Срок давности привлечения к административной. Сроки давности по уголовным преступлениям. Если правонарушение длящееся, срок срок давности административного нарушения исчисляют со дня обнаружения

Полный текст ст. 4.5 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 4.5 КОАП РФ.

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об организации и о проведении азартных игр, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29-7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64-5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве) по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения. (Часть дополнена со 2 ноября 2002 года Федеральным законом от 30 октября 2002 года N 130-ФЗ; дополнена с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ; дополнена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ; дополнена с 1 октября 2004 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 118-ФЗ; дополнена с 1 апреля 2005 года Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ; дополнена с 9 января 2006 года Федеральным законом от 27 декабря 2005 года N 193-ФЗ; дополнена с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ; дополнена с 22 мая 2006 года Федеральным законом от 8 мая 2006 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 августа 2006 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 139-ФЗ; дополнена с 9 ноября 2006 года Федеральным законом от 5 ноября 2006 года N 189-ФЗ; дополнена с 21 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 262-ФЗ; дополнена с 25 февраля 2007 года Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 19-ФЗ; дополнена с 1 августа 2007 года Федеральным законом от 19 июля 2007 года N 141-ФЗ; дополнена с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ; дополнена с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ; дополнена с 10 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; дополнена с 13 апреля 2009 года Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 9-ФЗ; дополнена с 22 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 160-ФЗ; дополнена с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ; дополнена с 4 мая 2010 года Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 69-ФЗ; дополнена с 27 мая 2010 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ; дополнена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 171-ФЗ; дополнена с 27 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 17 мая 2011 года Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 97-ФЗ; дополнена с 17 июня 2011 года Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 120-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 июня 2012 года Федеральным законом от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2012 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 252-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 316-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 мая 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 49-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 186-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 августа 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 249-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 285-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 311-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 365-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 198-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 69-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 112-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 130-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июня 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 375-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 363-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 434-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 189-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 марта 2015 года Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 159-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2015 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 304-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2016 года Федеральным законом от 30 марта 2016 года N 77-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 89-ФЗ.


Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года - см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.

____________________________________________________________________
2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 316-ФЗ.

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

(Часть дополнительно включена с 18 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 413-ФЗ)
6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

(Часть дополнительно включена с 22 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 160-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 250-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ).

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

(Часть дополнительно включена с 7 июня 2012 года Федеральным законом от 5 июня 2012 года N 51-ФЗ)

Комментарий к статье 4.5 КоАП РФ

1. Давностный срок привлечения к административной ответственности - это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

2. Срок давности привлечения к административной ответственности определяется настоящей статьей дифференцированно в зависимости от особенностей административных правонарушений, которые должны повлечь за собой реакцию государства в виде применения административных наказаний, и субъекта юрисдикции.

3. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.

Обычно к таким обстоятельствам относятся: наличие объективного временного разрыва, причем весьма значительного, между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий (например, нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, о континентальном шельфе; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей среды); особенности календарной отчетности, а также осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере (например, нарушения законодательства о налогах и сборах). Следует отметить тенденцию расширения перечня нарушений, постановления по делам о которых могут быть вынесены до истечения одного года со дня совершения правонарушения.

4. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" был установлен специальный срок давности привлечения к ответственности лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями. При этом учитывалось, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, применяя санкции, затрагивающие существенные личные и имущественные права физических и юридических лиц, что нередко требует проведения экспертизы, обеспечения привода физических лиц, привлекаемых к ответственности, свидетелей, истребования дополнительных доказательств и других процессуальных действий, влекущих отложение рассмотрения дела.

5. Для разных по характеру административных правонарушений различна и точка отсчета давностного срока привлечения к ответственности. Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. Для так называемых длящихся административных правонарушений давностный срок привлечения к ответственности исчисляется иначе. Правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

6. В ч. 3 данной статьи определены специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см. комментарий к ст. 3.11).

Что касается точки отсчета давностного срока при назначении дисквалификации за длящиеся правонарушения, то здесь применим принцип исчисления давностных сроков привлечения к административной ответственности для всех длящихся административных правонарушений.

В 2009 г. в данную статью была включена ч. 6, определяющая специальный срок давности привлечения к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства по ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ. Фактически годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные названными статьями, увеличивается на срок расследования соответствующего деяния в антимонопольном органе и формально начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии этого органа о факте правонарушения.

7. Суд, прокурор, следователь и дознаватель в случае отсутствия в деянии состава преступления выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако, если в совершенном деянии будут обнаружены признаки административного правонарушения, указанные лица могут направить материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение дел данной категории. Административное наказание в таких случаях может быть назначено в течение сроков, установленных ч. 1 комментируемой статьи.

8. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля) признал не соответствующей Конституции РФ часть 4 комментируемой статьи в той мере, в которой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении дела или о его прекращении. В этой связи в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ впредь до внесения соответствующих изменений в Кодекс давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.

9. Дело об административном правонарушении (за некоторыми изъятиями) рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5). Тем не менее лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дано право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства. Основания для ходатайства о переносе места рассмотрения дела могут быть разными. Наиболее распространенной является ситуация, когда нарушитель находился в месте совершения правонарушения проездом, в связи с чем его присутствие при рассмотрении дела затруднено.

Ходатайство об изменении места рассмотрения дела подлежит обязательному рассмотрению (ст. 24.4). Если заявленное ходатайство удовлетворено, то срок давности привлечения к административной ответственности автоматически приостанавливается, поскольку суммарный срок, затраченный на рассмотрение самого ходатайства, а также на пересылку всех материалов дела, может оказаться более длительным, чем срок, в течение которого вообще можно привлечь лицо к административной ответственности. Приостановление срока давности начинается с момента удовлетворения ходатайства о переносе места рассмотрения дела и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.

10. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Консультации и комментарии юристов по ст 4.5 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 4.5 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Нарушение правил осуществления жизнедеятельности в той или иной степени влечет обычно какую-либо ответственность - административную или уголовную. Также есть виды ответственности, которые заключаются в наложении дисциплинарного взыскания.

Ответственность: разновидности

Если рассматривать по классификации проступков, преступлений и нарушений, то нарушение дисциплины при выполнении работы влечет соответствующее наказание, но наименее строгое. Правонарушение, которое имеет свой срок привлечения к административной ответственности, не является общественно опасным, но подлежит пресечению, так как при неблагоприятном развитии событий может оказаться деянием с более серьезными последствиями.

В Уголовном кодексе предусмотрены наказания за деяния, которые являются общественно опасными и влекут наступление серьезных, зачастую необратимых процессов.

КоАП РФ: административная ответственность. Отличия от других видов

Дисциплинарные меры могут быть использованы только в отношении гражданина, который нарушил трудовую дисциплину. В Трудовом кодексе сказано, что за одно нарушение может быть наложено только одно взыскание. Для обычных граждан, работников организаций дисциплинарная ответственность предусмотрена в виде замечания, выговора и увольнения. Для военных возможны вариации в виде нарядов вне очереди, лишение звания и даже дисциплинарный арест.

При этом такие проступки стоит рассматривать как одни из наименее тяжких. Общественной опасности они не представляют, а поэтому и наказания за них не выходят за рамки Трудового кодекса.

Уголовную ответственность может нести только физическое лицо, которое совершает деяние (или бездействие) общественно опасного характера. За преступление назначается как один из возможных вариантов наказание в виде заключения в колонию на определенный срок.

Преступления, которые наносят значительный вред правам, интересам, здоровью и жизни общества и отдельного гражданина, караются более строго, чем все остальные виды нарушений.

Наличие виновного лица

Административная ответственность граждан предусматривает конкретное лицо, то есть индивидуализирована. В уголовном производстве дело возбуждается вне зависимости от того, есть ли в наличии подозреваемый. В случае его отсутствия специальные органы занимаются его розыском.

Административное правонарушение и ответственность лежат по опасности и мерам между дисциплинарным взысканием и уголовным наказанием и ответственностью. Таким образом, законодатель дает возможность лицу (лицам) исправиться при совершении административного проступка, который не несет общественной опасности - такой, как уголовное преступление. Кроме этого, административную ответственность могут нести как физические лица, так и организации.

Виды

Административные правонарушения бывают двух видов: совершенные и длящиеся. От типа нарушения зависит давность привлечения к административной ответственности.

Совершенные проступки имеют довольно краткую структуру и длительность. То есть от времени совершения до наступления последствий проходит не так много времени, а чаще всего это происходит практически одновременно и последовательно: правонарушение - результат. Таким образом, нарушение можно считать оконченным.

Здесь совершение и обнаружение могут произойти одномоментно, на основании чего составляется протокол и выносится при возможности постановление. Либо составляется протокол, материалы направляются по подведомственности.

Длящееся административное правонарушение имеет другие отличительные признаки, когда его совершение и наступление последствий не совпадают и, что чаще всего, имеют длительный разрыв во времени. В этом случае меняется отсчет и сроков давности.

Основания административной ответственности

Для того чтобы привлечь лицо, необходимо, чтобы существовали все признаки правонарушения такого типа. Они определены следующим образом:

Собственно действие (или бездействие);

Его противоправный характер - нарушение норм законодательства, которое охватывает несколько правовых отраслей, охраняемых Административным кодексом;

Виновность лица - различают умышленную и неосторожную формы вины; в том случае, если нарушение, ответственность за которое лежит в административной плоскости, имело место, но было совершено в силу непреодолимых обстоятельств (то есть вина лица отсутствует), деяние не может признаваться административным нарушением;

Наказуемость - за совершение определенных действий существуют меры административного характера.

Таким образом, при наличии всех перечисленных признаков можно говорить о том, что совершено административное правонарушение.

Меры

Наказания за правонарушения рассматриваемого типа также различаются. Можно выделить штраф (применяемый чаще всего), предупреждение, конфискацию орудия совершения правонарушения, лишение специализированного права, отстранение от должности, приостановление деятельности (касается организаций и ИП), административный арест и выдворение.

Все эти виды наказаний могут быть применены к гражданину полностью. К юридическому лицу (или ИП) применяются только первые три перечисленных вида.

Наказание и срок привлечения к административной ответственности устанавливаются не только соответствующим кодексом, но и законами субъектов РФ.

Присутствие виновного

Так как каждое противоправное деяние должно быть наказано с учетом его особенностей и степени опасности, с соблюдением конституционных прав граждан и юридических лиц, устанавливается и давность административной ответственности.

По уголовным делам, которые отличаются серьезными последствиями, срок давности намного больше - от 2 до 15 лет, смотря какое преступление было совершено. Кроме этого, такие периоды могут даже приостанавливаться, если лицо, подозреваемое в совершении преступного деяния, уклоняется от следствия.

По административным делам происходит все иначе. Согласно статье 25.1 КоАП дело может быть рассмотрено в суде без присутствия лица, которое виновно в совершении административного правонарушения, только в тех случаях, когда гражданин или организация в лице представителя должным образом уведомлены о том, что состоится судебное заседание.

Этим административное производство отличается от уголовного, но очень похоже на арбитражное, где рассматриваются иски между организациями или предпринимателями.

Организации

Административная ответственность юридических лиц наступает по всем статьям второго раздела Административного кодекса, то есть его особенной части. Однако в статье 2 КоАП РФ указано, что применение мер может быть использовано постольку, поскольку они могут относиться как к физическому, так и к юридическому лицу. То есть если по смыслу нормы видно, что она подлежит применению только к юридическому лицу, то, соответственно, к физическому она уже не применяется.

В том случае, если по статье предполагается, что использование возможно, только когда нарушение совершено физическим лицом, административная ответственность юридических лиц не наступает. Однако существуют другие нормы и положения, по которым деяние подлежит квалификации.

Как правило, в статьях указано, какие меры применяются к юридическому лицу в случае совершения проступка административного характера, и они намного больше и строже, чем у других лиц - физических или индивидуальных предпринимателей.

В том случае, если произошло разделение, объединение, реорганизация юридических лиц, то основания административной ответственности выявляются только в отношении организации, к которой перешло право заключать сделки, или к компании, присоединившейся к другой (или к вновь образовавшемуся юрлицу).

Периоды привлечения в КоАП РФ: общий порядок

Срок привлечения к административной ответственности для всех равен - 2 месяца со дня совершения проступка или, если нарушение длящееся, с момента его обнаружения. Здесь возникает трудность в применении данного порядка. К примеру, виновное лицо, зная о том, что по истечении сроков оно не может быть привлечено к административной ответственности, скрывается, или дело о нарушении длительное время находится у сотрудников и в органах, его обнаруживших.

Таким образом, на день рассмотрения дела в органах правосудия приходится признавать, что истек срок давности привлечения к ответственности и дело закрывается. Однако если дело изначально должно быть рассмотрено в суде, то давность привлечения к административной ответственности равняется трем месяцам.

Приостановление и продление сроков

Вопросы дисквалификации виновного лица могут быть решены в течение 12 месяцев со дня обнаружения или совершения.

В том случае, если изначально по совершенному нарушению проводилась проверка в уголовном ключе, но при этом в возбуждении дела было отказано и имеются признаки правонарушения с точки зрения КоАП, то срок привлечения к административной ответственности начинает исчисляться не со дня вынесения решения об отказе (что было бы целесообразно), а с момента совершения деяния.

Если виновное лицо заявило просьбу о рассмотрении дела по месту жительства, дело передается в соответствующий суд. При этом установленные КоАП сроки привлечения к административной ответственности приостанавливаются. Об этом сказано в статье 4 кодекса.

Продление сроков происходит нечасто, но возможно только по ходатайству лиц. Суд не имеет права самостоятельно восстанавливать сроки привлечения на свое усмотрение.

Упоминание о сроках давности встречается во многих отраслях российского права. И хотя для каждого из видов ответственности этот срок индивидуален и строго определен действующим законодательство м, понятие давности является общим и представляет собой временной промежуток, на протяжении которого лицо подлежит ответственности за совершенное им противоправное деяние. Основанием для установления давностных сроков называют следующие причины:

    запоздалое применение санкций нецелесообразно;

    общественная опасность лица, подлежащего наказанию, исчезает по прошествии длительного временного промежутка;

    собственно правонарушение утрачивает общественную опасность с течением времени.

В рамках данной статьи будут рассмотрены сроки давности привлечения к следующим видам ответственности:

    административной;

    налоговой;

    гражданско-право вой;

    уголовной.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Согласно статье 4.5 КоАП РФ, для различных видов административных правонарушений предусмотрены разные сроки, по истечении которых постановление по делу не может быть вынесено. По общему правилу, постановление выносится в течение двух месяцев с момента совершения правонарушения. В случае если дело рассматривается судьей, срок увеличивается до трех месяцев.

Отдельная группа, охватывающая широкий ряд нарушений, полный перечень которых приведен в пункте первом вышеупомянутой статьи, допускает вынесение постановления об административном правонарушении на протяжении года. В течение двух лет может быть вынесено постановление за нарушение правовых норм Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле. Самый продолжительный срок привлечения к данному виду ответственности предусмотрен для правонарушения в сфере противодействия коррупции - он составляет 6 лет.

Стоит также упомянуть о таком виде административног о правонарушения, как длящееся: началом исчисления срока давности в подобном случае считается момент обнаружения правонарушения.

Кроме того, в пунктах 3-7 статьи 4.5 КоАП закреплены некоторые особые положения, касающиеся данной темы.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности

Для налоговых правонарушений, также как и для гражданских, срок, на протяжении которого лицо может быть привлечено к ответственности не может превышать 3 года (статья 113 НК РФ). Началом течения срока в большинстве случаев считается момент совершения правонарушения, однако существуют исключения, для которых за дату начала течения срока давности принимается день, следующий после заключительного дня налогового периода. Упомянутое исключение действует в случае грубых нарушений правил учета расходов и доходов, а также при неуплате либо неполной уплате налога.

Приостановление течения срока давности возможно при условии активного противодействия выявлению нарушения.

Срок давности привлечения к уголовной ответственности

Освобождение от данного вида ответственности по причине истечения сроков давности регламентируется статьей 78 УК РФ. Началом исчисления срока считается день совершения преступления, окончанием - момент вступления приговора суда в силу.

Продолжительност ь срока давности определяется категорией совершенного преступления и составляет:

    для преступлений небольшой тяжести - два года;

    для преступлений средней тяжести - шесть лет;

    для тяжкого преступления - десять лет;

    для особо тяжкого преступления - пятнадцать лет.

Для преступлений, предусматривающи х в качестве наказания пожизненное заключение либо смертную казнь, срок давности может не применяться согласно решению суда, однако в случае если лицо, совершившее такое преступление не будет освобождено от уголовной ответственности, подобные виды наказаний не назначаются.

Особым пунктом законодатель выделяет преступления против безопасности человечества и мира- на такие преступления действие сроков исковой давности не распространяется.

Срок давности привлечения к гражданско-право вой ответственности

В ГК РФ, а именно в главе 12 фигурирует понятие исковой давности - срока для подачи иска в целях защиты нарушенных прав лица. Соответственно, удовлетворение требований истца является основанием для наступления рассматриваемого вида ответственности другой стороны данного иска. Применение исковой давности может быть реализовано только по заявлению стороны, участвующей в споре, до вынесения судом окончательного решения.

По общему правилу (согласно статье 196 Гражданского кодекса) срок исковой давности равняется трем годам. Законом также могут быть определены специальные сроки. Началом течения срока в данном случае является момент, когда лицо узнало, что произошло нарушение его права. Если речь идет об обязательствах, для исполнения которых предусмотрены определенные временные рамки, началом течения срока давности считается дата исполнения обязательств. Кроме того, существуют обстоятельства, которые служат основанием для приостановления сроков исковой давности - они приведены в статье 202 ГК РФ. Статьей же 208 определены требования, к которым понятие исковой давности не может быть применено.

В заключение стоит отметить, что перед использованием любой правовой информации, необходимо проверять ее на предмет внесения изменений.

- это время, по прошествии которого виновного нельзя привлечь к ответственности. Каковы сроки давности по административным правонарушениям , и в отношении каких нарушений законодательства они применяются, пойдет речь в этом обзоре.

Ответственность и наказание в административном праве

Административное правонарушение - это умышленно совершенные действия, нарушающие существующие правовые нормы в области налогового, трудового, таможенного, авторского, природоохранного и иного законодательства. Административное правонарушение отличается от преступления меньшей степенью нанесенного ущерба. Однако некоторые нарушающие закон действия, в зависимости от тяжести содеянного, могут быть признаны как административным правонарушением, так и преступлением.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды наказания за административные правонарушения:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • арест;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • некоторые другие.

Отношения, связанные с административными проступками, виды правонарушений, особенности административной ответственности, сроки привлечения к административной ответственности нашли свое законодательное отражение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).

Не знаете свои права?

Срок давности по административным правонарушениям

Несмотря на свершившийся факт нарушения закона, у правонарушителя есть возможность избежать последствий в виде наказания в случае, если будут пропущенысроки давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Говоря другими словами, вынести постановление о привлечении к ответственности и наказать виновного нельзя, еслисрок привлечения к административной ответственности превышен.

Срок давности по административным правонарушениям , согласно пункту 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в большинстве случаев составляет 2 месяца, а по делам, разбираемым в суде - 3 месяца.

Срок давности по административным правонарушениям составляет 1 год в отношении большой группы деяний. Это связано с объективными условиями проявления вредных последствий от правонарушения. То есть когда само противозаконное действие и вред, наступивший от него, разобщены по времени. К примеру, загрязнение водоема какими-либо выбросами было совершено в один день, а последствия в виде вреда экологии наступили через 3 месяца. К этой группе относятся правонарушения в сфере:

  • патентного законодательства;
  • валютного законодательства;
  • антимонопольного законодательства;
  • защиты прав потребителей;
  • участия в долевом строительстве домов;
  • деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью;
  • трудового законодательства;
  • другие правонарушения.

За нарушение таможенного и бюджетного законодательства давность привлечения к административной ответственности составляет 2 года. За нарушение законодательства о политических партиях - 3 года. За нарушение законодательства о противодействии коррупции и противодействии терроризму - 6 лет.

Административным проступком называют действия или бездействие человека, которые являются незаконными, но не несут серьезной общественной опасности. За такие деяния предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ. Мы расскажем, с какого возраста и за что могут составить протокол об административных правонарушениях.

Административное правонарушение: пример

КоАП РФ предусматривает множество разновидностей таких проступков. Например:

  • распитие алкоголя в общественном месте (ст. 20.20);
  • : громкая нецензурная брань на улице, несущественное повреждение чужого имущества (ст. 20.1);
  • мелкое хищение: или в школе на сумму до 2,5 тыс. руб. (ст. 7.27).

За незначительный проступок грозит административная, а не уголовная ответственность.

Порядок привлечения к административной ответственности

Состав административного правонарушения включает в себя четыре признака:

  • Противоправность

Ситуация, при которой объект посягательства охраняется нормами права и представляет ценность для личности, государства или общества.

  • Антиобщественный характер

Направленность проступка против личностных, общественных или государственных интересов, зафиксированных в статье 1.2 КоАП РФ.

  • Факт деяния

Он доказан и выражен в действии или бездействии злоумышленника.

  • Виновность конкретного лица

Нарушитель действовал умышленно, либо допустил оплошность по неосторожности.

Чтобы привлечь виновника к ответственности, уполномоченное должностное лицо составляет официальный акт - протокол. Например, за превышение скорости такой протокол составляет сотрудник ГИБДД. Затем материалы дела передаются в суд или иной аналогичный орган, который назначает наказание.

С какого возраста административная ответственность наступает?

К административным санкциям можно привлечь вменяемое физическое лицо в возрасте от 16 лет или юридическое лицо (ИП или организацию).

Привлечение к административной ответственности: какое наказание грозит?

Главное отличие административного проступка от уголовного деяния состоит в том, что первый несет гораздо меньше вреда для общества. Поэтому и санкции за него мягче. Виновному могут назначить:

  • предупреждение - выносится в письменном виде уполномоченным органом;
  • штраф;
  • конфискацию орудия или предмета совершения правонарушения;
  • лишение специального права (например, права управления автомобилем);
  • арест до 15 суток, а в особо серьезных ситуациях - до 30 дней (например, при нарушении требований режима ЧС);
  • дисквалификацию - лишение права занимать определенные должности или работать в некоторых сферах деятельности;
  • приостановление деятельности (используется только для юрлиц);
  • другие санкции, перечисленные в статье 3.2 КоАП РФ.

Отметим один нюанс. Привлечение к административной ответственности в виде ареста не применяется к беременным женщинам, матерям малолетних детей, несовершеннолетним гражданам, инвалидам I и II группы, военным.

Сроки привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Они указаны в ст. 4.5 и ст. 31.9 КоАП РФ. Согласно общему правилу, срок исковой давности по административным правонарушения составляет:

  • 2 месяца - если материалы дела не передавались в суд;
  • 3 месяца - в случае судебного рассмотрения.

Если проступок подпадает под п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности по административному правонарушению составляет 1 год, по нарушениям в финансовой сфере - 2 года, по коррупционным делам - 6 лет.

КоАП РФ устанавливает разные сроки давности - в зависимости от категории проступка.

Чтобы исполнить решение суда, отводится ровно два года. Срок отсчитывается с момента вступления в силу судебного вердикта. Если он отсрочен или приостановлен, срок давности также ставится «на паузу». Например, когда виновный уклоняется от исполнения наказания, срок давности приостанавливается на время розыска.

Если человек принял и честно отбыл наказание, через год он считается «чистым» - как будто вовсе не привлекался к административной ответственности.

Постановление суда за 2 года не исполнено - его можно считать аннулированным.

Административный штраф: как узнать задолженность по фамилии?

Штраф - наиболее распространенная административная санкция. При этом многие виновники уклоняются от его уплаты или не оплачивают вовремя. Уточнить сумму задолженности по фамилии можно:

  • онлайн - через портал Госуслуг, официальный сайт ФНС или ФССП РФ;
  • лично - через местное отделение налоговой инспекции или судебных приставов.

Через Госуслуги

Узнать долг по административному штрафу на данном портале можно только после регистрации. Алгоритм проверки следующий:

  • зайдите в личный кабинет;
  • перейдите на вкладку «Популярные услуги» в раздел «Штрафы ГИБДД» или «Проверка налоговых задолженностей».

В новом окне вы увидите все неоплаченные штрафы.

Чтобы найти другие штрафы по фамилии, воспользуйтесь разделом «По ведомствам». Здесь хранятся сведения обо всех государственных учреждениях.

Через сайт судебных приставов

Чтобы узнать о долгах через этот ресурс, нужно:

  • войти на сайт ФССП РФ ;
  • в форме ввести свою фамилию и регион проживания;
  • нажать кнопку «Найти».

Регистрироваться не нужно, информация предоставляется бесплатно.

Через сайт ИФНС РФ

Процедура аналогична предыдущим способам:

  • зайдите на сайт налоговой инспекции ;
  • введите ваш регион, населенный пункт, улицу;
  • внесите ваши Ф.И.О.;
  • нажимаете кнопку поиска.

Регистрация и подтверждение личности на данном сайте обязательно.

Личное посещение госучреждений

Если вам не подходят способы проверки через интернет, можете посетить необходимое учреждение лично и запросить информацию о наличии задолженности по штрафам. Возьмите с собой паспорт для подтверждения личности.

Задолженность по административным штрафам можно узнать как онлайн, так и лично через госорганы.

Административная ответственность за неуплату алиментов

Еще один проступок, за который часто наказывают граждан - неуплата алиментов. Он охватывается ст. 17.14 КоАП РФ.

Назначение алиментов происходит через суд. Судья выносит решение и оформляет исполнительный лист, который передается в службу судебных приставов для контроля за должником.

Алиментщика привлекут к ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ, если он:

  • игнорирует законные требования судебного пристава;
  • предоставил ложные сведения о своих имущественных правах (например скрыл, что имеет в собственности квартиру);
  • не сообщил о смене места работы, учебы или проживания;
  • умолчал о появление новых источников дохода.

Доказывать злостность проступка не нужно. Даже единоразовое нарушение позволяет использовать эту норму. Виновник получит от 1000 до 2500 руб. штрафа.

За неуплату алиментов привлекают к административной ответственности.

Если реакции от алиментщика не последовало и он не заплатил административный штраф, вменяется другая статья - 20.25 КоАП РФ, по которой грозит:

  • штраф в двукратном размере от первоначальной суммы;
  • арест до 15 суток;
  • от 20 до 50 часов.

Как видите, норма имеет более неприятные последствия, однако применяется только в случае, если человеку уже назначена «административка» (в нашем случае - по ст. 17.14 КоАП РФ).

Отметим один нюанс. За неуплату алиментов предусмотрены и другие карательные санкции. Например, лишение водительских прав. Злостных неплательщиков ждет уголовная статья 157 УК РФ.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: