Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей. Порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей Новый приказ по предрейсовым осмотрам

Регулирование деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих, является одной из серьезных задач законодателя. Пожалуй, самой широко контролируемой можно назвать деятельность по управлению транспортными средствами. Здесь важно не только обеспечить своевременное выявление нарушений, но и механизм пресечения. Одной из существенных мер в этой сфере является обязательность прохождения водителями медицинских осмотров. О них и пойдет речь.

Ранее вопросы организации медицинских осмотров уже освещались в наших публикациях. Но вступивший в силу 1 мая 2015 г. новый Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, далее — Порядок) внес некоторые изменения в процедуру прохождения медосмотров водителей. Одни поправки являются техническими и просто приводят формулировки подзаконного акта в соответствие с определениями ТК РФ. Другие, напротив, серьезно корректируют ранее действовавший порядок. Рассмотрим основные изменения, тем более что требования к организации медицинских осмотров являются обязательными для любых компаний, эксплуатирующих транспортные средства (как для собственных нужд, так и в целях оказания услуг).

Примечание. См. статью «Как не допустить ошибок, проводя медосмотры» на с. 38 журнала N 3, 2015.

Для кого обязателен осмотр

Обязанность проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, как и прежде, следует из ст. ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Порядок эту обязанность не изменяет и не отменяет, но дополнительно уточняет три важных момента.
1. Проведение медицинских осмотров водителей обязательно для любого лица, эксплуатирующего транспортные средства, в т.ч. для предпринимателей, самостоятельно управляющих транспортными средствами. Такой вывод следует из п.

4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Это уточнение действительно необходимо, ведь зачастую предприниматели, не оказывающие услуги по перевозке, пытались оспаривать необходимость проведения медицинских осмотров. Однако в судебной практике последних лет прослеживается четкая направленность требований — эксплуатация автомобиля при осуществлении предпринимательской деятельности возможна только с обязательным прохождением медосмотров (см., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 N А33-10328/2014).
2.

Систематические медицинские осмотры водителей подразделяются на:
— предрейсовые, предсменные, проводящиеся до начала рабочего дня. Они обязательны абсолютно для всех водителей;
— послерейсовые, послесменные. Эти осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) и обязательны только для тех, кто перевозит пассажиров или опасные грузы.
3. Цель проведения медицинских осмотров — выявить признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний (в том числе алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения) и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. Для предрейсовых осмотров обязательна также проверка наличия остаточных явлений опьянения. Отметим, что прежними документами такое требование не устанавливалось, и это вызывало вопросы о возможности отстранения водителя от работы. При послерейсовых осмотрах медработники дополнительно проверяют наличие признаков профессионального заболевания, травмы или отравления.

Кто проводит осмотр

По ранее действовавшему порядку организация проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей могла осуществляться следующими способами (п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 2 к Письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»)):
— медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат и состоящими в трудовых отношениях с организацией, эксплуатирующей транспортные средства. В этом случае лицензия не требовалась ни компании, ни самому медработнику, если он проводил медосмотры только для нужд своей организации;
— на основании договора, заключенного со сторонней фирмой, имеющей лицензию на право проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров. Это могли быть как специализированная медицинская организация, так и крупное транспортное предприятие, получившее лицензию исключительно на данный вид медицинской деятельности;
— на основании лицензии на осуществление данных видов деятельности, полученной организацией самостоятельно. Ее получение, вопреки возможным представлениям, не так уж и сложно, особенно если речь идет о компании, в штате которой уже есть медицинский работник. Правовой основой лицензирования служит Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, далее — Положение о лицензировании медицинской деятельности). Кроме того, такая лицензия дает право проводить медосмотры работников сторонних организаций на основании заключенных договоров.
Порядок серьезно корректирует данные правила. Пункт 8 этого документа прямо устанавливает, что даже при наличии в штате организации медработника получение лицензии на осуществление такого вида медицинской деятельности, как предрейсовые и послерейсовые осмотры, является обязательным. Возможно, при закреплении этого правила Минздрав России опирался на позицию ВС РФ, ранее отраженную в Постановлении от 15.08.2014 N 18-АД14-29. Судьи указали, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании медицинской деятельности осмотры являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию. Довод о том, что деятельность по проведению предрейсовых осмотров осуществляется для своих нужд, а не для извлечения прибыли, судьи сочли несостоятельным.
Требование о наличии лицензии может серьезно затруднить работу небольших организаций, для которых получение собственной лицензии (предполагающей наличие оборудованного медицинского кабинета) не всегда финансово оправдано. А обращение к услугам фирмы, имеющей лицензию, не всегда удобно даже исходя, например, из ее территориальной удаленности.

Проведение осмотра

Порядок непосредственно осмотра водителей в целом остался прежним. Он проводится в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления и пульса;
2) выявление признаков опьянения и его остаточных явлений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе;
— определение наличия психоактивных веществ в моче (при наличии признаков опьянения и отсутствии алкоголя в выдыхаемом воздухе).
При положительных результатах медицинского осмотра (отсутствии признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей) на путевом листе ставится отметка «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» (либо «прошел послерейсовый медицинский осмотр») и ставится подпись медработника.
Дополнительно Порядок устанавливает обязательное занесение результатов проводимых осмотров в специальные журналы регистрации. Кроме того, в отличие от ранее действовавших правил, п. 18 Порядка прямо обязывает медицинского работника сообщить о результатах проведенных осмотров работодателю. Для случаев, когда медосмотр проводит не штатный работник, а сторонняя организация, в договоре с ней желательно определить порядок и временные интервалы такого сообщения. Иначе работодатель, своевременно не получивший информацию о недопущении отдельного сотрудника к управлению транспортным средством, не сможет оперативно отстранить его от работы и обеспечить замену другим сотрудником. А это особенно важно для компаний, отправляющих транспортные средства в рейс по расписанию.

Последствия выявления нарушений

В отличие от прежних правил, когда любой сертифицированный медработник мог не допустить сотрудника к исполнению трудовых обязанностей, Порядок устанавливает иные правила.
Если осмотр проводил медицинский работник, имеющий среднее профессиональное образование, и по результатам осмотра он выявил нарушения в состоянии здоровья обследуемого, то самостоятельное заключение о наличии признаков воздействия вредных (опасных) производственных факторов (в том числе опьянения или его остаточных признаков) он принимать не вправе. Такой медработник должен лишь выдать направление в медицинскую организацию, которая и окажет работнику первичную медико-санитарную помощь, и, при подтверждении, оформит заключение о наличии признаков, препятствующих выполнению трудовых обязанностей.
А вот медицинский работник с высшим образованием может самостоятельно вынести заключение о наличии признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (или об остаточных признаках опьянения). Такого заключения будет достаточно, чтобы работодатель принял решение об отстранении от работы (ст. 76 ТК РФ) и о привлечении к дисциплинарной ответственности. При выявлении признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов работнику выдается справка. В дальнейшем она предъявляется в медицинскую организацию.

Ответственность

В настоящее время ответственность за нарушения, связанные с проведением предрейсовых и послерейсовых осмотров, может наступить по нескольким статьям КоАП РФ (в зависимости от конкретной ситуации):
— ст. 12.32 КоАП РФ — за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения. Штраф для должностного лица составит 20 000 руб., для компании — до 100 000 руб. Ответственным за такой допуск будет именно работодатель (его должностные лица), а не медицинский работник. Объясняется это тем, что медработник самостоятельное решение о допуске к управлению транспортным средством не принимает. Рассмотрение дел о данных правонарушениях отнесено к компетенции органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ);
— ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ — за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения медицинского осмотра.

Эта норма также применяется именно к работодателю и его должностным лицам. Причем штраф составляет 15 000 — 25 000 руб. для должностных лиц, 110 000 — 130 000 руб. для компаний. Составлять протоколы и привлекать к ответственности за данные нарушения имеют право специалисты трудовых инспекций;
— ст. 11.32 КоАП РФ — за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. К ответственности может быть привлечено именно то лицо, которое (от имени которого) непосредственно проводится медосмотр. Когда работодатель проводит медицинский осмотр собственными силами, то к ответственности будет привлечен именно он. Если же осмотр проводит сторонняя организация на основании договора, то к ответственности будет привлекаться она. Максимальная сумма штрафа для должностных лиц составляет 3000 руб., для компаний — 50 000 руб. Проверяют соблюдение соответствующих требований и составляют протоколы об административных нарушениях органы надзора в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) — п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ;
— ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При отсутствии медицинских осмотров водителей к ответственности может быть привлечен специальный субъект — перевозчик, который работает на основании лицензии. За нарушение условий, предусмотренных этой лицензией, ему грозит штраф от 30 000 до 40 000 руб. Нарушителей привлекают к ответственности органы Ространснадзора.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей

Обновлено: 06.04.2018 08:15

Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей , трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр . И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ.

К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии.

Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

В целом, организация предрейсовых медосмотров - задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия - поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации, тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.

Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров
С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен ». Тут же ставится подпись медицинского работника.
Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:

  1. Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
  2. Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
  3. Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.

Независимо от того, сколько в организации водителей, работодатель обязан за свой счет проводить для них предрейсовые медосмотры. Штрафы за нарушение предусмотрены серьезные: до 130 000 рублей за одного водителя.

Мы предлагаем три готовых решения, как наиболее выгодно организовать предрейсовые медосмотры в зависимости от численности водителей.

Способ 1. Если у вас транспортная организация

Организовать предрейсовые медицинские осмотры работодатель может собственными силами. Такой вариант подойдет для крупных компаний с многочисленным штатом сотрудников и сменными графиками работы. Работодатель должен быть готов к значительным вложениям сил, времени и денег на выполнение требований законодательства.

Чтобы проводить предрейсовые медосмотры внутри организации, работодатель имеет право включить в штат должность медицинского работника и создать подразделение, которое будет оказывать медицинскую помощь работникам организации (ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Учтите, что предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). В том числе, если предрейсовые осмотры проводит медицинский работник, который состоит в штате работодателя (п. 8 приказа Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности)

Как оснастить помещение для медицинских осмотров

Медицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»). Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна - для проведения осмотров, вторая - для отбора биологических сред.

Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью. В частности, должны быть:

Медицинская кушетка;

Письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

Прибор для определения артериального давления - 2 штуки, термометр - 3 штуки, стетофонендоскоп - 2 штуки;

Прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 штуки;

Алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2 штуки, экспресс-тесты на наркотики - 10 штук;

Столик для медицинского оборудования - 1 штука;

Шпатели медицинские - 10 штук;

Сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 штука;

Оборудованная комната для отбора биологических сред;
- средства связи.

Способ 2. Если в организации работает несколько водителей

Если в организации водителей мало - например, три, то создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. В этом случае экономически выгодно проводить осмотры в медицинской организации. Преимущества: не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.

Для проведения осмотров заключите договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В договоре на оказание медицинских услуг зафиксируйте режим работы медсотрудника и обязанности медорганизации:


  • обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;

  • повышать квалификацию медработника;

  • предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;

  • заполнять журнал медосмотров.

При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Учтите, что время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»).

Способ 3. Если в организации несколько удаленных подразделений и в каждом есть водители

Еще один вариант организации предрейсового медицинского осмотра - проводить его на территории работодателя, но с привлечением медицинских работников учреждений здравоохранения. В этом случае работодатель не тратит время, силы и деньги на доставку работников до медицинской организации и обратно. Кроме того, не нужно получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Если работодатель решает привлечь работников сторонней медицинской организации, следует заключить договор. Проверьте, чтобы медицинская организация внесла ваш адрес в свою лицензию.

Осуществлять медицинскую деятельность можно только по адресам, которые прописаны в лицензии (ст. 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»). Если медицинская организация планирует проводить предсменные медосмотры по новому адресу, который не указан в лицензии, ее нужно переоформить (ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 8 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»).

Если медицинская организация не включит в лицензию адрес места, где будет проводить медицинский осмотр ваших сотрудников, надзорные органы могут признать результаты осмотров недействительными.

Для медицинских организаций, которые допускают нарушения требований лицензирования, предусмотрены административные взыскания. В частности, штраф до сорока тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

Чем грозит нарушение порядка проведения предрейсового медосмотра

За нарушение порядка проведения предрейсового медицинского осмотра установлены штрафы в размере (ст. 11.32 КоАП РФ):Ответственность за допуск сотрудника к управлению транспортным средством (ТС) без предрейсового медосмотра.
Категория нарушителей Допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
(ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Повторный допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
(ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Допуск сотрудника к управлению ТС в состоянии опьянения
(ст. 12.32 КоАП РФ)
Должностные лица Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет Штраф для ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС 20 000 рублей
Предприниматели Штраф от 15 000 до 25 000 рублей Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей
Организации Штраф от 110 000 до 130 000 рублей Штраф от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей

Как работодателей привлекают к ответственности: судебная практика

Если инспектор ГИБДД установит состояние алкогольного опьянения у водителя во время исполнения должностных обязанностей, то накажут и водителя, и работодателя. Инспектор выдаст протокол водителю по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. После изучения путевого листа и договора аренды транспортного средства работодателя привлекут к административной ответственности по статье 12.32 КоАП РФ. Штраф - 100 000 рублей (пример - постановление Архангельского областного суда от 19 сентября 2014 г. по делу № 4а-325).

Учтите, что если после выплаты административного штрафа по статье 12.32 КоАП РФ работодатель захочет взыскать его с работника, суд может отклонить такое требование. Штраф на работодателя не признают ущербом, который работник причинил во время исполнения своих трудовых обязанностей (пример - апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18 ноября 2014 г. по делу № 33-9744-2014).
Андрей КРЕТОВ , эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва).

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Действующее законодательство требует от работодателей в обязательном порядке проводить медицинский осмотр водителей в 2019 году. При этом порядок действий может сильно отличаться в зависимости от конкретных условий труда, о чем следует помнить как работникам, так и самим работодателям. О том, есть ли новые законы о медосмотре водителей, как проводится медицинский осмотр – предрейсовый и послерейсовый, и иные нюансы должны быть обязательно известны работодателю, ведь нарушение установленных норм может повлечь за собой привлечение к ответственности и уплату весьма значительных штрафов.

Медосмотр для водителей в 2019 году – какой положен

Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.

Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:

  • Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
  • Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
  • Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
  • Предрейсовые медосмотры . Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
  • Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.

Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.

Медосмотр водителя при приеме на работу и периодические медицинские осмотры

При приеме водителя на работу, вне зависимости от наличия у него медицинской справки, полученной для водительского удостоверения, он обязан пройти медицинский осмотр. Российское законодательство в обязательном порядке устанавливает для водителей необходимость обследования у следующих врачей:

  • Терапевт.
  • Офтальмолог.
  • Нарколог.
  • Психотерапевт.
  • Невролог и отоларинголог – для водителей категорий C, D и T, или же по направлению терапевта.

Обязательными обследованиями является лишь ЭЭГ по назначению невролога, а также сдача анализа мочи по направлению нарколога.

Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителей составляет 2 года.

Послерейсовые и предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2019 году – порядок и нормативы

Порядок проведения предрейсового медосмотра предполагает обязательное прохождение медицинского осмотра каждым водителем предприятия перед началом рабочего дня и непосредственным управлением транспортным средством для исполнения служебных обязанностей. Такой осмотр может проводиться как в медицинском учреждении, так и на территории работодателя, причем допускается проведение осмотра как штатным медицинским работником, так и приглашенным – необходимо лишь, чтобы для проведения осмотра было обеспечено соответствующее место, инструментарий, а также наличие сертификата, подтверждающего полномочия и квалификацию врача.

Сам по себе предрейсовый медосмотр является упрощенной процедурой, которая может быть проведена одним медработником и служит для предупреждения различных негативных воздействий на организм водителя, способных негативно сказаться на способности управления транспортным средством. Порядок проведения медосмотра является следующим:

Водители экстренных служб могут осуществлять работу при необходимости без осуществления предрейсового медосмотра.


Послерейсовый медосмотр водителей не должен проводиться в обязательном порядке по отношению ко всем категориям водителей. Данная процедура является обязательной только для лиц, занятых в перевозках пассажиров или же особо опасных грузов. При этом общий порядок проведения таковых осмотров не отличается от предрейсовых, за исключением отсутствия необходимости фиксации осмотра в путевом листе работника – отметка о нем ставится только в журнале.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей - процедура, регулярное проведение которой обязательно для работодателей в силу требований закона. Какие НПА регулируют специфику медосмотра и каковы основные нюансы этой процедуры?

Нормы законодательства - 2019 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

  • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. .

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2019 года.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

О том, для каких работников обязательным является медосмотр при приеме на работу, читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей

Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
  • финансируются и организуются работодателем;
  • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • проведение визуального осмотра;
  • измерение температуры, давления, пульса;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение процента алкоголя в крови;
  • определение присутствия психоактивных веществ.

По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:

  • вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
  • соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).

В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация.

Регулирование деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих, является одной из серьезных задач законодателя. Пожалуй, самой широко контролируемой можно назвать деятельность по управлению транспортными средствами. Здесь важно не только обеспечить своевременное выявление нарушений, но и механизм пресечения. Одной из существенных мер в этой сфере является обязательность прохождения водителями медицинских осмотров. О них и пойдет речь.

Ранее вопросы организации медицинских осмотров уже освещались в наших публикациях. Но вступивший в силу 1 мая 2015 г. новый Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, далее - Порядок) внес некоторые изменения в процедуру прохождения медосмотров водителей. Одни поправки являются техническими и просто приводят формулировки подзаконного акта в соответствие с определениями ТК РФ. Другие, напротив, серьезно корректируют ранее действовавший порядок. Рассмотрим основные изменения, тем более что требования к организации медицинских осмотров являются обязательными для любых компаний, эксплуатирующих транспортные средства (как для собственных нужд, так и в целях оказания услуг).

Примечание. См. статью "Как не допустить ошибок, проводя медосмотры" на с. 38 журнала N 3, 2015.

Для кого обязателен осмотр

Обязанность проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, как и прежде, следует из ст. ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Порядок эту обязанность не изменяет и не отменяет, но дополнительно уточняет три важных момента.
1. Проведение медицинских осмотров водителей обязательно для любого лица, эксплуатирующего транспортные средства, в т.ч. для предпринимателей, самостоятельно управляющих транспортными средствами. Такой вывод следует из п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Это уточнение действительно необходимо, ведь зачастую предприниматели, не оказывающие услуги по перевозке, пытались оспаривать необходимость проведения медицинских осмотров. Однако в судебной практике последних лет прослеживается четкая направленность требований - эксплуатация автомобиля при осуществлении предпринимательской деятельности возможна только с обязательным прохождением медосмотров (см., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 N А33-10328/2014).
2. Систематические медицинские осмотры водителей подразделяются на:
- предрейсовые, предсменные, проводящиеся до начала рабочего дня. Они обязательны абсолютно для всех водителей;
- послерейсовые, послесменные. Эти осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) и обязательны только для тех, кто перевозит пассажиров или опасные грузы.
3. Цель проведения медицинских осмотров - выявить признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний (в том числе алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения) и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. Для предрейсовых осмотров обязательна также проверка наличия остаточных явлений опьянения. Отметим, что прежними документами такое требование не устанавливалось, и это вызывало вопросы о возможности отстранения водителя от работы. При послерейсовых осмотрах медработники дополнительно проверяют наличие признаков профессионального заболевания, травмы или отравления.

Кто проводит осмотр

По ранее действовавшему порядку организация проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей могла осуществляться следующими способами (п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 2 к Письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств")):
- медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат и состоящими в трудовых отношениях с организацией, эксплуатирующей транспортные средства. В этом случае лицензия не требовалась ни компании, ни самому медработнику, если он проводил медосмотры только для нужд своей организации;
- на основании договора, заключенного со сторонней фирмой, имеющей лицензию на право проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров. Это могли быть как специализированная медицинская организация, так и крупное транспортное предприятие, получившее лицензию исключительно на данный вид медицинской деятельности;
- на основании лицензии на осуществление данных видов деятельности, полученной организацией самостоятельно. Ее получение, вопреки возможным представлениям, не так уж и сложно, особенно если речь идет о компании, в штате которой уже есть медицинский работник. Правовой основой лицензирования служит Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности). Кроме того, такая лицензия дает право проводить медосмотры работников сторонних организаций на основании заключенных договоров.
Порядок серьезно корректирует данные правила. Пункт 8 этого документа прямо устанавливает, что даже при наличии в штате организации медработника получение лицензии на осуществление такого вида медицинской деятельности, как предрейсовые и послерейсовые осмотры, является обязательным. Возможно, при закреплении этого правила Минздрав России опирался на позицию ВС РФ, ранее отраженную в Постановлении от 15.08.2014 N 18-АД14-29. Судьи указали, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании медицинской деятельности осмотры являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию. Довод о том, что деятельность по проведению предрейсовых осмотров осуществляется для своих нужд, а не для извлечения прибыли, судьи сочли несостоятельным.
Требование о наличии лицензии может серьезно затруднить работу небольших организаций, для которых получение собственной лицензии (предполагающей наличие оборудованного медицинского кабинета) не всегда финансово оправдано. А обращение к услугам фирмы, имеющей лицензию, не всегда удобно даже исходя, например, из ее территориальной удаленности.

Проведение осмотра

Порядок непосредственно осмотра водителей в целом остался прежним. Он проводится в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления и пульса;
2) выявление признаков опьянения и его остаточных явлений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
- количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе;
- определение наличия психоактивных веществ в моче (при наличии признаков опьянения и отсутствии алкоголя в выдыхаемом воздухе).
При положительных результатах медицинского осмотра (отсутствии признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей) на путевом листе ставится отметка "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" (либо "прошел послерейсовый медицинский осмотр") и ставится подпись медработника.
Дополнительно Порядок устанавливает обязательное занесение результатов проводимых осмотров в специальные журналы регистрации. Кроме того, в отличие от ранее действовавших правил, п. 18 Порядка прямо обязывает медицинского работника сообщить о результатах проведенных осмотров работодателю. Для случаев, когда медосмотр проводит не штатный работник, а сторонняя организация, в договоре с ней желательно определить порядок и временные интервалы такого сообщения. Иначе работодатель, своевременно не получивший информацию о недопущении отдельного сотрудника к управлению транспортным средством, не сможет оперативно отстранить его от работы и обеспечить замену другим сотрудником. А это особенно важно для компаний, отправляющих транспортные средства в рейс по расписанию.

Последствия выявления нарушений

В отличие от прежних правил, когда любой сертифицированный медработник мог не допустить сотрудника к исполнению трудовых обязанностей, Порядок устанавливает иные правила.
Если осмотр проводил медицинский работник, имеющий среднее профессиональное образование, и по результатам осмотра он выявил нарушения в состоянии здоровья обследуемого, то самостоятельное заключение о наличии признаков воздействия вредных (опасных) производственных факторов (в том числе опьянения или его остаточных признаков) он принимать не вправе. Такой медработник должен лишь выдать направление в медицинскую организацию, которая и окажет работнику первичную медико-санитарную помощь, и, при подтверждении, оформит заключение о наличии признаков, препятствующих выполнению трудовых обязанностей.
А вот медицинский работник с высшим образованием может самостоятельно вынести заключение о наличии признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (или об остаточных признаках опьянения). Такого заключения будет достаточно, чтобы работодатель принял решение об отстранении от работы (ст. 76 ТК РФ) и о привлечении к дисциплинарной ответственности. При выявлении признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов работнику выдается справка. В дальнейшем она предъявляется в медицинскую организацию.

Ответственность

В настоящее время ответственность за нарушения, связанные с проведением предрейсовых и послерейсовых осмотров, может наступить по нескольким статьям КоАП РФ (в зависимости от конкретной ситуации):
- ст. 12.32 КоАП РФ - за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения. Штраф для должностного лица составит 20 000 руб., для компании - до 100 000 руб. Ответственным за такой допуск будет именно работодатель (его должностные лица), а не медицинский работник. Объясняется это тем, что медработник самостоятельное решение о допуске к управлению транспортным средством не принимает. Рассмотрение дел о данных правонарушениях отнесено к компетенции органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ);
- ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ - за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения медицинского осмотра. Эта норма также применяется именно к работодателю и его должностным лицам. Причем штраф составляет 15 000 - 25 000 руб. для должностных лиц, 110 000 - 130 000 руб. для компаний. Составлять протоколы и привлекать к ответственности за данные нарушения имеют право специалисты трудовых инспекций;
- ст. 11.32 КоАП РФ - за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. К ответственности может быть привлечено именно то лицо, которое (от имени которого) непосредственно проводится медосмотр. Когда работодатель проводит медицинский осмотр собственными силами, то к ответственности будет привлечен именно он. Если же осмотр проводит сторонняя организация на основании договора, то к ответственности будет привлекаться она. Максимальная сумма штрафа для должностных лиц составляет 3000 руб., для компаний - 50 000 руб. Проверяют соблюдение соответствующих требований и составляют протоколы об административных нарушениях органы надзора в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) - п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ;
- ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При отсутствии медицинских осмотров водителей к ответственности может быть привлечен специальный субъект - перевозчик, который работает на основании лицензии. За нарушение условий, предусмотренных этой лицензией, ему грозит штраф от 30 000 до 40 000 руб. Нарушителей привлекают к ответственности органы Ространснадзора.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: