К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.
Согласно ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.97 стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации в соответствии с «Положением о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении Государственного реестра», утвержденным постановлением
№ 39 Госгортехнадзора России от 03.06.99.
Грузоподъемные машины должны отвечать требованиям
ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», ПБ 10-256-98 «Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)», «Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов», «Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков».
Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их правилам и нормам Госгортехнадзора. Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям, стандартам, нормам и правилам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.
Для обеспечения безопасной эксплуатации подъемно-транспортные машины снабжают средствами защиты, включая системы дистанционного управления. Для дистанционного управления подъемно-транспортными машинами применяют электрические следящие системы (при стационарном пульте управления) и радиоуправление (при управлении с разных мест). Инспекция Госгортехнадзора и администрация предприятия устанавливают постоянный надзор за состоянием грузоподъемных устройств, канатов, цепей, сменных грузозахватных органов (крюков, грузоподъемных электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и тары (контейнеров, кошен и т.п.), уходом за ними и безопасностью эксплуатации. В частности, правилами Госгортехнадзора предусматривается проведение регламентированных испытаний грузоподъемных машин, представляющих с точки зрения охраны труда в машиностроении наибольшую опасность среди всех подъемно-транспортных машин.
Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному - не реже одного раза в год; полному - не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.). При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытанию. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.
Осмотр сопровождается проверкой работы механизмов и электрооборудования, тормозов и аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.
3.8. Организация безопасного производства работ.
Перечень работ с повышенной опасностью
К работам повышенной опасности относятся работы, при выполнении которых имеется или может возникнуть производственная опасность вне зависимости от характера выполняемой работы. Поэтому при выполнении таких работ, кроме обычных мер безопасности, необходимо выполнение дополнительных мероприятий, разрабатываемых отдельно для каждой конкретной производственной операции.
В каждой организации составляется перечень работ повышенной опасности с учетом конкретных условий и особенностей технологии, который утверждается руководителем организации (главным инспектором, техническим директором и т.н.). Он составляется на основе примерного перечня работ с повышенной опасностью в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, например, СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве»; «ПОТ РМ - 016 - 2001, РД 153 - 34.0 - 03.150 - 00. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок»; «ПОТ РО - 14000 - 005 - 98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения»; Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте (ПОТ РМ - 012 - 2000); Правила по охране труда при эксплуатации коммунального водопроводно-канализационного хозяйства (1998 г.).
Так, например, СНиП 12-03-99 содержит примерный перечень мест (условий) производства и видов работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск. К таковым относятся:
Выполнение работ с применением грузоподъемных кранов и других строительных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газонефтепродуктов, складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов;
Выполнение любых работ в колодцах, шурфах, замкнутых и труднодоступных пространствах;
Выполнение земляных работ на участках с патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники и т.п.), в охранных зонах подземных электрических сетей, газопровода и других опасных подземных коммуникаций;
Осуществление текущего ремонта, демонтажа оборудования, а также производство ремонтных или каких-либо строительно-монтажных работ при наличии опасных факторов действующего предприятия;
Выполнение работ на участках, где имеется или может возникнуть опасность со смежных участков работ;
Выполнение работ в непосредственной близости от полотна или проезжей части эксплуатируемых автомобильных и железных дорог (определяется с учетом действующих нормативных документов по безопасности труда соответствующих министерств и ведомств);
Выполнение газоопасных работ.
Работы повышенной опасности следуют выполнять только при наличии наряда-допуска и после проведения целевого инструктажа непосредственно на рабочем месте.
Наряд-допуск - это задание на производство работ, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность выполнения работы. Форма наряда-допуска приводится в перечисленных документах.
Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. Выдача и возврат его регистрируются в журнале.
Исправления при заполнении наряда-допуска не допускаются.
Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах. Один находится у лица, выдавшего наряд-допуск, другой выдается ответственному руководителю работ. При работах на территории действующего предприятия наряд-допуск оформляется в 3 экземплярах (3-й экземпляр выдается ответственному лицу действующего предприятия). В случае невыполнения работ в указанное в наряде-допуске время или изменения условий производства работ работы прекращаются, наряд-допуск закрывается, возобновление работ разрешается только после выдачи нового наряда-допуска. Изменения в составе бригады регистрируются в приложении к наряду-допуску по специальной форме.
Окончание работ оформляется подписями в наряде-допуске, и он передается ответственному руководителю работ. Срок хранения закрытого наряда-допуска - 30 дней. Проведение инструктажа по безопасности фиксируется в наряде-допуске с подписью участников.
К самостоятельному выполнению работ повышенной опасности допускаются лица:
Не моложе 18 лет;
Признанные годными к производству работ медицинским освидетельствованием;
Имеющие производственный стаж на указанных работах не менее одного года и тарифный разряд не ниже третьего;
Прошедшие обучение и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;
Имеющие удостоверение на право производства этих работ;
Получившие инструктаж на рабочем месте по безопасности при выполнении работ.
Рабочие, впервые допускаемые к работе повышенной опасности, в течение одного года должны выполнять такие работы под непосредственным надзором опытных рабочих, назначенных для этого приказом по организации.
Право выдачи нарядов-допусков предоставляется специалистам, аттестованным по охране труда и уполномоченным на это приказом руководителя организации, например, техническому директору, главному инженеру, заместителям директоров, начальникам самостоятельных подразделений и их заместителям.
Лица, выдающие наряд-допуск, определяют необходимость и объем работ, условия безопасного выполнения этих работ, осуществляют контроль за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности производства работ, определяют квалификацию ответственного руководителя работ, ответственного исполнителя работ, членов бригады.
Ответственным за организацию и производство работ повышенной опасности являются:
Лица, выдающие наряд-допуск;
Ответственные руководители работ;
Ответственные исполнители работ. Ответственные руководители и исполнители должны быть аттестованы по охране труда. Разрешается следующее совмещение обязанностей ответственных лиц:
Лицо, выдающее наряд-допуск, может быть одновременно ответственным руководителем работ;
Ответственный руководитель работ может быть одновременно ответственным исполнителем, работ.
Ответственный руководитель работ несет ответственность за полноту и точное выполнение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, квалификацию ответственного исполнителя работ и членов бригады (звена), включенных в наряд-допуск, а также за допуск исполнителей на место производства работ.
Ответственными исполнителями могут назначаться прорабы, мастера, бригадиры (звеньевые). Они несут ответственность за безопасное выполнение работ, соблюдение членами бригады мер безопасности, указанных в наряде-допуске, обязательное применение средств индивидуальной защиты, производственную и технологическую дисциплину.
Ответственный исполнитель работ не имеет право покинуть рабочее место. В случае возникновения такой необходимости его обязан заменить ответственный руководитель работ. При невозможности замены работы должны быть прекращены, а рабочие выведены с места производства работ.
Бригада работающих по наряду-допуску должна состоять не менее чем из двух человек.
4. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ
4.1. Средства индивидуальной защиты работающих.
Классификация средств индивидуальной защиты
Вопросы обязательного обеспечения работающих СИЗ регламентируются ст. 14 закона «Об основах охраны труда к РФ», ст. 149 КЗоТ, «Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденными Постановлением Минтруда РФ 18 декабря 199S г. № 51, Постановлением Минтруда РФ от 29 декабря 1999 г. № 39 «О внесении изменений и дополнений в правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», государственными стандартами системы ССБТ, перечнем Постановлений Минтруда об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для всех отраслей экономики народного хозяйства (1997 г.).
По характеру применения средства защиты подразделяются на две категории: средства коллективной защиты и средства индивидуальной защиты.
СИЗ применяется в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочным решением и средствами коллективной защиты.
Целью применения любого СИЗ является снижение до допустимых значений или полное предотвращение влияния oпacных и вредных производственных факторов на человека. При этом отрицательное влияние СИЗ на жизненно важные функциональные системы организма и трудовой процесс должно быть сведено к минимуму. СИЗ должны отвечать требованиям технической эстетики и эргономики. Поэтому они подвергаются оценке по защитным, физиолого-гигиеническим и эксплуатационным показателям.
При аттестации рабочих мест по условиям труда оценка фактического состояния последних на рабочем месте включает в себя оценку обеспеченности работников СИЗ. а также эффективность этих средств.
Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется посредством:
Сопоставления фактически выдаваемых СИЗ с Типовыми отраслевыми нормами;
Оценки соответствия выдаваемых СИЗ фактическому состоянию условий труда.
При этом эффективность и качество СИЗ должны быть подтверждены сертификатом соответствия.
Текущий и предупредительный надзор за применением СИЗ, работающих с вредными химическими веществами определен
МУ 2.2.8.000-94.
В соответствии с ГОСТом 12.3.011-89 «ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация» средства индивидуальной защиты в зависимости от назначения подразделяются на следующие классы:
Костюмы изолирующие (пневмокостюмы, гидроизолирующие костюмы, скафандры);
Средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, самоспасатели, пневмошлемы, пневмокаски, пневмокуртки);
Одежда специальная защитная (комбинезоны, полукомбинезоны, куртки, брюки, тулупы, халаты, пальто, полупальто, полушубки, накидки, плащи, полуплащи, рубашки, шорты, жилеты, платья, сарафаны, блузки, юбки, напыльники, фартуки);
Средства защиты ног (сапоги, полусапоги, ботинки, полуботинки, туфли, галоши, боты, бахилы, портянки), в том числе от вибрации и действия электротока;
Средства защиты рук (рукавицы, перчатки, наладонники, напальчники, напульсники, нарукавники, налокотники), в том числе дерматологические средства (пасты, мази, кремы);
Средства защиты головы (каски, шлемы, подшлемники, шайки, береты, шляпы, колпаки, косынки, накомарники);
Средства защиты лица (щитки защитные лицевые);
Средства защиты глаз (очки защитные);
Средства защиты органов слуха (противошумовые шлемы,
наушники, вкладыши);
Средства защиты от падения с высоты (предохранительные
пояса, тросы, ловители и др.);
Средства защиты комплексные (единые конструктивные устройства, обеспечивающие защиту двух и более органов - дыхания, зрения, слуха, а также лица н головы).
Конструкции СИЗ могут быть универсальными. В этом случае они обеспечивают защиту от всех или основных вредных и опасных факторов (например, СИЗ органов дыхания, защищающие от всех видов пыли). СИЗ, предназначенные для конкретных условий труда или профессии, называют специальными (спецодежда для шахтеров, геологов, лесорубов и т.п.)
Не относится к СИЗ форменная одежда, которой обеспечиваются работающие в некоторых отраслях промышленности.
4.2. Порядок обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» и ст. 149 КЗоТ РФ работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (в дальнейшем - СИЗ) в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством РФ.
Приобретение СИЗ и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производится за счет средств работодателя (ст.ст. 8, 14 и 17 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ»).
В соответствии с подпунктом «ж» п. 2 постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 28, ст. 2686) затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, в т.ч. обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, защитными приспособлениями, включатся в себестоимость продукции (работ, услуг).
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи СИЗ (в дальнейшем - Типовые отраслевые нормы) предусматривают обеспечение работников СИЗ независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организации и их организационно-правовых форм.
Например, рабочим, занятым в производстве облицовочных материалов из природного камня, независимо от того, в организациях какой отрасли экономики находится это производство, СИЗ выдаются в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам промышленности строительных материалов, организации стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности. Станочнику, занятому механической обработкой металла, независимо от того, в какой организации он работает, СИЗ выдаются и соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам машиностроительных и металлообрабатывающих производств.
Работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых нормах бесплатной выдачи СИЗ работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, СИЗ выдаются независимо от того, в каких производствах, цехах и на участках они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах. Например, аккумуляторщику, работающему в организации автомобильного транспорта, СИЗ выдаются в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики.
Этой же категории рабочих, занятых на подземных горных работах в горнодобывающей промышленности, бесплатная выдача СИЗ должна производиться согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи СИЗ работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности. Наименования профессии рабочих и должностей специалистов и служащих, предусмотренные в Типовых отраслевых нормах, указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
В отдельных случаях в соответствии с особенностями производства работодатель может по согласованию с государственным инспектором по охране труда и соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных Типовыми отраслевыми нормами, другим, обеспечивающим полную защиту от опасных и вредных производственных факторов: комбинезон х/б может быть заменен костюмом х/б или халатом и наоборот; костюм х/б - полукомбинезоном с рубашкой (блузой) или сарафаном с блузой, и наоборот; костюм суконный - костюмом х/б с огнезащитной или кислото-защитной пропиткой и наоборот, костюм брезентовый - костюмом х/б с огнезащитной или водоотталкивающей пропиткой, и наоборот; ботинки (полусапоги) кожаные - сапогами резиновыми, и наоборот; ботинки (полусапоги) кожаные - сапогами кирзовыми, и наоборот; валенки - сапогами кирзовыми и наоборот.
В тех случаях, когда такие средства индивидуальной защиты, как предохранительный пояс, диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический резиновый коврик, защитные очки и щитки, респиратор, противогаз, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели, антифоны, заглушки, шумозащитные шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и другие не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых работ со сроком носки до износа или как дежурные и могут включаться в коллективные договоры и соглашения.
Затраты по обеспечению СИЗ, указанных выше, также включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
При заключении трудового договора (контракта) работодатель знакомит работников с Правилами обеспечения работников СИЗ, а также с нормами выдачи им средств индивидуальной защиты.
Выдаваемые работникам СИЗ должны соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы и обеспечивать безопасность труда. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» СИЗ, в т.ч. и иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в РФ, и иметь сертификаты соответствия. Приобретение и выдача работникам СИЗ, не имеющих сертификата соответствия, не допускаются.
Работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.
В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие исправные СИЗ.
Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах дежурные СИЗ коллективного пользования должны выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены, или могут быть закреплены за определенными рабочими местами (например, тулупы - на наружных постах, перчатки диэлектрические - при электроустановках и т.д.) и передаваться от одной смены другой. В этих случаях СИЗ выдаются под ответственность мастера или других лиц, уполномоченных работодателем.
Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах теплая специальная одежда и теплая специальная обувь (костюм)- на утепляющей прокладке, куртки и брюки на утепляющей прокладке, костюмы меховые, тулупы, валенки, шапки-ушанки, рукавицы меховые и др.) должны выдаваться работникам с наступлением холодного времени года, а с наступлением теплого могут быть сданы работодателю для организационного хранения до следующего сезона. Время пользования теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью устанавливается работодателем совместно с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом с учетом местных климатических условий.
Ученикам любых форм обучения, учащимся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также работникам, временно выполняющим работу по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами, на время выполнения этой работы СИЗ выдаются в общеустановленном порядке.
Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочих, профессии которых предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах, выдаются те же СИЗ, что и рабочим соответствующих профессий.
Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах СИЗ для рабочих, специалистов и служащих должны выдаваться указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой должности или профессии являются старшими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих СИЗ.
Рабочим, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в т.ч. в комплексных бригадах, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии должны дополнительно выдаваться в зависимости от выполняемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренные Типовыми отраслевыми нормами для совмещаемой профессии.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
Выдача работникам и сдача ими СИЗ должны записываться в личную карточку работника.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ.
Лицевая сторона личной карточки
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:
1. Рутковский А. Л., Дюнова Д. Н. Построение алгоритмов идентификации объектов управления в замкнутых системах / Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. - 2008. - №5. - С. 3-8.
© Дюнова Д.Н., 2016
УДК: 622.691.4.004
Н.В.Ефанов
Эксперт, ООО "МАЮЛ", г. Ростов-на-Дону
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
Аннотация
Большое число несчастных случаев на производстве происходит при выполнении работ по подъему, перемещению и опусканию грузов грузоподъемными машинами и механизмами. В данной работе перечисляются требования по обеспечению безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин на основе Ростехнадзора России.
Ключевые слова
Безопасность, эксплуатация, грузоподъемные машины
Основные причины приводящие к травматизму при работе грузоподъемных машин представляют собой неправильную строповка груза, применение неисправных грузозахватных приспособлений, нахождение людей в опасной зоне или под поднимаемым грузом, несоблюдение схем строповки или технологических карт при складировании грузов, нахождение людей в полувагоне или кузове автомашины при подъеме груза краном, неправильная установка кранов вблизи откосов, котлованов и траншей; несоблюдение требований безопасности при работе стреловых самоходных кранов вблизи линий электропередачи и др.
Одной из главных причин аварийных ситуаций является неудовлетворительная организация безопасного производства работ кранами со стороны инженерно-технических работников предприятий.
Нередко лица, ответственные за безопасное производство работ кранами не проводят инструктаж крановщиков и стропальщиков по безопасности выполнения предстоящей работы, допускают использование не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза грузозахватных приспособлений и тары, не указывают крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов, опускают обслуживанию кранов в качестве стропальщиков необученных рабочих, не указывают крановщикам безопасные места установки стреловых самоходных кранов для работы вблизи линий электропередачи, допускают производство работ без наряда-допуска в случаях, предусмотренных правилами безопасности, и не обеспечивают рабочих необходимым инвентарем и средствами для безопасного производства работ кранами, не следят за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ и технологических регламентов.
Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться механизированным способом с помощью подъемно-транспортного оборудования (кранов, погрузчиков и т.п.) и средств малой механизации, для этого необходимо обеспечивать :
Использование безопасных транспортных, коммуникаций;
Применение средств транспортирования, исключающих возникновение опасных и вредных производственных факторов;
Механизацию и автоматизацию транспортирования.
Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается выбором способов производства работ, предусматривающих предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, путем :
1. механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;
2. применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;
3. эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и эксплуатационными документами;
4. применения звуковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;
5. правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства;
6. соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.
Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы должны выполняться в соответствии с технологическими картами, утвержденными руководителем предприятия.
Также способы укладки грузов должны обеспечивать требованиям устойчивости штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них; механизированной разборки штабеля и подъем груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования; безопасности работающих на штабеле или около него.
Возможность применения и нормального функционирования средств защиты работников и пожарной техники; циркуляцию воздушных потоков при естественной или искусственной вентиляции закрытых складов.
Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке и разгрузке с подвижного состава, а также при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием.
Редко используемые грузоподъемные краны должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов, к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора.
Кран и его установка соответствуют настоящим Правилам, паспортным данным и представленной для регистрации документации а также находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу. Список использованной литературы:
1. Инженерно-консалтинговый центр ЭкспертПРО http://expertpro96.ru/trebovaniya_pb/
2. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533
3. Приказ об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков" от 20 ноября 1997 года N 44.
4. Приказ об утверждении "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" от 31 декабря 1999 года N 98.
5. Приказ об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников" от 25 июня 2002 года N 37.
6. Приказ об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)" от 11 июня 2003 года N 87.
Для подвешивания на крюк груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные профессии стропальщика по сокращенной программе. К этим рабочим должны предъявляться те же требования, что и к стропальщикам.
Краны могут быть допущены к перемещению грузов, масса которых не превышает паспортную грузоподъемность. При эксплуатации крана не должны нарушаться требования, изложенные в его паспорте и руководстве по эксплуатации.
Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается
Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ.
Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.
Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и, зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ.
Работа крана должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана, при снегопаде, дожде или тумане, при температуре ниже указанной в паспорте и в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.
Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:
На месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе;
Вход на мостовые краны и спуск с них должны производиться через посадочную площадку или, в отдельных случаях, через проходную галерею;
Строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться:
Перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей; стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;
Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы;
Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза; на место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза;
По окончании работы или в перерыве груз не должен оставаться в подвешенном состоянии.
При подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза;
При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием; это требование должно также выполняться при опускании и перемещении груза.
При работе крана не допускаются:
Вход в кабину крана во время его движения;
Нахождение людей возле работающего стрелового крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана;
Перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка;
Перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми;
Подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившего после слива;
Освобождение краном защемленных грузом стропов, канатов или цепей;
Оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания; для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины;
Выравнивание перемещаемого груза руками, а также поправка стропов на весу;
Подача груза в оконные проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;
Работа при отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах;
Подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой, а также механизмами подъема и телескопирования стрелы;
Посадка в тару, поднятую краном, и нахождение в ней людей;
Нахождение людей под стрелой крана при ее подъеме и опускании без груза.
Самоходные машины должны быть оборудованы звуковой и световой сигнализацией. На грузовых крюках грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений обязательно наличие предохранительных замыкающих устройств, предотвращающих самопроизвольное выпадение грузозахватного приспособления или груза. Дверь для входа в кабину управления снабжают блокировкой, не позволяющей начать движение при открытой двери.
Причины травматизма при эксплуатации грузоподъемных машин можно подразделить на две группы: связанные с авариями кранов и не связанные с авариями. Аварии кранов могут произойти из-за их перегрузки и неисправного содержания как механизмов самого крана, так и подкрановых путей. Несчастные случаи при обслуживании кранов, не связанные с авариями, происходят при зажатии человека между грузом и неподвижной частью крана или какими-либо другими объектами, при выпадении груза, неправильной строповке, при поражении электрическим током во время работы крана вблизи линий электропередач, при несогласованности работающих или низкой квалификации обслуживающего персонала и др.
Безопасность при работе с грузоподъемными механизмами устанавливается «Правилами устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов».
К выполнению обязанностей по управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, автомобильных и колесных стреловых кранов допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, обученных безопасным методам труда и имеющих соответствующее удостоверение.
Подготовка и аттестация крановщиков, стропальщиков должна производиться в профессионально-технических училищах, а также на курсах, создаваемых на предприятиях, располагающих базой для практического обучения по утвержденным программам.
Повторная проверка знаний обслуживающего персонала проводится комиссией не реже одного раза в 12 месяцев.
В ремонтных мастерских грузоподъемными механизмами, смонтированными на технологических линиях, а также на рабочих местах, управляют сами работающие. Поэтому с ними, кроме инструктажа по технике безопасности по основной профессии, необходимо периодически проводить обучение по правилам безопасной работы с грузоподъемными механизмами и устройствами.
Руководство предприятия обязано обеспечить содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии и создать безопасные условия их работы путем организации надлежащего технического надзора и обслуживания. Для этих целей приказом по предприятию из числа инженерно-технических работников назначаются лица, ответственные по надзору за грузоподъемными машинами, за обеспечение исправного состояния и ответственные за безопасное проведение работ. Инженерно-технические работники по надзору за грузоподъемными машинами обязаны: осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, проводить их освидетельствование и выдавать разрешение на их эксплуатацию, контролировать выполнение данных ими предписаний и предписаний органов надзора, проверять соблюдение порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию грузоподъемных машин, участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего персонала.
Грузоподъемные краны почти всех типов регистрируют в органах Госгортехнадзора, за исключением кранов с ручным приводом, кранов мостового типа и подвижных или поворотных консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемых с пола посредством подвешенного на кране кнопочного аппарата или стационарно установленного пульта, стреловых и башенных кранов, рассчитанных на грузоподъемность до 1 т включительно, стреловых кранов, рассчитанных на работу с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота или передвижения; переставных кранов.
Не подлежат регистрации электрические и ручные тали, лебедки для подъема груза и людей, краны-экскаваторы, не используемые для работы с крюком или магнитом.
Регистрация грузоподъемных машин в органах надзора проводится по заявлению их владельцев.
Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации, снабжают индивидуальным номером и под этим номером записывают в журнал учета грузоподъемных машин. Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации, выдает ответственный по надзору на основании результатов технического освидетельствования.
В процессе эксплуатации грузоподъемные машины подвергают периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в 12 месяцев; полному – не реже одного раза в 3 года. Редко используемые грузоподъемные машины подвергают техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. После монтажа, вызванного установкой крана на новом месте, реконструкции или ремонта с заменой расчетных элементов металлоконструкций или узлов, установки вновь полученного от предприятия-изготовителя сменного стрелового оборудования, смены механизма подъема крана, крюка или крюковой подвески проводят внеочередное полное техническое освидетельствование.
При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина подвергается осмотру, статическому и динамическому испытаниям. Статическое испытание проводят с целью проверки прочности всей грузоподъемной машины, а также отдельных ее элементов и грузовой устойчивости стреловых кранов. Испытание проводят нагрузкой, на 25 % превышающей грузоподъемность механизма.
Статическое испытание мостового крана проводят следующим образом: кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку – в положение, отвечающее наибольшему прогибу балки (рисунок 3.22).
Рисунок 3.22 – Схема статического испытания крана
Груз 1 поднимают на высоту h = 200…300 мм и выдерживают в таком положении 10 минут. Затем груз опускают и проверяют отсутствие остаточной деформации. Для определения остаточной деформации к металлоконструкции прикрепляют отвес – тонкую проволоку с указателем 2. Стрела прогиба определяется положением указателя 2 до и после нагружения крана.
При статическом испытании кранов стрелового типа стрелу устанавливают относительно ходовой платформы в положение, отвечающее наименьшей устойчивости крана. Груз поднимают на высоту 100…200 мм. Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 минут поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, деформаций в конструкции крана.
Динамическому испытанию подвергают краны, выдержавшие статическое испытание. При динамическом испытании механизмы проверяют путем подъема и опускания груза, на 10 % превышающего грузоподъемность крана, а также путем раздельного перемещения крана и его тележки.
Результаты технического освидетельствования кранов записывают в паспорт с указанием срока следующего освидетельствования. На кран устанавливают табличку, где указывают регистрационный номер, грузоподъемность и дату следующего испытания. Грузоподъемные машины, не прошедшие техническое освидетельствование в срок, к работе не допускаются.
В обеспечении безопасности работ на грузоподъемных механизмах важное значение имеет выбор грузоподъемных приспособлений (стропы, траверсы и т.д.). Длина канатов и цепей должна быть такой, чтобы угол наклона между их ветвями не превышал 90°.
Стальные канаты и цепи перед установкой проверяют расчетом на прочность по формуле:
где Р – разрывное усилие каната, применяемое по сертификату, Н; Т – наибольшее натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста, Н; К – коэффициент запаса прочности; для грузовых канатов при ручном приводе К = 4,0, при машинном К = 5…6 (в зависимости от режима работы).
При известной массе груза Q натяжение Т, возникшее в каждой ветви (рисунок 3.23), определяется по формуле:
(3.23)
где n c – число сторон; a – угол наклона сторон к вертикали.
Рисунок 3.23 – Схема определения нагрузки, приходящейся на стропы
Стальные грузовые канаты и канаты стропов подвергают выбраковке в зависимости от количества оборванных проволок на одном шаге свивки.
Шаг свивки определяют так: на одной из прядей мелом наносят метку, затем от этой метки в сторону наибольшего износа отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в сечении каната, и ставят вторую метку. Расстояние между метками и будет шагом свивки.
3.10.3. Меры безопасности при эксплуатации котельных установок и
сосудов, работающих под давлением
В агропромышленном комплексе применяют различные типы сосудов, работающих под давлением: цистерны, бочки, баллоны и др. Работающими под давлением считаются сосуды, давление в которых превышает атмосферное, т.е. является избыточным.
При механизации трудоемких процессов на животноводческих фермах и комплексах широкое применение получили паровые и водогрейные котлы различных мощностей. Пар и горячую воду используют для кормоприготовления, отопления, технологических и бытовых нужд.
Наибольшую опасность для обслуживающего персонала представляют взрывы котлов. Наиболее распространенные причины взрыва: повышение давления из-за неисправности предохранительных или контрольно-измерительных устройств, несвоевременное техническое освидетельствование, отсутствие надзора за работой котла со стороны как обслуживающего персонала, так и должностных лиц.
Для обеспечения безопасной и надежной работы паровые и водогрейные котлы должны эксплуатироваться в строгом соответствии с требованиями, установленными инспекцией Госгортехнадзора.
Инспекции подведомственны котлы высокого давления с избыточным давлением пара свыше 0,07 МПа и водогрейные котлы с температурой воды свыше 115 °С.
Правила запрещают устанавливать котлы в школах, клубах, банях и т.д., а также в зданиях, примыкающих к складу горючих материалов, за исключением складов топлива для самой котельной.
Для удобного и безопасного обслуживания котла и его арматуры следует установить постоянные лестницы из огнестойкого материала с металлическими перилами. При высоте лестницы более 1,5 м угол наклона ее к горизонтали не должен превышать 50°.
Если расход твердого топлива превышает 1000 кг/ч в самый напряженный период, то необходимо подачу топлива механизировать. Расходные баки для жидкого топлива следует устанавливать вне котельной в количествах, не превышающих суточного расхода.
В котельной должно быть аварийное освещение: при площади более 250 м 2 – самостоятельным источником энергии, менее 250 м 2 – переносными аккумуляторными фонарями.
Нормальная и безопасная эксплуатация котлов может быть обеспечена в том случае, если исправны предохранительные устройства и контрольно-измерительная аппаратура.
Каждый паровой котел снабжается исправным предохранительным выкидным устройством, присоединенным к паровому пространству котла. Оно должно срабатывать при давлении, превышающем рабочее на 0,01 МПа для котлов низкого давления, и 3…10 % – для котлов высокого давления (в зависимости от номинального давления).
Для предупреждения ожогов паром или водой при срабатывании предохранительного устройства открытую часть трубы необходимо оградить или отвести в безопасное место.
У каждого водогрейного котла на трубопроводах для входа и выхода воды устанавливают термометры, а на трубопроводе горячей воды еще и манометр. На паровых котлах обязательна установка манометра, сообщающегося с паровым пространством котла.
Манометры не допускаются к применению в случаях, когда отсутствует пломба или клеймо поверителя, просрочено время проверки, стрелка манометра при его выключении не возвращается к нулевому показателю, разбито стекло или имеются другие повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний манометра.
На циферблате манометра должна быть нанесена красная черта по делению, соответствующему высшему допустимому рабочему давлению. Нельзя наносить ограничительную красную линию на стекло манометра.
С каждым годом все более увеличивается использование газа в качестве топлива для котлов. При переводе котлов с твердого топлива на газообразное необходимо учитывать некоторые особенности их эксплуатации.
При неправильной организации процесса сжигания газа факел горелки может касаться отдельных участков поверхности нагрева и перегреть их до опасного состояния.
Особые требования для котлов, работающих на газе, должны предъявляться к качеству подготовки воды и своевременной чистке котла. При работе на твердом или жидком топливе наружные поверхности нагрева покрываются слоем золы и сажи, что уменьшает количество тепла, воспринимаемого поверхностями нагрева. Таким образом, сажа и зола служат как бы естественной защитой от перегрева. При переводе котла на газ образования золы и сажи не происходит. Поэтому даже небольшой слой накипи на внутренних поверхностях приводит к сильному нагреву труб или секций.
За последние годы все шире применяют водогрейные и паровые котлы, работающие от электричества. Для обеспечения безопасности работы в электрокотельных предусматривают защитные меры, исключающие вынос напряжения на трубопровод и другие металлические части. Корпус котла должен быть изолирован от входящих трубопроводов, а последние заземляют не менее чем в двух местах. В силовой схеме котла устанавливают реле обрыва фаз, которые снимают напряжение при обрыве одного или двух питающих проводов. Если котел установлен в помещении для животных, нужно обязательно предусмотреть устройство для выравнивания потенциалов, которое исключает появление даже незначительных величин напряжения.
Ответственность за содержание и безопасную эксплуатацию котлов возлагается на заведующего котельной. В случае отсутствия этой должности приказом по предприятию должен быть назначен ответственный за эту работу из числа инженерно-технического персонала. В его обязанности входит:
Проводить техническое освидетельствование;
Распределять обязанности всех лиц, обслуживающих котельную;
Осуществлять надзор за тем, чтобы обслуживающий персонал выполнял требования безопасной эксплуатации котлов.
К обслуживанию котлов допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, обученных по установленной для данной профессии программе и сдавших экзамен. Проверять знания персонала повторно должна администрация предприятия не реже одного раза в год.
В каждой котельной должен быть вахтенный журнал, в котором старший по смене обязан расписаться о приеме и сдаче смены, отметить все замеченные недостатки в работе котлов и другого оборудования.
Техническое освидетельствование котлов низкого давления проводят в следующих случаях:
Для вновь устанавливаемых или переставленных на новое место котлов, а также котлов после ремонта с применением сварки, клепки, замены труб или иных элементов – внутренний осмотр и гидравлическое испытание пробным давлением. Величина пробного давления принимается по нормам, установленным заводом-изготовителем, но не ниже 1,5 от рабочего давления и не менее 200 КПа;
После чистки и ремонта – внутренний осмотр и гидравлическое испытание рабочим давлением не реже одного раза в год;
Гидравлическое испытание пробным давлением один раз в шесть лет.
Техническое освидетельствование котла осуществляет ответственный за его эксплуатацию. Результаты освидетельствования и сроки следующего освидетельствования заносят в паспорт котла.
Котлы высокого давления освидетельствует инспектор Госгортехнадзора в присутствии ответственного за эксплуатацию котлов. Освидетельствование проводят в следующие сроки:
Первичное – для вновь установленных котлов;
Периодическое – внутренний осмотр не реже одного раза в 4 года и гидравлическое испытание не реже одного раза в 8 лет.
В качестве энергетического источника для приведения в действие пневматических инструментов применяются поршневые компрессоры. Одной из основных причин их взрывов является повышение давления, которое сопровождается увеличением температуры сжатого воздуха и воспламенением остатков масла в цилиндрах.
Причинами взрыва компрессора могут стать неисправность фильтра на всасывающем патрубке, попадание в связи с этим в цилиндр пыли и образование взрывоопасных пылевоздушных смесей.
Для предотвращения взрывов, связанных с повышением давления, все компрессоры снабжают манометрами и предохранительными клапанами. В процессе эксплуатации запрещается применять произвольные сорта смазок.
Основными причинами взрывов баллонов со сжатым и сжиженным газом являются: перегрев баллонов, неисправность предохранительных устройств, удары сосудов о твердые предметы при неправильной транспортировке или переноске, при наполнении баллонов газами, для которых они не предназначены. Баллоны окрашивают в определенный цвет, установленный для газа, и делают опознавательные надписи о виде газа (таблица 3.7).
Таблица 3.7 – Опознавательная окраска баллонов
Требования к конструкции и освидетельствованию баллонов изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором.
Основные документы:
- 1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов».
- 2. ГОСТ 12.2.071 ССБТ. Краны грузоподъёмные. Краны контейнерные. Требования безопасности.
- 3. ПБ 10-382-00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов.
- 4. РД-10-33-93. Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации. Госгортехнадзор России, 1993 г.
- 5. СНиП 12-03-2001. Безопасность труба в строительстве. Часть 1. Общие требования.
Общие требования
В соответствие с Правилами устройства и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов с целью осуществления контроля за грузоподъёмными механизмами и работами, производящими с их применением, в организации должны быть назначены:
- - специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных машин, съёмных грузозахватных приспособлений и тары;
- - специалисты, ответственные за содержание грузоподъёмных машин в исправном состоянии;
- - работники, ответственные за безопасное производство работ кранами.
Лицам, ответственным за содержание грузоподъёмных механизмов в исправном состоянии и крановщикам следует выполнять следующие меры:
- - проверять состояние каната (количество обрывов проволочек или прядей, коррозию, поверхностный износ);
- - надёжность крепления концов каната к барабану и крюку согласно схемам закрепления;
- - монтаж грузоподъёмного механизма, испытания и регистрация должны быть зафиксированы Актом о качестве монтажа и испытаний, при этом на грузоподъёмных механизмах должны быть инструкции для крановщика, стропаля и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъёмными машинами с пола (кроме кранов, управляемых по радио), а также к подвешиванию грузов на крюк таких машин могут допускаться рабочие других профессий, пользующихся этими машинами, после инструктажа, проводимого не реже 1 раза в год.
К управлению электрифицированным грузоподъёмным или транспортным средством допускаются работники, имеющие не ниже второй квалификационной группы по электробезопасности.
Машинисты кранов, электромонтёры и слесари, обслуживающие грузоподъёмные машины, перед допуском к работе должны быть снабжены инструкциями, определяющими их права, обязанности и порядок безопасного производства работ с учётом типа крана.