Во всех предложениях есть подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения

Сказуемое - главный член предложения, кото­рый обычно связан с подлежащим и отвечает на во­просы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что предметтакое?», «ктоон такой?», «что происходит?».

По структуре различаются простое глагольное, со­ставное глагольное и составное именное сказуемые.

Простое глагольное сказуемое - это такое сказуе­мое, в котором и лексическое, и грамматическое зна­чения выражаются одной глагольной формой.

Простое глагольное сказуемое может быть выра­жено:

1) глаголом в любой спрягаемой форме и в форме инфинитива: Была темная ночь.

2) фразеологизмом или сочетанием слов с единым значением: Петя понял, что попал впросак;

3) сочетаниями слов, характерными преимущест­венно для разговорного и художественного стилей ре­чи, например:

Инфинитива с личной формой того же глагола и частицей «не» между ними: Делать она ничего не де­лала, ни за что не бралась;

Двух однокоренных глаголов с частицей «не» ме­жду ними: Ждем, не дождемся твоего возвращения;

4) глаголами междометного характера: Только я на лестницу, а он нырь мне навстречу.

Составное сказуемое состоит из двух частей, одна из которых выражает грамматическое значение на­клонения, времени, числа и т. д., а другая несет основное лексическое значение.

В зависимости от того, какая часть речи является носителем лексического значения, выделяются со­ставное глагольное и составное именное сказуемые.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного компонента и инфини­тива: Писатели не могут ни на минуту сдаться пе­ред невзгодами.

В роли вспомогательного компонента могут вы­ступать:

1) глаголы, обозначающие начало, продолжение, окончание действия (фазисные глаголы): начать, пре­кратить, продолжать, стать, приняться, кончить и др.

2) глаголы, обозначающие желательность, воз­можность, невозможность, необходимость действия (модальные глаголы): мочь, хотеть, уметь, желать и др.

3) глаголы, обозначающие процессы мысли, эмо­циональную оценку действия (модальные глаголы): думать, надеяться, любить, ненавидеть.

4) краткие прилагательные рад, должен, готов, склонен, способен и др. (в прошедшем и будущем вре­мени в сочетании с глагольной связкой «быть»)

5) синтаксически неделимые сочетания типа го­реть желанием (желать), быть в состоянии (мочь), иметь возможность (мочь) и т.

Д.: К сожа­лению, я не имею возможности помочь тебе;

6) предикативные наречия нужно, нельзя, можно, надо, необходимо и т. п. (в прошедшем и будущем вре­мени в сочетании с глагольной связкой «быть»)

7) сущ. типа мастер, любитель и т.п.

Составное именное сказуемое состоит

из глагола-связки и именной части: Семья была дружная.

В роли связки могут выступать:

1) глагол быть в различных формах наклонения и времени.

Данная связка называется отвлеченной и выполняет только грамматическую роль: выражает связь с подлежащим и обозначает категории време­ни, наклонения, числа и т.д.

В настоящем времени данная связка может быть нулевой т. е. формально не выраженной: Все тихо, спокойно.

2) глаголы с ослабленным лексическим значением, используемые для выражения и грамматического значения, и частично лексического: стать, стано­виться, казаться, называться, считаться, делать­ся и др. Такая связка называется полуотвлечен­ной: Все предметы стали отчетливыми.

3) глаголы с полным лексическим значением, обо­значающие движение, состояние предмета: стоять, жить, ходить, сидеть, родиться и т. д. Такая связка называется знаменательной:. Мы вышли до­вольные.

Именная часть может быть выражена:

1) именем существительным

2) именем прилагательным

3) наречием

4) именем числительным или сочетанием числительного и существительного

5) местоимением

6) причастием

7)синтаксически неделимым сочетанием

Осложненное сказуемое

Осложнение составных глагольного и именного сказуемых обычно осуществляется за счет употреб­ления в их составе дополнительного фазисного или модального глагола. Осложненное сказуемое (его так­же называют сложным сказуемым) включает в себя три (и более) слова и может состоять:

а) из нескольких глаголов и представлять со­бой осложненное составное глагольное сказуемое: Я решил начать заниматься спортом;

б) из глаголов и имен и представлять собой ослож­ненное составное именное сказуемое: Да, признаюсь, господа» я очень хочу быть генералом.

Еще по теме ТИПЫ СКАЗУЕМОГО И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ:

  1. 17.Типы сказуемого и способы его выражения в двусоставном предложении. Вопросы координации подлежащего и сказуемого.

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и т.п.

Основные признаки сказуемого :

1.Обозначает предикативный признак, т.е. признак предмета, названного подлежащим, в модально-временном плане. Признак понимается здесь широко – это действие, свойство, состояние и др.

Отношения «предмет - признак» в речи либо констатируются, либо устанавливаются говорящим. Это глубокое и очень существенное для синтаксиса различие обусловливает противопоставление предикативного и непредикативного признаков.

Предикативный признак приписывается предмету говорящим, причем отнесенность признака к предмету сопоставляется во времени с моментом речи. Отношение предикативного при­знака к предмету оценивается говорящим в модальном плане. В непредикативном атрибутивном признаке модально-временная оценка отношения признака к предмету отсутствует. Отнесенность признака к предмету констатируется говорящим безотносительно к моменту речи. Связь непредикативного признака с предметом представлена как данная.

Противопоставление предикативного - непредикативного признаков основывается на различии не вещественного, а грамматического значения. Поэтому непредикативный признак может быть обращен в предикативный - при выражении модально-временной оценки отнесенности признака к предмету: Дерево - зеленое (было/ будет зеленое); Дерево - без листьев (было/будет без листьев); ср.: Зеленое дерево стоит под окном; Лежит на земле дерево без листьев.

Таким образом, понятие предикативного признака, в сравнении с общим синтаксическим понятием признака, более сложно, а выражение предикативного признака включает средства модально-временной характеристики отношения признака к предмету.

2.Структурно (грамматически) зависит от подлежащего, однако не всегда бывают грамматические показатели зависимости. Например: Студенты слушали музыкальную зарисовку. – Слушать музыку приятно.

3.Другие признаки сказуемого:

1. Выражается спрягаемой формой глагола или именем.

2. Обычно занимает позицию после подлежащего.

3. Частично соответствует «реме», т.е. новому.

Выражение в сказуемом предикативного признака предполагает наличие двух значений – вещественного и грамматического. Вещественное значение – это конкретное наименование признака, приписываемого подлежащему. Оно опирается на лексическое значение слова (или сочетание слов), выступающего в роли сказуемого. Поэтому сказуемое должно быть представлено знаменательным словом или иметь его в своем составе.

Грамматическое значение сказуемого, и, следовательно, все его элементы, все отдельные значения выражаются спрягаемыми глагольными формами. Это значит, что непосредственными материальными показателями частных значений, образующих общее грамматическое значение сказуемого, являются глагольные флексии и формальные суффиксы. Именно эти формальные глагольные элементы - либо их значимое отсутствие - являются необходимым, обязательным компонентом грамматической формы сказуемого. Глагол же как полнозначное слово, как полнозначная лексическая единица не обязательно должен выражать сказуемое или входить в его состав. Одна из важных задач в характеристике сказуемого - выяснение роли глагола, глагольных формальных показателей в конструктивных разновидностях сказуемого.


Спрягаемые глагольные формы выражают не только модально-временные значения, но и отнесенность признака, обозначенного в сказуемом, к субъекту, который назван в подлежащем. Формальным показателем этой отнесенности является грамматическая зависимость (подчинение) глагольных форм от подлежащего. Глагольные формы согласуются с однотипными форма­ми слова, выполняющего функцию подлежащего.

Итак, грамматическое значение сказуемого - это отнесенность признака к предмету и модально-временная оценка признака. Показателем грамматического значения является глагол в спрягаемой форме или его значимое отсутствие.

В отличие от подлежащего сказуемое наделено большей сложностью и разнообразностью в семантическом и структурном отношении.

В синтаксисе приняты два принципа деления сказуемых:

1)по структуре (составу), 2) по морфологической выраженности.

Чтобы понять сущность этого деления, нужно обратиться к семантике (содержанию) сказуемого. Любое сказуемое выражает предикативный признак. Это значит, что в сказуемом содержится два значения: 1) конкретное (вещественное) значение признака - обозначает действия, свойства, состояния и т.д. Этот признак, в отличие от признака, передаваемого в словосочетании, является предикативным, т.е. подается в модально-временном плане. Отсюда вытекает и второе обязательное значение сказуемого 2)значение предикативности (модально-временное значение).

Перейдем к классификациям сказуемых. По структуре сказуемые делятся на простые и составные . Простые сказуемые представляют собой синтетическое обозначение предикативного признака, в них вещественное и грамматическое значение выражены слитно, нерасчлененно. По структуре это одно слово, один компонент. Составные сказуемые представляют собой аналитическое обозначение предикативного признака. Вещественное и грамматическое значения выражаются разными словами, поэтому составные сказуемые состоят из двух и более компонентов (хотел учиться, был студентом) . Иногда выделяют так называемые сложные сказуемые, состоящие из 3 и более компонентов: хотел начать работать, мечтал стать актером . Однако такое выделение отдельного вида сказуемых не совсем правомочно, так как по существу это осложнения составных сказуемых.

По морфологической выраженности сказуемые выделяют 1) глагольные и 2) именные. Здесь учитывается, какой частью речи выражается вещественное значение сказуемого. Например: учился, хотел учиться, начал учиться – глагольные сказуемые, стал ученым – именное сказуемое. Это деление не только формальное, но и семантическое. Глагольные сказуемые связаны с выражением действенного признака, именные – недейственного признака.

Эти две классификации накладываются друг на друга. В итоге получается следующая схема:

СКАЗУЕМОЕ

ПРОСТОЕ СОСТАВНОЕ

Неосложненное осложненное глагольное именное

неосложненное осложненное неосложненное осложненное

Простое глагольное сказуемое

Простое сказуемое может быть только глагольным. Морфологическим эталоном (образцом) и морфологической опорой форм простого сказуемого является спрягаемый глагол, совокуп­ность спрягаемых глагольных форм.

Спрягаемые глагольные формы обладают формальными по­казателями грамматических значений наклонения и времени, определяющих сущность заключенного в сказуемом предика­тивного признака. Функциональное размежевание в передаче значения сказуемого (выражение вещественного содержания признака и грамматического значения) осуществляется в пределах одного слова - это разделение функций между морфемами. Простое глагольное сказуемое является принципиально синтетическим, этим определяется синтаксическая сущность данного типа сказуемого.

Синтетический характер простого глагольного сказуемого не означает его обязательной однословности. Однако при выражении простого сказуемого сочетанием слов не может быть полно­го функционального размежевания между словами (одно слово выражает вещественное содержание признака, второе - грамматическое значение сказуемого). Средством выражения грамматического значения сказуемого в любом случае являются толь­ко формальные показатели (глагольные флексии и формальные суффиксы). Основа глагольного компонента в той или иной сте­пени участвует в выражении вещественного содержания признака - в назывании действия, приписываемого субъекту, который обо­значен в подлежащем. Это помогает разграничить простое гла­гольное сказуемое, выраженное сочетанием слов, и составное сказуемое.

Среди многообразных форм простого глагольного сказуемо­го будем, прежде всего, различать основные формы, выра­жающие только основное грамматическое значение сказуемого, и осложненные формы, заключающие кроме основного значения добавочные грамматические значения.

Неосложненное простое глагольное сказуемое преимущественное выражается глаголом в любой из форм наклонения: Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей – изъявительное наклонение. При этом следует помнить, что среди форм изъявительного наклонения встречаются аналитические (сложные), в результате чего простое глагольное сказуемое может состоять не из одного слова. Это формы будущего времени глаголов несовершенного вида (буду работать ), сослагательного наклонения (работал бы ), некоторые формы выражения повелительного наклонения (Да здравствует солнце. Да скроется тьма! Пушкин; Пусть черемухи сохнут бельем по ветру, пусть дождем опадают сирени. Высоцкий ). Также в состав простого глагольного сказуемого могут входить частицы не, было, словно, так и (А она тут как заплачет. Пришедший как будто не замечал меня. И ту они ну кричать друг на друга.).

Реже простое глагольное сказуемое может выражаться неспрягаемой формой глагола (инфинитив, глагольное междометие) или междометием: И царица хохотать, и плечами пожимать (Пушкин); Незаряженной гранатой Теркин немца с левой шмяк (Твардовский); Если парень в горах не «ах» (Высоцкий) .

Часто сказуемое выражается глагольными ФЕ: Он лыка не вяжет ; Вот рыскают по свету, бьют баклуши; Этот писарь мне в подмётки не годится; Иван долго слушал деда и мотал на ус.

Простое глагольное сказуемое может быть выражено описательным глагольно-именным оборотом: приятель мой пришел тут в страшное уныние. Это сочетания глагола с ослабленным лексическим значением с отвлеченным существительным (принять решение, оказать содействие, произвести перестановку) . Эти сочетания функционально равны глаголу: они являются целостным наименованием глагольного признака и выполняют функцию одного члена предложения. Эти обороты семантически целостны и их тождество с одним словом (полнозначным глаголом) сближают данные сочетания с глагольными фразеологизмами, однако фразеологизмами в полном смысле слова они не являются. Их синтаксическая нечленимость определяется не семантической неделимостью, как у ФЕ, а неполнозначностью глагольного компонента.

Осложненные простые глагольные сказуемые , встречающиеся обычно в разговорной речи. Они образуются на базе неосложненных форм и отличаются от них наличием грамматических средств, выражающих добавочное значение, которое накладывается на основное грамматическое, не изменяя его. Добавочное значение в осложненных формах ПГС имеет модально-экспрессивный характер оценки предикативного признака, т.е. не меняет ЛЗ глагола. Осложненное ПГС может быть выражено следующими способами:

1. Использование частиц: Лес будто дремал. И тут они ну драться, ну колотить друг друга. Вот тебе и женился Иван! Так я и расскажу вам правду! А он спит себе и в ус не дует.

2. Форма глагола взять (по значению это частица) соединена при помощи союзов и, да с одинаковой формой другого глагола для обозначения произвольного действия, которое может совершаться вопреки какому-либо препятствию, чьей-либо воле: Иван взял да и уехал.

3. Повторы двух одинаковых глагольных форм: Еду, еду в чистом поле, колокольчик дин-дин-дин (Пушкин)

4. Спрягаемая глагольная форма и однокоренное наречие: А девица ревмя ревет.

5. Сочетание инфинитива с однокоренной спрягаемой формой глагола, выражающей оттенок уступительности или сомнения в целесообразности действия: Подумать-то я подумал, но решение все-таки не приходит.

6. Два спрягаемых глагола в одинаковой форме, причем первый указываем на действие, а второй на его цель: Пойду прогуляюсь по улице.

7. Неопределенная форма глагола сочетается с личной формой того же глагола с частицей не : Студент знать не знает, однако пытается сдать экзамен.

8. В состав сказуемого включается оборот для выражения длительности или интенсивности действия: Иван только и делал, что перечитывал ее письмо.


Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов – вспомогательного и основного. Основной компонент выражает главную информацию, т.е. конкретное, вещественное значение и выражается морфологическим глаголом или глагольным ФЕ в инфинитивной форме.

Вспомогательный компонент составного глагольного сказуемого представляет собой спрягаемый глагол, глагольный фразеологизм или описательный глагольно-именной оборот: Конечно, они не имели права так поступить. Возможно также аналитическое сочетание именных форм со спрягаемой формой глагольной связки (в том числе нулевой): Ты должен забыть об этом навсегда. Вспомогательный компонент глагольного сказуемого выражает два вида значений: 1) наклонение, время, лицо как слагаемые предикативности, 2) оценку способа действия или отношение к действию, обозначаемому основным компонентом – инфинитивом. Первое опирается на формы глагола, а второе – на его лексическое значение. Лексическое значение вспомогательного глагола в составе сказуемого грамматизуется, т.е. приобретает отвлеченный, оценочный характер, утрачивая при этом значение действия, процесса. Оценочное значение вспомогательного компонента отличает СГС от ПГС. Сравните: Он читал. – начал читать, хотел читать, мог читать, должен был читать. Различают фазисное и модальное значение вспомогательного компонента СГС.

Фазисное значение вспомогательного компонента СГС заключается в оценке протекания действия, указания на его этапы. Фазисными являются глаголы со значением начала, продолжения, окончания действия (начать, приняться, пуститься; продолжать; кончить, перестать, бросить, завершить) . С фазисными глаголами употребляется инфинитив только несовершенного вида. К фазисным примыкает глагол стать . Не всегда имея значение начала действия, он может указывать на факт его протекания: У моего соседа стали получаться правильные мелодии.

Модальное значение вспомогательного компонента СГС заключается в оценке отношения деятеля (субъекта) к действию, названному инфинитивом основного глагола. Модальное значение может выражаться не только глаголами, но и глагольными фразеологизмами, описательными оборотами, аналитическими конструкциями. Вспомогательный компонент СГС выражает следующие модальные значения:

1) возможности-невозможности: Я не мог бы точно описать свое состояние;(успевать, уметь, догадаться, ухитриться);

2) долженствования: Я принужден заниматься нелюбимым делом (должен, вынужден, обязан);

3) волеизъявления как отношения к действию, имеющее следующие оттенки: 1) желательности (хотеть, мечтать, желать, изволить) Катя не хотела тревожить отца напрасными подозрениями; 2) готовности, решимости (решить, решиться, намереваться, надумать, готовиться, собраться) Я готов был бежать еще долго; 3 ) согласия (согласиться. Взяться, разрешить себе) Мишка быстро взялся мне помочь с математикой; 4) волеизъявление с оттенком значения приступа к действию, попытки его совершить (пробовать, пытаться, стараться): мы собрались ложиться спать, но тут кто-то постучал;

4) субъективно-эмоциональной оценки: (предпочитать, пристраститься, любить) Она любила на балконе предупреждать зари восход (Пушкин); Как я рад узнать о вашем решении!

5) оценки степени обычности действия: (привыкнуть, научиться, приспособиться, случаться) Он не привык верить на слово всякому.

Ни модальный, ни фазисный компоненты не выражают собственного действия.

Также вспомогательный компонент может быть выражен или глагольными фразеологизмами, или описательными глагольно-именными оборотами.

Глагольные фразеологизмы выражают те же модальные значе­ния, что и соответствующие модальные глаголы в специализи­рованных формах (возможности, желательности, субъективно-эмоциональной оценки и пр.). В качестве вспомогательного компонента сказуемого выступают немногие глагольные фразео­логизмы с модальным значением. Всем им свойственна та или иная стилистическая окраска.

В выражении модального значения участвует весь состав глагольного фразеологизма. Общее грамматическое значение сказуемого выражается формальными показателями спрягаемого глагольного члена фразеологизма. Поскольку модальное значе­ние свойственно фразеологизму в целом, то нужно считать, что выражение общих грамматических значений и модального не распределяется между компонентами фразеологизма, т.е. осуществляется синтетически (ср.: иметь честь, задаться целью, гореть желанием: Он как будто задался целью напугать, рассмешить и удивить почтеннейшую публику (К.); Только Чехов и Короленко имели мужество поступить так и сложить с себя почетное звание в виде протеста (Тел.); При встречах он имел обыкновение цело­ваться (Тел.); У Чапаева было в запасе несколько выигрышных фраз - он не упускал никогда случая вставить их в свою речь (Фур.); - Вообще доктор не имел права на вас жениться, - сказал Николай Иванович (А. Т.).

Надо сказать, что глагольные фразеологизмы с модальным значением иногда не имеют соотносительных по значению модальных глаголов (например, иметь честь) и поэтому расширяют круг модальных средств в составном глагольном сказуемом, хотя сами по себе и являются непродуктивными в силу известной стилистической отмеченности.

Описательные глагольно-именные обороты с модальным значением формируются из глаголов с предельно ослабленным значением (иметь, дать, изъявить и др.) и отвлеченных существительных, образованных от модальных глаголов (привычка, желание, обещание, намерение и др.): иметь намерение - ср. намереваться: изъявлять желание - ср. желать; дать обещание - ср. обещать; иметь привычку - ср. привыкнуть; дать зарок - ср. заречься и т.п.

В аналитических неспециализированных формах составного глагольного сказуемого вспомогательный компонент имеет двучленную структуру. Он состоит из связки и полнозначного слова из класса имен; каждый из членов выполняет свою функцию. Связка в спрягаемой форме выражает основное грамматическое значение сказуемого (значение настоящего времени изъявительного наклонения обнаруживается в нулевой форме связки быть). Именной член выражает модальное значение (типы модальных значений те же, что и в сказуемом со спрягаемыми глаголами). Таким образом, в аналитических формах грамматические значения вспомогательного компонента выражаются раздельно. Од­нако аналитическая конструкция в целом функционально адекватна спрягаемому модальному глаголу (ср.: был согласен уехать - согласился уехать).

Именной член вспомогательного компонента может быть согласуемым (согласуется с подлежащим в числе и роде) - это нормы кратких прилагательных или причастий (рад, готов, должен, горазд, вынужден, согласен и др.): - Ты должна была его любить преданно, всем духом (А. Т.); И тут уж Малинин был не властен помочь ему (С); - Ну, я готов просить извинения (А. Т.); С эмансипацией старые порядки должны были кануть в вечность (М.-С). К согласуемым формам примыкают непро­дуктивные аналитические сочетания связки находить с твори­тельным падежом полной формы прилагательных нужный, необходимый: Каждый находил нужным улыбаться и курить грошовый фимиам (Ч.); Если Серпилин найдет нужным вызвать его, - очень хорошо (С).

Несогласуемый именной член может быть представлен существительным в именительном падеже (мастер, любитель и др.), существительным в предложном падеже с предлогом в (в состоянии, в силах, в намерении и др.) и модально-предикативным наречием (вправе, не прочь и др.): Старик был мастер сказки сказывать (Б.); - Все мы мастера в пьяном виде глотку драть, а чуть что, так и хвост поджал (Ч.); - Вот врет-то!Хо-хо-хо!Не знал я, Шуренъка, что ты такой мастер балясы точить! (Ч.); - Я в состоянии вовсе не спать (Ч.); Прохор не в силах улыбнуться (Шишк.); Люди не в состоянии были сделать ни шагу дальше (С); - Ведь и ты не прочь бы присоединиться к их компании (М.-С).

Аналитические конструкции вспомогательного компонента, хотя в принципе и дублируют основные модальные значения спрягаемых глаголов, могут в частностях отличаться от них как некоторыми оттенками, так и стилистической окраской. Некоторые аналитические конструкции не соотносительны по значению с модальными глаголами (должен был, рад был, вынужден был и др.).

Поэтому, будучи непродуктивными в силу своих грамматических особенностей, аналитические неспециализированные формы составного глагольного сказуемого являются необходимым звеном в системе форм рассматриваемого структурного подтипа сказуемого.

Все отмеченные конструкции основных форм составного глагольного сказуемого имеют существенную общую черту - выражение одного из специфических грамматических значений, фазисного или модального, - а различаются способами передачи данных значений, средствами выражения вспомогательного компонента.

СГС может иметь осложненную форму. Осложняется вспомогательный компонент, а вещественное значение сказуемого не затрагивается; сравните: продолжал работать – хотел продолжать работать, готов был продолжить работать, изъявил желание продолжать работать. В осложненных формах составного глагольного сказуемого выражается не одно, а два грамматических значения фазисного или модального типа. Это означает, что в состав осложненной формы входят кроме основного, вещественного инфинитивного компонента, по меньшей мере, две единицы вспомогательного характера. Грамматическое осложнение составного глагольного сказуемого осуществляется за счет вспомогательного компонента. Например, в предложении Шубин хотел начать работать, но глина крошилась (Т.) вспомогательный компонент представлен сочетанием двух глаголов, каждый из которых заключает свое грамматическое значение (хотел - модальное, начать - фазисное), а спрягаемая форма одного из них является морфологическим средством выражения основного грамматического значения.

Составное именное сказуемое включает компоненты, различные по морфологической природе. Основной компонент представлен формами имен и других категорий слов, по значению сближающихся с именами. Вспомогательный компонент представлен спрягаемыми формами глаголов (или устойчивых глагольных сочетаний), утрачивающих в данной функции свое конкретное вещественное содержание. Этот компонент называется связкой, а основной компонент – именной (присвязочной) частью.

Связка выполняет следующие функции: 1) выражает основные элементы предикативного значения; 2) связывает сказуемое с подлежащим, выражает формально его зависимость от подлежащего; 3) содержит модальную оценку отношений между предметом и признаком. Связка не участвует в выражении вещественного значения сказуемого.

В СИС связки выражают следующие основные виды модально-оценочных значений:

1) обладание признаком (быть, являться, оставаться) Сестра была врачом.;

2) возникновение признака, оценка его как меняющегося (становиться, делаться) Погода становилась пасмурной;

3) обнаружение признака (оказаться, получиться, выйти) С приездом к вам вышло недоразумение;

4) оценка признака как предполагаемого, кажущегося, мнимого (казаться, представляться) Мои слова показались ему дерзостью;

5) оценка признака как соответствующего чьему-либо мнению, представлению (считаться, слыть) Отъезд его в город считался в семье делом решенным.

Связки могут быть специализированные, т.е. достигать высокой степени грамматикализации и употребляться с любыми формами имен (быть, являться, стать, сделаться, казаться, слыть, представляться, считаться, оказаться и др.) . Другие связки допускают употребление только определенных форм именных частей, притом может быть ограничен и лексико-семантический ряд имен. Это – неспециализированные связки. Их лексическое значение не полностью подверглось грамматикализации, оно более конкретно, чем значение связок специализированных (отличаться, выделяться, славиться, иметь вид, приобретать характер, вид. положение).

Спорным является включение в состав СИС конструкций типа лежала в обмороке, вернулся помолодевшим. Спрягаемый глагол частично выполняет функцию связки, выражая модально-временные значения и зависимость от подлежащего. Однако глагол не передает модально-оценочных значений, не грамматизуется. Он обозначает самостоятельное действие. В таких предложениях выражаются одновременно два предикативных признака активный и пассивный, следовательно, сказуемое может классифицироваться как «двойное» (А.А.Шахматов). В иной трактовке эти сказуемые расцениваются как сложное сказуемое или как сочетание ПГС с предикативным определением. По мнению, Леканта такие сказуемые не следует рассматривать в ряду СИС в строгом смысле термина, так спрягаемый глагол здесь нельзя расценивать как связку. Однако невозможно считать одинаковыми приведенные им примеры. Сравните: Вера Дмитриевна встала грустная, заплаканная; После седьмого класса мы расстались друзьями.

Итак, связка СИС имеет абстрактное значение, в выражении вещественного значения не участвует. Она непременно содержит показатели спрягаемых глагольных форм, включая и нулевую связку быть. Так называемые связки-частицы (это, вот, таков, как, точно, словно, значит и др.) не заменяют глагольной связки, а только сочетаются с ней, в том числе и с нулевой.

Именная часть СИС разнообразна по формальному выражению и значению.

1. Имена сочетаются со связкой в различных формах. Одни из них являются типичными для данной функции (предикативные формы), а другие нетипичными, сложившимися в словосочетании для выполнения атрибутивной функции (непредикативные формы).

К предикативным формам относятся:

1) несклоняемые формы – краткие формы имен прилагательных и страдательных причастий: Дни были пасмурные. Стройка закончена вовремя;

2) склоняемые формы – существительные, полные прилагательные, причастия, числительные, местоимения: Река была глубокая. Это дело он считал своим долгом. Два да два – четыре;

3) неизменяемая форма сравнительной степени качественных прилагательных: Погода к вечеру стала лучше.

Непредикативными являются все формы косвенных падежей имени существительного, кроме творительного предикативного (однако сюда включается творительный сравнения: У тебя нос картошкой ). Эти формы не мотивируются глагольной связкой. К непредикативным формам можно отнести устойчивые предложно-падежные сочетания с закрепившимся в языке метафорическим значением (на ножах, при деньгах, на носу).

2. Вещественное значение пассивного признака может передаваться в СИС неизменяемыми словами – наречием, деепричастием, инфинитивом. Это непродуктивные формы именной части. Отсутствие формоизменения делает невозможным выражение их связи с подлежащим, со связкой. Только небольшая группа наречий со значением состояния или качественной характеристики предмета (навеселе, настороже, наготове) употребляется в СИС регулярно. Деепричастия употребляются в составе СИС в просторечии и только со значением состояния. Инфинитив в составе СИС не утрачивает значения действия, но выступает в качестве характеристики предмета, названного подлежащим: Наша задача – защищать ворота.

Вспомогательный компонент может быть осложнен спрягаемым глаголом или фразеологизмом с фазисным или модальным значением (глагол связка при этом употребляется в инфинитиве): Его история могла бы быть поинтереснее.

Сказуемое как член предложения.

В школе, каждый из нас изучал такой предмет, как русский язык. Очень важная роль была уделена предложениям. Попробуем сегодня вспомнить разбор предложения по составным частям. Грамматической основой предложения являются и сказуемое. Более подробно остановимся на сказуемом.

Сказуемое – один из основных членов предложения. Рассмотрим вопросы, на которые сказуемое отвечает.

На какие вопросы отвечает сказуемое?

Сказуемое обозначает действие подлежащего. Отвечая на вопросы «что делать?», «что сделать?», «каков предмет?» и «кто он такой?» сказуемое может описывать не только действие, но и состояние. Характерным для сказуемого является то, что чаще всего оно представлено, такой частью речи, как глагол. Хотя, бывают и исключения. Этот член предложения может запросто быть и причастием и прилагательным и даже существительным. Приведем пример: «Малыш улыбался, глядя на маму», сказуемым будет являться слово «улыбался», это слово является глаголом и обозначает действие подлежащего, то есть «малыша».

Виды сказуемых.

Существуют три вида сказуемых. Рассмотрим их подробнее.

Простое глагольное сказуемое.

В первом случае сказуемое представлено обычным глаголом. Оно может быть в любом наклонении, например, «он сидит » или «он лежал ». Большое заблуждение в том, что если сказуемое представлено одним словом, то оно обязательно простое глагольное. А вот и нет! Простое глагольное сказуемое может быть представлено в виде двух и трех слов. Например, «Пойду поиграю » или «Алиса ждала, ждала лета и не дождалась ».

Составное глагольное сказуемое.

Вторая ситуация представляет сказуемое в виде неопределенной формы глагола и вспомогательного глагола. Опять таки, сказуемое может состоять и из трех слов. Чаще всего в качестве вспомогательного глагола используют модальные глаголы или глаголы, обозначающие фазу действия. Приведем примеры: «Он хочет пойти на вечеринку» или «Я вчера не смогла с ней увидеться ».

Составное именное сказуемое.

В случае, когда сказуемое является составным именным, в нем присутствуют глагол-связка и именная часть. Именная часть может быть выражена практически любой частью речи, а глагол-связка наиболее встречаемый – «быть». Примеры: «Еда была невкусная », «Его связь с преступным миром была очевидна ».

Сказуемое - главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.

Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении - и времени).

Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное .

Простое глагольное сказуемое, способы его выражения


Простое глагольное сказуемое
(ПГС) может выражаться однословно и неоднословно .

ПГС - одно слово :

1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим: Он читал/ читает/ будет читать/ читал бы / пусть читает/ эту книгу.

2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует: А шапка бац прямо на пол. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать .

ПГС - словосочетание :

1. ПГС - фразеологически свободное , но синтаксически связанное словосочетание - может иметь следующее строение и типовое значение:

1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:
Я иду , иду , а до леса еще далеко.

2) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществленное действие:
Вот уж сказал так сказал .

3) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого:
Сам спать не спит и другим не даёт.
Жду не дождусь весны.

4) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей свое лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки:
А он возьми да и скажи / знай себе распевает.

5) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели:
пойду погуляю в саду.

6) глагол с частицей было, вносящей значение несостоявшегося действия:
Я собрался было в кино, но не пошел.

7) конструкция со значением интенсивности действия:
Он только и делает , что спит.

2. ПГС-фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь честь, иметь право; изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, почитать себя вправе, счесть необходимым и т.п.:

Он принял участие в конференции (=участвовал ).


Составное глагольное сказуемое
(СГС) имеет следующую структуру:
приинфинитивная часть + инфинитив.

Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого - называет действие.

Приинфинитивная часть выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия - указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).

Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться (приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведенным словам, характерные для разговорного стиля речи):

Я начал / продолжил / закончил читать эту книгу.

Модальное значение может выражаться

1) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и т.п.

2) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов / не прочь / в состоянии подождать .

Как в приинфинитивной части, так и в позиции инфинитива может быть употреблен фразеологизм:

Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать )
Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать ).
Он горит нетерпением принять участие в конференции (= хочет участвовать ).

Осложнение СГС происходит за счет дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:

Я начал хотеть есть .
Я почувствовал, что скоро могу начать хотеть есть .

Особый тип СГС представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределенной форме: Волков бояться - в лес не ходить. Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть, который встречается в составных именных сказуемых. Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить, например:


Не прийти - значит обидеть .

Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:

1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду работать ;
2) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили ее.underline { border-bottom: 1px dashed blue; } спеть (все просили, а спеть должна она) ;
3) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел на улицу погулять .

Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое (СИС) имеет следующую структуру:
приименная часть (связка) + именная часть.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.


Приименная часть
бывает:

1) отвлеченная: глагол быть (в значении "являться", а не "находиться" или "иметься"), который выражает только грамматическое значение сказуемого - наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлеченная связка выступает в нулевой форме: Он студент / был студентом .

2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части.

Например: Он оказался студентом . Она казалась усталой .

3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.

Например: Мы вернулись домой усталые . Он работал дворником . Он жил отшельником .

Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлеченную.

Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.

Однословное выражение именной части :

1) существительное в падежной форме, чаще в именительном падеже. / творительном падеже.

Например: Он учитель / был учителем . Юбка была в клетку .

2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения.

Например: Слова его были умны . Он стал выше отца. Он самый высокий в классе.

3) полное или краткое причастие: Письмо не было распечатано .

4) местоимение: Этот карандаш мой !

5) числительное: Он был восьмым в очереди.

6) наречие: Разговор будет начистоту . Мне было жаль старика.

Неоднословное выражение именной части:

1) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:

а) слово с количественным значением + существительное в родительном падеже.

Например: Мальчик был пяти лет .

б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла).

Например: Он лучший ученик в классе .

2) фразеологизм: Он был притчей во языцех .

Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:


Он имел вид смурной и рассеянный
- фразеологизм в связочной части;

Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола.

Например: Она хотела казаться усталой . Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что? ).

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее - это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего - именительный падеж (вопрос кто? что? ).

Обратите внимание!

На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например - книга ): именительный падеж - книга ; винительный падеж - книгу .

Ср.: На столе лежит карандаш (книга ) - именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу ) - винительный падеж.

Сравним два предложения:

1. Я не спал ; 2. Мне не спалось.

По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал ) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я ), во втором предложении (Мне не спалось ) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне - дательный падеж).

Способы выражения подлежащего

А) Подлежащее - одно слово:

Форма Примеры
1. Имя
1.1. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу.
1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) - это прекрасно.
Жить (что?) - родине служить.
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
3.1. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?).
3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.
3.3. Союз «А» (что?) - противительный союз.
3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
3.5. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) - форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) - форма 1-го лица глагола настоящего времени .
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) - было его девизом.

Б) Подлежащее - цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

Форма Значение Примеры
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже Количественное значение Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены.
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из Избирательное значение Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом - во множественном числе!) Значение совместности Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать .
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать .
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже Фазисное значение Стоял конец сентября .
5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие Млечный путь разостлался по небу.
Белые мухи
(снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имя Неопределённое значение Что-то неприятное было во всем его облике.

Обратите внимание!

1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что? , даже если оно не изменяется по падежам.

2) Именительный падеж - единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

План разбора подлежащего

Указать способ выражения подлежащего:

  1. Отдельное слово: существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
  2. Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).

Образец разбора

Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).

Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество ) стоит в форме именительного падежа.

В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).

Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.

Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).

Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.

Прошло около часа (Паустовский).

Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: