Комплекс мероприятий по противодействию незаконной миграции. Правовое регулирование противодействия незаконной миграции. Особенности трудовой миграции

Четверткова М.Ю.

Аспирант, Хабаровская государственная академия экономики и права

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ – АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация

В статье представлены основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации в области борьбы с незаконной миграцией. Автором рассмотрены меры противодействия незаконной миграции и предложены рекомендации для эффективной работы Федеральной миграционной службы в области борьбы с незаконной миграцией.

Ключевые слова : незаконная миграция, противодействие незаконной миграции, миграционная политика.

Chetvertkova M.

Postgraduate student, Khabarovsk state academy of economics and law

COUNTERACTION ILLEGAL MIGRATION IS A ACTUAL TASK IN THE STATE MIGRATION POLICY

Abstract

The article presents the main directions of state migration policy of Russian Federation in the field of combating illegal migration. The author focuses on the measures to сounteract illegal migration and suggests ways how to make Federal migration service more effective in combating illegal migration.

Keywords: illegal migration, counteraction illegal migration, migration policy

В последнее время важное и приоритетное значение в области государственной миграционной политики приобретают вопросы противодействия незаконной миграции.

Незаконная миграция как часть международных миграционных процессов существовала во все исторические времена. Однако в настоящее время под влиянием процесса глобализации, который затрагивает самые разные стороны общественной жизни, незаконная миграция приобрела ряд новых качеств, которые поставили её, в центр внимания не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества. Об этом свидетельствует активная деятельность большого числа государств по выработке соответствующих мер в рамках их национальной политики, а также договорная и иная правотворческая деятельность государств и международных организаций.

Рассматривая вопрос о незаконной миграции, необходимо отметить, что это понятие в законодательстве не определено, а в юридической литературе ввиду своей многоаспектности имеет различные толкования.

Так, в статье 1 Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 06 марта 1998 г. к незаконным мигрантам отнесены граждане третьих государств и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории сторон Соглашения, а также граждане Сторон, нарушившие правила пребывания на территории одной из Сторон, установленные её национальным законодательством.

Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху , дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. , в статье 3 определяет незаконный ввоз мигрантов как обеспечение, с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо государство – участника любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории. Под незаконным въездом для целей Протокола понимается пересечение границ без соблюдения необходимых требований для законного въезда в принимающее государство.

В соответствии со статьёй 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации.

Если незаконную миграцию рассматривать, как незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации, то незаконная миграция – это въезд в Россию, транзитный проезд через её территорию, пребывание в России и выезд с её территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства России, регулирующего порядок въезда и пребывания иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации .

Таким образом, следствием незаконной миграции, отраженной во всех определениях является нарушение действующего законодательства Российской Федерации, в частности административное правонарушение.

Эффективное противодействие тому или иному правонарушению осуществимо лишь в том случае, если известно, что оно собой представляет, т.е. определено его понятие. Как верно отмечает Э.Е. Гензюк, вряд ли возможно всерьез вести речь о какой-либо предупредительной или прогнозной деятельности, не принимая во внимание изучение административно-правовых категорий, рассматривающих содержание административного проступка, его правовых признаков и свойств.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) содержит понятия общего порядка – «административное правонарушение», «производство по делам об административных правонарушениях» и не формулирует понятия административно-правового противодействия незаконной миграции, раскрывающего его сущность и содержание, способствующего правильному понимаю его юридической природы.

Прежде чем перейти к раскрытию понятия административно-правового противодействия незаконной миграции, необходимо отметить, что термин «противодействие» используется в юридической литературе и законодательстве для обозначения системы или комплекса мер, направленных на предупреждение и борьбу с правонарушениями определенной категории.

По мнению составителей Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой, понятие «противодействие» означает действие, препятствующее другому действию .

Попов И.А., Попова О.И. под противодействием незаконной миграции понимают принятие должностными лицами компетентных правоохранительных органов мер по предупреждению, выявлению, пресечению правонарушений, связанных с нарушением иностранными гражданами (или лицами без гражданства) правил въезда в Российскую Федерацию (РФ) либо режима пребывания (проживания) в ней, а также с организацией незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через ее территорию, а также привлечению к установленной действующим законодательством Российской Федерации ответственности совершивших их лиц . Имеются и другие похожие определения термина противодействия незаконной миграции, в которых не отражен комплексный характер деятельности государственных органов по борьбе с незаконной миграцией .

На наш взгляд можно сформулировать следующее определение: административно-правовое противодействие незаконной миграции – это комплекс упорядоченных действий государственных органов по выявлению, пресечению, устранению нарушений миграционного законодательства совершаемых иностранными гражданами, лицами без гражданства и применению к ним мер воздействия с целью ликвидации негативных последствий вызванных незаконной миграцией.

Комплекс упорядоченных действий по противодействию незаконной миграции в Российской Федерации осуществляется во взаимодействии следующих федеральных органов исполнительной власти: Федеральной миграционной службы, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности (органов пограничного контроля), Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по труду и занятости населения.

Организованное взаимодействие между данными государственными органами способствуют обмену информацией, проведению совместных контрольно-проверочных и оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления, пресечения и предотвращения противоправных действий в области незаконной миграции со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства пребывающих на территории Российской Федерации.

Для повышения эффективности работы государственных органов в данном направлении предлагаем принять меры:

– по внедрению современных информационных технологий в сфере миграции в рамках международных организаций;

– по улучшению материально-технического обеспечения территориальных подразделений ФМС России;

– по увеличению штатной численности сотрудников подразделений ФМС России деятельность, которых направлена на выявление незаконных мигрантов;

– по совершенствованию межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

– провести «амнистию мигрантов», то есть легализовать незаконных трудовых мигрантов, не совершавших преступлений и имеющих стабильную работу;

– создать консультационные центры для поддержки мигрантов по вопросам миграционного законодательства;

– проводить информационную работу с гражданами и работодателями по вопросам нарушения миграционного законодательства;

– организовать работу по набору рабочей силы в странах происхождения трудовых мигрантов;

– подписать международные соглашения между странами СНГ об организованном привлечении на работу иностранных граждан и лиц без гражданства.

Наличие незаконных мигрантов пребывающих в Российскую Федерацию с нарушением норм миграционного законодательства представляет собой актуальную проблему, так как это явление связано с нарушением трудового, налогового, административного, уголовного законодательства. В ряде случае отсутствие у иностранных граждан и лиц без гражданства законного статуса для проживания (пребывания) на территории Российской Федерации, а также отсутствие документов, подтверждающих право заниматься трудовой деятельностью, обостряет социальную напряженность в обществе.

Анализ миграционной обстановки в нашей стране позволят прийти к выводу о необходимости принятия мер административно-правового противодействия незаконной миграции. С учетом того, что факты нарушения миграционного законодательства в приграничных районах Российской Федерации носят массовый характер, решение проблемы лежит в плоскости международного взаимодействия Российской Федерации и иностранных государств. Отдельные рейды и мероприятия по выявлению незаконных мигрантов, проводимые органами исполнительной власти не приносят должного результата, так как требуется постоянное правовое воздействие и контроль со стороны государства.

В заключение хотелось бы отметить, что сегодня административно-правовое противодействие незаконной миграции является одним из основных средств государственного регулирования данной сферы общественных отношений и одной из задач миграционной политики. Полагаем, что меры административно-правового противодействия незаконной миграции в настоящий момент требуют совершенствования. Эффективность противодействия незаконной миграции зависит не только от целенаправленной работы органов исполнительной власти, общественных объединений прямо или косвенно занимающихся решением вопросов по противодействию незаконной миграции, но и необходим всеобъемлющий международный подход, включающий сотрудничество, обмен информацией и другие надлежащие меры на национальном, региональном и международном уровнях.

Литература

  1. Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. № 1. С. 81-86.
  2. Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 46-55.
  3. Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 3-33.
  4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. С. 4029.
  5. Гусев В.А., Никитенко И.В., Худина Т.Ф. «Уголовно-правовые и криминалистические аспекты противодействия преступлениям в сфере незаконной миграции: учебно-практическое пособие. – Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2011. С.11.
  6. Гензюк Э.Е. Административная деликтология: автореф. дис. …док-ра юрид. наук. – М., 2002. С.22.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: изд-во ИТИ «Технологии», 2008. С. 543.
  8. Попов И.А., Попова О.И. Миграционное право Издательской группы «ЮРИСТ». 2013. № 2. С. 12-18.
  9. Орешина Н.И. Административно правовое регулирование противодействия незаконной миграции в зарубежных странах. диссер. канд. юрид. наук. – М., 2010. С.11.

References

  1. Informacionnyj vestnik Soveta glav gosudarstv i Soveta glav pravitel’stv SNG. 1998. № 1. S. 81-86.
  2. Bjulleten’ mezhdunarodnyh dogovorov. 2005. № 2. S. 46-55.
  3. Bjulleten’ mezhdunarodnyh dogovorov. 2005. № 2. S. 3-33.
  4. Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 1996. № 34. S. 4029.
  5. Gusev V.A., Nikitenko I.V., Hudina T.F. «Ugolovno-pravovye i kriminalisticheskie aspekty protivodejstvija prestuplenijam v sfere nezakonnoj migracii: uchebno-prakticheskoe posobie.- Habarovsk: Dal’nevostochnyj juridicheskij institute MVD Rossii, 2011. S. 11.
  6. Genzjuk Je.E. Administrativnaja deliktologija: avtoref. dis. dok-ra jurid. nauk. – M., 2002. S. 22.
  7. Ozhegov S.I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka. 4-e izd., dop. M.: izd-vo ITI «Tehnologii», 2008. S. 543.
  8. Popov I.A., Popova O.I. Migracionnoe pravo Izdatel’skoj gruppy «JURIST». 2013. №2. S. 12-18.
  9. Oreshina N.I. Administrativno pravovoe regulirovanie protivodejstvija nezakonnoj migracii v zarubezhnyh stranah. disser. kand. jurid. nauk. – M., 2010. S.11.

Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на 402-м заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «Правительственного часа» по вопросу «О мерах Правительства Российской Федерации по противодействию нелегальной миграции».

Ниже приведен текст выступления Владимира Колокольцева по вопросу «О мерах Правительства Российской Федерации по противодействию нелегальной миграции»

Владимир Колокольцев: «Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые члены Совета Федерации! Прежде всего позвольте поблагодарить вас за приглашение.
В современном мире миграционные процессы продолжают оставаться одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние на демографическую и социально-экономическую ситуацию. Об этом убедительно свидетельствует и международный опыт.

Как известно, наша страна является второй в мире по числу находящихся на её территории мигрантов. Общее количество иностранных граждан и лиц без гражданства в России составляет свыше 10 миллионов человек, или 7 % от численности всего населения.

Вместе с тем массовый приток лиц из других государств несет в себе серьезные риски для принимающей стороны: способствует росту социальной напряженности, возникновению конфликтов на этнической и религиозной почве, сохранению угроз национальной безопасности и общественному порядку.

Мы понимаем, насколько важен здесь всесторонний и взвешенный подход, грамотная организация превентивных мер, нацеленных на предупреждение незаконной миграции, эффективная борьба с преступлениями в указанной сфере.


При этом меры принудительного характера должны быть сбалансированы и не становиться препятствием для привлечения востребованных экономикой страны необходимых трудовых ресурсов.

Исключительное значение здесь приобретают социальная и культурная адаптация прибывающих, их интеграция в российское общество. Необходимость соблюдения данного условия и принятия соответствующих мер была отмечена Президентом на заседании Совета по межнациональным отношениям в октябре этого года.

Возможность обсуждения в рамках «Правительственного часа» основных путей решения этих стратегически важных задач позволит скорректировать работу Министерства на начальном этапе выполнения им новых полномочий.

Как вы знаете, в апреле текущего года Указом Президента Российской Федерации на наше ведомство возложены функции по выработке и реализации государственной политики в сфере миграции, включая её нормативно-правовое регулирование, а также соответствующие контрольные полномочия.
...

В течение последних пяти лет принят ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в данной сфере.

Установлена уголовная ответственность за пересечение государственной границы Российской Федерации иностранным гражданином, въезд которому в страну не разрешен, а также за фиктивную постановку иностранцев на миграционный учет.

Ужесточены санкции за организацию незаконной миграции.

Кроме того, введены новые составы правонарушений, предусматривающих ответственность приглашающей стороны. В частности, за неисполнение обязанностей по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранца; за предоставление заведомо ложных сведений о цели его пребывания в России при оформлении документов для въезда.

Конкретизирован и расширен перечень оснований, при которых иностранным гражданам не разрешается или ограничивается въезд в Российскую Федерацию . Он может быть закрыт на три, пять или десять лет, в зависимости от продолжительности незаконного пребывания на территории нашей страны.

Благодаря принятым законодательным мерам удалось во многом упорядочить миграционные потоки и сократить число лиц, находящихся в Российской Федерации с нарушением действующих норм.

Чтобы обозначить масштабы протекающих миграционных процессов, отмечу, что за десять месяцев этого года в страну въехало более пятнадцати миллионов иностранных граждан.
При этом порядка семидесяти процентов из них - представители из государств-участников СНГ и почти одиннадцать с половиной процентов приходится на долю стран Евросоюза.

В целях сокращения масштабов теневой экономики, изъятия из легального оборота денежных средств и их вывода за рубеж в прошлом году вступили в силу соответствующие изменения в законодательстве. Они связаны с реформированием системы использования труда мигрантов из стран с безвизовым порядком въезда.

Важным шагом здесь стало наделение иностранных граждан правом работать у юридических и индивидуальных предпринимателей на основе патента.Данные изменения способствовали упорядочению получения ими официального правового статуса.
Взамен ранее действовавшего механизма квотирования был установлен новый экономический регулятор рынка труда - стоимость патента, которая определяется субъектом Российской Федерации.

Кроме того, регионам переданы функции по определению организаций, которые вправе проводить медицинские освидетельствования иностранцев и принимать экзамены по русскому языку, основам культуры и законодательства России.
Предоставленные субъектам полномочия положительно сказались на правоохранительном аспекте в части выдачи разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности.

Сумма поступившего в бюджеты субъектов налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа за приобретение патентов на конец октября превысила 38 миллиардов рублей. Рост по сравнению с показателем прошлого года - почти в полтора раза.

Как показывает практика, установленный срок обращения за патентом в течение тридцати дней позволяет исключить случаи массового и бесконтрольного нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Повышению прозрачности миграционных потоков способствует и введение обязанности для данной категории лиц указывать в миграционной карте «рабочую» цель въезда. Такая мера не только дисциплинирует, но и создает условия для более эффективной защиты национального рынка труда.

Сегодня функция контроля за сроками и законностью пребывания мигрантов реализуется в том числе с помощью информационной системы. За три года её применения закрыт въезд для почти одного миллиона семисот тысяч иностранцев, нарушивших порядок пребывания на территории Российской Федерации. Такое «бесконтактное» выявление нелегалов не только оптимизирует работу, но и экономит средства на их содержание и дальнейшее выдворение.

С 2014 года также действует автоматизированная система обязательной дактилоскопической регистрации трудовых мигрантов , включая возможность их проверки по отпечаткам пальцев в режиме реального времени. Эту процедуру уже прошли порядка семи миллионов человек. Использование подобного механизма является дополнительным фильтром для выявления лиц, въехавших в нашу страну с измененными паспортными данными.

К числу действенных мер для злостных нарушителей миграционного законодательства относится административное выдворение иностранцев за пределы государства.Для этого подготовлена соответствующая инфраструктура. В настоящее время специальные учреждения для содержания лиц, подлежащих выдворению, депортации или реадмиссии, функционируют в семидесяти шести субъектах Российской Федерации.
Однако проблемным вопросом остается обеспечение их деятельности. Президентом Российской Федерации еще в 2010 году было поручено руководителям регионов принять законодательные и организационно-распорядительные меры по созданию указанных учреждений.
Вместе с тем проведенный Министерством внутренних дел России анализ показал, что более тридцати восьми процентов переданных субъектами зданий не соответствуют предъявляемым требованиям.
Такая ситуация сопряжена с опасностью возникновения чрезвычайных происшествий и вызывает обоснованные претензии со стороны иностранных граждан.

В двадцати девяти субъектах помещения и здания, в которых расположены специальные учреждения, до сих пор не переведены в федеральную собственность. Это делает невозможным финансирование необходимых ремонтных и строительных работ.
Уважаемые сенаторы! Прошу акцентировать внимание глав субъектов на важности решения обозначенной проблемы.

Кроме того, остается до конца нерешенной проблема выделения бюджетных средств на оплату расходов по административному выдворению иностранцев за пределы нашей страны.
С учетом отсутствия нормативно закрепленных предельных сроков содержания иностранных граждан, подлежащих депортации и реадмиссии, возникает крайне сложная ситуация с переполненностью данных учреждений.

На основании поручения Председателя Правительства Российской Федерации в текущем году были разблокированы бюджетные ассигнования на сумму 100 миллионов рублей для осуществления Федеральной службой судебных приставов России функций по принудительному выдворению. Это позволило обеспечить выдворение 1650 иностранцев из содержащихся 4428 человек, подлежащих выдворению.

Отдельно хотел бы остановиться на вопросе урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих получить убежище в Российской Федерации.
События, произошедшие в Сирийской Арабской Республике, Украине и ряде других государств, оказали серьезное влияние на миграционные процессы и привели к заметному росту числа беженцев на территории нашей страны.

Только в 2014-2015 годах из Украины в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке въехал один миллион сто тысяч граждан.

В местах их временного размещения, а это - 262 пункта, в которых находится почти 11 тысяч человек, организован постоянный мониторинг складывающейся обстановки, принимаются дополнительные меры по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Эта работа проводится в тесном взаимодействии с заинтересованными ведомствами и органами государственной власти.

Почти для трети прибывших граждан Украины основной целью является поиск убежища.А нализ поступающей информации свидетельствует о сохранении вызовов безопасности.

В субъектах Российской Федерации с наибольшей концентрацией приезжих отмечается самый высокий уровень правонарушений , совершаемых как самими иностранными гражданами, так и в отношении них. Эта ситуация, в первую очередь, характерна для крупных мегаполисов, где сосредоточена основная масса трудовых мигрантов.

Обострение обстановки в Центральной Азии провоцирует усиление миграционных процессов и создает условия для попыток проникновения в нашу страну под видом беженцев представителей международных террористических и экстремистских организаций.

В целях своевременного выявления и нейтрализации возможных угроз во взаимодействии с заинтересованными ведомствами на постоянной основе реализуется комплекс оперативно-профилактических мероприятий.

Так, буквально на днях Министерством внутренних дел совместно с органами безопасности и Росгвардией в Москве в ходе крупномасштабной операции арестованы участники и руководители террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», являющиеся гражданами стран Содружества. Так, в этом году в столичном регионе вскрыта преступная сеть, состоящая из граждан стран Средней Азии, которые организовали каналы нелегальной миграции путем изготовления поддельных документов.

С их помощью осуществлялась переправка рекрутов на территорию Сирии с целью участия в боевых действиях на стороне незаконных вооруженных формирований, включая так называемое Исламское государство. В результате скоординированных действий ликвидированы семь крупных подпольных лабораторий, изъято большое количество бланков паспортов, а также иных документов, печатей и штампов. Возбуждены уголовные дела по фактам организации незаконной миграции.

Миграционные процессы также оказывают заметное воздействие на состояние межнациональных отношений и уровень экстремистских проявлений в обществе.В качестве одного из примеров, вызвавших широкий общественный резонанс, можно привести межэтнический конфликт на территории Хованского кладбища. Его участниками стали порядка двухсот человек. В основном это иностранцы, которые незаконно находились на территории Российской Федерации.
В результате проделанной работы были задержаны и впоследствии арестованы организаторы и активные участники произошедших событий. Кроме того, ряд обвиняемых объявлен в федеральный розыск.

Свыше ста человек привлечены к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. Большинство из них помещены в специальные учреждения временного содержания иностранных граждан для последующего выдворения.
При этом должен сказать, что наши усилия направлены, в первую очередь, на недопущение таких ситуаций.

Создание системы превентивного реагирования позволило органам внутренних дел только в текущем году предотвратить более ста конфликтов на национальной почве.

Во взаимодействии с Федеральной службой безопасности, Росфинмониторингом и компетентными органами государств - членов ОДКБ продолжилось проведение специальной операции «Нелегал-2016», которая уже неоднократно доказала свою эффективность и свою результативность.

Все, что делается нашим ведомством для наведения должного порядка в этой сфере, находится на постоянном контроле руководства МВД и этой работой мы намерены продолжать заниматься впредь».

МОСКВА, пресс-служба МВД России
http://www.arms-expo.ru/news/polity/vystuplenie_vladimira_kolokoltseva_na_zasedanii_soveta_federatsii_v_ramkakh_pravitelstvennogo_chasa/

Интересно и то, что по предварительным данным в южнокорейском аэропорту Инчхон задержали самолет с россиянами. Причем как пишут в СМИ Южная Корея не подтверждает, но и не опровергают данную информацию.
Как сообщили представители авиагавани РЕН ТВ, прокомментировать ситуацию они готовы только российским властям или родственникам пассажиров.

В то же время, по словам представителя аэропорта, в последнее время было много нарушений миграционного законодательства, в связи с чем был ужесточен пограничный контроль.

"Мы связались с миграционной службой. Они дают информацию только родственникам или лицам, которые выслали приглашение на въезд в Корею этим людям. Сейчас в стране ужесточили миграционный контроль в связи с большим количеством нелегалов. Это может быть причиной, почему людей задержали", - сообщили в аэропорту.

Напомним, ранее россиянка сообщила о том, что в аэропорту Инчхон задержан целый самолет с россиянами. По ее словам, одна из пассажирок - ее дочь, и сейчас она находится в корейской тюрьме.

Представитель МИД РФ прокомментировала РЕН ТВ, что следит за ситуацией, а на странице якобы задержанной девушки написала: "Вижу. Будем разбираться".

Такие данные были озвучены на межведомственном совещании, которое по поручению губернатора края Вениамина Кондратьева провел его заместитель Алексей Копайгородский в режиме видеоконференции. Обсуждался вопрос «О мерах по противодействию незаконной миграции и нелегальной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Краснодарском крае».

В нашем районе в работе совещания приняли участие глава муниципалитета Виталий Демиров, его заместители, начальник отдела МВД России по Крыловскому району Роман Лесничий, главы сельских поселений, начальники и представители служб и ведомств, которые отвечают за вопросы, связанные с миграцией.

Алексей Копайгородский, открывая совещание, отметил, что Краснодарский край традиционно является территорией, привлекательной для мигрантов как внутренних, так и внешних. Экономическая и социальная стабильность, реализация инвестиционных проектов наряду с благоприятными климатическими условиями обеспечивают высокий миграционный прирост.

За девять месяцев текущего года на миграционный учет были поставлены 67657 иностранных граждан, официально прибывших для работы в крае. Однако патентов на разрешение работать, за это время, было выдано только 36755. То есть практически каждый второй зарегистрированный мигрант работает нелегально, причем это только вершина айсберга, - такие данные привел в своем докладе заместитель начальника региональной безопасности администрации края М.М. Дадатко. Он сообщил, что в текущем году иностранные граждане и лица без гражданства стали участники 1128 преступлений, при этом каждое третье - имущественного характера, а каждое шестое связано с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, составлено более 14 тысяч административных протоколов (на треть больше, чем в прошлом году).

Вице-губернатор напомнил, что Кубань готовится к проведению выборов Президента Российской Федерации. Также региону предстоит принимать участников Чемпионата мира по футболу 2018 года.

На фоне таких событий мы просто не вправе допустить осложнений миграционной ситуации в крае, - подчеркнул Алексей Копайгородский.

Что уже делается в сфере миграции

О мерах, реализуемых в крае по пресечению незаконной миграции и нелегальной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, доложил заместитель начальника ГУ МВД по Краснодарскому краю Ю.Ю. Кузнецов. Сотрудниками полиции проведено более шести с половиной тысяч мероприятий по выявлению нарушений миграционного законодательства. В сфере миграции возбуждено более 500 уголовных дел (на 318 больше, чем в прошлом году), из них направлено в суд 447. Внесено свыше 3000 представлений о неразрешении въезда иностранным гражданам, пресечено более 18 тысяч административных правонарушений в сфере миграции (на 3500 больше прошлого года). Наложено штрафов более 33 миллионов рублей, из них взыскано 25 миллионов. От оказания сотрудниками полиции госуслуги по выдаче патентов иностранным гражданам бюджет края пополнился на 1 миллиард рублей (на 7,5% больше аналогичного периода прошлого года).

В крае ведется работа по выявлению так называемых «резиновых» квартир. Участковыми уполномоченными отрабатываются факты массой постановки на учет иностранных граждан. Так, за фиктивную постановку на учет 24 иностранных граждан осуждена жительница города Новороссийска. Оперативными сотрудниками совместно с коллегами из ФСБ проводится точечная отработка мест их пребывания. Выявлен иностранец, который состоял в розыске как экстремист. За последние годы край входит в тройку лидеров по количеству мигрантов. В текущем году по решениям судов с территории края выдворены 2260 иностранных граждан, из них 2000 принудительно. Докладчик обратил внимание на то, что часть мигрантов поступает в центр временного размещения без копейки денег, потому что работодатели с ними не расплатились. Докладчик акцентировал внимание на том, что механизмов для решения озвученных проблем в сфере миграции достаточно много и муниципалитетам тоже нужно выработать четкий контроль за их реализацией.

112 иностранцев ВИЧ-инфицированы

Обсуждался также вопрос о том, как миграционные процессы влияют на эпидемиологическую обстановку в крае. По данным Министерства здравоохранения Краснодарского края, за 10 месяцев этого года освидетельствовано более 77 тысяч иностранных граждан, выявлены 273 больных, из них: 112 - ВИЧ-инфекцией, 12 - туберкулезом, 149 заболеваний, передающихся половым путем.

Заместитель главы региона акцентировал, что работа по выявлению и пресечению правонарушений в миграционной сфере должна строиться на местах комплексно, во взаимодействии всех заинтересованных структур и актива муниципалитетов. Поэтому принято решение о создании в каждом муниципалитете региона межведомственных рабочих групп. Проведение проверок будет проходить в форме межведомственных рейдов с участием не только правоохранительных структур, но и общественных формирований правоохранительной направленности.

Обращаю внимание руководителей органов местного самоуправления края на то, что вами должна быть организована работа по проверке всех мест возможной концентрации нелегальных мигрантов, вы, как никто другой, должны быть в курсе, что и где происходит на подведомственной вам территории, - отметил в завершение мероприятия Алексей Копайгородский. Он также подчеркнул, что важно организовать привлечение к рейдам казаков.

Послесловие

При обсуждении поставленных заместителем главы региона задач Роман Лесничий ходатайствовал о проведении дополнительного совещания с участием глав сельских поселений, которым необходимо будет подготовить информацию о мигрантах, замеченных на подведомственных им территориях. Сообщил в частности, что четыре мигранта (два узбека и два украинца) в этом году были выдворены за пределы РФ. Были выявлены и предприятия, где привлекали на работу иностранных граждан, которых также выдворили. Начальник полиции рассказал, что состоялся разговор с руководителями предприятий, некоторые сетовали на то, что, дескать, местное население не хочет идти к ним работать. При детальном изучении вопроса выяснялось, что в предприятиях не созданы надлежащие условия трудоустройства, поэтому уважающие себя люди и не идут к ним работать. Особое внимание, как заметил начальник полиции, уделяется Октябрьскому поселению, где, как исторически сложилось, постоянно мигрируют цыгане. Несколько человек сейчас находятся в розыске за совершенные преступления.

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года противодействие организации каналов незаконной миграции является одним из основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации.

В целях противодействия незаконной миграции Управление активизирует работу по проведению оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций, направленных на выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.

Вопросы реализации государственной миграционной политики являются одним из важнейших вопросов в рамках организации межведомственного взаимодействия.

В ходе реализации контрольно-надзорных полномочий, Управление особое внимание уделяет борьбе с незаконной миграцией, ужесточению контроля и надзора за миграционной обстановкой на территории Чувашской Республики, пресечению нарушений правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использованию их труда.

Работа в данном направлении строится в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, территориальными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти в Чувашской Республике.

В рамках реализации комплекса мер по обеспечению безопасности в период проведения XXII зимних Олимпийских играх в г. Сочи и будет оказана практическая помощь территориальному органу ФМС России по их исполнению.

Для реализации задачи по противодействию незаконной миграции Управлением в 2014 – 2016 годах планируется основные усилия сосредоточить на следующих приоритетных направлениях деятельности:

выявление и пресечение каналов незаконной миграции;

выявление, сбор и сопровождение материалов, содержащих признаки состава преступления, предусмотренного статьями 322.1, 327 УК РФ;

выявление и привлечение к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации;



исполнение международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

Усиление государственного контроля за трудовой деятельностью иностранных работников, привлечение к административной ответственности работодателей иностранных граждан, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации в сфере миграции.

Продолжая деятельность, направленную на противодействие незаконной миграции, Управление в 2014-2016 годах планирует ежегодно проводить рабочие встречи с представителями и лидерами национальных сообществ (диаспор) по следующим вопросам: разъяснение требований и вносимых изменений в миграционное законодательство Российской Федерации, проведение разъяснительной работы с иностранными гражданами в целях пресечения и недопущения административных и уголовных правонарушений, обсуждение проблемных вопросов, возникающих при оформлении иностранными гражданами разрешений на работу и патентов на занятие трудовой деятельностью. Также продолжить выступления в печатных, электронных средствах информации с целью доведения до иностранных граждан и работодателей новелл миграционного законодательства, информации о необходимости оформления разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности. С целью исключения фактов незаконного получения разрешений на работу повысить качество проверок документов поданных для оформления разрешений на работу и патентов по имеющимся базам. При выявлении в ходе проверок оснований для отказа в выдачи разрешительных документов привлекать виновных к ответственности. Организационно-аналитическое обеспечение реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года»

В 2014-2016 годах в рамках выполнения Концепции деятельность Управления будет направлена на:

а) совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);

б) совершенствование способов получения, формирования, хранения и использования дактилоскопической информации об иностранных гражданах с последующим использованием полученной информации компетентными органами, в том числе в правоохранительных целях;

в) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе:

Развитие системы статистического наблюдения на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований по вопросам внутренней и международной миграции;

- совершенствование механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации в сфере миграции;

- информационное обеспечение различных миграционных программ и мониторинг их эффективности;

Заключение

Из вышесказанного следует, что цель ФМС как органа исполнительной власти заключается в реализации государственной политики в сфере миграции и осуществление правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг.

В рамках этой цели УФМС осуществляет оформление и выдачу основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации (паспорт для внутреннего пользования и для выезда за пределы России), осуществляет регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ФМС осуществляет оформление и выдачу документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации, а также их регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства на территории Российской Федерации и контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иммиграционный контроль - осуществляемый уполномоченными органами государства контроль, направленный на обеспечение государственного регулирования миграционных потоков при въезде на территорию РФ и пребывания на ней иностранных граждан и лиц без гражданства. Система И.к. является составной частью государственной миграционной политики. В соответствии с законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан в РФ контроль за соблюдением иностранными гражданами правил въезда в РФ, транзитного проезда через территорию РФ, постоянного проживания или временного пребывания в РФ и выезда из РФ осуществляют федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, органы исполнительной власти субъектов РФ по внутренним делам, а также иные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. В случае, если имеются достаточные основания полагать, что иностранный гражданин, въезжающий в РФ, страдает заболеваниями, вследствие которых он в соответствии с законодательством РФ не имеет права на въезд в РФ, или установлено, что он прибыл из района неблагоприятной эпидемиологической обстановки, в пункте пропуска через Государственную границу РФ такой гражданин может быть подвергнут медицинскому и санитарно-эпидемиологическому контролю. Перечень заболеваний, вследствие которых иностранный гражданин не имеет права на въезд в РФ, устанавливается Правительством РФ..

Проблема незаконной миграции стала предметом повышенного внимания и вызывает растущую обеспокоенность со стороны Правительства РФ.

В настоящее время эта проблема усугубляется как на национальном, так и на международном уровне.

Более того, незаконная миграция приобретает новые формы и масштабы, которые часто имеют отношение к другим видам международной преступной деятельности, что представляет угрозу безопасности государства и общества.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 5 октября 2006 г. N Пр-1693 и Правительства Российской Федерации от 7 октября 2006 г. N МФ-П12-4709 МВД России принимаются меры по стабилизации обстановки в сфере рыночной торговли, по защите прав отечественных производителей, пресечению деятельности этнических преступных группировок, незаконной миграции.

Кроме того, на ситуацию в сфере рыночной торговли оказало существенное влияние Постановление Правительства Российской Федерации, принятое 15 ноября 2006 г. N 683, которым устанавливается допустимая доля иностранных работников, привлекаемых в различных отраслях экономики на территории Российской Федерации.

Для контроля за складывающейся обстановкой в сфере рыночной торговли, реагирования на ее изменения в МВД России был образован Оперативный штаб, который в круглосуточном режиме отслеживал ситуацию в регионах. Аналогичные штабы и рабочие группы были созданы во всех МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

Органами внутренних дел осуществляются комплексные профилактические мероприятия по декриминализации торговли на рынках с участием сотрудников ФМС России, Роспотребнадзора, налоговой службы, местных органов исполнительной власти.

В сфере рыночной торговли широко используется труд иностранных граждан, незаконно находящихся в Российской Федерации.

Так, до 90% граждан Таджикистана, Узбекистана, Китая и Вьетнама, работающих на московских рынках, не зарегистрировано в налоговых органах. Это подтверждается и результатами проведенных специальных мероприятий "Сфера", "Нелегальный мигрант", "Потребитель" и других.

Надо отметить, что не только экономическая ситуация в Таджикистане делает нелегальную миграцию из этой страны устойчивым и возрастающим явлением. Законы Российской Федерации позволяют российским работодателям выгодно использовать дешевую и бесправную рабочую силу, которую представляют собой нелегальные трудящиеся-мигранты из Таджикистана, и за их счет, уклоняясь от уплаты налогов, зачастую получать сверхприбыль.

Значительная часть правонарушений на потребительском рынке совершается иностранными гражданами, использующими контрабандные каналы поставки импортных товаров.

Проверки, проведенные органами внутренних дел на московских продовольственных и вещевых рынках, показали, что основная часть реализуемого товара является контрабандной, а коммерческие структуры и индивидуальные торговцы не имеют документов, подтверждающих происхождение, качество и таможенное оформление реализуемой продукции. Сложившемуся положению способствует незаконная деятельность ряда российских компаний, оказывающих посреднические услуги по перемещению через границу партий импортных товаров без их таможенной очистки.

Необходимо констатировать, что и с применением административного законодательства в отношении иностранных граждан также существует много проблем.

Так, в РФ отсутствует правовой механизм взыскивания штрафов с привлеченных к административной ответственности иностранных граждан, выехавших из РФ.

В соответствии со статьей 31.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исполнение постановления о назначении административного наказания лицу, проживающему или находящемуся за пределами Российской Федерации и не имеющему на ее территории имущества, производится в соответствии с российским законодательством и международными договорами.

Однако в настоящее время у Российской Федерации не имеется действующих международных соглашений, регулирующих вопросы взыскания административных штрафов.

Кроме того, в соответствии со статьей 31.11 КоАП РФ исполнение постановления о назначении административного наказания лицу, проживающему или находящемуся за пределами Российской Федерации и не имеющему на ее территории имущества, производится в соответствии с законодательством России и международными договорами с государством, на территории которого проживает или находится это лицо, а также с государством, на территории которого находится имущество лица, привлеченного к административной ответственности.

По информации МИД России, в настоящее время у Российской Федерации не имеется действующих международных соглашений, регламентирующих указанный вопрос.

В повседневной деятельности органы внутренних дел вступают в различные правоотношения с иностранными гражданами, находящимися на территории Российской Федерации, контролируя соблюдение ими правил пребывания в нашей стране. Особые проблемы создает незаконная (нелегальная, неконтролируемая) миграция иностранных граждан и лиц без гражданства, которая в последнее время заметно обострилась.

Ситуация по некоторым аспектам не может не тревожить.

Одна из правовых проблем, с которой сталкиваются в своей повседневной деятельности органы внутренних дел, - это законодательное обеспечение административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства.

Так, в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.

Тем самым данный Федеральный закон вменил субъектам Российской Федерации обязательства по созданию специальных учреждений для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению или депортации, не наделив их при этом в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующими полномочиями.

В настоящее время в России функционируют всего 6 специальных учреждений для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению или депортации.

В связи с чем заинтересованным федеральным органам исполнительной власти при проработке вопросов, касающихся взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при осуществлении полномочий, связанных с депортацией и административным выдворением иностранных граждан, необходимо подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающее порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, в частности в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в части закрепления за субъектами Российской Федерации вышеназванного полномочия.

Между тем в нарушение вышеназванного Федерального закона судами практикуется вынесение постановлений о помещении лиц, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальные приемники для лиц, арестованных в административном порядке.

Предпосылки для подобных нарушений создают не только объективные причины отсутствия необходимых учреждений для содержания иностранных граждан, но и неоправданные решения органов власти субъектов Российской Федерации.

В Нижегородской области, во исполнение решения совместного заседания областной межведомственной антитеррористической комиссии и областной межведомственной комиссии по миграционной политике и до создания Центра для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации, на основании распоряжения начальника ГУВД от 22.12.2005 N 1/273р было принято решение о содержании данной категории лиц в спецприемнике ГУВД. Подобные решения были приняты в Удмуртской Республике, Тульской, Новосибирской областях и других регионах.

После принятия решения о содержании иностранных граждан, подлежащих выдворению, в спецприемнике их количество превысило количество лиц, арестованных в административном порядке.

Несмотря на содержание в спецприемниках иностранных граждан вопрос об их материально-техническом перепрофилировании в большинстве субъектов Российской Федерации не решен.

Между тем условия их содержания имеют ряд особенностей.

В частности, иностранные граждане имеют право просмотра телевизионных программ до 24 часов, получать передачи общим весом не более 20 килограммов, пользоваться телефоном для связи с родственниками посредством публичной телефонной кабины (с помощью телефонной карты, приобретаемой за счет размещенного лица) и др. Данные условия в спецприемниках Приказом МВД России N 605дсп не предусмотрены и не создаются.

Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению за пределы страны, содержатся в условиях и вынуждены подчиняться правилам, существенно нарушающим их права. Возросшая в связи с этим нагрузка на сотрудников спецприемников, необходимость решать неспецифические задачи, связанные с языковым барьером, взаимодействием с консульскими учреждениями иностранных государств, невозможностью привлечения к труду, ведут к ослаблению режима спецучреждений, способствуют повышению степени конфликтности и побегоуязвимости.

В связи с помещением в специальные приемники иностранных граждан до их административного выдворения за пределы РФ возникают проблемы по их содержанию, а именно по финансированию расходов на содержание: финансирование специальных приемников производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, тогда как финансовое обеспечение мероприятий по административному выдворению иностранных граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Также требует решения вопрос, связанный с продолжительностью содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы РФ.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьями 3.10, 18.8, 27.6, 32.8, 32.10) и Приказом МВД России N 605дсп не оговариваются конкретные сроки содержания иностранных граждан в спецучреждениях, а также сроки исполнения постановлений.

Длительность сроков содержания в условиях изоляции приводит к протестным акциям со стороны иностранных граждан, сопровождаемым угрозами совершения суицида, отказом от приема пищи.

Ситуация осложняется неразработанностью статусных документов, определяющих задачи, функции, организацию и обеспечение специальных учреждений милиции в связи с их перепрофилированием для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению либо депортации.

Другая проблема в том, что миграция как совокупность различных по своей природе перемещений людей через границы дает определенный перечень субъектов, которые могут совершить и совершают миграционные правонарушения. Вместе с тем основными понятиями при решении вопроса об административном выдворении или депортации остаются "иностранные граждане" и "лица без гражданства", правовое положение которых определено недостаточно четко.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в юридическом словаре "иностранные граждане" толкуются как лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. данное определение дополняет институтом подданства, тем самым учитывая наличие монархической формы правления.

Статья 3 Федерального закона "О гражданстве в Российской Федерации" под термином "иностранный гражданин" подразумевает лицо, не являющееся гражданином России и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Анализ предложенных терминов не дает полного ответа на многие вопросы. Например , может вызывать сомнение специфика правового статуса иностранца при наличии у него двух и более гражданств, при постоянном и временном проживании его на территории России и т.д.

Очевидно, в каждом случае правовые отношения иностранца с государством могут определяться не только его правоспособностью, но и дееспособностью с учетом специфического характера правового статуса.

Значимым условием принадлежности иностранца к гражданству является предоставление им обязательного доказательства. Очевидно, миграция как процесс по сути является сложной процедурой и не всегда иностранный гражданин имеет возможность доказать свою принадлежность к гражданству конкретного иностранного государства. При невозможности подтвердить наличие гражданства иностранец автоматически приобретает статус лица без гражданства.

Таким образом, изучение понятий "иностранец" и "лицо без гражданства" убеждает в том, что правовой статус их четко не определен и дефиниции не отражают имеющихся особенностей.

Наличие двойного гражданства обусловливает выделение специальной правосубъектности.

Вместе с тем наличие гражданства российского и одновременно другого государства не позволяет относить физическое лицо к категории иностранцев (статья 62 Конституции Российской Федерации).

В последнее время правоохранительные и контрольные органы Российской Федерации обращают более пристальное внимание на изыскание эффективных путей и методов решения проблемы незаконной миграции. Всем уже ясно, что в настоящее время масштабы незаконной миграции на территорию Российской Федерации достигли пределов, угрожающих национальной безопасности страны.

Поэтому рост незаконной миграции вызвал необходимость введения уголовной ответственности за ее организацию.

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 322.1, предусматривающей ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания или незаконного транзитного проезда через территорию России.

В соответствии со статьей 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации расследование преступлений, предусмотренных частью первой статьи 322 УК РФ, отнесено к компетенции дознавателей органов внутренних дел.

Согласно данным ГИАЦ МВД России в 2007 году было зарегистрировано 624 преступления по статье 322.1 УК РФ, окончено расследованием 488 уголовных дела, выявлено 431 лицо, совершившее данное противоправное деяние.

При расследовании дознавателями указанной категории уголовных дел имеют место проблемы, связанные с проведением допросов свидетелей-иностранцев.

Так, после возбуждения уголовных дел иностранные граждане, лица без гражданства, незаконно пребывающие на территории Российской Федерации и являющиеся основными свидетелями по делу, покидают места временного пребывания и работы, что становится причиной длительной установки их местонахождения.

Выдворяемые иностранные граждане не имеют в дальнейшем права въезда в Российскую Федерацию в течение пяти лет. Проведение же следственных действий с ними на территории других государств сказывается на сроках проведения дознания.

В этих условиях важное значение приобретает качественная организация расследования и оперативное проведение соответствующих следственных действий с участниками уголовного процесса.

Положительным опытом в раскрытии и расследовании преступлений, предусмотренных частью первой статьи 322.1 УК, являются совместные мероприятия миграционной службы и подразделений милиции общественной безопасности УВД по Астраханской области, которые оказывают помощь в сопровождении уголовных дел.

Заключение соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью УВД по Оренбургской области с УВД приграничных Западно-Казахстанской и Актюбинской областей Казахстана позволило разработать комплекс мер по выявлению организаторов незаконной миграции, пресечению фактов привлечения иностранной рабочей силы с нарушением установленного порядка, создан автоматизированный банк данных въезжающих и выезжающих через государственную границу на территории Оренбургской области.

Налажено взаимодействие по проверке иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию РФ, с пограничной службой и в ГУВД по Алтайскому краю.

В целях обеспечения профилактического воздействия ГУВД по г. Москве издан приказ, согласно которому в случаях выявления фактов нарушения правил режима пребывания иностранных граждан на территории Москвы или привлечения иностранной рабочей силы осуществляется уведомление граждан и юридических лиц, допустивших эти нарушения, о существующей уголовной ответственности по статье 322.1 УК РФ.

Изучение практики раскрытия и расследования преступлений в сфере миграции показало, что большинство из них выявлено сотрудниками милиции общественной безопасности органов внутренних дел и территориальных подразделений ФМС МВД России. Вклад подразделений криминальной милиции в борьбе с данным видом преступной деятельности незначителен.

На наш взгляд, целесообразно, чтобы сотрудники оперативных подразделений, используя полномочия на проведение оперативно-розыскной деятельности, организовывали и проводили весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступной деятельности групп, специализирующихся на организации незаконной миграции.

Практика показывает, что такой подход к организации и методике выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений указанной категории, в рамках первоначального этапа расследования, применяется только в случаях, когда организация незаконной миграции рассматривается как способ совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, как дополнительное, сопутствующее противоправное деяние.

Сегодня криминальная миграция не ограничивается традиционными общеуголовными преступлениями. Она принимает все более организованный, транснациональный характер, связанный с проявлениями терроризма, экстремизма, сепаратизма, что создает угрозу основам конституционного строя и безопасности РФ.

Поэтому достаточно важной является проблема согласования уголовного законодательства различных государств, и прежде всего СНГ.

В связи с этим необходимо добиться определенного баланса между регулятивно-предупредительными средствами российского уголовного законодательства и уголовного законодательства государств, входящих в СНГ, с которыми установлен безвизовый пограничный режим и где, соответственно, не действует статья 322 УК РФ, предусматривающая ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации.

Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что к факторам, оказывающим влияние на основной уровень незаконной миграции, относятся:

  1. Отсутствие единой оперативной информационной базы данных по проблемам борьбы с терроризмом, преступностью, контрабандой оружия, наркотиков, а также незаконной миграцией иностранцев, в том числе подозреваемых в причастности к террористическим актам и иным преступлениям, охватывающей МВД, ФСБ, ФСКН, ФМС, ФТС и ФПС России, а также подчиненные им территориальные органы, что не позволяет оперативно решать вопросы по контролю въезда (выезда), режима пребывания, места нахождения и занятия трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства.
  2. Отсутствие денежных средств в бюджетах субъектов Российской Федерации и законодательной базы, необходимых для создания депортационных центров для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.
  3. Отсутствие правового урегулирования работы с несовершеннолетними из стран ближнего и дальнего зарубежья, механизма содержания и последующей депортации данной категории лиц.
  4. Несовершенство законодательства в отношении лиц, являющихся пособниками незаконной миграции.
  5. Недостаточный уровень работы по укреплению взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными подразделениями иностранных государств, для осуществления информационного обмена (о наличии у оформляемых граждан-мигрантов судимостей, склонности к совершению преступлений, в первую очередь насильственного характера) по вопросам, возникающим при принятии решений о выдаче разрешений на работу гражданам, приехавшим в Россию.

Основой для предотвращения и пресечения незаконной миграции должен стать комплексный подход к решению этой проблемы и совместные действия исполнительных органов.

Кроме того, учитывая актуальность вопросов, связанных с нарушением миграционного законодательства, необходимо:

  1. Совершенствование и развитие законодательной базы, регулирующей миграционные процессы, а также обеспечивающей защиту конституционных прав мигрантов, создание системы информационного и научного обеспечения профессиональной подготовки кадров и повышения квалификации специалистов по вопросам миграции и борьбы с незаконными ее формами.
  2. Усиление контроля за выдачей дипломатическими представительствами за границей российских виз лицам из так называемых неблагополучных в социальном и экономическом отношении стран. Упрощение процедуры внесения иностранного гражданина в список лиц, которым запрещен въезд на территорию Российской Федерации.
  3. Проработать вопросы о сокращении перечня документов, дающих право на пересечение Государственной границы Российской Федерации в безвизовом порядке для граждан СНГ.
  4. На постоянной основе осуществлять комплекс совместных с другими правоохранительными органами, в т.ч. ФМС, ФСБ, ФСКН, оперативно-профилактических мероприятий в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также в местах значительной концентрации мигрантов по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства, с последующей депортацией иностранных граждан и лиц без гражданства.
  5. Повысить эффективность, устойчивость и качество информационного обеспечения подразделений МВД, ФМС, ФСБ, ФПС, МНС, МИД и других заинтересованных ведомств путем создания единой системы сбора и обмена оперативной информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства, незаконно находящихся на территории России, деятельность которых нарушает законодательство Российской Федерации.
  6. Организовать сбор информации о происходящих миграционных процессах, особое внимание уделить мигрантам из республик Закавказья и Средней Азии. Осуществить мониторинг прогнозирования и выявления каналов незаконной миграции, выработку на его основе соответствующих рекомендаций и предложений по совершенствованию правового регулирования. Организовать сбор и анализ информации о транспортных потоках на границах сопредельных государств, так как за передвижением личного грузового и легкового автотранспорта, а также автотранспорта, осуществляющего перевозку лиц, занимающихся "челночным" бизнесом, контроль практически не осуществляется. Предусмотреть проведение картографического анализа путей нелегальной миграции, каналов незаконного перемещения наркотических веществ, оружия, боеприпасов, контрабанды через Государственную границу Российской Федерации.
  7. Обеспечить учет всех сделок по купле иностранными гражданами недвижимости, акций российских предприятий, регистрации ими на территории Российской Федерации предприятий. Выявлять и устанавливать источники финансирования этих сделок.
  8. Проводить мероприятия по установлению туристических фирм "однодневок" и подставных предприятий, оказывающих содействие нелегальным мигрантам в их легализации на обслуживаемых территориях, а также оказывающих посреднические услуги в сфере незаконного трудоустройства.
  9. Создание на территориях государств-участников СНГ сети специализированных учреждений временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Очевидно, что данные вопросы необходимо решать на государственном уровне в самое ближайшее время, так как только они могут улучшить деятельность органов внутренних дел в сфере контроля за соблюдением требований миграционного законодательства.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: