Порядок получения лицензии. Особенности лицензирования предпринимательской деятельности Необходимыми лицензиями на проведение

С 2013 года коммерческие организации и ИП получили право оказывать услуги в сфере образования наравне с некоммерческими организациями. Услуги в области образования . Ранее мы расмотрели полный , в этой статье расскажем, как получить лицензию на образовательную .

Кому нужна лицензия

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель . Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей - если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии - если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность - сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно , и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Лицензионные требования

Положение о лицензировании устанавливает в 2019 году следующие требования к соискателям:

  • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных стандартов ;
  • соблюдение условий охраны здоровья обучающихся;
  • собственные разработанные образовательные программы ;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
  • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.

Полный перечень требований, в зависимости от типа образования, смотрите в тексте Постановления .

В нормативных актах, регулирующих лицензирование образовательной деятельности, не совсем чётко рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме лицензиата. В законе об образовании № 273-ФЗ даётся следующее понятие образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности». Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведёт эту деятельность в качестве дополнительной.

  • образовательные организации;
  • организации, осуществляющие обучение;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть получена независимо от правовой формы и коммерческой направленности лицензиата. При этом ООО получить лицензию на образовательную деятельность может, если это направление бизнеса будет дополнительным, а не основным.

Документы для получения лицензии

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Порядок получения лицензии

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.

Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:

  1. Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
  2. Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
  3. Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
  4. Разработайте и утвердите образовательные программы.
  5. Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
  6. Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
  7. Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
  8. Подайте документы в лицензирующий орган.

Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.

Отказ должен быть мотивированным и возможен по двум основаниям: недостоверность сведений или отсутствие условий для процесса обучения. Госпошлина в случае отказа не возвращается.

Что будет, если работать без лицензии

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы - до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

  • Срок получения лицензии: от 2 месяцев
  • Стоимость получения: от 150 000 руб.
  • Срок действия лицензии: бессрочно

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2014 года излагает изменения, внесенные в п. 3 «Положения о лицензировании», установленное ПП РФ N 682 от 04 июля 2012 года. Этот пункт устанавливает перечень работ, которые необходимо исполнять во время проведения экспертизы по промбезопасности. По данным изменениям, организации должны переоформлять лицензии на осуществление деятельности, связанной с проведением процедуры экспертизы по промбезопасности, если данные лицензии были выданы до вступления в силу вышеуказанных изменений. Переоформление должно происходить в порядке, указанном в положениях ч. 9 и ч. 17 ст. 18 Федерального Закона N 99-ФЗ.

Согласно второй редакции Положения о лицензировании (ПП РФ N682) от 06.10.2015 г., в области промбезопасности лицензированию подлежат следующие направления деятельности:

  • Экспертиза промышленной безопасности документации, которая устанавливает ликвидацию/консервацию объектов опасного производства (ОПО).
  • Экспертиза документов, связанных с техническим перевооружением опасных производственных объектов (например, тепловых установок и сетей, подъемных сооружений и т.д.), которые не вошли в основную документацию – согласно закону о градостроительстве, они подлежит отдельной экспертизе.
  • Экспертиза технических устройств, проходящих эксплуатацию на опасном производстве, которая осуществляется, если её необходимость установлена ст. 7 ФЗ «О промбезопасности ОПО».
  • Экспертиза зданий и сооружений, которые находятся на территории опасного промобъекта и используются для хранения продукции или сырья, осуществления рабочих процессов, перемещения грузов или живой силы, а также локализации или ликвидации последствий в случае аварии.
  • Экспертиза декларации промышленной безопасности, которая уже разработана или вновь находится в разработке.
  • Экспертиза, обосновывающая безопасность конкретного ОПО; экспертиза изменений, которые вносятся в документы, поясняющие безопасность такого ОПО.

Лицензирование экспертизы промышленной безопасности

Область деятельности, связанная с промышленной безопасностью, крайне важна, поскольку она связана не только с охраной экологии, но и с защитой жизни и здоровья граждан, и любая ошибка может быть опасной. Лицензия на осуществление экспертизы промышленной безопасности – вовсе не формальное требование государственных органов. Законы жестко устанавливают процедуру ее получения, а сам процесс требует обязательного прохождения этапов получения лицензии ЭПБ не только в Москве, но и по России:

  • е сли документы не соответствуют требованиям, кандидат уведомляется о необходимости переоформлять документы;
  • при правильном оформлении документации, она передается в территориальный орган Ростехнадзора.

4. Прохождение предлицензионной проверки. Кандидат получает уведомление о проведении внеплановой проверки. При проведении проверки уполномоченный представитель Ростехнадзора сверяет полученную документацию с оригиналами и консультируется с работниками организации, а также с её руководством.
5. Составление Акта о проверке. В зависимости от результатов проверки, работником Ростехнадзора составляется акт, говорящий о несоответствии или соответствии компании установленным требованиям получения лицензии РТН на осуществление экспертизы промышленной безопасности, и в нем выносится один из двух вердиктов:

  • в отрицательном акте указываются причины, по которым вынесли вердикт об отказе в лицензировании, и кандидату будет необходимо подать документы заново;
  • положительный акт влечет за собой отправление документов в орган, занимающийся надзором в области, связанной с определенным видом деятельности по промбезопасности, где собирается работать кандидат.

6. Проверка документов. При проверке документов в управлении проверяются удостоверения экспертов и их квалификация. Если по этим параметрам нет возражений, одобрение на выдачу лицензии направляется в Центральное управление.

7. Получение лицензии. Лицензия на проведение ЭПБ выдается руководству организации или доверенному лицу в Центральном управлении.

Документы, предоставляемые для получения лицензии на экспертизу промышленной безопасности

1. Оригинал банковского документа, подтверждающего уплату госпошлины за рассмотрение заявки на предоставление лицензии, и ее оформление;

2. Нотариальная копия Устава

3. Решение или протокол участников организации, утверждающее его создание.

4. Нотариальная копия решения или протокола о назначении руководства компании

5. Нотариальная копия свидетельства ОГРН

6. Заверенное нотариусом свидетельство ИНН

7. Нотариальные копии свидетельств о регистрации изменений в учредительные документы, ЕГРЮЛ и перерегистрации

8. Нотариальная копия кодов статистики

9. Нотариальная копия выписки ЕГРЮЛ (не позднее месяца с даты её получения)

10. Оригинал банковских реквизитов, подписанный руководителем

11. Заверенные нотариусом документы, подтверждающие образование руководителей и сотрудников компании

12. Заверенные нотариусом копии удостоверений экспертов

13. Заверенные нотариусом копии протоколов об аттестации сотрудников

14. Нотариальные копии удостоверений о проверке знаний руководства и сотрудников компании

15. Нотариальные копии трудовых книжек руководства и работников организации

16. Оригинал доверенности на представителя компании, подающего документы

17. Нотариальная копия договора о предоставлении услуг лаборатории НК

Переоформление лицензии на экспертизу промышленной безопасности

Федеральный закон N307-ФЗ, вступивший в силу в ноябре 2015 года, уточняет некоторые положения, связанные с регулированием лицензирования в сфере промышленной безопасности. Из-за этого переоформлению подлежат некоторые виды уже выданных лицензий. Необходимо переоформить:

  • лицензии, в которые не включались списки оказываемых в рамках осуществления деятельности услуг или выполняемых работ;
  • лицензии, в которые включались списки работ и услуг, выполняемых и оказываемых при осуществлении деятельности, при условии, что в эти перечни законодательно вносились изменения;
  • лицензии на виды деятельности, у которых изменилось название.

Процедура переоформления лицензий происходит в установленном порядке.

Схема переоформления лицензий ЭПБ:

1. Составляется заявление на переоформление лицензии.


C 2012 года существенно обновился порядок лицензирования отдельных видов деятельности.
Если раньше предпринимателю нужно было получить несколько лицензий на разные виды деятельности, то теперь Законом N 99-ФЗ они объединены и на них оформляется одна лицензия.
Срок лицензий неограничен, а ранее выданные лицензии по заявлению лицензиата станут бессрочными. Отметим, что согласно старому (пока действующему) Закону общий срок лицензий составляет пять лет.
Значительно сократился перечень лицензируемых видов деятельности: 49 вместо 105.
Перечень услуг, для осуществления которых необходимо получить лицензию, будет приведен в соответствующих положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Об этом сказано в ч. 2 ст. 12 Закона N 99-ФЗ. Разрабатывать и утверждать такие положения будет, как и прежде, Правительство РФ.
Исходя из положений ч. 3 ст. 8 Закона N 99-ФЗ в число лицензионных требований могут быть включены:
1) наличие у соискателя лицензии и у лицензиата движимых и недвижимых объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности (при соответствии этих объектов определенным критериям), работников, отвечающих определенным требованиям, а также системы производственного контроля, необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности;
2) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
3) особые требования к организации оказания услуг связи, теле- и (или) радиовещания, частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности, а также образовательной деятельности (ч. 4 ст. 1 Закона N 99-ФЗ).
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (ч. 1 ст. 8 Закона N 99-ФЗ). Предусмотрено также создание общедоступного информационного ресурса. Он будет содержать сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (ч. 1 ст. 21 Закона N 99-ФЗ). Любой желающий сможет получить сведения о лицензиях бесплатно.
Порядок действий при получении лицензий изменился в целом незначительно.
Порядок представления соискателем заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом прописан в ст. 13 Закона N 99-ФЗ.
Части 6 и 11 ст. 13 вступают в силу с 1 июля 2012 г. (ст. 24 Закона N 99-ФЗ).
Отказать в выдаче лицензии могут по следующим основаниям:
1) наличие в представленных соискателем заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензионным требованиям;
3) если в отношении соискателя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ, баз данных и фонограмм (п. 3 ч. 7 ст. 14).
Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или его бездействие может быть обжаловано соискателем (ч. 8 ст. 14 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии со ст. 9 нового Закона юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых следующих действий: внесение записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоение лицензии регистрационного номера и регистрация приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии.
Часть 5 ст. 9 предполагает, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии или отказе в ее выдаче в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Исходя из положений ч. 2 ст. 14 Закона N 99-ФЗ решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.
В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением).
Подробный порядок принятия решения лицензирующего органа прописан в ст. 14 "Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии".
Лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации ее лицензирующим органом.
Если в предоставлении лицензии отказано, лицензирующий орган вручает соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением уведомление об отказе с мотивированным обоснованием причин и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя (ч. 6 ст. 14). Сделать это лицензирующий орган обязан в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. В ч. 7 названной статьи закреплены основания для отказа в предоставлении лицензии, о которых было сказано выше.
Если в заявлении указывается на необходимость предоставления лицензии в электронной форме, лицензирующий орган направляет в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, лицензиату или соискателю уведомление об отказе. Данное положение вступило в силу с1 июля 2012 г.
Основные понятия, используемые в Законе N 99-ФЗ, определены в ст. 3. Приведем ее:
Статья 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе".
В соответствии со ст. 5 Закона N 99-ФЗ к полномочиям Правительства РФ в области лицензирования относятся:
1) определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Их Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности";
2) утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования;
3) утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. единого портала государственных и муниципальных услуг;
4) утверждение типовой формы лицензии;
5) утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании.
К полномочиям лицензирующих органов относятся:
1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;
2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;
3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов;
4) предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая ее размещение в Интернете на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информацией могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация. Это положение вступило в силу 1 июля 2012 г.

Вместе с тем, ст. 6 нового Закона предполагает, что осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право (ст. 7):
1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей и лицензиатов, получать от них сведения и документы, необходимые для осуществления лицензирования, представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;
3) выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
4) применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны:
1) исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в области лицензирования;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.
В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и совершения противоправных действий (бездействия) должностные лица лицензирующих органов несут ответственность.
Вместе с тем, если станет известно о факте нарушения законодательства Российской Федерации должностным лицом лицензирующего органа, об этом в течение 30 рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения законодательства должно быть сообщено юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, права и законные интересы которых нарушены. Лицензирующий орган должен также сообщить о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц.
Лицензирующим органом формируется и ведется лицензионное дело соискателя лицензии и (или) лицензиата, куда включаются следующие документы (ст. 16 Закона):
1) заявление соискателя о предоставлении лицензии, заявление лицензиата и прилагаемые к нему документы;
2) приказы (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении, об отказе в предоставлении, о переоформлении лицензии, о продлении срока ее действия (если ограничение срока действия предусмотрено федеральными законами), о приостановлении, возобновлении и прекращении действия лицензии;
3) копия подписанной и зарегистрированной лицензии;
4) приказы (распоряжения) лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других связанных с осуществлением лицензионного контроля документов;
5) выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии;
6) копии уведомлений и других связанных с осуществлением лицензирования документов.
Если взаимодействие лицензирующего органа и соискателя или лицензиата осуществлялось с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. единого портала государственных и муниципальных услуг, лицензионное дело формируется лицензирующим органом в форме электронного документа. Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения использования указанных сетей устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Данное положение вступило в силу с 1 июля 2012 г.
Порядок предоставления лицензирующим органом дубликата лицензии и ее копии регламентрован в статье 17 Закона.
Если лицензиат утратит (потеряет) лицензию, а также в случае ее порчи он вправе обратиться в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, с заявлением о предоставлении ее дубликата с приложением документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление дубликата.
Это важно! В случае порчи лицензии к заявлению о предоставлении дубликата прилагается испорченный бланк лицензии.
Дубликат оформляется в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о его предоставлении. На нем ставятся пометки "дубликат" и "оригинал лицензии признается недействующим".
Лицензиат также имеет право на получение от лицензирующего органа копии лицензии.
Лицензии должны быть переоформлены в случаях (ст. 18 Закона):
- реорганизации юридического лица в форме преобразования;
- изменения его наименования, адреса места нахождения;
- изменения места жительства, имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
- изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;
- изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Как отмечалось выше, новый порядок организации и осуществления лицензионного контроля (ст. 19 Закона) вступил в силу с 1 июля 2011 г. С этой даты вступили в силу положения ч. 1 - 13 названной статьи.
В ч. 1 названной статьи закреплено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ч. 2 - 10 этой статьи.
В ч. 2 указано: в отношении соискателя, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных ст. ст. 13 и 18, лицензирующим органом проводятся документарные и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
Исходя из положений ч. 2 этой статьи основанием для проведения проверки соискателя или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о ее переоформлении.
Предметом документарной проверки соискателя или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах.
При внеплановой проверке будет проверяться состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для этого работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.
Итак, в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся:
1) документарные проверки;
2) плановые проверки;
3) внеплановые выездные проверки.
Внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением их проведения по основанию, указанному в п. 2 ч. 10 названной статьи.
Предметом проверок являются содержащиеся в документах лицензиата:
- сведения о его деятельности;
- информация о состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов;
- данные о соответствии работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемых работах, оказываемых услугах, принимаемых лицензиатом мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных их нарушений.

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, который утверждается лицензирующим органом.
В ч. 9 ст. 19 указаны основания для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок:
1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии;
2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
3) истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.
В ч. 10 закреплены основания, при которых проводится внеплановая выездная проверка:
1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 20;
4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.
В ч. 11 поясняется, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается соответствующим положением. К таковым могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по обращениям и заявлениям о грубом нарушении лицензионных требований только после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.
Лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку по этому основанию без направления предварительного уведомления лицензиату.
Согласно ч. 14 ст. 19 Закона при осуществлении контроля лицензирующий орган вправе получить информацию, подтверждающую достоверность представленных соискателем, лицензиатом сведений и документов, соответствие соискателя, лицензиата лицензионным требованиям, с использованием Интернета в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации. Данное правило вступило в силу 1 июля 2012 г.
В соответствии со ст. 20 нового Закона действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:
1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) назначение лицензиату административного наказания в виде приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Размеры государственной пошлины за выдачу лицензий установлены в п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ:
- за предоставление лицензии - 2600 руб.;
- за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в т.ч. о реализуемых образовательных программах, - 2600 руб.;
- за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях - 200 руб.;
- за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности - 200 руб.;
- за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, - 200 руб.;
- за продление срока действия лицензии - 200 руб.
Для трех видов деятельности установлены отдельные размеры госпошлины:
1) за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка - 0,1% заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 80 000 руб.;
2) за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
- предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (в т.ч. денатурированного) - 6 000 000 руб.;
- предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (кроме вина) - 6 000 000 руб.;
- предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного вина - 500 000 руб.;
- предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции - 500 000 руб.;
- предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей непищевой продукции (в т.ч. денатурированной) - 500 000 руб.;
- предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции - 500 000 руб.;
- предоставление лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции - 500 000 руб.;
- предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей продукции - 500 000 руб.;
- переоформление лицензии при реорганизации юридического лица (кроме реорганизации юридических лиц в форме слияния и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же вида деятельности) - в размере, определенном выше для предоставления соответствующего вида лицензии;
- переоформление лицензии при реорганизации юридических лиц в форме слияния и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же вида деятельности - 2000 руб.;
- переоформление лицензии в связи с изменением наименования юридического лица (без его реорганизации), его местонахождения или указанного в лицензии места осуществления деятельности либо иных указываемых в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии - в размере 2000 руб.;
- продление срока действия лицензии - в размере, установленном настоящим подпунктом для предоставления соответствующего вида лицензии;
- предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции - 40 000 руб. за каждый год срока действия лицензии;
3) за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности на право ведения работ в области использования атомной энергии:
- предоставление лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок - 20 000 руб.;
- предоставление лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации радиационного источника, на обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в т.ч. при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, на обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, на конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов - 10 000 руб.;
- предоставление лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации пункта хранения, на проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов - 15 000 руб.;
- предоставление лицензии на использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, на деятельность по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и отходами - 5000 руб.;
- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 1000 руб.;
- выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, - 200 руб.;
- продление срока действия документа, подтверждающего наличие лицензии, - 200 руб.;
4) за следующие действия уполномоченных органов, связанные с выдачей лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах:
- выдачу лицензии - 10 000 руб.;
- переоформление лицензии - 3000 руб.;
- продление срока действия лицензии - 3000 руб.;
5) за предоставление:
- лицензии на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, лицензии фондовой биржи, лицензии на осуществление клиринговой деятельности - 200 000 руб. за каждую;
- лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов - 20 000 руб. за каждую;
- лицензии на осуществление иных видов деятельности (профессиональной деятельности) на рынке ценных бумаг - 20 000 руб. за каждую.
За деятельность без лицензии установлена ответственность. Так, ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Приведем текст ч. 2 - 4 этой статьи.
В КоАП РФ установлена ответственность и за правонарушения при осуществлении отдельных видов деятельности. Например, ст. 14.19 предполагает, что нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте наказывается наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб.
Статья 6.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством): занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, наказывается наложением административного штрафа в размере от 2000 до 2500 руб.; занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка - наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2000 руб.
Статья 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (кроме информации, составляющей государственную тайну), -
наказывается наложением административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 13.12 КоАП РФ).
Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (кроме средств защиты информации, составляющей государственную тайну),
- наказывается наложением административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой (ч. 2 ст. 13.12).
Нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, -
наказывается наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 3 ст. 13.12).
Использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, -
наказывается наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой (ч. 4 ст. 13.12).
Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (кроме информации, составляющей государственную тайну), -
наказывается наложением административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 5 ст. 13.12).
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Процитируем ст. 13.13 КоАП РФ "Незаконная деятельность в области защиты информации".
В ст. 18.13 КоАП РФ установлена ответственность за незаконную деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей.
Ответственность также установлена за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (ст. 19.20 КоАП РФ).
Статья 20.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за ведение незаконной частной или охранной деятельности.
Статьей 171 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за незаконное предпринимательство.
Приведем текст ст. 172 Уголовного кодекса РФ "Незаконная банковская деятельность".
Статья 235 УК РФ определяет ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью.
Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".
Это важно! После вступления в силу Закона N 99-ФЗ другие нормативные акты будут применяться только в части, не противоречащей ему. Поэтому при применении названного Перечня следует учитывать, что с 3 ноября 2011 г. некоторые указанные в нем виды деятельности не будут лицензироваться (а лицензирование некоторых отменено ранее). С полным текстом Постановления можно ознакомиться в приложении к данной книге.

Лицензирование деятельности в области защиты информации представляет собой определенную форму государственного контроля и должно обеспечить не только допуск организаций, соответствующих определенным требованиям и условиям, к осуществлению определенных видов деятельности, но и повышение качества непосредственно мероприятий и услуг по технической защите информации.

Государственная система лицензирования деятельности в области технической защиты информации включает в себя две составляющие:

    допуск предприятий и организаций к оказанию услуг по защите информации;

    контроль качества и эффективности оказываемых услуг в процессе их деятельности.

Рассмотрим основные понятия в области лицензирования.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001г.

Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Срок действия лицензии не может быть более 5 лет. По истечении этого срока лицензия может быть продлена по заявлению лицензиата.

Порядок получения лицензии следующий:

Соискатель лицензии отправляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

    для юридического лица: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, адреса, где планируется ведение лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юр.лица и данные документа, подтверждающего внесение в реестр юридических лиц РФ.

    для индивидуального предпринимателя: полное ФИО, место жительства, адреса мест, где планируется ведение лицензируемой деятельности, данные документа, удостоверяющего личность (например, паспорта), государственный регистрационный номер записи о регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

    ИНН и данные документа, подтверждающего постановку соискателя на учет в налоговом органе.

    лицензируемый вид деятельности.

К заявлению соискатель должен приложить следующие документы:

    копии учредительных документов (для юридического лица);

    документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

    копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Решение о предоставлении лицензии (или отказе) принимается в срок, не превышающий 5 дней со дня поступления документов. Уведомление о принятии решения вручается или отправляется соискателю в письменной форме. Если решение отрицательное, должны указываться причины отказа и реквизиты акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Соискатель лицензии должен заплатить государственную пошлину за получение лицензии и в течение трех дней после оплаты может получить лицензию.

Причинами отказа в получении лицензии могут быть:

    наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

    несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Перечислим пункты, которые должны содержать решение о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии:

    наименование лицензирующего органа;

    ФИО индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

    лицензируемый вид деятельности;

    срок действия лицензии;

    номер лицензии;

    дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Лицензирующий орган в праве приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Приостановление действия лицензии осуществляется по решению суда в случае выявления нарушений лицензионных требований и условий в течение суток со дня принятия судом решение. Действие лицензии возобновляется, если лицензиат уведомляет в письменном виде об устранении нарушений. Если лицензиат не устраняет нарушения в установленный судом срок, лицензирующий орган может обратиться в суд, по решению которого лицензия может быть аннулирована.

Действие лицензии прекращается в следующих случаях:

    ликвидация юридического или физического лица.

    окончание срока действия лицензии или принятие решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной формелицензиата.

    решение суда об аннулировании лицензии.

Лицензирующие органы обязаны вести специальные реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре указывается следующая информация:

    полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

    фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

    лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 17 настоящего Федерального закона);

    срок действия лицензии;

    идентификационный номер налогоплательщика;

    номер лицензии;

    дата принятия решения о предоставлении лицензии;

    сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

    основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии;

    основание и дата аннулирования лицензии;

    основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования;

    сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

    сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;

    основание и дата прекращения действия лицензии;

    иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация из реестра лицензий является открытой для физических и юридических лиц. Выписку можно получить за установленную плату в 10 рублей в течение трех дней после подачи заявления.

Перечислим виды деятельности, относящиеся к защите информации, на осуществление которых требуется получение лицензии:

    деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

    деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

    предоставление услуг в области шифрования информации;

    разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

    деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

    деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

    деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

    разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: