Административная территориальная единица государства. Административно-территориальное деление

Введение

Современная Россия представляет собой ассиметричное федеративное государство. Асимметричность заключается в том, что наряду с административно-территориальными образованиями (края и области) существуют национально-территориальные образования (республики и автономии). Республики и автономии построены по национально-территориальному принципу. Как правило, это небольшие по территории и населению образования (хотя есть и исключения - республики Саха-Якутия и Татарстан), которые представляют собой субъекты Федерации с одной (республики Алтай, Калмыкия и др.), двумя (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и др.) и более (Республика Дагестан) "титульными" нациями.

В настоящее время из 83 субъектов в составе Российской Федерации 26 относятся к национально-территориальным образованиям (21 республика, одна автономная область, 4 автономных округов). На долю национально-территориальных образований приходится 52 % территории России, в них проживает 46 % населения.

Административно-территориальное деление Российской Федерации

Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития, зависит успешность проведения реформ и становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно - территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.

Административно-территориальное устройство в современном обществе - это не просто перечень географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан с государственной и общественной формой управления и служит базой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его субъектов.

Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

  • - единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;
  • - тесная связь административно - территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития;
  • - единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);
  • - равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);
  • - единая сеть административно-территориальных единиц в субъектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);
  • - единые принципы, лежащие в основе всего административно - территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);
  • - единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;
  • - автономность одних административно-территориальных образований по отношению к другим.

Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не исчерпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рассматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.

Российское государство - самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Это отражено в первой статье нашей Конституции, принятой в 1993 году. Механизмом регулирования и самостройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства России принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения).

Административно-территориальное деление страны эволюционирует по мере развития социально-экономических связей между регионами, а так же новых политических приоритетов в формировании территориальных сообществ.

В настоящее время при районировании используются следующие основные принципы:

  • 1. Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народно-хозяйственного комплекса страны.
  • 2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района.
  • 3. Административный принцип определяет единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны.

Существует несколько видов деления общей территории России:

В пределах Российской Федерации выделяют две экономические зоны - Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток).

Внутри них начинается подразделение на экономические районы. Экономический район обладает специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяйства, возникшую естественным путем на основе природных ресурсов.

В настоящее время в составе России 12 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Калининградский.

Чтобы добиться координации деятельности региональных властей и повысить эффективность управления экономическими районами, создано 8 федеральных округов: Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный, Северо-Кавказский.

Следующий уровень деления - в экономических районах выделяются субъекты федерации. На сегодняшний день существует 83 субъекта Российской Федерации (Приложение).

На микроуровне выделяются административно-территориальные образования в составе регионов, как субъектов федерации. Они представляют собой относительно самостоятельные производственно-территориальные объединения с собственной системой управления и собственными закономерностями общественного производства. К этим административно-территориальным образованиям относятся районы в субъекте федерации, города, поселки городского типа и сельские администрации. Главной целью формирования федеральных округов являлось укрепление государственности, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации субъектов Федерации.

Существующая на сегодняшний день сетка экономических районов подвергается серьезной критике и требует корректировки в соответствии с практикой районирования и общегосударственными задачами.

Выделяются следующие ее недостатки:

  • 1. Разномасштабность отдельных районов, которые сильно различаются по своему экономическому потенциалу.
  • 2. Недостаточно полно и последовательно отражение принципа территориальной специализации.
  • 3. Чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации: резко различаются по своей специализации области, края и республики, которые объединены в Поволжский, Западносибирский и Дальневосточный районы.
  • 4. Чрезмерная дифференциация районов по наличию экономического потенциала.

За последнее десятилетие Россия прошла большой и сложный путь от тоталитаризма к демократической общественно-политической системе. В стране формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для произведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право – это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе – значит понять, кто ведёт страну по пути прогресса, а кто тянет назад.

Данная работа представляет собой попытку рассмотреть проблемные вопросы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Эта тема незаслуженно забыта в свете ажиотажа по поводу проблем федерализма. В работе проведен анализ действующего законодательства.

1.Понятие административно-территориального устройства

Элементом территориальной организации Российской Федерации, дополняющим её федеративное устройство, является административно-территориальное устройство субъектов Федерации.

Административно-территориальное устройство (деление) - разделение территории унитарного государства или территории субъектов федеративного государства на определённые части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов государства. Административно-территориальное устройство обычно отражает естественноисторические, национальные и социально-экономические особенности данного государства. Административно-территориальное устройство может быть двухзвенным (например, США), трёхзвенным (Великобритания, Франция), четырёхзвенным (ФРГ). В самых малых государствах (например, Мальта, Бахрейн) Административно-территориального устройства вообще не существует. В Российской Федерации Административно-территориальное устройство определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно.1

Современная территориальная организация России включает 1863 административных района, 650 городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения, 318 городских районов и округов, свыше 400 городов районного подчинения, 2000 посёлков городского типа, 24200 сельсоветов и волостей (данные на 2003 год).


Стоит заметить, что термин "Административно-территориальное деление" не в полной мере характеризует и внутреннее устройство субъектов Федерации. Во-первых, в составе некоторых из них находятся другие субъекты - автономные округа. Во-вторых, местное самоуправление отделено от государственной власти и соответственно территориальное размещение муниципалитетов может и не совпадать с "нарезкой" административно-территориальных единиц. В связи с этим представляется более предпочтительным при характеристике внутреннего устройства субъектов РФ использовать термин "территориальное устройство"2.

Административно-территориальное устройство как система административно-территориальных единиц (административно-территориальная единица - структурная часть (элемент) административно-территориального устройства. Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью и находятся в определённом соподчинении между собой. В Российской Федерации наиболее распространёнными видами административно-территориальными единицами являются: район, район в городе, город районного подчинения, город областного (краевого и т.д.) подчинения3) выступает основой иерархии органов государства, местного самоуправления. Административно-территориальные единицы служат пространственной сферой деятельности названных органов. Как только та или иная часть субъекта Федерации оформляется в административно-территориальную единицу, она приобретает возможность иметь органы власти, быть носителем прав, обязанностей, выступать в качестве субъекта права. При этом субъектом права является не просто поселение или сельская территория, а именно административно-территориальная единица. Последняя также обеспечивает участие граждан в управлении государственными и общественными делами, использование природных и материальных ресурсов, удовлетворение социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.

Всякая часть территории, будучи признанной административно-территориальной единицей, неизбежно получает и организационное оформление. Оно проявляется в ряде обязательных признаков: наличие ограниченной определёнными пределами территории; право населения данной территории образовывать свой орган публичной власти; компактность и непрерывность территории; обеспечение наиболее оптимальной организации управления народно-хозяйственной жизнью; экономическая целостность территориального образования; обеспечение повседневного участия граждан в решении государственных и общественных дел и др.4

Как сложная система административно-территориальное устройство включает в качестве составных частей:

а) административно-территориальное деление (членение территории субъекта Федерации по политическому признаку);

б) ведомственно-территориальное деление (разделение территории субъекта Федерации на зоны действия или влияния по производственному признаку);

в) национально-территориальное деление (выделение) административно-территориальных единиц по национальному признаку (районы, сельсоветы, волости и т.д.);

г) отношения подчинённости между разными административно-территориальными единицами.

Административно-территориальные единицы участвуют в выполнении целого комплекса властных функций. Среди них: контроль центра над местами, сбор налогов и управление объектами государственной собственности, размещение органов власти, организация почтовой, пограничной, санитарной, пожарной служб, развитие местного самоуправления, обеспечение выборов. Выполнение этих функций требует строгой иерархии административно-территориальных единиц, пропорции между ними в численности населения и экономическом потенциале.

Следует особо подчеркнуть, что административно-территориальное деление - способ оптимальной организации территории, средство управления политическими и иными процессами. Удачное проведение административных границ содействует достижению целей управления, нормальной жизнедеятельности людей.5

2.Административно-территориальные преобразования.

Административно-территориальный процесс.

Органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства. Порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения населённых пунктов к городским и сельским поселениям, а также иные вопросы административно-территориального устройства области регулируются законодательством субъекта Федерации.

Решения по вопросам административно-территориального устройства, как правило, принимаются законодательным (представительным) органом субъекта Федерации с учётом мнения населения соответствующих органов местного самоуправления.

Например, в Уставе (Основном законе) Челябинской области сказано, что административно-территориальное устройство должно осуществляться с учётом экономических, социальных, географических, исторических и иных условий и обеспечивать участие граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективное использование природных и материальных ресурсов, удовлетворение социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.6

Статья 3. Закона Свердловской области "Об административно-территориальном устройстве Свердловской области" гласит, что административно-территориальное устройство Свердловской области осуществляется на основе:

а) самостоятельного, в пределах собственного ведения, определения административно-территориального устройства области";

б) целостности территории области;

в) оптимизации системы государственного управления и сбалансированного развития территорий;

г) создания благоприятных экономических, финансовых и организационных условий для осуществления местного самоуправления;

д) содействия рациональному использованию природных ресурсов и социально-экономического потенциала территорий, развитию социальной инфраструктуры и системы коммуникаций;

е) учёта мнения населения, исторически сложившейся системы его проживания, производственных, экономических, социальных связей, сложившегося уровня интеграции территорий;

ж) создания условий для защиты интересов этнических групп в местах компактного проживания.

Административно-территориальный процесс - это установленный органами государственной власти субъекта Федерации порядок совершения административно-территориальных действий, имеющий несколько стадий: а) возбуждение административно-территориального дела; б) подготовка материалов; в) подготовка проекта правового акта по делу; г) рассмотрение и принятие правового акта; д) оформление документов и исполнение реального административно-территориального образования.

Применительно к отдельным видам административно-территориальных преобразований этот процесс регламентируется отдельно.

Субъект Федерации может предусматривать территории со специальным статусом управления.

К примеру, в законе Челябинской области " Об административно-территориальном устройстве" закреплено, что территории со специальным статусом управления представляют собой часть территории области, города, района, города с территориальным районом, выделенной в целях рационального и эффективного управления и осуществления хозяйственной деятельности.

Территориями со специальным статусом могут быть: административные, экологические, санитарные, школьные, транспортные, коммунальные и иные округа управления; агломерации, пригородные зоны; горные округа; военные и временные администрации; территории деятельности специальных органов контроля и надзора; экономические зоны; территории экономико-производственных комплексов; территории объектов закрытого типа и др.

По всем предлагаемым преобразованиям в области административно-территориального устройства в обязательном порядке выявляется мнение населения, которого оно непосредственно касается, путём сбора подписей под петициями, проведения собраний (сходов), конференций, референдумов.7

Так, этому посвящена статья 11 закона Свердловской области "Об административно-территориальном устройстве Свердловской области", которая гласит, что решения по вопросам административно-территориального устройства Свердловской области принимаются Законодательным Собранием Свердловской области с учётом решений представительных органов местного самоуправления, отражающих мнение населения по данным вопросам (пункт 1) и, что мнение населения выявляется органами местного самоуправления путём проведения местных референдумов, собраний (сходов), конференций жителей, опросов, сбора подписей и иными законными способами (пункт 2).

Для обеспечения полного и своевременного учёта территориальных образований, населённых пунктов и всех административно-территориальных преобразований органы субъектов Федерации ведут кадастр (реестр), содержащий официальные сведения о правовом положении административно-территориальных единиц, населённых пунктов, муниципальных образований и поселений, не имеющих такого статуса. Кадастр (реестр) включает также данные учёта и регистрации всех преобразований в административно-территориальном устройстве.

Например, статья 13 закона Свердловской области "Об административно-территориальном устройстве Свердловской области" гласит, что административно-территориальные единицы, населённые пункты, а также изменения в административно-территориальном делении Свердловской области подлежат учёту. Для обеспечения полного, своевременного и систематического учёта административно-территориальных единиц, населённых пунктов и изменений административно-территориального деления ведётся Реестр административно-территориальных единиц и населённых пунктов Свердловской области (пункт 1). Правительство Свердловской области обеспечивает регулярное опубликование справочника об административно-территориальном делении Свердловской области (пункт 2). Правительство Свердловской области информирует федеральные органы статистики, геодезии и картографии и другие органы через их представительства в Свердловской области о внесённых изменениях в административно-территорильное деление (пункт3).

Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации рассматривают предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов, в случаях одобрения указанных предложений информируют население соответствующих территорий о необходимых затратах на переименование географических объектов и выявляют мнение населения об указанных предложениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Предложения о присвоении наименований географическим объектам или об их переименовании, обосновывающие указанные предложения документы и расчеты затрат на переименование законодательные (представительные) органы субъектов Федерации направляют на экспертизу в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов рассматривает предложения о присвоении наименований географическим объектам и о переименовании последних в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Переименование субъектов Федерации осуществляется ими самостоятельно.

Присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов Федерации или переименование указанных географических объектов осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов.8

3.Проблемы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.

Территория, на которую распространяется суверенитет, является важнейшим государственным атрибутом. В связи с этим очевидно, что оптимизация территориального устройства остаётся критическим фактором обеспечения интеграции государства как фундаментальной политической общности. Процесс "дизайна" административно-территориальной реформы нельзя сводить к техническим вопросам, как это иногда происходит.

Представления о неукоренённости административно-территориального деления и его исключительно инструментальном характере обусловили появление многочисленных проектов изменения административно-территориального деления в независимой Российской Федерации. Как и в период перестройки, большинство из них носили комплексный характер, рассматривая преобразования на субфедеральном и субрегиональном управленческих уровнях в единстве или, вообще игнорируя проблему низовых административных звеньев. Отказ от попыток проведения радикальной реформы на региональном уровне во многом обессмыслил реформу на уровне районов.9

При этом многие из проектов, выдвигавшихся в конце 80 - начале 90-х годов, исходили из принципов территориального устройства, характерных и для советского периода и, следовательно, ориентировались на соответствие административно-территориальных единиц экономическим районам, что подразумевало значительную роль централизованного планирования.

В соответствии с районным делением строилась и строится система территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на низовом уровне, а также система органов, находящихся в двойном подчинении.

Данное территориальное устройство отражает и то обстоятельство, что местная инфраструктура сосредоточивалась в границах территориальных единиц в районном центре, разделяясь в том случае, когда районным центром являлся город регионального подчинения. В силу этого обстоятельства административно-территориальная реформа оказалась бы и чрезвычайно дорогой. Сделанный в начале 90-х годов выбор в пользу радикальных экономических реформ также способствовал сохранению дробного территориального деления.

Мелкие единицы имели меньше ресурсов, соответственно и меньше возможности к сопротивлению. К тому же укрупнение дотационных сельских районов не приводило к созданию недотационного образования, хотя и могло способствовать экономии бюджетных средств.

Важнейшие изменения в территориальной структуре регионов Российской Федерации были связаны со становлением местного самоуправления. С реализацией положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" связана чрезвычайно высокая степень разнообразия внутреннего устройства регионов России.

Внешнее разнообразие системам территориального устройства субъектов Федерации придали также переименования административно-территориальных единиц, отражавшие идеологические ориентации элит. В качестве примера можно привести переименование сельсоветов в волости и сельские округа после 1993 года и обратно - волостей в сельсоветы. В отдельных республиках эти процессы ещё раньше коснулись районов, получивших национальные (например, улусы) или двойные названия, например, районы (аймаки).

Таким образом, проблемы реформы территориального устройства в Российской Федерации оказались связанными в первую очередь не с изменением "нарезки" единиц, а с изменением их статуса. По отношению к районам данный вопрос касался того, будут ли в них действовать органы/ подразделения органов государственной власти субъекта Федерации или же органы местного самоуправления; по отношению к городам он был связан и с установлением уровней подчинения (значения).

Мораторий на изменение границ субъектов Федерации не привёл к прекращению требований изменения принадлежности и статуса местных единиц, среди которых: передача в состав региона административно-территориальных единиц других субъектов Федерации; выход из состава региона и создание самостоятельного субъекта Федерации; выход из состава региона с присоединением к другому региону. Требования такого рода выдвигались на массовом уровне в первую очередь в конце 80 - начале 90-х годов, хотя в регионах Северного Кавказа они имеют место и ныне.10

Несмотря на размах таких требований, изменение границ регионов Российской Федерации произошло лишь в двух случаях: передача района Ивановской области в состав Нижегородской и образование Республики Ингушетия как нового субъекта Российской Федерации. Есть примеры уточнения границ между отдельными регионами. В целом нынешнему периоду более присуще их оглашение на уровне элит, и во многих случаях (например, с предложением придать статус города федерального значения Владивостоку) они носят риторический характер.

Значительно реже, чем в 80 - 90-х годах, выдвигаются требования национального определения в форме территориальной автономии. Тем не менее, в тот период произошло создание (воссоздание) национально-территориальных единиц в составе регионов (на уровне районов, сельских администраций или особого, промежуточного уровня), сохраняющихся до настоящего времени.

Если в регионах Сибири и Дальнего Востока, а также в Карелии национально-территориальные единицы были созданы де-юре в основном как форма автономии коренных народов, то в республиках Северного Кавказа контроль над решением местных вопросов со стороны численно преобладающих в границах административных районов этнических групп поддерживается без придания территории особого статуса. Особый случай представляет здесь Республика Дагестан, устройство которой имеет сходство с федеративным.

Вероятность формирования национально-территориальных единиц находится в обратной зависимости от вероятности их выхода из состава региона. Показатель, что в некоторых субъектах Федерации, где такая опасность существовала, в качестве гарантии учёта этнических интересов было предложено не создание обособленных единиц, а особый характер представительства в региональном законодательном органе. Федеральный законодатель определяет, что местное самоуправление осуществляется с учётом в том числе и национальных традиций, но в целом отдаёт предпочтение экстерриториальным формам автономии этноса.

Укрупнение районов (действительно способное привести к экономии бюджетных средств) имеет значительное число сторонников, есть примеры создания волостей за счёт укрупнения сельсоветов. В целом же создание нового уровня управления между региональным и районным имеет не столько хозяйственно-функциональный, сколько политико-административный смысл.

Очевидно, угрозу для региональной правящей элиты представляла концентрация ресурсов в центре субъекта Федерации, возобновление которых гарантировалось самим центральным статусом. В качестве методов борьбы, связанных с изменением территориального устройства, можно назвать следующие: подчинение города вышестоящему уровню (включение в систему органов государственной власти); создание муниципальных образований в городских районах из подчинения мэра.11

Насколько можно судить, проектировались, но не реализовывались варианты переноса регионального центра, что позволило бы предотвратить дальнейшую концентрацию экономических и административных ресурсов (предложение свердловского губернатора перенести столицу области в Верхотурье).

В последнее время неоднократно говорилось о возможности правовой дифференциации городов различного уровня подчинения (значения). Проблему представляет статус крупнейших городов, в первую очередь столиц регионов. На региональном уровне актуальной проблемой остаётся критерий различия между городами регионального и районного значения, что, как правило, подразумевает наличие либо отсутствие самостоятельного муниципального образования.

В заключение следует отметить, что проблема территориального устройства субъектов Федерации в настоящее время является одной из сторон более широкой проблемы выработки механизмов вертикальной интеграции. Она достаточно сложна, ибо центр во многих случаях выступал и выступает не как единый субъект, а как комплекс ведомственных вертикалей. Расширение сферы регионального контроля над политическими и экономическими ресурсами осуществляется посредством распространения принципа территориальной подчинённости на те объекты (ресурсы), которые находились в ведомственном подчинении. В результате складывались противоречия между правовыми нормами и элементами сложившейся ранее практики государственного управления. Количество ресурсов, которые могут быть задействованы в целях интеграции, значительно сократилось в течение второй половины 80-х – 90-х годов. И неравномерное распределение позволяет говорить о территориальной асимметрии.

При этом необходимо подчеркнуть наличие нескольких измерений асимметрии. В рамках дискуссии по проблеме федеративного устройства выработалось понимание асимметрии как различий в правовом статусе единиц одного территориального уровня. Однако следует учитывать, что формальное равноправие территориальных образований может содействовать углублению деформаций социально-экономического развития. Под этим понимается в первую очередь создание привилегированных территориальных общностей и закрепление структурного неравенства. Симметричность статуса субрегиональных единиц, потенциал многих из которых превышает потенциал субъектов Федерации, в отсутствие адекватных механизмов перераспределения, в том числе и политико-административных ресурсов, лишь способствует этому.

Заключение

В данной работе была сделана попытка проанализировать действующее законодательство Российской Федерации в сфере административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. В настоящее время, когда полным ходом идёт реформирование субъектного состава России, не стоит забывать, что и административно-территориальному устройству субъектов Федерации тоже требует реформирования. Эти процессы должны идти параллельно. Вступление в действие ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который очень тесно связан с проблемой административно-территориального устройства субъектов Федерации, должно ускорить процесс реформирования. При этом необходимо учитывать социально-экономические, политические, национальные особенности территорий, руководствуясь основными принципами и нормами Конституции.

система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты и т. д. В Российской Федерации административно-территориальные единицы - края, области и районы.

Основные черты административно-территориального деления

Система органов местного самоуправления и управления, как правило, строится в соответствии с административно-территориальным делением страны. Понятие административно-территориального деления Административно-территориальное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное деление зависит от различных факторов. Как правило, в основе деления лежит удобство управления. К числу иных факторов, влияющих на образование административно-территориальных единиц, можно отнести: естественно-географические факторы (например, эти единицы образуются вокруг крупных городов); учитываются факторы демографического характера (то есть единицы образуются с примерно равным числом населения); учитывается национальный или этнический состав населения; особенности бытового уклада, религиозного характера. Весьма значительное влияние имеют факторы экономического характера и факторы политической жизни. Очень часто административные единицы существуют с незапамятных времен, т.е. они исторически сложились на территории бывших графств, княжеств, иных феодальных единиц, где граждане привыкли ощущать себя частью этой территории. Однако феодальные границы – это не есть что-то незыблемое. Они могут и перестраиваться, меняться в зависимости от потребностей современной жизни. Итак, как правило, в соответствии с административно-территориальным делением строится и система органов управления этими единицами, которые могут быть органами самоуправления и управления, поскольку каждая административная единица имеет какой-то орган власти или управления. Если такого органа нет, то это уже не административно-территориальная единица. Административно-территориальные единицы есть крупные и мелкие. Естественно, масштабам этих единиц соответствуют имеющиеся в них органы. В разных странах есть различные системы административно-территориального деления страны. Есть более развитые и менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера государства, от численности населения и площади этого государства. Называют двухзвенные системы административно-территориального деления, трехзвенные и т.д. Есть даже пятизвенные системы – такая система существует во Франции. Низшим звеном французского административно-территориального деления является коммуна. Коммуна – основа деления. Может быть, это не совсем то, чем когда-то в СССР был сельсовет, но это тоже первичное звено. Во Франции их насчитывается около 37 тысяч. Коммуна – это определенная численность населения, определенные границы, это первое звено государственной системы. Граждане коммуны избирают муниципальный совет – низший орган государственной власти и первичный орган самоуправления. Местный муниципальный совет выбирает мэра – это представитель исполнительной структуры. Далее идет кантон. Этот термин аналогичен швейцарскому термину "кантон", но это не одно и то же. В Швейцарии кантон – это субъект федерации (там 23 кантона), а кантон французский – этот объединение нескольких коммун. Кантон введен для удобства управления государственными делами. Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет, кантон является избирательным округом. В кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне. Эта более крупная единица создается для того, чтобы в каждом кантоне для жителей нескольких коммун был свой нотариус, судья, участок жандармерии, призывной участок и т.д. Затем идет округ. В округе от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется субпрефектом. Округ – третье звено французской административно-территориальной системы. Четвертое звено называется департаментом. Департамент – это более крупная единица, включающая около 400 коммун или 35 кантонов. В департаменте имеется избираемый орган местного самоуправления, который называется Генеральный совет. Может быть логичнее было бы назвать его департаментским советом, но он называется генеральным советом. Принцип избрания этого совета достаточно прост: от каждого кантона избирается один генеральный советник. Таким образом, если в департамент входит 35 кантонов, то в генеральном совете 35 генеральных советников. Возглавляется генеральный совет префектом, который назначается правительством. Здесь достаточно своеобразное соединение принципов самоуправления и управления. Генеральные советники избираются не прямыми выборами, а многоступенчатыми, но все равно – это представители граждан. Самая крупная административно-территориальная единица во Франции называется регионом. (В некоторых пособиях употребляется французская транскрипция этого слова – режьон.) Регион имеет региональный совет. Регионы были образованы вместо провинций, которые много веков существовали во Франции; по традиции названия провинций стали названиями регионов. Они существуют и в настоящее время: Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т.д. В регионе есть префект региона – им является префект самого крупного департамента, административный центр которого является центром региона. Как мы видим, – достаточно сложная структура местных органов существует во Франции.

Административно-территориальное устройство

деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А.-т. у. любого государства обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его - в наиболее эффективной организации и функционировании всего государственного механизма, в особенности системы местных органов государственной власти (местного самоуправления).

В буржуазных странах А.-т. у. основывается преимущественно на соображениях административного «удобства» и фискально-полицейских интересах.

Советское А.-т. у. строится с учётом естественно-исторических и экономических условий (природные ресурсы, характер и уровень развития хозяйства, направление и развитие путей сообщения, количество и плотность населения и т. д.), национальных моментов (национальный состав населения, бытовые особенности), необходимости максимального приближения государственного аппарата к населению в целях предоставления трудящимся возможностей для участия в осуществлении государственной власти.

В СССР основными административно-территориальными единицами являются Область , Район , Город ,Село (станица, деревня, хутор, кишлак, аул), посёлок (рабочий, дачный, курортный); в РСФСР имеются, кроме того, края (См. Край ). Конституции союзных республик, имеющих областное (краевое) деление, содержат перечень областей (краев), входящих в их состав. Конституции союзных республик, не имеющих областного деления, содержат перечень городов республиканского подчинения и районов. Изменение областного (краевого) деления производится высшими органами государственной власти союзных республик в порядке, установленном для внесения изменений в конституции союзных республик. Изменения во внутриобластном (краевом) делении (упразднение районов, разукрупнение и образование новых районов и т. д.) в союзных республиках, имеющих областное деление, и изменения в районном делении республик, не имеющих областей, производятся Президиумом Верховного Совета союзной республики. Вопросы об образовании, упразднении, передаче в другой район сёл и посёлков решаются краевыми (областными) Советами депутатов трудящихся, а в союзных и автономных республиках, не имеющих областного деления, - Президиумом соответствующего Верховного Совета.

А.-т. у. других социалистических стран строится с учётом своих конкретных особенностей, регулируется конституциями, законами и указами по вопросам А.-т. у., законами о местных органах государственной власти.

Лит.: Барахатян В. А., Павловский Р. С., Создание и развитие советского административно-территориального устройства, «Уч. зап. Харьковского юридического института», 1957, т. 11, в. 1; Русинова С. И., Государственное устройство социалистических стран Европы, Л., 1966, гл. III, с. 90-112.

Н. П. Фарберов.

Существует ряд близких понятий - "административно-территориальное деление", "административно-территориальное устройство", "административно-территориаль­ная организация". Все ониозначают примерно одно и то же, описывая формаль­ную политико-административную структуру государства, или другими словами - его деление на формальные регионы.

Понятие «административно-территориальное деление» (АТД) имеет более выраженный политико-географический смысл. Под АТД обычно понимается соб­ственно политико-административная карта государства, представляющая собой со­вокупность административных единиц. АТД может пониматься и как процесс ("деление"), когда государство делят на такие единицы, и как результат этого про­цесса - сложившееся АТД. Процедура административно-территориального деле­ния аналогична процедуре районирования и представляет собой его частный слу­чай. Особенность АТД заключается в том, что районирование проводят государст­венные органы, исходя из поставленных управленческих задач, и что это райони­рование существует де-юре, в нормативных актах.

Родственные понятия «административно-территориальное устройство» (АТУ) и «административно-территориальная организация» (АТО) в современном дискурсе включают в себя институциональные аспекты. Они обычно подразумевают не только политико-административную карту, но и политические институты, всю систему отношений, связанных с созданием и переустройством АТД. АТУ (АТО) может, например, включать в себя региональные органы власти и общенациональ­ные властные структуры, занимающиеся административно-территориальным де­лением и даже региональной политикой вообще.

Главным структурным элементом АТД является административно-терри­ториальная единица ( ATE ) . Если понимать АТД как политико-административную карту, то она состоит из множества ATE. Административно-территориальная еди­ница является синонимом формального региона.

Система АТД является объемной. По вертикали она делится на иерархиче­ские уровни. Обычно АТД выстраивается по принципу матрешки, когда ATEболее высокого порядка делятся на ATE более низкого порядка. В результате возникает иерархия управленческих уровней, представленных в системе АТД. При этом на каждом таком уровне существует своя политико-административная структура, т.е. совокупность ATE данного порядка (первого, второго и т.д.).

Административно-территориальное устройство было характерно для всех государств во все времена, отличаясь лишь степенью сложности и разработанно­сти. Однако необходимо подчеркнуть, что регулярное АТД является феноменом современного национального государства. Под регулярностью мы подразумеваем такую ситуацию, когда территория государства почти без остатка, в официальном порядке делится на административно-территориальные единицы , в которых дей­ствует власть, обычно подчиненная общенациональной государственной власти, но во многих случаях обладающая самоуправлением. При регулярном АТД сущест­вуют четко определенные административные границы, и каждая ATE представляет собой целостное образование.

АТД - феномен вполне древний. Можно вспомнить пример Римской им­перии с ее делением на провинции. В то же время феодальная модель территори­ально-государственного строительства обычно нарушала регулярность АТД. Для этой модели в ее европейском варианте было характерно деление территории на центры (города) с определенным самоуправлением и периферии, находившиеся под властью феодалов-землевладельцев. Феодал являлся землевладельцем и регио­нальным лидером в одном лице, т.е. ATE могла одновременно представлять собой феодальное владение. При этом распространенная чересполосица феодальных вла­дений нарушала регулярность АТД.

Современное национальное государство, в отличие от средневекового фео­дального государства, обязательно использует регулярную систему АТД. Переход к современной модели территориально-государственного строительства происходил одновременно с формированием более или менее централизованной государствен­ной власти и организацией государственного управления (а также самоуправления) на местах. Для организации государственного управления на региональном уровне и формирования структур самоуправления обязательно требуется стройная и стро­гая система АТД.

б) Исторические модели АТД

2. Факторы, определяющие формирование АТД

Факторы административно-территориального деления

АТД любого государства является функцией его региональной структуры. Сама региональная структура, как ясно из первой главы, формируется в результате сложных эволюционных процессов и представляет собой несколько накладываю­щихся друг на друга структур различного происхождения.Региональную структуру государства можно представить как наложение этнокультурной, природно-географической и социально-экономической структур.

Исходя из этого, а также из существующей практики административно-тер­риториального деления, можно выделить следующие группы факторов, определя­ющих формирование его системы.

Это занятие посвящено изучению темы «Административно-территориальное устройство России». На нем мы узнаем, что такое административно-территориальное деление любого государства, в чем заключается его суть, почему именно по такому принципу происходит раздел страны. Кроме того, рассмотрим административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Тема: Географическое положение России

Урок: Административно-территориальное устройство России

С древних времен территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным .

Административно-территориальное деление - это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.

Административно-территориальное деление предусматривает выделение в каждой части выделение органов государственной власти и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление, но и не должны быть слишком маленькими - это делает управление неэффективным.

Административно-территориальное деление несет в себе несколько функций:

· Обеспечение территориальной целостности страны

· Обеспечение государственного контроля над всей территорией страны

· Территориальная организация общегосударственных служб

· Быстрая мобилизация сил при ЧС, войнах или стихийных бедствиях

· Освоение новых районов

· Сбор налогов

Все страны мира по государственному устройству делятся на: унитарные и федеративные. И в том, и в другом случае, государство разделено на государственные единицы. Но в унитарном государстве [Л1] территориальные единицы подчинены непосредственно центральной власти. В федеративном государстве [Л2] отдельные территориальные единицы наделены большей властью: у них есть своя конституция, свои органы управления, свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти (см. рис.1).

Рис. 1. Типы государственного устройства

Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет [Л3] России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными . Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ, который дает название данному субъекту федерации - титульный народ . Правильно разработанное административно-территориальное деление страны - залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.

Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2) ,

Рис. 2. Камчатский Край

с карты России исчезли два автономных округа - Долгано-Ненецкий и Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

Рис. 3. Красноярский Край

Среди субъектов Федерации выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности. В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев (до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область, 2 города федерального значения [Л4] - Москва и Санкт-Петербург.

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся - контроль за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4) ,

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

Домашнее задание

  1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
  2. По карте Федеральных округов России () рассмотрите особенности географического положения федеральных округов, найдите их центры.
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Задачники

  • Каталог заданий. Задания B3. Административно-территориальное устройство России ().

Другие уроки на эту тему

  • Административно-территориальное деление России ().

[Л1] Унитарное - это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

[Л2] Федерация - это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

[Л3] Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

[Л4] Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: