Что является результатом проведения экспертизы промышленной безопасности. Кто должен являться заказчиком по проведению экспертизы промышленной безопасности до ввода в эксплуатацию опо. Процедура экспертизы промышленной безопасности

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном в области промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.

определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы.

10. Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", техническими устройствами, применяемыми на опасном производственном объекте считаются: машины, технологическое оборудование, системы машин и/или оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, участвующие при эксплуатации опасного производственного объекта.

Экспертиза промышленной безопасности технических устройств - определение термина

Под ЭПБ технических устройств понимается оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности. Требованиями промышленной безопасности - являются необходимые условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе № 116-ФЗ , других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Промышленная безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат:

  • документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
  • документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
  • технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона № 116-ФЗ ;
  • здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
  • декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
  • обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

В каких случаях проводится экспертиза?

Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Кто проводит экспертизу промышленной безопасности?

Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора. Экспертиза промышленной безопасности проводится в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные Приказом Ростехнадзора №538 от 14.11.2013 г.

Проведением экспертизы промышленной безопасности занимаются эксперты ООО «Химнефтеаппаратура», аттестованные в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2015г. № 509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности».

Обязательно ли проводить экспертизу промышленной безопасности?

В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ проведение экспертизы промышленной безопасности является одним из требований обеспечения промышленной безопасности. Положения Федерального закона определяют правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, которые осуществляют деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Как проводится экспертиза?

ЭТАП 1. Подготовка к проведению экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии с договором заказчик предоставляет необходимые документы для проведения экспертизы: сведения об объекте экспертизы, проектную, конструкторскую, эксплуатационную, техническую документацию, паспорта на технические устройства. Так же заказчик экспертизы предоставляет свидетельство регистрации ОПО, сведения, характеризующие опасный производственный объект или карту учета ОПО, результаты ранее проведенных экспертиз. Рассматриваются сменные журналы, инструкции по эксплуатации, регламенты, протоколы аттестации ответственных лиц и другая документация, необходимая для проведения экспертизы.

Приказом руководителя экспертной организации определяется эксперт или группа экспертов, участвующих в проведении экспертизы и специалисты неразрушающего контроля. Эксперт разрабатывает программу проведения экспертизы промышленной безопасности и согласовывает ее с заказчиком.

Важно: Экспертная организация приступает к проведению экспертизы промышленной безопасности только после предоставления всей необходимой информации и обеспечении обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте.

ЭТАП 2. Анализ документации объекта экспертизы.

На данном этапе определяется полнота и достоверность представленной документации, а также ее соответствие требованиям промышленной безопасности.

Проводится анализ условий и режима эксплуатации объекта экспертизы, обеспечение системы промышленной безопасности владельца объекта экспертизы, учитываются данные об авариях и инцидентах.

ЭТАП 3. Техническое диагностирование объекта экспертизы.

При проведении технического диагностирования проводится оценка фактического состояния объекта экспертизы. Техническое диагностирование проводится методами неразрушающего и/или разрушающего (при необходимости) контроля. Используемые виды контроля выбираются на основании требований НТД к объекту контроля с целью получения максимально достоверного результата о имеющихся дефектах. По результатам проведения технического диагностирования составляется акт о проведении работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации, проводящей экспертизу, и прикладывается к заключению экспертизы.

Техническое диагностирование технических устройств включает следующие мероприятия:

  • визуальный и измерительный контроль;
  • оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;

  • определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;
  • оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);
  • выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);
  • неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);
  • оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;
  • исследование материалов технического устройства;
  • расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;
  • оценку остаточного ресурса (срока службы).

По результатам натурных работ составляется технический отчет с приложением протоколов неразрушающего контроля.

ЭТАП 4. Разработка заключения экспертизы промышленной безопасности.


Разработка заключения экспертизы промышленной безопасности.

На основании анализа представленной заказчиком экспертизы документации и оценки фактического состояния объекта экспертизы, а также результатов испытаний и расчета остаточного ресурса разрабатывается заключение экспертизы промышленной безопасности, содержащее выводы о соответствии объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, а также срок и условия дальнейшей безопасной эксплуатации.

Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности:

1 объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;

2 объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений;

3 объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

Заключение подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом/экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов..

ЭТАП 5. Внесение заключения ЭПБ в реестр Ростехнадзора.

В соответствии с требованиями законодательства заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Однако, экспертная организация может подготовить документы от имени владельца объекта экспертизы для внесения заключения ЭПБ в реестр Ростехнадзора. Комплект документов включает в себя:

Заключение экспертизы промышленной безопасности;

Заявление о внесении сведений в Реестр заключений ЭПБ (оформляется на фирменном бланке владельца объекта экспертизы, подписывается уполномоченным лицом с приложением доверенности на подписанта (если уполномоченное лицо действует от имени юридического лица на основании доверенности).

Электронный носитель, содержащий сканированную копию заключения ЭПБ, заявления в формате pdf и word.

Доверенность от владельца объекта экспертизы на представителя экспертной организации для сдачи и получения необходимых документов в органах Ростехнадзора.

Результатом является уведомление о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности с присвоением регистрационного номера. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях промышленной безопасности исключительно с даты его внесения в реестр заключений.

Итогом договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности является заключение ЭПБ с указанием срока и условий дальнейшей безопасной эксплуатации технического устройства и уведомление о внесении в реестр.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"

Зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 26 декабря 2013 года, регистрационный № 30855

Утверждены Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 года № 538

I. Общие положения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст.3588; 2000, № 33, ст.3348; 2003, № 2, ст.167; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 19, ст.1752; 2006, № 52, ст.5498; 2009, № 1, ст.17; № 1, ст.21; № 52, ст.6450; 2010, № 30, ст.4002; № 31, ст.4195, ст.4196; 2011, № 27, ст.3880; № 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; № 49, ст.7015, ст.7025; 2012, № 26, ст.3446; 2013, № 9, ст.874; N 27, ст.3478).

2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - Правила) устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее - эксперты).

3. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - объекты экспертизы).

4. Правила не применяются при проведении экспертизы опасного объекта при заключении договора обязательного страхования или в течение срока его действия в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта.

5. Основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы.

6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

– до начала применения на опасном производственном объекте;
– по истечении срока службы или при превышении количества циклов
– нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
– при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает
двадцать лет;
– после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

7. Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

– в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
– в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
– после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
– по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
– при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

8. Экспертиза технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учетом требований законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

II. Требования к экспертам

9. Эксперт должен соответствовать следующим требованиям:

– наличие высшего образования;
– аттестация в области промышленной безопасности по области аттестации, соответствующей объекту экспертизы;
– стаж работы не менее 5 лет в соответствующей области аттестации требований промышленной безопасности;
– знание законодательных актов, нормативных правовых актов Российской Федерации, технических документов по вопросам экспертизы, промышленной безопасности опасных производственных объектов, связанных с объектами экспертизы, используемых средствах измерений, испытательного оборудования, методов технического диагностирования технических устройств и обследований зданий и сооружений.

10. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.

Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не может участвовать в проведении экспертизы.

11. Эксперты обязаны:

– определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения
анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;
– обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;
– обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.

12. Дополнительные требования к экспертным организациям и экспертам, порядок их аккредитации, проводящих экспертизу технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, устанавливаются в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

III. Проведение экспертизы

13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее - заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.

15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

В случае проведения экспертизы организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, стоимость проведения экспертизы определяется в соответствии с Методикой определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 февраля 2012 года, № 97 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2012 года регистрационный № 23523; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012 года, N 21).

16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

17. Для проведения экспертизы приказом руководителя организации проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов. В случае проведения экспертизы группой экспертов указанным приказом может быть определен руководитель группы (старший эксперт), обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы.

18. В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения экспертизы и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации.

19. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:

– предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых для проведения экспертизы документов;
– предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.

20. Заказчик обязан предоставить по требованию экспертов, осуществляющих экспертизу, доступ к опасным производственным объектам, техническим устройствам, зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.

21. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.

Техническое диагностирование, неразрушающий контроль или разрушающий контроль технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

– при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
– при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
– при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
– в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

22. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю, уровень квалификации которых позволяет выполнять отдельные виды работ, то допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.

Ответственность за качество и результаты работы привлекаемых организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.

23. По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.

IV. Оформление заключения экспертизы

24. Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

25. Экспертная организация обеспечивает учет выданных заключений экспертизы и хранение их копий.

26. Заключение экспертизы содержит:

1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;
2) вводную часть, включающую:

– основание для проведения экспертизы;
– сведения об экспертной организации (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения, номер телефона, факса, дата выдачи и номер лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности);
– сведения об экспертах (образование, стаж работы по специальности, сведения об аттестации на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами);

3) перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;
4) данные о заказчике (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения);
5) цель экспертизы;
6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;
7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, согласно которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности;
9) выводы заключения экспертизы;
10) приложения, содержащие перечень использованных при экспертизе нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, технической документации, актов испытаний и обследований, технических отчетов.

27. Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

29. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы указываются следующие выводы:

– об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
– о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
– о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
– о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

30. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы указываются следующие результаты:

– оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;
– оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;
– оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
– оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;
– оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

31. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:

1) обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.

32. Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Экспертиза промышленной безопасности состоит в подтверждении соответствия требованиям промышленной безопасности. При положительном результате прохождения процедуры выдается заключение. Целью экспертизы является проверка соблюдения правил, которые утверждены законодательством РФ.

Объекты экспертизы промышленной безопасности

Подтверждение требований промышленной безопасности обязательно для:

  1. опасных производственных объектов;
  2. зданий и сооружений;
  3. технических устройств, которые используются на опасных предприятиях.

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности

В соответствии с действующим законодательством, экспертизу промышленной безопасности проводит экспертная организация, имеющая лицензию Ростехнадзора.

Общим требованием к объектам экспертизы является соблюдение правил, утвержденных приказом Ростехнадзора № 538 от 14 ноября 2013 года, где установлен порядок проведения процедуры и выдачи заключений, а также требования к экспертам, осуществляющим проверку.

Этапы экспертизы промышленной безопасности:

  • подбор материалов и документации;
  • назначение экспертов;
  • осуществление проверки.

Экспертиза заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленных сведений, соответствие стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности. В конкретных случаях могут быть выполнены испытания по методикам и программам, которые согласовывались с заказчиком. При выездном характере экспертизы на предприятие, комиссия наблюдает за ходом работ на объекте. В комплексную проверку при этом входит выявление:

  • компетентности работников и руководителей;
  • пригодности помещений и приборного оборудования;
  • наличия надежных систем маркировки и идентификации;
  • наличия нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;
  • соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

Экспертам предоставляются результаты анализов, расчеты, отчеты, протоколы, а также другие необходимые документы.

Заключение экспертизы промышленной безопасности

Заключение экспертизы промышленной безопасности - это документ, в котором содержатся подтвержденные выводы о результатах соответствия/несоответствия требованиям промышленной безопасности.

Бланк заключения

На бланке заключения должна содержаться информация о:

  • наименовании заключения экспертизы;
  • основании для экспертизы;
  • сведениях экспертной организации, экспертах;
  • номере лицензии на право проведения процедуры;
  • объектах прохождения экспертизы;
  • данных заказчика;
  • цели экспертизы;
  • результатах проверки в виде обоснованных выводах.

Заключению присваивается серийный номер. В нижнем правом углу ставится подпись, с указанием фамилии и инициалов руководителя экспертной организации, а также печать органа. В дополнение к основному бланку могут быть оформлены приложения, в которых указаны нормативная, техническая и методическая документация, акты испытаний.

Экспертиза различных объектов

Экспертиза промышленной безопасности технических устройств

UPD: Читайте более подробно об экспертизе промбезопасности :

Оборудование, которое используется на опасных производственных объектах в обязательном порядке должно пройти экспертизу, устанавливающую соответствие требованиям безопасности Ростехнадзора.

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ опасными признаются объекты, на которых:

  • производятся, перерабатываются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие и др. опасные вещества;
  • эксплуатируют оборудование, работающее под высоким давлением;
  • эксплуатируют грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и т. п.;
  • получают расплавы и сплавы черных и цветных металлов;
  • ведут горные работы, включая по полезным ископаемым, а также подземные работы.

Для технических устройств, которые отвечают требованиям безопасности, установленным техническими регламентами Таможенного союза, не предусмотрено прохождение экспертизы.

Обязательно выполнение положений Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденного от 29 февраля 2008 года (в ред. от 1 декабря 2011 г.). При этом учитывают , где установлены правила применения оборудования.


UPD: С 30 марта 2014 года, в соответствии с приказом Ростехнадзора № 601 от 12 декабря 2013 года, приказ № 112 признан утратившим силу.

Экспертиза промышленной безопасности производственных объектов

Комиссия Ростехнадзора проводит экспертизу для взрывопожароопасных производственных объектов:

  • химических и спецхимических;
  • нефтегазовых;
  • металлургических;
  • горнорудных и нерудных;
  • угольных.

Основополагающим документом при прохождении экспертизы является от 21 июля 1997 года (в ред. от 30 ноября 2011 года), где утверждены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Действие ФЗ направлено на предупреждение аварий и готовность оборудования к взрывопожароопасным ситуациям.

Порядок проведения экспертизы в химической и нефтяной промышленности утвержден в от 8 марта 2003 года.

Экспертиза промышленной безопасности зданий

Под проведение процедуры попадают здания и сооружения в случае:

  • воздействия природных или человеческих факторов, таких как землетрясение, пожар и т. д.;
  • необходимости, в частном порядке, по требованию Ростехнадзора;
  • окончания срока службы.

Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений осуществляется на соответствие документации, установленной в приказе № 435 от 28 июля 2011 года.

Также, в приказе Ростехнадзора № 538 определены условия обязательности проведения экспертизы промбезопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте:

  • истечение срока эксплуатации, установленного проектной документацией;
  • отсутствие проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации;
  • возникновение аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • истечение сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
  • возникновение сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

Сертификация по отраслям продукции

    Сертификация металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования

Наши клиенты

  • Schulthess Maschinen AG - производитель бытовой техники премиум класса. Инновационные технологии и деятельность в течении более 150 лет сделали Schulthess одним из ведущих разработчиков стиральных и сушильных машин. Существенным элементом стратегии поддержания высокого качества является расположение производства в Швейцарии. Также компания производит приборы в Цюрихском нагорье начиная с 1917 года. Производство постоянно пополняется передовыми технологиями.

  • Данфосс - один из крупнейших промышленных концернов в Дании. Группа Данфосс является глобальным лидером в разработке, производстве, продажах и обслуживании механических и электронных компонентов для промышленности. Бизнес концерна Данфосс сосредоточен на трех главных направлениях, где Данфосс занимает лидирующие позиции на рынке: тепловая автоматика, холодильное оборудование, приводная техника

  • Торговая марка BEKO - часть корпорации Koc Holding Durable Consumer Goods Group. Компания выпускает весь спектр крупной и мелкой бытовой техники под маркой BEKO и входит в пятерку крупнейших производителей бытовой техники в Европе. Ассортимент BEKO включает широкий выбор соло и встраиваемой техники, а также электроники, соответствующей международным стандартам качества

ЭПБ, экспертиза промышленной безопасности - это исследование объекта на соответствие требованиям и нормам эксплуатации, закрепленным в федеральных нормативах, законах РФ по промбезопасности.

Существуют такие основные виды экспертиз промышленной безопасности:

Экспертиза промбезопасности зданий и сооружений;
. промбезопасности технических устройств;
. промбезопасности проектной документации;
. обоснования безопасности опасных производственных объектов;
. экспертиза декларации промышленной безопасности и пр.

Какие предприятия и когда должны проводить экспертизу

Экспертизу промбезопасности проходят все предприятия, относящиеся к опасным производствам I-IV класса опасности (от чрезвычайно высокой до низкой) и предназначенные для проведения технологических процессов, складирования (хранения) сырья и продукции, перемещения людей, грузов, пр.

Класс опасности присваивается объекту при его госрегистрации. Данное положение закреплено в Федеральном законе N116 (21.07.97) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными нормативами промбезопасности. Они распространяются на все объекты (здания, сооружения), вошедшие в состав опасного производственного объекта.

Нормативные документы детально описывают, когда необходимо проводить экспертизу промбезопасности объектов (зданий и сооружений на опасном производственном объекте). Она проводится:

По истечению сроков эксплуатации;
. при отсутствии проектной документации (или при наличии документации без указания сроков эксплуатации);
. при авариях на объекте, повлекших изменения в несущих конструкциях;
. при обнаружении деформаций зданий (сооружений), превышающих норматив, и пр.

Экспертиза технических устройств проводится:

До применения на опасном промобъекте;
. при превышении нагрузки, по истечению срока службы технического устройства (указанных производителем);
. при отсутствии техдокументации о сроке службы;
. при изменении конструкции, после восстановительного ремонта технических устройств и пр.

Особое внимание уделяется таким моментам, как авария, техническое производственное перевооружение объекта, выявление разного рода изъянов оборудования и конструкций, превышение сроков эксплуатации, установленных нормативом, и др.
Для проведения экспертизы привлекаются только лицензированные Ростехнадзором организации, не являющиеся аффилиатом/структурным подразделением компании, эксплуатирующей опасный объект. Правила проведения экспертизы утверждены приказом Ростехнадзора в 2013 году и административным регламентом в 2014 году.
В зоне повышенного внимания Ростехнадзора всегда находятся такие предприятия:

Пожаро- и взрывоопасные объекты;
. предприятия химической отрасли;
. предприятия газовой и нефтяной промышленности;
. газораспределительные системы/объекты, газопотреблящие объекты;
. металлургические и коксохимические предприятия;
. горнорудные комбинаты, угольные шахты;
. компании, допущенные к транспортировке опасных веществ;
. производства, оборудование которых работает под избыточным давлением;
. подъемно-транспортные сооружения;
. предприятия по хранению/переработке растительного сырья и другие.

Этапы проведения экспертизы промышленной безопасности

1 этап — подготовка к ЭПБ.
Подписывается приказ о проведении ЭПБ, формируется экспертная комиссия. Эксперты запрашивают необходимую им техдокументацию об исследуемом объекте (проектно-конструкторскую, эксплуатационно-ремонтную), производственные сертификаты и регламенты, другую информацию. Только на основании документов можно осуществлять ЭПБ.

2 этап — проведение ЭПБ.
Эксперты определяют достоверность, исчерпывающий объем полученной информации, ее соответствие нормативам промбезопасности. Объекты и оборудование осматриваются на месте, эксперты наблюдают за технологическим процессом, проводят разные виды неразрушающего контроля. Экспертные испытания могут проводиться по согласованным с заказчиком методикам. Также в ходе ЭПБ выявляется компетентность персонала и руководителя объекта, пригодность оборудования и помещения для работы, соответствующая маркировка, наличие и исполнение инструкций, предписаний, нормативно-технических документов, правильность и своевременность подготовки и предоставления отчетных документов и пр.

3 этап — подготовка и написание заключения ЭПБ.
Эксперты разрабатывают проект заключения, делают свои выводы об объекте (здании, сооружении, техническом устройстве) — соответствует он или не соответствует требованиям безопасной эксплуатации, определяют сроки дальнейшей эксплуатации. Проект заключения в двухнедельный срок предоставляется заказчику, его предложения и замечания могут быть рассмотрены экспертной комиссией. В окончательный вариант документа при необходимости вносятся изменения и дополнения. На бланке заключения пишется полное наименование организации, основания и цели проведения ЭПБ, данные об экспертной комиссии, номер соответствующей лицензии на проведение ЭПБ. Результаты ЭПБ излагаются в виде обоснованных выводов. В качестве дополнения могут быть приложены акты испытаний, использованные методические документы.

4 этап — передача результатов ЭПБ в соответствующий орган Ростехнадзора.
Эксперты пишут заявление о внесении данных в реестр, готовят электронную копию ЭПБ на компакт-диске, которые затем вместе с положительным заключением передаются в орган Ростехнадзора по месту работы предприятия/организации. Таким образом, в течение трех месяцев от момента начала ЭПБ в местный орган поступает готовое заключение по объекту. Заключение регистрируется, ему присваивается номер. Только после этого ЭПБ считается завершенной, а эксплуатация объекта может быть возобновлена.

Решение экспертной комиссии обязательно к исполнению!

Заказчик экспертизы получает решение комиссии и принимает его к обязательному исполнению. Существует три варианта решений о соответствии/не соответствии зданий, сооружений, техустройств требованиям промышленной безопасности.
. Объект соответствует требованиям. Это значит, что в данный момент объект может безопасно эксплуатироваться, он полностью соответствует требованиям промышленной безопасности, претензий к правилам его безопасной эксплуатации нет.
. Объект соответствует требованиям не в полной мере. Это значит, что данному объекту требуется выполнить определенные условия, исключить недостатки, устранить нарушения правил эксплуатации, выявленные экспертами, только после этого он может быть признан безопасным и пригодным для дальнейшей эксплуатации.
. Объект не соответствует требованиям. Такое заключение выносится в том случае, если экспертами выявляются самые серьезные нарушения в ходе эксплуатации, недостатки, устранение которых невозможно, и дальнейшая эксплуатация объекта крайне опасна.

Заключение экспертов всегда содержит оценку технических и проектных решений, благодаря которым обеспечивается промышленная безопасность и антиаварийная устойчивость исследуемого объекта.

Информация подготовлена в ознакомительных целях, не является нормативным документом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: