Управление земельными ресурсами муниципальных образований. Управление муниципальными земельными ресурсами Местное управление земельными ресурсами

Под государственным управлением земельными ресурсами

понимают организационно-правовое и экономическое воздействие государства на использование и охрану земель на территории РФ. Государственное управление можно также рассматривать как осуществление исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления своих полномочий по земельным вопросам в целях организации рационального использования и охраны всех земель на территории РФ.

Государство осуществляет управление землей в двух аспектах:

  • - как собственник земли, недвижимого имущества (хозяйственное управление);
  • - как суверен, осуществляющий публичное управление в отношении всех земель независимо от форм собственности.

Управление землями на территории России осуществляют:

  • - Российская Федерация (в лице федеральных органов государственной власти);
  • - субъекты Российской Федерации (в лице региональных органов государственной власти);
  • - муниципальные образования или органы местного самоуправления.

Цели государственного управления землями:

  • - реализация органами власти и управления своих правомочий в соответствии с законодательством;
  • - организация рационального использования и охраны всех земель;
  • - охрана прав на землю граждан и юридических лиц.

Стратегические задачи муниципального управления землями:

  • - повышение эффективности использования земли на территории муниципального образования;
  • - увеличение доходной части местного бюджета от земельных платежей и сделок с землей;
  • - максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках;
  • - устойчивое использование земель;
  • - предельное увеличение земли в оборот.

Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений закреплены в ст. 9 Земельного кодекса:

  • - установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
  • - установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
  • - государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;
  • - осуществление государственного земельного надзора;
  • - установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
  • - резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
  • - разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • - иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами. 1

Российская Федерация также осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Структура федеральных органов исполнительной власти (см. табл. 2), реализующая полномочия Российской Федерации в сфере земельных отношений, утверждена Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636.

Структура федеральных органов исполнительной власти

Федеральные

министерства

Министерство природных ресурсов и экологии

Министерство сельского хозяйства

Министерство

экономического

развития

Координируемые ими службы и агентства

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Земли особо охраняемых природных территорий и объектов;

Земли лесного фонда;

Земли водного фонда

Земли сельскохозяйственного назначения

Система органов государственного управления земельными ресурсами на федеральном уровне регулируется следующими документами:

  • - Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»;
  • - Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития РФ»;
  • - Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;
  • - Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ»;
  • - Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования...»;
  • - Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 «О Министерстве сельского хозяйства РФ»;
  • - Постановление Правительства РФ от 09.02.2012 № 109 «О полномочиях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель»;

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

  • - резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;
  • - разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
  • - иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации также осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляющих управление земельными ресурсами, устанавливается субъектами РФ самостоятельно. Субъекты РФ вправе самостоятельно определять систему органов государственной власти в регионе, устанавливать их статус, наименование, порядок формирования, компетенцию и др. В то же время действие принципа самостоятельности ограничено положением Конституции

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:

  • - резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  • - установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
  • - разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
  • - иные полномочия, направленные на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель . Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления нс входят в систему органов государственной власти. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения .

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации 1 .

К основным функциям государственного управления земельными ресурсами можно отнести:

  • - перевод земель из одной категории в другую;
  • - мониторинг земель;
  • - землеустройство;
  • - ведение государственного кадастра недвижимости;
  • - планирование использования земель;
  • - территориальное зонирование;
  • - оценка земель;
  • - предоставление земельных участков и изъятие земель;
  • - контроль за использованием и охраной земель;
  • - государственная регистрация прав на землю и сделок с ней.

Перевод земель из одной категории в другую - это изменение

категории и целевого назначения земельного участка, т. е. деятельность уполномоченных органов по установлению фактической цели использования земельного участка, изучению природных, социальных, экономических и иных факторов использования земельного участка, направленному на выбор того целевого назначения, которое бы соответствовало эффективному и рациональному использованию земельного участка, а также издание индивидуального правового акта об отнесении земельного участка к определенной категории.

Перевод земель осуществляется в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», градостроительным, лесным и иным федеральным законодательством.

Перевод земель осуществляется:

  • 1 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  • - из земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;
  • - из земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • - из земель, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Для земель, находящихся в частной собственности:

  • - перевод земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • - перевод земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Мониторинг земель - это система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды. Объектами мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. Мониторинг осуществляется несколькими федеральными органами исполнительной власти во взаимодействии друг с другом, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

Задачами мониторинга являются:

  • - своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
  • - информационное обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости, в том числе земель, государственного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  • - обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель регулируется Положением об осуществлении государственного мониторинга, утвержденным Постановлением Правительства от 28.11.2002 № 846.

Мониторинг включает в себя:

  • - сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение;
  • - непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
  • - анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

В зависимости от сроков и периодичности проведения съемки наблюдения и обследования делятся на:

  • - базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);
  • - периодические (раз в три года и более);
  • - оперативные (фиксирующие текущие изменения).

Землеустройство - система мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (внутрихозяйственное землеустройство).

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства в основном осуществляется ст. 68, 69 ЗК РФ и Федеральным законом от 18.06.2001 «О землеустройстве» 1 .

" СЗ РФ. 2001. №26. Ст. 2582.

Цель землеустройства заключается в обеспечении рационального использования земель, их охраны, улучшении ландшафтов. Различают территориальное и внутрихозяйственное землеустройство. Объектами территориального землеустройства являются территории субъектов РФ, муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков. Объектами внутрихозяйственного землеустройства являются земельные участки, используемые гражданами и юридическими лицами для сельскохозяйственного производства, и территории, используемые общинами коренных малочисленных народов для обеспечения их традиционного образа жизни.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном законом порядке.

В случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Под землеустроительным процессом понимается организация и порядок проведения землеустройства.

Землеустроительный процесс состоит из следующих этапов:

  • - из подготовительных работ;
  • - разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства;
  • - рассмотрения и утверждения проектной документации;
  • - перенесения проектов в натуру (на местность);
  • - оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов;
  • - осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
  • Ч. 1 ст. 77 Конституции РФ // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  • СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
  • Ст. 11 Земельного кодекса РФ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  • СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.

Земельные ресурсы -- это не только территориально-пространственно-природный базис исторического месторасположения этноса народа, но сложный социально-эколого-экономический объект управления. Современное развитие мировой экономики показывает, что в современных условиях регулируемая рыночная экономика требует такого государственного управления земельными ресурсами, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и гражданского законодательства в сочетании с экономической самостоятельностью субъектов землепользования.

К основным характеристикам земельных ресурсов государства, помимо общей его площади, относятся плотность населения на единицу этой площади и ее освоенность, а также наличие природно-минеральных ресурсов.

В настоящий момент Россия является крупнейшим в мире обладателем земельных ресурсов. Земельный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 г. в административных границах Российской Федерации составлял 1709,8 млн га. На ее территории обнаружены практически все природно-минеральные вещества планеты, а в зоне влияния находится около 45% пресной и около 20% морской воды. Следует отметить, что около 90% территории России находится в сейсмоустойчивых районах.

Классификация земельных ресурсов в России определяет следующие категории земель.

1. Земли сельскохозяйственных предприятий, организаций, а также граждан, т. е. территории, используемые в первую очередь для нужд сельского хозяйства. В последние годы стали также выделять земли в составе фермерских хозяйств и т. п. Под особым вниманием находятся здесь сельскохозяйственные земли, которые включают в себя: пахотные угодья, огороды, сады, виноградники, плантации, луга, пастбища.

2. Земли лесного фонда -- территории, покрытые лесной растительностью и не покрытые, но предназначенные для ее восстановления.

3. Земли водного фонда -- территории, занятые водоемами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделяемые под полосы отвода водоемов, магистральных каналов и коллекторов.

4. Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских администраций, территории, находящиеся в пределах границы населенных пунктов, а также земля, переданная в ведение администрации.

5. Земли промышленности, транспорта и иного назначения -- территории, предоставленные предприятиям, различным объединениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач (промышленного производства, транспорта, связи и т. п.).

6. Земли природоохранного назначения -- территории с особо охраняемыми природными объектами и комплексами, которые имеют природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

7. Земли запаса -- земли, не предоставляемые юридическим и физическим лицам в собственность, владение, пользование или аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с действующим законодательством.

Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию или предоставления в аренду на срок до года (размер этих земель представлен в табл. 1).

Таблица 1

Распределение земельного фонда России по категориям земель

Земля как единый фонд является особым объектом управления, который используется самим государством и предоставляется другим лицам в порядке целевого использования с осуществлением при этом функций по внутренней организации земельных участков. Поэтому управление объективно становится не только функцией собственника, но и, наряду с земельным контролем, самостоятельным правомочием Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Всеми гражданско-правовыми правомочиями по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами обладают правосубъектные элементы государственной системы. Государство же, как собственник и суверен осуществляет управление своими имущественными актами, выражающими верховенство государства.

Государство (в лице Российской Федерации и субъекта Российской Федерации) и муниципальные образования в отношении земельных ресурсов выступают в двух аспектах:

Властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земельных ресурсов;

Собственника, действующего на рынке. Хозяйственная деятельность ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота.

Содержание права собственности меняется в зависимости от того, осуществляется ли оно властной структурой или на рыночной основе. Точнее, в зависимости, от того, какие отношения имеют доминирующее значение в обществе -- властные или рыночные. Наиболее сложной является ситуация, когда в основе права собственности на землю лежит общенациональное начало, но осуществляется это право с использованием рыночного механизма. Именно в этой ситуации появились и получили объективную основу конструкции «оперативного управления», «хозяйственного ведения» и иные. В условиях рыночной экономики вполне естественным является монетарный подход к содержанию права собственности на землю. Есть все основания однозначно определять это содержание через классические правомочия собственника. Но при этом надо различать право собственности и его осуществление. Существуют условия, когда и при рыночной экономике элементы властных отношений могут сохраняться.

Государство и муниципальные образования по действующему российскому законодательству являются самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации). Участвуя в имущественных отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные природой регулируемых отношений. Осуществлять управление государственным имуществом в качестве собственника, реализовывать полномочия по распоряжению имуществом может субъект, наделенный соответствующими полномочиями. Муниципальное образование для участия в гражданском обороте может образовать (учредить) юридическое лицо, передав последнему часть своих полномочий.

Государство, субъекты федерации и муниципальные образования, действуя через свои органы (органы государственной власти или местного управления), выполняют своего рода «подготовительную работу», необходимую для организации эффективного использования земли. В качестве инструмента, реализующего такой механизм управления, может и должен использоваться гражданско-правовой подход к управлению землей, при котором набор и уровень норм и способов по управлению землей устанавливается в зависимости от целевого использования земельных участков.

Практически во всех экономически развитых странах основой управления земельными ресурсами городов является государственное регулирование правоотношений на землю, хотя принципы, формы и подходы к правовому решению этой проблемы в разных странах существенно различаются.

Примером основ управления земельными ресурсами для России могут служить существующие в настоящее время нижеуказанные субъекты управления и субъекты права.

1. Субъектами управления являются:

· представительные органы РФ и муниципальных образований;

· государственные исполнительные органы;

· исполнительные органы муниципальных образований.

2. Субъекты права, осуществляющие управление земельными ресурсами:

· хозяйствующие субъекты;

· органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной законодательством;

· физические или юридические лица, уполномоченные органами власти.

В соответствии со сложившейся ситуацией земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность социума, и как обособленные земельные участки -- части территории субъекта РФ, муниципального района, города и т. д., имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.

Управление направлено на повышение эффективности использования земельных ресурсов, вовлечение земельных участков в гражданский оборот на основе:

а) возможности оперативной государственной регистрации прав на земельный участок;

б) формирования объекта недвижимости, определения его правового статуса;

в) разработки и утверждения системы законодательных и нормативных актов об установлении (определении) сервитутов, ограничений и обременений, целевого назначения земельного участка;

г) наличия земельно-информационной системы, основанной на данных Государственного земельного кадастра;

д) создания и развития инфраструктуры рынка оборота земельных участков и/или прав на земельные участки, включающего специализированные кредитные учреждения, риэлтеров, институт оценки и др.;

е) определения порядка ценообразования на земельные участки (права на них), передаваемые в гражданский оборот;

ж) определения нормативов землепользования (участков, передаваемых в соответствии с целевым назначением под социальные и другие объекты, а также в рамках реализации городских заказов и программ);

з) сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную плату и т. п.);

и) проведения кадастровой оценки земель.

Исходя из этого земельные участки подлежат обязательному межеванию и регистрации прав на них. Действие сервитутов, обременяющих использование земельных участков в городе, предусматривает учет особенностей существования городской среды и возможностей дополнения перечня сервитутов по установленной процедуре в интересах города по инициативе уполномоченного органа.

Управление земельными ресурсами, в основном, направлено на:

а) увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет всех уровней за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых земельных участков, повышения эффективности их использования;

б) сокращение потерь финансовых средств от проведения встречных расчетов между пользователями земельными ресурсами и органами власти города;

в) вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот;

г) введение экономически обоснованных нормативов по эксплуатации и содержанию городских земельный ресурсов;

д) оптимизацию структуры земельных ресурсов;

е) формирование инфраструктуры управления:

ж) усиление контроля органов власти за выполнением условий закрепления земельных ресурсов на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного земельного участка, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации;

з) совершенствование нормативно-правовой базы управления земельными ресурсами, формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих эффективное управление землей.

и) организацию информационной системы, базирующейся на следующих основных принципах:

Для эффективного управления земельными ресурсами используется весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Оценка управление земельными ресурсами начинается с определения критериев того, что будет признано эффективным управлением.

Управление всегда субъективно, поэтому критериев эффективности может быть столько же, сколько существует владельцев у земли. Формирование критериев и механизма оценки эффективности управления осуществляется сверху вниз, начиная с самых общих целей, которые должен сформулировать владелец земли.

Наличие четких и однозначно понимаемых всеми заинтересованными сторонами целей позволяет использовать самый простой и самый корректный критерий эффективности управления -- достижение поставленных целей.

Типичные цели использования земельной собственности в государственных и муниципальных организациях:

· гарантированное сохранение вложенных средств;

· целевое использование инвестиций;

· выполнение условий, сопровождающих предоставление финансирования.

Дальнейшая разработка планов, нормативных показателей, форм отчетности и других документов, без которых будет невозможно объективно оценить качество управления земельными ресурсами, должна осуществляться только на основе этих формализованных целей.

Таким образом, первое необходимое условие для формирования критериев и механизма оценки эффективности управления -- наличие формализованных целей, которых хочет достигнуть владелец земли.

Второе необходимое условие заключается в том, что цели должны быть не только формализованы, но и представлены в измеряемом виде. Это значит, что при определении целей должны использоваться не качественные показатели -- лучше, дальше, больше, -- а количественные характеристики, которые легко поддаются сравнению и оценке. Таких количественных характеристик не должно быть много, но, являясь ключевыми информативными показателями, они позволят собственнику сделать вывод о том, насколько эффективно осуществляется управление его земельной собственностью.

Такой подход предполагает введение механизмов оценки полезности земельных ресурсов путем определения бюджетной и иной эффективности, установления нормативов.

Основной критерий оценки -- степень реализации поставленных целей, выполнения нормативных требований. Каждый земельный участок проверяется на необходимость его сохранения в собственности субъекта. Устанавливается режим его наиболее эффективного использования в рамках поставленных задач. Дальнейшие управленческие решения учитывают найденный оптимальный режим.

Бюджетная эффективность уполномоченного органа, управляющего земельными ресурсами, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды за анализируемый период (за вычетом льгот) к стоимости земельных ресурсов, принадлежащих субъекту. Критерии и нормативы «социальной эффективности» подлежат разработке.

Они же позволят уполномоченному органу, осуществляющему доверительное управление землей, иметь четкие критерии того, что ожидает от него собственник и как будет оцениваться его работа.

законодательство земельный ресурс собственность

В статье 9 Конституции Российской Федерации признается право муниципальной собственности на землю и другие природные ресурсы.

Земля (далее будет идти речь о землях населенных пунктов) является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов. В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от ее использования (земельный налог и арендная плата) не превышает 4 - 5% доходов местных бюджетов.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать условия и осуществлять контроль над использованием земель, находящихся в границах муниципального образования. Указанные действия составляют важную государственную функцию, поэтому органы местного самоуправления тесно взаимодействуют по этим вопросам с государственными органами, осуществляющими госземконтроль.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель, находящихся в муниципальной собственности.

По Федеральному закону от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», к муниципальной собственности относятся:

Земли особо охраняемых природных территорий местного значения, земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

Земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

Земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

Земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также созданным органами местного самоуправления муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации ;


Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

В Российской Федерации негосударственные субъекты собственности на землю имеют права не на все недра, соответствующие их земельному участку, а только на общераспространенные полезные ископаемые (глина, песок и т.п.). Залежи угля, нефти, руды и т.п. не включены в состав недвижимого имущества частного собственника земельного участка, так как недра полностью принадлежат государству.

Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно Конституции РФ , земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи. Предпочтительной формой собственности на землю является такая, при которой собственник объекта недвижимости является одновременно собственником соответствующего земельного участка.

Однако работа по реальному разграничению земель поселений по формам собственности далека от завершения. Установление муниципальной собственности на земли поселений позволит создать предпосылки для превращения муниципального образования в полноценного собственника и равноправного участника земельных отношений, сделать город единым имущественным комплексом, наследующим судьбу своего земельного участка, сформировать новую систему налоговых отношений, проводить активную имущественную и земельную политику.

Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы максимальное количество земель поселений было отнесено в процессе разграничения к муниципальной форме собственности.

Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации.

Для превращения муниципального образования в реального земельного собственника органам местного самоуправления в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования.

В частности, на муниципальном уровне необходимо:

Разработать и принять правила землепользования и застройки территории;

Установить порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

Определить порядок установления органами местного самоуправления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные в черте поселения;

Установить нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

Принять положения о муниципальном и общественном земельном контроле и т.д.

Рис. 1 Формы землепользования в РФ

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо . Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собственника. Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях использования земельного участка не по целевому назначению категории; использования земельного участка, которое приводит к существенному ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для муниципальных нужд и т.п.

Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставленных гражданам на момент вступления Кодекса в силу. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.

Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения общественных интересов, в том числе интересов населения, проживающего на данной территории. Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе и т.п.

В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) на основании договора земельные участки могут предоставляться работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд (например, для строительства дорог или размещения объектов муниципального значения при отсутствии других экономически целесообразных вариантов возможного размещения этих объектов).

В настоящее время основным способом предоставления земельных участков для строительства является проведение торгов по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков. Кроме того, предоставление земельных участков для жилищного строительства, в том числе для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется исключительно на аукционах.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» регулирует правила организации и проведения торгов при продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков.

Проблемы в управлении земельными ресурсами:

Отсутствие единых методик оценки земельных участков;

Непрозрачность процедур управления землей;

Длительные сроки рассмотрения заявок;

Кадровые проблемы;

Длительное не освоение земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства;

Малоэффективное использование земель

Цели и задачи управления земельными ресурсами:

Повышение эффективности использования земли на территории муниципального образования;

Увеличение доходной части местного бюджета от земельных платежей и операций, связанных с землей;

Максимальное удовлетворение потреб-ностей в земельных участках как граждан, так и предприятий различных отраслей хозяйствования на территории города;

Предельное вовлечение земли в оборот и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель.

Осуществление муниципального земельного контроля за охраной и использованием земель;

Оформление права муниципальной собственности на землю;

Повышение налогооблагаемой базы по земельному налогу, увеличение поступлений доходов в бюджет от сданных в аренду земельных участков.

Завершение комплекса работ по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности граждан, определение списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны в установленном законом порядке невостребованными;

Признание в судебном порядке права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли;

Выделение земельных участков в счет земельных долей находящихся в муниципальной собственности;

Продажа земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, предоставление земельных участков, выделенных в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности хозяйствующим субъектам;

Вовлечение в оборот земель, не используемых или неэффективно используемых участниками земельных отношений;

Совершенствование процедуры проведения торгов на право заключения договоров аренды на земельные участки;

Оказание содействия гражданам в оформлении прав на земельные участки;

Организация и проведение кадастровых работ по формированию земельных участков и их кадастровому учету.

Рис. Система управления земельными ресурсами МО

Система управления земельными ресурсами регионов должна быть основана на земельной и налоговой политике государства, как базы для взаимодействия регионов с центром, а также экономической самостоятельности регионов в принятии тактических решений.

Одно из ключевых направлений государственной земельной политики, повышение эффективности управления земельными ресурсами ориентированной на:

Формирование информационной основы для налогообложения земель и обеспечения налоговых поступлений в бюджет;

Создание базисных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор российской экономики, увеличение вложений в улучшение использования земель;

Создание и укрепление системы государственных гарантий прав граждан на землю.

Эффективность государственной земельной политики на региональном уровне обеспечивается соблюдением следующих основных принципов: целенаправленность; интегрируемость в федеральную правовую и экономическую политику; системность; последовательность; научно-экономическая обоснованность; практическая реалистичность.

Управление земельными ресурсами регионов на землях различных категорий и целевого назначения, отличаются от управления этим процессом на федеральном уровне, имеют свои особенности.

Например в Волгоградской области преобладают земли сельскохозяйственного назначения (9,2 млн. га), что составляет 81,9% от общей площади территории субъекта федерации (табл. 6.4.1).

Поэтому, первая особенность, государственного управления земельными ресурсами в регионе - организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Разработка критериев, выявления эффективных собственников и пользователей земель с учетом специфики сельскохозяйственного производства и инвестиционной обеспеченности агропромышленного комплекса региона.

Таблица 6.4.1 - Распределение земель

Повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства, и формирование экономически устойчивых предприятий в АПК.



Вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в гражданско-правовой оборот, на регулируемых государством инвестиционных условиях, учитывающих требования рационального использования земель. Формирование социальной инфраструктуры на селе, определение форм государственной поддержки инвесторов и контроля за их деятельностью.

Второй особенностью управления земельными ресурсами субъектов РФ - является то, что во многих из них своим законодательством была в разное время введена частная собственность на землю, по разному функционировал рынок земли, аренда земельных участков.

Основная цель регулирования арендных отношений на землях субъекта Федерации, - обеспечение максимизации бюджетных доходов, сохранение управляемости землями, находящихся в собственности государства и его субъектов. Ключевыми направлениями, реализации государственной земельной политики на региональном уровне являются:

Разработка и внедрение комплекса мер по совершенствованию системы государственного регулирования арендных отношений, предусматривающих централизацию в регионе полномочий по управлению арендными отношениями на землю;

Разработка и утверждение единой методики определения арендной платы за землю, учитывающей категории арендаторов, эффективность использования земель, уровень доходов и платежную дисциплину, взаимосвязь арендных отношений, с социальной политикой;

Установление порядка и условий предоставления земель в аренду с учетом приоритетов стимулирующих инвестиционные процессы в региональной экономике.

На особенности управления земельными ресурсами могут оказывать влияние различные факторы, связанные с историческими, социальными и экономическими особенностями региона (рис. 6.4.1).

Для повышения эффективности системы управления земельными ресурсами на уровне субъекта РФ, создания соответствующей инфраструктуры, необходимо совершенствовать механизм финансирования данного процесса, предусмотрев долгосрочные капитальные затраты, в региональных бюджетах, а текущие затраты - за счет средств субъектов земельных отношений.



Рисунок 6.4.1 – Факторы, оказывающие влияние на систему управления земельными ресурсами региона

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установил понятие муниципального образования.

В соответствии с законом, под муниципальным образованием понимают населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Такими территориями являются:

Городское или сельское поселение (город, поселок, село, деревня, хутор, станица);

Часть поселения (район в городе);

Несколько поселений, объединенных общей территорией (сельсовет, волость, сельский округ, район, уезд).

Территории муниципальных образований формируются с учетом исторических и местных традиций, в соответствии с законами субъектов РФ.

Конституция Российской Федерации определила задачи органов местного самоуправления, связанных с местом проживания:

Совместное использование ресурсов для производственной и иной хозяйственной деятельности;

Совместное пользование социальной инфраструктурой;

Регулирование общественной жизни муниципального образования (общественный порядок, национальные отношения и др.).

Главный субъект и одновременно объект самоуправления, это население муниципального образования. Органы местного самоуправления как организационная структура, выступающая от лица местного сообщества, должны осуществлять два типа функций: представлять и реализовывать интересы населения. Этим двум типам функций соответствуют представительные и исполнительные органы власти.

Органы местного самоуправления могут исполнять функции хозяйствующих субъектов, выступать как нормативный орган, как заказчик определенных видов работ, как организация, обеспечивающая условия для осуществления хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и др.

Для того чтобы система управления земельными ресурсами на уровне муниципального образования эффективно работала, необходимо не только сформировать объект управления, установить границы, определить площади, но и предать им легитимный статус.

Границы муниципальных образований могут утверждаться в виде картографических описаний. Устанавливаются границы в порядке определенном статьей 11 Закона 131-ФЗ. Согласно данному порядку:

Территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, входят в состав муниципальных районов;

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли для развития поселения;

В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры;

В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек или объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый;

Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав;

Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения и т.д.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти, органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере установления или изменения соответственно границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, обязаны представлять соответствующие сведения для внесения их в ГКН. Установление территории и границ - необходимый этап процесса образования и преобразования муниципальных образований. Он может быть составным элементом процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований, поскольку последние в собственных уставах описывают свои границы и раскрывают состав своей территории. При регистрации устава муниципального образования регистрирующий орган проверяет законность и этого фрагмента устава. Однако регистрирующий орган не вникает в вопросы целесообразности и не способен в рамках процедуры регистрации выверить правильность документального закрепления границ муниципального образования. Тем более на этом этапе сложно согласовать интересы сопредельных муниципальных образований в вопросе о территориальном размежевании между ними. Поэтому субъекты Федерации должны еще законодательно закреплять установление и изменение территории и границ муниципальных образований при образовании, преобразовании (объединении, разделении, присоединении, выделении, приобретении (утрате) части населенной территории), упразднении муниципальных образований, а также при приобретении либо утрате ими части ненаселенной территории.

К функциям управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях также относятся: планирование, прогнозирование и зонирование земель, перераспределение земель, мониторинг земель и контроль за их использованием; взимание платы за землю и др.

Необходимо отметить, что в связи с проведением земельной реформы, за последние четверть века, в границах муниципальных образований, появилось много новых пользователей, владельцев, собственников и арендаторов земельных участков. Распоряжение которыми, особенно на уровне сельских поселений, при отсутствии сведений, всесторонне характеризующих земельный фонд территории, как объекта управления, весьма затруднительна.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Каждый гражданин, проживающий на территории любого муниципального образования, считает землю общественной собственностью, в том числе и своей. Поэтому земельными ресурсами конкретной территории необходимо управлять с учетом экономического уклада и сложившегося менталитета населения. Земельная политика как результат деятельности органов управления для достижения поставленных целей должна быть проста, прозрачна и отвечать принятым в данном месте понятиям справедливости.

Объектом управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях выступают земля в установленных границах фиксированной площади и месторасположения, земельные участки, территориальные зоны, земельные доли (паи) и права на них.

Необходимо отметить, что многие граждане, проживающие в сельской местности, пользуются земельными участками, предоставленными для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), данный вид землепользования является в муниципальных образованиях доминирующим, имеющим свои особенности, как объект управления. Учитывая, что ЛПХ обладаютнесколько миллионов граждан РФ, остановимся на особенностях формирования таких земельных участков.

Федеральным законом от 07.07.2003 № 112 -ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" установлено:

Личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Реализация гражданами этой продукции не является предпринимательской деятельностью. Это означает, что платить налоги с полученных доходов от личного подсобного хозяйства не надо;

Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок, полученный или приобретенный ими для этих целей. Дополнительной регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.

Закон предписывает (п. 4 ст. 4) органам местного самоуправления установить максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых из государственных и муниципальных земель в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, а также предписывает субъектам Российской Федерации (п. 5 ст. 4) устанавливать максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться у граждан одновременно на праве собственности и(или) ином праве (праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды).

В случае, если этот максимальный размер общей площади будет превышен, то гражданин должен в течение года либо произвести отчуждение сверхнормативной площади (продать, подарить, отказаться), либо обязан пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства и платить налоги от доходов с продажи выращенной продукции.

Законодатель ввел этот ограничитель в целях предотвращения случаев приобретения в собственность или в аренду десятков и даже сотен гектаров для ведения личного подсобного хозяйства и ухода от налогообложения больших объемов реализуемой продукции. Ряд граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не имеют другого постоянного места работы и у них не идет трудовой стаж. Законом об ЛПХ им разрешено (ст. 9) добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и таким образом зарабатывать себе пенсию.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документом, удостоверяющим права на землю, является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), который ведут органы Росреестра. Эти органы выдают гражданину Свидетельства о государственной регистрации возникших прав на недвижимое имущество по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.98 № 219 "Об утверждении правил ведения ЕГРП".

В соответствии с п.9 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" равную юридическую силу с записями в ЕГРП имеют Государственные акты, свидетельства и другие документы, которые выдавались гражданам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

К таким документам относятся:

1) государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 17.09.91 № 493 (выдавался до 24.12.93, т.е. до принятия указа Президента РФ № 2287, которым ст.31 Земельного кодекса РСФСР, регулирующая выдачу государственных актов, признана недействующей);

2) Свидетельство на право собственности на землю, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 19.03.92 № 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" (выдавалось до 27.10.93. Еще одна форма свидетельства на право собственности на землю была утверждена указом Президента РФ от 27.10.93 № 1767 "О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России" (выдавалось до вступления в действие в регионе Российской Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ);

3) свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей, договор аренды земельного участка, формы которых были утверждены постановлением Правительства РФ от 19.03.92 № 177;

4) выписка из решения правления колхоза или выписка из приказа директора совхоза о предоставлении гражданину приусадебного земельного участка, выдавались до 8.05.91 (дата введения в действие Земельного кодекса РСФСР, принятого Верховным Советом РСФСР 25.04.91). Таким образом, все граждане, которые имеют перечисленные документы, являются законными правообладателями земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства.

Земля на территории муниципального образования может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

К государственным землям отнесены федеральные земли и земли субъектов Федерации, муниципальным - земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям. Земли в пределах границ муниципального образования, не отнесенные к государственной, частной и иной собственности, а также земли, приобретенные органами местного самоуправления за пределами муниципальногообразования, находятся в распоряжении муниципального образования (рис. 6.6.1).

Рисунок 6.6.1 - Характеристика муниципальных земель

Наделение полномочиями органов местного самоуправления и возложение на них конкретных обязанностей осуществляется со стороны населения через уставы муниципальных образований. В рамках формируемых границ определяют приоритетные направления развития муниципального образования, в соответствии с которыми создают структуру исполнительного органа местного самоуправления.

Как уже отмечалось, функции, выполняемые органами местного самоуправления, достаточно разнообразны. Особенностью управления земельными ресурсами на муниципальном уровне является то, что исполнительный орган местного самоуправления должен: осуществлять исполнительно-распорядительные функции; готовить предложения по комплексному социально-экономическому развитию территории, местному бюджету, земельным отношениям и иным вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления. Организовывать, финансировать и проводить комплексные кадастровые работы в соответствии с ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости».

Заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа. В результате выполнения таких работ обеспечивается подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях. Работы выполняются только при наличии утвержденного проекта межевания территории элементов планировочной структуры, проекта межевания земельного участка или земельных участков, утвержденного в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и др. проектной документации. На территориях садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, работы выполняются при наличии утвержденного проекта межевания территории или проекта организации и застройки СНТ. Для определения местоположения границ земельных участков, при проведении комплексных кадастровых работ, используются материалы землеустроительной документации,содержащейся в государственном фонде данных. Материалы картографо-геодезических фондов, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах, находящихся в архивах организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в муниципальных образованиях, документы о правах на землю, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков и др. При проведении комплексных кадастровых работ в соответствии с ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости», процедура согласования карты-плана территории, содержащей необходимые для кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях осуществляется в порядке установленном приказом Минэкономразвития РФ от 20.04.2015 г. согласительной комиссией, образованной, органом местного самоуправления.

Согласительной комиссией могут быть приняты решения:

О признании местоположения границ земельного участка (участков) согласованным;

О нецелесообразности изменения проекта карты-плана территории в связи с необоснованностью представленных заинтересованными лицами возражений относительно местоположения границ земельных участков;

О внесении исполнителем комплексных кадастровых работ изменений в проект карты - плана территории в соответствии с представленными заинтересованными лицами возражениями относительно местоположения границ земельных участков;

О признании местоположения границ земельного участка (участков) спорным в предусмотренном пунктом 2 части 17 статьи 42.10 Закона о кадастре случае;

О направлении заказчику комплексных кадастровых работ для утверждения оформленного исполнителем комплексных кадастровых работ проекта карты-плана территории в окончательной редакции.

В решении, приводятся кадастровые номера или обозначения образуемых земельных участков в соответствии с проектом карты-плана территории.

На территории муниципального образования могут находиться федеральные и региональные структуры, поэтому решение вопросов связанных с распоряжением земельными ресурсами в этом случае, требует проведения дополнительных согласований и разрешительных процедур с хозяйствующими субъектами федерального и регионального подчинения, любых форм собственности, что тоже является особенностью управления земельными ресурсами на муниципальном уровне.

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

УДК 352:65.261

Гайтамирова М.Р.1

УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ МО: СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы земельных ресурсов и их управления. Сформулированы основные положения и принципы управления земельными ресурсами муниципального образования в современный период развития земельных отношений в Российской Федерации.

Ключевые слова: земельные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, управление земельными ресурсами, муниципальное образование.

Gaytamirova M.R.

MANAGEMENT OF LAND RESOURCES OF THE MUNICIPALITY: THE SUBJECT-OBJEKT ASPEKT

Abstract. The article deals with the problems of land resources and their management. The basic provisions and principles of land management at the present stage of development of land relations in the Russian Federation.

Keywords: land resources, natural-resource potential, land management, municipality.

Земля служит главным источником удовлетворения первостепенных потребностей человека, является важнейшим условием производства и поэтому имеет большое значение в жизни людей. Жизнь человечества немыслима без непрерывного использования земельных ресурсов как вещественного фактора и объекта общественных отношений. Под воздействием человеческого труда земля становится не только средством производства, вовлеченным в систему сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства, но и выступает как материальное условие, и как активный фактор - главное средство производства, обладающее уникальной отличительной чертой - плодородием, то есть способностью воспроизводить растения, обеспечивая их необходимыми питательными веществами.

Уровень плодородия не постоянен и зависит от ряда социально-экономических, технологических и других факторов. Так, в результате воздействия на землю человеческого труда на

основе естественного плодородия возникло рукотворное (то есть искусственное) плодородие. Когда два вида плодородия слились в единое целое, окультуренный человеком грунт стал классическим прикладом природ-но-антропогенного фактора. Но нерациональное использование земли может привести к снижению этой уникальной способности. Поэтому вопрос об охране и организации рационального использования земель всегда лежит в плоскости интересов общества. Общество заинтересовано в том, чтобы тот, кому принадлежит земля, организовал ее использование наиболее оптимальным способом .

Как правило, при этом интересы общества и конкретного землепользователя совпадают. Но возможно и расхождение этих интересов. Да, конечно, что временный пользователь обнаружит интерес только к получению эффекта в течение того срока, пока он использует землю. Об этом еще в середине прошлого века писал К. Маркс: «... одна из самых больших препятс-

1 Гайтамирова Мадина Руслановна, магистрант, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: [email protected]

Gaytamirova Madina, undergraduate. The North Caucasian institute-branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: roksana. со mi/ma il.ru

твий рационального земледелия, то, что фермер избегает всяких улучшений и расходов, если нельзя ожидать, что они вполне будут использованы до истечения срока аренды».

Интересы же общества как совокупности поколений включают в себя обеспечение сохранения земель и воспроизводства почвенного плодородия.

Учет интересов отдельного землепользователя и общества в целом по правилу «баланс интересов участников» позволяет судить о рациональном подходе в использовании земель различных категорий.

В значительной степени достижению такого баланса способствует сочетание в одном лице функций пользователя участка, что объективно стремится интенсифицировать использование земли и взять при этом максимальную выгоду, и его владельца, который стремится, в свою очередь, сохранить полезные свойства своего участка.

Так, обследование земель КФХ (крестьянс-ко-фермерские хозяйства), имеющих большие площади территорий и в собственности, и в аренде показали, что на собственной земле фермеры придерживаются системы севооборотов, вовремя вносят удобрения, удаляют камни и т. д., тогда как на арендованной земле (даже если она имеет большую потребность в мелиоративных работах) те самые фермеры игнорируют осуществление природно-защит-ных действий .

Таким образом, в процессе использования земли, особенно сельскохозяйственного назначения, должны сочетаться как интересы конкретных землепользователей, так и общества в целом, всех участников земельных отношений, в частности, потенциальных.

Использование земель муниципальных образований должно:

1) соответствовать социально-экономическим интересам развития страны в целом, региона, муниципального образования, отдельных отраслей, и конкретных землепользователей;

2) наиболее полно учитывать природные и экономические условия и свойства конкретных территорий и предусматривать оптимальное соотношение специализации и размеров производства с территориальными особенностями;

3) быть эффективно организовано для конкретных условий пространства и времени способом, обеспечивающим максимизацию экономического и социального эффекта с учетом соблюдения экологических требований;

4) обеспечивать оптимальное взаимодействие с окружающей средой, охрану земли в процессе ее использования, повышения плодородия почв и сохранения состава и соотношения земельных угодий;

5) предусматривать бережное отношение к земле, что включает в себя как количественную (борьба с негативными процессами, которые приводят к сокращению пригодных для использования площадей), так и качественную борьбу с вредителями;

6) предусматривать постоянное совершенствование технологических процессов, непосредственно связанных как с использованием земель, так и не связанных, но таких, которые влияют на состояние земель или качество выращиваемой продукции .

Осуществлять управление муниципальным имуществом в качестве собственника, реализовывать полномочия по распоряжению имуществом может субъект, наделенный соответствующими полномочиями.

Органы местного самоуправления владеют, пользуются, распоряжаются муниципальными землями и другими природными ресурсами в целях развития муниципального образования и обеспечения социально-экономических интересов его граждан. Право муниципальной собственности на землю закреплено ст. 9. Конституции Российской Федерации. .

В Земельном Кодексе Российской Федерации определены следующие полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений:

Резервирование земель;

Установление правил землепользования и

застройки территорий городских и сельских поселений;

Разработка и реализация местных про-

грамм использования и охраны земель,

Изъятие, в том числе путем выкупа, зе-

мельных участков для муниципальных нужд,

Иные полномочия по решению вопросов

местного значения в области использо-

вания и охраны земель, находящихся в муниципальной собственности .

Относительно земли как объекта управления можно встретить неуместное употребление терминов «земельно-ресурсный потенциал» или «земельные ресурсы», тогда как в большинстве речь идет о земельном участке как объекте земельно-имущественных отношений (собственность, аренда, постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование).

Для характеристики земли - территории как интегрального ресурса природы, по сути, отсутствует адекватное определение. С большой вероятностью здесь можно использовать термин «земельно-ресурсный» потенциал или его модификации - «природно-ресурсный потенциал территории», «природный потенциал территории» и др., хотя вполне очевидна их ориентировочная способность. Так, в частности, значение слова «потенциал» однозначно детерминирует возможности использования земельной территории и помогает рассматривать их, как явление будущего (потенциал - от лат. Ро1епЦз сила, то есть свойства земли или присущие ей качества, средства, которые могут быть использованы для достижения определенной цели или решения какой-то проблемы, в частности, продовольственной или более широкой-экономической).

Как видим, даже краткий анализ толкований понятий и терминов в области использования земельных ресурсов дает некоторое представление о сложности проблемы. Во избежание терминологической путаницы и объяснения позиции далее приводятся определения понятий, употребляемых в области земельных отношений и сфере использования и охраны земель.

Итак, в современном понимании земельные ресурсы - сложное понятие, к которому условно можно применить определение «при-родно-социальное образование», характеризующееся признаками пространственного и интегрального ресурса - протяженностью, рельефом, недрами, водами, почвенным покровом, растительностью, а также является объектом хозяйственной деятельности и расселения, определяет экологические условия жизни людей.

Проще можно сказать, что земельные

ресурсы это - территориально-пространственно-природный базис исторического месторасположения народа и сложный соци-ально-эколого-экономический объект управления.

Вместе с общей площадью главными характеристиками земельных ресурсов являются - плотность населения на единицу этой площади и степень ее освоенности, а также наличие природно-минеральных ресурсов.

В настоящее время, нет единого и точного определения понятию «управление земельными ресурсами», более того, любое определение управления связано с понятиями, общепринятая формализация которых не проработана (система, цель, задачи, функции и т.д.).

Под управлением принято понимать действие со стороны какого-то активного начала относительно определенных объектов или со стороны субъекта управления по объекту управления. Оно направлено на достижение определенной цели, желаемого результата.

Цель управления - это заранее определенный результат (состояние объекта), на достижение которого направлены средства и методы регулирования социально-экономического развития и улучшения экологического состояния.

Наличие четких и однозначно понимаемых всеми заинтересованными сторонами целей позволяет использовать самый простой и самый корректный критерий эффективности управления - достижение поставленных целей.

Управление земельными ресурсами муниципального образования связано с использованием органами муниципальной власти организационно-экономического механизма воздействия на деятельность хозяйствования субъектов права путем установления определенных правил владения, пользования и распоряжениями земельными ресурсами.

К основным организационным действиям по управлению земельными ресурсами муниципального образования относятся:

1) планирование, т.е. определение и постановка целей, задач и методов принятия решения для достижения наиболее эффективного и рационального землепользования;

2) организация управленческой структуры с определением роли и задач каждого подразделения;

3) мотивация, то есть создание внутреннего побуждения управленческих структур к необходимым действиям;

4) контроль, то есть процесс обеспечения достижения целей управления .

Эти действия одновременно должны быть направлены на стимулирование деловой, инвестиционной активности и повышение эффективности использования земельной собственности, которая как объект предпринимательской деятельности служит определенной гарантией стабильности бизнеса и воспроизводства капитала с соответствующим доходом, что в условиях рынка является определяющим для каждого землевладельца и землепользователя.

Совершенствование системы управления земельными ресурсами, как важного фактора социально-экономического развития муниципальных образований является одним из узловых вопросов политики любого муници-

палитета. Кроме того, в России управление земельными ресурсами является ключевой проблемой земельной реформы, что до последнего времени не нашло окончательного решения, что, в свою очередь, связано с решением вопроса о путях экономического и политического развития России.

В современном обществе развернулась полемика о механизме развития земельных отношений: стихийный или сознательный (что регулируется государством).

По моему мнению, управление земельными ресурсами - это сознательное, целенаправленное влияние органов власти и общества на рациональное использование земли через рыночные земельные отношения. Это влияние основано на познании объективных закономерностей с целью обеспечения эффективного функционирования земельных ресурсов муниципального образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гусев Р.К. Земельное право: Уч. пособие. - Московская Государственная Юридическая Академия - М.: Контракт, 2012. - 340 с.

2. Улюкаев В.Х. Земельное право: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Былина, 2012. - 300 с.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: