задач – доставить пациента туда, где ему окажут полный комплекс необходимых медуслуг. Так, если у пациента отравление – он должен быть доставлен в токсикологический центр, если ожог – в ожоговый центр и т.д.

Соответствующие изменения внесены в закон для того, чтобы эта работа велась в штатном и повседневном режиме, чтобы любого пациента доставляли в специализированные медучреждения в течение суток с моменты прибытия скорой помощи на вызов. Важны и новые полномочия врачей скорой медпомощи при Центре медицины катастроф. Теперь они могут не только привлекать к работе узких специалистов, но и вправе организовывать дистанционные консилиумы, а также привлекать для решения своих задач экстренные службы.

Таким образом, новый приказ Министерства здравоохранения преследует совсем иные цели – распространить приоритетный проект санитарной авиации в пределах всей страны. Сегодня этот проект действует лишь в части регионов в рамках тестирования, к осени 2018 года его будут внедрять во всех регионах. Кроме того, для станций скорой медпомощи утверждены новые штатные нормативы. Так, в одной станции могут присутствовать не менее 5,5 ставок анестезиологов-реаниматологов и старших врачей отделений.

Новый закон о скорой помощи предоставляет медикам право задействовать в ряде случаев возможности санитарной авиации. Соответствующие воздушные судна должны быть готовы к проведению полета в течение часа в теплое время года, и в течение двух часов – в холодное время года. Новые правила устанавливают и нормативы штатной численности подразделений санавиации, предназначенных для экстренной эвакуации (при центрах медицины катастроф).

Существенно расширены полномочия, которыми обладает бригада скорой помощи, действующая при центре медицины катастроф. Сотрудники санавиации этого направления могут проводить и организовывать дистанционные совещания и консилиумы врачей. К оказанию медпомощи больным могут быть привлечены врачи разных специальностей, но предварительно это решение нужно согласовать с руководителем подразделения. Допустимо использовать силы государственной и санитарной авиации для того, чтобы оказать пациентам специализированную качественную медпомощь. Скорые, которые работают при центрах медицины катастроф, могут взаимодействовать с полицией, пожарной охраной, аварийными службами для того, чтобы оказать пациентам необходимую помощь.

Поводом для их появления стали попавшие в СМИ еще в 2015 году предложения подведомственного Минфину России Научно-исследовательского финансового института. В изложении «Российской газеты» от 25.11.2015 года идеи экспертов НИФИ выглядели следующим образом:

  1. Ограничить количество бесплатных вызовов «скорой», например, ввести норму максимум 4 раза в год — дальнейшие вызовы только за деньги. За «ложные» вызовы бригады «03», когда диспетчеру сообщают о тяжелом больном, а на деле все не так и плохо, тоже предлагается платить.

  2. Бесплатное посещение врача на дому оставить только для маленьких детей и малоподвижных инвалидов. Все остальные должны самостоятельно идти на прием в поликлинику.

  3. Ограничить количество бесплатных посещений терапевта и специалистов в поликлинике — 8-10 визитами. Если врач нужен чаще — пожалуйста, но через кассу.

  4. Бесплатные визиты к врачу — в дневное время и по записи. В нерабочие часы и по субботам — за плату. Как и за внеочередной прием и консультации специалистов более высокой квалификации.

  5. Предлагается нормировать и количество госпитализаций. Например, в плановом порядке можно будет пролечиться в стационаре два раза в год.

  6. Аналогичная история и с высокотехнологичной помощью. Какие-то виды могут оставить в ОМС, но поскольку реально речь идет о дорогих видах лечения, предлагается предоставлять их за деньги.

Минздрав России, с одной стороны, столь радикальные предложения не поддержал, отметив, что «право на получение скорой помощи является базовым и не может быть ограничено какими-то экономическими рамками».

С другой стороны, уже самим Минздравом России примерно в то же время был запущен эксперимент по аутсорсингу автомобилей скорой помощи. В Марий Эл, Чувашской Республике, Пермском крае, Архангельской, Вологодской и Кировской областях негосударственным организациям на договорной основе были переданы функции по предоставлению транспортных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи.

Проект спровоцировал очередную волну слухов о грядущем переводе скорой помощи на коммерческие рельсы, в связи с чем Минздраву России пришлось выступать с дополнительными разъяснениями . В соответствующем пресс-релизе ведомства особо подчеркивалось, что «передавать каким-либо негосударственным организациям само оказание скорой медицинской помощи недопустимо» и «такой сценарий не рассматривается и не обсуждается».

В марте 2016 года Владимир Путин дал Минздраву России ряд поручений , касающихся изучения полученного опыта в сфере аутсорсинга скорой помощи, оценки рентабельности таких проектов и определения возможности и условий их продолжения.

В апреле 2016 года министр здравоохранения Вероника Скворцова доложила, что опыт предоставления транспортных услуг скорой помощи негосударственными организациями оценивается как положительный.

«Опыт пилотных регионов имеется. Он позитивный. Никаких нарушений со стороны частных организаций, которые отвечали за содержание автотранспорта и своевременную подачу машин, не было. Состояние машин хорошее, комплектация правильная», – цитировал ТАСС доклад министра.

Чуть позже, заместитель председателя правительства Ольга Голодец заявила о том, что регионы могут самостоятельно принимать решение о необходимости привлечения частных организаций к работе скорой помощи, поскольку услуга заложена в тариф ОМС.

Следует отметить, что экспериментируя аутсорсингом, правительство параллельно запустило программу обновления собственного автомобильного парка службы скорой медицинской помощи. В 2016-2017 годах на закупку автомобилей скорой помощи для регионов и ФМБА в общей сложности было выделено порядка 5 млрд рублей.

Экспериментируя с техническим обеспечением скорой помощи, в Минздраве России не забывали и об организационной стороне вопроса. За последние несколько лет было внедрено несколько довольно принципиальных нововведений, которые даже самый закоренелый скептик вряд ли сможет назвать идущими во вред пациентам.

В частности, с 15 апреля 2016 года вступил в силу приказ Минздрава России «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения исходя из потребностей населения», устанавливающий норматив прибытия скорой помощи не позднее 20 минут с момента вызова.

На днях на федеральном портале проектов нормативных правовых актов завершилось общественное обсуждение проекта приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания скорой, ‎в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

Согласно , бригада скорой помощи должна доставлять пациента не просто в ближайшее медучреждение, а в медицинскую организацию, «оказывающую медицинскую помощь по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям». Изменения должны вступить в силу с 1 октября 2018 года.

Об отсутствии планов кардинального изменения системы ОМС и во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). По словам президента ВСС Игоря Юргенса, на одном из недавних совещаний в Минфине России, действительно поднималась тема медицинского страхования, но никаких принципиальных изменений объема предоставляемой помощи в рамках ОМС не обсуждалось. «Вопросов, которые бы касались бы дополнительной финансовой нагрузки на граждан или сокращения объема медицинской помощи в рамках ОМС, не поднималось. К тому же, такой подход не является идеологией, которой придерживается ВСС», – отметил Игорь Юргенс.

Иными словами, ни о каких ограничениях на число бесплатных вызовов скорой речи не идет. По крайней мере, пока. А очередная волна панических слухов на этот счет, скорее всего, — одно из неизбежных следствий идущей избирательной кампании.

Евгений Трофимов



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: