Где получить лицензию на деятельность. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Кто может обратиться за услугой

В бескрайних просторах интернета можно найти огромное количество определений понятия «лицензия», но, как определить истинно верное понятие данного слова?

В этой статье мы дадим четкое понятие этого термина.

Список всех разновидностей хозяйствования, на которые необходимо получение лицензии, определен действующим законодательством страны.

Ниже, в статье, будет расписан порядок получения лицензии для занятия конкретным видом деятельности.

Что такое лицензия?

Итак, лицензия - своего рода своеобразное разрешение, которое дается для проведения конкретного рода хозяйствования, при этом обязательно соблюдаются все пункты, предусмотренные лицензированием, выдается соответствующим органом физическому лицу или юридическому.

Адрес месторасположения того органа, который осуществил гос. регистрацию, соответственно номер телефона и e-mail.

Следующее, что следует указать в заявлении, это и род деятельности, который будет осуществляться.

Обязательно следует подтвердить факт оплаты государственного сбора.

Куда и в какой срок подавать документы?

Собрав полный пакет документов и, оформив правильно заявление, их можно как предоставить лично, так и отправить почтой.

Разница будет лишь в том, что при личной подаче документов у уполномоченного на оформление лицензии лица будет на описи дата принятия документов и подпись лица, принявшего документы.

Единого органа, которому подаются документы для лицензирования, нет .

Например, для оформления лицензии на алкоголь, документы подаются в региональное управление Департамента САТ ГНС, для медицинской практики – это Единый разрешительный центр Минздрава и тому подобное.

Что же касается сроков, то срок получения лицензии – короткий, разрешение или мотивированный отказ производится в течение 10 календарных дней, с момента принятия документов.

Частые вопросы

По каким причинам могут отказать в выдаче лицензии?

Основными причинами отказа в выдаче лицензий встречаются следующие:

  1. недостоверность или искажение данных в предоставленных в лицензирующий орган документах;
  2. несоответствие заявителя требованиям, которые предъявляются к соискателям лицензии;
  3. подача заявления на выдачу лицензии, ранее аннулированной для данного предпринимателя/организации (касается видов деятельности, указанных в 38-ом 1-ой части 12 статьи ФЗ № 99 от 4.05.2011).

Могут ли приостановить действие лицензии?

Лицензирующий орган имеет право приостановить или аннулировать выданную лицензию до окончания срока ее деятельности в случае, если собственник лицензии совершил нарушения условий предоставления разрешительного документа.

В некоторых случаях лицензирующий орган предоставляет определенный срок для устранения нарушений, по истечение которого действие лицензии продолжится. При этом срок действия не продлевается.

На какие виды деятельность выдается лицензия на определенный срок?

В большинстве случаев лицензия выдается бессрочно, однако в некоторых случаях предусмотрено ограничение сроков действия разрешительного документа. Примеры ограничений сроков действия по виду деятельности:

Электронные услуги

Полное название услуги

Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой:

    Юридические лица

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Государственная пошлина - 65000.0 руб.

    Уплачивается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, которая составляет 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии.

  • Перечень необходимых сведений:

    Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Запрос оформляется согласно приложению 1 к Административному регламенту. При подаче запроса в электронной форме с использованием Портала запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.

    Документ, удостоверяющий личность руководителя юридического лица или его представителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    Представляется в подлиннике в случае личного обращения при подаче запроса и документов. В случае подачи запроса представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

    Копии учредительных документов (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются копии с предъявлением оригинала или нотариально заверенные копии.

    Документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в размере, установленном Правительством Москвы (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    За исключением предприятий общественного питания.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений площадью не менее 50 квадратных метров в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции, в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Требования о наличии отдельных складских помещений не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости). Указанные документы представляются за исключением случаев, установленных пунктами 2.5.1.1.2.1.5 и 2.5.1.1.2.1.6 Административного регламента предоставления услуги.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на указанных транспортных средствах.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции при оказании услуг общественного питания на оптовых и розничных рынках и в нестационарных торговых объектах (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие у заявителя в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).
  • Сроки предоставления услуги

    30 календарных дней

    Основания для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрены.

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции (Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      Лицензия выдается лично заявителю или его уполномоченному представителю в форме документа на бумажном носителе при предъявлении подлинника документа, удостоверяющего личность руководителя юридического лица или его представителя. В случае получения лицензии представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя. Должностное лицо, ответственное за выдачу (направление) документов: 1. Сообщает заявителю или уполномоченному им представителю о готовности документов способом, указанным в запросе, и (или) через "личный кабинет" заявителя на Портале. 2. Проверяет полномочия лица, получающего готовые документы лично. 3. Передает заявителю или его представителю лицензию, передает (направляет) решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги.

    • Решение о предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      В случае если заявитель не явился за получением конечного результата предоставления государственной услуги, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги направляется заявителю по почте.

    Происходит:

    • Внесение сведений о конечном результате предоставления государственной услуги в Базовый регистр и Сводный реестр (Новая запись в регистрах, кадастрах, реестрах)
  • Формы получения

    Через законного представителя

    На WEB сайте

  • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    Порядок обжалования

    Решение лицензирующего органа может быть обжаловано в лицензирующий орган и (или) в суд.

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих

    1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

    2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП.

    3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

    3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

    3.2. Требования от заявителя:

    3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

    3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

    3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

    3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

    3.4. Отказа заявителю:

    3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, направляются в Правительство Москвы и рассматриваются заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы – руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

    5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

    5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

    5.2. Почтовым отправлением.

    5.3. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    5.4. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    6. Жалоба должна содержать:

    6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

    6.3. Наименование, сведения о месте нахождения заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

    6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

    6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

    6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    6.7. Требования заявителя.

    6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

    6.9. Дату составления жалобы.

    7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

    Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

    8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

    9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

    9.1. Отказа в приеме документов.

    9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

    10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

    11. Решение должно содержать:

    11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

    11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

    11.3. Наименование и сведения о месте нахождения заявителя.

    11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

    11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

    11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

    11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

    11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

    11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

    11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

    11.10(1). Информацию о действиях, осуществляемых Департаментом, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).

    11.10(2). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

    11.11. Порядок обжалования решения.

    11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

    12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

    13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

    13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

    13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

    13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

    13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

    14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

    14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

    14.4. Наличия:

    14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

    14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

    15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

    15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

    15.2. Если текст жалобы (его часть), почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

    15.3. Если в жалобе не указаны наименование заявителя или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

    15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

    16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

    17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

    20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

    20.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

    20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

    21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    2. Несоответствие заявителя требованиям статей 2, 8, 11, 16, 19, 20, 25,26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
    Перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги, установленный является исчерпывающим.

    Основания для отказа в приеме документов

    Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для получения государственной услуги, являются:

    1.1. Представленные запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным Регламентом.
    1.2. Представленные документы утратили силу.
    1.3. Заявителем представлен неполный комплект документов, указанных в Административном Регламенте в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.
    1.4. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
    1.5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги.
    1.6. Запроси иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лицензия - это разрешение на право осуществлять конкретный вид деятельности, которое выдается специальным лицензирующим органом. Для получения лицензии соискатель должен соответствовать определенным требованиям и оплатить госпошлину.

Кому нужно получать лицензию?

В статье 12 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться. Для примера мы предлагаем вам ознакомиться с заявлением на получение лицензии для пассажирских автоперевозок.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Необходимость представления нотариально заверенных учредительных документов отменена законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, поэтому если от вас требуют такие копии (а они по-прежнему указаны в некоторых Административных регламентах для получения лицензий), вы можете отказаться от выполнения такого требования, ссылаясь на этот закон.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Сколько стоит лицензия?

Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением :

  • банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
  • производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
  • розничная продажа алкогольной продукции - 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - 30 тыс. рублей.

Обращаем ваше внимание - госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии . В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.

При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается . В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.

Как получить лицензию?

После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:

  • лично, при визите в лицензирующий орган;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.

Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней , а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.

В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.

Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.

Действует лицензия на территории всей Российской Федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво - это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия .

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя - его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя , т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии

Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:

  • реорганизации юридического лица;
  • изменения личных данных и места жительства ИП;
  • смене юридического адреса и наименовании организации;
  • изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.

Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.

После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.

Аннулирование и прекращение действия лицензии

В случае невыполнения требований, из-за которых было вынесено предписание или приостановлена деятельность лицензии, она должна быть аннулирована по иску лицензирующего органа. Действие лицензии прекращается в течение 10 рабочих дней после такого судебного решения.

Деятельность лицензии может быть прекращена и в добровольном порядке, если:

  • подано заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  • прекращена деятельность физического лица в качестве ИП;
  • прекращена деятельность юридического лица (за исключением реорганизации).

При прекращении деятельности ИП или юрлица сообщать об этом в лицензирующий орган не надо, это сделает налоговая инспекция.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП - от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ - штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

Что нужно для получения лицензии охранника?

  • Пройти медкомиссию. В справке должны быть подписи врача-нарколога, психиатра, офтальмолога, дерматовенеролога, отоларинголога, хирурга, невролога и терапевта. Также нужно пройти дактилоскопическую экспертизу.
  • Определиться с разрядом, по которому вы будете обучаться на охранника. Четвертый разряд дает право на использование спецсредств (наручников, резиновых палок, бронежилетов и т. д.). При пятом разряде помимо спецсредств можно использовать гражданское оружие самообороны (газовые и бесствольные пистолеты и револьверы). Шестой разряд позволяет использовать спецсредства, гражданское оружие самообороны и служебное огнестрельное оружие (пистолеты, ружья, револьверы).

Охранники, имеющие любой из 3 разрядов, имеют право на официальное трудоустройство в любое ЧОП. После получения лицензии они периодически проверяются сотрудниками ОВД на соответствие квалификации.

  • После того как нужный разряд определен, следует выбор заведения, обучающего охранников различных разрядов и категорий. Как правило, такие заведения являются коммерческими.
  • Когда выбор обучающего заведения будет сделан, нужно прийти в него и осмотреться: есть ли хорошие условия для обучения, лицензия на право обучения охранников и т. д.
  • По завершении обучения выдается «Свидетельство о присвоении квалификации частного охранника». С этим свидетельством нужно идти в лицензионно-разрешительный отдел (ЛРО), где получить лицензию охранника можно после подачи заявления с необходимыми документами и принятия положительного решения в выдаче лицензии начальником ЛРО.
  • Стоимость обучения в заведении, обучающем охранников различных категорий, зависит от желаемого разряда и региона, в котором будет проходить обучение. В среднем такое обучение стоит от 8000 до 14000 рублей.

В некоторых случаях сама охранная организация направляет своих новых сотрудников на обучение в соответствующее заведение. Если у ЧОП или ЧОО есть лицензия на право осуществления обучающей деятельности по специальности «охранник», она занимается проф. подготовкой и выдачей свидетельства о присвоении квалификации самостоятельно.

Сейчас появилось множество незаконных фирм, предлагающих купить свидетельство об окончании обучения и лицензию. Не стоит обращаться к ним, так как при малейшей проверке ЧОО может быть выявлено, что эти документы являются липовыми, и их владелец будет привлечен к ответственности по закону.

Как получить удостоверение охранника в ЛРО?

Для получения удостоверения охранника в лицензионно-разрешительном отделе потребуются следующие документы:

Не знаете свои права?

Если ЛРО одобрит заявление о выдаче удостоверения охранника - потребуется оплатить госпошлину перед тем, как забирать готовые документы. Заявление о выдаче лицензии охранника рассматривается сотрудниками ЛРО в течение 10-ти дней, по истечении которых они дают свой ответ в виде письменного уведомления на почтовый адрес, указанный в заявлении.

Следует учесть, что основанием для отказа в выдаче лицензии охранника могут служить неверно указанные данные, опечатки и помарки в заявлении. Перед тем как подавать заявление, его нужно проверить, и в случае обнаружения ошибок написать новое.

Кто не может быть охранником?

Не допускаются к охранной деятельности следующие граждане:

  • Недееспособные лица и лица, не достигшие 18 лет.
  • Имеющие заболевания, несовместимые с осуществлением охранной деятельности.
  • Имеющие судимость за совершение умышленного деяния.
  • Бывшие сотрудники госорганов, уволенные по статье за профнепригодность, превышение должностных полномочий и т. д.
  • Лица, у которых из-за неоднократного привлечения к административной ответственности было аннулировано удостоверение охранника.
  • Не прошедшие дактилоскопическую экспертизу.

Как видно из написанного выше, получить лицензию охранника несложно, достаточно лишь пройти обучение в специализированном заведении и подать заявление в лицензионно-разрешительный отдел. Если, конечно, у вас нет ограничений по допуску к охранной деятельности.

Получение лицензии охранникакак для основного вида деятельности охранника, так и для владельцев ЧОО регламентируется законами «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 года и «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» № 2487-1 от 11.03.1992 года, согласно которым человек, желающий поступить на работу в охранное предприятие, заявляющее требование обязательного наличия 4, 5 или 6 разрядов у своих сотрудников, обязан пройти соответствующее обучение и получить лицензию; а предприятия, занимающиеся оказанием охранных услуг, должны иметь в наличии лицензию на осуществление права ведения коммерческой охранной деятельности.

После вступления в 2012 году в силу Федерального Закона (далее - ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации», для того, чтобы иметь право работать по программам обучения в сфере образования, не только некоммерческие, но также коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (далее - ИП) должны получать соответствующую лицензию.

В данном случае лицензирование применяется в соответствии с установленным Порядком («Положение о лицензировании образовательной деятельности» от 28.10.2013 года N 966) и осуществляется по принципу деления на виды обучения, их уровни, а также на направления в них. Целью данных норм является предотвращение нанесения вреда жизни и здоровью детей, их родителей, снижение риска нарушений прав и интересов граждан в целом и теперь нарушение указанных норм может повлечь за собой не только административную, но и уголовную ответственность.

Кому понадобится образовательная лицензия?

Согласно требованиям законодателя, для оформления образовательной лицензии ИП следует обратиться в лицензирующий орган со следующими документами:

  • заявление,
  • квитанция об уплате пошлины в размере 7500 рублей,
  • учебный план по задуманным программам образования,
  • документы касаемо каждого из помещений, которое арендуется или принадлежит соискателю лицензии и будет использоваться для осуществления обучения,
  • справка, подтверждающая материально-техническую обеспеченность деятельности,
  • документы касаемо условий для питания и охраны здоровья тех граждан, которые проходят у соискателя лицензии обучение,
  • сведения о кадровом обеспечении запланированной программы,
  • заключения от пожарного, а также санитарного органов надзора,
  • документы, которые подтверждают наличие необходимой для программы литературы,
  • опись всех поданных документов.

В том случае, если образовательные программы ИП предполагают применение тех или иных технологий, лицензирующий орган потребует предъявить также справку о наличии соответствующих условий обучения по таким программам и соответствующих технологий.

После подачи полного пакета документов, процесс оформления лицензии может занять от 45 до 60 календарных дней, на протяжении которых экспертная комиссия рассмотрит документы на предмет соответствия условиям лицензирования и примет соответствующее заключение. Выданные лицензии можно отслеживать на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки http://obrnadzor.gov.ru .

Кто не вправе получить образовательную лицензию для ИП?

Как упоминалось ранее, если целью ИП является проведение обучения в форме лекций, семинаров или тренингов, которые не повлекут за собой выдачу свидетельств об их окончании, то лицензия для такой образовательной деятельности не потребуется. Тем не менее, если они приносят доход, то регистрация в качестве ИП не отменяется. Что касается лиц, которые могут заниматься образовательной деятельностью и предусмотрели её в своих ОКВЭД, причиной, по которой лицензирующий орган может дать отказ от выдачи лицензии, может стать несоответствие пакета документов требованиям закона - от неуплаченной государственной пошлины до негодного учебного плана.

Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, некоторые граждане утрачивают право заниматься педагогической деятельностью. Статья 331 кодекса содержит исчерпывающий перечень таких граждан, которые не вправе допускаться к образовательной сфере:

Как получить лицензию на услуги такси без открытия ИП:

  • по решению суда;
  • имеющие (или имевшие ранее) судимость по статьям, связанным с преступлениями против жизни, здоровья, чести, достоинства и так далее;
  • имеющие судимость по статьям, связанным с тяжкими и особо тяжкими преступлениями;
  • признанные в установленном порядке недееспособными;
  • имеющие определенные опасные для окружающих заболевания (психиатрические расстройства, туберкулез, сифилис).


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: