Обязательная экспертиза результатов исполнения контракта. Методические рекомендации по экспертам (44-ФЗ) Экспертиза результатов предусмотренных контрактом силами

После выполнения поставщиком контрактных обязательств заказчик должен принять работы и осуществить экспертизу выполнения договора. Как проводить экспертизу своими силами или с помощью экспертов?

После выполнения поставщиком контрактных обязательств заказчик должен принять товары/работы/услуги и осуществить экспертизу результатов выполнения договора. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях проведение экспертизы обязательно, кто ее должен проводить, а также как оформляются ее результаты.

В каких случаях и зачем проводят экспертизу по Закону № 44

Экспертиза проводится в целях проверки результатов выполнения поставщиком обязательств по государственному контракту и их соответствия условиям договора. Заказчик должен обеспечить проведение экспертизы при приемке товара либо результатов выполнения работ, оказания услуг. Об этом говорится в Законе № 44 (ст. 94 ч. 3).

Однако есть исключение. Так, экспертиза не проводится при исполнении поставщиком обязательств по контрактам, которые были заключены до принятия Закона № 44. Если договором предусмотрено поэтапное выполнение обязательств, экспертизу и приёмку результатов проводят по окончании каждого из этапов.

Стоит обратить внимание, что даже если контракт не предусматривает поэтапного исполнения обязательств по контракту, однако фактически приемку и оплату проводят периодически (к примеру, ежемесячно), заказчик должен обеспечить проведение экспертизы по итогам каждой приемки.

Своими силами или при помощи экспертов?

Заказчик должен привлекать экспертов при условии проведения закупки у единственного поставщика. Исключения составляют:

  • закупки услуг, оказываемых экспертными организациями и экспертами;
  • закупки по основаниям, которые предусмотрены пунктами 1-9, 14-15, 17-23, п. 24 (лишь при проведении закупок для федеральных нужд), а также п. 25-26, 28-30, 32-33, 36, 40-42, 44-48 статьи 93, части 1;
  • закупки, предметом которых являются услуги по разработке проектной документации для объектов капстроительства или (и) прошедшие экспертизу итоги инженерных изысканий.

Правительство России имеет право определить другие случаи осуществления экспертизы товаров (услуг, работ), предусмотренных государственным контрактом. В подобных случаях к обязанностям заказчика относится привлечение экспертов. В остальных случаях решение о самостоятельном проведении экспертизы либо привлечении внешних экспертов заказчик принимает сам.

Привлечение экспертов

Экспертизу могут проводить привлеченные экспертные организации и эксперты исключительно на основании заключенных в соответствии с Законом № 44 договоров. Экспертные организации и эксперты вправе запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительную информацию, относящуюся к условиям выполнения госконтракта, а также отдельным этапам его исполнения.

Оформление результатов экспертизы осуществляется в виде заключения, подписываемого экспертом (представителем экспертной организации, имеющим соответствующие полномочия). Если по результатам проведенной экспертизы будут установлены не препятствующие приемке нарушения контракта, заключение может содержать предложения об их устранении с указанием конкретного срока их устранения.

Проведение экспертизы сотрудниками заказчика

Сначала руководителем организации должен быть издан приказ о формировании комиссии экспертов, в состав которой должно входить не меньше пяти человек. Приказ о проведении экспертизы должен содержать номер, предмет контракта, этапы и сроки проведения экспертизы.

Проведение приемки результатов выполнения контракта

Приёмку проводят в полном соответствии со сроками и в порядке, оговоренном контрактом. При проведении экспертизы силами экспертов заказчик должен принять к сведению представленные в заключении выводы. Если экспертные организации не привлекались, подтверждающий приемку товара (услуги, работы) и подписанный заказчиком документ одновременно является документом, подтверждающим факт проведения экспертизы. Чаще всего таким документом служит приемо-сдаточный акт либо другой документ с перечнем поставленных товаров. Кроме того, в этом документе фиксируются претензии сторон.

Если установленное несоответствие не является препятствием приёмки результатов выполнения контракта либо исполнитель его уже устранил, у заказчика есть право не отказываться от приёмки.

Если заказчик настаивает, что контракт исполнен ненадлежащим образом (в том числе, на основании экспертного заключения), он в письменной форме обязан направить в адрес поставщика отказ от подписания документа о приемке в оговоренные контрактом сроки.

Помимо этого, заказчик обязан сформировать отчет, в котором будут содержаться сведения об исполнении обязательств по контракту либо их ненадлежащем исполнении. Исключение составляют контракты, которые заключены с учетом п. 4 («малые» закупки), п. 5 (закупки, проведенные учреждениями культуры в сумме, не превышающей 400 тысяч рублей), п. 23 и п. 44 ст. 93, ч. 1.

Дата: 09.11.2017

В соответствии с 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, заказчик обязан провести экспертизу. Проводить такую экспертизу заказчик может как своими силами, так и с привлечением экспертов или экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в рамках того же 44-ФЗ 1 .

При этом закон определяет случаи, в которых заказчик обязан привлекать для проведения экспертизы именно внешние экспертные ресурсы 2 . К таким случаям относятся следующие закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов.
  2. Производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ 3 .
  3. Заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами.
  4. Заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия.
  5. Признание определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся и принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по согласованию с ФАС (только при закупке для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд).
  6. Заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность.
  7. Заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ.
  8. Заключение организациями, осуществляющими образовательную деятельность и признанными в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, контрактов на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования.
  9. Осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Минпромторгом РФ 4 .
  10. Заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным Минстроем РФ 5 , с юридическим лицом, заключившим в соответствии с ГК РФ договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, при условии, что договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов.
  11. Заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным Минстроем РФ5, с лицом, заключившим в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», договор безвозмездного пользования земельным участком для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, договор аренды земельного участка для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, или договор аренды земельного участка для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иное жилищное строительство, по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров, при условии, что им предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов.
  12. Осуществление субъектами РФ за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», закупки работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, строительству и оснащению таких объектов у организаций, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Отметим, что закон дает право Правительству РФ определить иные случаи обязательной внешней экспертизы результатов контракта, но на момент подготовки данной статьи таких случаев установлено не было.

Таким образом, заказчик по своему усмотрению может проводить экспертизу результатов исполнения контракта самостоятельно или с привлечением внешних экспертных ресурсов, но внешняя экспертиза обязательна только в некоторых случаях закупки у единственного поставщика.

Следует учитывать, что дополнительно закон освобождает заказчика от проведения обязательной внешней экспертизы, если через закупку у единственного исполнителя была проведена закупка услуг самих внешних экспертов (экспертных организаций), а также в случае, если при закупке у единственного подрядчика результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ 6 .

Обратим внимание, что, хотя отсутствие экспертизы результатов исполнения контракта не является административным правонарушением, оно может быть основанием для предъявления заказчикам претензий со стороны контрольных органов.

Также следует указать, что если при закупках малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) 7 заказчик не заключает контракт в письменном виде (например, товар приобретается за наличный расчет по кассовому и товарному чеку), то экспертиза поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги не проводится 9 .

Наконец, важным моментом является то, что экспертиза проводится не только в конце исполнения всего контракта, но и по каждому его отдельному этапу, предусматривающего осуществление заказчиком соответствующей оплаты. Так, например, если поставка товара и оплата осуществляются ежемесячно, то заказчик должен осуществлять экспертизу тоже ежемесячно 10 .

Экспертиза результатов исполнения контракта собственными силами заказчика

Согласно мнению Минэкономразвития РФ если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки ТРУ, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке ТРУ 11 . Таким образом, документальное подтверждение проведения требуемой законом экспертизы осуществляется очень просто: если заказчик, например, подписывает акт сдачи-приемки ТРУ, то этим самым он одновременно подтверждает и проведение экспертизы результатов исполнения контракта собственными силами, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется 12 .

Но, конечно же, такая ситуация имеет место только в случае, если заказчик удовлетворен результатами исполнения контракта. В противном случае итоги экспертизы должны быть включены заказчиком в письмо поставщику (подрядчику, исполнителю) об отказе от приемки ТРУ по контракту - здесь эти итоги выступают в качестве мотивировочной составляющей такого отказа 13 . Кроме того, экспертизу своими силами заказчик вправе произвести и для одностороннего расторжения контракта 14 .

Экспертиза результатов исполнения контракта с привлечением внешних экспертных ресурсов

Для проведения экспертизы заказчик должен осуществить закупку соответствующих услуг у экспертов или экспертных организаций в рамках 44-ФЗ. Например, в сентябре-октябре 2017 г. Администрация Становлянского муниципального района Липецкой области провела электронный аукцион для закупки услуг по экспертизе результата выполненной работы по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения с НМЦК в размере 133 тыс. руб.. В аукционе приняли участие две экспертные организации - МУП «Горэлектросеть» г. Липецка и ООО «АТИ Липецка», которое и стало победителем аукциона, предложив цену контракта в размере 130 тыс. руб. 15

В соответствии с 44-ФЗ к экспертам и экспертным организациям должны предъявляться определенные требования 16 . Например, эксперты (физические лица) не должны иметь имущественных интересов в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза; экспертные организации не должны быть юридическими лицами, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20 % вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц; и т.д. При этом от эксперта или экспертной организации требуется письменное уведомление как заказчика, так и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы 17 . В свою очередь в случае выявления в составе экспертов или экспертных организаций лиц, выполнение которыми экспертизы является недопустимым, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта или иной экспертной организации 18 .

Обратим внимание, что на практике привлечение заказчиком к проведению экспертизы тех экспертных организаций, которые не соответствуют установленным в законе требованиям, а также отсутствие со стороны этой организации соответствующего уведомления поставщика о допустимости проведения этой организацией экспертизы, может быть основанием для критичного отношения контрольных органов и судов к достоверности такой экспертизы 19 .

Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта, а результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ 20 . В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Экспертное заключение должно учитываться приемочной комиссией при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов исполнения контракта 13 .

Заключение экспертов (экспертных организаций) является приложением к отчету об исполнении контракта и размещается заказчиком вместе с этим отчетом в ЕИС 22 .

Следует отметить, что экспертиза результатов исполнения контракта с привлечением внешних экспертных ресурсов может проводиться заказчиком не только при приемке предусмотренных контрактом ТРУ, но и в ходе исполнения контракта, если заказчик не удовлетворен ходом его исполнения и намерен в одностороннем порядке расторгнуть контракт, при этом если такая экспертиза проведена, то решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы в экспертном заключении будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта 22 .

1 Ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Ч. 4. ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».

4 Приказ Минпромторга РФ от 01.12.2008 № 373 «Об утверждении Положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства».

5 Приказ Минстроя России от 14.11.2016 № 800/пр «Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса».

6 Ст. 49 ГК РФ

7 См., например, Представление Счетной палаты РФ от 28.10.2016 № ПР 11-265/11-04 «О результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года» в Администрации Смоленской области.

8 В соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

9 См. Письмо Минэкономразвития России от 26.12.2016 № ОГ-Д28-15314.

10 См., например, Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № ОГ-Д28-3108.

11 См., например, Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № ОГ-Д28-3108, См. Письмо Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846.

12 См. Письмо Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846.

13 Ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

14 См., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2015 № Ф08-1182/2015 по делу N А63-6507/2014.0146300004517000035.

15 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0146300004517000035.

16 См. п. 15 ст. 3 и ч. 2-5 и 8 ст. 41 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

17 Ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

19 См., например, Решение Челябинского УФАС России от 04.12.2014 по делу № РНП-74-173/2014, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2017 N Ф06-19324/2017 по делу N А49-14735/2015.

20 Ч. 5 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

21 Ч. 10 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

22 Ч. 10-11 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Проиллюстрируем дела, когда ФАС России проверяла правомерность формулировок о проведении экспертизы, рассмотрим ситуации, когда экспертиза является инструментом для принятия решений при проведении внеплановых проверок, и многое другое.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами, или к ее .

Часть 3 статьи 94 Закона о КС.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Закон о контрактной системе не устанавливает исчерпывающих требований к экспертам и самой экспертизе: не указаны сроки, в которые должна проводиться экспертиза , не четко определены обязанности должностных лиц заказчика.

Практика контроля фиксирует многочисленные варианты проведения экспертизы. Приведем некоторые примеры - удачные и не очень.

Формулировки о проведении экспертизы

Для начала проиллюстрируем дела, когда ФАС России проверяла правомерность формулировок о проведении экспертизы. Посмотрим на формулировки, к которым сложно придраться.

Так, в решении по делу № К-483/14 от 24.02.2014 ФАС России признала условие контракта о порядке приемки и экспертизы не противоречащим Закону о контрактной системе. В документации заказчик указал, что генподрядчик после выполнения отдельного этапа работ представляет заказчику до 25 числа текущего месяца акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счет, счет-фактуру.

В документации также было сказано, что заказчик проводит проверку результата выполненных работ по контракту на предмет соответствия работ и отчетной документации условиям контракта.

Установить требование о вызове на экспертизу представителей заказчика также можно, и это, скорее всего, не будет нарушением. Например, можно увидеть такую формулировку: «Согласно условиям проекта контракта проверка соответствия поставленного товара требованиям приложения № 1 к контракту осуществляется заказчиком с участием представителей поставщика в течение не более 10 рабочих дней с момента получения заказчиком от поставщика письменного уведомления о готовности к сдаче товара. По результатам проверки заказчик подписывает акт о приеме-передаче объекта основных средств либо направляет поставщику мотивированный отказ» (см. решение ФАС России по делу № К-1601/14 от 07.11.2014).

Экспертиза как инструмент при внеплановых проверках

Рассмотрим ситуации, когда экспертиза является инструментом для принятия решений при проведении внеплановых проверок.

Претензии к экспертизе по содержанию и форме

В первом случае, который мы представим вашему вниманию, видно, что эксперты так и не смогли четко аргументировать явно просматривающиеся нарушения в действиях должностного лица заказчика (ограничившего участников закупки, т. к. экспертиза была проведена небезупречно по содержанию и форме). Если бы эти параметры были четко установлены, то автоматически исключались бы претензии к самой экспертизе со стороны контрольных органов.

Речь идет о прекращении производства по делу об административном правонарушении Ставропольского УФАС России № 3 от 16.01.2015. В Ставропольское УФАС России из прокуратуры поступило постановление о возбуждении дела по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении директора ГБОУ СПО «Георгиевский колледж».

Согласно акту экспертизы Пятигорской торгово-промышленной палаты в техническом задании были указаны параметры, характерные только для одного разработчика оборудования и его компонентов, характеристики, присущие только одному производителю, определенной модели изделия.

В акте экспертизы было указано, что техническая документация содержала требования к товарам, которые соответствуют ограниченному кругу моделей и ведут к ограничению количества участников, предъявлены требования к товарам, которые не соответствуют техническим характеристикам производителей товара:

  • техническая характеристика узла материнской платы «частота системной шины - не менее 5000 МГц» отсутствует в предложениях производителей, является узко специфическим показателем;
  • частота чипа/памяти 520/1200 имеет расширенный рабочий диапазон по сравнению с диапазоном 810/1070 МГц, но не соответствует условиям контракта, т. к. диапазон 810/1070 МГц подразумевает показатель от 810 МГц.

Должностное лицо Ставропольского УФАС России установило, что заказчиком ГБОУ СПО «Георгиевский колледж» не нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. А именно, требования, установленные заказчиком, не ограничивают количество участников закупки и, как следствие, не влекут за собой ограничение конкуренции.

Так, например, в позиции «частота системной шины» заказчиком установлено значение «не менее 5000 МГц». Следовательно, заказчиком не установлено, что указанная частота может быть только 5000 МГц. Аналогичные требования установлены заказчиком также и в отношении «частота чипа/памяти» и «процессор МФУ 400 МГц», что не нарушает требования действующего законодательства.

В акте экспертизы Пятигорской торгово-промышленной палаты по позиции «процессор МФУ 400 МГц» в числе прочего отмечено: «Данный параметр отсутствует в предложениях производителей, является признаком конкретного изделия, имеется ограничение предложений для других моделей и производителей…». Однако в данном акте не указывается, признаком какого именно конкретного изделия является данный параметр. Вывод УФАС был таков: действия должностного лица не являются нарушением законодательства о контрактной системе и не содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного нормами части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Экспертиза, выполненная с нарушением Закона о КС

В следующем примере непринятие во внимание ФАС результатов экспертизы связано с совсем грубым нарушением заказчиком даже тех немногочисленных требований, которые установлены Законом о КС в отношении правил экспертизы.

Как следует из решения Челябинского УФАС по делу № РНП-74-173/2014 от 04.12.2014, контрольный орган не принял во внимание результаты экспертизы заказчика именно потому, что она была сделана путем привлечения сторонних экспертов и экспертных организаций без какого-либо следования законодательству.

Между тем это было ключевым аргументом заказчика, желавшего, чтобы компанию, с которой он расторг в одностороннем порядке контракт по причине ненадлежащей поставки продукции, контрольный орган занес в реестр недобросовестных поставщиков.

Как следует из материалов дела, между ГБУЗ «Областная клиническая больница № 3» и ООО «Медитек» по итогам проведения закупки был заключен контракт на поставку рентгеновской пленки для лучевой диагностики. Основанием расторжения контракта в одностороннем порядке послужило ненадлежащее исполнение ООО «Медитек» своих обязательств по контракту: компания поставила медицинскую термографическую пленку DryStar DT 5000B, несовместимую с термопринтером AGFA DryStar 5302, имеющимся у заказчика. При выводе на печать изображения принтер помимо самого изображения печатал сообщение «Обратитесь в местное представительство сервисной службы».

Представитель заказчика указал на проведенную заказчиком экспертизу поставленной пленки. Согласно акту внешней экспертизы при тестировании работы принтера DryStar 5302 с использованием оригинальной пленки AGFA DT 5000B было установлено, что принтер исправен и работает некорректно только при использовании пленки, поставленной по данному контракту. При экспертизе указанной пленки установлено, что повреждение пленки, а также самодельные изменения отсутствуют.

В доказательство своего вывода представитель заказчика указал на акт внешней экспертизы от 12.08.2014, составленный по результатам проведения ООО «Паритет» экспертизы пленки для термографической печати, поставленной по контракту.

Однако, по мнению поставщика, результаты проведенной заказчиком экспертизы не могут быть приняты во внимание. Ведь компании «Медитек» не были представлены документы, подтверждающие полномочия ООО «Паритет» на проведение такого рода экспертиз, а также подтверждающие квалификацию сотрудников данной организации. Кроме того, заказчик не представил документы, подтверждающие привлечение ООО «Паритет» в качестве экспертной организации, как и само экспертное заключение, которое должно являться обязательным результатом проведенной экспертизы.

Челябинское УФАС поддержало позицию поставщика: экспертиза прошла с нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе. Так, в силу части 3 статьи 41 Закона о контрактной системы эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в т. ч. об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).

Вместе с тем ООО «Паритет» поставщика о проведении экспертизы не уведомило, в связи с чем нарушило его права и законные интересы. Кроме того, само ООО «Паритет» участвовало в определении поставщика на поставку термопленки, по результатам которого заключен контракт, заняв второе место в аукционе после победителя. Иных доказательств поставки некачественного товара представителем заказчика не представлено.

Возложение расходов на поставщика

Попутно в рамках рассматриваемой темы хотелось бы осветить вопрос о мере переноса расходов по экспертизе на поставщика.

Полностью возлагать расходы по проведению экспертизы на поставщика не допускается, о чем свидетельствует постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении Брянского УФАС России № 41 от 03.02.2015. В проекте контракта было сказано: «…заказчик обязан провести экспертизу поставки товара своими силами или с привлечением экспертных организаций по усмотрению заказчика за счет средств поставщика, при этом объект поставки и цена контракта остаются неизменными». Это возлагает на участника закупки дополнительные финансовые обязательства, не предусмотренные законодательством о контрактной системе. Таким образом, заказчик возложил на участника закупки обязательства, не предусмотренные объектом закупки и противоречащие законодательству о контрактной системе. Безусловно, это было признано неправомерным.

Другое административное дело - когда для проведения экспертизы поставляемых товаров речь идет о возложении на поставщика обязанности предоставления образцов. Это допустимо, что подтверждается практикой. Как следует из решения ФАС России по делу № К-695/15 от 11.06.2015, в пункте 5.2 проекта контракта, проверенного ведомством, заказчиком было установлено следующее: «Для проведения проверки качества товара заказчик дает поставщику распоряжение о направлении заказчику образцов каждой серии товара для проведения анализа независимыми профильными экспертными организациями по контролю качества лекарственных средств. Забор образцов производится в трехкратном количестве упаковок товара, необходимых для проведения одного анализа. Расходы за предоставление образцов несет поставщик». Поставщик обратился с жалобой на эти требования.

На заседании Комиссии ФАС России представители заказчика пояснили, что согласно пункту 3 части 4 статьи 9 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон № 61-ФЗ) государственный контроль при обращении лекарственных средств при гражданском обороте может осуществляться посредством контроля качества лекарственных средств в форме выборочного контроля. В соответствии с Порядком отбора образцов лекарственных средств для проведения испытаний в целях сертификации, утвержденным приказом Минздрава России от 15.12.2002 № 383, отбор образцов осуществляется в количестве, необходимом для проведения 3 анализов по всем показателям, предусмотренным нормативными документами.

В соответствии с ГОСТ Р 52249–2009. «Национальный стандарт Российской Федерации правила производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)» количество контрольных и архивных образцов должно быть достаточным для проведения не менее двукратного аналитического контроля серии продукции в соответствии с требованиями, установленными при государственной регистрации.

В случае необходимости следует для каждого вида аналитического контроля использовать невскрытые упаковки.

Пункт 39 приказа Минздрава России от 26.08.2010 № 750н «Об утверждении правил проведения экспертизы лекарственных средств для медицинского применения и формы заключения комиссии экспертов» (далее - Правила проведения экспертизы) предусматривает, что для проведения экспертизы качества лекарственного средства заявитель должен представить образцы фармацевтической субстанции в количествах, необходимых для воспроизведения методов контроля качества.

После выполнения подрядчиком контракта в рамках 44-ФЗ, заказчик производит приемку товаров, работ или услуг и по необходимости обеспечивает проведение экспертизы результатов исполнения контракта. Экспертиза бывает финальная или поэтапная, она может выполняться силами заказчика или с привлечением экспертов или экспертной комиссии. Закон о контрактной системе устанавливает, какой вариант требуется в том или ином случае, и мы с Вами эти случаи сейчас рассмотрим.

Одна или несколько?

Одна финальная экспертиза исполнения всего контракта целиком требуется в том случае, если договор не предполагает поэтапное исполнений его условий. Если же вся работа или поставка разделена на этапы, то проверку нужно проводить по окончании каждого из них. При этом результат экспертизы, все сопутствующие документы и информация должны загружаться заказчиком в Единую информационную систему. Исключениями являются контракты по пунктам 4 («малые» закупки), 5 (закупки учреждений культуры до 400 тысяч рублей), 23 или 44 части 1 статьи 93.

Существуют некоторые контракты, которые не предполагают деление на отдельные этапы, но при этом оплата и приемка отваров, работ или услуг по ним осуществляются на ежемесячной или ежеквартальной (одним словом, регулярной) основе. В таком случае экспертизу также необходимо проводить несколько раз в соответствии с каждым новым актом о приемке.

Эксперты или экспертная комиссия

В некоторых случаях привлечение экспертов не просто возможно, но обязательно по закону:

1) Если существует конкретное временное (или без ограничения по времени) Постановление Правительства РФ, которое указывает, что в данной ситуации требуется привлечение профессиональных экспертов.

2) Если проводится закупка у единственного поставщика, но с обширным рядом исключений. Ими являются закупки:

  • по пунктам 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, 24 (только для федеральных закупок), 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45 части 1 статьи 93;
  • услуг экспертов;
  • чей предмет - это разработка проектов строительных объектов, которые уже заранее прошли обязательную экспертную проверку (государственную или частную).

Привлеченные к работе эксперты имеют право запрашивать дополнительную документацию, которая связана с исполнением контракта, как у заказчика, так и у подрядчика. Результатом их работы будет экспертное заключение с официальной подписью и печатью. Заключение может быть трех видов:

  • Все условия договора исполнены.
  • Условия исполнены с нарушениями, препятствующими приемке товаров, работ или услуг, или не исполнены вовсе. К такому заключению прилагается список нарушений и рекомендации по их устранению, если это возможно.
  • Условия исполнены с незначительными нарушениями, не препятствующими приемке. В таком случае список нарушений и методов их исправления также обязан быть приложен к заключению.

Последний случай означает, что приемка все равно состоится.

Экспертиза силами заказчика

Во всех случаях, которые не перечислены выше, заказчик имеет право выбора: провести экспертизу с привлечением профессионалов или самостоятельно. Во втором случае документом, который по юридической силе равняется заключению экспертной комиссии, будет сам акт приемки товаров, работ или услуг. Если заказчик его подписал, то есть признал правомочным, значит, он согласен, что все условия договора выполнены верно.

В акте приемки (или аналогичном документе) могут быть указаны претензии обеих сторон или несущественные нарушения, которые не препятствуют приемке. Если же заказчик сочтет, что условия договора были выполнены ненадлежащим образом, то он должен известить об этом поставщика в оговоренные контрактом сроки, чтобы у того была возможность исправить положение вещей. При этом заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке на основании результатов такой экспертной проверки, а у подрядчика останется право подать иск на обжалование ее результатов.

«РосТендер» поможет Вам подобрать подходящую экспертную организацию и провести экспертизу на высочайшем уровне, не переплачивая за услуги профессионалов. Обращайтесь к нам! Это не единственная услуга в проведении госзакупок, где мы можем помочь сэкономить Ваши средства! и узнайте, чем еще мы можем быть полезны Вашей компании!

После того, как Поставщик исполнил контракт, Заказчик осуществляет приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и обязан привлечь экспертов, экспертные организации для выполнения экспертизы результатов исполнения контракта.

Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ

Согласно ч.3 ст.94 № 44-ФЗ Экспертизу проводят для проверки результатов исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в части их соответствия условиям контракта. Заказчик обязан провести экспертизу при приемке товара или результата оказания услуги, выполнения работы по контракту.

Исключение:

  • исполнение поставщиком обязательств по контрактам, заключенным до вступления в силу 44-ФЗ.
  • в случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.

Если в контракте не указано поэтапное исполнение контрактных обязательств, но фактически приемка и оплата производятся периодически, например, ежемесячно, у Заказчика возникает обязанность провести экспертизу в каждом случае приемки результатов (см. Письмо МЭР от 31.12.2014 №Д28и-2919).

Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).

Исключения:

  • закупка услуг экспертных организаций, экспертов
  • закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
  • предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.

Привлекаем экспертов

  1. К проведению экспертизы могут привлекаться эксперты, экспертные организации только на основании контрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ.
  2. Эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.
  3. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации. В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке, в заключении могут содержаться предложения об устранении нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Экспертиза силами заказчика

Руководитель издает приказ о создании экспертной комиссии.

В состав комиссии включаются не менее 5 человек.

В приказе о проведении экспертизы указывается номер и предмет контракта, по которому проводится экспертиза, сроки и этапы ее проведения.

Приемка результатов исполнения контракта

Приёмка осуществляется в порядке и в сроки, установленные контрактом.

Если экспертизу проводили эксперты, заказчик обязан учесть выводы, представленные в заключении по результатам экспертизы.

Если же эксперты не привлекались, то документ о приемке товара, работы, услуги, оформленный и подписанный заказчиком, является одновременно документом, подтверждающим проведение экспертизы силами заказчика . Это может быть акт сдачи-приемки, либо какой-то иной документ, в котором перечисляются выполненные работы или поставленные товары, а также фиксируются претензии сторон, при наличии таковых.

Если выявленное несоответствие не препятствует приёмке результатов исполнения контракта, либо оно уже устранено исполнителем, то заказчик вправе не отказывать в приёмке.

В случае если Заказчик считает, что результаты исполнения не соответствуют требованиям контракта (в том числе и на основании заключения экспертов), то он должен направляет поставщику в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа, в сроки, которые определены в контракте для приемки результатов.

Также Заказчик должен сформировать отчет с информацией об исполнении/ненадлежащем исполнении обязательств по контракту (по каждому этапу).

Исключение:

  • контракты, заключенные в соответствии с пунктами 4 («малые» закупки), 5 (закупки учреждений культуры до 400 тыс.руб.), 23 или 44 части 1 статьи 93.

Отчет должен быть размещен в единой информационной системе, к нему прикладывается документ, свидетельствующий о приемке результатов (или документ, содержащий обоснованный отказ в приемке). А если экспертиза проводилась силами экспертов, то и заключение, составленное по итогам экспертизы.

Центр госзаказа МАП имеет опыт выдачи экспертных Заключений в рамках 44 ФЗ.

Материал подготовлен специалистами ЦЕНТРА ГОСЗАКАЗА МАП



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: