Игры для воспитателей. Деловая игра для воспитателей «Игра – это серьезно

Разработка сценария деловой игры «Путь к успеху»
Цель игры - развитие ваших коммуникативных, организаторских и творческих способностей, которые являются фундаментом профессиональной деятельности педагога.
Целевая аудитория: молодые педагоги ДОУ (стаж до 3х лет).
Структура:
1. Информационный блок
2. Сценарий деловой игры
На сегодняшний день в условиях постоянного изменения социально-экономических, социокультурных преобразований в мире, ускоренное освоение инноваций выявили необходимость в педагоге нового типа, способного быстро и легко адаптироваться к меняющемуся социуму. Однако, как показывает образовательная действительность, текучесть кадров среди молодых специалистов высока в первые годы работы. Одной из причин является сложность адаптационного процесса, формирование профессиональной компетентности молодого педагога.
Современная система дошкольного образования большое внимание уделяет именно роли профессиональной компетентности педагогов. Требования к личности и профессиональной деятельности педагога предполагают высокую профессиональную мобильность, готовность к творческой самореализации, владение искусством профессионального общения, умение применять педагогические технологии, свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач. От того, насколько легко педагог преодолеет период вхождения в профессиональную деятельность, зависит, состоится ли педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования.
Необходимо отметить, что в каждом образовательном учреждении будет актуальным вопрос о сопровождении педагога в процессе адаптации к профессиональной деятельности, которое может обеспечить непрерывное личностное и профессиональное развитие педагога и позволяет ему сократить период профессиональной адаптации. Для того чтобы воспитать современно образованного, предприимчивого ребенка, готового самостоятельно принимать решения, способного к сотрудничеству нужны профессионально грамотные педагоги.
В рамках заявленной темы мы предлагаем вам принять участие в деловой игре «Путь к успеху». (5 минут)
Ход игры:
Деление на две команды по жребию (конфеты двух видов).
1 задание: придумать название команды, девиз(согласно теме игры) и выбрать капитана.(3 минуты)
2 задание: викторина
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
3. В чем заключается роль детского сада в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
4. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
5. Каким нормативным документам должна соответствовать основная общеобразовательная программа ДОУ (ЗАКОН об образовании, ФГТ к общеобразовательной программе дошкольного образования)
6. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
7. Назовите основные виды деятельности детей в ДОУ,в соответствии с ФГТ(игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная).
8. Какими принципами должен руководствоваться воспитатель в своей профессиональной деятельности (индивид. Подход, учет возрастных особенностей, гуманизм, открытости, суб-сууб отношения, конфендиц. Ит.д.)
9. Назовите 10 образовательных областей в соответствии с ФГТ?
10. Назовите формы работы с детьми? (нод, совмест, групповая, подгрупп, инивидуаль., экскурсии круглый стол) (10 минут)

3 задание: расшифруйте абревиатуры:
ДОУ, ФГТ, САНПИН, МБДОУ, ННОД, ХБТ, ЧХЛ, СРИ (7 минут)
4 задание: решение педагогических ситуаций мозговым штурмом (10 минут)
Задание для первой команды:
1.Воспитатель пригласил всех родителей на родительское собрание, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Родительское собрание пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
2.Ребенок временно не посещает детский по той причине, что ходит в детский сад санаторного типа. По возвращению, мама обнаруживает, что их шкафчик занят другим ребенком. Мама начинает выяснять, предъявлять претензии к воспитателю. Как в данной ситуации вести себя воспитателю? Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта?
Задание для второй команды:
1.Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут ваши действия в дальнейшем?
2. В список для представления на Доску Почета администрация ДОУ выдвинула молодого специалиста (активиста в профессиональной и общественной деятельностях). После чего в коллективе создалась конфликтная ситуация: педагог, имеющий большой педагогический стаж выразила свое недовольство по поводу выдвинутой кандидатуры. Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта?
5 задание: крокодил
ПРАВИЛА: ПОКАЗАТЬ МИМИКОЙ И ЖЕСТАМИ, ТО, ЧТО НАПИСАНО НА КАРТОЧКЕ ДРУГОЙ КОМАНДЕ. (7 минут)
-проспал на работу;
-на ковре у заведующей;
-укладывает детей спать, а дети не слушаются;
-неожиданно во время прогулки пошел сильный дождь;
-во время прогулки, вы заметили на участке злую собаку;
-вы уговариваете ребенка покушать;
-вы переходите дорогу с воспитанниками;
-в детском саду сработала пожарная тревога;
-конец рабочего дня, за ребенком никто не приходит;
- вы узнали, что вам существенно повысили зарплату.
6 задание: ромашка на тему «современный педагог ДОУ- какой он?»
(7 минут)
Подсчет результатов, объявление победителей.
Притча
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. Эту притчу МЫ ВЗЯЛИ не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Спасибо за участие! Всего доброго!

Деловая игра

Цель: Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта совместной работы педагогического коллектива; соблюдать культуру речи и тактичность; поиск новых способов поведения в контактах с родителями.

Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится,жури. Начнем нашу игру с названия команд.

1 часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.

    Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

    Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

    Что такое родина? (это территория, на которой живёт наш народ).

    Что означает слово род? (это начало всего живого, сама жизнь).

    В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

    В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

    Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

    Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

2 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога.

Упражнение 1 «Кто эта маска?»

Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха - парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.

Вопросы к упражнению:

    Что было проще создать образ или угадать его?

    Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?

    Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

Упражнение 2 «Искусство общения»

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.

Тезисы.

    Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

    Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

    Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

    Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

По завершении делается общий вывод.

3 часть.

1. Выберите наиболее подходящие пословицы и поговорки:

Воспитатель детского сада – это:

а) «Добрая лошадка всех свезет»

б) «Без матки пчелки – пропащие детки»

в) «И швец, и жнец и на дуде игрец».

Работа с родителями – это:

а) «Бумага некупленная, письмо домашнее»

б) «В добрый час молвить, в худой промолчать»

в) «По способу пешего хожденья»

Воспитать детей – значит:

а) «Служить семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет»

б) «Перемелется – все мука будет»

в) «Наказом воевода крепок».

Обучать детей – это значит:

а) «Что посеешь – то и пожнешь»

б) «Была бы нитка, дойдем и до клубка»

в) «В дорогу идти – пятеры лапти сплести»

4 часть. Ведущий: Напоминаю правила: я задаю по очереди двум игрокам каждой команды слова. За 30 секунд члены команды, пытаются объяснить друг другу заданное слово, не произнося его (допускается использовать жесты). За правильность ответов жюри начисляет один балл. Тот, кто уже поучаствовал, садится на место. Слова для первой команды на листке (вытаскивает участник сам, текстом внутрь).

Слова для первой команды – физкультура, прогулка, музыкальное занятие.

Слова для второй команды – тихий час, план, экскурсия.

5 часть. Игровое упражнение «Современная семья – какая она?»

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения: Одни изображают идеальную семью, другие современную. Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении. Рассказать о своём представлении семьи. (Подчеркнуть ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе).

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

5. Итоги педсовета.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Цель игры: повышение уровня аналитической и рефлексивной культуры воспитателей ДОУ.

Материал и оборудование: карточки с названиями сюжетно-ролевых игр, с изображениями атрибутов к ним, с указанием составляющих здорового образа жизни, гонг, таймер, 3 коробки с набором материала, бэйджи с эмблемами команд, дипломы победителей, призы, дидактическое пособие «Кольца Луллия», интерактивная доска, система интерактивного опроса, 3 ноутбука, по количеству участников: бумага, фломастеры.

Ход проведения интерактивной игры

Ведущий (В.). Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча посвящена вопросам организации игровой деятельности воспитанников, поэтому проведём мы её в форме интерактивной игры.

Ведущий представляет членов жюри.

В. В игре принимают участие команды: «Развивай-ка», «Умней-ка», «Начинай-ка». Прошу капитанов представить команды.

В центр зала поочерёдно выходят капитаны.

Девиз команды «Развивай-ка».

Наши дети все играют,

И игра их развивает.

Мы сегодня победим,

Мы все игры знать хотим!

Девиз команды «Умней-ка».

Дети - умнички у нас.

Они играют - высший класс!

Чтобы нам умнее стать,

Тоже нужно поиграть!

Девиз команды «Начинай-ка».

Чтоб игру организовать,

И в игре всему научим!

В. Перед вами на интерактивном экране виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, строительные и подвижные. Это направления нашей игры. Капитаны команд будут по очереди выбирать направление, каждое из них содержит несколько различных заданий. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл. В конце мы подведём итог игры и определим команду-победителя.

Направление «Сюжетно-ролевые игры»

Цель: совершенствование знаний и умений воспитателей ДОУ по организации сюжетно-ролевых игр.

1-е задание. «Кольца Луллия»

Задачи: углубить знания по организации и проведению сюжетно-ролевых игр; развивать нестандартное мышление.

На первом круге - карточки с названием сюжетно-ролевых игр («Аптека», «Магазин продуктов», «Кафе» и т.д.), на втором - с изображением атрибутов к играм (кассовый аппарат, ножницы, весы и т.д.), на третьем - с указанием составляющих здорового образа жизни (рациональное питание, физическая активность, соблюдение режима дня и т.д.).

Капитаны команд подходят к пособию, поочерёдно раскручивают кольца и, получив случайный результат, после 3 мин обсуждения в команде, объясняют, как можно сформировать у детей представления о здоровом образе жизни (например, о рациональном питании - при помощи игрушки автомобиля в сюжетно-ролевой игре «Больница»).

2-е задание. «Планировщик»

Задача: совершенствовать знания воспитателей ДОУ по планированию и проведению сюжетно-ролевых игр.

Капитаны команд из рук ведущего берут карточки с названиями сюжетно-ролевых игр («Медицинский центр», «Салон красоты», «Кафе»). Командам предлагается в течение 3 мин спланировать предварительную работу к ним.

Жюри подводит итог.

Направление «Дидактические игры»

Цель: повышение навыков воспитателей ДОУ по организации и проведению дидактических игр.

1-е задание. «Плакат»

Задачи: совершенствовать компетентность воспитателей дошкольного образования в области ИКТ; развивать творческое воображение.

Капитаны команд выбирают по ноутбуку, в каждом из которых на «Рабочем столе» содержится электронная папка с одной из тем («Здоровый образ жизни», «Правила дорожного движения», «Берегите природу»,) и подборкой изображений к ней. Командам предлагается в течение 5 мин с помощью средств ИКТ в электронном виде оформить плакат и перечислить варианты его использования как дидактического пособия. После выполнения задания плакат выводится на интерактивный экран, и команда защищает свой проект.

2-е задание. «Четвёртый лишний»

Задачи: совершенствовать знания воспитателей ДОУ о разнообразии дидактических игр; развивать логическое мышление.

На экране интерактивной доски появляется изображение четырёх видов спорта. Через 3 мин необходимо назвать лишний, объяснить почему и придумать вариант дидактической игры «Четвёртый лишний», направленный на освоение воспитанниками какой-либо области учебной программы дошкольного образования.

3-е задание. «Классификатор»

Задача: углубить знания воспитателей ДОУ о классификации дидактических игр.

На интерактивной доске предлагается распределить дидактические игры в соответствии с имеющейся классификацией (с игрушками и предметами, настольно-печатные, словесные). Каждой команде даются различные дидактические игры и 3 мин на выполнение, после чего необходимо объяснить, как использовать в образовательном процессе тот или иной вид игры.

Жюри подводит итог.

Направление «Строительные игры»

Цель: закрепление знаний воспитателей ДОУ об организации конструктивной деятельности своих воспитанников.

1-е задание. «Прораб»

Задача: углубить знания воспитателей ДОУ об этапах работы по организации строительных игр.

С использованием системы интерактивного опроса при помощи пультов воспитателям дошкольного образования предлагается в течение 3 мин выстроить последовательность усложнения конструирования. После выполнения задания на экран выводятся диаграммы результатов каждой из команд, определяется победитель.

Правильная последовательность: 1 - возведение сооружений взрослым с показом детям всех приёмов конструирования и пояснения действий; 2 - показ образца строения, выполненного воспитателем дошкольного образования, с последующим анализом его составных частей; 3 - показ приёмов конструирования, которыми дети овладевают для возведения построек; 4 - предложение образца незаконченного строения, которое детям необходимо закончить самостоятельно; 5 - конструирование по теме или заданным условиям; 6 - возведение детьми сооружений по их собственному замыслу.

2-е задание. «Проблемная ситуация»

Командам предлагается проблемная ситуация. Необходимо за 3 мин найти как можно больше её решений.

Два мальчика придумали игру. Каждый взял машину. Саша из конструктора сделал большой гараж и дорогу, а Ваня - только гараж. Чтобы игра была интереснее, Ваня начал ездить своей машиной по дороге, которую построил его друг. Саша со словами: «Надо было свою дорогу строить» оттолкнул Ваню. А Ваня расплакался от обиды и сломал дорогу. Тогда Саша в отместку сломал гараж Вани…

Жюри подводит итог.

Направление «Подвижные игры»

Цель: совершенствование знаний воспитателей ДОУ по развитию двигательной активности и физических качеств воспитанников посредством подвижных игр.

1-е задание. «Блиц»

Задачи: повысить уровень аналитической культуры воспитателей ДОУ; совершенствовать знание учебной программы дошкольного образования.

На электронном экране появляется вопрос. На него будет отвечать та команда, которая первой подаст сигнал. В случае неверного ответа право отвечать на вопрос переходит другим. Затем на экране появляется правильный ответ.

Вопросы:

  • Назовите ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. (Игра.)
  • Как часто планируются подвижные народные игры? (Один раз в неделю.)
  • Каково оптимальное количество повторений одной игры? (3-5 раз.)
  • Какое основное назначение игр малой подвижности? (Восстановление пульса и дыхания у детей.)
  • Как называются игры для развития у детей мелкой моторики? (Пальчиковые игры.)
  • В каком возрасте широко используются игры-эстафеты? (В старшем дошкольном возрасте.)

2-е задание. «Всё в дело!»

Задача: стимулировать инициативу и творчество воспитателей ДОУ.

Командам предлагается за 5 мин разработать нестандартное спортивное оборудование из предложенного каждой команде набора с материалом и продемонстрировать, как его можно использовать.

3-е задание. «Тренер»

Задача: совершенствовать умение классифицировать подвижные игры.

Предлагается за 3 мин распределить на интерактивной доске подвижные игры по степени физической нагрузки (высокой, средней и малой подвижности). У каждой команды свой набор игр и задание продумать, какие из предложенных игр можно использовать на прогулке (в специально организованной деятельности, закаливании).

Жюри подводит итог.

Рефлексия «Футбольное поле»

На интерактивном экране появляется изображение игроков на футбольном поле (забивает гол, стоит на воротах, сидит на скамейке запасных, размышляет в задумчивой позе).

В зависимости от индивидуального анализа и оценки своего продвижения в ходе интерактивной игры, каждому участнику предлагается обозначить фигурку на футбольном поле, которая наиболее точно передаёт его состояние на этом мероприятии.

Л. Янковская, А. Хамраева

Игры для воспитателей - это не просто способ занять время, проведённое ребёнком в детском саду. Игровая технология является ведущей в образовательном процессе для детей дошкольного возраста. Французский философ Жан-Жак Руссо считал, что «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми».

Отношение к игре - вот что отличает, в первую очередь, ребёнка от взрослого. Игра для ребёнка - это так же естественно, как дышать.

Игры для воспитателя в детском саду — это целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса.

При подготовке занятия с использованием игровых технологий необходимо очень тщательно подбирать игровой материал, знать специфику образовательной программы и дошкольного учреждения, чтобы соблюсти те необходимые пропорции предлагаемого для изучения материала, которые позволят ребёнку не стоять на месте, а идти вперёд, опираясь на уже имеющийся у него действенно-практический пласт умений и навыков и сформированные компетенции.

Игры для воспитателей должны соответствовать направлениям развития ребёнка. Воспитатели выбирают игры не только по направлениям развития: сенсорное, развитие речи, движений рук, мышления, социально-эмоциональное развитие, развитие представлений об окружающем мире, но, прежде всего, по возрастам.

Таким образом воспитателями формируется целый цикл из игр по определённому направлению, причём, с различными игровыми формами подачи материала:

  • лото, картинки-половинки, кубики — для более младших, от трёх лет;
  • до игр с карточками, демонстрационным материалом, головоломками, ребусами, загадками, раздаточным материалом, игровым полем, кубиком и фишками, с диагностическими материалами — для более старших детей.

Игры для воспитателя на развитие речи детей

Очень актуальна сегодня проблема развития речи, овладения русским языком. Хотя проблема касается, прежде всего, школы, но корни её уходят в дошкольное образование. Именно здесь, в детском саду, воспитатели в играх с детьми могут заложить основу правильной речи, ответственного отношения к русскому языку у ребёнка.

В 2014 году на 2,3% снизился средний балл ЕГЭ по русскому языку по сравнению с прошлым годом. А минимальный порог снижен с 36 до 24 баллов. 100 баллов по этому самому важному предмету набрали 0,3% выпускников. А менее 36 - 20% — это дети, поступающие в первый класс, даже в самые престижные учебные учреждения города, которые не умеют связно высказывать свои мысли, предпочитая изъясняться односложными предложениями.

Помочь решить эту проблему может комплексный подход к развитию речи в детском саду и школе. Воспитатели детских садов могут использовать в реализации своих программ игры по развитию речи. Ребёнок с помощью взрослого поэтапно овладевает словами и предложениями, учится говорить красиво, развёрнуто и правильно, используя различные нюансы русского языка. Обогащается словарный запас ребёнка, развивается его логика, фантазия.

«Расшифруй слова»

Игра для воспитателя на развитие речи «Расшифруй слова» превращает детей шести лет (игра лучше проходит в старшей и подготовительной группах детского сада) в настоящих разведчиков.

Детям предлагается прочитать зашифрованные на карточках с рисунками надписи. Каждая буква в слове заменена цифрой, соответствующей её порядковому номеру в алфавите. Воспитателю надо подтолкнуть детей к пониманию этого ключа, если они не смогут догадаться сами. На картинках могут быть нарисованы те предметы или явления, которые изучаются в данный момент на занятиях по окружающему миру или сцены из любимых сказок.

Усложнённый вариант - разгадывание целых предложений - подписей под рисунками.

«Волшебный мешочек»

Воспитатель формирует «Волшебный мешочек», складывая в него множество интересных для ребёнка маленьких предметов: игрушки из киндер-сюрпризов, ключи, что-то из канцтоваров, маленькие машинки, фигурки животных, пуговицы, моток ниток, какие-то сувенирные предметы - матрёшку, деревянные ложки и так далее. Главное, чтобы предметы были разнообразны по функционалу и материалу и знакомы детям.

Затем воспитатель начинает сказку, предлагает детям эту сказку продолжить, вытягивая по очереди из мешочка по одному предмету каждый и развивая сюжет.

В процессе всей игры воспитателю необходимо помогать детям развивать действие, так как иногда рассказ ограничивается у детей, достающих какой-либо предмет из волшебного мешочка, одной фразой: «Встретили они его и пошли дальше».

В этой игре задействован принцип оживления предметов, об этом тоже можно рассказать детям, вспомнив предварительно с ними, в каких сказках они встречали подобный приём.

«Рифмочки и нерифмушки»

Эта игра учит детей воспринимать рифмованные и нерифмованные слова и подводит к сочинению стихов.

Воспитатель предлагает детям вспомнить какие-нибудь известные им стихи и определить, чем они отличаются от обычной речи. Затем объясняет, что совпадение последних трёх или четырёх букв в словах называется рифмой. Предлагая детям отрывки из известных им стихотворений и прозаических произведений, просит определить, есть тут рифма или нет.

Второй вариант — дети находят вокруг себя какой-нибудь предмет и определяют рифмы к нему.

Ещё один вариант этой игры - воспитатель предлагает начало стихотворной строфы, предлагая детям закончить вторую строку стихотворения рифмой, а потом читает, как было на самом деле. Дети все вместе оценивают своё творчество.

Для этой части игры лучше всего брать известные детям стихи. Играть можно, начиная уже с пятилетнего возраста .

Четвёртый вариант игры: воспитатель даёт детям зарифмованные слова и просит определить, есть здесь рифма или нет. Для того, чтобы игра была интереснее и эффективнее, взрослый даёт детям и ошибочные словосочетания, где рифмы нет, помогая им, если они затрудняются, это определить.

Игра «Рифмочки и нерифмушки» обогащает словарный запас детей, учит согласовывать существительные с глаголами, развивает фонематический слух. В процессе игры дети учатся чувствовать слово и сочинять простые стихи.

«Один и много»

Играть можно начиная с трёх лет . Для этой игры на развитие речи и внимания необходимы комплекты небольших предметов:

  • пуговицы,
  • ручки,
  • карандаши,
  • ёлочные небьющиеся игрушки,
  • наборы животных (можно из разного материала, но изображающие одинаковых животных: зайчиков, кошечек, собачек, лошадок, овечек; хорошо подходят для этой цели игрушки размером 5-12 см из ПВХ — пластизоля, мягкого, похожего на резину материала производства фабрики игрушек «Весна»).

Задача играющего - сказать, сколько предметов - один или много - находится перед ним.

Второй вариант. Воспитатель просит ребёнка оставить один или поставить много предметов.

Игра может иметь массу вариантов продолжения. Каждый вариант развивается в процессе изучения какой-либо новой темы:

  • цифр - сосчитать, сколько предметов перед тобой;
  • животных: выбери из всех животных только кошечек, только собачек;
  • размер, величина: собери всех вместе самых больших животных; а сейчас - самых маленьких; определи, какое животное по размеру самое маленькое и самое большое;
  • действия: назвать, кто из животных что умеет делать (кошка мяукает, царапается; собака лает, охраняет и так далее);
  • домашние и дикие животные: назови, какие животные живут дома, а какие - в лесу;
  • цвет: найти предметы, одинаковые по цвету;
  • форма: найти все круглые предметы; все квадратные;
  • длина, ширина: найти самый длинный, широкий, короткий, узкий предмет; определить предмет, который длиннее, короче, шире, уже заданного воспитателем и так далее.

Игра развивает словарный запас ребёнка, помогает малышам научиться употреблять существительные и глаголы единственного и множественного числа, составлять небольшие предложения, сравнивать предметы. Этот набор предметов с различными добавлениями может быть использован и для игры «Волшебный мешочек».

«Над и под»

Эта игра из разряда подвижных игр. Она одновременно развивает у детей и умение правильно употреблять в речи предлоги, и двигательную активность и координацию движений. Игру лучше проводить на участке во время прогулки.

Для игры потребуются гимнастические скамейки или небольшие возвышенности на местности, имеющиеся на участке возвышенность или веранда. Если игра проходит в зале — то обручи и скакалки.

Дети встают в одну шеренгу, воспитатель даёт задания разместиться в определённом отношении к какому-либо предмету, дети выполняют. Воспитатель даёт детям инструкцию: не спешить, делать всё аккуратно, и следит за техникой безопасности выполнения заданий

Примеры заданий:

  • Встать на скамейку.
  • Встать за скамейкой.
  • Встать перед скамейкой.
  • Подняться на возвышенность.
  • Спрятаться за возвышенностью.
  • Скрыться в беседке.
  • Встать на скакалку.
  • Встать за скакалкой.
  • Встать перед скакалкой.
  • Встать в обручи.
  • Встать парами друг с другом.
  • Расположиться друг за другом.
  • Расположиться друг перед другом и так далее.

После выполнения последнего задания, которое может вызвать у детей замешательство и смех, воспитатель рассказывает об относительности расположения предметов: «Если мы на скамейке, то скамейка где? Правильно, под нами!», и так далее.

Игры для воспитателей на развитие мышления детей

В познавательной деятельности, которая для школьника одна из основных, ведущую роль играют познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение. Все они взаимосвязаны, и сложно выделить какое-то более важное, чем остальные. Для развития мышления особенно полезно заниматься математикой.

Ещё Ломоносов говорил, что математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. А один из крупнейших педагогов-гуманистов Иоганн Генрих Песталоцци считал, что счёт и вычисления — основа порядка в голове.

«Не собьюсь!»

Эта игра не только знакомит с цифрами, но и учит внимательности, сосредоточенности, что очень необходимо ребёнку в процессе учёбы.

Например: не произносим цифру 3 и числа, где есть цифра 3, то есть 3 и 13. Числа, в которых есть цифра 1, а это 1, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. И так далее.

«Математическая эстафета»

Игра для подготовительной группы детского сада . Важно, чтобы дети уже умели производить элементарные математические действия сложения и вычитания в пределах десятка.

Дети делятся на команды по 10 человек. Каждому присваивается номер от 1 до 10. Задача игроков - внимательно слушать воспитателя, который говорит, какой номер должен бежать, или читает простой пример, результатом которого будет цифра, участник с которой побежит к финишу.

Побеждает та команда, участники которой будут всех внимательнее слушать воспитателя и первыми закончат каждый этап эстафеты.

«Волшебная линия»

Игра развивает не только творческое воображение, но и движения рук.

Для игры дети делятся на пары. В каждой паре один из детей рисует на листке бумаги фломастером какую-нибудь извилистую линию, задача второго - дорисовать линию таким образом, чтобы получилось какое-либо изображение предмета, животного или явления. Затем пары меняются заданием. После выполнения задания дети объясняют, что у них получилось.

«Логический поезд»

Играть можно с трёх лет . Для игры может быть использован набор предметов из игр «Волшебный мешочек» и «Один и много». Могут быть добавлены предметы:

  • одинаковые по форме: круглые, квадратные;
  • по назначению: предметы кукольной одежды, кукольная посуда, игрушечные овощи, фрукты и так далее.

Воспитатель предлагает детям выбрать несколько предметов из имеющихся, выложить из них цепочку и объяснить, почему они выбрали такую последовательность.

Например, дети выбрали мячик, клубок, мандарин и яблоко, потому что все они круглые, или кошку, клубок, овечку, носочки и медвежонка, потому что кошка и медведь покрыты шерстью, носки и клубок - это шерстяные нитки, которые прядут из овечьей шерсти.

Если игрокам шесть-семь лет , то в «Логическом поезде» могут участвовать и две команды детей. В этом случае игра помимо логического мышления будет развивать и умение договариваться, действовать сообща, слушать друг друга и лидерские качества: умение правильно сформулировать и донести свою точку зрения, организовать команду на выполнение задания.

Театральные игры для воспитателей

Театральные игры для воспитателей - одно из эффективнейших средств развития личности ребёнка в процессе театральной деятельности. Артистичность, творческое воображение, координация движений, коммуникативные навыки, правильная речь, эмпатия - все эти качества можно развить у детей, используя средства театра.

«Играем в сказку!»

Все малыши любят сказки. Игра в сказку - что может быть лучше для развития! Сначала дети (эта игра лучше подходит для подготовительной группы ) предлагают героев - участников сказки. Потом воспитатель и дети все вместе сочиняют сказку.

Для того, чтобы дети смогли правильно выстроить сюжет, воспитатель знакомит их с алгоритмом сочинения сказки по Проппу. Облегчённый и слегка модифицированный алгоритм, в котором всего 7 пунктов, легко могут принять к действию и шести-семилетки.

Алгоритм сочинения сказки

1. Кого-то не пригласили на важное для него мероприятие. Дети придумывают героя и куда его не пригласили: в гости, на бал, на праздник, в кино, к бабушке, в поход, на экскурсию, в путешествие, гулять, в зоопарк, музей и так далее.

2. Он был или стал плохим.

3. Что-то украл и сбежал. В этих двух пунктах необходимо опираться на нравственно-этическую основу поведения.

4. Положительные герои устремляются за ним в погоню. Основываемся на опыте детей, на прочитанных ранее литературных произведениях, просмотренных мультфильмах и фильмах-сказках.

5. Находят отрицательного героя.

6. Положительные герои объясняют отрицательному герою, в чём он был не прав. Тот осознаёт происшедшее и исправляется.

7.Финал с моралью.

Сочинённую вместе с детьми сказку можно поставить как сказочный спектакль, предварительно сделав театральные костюмы из подручных средств, а можно сыграть как кукольный спектакль. Так обычная игра в сказку может превратиться в начало большой театральной деятельности.

«Что сначала, что потом?»

Дети делятся на две команды. Каждой команде предлагается придумать или вспомнить какое-либо событие и показать, с чего оно началось, какая была кульминация события (то есть, что, собственно, случилось) и чем событие закончилось. После этого каждая команда показывает другой все три этапа развития события, но в перепутанной последовательности. Другая команда должна отгадать, с чего всё началось (то есть, что послужило причиной события), что, собственно, произошло, и чем всё закончилось.

В этой игре развивается причинно-следственное мышление детей, артистичность, творческие способности и умение правильно передать, воспринять и понять информацию.

«Мяу-мяу!»

Это очень весёлая и динамичная игра, развивающая актёрские способности, внимание, творческое воображение.

Для игры необходим набор игрушечных животных - мягко-набивных, пластмассовых или из ПВХ - пластизоля. Воспитатель показывает какое-нибудь животное, а играющие должны изобразить его звуком или движениями. Кто первый - тому присуждается один балл. Выигрывает тот, кто наберёт больше всего баллов.

Для возраста шести-семи лет можно предложить более сложный вариант игры с предлагаемыми и показом действий, производимых с ними.

«Целый год»

Воспитатель называет какое-либо время года, а задача играющих - показать действия, связанные с этим сезоном.

Например,

  • Весна - все шлёпают по лужам, пускают кораблики в ручье.
  • Лето - все плавают, играют в футбол.
  • Осень - копают картошку, собирают грибы.
  • Зима - катаются на лыжах и коньках.

После выполнения задания дети рассказывают, что они делали, и обсуждают, а что ещё можно делать в это время года.

Усложнённый вариант игры - показывать не только, что делают люди, но живая и неживая природа.

«Уроки этикета»

Игра «Уроки этикета» знакомит детей с правилами культурного поведения в театре, гостях, в транспорте, во дворе, на стадионе и дома. Воспитатель раздаёт детям роли, необходимые для исполнения маленьких театральных этюдов с соответствующими названиями. Дети вместе с воспитателем обустраивают место действия - сцену и зал театра, салон автобуса, дом, двор, стадион, а затем разыгрывают маленькие сценки о правилах поведения. В игре могут быть участники и зрители. После очередной сценки дети обсуждают показанное и все вместе определяют как правильно себя вести в той или иной обстановке.

Второй вариант этой игры - изучение речевых правил поведения при общении: приветствии, просьбе, извинении, благодарности, разговоре по телефону с родными и друзьями и с незнакомыми людьми. Дети принимают разные роли и в игровой форме общаются, соблюдая правила этикета.

Третий вариант игры - изучение правил поведения за столом.

«Мир эмоций»

Воспитатель показывает детям портреты людей с разными эмоциями. Дети должны изобразить ту иную эмоцию. После игры обязательно обсуждение: какие эмоции было легче и приятнее изображать, какие эмоции им ближе, всегда ли можно отражать свои эмоции, можно ли скрывать эмоции и в каких случаях.

Использование игровых технологий в дошкольных образовательных учреждениях имеет своим результатом не только развитие познавательных качеств ребёнка. Самые важные для человека качества - ответственность, выдержка, умение работать в коллективе, налаживать коммуникацию, адекватно относиться как к победам, так и к поражениям - всё это формируется, проявляется и закрепляется в процессе игры и очень пригодится ребёнку и в обычной, не игровой жизни.

Марина Владимировна Морозова

Деловая игра с педагогами ДОУ

«Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ»

Цель :

Используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов по вопросам здоровьесбережения, возрастных особенностей детей дошкольного возраста в контексте внедрения и реализации ФГОС ДО.

Задачи :

Активизировать мыслительную деятельности педагогов;

Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

Развивать умение работать в команде;

Выявить уровень компетенции педагогов по заданным направлениям.

Оборудование :

телевизор; мешочек с предметами (шарик су-джок, подушечка с травой, аудиодиск, лимон, мыльные пузыри, книжка со сказками, перчатка, цветок); деревянный бочонок с маленькими бочонками (от лото) внутри с номерами; раздаточный материал для команд (листы с кроссвордами, с пословицами и поговорками, картинки с воздушным шаром).

ХОД ИГРЫ:

Ведущий: Добрый день! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам поучаствовать в деловой игре, под названием (слайд № 1) «Я всё умею и всё могу». Название выбрано не случайно, поскольку именно эти слова характеризует выбранную нами профессию. Вступительное слово: (притча) (слайд № 2) “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека".

(слайд № 3) Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас, и в каждом ребёнке. А забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей.

Приглашаю поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

(Прежде чем начать игру нам необходимо разделиться на две команды.)

Ведущий: Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество и для начала провести упражнение-приветствие «Радостная встреча».

Ход упражнения:

Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы здороваются вот так: (слайд № 4) европейцы при встрече друг друга пожимают руки, эфиопы - прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю всем участникам игры (гости тоже могут присоединиться) поздороваться с соседом слева по европейски, с соседом справа как эфиопы. Молодцы!

Итак, мы начинаем.

(слайд № 5)

СТАНЦИЯ №1 РАЗМИНКА «ЗАКОНЧИ МЫСЛЬ».

Участники команд должны продолжить пословицы о здоровье:

КОМАНДА № 1

Где здоровье – … (там и красота)

В здоровом теле – (здоровый дух)

Двигайся больше, … (проживёшь дольше)

Береги снову, … (а здоровье с молоду)

Ешь чеснок и лук – … (не возьмёт недуг)

КОМАНДА № 2

Здоров будешь – … (всё добудешь)

Здоровье сгубишь, …. (новое не купишь)

Кто долго жуёт, … (тот долго живёт)

Заболеть легко, … (вылечится – трудно)

Здоровье в порядке – … (спасибо зарядке)

(слайд № 6)

СТАНЦИЯ №2 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК».

Необходимо достать из мешочка предмет и ответить:

«Какую здоровьесберегающую технологию он отражает?»

1) шарик су-джок – су-джок терапия

2) подушечка с травой – фитотерапия

3) аудиодиск – музыкотерапия

4) лимон – ароматерапия

5) мыльные пузыри – дыхательная гимнастика

6) книжка со сказками – сказкотерапия

7) перчатка – пальчиковая гимнастика

8) цветок – цветотерапия.

(слайд № 7 и № 8)

СТАНЦИЯ № 3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ «КРОССВОРД».

Кроссворд № 1

По горизонтали :

5. Самое главное в жизни человека.

6. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечного напряжения.

По вертикали :

1. Циклическое движение осуществляемое посредством поочерёдного движения рук и ног.

2. Основной вид движения, которым овладевает ребёнок после умения ползать.

3. Ведущий вид деятельности в ДОУ.

4. Способность справляться с любой возникшей двигательной задачей.

Кроссворд № 2

По горизонтали :

3. Упражнение, способствующее развитию глазомера и точности движений.

6. Двигательная активность (одним словом).

По вертикали :

1. Невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

2. Быстрое, с отталкиванием, перемещение тела.

4. Состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.

5. Основной вид движения, которым овладевает ребёнок после того, как научится уверенно ходить.

(слайд № 9)

СТАНЦИЯ № 4 ПРАКТИЧЕСКАЯ «УПРАЖНЯЛКИ».

Одной команде предлагается продемонстрировать две оригинальные пальчиковые игры, второй – две оригинальные физкультурные минутки.

Ведущий: Мы работаем не только с детьми, но и с родителями.

(слайд № 10)

СТАНЦИЯ № 5 СЕМЕЙНАЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ».

Назвать формы работы с родителями по формированию ЗОЖ.

(команды по очереди называют, кто больше)

Пример :Родительские собрания с привлечением мед. работника;

Совместные спортивные праздники и развлечения;

Сайт детского сада (группы);

Консультации;

Библиотека здоровья;

Дни открытых дверей;

Информационные уголки здоровья;

Тематические выставки;

Совместные прогулки и экскурсии;

Встречи за круглым;

Анкетирование родителей и другие формы работы.

(слайд № 11)

СТАНЦИЯ № 6 АКТУАЛЬНАЯ «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ».

Участники игры достают бочонки с номерами и отвечают на вопросы:

1. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее…

(3 – 4 часа)

2. Что необходимо провести в середине занятия?

(физкультминутку)

3. Сколько раз в неделю проводят физкультурные занятия с детьми 3-7 лет?

(3 раза в неделю)

4. Какая продолжительность занятия в старшей группе?

5. Сколько минут составляет перерыв между занятиями?

(не менее 10 минут)

6. Сколько длится сон для детей 1, 5 – 3 лет?

(не менее 3 часов)

7. Какая продолжительность занятия в средней группе?

8. Назовите основные виды движения

(ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье)

А закончить нашу деловую игру мне бы хотелось упражнением «Воздушный шар».

(слайд № 12)

Упражнение «Воздушный шар»

(о ценности здоровья для человека)

На рисунке вы видите воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Руководитель творческой группы записывает их на доске. Если слова повторяются, то руководитель творческой группы ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.

Сценка-этюд:

Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:

Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:

Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.

Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?

Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.

Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?

Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.

Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?

Это потому, моя деточка, что по утрам не делала зарядку

Вот такая у нас сегодня установка.

(слайд № 13)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: