Необходимость отпевания усопшего в церкви. Отпевание покойного — кого нельзя отпевать и в какие дни это делать запрещено

Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?

В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: “Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы”.

Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью. Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного – Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью – Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных – лишь начало нового пути. “Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение”, – говорил Апостол Павел.

Отпевание в церкви, виды отпевания

Существует шесть видов отпевания:

  1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
  2. мирских человек;
  3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
  4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
  5. архиерейское - по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
  6. в первую седмицу Пасхи.

Суть отпевания

Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека – храм его души, а земная жизнь – лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют “усопшим”, потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.

В правую руку покойного вкладывают крест – символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб – бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик – предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.

Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.

На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.

На какой день после смерти совершается отпевание

Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.

Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как проводят отпевание

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.

Чтобы совершить отпевание нужно:

  • знать волю самого покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме или просят не отпевать их, в таком случае вопрос свободы воли человека выходит на первый план. Церковь не отпевает тех, кто сам этого не хотел);
  • убедиться, что покойный был крещен;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить все документы о покойном;
  • предоставить в храме все документы, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • все нужное для отпевание обычно можно приобрести заранее в церковной лавке.

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

  • После прочтения Начальных молитв, погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.
  • После чего поется седален за упокой.
  • Затем читается 50-й псалом.
  • По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

и заупокойный икос:

  • После канона священник произносит заупокойную ектенью.
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны.
  • Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему - подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
  • Поются тропари 4 гласа:
  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле - посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Кого нельзя отпевать

В Русской Православной Церкви не отпевают:

  • некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно);
  • иноверцев;
  • богоборцев;
  • отрекшихся от Христа;
  • самоубийц (исключение – лишение себя жизни, во время психического заболевание, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • до недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Можно ли отпеть заочно

Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

  • Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле.
  • Когда люди погибли во время ЧС, при крупной катастрофе или крушении.
  • После похорон, если отпевание не совершили в нужное время.
  • При отсутствии в доступе храма Русской Православной Церкви.

Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?

Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.

Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола – кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего

Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.

Смерть – не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.

Христианский обряд погребения или суеверия от бабок. Кто сильнее?

Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения.

Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших «православными», т. е. прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека. Эти «набеги» на Церковь столь массовы, что породили свою «похоронную» традицию, которая сейчас широко распространена в народном сознании.

С православной точки зрения, смерть человека (верующего, церковного, разумеется) есть «успение», засыпание, отсюда и «усопший», уснувший. Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память.

Тело человека в православной традиции понимается как храм души («разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор.3,16)). Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства - догмата о Воскресении. Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (мы знаем, что душа человеческая бессмертна), мы веруем, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут (где и в каком бы состоянии они не находились) и соединятся с нашими душами, и будем мы вновь целостными.

Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению: обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат.

Если человек вне Церкви, то отношение к смерти у него совершенно иное. Смерть для этого человека есть катастрофа, стихийное бедствие. Приходилось такое слышать: «У нас дедушка умер скоропостижно, неожиданно! Ему 80 лет было…». Несмотря на обращение к Церкви за отпеванием, реально родственники умершего не верят в то, что он «усопший», «покойник» (т. е. тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога»). Покойник для них - это труп, мертвец. Представления о душе - самые размытые. Про душу говорят, но больше потому, что «так принято», на самом деле никто в посмертное существование души не верит.

А раз нет веры в вечность и в воскресенье, то есть панический страх перед смертью и всем, что с ней связано. Смерть для неверующих людей - это костлявая старуха с косой, пришедшая за своей добычей, и при этом не упускающая случая попугать живых своим хриплым смехом и огнём пустых глазниц. Что остаётся живым? Поскорее швырнуть ей в пасть её жертву и откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о её злобном оскале.

Где нет веры в Воскресшего Бога, там есть стремление вытеснить смерть (точнее, мысли о ней) на периферию сознания. Страх смерти в обществе находит своё отражение во всей культуре: в литературе, искусстве, кино и проч. Заметьте, что в обществе, где боятся смерти, очень любят юмористические передачи, комедийные, приключенческие фильмы. В литературе ценятся «жизнеутверждающие» жанры: романы о любви, о сексе, детективы. Зато вытесняются из культуры все мотивы, заставляющие задумываться о смысле жизни и смерти. Попробуйте предложить кому-нибудь почитать Достоевского - это лакмусовая бумажка, по которой можно проверить, относится ли человек серьёзно к проблеме жизни и смерти, или старается спрятаться от неё («да ну вашего Достоевского, тоска смертная!»).

Когда же смерть всё-таки приходит, и в доме появляется покойник, то родственники начинают искать пути, как «правильно» проводить его в последний путь. Соседняя бабушка (которая «всё» знает и в церковь триста лет как ходит) объясняет, «как» и «в какой последовательности» надо действовать. Вот некоторые «бабушкины» советы…

«Бабушкины» и «батюшкины» советы

Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться.

Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала. Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай…), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида…

Это суеверие работает стопроцентно. За четыре года священства я ещё ни в одной квартире не видел, чтобы не было выполнено это золотое правило похорон. На вопрос: «зачем и почему» - все пожимают плечами: «так вроде надо, бабушка сказала…».

Следующее незыблемое правило: стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье). Душа, следовательно, не только гуляет по квартире, она ещё и кушать хочет. Правда, непонятно, почему так мало? Уж тогда все три блюда, да с бутылочкой… (На поминках, кстати, часто ставится тарелка с борщом для «нашего дорогого…»).

Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят… Стало ему не по себе, сидит, давится… Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули - оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там…

Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: «ну зачем, граждане?!».

Важным моментом у них считается вопрос после выноса покойника: от чего (от двери или от окна) «замывать» полы? Не знаете? Ладно, отвечу: полы, граждане, нужно замывать от грязи!

Ну, ещё есть мелкие советы о том, что надо после покойника раздавать чашки с ложками; приносить в церковь суп-набор для него; раздавать вещи усопшего. Если покойник снится с просьбами, то надо выполнить эти просьбы буквально: просит одеть - отнести в церковь барахло какое-нибудь. Покушать просит - чая с батоном на канун принести… Но почему же никто не хочет увидеть в этих просьбах призыв помолиться, исправить свою жизнь, стать ближе к Богу, для того, чтобы молитвы за усопшего доходили поскорей? Почему все пытаются откупиться от покойника? Ответ прост: потому что нет веры в рай и ад, и нет любви к усопшему.

Да, недавно узнал, что существует ещё важнейший обряд проводов души на сороковой день. Что-то нужно прочитать, со свечкой выйти к калитке, открыть дверь, в общем, совершить таинственные действия, недвусмысленно намекающие душе, что, мол, пора и честь знать, до свидания… (Другой вариант проводов: нужно на сороковой день в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища…)

Самое печальное то, что суеверия эти живучи настолько, что складывается впечатление, что мало кто из нас, священников, борется с ними. Практически всегда я слышу от людей на отпевании: «батюшка, мы первый раз это слышим от вас!». К сожалению, многие священники не проповедуют на отпевании, не объясняют людям, что это не безобидные народные традиции, а традиции, противоречащие православной вере. Но многие священники предпочитают молчать и не связываться. А некоторые ещё и сами способствуют распространению мракобесия, иначе не назовёшь.

Рассказ одного епископа: «На днях получил жалобу: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть… Пишут, что их батюшка душу покойного в рай не пустил. Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил священник с Западной Украины, довольно ремесленно относившийся к своему делу. При нём там сформировалась такая традиция: после отпевания покойника выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие с территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: „Эх, понеслась душа в рай!“. После этого ворота распахиваются, и гроб уносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался - и не стал этого делать. Прихожане обиделись и написали донос…». (Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2006.)

Было бы смешно, если бы не было так грустно. Стоит ли удивляться, что нормальные мыслящие люди, молодёжь за версту обходят храмы, где живёт тёмный, удушливый дух «православия от бабы-яги»…

Одним из порочных советов, исходящих от некоторых совсем не умных священников, является настойчивый совет освятить квартиру после покойника, «почистить». Конечно, ужасно желание заработать лишнюю сотню на людском горе… Но ведь таким образом и создаётся языческое учение о том, что покойник - это скверна, гадость, после которой надо освящать жилище. Мощи святых лежат в раках в храмах и источают токи исцелений и благодати, а мощи наших православных усопших - это, почему-то, по их мнению, осквернение наших жилищ! Это очень важный вопрос и, думается, стоило бы применять строгие дисциплинарные меры к таким попам, распространяющим «православное» язычество.

Один «ревностный» поп (30 лет прослуживший в сане!) даже требовал у молодого настоятеля, чтобы тот «окроплял крещенской водой лавки, на которых стоял гроб с покойником, чтобы не было болезней у тех, кто потом будет садиться на эти лавки»! А потом мы ещё удивляемся, почему у нас народ такой суеверный… Каков поп - таков приход.

Откуда есть пошла… погребальная земля?

Разговор в храме: «У нас бабушка умерла. Нам сказали, что её надо земельке предать. Можно у вас земли купить?..».

Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька?

Откуда пошёл этот «земельный» обряд?

В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти.

В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание, после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи.

Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание.

К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем:

«Над гробом возглашается „Вечная память“. Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: „Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней“. Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с. 26)

(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.

(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)

(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. (с. 32)». («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).

И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Читая этот текст, я могу сделать только один вывод: главное - земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы! Ну зачем?! Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут тупо копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или горе-священникам, получающим доход от торговли землёй и не желающим объяснить людям, что усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела, исправление нашей жизни, наше приближение к Богу?..

И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное - это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни), а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т. п.) - вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия.

Где отпевать?

В православной дореволюционной России этот вопрос даже не поднимался. Любой православный христианин отпевался или в своём приходском храме, к которому он всю жизнь был приписан (поэтому-то и были полны такого глубокого смысла слова разрешительной молитвы, которые произносил духовник усопшего: «Чадо, прощаются тебе грехи твои»; и поэтому так бессмысленны они сейчас, когда священник первый раз видит человека уже умершим) или в кладбищенском храме. Отказ родственников отпеть усопшего в храме мог быть расценен как акт отречения от своей веры. Заочное отпевание было возможно только в связи со смертью человека «на стране далече» (в море, на войне).

В советское время (довоенное особенно), разумеется, основным способом отпевания верующих людей (а неверующих не отпевали) из-за гонений стало заочное отпевание, в лучшем случае - на квартире.

Но ко времени перестройки и к нашим временам ситуация серьёзно изменилась. Стали отпевать всех подряд, по «традиции» (лишь бы был номинально крещёным), а у умирающих верующих бабушек в основном оставались неверующие родственники. И вот сейчас, когда церковная жизнь стабилизируется, в таких случаях возникают многие сложности с отпеванием.

Бабушка умершая - она-то верующая, и ей хотелось бы, чтобы её отпели в храме, вот только мы забываем, что цель её родственников - побыстрее и, главное, без лишних расходов избавиться от старушки. Поэтому они пойдут по пути наименьшего сопротивления: или купят земельку, или погребальная контора наведёт на них какого-нибудь «автономного» лжепопа-расстригу, подрабатывающего на религиозной безграмотности народа.

Такое «отпевание» только способствует отторжению людей от Церкви.

Поэтому, в нашей сегодняшней ситуации наиболее реальным представляется отпевание на дому. С одной стороны, это уход от покупки земельки. С другой стороны, неверующие люди смогут хоть полчаса у себя дома в привычной обстановке прикоснуться к красоте православного заупокойного богослужения. И самое главное: проповедь. Именно в момент проводов усопшего люди наиболее открыты к слову священника, наиболее способны задуматься о бренности своей жизни. Нельзя лишать их этой возможности. У них ещё нет сил переступить порог храма, а священник как миссионер, на законных правах придёт в их дом и что-то скажет о спасении души.

Конечно, прекрасно, когда люди понимают необходимость отпевания в храме, но когда этого нет, то лучше пойти им навстречу (им, а не их земельным суевериям!), войти к ним в дом и показать, что священник - это не придаток ритуальных услуг (многие в этом уверены), а человек, поставленный Богом на утешение скорбящих и вразумление заблудших.

Заключение

Однажды на отпевании я долго говорил проповедь, рассказывал о важности для усопшего всего духовного (молитвы, добрых дел) и неважности всего внешнего (земельки, завешивания зеркал и проч.). Объяснил, в чём смысл «земельки». В ответ одна интеллигентного вида тётушка мне заметила:

Это вы всё, конечно, правильно говорите, хорошо. Одно только нехорошо: зря вы земельку-то в дом занесли, не положено.

А на мой вопрос:

Откуда у неё такие глубокие познания в богословии, она, не смущаясь, ответила:

Как откуда? Из церкви, разумеется, оттуда мы это слышали!

Что я мог ей ответить? Да, на нашу беду, люди приносят суеверия зачастую из наших храмов. Конечно, нечасто, но виноваты в распространении невежества сами священники (хотя и бывает), виноваты чаще всего бабулечки, «главные по подсвечникам» и по «правильному» благочестию.

И, конечно, опять повторюсь: очень важна проповедь, не только с амвона, но и везде - на требах, на огласительных беседах, и просто на лавочке около храма. И очень важно, чтобы все священники так поступали, ибо только тогда есть надежда, что вера у нашего народа будет православной, а не «бабушкиной».

Отпева́ние – совершаемый священником заупокойный чин; , посредством которого провожает усопшего в мир инобытия, молитвенно ходатайствуя о нём, испрашивая у Бога прощения его и дарования ему упокоения в . Отпевание – народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В отпевание именуется «последованием мертвенным».

Богослужебные книги Русской Православной Церкви содержат 6 видов последования мертвенного:
1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
2. мирских человек;
3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
6. в первую седмицу Пасхи.

В чём смысл отпевания?

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной и - надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское - говорят именно о воскресении!

На какой день совершается отпевание?

Отпевание cовершается в храме, обычно на третий день после ; первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как совершается отпевание?

Совершается отпевание усопшего единожды, в день его погребения. Если точно не известно – был отпет или нет умерший когда-то человек, то возможно заказать заочное отпевание. В состав чинопоследования входят , чтение и . Отпевание должно совершаться в храме. С давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь (см. ).

Приходя в храм, следует помнить, во-первых, о том, что отпевание и нужны для молитвы. А искренне молятся обычно те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди, те, которые переживают за душу умершего. Во-вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и понимали, что поет хор. Понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в её Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Бумажный венчик на голове покойного – символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани.

Все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело () усопшего. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Кого нельзя отпевать?

Священник может отказать в отпевании нецерковного человека или . Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным. Встреча со Святым Богом принесёт им только мучение.

Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы.

В последнем случае усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего , подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого.

Можно ли отпеть в морге?

Можно ли отпеть заочно?

Возможно, но только в исключительных случаях (когда тело не найдено, погребено другими людьми, или до обращения желающих отпеть к Богу).

Даёт ли отпевание гарантию спасения?

Бессмысленно отпевать человека, который при жизни не исповедовал . Отпевание не является «пропуском в Рай», магическим актом, при котором усопшему автоматически прощаются грехи или его душа обязательно попадёт в Царство Божие. Одновременное отпевание нескольких покойных не является нарушением богослужебных правил.

Чем ещё можно помочь душе усопшего?

Чем отпевание отличается от «обыкновенной» молитвы за усопшего?

В наше время нередко приходится сталкиваться с недоумением: если Бог слышит и отвечает на наши молитвы вообще, то конечно же, отвечает и на молитвы об усопших; для чего же тогда существует чин отпевания? неужели Богу недостаточно «простых» молитв?

Следствием недопонимания смысла и важности отпевания умерших является то, что многие относятся к этому действу всего лишь как к формальному, старинному, народному обряду, не более значимому, чем, например, поминальное застолье или обычай бросать мелочь в могилы.

Другие, напротив, подходят к этому действию механически или магически, полагая, что коль скоро отпевание совершено, то усопший автоматически удостоится высших Небесных Даров.

В действительности ни первое, ни второе суждение не отвечает подлинному характеру и целям христианского отпевания.

По большому счёту отпевание является таинством (хотя и не именуется Церковным в строгом значении этого слова). Как таинство оно включает в себя последовательный ряд символических действий и молитв. Кроме того, во время отпевания читаются псалмы, Апостол, Евангелие.

Это помогает участникам таинства лучше настроиться на молитвенный лад, способствует более искреннему, сосредоточенному, напряженному молению. Этому же способствует и присутствие (перед собравшимися родными, близкими, знакомыми…) гроба с телом покойного.

В отличие от частных молитв, молитвы при отпевании, подразумевающем множество прощающихся (провожающих), носят соборный характер. А где хотя бы двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них ().

В знак того, что почивший был верен (в той или иной мере) Христу и предал Ему свою душу, ему на грудь кладется святая . Это - символ и знамение того, что он пребывает под покровом Христа.

Такое же смысловое значение имеет покрытие тела покойного белым покровом - саваном. Опять же, белый цвет ассоциируется со светом Христовым, нравственной чистотой.

Бумажный венчик, располагаемый на голове почившего, символизирует венец воина Христова.

Всё это вкупе благоприятно отражается на участи усопшего, в том числе сказывается во время прохождения им (его душой) страшных испытательных .

В соответствии с церковной традицией, отпевание уместно совершать на третий день после смерти. По учению ряда святых отцов, в это время заканчивается срок пребывания отделившейся от тела души на земле. Однако, как правило, продолжительность мытарств доходит до сорока суток (в земном измерении) (в условиях нынешней жизни срок погребения умерших нередко отодвигается на несколько дней в силу различных причин, как то: затягивание со вскрытием, с составлением заключения о причине смерти и пр.).

При окончании отпевания ближние отдают покойному последнее целование и прощание. Затем священник посыпает тело покойного землей; гроб закрывается и предаётся земле (в случае, если гроб закрыт, целуется крест на его крышке).

В Православной Церкви все важные этапы жизни человека освящены молитвой. Конечно же, это касается и перехода души человека от временной жизни к вечности. Молитвенное чинопоследование, специально учрежденное Церковью для напутствия человеческой души, называется последованием мертвенным , или отпеванием. В молитвах этого важного чина люди просят о прощении грехов усопшего, об упокоении его в Царстве Небесном. Отпевание называют также малой канонизацией: молящиеся обращают к Богу слова «Со святыми упокой…», а это значит — просят о причислении усопшего к лику святых.

Чин отпевания включает пение стихир и канона в определенной последовательности (отсюда и возникло в народе название чина — отпевание), а также чтение Апостола и Евангелия.

Существует шесть видов последования отпевания:

  • для детей, которые на момент смерти не достигли 7 лет;
  • для взрослых мирян;
  • для монашествующих (в том числе иеромонахов);
  • для священников и епископов;
  • для архиереев;
  • на Светлой седмице.

Когда и где совершается отпевание?

Обычно чин отпевания совершается на третий день после кончины (то есть, если человек преставился в понедельник, то погребение будет происходить в среду). Если отпевание приходится на дни Светлой седмицы, то вместо минорных заупокойных молитв поют праздничные пасхальные песнопения.

В православной традиции принято отпевать человека один раз — в церкви. Если это по каким-то причинам невозможно — то дома или на кладбище. Чтение Псалтири особенно важно в первое время после смерти: оно дарует утешение как душе усопшего, так и его родным.

Заочное отпевание

Бывают ситуации, когда нельзя узнать достоверно, совершалось отпевание или нет. В таких случаях заказывают заочное отпевание.

Символизм чина отпевания

Тела православных христиан принято предавать земле в гробу. Во время чина отпевания, совершаемого в храме, гроб стоит открытым (если этому нет препятствий). Тело покойного накрывают светлым саваном в знак того, что он находится под Христовым покровом и под защитой Церкви, которая будет молиться о его душе до конца времен. На голову покойного надевают бумажный венчик — символ воинского достоинства, ведь каждый христианин — это воин Христов.

Все родные и близкие, которые пришли проводить человека в последний путь, держат в руках зажженные свечи, символизирующие Невечерний Свет вечности. Прощаясь с покойным, люди прикладываются к иконе на его груди и целуют лоб (или венчик) усопшего. Если отпевание совершается при закрытом гробе, целуют крест на крышке.

Чем мы можем помочь усопшему?

Расставаться с близкими всегда больно. Многие люди в моменты скорби теряют самообладание и поддаются влиянию посторонних — соседей, знакомых, представителей ритуальных служб. Однако необходимо понимать, что покупка дорогого гроба, организация поминок с большим количеством яств и алкоголя не принесут никакого облегчения душе умершего. Преподобный Ефрем Сирин еще в IV веке просил своих современников не устраивать ему пышных похорон, не класть тело в прекрасную гробницу, но только молиться о душе, потому что это единственное, что действительно необходимо. Итак, молитвы о покойном значат неизмеримо больше, чем устроение достойных похорон.

Присутствие на богослужении очень важно для родных и близких. Оно не только будет данью памяти усопшему, но и поможет людям, потерявшим близкого человека, мысленно обратиться к спасительной истине Христовой веры и тем самым получить настоящее утешение.

После того как похороны состоялись, мы можем и должны продолжить заботиться о душе усопшего. Православная традиция завещает посетить храм на третий, девятый и сороковой дни после смерти близкого. Считается, что именно в эти дни душа особенно нуждается в молитвенной поддержке. Православные христиане соборно молятся о своих усопших на литургии и совершают по ним панихиду.

Сорок дней после смерти человека Церковь рекомендует читать Псалтирь об усопшем. Сколько кафизм в день — это зависит от сил каждого, но нужно делать это непременно ежедневно.

Кроме того, нельзя забывать о сонме наших ходатаев и молитвенников перед Богом — святых Православной Церкви. К ним обязательно нужно обращаться с просьбой помолиться о покойном. Ведь молитва людей, всей своей жизнью угодивших Богу, слышится Им и не оставляется без ответа. Ну и, конечно же, чтобы Господь слышал и наши молитвы, мы должны всеми силами стараться приблизиться к Нему: посещать службы, творить дела милосердия, быть внимательными к окружающим, исполнять заповеди Божии, причащаться Святых Таин.

Осознав, что вся наша земная жизнь — это лишь временный этап на пути к Царствию Небесному, мы успокоим наши сердца и почувствуем настоящую, неразрывную связь с ушедшими близкими, о которых мы так сильно скорбим. У Бога все живы... Пусть эта мысль укрепляет нас в самые тяжелые минуты прощания.

Кого нельзя отпевать?

В соответствии с канонами Церкви отпевание невозможно совершать над некрещеными людьми (в том числе младенцами). Кроме того, этот чин не осуществляется над инославными и иноверными, а также над самоубийцами и убитыми во время совершения преступления.

По поводу самоубийц существуют некоторые оговорки. Церковь отпевает людей, которые покончили с жизнью, будучи в невменяемом состоянии или в состоянии сумасшествия. Родные должны подать соответствующее прошение архиерею, сопроводив его медицинским заключением.

Также многих интересует вопрос — можно ли отпевать наркоманов? Наркотическая и алкогольная зависимость чаще всего является результатом осознанных действий человека. Это грех. Однако Церковь никому не желает погибели, ни одну душу она не оставляет без молитвы и по возможности старается оправдать. Поэтому наркоманов и алкоголиков отпевать не запрещено.

Чего нельзя делать при погребении?

К сожалению, в современном обществе наряду с христианскими традициями существуют (и даже процветают) различные языческие обряды и суеверия. Стоит ли говорить, что для православного человека эти вещи совершенно неприемлемы.

Так, что касается погребальных обрядов, зачастую можно услышать такие опасения: «А вдруг покойник вернется?», «А вдруг он заберет кого-то из живых с собой в могилу?» — и тому подобные суеверные страхи... Конечно, все это не имеет никакого отношения к духовной реальности, в которой существует Церковь. Поэтому бросать землю вслед погребальной процессии, переворачивать стулья, на которых стоял гроб, совершенно бессмысленно, равно как и завешивать зеркала в доме, класть в могилу личные предметы умершего или деньги и так далее. Все это не принесет никакой пользы душе.

Как же должны совершаться православные похороны?

Обычно прощание с покойником происходит в храме. После этого гроб накрывается крышкой, и процессия направляется к месту похорон. Впереди идет человек с крестом (этот крест будет установлен на могиле), далее следует священник с кадилом в руках, за ним несут гроб, а за гробом идут все собравшиеся.

На кладбище совершается чин литии, после чего гроб опускают в могилу и забрасывают землей. Первым горсть земли бросает священник, при этом совершая крестное знамение над гробом. Если священника нет, это может сделать кто-то из мирян, бросив пригоршню земли, заранее благословленной в храме.

Существует мнение, что нужно убрать из гроба все живые цветы — это совершенно не обязательно. Можно также оставить икону в руках покойного, но можно забрать ее с собой и отнести в храм, где она будет находиться 40 дней.

После похорон, помня о всех собравшихся, родственники устраивают поминальную трапезу. Ее начинают и заканчивают молитвой. Само обиходное слово «поминки» говорит о том, что во время такой трапезы люди вспоминают покойного, говорят о том, каким он был при жизни, о его добрых делах.

Подытоживая все вышесказанное, напомним: «правильно» организовать похороны — не главное, главное — правильно подготовить душу усопшего к переходу в иной мир, чтобы она покинула эту жизнь по-христиански, чтобы явилась перед Богом чистой и светлой. Поэтому очень важно, чтобы перед смертью человек исповедовался и принял Причастие.

После погребения тела Церковь не перестает заботиться о душе человека. На каждой литургии мы возносим соборную молитву к Богу об упокоении и спасении душ наших близких.

Может ли душа попасть в рай и без отпевания?

Безусловно. Отпевание — это не ключ к раю. Нам известно, что многие святые относились с большим пренебрежением к посмертной судьбе своего тела: завещали бросать его в канаву, отдавать на съедение диким зверям и так далее. Однако мы не должны считать все действия, совершаемые во время погребения, бессмысленными. Они чрезвычайно важны как наш последний дар усопшему, как знак уважения. Поэтому похороны и отпевание нужны не только покойному, но и его родным, ведь это возможность для них совершить благой поступок во имя памяти близкого.

Что нужно для отпевания?

Для отпевания потребуется погребальный набор (если речь не о заочном отпевании). Как правило, в него входят покрывало, молитва, небольшая икона и крест. Родственникам также понадобятся свечи.

Что надеть на отпевание?

Священники как во время крещения, так и во время отпевания облачаются в белые одежды. Ведь в церковном понимании смерть — это рождение в жизнь вечную, к свету, ко Христу.

Сегодня в светском обществе принято приходить на похороны в черной одежде, ведь потеря близкого воспринимается как трагедия. Однако этот траурный цвет не является цветом богослужения, поэтому к христианской традиции отпевания не имеет отношения. Жены-мироносицы шли за гробом Христа в белых одеждах, поэтому более уместно с точки зрения Церкви было бы надевать светлое. Но поскольку общепринятой нормой сегодня является все же темная одежда, следует подойти к этому вопросу с должным рассуждением и не смущать присутствующих отличным от других внешним видом.

Христианское отношение к смерти

В наше время очень многие люди живут в постоянном страхе. Страх бедности, болезней, неудач, потерь и, наконец, самый сильный страх — страх смерти. Человеку, который не верит в существование духовной реальности, очень трудно представить, что смерть не означает конец, что за этим рубежом открывается новая реальность — жизнь духа.

Христиане понимают смерть совершенно иначе. Память о ней святые не только не гонят от себя, но стараются всячески поддерживать. «Воспоминание о смерти — дар Божий» («Лествица», Слово 6).

С одной стороны, смерть — это следствие греха, совершенного первыми людьми, тяготеющего над каждым из нас. Но с другой, это рубеж между временным и вечным, который в итоге освобождает душу от оков тленного тела и выпускает ее на свободу. Поэтому, по слову святителя Иоанна Златоуста, мы должны «трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха». Задача на земле — трезвиться, постоянно помнить о главном, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12: 40).

Конечно, смерть властвует над этим временным миром, и каждый из нас когда-то ощутит ее прикосновение. Однако христиане верят, что «скончавшиеся во Христе не умерли, но почивают». Эти слова преподобного Ефрема Сирина понятны и утешительны для любого верующего человека. Главная цель земной жизни — это подготовка к вечности. Мысль о бессмертии души и грядущем воскресении наполняет жизнь христианина высочайшим значением, придает сил справляться с потерями, страхами и скорбями.

Отпевание считается самым важным похоронным обрядом для верующих людей. Однако некоторым покойным церковь в нем отказывает. На ком и почему лежит запрет на отпущение грехов.

Проводы покойного в загробный мир сопровождаются отпеванием. Конечно, данный обряд не является прямым пропуском в Рай, однако отпустить грехи, в которых покойный не успел покаяться во время исповеди еще при жизни, может. Священник читает молитву над телом, тем самым прощая человеку все его пороки и плохие деяния.

После этого свиток с молитвой кладется в правую руку умершего. Если в связи с определенными обстоятельствами (инфекция, смерть в другом городе) отпевание проводилось заочно, то данный свиток можно положить к покойному немного позже. А если отпущение грехов прошло уже после похорон, то свиток с молитвой достаточно закопать на месте захоронения.

Однако православная церковь отпевает не всех. Руководствуясь церковными канонами, священник имеет право отказать в отпевании тех людей, которые умерли после сильного алкогольного опьянения либо в результате употребления наркотических средств.

Также церковь отказывает в отпевании человеку другой веры, тем, кто с издевкой и пренебрежением относился к религии, и некрещеным. Если вы не знаете, крестили ли человека при жизни, постарайтесь выяснить это, отыскав крестных родителей. Запрет на отпевание лежит даже на младенце, который просто не успел пройти обряд крещения. Если ребенок умер еще в утробе матери, церковь также откажет в отпевании.

Всем известно, что по православным канонам нельзя отпевать самоубийц, так как добровольный уход из жизни является самым страшным грехом. Самоубийц запрещено упоминать на панихиде, за них нельзя подавать записки. Даже хоронить таких людей на церковных кладбищах считается нарушением православных канонов. Однако и среди самоубийц есть исключения. К ним относятся психически больные люди, которые не могут отдавать отчета своим действиям. Также люди, погибшие в результате трагической случайности: по незнанию съели ядовитые грибы или ягоды, упали с высоты. Также разрешается отпевать человека, который пожертвовал своей жизнью ради спасения других.

Однако для того, чтобы добиться отпевания, вам необходимо будет доказать факт благородной жертвы, случайности или психологического заболевания. Для этого нужно будет подать прошение на имя архиерея, в котором следует детально описать обстоятельства смерти, а также приложить медицинскую справку.

Бывает и такое, что человек намеренно решает уйти из жизни, прыгая с высокого здания. Однако после падения еще остается живым на некоторое время и попадает в больницу. Если за это время перед смертью он успеет покаяться в своем поступке, то батюшка сможет провести отпевание.

Отказ в отпевании не должен значить для вас, что о покойном следует забыть. Домашней молитвой, добрыми поступками и милостыней вы сможете помочь душе дорогого вам человека.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: