Международно-правовое регулирование социального обеспечения. Понятие и источники международно-правового регулирования социального обеспечения

Международно-правовое регулирование выражается в разработке международно- правовых стандартов в области социального обеспечения, в гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Можно выделить некоторые варианты воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство: прямое применение международных актов после их ратификации; включение международных норм в текст законов; реализация положений ратифицированных или нератифицированных актов с помощью внутреннего законодательства.

Гармонизация международно-правового регулирования осуществляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция Международной организации труда (далее - МОТ) № 117 об основных целях и нормах социальной политики (1962 г.). провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровне для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин и других.

Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств - участников или стран, ратифицировавших договор. Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. В частности, Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков. Они должны соблюдаться государствами, ратифицировавшими Конвенцию, по крайней мере, в отношении трех видов выплат.

Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следующим направлениям:

запрещение дискриминации граждан стран - участников международного договора по признаку национальности;

решение вопросов о применимом праве;

суммирование периодов социального страхования. профессиональной деятельности или проживания в странах - участниках договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;

установление условий получения выплат в одной из стран участников в случаях, когда право на них приобретено в других странах;

взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

Первый в Европе двусторонний договор о социальном обеспечении был заключен между Францией и Италией в 1904 году. Он запретил дискриминацию по признаку национальности в социальном обеспечении. Это означало, что стороны обязались предоставлять мигрантам такие же права в области социального обеспечения, как и собственным гражданам.

С тех пор координация национальных систем социального обеспечения составляет важное направление деятельности многих международных организаций. В 1935 году МОТ выступила инициатором создания координационной системы законодательства в сфере социального обеспечения.

Подписание 29 марта 1966 года в Москве Договора об углублении интеграции в экономной и гуманитарной областях между Белорусью, Казахстаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией свидетельствует о начале поиска новых путей и методов сотрудничества. Статья 1 Договора юридически закрепляет в качестве главной цели - создание общества интегрированных государств. А более конкретными задачами интеграции провозглашены - последовательное улучшение условий жизни, защита прав и свобод личности, достижение социального прогресса, формирование единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем, разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан.

Реализация указанных задач невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Наиболее ощутимый прирост мигрантов сложился за счет обмена с Казахстаном, Узбекистаном и Украиной. Необходимость адекватного правового регулирования процессов миграции трудоспособного населения, обеспечение социальной защиты мигрантов и членов их семей, гармонизации и координации законодательства в области социального обеспечения государств - участников СНГ является актуальной.

Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные как действующим, так и будущим законодательством.

Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13.03.1992 года. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.

Документы необходимые для назначения пенсии и выданные на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 01 декабря 1991 года, принимаются без легализации.

Документы, оформленные на иностранных языках принимаются. если верность перевода засвидетельствована либо нотариусом либо консульским учреждением.

Все расходы по финансированию пенсионного обеспечения несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Соглашения и порядок выделения средств на эти цели регулируются специальными соглашениями.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством по новому месту жительства.

Вопросы пенсионного обеспечения в государствах - участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10 февраля 1995 года Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 04 декабря 1995 года, то есть после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств..

Соглашение не распространяется на военнослужащих Вооруженных сил и Пограничных войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности РФ и Республики Молдова. а также членов их семей. Указанные лица охвачены отдельным соглашением.

Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 15 января 1993 года о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

Международными договорами установлено, что выплата пенсии за шесть или два месяца вперед не производится при выезде пенсионера из России на постоянное место жительства в Армению, Белорусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину. Чехию. Словакию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Монголию.

Однако социальную защиту трудящихся мигрантов нельзя ограничивать лишь пенсионным обеспечением. Не менее важное значение имеет и соответствующее обеспечение членов семьи, в частности, предоставление пособий на детей и других социальных выплат. К сожалению, собственного опыта в этой области межгосударственных отношений у стран - участников СНГ пока нет, поэтому весьма полезной может оказаться ориентация на правовые принципы и конструкции. применяемые при решении аналогичных вопросов в странах ЕЭС.

Соглашение с Казахстаном заключено в целях реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 года и Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г. (Официально не опубликовано в Российской Федерации и не ратифицировано ею. Документ содержится в информационно-правовой системе «Гарант». Соглашение подлежит ратификации и остается в силе в течение срока аренды комплекса «Байконур», установленного Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 года и Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года.)

В отношениях с Беларусью международно-правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на основании ст. 8 Договора о Сообществе России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. государства вводят единые стандарты социальной защиты, обеспечивают гражданам обоих государств предоставление социальных гарантий, содержание которых применительно к социальному обеспечению раскрывается в Решении Высшего Совета Сообщества от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», а также выравнивают условия пенсионного обеспечения, уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., определяя общие задачи Союза в социальной области, отнес к одной из таких задач «выработку единых подходов при исчислении размеров оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе размеров пособий ветеранам войны, вооруженных сил и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям, а также при определении льгот и иных мер социальной защиты». (ст. 10 Устава).

Многостороннее Соглашение о пенсионных правах не было подписано Молдовой. Согласно оговорке, сделанной представителем Республики Молдова, вопрос о гарантиях пенсионных прав был отнесен к предмету исключительно двустороннего регулирования, чем и объясняется общий характер подписанного двустороннего соглашения: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года

Важным этапом определения основ правового регулирования в области социального обеспечения стало закрепление общих принципов сотрудничества в реализации права человека на социальное обеспечение государствами-участниками СНГ в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1996 г. и в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г.Эти акты по правам человека подтвердили приверженность государств-участников СНГ принципу всесторонности и многообразия видов социального обеспечения, на которые каждый человек имеет право независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка и других различий (ст. 16 Конвенции, ст. 40 Хартии), гарантированности осуществления социального обеспечения в случае, когда лицо не имеет достаточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников (ст. 16 Конвенции), сохранению прав на пенсионное обеспечение при переезде (ст. 40 Хартии).

Международно-правовое регулирование выражается в разработке международно- правовых стандартов в области социального обеспечения, в гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Можно выделить некоторые варианты воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство: прямое применение международных актов после их ратификации; включение международных норм в текст законов; реализация положений ратифицированных или нератифицированных актов с помощью внутреннего законодательства.

Гармонизация международно-правового регулирования осуществляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция Международной организации труда (далее - МОТ) № 117 об основных целях и нормах социальной политики (1962 г.). провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровне для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин и других.

Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств - участников или стран, ратифицировавших договор. Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. В частности, Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков. Они должны соблюдаться государствами, ратифицировавшими Конвенцию, по крайней мере, в отношении трех видов выплат.

Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следующим направлениям:

запрещение дискриминации граждан стран - участников международного договора по признаку национальности;

решение вопросов о применимом праве;

суммирование периодов социального страхования. профессиональной деятельности или проживания в странах - участниках договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;

установление условий получения выплат в одной из стран участников в случаях, когда право на них приобретено в других странах;

взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

Первый в Европе двусторонний договор о социальном обеспечении был заключен между Францией и Италией в 1904 году. Он запретил дискриминацию по признаку национальности в социальном обеспечении. Это означало, что стороны обязались предоставлять мигрантам такие же права в области социального обеспечения, как и собственным гражданам.

С тех пор координация национальных систем социального обеспечения составляет важное направление деятельности многих международных организаций. В 1935 году МОТ выступила инициатором создания координационной системы законодательства в сфере социального обеспечения.

Подписание 29 марта 1966 года в Москве Договора об углублении интеграции в экономной и гуманитарной областях между Белорусью, Казахстаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией свидетельствует о начале поиска новых путей и методов сотрудничества. Статья 1 Договора юридически закрепляет в качестве главной цели - создание общества интегрированных государств. А более конкретными задачами интеграции провозглашены - последовательное улучшение условий жизни, защита прав и свобод личности, достижение социального прогресса, формирование единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем, разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан.

Реализация указанных задач невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Наиболее ощутимый прирост мигрантов сложился за счет обмена с Казахстаном, Узбекистаном и Украиной. Необходимость адекватного правового регулирования процессов миграции трудоспособного населения, обеспечение социальной защиты мигрантов и членов их семей, гармонизации и координации законодательства в области социального обеспечения государств - участников СНГ является актуальной.

Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные как действующим, так и будущим законодательством.

Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13.03.1992 года. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.

Документы необходимые для назначения пенсии и выданные на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 01 декабря 1991 года, принимаются без легализации.

Документы, оформленные на иностранных языках принимаются. если верность перевода засвидетельствована либо нотариусом либо консульским учреждением.

Все расходы по финансированию пенсионного обеспечения несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Соглашения и порядок выделения средств на эти цели регулируются специальными соглашениями.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством по новому месту жительства.

Вопросы пенсионного обеспечения в государствах - участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10 февраля 1995 года Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 04 декабря 1995 года, то есть после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств..

Соглашение не распространяется на военнослужащих Вооруженных сил и Пограничных войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности РФ и Республики Молдова. а также членов их семей. Указанные лица охвачены отдельным соглашением.

Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 15 января 1993 года о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

Международными договорами установлено, что выплата пенсии за шесть или два месяца вперед не производится при выезде пенсионера из России на постоянное место жительства в Армению, Белорусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину. Чехию. Словакию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Монголию.

Однако социальную защиту трудящихся мигрантов нельзя ограничивать лишь пенсионным обеспечением. Не менее важное значение имеет и соответствующее обеспечение членов семьи, в частности, предоставление пособий на детей и других социальных выплат. К сожалению, собственного опыта в этой области межгосударственных отношений у стран - участников СНГ пока нет, поэтому весьма полезной может оказаться ориентация на правовые принципы и конструкции. применяемые при решении аналогичных вопросов в странах ЕЭС.

Соглашение с Казахстаном заключено в целях реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур" от 28 марта 1994 года и Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г. (Официально не опубликовано в Российской Федерации и не ратифицировано ею. Документ содержится в информационно-правовой системе "Гарант". Соглашение подлежит ратификации и остается в силе в течение срока аренды комплекса "Байконур", установленного Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур" от 28 марта 1994 года и Договором аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года.)

В отношениях с Беларусью международно-правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на основании ст. 8 Договора о Сообществе России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. государства вводят единые стандарты социальной защиты, обеспечивают гражданам обоих государств предоставление социальных гарантий, содержание которых применительно к социальному обеспечению раскрывается в Решении Высшего Совета Сообщества от 22 июня 1996 г. № 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий", а также выравнивают условия пенсионного обеспечения, уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., определяя общие задачи Союза в социальной области, отнес к одной из таких задач "выработку единых подходов при исчислении размеров оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе размеров пособий ветеранам войны, вооруженных сил и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям, а также при определении льгот и иных мер социальной защиты". (ст. 10 Устава).

Многостороннее Соглашение о пенсионных правах не было подписано Молдовой. Согласно оговорке, сделанной представителем Республики Молдова, вопрос о гарантиях пенсионных прав был отнесен к предмету исключительно двустороннего регулирования, чем и объясняется общий характер подписанного двустороннего соглашения: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года

Важным этапом определения основ правового регулирования в области социального обеспечения стало закрепление общих принципов сотрудничества в реализации права человека на социальное обеспечение государствами-участниками СНГ в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1996 г. и в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г. Эти акты по правам человека подтвердили приверженность государств-участников СНГ принципу всесторонности и многообразия видов социального обеспечения, на которые каждый человек имеет право независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка и других различий (ст. 16 Конвенции, ст. 40 Хартии), гарантированности осуществления социального обеспечения в случае, когда лицо не имеет достаточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников (ст. 16 Конвенции), сохранению прав на пенсионное обеспечение при переезде (ст. 40 Хартии).

Международно-правовое регулирование социального обеспечения

1. Общая характеристика источников международно-правового регулирования социального обеспечения.

2. Международно-правовое регулирование права отдельных субъектов на социальное обеспечение.

1. Нормативные правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения . Международные нормы в сфере социального обеспечения побуждают государства повышать уровень социальных гарантий, осуществлять прогрессивные социальные реформы с целью обеспечения равномерного и устойчивого развития социальной сферы, являются одним из путей, посредством которого результаты социальных достижений отдельных государств становятся известны в той или иной степени, за счет его внедрения на национальном уровне других стран становятся доступны для большинства слоев населения.

Все международные акты, регулирующие реализацию мер социальной политики и предоставление права на социальное обеспечение, можно классифицировать на три группы: акты ООН, акты МОТ, акты международных региональных организаций (Совет Европы, ЕС, СНГ).

1. В основе международно-правового регулирования социального обеспечения лежат акты Организации Объединенных Наций (ООН), закрепившие основополагающие права и свободы каждого человека, важной гарантией реализации которых является право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную защиту, медицинское обслуживание .

1.1. Рассматривая международные акты в области социального обеспечения, следует остановиться на положениях Всеобщей декларации прав человека , принятой в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН . Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющей рекомендательный характер, со временем, в силу авторитетности и широкого применения, ее нормы стали обладать обязательной юридической силой.

В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека закрепляется, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства . Особо в Декларации (ст. 25) выделяются приоритеты в области социальной политики: Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам . Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, согласно Декларации, должны пользоваться одинаковой социальной защитой .

1.2. Другим универсальным актом, целиком посвященным экономическим, социальным и культурным правам человека, является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В Пакте закреплено не только право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), но и предусматривается самая широкая охрана и помощь семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, в особенности пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (ст. 10). Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. В ст. 11 признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни .

2. Наиболее полно право на социальное обеспечение закреплено актами, принимаемыми Международной организацией труда. Среди целей и задач, закрепленных в Декларации МОТ "О целях и задачах Международной организации труда" 1944 г. (приложение к Уставу МОТ), признается обязательство Международной организации труда способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью повышение жизненного уровня; расширение социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в такой защите и полное медицинское обслуживание; защиту благосостояния детей и матерей .

Право на социальное обеспечение регулируется следующими актами МОТ:

2.1. Конвенция МОТ 1962 г. № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (Россия не участвует) указывает, что всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Конвенция рассматривает повышение жизненного уровня в качестве основной цели при планировании экономического развития.

2.2. Конвенция МОТ 1952 г. № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (Россия не участвует) посвящена проблемам оказания медицинской помощи и предоставлению необходимого социального обеспечения в случае болезни, безработицы, старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, по материнству, инвалидности, по случаю потери кормильца. В развитие Конвенции МОТ №102 была принята Конвенция МОТ 1967 г. № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (Россия не участвует) .

2.3. Конвенция МОТ 1962 г. № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения" (Россия не участвует) устанавливает гарантии иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения .

2.4. Конвенция МОТ 1982 г. № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (Россия не участвует) решает вопросы, связанные с выбором законодательства и сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения.

Следует отметить, что ни одну из указанных Конвенций МОТ в сфере социального обеспечения Россия не ратифицировала.



2.5. На необходимость соблюдения права на социальное обеспечение и принятие мер по его реализации указывается в Рекомендации МОТ 1944 г. № 67 "Об обеспечении дохода". В Рекомендации отмечается, что существенным элементом социального обеспечения является обеспечение дохода с тем, чтобы уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца. Рекомендуется также организация обязательного социального страхования. Обеспечение потребностей лиц, не охваченных обязательным социальным страхованием, должно производиться системой социального вспомоществования; определенные категории лиц, в особенности находящиеся на иждивении дети и нуждающиеся инвалиды, престарелые лица и вдовы, должны иметь право на пособия в приемлемых размерах . В Рекомендации закрепляются совокупность случаев и круг лиц, которые должны быть охвачены системой социального страхования . К страховым случаям в Рекомендации отнесены: болезнь; материнство; инвалидность; старость; смерть кормильца; безработица; расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами; производственные травмы .

3. Россия является членом Совета Европы. В рамках данной организации был подписан уникальный международный договор, который впоследствии стал ядром общеевропейской системы защиты прав человека, - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Для России Конвенция вступила в силу 05.05.1998 г .

3.1. Значимым актом Совета Европы в области социально-экономических прав служит Европейская социальная хартия 1961 г. С 01.07.1999 г. вступила в силу Пересмотренная Европейская социальная хартия, в которой сведены все права, гарантированные Хартией 1961 г., с некоторыми поправками и некоторые новые права. В данном документе закреплено право на социальное обеспечение (ст. 12). В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обеспечение стороны обязуются :

1. создать или поддерживать систему социального обеспечения;

2. поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне , как минимум на таком, который требуется для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения;

3. добиваться постепенного подъема системы социального обеспечения на более высокий уровень ;

4. принимать меры путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений или другими средствами и при соблюдении условий, предусмотренных в этих соглашениях, с тем, чтобы обеспечить :

a) равенство обращения для своих граждан и граждан других Сторон в том, что касается прав на социальное обеспечение, включая сохранение преимуществ, предоставленных законодательством о социальном обеспечении, независимо от любого передвижения защищаемого лица по территориям Сторон;

b) предоставление, сохранение и восстановление прав на социальное обеспечение такими средствами, как суммирование периодов страхования или трудового стажа, приобретенных в соответствии с законодательством каждой из Сторон.

В соответствии со ст. 13 в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь Стороны обязуются:

1. обеспечить , чтобы любому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не в состоянии получить их за счет собственных усилий либо из других источников, в частности за счет пособий в рамках системы социального обеспечения, предоставлялись соответствующая помощь, а в случае болезни - необходимый в его состоянии уход ;

2. обеспечить, чтобы лица, пользующиеся подобной помощью, не ущемлялись в этой связи в своих политических или социальных правах ;

3. предусмотреть, чтобы каждый через соответствующие государственные или частные службы мог получить такую консультативную и индивидуальную помощь, какая может потребоваться, чтобы предотвратить, устранить или облегчить нуждаемость лично его и его семьи;

4. применять положения, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, на тех же условиях, что и к своим гражданам, к гражданам других Сторон, законно находящимся на их территории, в соответствии со своими обязательствами по Европейской конвенции о социальной и медицинской помощи, подписанной в Париже 11 декабря 1953 года.

В ст. 14 закреплено право на социальное обслуживание. В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обслуживание Стороны обязуются:

1. содействовать деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде;

2. поощрять участие отдельных лиц, а также добровольных или иных организаций в создании и деятельности таких служб .

Ст. 15 гарантирует право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни. В целях обеспечения инвалидам, безотносительно от их возраста, а также характера и причин инвалидности , возможности эффективно осуществлять право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества Стороны обязуются , в частности:

1. принимать необходимые меры для обеспечения инвалидам ориентации, обучения и профессиональной подготовки в рамках, когда это возможно, соответствующих общих систем, а когда невозможно - через специализированные государственные или частные учреждения;

2. облегчать им доступ к занятости с помощью любых мер, поощряющих работодателей к найму и удержанию на работе таких лиц в обычной рабочей среде и, там, где это невозможно по причине инвалидности, адаптировать условия труда к потребностям инвалидов путем приспособления или создания подходящих для них видов занятости в соответствии со степенью их инвалидности. В определенных случаях для осуществления таких мер могут потребоваться специализированные службы трудоустройства и поддержки;

3. способствовать их полной социальной интеграции и участию в жизни общества , в частности путем предоставления им технических средств, позволяющих преодолевать препятствия, ограничивающие их общение и передвижение, и открывающих им доступ к транспорту, жилью, культурной деятельности и досугу.

Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 декабря 2009. Однако РФ ратифицировала Хартию не в полном объеме. Из перечисленных положений, касающихся социального обеспечения, Россия ратифицировала только п. 1 ст. 12, ст. 14, п. 1 и 2 ст. 15 Европейской социальной хартии .

3.2. Значительное место в системе европейских актов, посвященных правам человека, занимает Европейский кодекс социального обеспечения 1964 г. (Россия не участвует). В Преамбуле Кодекса указано, что его принятие будет способствовать повышению норм социального обеспечения в государствах – членах Совета Европы на более высокий уровень, чем закреплено в Конвенции МОТ N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Кодекс закрепляет обязательства в области оказания медицинской помощи (включая любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность, роды и их последствия), помощи по нетрудоспособности, по безработице, по старости (включая установление пенсионного возраста), в случаях производственной травмы, по беременности и родам, по инвалидности, потере кормильца, помощи семьям .

2. В ряде международных актов закрепляются права в области социального обеспечения всех категорий лиц, являющихся субъектами права социального обеспечения, другие международные акты предусматривают права в области социального обеспечения только отдельных субъектов права.

1. Дети.

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) закрепляет, что государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (ст. 26). Признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (ст. 27) .

2. Инвалиды.

Одну из наиболее многочисленных групп, требующих особой защиты со стороны государства, представляют инвалиды, поэтому они особо отмечены в международных актах. В соответствии с Декларацией ООН о правах инвалидов 1975 г. понятие «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей . В 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов (вступила в силу для России 25.10.2012), целью которой заявлено поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства (ст. 1). Конвенция содержит гарантии и пути реализации общепризнанных прав человека, в том числе в области здравоохранения (ст. 25), труда и занятости (ст. 27), обеспечения надлежащего уровня жизни и социальной защиты (ст. 28). В Конвенции закрепляются положения о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности, под которой понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области .

3. Пожилые люди .

Сегодня, в условиях глобального старения, все более многочисленным становится такой субъект права социального обеспечения, как пожилые люди, достигшие установленного возраста, который согласно международным нормам не превышает 65 лет. Рекомендация МОТ 1980 г. № 162 «О пожилых работниках» закрепляет положение о том, что пожилые трудящиеся без дискриминации по возрасту должны пользоваться равенством возможностей и обращения наравне с другими трудящимися, в частности, относительно мер социального обеспечения и социальных пособий, возможности иметь жилье, доступа к социальным и медицинским службам. В рамках Совета Европы можно отметить такие акты, как Дополнительный протокол 1988 г. (Протокол №1) к Европейской социальной хартии (Россия не участвует). В ст. 4 Протокола закреплено право лиц пожилого возраста на социальную защиту, в соответствии с которым Стороны обязуются принять надлежащие меры, направленные на то, чтобы:

1. позволить лицам пожилого возраста оставаться как можно дольше полноценными членами общества путем:

a) предоставления достаточных средств, позволяющих им вести достойное существование и активно участвовать в государственной, общественной и культурной жизни;

b) распространения информации об услугах и о льготах, предоставляемых лицам пожилого возраста, и о возможностях для последних пользоваться ими;

2. позволить лицам пожилого возраста свободно выбирать свой образ жизни и вести независимое существование в привычных для них условиях так долго, как они этого пожелают и насколько это будет для них возможно , путем:

a) предоставления в их распоряжение жилья, приспособленного к их потребностям и состоянию здоровья, или соответствующей помощи для переоборудования их жилья;

b) медицинского обслуживания и предоставления услуг, которые может потребовать их состояние;

3. гарантировать лицам пожилого возраста, проживающим в заведениях для престарелых, необходимую помощь, оказываемую с соблюдением уважения к их личной жизни, и участие в определении условий жизни в этих заведениях .

4. Матери.

Конвенция МОТ 1952 г. №103 «Об охране материнства» (пересмотренная в 2000 г.) (вступила в силу для СССР 10 августа 1957 г.) и Рекомендация МОТ № 95 в содержание права женщин на социальное обеспечение включают право на получение денежного пособия и медицинской помощи. Размеры денежного пособия должны быть определены национальными законами или правилами таким образом, чтобы они были достаточными для того, чтобы полностью обеспечить жизнь женщины и ее ребенка в хороших с точки зрения гигиены условиях и удовлетворительный уровень жизни. Медицинская помощь должна включать в себя предродовой, родовой и послеродовой уход со стороны дипломированной акушерки или врача и, в случае необходимости, госпитализацию; свобода выбора врачей и свобода выбора между государственным и частным медицинским учреждением должны уважаться. Денежные пособия и медицинская помощь должны предоставляться либо за счет средств органов обязательного социального страхования, либо за счет государственных фондов; в том и другом случае они должны предоставляться по праву всем женщинам, которые отвечают предписанным условиям .

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы , а, следовательно, имеют наивысшую юридическую силу.

Рассматривая международные акты в области социального обеспечения, следует остановиться на положениях Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН. Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющей рекомендательный характер, со временем, в силу авторитетности и широкого применения, ее нормы стали обладать обязательной юридической силой.

В ст. 22 этого основного международного документа по правам человека, закрепляется, что «каждый человек, как член общества , имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях». В ст. 25 Декларации предусмотрено право каждого человека «на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи , и право на обеспечение на случай безработицы , болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Другим универсальным актом, целиком посвященным экономическим, социальным и культурным правам человека, является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. В Пакте закреплено не только право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (статья 9), но и предусматривается самая широкая охрана и помощь семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, в особенности пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (статья 10). В статье 11 признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства обязаны принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права .

Наиболее полно право на социальное обеспечение закреплено актами, принимаемыми Международной организации труда. Среди целей и задач, закрепленных в Декларации о целях и задачах Международной организации труда (приложение к Уставу МОТ), признается обязательство способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью повышение жизненного уровня, расширение системы социального обеспечения, с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех, нуждающихся в такой защите, и полное медицинское обслуживание.

Непосредственное отношение к социальным правам имеет Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных нормах и целях социальной политики», поскольку указывает, что всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Конвенция рассматривает повышение жизненного уровня населения в качестве основной цели при планировании экономического развития.

К числу других актов МОТ, в которых раскрываются конкретные пути реализации права граждан на социальное обеспечение, относятся: Конвенция 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (устанавливает коэффициент замещения заработной платы не менее 40%), Конвенция 1962 г. № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», Конвенция 1967 г. № 128 и Рекомендация № 131 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца», Конвенция 1982 г. № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» и Рекомендация 1983 г. № 167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального страхования». Следует отметить, что ни одну их указанных, ни подавляющее большинство других конвенций МОТ в сфере социального обеспечения Россия не ратифицировала.

На необходимость соблюдения права на социальное обеспечение и принятие мер по его реализации указывается в Рекомендации МОТ 1944 г. № 67 «Об обеспечении дохода». В данном документе отмечается, что существенным элементом социального обеспечения является обеспечение дохода с тем, чтобы уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца. Рекомендуется также организация обязательного социального страхования. Обеспечение определенных категорий лиц, в особенности детей, находящихся на иждивении, и нуждающихся инвалидов, престарелых лиц и вдов, должно производиться системой в порядке социального вспомоществования: они должны иметь право на пособия в приемлемых размерах. В Рекомендации № 67 закрепляются совокупность случаев и круг лиц, которые должны быть охвачены системой социального страхования, размеры пособий и условия уплаты взносов. В ст. 7 Рекомендации дается конкретная классификация страховых случаев: болезнь, материнство, инвалидность, старость, смерть кормильца, безработица, расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами, производственные травмы. Лица, работающие за вознаграждение, должны быть застрахованы от всей совокупности случаев, охватываемых социальным страхованием. Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны быть застрахованы на случай инвалидности, старости и смерти на тех же условиях, что и лица, работающие по найму, а по возможности и на случай наступления других социальных рисков.

Россия является членом Совета Европы. Несмотря на то, что Совет Европы не обладает, в отличие от Европейского Союза , законодательными полномочиями, еще до создания Европейских сообществ в рамках этой организации был подписан уникальный международный договор , который впоследствии стал ядром общеевропейской системы защиты прав человека: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.1 Обязательность выполнения данного договора государствами вытекает из их согласия, которое они дают при принятии их в члены СЕ. В отличие от других международных документов, Конвенция и протоколы к ней (к настоящему моменту принято 14 протоколов) закрепили не только перечень прав и свобод человека, гарантируемых всем лицам, находящимся под юрисдикцией государств-участников, но и действующий механизм обеспечения их соблюдения -Европейский суд по правам человека.

Не менее значимым актом Совета Европы в области социально-экономических прав служит Европейская социальная хартия. 2 Социальная хартия представляет собой Европейский договор, открытый для подписания в 1961 году и вступивший в силу в 1965 году. Хартия защищает основные социальные и экономические права и составляет наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод единый механизм защиты прав человека в Европе. С 1 июля 1999 года вступила в силу Пересмотренная Европейская социальная хартия, в которой сведены все права, гарантированные Хартией 1961 года, с некоторыми поправками, а также права, гарантированные Дополнительным протоколом от 1988 года, и некоторые новые права.

Европейская социальная хартия гарантирует целый ряд основных прав, касающихся жилья, здравоохранения, образования, занятости, социальной защиты, а также недискриминационного подхода, которые могут быть классифицированы по двум основаниям: условия труда и социальная сплоченность (в это понятие включаются право на социальное обеспечение, право на социальную и медицинскую помощь, право на пользование социальными благами). Право на социальное обеспечение включено в число наиболее важных прав человека и входит в тот минимум обязательств, который должно взять на себя государство в момент ратификации Хартии. Кроме того, пункт 3 статьи 12 Хартии обязывает государства постоянно стремиться выводить систему социального обеспечения на более высокий уровень. К сожалению, обязательства по данному пункту, а также другим важным положениям, содержащимся, например, в статьях 13, 23, 30 Хартии наша страна на себя пока не приняла.

Значительное место в системе европейских актов, посвященных социальным правам человека, занимает Европейский кодекс социального обеспечения 1964 г. В Преамбуле Кодекса указано, что его принятие будет способствовать повышению норм социального обеспечения в государствах-членах Совета Европы на более высокий уровень, чем закреплено в Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Кодекс закрепляет обязательства в области оказания медицинской помощи (включая любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность, роды и их последствия), помощи по нетрудоспособности, по безработице, по старости (включая установление пенсионного возраста), в случаях производственной травмы, по беременности и родам, по инвалидности, потери кормильца, помощи семьям. В ч. XI Кодекса содержатся нормы, которым должны отвечать периодические денежные выплаты. Размер пособия для работающих устанавливается в процентном отношении к заработной плате (от 40 до 50%), а для неработающих размер пособия должен быть достаточным для достойного содержания семьи получателя помощи, которая не должна быть менее, чем соответствующая помощь для работающих лиц.

Необходимо отметить сотрудничество в сфере социального обеспечения в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Цель концепции социального обеспечения стран Содружества состоит не в том, чтобы привести законодательство всех входящих в него стран к общему знаменателю, а в том, чтобы решить вопросы гармонизации законодательства в области социального обеспечения, скоординировать их деятельность в социальной сфере и, в первую очередь, применительно к трудящимся-мигрантам.

В рамках СНГ принята Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. В ней закрепляется, что государства-участники СНГ обязуются обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, соблюдение международных стандартов в области прав человека на основе Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и других основополагающих международно-правовых документов в области прав человека. Статья 16 Конвенции предусматривает, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в других случаях, установленных национальным законодательством.

В 1994 году Межпарламентская Ассамблея утвердила документ, имеющий большое значение в области социальных прав граждан стран - участниц СНГ, - Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств (СНГ). В ст. 40 Хартии закрепляется, что государства гарантируют лицам, проживающим на их территории , право на социальное обеспечение и, что важно, полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных национальным законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей. Минимальный уровень пенсионного обеспечения устанавливается в пределах, обеспечивающих прожиточный минимум, и с учетом инфляционных процессов в государстве постоянного проживания граждан. Изложенные в данной статье положения гарантируют гражданам некогда единого государства соблюдение принципа социальной справедливости.

Содержание права отдельных субъектов на социальное обеспечение в международных правовых актах

В ряде международных актов закрепляются права в области социального обеспечения всех категорий лиц, являющихся субъектами права социального обеспечения, другие международные акты предусматривают права в области социального обеспечения только отдельных субъектов права.

Среди универсальных источников, закрепляющих права отдельных категорий на социальное обеспечение необходимо указать Конвенцию о правах ребенка 1989 г. Конвенция закрепляет, что государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование , и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (ст. 26-27). Признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Одну из наиболее многочисленных групп, требующих особой защиты со стороны государства являются инвалиды, поэтому такой субъект права социального обеспечения как инвалид, а также такой факт нетрудоспособности как инвалидность особо отмечены в международных актах. В соответствие с Декларацией о правах инвалидов 1975 г. понятие «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей. В 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов1, целью которой заявлено поощрение, защита и обеспечение полного осуществления инвалидами на равной основе всех прав человека и основных свобод (ст. 1). Конвенция не закрепляет новых прав инвалидов (основные права инвалидов раскрываются в Декларации о правах инвалидов 1975 года), она содержит гарантии и пути реализации уже существующих общепризнанных прав человека , в том числе в области здравоохранения (ст. 25), труда и занятости (ст. 27), обеспечения надлежащего уровня жизни и социальной защиты (ст. 28).

Сегодня, в условиях глобального старения населения, все более многочисленным становится такой субъект права социального обеспечения как пожилые люди, достигшие установленного возраста, который согласно международным нормам не превышает 65 лет. Рекомендация МОТ 1980 г. № 162 «О пожилых работниках» закрепляет положение о том, что пожилые работники без дискриминации по возрасту должны пользоваться равенством возможностей наравне с другими работниками, в частности, относительно мер социального обеспечения и социальных пособий, возможности иметь жилье, доступа к социальным и медицинским службам, в частности, когда эти возможности и этот доступ связаны с профессиональной деятельностью или занятостью.

В рамках Совета Европы можно отметить такие акты как Дополнительный протокол 1988 г. (Протокол № 1) к Европейской социальной хартии. Ст. 4 данного протокола (Право пожилых людей на социальную защиту) требует принимать меры, обеспечивающие пожилым людям возможность как можно дольше оставаться полноценными членами общества (что весьма актуально в условиях неуклонного старения населения развитых стран, где с начала 90-х годов наблюдается резкое ухудшение демографической ситуации), и гарантирующие пожилым людям, живущим в специальных заведениях, надлежащую помощь при уважении к частной жизни и др.

В рамках СНГ существует ряд нормативных актов в области пенсионного обеспечения. Например, Соглашение от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения». Данный документ регулирует вопросы, связанные с возложением бремени расходов по пенсионному обеспечению, исчислением трудового стажа , переездом пенсионера в другую страну - участницу СНГ, действием документов, необходимых для пенсионного обеспечения. Кроме того, надо отметить Соглашение от 24 декабря 1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств -участников СНГ», одним из наиболее важных положений которого является зачет в выслугу лет службы в органах безопасности и внутренних дел бывшего Союза ССР.

Существуют также двухсторонние международные договоры , заключенные между Российской Федерацией и странами - бывшими республиками СССР, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения. Например, Соглашение от 10 февраля 1995 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, Договор от 14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, Соглашение от 29 июня 1999 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской республики о пенсионном обеспечении и др.

Конвенция МОТ 1952 года № 103 (пересмотренная Конвенцией МОТ № 183) «Об охране материнства» и Рекомендация № 95 (пересмотренная Рекомендацией МОТ № 191) в содержание права женщин на социальное обеспечение включают право на получение денежного пособия и медицинской помощи. Размеры денежного пособия устанавливаются законодательством страны таким образом, чтобы обеспечить для самой женщины и ее ребенка хорошие с точки зрения гигиены жизненные условия и надлежащий уровень жизни.

Необходимо отметить международные акты, устанавливающие меры защиты трудящихся, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В первую очередь, это Конвенция и Рекомендация МОТ 1964 г. № 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма», устанавливающая минимальный размер выплат от 50 до 60 % утраченного заработка, а также Рекомендация МОТ 2002 г. № 194 «О перечне профессиональных заболеваний».

Среди актов, закрепляющих права безработных, можно указать Конвенцию МОТ № 44 и Рекомендацию № 44 1934 г. «О страховании на случай безработицы и о различных видах оказания помощи безработным», которые содержат ряд предложений о страховании на случай безработицы и о различных видах помощи безработным. Следует отметить Конвенцию МОТ 1988 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы». В ней говорится о необходимости проведения мероприятий, способствующих созданию занятости, особенно в области профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и профессиональной реабилитации, обеспечения самой надежной защита от отрицательных последствий вынужденной безработицы. Тем не менее, вынужденная безработица существует и поэтому важно гарантировать, чтобы системы социального обеспечения способствовали занятости и экономической поддержке тем, кто является по не зависящим от них причинам безработными. В связи с этим Конвенция содержит ряд предложений по содействию занятости и социальному обеспечению, в том числе в ней указываются лица, подлежащие защите, размер пособий и др.

Нормы МОТ в области социального обеспечения направлены на установление равноправия. Таким образом, равноправие является основополагающий принципом международно-правового регулирования социального обеспечения (рис.1.1). Принцип равноправия был зафиксирован в Конвенции № 16 "О регулировании правоотношений в области возмещения ущерба при несчастных случаях" (1925). Она охватывала случаи производственного травматизма и выплаты возмещений, т.е. касалась в основном ответственности работодателей. Поэтому особое значение при трудовом увечье или профессиональном заболевании придавалось ее распространению в полном объеме на иностранцев, беженцев и лиц без гражданства независимо от типа или продолжительности занятости.

1. Принцип равноправия в области социального обеспечения. Он установлен Конвенцией № 118 (1962). Члены МОТ, ратифицировавшие данную Конвенцию, принимают на себя обязательства предоставить на своей территории гражданам любого другого государства - члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами в отношении видов обеспечения, установленных Конвенцией № 102 (1952).

Принцип равноправия касается не только обращения, но и сохранения приобретаемых и приобретенных прав на те виды социального обеспечения, в отношении которых государства приняли на себя соответствующие обязательства.

Рис.1.1.

Так, при предоставлении краткосрочных пособий (например, пособий по беременности и родам или безработице) равноправие между гражданами страны и иностранцами выражается в отмене условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты.

Граждане любого государства, ратифицировавшего Конвенцию, имеют такие же права на получение семейных пособий, как и граждане той страны, на территории которой они назначаются.

Действие Конвенции не затрагивает специальные системы страхования служащих государственных учреждений, специальные режимы по выплате пенсий и пособий жертвам войны, а также не относится к условиям предоставления социальной помощи.

  • 2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются. Так, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения следующих условий:
    • - продолжительности страхового или трудового стажа;
    • - времени постоянного проживания в стране, производящей выплаты, с учетом или без учета гражданства.

Разнообразие условий, определяющих право на пенсию по старости, в течение долгого времени приводило к негативным последствиям для лиц, чья трудовая деятельность проходила на территории разных государств. Итогом координационной деятельности МОТ в этой сфере правоотношений стала Конвенция № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982). Эта Конвенция распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов, за исключением специальных систем для жертв войны, социальной и медицинской помощи.

Конвенция охватывает наемных работников и членов их семей, являющихся гражданами одного из ратифицировавших ее государств, беженцев и лиц без гражданства, проживающих на территории одного из таких государств. Она содержит толкование общепринятых терминов, правила сохранения приобретаемых прав и выплаты пособий за границей. В соответствии с ней термин "периоды страхования" означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, а также приравненные к ним периоды. Суммирование названных периодов производится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.

Принцип сохранения приобретаемых прав определяет порядок предоставления различного рода пенсий и пособий. Если законодательством разных стран предусмотрена выплата одного и того же пособия в конкретном случае, но установлен разный механизм его исчисления, Конвенция содержит норму о назначении более высокого по размеру пособия.

По законодательству большинства стран минимальным периодом страхования для пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца является пять лет, а для краткосрочных пособий (например, по болезни, беременности, родам) - один год. Если лицо не имеет указанного минимального периода страхования, то права на выплаты по законодательству конкретной страны не возникает. Чтобы не лишать права на пенсию лиц, работавших в разных странах, целесообразно суммировать периоды страхования. Но размер пенсии или пособия, исчисленного с помощью суммарного подсчета периодов страхования, не должен быть ниже минимума, установленного законодательством страны.

  • 3. Принцип сохранения приобретенных прав. Он направлен на устранение недостатков, связанных с принципом территориальности, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне территории государства, по законодательству которого они назначены. Этот принцип не распространяется: международный правовой социальный
  • - на специальные безвзносовые пособия, назначаемые в качестве социальной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума. Безвзносовыми называют пособия, предоставление которых не зависит от прямого финансового участия подлежащих обеспечению лиц либо их нанимателя или от наличия определенного трудового стажа;
  • - пособия, предоставляемые по переходным системам. В соответствии с используемой терминологией "переходные системы" охватывают лиц, возраст которых на день вступления в силу применяемого законодательства превышает установленный.

Согласно Конвенции № 157 государства - члены МОТ, ратифицировавшие Конвенцию, приняли на себя обязательства по сохранению приобретенных прав лишь в отношении долговременных выплат. В частности, в ст. 9 Конвенции говорится, что государство-член гарантирует независимо от места проживания выплату пенсии по инвалидности, старости, случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которую приобретено по его законодательству. Расходы по финансированию указанных пенсий распределяются пропорционально между странами, ратифицировавшими Конвенцию.

Что касается краткосрочных выплат, то в соответствии со ст. 10 Конвенции государства лишь "стремятся принимать участие в системе сохранения прав, приобретенных на основании их законодательства" в отношении: медицинского обслуживания, пособий по болезни, беременности и родам, безработице; семейных пособий и др. Эти вопросы решаются на основе двухсторонних соглашений.

Если право на медицинское обслуживание, пособия по болезни, беременности и родам приобретено по законодательству одного государства, а выплата производится на территории другого в соответствии с действующим в нем законодательством о социальном обеспечении, то первое государство возмещает второму фактические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.

Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий. В частности, для получения пособия по безработице гражданин должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службах занятости всех государств, на территории которых он ищет работу. Производится суммирование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы общая продолжительность не превышала установленного срока.

Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то дву- или многосторонними соглашениями могут предусматриваться следующие механизмы.

В первом случае могут выплачиваться пособия по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором - по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финансированию, если двусторонним соглашением не предусмотрено иное.

Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм устанавливаются международными договорами.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: