Организация делопроизводства в дошкольном учреждении. Методическая разработка «Делопроизводство в доу Журнал делопроизводство документооборот в дошкольном учреждении

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Л. М. МАНЕВЦОВА, С. А. БАБАК

ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

2 е издание, исправленное

Ð å ö å í ç å í ò û:

кандидат педагогических наук С.А.Езопова, кандидат педагогических наук Н.Н.Скресанова

Маневцова Л.М.

M23 Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М.Маневцова, С.А.Бабак. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.

ISBN 5-7695-1806-5

В пособии раскрываются вопросы делопроизводства в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы историче- ский аспект проблемы, номенклатура документации, принципы и средства механизации документальных процессов. Представлены образцы документации в соответствии с номенклатурой дел ДОУ.

Для студентов высших педагогических учебных заведений, а также практических работников системы дошкольного образования.

ÓÄÊ 35.077.1(075.8) ÁÁÊ 65.050.2ÿ73

3. Нормативные документы по обеспечению делопроизводства в дошкольном образовательном

учреждении................................................................................

Номенклатура документов дошкольного образовательного

учреждения................................................................................

Подготовка к составлению служебных документов...............

Основные документы управления. Особенности

подготовки и оформления отдельных документов.................

Организация документооборота...............................................

Организация хранения документов.........................................

9. Использование персонального компьютера в делопроизводстве. Программное обеспечение

делопроизводства.......................................................................

10.Средства составления текстовых документов. Средства

копирования и размножения документов. Средства

передачи информации..............................................................

Краткий терминологический словарь..........................................

Приложения....................................................................................

1. Организационные документы...........................................................

Устав Государственного образовательного учреждения

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа-детский сад ¹ 672 Красногвардейского

административного района (новая редакция) .........................

Свидетельство о государственной регистрации............................

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе............

Лицензия на образовательную деятельность.................................

Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения

с учредителями............................................................................

Договор о регулировании взаимоотношений между ГОУ

«Начальная школа-детский сад ¹ 672» и родителями

воспитанников детского сада....................................................

2. Документы по учебно-воспитательной работе................................

Концепция создания инновационного образовательного

учреждения..................................................................................

Программа развития 2001-2004 гг. ..............................................

План работы на 2002/03 учебный год..........................................

Должностная инструкция на воспитателя высшей

План работы совета учреждения на 2002/03 учебный год.........

Перечень платных образовательных услуг на 2002/03 уч. год.......

3. Документы по финансово-хозяйственной деятельности.............

Положение о расходовании внебюджетных средств...................

Положение о выплате персональных надбавок и доплат...........

Положение о порядке установления доплат...............................

Положение о материальном поощрении работников................

Отчет о расходовании спонсорской помощи..............................

Приказ об утверждении Положения о комиссии по

рассмотрению установления доплат, надбавок и о

материальном поощрении работников...................................

Приказ об утверждении состава комиссии

по рассмотрению установления доплат, надбавок и

материального поощрения работников..................................

Смета расходования внебюджетных средств, полученных

по изостудии..............................................................................

Типовой договор о полной индивидуальной материальной

ответственности..............................................................................

Договор аренды..............................................................................

Книга складского учета материалов (форма М-17) ....................

Инвентаризационная опись (форма ¹ 401)................................

Договор на оказание дополнительных платных

образовательных услуг с родителями

учащихся/воспитанников.........................................................

4. Документы по питанию...................................................................

План работы совета по организации питания............................

Примерное десятидневное меню..................................................

Выполнение натуральных норм за десятидневку........................

Карточка-раскладка (Форма ¹ 1-85) ..........................................

5. Медицинская документация...........................................................

Медицинская карта ГОУ...............................................................

Медицинские журналы..................................................................

Журнал контроля санитарного состояния ГОУ..........................

Журнал переписи детей, посещающих дошкольное

учреждение................................................................................

Журнал дегельминтизации............................................................

Журнал учета движения детей по группам здоровья.................

Журнал профилактики прививок.................................................

Журнал бракеража сырых продуктов...........................................

Журнал регистрации медицинских осмотров сотрудников,

работающих с готовыми продуктами......................................

Журнал бракеража готовой пищи................................................

Журнал учета инфекционных заболеваний.................................

Журнал учета детей, направленных в туберкулезный

диспансер...................................................................................

Тетрадь оценки питания................................................................

6. Документы по кадрам......................................................................

Заявление о приеме на работу......................................................

Приказ о назначении на должность.............................................

Трудовой договор (контракт) ........................................................

Заявление в городскую аттестационную комиссию...................

Аттестационный лист.....................................................................

Приказ о присвоении квалификационной категории................

Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей

ê íèì ..........................................................................................

Акт списания испорченных бланков трудовых книжек.............

7. Документы по охране труда............................................................

Приказ об охране труда.................................................................

Соглашение по охране труда.........................................................

Журнал регистрации вводного инструктажа

по охране труда.........................................................................

Журнал инструктажа учащихся по охране труда при

проведении внеклассных и внешкольных мероприятий......

Журнал регистрации несчастных случаев на производстве........

Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте................

Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися

(воспитанниками) .....................................................................

Акт о несчастном случае (форма Н-2) .........................................

Акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1) ............

8. Другие документы............................................................................

Акт сдачи-приемки дел..................................................................

Опись...............................................................................................

Справка............................................................................................

Справка-подтверждение................................................................

Письмо............................................................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современное дошкольное образовательное учреждение становится все более сложной системой. Руководителю приходится работать в постоянно меняющихся условиях: экономических, социальных, правовых и т.д., что, в свою очередь, предъявляет все возрастающие требования к уровню его квалификации.

Система подготовки заведующих дошкольными образовательными учреждениями в России берет свое начало в 60-х годах XIX века. До 90-х годов XX века основной путь подготовки руководителей детских садов заключался в постепенном и поступательном продвижении в процессе работы от должности воспитателя до должности заведующей. На основании «Устава детского сада» (1944) заведующим мог стать специалист, имеющий среднее педагоги- ческое образование, специальную дополнительную подготовку и стаж работы не менее 2 лет.

Развитие общественного дошкольного воспитания и усложнение деятельности заведующих изменило требования к их профессиональной подготовке. В нормативных документах 1970-х годов указывается, что эту должность может занять только человек, имеющий высшее педагогическое образование, окончивший специальные медицинские курсы и стаж работы которого составляет не менее 3-5 лет («Квалификационные характеристики должностей руководящих работников детских дошкольных учреждений» 1977 г.). В тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям работников учреждений образования РФ 1995 г. эти требования в основном сохранены.

Раньше основной формой подготовки заведующих являлись курсы повышения квалификации после окончания специальных учебных заведений. Такая подготовка имела ряд преимуществ: она обеспечивала глубокое понимание ребенка, владение системой психолого-педагогических знаний, освоение педагогических умений. Однако при такой подготовке обнаруживались и многие недостатки: отсутствие знаний в области теории управления, слабое владение основными функциями руководства образовательным учреждением, в том числе организацией делопроизводства.

К 1990-м годам назрела необходимость обновления содержания подготовки студентов педагогических вузов к управленческой деятельности в ДОУ.

Большую роль в решении проблемы подготовки высококвалифицированных руководителей системы образования сыграл Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования России по специальности «менеджер образования» (2000 г.). В соответствии с ним в число учебных дисциплин в учебные планы были введены предметы, способствующие целенаправленному освоению знаний, необходимых будущим менеджерам дошкольного образования, в том числе «Организация делопроизводства в дошкольном учреждении».

Управленческий труд в дошкольном образовательном учреждении связан с ведением большого числа документов разной направленности и назначения. В настоящее время управленческая деятельность образовательных учреждений еще невозможна без большого числа бумажной документации, необходимой для принятия правильных управленческих решений. Четко организованное делопроизводство позволяет руководителю и вышестоящим организациям вовремя получать информацию о состоянии дел в учреждении и своевременно на это реагировать.

Отсутствие четкой организации работы с документами, напротив, не позволяет руководителю принимать юридически и организационно грамотные решения, из-за чего в конечном итоге такое учреждение не сможет стать конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Поскольку в учреждении отсутствуют специальные службы, работающие с документами, вся ответственность за правильное ведение делопроизводства лежит на руководителе.

Данное учебное пособие, во-первых, содержит номенклатуру дел в образовательном учреждении, и во-вторых, показывает организацию и процесс делопроизводства, оформления документов, их движение, контроль за их исполнением.

В Приложении даны образцы документов конкретного образовательного учреждения - школы-детского сада ¹ 672 г. СанктПетербурга (директор С.А.Бабак). Документы составлены с уче- том нормативных документов и отражают основные направления деятельности любого образовательного учреждения: работу с кадрами, организационно-педагогическую, финансово-хозяйствен- ную (в том числе осуществляемую самостоятельно) и др. и потому будут полезны как студентам, так и практическим работникам образования.

Пособие разработано с учетом требований государственного образовательного стандарта к подготовке специалиста по специальности 031100 - «Педагогика и методика дошкольного образования», с получением квалификации «организатор-методист дошкольного образования».

1. ПРЕДМЕТ УЧЕБНОГО КУРСА «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Управление - одна из ролей менеджера, связанная с ответственностью за разработку и реализацию программ функционирования и развития учреждения (организации), достижением поставленных перед ним целей.

Управление дошкольным образовательным учреждением в настоящее время неизбежно сопряжено с подготовкой многих видов документов, без которых невозможно своевременно и грамотно принимать управленческие решения, а следовательно, невозможно обеспечить качественное функционирование и развитие учреждения.

Предметом учебной дисциплины «Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении» является документационное обеспечение управления. Поскольку в штатах дошкольных образовательных учреждений отсутствует специальная профессиональная служба по работе с документами, делопроизводство - составление и организацию работы с документами - осуществляет руководитель учреждения.

 документах фиксируется и учитывается деятельность учреждения, поэтому качество его функционирования проверяется прежде всего по документам.

Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с определенными реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Совокупность документов, оформленных по единым правилам, соответствующих государственным стандартам, принято называть документацией.

Документирование управленческой деятельности - это процесс создания, записи (фиксации) и оформления информации на различных носителях по установленным правилам.

 специальной литературе по делопроизводству используется еще и термин документационное обеспечение управления. Это - процесс производства, передачи и переработки документированной информации, необходимой в управлении тем или иным учреждением (организацией).

Источниками данного курса являются: история делопроизводства в нашей стране и за рубежом, нормативные документы, современная практика делопроизводства, обеспечивающая документирование, а также современные научные исследования в области делопроизводства.

Необходимость отражать деятельность людей в различных документах появилась еще в глубокой древности. Способы фиксации информации и носители информации изучаются документоведением.

Делопроизводство в нашей стране регламентируется нормативными документами, позволяющими с позиций науки подойти к разработке комплекса правил, нормативов, рекомендаций, определяющих организацию данных процессов в учреждениях и организациях. Одним из важнейших нормативных документов, разработанных в нашей стране, стала Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД), опубликованная в 1973 г. В связи с массовым внедрением в управление аппаратов вычислительной техники данный документ был усовершенствован. Новая редакция этого документа была утверждена Главархивом СССР в 1988 г. Он назван Единой государственной системой документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ). В 1991 г. ЕГСДОУ была преобразована в Государственную систему документационного обеспечения управления (ГСДОУ).

Повышение качества подготовки управленческих документов было связано с появлением государственных стандартов в делопроизводстве (ГОСТ). Первые ГОСТы на организационно-распо- рядительную деятельность были изданы в 1972 г. (ГОСТ 6.38-72) и впоследствии перерабатывались и совершенствовались в 90-е годы (ГОСТ 6.38 -90, ГОСТ Р 6.30 -97).

Основные требования к оформлению организационно-распо- рядительных документов изложены в ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированная система документации. Требования к оформлению документов» (М.: Издательство стандартов, 1997).

В процессе документационного обеспечения управления используются государственные и ведомственные нормативные акты, отражающие специфику деятельности учреждений (организаций).

Важнейшими нормативными документами, используемыми в делопроизводстве дошкольных образовательных учреждений, являются: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», Письмо Министерства образования Российской Федерации «О направлении пакета образцов документов, реализующих новое положение о ДОУ в РФ» ¹ 212/19-12 от 30.03.94 г., Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений и др.

При подготовке документов, связанных с деятельностью персонала, все без исключения организации и учреждения, незави-

симо от формы собственности опираются на Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ).

Практические пособия по делопроизводству разработаны для специалистов, непосредственно отвечающих за организацию работы с документами, и основаны на действующих в Российской Федерации законодательных актах и нормативно-методических документах. Материалы пособий представляют интерес и для менеджеров образования.

В последние годы особенно интенсивно ведутся научные исследования в области делопроизводства.

Основные задачи учебного курса «Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении»:

освоение системы знаний по основным вопросам, связанным с документационным обеспечением управления дошкольным образовательным учреждением;

приобретение навыков грамотной работы с документами.

Вопросы и задания

1. Что является предметом учебного курса «Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении»?

2. Выделите ключевые понятия данного раздела и дайте их определе-

3. Каковы основные задачи данного учебного курса?

4. Какие положения Закона РФ «Об образовании» и «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» можно использовать в делопроизводстве ДОУ?

2. СТАНОВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Делопроизводство имеет длительную историю. Документы вна- чале возникали как свидетельства происходивших событий, а затем - как способ закрепления имущественных отношений между людьми. Рождение документов связано с возникновением письменности.

Письменные источники, обнаруженные в Египте (литературные памятники, надписи на гробницах, храмах, царские надписи, документы царских хозяйств), позволяют судить о том, что фиксация событий жизни и общественных отношений стала производиться довольно давно. Сохранились обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. В летописи перечислялись египетские цари. Первые документы Шумера представляют собой законы о коммерческих сделках, переписку и др. Они также отно-

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 . Это быстро и бесплатно!

Делопроизводитель детского сада — служащий, заведующий канцелярскими делами, делопроизводством в учреждении. На ставку делопроизводителя назначается лицо, имеющее среднее специальное или высшее экономическое образование и стаж работы от 1 года на аналогичных должностях по делопроизводству.

Обязанности делопроизводителя

Делопроизводитель в детском саду свои обязанности выполняет строго по должностной инструкции. В зависимости от устава учреждения они могут быть дополнены или сокращены.

  1. Главная и приоритетная функция — ведение документооборота (упорядоченное перемещение внутренней входящей и исходящей документации в процессе работы с ними должностных лиц), контроль исполнения, создание информационно-поисковой системы по документам организации (регистрация, индексирование документов, система оперативного хранения, поиска и учета), создание номенклатуры дел.
  2. Делопроизводитель работает в тесном контакте с заведующим ДОУ и его заместителями, педагогическими работниками, руководителями структурных подразделений и вышестоящими инстанциями, например департаментом образования города.
  3. Организовывает подготовку необходимых актов для руководства, отвечает за качество их подготовки, правильности составления и оформления. Согласует и оформляет документы, которые рождаются в процессе деятельности детского садика;
  4. Подготавливает и отправляет служебную отчетную документацию, справки и заявления для вышестоящих учреждений и администраций.
  5. Составляет и печатает приказы по основной деятельности и иные приказы детского сада. Ознакомляет сотрудников с их содержанием в день издания, берет подпись.
  6. Принимает поступающую в образовательное учреждение корреспонденцию, в т. ч и по электронной почте, передает ее в соответствии с указаниями заведующего ДОУ в структурные подразделения или исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов.
  7. Выдает по запросу справки по зарегистрированным документам и регистрирует их в системе документооборота.
  8. Ведет работу по оформлению, хранению и трудовых договоров, трудовых книжек и личных карточек всех сотрудников детского сада.
  9. Ведет необходимую документацию воинского учета и сдает по данному направлению своевременную отчетность в военкомат.
  10. Участвует в качестве секретаря заведующего детского учреждения на собраниях, где ведет запись происходящего и оповещение всех его участников. Контролирует их своевременное прибытие.

  11. Производит архивное делопроизводство: хранение, учет, систематизацию, регистрацию и контроль выдачи всей документации детского сада под подпись. Несет обязанности по ее полной сохранности.
  12. Занимается учетом табельного времени других работников, в который входит обязанности делопроизводителя по контролю за соблюдением рабочего графика других сотрудников. Сдача к положенному сроку табеля учета рабочего времени для начисления в бухгалтерии детского садика заработной платы (зарплата включает себя оклад и премии). И своевременное оповещение об изменениях в кадровом расписании, графике работы детского сада.
  13. В пределах своей компетенции участвует в разработке программы развития делопроизводства и электронного документооборота. Вносит свои предложения по совершенствованию.
  14. С помощью программистов выполняет работу по обработке и систематизации информации, проводит необходимые технических расчеты, разрабатывает несложные проекты и простые схемы, обеспечивает их соответствие техническим заданиям, действующим стандартам и нормативным актам.
  15. Оформляет личные дела воспитанников ДОУ, заполняет алфавитную книгу воспитанников образовательного учреждения, обрабатывает и регистрирует сдачу личных дел в архив.

  16. В десятках детских садов делопроизводитель выполняет еще одну функцию — прием родителей (законных представителей) каждый вторник в рабочие часы с 16:00 до 18:00.
  17. Оформляет договоры, дополнительные соглашения с родителями (законными представителями) и своевременно ознакомляет с ними родителей (законных представителей) воспитанников детского сада.
  18. Должностная обязанность делопроизводителя ДОУ включает в себя один важный момент — строгую конфиденциальность персональных данных работников сада и воспитанников. Не допускает распространения информации без официального согласия.
  19. Проходит плановое профессиональное обучение или переобучение, повышает квалификацию, если этого требует должностные обязанности.
  20. Участвует в организационных и общественных мероприятиях коллектива.
  21. Строго соблюдает должностную инструкцию и регулярно проходит медицинские осмотры.
  22. Обеспечивает выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей». Соблюдает нормы и правила по охране труда, санитарно-гигиенические требования, технику безопасности, противопожарную защиту, электробезопасность и антитеррору.

Вывод

Работа любого дошкольного учреждения связана с большим потоком различного рода документов. Классифицировать ее и превращать в бесперебойный механизм документооборота должен непосредственно делопроизводитель.

От того как организовано в учреждении делопроизводство напрямую зависит качество управления. Вопрос эффективности документационного обеспечения управления не теряет своей актуальности, и причиной тому рост дошкольных образовательных учреждений и увеличение численности работников в этих организациях. Таким образом, от того, какой уровень делопроизводства в учреждении, зависят, и культура его управленческой деятельности и ее эффективность.

Организация делопроизводства - это определенная деятельность (процессы), направленная на формирование документов и последующую работу с документацией.

Понятие Документ специалистами трактуется - как средство закрепления при помощи разных способов на специальном материале информации о фактах, явлениях, событиях, происходящих в окружающей человека действительности. Документ обладает соответствующими реквизитами, способствующими его идентификации.

Документирование административной распорядительной деятельности, как руководящих органов, так и отдельных должностных лиц является обязательным и предписывается действующим в стране законодательством.

Положение о делопроизводстве в ДОУ

Весь информативный объем, накапливаемый в ДОУ, разделяется на внешнюю информацию, включающую поступающие извне директивные и нормативные документы и внутреннюю, включающую самостоятельную , организационно-распорядительного характера разработанную непосредственно в ДОУ.

Положение о делопроизводстве в ДОУ - это нормативный акт, регулирующий организацию делопроизводства в конкретном дошкольном учреждении.

Положение устанавливает:

  • единую систему делопроизводства в ДОУ,
  • порядок подготовки документов, их оформления, контроля над исполнением, хранением документации ее учетом, копированием и печатанием.

Разработка Положения о преследует цели совершенствовать документационное обеспечение управления, повысить его результативность через унификацию состава и форм управленческих документов, технологий работы с документацией. Пункты положения определяют перечень общих требований предъявляемых к документированию, деятельности касающейся управления, а также организации работы с документами в учреждении.

Кадровое делопроизводство в ДОУ

Отрасль, отвечающая за документирование трудовых отношений в учреждении и называется кадровым делопроизводством. Все что касается информации о персонале детского учреждения, отображается и фиксируется кадровой документацией, в итоге подвергаются оформлению документальному все кадровые процедуры (к примеру, его перевод, поощрение, применение дисциплинарного взыскания, отпуск, командировка, увольнение и другие).

Каждый юридически значимый факт являющийся основанием корреспондирующих друг другу прав работника и работодателя фиксируется любыми кадровыми документами.

В перечень документов кадрового делопроизводства по функциональному назначению входят:

  1. Документация организационно-правовая по кадровому делопроизводству (правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, график отпусков и другое).
  2. Документация персонального плана (трудовая книжка, личное дело, личная карточка работника).
  3. Документация договорная (коллективный договор, соглашение).
  4. Распорядительная документация (приказы по личному составу).
  5. Учетная кадровая документация: учетные формы по кадровой документации (книги, журналы), документация по учету рабочего времени и расчетов с персоналом.

Делопроизводство в ДОУ и его приказы

Приказы входят в распорядительную сторону делопроизводства в ДОУ. Посредством издания приказов руководитель ДОУ регламентирует распорядительную деятельность детского учреждения.

Приказ принято считать нормативным документом, который напрямую затрагивает интересы и права сотрудников учреждения. В качестве правового акта, приказ издается руководителем, чтобы решать основные и оперативные вопросы. Действие приказа начинается с конкретной даты его подписания, если сам текст документа не называет иные сроки. Подписывает приказы заведующий ДОУ либо лицо, которое исполняет его обязанности в том случае, если руководитель отсутствует.

Все изданные в ДОУ приказы должны фиксироваться в книге приказов (отдельном журнале), листы которого пронумерованы и прошнурованы. На последнюю страницу книги приказов вносится запись следующего содержания: «В книге (журнале) все листы пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью» (указывается количество листов). Запись скрепляется печатью дошкольного учреждения и ставится подпись руководителя.

Принципы, которые необходимо соблюсти при издании приказа

Описываемую в приказе ситуацию следует подавать объективно и достоверно, а принимаемые меры обосновываются полнотой необходимых сведений. Содержание краткое и точное, соответствующее правовым нормам и компетенции руководителя, которую определяет устав учреждения. Текст документа строится на соблюдении норм официально-делового стиля.

Приводим перечень обязательных реквизитов, которые включает любой приказ, вне зависимости от наполняющего его текста:

  • Обязательно должно быть указано наименование конкретной организации, учреждения, предприятия;
  • указан вид данного документа (приказ);
  • место и дата издания, указывается регистрационный номер;
  • затем следует заголовок, текстовое содержание приказа;
  • подписи руководителя и сотрудников в ознакомлении; соответствующие визы.

Приказы разделяют на:

  • приказы, касающиеся личного состава
  • приказы по основной деятельности.

Инструкция по делопроизводству в ДОУ входит в категорию основных нормативных актов регламентирующих технологию работы с документами в детском учреждении.

Для совершенствования делопроизводства в ДОУ необходимо разработать качественную инструкцию, устанавливающую единые правила и порядок составления документов и работы с документацией. Большинство задач (информационных, касающихся учета и хранения), при наличии такого документа будут успешно решаться.

Созданная для конкретной организации инструкция устанавливает порядок и правила оформления документов и работы с ними в любом ДОУ. Все ее пункты должны основываться на нормативно-методической базе делопроизводства с отображением специфики детского учреждения. Руководитель ДОУ своим приказом утверждает и вводит в действие инструкцию. Текст инструкции раскрывает порядок применения законодательных и нормативных актов, устанавливает последовательность необходимых действий.

Заведующий, принимая в коллектив нового работника, должен ознакомить его с положениями, должностной инструкции, и если возникнут вопросы ответить на них.

Составляется должностная инструкция на основе нормативных документов:

  • Трудового кодекса РФ,
  • Закона РФ «Об образовании»,
  • Устава учреждения,
  • иной документации, в которой содержатся сведения об обязанностях работника и его правах.

Необходимо, провести ознакомление с инструкциями каждым сотрудником учреждения под роспись. Затем один из экземпляров выдается сотруднику на руки, а второй хранится в его личном деле. Являясь документом постоянным и долговременным, инструкция действует до тех пор, пока ее не заменят новой.

При составлении текста должностной инструкции используется логическое построение, согласно которому содержание документа формируют разделы, пункты и подпункты. Порядок заполнения инструкции следующий: общие положения, функционал, обязанности работника по должности, его права, ответственность.

Наталья Коркина
Организация делопроизводства в ДО

Н. В. Коркина

г. Челябинск

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА КАК СТРУКТУРА ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОКУМЕНТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация : Статья посвящена проблеме организации делопроизводства как структуры , обеспечивающей потребность дошкольной образовательной организации в документировании информации. В данной статье рассмотрены задачи делопроизводства , особенности его организации и нормативные документы, которые используются в делопроизводстве дошкольного образовательного учреждения, проблемы документационного обеспечения управления и условия повышения его эффективности.

Ключевые слова : делопроизводство , дошкольная образовательная организация , документирование, электронная система документооборота.

Работа с документами представляет собой одну из составных частей в процессе управления и при принятии управленческих решений, она оказывает существенное влияние на оперативность и качество осуществления управления. Каждый этап в процессе принятия управленческого решения в рамках дошкольного образовательного учреждения имеет тесную взаимосвязь с документационным обеспечением процесса управления.

Сегодня для документационного обеспечения процесса управления в дошкольном образовательном учреждении требуется создание большого количества различных управленческих документов, без которых невозможно решать задачи планирования, финансирования, оперативного управления, кадрового обеспечения деятельности учреждения.

Основная задача делопроизводства в дошкольных учреждениях заключается в сокращении информационного потока до оптимального минимума и обеспечения упрощения процесса, связанного со сбором, обработкой и передачей информации посредством современных технологий, позволяющих автоматизировать данные процессы.

Можно выделить следующие задачи, которые решаются в процессе делопроизводства :

документирование, связанное с составлением, оформлением, согласованием и изготовлением документов;

организация работы с разными документами при осуществлении управления, что связано с обеспечением движения, контролем исполнения, хранением и использованием документов;

систематизация архива документов.

Документационное обеспечение процесса управления осуществляется специальной службой, действующей как самостоятельное структурное подразделение. Поскольку в штатах образовательных учреждений отсутствует специальная профессиональная служба по работе с документами, делопроизводство – составление и организацию работы с документами – осуществляет руководитель учреждения или делопроизводитель .

Делопроизводитель – это служащий , который ведет канцелярские дела, занимается делопроизводством . На должность делопроизводителя обычно назначается лицо, которое обладает средним общим образованием и стажем работы в аналогичной должности.

К сожалению, на сегодняшний день нет конкретных стандартов по оформлению локальных актов в дошкольных учреждениях. Поэтому необходима разработка требований, определяющих общие принципы процесса управления документацией в рамках ДОУ.

К важнейшим нормативным документам, которые используются в делопроизводстве дошкольного образовательного учреждения, относятся : Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» , Письмо Министерства образования Российской Федерации «О направлении пакета образцов документов, реализующих новое положение о ДОУ в РФ», и др.

К числу наиболее актуальных проблем можно отнести такие направления, как информационно-документационный менеджмент, электронный документооборот, защиту информации, создание электронных архивов и т. д.

Важное условие, позволяющее повысить эффективность управленческой деятельности, состоит в использовании процесса управления информационных технологий, которые отличает высокая гибкость, мобильность и способность приспособиться к разным условиям работы. Эффективность такой составной части управленческого труда как делопроизводство , также существенно повысится при переходе на использование компьютерной обработки деловой документации :

1) Прежде всего, это касается процесса, связанного с созданием и оформлением деловых документов посредством текстового редактора. Текстовый редактор способствует повышению скорости при оформлении документов, но и существенному повышению его качества относительно «докомпьютерных» технологий;

2) Информационные технологии дают возможность удобного хранения документов, что может быть реализовано посредством использования папок, имеющих многоуровневую структуру на диске компьютера. В рамках операционной системы Windows данную задачу можно выполнить, к примеру, посредством программы Проводник;

3) Не менее важной задачей делопроизводства является организация регистрации (учет) документов, и организация контроля сроков по их исполнению. При этом учет и хранение всех документов нужно организовать так , чтобы можно было быстро и эффективно найти любой документ. Данную задачу могут решить табличные редакторы;

4) Уровень автоматизации при организации делопроизводства может быть существенно повышен, если осуществить установку компьютеров, связанных посредством локальной сети. Необходимое условие при функционировании данной системы – существование потока электронных документов, представляющих собой файлы, а не бумажные копии, что позволяет существенно повысить скорость при прохождении документов, осуществлять обработку поступающих документов. Этот способ организации делопроизводства и называется безбумажной технологией;

5) Документы, которые поступили в организацию через каналы электронной почты или которые созданы в данном «электронном офисе» , уже имеют форму, которая доступна для компьютерной обработки. Документы же, которые поступили в организацию как бумажные копии , можно отсканировать и обработать.

Конечно, в данный момент полный переход на использование электронной системы документооборота не возможен, поскольку еще многие учреждения используют бумажный способ организации и ведения делопроизводства . Но посредством развития современных технологий появляется уверенность, что данная проблема постепенно будет решена.

Таким образом, эффективность такой составной части управленческого труда как делопроизводство существенно повысится при переходе на использование компьютерной обработки деловой документации . Уровень автоматизации при организации делопроизводства может быть существенно повышен, если осуществить установку в каждом подразделении учреждения компьютеров, связанных посредством локальной сети.

Список литературы

1. Басаков, М. И. Документационное обеспечение управления (Делопроизводство ) : Учебник / М. И. Басаков. - Рн/Д : Феникс, 2013. - 350 c.

2. Басовская, Е. Н. Делопроизводство : Учебное пособие / Е. Н. Басовская, Т. А. Быкова, Л. М. Вялова, Е. М. Емышева. - М.: Форум, 2012. - 256 c.

3. Газизова, М. Л. Организация делопроизводства в дошкольном учреждении / М. Л. Газизова Электронный ресурс. URL: http://festival.1september.ru/articles/650271/ (Дата обращения : 18.01.2017) .

4. Организация делопроизводства как структура , обеспечивающая потребности предприятия в документированной информации Электронный ресурс. URL: http://www.vuzllib.su/books/4865 (Дата обращения : 18.01.2017) .

В организации любой формы, собственности ответственность за ведение делопроизводства возлагается на специальную службу, которая действует на правах самостоятельного структурного подразделения: управление делами, общий отдел, отдел ДОУ, служба ДОУ, канцелярия, секретариат. В этом случае в организации составляется Положение о службе ДОУ (общем отделе, управле­нии делами и т. д.). Иногда за ведение делопроизводства отвечает секретарь руководителя или назначенный руководителем работник - в этом случае Положение о службе ДОУ не составляется.

Если секретарь трудится в фирме, где создана служба ДОУ и есть положение об этой службе, то он должен знать, что написано в нем. Это поможет секретарю точнее осознать свое место в управленческой структуре, взаимосвязь и взаимозависимость его должностных прав и обязанностей в работе с официальными документами со службой ДОУ. Более того, секретарь должен взаимодействовать со службой ДОУ, если она имеется в организации: если по административным вопросам секретарь подчиняется своему руководителю, то по нюансам составления и оформления служебных документов, их регистрации, контроля исполнения, организации теку­щего хранения, формирования дел и т. д. - т. е. по документационному обеспечению в целом - все секретари обращаются к службе ДОУ. Только при таком условии ор­ганизация делопроизводственного обслуживания будет представлять систему.

В Положении о службе ДОУ четко разъясняются обязанности секретаря, и к нему можно обратиться в случае, когда между секретарем и руководителем службы ДОУ возникает служебный спор о том, что должен или не должен делать секре­тарь. Также руководитель может поручить секретарю дать заключение на под­готовленный проект Положения, поэтому секретарь должен знать структуру и со­держание этого документа.

Положение о службе ДОУ оформляется на общем бланке организации (т. к. относится к ОРД); визируется заместителем руководителя организации, отве­чающим за делопроизводство, начальником отдела труда и заработной платы (если такой отдел создан), руководителями тех структурных подразделений, с которыми закреплены взаимосвязи, юристом; подписывается руководителем службы ДОУ; утверждается руководителем организации.

Структура текста Положения состоит из разделов. Текст каждого раздела из­лагается по пунктам, которые нумеруются арабскими цифрами в пределах каж­дого раздела.

Составляя Положение о службе ДОУ, необходимо использовать "Примерное положение о службе документационного обеспечения управления", помещенное в качестве приложения 12 к Государственной системе документационного обес­печения управления (ГСДОУ). В нем пять разделов:


1. Общие положения. 2. Цели и задачи. 3. Функции. 4. Права и ответственность (в Примерном положении они объединены в один раздел, но на практике они всегда являются самостоятельными разделами). 5. Взаимоотношения с другими структурными подразделениями.

В разделе 1 "Общие положения" устанавливается точное название службы -ДОУ, ее место в структуре организации, степень самостоятельности службы.

При определении степени самостоятельности рекомендуем полностью исполь­зовать п. 1.2 приложения 2 к ГСДОУ, подчеркивающий обязательную незави­симость службы ДОУ: "Документационное обеспечение управления в органи­зациях, учреждениях и на предприятиях осуществляется специальной службой, действующей на правах самостоятельного структурного подразделения, подчи­ненного непосредственно руководителю организации".

Затем указывается наименование должности руководителя службы ДОУ (на­чальник, заведующий, управляющий), порядок назначения и освобождения его от должности, требования к его квалификации и стажу практической работы.

Если в службе ДОУ есть специализированные участки (экспедиция, группа контроля и др.), то следующий пункт положения перечисляет все звенья орга­низационной структуры службы.

Отдельным пунктом дается перечень основных законодательных, правовых, нормативных и методических документов, которыми служба ДОУ руководству­ется в своей работе.

В соответствии с п. 1.11 Примерного положения служба ДОУ имеет свою печать, поэтому в положении приводится ее описание, условия ее хранения и использования.

Раздел 2 "Цели и задачи" формулирует цель и основные задачи службы де­лопроизводства. При этом их круг нельзя сужать до задач его руководителя.

Основной целью службы ДОУ является организация, руководство, коорди­нация, контроль и реализация работ по ДОУ

Служба ДОУ решает следующие задачи: совершенствует формы и методы работы с документами; обеспечивает единый порядок документирования и организации работы с документами; сокращает объем документооборота; разрабатывает и внедряет нормативные документы (можно их перечислить) по делопроизводству и прогрессивные технологии в ра­боту службы ДОУ.

Раздел 3 "Функции" является основным и включает детальное описание всех функций, выполняемых службой делопроизводства, в т. ч. и специфические для данной организации. Например: осуществляет экспедиционную обработку; регистрирует документы; организует своевременное рассмотрение и подготовку к докладу руководству входящих до­кументов; регулирует ход исполнения документов; осуществляет контроль сроков исполнения документов; ведет информационно-справочную работу по докумен­там; составляет и ведет сводную номенклатуру дел; готовит дела для передачи в архив организации; ведет делопроизводство по обращениям граждан; контро­лирует ведение делопроизводства в структурных подразделениях организации; следит за повышением квалификации работников службы ДОУ; консультирует по вопросам делопроизводства; организует рабочие места и условия труда ра­ботников службы ДОУ.

Раздел 4 "Права" перечисляет права, которые закрепляются за службой в целом для выполнения возложенных на нее задач и функций.

Например, служба делопроизводства может наделяться правом проверять ор­ганизацию работы с документами в структурных подразделениях, требовать от исполнителей доработки документов в случае нарушения правил их составления и оформления, запрашивать у структурных подразделений информацию, необ­ходимую для выполнения своих функций, и т. д.

В этом разделе могут быть установлены персональные права руководителя службы делопроизводства.

Например, подписывать, утверждать, визировать документы, издавать распоря­жения по определенному кругу вопросов, назначать и освобождать от занимае­мых должностей работников службы делопроизводства (или представлять доку­менты для этих процедур), применять меры поощрения или взыскания и т. д.

Раздел 5 "Ответственность" содержит основные позиции, за которые несет ответственность делопроизводственная служба.

Например: за состояние документации организации, обеспечение установленного порядка организации работы с документами, выполнение указаний и поручений руководства, соблюдение необходимых условий труда работников службы ДОУ.

В разделе 6 "Взаимосвязи" указываются наличие и характер взаимосвязей службы делопроизводства с другими структурными подразделениями, которые возникают в ходе выполнения ее задач и функций.

Как правило, в этом разделе фиксируются отношения с отделом кадров, секре­тариатом коллегиального органа, функциональными структурными подразделе­ниями, юридическим отделом, хозяйственными структурами, информационными (компьютерными) центрами.

Пересмотр положения проводят при изменении структуры организации, переподчинении службы делопроизводства или изменении ее внутренней орга­низационной структуры, введении новых форм и методов организации труда, а также при внедрении новой технологии, так как при этом происходит пере­распределение функций между структурными подразделениями.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: