Материальный закон в гражданском праве. Про консультации.(нарушение норм материального и процессуального права). Императивные и диспозитивные нормы права

По субординации в правовом регулировании различают нормы права:

1) материальные (первичный регулятор общественных отношений) - закрепляют права и обязанности субъектов права, на основании которых возможно разрешить дело по существу (право на добросовестную конкуренцию);

2) процессуальные (вторичный регулятор общественных отношений) - содержат правила о порядке реализации норм материального права и разрешения дела по существу (порядок расследования преступления, порядок вызова свидетелей в суд). Назначение норм процессуального права - установить "регламент" (фр. règlement, лат. regula - правило) осуществление прав или исполнение обязанностей, закрепленных в материальных нормах; способствовать достижению результата, предусмотренного нормой материального права; реализовывать право на защиту.

Нормы процессуального права отличаются от норм материального права: содержанием, что выражается в своеобразии их предписаний; особенностями адресата; структурой строения.

Признаки норм материального и процессуального права:

Нормы материального права:

1) регулируют фактические связи, которые служат содержанием процессуального права;

2) являются более динамичными, чем процессуальные;

3) обусловлены материальными обстоятельствами общественной жизни;

4) имеют целью обеспечивать права и свободы человека, упорядочивать отношения в обществе, устанавливать правопорядок;

5) имеют регулятивную, правоохранительную и правозащитную действие;

6) адресованы всем субъектам права;

7) отменяются в официальном порядке.

Нормы процессуального права:

1) регулируют юридические связи, которые выступают формой материального права, призванные способствовать развитию материальных норм, обеспечивать их реализацию;

2) являются более статичными, чем материальные нормы, по своей природе являются ограничительными;

3) имеют двойную обусловленность: а) материальными условиями жизни общества; б) особенностями норм той отрасли материального права, с которой они тесно связаны и потребности которой обслуживают;

4) имеют целью обеспечивать право на защиту прав, свобод и интересов человека и гражданина в сочетании с правом обращаться за такой защитой в суд, а также закреплять властные полномочия суда по рассмотрению юридических дел;

5) имеют процедурный характер (определяют оптимальный порядок осуществления юридического процесса), поэтому их еще называют процедурными;

6) адресуются обычно уполномоченным субъектам, то есть тем, которые наделены властными полномочиями по применению норм материального права (следователям, судьям, прокурорам и проч.);

7) прекращают действие с отменой норм материального права.

Виды норм процессуального права по отраслям права:

уголовно-процессуальные; гражданско-процессуальные; административно-процессуальные; хозяйственно-процессуальные и др.

Нормы процессуального права нельзя отождествлять с процедурными нормами материального права, хотя и те и другие являются процедурными по характеру. Процедурные нормы материального права является необходимым условием реализации ряда материальных регулятивных норм и связей и существуют почти во всех его отраслях. Они неотделимы от всей другой системы норм материальных отраслей права и регламентируют порядок реализации норм права благодаря такой ее особой форме, как применение нормы права соответствующими государственными органами. Каждая материально-процедурная норма связана с соответствующим регулятивным отношением и является обязательным условием его нормальной реализации. Содержание материально-процедурной нормы определяется содержанием "своих" основных материальных регулятивных правоотношений и не может быть использован для осуществления "чужих". Например, материальные нормы, объединенные в институт избирательного права, не могут быть использованы для процедуры обмена жилых помещений.

Чтобы предотвратить путаницу между процедурными нормами материального права и нормами процессуального права, необходимо четко осознать существующую между ними разницу: процедурные нормы материального права регламентирующих оперативно-исполнительная форма применения права, в то время как нормы процессуального права регламентирующих правозащитную форму применения права. Основным отличительным признаком является то, что оперативно-исполнительная форма применения права направлена на непосредственную реализацию права (государственная регистрация прав на охрану права интеллектуальной собственности), а правозащитная, направленная на решение дел об правонарушениях, на восстановление или компенсацию нарушенных прав.

В отличие от процедурных норм материального права, нормы процессуального права создаются для регулирования отношений будто "извне". Они имеют качество универсальности, приспособленности, обеспечивающие реализацию юридических обязанностей, которые регулируются различными отраслями материального права, и следовательно, выполняют служебную роль - регламентируют порядок применения норм материального права и деятельность компетентных органов по защите прав.

материальное право

совокупность норм права, непосредственно регулирующих конкретные общественные отношения (семейные, гражданские, колхозные, юридическая ответственность за правонарушения и т.д.).

Большой юридический словарь

материальное право

юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство воздействует на общественные отношения, прямо и непосредственно регулируя их. Нормы М.п. закрепляют формы собственности, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т.д. Объектом М.п. выступают, таким образом, имущественные, трудовые, семейные и иные отношения. Фактическое (материальное) содержание данных отношений составляет объективную основу, применительно к которой нормы М.п. определяют взаимные права и обязанности их участников. Противоположность М.п. составляет процессуальное право.

Материальное право

юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путём прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы М. п. закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения. Объектом М. п. выступают, таким образом, хозяйственные, имущественные, трудовые, семейные и иные отношения. Фактическое (материальное) содержание данных отношений составляет объективную основу, применительно к которой нормы М. п. определяют взаимные права и обязанности их участников. М. п. неразрывно связано с процессуальным правом. К. Маркс отмечал; что «...материальное право... имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы... Один и тот же дух должен одушевлять процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона, проявление его внутренней жизни» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 1, с. 158). Таким образом, материальное и процессуальное право можно рассматривать как юридические категории, выражающие диалектическое единство двух сторон правового регулирования: непосредственной юридической регламентации общественных отношений и установления процессуальных форм судебной защиты этих отношений.

Википедия

Материальное право

Материальное пра́во - совокупность норм системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения и совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

Термин материальное право используется в юриспруденции в качестве понятия, обозначающего такие правовые нормы , с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путём прямого, непосредственного правового регулирования.

Нормы материального права закрепляют формы собственности , юридическое положение имущества и лиц, устанавливают правовой статус, основания и пределы юридической ответственности и т. д.

Материальное право неразрывно связано с процессуальным правом . Их можно рассматривать как юридические категории, выражающие единство двух сторон правового регулирования: непосредственной юридической регламентации общественных отношений и процессуальных форм судебной защиты этих отношений.

Материальные отрасли права регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов.

Процессуальные отрасли регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений. юридический право трудовой семейный

Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального:

конституционное право; административное право; гражданское право; предпринимательское право; трудовое право; финансовое право; уголовное право; экологическое право; семейное право;

Конституционное право - ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления. Конституционное право имеет особый предмет и метод регулирования. Предмет - правовые отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета Российской Федерации. Методы - дозволение, предписание, запрещение (они характерны для всех публичноправовых отраслей), а также установление (характерно только для конституционного права).

Административное право - совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граждан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, устанавливаются меры административной ответственности.

Уголовное право - совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Нормы уголовного права носят запретительный характер и запрещают общественно опасные действия или бездействия под угрозой применения средств уголовного наказания.

Гражданское право - ведущая отрасль права. Предмет регулирования: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе волеизъявления и имущественной самостоятельности сторон.

Семейное право - отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные отношения, связанные с браком и семьей, родством, опекой и усыновлением и связанные с ними имущественные отношения Они устанавливают, в частности, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, определяют порядок и формы опеки и попечительства.

Трудовое право - отрасль, регулирующая отношения по применению труда на предприятиях различных форм собственности, в учреждениях и организациях. Предмет регулирования: отношения работника и работодателя по поводу труда первого.

Земельное право - отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и эксплуатации земли.

Исправительно-трудовое право - отрасль, нормы которой определяют порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке, исправительным работам, а также порядок функционирования учреждений и органов, исполняющих приговоры и т.д.

Уголовное процессуальное право - отрасль права, определяющая порядок производства по уголовным делам в период дознания, предварительного следствия и рассмотрения дела судом.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

К процессуальным отраслям права относятся:

гражданско-процессуальное право;

уголовное процессуальное право;

Уголовно-процессуальное право. Предмет - отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследования преступлений, отправление правосудия). Метод - императивный. Основной источник - Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Гражданское процессуальное право. Предмет - отношения, складывающиеся при рассмотрении гражданских дел судами в сфере гражданского судопроизводства. Метод - императивно-диспозитивный. Основной источник - Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных не имущественных отношений.

Частное право - собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними личные неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право). Частное право - это совокупность отраслей - часть системы действующего права. Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей(предприятиями, фирмами и пр.) Частноправовые отношения имеют набор определенных признаков. Во-первых, они складываются по воле самих участников, совершаемые ими двухсторонние действия (например договоры купли-продажи) приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно. Во-вторых, частноправовые отношения основаны на юридическом равенстве участников - равноправии сторон. В-третьих, частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, то есть непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им.

Публичное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами.

Отрасли материального права закрепляют содержание правоотношений – права и обязанности субъектов права.

Отрасли процессуального права закрепляют формы и порядок реализации прав и обязанностей субъектов права. К процессуальным отраслям относятся: уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, административно-процессуальное, арбитражно-процессуальное право.

Материальные отрасли права регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов. Процессуальные отрасли регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений.

МАТЕРИАЛЬНОЕ право-совокупность норм права, непосредственно регулирующих общественные отношения, а также совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ субъектов. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основание и пределы ответственности за правонарушения.

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ право - совокупность норм права, отраслей права, устанавливающих ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ФОРМЫ, требуемые для реализации материального права. Нормы процессуального права регламентируют порядок рассмотрения и разрешения уголовных,гражданских, арбитражных дел.

Группировка норм на материальные и процессуальные может проводиться на уровне правовой отрасли в целом либо внутри одной отрасли права. При этом собственно материально-правовой характер носят нормы гражданского, трудового, семейного, уголовного права. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право целиком состоит из процессуальных норм.

Есть отрасли права, носящие смешанный характер, т.е. в них имеются как нормы материального характера, так и нормы процессуального характера. Конституционное, административное и финансовое право включает как материально-правовые, так и процессуальные нормы.

Разделение правовых явлений на материальные и процессуальные выглядит ясным лишь в силу законодательной данности отраслей гражданского процессуального и уголовно-процессуального права. В общетеоретическом же плане эта проблема является весьма сложной. Однако задача науки как раз в том и состоит, чтобы предложить законодателю четкийобщеправовой критерий разграничения материально-правовых и процессуальных явлений, который он мог бы использовать в работе над системами права и законодательства.

Деление правовых явлений (отраслей права, норм, правоотношений, юридических фактов и др.) на материальные и процессуальные - этовнутренняя, специальная проблема юриспруденции . Ее не следует увязывать с философским пониманием материи (хотя такие попытки имеются) или с делением социальных явлений на материальные и идеологические. Все правовые явления (и материальные, и процессуальные) являютсяидеологическими (то есть такими, которые не могут возникнуть без сознательно-волевого опосредования со стороны общества).

Сам по себе признак «материальности» правовых явлений (а его понимают как непосредственное участие норм в регулировании объективно сложившихся пластов социальной жизни) не дает ясных представлений о границах этих явлений. Хотя в самом первом приближении этот признак можно использовать. Так, кматериальным регулятивным нормам принято относить те правовые нормы, которые непосредственно регулируют различные социальные сферы, формируя позитивное поведение их участников. Материальными будут и теохранительные нормы, которые обеспечивают действие материальных регулятивных норм. Например, нормы уголовного права по своей природе являются охранительными, и при этом общепризнано, что уголовно-правовые нормы - материальные.

С большей эффективностью границу между материальным и процессуальным в правовой системе можно провести, начав с предварительного установленияобщих признаков процессуально-правовых явлений. При этом следует исходить из той методологической предпосылки, что все процессуальные явления -процедурные. В самом общем видепроцедуру в праве можно определить какпорядок осуществления той или иной юридической деятельности. Все юридические процедуры можно поделить на две большие группы:правотворческие и правореализующие .В свою очередь, правореализующие процедуры бываютматериальные и процессуальные.

Процессуальная процедура - это порядок реализации материальныхохранительных норм (по-другому - санкций). Соответственно, нормы, регламентирующие процедуру реализации санкций, являютсяпроцессуальными. Так, гражданское процессуальное право целиком представляет собой процедурную отрасль, назначение которой - регламентировать порядок реализации санкций гражданско-правовых норм, а уголовно-процессуальное право определяет порядок реализации норм уголовного права, которое в целом имеет охранительную природу и состоит из охранительных норм. Процессуальные нормы способны и имеют тенденцию к законодательному обособлению (что мы и видим на примере с гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным правом). Такое обособление может иметь место и в рамках единого нормативного акта, как это сделано с административно-процессуальными нормами в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Материально-процедурные нормы, будучи нормальным и обязательным условием (формой) реализации некоторых материальных регулятивных норм, существуют с ними в единых «связках» и законодательно никаким образом от них не могут быть обособлены. Так, абсурдным выглядело бы законодательное решение отделить процедурные нормы гражданского права от своих основных норм и объединить их все в едином нормативно-процедурном акте. Материально-процедурные нормы по признаку их связи с правоприменением можно поделить на две разновидности: а) опосредующие обычные (ординарные) формы реализации диспозиций материальных норм, которые не связаны с применением права (порядок заключения сделок, порядок наследования и др.); б) регламентирующие процедурыпозитивного, то есть нормального, осуществляемого не по поводу правонарушения, правоприменения (порядок назначения пенсии, обмена жилых помещений, выделения земельного участка и т.п.).

Итак,граница между материальным и процессуальным в системе права проходит как внутри процедурной сферы (между нормами материальной процедуры и процессуальными нормами), так и на стыке процессуальных норм и материальных охранительных норм (например, между нормами уголовного процесса и нормами уголовного права).

Процессуальные нормы - это всегда нормыпроцедурные, а материальные нормы могут быть процедурными, а могут и не быть связаны с процедурой (материальные регулятивные и охранительные нормы).

Итак, соотношение между материально-правовыми и процессуальными нормами можно выразить формулой: если норма материального права, определяя содержание прав и обязанностей субъектов права, отвечает на вопрос, что надо сделать для реализации этих прав и обязанностей, то норма процессуальная отвечает на вопрос, как, каким образом, в каком порядке названные права и обязанности могут и должны быть реализованы. Процессуальные нормы всегда РЕГЛАМЕНТИРУЮТ порядок, формы и методы реализации норм материального права.

89.Закон как приоритетная форма права .

Закон определяется как нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.

Нередко закон можно характеризуется как нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, не подлежащий отмене ника­кими государственными органами, за исключением принявшего его парламента, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый на референдуме или высшим представительным (законодательным) органом государства в особом, усложненном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) В современных государствах законы принимаются или на референдуме, или же высшим представительным органом государства – парламентом. ;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить.;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Верховенство закона.

Высшая юридическая сила закона проявляется в его верховенстве (это один из принципов правового государства), в подзаконности иных нормативно-правовых актов. Верховенство закона заключается в том, что: ни один орган не вправе отменять или изменять закон; все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить закону; в случае противоречия действует норма права, закрепленная в законе

Верховенство закона означает, во-первых, что все остальные правовые акты должны быть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить; во-вторых, в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы; в-третьих, законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа; в четвертых, никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа, его издавшего.

Верховенство закона как нормативно-правового акта высшей юри­дической силы может быть ограничено лишь во взаимодействии с нормами международного права. Последнее обычно обладает приори­тетом над внутренним законодательством. Так, в частности в ст. 15 Конституции РФ четко сказано: если международным договором ус­тановлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применя­ются правила международного договора.

Верховенство закона обеспечивает его де­мократическое содержание, единство право­вой системы и политических институтов, спо­собствует укреплению государственности. Подобное верховенство, как правило, про­является в следующих направлениях (фор­мах):

1) Приоритетности законодательной фор­мы при регулировании определенных поли­тически и социально значимых общественных отношений.

2) Высшей (после Конституции) юридичес­кой силе закона, что воплощается в его авто­ритете, непререкаемости, общеобязательнос­ти. В иерархии источников права он занима­ет высокое место и требует безусловного со­блюдения, применения, исполнения, исполь­зования.

3) Непосредственности действия закона. Вступивший в силу закон не требует специ­альной санкции, утверждения со стороны ка­кого-либо государственного органа, учрежде­ния, должностного лица, однако его отдель­ные положения могут конкретизироваться в подзаконных актах.

4) Соответствии ему иных нормативно-пра­вовых и индивидуальных актов. С учетом конституционных положений это касается правотворческой деятельности главы государ­ства, исполнительной власти, органов субъек­тов Федерации, министерств и ведомств. По­добные акты должны издаваться на основе и во исполнение закона или в пределах прав, предоставленных законодательными нормами, и быть подзаконными. Это вытекает из Кон­ституции РФ (ч. 2 ст. 4, 76; ч. 1 ст. 115). Не­соответствующие закону акты подлежат оп­ротестованию, приостановлению, отмене, из­менению.

Верховенство закона можно рассматривать как ведущий формально-юридический при­знак правового государства и как конститу­ционный принцип, положенный в основу де­мократического строительства. Его утвержде­ние приводит к господству законности и пра­вопорядка, уменьшает зоны хаоса, произвола и своеволия. Российская Конституция не толь­ко закрепляет данный принцип, но также го­ворит об обеспечении законности, правопоряд­ка и общественной безопасности (п. «а» ч. 1 ст. 72), осуществлении мер по реализации за­конности (п. «е» ч. 1 ст. 114). Таким образом, можно утверждать, что он распространяется не только на государственное управление, но и на многие важные сферы политической и социально-экономической жизни.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям: - по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов РФ); - по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); - по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); - по сроку действия (постоянные законы и временные); - по характеру (текущие и чрезвычайные); - по сферам действия (общефедеральные и региональные); - по содержанию (экономические, социальные, политические и т.п.); - по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.); - по значимости (конституционные и обыкновенные); - по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

В зависимости от регулируемых общественных отношений, от степени значимости законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные.

Основные законы (конституции) регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных (преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер. Они служат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которому они обладают верховенством, поддерживаемым осуществлением функции конституционного контроля. Стабильный характер основных законов обеспечивается особым порядком их принятия и внесения в них изменений и дополнений (см., например, ст. 134-137 Конституции РФ). Под конституционными законами понимаются обычно законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам. Органическими законами называют законы, определяющие порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции, или все законы, к которым отсылает конституция. Обычные законы - все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ». Федеральное Собрание РФ принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы; законы могут приниматься на уровне субъектов РФ их высшими представительными органами, ст. 76 Конституции РФ - анализ данной статьи важен для уяснения соотношения федеральных конституционных и федеральных законов, федеральных законов и законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Сам термин «закон» в разных странах может иметь как различное значение, так и вообще двоякое толкование. По формальным крите­риям закон понимается как акт правотворчества, принятый парла­ментом и одобренный главой государства. А по материальным кри­териям, например, во Франции - как определенная конституцией сфера нормативно-правового (законодательного) регулирования. Двоякое толкование закона характерно для английского права: закон в узком смысле - как акт парламентского правотворчества и закон в широком смысле - как любая подлежащая судебной защите норма писаного либо неписаного права.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы. Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении чрезвычайного поло­жения (ст. 56), военного положения (ст. 87), о принятии и об­разовании новых субъектов федерации и об изменении их ста­туса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о судебной системе и высших судеб­ных инстанциях (ст. 118, 128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

Законы субъектов Российской Федерации принимаются в пределах пол­номочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, за­ключенными Российской Федерацией с отдельными субъек­тами.

Итак: Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый на референдуме или высшим представительным (законодательным) органом государства в особом, усложненном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. В зависимости от регулируемых общественных отношений, от степени значимости законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные .

90.Стадии и виды правового регулирования .

Правовое регулирование - осуществляемое государством при помощи специальных юридических средств целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью их организации, упорядочивания, стабилизации. Юридическими средствами выступают правовые нормы, правоотношения, акты реализации и применения права.

Предметправового регулирования– общественные отношения, на которые направлено регулирующее воздействие той или иной правовой нормы. Чтобы поддаваться правовому регулированию, общественные отношения должны, во-первых, иметь многовариантный характер, предоставляя субъектам, наделенным волей и сознанием, возможность свободного выбора; во-вторых, подлежать внешнему контролю; в третьих, обладать общезначимой ценностью, важностью с точки зрения государства и общества; в четвертых, допускать возможность применения мер государственного принуждения.

Совокупность общественных отношений, регулируемых правовыми нормами, образуют сферу правового регулирования . При этом многие социальные взаимодействия правом не регулируются. Интимные отношения супругов или организация праздничной вечеринки не требуют официального закрепления в виде норм. Это не означает, что вне сферы правового регулирования царит хаос, произвол, абсолютная свобода индивидуального усмотрения. Отношения, регулируемые иными социальными нормами – моральными, политическими, корпоративными, религиозными, традиционными и другими – составляют сферу общественного саморегулирования . Между указанными выше сферами нет изоляции, они пересекаются, взаимодействуют, дополняют и поддерживают друг друга.

Перед законодателем стоит сложная задача - соблюсти баланс между правовым регулированием и общественным саморегулированием. Прежде чем подвергнуть общественное отношение нормативной регламентации, следует обосновать необходимость, целесообразность такого шага. Можно ли и нужно ли законодательно регулировать те или иные социальные взаимодействия? Или же здесь допустимо саморегулирование? Излишне широкое вмешательство законодателя в общественную и частную жизнь приводит к неоправданному ограничению личной свободы индивидов, к нарушению прав и свобод человека, к тирании, тоталитаризму. Summum jus, summa injuria (перев. с лат.) – чрезмерное расширение права порождает несправедливость. Таким образом, право должно регулировать лишь основные, общезначимые, стратегические вопросы жизни общества.

Правовое регулирование (как и любое социальное регулирование) может быть двух видов. Социальной и юридической практике известны два вида социального регулирования:

Индивидуальное

2) нормативное.

Право выступает вовне как система норм. Следовательно, основным видом правового регулирования выступают нормы – правила поведения общего характера. Однако норма права – это одинаковый масштаб к неодинаковым людям, субъектам. Поэтому специфика права такова, что правовое регулирование не может осуществляться лишь нормативно, посредством норм. Оно неизбежно требует конкретизации, индивидуализации. Право применяется не «вообще», а к конкретным лицам, реализуется в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому помимо нормативного в правовом регулировании осуществляется еще один вид – индивидуальный, причем эти виды регулирования в позитивном праве осуществляются последовательно: вначале нормативное, затем обязательно индивидуальное. В иной последовательности осуществляется правовое регулирование, например, в Великобритании, где основной формой (источником) является прецедент. Здесь вначале принимается индивидуальное решение по конкретному делу, которое затем принимает общий нормативный характер.

Итак, наряду с нормативным регулятором индивидуальные правовые предписания (решение суда по конкретному делу, исполнительные акты административных органов, приказ работодателя и т. д.) несут индивидуально-регулятивную функцию: конкретизируют содержание прав и обязанностей, определяют вид и меру юридической ответственности и т. д. Это сказывается и на структуре (механизме) государства, где наряду с правотворческими (принимающими нормы права) имеются и правоприменительные органы (принимающие индивидуальные правовые предписания). Кроме того, индивидуальный характер имеют и договоры между индивидами и организациями.

Указанные особенности предопределили наличие стадий в процессе правового регулирования.

Правовое регулирование – постоянный и непрерывный процесс, в котором участвуют различные субъекты права, используются различные правовые средства, различные варианты поведения (правомерные и неправомерные), возникают противоречия и споры, нередко применяются меры государственного принуждения.

Однако при всем многообразии отношений правовое регулирование осуществляется через ряд стадий:

1) стадия общей, нормативной регламентации;

2) стадия индивидуальной регламентации (конкретизации);

3) стадия реализации.

Поскольку речь идет о позитивном регулировании, оно начинается с издания норм права в процессе правотворчества. Однако коль скоро норма права – одинаковый масштаб, но к неодинаковым людям, эта норма требует конкретизации. Это осуществляется на второй стадии – стадии правоотношения, когда у конкретных субъектов образуются субъективные (уже не общие) права и обязанности. И лишь после этого субъекты осуществляют на практике, реализуют свои права и обязанности. В необходимых случаях к правовому регулированию повторно подключается государство (его органы), которое в процессе правоприменения обеспечивает нормальную эффективную реализацию правовых предписаний.

Указанные стадии осуществляются с помощью системы правовых средств, обеспечивающих правовое регулирование, т. е. воздействие права на общественные отношения. Взятые вместе и объединенные в определенной последовательности эти элементы создают специфический механизм правового регулирования.


Похожая информация.


Материальное право.

Определение . Материальное право – это совокупность правовых норм, институтов и отраслей, с помощью которых государство прямо воздействует на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможность удовлетворять их материальные (а не процессуальные) интересы.

Особенности материального права . Материальное право отличается тем, что оно:

1. представляет собой совокупность норм права, которая обеспечивает регулятивные и охранительные функции права (уголовно-правовые, гражданско-правовые);

2. определяет правовой статус субъектов права;

3. закрепляет материальный интерес (собственность, строй, структуру государственных органов, права и обязанности граждан и организаций);

4. отражает статику права;

5. являются главными регуляторами общественных отношений;

6. отвечают на вопрос, что делать и не делать.

Процессуальное право.

Определение . Процессуальное право – система норм права, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения.

Особенности процессуального права. Процессуальное право:

1. представляет собой совокупность норм права (отраслей), которые определяют процедуру применения норм материального права;

2. является формой реализации материального содержания;

3. обязано своим возникновением материальному праву;

4. в нем особое значение имеют принципы. Они настолько важны, что нуждаются в закреплении в виде обособленных предписаний;

5. обеспечивает государственно-властную реализацию норм материального права;

6. закрепляют процессуальный интерес (разрешение споров, ответственности и т.п.);

7. отражают динамику права;

9. менее зависимо от экономики и автоматически не реагируют на ее изменения;

10. выполняют служебную роль производную от основных, материальных отраслей;

11. адресуются субъектам, имеющим властные полномочия по применению материальных норм отраслей;

12. отвечает на вопрос, как делать.

Юридический процесс.

Юридический процесс – это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на оптимальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права Процессуальное право – база юридического процесса.

Виды юридического процесса . В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) юридический процесс подразделяется на:

1. гражданский;

2. уголовный;

3. административный;

4. конституционный.

В зависимости от природы принимаемых решений юридический процесс может классифицироваться на:

1. правотворческий (например, регламенты Государственной Дума и Совета Федераций РФ);

2. правоприминительный (например, Указ Президента РФ о назначении на должность министра);

3. праворазъяснительный, с помощью которого принимаются интерпретационные акты.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: