Символизм в поэзии. Поэты-символисты и их творчество

Символизм в литературе — это одно из течений, где символ является главным приемом для художественной изобразительности. В этом течении художник показывает связь

  • настоящего и потустороннего мира.

В стиле символизма писали такие писатели, как

  • Владимир Соловьев,
  • Александр Блок,
  • Андрей Белов и другие.

Что такое символизм?

Для того чтобы понять, что такое символизм в литературе, приведем пример на излюбленном всеми цветке – розе. В реализме для художника роза – это всего лишь цветок сам по себе

  • с бархатистыми нежными лепестками,
  • чарующим ароматом,
  • розово-золотистым или ало-черным цветом.

В символизме же роза значит воображаемое подобие

  • вечной мистической любви,
  • преданности.

Ведь для символиста мир не выглядит реальным, для него реальный мир – это толчок в неизвестный новый мир. В символическом течении сливаются два главных смысла:

  • воображаемое подобие,
  • настоящее явное изображение.

Как описывали течение символизма в литературе русские писатели?

Если прочесть книгу Александра Блока под названием «О современном состоянии русского символизма», то можно найти те разграничения, которые он приводит между настоящим видимым миром и потусторонним, где движутся куклы-марионетки, являющиеся воплощением чего-то

  • неизвестного,
  • неопознанного,
  • неясного,
  • но при этом вечно женственного.

Поэтов-символистов можно сравнить с жрецами или пророками неизвестного потустороннего мира, которые обладают тайными знаниями и пытаются передать их нам. Символы для таких поэтов-мистиков – это просто

  • «окна в Вечность»,
  • «ключи от тайн».

Еще одно интересное высказывание, которое упоминает не менее известный русский поэт Бальмонт: «Реалисты охвачены как волной конкретной реальной жизнью, а символисты отделены от

  • реальной жизни,
  • от действительности,

они могут видеть только свою мечту и смотрят на мир не реальным взглядом, а через окна».

Почему поэты-символисты так относятся к жизни?

Совершенно не случаен тот факт, что символисты далеки от действительности. Это характерная черта конца XIX века. Как отметил Бальмонт, что «чем ближе мы приближаемся к новому столетию, тем больше появляется поэтов-символистов, тем больше появляется потребность в тонких чувствах и мыслях, что и является составной чертой символической поэзии». Все больше молодые люди уносятся в своих мечтах к

  • голубым цветам,
  • прекрасным дамам,
  • чему-то вечно женственному.

Символизм как литературное направление

«Поэтов-символистов часто упрекают в том, что они создают зашифрованную поэзию, где каждое слово является определенным ребусом, который надо расшифровывать. Такая поэзия якобы принадлежит только тонким одиноким личностям. В символизме нет ярких красок, здесь невозможно найти четкого рисунка, а только песню оттенков. Утомленные жизнью поэты как бы стараются поймать уже исчезающие тени уходящего дня. В символизме используются «слова-хамелеоны», которые имеют несколько смыслов и подходят каждому по-своему. Очень часто поэзия символизма схожа с песнями, в которых воплощаются мечты, а в музыкальных образах встают таинственные герои».

Отсюда можно сделать свой вывод, что символисты оторваны от мира, в основе их души лежит

  • расколотость,
  • противоречие двух параллельных миров,
  • жгучее желание бежать подальше от реальности в иной мир, потусторонний.

Спрятавшись от проблем и бурь в келье или башне с цветными окнами, поэт-символист будет смотреть на жизнь сквозь окна, где люди истекают кровью в борьбе, а символист начнет творить свою собственную легенду. Он будет слушать шум прибоя в раковинах, а не в бурной стихии. Основной заслугой поэтов-символистов является точная разработка

  • вопросов ритма,
  • поэтики,
  • мелодии стихов и инструментовки.

Именно они смогли создать прозу без ее присутствия и наложили печать на всю русскую поэзию.

Видео: Серебряный век русской поэзии. Символизм. Акмеизм. Футуризм

Название "символизм" происходит от греч. Symbolon условный знак.

Теоретическая основа русского символизма – ст. Д.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»

СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом является “земное подобие творчества божественного”. Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание (Ф.Сологуб: символ – окно в бесконечность). Символ отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.

Образы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва породили творческий отклик у его последователей-символистов. Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив “огромную переходную и подготовительную работу”. Основными элементами этой работы он назвал “мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности”. В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием “Русские символисты”, ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д.Мережковский и В.Брюсов стали во главе “старших символистов”, которые понимали символизм как литературную школу. Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло группировалось вокруг В.Брюсова. Главный принцип их эстетики - “искусство для искусства”. Характерен афоризм Брюсова: “Создание искусства - приотворенные двери в вечность”. Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов сложения.

Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты искали прямого соответствия между звуком и смыслом, между цветом и смыслом, между звуком и цветом. Поэзия символистов - это язык молитв, откровений, прорицаний, тайн. Символизм сыграл огромную роль в становлении и развитии поэтической культуры XX века, обогатил не только искусство, но и сознание людей новой эпохи, неизмеримо расширил рамки мировосприятия человека.

Эстетика символизма:
1) За грубой и скучной повседневностью скрывается таинственный идеальный мир, который можно раскрыть только при помощи символов-намёков;
2) Задача поэзии – выразить всю жизнь через эти символы особым языком, богатым поэтическими интонациями;
3) Только искусству дано приникнуть в суть бытия, так как оно способно постичь мир всесильной интуицией.

Основные черты символизма:
→ Двоемирие: уход от реального земного и создание идеального мира мечты и мистики, существующего по законам Вечной Красоты;
→ Образы-символы: язык предчувствий, намёков, обобщений, таинственных видений, иносказаний;
→ Символика цвета и света: лазурь, пурпур, золото, тени, мерцание;
→ Поэт – творец идеальных миров – мистического, космического, божественного;
→ Язык: ориентация на классический стих, изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога, отношение к слову, как к шифру, знаковое наполнение обыденных слов.

Старшие символисты:
√ Уход в ирреальность
√ Поэт маг, шаман, мистик, демиург (творец Вселенной)
√ Интерес к экзотике, средневековью
√ История – порочный, замкнутый круг
√ Зыбкость конкретных смыслов, передача ощущений
√ Ф.Сологуб, К.Бальмонт, В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Соловьёв.

Младосимволисты:
√ Преодоление разрыва реальностьи с ирреальностью
√ Поэт – пророк, медиум, теург (преобразователь Вселенной)
√ Интерес к экзотике, романтике
√ История – эволюционный направленный процесс
√ Образность символов, интуитивное постижение
√ А.Белый, И.Анненский, Вяч.Иванов, А.Блок, Ю.Балтрушайтис

Рубеж XIX – XX века – это особое время в истории России, время, когда перестраивался быт, менялась система нравственных ценностей. Ключевое слово данного времени — кризисность. Этот период благотворно повлиял на стремительное развитие литературы и получил название «серебряного века», по аналогии с «золотым веком» русской литературы. В этой статье будут рассмотрены особенности русского символизма, возникшего в русской культуре на рубеже веков.

Вконтакте

Определение термина

Символизм – это направление в литературе, которое сформировалось в России в конце XIX века. Он вместе с декадентством был порождением глубокого духовного кризиса, но явился ответом на естественный поиск художественной правды в направлении противоположном реалистической литературе.

Это течение стало своеобразной попыткой уйти от противоречий и реальной действительности в область вечных тем и идей.

Родиной символизма стала Франция. Жан Мореас в своем манифесте «Le symbolisme» впервые дает название новому течению от греческого слова symbolon (знак). Новое направление в искусстве опиралось на работы Ницше и Шопенгауэра, «Душу мира» Владимира Соловьева.

Символизм стал бурной реакцией на идеалогизацию искусства. Его представители ориентировались на опыт, который оставили им предшественники.

Важно! Это течение появилось в непростое время и стало своеобразной попыткой бегства от суровой действительности в идеальный мир. Возникновение русского символизма в литературе связывают с выходом сборника русских символистов. В него вошли стихи Брюсова, Бальмонта и Добролюбова.

Основные признаки

Новое литературное направление опиралось на работы известных философов и пыталось найти в человеческой душе то место, где можно скрыться от пугающей реальности. Среди основных особенностей символизма в русской литературе выделяют следующие:

  • Передача всех тайных смыслов должна производиться посредством символов.
  • В основе лежат мистицизм и философские работы.
  • Множественность значений слов, ассоциативное восприятие.
  • За образец берутся произведения великих классиков.
  • Предлагается постигать многообразие мира посредством искусства.
  • Создание собственной мифологии.
  • Особое внимание к ритмическому строю .
  • Идея преобразования мира при помощи искусства.

Особенности новой литературной школы

Предшественниками новоявленного символизма принято считать А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Они стали теми, кто заложил нечто новое в восприятие стихотворной речи, первые черты будущего течения. Строки из стихотворения Тютчева «Silentium» стали девизом всех символистов в России.

Наибольший вклад в осмысление нового направления внес В.Я. Брюсов. Он считал символизм новой литературной школой. Он называл его «поэзией намеков», цель которой была обозначена так: «Загипнотизировать читателя».

На первый план у писателей и поэтов выдвигается личность художника и его внутренний мир. Они разрушают концепцию новой критики. Их учение базируется на отечественных позициях. Особое внимание уделялось предшественникам западноевропейского реализма, таким как Бодлер. Вначале в своем творчестве ему подражали и Брюсов, и Сологуб, но позже они нашли свой ракурс литературы.

Предметы внешнего мира становились символами каких-либо внутренних переживаний. Русские символисты учитывали опыт русской и зарубежной литературы, но он преломлялся новыми эстетическими требованиями. Эта платформа впитала в себя все приметы декадентства.

Неоднородность русского символизма

Символизм в литературе наступившего серебряного века не был явлением внутренне однородным. В начале 90-х годов в нем выделяется два течения: старшие и младшие поэты символисты. Признаком старшего символизма был свой особый взгляд на общественную роль поэзии и на ее содержание.

Они утверждали, что данное литературное явление стало новым этапом в развитии искусства слова. Авторы были менее озабочены самим содержанием поэзии и полагали, что она нуждается в художественном обновлении.

Младшие представители течения выступали приверженцами философско-религиозного понимания окружающего мира. Они противостояли старшим, а сходились лишь в том, что признавали новое оформление русской поэзии и были неотделимы друг от друга. Общие темы, образы объединяли критическое отношение к реализму. Все это делало возможным их сотрудничество в рамках журнала «Весы» в 1900 годах.

Русские поэты по-разному понимали цели и задачи русской литературы. Старшие символисты считают, что поэт творец исключительно художественной ценности и личности. Младшие толковали литературу как жизнестроение, они верили в то, что мир, изживший себя, падет, а на смену ему придет новый, построенный на высокой духовности и культуре. Брюсов говорил, что вся предшествующая поэзия была «поэзией цветов», а новая отражает оттенки цвета.

Прекрасным примером отличий и сходства русского символизма в литературе рубежа веков стало стихотворение В. Брюсова «Младшим». В нем он обращается к своим оппонентам младосимволистам и сокрушается о том, что никак не может увидеть той мистики, гармонии и возможностей очищения души, в которые они так свято верят.

Важно! Несмотря на противостояние двух ветвей одного литературного направления, всех символистов объединяли темы и образы поэзии, их стремление уйти от .

Представители русского символизма

Среди старших приверженцев особенно выделялись несколько представителей: Валерий Яковлевич Брюсов, Дмитрий Иванович Мережковский, Константин Дмитриевич Бальмонт, Зинаида Николаевна Гиппиус, Федор Кузьмич Сологуб. Разработчиками концепции и идейными вдохновителями этой группы поэтов считались Брюсов и Мережковский.

«Младосимволисты» были представлены такими поэтами, как А. Белый, А.А. Блок, В. Иванов.

Примеры новых тем символистов

Для представителей новой литературной школы была характерна тема одиночества . Только в отдалении и полном уединении поэт способен на творчество. Свобода в их понимании – это свобода от общества вообще.

Тема любви переосмысливается и рассматривается с другой стороны – «любовь – испепеляющая страсть», но она является препятствием на пути к творчеству, она ослабляет любовь к искусству. Любовь — это то чувство, которое приводит к трагическим последствиям, заставляет страдать. А с другой стороны она изображается, как чисто физиологическое влечение.

Стихотворения символистов открывают новые темы :

  • Тема урбанизма (воспевание города как центра науки и прогресса). Мир представляется как две Москвы. Старая, с темными дорожками, новая- город будущего.
  • Тема антиурбанизма. Воспевание города как определенное отторжение от прежней жизни.
  • Тема смерти. Была очень распространена в символизме. Мотивы смерти рассматриваются не только в личном плане, но и в космическом (гибель мира).

Валерий Яковлевич Брюсов

Теория символа

В области художественной формы стихотворения символисты проявили новаторский подход. Он имел очевидные связи не только с предшествующей литературой, но и древнерусской и устным народным творчеством. Их творческая теория утвердилась на понятии символа. Символы — это распространенный прием, как в народной поэзии, так и в романтическом и реалистическом искусстве.

В устном народном творчестве символ – выражение наивных представлений человека о природе. В профессиональной литературе – средство выражения социальной позиции, отношения к окружающему миру или конкретному явлению.

Приверженцы нового литературного направления переосмыслили значение и содержание символа. Они понимали его как некий иероглиф в иной действительности, который создается воображением художника или философа. Этот условный знак осознается не разумом, а интуицией. Исходя из этой теории, символисты считают, что видимый мир не достоин пера художника, это лишь невзрачная копия мистического мира, путем проникновения в который становится символ.

Поэт выступал как шифровщик, прячущий смысл стихотворения за иносказаниями и образами.

Картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) часто иллюстрируют начало символистского движения.

Особенности ритмики и тропов, используемых символистами

Поэты-символисты считали музыку высшей формой искусства. Они стремились к музыкальности своих стихотворений. Для этого использовались традиционные и нетрадиционные приемы . Традиционные они совершенствовали, обращались к приему эйфонии (фонетическим возможностям языка). Она у символистов использовалась с целью придать стихотворению особую декоративность, живописность и благозвучие. В их поэзии звуковая сторона доминирует над смысловой, стихотворение сближается с музыкой. Лирическое произведение намеренно насыщается ассонансами и аллитерациями. Напевность – главная цель создания стихотворения. В своих творениях символисты, как представители серебряного века, обращаются не только к , но и к исключению переносов в строках, синтаксическому и лексическому членению.

Активная работа ведется и в области ритмики стихотворения. Символисты ориентируются на народную систему стихосложения, в которой стих был более подвижным и свободным. Обращение к верлибру, стихотворению, не имеющему ритма (А.Блок «Я пришла румяная с мороза»). Благодаря экспериментам в области ритма были созданы условия и предпосылки для реформы стихотворной речи.

Важно! Музыкальность и напевность лирического произведения символисты считали основой жизни и искусства. Стихи всех поэтов того времени своей напевностью очень напоминают музыкальное произведение.

Серебряный век. Часть 1. Символисты.

Литература Серебряного века. Символизм. К.Бальмонт.

Вывод

Символизм как литературное течение просуществовал недолго, он окончательно распался к 1910 году. Причиной стало то, что символисты сознательно оторвали себя от окружающей жизни . Они были сторонниками свободной поэзии, не признавали давления , поэтому их творчество было недоступным и непонятным народу. Символизм пустил корни в литературе и творчестве некоторых поэтов, которые выросли на классическом искусстве и традициях символизма. Поэтому черты исчезнувшего символизма в литературе присутствуют до сих пор.

Период с конца XIX века – до начала XX ознаменовался расцветом символизма. Это течение оказало огромное влияние на литературу, живопись и музыку. Если вы хотите поподробнее узнать об этом модернистском течении, то эта статья как раз для вас!

Символизм (от французского symbolisme и греческого symbolon – символ, знак) – течение модернизма, которое затронуло некоторые виды искусства, такие как литература, живопись, музыка. Главным его нововведением считается образ-символ, который пришел на смену традиционному художественному образу. Если раньше поэзия или изобразительное творчество читались буквально и зачастую изображали ровно то, что человек видел, то новый метод предполагал широкое использование аллюзий и отсылок, а также скрытых смыслов, вытекающих из забытой или мало известной сущности явления или предмета. Таким образом, произведения стали более многогранными и сложными. Теперь они в большей степени отражали интуицию и незаурядное мышление творца, а не его технику или эмоциональный заряд.

История символизма началась в середине XVIII во Франции. Именно тогда известный французский поэт Стефан Малларме со своими коллегами по творчеству решили объединить свои стремления и создать новое течение в искусстве. Первые изменения коснулись литературы. Характерные черты символизма, такие как универсализм, наличие символа, двух миров, нашли свое отражение в романтической поэзии Поля Верлена, Шарля Бодлера, Артюра Рембо и многих других. Также отгремели скандальные выставки живописцев, которые начали рисовать символами. Но развитие течения не стояло на месте — изменения пришли и в театр. Благодаря драматургу Гуго фон Гофмансталю, писателю Морису Метерлинку и поэту Генрику Ибсену зрители стали принимать участие в постановках, произошло смешение видов искусства. В драме появлялся тайный подтекст, так как ее сочинением не брезговали литераторы из новой школы. Позже перемены начались и в музыке. Это заметно на примере произведений Рихарда Вагнера, Мориса Равеля и Габриэля Форе.

Затем символизм вышел за пределы Франции. Это течение “подхватывают” и другие страны Европы. В конце XVIII века он приходит и в Россию, но об этом позже.

Значение символизма заключается в том, что это течение придало произведениям глубину, гипертекстуальность, музыкальность; появились новые, ранее неизвестные приемы. Теперь у поэтов и других деятелей искусства появился иной язык, на котором они смогли по-новому, не банально выразить мысли и чувства. Авторские стили стали более витиеватыми, оригинальными и таинственными. Иносказательность и эзопов язык со временем полюбились читателям, даже настолько, что представители этого течения популярны до сих пор.

Впервые термин «символизм» был использован французским поэтом Жаном Мореасом.

Как известно, символизм входит в глобальное культурное явление «модернизм». Его признаки не могли не повлиять на течение. Его основными характеристиками считаются:

  • Совокупность нескольких стилей, направлений, эклектика – смешение совершенно разных жанров и стилей;
  • Наличие философской основы;
  • Поиск новых форм, радикальное отрицание старых;
  • Избранный, элитарный характер.

Модернизм включается в себя кубизм (главный представитель – Пабло Пикассо), футуризм (в лице Владимира Маяковского), экспрессионизм (Отто Дикс, Эдвард Мунк), абстракционизм (Казимир Малевич), сюрреализм (Сальвадор Дали), концептуализм (Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский) и т.д. У нас есть целый , можете узнать о нем подробнее.

Философия

Символизм в культуре занимает двоякое положение. С одной стороны, он носит переломный характер (изменение прошлых норм и правил в искусстве), а с другой сам стал классикой, на которую до сих пор опираются многие творцы. Более того, его же нововведения были подвергнуты переоценке и критике акмеистами. Они пропагандировали естественность и простоту образа, отрицали насыщенность и непонятность символистских стихов. Это течение, в отличие от других, рассматривало не просто обыденную жизнь человека, а его сложные моменты и переживания, и обывателю не были близки эти темы. Кроме того, некоторые проявления течения смотрятся искусственно и слишком уж эстетично, поэтому некоторые художники и поэты не разделяли восхищения начитанных интеллектуалов и боролись за упрощение искусства.

Что касается наследия символизма, то здесь стоит отметить, что именно это течение принесло за собой новые идеи и образы. Оно сменило бесчувственный и прозаичный реализм. Каждый поэт старался смысл всего произведения поместить в какой-либо символ. Но его было не так просто найти и понять, поэтому такие игры со словом «были по вкусу» не многим.

К символистской поэтике принято относить:

  • Знак, символ. В каждом произведении этого течения заложен незаурядный, подчас обескураживающий смысл. Чаще всего, он связан именно с символом. Читателю необходимо его найти и понять, разобрать и декодировать посыл автора.
  • Элитарный характер. Символист обращается не ко всему обществу, а к избранным, способным понять идею и прелесть произведения.
  • Музыкальный характер. Главная особенность произведений символизма — музыкальность. Поэты специально старались «насытить» свой материал повторами, ритмами, правильной интонацией и звукописью.
  • Мифопоэтика. Символизм и миф объединяет то, что смысл всего произведения заключается в символе.

Советский поэт и писатель Андрей Белый утверждал, что символизм – это не просто течение. Это своеобразное миропонимание. Он черпал вдохновение у Фридриха Ницше, Иммануила Канта, Артура Шопенгауэра и Владимира Соловьева. На основе этого он строит «метафизику символизма», наполняя изящную форму глубоким философским смыслом. Творчество он считал новым мышлением, на его языке он общался с миром и постигал таинства идей, ранее не доступных человечеству, которое еще не открыло для себя символы, как универсальный язык.

Символизм в искусстве

В литературе

Как уже было отмечено ранее, символизм зародился во Франции на рубеже XIX – XX веков. Тогда основной задачей этого течения служило противопоставление классическому реализму и буржуазному искусству того времени. Одним из главных произведений символизма служит книга Жана Мореаса «Манифест символизма» (1886 год). Именно в ней писатель указывает основу течения, его нормы, правила и идеи. Такие работы как «Проклятые поэты» Поля Верлена и «Наоборот» Жориса Карла Гюисманса также укрепили положение символизма в литературе. Каждое символистическое произведение было подкреплено какой-либо идеологической философией, будь то Кант, Ницше или Шеллинг.

Главная отличительная черта такой литературы – музыкальность. Впервые это наблюдается в стихотворении Поля Верлена «Поэтическое искусство», а позже и в цикле «Песни без слов». Новаторство символизма – новый тип стихосложения – свободный стих (верлибр). Примером могут служить произведения французского поэта Артюра Рембо.

В Бельгии символизм прославлял Морис Метерлинк (трактат «Сокровище смиренных», сборник «Теплицы», пьесы «Синяя птица» и «Там, внутри»). В Норвегии – Генрик Ибсен, автор пьес «Кукольный дом», «Дикая утка» и «Пер Гюнт». В Англии – Оскар Уайльд, а в Ирландии – Уильям Батлер Йейтс. В Германии – Стефан Георге и в Италии – Габриэле Д’Аннунцио.

В живописи

Символизм в живописи противопоставлялся реализму и натурализму. В каждой своей картине художник–символист старался поместить смысл в символ, вызванный его фантазией или настроением. Практически в каждой работе присутствует мифологический подтекст.

По мнению живописцев, картина должна показывать простые, абсолютные истины через знак, символ, который донесет смысл точнее и тоньше, без лишних красок. А вот вдохновение они черпали отовсюду: из книг, галлюцинаций, снов и т.д. Кстати, именно символисты «воскресили» шедевры Босха, гениального средневекового художника, который своей неукротимой и самобытной фантазией надолго перегнал свое время.

К характеристикам этого течения в живописи принято считать:

  • Проба нового, ранее неизведанного, отказ от реалистических канонов;
  • Они выражают мир в неочевидных знаках и аллюзиях;
  • Присутствие какой-либо тайны на полотне, ребуса, требующего разгадки;
  • Спорность;
  • Умалчивание некоторых моментов, условность изображаемого фона, акцент делается на символе, который выражает идею, а не на технике.

В музыке

Символизм также повлиял и на музыку. Одним из самых выдающихся представителей считается Александр Николаевич Скрябин, русский пианист и композитор. Именно он является основателем теории и понятия «цветомузыка». В своих музыкальных произведениях Скрябин часто обращался к символу огня. Его композиции отличаются своим нервным, тревожным характером.

Главным произведением считается «Поэма экстаза» (1907 год).

Представители

Художники

  • Эмилия Медиз-Пеликан — пейзажист, занималась графикой (Австрия).
  • Карл Медиз - пейзажист, родом из Австрии.
  • Фернан Кнопф- бельгийский график, скульптор и искусствовед, главный представитель бельгийского символизма.
  • Жан Дельвиль - не только живописец, но и писатель, оккультист и теософ.
  • Джеймс Энсор — график и живописец (Бельгия).
  • Эмиль Бартелеми Фабри - художник-символист родом из Бельгии.
  • Леон Спиллиарт - живописец из Бельгии
  • Макс Клингер - график и скульптор из Германии.
  • Франц фон Штук - немецкий живописец и скульптор.
  • Генрих Фогелер - немецкий художник и философ, представитель немецкого югендстиля.
  • Ансельм фон Фейербах - один из наиболее значительных немецких исторических живописцев XIX века.
  • Карл Вильгельм Дифенбах - немецкий художник, представитель стиля модерн.

Поэты

  • Стефан Малларме (1842 – 1898 гг.)
  • Поль Верлен (1844 – 1896 гг.)
  • Шарль Бодлер (1821 – 1867 гг.)
  • Артюр Рембо (1854 – 1891 гг.)
  • Морис Метерлинк (1862 — 1949 гг.)
  • Гуго фон Гофмансталь (1874 – 1929 гг.)
  • Жан Мореас (1856 – 1910 гг.)
  • Александр Александрович Блок (1880 – 1921 гг.)
  • Андрей Белый (1880 – 1934)
  • Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924 гг.)
  • Константин Дмитриевич Брюсов (1867 – 1942 гг.)
  • Генрик Ибсен (1828 – 1906 гг.)
  • Оскар Уайльд (1854 – 1900 гг.)
  • Уильям Батлер Йейтс (1865 – 1939 гг.)
  • Стефан Георге (1868 – 1933 гг.)
  • Габриеле Д’Аннунцио (1863 – 1938 гг.)

Русский символизм

Характеристика символизма в России

Период с конца XIX до начала XX века в русской литературе получил название Серебряный век. На протяжении сорока лет (с 1890 – по 1930 гг.) создавались величайшие произведения, стирались каноны прошлого времени, менялись идеи и мысли поэтов. Серебряный век включает в себя следующие литературные течения:

  • Символизм;
  • Футуризм;
  • Акмеизм;
  • Имажинизм.

Русский символизм – это наиболее значимое направление в литературе того времени. Принято выделять два основных этапа этого течения:

  1. С конца XIX века, а именно с 1890-ых годов, формируется группа старших символистов. Представители: Валерий Яковлевич Брюсов, Константин Дмитриевич Бальмонт, Зинаида Николаевна Гиппиус, Дмитрий Сергеевич Мережковский.
  2. С начала XX века в символизме начинается новый этап, который представляют Александр Александрович Блок, Андрей Белый и другие. Это и есть младшие символисты.

Прежде всего, они разделены на основе расхождения идей. Старшие символисты были под впечатлением от мистической философии религиозного мыслителя Соловьева. Они отторгали мир реальный и стремились к «вечному» миру – обители идеалов и абстракций. Их позиция была созерцательной, пассивной, а вот у нового поколения творцов появился активный запал изменить действительность и преобразовать жизнь.

Русский символизм тоже имеет прочную философскую основу. Чаще всего, это учения Владимира Сергеевича Соловьева, Анри Бергсона и Фридриха Ницше.

Основными характеристиками символизма по-прежнему остаются образ-символ, смысловая многогранность и музыкальность. Поэты старались возвыситься над миром, уйти от его пошлости и рутины, помогая в этом нелегком деле читателям. Именно поэтому главным объектом их воспевания становится идеальный мир.

К основным чертам символизма принято относить:

  • Наличие двух миров (реального и идеального);
  • Музыкальность;
  • Мистицизм;
  • Смысл произведения в символе;
  • Витиеватость формы.

Характерные особенности:

  • Индивидуализм;
  • Идеализм;
  • Психологизм;
  • Наличие стихотворных циклов;
  • Патетика;
  • Сложность и возвышенность содержания, опора на философские трактаты.
  • Религиозные поиски;

Также стоит отметить, что есть два вида символа:

  1. Мистический;
  2. Философский.

Удивительно то, что у символистов были свои собственные редакции (например, «Скорпион», основанный в 1899 году Валерием Яковлевичем Брюсовым и Юргисом Казимировичем Балтрушайтисом), журналы («Весы», существовавший с 1904 года по 1909 год) и сообщества («Воскресения» под руководством Фёдора Кузьмича Сологуба).

Также символизм повлиял и на русскую живопись. Основным идейно-тематическим содержанием картин стали религия, философия, мистика. Российские художники старались передать суть, смысл, содержание, а не правильную форму. Одним из самых ярких представителей символизма в живописи является Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910 гг.). Его самыми известными работами считаются «Демон сидящий» (1890 г.), «Жемчужина» (1904 г.), «Шестикрылый Серафим» (1904 г.) и другие.

Поэты русского символизма

  1. Андрей Белый (1880 – 1934 гг.) – российский поэт, писатель. Его основными темами были страсть к женщине и безумие как методы борьбы против вульгарности и абсурда реального мира. Придерживался идей субъективизма и индивидуализма. Воспринимал искусство как производное от «духа», который является продуктом интуиции. Является автором идеи о том, что символизм – это своеобразное миропонимание, о котором говорилось ранее. Наиболее известными произведениями Андрея Белого считаются симфонии «Драматическая» (1902 год), «Симфоническая», «Возврат» (1905 год) и «Северная» (1904 год).
  2. Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924 гг.) – российский поэт и переводчик. Основными темами считаются проблемы личности, мистика, уход от реального мира. Также Брюсов увлекался и философией, в частности, работами Артура Шопенгауэра. Предпринимал попытки создать символистскую школу. Значимыми работами являются «О, закрой свои бледные ноги» (моностих, то есть стихотворение, состоящее из одной строки), «Все кончено» (1895 год), «Наполеон» (1901 год), «Образы времени» (1907 – 1914 гг.) и другие.
  3. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942 гг.) – российский писатель и поэт. Главные идеи его произведений – указание на возвышенное место поэта в обществе, демонстрация индивидуальности и бесконечности. Все стихотворения чувственны и мелодичны. Наиболее известными сборниками являются «Под северным небом» (1894 год), «Горящие здания» (1900 год), «Будем как солнце» (1903 год).
  4. Александр Александрович Блок (1880 – 1921 гг.) – российский поэт. Один из самых известных представителей русского символизма. Вдохновение он черпал из философских работ Владимира Сергеевича Соловьева. Основными темами блоковских стихотворений являются тема родины, места поэта в обществе, тема природы и любви. Наиболее значимые произведения – «Незнакомка» (1906 год), Фабрика» (1903 год), поэма «Двенадцать» (1918 год), «На железной дороге» (1910 год) и другие.

Примеры стихотворений

  • Александр Александрович Блок, «Незнакомка» (1906 год) – в этом стихотворении показано противопоставление светлой и темной стороны человеческого бытия. Поэт обожествляет незнакомую ему женщину на фоне пьянки и разврата. Главным символом выступает сама незнакомка, она олицетворяет красоту, только она может спасти и озарить своим сиянием грязный и порочный мир. вы можете найти, когда перейдете по ссылке.
  • Александр Александрович Блок, «Фабрика» (1903 год) – в этом стихотворении читателю показаны два мира – мир богачей и простых людей. Тем самым поэт хотел показать, что именно в таком ужасном неравенстве находится весь русский народ. В этом стихотворении он использует цвет как символ. Слово «жОлтый» написанный не через Ё и «черный» символизируют сразу две стороны мира – богатые и бедные.
  • Валерий Яковлевич Брюсов, «Каменщик» (1901 год) – это стихотворение очень схоже с «Фабрикой» Блока. Налицо та же тема неравенства, что немудрено в преддверии революции.
  • Иннокентий Анненский, «Двойник» – в этом стихотворении звучит тема раздвоения личности или сознания.
  • Андрей Белый, «Горы в брачных венцах» (1903 год) – в этом стихотворении читатель может наблюдать за встречей героя, познающего красоты гор, и нищего (по некоторым данным, прообразом служит герой произведений Ницше). Здесь главный символ – ананас, он олицетворяется с солнцем.
  • Константин Дмитриевич Бальмонт «Воззвание к океану» — в нём поэт описывает всю мощь и прелесть океана, который он сравнивает в самой жизнью.

Примеры картин

  • Карл Медиз, «Красный ангел»
  • Фернан Кнопф, «Искусство, или нежность сфинкса»
  • Жан Дельвиль, «Ангел света»
  • Джеймс Энсор, «Въезд Христа в Брюссель»
  • Леон Спиллиарт, «Девушка, порыв ветра»
  • Макс Клингер, «Фантазия Брамса»
  • Франц фон Штук, «Люцифер»
  • Генрих Фогелер, «Тоска», «Прощание»
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

2. Символизм как литературное направление. Старшие символисты: кружки, представители, различное понимание символизма.

Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений - от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи - в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки - вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах - общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них - не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.Символизму характерно:

Форма декаденства,

Поклонение индивидуализму,

Проповедь личности.

Поэт должен стремиться изобразить путь восхождения в иные миры. Познание реалистов в эти миры не проникает. У них рассудочное, горизонтальное понимание мира. Так называемые причинные связи.3 этапа развития: 1.1890-е гг. Период декадентства. Первый манифест Лекция Дм. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях русской литературы». Основные принципы таковы:- мистическое содержание- символичность образов- понятие о двоемирии (мир земной, эмпирический – реальность; мир иной - сверхреальность). Мережковский, Гиппиус (Антон Крайний), Николай Минский. В это время появляется первый символистский журнал – «Мир искусства».2. 1900-е гг. Расцвет русского символизма. Появляются все основные манифесты. Журналы:»Весы», «Новый путь», «Аполлон», «Вопросы жизни», «Золотое руно» (направлены на античность). Бальмонт, Брюсов, Сологуб, Иванов.3.1910-е гг. Кризис русского символизма. Течение уступает место акмеизму. Так же называют поэты-парнасцы (Парнас – греческая гора, на которой обитали музы, поэты, рядом гора Геррикон, где существовало вдохновение).

Старшие символисты». Старшие русские символисты (1890-е годы) по началу встречали у критики и читающей публики в основном неприятие и насмешки. Как наиболее убедительное и оригинальное явление, русский символизм заявил о себе в начале двадцатого века, с приходом нового поколения, с их интересом к народности и русской песне, с их более чутким и органичным обращением к русским литературным традициям. Первыми ласточками символистского движения в России был трактат Дмитрия Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” (1892), его сборник стихотворений “Символы”, а также книги Минского “При свете совести” и А. Волынского “Русские критики”. В тот же отрезок времени – в 1894–1895 годах – водят три сборника “Русские символисты”, в которых печатались преимущественно стихотворения их издателя - молодого поэта Валерия Брюсова. Сюда же примыкали начальные книги стихов Константина Бальмонта – “Под северным небом”, “В безбрежности”. В них исподволь тоже кристаллизовался символистский взгляд на поэтическое слово.

Символизм Д.Мережковского и З.Гиппиус носил подчеркнуто религиозный характер, развивался в русле неоклассической традиции. Лучшие стихотворения Мережковского, вошедшие в сборники Символы , Вечные спутники , строились на «уроднении» с чужими идеями, были посвящены культуре ушедших эпох, давали субъективную переоценку мировой классики. В прозе Мережковского на масштабном культурном и историческом материале (история античности, Возрождения, отечественная история, религиозная мысль древности) – поиск духовных основ бытия, идей, движущих историю. В лагере русских символистов Мережковский представлял идею неохристианства, искал нового Христа (не столько для народа, сколько для интеллигенции) – «Иисуса Неизвестного».

В «электрических», по словам И.Бунина, стихах З.Гиппиус, в ее прозе – тяготение к философской и религиозной проблематике, богоискательству. Строгость формы, выверенность, движение к классичности выражения в сочетании с религиозно-метафизической заостренностью отличало Гиппиус и Мережковского в среде «старших символистов». В их творчестве немало и формальных достижений символизма: музыка настроений, свобода разговорных интонаций, использование новых стихотворных размеров (например, дольника ).

Если Д.Мережковский и З.Гиппиус мыслили символизм как построение художественно-религиозной культуры, то В.Брюсов, основоположник символического движения в России, мечтал о создании всеобъемлющей художественной системы, «синтезе» всех направлений. Отсюда историзм и рационализм поэзии Брюсова, мечта о «Пантеоне, храме всех богов». Символ, в представлении Брюсова, – универсальная категория, позволяющая обобщать все, когда-либо существовавшие, истины, представления о мире. Сжатую программу символизма, «заветы» течения В.Брюсов давал в стихотворении Юному поэту :

Утверждение творчества как цели жизни, прославление творческой личности, устремленность от серых будней настоящего в яркий мир воображаемого грядущего, грез и фантазий – таковы постулаты символизма в интерпретации Брюсова. Другое, скандальное стихотворение Брюсова Творчество выражало идею интуитивности, безотчетности творческих импульсов.

От творчества Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова существенно отличался неоромантизм К.Бальмонта. В лирике К.Бальмонта, певца безбрежности, – романтический пафос возвышения над буднями, взгляд на поэзию как на жизнетворчество. Главным для Бальмонта-символиста явилось воспевание безграничных возможностей творческой индивидуальности, исступленный поиск средств ее самовыражения. Любование преображенной, титанической личностью сказалось в установке на интенсивность жизнеощущений, расширение эмоциональной образности, впечатляющий географический и временной размах.

Ф.Сологуб продолжал начатую в русской литературе Ф.Достоевским линию исследования «таинственной связи» человеческой души с гибельным началом, разрабатывал общесимволистскую установку на понимание человеческой природы как природы иррациональной. Одними из основных символов в поэзии и прозе Сологуба стали «зыбкие качели» человеческих состояний, «тяжелый сон» сознания, непредсказуемые «превращения». Интерес Сологуба к бессознательному, его углубление в тайны психической жизни породили мифологическую образность его прозы: так героиня романа Мелкий бес Варвара – «кентавр» с телом нимфы в блошиных укусах и безобразным лицом, три сестры Рутиловы в том же романе – три мойры, три грации, три хариты, три чеховских сестры. Постижение темных начал душевной жизни, неомифологизм – основные приметы символистской манеры Сологуба.

Огромное влияние на русскую поэзию ХХ в. оказал психологический символизм И.Анненского, сборники которого Тихие песни и Кипарисовый ларец появились в пору кризиса, спада символистского движения. В поэзии Анненского – колоссальный импульс обновления не только поэзии символизма, но и всей русской лирики – от А.Ахматовой до Г.Адамовича. Символизм Анненского строился на «эффектах разоблачений», на сложных и, в то же время, очень предметных, вещных ассоциациях, что позволяет видеть в Анненском предтечу акмеизма. «Поэт-символист, – писал об И.Анненском редактор журнала «Аполлон» поэт и критик С.Маковский, – берет исходной точкой нечто физически и психологически конкретное и, не определяя его, часто даже не называя его, изображает ряд ассоциаций. Такой поэт любит поражать непредвиденным, порой загадочным сочетанием образов и понятий, стремясь к импрессионистическому эффекту разоблачений. Разоблаченный таким образом предмет кажется человеку новым и как бы впервые пережитым». Символ для Анненского – не трамплин для прыжка к метафизическим высотам, а средство отображения и объяснения реальности. В траурно-эротической поэзии Анненского развивалась декадентская идея «тюремности», тоски земного существования, неутоленного эроса.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: