Допускается ли прием на работу без военного билета? Необходимость предъявления военного билета при трудоустройстве Для чего нужен военный билет при приеме на работу

Для всех мужчин трудоспособного возраста одним из главных документов наряду с паспортом и трудовой книжкой является военный билет.

Он входит во все обязательные перечни документов, в том числе и тот, что установлен для граждан при . Но несмотря на его обязательность в некоторых случаях возможен прием на работу без военного билета. Рассмотрим все правила приема сотрудников мужского пола на работу и разберемся, в каких случаях отсутствие военного билета не будет считаться нарушаться трудового законодательства.

Военнообязанными в Российской Федерации считаются все мужчины, которые . Данный термин может относиться и к женщинам, если они выбрали профессию военнослужащего добровольно, получили определенную специальность и звание, а также работают в воинских частях или находятся в запасе.

Военнообязанным может стать только тот гражданин, который уже отметил свое 18-летие. Обязанности по отношению к защите родины возникают у мужчин при достижении совершеннолетия, а исчерпывают себя при пересечении определенного возрастного рубежа или при постановке вердикта о его непригодности к службе.

Обязанными быть призванными к защите страны в случае возникновения необходимости считаются:

  1. Проходящие срочную службу в армии или службу .
  2. Находящиеся в увольнительном режиме.
  3. Еще не призванные по разным причинам граждане, которые имеют установленную для службы годность.
  4. Уволенные в запас, но не достигшие предельного возраста.
  5. Окончившие военные кафедры различных учебных заведений.
  6. Освобожденные от призыва в армию, но являющиеся годными для армейской службы.

Освобождение от призыва полностью или в виде временной отсрочки выдается следующим категориям:

  1. Учащиеся в высших учебных заведениях.
  2. Ученые.
  3. Проходящие обучение на военных кафедрах.
  4. Имеющие судимость.
  5. Занимающиеся воспитанием несовершеннолетнего ребенка в одиночку.
  6. Имеющие на руках нетрудоспособных и тяжелобольных членов семьи.
  7. Те, у кого есть задолженности по кредитам или иным платежам, при условии, что выплаты присуждены в судебном порядке.

Освобождение для многих категорий является лишь временной мерой, однако стоит учитывать, что призыв имеет ограниченные возрастные сроки – граждане старше 27 лет в армию не забираются.

По возрасту от воинской обязанности освобождаются лица, достигшие:

  1. В 50 лет при получении звания старшего прапорщика.
  2. 55 лет – капитаны и лейтенанты.
  3. 60 лет все звания от майоров до подполковников.
  4. В 65 лет все вышестоящие после подполковника звания.

Не стоит путать освобождение от обязательств перед родиной с выходом на пенсию.

Необходимость учета военнообязанных лиц

Организация и ведение учета военнообязанных лиц на предприятиях регламентируется Положением о воинском учете, которое утверждено Постановлением Правительства РФ N 719 в 2006 году.

В каждой организации должно быть назначено лицо, отвечающее за ведение учета.

По правилам при наличии сотрудников, подлежащих такому учету в количестве менее пятисот человек, ответственное лицо назначается в размере одной единицы и может совмещать данный вид деятельности с иными обязанностями. А вот при превышении полутысячи, но при условии, что таких учетных сотрудников не более двух тысяч, необходимо обязательно выделять отдельного работника для систематизации данных. Далее количество ответственных увеличивается на дополнительную единицу с прибавлением каждых последующих трех тысяч сотрудников.

Обязанность работодателей вести строгий учет всех обязанных граждан позволяет получать оперативную информацию о нахождении того или иного гражданина и иметь возможность призвать его на сборы или службу в любое удобное время. Постоянное контролирование документации воинского учета позволяет своевременно выявлять неточности, нарушения, фальсификации. При возникновении мельчайших нюансов или дополнительных вопросах работник направляется в военный комиссариат.

Обязанности работодателя

Обязанности работодателя весьма обширны при ведении учета своих сотрудников. При приеме нового работника сведения о наличии у него воинских обязательств выясняются в первую очередь.

Затем на основании полученных сведений производятся такие действия:

  1. Заполняется личная карточка нового работника. В ней указываются все личные сведения, которые касаются образования, семьи, места жительства, другие сведения.
  2. При изменениях обстоятельств в личной жизни, образовании, профессии в карточку вносят соответствующую запись.
  3. Карточки военнообязанных хранят отдельно от иных работников.
  4. Уполномоченный работник обязан своевременно оповещать граждан о мобилизационных призывах, необходимости подготовки к очередному посещению комиссариата, разъяснять возникающие вопросы, информировать об ответственности за несоблюдение правил учета.

По отношению к комиссариатам кадровые работники обязаны:

  1. Своевременно уведомлять их о приеме граждан данной категории на работу или об их .
  2. Заявлять об обнаруженных ошибках, несоответствиях, фальсификациях или иных проблемах с военным билетом.
  3. Предоставлять информацию об изменениях личных сведений о сотруднике.

Срок любого информирования – две недели с момента получения соответствующей информации.

Военкоматы могут запрашивать ежегодно также сведения о молодых парнях в возрасте 15, 16 и 17 лет. Такие запросы заполняются в осенние периоды.

Нужен ли военный билет при трудоустройстве

Нужен ли военный билет при трудоустройстве? Ответ можно найти в статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации.

Перечисляет обязательный перечень документов, которые работодатель обязан официально требовать при оформлении нового работника в штат организации. В пункте 5 статьи установлено обязательность предоставления военного билета для всех военнообязанных лиц. Этот пункт обязателен и исключению не подлежит.

Следует понимать, что если мужчина уже достиг 18 лет, то он обязан иметь военный билет на руках. Документ выдается даже в том случае, если гражданин освобожден от воинской службы. В этом случае в документе стоит отметка о соответствующем решении.

Трудоустройство без военного билета возможно для следующих категорий работников:

  1. Женщины.
  2. Несовершеннолетние.
  3. Мужчины, достигшие 50-летнего рубежа. Из данной группы есть исключения, если, например, звание предполагает увеличение возраста.
  4. . Они не могут призываться под флаги РФ, а соответственно их учет не является необходимым.

Отсутствие военного билета может быть заменено справкой временного образца, например, о его утере. Вообще в ТК РФ нет четких указаний об обязательности отказа гражданам, не предъявившим документ.

Ответственность за прием без военного билета

Ответственности за прием на работу гражданина без военного билета в законодательстве не предусмотрено.

Работодатель не может отказать в приеме, опираясь именно на данный аргумент. А вот последствия не уведомления о приеме такого работника действительно существуют.

Как говорилось ранее, все сведения о приеме работников данной категории, должны передаваться в военкоматы в течение двух недель. Если такое условие не соблюдается, то административная ответственность налагается непосредственно на работника, отвечающего за предоставление информации. Штраф может быть назначен в сумме от 300 до 1000 рублей.

При отсутствии военного билета соискатель направляется в военкомат для получения приписного удостоверения. Такой вариант позволит избежать проблем и административной ответственности.

Вам это будет интересно

Каждая компания, включая и малые предприятия, обязана вести воинский учет. При нарушении такого требования для работодателей предусматривается административная ответственность. Принимая на работу нового сотрудника, компании запрашивают с него сведения о воинском учете. Но что делать, если будущий работник военный билет не предъявляет? Отказать ему в приеме на работу или принять? В статье рассмотрим можно ли принять на работу без военного билета.

Какие работодатели обязаны вести воинский учет

Все работодатели, за исключением предпринимателей обязаны вести воинский учет по своим работникам (№52-ФЗ от 28.03.1998). Принимая на работу нового сотрудника, как организации, так и предприниматели обязаны запрашивать у будущих сотрудников документы воинского учета. Если работник не представляет воинские документы, то организации обязаны об этом сообщить в военкомат. В том случае, если они этого не сделают, для них предусмотрена административная ответственность (21.4 КоАП РФ). На предпринимателей такое требование не распространяется, воинский учет вести они могут, но не обязаны сообщать в военкомат о работниках, не предоставивших информацию по воинскому учету.

Важно! Работодатели не имеют право отказать в приеме на работу соискателям, которые не предоставили такие документы.

Лица, подлежащие воинскому учету

К работникам, которые подлежат воинскому учету относят призывников и военнообязанных (Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006). Подлежит или нет воинскому учету принимаемый работник можно выяснить по паспорту. Если гражданин является военнообязанным, то на странице 13 паспорта будет стоять соответствующая отметка.

Лица, не подлежащие воинскому учету

К лицам, не подлежащим воинскому учету относят:

  • Освобождённых от воинской обязанности, к примеру, не годных к службе, либо ограниченно годных, проходивших службу в ином государстве, а также иных лиц на основании ст. 23 №53-ФЗ;
  • Проходящих военную, либо альтернативную службу;
  • Женщин, которые не имеют военной специальности;
  • Проживающих за пределами РФ;
  • Лиц, имеющих звание офицеров, либо пребывающих в запасе СВР и ФСБ РФ.

Воинский учет в организации

Разделяют два вида воинского учета: специальный и общий. Общему учету подлежат следующие сотрудники:

  • Подлежащие бронированию за компаниями и учреждениями в период военного положения;
  • Проходящие службу в ОВД, Противопожарной службе, уголовно-исполнительных органах, учреждениях, осуществляющих контроль за наркооборотом и т.д.

Остальные работники компании подлежат общему учету.

Документы воинского учета

На основании документов воинского учета, предъявляемых работниками при приеме на работу, организации осуществляют воинский учет. Если граждане при приеме не предъявляют их самостоятельно, то работодатели обязаны запрашивать сведения, подтверждающие статус лица.

Под документами воинского учета понимают:

  • Удостоверение, подлежащего призыву гражданина. Предъявляется удостоверение призывниками;
  • Военный билет (или временное удостоверение) – предъявляется военнообязанными мужчинами.

Если женщина также принадлежит к военнообязанным гражданам, то это должен подтверждать соответствующий штамп в паспорте.

Можно ли принять на работу без военного билета

Отказать работнику в приеме на работу, если он не предоставил документы воинского учета нельзя. В соответствии с ТК РФ, трудоустраиваясь, граждане обязаны предъявлять такие документы. Но если они этого не делают, работодатели должны запросить их самостоятельно. В случае отказа в принятии на работу на таком основании, компания нарушает трудовые права работника.

Организация воинского учета

Важно! За воинский учет в компании отвечает руководитель.

Руководитель компании или предприниматель решает кого из сотрудников назначить ответственным за ведение воинской работы, либо ведет учет сам. Для этого работодатель в произвольной форме издает приказ. Возложить обязанность по организации такого учета можно не только на кадрового работника, но и на бухгалтера. Для этого в трудовом договоре или инструкции к договору необходимо предусмотреть соответствующую обязанность. Либо оформить на бухгалтера совмещение, либо совместительство.

Ответственность работодателя

В случае нарушения работодателем порядка по ведению воинского учета предусматривается административная ответственность. При этом штраф предусматриваются как для руководителя компании, так и для сотрудника, ответственного за воинский учет.

Вид нарушения Размер штрафа, рублей
Неоповещение военкомата о том, что был принят или уволен работник, подлежащий воинскому учету 300 – 1 000
Ненаправление в установленный срок в ответ на запрос военкомата сведений о работниках, подлежащих воинскому учету 300 – 1 000
Непредоставление списка граждан, которым на будущий год должно исполниться 17 лет 300 – 500
Неоповещение работника о повестке с военкомата, а также необеспечение работнику возможности явки в указанное военкоматом место 500 – 1 000

Срок, в который работодатель обязан предоставить сведения по лицам мужского пола, которым на следующий год исполняется 17 лет – до 1 ноября. Предоставляются такие сведения каждый год.

Штраф на компанию имеют право наложить военные комиссары, при этом такие нарушения не относят к длящимся. То есть срок, по которому компания может быть привлечена к ответственности не превышает 2 месяца. Срок отсчитывают со дня совершения нарушения.

Порядок оповещения военкомата

Работодатели отчитываются перед военкоматами по месторасположению компании. Отчет может подготовить сам руководитель, либо сотрудник, ответственный за ведение воинского учета. В военкомат предоставляют следующие сведения:

  • Список работников, подлежащих учету при их поступлении на работу. Срок для сообщения составляет 2 недели с даты приема сотрудника;
  • Список работников, подлежащих учету при их увольнении. Срок для сообщения составляет 2 недели с даты увольнения сотрудника;
  • Ответ на запрос военкомата о сотрудниках, состоящих на воинском учете, либо обязанных состоять на воинском учете. После запроса военкомата такие данные предоставляются в срок до 2-х недель;
  • Списки по работникам мужского пола, возраст которых составляет 15 и 16 лет. Предоставляются такие списки каждый год в сентябре;
  • Списки по работникам мужского пола, возраст которых в будущем году составит 17 лет, то есть по тем работникам, у которых в будущем году будет первоначальная постановка. Отчет предоставляется в срок до 1 ноября, ежегодно.

Помимо этого, компании обязаны вести журнал по проверкам воинского учета, а также бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ. Такой журнал необходимо зарегистрировать, пронумеровать, прошнуровать, а также заверить подписью руководителя и печатью компании (Читайте также статью ⇒

Ответ: Отсутствие у гражданина, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства. Поэтому организация могла принять на работу гражданина без военного билета, если его деловые качества соответствовали вакантной должности на момент трудоустройства.

При этом работодатель в течение двух недель должен сообщить в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятии такого работника на работу.

За несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу гражданах в установленный срок предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание в виде выговора к данному работнику.

Неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета, если оно является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу.

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:

А) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных (п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение)).

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях (п. п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее — Закон N 53-ФЗ)):

— проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания (пп. "а" п. 30 Положения);

— информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения).

Сведения о принятых на работу гражданах нужно направлять в военкомат в течение двух недель (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ; пп. "б" п. 32 Положения).

Административная ответственность наступает за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы гражданах (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Сумма штрафа составляет от трехсот до одной тысячи рублей (п. 54 Положения).

Таким образом, руководитель или другое ответственное лицо за военно-учетную работу может быть привлечен к ответственности за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятом работнике.

Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ).

Под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личностных качеств работника (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, так как такое нарушение не связано с его деловыми качествами (см., например, Определение Московского областного суда от 17.03.2011 по делу N 33-3688, Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 14.08.2012 по делу N 33-1999/2012).

Таким образом, прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета при трудоустройстве, представляется возможным.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе выговор (ч. 1 ст. 192 ТК РФ). При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Под неисполнением или ненадлежащим исполнением по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей понимается нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п. (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Работодатель должен представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей (см. судебную практику: Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 15.01.2013 по делу N 33-13153).

Соответственно, для применения дисциплинарного взыскания работодателю необходимо установить: требования о представлении какого именно документа нарушил работник, связаны ли противоправные действия работника непосредственно с его трудовыми обязанностями, были ли у работника, совершившего нарушение, уважительные причины.

Возможность исполнения работником трудовых обязанностей не поставлена в зависимость от факта представления документов воинского учета.

Требование представить документы воинского учета при трудоустройстве установлено ст. 65 ТК РФ, то есть до заключения трудового договора, трудовые же отношения, а соответственно, и трудовые обязанности работника возникают лишь с момента его заключения (ст. 16 ТК РФ).

Поэтому представление работником документов воинского учета не относится непосредственно к трудовым обязанностям работника.

Таким образом, непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание к данному работнику.

Однако напомним, что неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

В организацию был принят работник без военного билета. Со дня принятия прошло уже два месяца, военный билет он так и не принес. Можно ли к данному работнику применить дисциплинарное взыскание в виде выговора? Имела ли право организация принять работника без военного билета? Какая за это предусмотрена ответственность?

В настоящее время почти в каждой организации работают военнообязанные сотрудники. В этой статье мы рассмотрим какие сведения работодатель имеет право требовать от военнообязанного работника, что нужно учесть при заключении трудового договора с военнообязанным, а также ответственность, которая предусмотрена при приеме на работу военнообязанного, не предъявившего документы воинского учета.

Прием на работу

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 декабря 2007 г., с изм. и доп. от 1 января 2008 г.; далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) п. 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.; далее - Положение о воинском учете) лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, - для граждан, пребывающих в запасе.

Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.

Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат. То же самое необходимо будет сделать и при увольнении. За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Кроме того, работодатель будет нести ответственность за нарушение требований трудового законодательства, которая предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны:

  • по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (п. 32 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности пунктом 3 ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
  • представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. 32 и 34 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (п. 32 Положения о воинском учете);
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (п. 32 Положения о воинском учете);
  • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (п. 32 Положения о воинской учете). За нарушение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Учет граждан, состоящих на воинском учете

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете.

Словарик

Воинский учет - это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Для учета военнообязанных в организации должны быть оформлены следующие документы:

  • приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан;
  • картотека личных карточек (формы № Т-2 и Т-2ГС (МС), утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1) на сотрудников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе;
  • справочная информация (стенды открытого доступа) об обязанностях работников по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и др.

Согласно п. 14 Положения о воинском учете воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане, пребывающие в запасе:

Мужского пола, пребывающие в запасе;

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

Успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными также являются женщины, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно Перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.).

В организациях на каждого нового сотрудника в отделе кадров заводят личную карточку (форма № Т-2). В разделе II «Сведения о воинском учете» указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника (пример 1–3).

Личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки граждан, пребывающих в запасе.

При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных запаса и призывников изымаются из картотеки организаций, сдаются в архив и хранятся в нем в течение 75 лет.

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления. В обязанности работодателя по осуществлению воинского учета входит хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках.

Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете (см. таблицу).

ТАБЛИЦА

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях

В случае отсутствия военно-учетного работника (по причине болезни или отпуска) руководитель должен назначить другого ответственного за учет работника, которому по акту передают все документы, в том числе бланки специального учета (журнал проверок состояния воинского учета) и личные карточки (форма № Т-2).

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Расходы, связанные с ведением воинского учета, организация несет сама.

В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Можно ли найти хорошую работу без военного билета? Согласно действующему законодательству, чтобы устроиться на работу заинтересованному лицу необходимо предъявить полный комплект документов, среди которых военный билет является ключевым.

Закон «О воинской обязанности» предполагает учет граждан, подлежащих призыву, а также мобилизацию людских ресурсов в случае военного положения. Прием на работу без военного билета официально невозможен!

Действия работодателя регулируются статьей 65 Трудового кодекса РФ, согласно которой человеку может быть отказано в официальной должности при отсутствии документа, подтверждающего его принадлежность к воинскому учету. К данным документам относятся военный билет или приписное свидетельство, которое выдается при в военкомате всем лицам старше 16 лет.

Если гражданин ранее безуспешно устраивался на работу, то лучше всего в анкете указать причину отказа, поскольку в дальнейшем она вскроется однозначно.

Важно ознакомиться

Во избежание каких — либо штрафных санкций со стороны государства, и работодателю и соискателю рекомендуется ознакомиться со следующими статьями Гражданского кодекса РФ:

  • в первой статье детально описаны обязанности граждан, подлежащих призыву;
  • вторая раскроет некоторые понятия;
  • статья под номером 3 аргументированно пояснит юридическую основу армейской службы;
  • в седьмой статье приведен перечень мер, которые могут быть предъявлены как к работодателю, так и к соискателю, в случае официального трудоустройства без нужного документа.

Помимо Гражданского кодекса, деятельность организаций, касательно официального трудоустройства подлежащих призыву граждан, регулируется Постановлением под номером 719.

Военник и трудоустройство

Официальное трудоустройство невозможно по причине того, что все организации обязаны отчитываться перед военкоматами о сотрудниках, подлежащих воинской обязанности. Без военного билета или приписного свидетельства это будет неосуществимо. Поэтому эти документы входят в число обязательных при трудоустройстве. Копия военного билета примется организацией без проблем. Важен сам факт состояния на учете.

  • пожарную службу и прочее.

Подобное трудоустройство предполагает не просто наличие требуемых документов, но и прохождение службы в рядах вооруженных сил РФ.

После какого возраста военник не нужен

В действующем законодательстве указан возраст, по достижению которого мужчина перестает быть военнообязанным. На сегодняшний день — это 50 лет для гражданского населения, и 55 — 65 для военного контингента. Такой возрастной диапазон обусловлен званием и общим состоянием здоровья военнослужащего.

До пятидесятилетнего возраста для официальная работа предполагает обязательное наличие военника.

Постановление правительства под номером 719 предусматривает следующие документы, которые обязательно должны быть у каждого гражданина, подлежащего воинской обязанности:

  • удостоверение или приписное свидетельство (выдается призывникам при постановке на воинский учет);
  • военник или временное удостоверение в случае его утраты (выдается лицам, прошедшим армейскую подготовку).

Без военного билета не удастся получить официальную должность.

Статус призывника относится к гражданам мужского пола от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе по состоянию здоровья либо уже прошедшие воинскую службу. Остальные должны по меньшей мере раз в год посещать военный комиссариат по месту жительства для прохождения мероприятий, связанных с призывом на воинскую службу.

Если гражданин не подлежит призыву по состоянию здоровья, по итогам медкомиссии ему будет присвоена категория годности «В», и он будет зачислен в запас. Данное обстоятельство не освобождает его от обязанности предъявлять военный билет по требованию потенциального работодателя при официальном трудоустройстве.

Каждая организация обязана ежегодно предоставлять сведения в военкомат о сотрудниках, возраст которых составляет от 18 до 50 лет. В противном случае, на организацию будет наложена административная ответственность, в соответствии с седьмой статьей Гражданского кодекса РФ.

Некоторые детали процедуры оформления

При приеме на работу нового сотрудника, отдел кадров обязан в течение 14 дней оповестить военкомат об этом. При увольнении осуществляется такая же процедура. Можно ли обойтись без оригинала при оформлении? Обязательно нужно обращать внимание на некоторые страницы военника, которые обязательно должны быть заполнены:

  • страница, на которой прописано решение призывной комиссии;
  • данные о прохождении воинской обязанности (род войск, часть, дата демобилизации и прочее);
  • записи о присвоенных званиях, наградах и о полученных травмах;
  • данные о пребывании гражданина в запасе и о его присутствии на обязательных сборах с целью переподготовки;
  • антропометрические сведения о гражданине;
  • даты и соответствующие отметки о постановке и снятии с воинского учета.

Помимо этого, в военном билете обязательно должны стоять серия и номер, по которым можно определить его подлинность.

Санкции для работодателя

Отсутствие действующего военника является законным основанием работодателя для отказа в официальном трудоустройстве, что предусмотрено в статье 65 ТК. Это влечет за собой наложение штрафа в размере от трех до десяти минимальных зарплат, уровень которых устанавливается законодательной властью. Также в данной статье оговорено, что работодатель не имеет права не взять на работу человека безосновательно. Эта мера исключает возможность ущемления массовых и религиозных меньшинств.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: