Конспект лекции: Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус. Виды и правовой статус субъектов российской федерации

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправные этих субъектов Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституция РФ).

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои Конституции, другие субъекты, уставы. Основные вопросы статуса урегулированы федеральным Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. от 7 июля 2003 г.) полностью вступил в действие с 1 января 2005 года Собрание законодательства РФ 2003 г. №27 ст. 2709; 2004 г. №50 ст.4950; 2005 г. №1 ст.25..

Этот статус в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменение глав 3-8, которой, в конечном счете, возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты: Баглай М.В. Конституционное право РФ -М.: НОРМА, 2005г.

1. полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются Конституцией (уставом), законодательными правовыми актами субъекта РФ;

2. полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3. полномочия, осуществляемые по предметам ведения Российской Федерацией определяются федеральными законами, издаваемые в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Последние должны устанавливать права, обязанность и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям закона.

В соответствии с принципом верховенство Конституции РФ федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектов РФ. Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционного статуса субъекта РФ, улучшению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской федерации.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежат включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим точным перечислением наименований всех субъектов РФ в Конституции РФ подчеркивается добровольностью вхождения каждого субъекта в Российской Федерации и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Однако правовой статус субъектов все же не во всем одинаков. Так республики объявляют государствами, а все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законодательными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими края и областями. Такое положение субъектов РФ имеет повод говорить о асимметричности российской федерализма. Табричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России - М.: Издательство- торговая корпорация «Дашко и К», 2005г.,стр. 511

Равноправие субъектов РФ проявляется, в общем, для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71,72,73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе - всех субъектов Федераций. Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно, участвуют в решение вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения.

Такое решение разграничение предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопросы относятся к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исполнительную компетенцию органов власти субъектов Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственные правовые регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Согласно ч. 6 ст. 76 Конституции субъектам Федерации представляется важная гарантия: поскольку законы и нормативные акты субъектов, изданных по вопросам ведения Федерации и совместного ведения должны соответствовать федеральным законом и, в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода вопросам исключительно ведения субъектов Федерации приоритет отдается их законам и нормативным правовым актам. Отсюда следует, что федеральный закон не может вторгаться в сферу деятельности субъектов РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 11) Федеральный закон закрепляет принципы и порядок заключение договоров о разграничение полномочий. Заключение таких договоров допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определенно иное, чем это установлено федеральными законами, разграничения полномочий. В договоре о разграничение полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов, где власти и органов государственной власти субъектов РФ, определяются условий и порядок осуществление эти полномочии, конкретные обязанности и права сторон, срок действия и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного распоряжения договора. Договор подписывается Президентом РФ и высшими должностным лицом субъекта РФ, а затем утверждается федеральным законом.

При заключении соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов РФ о передачи им части федеральных полномочий с передачей необходимым материальных и финансовых средств федеральные органы контролирует соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее их исполнение.

Возможно, и обратное отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возможны на федеральные органы государственной власти или должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти. Это может произойти в случае, если:

1. в связи со стихийными бедствиями, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствует, и не могут быть сформированы в соответствии с федеральным законом (решением принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);

2. возникшая вследствие решений, действий или бездействий органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых или бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленным Бюджетным кодексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финансовая администрация);

3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение принимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образуют собственное конституционное право, однако, не разрывает единого поля конституционного права РФ составная его федеративного аспекта. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Например, особая экономическая зона установлена в Калининградской области. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товара, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности. Органам государственной власти Калининградской области в целях экономической безопасности предоставляется право самостоятельно устанавливать ограничения для определенных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства относительно срока и мета пребывания в Калининградской области. При этом данное ограничение не должно нарушать права и свободы человека, гарантированные законодательством РФ и международными договорами РФ. Можно предположить, что такая необычная норма связана со специфическим географическим положением этого региона. Баглай М.В. Конституционное право РФ -М.: НОРМА, 2005г., стр. 361.

По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. Это объясняется еще и тем, что бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что и повлияло на их желания охранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республика вправе иметь государственный язык (ч. 2 ст. 68), в то время как другие субъекты Федерации нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на принципах с Конституцией РФ (разделение властей, правового социального государства и др.). Контроль за соответствиями осуществляет Конституционный суд. Все субъекты Федерации в лице своих законодательных и исполнительных органов власти вправе обращаться с запросом в Конституционный суд (ч. 2ст. 125). Кроме того, Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая являются частью территории Российской Федерации. Границы субъектов Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Экономическую основу деятельности государственной власти субъекта РФ составляет находящиеся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права.

Федеральный закон установил круг вопросов, решение которых относится к полномочиям по совместному ведению и осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопросов 41(обеспечение деятельности органов власти проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно при соблюдении конституционных требований:

1) разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной;

2) система органов власти должна строится на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

Это характерно для всех федеральных государств, так как обеспечивает принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях.

Конституция устанавливает, что столицей Российской Федерации является город Москва, статус которой определяются федеральным законом.

Субъект РФ - это государственно-территориальное образование, обладающее и реализующее государственную власть на территории субъекта РФ. Статус субъекта РФ составляет права обязанности, ответственность, урегулированные конституционно правовыми нормами. Статус можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле понимается взаимоотношение субъектов РФ со всеми иными субъектами Конституционного права. В узком смысле - это взаимоотношение субъекта РФ с федеральными органами государственной власти. Особенный статус субъекта - субъект обладает иными правами и обязанностями в определенной сфере общественных отношений.

Элементы конституционно-правовых субъектов:

1. Принципы статуса - равноправие субъектов; неотъемлемость статуса субъекта; запрет добровольного выхода из РФ; принцип защиты прав субъектов РФ; ответственность субъекта

2. Права и обязанности субъекта РФ - субъект правообязан состоять в составе РФ субъект РФ имеет собственное наименование (наименование и организационно правовая форма) - субъект самостоятельно определяет собственное наименование, новое именование включается в ст.65 Конституции указом Президента при переиздании Конституции; субъект имеет свою территорию - предел действия государственной власти субъекта - границы между субъектами могут быть изменены путем заключения соглашения которое утверждается Советом Федерации; субъект правообязан иметь собственную систему нормативно-правовых актов: основной закон субъекта, законы субъекта и подзаконные НА; субъект правообязан иметь систему органов государственной власти - субъект самостоятельно образует систему органов государственной власти в соответствии с основами Конституционного строя РФ и общими принципами организации органов государственной власти субъекта РФ, под основами конституционного строя понимается - РФ - федеративное, правовое, демократическое с республиканской формой правления государства, права и свободы гражданина являются приоритетов. Обязательно два органа: законодательный и высший исполнительный. Субъект имеет двух представителей в Совете Федерации; участие в федеральном законодательном процессе - направление законодательных инициатив (от законодательного органа субъекта), дача заключений на проект федерального закона принимаемых по предмету совместного ведения

3. Ответственность - выражается через ответственность государственных органов и должностных лиц, форма ответственности, виды и порядок применения закреплен в ФЗ «Об общих принципах …»

4. Организационный блок норм, регулирующих порядок образования новых субъектов РФ

РФ – федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

РФ является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

РФ имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.

Неотъемлемым элементом конституционно - правового статуса РФ является ее территориальное единство. РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Важным элементом конституционно – правового статуса РФ является ее единое гражданство. Вопросы гражданства российской Федерации регулируются ее Конституцией, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации".

В РФ общее для всей Федерации органы государственной власти. РФ имеет Президента – главу государства; Федеральное собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Конституционный суд, Верховный суд и высший Арбитражный суд, осуществляющие высшую судебную власть в стране. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.

В РФ единая федеральная система права. Основу системы права составляет Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны. Конституция РФ устанавливает верховенство федерального закона. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем последние не могут противоречить федеральным законам, в случае же такого противоречия действуют согласно Конституции федеральные законы. РФ характеризуется наличием федеральной собственности. К объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и прочие объекты. РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы. Денежная система РФ включает в себя денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей РФ является рубль.

В РФ единые Вооруженные Силы, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной ценности РФ. Не имеют право создавать свои Вооруженные Силы и субъекты РФ, включая республики. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ согласно Конституции является Президент РФ.

К числу основных элементов конституционно – правового статуса РФ относятся:

ее право внешних отношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта;

государственный язык. В Конституции установлено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков.

Важным компонентом конституционно – правового статуса являются государственные символы РФ – государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также ее столица – город Москва.

Субъекты Российской Федерации

РФ состоит из 89 субъектов: 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов. РФ относится к федерациям смешанного типа: одна часть ее субъектов образована по национально – территориальному принципу (республики, автономная область, автономные округа), другая – по территориальному (края, области, города федерального значения). РФ является полной федерацией, т.е. территория целиком состоит из территорий субъектов. Вместе с тем РФ осталась ассиметричной федерацией: составляющие ее субъекты, будучи равноправными, имеют различный государственно – правовой статус.

Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Республика в составе РФ – это демократическое унитарное правовое государство. Она, в отличие от других субъектов РФ, имеет свою конституцию, может устанавливать государственный язык, который употребляется наряду с русским, устанавливать свое гражданство. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Как государство республика имеет право на государственную символику – герб, флаг, гимн, а также столицу. Отношения с РФ республики строят на основе Конституции РФ, Федеративного договора, двухсторонних договоров о разграничении полномочий.

Края, области и города федерального значения как субъекты РФ являются государственными территориальными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актом субъекта – Уставом. Представительную власть осуществляют дума или собрание, исполнительную – администрация. Высшим должностным лицом в крае является глава краевой (областной) администрации, в Москве – мэр, в Санкт –Петербурге – губернатор. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык – русский. Край, область, города федерального значения вправе устанавливать свою официальную символику – флаг, герб, гимн.

Автономная область и автономный округ представляют собой исторически сложившуюся национально – территориальную форму самоопределения народов в нашей стране. В настоящее время в РФ одна автономная область – Еврейская и 9 автономных округов – Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть–Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский и Ямало-Ненецкий. Особенность этой группы субъектов РФ в том, что они территориально входят в состав другого субъекта РФ – края или области. Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. Отношения автономных округов с краев или областями, в состав которых они входят, могут также регулироваться федеральным законодательством и двусторонним договором. В тоже время Конституция РФ не содержит аналогичной нормы для автономной области. Статус автономной области и автономного округа не может быть изменен без их согласия. Автономные области и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.

30. Гражданское право-самостоятельная отрасль российской правовой системы: понятие, предмет, метод правового регулирования. Принципы гражданского права. Гражданское право как отрасль права - это система правовых норм, регу­лирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связан­ные с ними личные неимущественные отношения, основанные на не­зависимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нор­мального развития экономических отношений в обществе. Предмет гражданского права - это те общественные отношения, кото­рые оно регулирует. Эти отношения делятся на: Имущественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу материальных благ, которые включают в себя: отношения статики, то есть отношения, связанные с нахождением ма­териальных благ у определенного лица (право собственности, ограни­ченные вещные права); отношения динамики, то есть связанные с переходом материальных благ от одного лица к другому (обязательственное право, наследование). Личные неимущественные отношения - отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономи­ческого содержания, независимо от степени связанности с имуществен­ными отношениями: личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства). В этом случае имущественные отношения производны от неимущественных (например, право автора на вознаграж­дение); личные неимущественные отношения, не связанные с имущественны­ми (например, защита чести, достоинства и деловой репутации). Метод правового регулирования - это совокупность приемов, средств, способов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, упорядочивая, регулируя и защищая их. Гражданско-правовой метод является дозволительным и имеет следующие отличительные черты: 1. Юридическое равенство сторон, то есть равенство их правового положения, которое проявляется в признании равенства всех форм собственности, самостоятельном создании хозяйственных связей, в идентичных мерах гражданско-правовой ответственности. 2. Автономия воли сторон. Сторонам представлена возможность полностью (или в известной мере) самостоятельно регулировать свои отношения. 3. Имущественная самостоятельность сторон. Участники гражданского оборота выступают в качестве обладателей обособленного имущества, которым они участвуют в обороте и отвечают по обязательствам. 4. Защита гражданских прав преимущественно в судебном порядке, если стороны самостоятельно не смогли разрешить спорные вопросы. 5. Имущественный характер гражданско-правовой ответственности. Объектом взыскания в этом случае является имущество, а не личность должника. Принципы гражданского права - это закрепленные в правовых актах общеобязательные положения, идеи, начала, которые пронизывают все гражданское право, выражают тенденции развития и потребности общества и характеризуют гражданское право в целом. Выделяют следующие принципы гражданского права: юридическое равенство участников; неприкосновенность собственности, принудительное отчуждение которой допускается только в установленных законом случаях; недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; свобода договора: лицо самостоятельно выбирает партнера по договору, стороны свободны при заключении договора и определении его условий; принцип диспозитивности (то есть самостоятельности и инициативы) в реализации своих прав и несении риска от участия в гражданском обороте; принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и защиты; недопустимость злоупотребления правом, в частности действий, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу.

31. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права. Чтобы стать субъектом гражданского права, гражданин должен обладать определенными законом качествами, которые в своей совокупности составляют гражданскую правосубъектность. Эта гражданско-правовая категория раскрывается в 2-х применяемых в законодательстве понятиях: гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданская правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Она является равной для всех граждан и не зависит от возраста, психического и физического состояния. Правоспособность органически связана с гражданством. Приобретая гражданство, человек становится субъектом права данного государства. Прежде всего гражданам России предоставляется гражданская правоспособность в полном объеме. Кроме них, субъектами гражданского права могут быть иностранцы (лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ) и лица без гражданства (т.е. не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству других государств). Гражданской дееспособностью называется способность лица своими действиями приобретать гражданские права и обязанности и осуществлять их, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Наступает с 18 лет. С момента вступления в брак. Эмансипации. Несовершеннолетние до 6 лет полностью лишены гражданской дееспособности. В возрасте от 6 до 14 - обладают частичной дееспособностью. По достижении несовершеннолетним 14 лет, их дееспособность расширяется: они не только могут совершать мелкие бытовые сделки, но и: самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять авторские, изобретательные и иные права; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. По достижении 16 лет они вправе быть членами кооператива и соответственно осуществлять вытекающие из этого права. Эмансипация - объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, занимается предпринимательской деятельностью.

32. Юридические лица как субъекты гражданского права. Юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени приобретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде, арбитражном или третейском суде. Цели создания юридического лица: централизация и обособление имущества для участия им в гражданс­ком обороте;уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет само­стоятельной ответственности юридического лица по своим обязатель­ствам;. обеспечение интересов кредиторов за счет установления минималь­ного размера уставного капитала юридического лица. Признаки юридического лица: организационное единство, то есть организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначен­ной для управления юридическим лицом для достижения целей его де­ятельности; имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленно­го имущества, которое является необходимой предпосылкой для учас­тия в гражданском обороте; самостоятельная имущественная ответственность. По общему пра­вилу юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежа­щим ему имуществом (за исключением учреждений, финансируемых собственником); возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания, то есть с момента регистрации в органе юстиции. Термин «дееспособность» по отношению к юридическим лицам не применяется. Правоспособность юридического лица осуществляет его орган. Это – директор, президент, председатель, совет управляющих или директоров и т.д. Юридические лица возникают по инициативе учредителей.

33. Реорганизация юридических лиц. Для оптимизации своего бизнеса, в современных рыночных условиях, некоторые предприятия вынуждены объединяться. При этом возможны разные виды реорганизации юридических лиц. Понятие реорганизация юридического лица – это комплекс специфических мер, по смене одной организационно-правовой формы на другую. При этом новое юридическое лицо, наследует все обязанности по отношениям, которые остались от ликвидируемого юридического лица. Решение, о проведении реорганизации, принимается либо собственником имущества, либо группой учредителей юридического лица, либо по решению суда. В некоторых случаях, правовая реорганизация юридических лиц, является единственным способом избежать ликвидации предприятия в связи с банкротством. Виды реорганизации юридических лиц: слияние - возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового; присоединение - вливание одного юридического лица в другое; разделение - возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых; выделение - выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого; преобразование - изменение организационно-правовой формы юриди­ческого лица.

34. Ликвидация юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При ликвидации организации запись о ней исключается из Единого Государственного реестра юридических лиц, что является окончательным законным основанием считать организацию прекратившей существование. Неудовлетворенные требования кредиторов при этом считаются погашенными. Виды ликвидации юридического лица: . с распределением оставшегося имущества между учредителями (участ­никами) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);. с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения);. с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредитель­ных документах юридического лица (общественные и религиозные объе­динения, фонды).

35. Сделки: понятие, виды, условия недействительности сделок. Сделки - это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обя­занностей. Виды сделок: 1. В зависимости от числа сторон сделки выделяют односторонние (завеща­ние), двусторонние (договор аренды, займа и т. д.) и многосторонние сделки (например, договор о совместной деятельности между тремя лицами). 2. По степени связанности сделок с их основаниями они делятся на каузаль­ные и абстрактные. Незаконность или недостижимость правовой цели каузальной сделки влечет ее недействительность. Абстрактные сделки оторваны от их оснований (например, вексель, действительность кото­рого не зависит от действительности сделки, при совершении которой он выдан). 3. В зависимости от того, соответствует ли обязанности одной из сторон встречная обязанность другой стороны, сделки делятся на возмездные и безвозмездные. 4. Если для заключения сделки достаточно лишь соглашения сторон, то это - консенсуальная сделка. Если же требуется еще и передача имуще­ства, являющегося предметом сделки, то это - реальная сделка (дого­вор займа, дарения и т. д.). 5. Часто в сделках возникновение у сторон прав и обязанностей связывает­ся с наступлением какого-либо факта, о котором неизвестно, насту­пит он или нет, это - условные сделки. Недействительная сделка - это сделка, которая не порождает желаемого сторонами правового результата, а при определенных условиях влечет возникновение неблагоприятных для сторон последствий. Недействительные сделки делятся на оспоримые и ничтожные. Различия между ними следующие: оспоримые сделки недействительны в силу признания их таковыми су­дом, а ничтожные - вне зависимости от такого признания; требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено только лицами, указанными в ГК, а последствия не­действительности ничтожной сделки могут быть применены по иску любого заинтересованного лица либо по инициативе суда; ничтожная сделка всегда недействительна с момента заключения, тог­да как оспоримая сделка может быть признана судом недействительной на будущее и считаться недействительной с момента вынесения судеб­ного решения; иск о применении последствий недействительности сделки может быть предъявлен в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение, а иск о признании недействительной оспоримой сделки - в течение года со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для призна­ния сделки недействительной.

36 . Понятие гражданско-правового договора. Виды гражданско-правовых договоров. Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор является двух – или многосторонними сделками. Договор является одним из оснований для возникновения обязательства, и к нему применяются общие положения обязательственного права. Согласно ст. 1 ГК РФ стороны вправе самостоятельно решать, с кем, на каких условиях (не противоречащих законодательству) и какие договора заключать (свобода договора). Стороны договора (физические и юридические лица) при его подписании должны обладать свободой воли, быть имущественно независимыми и самостоятельными. Признаки договора при осуществлении сторонами принципа свободы договора: 1. Стороны самостоятельно определяют необходимость заключения договора, а также – с кем вступать в договорные отношения. Понуждение к заключению договора допускается лишь в случаях, прямо оговоренных в законодательстве или добровольно принятым обязательством. 2. Стороны вправе определять вид договора, который будет заключен при условии, что он не противоречит действующему законодательству. 3. Стороны сами определяют условия договора по своему усмотрению. На практике применяется следующая классификация договоров: 1) на возмездные и безвозмездные договоры (ст. 423 ГК РФ. Если сторона по договору должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, договор – возмездный (договора аренды, купли-продажи, подряда и так далее). 2) публичный договор – это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. 3) договор присоединения – его условия определены одной из сторон в стандартной форме (основной договор) до заключения договора присоединения (например, договор перевозки грузов железнодорожным транспортом). 4) предварительный договор – стороны обязуются в будущем заключить основной договор на условиях, определенных предварительным договором. 5) договор в пользу третьего лица– согласно его условиям должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Субъект федерации - государственное образование в составе федерации, обладающее определенной политико-правовой самостоятельностью . Каждое федеративное государство состоит из субъектов федерации, которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Пакистан), земли (Австрия, ФРГ), кантоны (Швейцария).

Как уже отмечалось, в Конституции РФ не только закрепляется система всех видов субъектов Федерации (ст. 5), но и проводится конкретный перечень субъектов (в количестве 85), находящихся в составе России (ст. 65). Несмотря на единство основания вхождения в РФ (все они "находятся" в ее составе, а не "образуют" саму Федерацию), Конституция закрепляет в ст. 65 шесть видов субъектов.

В основу формирования субъектов Российской Федерации положен национально-территориальный принцип.

Национальные субъекты формируются на основе титульных наций.

Территориальные субъекты образовались с учетом исторических традиций и особенностей географического и специфики экономического положения.

Все субъекты Российской Федерации наделяются Конституцией статусом государственных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собственного законодательства, территориального верховенства, особого характера взаимоотношений с федеральной властью. Если обычные административно-территориальные единицы не обладают правосубъектностью именно в составе Федерации, то субъектам присуща природа государственных образований.

Совмещение указанных оснований позволяет к национально-государственному типу отнести республики в составе РФ (государства в собственном смысле) и оба вида автономных единиц - автономную область и автономный округ (национально-государственные образования); к территориальному государственному типу - края, области, города федерального значения.

Проводимая в литературе классификация субъектов РФ строится не только по национальному (республики) и территориальному (края, области) критериям. Так, М.С. Саликов проводит более обширную классификацию субъектов РФ по следующим критериям:

- по национальному составу населения (субъекты, где коренная нация составляет абсолютное (Тыва, Чувашия), относительное (Калмыкия) большинство и меньшинство (Карелия, Еврейская автономная область));

- по числу преобладающих наций (субъекты с преобладанием одной нации как титульной, давшей название субъекту РФ (Чувашия, Чечня, Тыва), так и не титульной (в Карелии, Хакасии более 70% населения составляют русские));

- по количественным показателям (размер территории, численность населения) - крупные субъекты РФ (Красноярский край, Хабаровский край) и небольшие регионы (Адыгея, Ингушетия);

- по внутренней структуре - обычные и сложносоставные, включающие в свой состав автономные округа (Архангельская, Тюменская области), число которых сокращается за счет проводимой реформы укрупнения регионов (Красноярский, Пермский, Забайкальский, Камчатский края, Иркутская область).

Таким образом, республики, автономии и региональные государственные образования составляют отдельные типы субъектов РФ. Именно придание статуса государственных образований всем типам субъектов позволяет сделать шаг к унификации статуса субъектов Федерации, что, в свою очередь, служит преодолению асимметричности Российской Федерации. Однако сохранение дифференцированности субъектов не обеспечит симметричности, которая предполагает однопорядковый статус всех субъектов Федерации.

Между тем республики занимают обособленное положение, в ст. 5 Конституции РФ и в республиканских конституциях они провозглашаются государствами, что давало основание некоторымреспубликанским лидерам считать республики в составе РФ суверенными. Республики принимаютконституции, имеют во главе, как правило, президентов (Тыва, Хакасия, Калмыкия составляютисключение), государственный язык, некоторые претендуют на собственное гражданство, что заметноотличает их от остальных субъектов. Другие национально-этнические субъекты РФ (автономная область иавтономные округа) таких привилегий не имеют.

Республики образованы по национальному принципу и их наименование, как правило, соответствует титульной национальности, проживающей на ее территории. Однако численность титульной нации не обязательно составляет большинство населения (наибольшая численность титульной нации наблюдается в Чечне, Северной Осетии - Алании, Тыве, Чувашии) и есть такие республики (Хакасия, Алтай, Карелия), где титульная нация составляет менее половины населения/

Государственная самостоятельность субъектов РФ основывается на конституционных принципах:

- равноправия субъектов РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти;

Государственной целостности РФ;

- единства системы государственной власти;

- разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

- равноправия и самоопределения народов в РФ;

Верховенства на всей территории РФ Конституции РФ и федеральных законов и др.

Государственная самостоятельность субъектов РФ выражается в наличии у них ряда признаков, прав, обязанностей и ответственности, закрепляемых в своей основе Конституцией РФ и федеральным законодательством:

1) невозможность изменения статуса субъектов РФ без их согласия (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ);

2) наличие учредительной власти. Учредительная власть характеризуется правом субъекта самостоятельно принимать свои учредительные акты (конституции, уставы), определяющие правовой

статус субъекта РФ. Источником учредительной власти является народ. Учредительные акты регионов обладают высшей юридической силой по отношению к иным правовым актам соответствующих субъектов РФ , их утверждения со стороны федеральных органов не требуется. Конституции, уставы, законы, акты органов государственной власти субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству;

3) собственная компетенция и региональная система законодательства . Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование посредством принятия конституций, уставов, законов, иных актов в пределах своих полномочий в сфере совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ), собственных остаточных полномочий (ст. 73 Конституции РФ), полномочий, делегированных им, их органам федеральными органами государственной власти;

4) субъекты РФ самостоятельно устанавливают и изменяют собственное наименование, могут иметь собственную символику: герб, гимн, флаг, столицу (республики) или административный центр (иные субъекты), а республики - и государственные языки (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). Новое наименованиесубъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решениясубъекта РФ;

5) субъекты РФ обладают собственной территорией, которая может быть изменена только с их согласия . Границы между субъектами РФ, как уже было указано, могут быть изменены с их взаимногосогласия. Такое изменение подлежит утверждению со стороны Совета Федерации ФедеральногоСобрания РФ. Однако изменение территории субъекта РФ возможно без его согласия при заключениимеждународного договора РФ с граничащим государством по территориальным вопросам, но собязательным проведением опроса населения соответствующего субъекта (субъектов) РФ;

6) субъекты РФ не обладают правом выхода из состава Российской Федерации (сецессии), не обладают суверенитетом , но имеют ограниченную международную правосубъектность, объем которойопределяется Конституцией РФ, Федеральным законом от 4 января 1999 г. "О координациимеждународных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", иными актамифедерального законодательства. Они не имеют права заключать международные договоры, но могут заключать соглашения, как правило, внешнеэкономического характера . С согласия МИД РФ могутоткрывать свои представительства за рубежом, которые не могут иметь статус консульских и посольскихучреждений;

7) субъекты РФ согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ устанавливают систему своих органов государственной власти самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ (гл. 1 Конституции РФ) и общими принципами организации представительных и исполнительных органовгосударственной власти, которые определены Федеральным законом от 6 октября 1999 г;

8) субъекты РФ обладают экономической самостоятельностью . Экономическую основу деятельности субъекта РФ составляют находящиеся в его собственности имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, а также имущественные права субъекта РФ. Собственность субъекта РФ признается и защищается РФ наравне с иными формами собственности;

9) субъекты РФ участвуют в решении общегосударственных вопросов, что выражается в направлении каждым субъектом РФ двух представителей в состав Совета Федерации, вхождении глав субъектов РФ в состав Государственного Совета РФ, учреждении субъектами РФ постоянных представительств при Правительстве РФ , участии субъектов РФ в федеральном законодательномпроцессе (законодательная инициатива, отзывы на федеральные законы в сфере совместного ведения идр.).

Основными обязанностями субъектов РФ является соблюдение Конституции РФ и законов, нахождение в составе РФ . Следовательно, ответственность субъектов РФ наступает в случае неисполнения ими федерального законодательства. Ответственность субъектов во многом определена в Федеральном законе от 6 октября 1999 г.; меры такой ответственности в отношении региональных органов существенно усилены (отрешение Президентом РФ глав субъектов РФ, роспуск регионального парламента).

Таким образом, рассмотрев основные подходы к сущности и элементам конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, следует резюмировать, что развитие статусов субъектов продолжается и налицо тенденция к установлению однопорядковости их статуса, что должно способствовать укреплению целостности России при сохранении преимуществ федеративного устройства.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

Российское государство – это федерация. РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ. Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Статус субъекта РФ может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ:

1) территориальный;

2) национальный;

3) национально-территориальный (смешанный).

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения. Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ. Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципов.

Виды субъектов РФ:

1) республики в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности; они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ);

2) края (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией);

3) области (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории);

4) два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург (они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения);

5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой);

6) автономные округа (образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе РФ обладают приблизительно равным объемом полномочий. Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее лицом.

Признаки субъектов РФ:

1) не обладают государственным суверенитетом;

2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ;

3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин;

4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством;

5) все субъекты РФ равноправны.

Автономная область и автономный округ в составе РФ – национально-государственные образования РФ, обладающие определенной, ограниченной территорией в пределах РФ и осуществляющие полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами и Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий от 31 марта 1992 г.

Правовой статус автономного округа (области) определяется совокупностью полномочий данного субъекта РФ, за исключением вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению РФ, и представляет собой совокупность прав и обязанностей, возникающих во взаимоотношениях с РФ и другими субъектами РФ, в состав которых он входит.

Черты правового статуса автономного округа (области):

1. Конституционно-правовое положение автономного округа (области) является одновременно совокупностью статуса части субъекта РФ и статуса самостоятельного субъекта РФ.

2. Конституционно-правовая природа автономных округов (области) такая же, как и у других субъектов РФ, он равноправный субъект РФ.

3. Автономный округ (область), как правило, входит в состав края, области, т. е. обладает единой территорией и населением с субъектом РФ, в состав которого входит автономное образование.

Двойственный характер правовой природы автономного округа (области) не означает ограничения этих субъектов РФ в правах по отношению к иным субъектам РФ. Автономный округ (область) – равноправный и самостоятельный субъект РФ. Он обладает собственной территорией и объемом полномочий, населением, системой государственных органов, уставом, законодательством, административно-территориальными границами и т. д.

Правовое положение автономного округа (области) не может быть заменено без предварительного его согласия. Статус автономного округа (области) такой же, как и всех других субъектов РФ, в связи с чем на них распространяются все права субъектов: право на символику субъекта, на равное положение в отношениях с РФ и т. д. На автономный округ (область) частично распространяется влияние органов государственной власти края, области, в которые они входят; для этого устанавливаются специальные законы субъектов РФ и заключаются договоры между ними о пределах компетенции. Автономный округ (область) самостоятельно регулирует вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами в соответствии с основами законодательства, кодексами, законами РФ. Конституцией РФ и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ (Москва, 31 марта 1992 г.) устанавливается перечень предметов совместного ведения федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти автономной области, автономного округа, которые могут быть ими переданы друг другу по взаимному соглашению. По вопросам своего и совместного с РФ ведения автономные округа (область) вправе принимать правовые акты, а также издавать специальный именной федеральный закон, но до настоящего времени ни один автономный округ (область) еще не воспользовался этим правом.

Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ, субъектов РФ и предметы их совместного ведения. РФ обладает суверенитетом на всей своей территории и осуществляет полномочия, отнесенные к предметам ее исключительного ведения в силу их особой важности для государства, например: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; федеративное устройство и границы, территории РФ; регулирование федерального бюджета; вопросы войны, обороны и мира и т. д.

Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти, т. е. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ. Сфера совместимого ведения РФ и субъектов РФ – полномочия, в пределах которых вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, взаимного согласия и взаимного делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения.

Разграничение этих полномочий осуществляется согласно принципам:

1) соответствия законодательств субъектов РФ федеральному;

2) равноправия субъектов РФ в осуществлении их полномочий;

3) независимости органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении своих полномочий от федеральных органов власти.

Соответствие законодательства субъектов РФ означает, что все акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции, должны соответствовать положениям Конституции РФ, федеральным конституционными федеральным законам. В случае, если орган государственной власти субъекта РФ принял акт вне пределов своей компетенции, такой акт может быть признан не соответствующим федеральному законодательству судом по заявлению заинтересованного лица в установленном порядке, а значит, такой акт не подлежит применению и ссылки на него не допустимы.

Равноправие субъектов РФ в составе РФ означает, что все субъекты РФ вправе самостоятельно, независимо от других осуществлять полномочия в пределах своей компетенции; при этом полномочия по изданию нормативных актов у всех субъектов равные. Ни один субъект РФ независимо от его формы (республика, край, область, автономный округ или область, город федерального значения) не может обладать большим или меньшим объемом полномочий, так как полномочия субъектов РФ устанавливаются Конституцией РФ для всех субъектов одновременно, а конкретизация федеративными договорами о разграничении предметов ведения касается только предметов совместного ведения.

Органы государственной власти субъектов РФ исполняют полномочия, но только в пределах своей компетенции либо по предметам совместного ведения согласно федеративным договорам о разграничении предметов ведения. Никакие органы государственной власти РФ не вправе препятствовать осуществлению полномочий субъектов РФ, принуждать их к принятию того или иного закона.

Компетенция органа власти – это определенный объем полномочий, установленный Конституцией РФ и другими федеральными законами. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов может осуществляться в формах:

1) заключения договора между субъектом РФ и РФ;

2) установления в нормах Конституции РФ.

Конституция РФ жестко устанавливает следующие виды компетенции органов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ:

1) компетенция РФ;

2) компетенция субъектов РФ;

3) вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В ведении органов власти субъектов РФ находится большинство текущих вопросов регулирования жизнедеятельности общества, за исключением вопросов исключительного ведения РФ.

Субъекты РФ не вправе без предварительного соглашения с РФ принимать нормативные акты, затрагивающие компетенцию РФ, например устанавливать собственные военные формирования, учреждать иные границы, нежели административно-территориальные, устанавливать таможенные налоги и сборы при въезде (выезде) на территорию субъекта РФ.

Однако РФ вправе передавать часть своих полномочий органам власти субъектов РФ, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит Конституции РФ. Эта передача полномочий осуществляется на основании договора о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ – это соглашение, в силу которого устанавливается компетенция органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Договоры о разграничении предметов ведения могут затрагивать предметы совместной компетенции РФ и ее субъектов. К ним относятся, например:

1) обеспечение верховенства федерального законодательства;

2) защита прав и свобод человека и гражданина;

3) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

4) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

5) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

6) иные текущие вопросы функционирования государственной системы.

Юридическое значение договоров о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и ее субъектов заключается в следующем: четко устанавливается перечень вопросов, по которым субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные акты; устанавливаются границы власти РФ на территории ее субъектов.

Изменение субъектного состава Российской Федерации возможно в двух случаях:

1) в случае принятия в состав РФ нового субъекта РФ;

2) в случае образования в составе РФ нового субъекта Федерации. Данная государственная процедура урегулирована нормами Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Главный принцип принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта – добровольность. При изменении субъектного состава РФ должны учитываться государственные интересы, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности. Принятие в состав РФ нового субъекта – процедура изменения состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Образование нового субъекта в составе РФ – это также процедура изменения состава субъектов РФ, но она представляет собой результат объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Иностранное государство принимается в состав РФ только при изъявлении добровольного желания и при наличии заключения о целесообразности принятия нового субъекта в состав РФ.

Иностранное государство (или его часть) может быть принято в состав РФ на правах республики, если международным договором о принятии в состав РФ нового субъекта не предусматривается предоставление этому субъекту статуса края или области.

Предложение о принятии в состав РФ в качестве нового субъекта РФ иностранного государства или его части может быть внесено только самим иностранным государством. Полномочия по рассмотрению такого предложения и принятию решения по этому вопросу принадлежат Президенту РФ после консультации с Советом Федерации ФС РФ и Государственной Думой ФС РФ. По данному вопросу должен быть подписан международный договор РФ с иностранным государством о его принятии в состав РФ в качестве нового субъекта. Такой международный договор должен регулировать вопросы:

1) наименования и статуса нового субъекта РФ;

2) порядка приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина РФ;

3) правопреемства в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов;

4) действия законодательства РФ на территории нового субъекта РФ;

5) функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ.

Международный договор РФ о принятии в свой состав нового субъекта подлежит ратификации федеральным законом после получения заключения Конституционного Суда РФ. Предложение заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта должно содержать:

1) социально-экономическое обоснование;

2) предполагаемое наименование и статус;

3) примерные границы нового субъекта РФ.

По вопросу об образовании нового субъекта в составе РФ обязательно проводятся референдумы на территории заинтересованных субъектов РФ.

После этого Президент РФ рассматривает предложение об образовании в составе РФ нового субъекта РФ. Он сообщает об этом Федеральному Собранию, которое в свою очередь принимает по данному вопросу федеральный конституционный закон. (например, Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: