Добровольное формирование (объединение) граждан. Понятие и виды добровольных объединений. Понятие добровольного объединения

Добровольные объединения в РФ создаются и действуют на основе законодательства об общественных объединениях в связи с реализацией гражданами права на объединение. Нормативной основой деятельности общественных объединений в РФ является:

Конституция РФ (ст.30 предоставляет гражданам право на объединение);

Федеральный Закон РФ "Об общественных объединениях" от 19.05.95 № 82-ФЗ (в ред. от 17.05.97 г.; 19.07.98 г.)//Собрание законодательства РФ. 1995. № 21; 1997. №20; 1998. №30.

Указанный закон является базовым и предусматривает возможность принятия законов, регулирующих деятельность отдельных видов общественных объединений.

Право граждан на объединение включает в себя:

Право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

Право вступать в существующие общественные объединения;

Право воздерживаться от вступления в них;

Право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Понятие общественного объединения сформулировано в ст. 5 Закона об общественных объединениях.

Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей).

Независимо от организационно-правовой формы и вида общественного объединения, все они образуются и действуют на основе одних и тех же принципов:

Добровольность,

Равноправие,

Самоуправление,

Законность.

Все лица, принимающие участие в деятельности объединения, могут быть подразделены на три группы:

учредители - это лица, по инициативе которых создается объединение. Учредителями могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Учредители созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, а также формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы;

члены общественного объединения - это лица, чья заинтересованность в решении задач общественного объединения и сама деятельность в нем оформляется документально (индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов объединения). Индивидуальное членство может быть оформлено различным образом: в одних организациях имеется лишь список ее членов, тогда как в других могут выдаваться членские билеты;

участники общественного объединения - это лица, выражающие поддержку целям данного объединения и (или) его отдельным акциям и принимающие участие в его деятельности без обязательного документального оформления своего участия.

Законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы создания общественных объединений:

Общественная организация,

Общественное движение,

Общественный фонд,

Общественное учреждение,

Орган общественной самодеятельности.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Это единственное общественное объединение, основанное на обязательном членстве. Для всех других форм членство необязательно, достаточно лишь участия. К общественным организациям относятся политические партии, профсоюзы, спортивные, молодежные (Российский Союз Молодежи), творческие (союзы писателей, художников, архитекторов и т. д.) и иные объединения.

Общественное движение - это массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Основным признаком движения является его массовость. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественнозначимой политической, экологической, социальной и иной проблемы. В РФ в качестве движений зарегистрированы такие формирования, как движение "Солдатские матери", Межрегиональное движение рабочих предприятий Всероссийского общества слепых, движение "Демократическая Россия", Всецерковное православное молодежное движение (братство).

Общественный фонд - это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественный фонд решает специфические задачи - накопление имущества для реализации социально-полезных целей и не нуждается в массовом членстве. Министерством юстиции РФ зарегистрированы в качестве фондов Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонд), российский благотворительный фонд им. Великой княгини Елизаветы Федоровны, Международный фонд А. С. Пушкина, Фонд международных обменов "Кокусай корю кикин", Экологический фонд России.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность этого вида объединений состоит в том, что учреждения образуются гражданами, предоставившими учреждению свое имущество на праве оперативного управления. Примерами учреждений могут быть общественные музеи, стадионы, библиотеки и т. д.

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Основная особенность органа общественной самодеятельности состоит в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Например, родительские комитеты в школах, студенческие комитеты в вузах, уличные, дворовые, домовые комитеты, создаваемые населением по месту жительства и т. д.

Порядок создания общественного объединения. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица -общественные объединения. Физические лица могут быть учредителями только по достижении 18-летнего возраста. Учредители созывают общее собрание (съезд, конференцию), на которых должны быть приняты следующие решения:

Решение о создании общественного объединения;

Утверждение его устава;

Формирование руководящих и контрольно-ревизионных органов объединения. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается

созданным. Требования к содержанию устава общественного объединения установлены законодательством (см. Закон об общественных объединениях). Государственная регистрация является правом, а не обязанностью общественного объединения. Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции (в этом случае оно не приобретает прав юридического лица). Перечень документов, требуемых для регистрации в органах юстиции, установлен законодательством об общественных объединениях (см. подробнее Закон об общественных объединениях).

На территории РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной, социальной, классовой или религиозной розни.

Виды общественных объединений выделяются в зависимости от территориальной сферы их деятельности:

общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ;

местное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления.

Международное общественное объединение - это образованное в РФ общественное объединение, в соответствии с уставом которого в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.

Законодательство отдельно выделяет политические общественные объединения, для которых установлен особый правовой режим.

Политическое общественное объединение - это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе. Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации. Законодательство устанавливает перечень требований, которым должно отвечать политическое общественное объединение.

Политические общественные объединения могут образовываться в форме общественной организации или общественного движения.

Приостановление деятельности общественного объединения. Деятельность общественного объединения может быть приостановлена в случае нарушения законодательства РФ по решению суда. Это делается по заявлению органа, регистрирующего общественное объединение, или прокурора соответствующего уровня. Срок приостановления деятельности объединения устанавливается судом. На этот период приостанавливаются права общественного объединения как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации, другие мероприятия, принимать участие в выборах и совершать некоторые иные действия, оговоренные законодательством. Если в течение оговоренного судом срока нарушения устраняются, то объединение возобновляет свою деятельность. В противном случае орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности общественного объединения, вносит в суд заявление о его ликвидации.

Ликвидация общественного объединения. Ликвидация общественного объединения может наступить в следующих случаях:

По решению общественного объединения (самоликвидация);

По решению суда (в случае нарушения законодательства в порядке и по основаниям, предусмотренным законом).

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Решение суда о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано.

Взаимодействие государства и общественных объединений выражается в том, что государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, поддерживает и, с другой стороны, контролирует их деятельность.

Защита прав и законных интересов объединений выражается в том, что они могут обращаться в суд, прокуратуру, иные органы в случае возникновения препятствий для их деятельности, для обжалования решений государственных органов и иных субъектов и т.д.

Поддержка государства выражается в том, что государство оказывает содействие общественным объединениям, например, предоставляет помещения, выделяет льготы (налоговые), ссуды и др.

При этом государство контролирует общественные объединения на предмет соблюдения ими законодательства.

Государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом или учредителем общественного объединения.

Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, ибо последние участвуют в формировании государственных органов (политические общественные объединения), могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правотворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства (в том числе и путем формирования общественного мнения). Таким образом, общественные объединения участвуют в политической деятельности.

8.4. Партии в политической системе:


Похожая информация.


Добровольные объединения в РФ создаются и действуют на основе законодательства об общественных объединениях в связи с реализацией гражданами права на объединение.

Нормативной основой деятельности общественных объединений в РФ является:

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный Закон РФ «Об общественных объединениях»

Указанный закон является базовым и предусматривает возможность принятия законов, регулирующих деятельность отдельных видов общественных объединений.

Право граждан на объединение включает в себя:

  1. Право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;
  2. Право вступать в существующие общественные объединения;
  3. Право воздерживаться от вступления в них;
  4. Право беспрепятственно выходить из общественных объединений;

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей)

Независимо от организационно - правовой формы и вида общественного объединения, все они образуются и действуют на основе одних и тех же принципов

Принципы общественных объединений:

  1. Добровольность;
  2. Равноправие;
  3. Самоуправление;
  4. Законность;

Все лица, принимающие участие в деятельности объединения, могут быть подразделены на три группы:

Учредители – это лица, по инициативе которых создается объединение. Учредителями могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.

Учредители созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, а также формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы;

Члены общественного объединения – это лица, чья заинтересованность в решении задач общественного объединения и сама деятельность в нем оформляется документально индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов объединения.

Индивидуальное членство может быть оформлено различным образом: в одних организациях имеется лишь список ее членов, тогда как в других могут выдаваться членские билеты;

Участники общественного объединения – это лица, выражающие поддержку целям данного объединения и (или) его отдельным акциям и принимающие участие в его деятельности без обязательного документального оформления своего участия;

Законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы создания общественных объединений:

  1. Общественная организация;
  2. Общественное движение;
  3. Общественный фонд;
  4. Общественное учреждение;
  5. Орган общественной самодеятельности;

Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Это единственное общественное объединение, основанное на обязательном членстве. Для всех других форм членство необязательно, достаточно лишь участия. К общественным организациям относятся политические партии, профсоюзы, спортивные, молодежные, творческие и иные объединения.

Общественное движение – это массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Основным признаком движения является его массовость. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы. В РФ в качестве движений зарегистрированы такие формирования, например, как движение «Солдатские матери»

Общественный фонд – это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественный фонд решает специфические задачи - накопление имущества для реализации социально-полезных целей и не нуждается в массовом членстве, например, Фонд борьбы с коррупцией

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность этого вида объединений состоит в том, что учреждения образуются гражданами, предоставившими учреждению свое имущество на праве оперативного управления. Примерами учреждений могут быть общественные музеи, стадионы, библиотеки.

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Основная особенность органа общественной самодеятельности состоит в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Например, родительские комитеты в школах, студенческие комитеты в вузах, уличные, дворовые, домовые комитеты, создаваемые населением по месту жительства.

Виды общественных объединений выделяются в зависимости от территориальной сферы их деятельности:

Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

Региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ;

Местное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления;

Международное общественное объединение – это образованное в РФ общественное объединение, в соответствии с уставом которого в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.

Законодательство отдельно выделяет политические общественные объединения, для которых установлен особый правовой режим.

Политическое общественное объединение – это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе.

Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации. Законодательство устанавливает перечень требований, которым должно отвечать политическое общественное объединение.

Политические общественные объединения могут образовываться в форме общественной организации или общественного движения.

Взаимодействие государства и общественных объединений выражается в том, что государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, поддерживает и, с другой стороны, контролирует их деятельность.

Защита прав и законных интересов объединений выражается в том, что они могут обращаться в суд, прокуратуру, иные органы в случае возникновения препятствий для их деятельности, для обжалования решений государственных органов и иных субъектов.

Поддержка государства выражается в том, что государство оказывает содействие общественным объединениям, например, предоставляет помещения, выделяет льготы, ссуды. При этом государство контролирует общественные объединения на предмет соблюдения ими законодательства.

Государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом или учредителем общественного объединения.

Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, ибо последние участвуют в формировании государственных органов, могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правоворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства, в том числе и путем формирования общественного мнения. Таким образом, общественные объединения участвуют в политической деятельности.

Государственное и муниципальное управление, а также управление в субъектах Федерации, территориальных автономных образованиях - это управление в территориальных коллективах на основе использования неодинаковой, но публичной власти. Вместе с тем в обществе существует множество других групп, основанных не на территориальном (по месту жительства), а на других признаках. Некоторые группировки складываются естественно, независимо от воли людей (например, деление на классы или социальные слои в обществе), другие создаются осознанно, заявляя о стремлении к общественному благу (например, политические партии), третьи отражают частные интересы своих членов или участников (например, союз охотников и рыболовов), четвертые возникают стихийно (например, толпа, бегущая в состоянии паники в одном направлении). В обществе возникают и антиобщественные группировки (банды преступников и т.д.).

Среди множества группировок выделяются добровольные объединения. Все добровольные объединения можно разделить на четыре группы: коммерческие объединения (товарищества, акционерные общества и др.), которые ставят своей целью извлечение прибыли; некоммерческие общественные объединения, которые имеют целью какие-либо общественные блага (профсоюзы, объединения женщин и др.); некоммерческие объединения, отражающие частные некоммерческие интересы своих членов (общества рыболовов, филателистов, нумизматов, объединения верующих и др.); общественно-хозяйственные объединения (разные формы кооперативов), занимающие промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими объединениями.

Выше уже говорилось о «внешнем» управлении объединениями граждан и других лиц со стороны государства и органов местного самоуправления, которое осуществляется путем принятия общих правил: законов и других нормативных актов. В данной главе речь идет о руководстве добровольными объединениями, «внутреннем» управлении в них. Такое управление имеет особый характер, обладает признаками коллективизма, публичности, самодеятельности. Это общественное корпоративное управление, управление в коллективе, представляющее собой реализацию не государственной власти и не власти местного самоуправления, а корпоративной власти, присущей коллективу.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в разных коллективах корпоративное управление хотя и является общественным по форме, но по сути имеет неодинаковый характер. В акционерном обществе его содержание иное, чем в профсоюзе, а в клубе футболистов - другое, чем в производственном кооперативе. В связи с этим важно различать публичное и квазипубличное, частное корпоративное управление. Первое существует в объединениях, ставящих целью общественные блага, второе - в объединениях, преследующих частные интересы. Члены последних преследуют свои собственные интересы, причем не обязательно только материальные (например, коллекционирование в объединении филателистов), и объединение рассматривают как инструмент для их реализации. И те и другие объединения разнообразны, неодинаково и общественное управление в них.

Хотя добровольные объединения имеют самый различный характер и формы, а управление в них неодинаково, все они обладают некоторыми общими признаками.

Во-первых, как свидетельствует само название, это добровольность объединения. Добровольные объединения создаются не «сверху», а по инициативе физических лиц - граждан России, иностранцев, лиц без гражданства или, напротив, с множественным гражданством. Люди объединяются в них в соответствии со своими убеждениями, интересами, по своей воле. Иногда добровольные объединения создаются по инициативе двух или более организаций, объединяющихся в одну.

Для вступления в объединение в ряде случаев достаточно совместной деятельности (в разного рода общественных движениях), зачастую необходимо устное или письменное заявление о желании вступить в объединение, иногда нужно уплатить вступительный взнос (в кооперативе), уплачивать ежегодно или ежемесячно членские взносы (иначе в соответствии с уставом член объединения будет исключен из его состава), внести имущественный пай, приобрести акции и т.д. Члены объединения могут в любое время выйти из объединения по своему заявлению. Наличие имущественной задолженности перед объединением не препятствует выходу (взыскать задолженность можно после выхода в соответствии с нормами гражданского права).

Во-вторых, это явочный порядок создания объединения. Для его образования не требуется разрешение государственных органов или органов местного самоуправления. В России для этого достаточно инициативы, как правило, трех физических лиц, во Франции - двух. Некоторые объединения (например, производственные кооперативы в России) могут быть созданы пятью членами, объединения работодателей - двумя, общественные учреждения - одним лицом. Для создания политической партии в России необходима инициатива не менее 10 членов, которые образуют организационный комитет и готовят проведение съезда партии. Есть и ограничения: при создании партии членами организационного комитета могут быть только граждане России (только они могут состоять в партии), на частных предприятиях в некоторые случаях профсоюзы могут образовываться только с разрешения собственника.

В-третьих, законные цели создания и деятельности общественных объединений. В любом объединении у его членов есть какие-то свои интересы, но союз может быть создан лишь тогда, когда помимо частных интересов у его членов (участников) существуют общие цели и интересы, объединяющие их в коллектив. Эти цели должны соответствовать закону и найти обязательное выражение в уставе объединения, который представляется в государственный орган, принимающий решение о его регистрации и включающий объединение в государственный реестр юридических лиц. Объединение может не регистрироваться, но тогда оно не получает прав юридического лица и его деятельность фактически не проявляется вовне. Объединения, признанные судом (в некоторых странах - парламентом) незаконными, подлежат роспуску. В России Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Запрещение таких объединений в России возможно только в судебном прядке. Иск в суд вправе подать государственный орган, зарегистрировавший данную организацию, прокуратура. Кроме того, деятельность объединения может быть приостановлена (обычно на срок не более шести месяцев) судом, а в некоторых случаях политического экстремизма в России - также прокуратурой и регистратором. Это решение прокуратуры и регистратора добровольное объединение может обжаловать в суд.

В-четвертых, самоуправляемость добровольных объединений. Добровольные объединения действуют в соответствии с положениями закона, который определяет их статус в обществе, отношения с органами государства, субъектов Федерации, автономных образований, муниципальных образований. В своей внутренней жизни добровольные объединения, их члены руководствуются нормами, принятыми объединением, - корпоративными нормами, а деятельность организации направляют созданные ею органы (общее собрание, комитет, правление и т.д.).

Отличие добровольных объединений от структур, описанных выше, состоит в том, что фирмыучастники осознают взаимную зависимость и в полной мере используют преимущества кооперации в логистической цепочке. Для организации такой системы связей каждый потенциальный участник должен быть готов к выполнению особых обязанностей. Они должны разделять общую веру в то, что координация работы отдельных участников канала приносит значительно более высокие общие результаты, нежели разрозненная деятельность. Кроме этого, они должны быть уверены, что от сотрудничества в добровольном объединении выиграют все стороны. При соблюдении этих предпосылок конкурентная система хозяйственных связей образует структуру маркетингового канала.
Всеми взаимодействиями в рамках добровольного объединения управляет фирма, общепризнанная как ливыгоды от скидок
продажей купленных товаров по более высокой цене. И тот, и другой сделают на продукте прибыль, а конечному потребителю полная скидка опять не достанется.
Такой процесс закупки впрок/перепродажи состоит из следующих этапов (иллюстративный пример).
1. Производитель в течение одной недели предлагает специальную цену на туалетную бумагу розничным магазинам в Калифорнии. Это специальное предложение обеспечивает 20% скидки с обычной прейскурантной цены.
2. Розничный торговец в Калифорнии закупает 10 тыс. упаковок, и производитель рассчитывает, что 20%ная экономия перепадет непосредственно потребителям.
3. Розничный торговец объявляет распродажу туалетной бумаги и продает 5 тыс. упаковок со скидкой. Реальная скидка для потребителей не обязательно будет равна 20%, она может быть ниже.
4. Розничный торговец заканчивает кампанию стимулирования продаж и продает еще 3 тыс. упаковок по своей обычной более высокой цене.
5. Розничный торговец стремится продать оставшиеся 2 тыс. упаковок и освободить место на своих складах. Розничный торговец продает 2 тыс. упаковок перекупщику с 18%ной скидкой с обычной цены производителя. Перекупщик продает эти 2 тыс. упаковок розничному торговцу из Невады с 15%ной скидкой с обычной цены производителя. Этот последний розничный торговец весьма доволен ценой, поскольку за пределами Калифорнии никто никогда не предлагал скидки в размере 20%.
Все фирмы, причастные к перечисленным пяти этапам, пользуются обычными маркетинговыми каналами. Другими словами, они ведут совместные дела только для удовлетворения своих единоразовых потребностей. Упомянутые выше розничный торговец из Калифорнии и перекупщик могут больше никогда не сойтись в бизнесе. На этих пяти этапах их объединили время и объем сделки, обусловленные 18%ной скидкой с цены.
Источник: Bachary Schiller. Not Everybody Loves a Supermarket
Special // Business Week. 1992. February 17. P. 64.
дер. Обычно это фирма, занимающая в канале ведущие позиции по своей рыночной доле, размерам бизнеса и техническим навыкам. Как правило, лидер обладает наибольшей влиятельностью среди всех остальных участников канала.
Осознанная взаимозависимость является основной движущей силой добровольных объединений, но одновременно она порождает и конфликты. Например, руководители компании могут счесть, что их фирма не получает «справедливой» доли выгод от сотрудничества или поставлена в необоснованно рискованное положение. Когда такие конфликты возникают (или хотя бы намечаются), для сохранения стабильности и сплоченности канала очень важно, чтобы лидер разрешал их ко всеобщему удовлетворению и в интересах канала в целом. И наконец, поскольку добровольные объединения создаются в расчете на длительное существование, от лидера требуется умение заглядывать в будущее, содействовать совместному планированию и менять систему управле
ния, если это нужно для поддержания конкурентоспособности.
Вообще говоря, во всех маркетинговых каналах, где действуют хотя бы два участника, существуют более или менее развитые системы связей и взаимодействий. Когда управление этими связями нацелено на достижение общих целей и участники несут ответственность друг за друга, отношения между ними приобретают характер добровольного объединения. В зависимости от особенностей логистической цепочки и связанных с ними задач логистики выделяют четыре формы добровольных объединений: административные системы, партнерства и союзы, контрактные системы, совместные предприятия. Как и следует ожидать, формальная организация взаимозависимых отношений участников усиливается по мере продвижения от первой формы к последней.
Административные системы. Наименее характерную форму добровольного объединения представляет административная система. Интересная отличительная черта таких систем заключается в том, что они, как правило, не опираются на осознанную, формализованную взаимозависимость участвующих сторон. Обычно ведущая фирма просто принимает на себя функции лидера и пытается наладить сотрудничество между торговыми партнерами и поставщиками услуг. Административная система, хотя и сходна с обычным маркетинговым каналом, проникнута общим пониманием того, что все участвующие независимые компании выиграют, если будут работать сообща и «следовать за лидером».
Что касается лидера, то очень важно, чтобы, принимая решения, он учитывал интересы всех сторон. Нужно, чтобы все участники воспринимали отношения в системе как справедливые и равноправные. Стабильность работы такой системы зависит от умения лидера распределять между участниками выгоды от сотрудничества на взаимоприемлемой основе, противоположной чисто конкурентным «торгам» за выгоды, которые характерны для отношений в обычных маркетинговых каналах. При наличии «просвещенного» лидера добровольное объединение административного типа может просуществовать довольно долго. Лидером в такой системе может стать ведущий представитель любого уровня маркетингового канала, однако чаще всего административными системами «руководят» ведущие розничные торговцы.
Как мы уже упоминали, между административными системами и обычными маркетинговыми каналами пролегает очень тонкая разделительная грань. Хотя по этому поводу пока не выработано единое мнение, из бесед с руководителями многих компаний, причастных к административным системам, выяснилось, что они осознают взаимную зависимость и готовы следовать «указаниям» общепризнанного лидера. Многие новейшие стратегии конкуренции, в основу которых легло стремление использовать технологии, сокращающие время и риски операций, возникли в недрах административных систем. Видимо, правильнее всего охарактеризовать административную систему как гуманную диктатуру. Потенциальный участник волен решать, придерживаться ли ему в своей деятельности генеральной линии, намеченной лидером канала. Участники верят в то, что лидер действует во благо всей логистической цепочки в целом.
Многие фирмы отлично понимают, какие выгоды сулит тесное взаимодействие в рамках маркетингового канала, но их не устраивает недостаточная формализация деловых отношений, характерная для административной системы. Иногда две или более относительно мощные компании - скажем, WalMart и Procter & Gamble - хотели бы теснее сотрудничать, но чувствуют необходимость в более строгой организационной структуре. При более высокой степени формализации осознание взаимной зависимости приобретает ббльшую отчетливость, и тогда компании образуют партнерства и союзы.
Партнерства и союзы. Когда фирмам требуется более прозрачная и долгосрочная система связей по сравнению с типичной административной системой, они стремятся придать своим отношениям с другими компаниями более упорядоченный, формализованный характер. Естественное развитие организационного оформления взаимной зависимости - это партнерства, со временем переходящие в союзы. В добровольных объединениях этого типа несколько участников отказываются от некоторой доли автономии в своей хозяйственной деятельности и соединяют усилия ради совместного достижения определенных целей. Нечего и говорить о том, что участники при этом рассчитывают на долгосрочное сотрудничество. Партнерства и союзы представляют собой очень важную организационную форму деловых связей, поэтому оставшаяся часть этого раздела посвящена исключительно управленческим проблемам, связанным с установлением и поддержанием тар« связей. Мы покажем различия между партнерствами и союзами и очертим место каждой из этих форм кооперации в общей структуре добровольных объединений.
Многие системы деловых связей руководители участвующих в них компаний определяют как партнерства. Партнерства наряду с административными системами располагаются в нижней части шкалы взаимной зависимости. Участники партнерства отчетливо осознают свою взаимозависимость друг от друга, однако их склонность подчиняться единому руководству минимальна. Иными словами, осознанная участниками лояльность по отношению друг к другу укрепляет основы для постоянного возобновления совместного бизнеса, но лишь до тех пор, пока их удовлетворяют все остальные условия. Приверженность сотрудничеству обычно не простирается настолько далеко, чтобы участники согласились менять фундаментальные принципы и методы своего бизнеса в ответ на потребности партнеров. Но в любом случае степень взаимозависимости в партнерстве выше, чем в объединении административного типа. Партнерства строятся по меньшей мере на отчетливом желании работать сообща, в котором, как правило, проявляется готовность устранять существенные индивидуальные различия и, главное, делиться информацией. Не слишком прочные внутренние взаимосвязи, характерные для многих «юных» партнерств, - это своеобразный способ улаживать подлинно разрушительные противоречия между участниками в подходах к бизнесу. Типичный пример такого рода противоречия - вопрос о повышении цен. Если на решение поставщика поднять цену фирма отвечает отказом от совместного бизнеса, значит, качество партнерских отношений весьма сомнительно. На это же указывает обратная ситуация, когда поставщик объявляет о повышении цены без предварительных консультаций с партнерами. Истинно партнерские отношения предполагают наличие формальных процедур для разрешения подобных проблем. Если такая взаимная совместимость между участниками установлена, можно считать, что партнерство движется в сторону союза.
Важнейшая черта союза - готовность участников вносить изменения в основополагающие принципы своего бизнеса. Если менеджеры понимают, что общее дело выиграет от совершенствования индивидуального бизнеса, и готовы пойти на преобразования, то это подлинный союз. Созданием союзов движут более фундаментальные побуждения, чем простое желание «сообща делать дело». Хотя стремление наладить возобновляемый совместный бизнес, разумеется, играет свою роль, большее значение участники союза придают совершенствованию деловой практики, направленному на устранение дублирования операций и связанных с этим непроизводительных затрат, а также на повышение общей эффективности. По существу, цель союза - кооперация участников на основе совместных ресурсов, направленная на повышение производительности, качества и конкурентоспособности всего маркетингового канала. Такая кооперация требует широкого обмена информацией и готовности сообща решать возникающие проблемы. В результате ожидается крупный выигрыш для всех участников, особенно для потребителей, или конечных покупателей.
Если примеры партнерств встретить относительно легко, подлинные союзы обнаружить значительно сложнее. Некоторое время назад широкую известность получили несколько полноценных союзов на рынках лекарственных препаратов, одежды, строительных материалов, потребительских товаров массового спроса, пищевых продуктов. Союзы - привлекательная форма ведения бизнеса, ибо они усиливают экономические и рыночные рычаги отдельных фирм без дополнительных инвестиций, что, в свою очередь, повышает эффективность кооперации. Участники союза объединяют свои людские и финансовые ресурсы ради повышения конкурентоспособности логистической цепочки в целом. Значение союзов и вопросы управления ими настолько важны, что мы еще вернемся к ним позже.
Контрактные системы. Как следует из названия, многие компании предпочитают закреплять свои хозяйственные связи документально оформленными соглашениями (контрактами). Наиболее типичные формы таких контрактов в логистических отношениях - франшизы, дилерские (представительские) соглашения, контракты между поставщиками специализированных услуг и их клиентами. Наличие контрактов в какой-то мере выводит эту форму отношений за пределы полной добровольности, характерной для союзов. В контрактных системах на место кооперации в чистом виде приходят узаконенные взаимные обязательства.
Многие фирмы отдают предпочтение контрактным отношениям, поскольку такая формализация обеспечивает некоторую стабильность. Скажем, франшизы и дилерские соглашения наделяют причастные фирмы определенными правами и обязанностями, связанными с реализацией продукта или услуги в конкретной географической зоне. Компания, выдающая лицензию на представление ее интересов, получает гарантию, что представитель будет вести дела надлежащим образом и обеспечит требуемый минимум закупок. Франшизы и дилерские соглашения широко представлены на рынке автомобилей и в сфере быстрого питания. В отрасли логистических услуг некоторые складские компании и фирмы, сдающие в аренду оборудование, объединены франшизами в единую общенациональную сеть. Одна из наиболее известных таких франшиз - Hertz Truck Leasing. Но помимо этого во многих логистических цепочках присутствуют другие формы контрактных отношений между поставщиками услуг и потребителями.
Самая распространенная форма добровольных объединений на контрактной основе - наем транспортных фирм для грузоперевозок. В период, предшествовавший дерегулированию транспорта в начале 1980х годов, контракты на грузоперевозки подчинялись определенным правилам, выработкой которых занималась Комиссия по торговле между штатами (Interstate Commerce Commission). Позже регулирование условий контрактов стало более либеральным, что привело к появлению уникальных форм. Типичный контракт между грузоотправителем (либо грузополучателем) и грузоперевозчиком оговаривает ожидаемый уровень исполнения заказа и тарифную плату за услуги. Примером может служить контракт на регулярную поставку грузоотправителю определенного количества конкретных транспортных средств (скажем, двух рефрижераторов в неделю). Грузоотправитель, в свою очередь, берет на себя загрузку этих транспортных средств и разработку удобных рейсовых маршрутов для грузоперевозчика. Такой контракт определяет обязательства сторон и взаимоприемлемую цену.
Контрактные отношения также широко распространены в отрасли складских услуг. И поставщик услуг, и их покупатель выигрывают от долгосрочных соглашений, оговаривающих обязанности сторон в различных оперативных ситуациях. Все большую популярность приобретают здесь контракты типа «вверх/вниз». Основное положение такого контракта определяет, что складская фирма делит с потребителем выгоды от высокой производительности в периоды интенсивной загрузки складских мощностей, когда достигается максимальная экономия за счет масштабов деятельности. Вместе с тем в периоды наибольшего спада в загрузке складов потребитель берет на себя обязательство выплачивать складской фирме дополнительные суммы, чтобы помочь ей покрывать свои постоянные издержки. Цель в том, чтобы стороны разделяли между собой как выгоды, так и риски.
Многие формы контрактных отношений в логистике диктуются необходимостью использования особых транспортных средств, компьютерной техники, оборудования грузопереработки, специализированных помещений и персонала, программного обеспечения или уникального упаковочного оборудования. В тех случаях, когда потребителю требуется исключительное право пользования специализированными продуктами или услугами, формальный договор обеспечивает поставщику необходимые гарантии, оправдывающие принимаемый им риск. Такой контракт служит своего рода залогом оплаты помещений и оборудования. Кроме того, подобные договоры обычно содержат положения, определяющие обстоятельства и условия их расторжения (хотя, конечно, это не главное их назначение). В этом смысле такие договоры сходны с брачными контрактами, в которых оговариваются права и обязанности будущих супругов.
Контрактные системы являются важной частью всего комплекса логистических связей. Поскольку многие логистические взаимодействия требуют крупных капиталовложений, акционеры участвующих компаний и поставщики финансовых ресурсов для подстраховки от рисков предпочитают полагаться на официальные соглашения. Таким образом, некоторые черты контрактных отношений присутствуют практически во всех формах добровольных объединений.
Совместные предприятия. Некоторые логистические взаимодействия отличаются слишком большой капиталоемкостью, чтобы их мог обеспечивать единственный поставщик услуг. По этой причине отдельные фирмы, связанные такими взаимодействиями, иногда предпочитают инвестировать их сообща. Наиболее прочные совместные предприятия представляют собой такое экономическое объединение нескольких фирм, которое в конце концов привело к образованию единого хозяйственного организма. Подобная форма изначально не слишком характерна для логистики, однако существуют все возможности для ее распространения в будущем.
Наиболее вероятный сценарий создания совместного предприятия в логистике - когда грузоотправитель принимает решение передать все логистические функции и мощности (и повседневные операции, и всю инфраструктуру) посреднику или контрактной сервисной фирме. В таком случае самый естественный путь для грузоотправителя - учредить партнерство с сервисной фирмой. Подобная форма хозяйственных отношений, в руководстве которой участвуют представители всех причастных сторон, служит для снижения риска, особенно когда речь идет о долгосрочных исключительных связях.
Объединение грузоотправителей с поставщиками логистических услуг меняет формы организации специализированных сервисных компаний. Некоторые логистические специалисты вычленились из организациигрузоотправителей. Цель этого - усилить операционные навыки, информационные системы, логистическую инфраструктуру грузоотправителя, накапливая опыт в процессе обслуживания других грузоотправителей. В частности, грузоотправитель может расширить свою логистическую деятельность, предлагая услуги в качестве грузоперевозчика. Чтобы проникнуть в эту отрасль услуг, обычно требуется учредить самостоятельное подразделение, хотя бы частично принадлежащее его менеджерам. Примерами сервисных логистических фирм, более или менее успешно следующих такой стратегии обособления, могут служить AMR Distribution Services; Caterpillar Logistics Services, Inc.; Grace Logistics Services; KLS Logistics Services (Kaiser Aluminum); Logi Corporation (Rockwell International); Sears Logistics; Tower Group International (McGrawHill, Inc.). Большинство многофункциональных логистических компаний были обособлены или созданы как филиалы материнских фирм. Вместе с тем ширится перечень специализированных компаний, изначально учрежденных в качестве независимого логистического предприятия на основе частной собственности, которые играют роль общественных поставщиков услуг.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: