Санитарное просвещение населения. Санитарное просвещение и обучение детей дошкольного возраста: взгляд стоматолога профилактическая работа мс на педиатрическом участке

Санитарно-просветительная работа в стоматологии - система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения знаниям и навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний, методами пропаганды, агитации и обучения. Целью санпросветработы является гигиеническое воспитание населения и привитие ему санитарной культуры на основе приобретения полезных навыков и привычек здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Санитарно-просветительная работа ведется с помощью пропаганды, агитации и обучения. Выделяются три основные направления - пропаганда знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний; агитация населения за соблюдение правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения; гигиеническое обучение и воспитание.

Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной. К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, подразумевающие непосредственное общение медицинских работников с населением. Пассивные формы - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.

Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь, пассивные формы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную по количеству аудиторию. Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивных методов санпросветработы. По широте воздействия на аудиторию санпросветработа может быть массовой, коллективной, индивидуальной.

Массовая санитарно-просветительная работа - это издание книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выпуск кинофильмов, выступления по телевидению, радио. Коллективная - доклады, лекции, выступления, беседы, выпуск санбюллетеней, настенной печати и др. Индивидуальная - индивидуальные беседы.

Существуют общность и различие пропагандистской и агитационной работы. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (детям, подросткам, взрослым, рабочим и т. д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды - определенный предмет, например, гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить знания и суждения. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если их рассматривать как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.

Наиболее эффективными методами санпросветработы являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действенность объясняется непосредственным общением врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания, позволяет врачу учитывать социальные, профессиональные, образовательные и индивидуальные особенности Слушателей. Вместе с тем непосредственное общение с аудиторией предъявляет высокие требования к выступающему (умение привлечь внимание людей, владение навыками свободной, эмоциональной и убедительной речи, способность доходчиво и доказанно преподносить материал и др.). Беседа, выступление, лекция - это всегда своего рода диалог, требующий активной деятельности как говорящего, так и со стороны слушателей. Эффект убеждения при выступлении во многом зависит от того, насколько вовлечен в контакт с врачом его слушатель.

Конечной целью санпросветработы являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а убеждения и поступки, выработанные у слушателя в результате приобретения им этих знаний. Достижение цели в общем виде имеет следующий вид: информация знания -> убеждения -> навыки -> привычки.

Гигиеническое воспитание и обучение в стоматологии является важнейшей составной частью санпросветработы. В основе его лежит обучение взрослых и детей полному объему навыков по гигиене полости рта на основе сознательного отношения к этому мероприятию как одной из важных составляющих здорового образа жизни. Основными методами гигиенического обучения являются санитарное просвещение, обучение и контроль. Санитарно-просветительная работа на уровне страны, региона, учреждения должна строиться на научной основе с учетом знания имеющегося уровня санитарной культуры населения, их знаний и навыков о гигиене полости рта, стоматологических заболеваниях, путях их профилактики. Эти знания могут быть получены путем опроса и анкетирования, наблюдения. В соответствии с полученными сведениями могут быть правильно поставлены цели и задачи санпросветработы, определены пути мотивации различных групп населения к профилактике в стоматологии. На основе всех сведений должна быть разработана долговременная программа санпросветработы с населением с учетом особенностей его привычек, знаний, мотивации, уровня санитарной культуры, гигиенических навыков. Эти же сведения должны использоваться для маркетинга и рекламы средств и товаров для профилактики в стоматологии.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : «Санитарно - просветительская работа в стоматологии: А беседы, Б лекции, В выступление по радио и телевидению, Г статьи в печать. Составление плана, подготовка материала».

ТИП ЗАНЯТИЯ : семинарско - практическое.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : познакомить студентов с проведением санитарно - просветительской работы в стоматологии, составление плана урока гигиены, беседы или лекции.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: зубоврачебная лаборатория, кабинет гигиены.

ВРЕМЯ , ОТВЕДЕННОЕ НА ЗАНЯТИЕ: 5 часов (225 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: таблицы, фантомы, средства и предметы гигиены полости рта, набор инструментов, рабочая программа, методическая разработка занятия.

РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:

1. Организационный момент 2 минуты;

2. Сообщение темы, плана, цели занятия 3 минуты;

3. Контроль исходного уровня знаний 10 минут;

4. Демонстративная часть 20 минут;

5. Самостоятельная работа 173 минуты;

6. Оформление дневников, манипуляционников 10 минут;

7. Подведение итогов 5 минут;

8. Домашнее задание 2 минуты.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

1. Что такое профилактика и ее роль в стоматологии.

2. Инструменты для первичного осмотра.

3. Перевязочный материал.

4. Правила дезинфекции и стерилизации инструмента.

5. Порядок обследования стоматологического больного.

6. Правила медицинской этики и деонтологии.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Правильно провести обследование пациента.

2. Правильно заполнить историю болезни стоматологического больного.

3. Определить гигиенический индекс.

4. Определить индекс КПУ.

5. Определить индекс РМА.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Методическое обоснование

1. Организация занятия. Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет готовность студентов к проведению занятия.

Для привития дисциплины и аккуратности.

2. Сообщение темы, плана, цели занятия. Преподаватель предлагает свой план проведения занятия студентам с указанием времени отведенного на каждый момент занятия.

Для лучшей ориентации студентов при проведении занятия.

3. Проверка исходного уровня знаний студентов по теме занятия.

А индивидуальный опрос /Приложение №1. Б Фронтальный опрос. Приложение №2

В Письменный опрос.

Приложение №3. Г эталон - тесты. Приложение №4.

4. Демонстративная часть. Преподаватель знакомит студентов с: А Профилактикой кариеса зубов. Согласно данным ВОЗ, большинство населения земного шара страдает кариесом зубов, который без своевременного лечения и предупреждения приводит к преждевременной потере, а следовательно и к раннему старению организма. Причины заболевания кариесом зубов до конца не выяснены. Но установлено, что в его развитии большую роль играет наследственность, предрасположенность организма к болезням и частота их возникновения, составы и свойств потребляемой пищи, режим питания, количество и физико - химические особенности стопы, количественный и качественный состав микроорганизмов полости рта и биолого - химического условия местности. В результате многочисленных исследований разработан комплекс мероприятий, способствующих снижению кариеса зубов. Он включает рациональное питание, общеоздоровительные мероприятия, гигиенический уход за зубами. Санацию полости рта у стоматолога, введение в организм макро- и микро элементов, витамины и другие биологически активных веществ, укрепляющих структуру зубных тканей. Особое значение в профилактике кариеса имеет фтор и кальций, которые способствуют ее устойчивости к растворению под воздействием кислотообразующих микроорганизмов. Б Организация санпросвет беседы в школе: Нужно помнить, что в 1 - 2 классе гигиенический урок проводится 1 раз в неделю. 3 кл.- 1 раз в 2 недели. 4 кл - 1 раз в месяц.

Для ознакомления студентов с причинами возникновения кариеса. Студенты должны знать роль фтора и кальция в профилактике кариеса зубов.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережевывания пищи. Здоровые зубы влияют на внешний вид человека, украшая лицо ослепительной улыбкой. Но нельзя забывать. Что зубы играют важную роль в формировании звуков речи и общем состоя человека. Заболевание зубов и десен является самыми распространенными заболеваниями человека.

Нередко больные зубы являются результатом многих заболеваний, могут стать причиной болезней - сердца, почек, суставов и др.

2 СТРОЕНИЕ ЗУБА.

Каждый зуб состоит из 3 - х основных основных частей:

1. Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта.

2. Корень - часть зуба, которая располагается в челюсти.

3. Шейка - часть зуба, которая расположена между коронкой и корнем.

Она прикрыта десной.

3. ТКАНИ ЗУБА

Коронка зуба покрыта сверху эмалью. Эмаль - это самая твердая ткань организма, в ее состав входит важный компонент - кальций. Под эмалью располагается дентин. Он составляет основную часть зуба, это большая часть из которого построена не только коронка, но и корень, покрывает цемент.

Внутри коронки и в канале корня зуба спрятано сплетение нервных волокон и кровеносных сосудов, называемое - пульпой. Нервы и сосуды проникают в зуб через отверстие, которое имеется в верхушке каждого корня, пульпа - самая чувствительная ткань зуба.

4. ВИДЫ ЗУБОВ И ИХ ФУНКЦИИ.

Зубы человека не одинаковы по форме и функции. В передней части п рта расположены резцы - зубы с режужим краем, которые выполняют функцию откусывания пищи. По бокам от резцов находятся клыки - конусовидные зубы, предназначенные для отрывания пищи, далее располагаются малые коренные зубы (премоляры) и большие коренные зубы (моляры). Эти зубы более крупные, имеют жевательную поверхность, на которой расположены углубления – фиссуры, богорки - бугры зубов.

У ЧЕЛОВЕКА ДВА КОМПЛЕКТА ЗУБОВ.

А Временные - их 20.

Б Постоянные - их от 28 до 32.

Временные зубы сохраняют пространство для постоянных и направляют их рост. Временные зубы отличаются от постоянных размером и беловато - голубым цветом - поэтому их называют - молочными.

Временные зубы начинают прорезаться к 6 месяцам, а заканчивают к 3 - м годам все 20.

В возрасте 5 -6 лет - появляются первые постоянные зубы. С 6 лет и до 12 - временные зубы меняются на постоянные.

Постоянные зубы формируют прикус - соотношение верхних зубов по отношению к нижним при их смыкании.

Чтобы зубы были ровными и красивыми, ничто не должно мешать их росту. Вредные привычки мешают правильному произношению звуков сосание соски, грызение карандашей, ручек, пальцев, воротничка рубашки.; давление языком на зубы, прикусывание губ.

К вредным привычкам относят и грызение семечек, курение, спать на высокой подушке, неправильная осанка. Лечат неправильный прикус специальные врачи - ортодонты с помощью специальных пластинок.

5. ЗУБНОЙ НАЛЕТ.

В норме в полости рта человека существует большое количество микроорганизмов,

Каждый раз когда мы едим сладости и после пьем сладкие напитки, бактерии перерабатывают сахар в кислоту, которая разрушает зубы; зубы имеют естественную защиту, слюна растворяет кислоту и смывает ее с поверхности зубов. Слюна помогает залечивать повреждения зубов на начальной стадии, их ее выделяются такие минеральные вещества, как Са, фосфаты, которые укрепляют и защищают зубы. Неприятности начинаются когда слюна не справляется с огромным количеством кислоты во рту. Чтобы поддержать низкий уровень кислоты во рту и дать слюне выполнять свои функции, все дети должны ограничить количество сахара, которое потребляется с ешьте. Ешьте вместо сладостей больше сырых фруктов, орехов, жуйте сырые овощи - морковь, пейте натуральные соки.

Чистите зубы 2 раза в день правильной пастой, такой как: «Бленд - а - мед» и «Колгейт».

Для этого надо:

1. Вымыть руки.

2. Вымыть зубную щетку.

3. Нанесите на щетку небольшое количество зубной пасты с горошину.

4. Начинайте чистить зубы с вч с правой стороны с больших коренных зубов, движения подметающие с щечной поверхности; затем горизон.- возвратно - поступательные и заканчивают круговыми движениями чистим жевательную поверхность зубов, затем чистим небные поверхности и язычные.

Не забываем чистить язык, моем щетку и ставим на место, щетиной вверх, 2 раза в год посещаем стоматолога - проверяем зубы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

1. Какие инструменты применяют для обследования первичного пациента?

2. Какие еще инструменты и для чего находятся в лотке?

3. Как производят первичный осмотр?

4. Какую документацию ведут в смотровом кабинете.

Приложение №2.

1. Зубной кабинет терапевтической стоматологии?

2. Какие наконечники вы знаете?

3. Боры, их назначение?

4. Какой перевязочный материал используется в стоматологическом кабинете?

5. Требования к внутренней отделке помещения?

6. Как производится дезинфекционная обработка и стерилизация инструментария?

Приложение №3.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПРОСА.

1.Стандартный метод чистки зубов при помощи зубных щеток.

2. Правила чистки зубов флоссом.

3. Перечислите инструменты, применяемые для осмотра пациента.

4. Для чего применяются экскаваторы, гладилки, штопферы, матрицы.

5. Для чего применяются стоматологические: зеркало, зонд, пинцет.

6. Боры, виды боров, назначение боров.

7. Состав моющего раствора.

8. Как и чем производят предстерилизационную очистку инструментария?

Санитарно-просветительная работа в практической деятельности врачей и лечебно-профилактических стоматологических учреждений имеет особо важное значение не только из-за высокой распространенности и заболеваний , но прежде всего потому, что многие профилактические и гигиенические мероприятия должны осуществляться лично, в домашних или производственных условиях. Поэтому без пропаганды основных сведений о сущности стоматологических заболеваний и методах их предупреждения немыслимо и проведение профилактической работы среди населения.

Цель санитарно-просветительной работы - доступное разъяснение сущности стоматологических заболеваний и их влияния на состояние внутренних органов и систем организма, пропаганда простых массовых и индивидуальных методов профилактики кариеса зубов, заболеваний пародонта и зубо-челюстных деформаций, включая рациональное питание, общие оздоровительные мероприятия и гигиену полости рта, как составной части общих профилактических мероприятий.

Задачи осуществления основной цели этой важной работы будут различными в зависимости от контингента слушателей и места ее проведения. Так, в условиях детского сада и они сводятся к следующим:
- ознакомление родителей с основными факторами, влияющими на возникновение стоматологических заболеваний у детей, методами предупреждения кариеса зубов и заболеваний пародонта и обучение правилам рациональной ;
- ознакомление воспитателей и педагогов с основными факторами и причинами, влияющими на возникновение стоматологических заболеваний, а также с комплексными профилактическими мероприятиями, проводимыми органами ;
- ознакомление среднего медицинского персонала с основными формами и методами профилактики стоматологических заболеваний, обучение правилам рациональной гигиены полости рта для обеспечения постоянной воспитательной работы с детьми по профилактике заболеваний зубов и тканей пародонта;
- ознакомление школьников с основными факторами, неблагоприятно влияющими на и ткани полости рта, обучение правилам рациональной гигиены полости рта.

В условиях производственного коллектива, особенно при наличии тех или иных профессиональных вредностей задачи будут несколько другими, как и при проведении санитарно-просветительной работы в средних и высших учебных заведениях и учреждениях. Их трудно регламентировать заранее, так как они должны носить выраженный конкретный характер.

Санитарно-просветительная работа не должна ограничиваться только беседами в условиях . К сожалению, с таким положением мы встречаемся довольно часто. Такая работа малоэффективна и не приносит ожидаемых результатов. Санитарно-просветительную работу из расчета 4 ч в месяц (или 44 ч в год) целесообразно планировать в виде целого комплекса мероприятий в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, учреждениях и на промышленных предприятиях с учетом конкретного контингента слушателей и обстановки. Наряду с этим стоматологические знания необходимо пропагандировать и более широко - через печать, радио, телевидение.

Проведение санитарно-просветительной работы должно быть предусмотрено общим планом лечебно-профилактической деятельности врача и медицинской сестры. Такой план целесообразно составлять на весь год с учетом основных профилактических мероприятий учреждения, графика отпусков, праздничных дней и распорядка дня подшефных организаций (детских садов, школ, учреждений и предприятий). В плане указывают вид мероприятия, тему, время и место его проведения. План санитарно-просветительной работы утверждается главным врачом поликлиники и доводится до сведения подшефных организаций.

Средства и формы санитарно-просветительной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения с целью профилактики стоматологических заболеваний должны быть разнообразными с учетом конкретного контингента слушателей и места проведения мероприятий. Рассмотрим основные из них более подробно и применительно к тем контингентам, в которых проводится профилактическая работа.

Вполне понятно, что в разных группах по-разному строится и проводится санитарно-просветительная работа. Если у детей младшего возраста целесообразно проводить беседы и занятия по типу игры, устраивать специальные обучающие игры, то работая со взрослым коллективом чаще надо прибегать к более серьезным видам пропаганды - плакатам, выставкам, памяткам, листовкам. В первом случае санитарно-просветительная работа должна носить наглядно-действенный, дидактический характер, а во втором она должна быть рассчитана не только на слуховой и зрительный анализаторы во время лекции или беседы, но и на последействие в виде листовок, памяток, которые можно прочесть и усвоить дома, например, полезные советы по рациональному питанию, по уходу за полостью рта и т. п. Особое внимание при этом должно быть уделено родителям, воспитателям и педагогам.

Правильная организация и постоянное совершенствование санитарно-просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний в целом должны способствовать проведению комплекса профилактических мероприятий, осуществляемых органами здравоохранения.

Система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний методами агитации и обучения. Целью санитарно-просветительной работы является гигиеническое воспитание населения и привитие ему санитарной культуры на основе приобретения полезных навыков и привычек здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Санитарно-просветительная работа ведется с помощью агитации и обучения.

Различаются три основных направления: 1) распространение сведений о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний; 2) пропаганду соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения; 3) гигиеническое обучение и воспитание.

Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной. К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, т. е. непосредственное общение медицинских работников с населением. Пассивные формы – это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарных бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.

Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь пассивные формы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время на неограниченную аудиторию. Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества работы позволяет усилить эффект пассивных методов санитарного просвещения. По широте воздействия на аудиторию санитарно-просветительная работа может быть массовой, коллективной, индивидуальной.

Массовая санитарно-просветительная работа заключается в издании книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выпуске кинофильмов, выступлениях по телевидению, радио, коллективная — в докладах, лекциях, выступлениях, беседах, выпуске санитарных бюллетеней, настенной печати и др., индивидуальная – в проведении индивидуальных бесед.

Следует различать пропагандистскую и агитационную работу. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (дети, подростки, взрослые, рабочие и т. д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды находится определенный предмет, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить сведения и иметь свое суждение. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если рассматривать их как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.
Наиболее эффективными методами санитарно-просветительной работы являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действенность объясняется непосредственным общением врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания, позволяет учитывать социальные, профессиональные, образовательные и индивидуальные особенности слушателей. Вместе с тем непосредственное общение с аудиторией предъявляет высокие требования к выступающему (умение привлечь внимание, владение навыками свободной, эмоциональной и убедительной речи, способность доходчиво преподносить материал и др.). Беседа, выступление, лекция – это всегда своего рода диалог, требующий активной деятельности как говорящего, так и слушателей. Эффект убеждения при выступлении во многом зависит от того, насколько вовлечен в контакт с врачом его слушатель.
Конечной целью санитарно-просветительной работы являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а убеждения и поступки слушателя в результате приобретения им этих знаний. Последовательность достижения цели имеет следующий вид: информация – знания – убеждения – навыки – привычки.

Большая часть факторов риска стоматологической патологии, прежде всего кариеса зубов, связана с образом жизни человека.

Наиболее значимыми для сохранения здоровья полости рта компонентами образа жизни, по данным Всемирной организации здравоохранения, являются грамотный и тщательный гигиенический уход за полостью рта, разумный рацион и режим питания, проявление инициативы при обращении к врачу за консультацией, активное участие в предлагаемых им профилактических мероприятиях.

Стоматологи в сотрудничестве с другими специалистами должны принимать активное участие в формировании здорового образа жизни. Каким же образом?

Прежде всего, это занятие санитарно-просветительской работой. Необходимо предоставить человеку познавательную возможность для выработки такого поведения, которое максимально исключило бы факторы риска возникновения заболевания и обеспечило бы достаточный уровень здоровья.

Цель санитарно-просветительской работы - формирование убеждения в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, методах их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.

Гигиеническое воспитание детей - это система привития полезных навыков на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Проблемы санитарного воспитания тесно связаны с побудительной стороной поведения человека, с его мотивацией. Мотивация – это совокупность психологических факторов, определяющих выбор поведения человека. Это ответы на вопросы о том, почему, ради чего, зачем человек действует так или иначе: никогда не чистит зубы или, наоборот, уделяет гигиене повышенное внимание, постоянно ест конфеты или ограничивает сладости. Каждый взрослый человек имеет, как правило, сформированную мотивацию, достаточно устойчивую к внешним воздействиям, в том числе и к санитарному просвещению.

Мотивация – это результат сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Внутренняя мотивация основывается на потребностях человека. Система внутренней мотивации каждой личности является уникальной и очень устойчивой к внешним воздействиям. Человек осознанно и бессознательно защищает свои ценности, стиль жизни, убеждения как самое главное достояние, упорно сопротивляется внешним воздействиям на систему и в каждой ситуации стремится действовать привычным способом. Поэтому стоматолог, реализующий санитарное просвещение, должен грамотно и продуманно выбрать внешний стимул для изменения мотивации, сформировать новое поведение человека.

Психологические компоненты, необходимые для изменения поведения человека, человек приобретает, медленно поднимаясь по «ступенькам лестницы», ведущей от неосведомленности о дефектах своего поведения (отсутствие информации о причинах кариеса) к созданию новых здоровых привычек (систематическая гигиена полости рта).

Этапы формирования новых поведенческих привычек можно представить в виде семи ступеней лестницы. Первым уровнем, самым нижним, является неосведомленность. Человек ощущает дефицит знаний, признает свое невежество, и тем самым подготавливается к приему новой для него информации. В процессе научения он перемещается на вторую ступень - осведомленность. Успех этого этапа зависит от способа передачи информационного материала, а также его качества. Третья ступень – личная значимость информации. Человек допускает новые знания в свою жизнь, приближает их к своим проблемам.

Следующий уровень – заинтересованность. На этом этапе человек готов начать действовать, он уже принял решение об этом. Это очень важный этап! Санитарно-просветительские проекты помогают человеку решиться на определенные действия. Санитарное просвещение должно убедительно обосновывать личную необходимость перемен, содержать четкую программу действий, представлять каждый шаг как реальный. Если пробное новое действие происходит, человек поднимается на пятую ступень – ступень вовлеченности. Он активен, понимает свою цель, видит путь к ней, ощущает потребность в переменах. Человек начинает применять полученную информацию. Шестой уровень – ступень осознанных изменений в поведении. Человек включает новое действие в свой распорядок жизни и систематически его повторяет.

Если новая модель поведения встраивается в образ жизни человека, переходит в подсознательную сферу, человек выполняет новое действие, не задумываясь над выбором, то это означает самую верхнюю ступень – привычку. Изменения внутренней мотивации можно достигнуть с помощью санитарного просвещения и обучения.

Особенности санитарного просвещения и обучения детей дошкольного возраста

Правильно продуманный и комплексный подход к санитарному просвещению и обучению детей дает наибольшую эффективность в привитии здоровых навыков на всю жизнь: то, что посеяно в младенчестве, всходит в детстве и пожинается всю жизнь. Санитарно-просветительская работа с детьми имеет серьезные особенности, связанные с психологией и социальным статусом детей. Она должна соответствовать требованиям возрастной психологии и педагогики. Комплексное воздействие санитарного просвещения на ребенка предполагает участие четырех звеньев - врача-стоматолога, педагогов (воспитателей), родителей и самих детей.

Следование этапам формирования новых поведенческих привычек, изменение поведения, формирование хорошей привычки (систематическая чистка зубов) - длительный и сложный процесс, требующий заинтересованности всех сторон в достижении успеха. У ребенка должен быть свой стандартный набор гигиенических средств по уходу за полость рта: зубная паста, зубная щетка. В более старшем возрасте можно использовать ирригатор для очистки зубов в труднодоступных местах.

Упущение любого их этих звеньев может неблагоприятным образом отразиться на эффективности всего процесса.

В процессе общения важную роль играют личность и профессиональные качества врача, а также заинтересованное отношение к проблемам пациента. Врач-стоматолог должен искренне верить в то, о чем говорит, иметь горячее желание убедить ребенка в пользе и необходимости предлагаемых изменений.

Врач должен уметь общаться с родителями детей, поэтому очень важны научность, аргументированность, логичность той информации, которой он делится с пациентом. Основными темами образовательных санитарно-просветительских программ для родителей являются факторы риска возникновения стоматологических заболеваний, актуальные для детей, и современные способы их устранения.

Просветительная работа с детьми должна соответствовать требованиям возрастной психологии и педагогики. Поскольку основным способом развития мотивационной сферы дошкольников остается игра, то в санитарно-гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста имеет значение игровая форма подачи материала. Необходимо, чтобы разных детей объединял общий интерес к теме занятий. Санитарно-просветительская работа в детском саду воспринимается детьми с большим интересом в том случае, когда сами дети являются главными участниками разговора или игры, а врач-стоматолог направляет их деятельность в нужное русло.

Как же грамотно и последовательно проводить санитарно-просветительскую работу среди детей-дошкольников?

Первым этапом должна быть убедительная беседа с педагогами и медицинскими работниками детского учреждения. Нужно объяснить цель и задачи профилактики в стоматологии, круг мероприятий по ее проведению, желательно время и условия их осуществления. Отдельно надлежит объяснить роль воспитателей и медработников детских учреждений в проводимой работе, подчеркнуть, что от их участия, требовательности, настойчивости во многом зависят успех и эффективность проводимых мероприятий. Необходимо также профессионально ответить на вопросы педагогического коллектива. При соблюдении всех этих условий можно приобрести в лице педагогов убежденных соратников и помощников в борьбе за стоматологическое здоровье детей.

Второй этап санитарно-просветительской работы в организованном коллективе предполагает выступление перед родителями. Удобнее всего встречу организовать перед родительским собранием в группе. Для подобного выступления нежелательна большая аудитория. Можно объединить родителей нескольких групп детей одинакового возраста, но не более 2-3. Во время такой беседы следует достичь выполнения двух задач - озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детском коллективе.

Третьим этапом санитарно-просветительской работы являются беседы с детьми. Эти занятия удобнее всего проводить с группой детского сада. Содержание бесед различно в зависимости от возраста дошкольников конкретной возрастной группы.

Так, занятиям с детьми 3-4 лет следует придавать игровой характер, без поучительных и убеждающих интонаций. Они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересовывать детей игровыми моментами.
Для детей в возрасте 5-7 лет занятия должны быть несколько иными. Обычно в этом возрасте дети уже знают элементарные приемы ухода за полостью рта и встречались со стоматологом. Кроме того, степень зрелости и сознательности в этой возрастной группе значительно выше.

Существуют активные и пассивные формы санитарно-просветительской работы. Активные формы включают проведение бесед, выступлений, лекций, докладов. К пассивным формам относятся издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарно-просветительских бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь.

Преимущество активных форм работы заключается в непосредственной взаимосвязи стоматолога с пациентами, что обеспечивает наибольший эффект воздействия работы. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную аудиторию. Недостаток ее состоит в отсутствии обратной связи между агитаторами и агитируемыми. Однако повышение качества пропаганды здорового образа жизни позволяет усилить эффект пассивных форм санитарно-просветительской работы.

Таким образом, необходимо создание и внедрение в практику новых форм стоматологических санитарно-просветительных мотивационных проектов, которые будут являться познавательной возможностью уменьшения факторов риска возникновения кариеса и сохранения стоматологического здоровья дошкольников.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: