Дипломатическое право: общее понятие, виды и функции дипломатических представительств. Понятие, виды и функции дипломатических представительств. Персонал. Порядок назначения и основания прекращения функций главы дипломатического представительства Сущность

Одним из важнейших компонентов работы внешнеполитиче­ского аппарата является составление дипломатических документов. В законодательной практике документированной информацией, или проще, документом, является зафиксированная на материаль­ном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее иден­тифицировать.

Под дипломатическими документами в иных совре­менных публикациях подразумеваются профессиональные деловые дипломатические бумаги. К ним предъявляются такие же требова­ния, как и ко всем деловым материалам: к докладам, переписке, протоколам. Но сверх того еще и претензии сугубо дипломатиче­ского характера.

История международных отношений знает немало случаев, когда из-за небрежности в языковом оформлении дипломатических документов или служебных сообщений, из-за нескольких слов про­исходили не только недоразумения, но и инциденты. В апреле 1938 г. советское правительство информировало Саудовскую Аравию о замораживании дипломатических контактов между двумя страна­ми под предлогом их бесперспективности и исключительно прото­кольным характером связей. Инициатором столь неразумного ре­шения выступил Наркомат иностранных дел СССР. В 40-х и позд­нее СССР предпринял несколько попыток наладить взаимоотноше­ния с саудовским руководством, но безуспешно. Видимо, не по­следнюю роль в этом сыграла обида короля бесцеремонным закры­тием советской миссии. Более полувека контакты двух государств осуществлялись через посольства в Лондоне. Восстановлен дипло­матический обмен на уровне послов был только в сентябре 1990 г.

Существует прописная истина, что жизнь в современной ди­пломатии проходит не на паркете, а за письменном столом. Однако ее нельзя понимать столь буквально. «В смысле анализа, обобще­ния прочитанного, услышанного и увиденного, - пояснял посол А. Степанов, - да, но согласитесь, чтобы собрать огромный фактический материал, получить личные впечатления, безусловно, не­обходимо значительную часть времени проводить «на колесах» и в беседах, ну а размышлять в позе скульптурного персонажа Огюста Родена предпочтительно... по вечерам и выходные дни.

Тем не менее, львиную долю времени сотрудники внешнепо­литических представительств затрачивают именно на составление и написание различных бумаг. Указанная часть деятельности зани­мает до 90% времени дипломатов высших и средних рангов мини­стерства иностранных дел. Больше половины рабочего дня состав­ление документов занимает у дипломатов в странах пребывания. «... Будни посольства, - подтверждал советский дипломат Р.А. Сергеев, - не отмечены яркими красками. Дипломатическое ре­месло состоит из достаточно прозаического труда по подготовке различного рода документов и материалов».

На основе анализа и обобщения всех получаемых сведений посольства готовят справки и другие сообщения о внутренней и внешней политике страны пребывания. Спектр и реестр докумен­тов весьма широк и разнообразен. Обычно они подразделяются на две большие группы. Во-первых, документы сугубо внутриведом­ственного характера. Во-вторых, документы, посредством которых осуществляются письменные официальные сношения между госу­дарствами, причем часть из них носит конфиденциальный харак­тер.

Дипломатические документы являются своеобразной про­дукцией, выпускаемой во внешний мир органами внешних сноше­ний, т.е.

Они предназначены не только для внутреннего потребите­ля, но и для внешнего читателя. Отсюда следует четко представ­лять, что стиль общения государств и правительств не является языком начальника и подчиненного. Это разговор равных субъек­тов международного права, а всякое умаление достоинств и пре­стижа другого суверенного государства вряд ли допустимо.

Документооборот в международных отношениях часто осу­ществляется путем дипломатической переписки. До недавнего времени в специальной литературе выделяли пять видов докумен­тов дипломатической переписки: личные ноты, вербальные ноты, памятные записки, меморандумы и частные письма полуофициаль­ного характера. Этот перечень Ан. Ковалев склонен пополнить личными посланиями глав государств и правительств.

Безусловно, хороший личный контакт между руководителя­ми государств является в современной дипломатии важным факто­ром успешного развития двухсторонних связей, способствует фор­мированию отношений взаимного доверия между официальными представителями и народом. В конечном счете, это позволяет наи­более эффективно защищать национальные интересы, откровенно и доверительно доносить до партнеров существо позиции того или иного государства. Именно личное участие Президента РФ и его договоренности с лидерами ряда европейских стран позволили выйти на взаимоприемлемые развязки по проблеме «калининград­ского» транзита.

Впрочем, Ан. Ковалев также считает, что нельзя оставлять в стороне и те формы дипломатических документов, которые не по­пали в «пятерку», но, тем не менее, выполняют свои функции в осуществлении внешней политики и дипломатической деятельности. К ним относятся заявления правительства, заявления МИД для печати, заявления представителей государства в международ­ных организациях и т.п. В отличие от собственно дипломатической переписки они могут не являться прямым обращением к опреде­ленному государству и не обязательно требуют официального от­вета.

В большинстве видов дипломатических документов выделя­ют четыре составные части: протокольные формулы; смысловое ядро; аргументационную часть; изложение факта или фактов. Де­ление, конечно, весьма условное. Однако главной частью, бесспор­но, является смысловое ядро. «Суметь найти и выделить смысловое ядро, - подчеркивал Ан. Ковалев, - значит правильно схватить содержание дипломатического документа». Объем дипломати­ческого документа зачастую зависит от аргументационной части. В своей совокупности аргументы должны сходиться на одной точке и поддерживать смысловое ядро.

Основными внутренними документами, которые обычно го­товит посольство или представительство, являются следующие: 1) отчет посольства (это документ обобщающего характера, где со­держится анализ развития событий, оценки, перспективы и выво­ды. Он может быть ежеквартальным, полугодовым и годовым); 2) политические письма посла (посылаются, как правило, в проме­жутках между отчетами, составляются по наиболее важным и акту­альным проблемам); 3) справки по различным вопросам, которые пишут работники посольств (они бывают двух категорий: так на­зываемые справки по схеме и тематические, которые подразделя­ются на аналитические и информационные); 4) записи бесед; 5) об­зоры прессы (общие и тематические); 6) хроники событий (в отли­чие от обзора, охватывают лишь наиболее значимые и, по возмож­ности, завершенные события, предельно сжаты и лаконичны).

Многостраничный годовой отчет посольства, пожалуй, счи­тается главным итоговым документом внешнеполитического пред­ставительства. На практике в Центре к такого рода пухлым бума­гам сложилось весьма специфическое отношение. К ним относятся как к материалам скорее справочно-информационного характера, нежели оперативного. Ход вполне логичный, ибо важнейшая ин­формация и предложения посольств по судьбоносным вопросам направляется по шифросвязи по мере поступления и актуализации. Для посольских же работников польза в составлении отчетов за­ключается, по мнению дипломата С.Я. Синицына, в инвентариза­ции накопленной совместными усилиями информации, ее осмыс­лении, возможности внести индивидуальный вклад в оценку поло­жения дел в стране, в направлении в Москву своих соображений и рецептов.

Каких-либо трафаретов и единых правил в подготовке внут­риведомственных документов не существует, каждый из них инди­видуален. Вместе с тем имеются и некоторые общие положения, которые необходимо учитывать как по форме, так и по содержа­нию. В частности, по переписке генерального секретаря НКИД СССР А.А. Соболевым с посланником СССР в Венгрии Н.И. Ша­роновым можно судить о требованиях, которые предъявлял Центр к политическим письмам еще в 1941 г. «Что касается... информаци­онного письма от 28 мая, - писал А.А. Соболев, - то оно страда­ет отсутствием оценки внешнего и внутриполитического положе­ния страны... пребывания. В письме Вы не идете дальше изложений впечатлений, вынесенных Вами из бесед с дипломатами, причем в этом письме, направляемом в адрес руководства, случайные и не­проверенные заявления Ваших собеседников превращаются в кате­горические утверждения... Политическое информационное письмо посланника, являющееся для НКИД важнейшим материалом, должно составляться на основе глубокого и тщательного изучения внешней и внутренней политики страны пребывания и не может подменяться поспешным некритическим обобщением бесед».

Давно замечено, что при подготовке проектов документов начинающий специалист постепенно вырабатывает четкость мыш­ления, а умение выражать свои мысли письменно всегда являлось одним из непременных условий для успешной карьеры. «В быт­ность молодым чиновником, - вспоминал знаменитый английский писатель Дж. Ле Карре, - мне приходилось писать множество от­четов. В британском МИДе к ним предъявляли очень высокие ли­тературные требования - не менее высокие, чем к точности и яс­ности изложения». И еще одно правило следует выполнять не­укоснительно, которое, в общем, касается простейших вещей. «Пи­сать только о том, - замечал в этой связи уже советский дипломат С.А. Богомолов, - что увидели глаза. Не домысливать».

В принципе существует примерный перечень вопросов, в ко­торых дипломат должен реализовывать свои знания и навыки по работе с документами и материалами. Это, прежде всего, участие в составлении политического отчета, политического письма, докла­дов в области информационной, научной, культурной, консульской и кадровой работы; составление тематических справок; проектов шифротелеграмм и почтовой корреспонденции; характеристик на иностранных деятелей; подготовка обзора иностранной прессы; аннотация книг и других изданий; составление планов работ по текущим и перспективным вопросам и т.д.

Дипломатическая же переписка ведется с соблюдением тра­диционных правил дипломатического протокола. Их преднаме­ренное игнорирование или нарушение зачастую приводит к усиле­нию непонимания, а то и к росту недоверия в отношениях между государствами. Так, в ряде посланий У. Черчилля к И.В. Сталину по польскому вопросу, а также в заявлениях британского посла К. Керра вновь и вновь регистрировались угрозы в адрес СССР. Они, естественно, вынудили Кремль реагировать надлежащим образом. В письме У. Черчиллю от 23 марта 1944 г. глава Советского прави­тельства обратил внимание на недопустимость подобной практи­ки, которая противоречила союзническим контактам. «Бросается в глаза, - протестовал он, - что Ваши послания, так и особенно заявление Керра пересыпаны угрозами по отношению к Советско­му Союзу. Я бы хотел обратить Ваше внимание на это обстоятель­ство, так как метод угроз не только неправилен во взаимоотноше­ниях союзников, но и вреден, ибо он может привести к обратным результатам».

Дипломатический акт – письменный текст, который вручается или присылается органами внешних сношений одного государства органам внешних сношений другого государства. Наиболее распространёнными дипломатическими актами являются нота ,меморандум ,коммюнике , дипломатическое письмо .

Нота – официальное обращение одного государства к правительству другого; документ, содержание которого должно быть предметом серьёзного и скорейшего рассмотрения. Нота – дипломатический акт, с помощью которого может быть заявлено право или притязание, протест против неправильных актов другого правительства. Ноты, как и другие формальные дипломатические документы, могут не заключать в себе прямого согласия или протестов, а носить информационный характер. Но и в этом случае они имеют известное юридическое значение: факт, изложенный в ноте в определённой формулировке, выражает официальную точку зрения данного правительства.

Нота должна быть по содержанию краткой, без лишних фраз, тщательно отредактированной.

Ноты разделяются на вербальные иперсональные (личные) .

Вербальная нота составлена от имени одного представительства в адрес другого. Вербальная нота пишется безлично, т.е. в третьем лице, на бланке, содержит обращение, вступительный комплимент (Министерство иностранных дел свидетельствует свое уважение посольству Италии и имеет честь сообщить… ), заключительный комплимент (Министерство иностранных дел Российской Федерации пользуется случаем, чтобы возобновить Посольству Французской Республики в Российской Федерации уверения в своем высоком уважении ), не подписывается (могут быть только инициалы главы посольства), но скрепляется печатью и имеет номер, внизу ноты указываются адресат и город его нахождения.

Вербальная нота – дипломатическая нота, приравниваемая к устному заявлению (раньше вербальной нотой называли документ, не предназначенный для опубликования, т.е. заявление, сделанное в устной форме, а потом записанное).

Личная нота – документ, составленный от первого лица на бланке с государственным гербом и подписью под гербом («Министерство иностранных дел» или «Посольство» ). Личная нота содержит обращение, документ может быть напечатан, но обращение и заключительный комплимент обязательно пишутся от руки (в противном случае это будет неуважением к адресату). Обычно личной нотой посол извещает других послов о вручении им верительных грамот или оповещает о прибытии в столицу страны пребывания. Обращения, используемые в личных нотах, строго регламентированы:

– к министру иностранных дел: господин Министр или Ваше Представительство;

– к послу: господин Посол или Ваше Представительство;



– к лицам духовного звания: к Папе – Ваше Святейшество, к кардиналу – Ваше Преосвященство, к архиепископу – Милорд или Ваша Светлость, к епископу – Милорд или Ваша Милость;

– в Англии при обращении к государственному деятелю обязательно упоминание дворянского титула (баронет, лорд и т.д.).

Личная нота начинается с официального обращения, потом следует комплимент (если сообщается что-то официальное, то нота начинается со слов: Имею честь сообщить Вам, что… ), завершающий комплимент (Прошу Вас, < титул или обращение>, принять заверения в моём глубочайшем к Вам уважении… ).

Меморандум (англ. memorandum от лат. memorandum ‘то, о чем следует помнить’) – дипломатический документ, вручаемый представителю другой страны, с изложением взглядов правительства на какой-нибудь вопрос.

Меморандум чаще всего является приложением к ноте. В меморандуме подробно излагается фактическая сторона того или иного вопроса, даётся анализ каких-либо положений или содержатся возражения на доводы другой стороны. Меморандум-приложение пишется не на бланке, документ не нумеруется, обычно (но не во всех странах) в нём указываются место и дата отправления. Если же меморандум послан отдельно (так называемый меморандум-экспресс) или с нарочным, то он составляется на бланке, с указанием места и даты отправления, но всегда без подписи и печати.

Коммюнике (фр. communiqué от лат. communico ‘сообщаю’) – официальное сообщение высших органов государственной власти, органов внешних сношений, представителей различных государств или международных организаций о событиях международного характера: положении в какой-либо области межгосударственных отношений, ходе или результатах переговоров, ведущихся военных действиях и т.д. Помимо сугубо информационных задач, коммюнике зачастую несет и более существенную смысловую нагрузку: в том случае если в нем освещается позиция публикатора по политико-правовым проблемам, дается их оценка, обнародуются обязательства и цели заинтересованных субъектов, их намерения, предостережения. В некоторых случаях коммюнике могут включать материалы, содержащие документально оформленные итоги состоявшихся межгосударственных контактов.

Дипломатическое письмо . В дипломатической практике иногда пользуются дипломатическими письмами, которые в основном представляют собой одну из форм личной ноты. Официальные письма и ноты составляются, как правило, на языке отправителя или на одном из дипломатических языков. Письма пишутся на официальном бланке (посла или министра иностранных дел). Дата и подпись в дипломатическом письме обязательны.

Назначением частного письма полуофициального характера является установление личных контактов с разными целями: установления деловых связей, получения политической информации и т.д. В Англии, например, подобные письма после приглашения на частный приём подтверждают намерение продолжать общение, а отсутствие письма говорит о нежелании поддерживать отношения. Но бывают лица, которым вы не можете не послать ответного письма (например, королеве).

Любой дипломатический документ имеет свой протокол составления , который в письменной форме выражает уважение к адресату. Как правило, дипломатический документ начинается с принятого социального комплимента и заканчивается им же.

Важную роль в деловой переписке играет речевой этикет . Правильно составленные письма создают благоприятное впечатление об отправителе.

Основу правил делового этикета составляет вежливое и уважительное отношение к деловому партнеру, соблюдение
определенной дистанции между работниками, занимающими разное служебное положение, умение говорить нет , не обижая партнера, терпимость к чужому мнению, способность быть самокритичным.

Составителям деловых писем не следует побуждать адресата к спешке или навязывать ожидаемый исход, используя предложения типа: Прошу решить вопрос положительно .

В деловой и дипломатической сфере обязательным является наличие визитной карточки. В дипломатической практике визитная карточка используется не только для представления ее владельца. С помощью кратких символов, которые пишутся в левом нижнем углу, можно выразить:


Визитная карточка – это атрибут делового общения. Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души», высмеивая губернских дам, саркастически замечал: «Визитная карточка, будь она писана хоть на трефовой двойке или бубновом тузе, но вещь была очень священная. Из-за нее две дамы, большие приятельницы и даже родственницы, перессорились совершенно, именно за то, что одна из них как-то манкировала контрвизитом». Гоголь высмеивал неуместность визитной карточки в неформальном дамском общении. Очевидно, что это было слепое подражание моде.

В практике делового общения очень важно соблюдать правила ведения деловых бесед. В книге О. Эрнста «Слово пре­доставлено Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров» рассмотрены некоторые недостатки в стратегии проведения переговоров, это:

· «холодный запуск» – партнер вступает в переговоры, не обдумав в достаточной степени их необходимость, цель, сложности и возможные последствия. В этом случае он будет делать лишь «ответный ход», т.е. реагировать, а не действовать. Инициатива будет исходить не от него;

· «отсутствие программы» –у партнера нет четкого плана действий относительно достижения максимальных и минимальных целей. Разумнее вести переговоры, предусмотрев различные варианты действий;

· «главное, чтобы меня это устраивало» –партнер настольно увлечен отстаиванием собственных интересов, что представители другой стороны не видят для себя никаких преимуществ. Подобные несовпадения интересов, зачастую вызываемые узковедомственными или просто эгоистичными соображениями, блокируют собеседника, у которого пропадает желание вести переговоры;

· «пускать все на самотек» –партнер не имеет конкретных предложений, аргументов и критериев оценки предмета переговоров, не высказывает детальных требований, не имеет четкого представления о позиции и возможной реакции противной стороны. Эффективность переговоров снижается в силу их недостаточной подготовки;

· «коммуникативные заморочки» –достижение целей переговоров затрудняется по причине неправильного поведения одного из участников, который:

· не слушает партнера;

· постоянно пытается перейти от диалога к монологу;

· проявляет излишнюю эмоциональность, несдержанность;

· упрямо отстаивает свою позицию, никак не аргументируя ее;

· не приводит новых фактов, а только известные, мешающие решению проблемы доводы;

· не руководствуется общими интересами, совместной ответственностью за результаты переговоров.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие приемы расположения к себе собеседника выделил Д. Карнеги?

2. Какие недостатки в стратегии ведения переговоров отметил О. Эрнст?

3. Каковы правила телефонного делового разговора?

4. Какие виды дипломатических актов Вам известны?

5. В чем состоит различие между личной и вербальной нотами?

6. Какие формулы обращения регламентированы для личной ноты?

7. Что представляет собой коммюнике?

8. Чем отличается дипломатическое письмо от обычного?

9. В каком подстиле официально-делового стиля особенно важно соблюдать регламент и почему?

Домашнее задание

1. Сделайте конспект второй части книги Д. Карнеги «Большой секрет искусства общения с людьми» («Шесть способов понравиться людям») и составьте вопросный или тезисный план для ее пересказа.

2. Составьте (письменно) образец делового телефонного разговора.

3. Сравните этот образец с тем, что Вам приходится слышать в повседневной жизни.

4. Умеете ли Вы говорить по телефону? Надо ли этому учиться? (Дайте развернутые письменные ответы на поставленные вопросы.)

5. Существуют ли принципиальные национально-специфи­ческие отличия ведения телефонных бесед?

6. Обратите внимание на то, что в письменной форме официально-делового стиля существуют семантически дифференцированныесинтаксические скрепы – формулы информативной части, позволяющие вводить новый отрезок письма. Переход от абзаца к абзацу реализуется при помощи скрепы присоединения (К тому же… При этом… Кроме того… Одновременно с этим… ), есть также скрепы противопоставления (Однако… Тем не менее… ) и скрепы обобщения (В заключение… Суммируя / учитывая всё вышесказанное… Ввиду всего сказанного выше… ). Расширьте ряды указанных скреп своими примерами.

7. Прочитайте предложения, найдите стилистические ошибки, объясните причину их появления и напишите исправленный вариант: Ты на самом деле очень прекрасно выглядишь. «Фарси» - самый иранский ресторан в Москве. Наша экономика упала больше чем другие, правда, в этом году отросла. Вы так вкусно рассказываете, что я тоже захотел купить этот автомобиль. Мы все отнеслись к этому с понятием.

Обязательная литература

Карнеги Д. Большой секрет искусства общения с людьми. – Ставрополь, 1992.

Колтунова М.В. Деловое общение: нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие. – М., 2005.

Дополнительная литература

Эрнст О. Слово предоставлено Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. – М., 1988.


Тема 6. Искусство ведения переговоров

Переговоры – частный случай общения людей. Для успешного ведения переговоров необходимо знать принципы эффективного общения , которые формулируются с помощью перечня максим, основанных на совмещении принципа взаимной вежливости.

Максима – краткая формула, выражающая какое-либо моральное требование, логические или этические принципы. Существует несколько видов максим.

· Максима такта (Не нарушай границ личной сферы! ). Это максима деликатного отношения к личной сфере партнера.
В идеале любой коммуникативный акт предусматривает соблюдение определенной дистанции между участниками. Не следует затрагивать потенциально конфликтные темы (частную жизнь, индивидуальные предпочтения).

· Максима великодушия (Не затрудняй других! ). Это максима необременения собеседника. Деловое предложение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить; не следует связывать партнера обещанием или клятвой, требованием дать немедленный ответ по причине особых финансовых или других объективных причин.

· Максима одобрения (Не ругай других! ). Это максима позитивности в оценке других. Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, опре­деляется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка мира (позитивная или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.

· Максима скромности (Отстраняй от себя похвалы! ). Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности, объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

· Максима согласия (Избегай возражений! ). Это максима неоппозиционности. Она предлагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно – сохранения предмета воздействия, «снятия конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

· Максима симпатии (Демонстрируй благожелательность! ). Это максима доброжелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Недоброжелательность делает речевой акт безуспешным. Определенную проблему в общении представляет так называемый
безучастный контакт , когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.

Особенность принципа взаимной вежливости состоит в том, что не только его нарушение, но и неумеренное, слишком усердное соблюдение вызывает дискомфорт. Примеры нарушения этого принципа продемонстрировали герои литературных произведений: Манилов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» и Демьян в басне И.А. Крылова «Демьянова уха».

Чтобы общение было эффективным ,

· искренне интересуйтесь делами других. Человеческая жизнь и деятельность – это всегда кооперация, совмещение усилий многих людей. Надо отказываться от привычки всех критиковать, проявлять недовольство окружающим миром. Именно среди людей, занятых исключительно самими собой, чаще всего встречаются неудачники. Надо относиться к другим так, как к самому себе, следуя Нагорной проповеди Христа;

· будьте хорошим слушателем и поощряйте своих собеседников говорить о самих себе. Хорошие слушатели встречаются реже, чем хорошие ораторы. Человек, который умеет побуждать других говорить о себе и внимательно слушать, считается отличным собеседником, даже если при этом сам мало говорит;

· старайтесь говорить о том, что интересно вашему собеседнику;

· внушайте вашему собеседнику сознание его значительности, так как человек ищет одобрения со стороны тех, с кем общается. В процессе общения вы должны показать, что готовы поучиться у своего собеседника; избегайте говорить человеку, что он не прав. Уважайте его мнение;

· драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно;

· старайтесь отдавать приказы в вопросительной форме, используя приемы непрямой коммуникации;

· демонстрируйте открытость, чаще улыбайтесь. Улыбка длится мгновение, а в памяти порой остается навсегда;

· запоминайте имя человека и демонстрируйте свое знание.

В ситуацииасимметричной коммуникации (т.е. если позиция одного слабее позиции другого) необходимо следовать
определенным правилам:

· при любых обстоятельствах внимательно слушать партнера;

· никогда не подчеркивать своих преимуществ, относиться уважительно к партнеру;

· выражаться ясно, избегая недопонимания;

· пользоваться любой возможностью, чтобы проявить любезность и дипломатичность;

· сохранять хладнокровие в обстановке самой жаркой дискуссии;

· всегда стремиться к компромиссу.

Не случайно Б. Шоу на вопрос, почему у человека два уха и один язык, ответил, что нам надо больше слушать, чем говорить.

До начала переговоров имена их участников необходимо запомнить или расставить двусторонние таблички.

Нельзя вести переговоры свысока, допускать презрительные жесты и реплики, надо исключить из обсуждения все личные темы. Лучший способ достичь взаимопонимания – постараться поставить себя на место оппонента. Хороший участник переговоров должен уметь молчать.

Нередко говорят, что на переговорах надо проявлять дипломатичность . Но следует помнить, что это понятие неоднозначно. Искусство вуалировать неприятности потоком банальностей факты может восприниматься негативно.

Важные качества дипломата – осторожность, умение сгладить острые углы, любезность, умение хранить тайны.

Речь дипломата уклончива. Выдающийся французский дипломат Талейран (1754-1838) после победы Французской революции долгое время был министром иностранных дел Франции, верным соратником Наполеона, затем предал его и тем не менее оставался у власти. Корыстолюбивый, беспринципный человек, но, безусловно, одаренный дипломат, символ непотопляемости и приспособленчества, он сравнивал дипломатов с дамами: Если дама говорит «нет», она имеет в виду «может быть»; если дама говорит «может быть», она имеет в виду «да»; если она вдруг говорит «да», то она не дама. Если дипломат говорит «да», он имеет в виду «может быть»; если он говорит «может быть», он имеет в виду «нет»; если он говорит «нет», то он не дипломат.

Нужно овладеть искусством создания у партнера впечатления, что у вас нет никакой твердой позиции и вы совместно с ним ищете путь решения. Недаром говорят, что компромисс – это искусство разрезать пирог так, чтобы каждому его кусок казался лучшим.

Как известно, понятия «текст», «издание» и «документ» тесно связаны, но не идентичны. Единая классификация официально-деловых текстов отсутствуют, существует множество различных, зачастую противоречивых, подходов к их группировке. В нашем учебном курсе «Информационный анализ и синтез» мы выделим три основных класса официально-деловых документов (см. табл.1.) , исходя из трех различных сугубо официальных сфер человеческих взаимоотношений:

Таблица 1. Классификация официально-деловых документов в зависимости от обслуживаемой сферы официальных деловых) отношений.

Сфера официальных (деловых) отношений

Класс официально-деловых документов

Между странами.

Дипломатические документы (дипломатическая переписка, верительные грамоты, договора, ноты, меморандумы, ультиматумы и т. п.);

Между государственной властью и населением; между государственной властью и предприятиями, организациями.

Официальные документы (издания)

2.1. Нормативно-правовые или юридические (законы, постановления Правительства, указы Президента и т. п.)

2.2. Нормативные производственно-практические (стандарты.прейскуранты, каталоги.

Между предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами; между организациями и частными лицами.

Деловая документация

3.1. Организационно-правовая (уставы, положения, должностные инструкции и др.).

3.2. Плановая (планы, графики)

3.3.3. Распорядительная (постановления; решения, приказы, распоряжения и др.);

3.4. Сравочно-информац. (заявления, протоколы, докладные и объяснит. записки и др.)

3.5. Справочно-аналитическая (акты, справки, сводки, заключения, отзывы и др.)

Дипломатические документы

Дипломатические документы - это официальные документы, отражающие какие-либо дипломатические акты. Дипломатический акт - это письменный текст, который вручается или присылается органами внешних сношений одного государства органам внешних сношений другого государства.

Приведем определения, раскрывающие сущность некоторых дипломатических документов.

Дипломатическая переписка - переписка государства, правительства, ведомства иностранных дел с соответствующими иностранными государствами, дипломатическими представительствами этих государств, международными организациями, а также переписка таких дипломатических представительств между собой. Осуществляется для достижения ими своих целей во внешнеполитической области. Все документы дипломатической переписки носят официальный характер.

Верительная грамота - дипломатический документ, которым снабжается глава дипломатического представительства (посол или посланник) для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. Верительная грамота подписывается главой страны, назначающей дипломатического представителя, и скрепляется подписью министра иностранных дел; адресуется главе государства пребывания и вручается ему в торжественной обстановке

Нота (лат. nota - знак, замечание) - дипломатический документ, представляющий собой официальное письменное обращение одного правительства к другому. С помощью ноты может быть заявлено право или притязание, протест против неправильных актов другого правительства, а также заключено соглашение. Ноты, как и другие официальные дипломатические документы, могут не заключать в себе прямого соглашения или протестов, а носить информационный характер. Но и в этом случае факт, изложенный в ноте, выражает официальную точку зрения данного правительства.

Меморандум (лат. memorandum - что надо помнить) - дипломатический документ, детально излагающий существо вопросов, являющихся предметом дипломатической переписки. Чаще всего является приложением к ноте. В нём подробно излагается фактическая сторона того или иного вопроса, даётся анализ каких-либо положений или содержатся возражения на доводы другой стороны.

Ультиматум (лат. ultimus - самый последний, крайний) - дипломатический документ, содержащий категорическое требование одного государства к другому (занять в указанный срок определённую позицию по какому-либо вопросу, совершить конкретное действие или выполнить др. условия), сопровождаемое угрозой применения к государству мер воздействия (например, прекращение ведущихся переговоров, разрыв дипломатических отношений, введение экономических санкций, применение военной силы и др.) в случае невыполнения его в указанный срок.

Обширный класс дипломатических документов не исчерпывается лишь дипломатической перепиской, верительными грамотами, нотами, меморандумами и ультиматумами. Он содержит множество различных документов, включая также декларации, договоры, соглашения, коммюнике и др. Классификация дипломатических документов, особенности их структуры и оформления являются объектом рассмотрения и изучения в международном праве и дипломатии.

Дипломатическое представительство – это орган государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений с данным государством.

Учреждение дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению государств и выражается в различных формах достижения соглашения. В международном праве существуют следующие виды дипломатических представительств:

1) посольство – дипломатическое представительство государства в городе, где расположено правительство иного государства или при международной организации. Территория посольства (а также недвижимое и движимое имущество, например автомобиль) юридически является территорией представленного посольством государства, там действуют законы представленного посольством государства, а также существующие договоры о дипломатическом иммунитете;

2) миссии – постоянное дипломатическое представительство, которое возглавляется посланником или постоянным поверенным в делах.

Различия между ними носят не правовой, а протокольный характер.

Дипломатический персонал представительств в данном государстве образует дипломатический корпус, который возглавляется старейшим по времени пребывания в стране главой представительства - дуайеном (старейшиной, деканом).

Членам дипломатического представительства присваиваются дипломатические ранги – это служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. В состав дипломатического персонала входят также торговые представители, военные атташе.

Основная функция представительства состоит в представительстве своего государства.

Глава дипломатического представительства – это единственное лицо, которое представляет свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Глава дипломатического представительства является также высшим представителем по сравнению со всеми другими представителями данного государства в стране пребывания.

Венская конвенция 1961 г. закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класса: послы; посланники и; поверенные в делах.

Порядок назначения глав дипломатических представительств регулируется нормами международного и внутригосударственного права. В каждой стране существует свой порядок назначения дипломатических представительств. В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве. Государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане.

Государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является нон грата. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания.

Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в случаях: отозвания представителя аккредитующим государством; объявления правительством государства пребывания о том, что данный представитель является лицом, утратившим его доверие; разрыва дипломатических отношений; войны между этими двумя государствами; прекращения существования одного из этих двух государств как субъектов международного права

86. Дипломатические привилегии и иммунитеты: понятие и виды.

Согласно международному и национальному праву дипломатические представительства и их сотрудники пользуются соответствующими им­мунитетами и привилегиями.

Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Дипломатические привилегии - это льготы, преимущества, предос­тавляемые дипломатическим представительствам и их сотрудникам.

Дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются в це­лях создания наиболее благоприятных условий для осуществления функ­ций дипломатическими представительствами.

Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на: 1) иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и 2) личные иммунитеты и привилегии.

К иммунитетам представительства относятся:

1. Неприкосновенность помещений дипломатического представи­тельства. Под помещениями понимаются здания или их части, исполь­зуемые для целей представительства, включая резиденцию его главы, а также обслуживающий это здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянку. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.

2. Помещения дипломатических представительств, предметы их об­становки и другое находящееся в них имущество, а также средства пере­движения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.

3. Помещения представительств, как собственные, так и арендован­ные, обладают фискальным иммунитетом, т. е. освобождаются от всех на­логов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания.

4. В ст Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. закреплена неприкосновенность архивов и документов диплома­тических представительств в любое время и в любом месте. Офици­альная корреспонденция дипломатических представительств также не­прикосновенна.

Привилегии дипломатических представительств:

1. Право пользования флагом и эмблемой своего государства на по­мещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а так­же на средствах передвижения главы представительства.

2. Таможенные привилегии, т. е. право ввозить на территорию госу­дарства пребывания и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам за­претов и ограничений экономического характера

3. Свобода сношений со своим государством, его диппредставительствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого госу­дарство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том чис­ле услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.

К личным иммунитетам и привилегиям относятся:

1. Неприкосновенность дипломатов. Они не могут быть задержаны или тем более арестованы.

2. Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств пере­движения, имущества, бумаг и корреспонденции.

3. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания - уголовной и гражданской.

4. Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможенными властями государства. Исключение составляют случаи, когда есть серьез­ные основания полагать, что в багаже дипломата содержатся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза

Привилегии дипломата:

1) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государстве пребывания, кроме косвенных налогов, налогов на наследство и ряда сборов;

2) освобождение от всех трудовых, государственных и военных по­винностей;

3) освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов

Следует отметить, что дипломатическими иммунитетами и привиле­гиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением граждан­ской и административной юрисдикции, которая на последних не рас­пространяется. Обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в от­ношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанно­стей. Он освобожден от налогов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.

87. Консульские учреждения: понятие, функции. Классы консулов. Порядок назначения консулов. Почетный консул.

Консульское учреждение - постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений : консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

Консульские ранги :

1. генеральный консул (руководит генеральным консульством);

2. консул (руководит консульством);

3. вице-консул (руководит вице-консульством);

4. консульский агент (руководит консульским агентством).

Существует специальная система документационного обеспечения дипломатической службы - делопроизводство (в нем много разделов: -внутр переписка, -с МИДами и дипломатическими представительствами,…).

Составление дипломатических документов - инструмент дипломатии и одно из важнейших направлений работы МИДов. ФЗ «О стандартизации» (реестр основных требований к официальным документам). Контроль за соблюдением установившейся практики переписки, как правило, возлагается на протокольную службу (ДГП МИД РФ).

Нарушение традиционных норм и правил дипломатической переписки со стороны иностранных государств м.б. воспринято как попытка нанести ущерб достоинству страны.

Составление и оформление дипломатических документов: герб, код документа (для тех, что есть в гос реестре), реквизиты (отражают принадлежность ведомству), организация, департамент, адрес, памятки («лично в руки» и т.д.), место составления, дата, грифы («сов.секретно/особой важности», «сов.секретно», «секретно», «для служебного пользования»), отметки контроля, наличие приложений. Также надо упомянуть про формуляр-схемы, бланки, учет гербовых бланков.

Требования:

  • * Достоверность. Не допускается неточность, искажение фактов. Это делает документ уязвимым, так как под сомнение будет поставлено его содержание. Последующие поправки и уточнения уже не могут помочь.
  • * Целенаправленность. Большое значение имеет правильный выбор вида документа - он должен соответствовать данному конкретному случаю. На вербальную ноту принято отвечать вербальной нотой, а на личное письмо - личным письмом.
  • * Аргументированность.
  • * Своевременность. Дипломатический документ требует ответа. Его отсутствие будет воспринято как ответ определенного негативного характера.
  • * Доступность. Документ с наибольшей полнотой и в кратчайшие сроки д.б. понятен соответствующему лицу.
  • * Язык дипломатических документов прост, лаконичен, редко используются сравнения и эпитеты. Слова д.б. абсолютно аутентичными вкладываемому в них понятию (без двусмысленностей).
  • * Дипломатический документ должен иметь безупречный внешний вид. Печать внизу документа, при скреплении нот гербовой печатью герб должен занимать вертикальное положение и т.д.
  • * Любой документ начинается с обращения (точный титул и фамилия лица, которому адресуется данный документ). То и другое должно соответствовать записям в официальных документах, исходящих из учреждений, в которых работают эти лица.

МИД ведет дипломатическую переписку на языке своей страны. Однако к официальному тексту м.б. приложен перевод на иностранный язык для того, чтобы как можно быстрее довести до адресата содержание документа и предотвратить возможные неточности при переводе документа адресатом.

Посольства могут вести переписку с МИДом на языке своей страны. Но нередко они ведут переписку на языке страны пребывания или прилагают к оригиналам переводы документов на этот язык.

Дипломатические документы, как правило, должны вручаться лично адресату или направляться с курьером и сдаваться специальному уполномоченному лицу под расписку.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: