Регулирование охраны труда в коллективном договоре (соглашении). Обязательная сертификация работ по охране труда и добровольная сертификация систем охраны труда Услуги международной сертификации по охране труда

Сертификация организации работ по охране труда представляет собой механизм определения соответствия проводимых в организации работ по охране труда требованиям действующего законодательства и является итоговым актом выполнения всей системы мер охраны труда, осуществляемых работодателями и направленной на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В этой связи естественным выглядит то, что Трудовой кодекс РФ в обязательном порядке требуют от работодателя проведения сертификации организации работ по охране труда на ее соответствие государственным требованиям охраны труда.

По своей сути сертификация работ по охране труда должна подтвердить качество выполнения работ по охране труда. Именно так! Подтверждает качество намерений (работ), но не результат самой охраны труда. Парадоксально для многих, но сертификат соответствия вручается не столько тем, у кого нет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сколько тем, кто правильно выполняет все требования охраны труда.

Это связано с тем, что при сегодняшнем уровне техники и технологий принципиально невозможно обеспечить абсолютную безопасность, а отдельные исключения только подтверждают это печальное, но реальное правило. Проведение сертификации организации работ по охране труда должно стимулировать проведение таких работ и тем самым способствовать снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости до социально приемлемого уровня.

Итак, сертификация организации работ по охране труда должна подтвердить качество выполнения работ по охране труда в той или иной организации, у того или иного работодателя. Если подтверждает, то хорошо. А если нет? Ведь это значит, что сложившаяся ситуация является грубым нарушением законодательства, подлежит ответственности, в принципе, вплоть до уголовной. Но самое страшное для нарушителя (если он вообще хоть чего-то или кого-то боится) это публичность. Ведь Сертификат соответствия либо есть, либо его нет! Это не келейное штрафование государственным инспектором – неприятно, конечно, но почти никто не знает и никто не узнает. А потому многие работодатели далеко не рады всеобщей сертификации организации работ по охране труда, и в чем-то внутренне ей сопротивляются.

А ведь сертификация – прекрасный формализованный единообразный способ проверки соответствия выполнения работодателем работ по охране труда государственным требованиям.

Организация работ по сертификации достаточно детально прописана в рамках действующего законодательства. Вместе с тем, не вступая в противоречие требованиям законодательства, отдельные аспекты сертификации работ по охране труда в организациях приходится формулировать впервые.

Нам хотелось бы подчеркнуть два момента. Первый момент связан с перенесением многолетнего опыта проведения сертификации систем управления на сертификацию работ по охране труда. Чтобы не отказывать предприятию в сертификации, но и не «смотреть сквозь пальцы» на недостатки и недоработки, следует наибольшее внимание уделить предсертификационной подготовке учреждения к сертификации. Смысл ее в том, что пока учреждение не готово к сертификации, непосредственно процесс сертификации не начинается. Процесс сертификации начнется только при условии готовности учреждения к нему, точнее готовности к положительному решению – выдаче Сертификата соответствия.

Второй момент связан с системным (комплексным) характером оценок при сертификации. Подчеркнем, что требуемым уровнем системности обладают только выполненные по современным требованиям ряда стандартов системы управления охраной труда (СУОТ) или выполненные по требованиям Трудового кодекса РФ системы организации работ по охране труда (СОРОТ). К сожалению, пока в действующей нормативной документации по сертификации работ по охране труда в организациях однозначно не сказано ни о СУОТ, ни о СОРОТ, хотя практический опыт в сфере охраны труда показывает, что обеспечение безопасных условий труда наиболее эффективно в их рамках.

По нашему мнению, практика обязательной сертификации по системе ССОТ (в будущем скорее всего СОРОТ) неизбежно должна слиться с добровольной сертификацией СУОТ. В этом мы видим перспективу и той и другой, ибо тогда обе эти системы будут работать на благо учреждения и его устойчивого развития.

Система сертификации работ по охране труда в организациях была установлена постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28.
Для введения в действие Системы сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ) были утверждены:

  • Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях;
  • Правила сертификации работ по охране труда в организациях;
  • Положение о знаке соответствия Системы сертификации работ по охране труда в организациях.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно правовых форм, в том числе:

  • деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда;
  • деятельность службы охраны труда;
  • работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

ССОТ обеспечивает проведение сертификации на всей территории Российской Федерации путем формирования сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке.

В работе комиссий органов по сертификации участвуют эксперты, аттестованные на право проведения одного или нескольких видов работ в этой области.

Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение сертификации работ по охране труда в организациях в соответствии с областью аккредитации, и на них возлагаются следующие основные функции:

  1. формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации работ по охране труда в организациях;
  2. проведение сертификации работ по охране труда в организациях по заявкам заявителей;
  3. оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда (сертификатов безопасности), далее – сертификат безопасности;
    инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда в организациях;
  4. приостановка либо отмена действия выданных сертификатов безопасности;
  5. представление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;
  6. ведение банка данных организаций – обладателей сертификатов безопасности;
  7. ведение реестра независимых организаций и экспертов по сертификации, привлекаемых для целей сертификации работ по охране труда в организациях;
  8. подготовка и представление в ЦО ССОТ отчетной информации и других сведений, необходимых для включения в государственный реестр участников и объектов сертификации работ по охране труда в организациях.

Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты с обязательным участием экспертов, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Испытательные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в установленном порядке:

  1. осуществляют в соответствии с областью аккредитации измерения (оценку) параметров опасных и вредных производственных факторов для целей сертификации работ по охране труда в организациях по программам, разработанным органом по сертификации;
  2. выдают протоколы измерений (оценок) для целей сертификации работ по охране труда в организациях.

Заявители реализуют свои функции и права в соответствии с Правилами сертификации работ по охране труда.
При этом заявители:

Сертификация работ по охране труда до определенного момента была обязательной, но уже с 2010 года отменена. Ей на смену пришла добровольная система. Из нашей статьи вы узнаете о процедуре и периодичности проведения, а также о существующих на сегодняшний момент системах добровольной сертификации по охране труда.

Из этой статьи вы узнаете:

Что такое сертификация работ по охране труда в организациях и какими нормативными актами регламентируется

Сертификация работ по охране труда в организации в первую очередь направлена на оптимизацию условий труда для коллектива на предприятии, а также на соблюдение гарантий государства на безопасные условия для трудящихся при выполнении ими работ.

Такая система обеспечивает заинтересованность в ней не только со стороны коллективов, но и со стороны работодателя. Интерес к ней со стороны государства и рабочих коллективов очевиден. Она помогает добиться большего уровня безопасности при производстве работ, снизить производственный травматизм.

Тогда как интерес к системе добровольной сертификации со стороны компаний на первый взгляд не столь очевиден. При первом приближении кажется, что для организаций есть только дополнительные расходы. Однако изучив хорошенько вопрос, можно обнаружить и достаточно существенные плюсы.

Основным законом, регулирующим добровольную сертификацию в РФ, является федеральный закон от 27.12.2002 . В нем приводится понятие добровольной сертификации, а также описывается, кто ее может проводить (ст. 21 № 184-ФЗ). При этом ст. 212 ТК РФ устанавливает обязанность руководителя обеспечивать безопасные условия труда для коллектива.

Для чего проводится сертификация в области охраны труда

Конечно, после отмены обязательной сертификации число работодателей, которые перешли на добровольную систему, значительно уменьшилось. Хотя она позволяет обеспечить стабильную работу предприятия без сбоев.

Добровольная сертификация обеспечивает:

  • , исключение затрат на привлечение новых сотрудников при травматизме постоянных;
  • минимизация несчастных случаев и, как следствие, проверок контролирующих органов;
  • довольный, стабильный коллектив;
  • возможность выхода на международные рынки (при проведении международной сертификации).

К тому же даже инспекторы проверяющих органов относятся к таким предприятиям более лояльно, закрывая глаза на мелкие “шероховатости” в работе.

внимание

В случае наличия сертификата наниматель может рассчитывать на снижение тарифов при страховании работников в фонде и профзаболеваний.

К тарифам могут быть установлены скидки или, наоборот, повышение ставок, в зависимости от условий труда на предприятии.

Такими мерами государство пытается организовать систему, при которой компании тратили бы меньше средств на процедуры сертификации, чем на ликвидацию последствий несчастных случаев.

Объекты сертификации

Объектом сертификации охраны труда выступают не условия труда на конкретном производстве, а меры и этих условий. Надо отметить, что независимо от размеров компании, от ее организационно-правовой формы и формы собственности, сертификация будет производиться аналогично.

Итак, объектом сертификации являются:

  • меры нанимателя по обеспечению безопасных условий труда;
  • мероприятия, проводимые специалистом по охране труда (далее – ОТ);
  • проведение спецоценки рабочих мест по условиям труда;
  • предварительный и периодические , а также экзаменирование работников по требованиям ОТ.

Текущее состояние условий труда определяется органами сертификации на предмет наличия или отсутствия средств индивидуальной защиты, степени вредности (опасности) работы в текущих условиях, а также индексу производственного травматизма.

Периодичность сертификации

Установленный срок действия сертификата составляет 5 лет. Соответственно, из этого вытекает и периодичность.

Нельзя получить сертификат один раз и до конца существования организации.

Такой срок устанавливается Приказом ДС-06/11 от 25.01.2011 г. “Об утверждении Положения о Системе добровольной сертификации в области охраны труда (ДССОТ)”.

Этот период достаточно длительный, и на предприятии могут измениться условия труда. Для отслеживания ситуации сертифицирующий орган проводит ежегодный инспекционный контроль. В результате него могут быть выявлены нарушения, которые потребуется устранить в кратчайшие сроки. В противном случае сертификат может быть отозван.

Системы добровольной сертификации в сфере охраны труда

Обязательная государственная сертификация работ по охране труда в организации отменена в 2010 году. И к настоящему времени появился уже ряд систем сертификации добровольной. Помимо национальных систем, также широко применяются и международные. Они, в основном, используются компаниями, ориентированными на экспорт своей продукции. Какую из систем выбрать – остается на откуп компаний в зависимости от их потребностей.

Каждая из систем имеет свой регистрационный номер в специальном реестре и знак соответствия. Найти его возможно в свободном доступе на сайте Росстандарта (http://www.gost.ru/wps/portal/).

Система ДС “Профессиональная безопасность”

Регистрационный номер: РОСС RU.М982.04ФЖП0.

Сертифицирующая организация: Межрегиональная Ассоциация содействия обеспечению безопасных условий труда "ЭТАЛОН", г. Москва (ОГРН 1047796296536).

Производят сертификацию всего комплекса для ОТ предприятия, а также для компаний, оказывающих услуги по ОТ.

СДСОТ

Регистрационный номер: РОСС RU.И493.04ЕЛ00.

Сертифицирующая организация: СНО «Национальная ассоциация центров охраны труда», г. Москва (ОГРН 1057746566558).

К ним можно обратиться как в случае необходимости общей сертификации ОТ, так и для проведения аттестации рабочих мест. Также проверяют на соответствие различные программы обучения в области ОТ.

ССОТ

Регистрационный номер: РОСС RU.В516.04ЛГ00.

Сертифицирующая организация: ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Росздрава, г. Москва (ОГРН 1027739708358).

Специализируются, в основном, на сертификации отдельных специалистов, а также организаций, оказывающих услуги по ОТ.

ДСОТ

Регистрационный номер: РОСС RU.З1011.04ЖЗН0.

Сертифицирующая организация: ЧОУ "Санкт-Петербургский институт промышленной безопасности и охраны труда", г. Санкт-Петербург (ОГРН 1127800005497).

Объекты сертификации организации те же, что и у ССОТ.

СДС-ОТ

Регистрационный номер: РОСС RU.О1311.04ВЮ03.

Сертифицирующая организация: ЧОУ ДПО "Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства", г. Санкт-Петербург (ОГРН 1027810244087).

Объекты сертификации организации: системы управления охраной труда в организациях.

Порядок проведения добровольной сертификации по ОТ

Последовательность процедур при получении сертификата по охране труда и техники безопасности может отличаться в зависимости от выбранной вами компании. Однако, эти отличия не принципиальны.

Прежде всего, необходимо внимательно отнестись к выбору сертификатора. Не стоит в первую очередь обращать внимание на цену. Она еще не гарантия качества и добросовестности компании.

После выбора компании обязательно должен быть заключен договор. В нем подробно прописываются все меры по сертификации, а также их стоимость.

Необходимо сформировать пакет уже имеющихся документов и подготовить те, которых не хватает. Такой список формируется сертифицирующей организацией.

По завершении анализа положения дел в области охраны труда работодателю направляется перечень . Как правило, предоставляются образцы недостающих документов и пр.

После завершения мероприятий по коррекции собирается новый пакет документов (исправленных, дополненных, недостающих), и подается заявка на проведение сертификации.

Проводится проверка соответствия нормам законодательства, анализ предоставленных документов и возможности выдачи сертификата.

При отсутствии замечаний организация получает сертификат.

Раз в год проходит инспекционный контроль для выявления возможных нарушений в процессе деятельности.

Сертификат по охране труда

По результатам проведенных мероприятий выдается соответствующий сертификат. Данный документ обязательно должен быть зарегистрирован в органе по сертификации. Вступает в силу он как раз в день регистрации, а не в день положительного решения.

Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регламентирует, что обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

– создание и функционирование системы управления охраной труда;

– применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников (смотрите статьи 24 и 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании");

– соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

– режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

– приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Ознакомьтесь с положениями Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами";

– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

– недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Ознакомьтесь с положениями постановления Минтруда Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";

– организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

– проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (смотрите Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда");

– в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

– недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

– информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

– предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

– принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

– расследование и учет в установленном законом порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 229.2 ТК РФ);

– санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

– беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законом сроки;

– обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");

– ознакомление работников с требованиями охраны труда;

– разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

– наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Сертификация работ по охране труда в организациях ранее проводилась в соответствии с Положением о системе сертификации работ по охране труда в организациях, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года № 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" (утратило силу, как мы указали ранее).

Свою деятельность орган по сертификации ранее осуществлял в соответствии с Положением, разработанным на основе Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 77 "Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий" (утратило силу).

Данные документы утратили силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 сентября 2010 года № 779н "О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда Российской Федерации и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательным лабораториям" (далее – Приказ № 779н).

При этом установлено, что аттестаты аккредитации, выданные испытательным лабораториям до вступления в силу Приказа № 779н, действуют до окончания их срока действия.

Анализируя данные изменения законодательства, следует сказать, что после издания Приказа № 779н в нашей стране осталась только добровольная система сертификации работ по охране труда.

Конечно, как представляется большинству населения, такие изменения приведут к тому, что работодатели просто не будут прибегать к этой сертификации. Однако это ошибочное мнение, ведь исходя из целей такой сертификации можно говорить, что работодателям "выгодно" обладать достаточной информацией о качестве и законности своих действий по созданию безопасных условий труда во избежание ответственности в данной области.

Объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, которые включают в себя:

– деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

– деятельность службы охраны труда;

– работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

– организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается органами сертификации по следующим критериям:

– степени вредности и опасности;

– степени травмобезопасности;

– обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Сертификация работ по охране труда в организациях включает, как правило, следующие этапы:

1) подача заявки на проведение сертификации по охране труда в организациях;

2) проведение проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации;

3) анализ результатов проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;

4) выдача сертификата безопасности (при условии положительного решения).

Сегодня каждому руководителю в обязательном порядке необходимо обеспечить безопасные условия труда. Каждое предприятие со штатом более 100 человек, обязательно должно иметь в своей структуре специальный орган, обеспечивающий охрану труда, либо пользоваться услугами специализированных сертифицированных организаций.

По сути, процесс сертификации в Российской Федерации является добровольным, однако ТК склоняется к необходимости проведения данной процедуры, а также аттестации рабочих мест предприятия. Проведение сертифицированных мероприятий по охране труда дает возможность соблюдению всех норм по безопасности рабочего процесса, сохранению жизни и здоровья сотрудников предприятия.

Мероприятия по сертификации в РФ проводят:

Всероссийский центр охраны труда;

Министерство труда РФ;

Всероссийский комитет по стандартизации и метрологии;

Органы самоуправления;

Местные органы власти по труду РФ.

Результатом их деятельности в конечном итоге является выдача соответствующего сертификата, подтверждающего выполнение всех требований по безопасности труда

Полномочия ССОТ распространяются на: деятельность служб и организаций по охране труда, создание благоприятных и безопасных условий для в, мероприятия пополнения обязанностей, аттестации рабочих мест, наиболее качественное проведение инструктажа сотрудников компании любых форм собственности.

Для проведения сертификации работ по охране труда создана сеть специализированных органов, прошедших определенную аккредитацию, а также лабораторий для проведения испытательных работ.

Органы сертификации работ по охране труда выполняют следующие функции:

Обеспечение и усовершенствование нормативно-правовой базы;

Непосредственное выполнение работ по сертификации;

Оформление и выдача сертификатов безопасности;

Предоставление доступной информации по требованию заявителя;

Инспекторский контроль над ходом выполнения мероприятий по охране труда;

Оказание помощи предприятию по улучшению условий труда;

Оформление и предоставление отчетной документации в центральный орган ССОТ.

Приостановка деятельности органов по охране труда в случае нарушения требований нормативных актов;

Ведение учета уполномоченных организаций по охране труда

Испытательные лаборатории необходимы для проведения измерительных мероприятий, оценки по их результатам степени безопасности производства, а также для оформления и выдачи протоколов о проведенных измерениях с целью их дальнейшего использования в сертификации работ по охране труда.

На сертификацию органов охраны труда могу рассчитывать лишь те предприятия, на которых прошли аттестацию 100% рабочих мест.

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест регламентирована Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011г. №342. Основной ее задачей является контроль соответствия условий труда и жизнедеятельности на рабочих местах персонала основопологающим требованиям нормативных документов с целью создания максимально благоприятного климата и максимально обезопасить производство. Аттестацию проводит специальный аккредитованный в данной сфере орган на основе заключенного с ководителем договора. Проведению аттестации подлежат все рабочие места производства за исключением тех, которые связаны с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф и чрезвычайных ситуаций.

На аттестационную организацию также возложены функции оценки достоверности данных о проведенных лабораторией измерений и соответствия рабочих мест всем предъявляемым к ним требованиям. К выполнению обязанностей допускается лишь та организация, которая включена в государственный реестр органов, предоставляющих услуг по охране труда и имеет аттестат аккредитации.

Виды сертификаций по охране труда

Сертификация систем охраны труда может быть как государственной, так и международной в зависимости от наличия того или иного аттестата аккредитации. Обращение в международные аккредитационные организации необходимо лишь в случае планирования выхода продукции или услуг предприятия на международный рынок.

Сегодня предприятиями наиболее часто используется более совершенная интегрированная система менеджмента, включающая систему качества, экологический менеджмент и систему охраны труда. Это стало возможным с усовершенствованием системы управления предприятием, основанным на разработанной серии международных стандартов по охране труда и окружающей среды. Данный стандарт с названием OHSAS 18001 разработан на общих принципах менеджмента и поэтому стало возможным объединение всех трех составляющих в единую систему управления предприятием.

Сертификация систем охраны труда – является основополагающей в оценке деятельности предприятия. Операясь на международные нормы, система менеджмента охраны здоровья и обеспечения гарантированной безопасности труда основана на методах по обеспечению сохранности жизни и здоровья персонала, а также на способах оценки их эффективности.

Новый стандарт дает возможность предприятию правильно оценивать все возможные риски с целью недопущения несчастных случаев и пресечения их появлений. При правильно спланированной работе по охране труда, а также качественном подборе персонала в данной отрасли, можно существенно улучшить показатели и продуктивность предприятия в области ОЗиОБТ.

Основные требования ОЗиОБТ направлены на:

Повышение темпов по разработке и внедрению новых методов и способов, направленных на предотвращение появлений аварийных ситуаций и борьбу с неблагоприятными последствиями деятельности.

Снижение уровня заболеваемости персонала, непосредственно связанной со спецификой деятельности.

Минимизацию негативного воздействия производственных факторов на здоровье и состояние сотрудников производства.

Положение о системе сертификации работ по ОТ в организациях

Замечание 1

Работодатель должен обеспечить сертификацию работ по ОТ в своей организации соответственно федеральному закону «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовому кодексу РФ.

Документ, который удостоверяет соответствие работ по ОТ, проводимых организацией, установленным государственным нормативным требованиям ОТ, носит название сертификата соответствия работ по ОТ (или коротко – сертификата безопасности).

Основная цель ССОТ (системы сертификации работ по ОТ) состоит в содействии последовательному решению проблем создания безопасных и здоровых условий труда, которое основывается на достоверной оценке, а также учете результатов сертификации в условиях экономической заинтересованности руководителей в улучшении условий труда с помощью методов и средств сертификации.

Организацией работ по сертификации работ по ОТ в организациях занимаются:

  • Министерство труда и соцразвития РФ;
  • Государственный комитет РФ по метрологии и стандартизации;
  • различные органы исполнительной власти – федеральные и по труду субъектов РФ.

К объектам сертификации в ССОТ относятся работы по ОТ, которые выполняют организации вне зависимости от форм собственности и организационно-правовых форм, к которым принадлежит:

  • деятельность работодателя в области обеспечения безопасных условий труда;
  • деятельность службы ОТ;
  • работа по проведению аттестации рабочих мест;
  • проведение инструктажа по ОТ работников и проверка их знаний требований ОТ.

Для сертификации работ по ОТ формируется сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий, которые аккредитованы в установленном порядке.

В состав комиссий органов по сертификации входят эксперты по сертификации, которые аттестованы на право проведения работ по сертификации.

Деятельность ССОТ обеспечивает организационная структура, которая состоит из:

  • Минтруда России;
  • центрального органа ССОТ, который определяется Минтрудом России;
  • аккредитованных органов по сертификации;
  • центральных органов отраслевых подсистем ССОТ;
  • аккредитованных испытательных лабораторий.

Функции органов по сертификации

  • ведут базу нормативных правовых актов, которые необходимы для сертификации работ по ОТ в организациях;
  • проводят сертификацию работ по ОТ в организациях по заявкам заявителей;
  • оформляют и выдают сертификаты безопасности;
  • выполняют инспекцию сертифицированных работ по ОТ;
  • могут приостановить или отменить действия сертификатов безопасности;
  • представляют по требованию заявителя необходимую информацию;
  • ведут банк данных организаций, которые обладают сертификатом безопасности;
  • подготавливают и представляют в центральный орган ССОТ отчетную информацию и другие сведения, необходимые для включения в государственный реестр объектов и участников сертификации работ по ОТ.

Функции испытательных лабораторий

Испытательные лаборатории занимаются:

  • осуществлением оценки параметров опасных и вредных производственных факторов для сертификации работ по ОТ;
  • выдачей протоколов измерений (оценок) для сертификации работ по ОТ.

Правила сертификации работ по ОТ

Правила соответствуют основным положениям закона «Об основах ОТ в РФ», закону «О сертификации продукции и услуг», правилам по проведению сертификации в РФ, правилам сертификации работ и услуг в РФ.

Определение 1

Объекты сертификации – работы по ОТ, которые выполняются организациями независимо от того, к каким организационно-правовым формам и формам собственности они относятся.

Работы по ОТ сертифицируются органами по сертификации, которые выдают сертификаты безопасности.

При проведении сертификации работ по ОТ в организациях осуществляется проверка и оценка соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению ОТ государственным нормативным требованиям ОТ, учитывая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и особенности организации работ по ОТ в отраслях экономики.

Оплачивается работа по сертификации работ по ОТ руководителем организации.

Сертификация работ по ОТ состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявки на проведение сертификации работ по ОТ, ее рассмотрение и принятие решения.
  2. Проверка и оценка соответствия работ по ОТ установленным государственным нормам ОТ.
  3. Анализ полученных результатов, принятие решения о выдаче сертификата безопасности.
  4. Выдача сертификата безопасности.
  5. Инспекцию сертифицированных работ по ОТ.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: