Комплект тестовых заданий. Неотомизм и его проблемы

Известные представители: Этьен Жильсон, Маритен, Корет, Месс- нер, Бохеньский, Бруггер, Лотц, Мюллер, Фриз, Пипер, Мерсье, Рейме- кер, Падовани, Фабро и многие другие.

Центральным для неотомизма является принцип гармонии разума и веры. Представители неотомизма полагают, что защищаемая ими доктрина обладает универсальными возможностями; поднимается над полярностью материализма и идеализма. Защищая религиозное видение универсума, сторонники неотомизма утверждают предустановленное свыше непротиворечивое единство данных веры и разума, нерасторжимую взаимосвязь теологии откровения, рационального богословия и метафизики.

Онтология неотомизма имеет выход в сферу теории ценностей, служит обоснованию гносеологической, антропологической, этической проблематики.

Теоретики неотомизма утверждают, что в основе всего существующего лежит тотальность (всеобщность) чистого божественного бытия. Метафизика неотомизма содержит подробное рассмотрение соотношения Бога и сотворенного бытия. В боге, согласно им, имеет место тождество его сущности и существования.

Опираясь на учение Августина, Фома Аквинский полагал, что в разуме творца присутствуют сущностные образцы - формы вещей. Наследуя этот тезис, приверженцы неотомизма говорят, что Бог, созидающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полноту и одновременно строит его - сообразно с определенными сущностными образцами.

С точки зрения неотомистов, истины разума и веры - сестры, но неравной красоты. В возможном их симбиозе наука в любом случае младшая сестра, она должна по мере сил обслуживать старшую религию, а та всячески использовать услуги.

Наука не смеет вступать в противоречие с догматами религии. Все, что противоречит им, должно признаваться ложным. Наука и нерелигиозная философия, другими словами, «могут сказать свое слово, но не им принадлежит последнее слово». Известный неотомист Э. Жильсон эпиграфом одной из своих книг избрал слова Ш. Пеги: «Философия - служанка теологии, это бесспорно... Но пусть служанка не ссорится с госпожой, а госпожа не обижает служанку».

Подобного рода позиция - неизбежное следствие убеждения томистов, в том числе и современных, что разум многое не в силах понять; как бы ни расширялись границы познания, они никогда не отодвинут границ веры, ибо предметом веры является не еще непознанное, а принципиально непознаваемое. Тогда возникает естественный вопрос: а зачем вере разум? Ведь он не способен доказать истин веры. Более того, чем меньше мы понимаем, тем больше нуждаемся в вере.

Католическим философам сегодня представляется опасной вера, игнорирующая разум, но еще более опасно, с их точки зрения, неоправданное возвышение разума, «гордыня духа». Отсюда парадокс, который Жильсон формулирует следующим образом: «Цель философии - доказать бога, но только признав свою беспомощность, она может этого достичь».

Как справедливо заметил еще Г. Гейне, «с того момента, как религия ищет помощи у науки, ее гибель неотвратима. Она пытается защититься и гибнет, погружаясь все глубже в пустое словопрение. Религия... не должна оправдываться... Она должна быть нема».

Верующий не нуждается ни в каком доказательстве бытия бога. Более того, вере противопоказано доказательство. Это признавал Ф. Аквинский: «То, что доказывается, не может быть предметом веры; знание исключает веру». Аналогично высказываются наиболее проницательные католические философы сегодня, такие, как Г. Марсель, не без основания утверждавший: следует отдавать себе отчет в том, что доказательства неэффективны именно тогда, когда они наиболее необходимы.

Материя в философии неотомизма предстает пассивным началом, возможностью, требующей наличия формы.

Еще одной характерной чертой философии неотомизма является провозглашение существования аналогии Бога и его творения: творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степени судить и о нем самом. Принцип аналогии бытия служит опорой традиционных доказательств бытия Бога. Они выдвигают пять доказательств существования бога.

В неотомизме различаются онтологическая и логическая истины. Первая - продукт соответствия вещи интеллектуальному замыслу бога, вторая связана с познавательной деятельностью человека, наделенного свойством субъективности.

Познание неотомистами характеризуется как процесс дематериализации содержания, полученного субъектом при отображении реальности. При этом вступают в действие различные способности души индивида.

И еще один вопрос в неотомизме: антропология, т. е. вопрос о человеке и его сущности. Человек неотомизмом понимается как сложная субстанция, состоящая из двух простых - души и тела. Душа - (формообразующий по отношению к телу принцип) - предстает основой личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью. Личность в неотомизме имеет целью и смыслом своего существования созерцание божественного блага.

Стремясь к благу, личность, согласно доктрине неотомизма, обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей.

Предмет и метод истории политических и правовых учений

Согласно Аристотелю человек как политическое существо может существовать только в

-: империи Александра Македонского

Представление о политике как прежде всего борьбе за власть ввел

-: Аристотель

+: Н. Макиавелли

-: Т. Гоббс

Аспекты политико-правового содержания учений (два правильных ответа)

+: конкретно-исторический

+: общетеоретический

-: практический

-: общенаучный

Доктрина неотомизма называется в честь

+: Ф. Аквинского

-: Св. Фомы

-: Т. Беккета

Укажите в хронологическом порядке появление политико-правовой теории в истории общества:

1: легистское учение;

2: теория общественного договора;

3: учение о правовом государстве;

4: нормативистская теория права

Последовательность в хронологическом порядке появление школ права в Западной Европе

1: глоссаторов

2: комментаторов

3: гуманистическая

4: историческая

Последовательность в хронологическом порядке появления произведения

1: «Государство» Платона

2: «Сумма теологии» Ф. Аквинского

3: «Левиафан» Т. Гоббса

4: «Капитал» К. Маркса

Соответствие между теорией происхождения государства и исторической эпохой ее появления

L1: патриархальная

L2: теологическая

L3: договорная

L4: материалистическая

R1: древний мир

R2: средневековье

R3: эпоха Просвещения

R4: новое время

Соответствие между произведением и его автором

L1: Аристотель

L2: Н. Макиавелли

L3: Ш. Монтескье

L4: В. Ленин

R1: «Политика»

R2: «Государь»

R3: «О духе законов»

R4: «Государство и революция»

Соответствие между мыслителем и страной его проживания

L1: Аристотель

L2: Конфуций

L3: Цицерон

L4: Заратустра

R1: Греция

R3: Древний Рим

Один из подходов к пониманию права-«запретительный» звучит: «Запрещено, все, что не ***»

+: разрешено

Основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости – «воздаяние равным за ***»

-: выборности монархов

-: предопределения

Последовательность в хронологическом порядке появления правовых школ в истории общества

1: глоссаторов

2: легистов

3: естественного права

4: историческая школа права

Последовательность в хронологическом порядке деятельности юристов

1: Ульпиан

2: Монтескье

4: Кельзен

L1: Кельзен

L3: Ш. Монтескье

L4: Прудон

R1: теория правового нормативизма

R2: теория раннего либерализма

R3: разделения властей

R4: анархизма

Соответствие между мыслителем и разработанной им теорией происхождения государства

L1: Энгельс

L3: Ш. Монтескье

L4: Гумплович

R1: материалистическая

R2: договорная

R3: теократическая

R4: теория насилия

К числу католических мыслителей не принадлежит

-: Ф. Аквинский

-: Ж. Маритен

+: Т. Гоббс

Соответствие между мыслителем и разработанной им теорией

L1: И. Бентам

L2: Дж. Остин

L3: Л. Дюги

L4: О. Бланки

R1: английский либерализм

R2: юридический позитивизм

R3: солидаризм

R4: революционно-утопический коммунизм

Соответствие между мыслителем и источником права

L1: Гегель

L4: Ф. Аквинский

R1: абсолютный дух

R2: национальный дух

R3: воля экономически господствующего класса

R4: воля Бога

Политическим теоретиками из числа русских царей были (2 правильных ответа)

+: Екатерина II

-: Николай

-: Михаил Романов

Святым католической церкви не является

-: Ф. Аквинский

-: Августин Аврелий

-: Ж. Маритен

Высокопоставленным православным церковным деятелем не является

+: Н. Сорский

-: Илларион

-: И. Волоцкий

-: Ф. Прокопович

«Матерью всех парламентов» называют

+: Вестмистер

-: кортесы

-: Генеральные штаты

-: альтинг

В древнем мире наиболее стабильной формой правления является

+: монархия

-: демократия

-: аристократия

-: тирания

В современном мире наиболее стабильной формой правления является

-: олигархия

+: демократия

-: аристократия

-: тирания

Неотчуждаемые права получают феодалы в соответствии с (два правильных ответа)

+: Великой хартией вольностей

+: Жалованной грамотой дворянству

-: Habeas Corpus Асt

Неотомизм - одна из наиболее влиятельных течений католической философии. Распространена во всем мире, главным образом в католических странах. Наиболее известные представители неотомизма Е. Жильсон (1884- 1978), Ж. Маритен (1882-1973), Ю. Бохеньский (род. 1902), Е. Коре т (р. 1919), К. Войтыла (1920 2005) и др.

Как видно из самого названия, неотомизм - это современный томизм учение Фомы Аквинского, которое его последователи стремятся модернизировать и приспособить к современности.

Так, одним из основных принципов философии Фомы Аквинского является идея гармоничного единства веры и знания, религии и науки. Современные его последователи утверждают, что вера и знание, религия и наука находятся в бесспорном синтезе. Причем, это сочетание базируется на догматическом утверждении, что обязательным, органичным для философии является божественное откровение. Отсюда неотомистского философия является служанкой богословия. Считается, что основной задачей философии должно быть рациональное раскрытие и оправдания истин теологии.

Неотомисты, продолжая развивать традиционные толкования Фомы Аквинского, утверждая, что теология превалирует над философией, вера доминирует над разумом, используют современную научную терминологию. Это делается для того, чтобы избежать конфликтов между сторонниками науки и религии. Неотомисты стремятся представить этот конфликт как следствие только "недоразумение", неправильного толкования текстов священных книг. Последние словно нельзя понимать буквально. Так, о «дне» творения следует говорить в аллегорической форме, понимая под ними миллиарды и миллионы лет создания и развития современного мира.

Даже материалистическую, эволюционную теорию происхождения живого неотомисты не возражают. Другим примером использования для "примирения" веры и разума, науки и теологии, оперирование современной научной терминологии является заверения неотомистов, что под созданием Богом в первый день света следует понимать взаимопревращения позитронов-электронов на потоки фотонов.

Наряду с доказательством фундаментальной проблемы томизма - бытие Бога и пониманием места его в Мире - неотомисты развивают проблему бытия человека. Следствием этого является смещение акцента на проблемы человека. Через анализ человеческого бытия в мире должны рассматриваться и обосновываться все основные положения неотомизма. Человек, по неотомизмом, является сложной единством души и тела. Целью и смыслом ее существования должно быть созерцание божественного блага, но не только созерцание, но и стремление к благу. Стремясь к благу, человек приобретает интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей, на формирование которых и должно быть направлено общественную жизнь. Личность - это устойчивая и самостоятельная духовная субстанция. Ее органическими чертами являются свобода, самосознание, способность проявить себя в духовной действия, творческие возможности. Но проявиться в ценностном отношении все эти черты могут только в соотнесении с Богом. Вообще человеческий интеллект, чтобы быть истинным, должен соглашаться с божественным интеллектом. Человек творит свой культурно-исторический мир, но побуждается к этому божественным творцом.

Человек - основной элемент бытия, через нее проходит история, которая ведет к высшему сословию развития общества - "града Божьего". Человеческое общество понимается неотомисты как естественное. Его основными формами являются: семья, община, Родина, государство. Частная собственность отождествляется с присвоением человеком предметов природы. Неотомизм отрицает такие социальные организации, как индивидуализм и коллективизм, как фальшивые крайности. Он пропагандирует так называемый солидаризм, который обосновывает христианским принципом любви к ближнему. На практике это выглядит проповеди социального мира между классами.

В целом в неотомистского концепции наблюдается сочетание материализма и идеализма, различных научных и антропологических учений современности.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ

Глава XIV

Католическая философия - это совокупность существующих внутри католицизма философских течений, та-

ких, как неотомизм, «католический спиритуализм», персонализм, экзистенциализм, суарезианизм, скотизм и т. д., стремящихся обосновать религиозную догматику. По генезису все они составляют два направления в католической философии: католический спиритуализм, персонализм, экзистенциализм своими корнями восходят к платоновско-августинистской традиции, а так называемые неосхоластические течения - суарезианизм, скотизм и неотомизм - к аристотелево-томистской.

Наиболее влиятельным течением является неотомизм. Неотомизм-обновленное учение средневекового схоласта Фомы Аквинского, сумевшего на основе «христианизации» аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальнс-теологическую систему. Видные представители неотомизма - Ж. Мари-тен, Э. Жильсон, Г. Веттер, И. Бохенский, Г. Манзер, И. де Фриз и др.

«Ренессанс» томистской философии в.XIX-XX вв. вызван необходимостью создания действенной идеологической концепции, которая могла бы противостоять революционному движению рабочего класса и его философии - диалектическому и историческому материализму. Энцикликой папы Льва XIII «Этерни патрис» («Отцу вечному», 1879) философия Фомы Аквинского провозглашалась вечной и единственно истинной и изучение ее вменялось в обязанность во всех католических учебных заведениях.

Католицизму для успешной борьбы с враждебными светскими и религиозными направлениями требовалась консолидация на основе одного из течений католической традиции, сулившего наибольшие шансы на успех. Таковым не могло быть, например, учение Августина с его откровенным иррационализмом и мистицизмом, хотя оно и имело последователей. Выбор пал на томизм. Последний не отрицал значения частных наук, признавал «в определенных границах» роль эмпирического знания, использовал некоторые постулаты рационализма, ставя их на службу так называемой естественной теологии.

Современный неотомизм - это философия, которая, осуждая некоторые идеалистические концепции, тем не менее включает в свою систему их положения. Критикуя иррационализм, томизм заимствовал его основные по-

сылки; выступая против фидеизма, он идет по пути фидеистского извращения разума и науки. Отрицая идеализм (субъективный), объявляя себя «реализмом», неотомизм все же остается откровенно теологическим, идеалистическим течением.

Вплоть до II Ватиканского собора неотомизм объявлялся официальными церковными кругами единственным методом теологии и философии. Однако на соборе не была подтверждена монополия неотомизма в римско-католической церкви. Утверждая, что Фома и его учение занимают в католицизме «особое место», соборные и послесоборные документы допускают относительный философский плюрализм. В результате сегодня уже нельзя, как это было возможно еще в 60-х и даже в 70-х годах, говорить о наличии в неотомизмеXX в. нескольких тенденций: палеотомизма, характеризовавшегося консервативным отношением ко всякого рода нововведениям; умеренного томизма, учитывавшего лишь отдельные новые моменты в философии и науке, и неонеотомизма, ратовавшего за широкое заимствование многих идей из современной буржуазной философии!. Тот неотомизм, который существует ныне и уже признается официальной церковью, есть только «ассимилирующий неотомизм», т. е. заимствующий идеи различных идеалистических философских направлений - феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, неопозитивизма и кантианского трансцендентализма.


Вера и разум. Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и знания. Согласно этому учению, существуют три формы постижения истины: наука, философия и теология. Низшая из них - наука, она фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление «непосредственных», ближайших причин, дальше которых наука не идет.

Философия - более высокая ступень рационального познания. Она, в понимании томистов, является учением о бытии. Последнее составляет сущность каждой вещи, служит источником ее дальнейших превращений, а также основой причинных связей вплоть до «абсолютно первой» причины. Главной задачей философии должно быть не познание окружающей действительности, а познание бога как первопричины и конечной цели всех вещей.

Рациональное знание «ценно», утверждают богословы, поскольку позволяет более полно понять истины откровения. Посредством «света разума» неотомизм пытается обосновать такие догматы, как существование бога, бессмертие души. Но, согласно неотомизму, есть

1 См.: Современный объективный идеализм М., 1963. С. 432- 433; Быховский Б. Э. Эрозия «вековечной» философии. М., 1973. С. 166.

догматы, при постижении которых обнаруживается «ограниченность», «поверхностность» философии и тем более науки. Таковыми являются догматы боговоплощения, воскресения, троичности бога, которые постигаются только путем божественного откровения. В этом смысле теология является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тождественным вере.

Понимание томистами взаимоотношения науки и философии, с одной стороны, и теологии - с другой, тесно связано с их трактовкой взаимоотношения веры и знания. Выдвинутый Фомой Аквинским принцип «гармонии» веры и разума сводится к следующему; истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо бог является творцом и откровения, и разума. Противоречить же себе бог не может.

Учение томизма о «гармонии» веры и разума претендует на некий «новый рационализм», официально оно даже выступает против иррационализма. Однако этот «рационализм» фактически является псевдорационализмом. В основе неотомизма лежит иррациональная вера в сверхъестественное. Наука и философия рассматриваются как вспомогательные дисциплины. Ответ на любой философский вопрос, считают неотомисты, может дать только религия.

Учение о бытии. Главным в философии неотомизма является онтология. Ее предмет и основная категория - «бытие». Оно понимается неоднозначно, поскольку неотомизм исходит из признания сверхъестественного и материального (вторичного по отношению к первому) миров. Дать определение бытия, согласно неотомизму, невозможно. Бытие для томистов - это «абсолютно первое понятие», о котором лишь можно сказать, что оно обладает существованием. С одной стороны, бытие в томистской интерпретации предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой - как бог. Поэтому онтология неотомизма выступает и как учение о свойствах материальных вещей, и как учение о бытии бога.

«Бытие как таковое», как абстракция свойств объектов - трансцендентно, поскольку оно возвышается над всеми родо-видовыми определениями. Только «бытие как таковое», в основе которого находится духовная субстанция, является предметом томистской онтологии.

Это идеалистически понятое бытие состоит из потенции (она же возможность, или «чистое бытие») и акта (действительности). Потенция означает возможность изменения, становления чем-то определенным, в то время как акт - реализация потенции. Поскольку неотомистское бытие - не действительное бытие материального мира, то и переход возможности в действительность не связан с переходом от одной формы движения материи к другой. Бытие как таковое, писал Ж. Маритен, «не свя-

зано с материальными особенностями эмпирического существования, поскольку акт существования осуществляется... без материи». «Реальным», подлинным миром для томистов оказывается нематериальный мир, мир сущностей.

Акт бытия в мире, согласно томизму, определяется божественной первопричиной через иерархию причин, или метафизических принципов: материальной причины, формальной, действующей и целевой. Первые две причины находятся в самих вещах, последние - вне их.

Вещи, созданные богом, рассматриваются томистами как субстанции, о которых можно судить по их сущности и существованию. Все, кроме бога, «состоит из сущности, т. е. из того, чем данное бытие является, и из существования, т.е. из того, что определяет существование этого бытия».

Неотомисты не отрицают многообразия окружающего мира, но объясняют его с помощью идеи гилеморфизма, или спецификой соотношения материи и формы. Материя для них - метафизически понятая возможность, а форма - действительность. Придерживаясь креационистского истолкования возникновения нового и отрицая научное истолкование, в соответствии с которым источник движения присущ самой материи, неотомисты утверждают, что материя - неопределенная, бесформенная и пассивная, неспособная к «самодвижению» и «самосуществованию» потенция. Чтобы стать определенной субстанцией, превратиться из возможности в действительность и вообще существовать, материи требуется причина, находящаяся вне ее.

В результате действия указанных причин форма конституирует содержание - субстанцию.

В неотомистском гилеморфическом истолковании все «сотворенное» богом образует так называемую иерархию бытия, которая выглядит следующим образом. Первые объекты, характеризующиеся материей и формой, - минералы. Над неорганическим миром возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, человек и девять хоров «чистых духов» - ангелов. Согласно томистскому гилеморфизму, человек, как и всякое бытие, есть единство потенции и акта, материи и формы. Человеческая бессмертная душа - это форма, определяющая бытие человека. Она более благородный элемент, нежели телесная организация. Данная человеку, она принадлежит богу.

Но как соотносится бытие бога с сотворенным им бытием? Этот вопрос томисты решают посредством признания аналогии бога и мира. Они исходят из того, что бог и созданный им мир обладают не единой, но и непротивоположной природой, они суть аналогии. По свойствам всякого бытия можно составить определенное представление о свойствах бога. В действительности они произвольно, априорно переносят абсолютизированные свойства человека на бога. Затем на всякое бытие, на конечные «сотворенные» вещи «по аналогии» переносятся полученные таким образом атрибуты бога.

Несмотря на то что раскрытие любой категории то-мистской онтологии имеет целью обоснование бытия бога, неотомисты, не останавливаясь на этом, считают важной частью своего учения специальные «доказательства» существования бога. Они повторяют аргументы, выдвинутые еще Фомой Аквинским: от наличия движения в мире к существованию неподвижного перводвигателя; от причинной обусловленности каждой вещи к наличию первопричины; от случайности вещей к признанию абсолютно необходимого существа; от градации степеней совершенства вещей к наличию абсолютного совершенства; от целесообразности в природе к существованию сверхприродного разумного существа - источника этой целесообразности.

Теория познания. Томисты утверждают, что именно их теория познания позволяет именовать философию неотомизма не иначе как реализмом. Основанием для этого является признание неотомизмом существования независимой от человека реальности и возможности ее познания, а также критика субъективно-идеалистического понимания процесса познания. «Томистский реализм, - пишет И. Бохенский, - учит, что человеческое познание заключается не в создании субъекта, не в сотворении того, что человек познает, а в восприятии действительности, существующей вне сознания человека и независимо от него». Наиболее радикально настроенные томисты даже утверждают, что их гносеология по своему характеру и методологическим принципам близка марксистской теории познания. В действительности же за наукообразными положениями неотомистской гносеологии кроется идеалистическое решение всех основополагающих проблем теории познания.

Признание объективной реальности действительно является исходной посылкой теории познания неотомиз-

ма, но в ней четко разграничивается сфера естественного и сверхъестественного. Формально неотомизм не отрицает значения опыта в процессе познания, поскольку считается, что только опытным путем у человека вырабатываются элементарные понятия. Но опыт не дает знания нематериальной сущности вещей, которая и является предметом познания неотомизма.

Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Но что понимается под субъектом и объектом? Субъектом у неотомистов выступает не человек, а его бессмертная душа, объектом - сущность вещи: форма, идея. Таким образом, человек познает не сами материальные объекты, а содержащиеся в них идеальные сущности. Материя выпадает из неотомистской гносеологии. Более того, поскольку инертная и лишенная формы, а стало быть, способности к саморазвитию материя не есть объект исследования, то непременным условием процесса познания является освобождение от материи (дематериализация формы). «Бытие, - утверждает Ж. Маритен, - познается соответственно уровню, на котором оно нематериально».

Неотомисты называют свою концепцию сенсуалистической потому, что познание «сущности» вещей начинается с чувственного восприятия. Но этот путь, с их точки зрения, завершается образованием понятий только единичных вещей. Дальнейшее познание - «всеобщности» - возможно лишь на уровне откровения.

Процесс познания выглядит следующим образом. В результате воздействия «внешних бытии» на органы чувств человека у него возникают «чувственные подобия» вещей, являющиеся посредниками между человеком и вещами. Эти «познавательные формы», которые томисты называют species, не тождественны самим вещам, ибо, по терминологии Фомы Аквинского, «они не то, что мы видим», а то, «посредством чего мы видим». На основе species у человека возникают образы вещей, понятия, слова, являющиеся конечным результатом познания. Указанный «посредник» освобождает форму от материи, и сущность вещи в томистском понимании становится доступной человеческому разуму. Таким образом, разум может воспринимать нематериальную форму вещи. «Рациональное» томистское познание - это не познание материальных процессов посредством ощущений и разума, а своего рода приобщение человека к «разуму бога».

Неотомистское учение об истине также носит идеали-

стический и метафизический характер. Различаются две истины: онтологическая и логическая. Последняя выражается в суждениях и заключениях разума о бытии. Суждение считается истинным, если оно соответствует действительности. но не реальной, а сотворенной богом. Онтологическая истина заключена в самом бытии: поскольку всякое бытие предопределено высшим разумом (богом), то в боге познание и бытие являются одним и тем же.

Проводя различие между божественной и человеческой истинами, при этом отдавая дань «рационализму», томисты говорят об относительной автономии последней. И тем не менее логическая истина оказывается подчиненной онтологической, поскольку знание истинно лишь тогда, когда оно соответствует сотворенным богом вещам.

Критерий истины у неотомистов - божественный разум. Общественная же практика как критерий истины при таком подходе становится лишней и полностью отвергается.

Приверженцы неотомизма сознают, что ортодоксальный вариант их гносеологии характеризуется неразрешимыми противоречиями. Поэтому неотомисты пытаются реформировать традиционные представления о природе познания посредством обращения к гносеологии Канта и Гуссерля, введением в свое учение субъективно-идеалистической трактовки активности личности. Результатом подобного «обновления» является то, что к исходным противоречиям неотомистской гносеологии прибавляются новые противоречия, еще более усугубляющие кризис философской мысли эпигонов Фомы Аквинского.

  • 2.2. Философия Древнего Китая
  • 2.2.1. Особенности формирования древнекитайской философии
  • 2.2.2. Идеал человека и общественного управления в древнекитайской философии (конфуцианство, моизм, легизм)
  • 2.2.3. Космос, человек и общество в философии даосизма
  • Библиографический список
  • 2.3. Античная философия
  • 2.3.1. Раннегреческая философия: от Фалеса до Гераклита
  • 2.3.2. Философия Парменида и атомистические концепции (Левкипп, Демокрит)
  • 2.3.3. Философские учения софистов. Антропологический поворот в философии Сократа
  • 2.3.4. Проблема идеального в философии Платона
  • 2.3.5. Учение Аристотеля как энциклопедия античной философии
  • 2.3.6. Философия поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм
  • Библиографический список
  • 3. Западно-европейская философия
  • 3.1. Философия европейского средневековья - теоретическая основа религиозной картины мира
  • 3.1.1. Истоки средневековой философии
  • 3.1.2. Этапы развития средневековой философии
  • 3.1.3. Основные проблемы средневековой философии
  • 3.1.4. Полемика реализма и номинализма
  • 3.1.5. Антропологические идеи средневековой философии
  • 3.1.6. Методологические проблемы науки и техники в эпоху Средневековья
  • Библиографический список
  • 3.2. Философия Возрождения
  • 3.2.1. Основные черты Ренессанса и гуманизма
  • 3.2.2. Философские взгляды Макиавелли
  • 3.2.3. Картина мира в философии Джордано Бруно
  • Библиографический список
  • 3.3. Философия Нового времени
  • 3.3.1. Характеристика социально-экономических условий конца хvi - начала хvii века
  • 3.3.2. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
  • 3.3.3. Сущность революции XVII века: Галилей, Декарт, Ньютон
  • 3.3.4. Материализм т.Гоббса. Учение о субстанциях б.Спинозы и г.Лейбница
  • Библиографический список
  • 3.4. Материализм и социальная философия хviii века
  • 3.4.1. Предпосылки возникновения и условия формирования философии хviii века
  • 3.4.2. Проблема материи и ее атрибутов в философии хviii века
  • 3.4.3. Проблемы социальной философии XVIII века
  • Библиографический список
  • 3.5. Немецкая классическая философия
  • 3.5.1. Социально-экономические условия и духовные предпосылки возникновения классической немецкой философии
  • 3.5.2. Гносеологические проблемы в философии и.Канта
  • 3.5.3. Система абсолютного идеализма и диалектическая логика Гегеля
  • 3.5.4. Антропологический материализм л.Фейербаха
  • Библиографический список
  • 3.6. Марксистская философия
  • 3.6.1. Онтологические, гносеологические и методологические проблемы в философии к. Маркса и ф. Энгельса
  • 3.6.2. Социальная философия Маркса и Энгельса
  • 3.6.3. Философские проблемы в творческом наследии г.В. Плеханова и в.И. Ленина
  • Библиографический список
  • 4. Русская философия
  • 4.1. Основные черты и периодизация русской философии
  • 4.2. Философская культура России XIX века
  • 4.2.1. Проблемы философского мировоззрения славянофилов и западников. П.Я. Чаадаев, а.И. Герцен
  • 4.2.2. Особенности русского гуманизма. Ф.М. Достоевский, л.Н. Толстой
  • 4.2.3. Русский космизм
  • 4.2.4. Особенности русской философии конца XIX – начала хх века
  • Библиографический список
  • 5. Современная неклассическая философия
  • 5.1. Философия жизни
  • 5.1.1. Онтологическая сущность философии жизни
  • 5.1.2. Истоки философии жизни: Шопенгауэр и Ницше
  • 5.1.3. Философия жизни а. Бергсона
  • 5.1.4. Философия жизни о. Шпенглера
  • 5.1.5. Философия жизни в. Дильтея
  • Библиографический список
  • 5.2. Философия экзистенциализма
  • Библиографический список
  • 5.3. Фрейдизм как философское направление неклассической философии хх века
  • 5.3.1. Философские истоки фрейдизма
  • 5.3.2. Общие положения психоанализа
  • 5.3.3. Психоаналитическая концепция культуры
  • 5.4. Философия неотомизма
  • Библиографический список
  • 5.5. Современный позитивизм
  • 5.5.1. Позитивизм и его модификации (XIX - XX вв.)
  • 5.5.2. Неопозитивизм
  • 5.5.3. Постпозитивизм в философии науки
  • Библиографический список
  • 5.6. Философия постмодернизма
  • 5.6.1. Об истоках термина «постмодернизм»
  • 5.6.2. Деконструкция
  • 5.6.3. Децентрация
  • 5.6.4. Симулякр
  • 5.6.5. Анти-этно-фалло-фоно-логоцентризм
  • 5.6.6. Человек в постмодернизме
  • Библиографический список
  • Заключение
  • Словарь философских понятий
  • Оглавление
  • 394026 Воронеж, Московский просп., 14
  • 5.4. Философия неотомизма

    Неотомизм представляет собой обновленную философию средневекового схоласта Фомы Аквинского (Томаса Аквината), которая возведена сегодня в ранг официальной доктрины католической церкви. Первое возрождение томизма относится к Новому времени. В 1879г. в специальной энциклике папы Льва XII схоластическая философия Фомы Аквинского была объявлена лучшей философской системой, веч­ной философией, а сам Фома Аквинский – величайшим мыслителем всех времен. С этого времени томистская философия переживает своеобраз­ный "ренессанс" и уже в последней четверти XIX века становится од­ной из наиболее распространенных направлений в современной запад­ной философии.

    Становление неотомистской философии приходится на первую четверть XIX века и включает в себя два этапа: 1) до II Ватиканского собора (1962-1965), 2) послесоборный. На первом этапе произошел своеобразный томистский ренессанс, проходивший под знаком поиска диалога с современным миром. На Ватиканском соборе эта тема еще более актуализировалась. Дальнейшее развитие католической философии происходило по двум основным направлениям: неотомизм и неоавгустизм.

    Необходимо также отметить, что в самом католицизме на рубеже веков появились модернистские течения, по существу пересматривающие некоторые церковные догматы. Одним из таких учений стало творчество Тейяра де Шардена (1881-1995), который видел основной порок томистской теологии в ее статичности. Сам де Шарден считал, что необходимо преобразование христианского учения в соответствии с современной наукой. Не отвергая идею эволюции, Шарден видел в качестве ее основной движущей силы целеустремленное сознание, некое духовное начало эволюции неорганического мира, присутствующее во всей материи. Человек появился в результате этой эволюции,но он не конечный результат а только как ступень к своему собственному совершенству, идеалом которого является Иисус Христос.

    Сами неотомисты называют свою философию "реализмом" или "католическим рационализмом". Наиболее, яркими представителями этих течений являются Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), Й. Бохеньский Й дэ Фриз, К. Ранер (Германия), Г. Веттер (Австрия), К. Войтыла (Польша), Б. Лонерган (Канада). Разработка неотомизма ведется в крупнейших католических центрах таких, как Академия святого Фомы, в Ватикане, Католическом институте в Париже, Пулахском институте (близ Мюнхена), университе­те Нотр Дам (США) и др. Большое внимание уделяется распростране­нию идей неотомизма, он преподается в университетах, школах, пропагандируется на страницах религиозных и философских изданий.

    Главное назначение неотомизма – подвести философский фундамент под догматы католицизма, теоретической основой которого яв­ляется учение Фомы Аквинского.

    Напомним основные положения томизма. Это обоснование принципа гармонии веры и разума, религии и науки, признания ценностей двух истин – истины разума и истины веры, а также признания доминирующего положения теологии над философией.

    Фома Аквинский разработал "космологическое доказательство" бытия Бога. При этом он использовал философию Аристотеля, в кото­рой признавалась вечность материи, ценность земной жизни, челове­ческое счастье рассматривалось как высшее земное благо. Эти идеи Аристотеля в XII – XIII вв. получили широкое распространение в Европе и противоречили церковным догмам, поэтому церковь сначала от­рицательно отнеслась к учению Ф. Аквинского, но затем, видя, что идеи Аристотеля неискоренимы, решила приспособить учение Ф. Аквинского к церковным догматам и поставить его философию на службу церкви. Это приспособление философии Аристотеля к запросам церк­ви получило название томизма. Ведущая проблема томизма - доказательство бытияБога и понимание Его места в мире - была дополнена схоластической проблемой бытия человека. В результате произошло смещение теологического акцента к проблеме человека. Это в значительной степени отличает философию неотомизма от традицион­ной схоластики, где превалирующую роль играла космология.

    Ф. Аквинский был далек от понимания специфики социокультурного бытия человека. Оно рисовалось ему продолжением и завершением естественно-природного миропорядка, сотворенного Богом. Человек есть сложная субстанция, состоящая из двух простых - души и тела. Цель и смысл существования личности - созерцание божеств, абсолюта, ведущее по пути обретения интеллектуальных, нравственных и теологических добродетелей. Развивая под влиянием христианского неоплатонизма Ареопагита концепции взаимосвязи Бога и мира, Аквинат был нечувствителен к диахронному анализу истории, проблеме культурного самосозидания человека.

    Уже в наше время наряду с тенденциями по сохранению в неприкосновенности доктрины Аквината наблюдались попытки ее культуроцентристской трансформации путем ассимиляции положений современой. западной мысли. После II Ватиканского, собора, санкционировавшего курс католического обновления - “аджорнаменто”, эта тенденция получила устойчивое преобладание, базируясь на ассимиляции инструментария и категориальных средств феноменологии, экзистенциальной герменевтики, философской. антропологии, персонализма и иных направлений.

    Так в сочинениях теоретиков экзистенциального неотомизма Ж. Маритена и Э. Жильсона, уже прослеживаются основополагающие моменты его культуроцентристской трансформации В их творчестве снимается недооценка земной составляющей человеческой истории, а присущий ей финализм рассматривается как дополняющая трансисторическое. провиденциальное предначертание. Маритен разрабатывает идею, «интегрального гуманизма», согласно которой в обществе должны иметь место солидарность предпринимателей и трудящихся, христианизация всех областей духовной культуры, экуменическое сближение религий. Жильсон также связывал будущее современной культуры с возрождением влияния религиозно-нравственных ценностей. В результате история предстает полем, на котором раскрывается способность человека к обретению совокупности интеллектуальных, нравственных и теологических добродетелей. Так раскрывается взаимодополнительность “града земного” и “града божьего”. Подобный умеренный прогрессизм не исключал критического. отношения к постренессансной традиции, которая, на взгляд представителей неотомизма не смогла осуществить продуктивного синтеза гуманизма и христианских. ценностей..

    В неотомизме можно выделить учение о бытии, теорию познания, философию истории и другие разделы. Рассмотрим основные идеи неотомизма в творчестве Жильсона и Маритена.

    В основе онтологии Маритена, лежит учение о различии между бытием, сущностью и существованием. Бог не творит сущностей, не придает им окончательного вида бытия, чтобы затем заставить их существовать, он наделяет бытие свободой становления. Бог творит существующие (экзистенциальные) субъекты, которые свободно, в соответствии со своей индивидуальной природой, в своем действии и взаимодействии, образуют реальное бытие. Бог знает все вещи и всех существ изнутри в качестве субъектов. Люди познают все сущее извне, превращая эти субъекты в объекты. Только одно существо в целом мире мы знаем как субъект - самих себя, свое собственное "я". Для каждого из нас "я" - это как бы центр Вселенной, и в то же время если бы меня не было, во Вселенной почти ничего бы не изменилось. Философия, конечно, познает в объектах субъекты, но она объясняет их в качестве объектов. Это и определяет границу, отделяющую мир философии от мира религии. Только религия входит в отношения субъектов к субъектам, постигает таинственное бытие объектов в качестве субъектов.

    Основываясь на одной из идей Ф.Аквинского, Маритен предлагает неотомистский вариант классификации наук, призванный подчеркнуть гармоничное взаимодополнение науки и религии: 1) эмпирические науки типа физики, изучающие физические вещи, которые не могут существовать и мыслиться без материи; 2) математические науки; 3) метафизика, включающая логику, философию и теологию. Он критикует Гегеля за тоталитаризм разума, за попытку включения религии в философское знание, а экзистенциализм - за представление о радикальной абсурдности существования. Оперируя понятиями "экзистенция" и "свобода", экзистенциализм, по мнению Маритена не дает истинного понятия ни о том, ни о другом. Религиозное видение мира христианством показывает, что осмысление мира приходит не извне, а изнутри, что существование человека не абсурдно, а имеет глубинный смысл, исходящий из основ творения, из его субъектов, а не только из существующих объектов. Не правы, поэтому и те экзистенциалисты, которые унижают разум перед лицом Создателя. Разум достаточно хорошо познает субъекты созидания мира через созданные объекты. Этим и обусловлены возможности философии, когда она мыслит во взаимодействии с религией.

    Прогресс опытных наук идет путем вытеснения одной теории, которая объясняла меньше фактов и познанных явлений, другой, которая обладает большей объяснительной силой. Прогресс метафизики идет главным образом путем углубления. Различные философские системы составляют в своей совокупности становящуюся философию, поддерживаемую всем тем истинным, что они несут в себе. Люди получают возможность свободно отбирать из противоположных доктрин то, что в наибольшей степени соответствует их стремлению к добру и, таким образом, строить свою жизнь на верной основе. Прогресс философии отражает те горизонты истины и свободы, которые предстают в человеческой цивилизации и культуре на пути ее никогда не завершающегося развития. Но Маритен считает необходимым четко различать свободу человеческую и свободу божественную.

    На уровне социальных и политических проблем проявляет себя стремление к человеческой свободе, являющейся необходимой предпосылкой для свободы божественной. Человеческая свобода - это свобода выбора каждого человека, необходимая для расцвета личностей, составляющих народ и объединяющихся во имя его блага. Достижение такой свободы позволяет личностям обрести ту степень независимости, которая обеспечивает экономические гарантии народа и собственности, политические права, гражданские добродетели и духовную культуру. Воззрения Маритена на человеческую свободу положены в основу многих программ современной христианской демократии. Фашизм и коммунизм, по мнению философа, пытаясь искоренить из общества человеческую свободу, преследуют конечную цель в виде искоренения свободы божественной. Но и развитие буржуазного либерализма, открывая возможности для человеческой свободы, в то же время поощряют эгоизм и индивидуализм, препятствующий достижению божественной гуманности. Коммунизм является отчасти реакцией на этот индивидуализм, но, претендуя на абсолютное освобождение коллективного человека, он освобождает человека от его индивидуальной свободы. Перед лицом буржуазного либерализма, коммунизма и фашизма необходимо новое решение проблемы свободы, учитывающее не только человеческие, но и божественные ценности.

    Такое решение призвана осуществить выдвинутая Маритеном концепция интегрального гуманизма. Интегральный гуманизм рассматривает человека в целостности его природного и сверхприродного бытия, а его свободу - как органическое единство человеческой и божественной составляющей. Благо человека связано не только с уровнем материальной жизни, но и с уровнем жизни духовной, с торжеством божественных ценностей - истины, добра, красоты, милосердия, взаимопомощи. Драма современных демократий как раз и состоит в неспособности замкнувшегося в себе индивида прийти к чему-то хорошему, к гармонии и расцвету личности, к ценностям справедливости и сотрудничества, которые провозглашаются конечными целями демократического развития. Осуществление идеи интегрального гуманизма ведет к становлению нового, более высокого типа демократии, основанного на торжестве христианских ценностей, преодолении классовых антагонизмов, расцвету культуры. По Маритену, это не означает установления порядка, при котором исчезло бы все зло и всякая несправедливость. Он считал, что работа христианина состоит не в осуществлении утопии, в чем-то похожей на коммунистическую, а в постоянном поддержании и усилении в мире внутреннего напряжения, медленно и болезненно ведущего к освобождению.

    Интегральный гуманизм, в понимании философа, есть в значительной степени новый гуманизм, базирующийся на новом понимании христианства, на новом христианстве, уже не чисто сакральном, а секуляризованном, земном, соединившим в себе божеское и человеческое. Этот неогуманизм возникает и как ответ на вызов марксистского понимания истории и советского тоталитаризма, поставившего своей целью формирование нового человека и торжество так называемого социалистического гуманизма. Анализ Маритена глубоко вскрывает религиозную подоплеку коммунистической веры, показывает, что коммунизм является в своих истоках именно религией, относящейся к числу наиболее властных и догматических. Это атеистическая религия, в которой диалектический материализм представляет собой догматику и в которой коммунизм как режим жизни имеет этическое и социальное содержание. В то же время интегральный гуманизм, по Маритену, соединяет в себе и органически сочетает все истинно гуманное, что содержалось в предшествующих, односторонних типах гуманизма.

    Если марксистский гуманизм связан с представлением о конце истории после победы коммунизма во всемирном масштабе и созданием коммунистического рая, то интегральный гуманизм утверждает себя в реально продолжающемся историческом процессе, в котором постоянно существует проблема преодоления зла. Из социалистического гуманизма он берет веру в силу взаимопомощи, но отвергает механический коллективизм. Из буржуазного либерализма он заимствует понимание важности индивидуального развития, но не доводит его до апологии индивидуализма и эгоизма. Новый гуманизм не требует самопожертвования людей ради лучшей, более праведной жизни людей и их сообществ. Он не навязывает истории чего-то абсолютно нового, а призывает к обновлению человека в рамках возможного, с восстановлением ценностей, уже достигнутых в прошлом. Он стремится органично сочетать осторожное обновленчество с новым консерватизмом в политике, который позволяет восстанавливать утерянные в чем-то традиционные ценности и идеалы. Таковы, по мысли Маритена, практические итоги современного прочтения томизма как "вечной философии".

    Жильсон, один из вождей неотомизма наряду с Маритеном, в своих работах "Бытие и сущность" и "Дух средневековой философии" пытается определить дух и сущность христианской средневековой философии, следовательно, и неотомистской, поскольку для него средневековая философия Фомы Аквинского является самой современ­ной.

    Классическую для теологии проблему бытия Божьего, Жильсон моделирует в категориях экзистенциализма, трактуя Божественное бытие как "акт чистого существования". Трактовка многообразия материального бытия предполагаемая актом Божественного существования вводит тезис о том, что все наделенные материальным существованием "вещи также в какой-то степени причастны к нематериальности". В когнитивной сфере идея причастности объекта к нематериальному началу представляет собою позицию гносеологического оптимизма, ибо - в режиме от противного - "если предположить, что Вселенная чисто материальна, лишена всякого разумного начала, она уже по определению была бы непроницаема для духа". Традиционная для томизма (начиная от схоластики) классификация когнитивных способностей человека наполняется в трактовке Жильсона. новым - экзистенциальным - содержанием. По его формулировке "существование не есть чувственное качество, и мы не имеем никакого чувственного органа для его восприятия. Стало быть, существование не постигается чувственным путем". И наряду с этим "действительное существование может быть лишь существованием единичного, таким образом, существование как таковое ускользает от разума" как дедуктивно ориентированного. "Тайна томизма", открывающая возможность постижения истины, как раз и заключается, по Жильсону в высшем синтезе рационального познания и веры, выступающей основой непосредственной "интуиции бытия" как доопытной "очевидности реальности", в содержании которой нет и не может быть рассогласования между сущностью предмета и его существованием, но, напротив, констатация существования вещи есть одновременно и выявление его сущности. В этом смысле в основе томизма - "решимость следовать реальности", в основе рефлексирующего рационализма - "нетерпение рассудка, желающего свести реальность к знанию". В этих рамках "из всех методов самый опасный - рефлексия", ибо "когда рефлексия превращается в метод, она становится на место реальности, выбрасывая из области знания все то, что она не может найти в вещах". Таким образом, гармония знания и веры, представленная в томизме, выступает как "необходимое следствие требований самого разума. По формулировке Жильсона истина - в тезисе Фомы Аквинского, постулирующего, что "вера - непоколебимая уверенность в том, что Бог открывается нам через слово и что изреченное слово Бога истинно, хотя многие и не понимают этого".

    Жильсон дифференцирует истины на допускающие постижение разумом как предпосылку веры (бытие Божье, Божественные атрибуты, бессмертие души и т.п. - "хотя они и явлены через откровение, тем не менее, постигаются с помощью разума") и собственно догматы, которые "по самому существу своему находятся вне пределов досягаемости для науки", ибо богопознание осуществляется принципиально вне субъект-объектной процедуры ("томистская доктрина Божественной непознаваемости запрещает нам представлять Бога не только как некий предмет, но и вообще каким бы то ни было образом"). Парадигмальная позиция философа формулируется в следующей максиме: "не говори от имени Разума, для идеалиста Разум - это то, что мыслит, тогда как для реалиста то, что познает, - интеллект". Между тем, именно несводимость человеческого существования ни к интеллекту, ни к аффектам задает у Жильсона. исходное основание концепции человека. Он описывает человеческое существование в традиционных для экзистенциализма категориях: строго индивидуальная, остро личностно переживаемая причастность духа Божественному началу ("Бог творит каждую человеческую душу индивидуально") делает пребывание человека в мире несводимым к самому себе

    Более того, Жильсон считает, что вся философия, в том числе и современная, проникнута христианским духом и что философ­ские системы Декарта, Лейбница и др. вряд ли могли быть созданы такими, какими они были без влияния христианской религии.

    Сегодня, пытаясь идти в ногу со временем, неотомисты исполь­зуют науку в своих интересах. Например, Э. Жильсон считает, что будущее христианской философии во многом зависит от того, будут ли представители католической церкви участвовать в научных дискуссиях по математике, физике, биологии и др. наукам. В соот­ветствии с этими установками в Ватикане созданы научно-исследова­тельские центры по различным направлениям науки.

    Большое внимание уделяет проблемам ненасилия в современном мире, поэтому религиозные философы затрагивают этические проблемы, в частности, такую важную тему как "добро" и "зло". Считается, что решение вопроса о нравственном совершенствовании человека можно ре­шить только на религиозных началах.

    Человек в неотомизме понимается как состоящий из души и тела. Душа по отношению к телу является формообразующим принци­пом и выступает основой личности. В своих деяниях она направляет­ся "естественным законом", призывающим творить добро и избегать зла, которое порождается людьми. Но если главной традиционной ориентацией религиозной философии было богопослушание , то в неото­мизме на первый план выдвигаются поиски человеческого "я" в своей неповторимой духовности. Проблема человека тесно связана с этической проблематикой. Проблема добра и зла всегда стояла в центре религиозной филосо­фии и являлась камнем преткновения для религиозных учений.

    Еще во времена схоластики религиозные философы пытались дать ответ на вопрос: "Почему в мире существует зло? Ведь мир сотворен и управляем Богом – самым всемогущим и всеблагим. Еще со времен Лейбница часть теологии, посвященная. Таким вопросам и ответам на них называлась "теодицеей" (от греч. Бог и справедливость, право). В современном мире в связи с глобальными проблемами на этот вопрос ответить еще трудней. Существует множество подходов к решению этой этической проблемы, начиная от католической, ортодоксальной до кри­тической в отношении христианской (католической, протестантской, православной) ортодоксии.

    Традиционалисты-католики выдвигают "классические аргумен­ты". Они считают, что зло порождается грехами людей. Почему же Бог допускает рост зла? Это происходит, потому что человек и человечество не всегда разумно пользуются дарованной Богом свободой. Следовательно, не Бог, а человек виновен за творимое на земле зло. Но может ли человек не тво­рить зло? Да, может, считают неотомисты, но для этого человек, находясь в обществе, должен беспрекословно выполнять волю Божью. Из всех важнейших прав человека первостепенным является право на спасение души и веру в Бога. Но это право дополняется обязан­ностью служить Богу, побеждая, тем самым, зло земной жизни.

    В современном неотомизме большое внимание уделяется проблемам гносеологии , которая сегодня, по мнению И. Бохеньского, должна быть названа реализмом. Дело в том, что в неотомизме признается существование реальности, независимо от человека, и подвергается критике субъективно-идеалистическое понимание процесса познания. Познание в неотомизме это взаимодействие субъекта и объекта. Но субъект рассматривается как бессмертная человеческая душа, объект как сущность вещи, т.е. ее форма, идея. Следовательно, че­ловек познает не материальные вещи, а идеальные сущности. Критерием истинности знания является его соответствие сотворенным бо­гом вещам.

    Особенно остро в неотомизме ставятся вопросы свободы и социальной справедливости. Сторонники неотомизма яв­ляются приверженцами нового общественного строя - трудового само­управления и групповой собственности на средства производства, которую можно определить как объединенную частную собственность. Речь идет о некоем "третьем пути", который явился бы органическим продолжением магистральной линии движения человечества к свободе. Неотомизм считает, что мировые религии как на Востоке, так и на Западе переживают глубокий кризис, поэтому необходим новый диалог между церковью и обществом. Поэтому так много сегодня говорится о потребности утверждения таких общечеловеческих ценностей как борьба против атомной опасности, солидарность, единение народов различных рас и культур, о справедливости, о помощи нуждающимся людям. При этом акцент делается на возрождение национального са­мосознания народов, установления диалога между различными рели­гиями на принципах экуменизма, объединения.

    На современном этапе гносеология, антропология, антология неотомизма обновляется и возникает "ассимилирующий неотомизм", который включает в себя идеи феноменологии, экзистенционализма, философии антропологии и других философских течений.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: