Формы государства территориально государственное устройство. Образовательный портал - все для студента юриста. Смотреть что такое "Территориальное устройство" в других словарях

Форма государственно-территориального (политико-территориального, территориального, административно-территориального) устройства это элемент формы государства, характеризующий порядок организации власти применительно к территории государства: структурно-территориальные единицы, их правовое положение, степень самостоятельности и взаимоотношение с центральными органами.

Рассмотрим две основные формы внутригосударственного устройства.

Унитарное государство (от лат. unitas – единственный, единство) – единое централизованное государства, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственного суверенитета и подчиняются центру.

Для унитарного государства характерны следующие черты :

1) Территория государства делится на административно-территориальные единицы (иногда национально-территориальные), система административно-территориального деления может быть двух-четырех уровневой. Наиболее крупные единицы могут именоваться областями, провинциями, губерниями, средние – районами, округами, департаментами, уездами, более мелкие – общинами, коммунами, волостями и т.п. Карликовые государства могут и вовсе не иметь административного деления (Мальта, Бахрейн и др.).

2) Административно-территориальные образования не имеют признаков государственного суверенитета, не являются юридически самостоятельными, хотя может допускаться возможность решать какие-либо местные вопросы или устанавливать налоги самостоятельно.

3) В государстве имеется единая система государственных органов, административно-территориальные единицы управляются, как правило, территориальными подразделениями центральных органов (вертикальная подчиненность территориальных единиц).

4) В унитарном государстве существует одна Конституция, единая система законодательства, как правило, административно-территориальные единицы не могут принимать собственных законов.

5) Унитарные государства имеют единые язык, налоговую систему, вооруженные силы и т.д.

В современном мире насчитывается около 180 унитарных государств, их большинство. Однако, не смотря на некоторые общие черты, политико-территориальная организация унитарных государств может отличаться.

Существует несколько классификаций унитарных государств.

В зависимости от степени самостоятельности регионов выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае регионы обладают низкой степенью самостоятельности, управляются назначаемыми из центра чиновниками, во втором – регионы обладают большей степень самостоятельности, на местах существуют наряду с назначаемыми и выборные органы, развито местное самоуправление.

В зависимости от наличия или отсутствия в составе унитарного государства автономных образований они делятся на простые (симметричные) и сложные (асимметричные). Простое унитарное государство не имеет в своем составе автономий, административно-территориальные единицы обладают одинаковой степенью самостоятельности и системой управления (Япония, Польша, Колумбия). В составе сложных унитарных государств имеются автономии.

Автономия (от греч. «autonomia» – самоуправление, независимость) в государственно-правовом смысле рассматривается как учет национальных, культурных, исторических и географических условий в государственном строительстве, право какой-либо территории в составе государства или группы населения самостоятельно решать вопросы своей внутренней жизни . Выделяют территориальную и экстерриториальную автономию.

Территориальная автономия представляет собой учет национальных и историко-культурных особенностей развития определенного региона (территории) путем предоставления ему права самостоятельно решать вопросы своего развития. Территориальная автономия, в свою очередь, может быть административно-территориальной и национально-территориальной . В первом случае в автономном регионе не проживает какая-либо обособленная этническая группа, а выделение автономии обусловлено историко-культурными, географическими, экономическими особенностями развития региона. Примером может служить остров Мэн (Великобритания), Сицилия (Италия). Во втором – на территории автономного региона проживает национальное меньшинство и основными решаемыми самостоятельно вопросами становятся сохранение и развитие культуры и языка местной этнической группы. Например, Гренландия и Фарерские острова (Дания), Алеандские острова (Финляндия) и т.д.

Экстерриториальная автономия (национально-культурная) не связана с выделением определенной территории и представляет собой право определенной общности населения, относящей себя к той или иной этнической группе, самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, образовательных и иных интересов, сохранения самобытности, развития языка и культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. В России, к примеру, национально-культурные автономии действуют в соответствии с Федеральным законом от 17.06.1996 г. (с посл. изм.) «О национально-культурной автономии» (национально-культурная автономия поморов Архангельской области, петербургская городская национально-культурная автономия финнов-Инкери и др.)

Степень самостоятельности автономий может быть различной. В некоторых современных государствах наметилась тенденция к регионализму. Исследователи выделяют так называемое региональное (регионалистское) государство , промежуточное от унитарного к федеративному. Административно-территориальные единицы в региональном государстве обладают относительно высокой степенью самостоятельности, могут иметь свои представительные органы, вводить налоги, решать вопросы местного значения, что сближает их с субъектами федерации. Ярким примером такого государства является Испания, в ее состав входит 17 автономных сообществ (выросших на базе соответствующих исторических регионов): Каталония, Андалузия, Страна Басков, Валенсия, Канарские острова и т.д. Они имеют свое административное деление, представительные законодательные органы; глава автономного сообщества именуется президентом, некоторые сообщества объединяют этнические группы и имеют свой, наряду с испанским, язык (баскский, галисийский, каталанский и др.). Вместе с тем Испания по конституции федерацией не является. К региональным государствам также относят Италию, Папуа Новую Гвинею, ЮАР.

Федерация (от лат. «foederatio» -союз, объединение) – форма государственно устройства, при которой составные части государства (субъекты федерации) обладают признаками государственного суверенитета.

Можно выделить следующие черты федерации :

1. Территория федерации состоит из относительно самостоятельных государственно-подобных образований – субъектов.

Субъект федерации – государственно-территориальное образование в составе федерации, обладающее юридически определенной политической самостоятельностью (штаты, области, кантоны, республики и т.п.). Субъект, в свою очередь, может иметь административно-территориальное деление.

2. В федеративном государстве существует вертикальное разделение властей между федерацией и субъектами. Последние вправе решать определенные вопросы самостоятельно. Предметы исключительного ведения федерации (то есть вопросы, которые может решать только федерация), совместного ведения федерации и субъектов, исключительного ведения субъектов распределяются в современных государствах по-разному. Так, например, Конституция США содержит четкий перечень вопросов, которые входят в предметы ведения федерации, остальные - штаты могут решать самостоятельно. В Конституции РФ определены вопросы, которые федерация решает самостоятельно, а также совместно с субъектами, сфера исключительной компетенции субъектов определена по остаточному принципу.

3. Существуют две системы государственных органов: федеральная и субъекта федерации. Например, штаты США имеют свои одно- или двухпалатные легислатуры, исполнительную власть, судебную систему, возглавляет субъект губернатор штата.

4. Имеются две системы законодательства: федеральная и субъектов федерации. Последние имеют, как правило, конституционный акт, вправе принимать законы в пределах своей компетенции. Устанавливается лишь общее правило: законы субъекта не должны противоречить федеральной конституции и законам.

5. Как правило, существуют две системы налогообложения: федерация устанавливает федеральные налоги, пополняющие государственный бюджет, субъект – налоги с целью формирования бюджета субъекта федерации.

6. В многонациональном государстве субъекты федерации, как правило, могут устанавливать государственный язык и гражданство субъекта.

7. Субъекты чаще всего не имеют права выхода из состава федерации (сецессии). В качестве исключения можно назвать СССР (право сецессии носило скорее формальный характер), РСФСР в 1918-1925 гг., Канада, Сент-Китс и Невис.

В современном мире около 30 федераций, часть федеративных государств прекратила свое существование в XX веке (Югославия, Чехословакия, СССР).

Федеративные государства можно классифицировать по следующим основаниям:

а) в зависимости от правового положения субъектов , их качественной однородности, а также наличии в составе федерации территориальных образований, не являющихся субъектами выделяют симметричные и асимметричные федерации. В симметричной федерации территория государства состоит только из субъектов, они однородны и равноправны. В современном мире таких федераций практически нет, в качестве примера можно привести Эфиопию, провозгласившую себя симметричной федераций по Конституции 1994 года. Большинство федеративных государств являются симметричными с признаками скрытой асимметрией. К примеру, США состоит из однородных равноправных субъектов, однако в состав государства входит Федеральный округ Колумбия, управляемый муниципальным советом и мэром. Конгресс США вправе отменять законы, принятые советом, округ не имеет представителей в сенате. В Германии, к примеру, все субъекты равноправные и однородные (земли), однако их представительство в Бундесрате зависит от численности населения земли (свыше двух миллионов – 4 голоса, свыше семи миллионов – 6 голосов), что обеспечивает большее представительство крупных земель.

Однако частичная асимметрия, по мнению ряда исследователей, не нарушают общей симметричности федерации, нередко образование особых территорий или разное представительство субъектов оправдано в плане государственного управления

В асимметричных федерациях субъекты неравноправны между собой и (или) в отношениях с федерацией и (или) разнородны. К примеру, в состав Индии помимо штатов входят союзные территории, часть которых управляются администраторами, назначаемыми центральной властью. К асимметричным федерациям относят также Канаду, Бельгию и др. По мнению исследователей, асимметричность в построении федеративных отношений обусловлена особенностями исторического и политического развития, более подходит для данной страны в конкретный исторический период и нередко позволяет решить некоторые проблемы в управлении государством.

б) в зависимости от принципа образования субъектов выделяют национальные, территориальные и национально-территориальные (смешанные) федерации.

В национальной федерации субъекты отличаются этническим составом, образование такого государства является реализацией права нации на самоопределение, решает национально-культурные проблемы. Примерами национальной федерации в прошлом были СССР, Чехословакия, Югославия. Из современных государств к национальным федерациям относят Бельгию. В ее составе выделяют Фламандский регион, где проживает этническая группа фламандцев, говорящих на нидерландском языке; Валлонский регион, где проживают валлоны, говорящие на французском; Брюссельский столичный регион. Кроме того, в составе Бельгии имеется и немецкоязычное сообщество. Строго говоря, Бельгия скорее национально-территориальная федерация, поскольку Бельгийский столичный регион не отличается национальным составом, построен по территориальному принципу и двуязычен.

В территориальной федерации субъекты не отличаются национальным составом, поострены по территориальному принципу, образование федерации данного типа может быть обусловлено историческими особенностями и является средством децентрализации власти. К таким федерациям относят США, Бразилию, ФРГ.

Федерация, сочетающая признаки первых двух, называется смешанной или национально-территориальной . Здесь часть субъектов построена по национальному признаку (например, республики в составе Российской Федерации), а часть – по территориальному (края, области и т.д.).

в) в зависимости от порядка образования федерации делят на конституционные и договорные.

Конституционные федерации образованы «сверху» (то есть инициатива исходит от центральной власти) путем принятия конституции в ранее едином унитарном государстве (Германия, Бразилия). Договорные федерации образуются «снизу» (инициатива исходит от территориальных частей) путем заключения договора (США, СССР).

г) в зависимости от степени централизации власти и самостоятельности регионов выделяют централизованные и децентрализованные федерации.

В централизованной федерации степень самостоятельности субъектов невысока, определяющее значение имеют решения федеральной власти. В научной литературе такие государства именуются «унитарными федерациями», тем самым подчеркивается высокая роль федерального центра, перехватившего инициативу в основных сферах управления. Так, например, СССР нередко называют «унитарной федерацией», подчеркивая, что, несмотря на право сецессии субъектов, последние обладали низкой степенью самостоятельности, ведущую роль играла коммунистическая партия, структура которой отличалась высокой степенью централизации. Федерализм в современной России часто оценивают как унитарный. Децентрализованные федерации отличаются высокой самостоятельностью и инициативностью субъектов (США).

Помимо унитарных и федеративных государств к формам государственного устройства иногда относят конфедерации.

Конфедерация – союз самостоятельных государств, сохраняющих свой суверенитет, созданный для реализации совместных целей, при котором государства отказываются от части своих полномочий в пользу конфедерации в целом.

Признаки конфедерации:

1. Государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют свой суверенитет, имеют самостоятельные органы власти, законодательство, денежную, налоговую систему.

2. Государства в составе конфедерации, как правило, имеют права свободного выхода из нее путем расторжения конфедеративного договора.

3. Конфедерация создается для реализации определенных целей, как правило, внешнеполитических, экономических, военных, государства, входящие в ее состав государства имеют общие функции.

4. Государства добровольно отказываются от части полномочий, передавая их общим конфедеративным органам.

5. Конфедерации, как правило, недолговечны, либо преобразуются в федерации, либо распадаются.

В качестве примеров конфедераций можно привести США с 1781 по 1789 г., Австро-Венгрия до 1918 года, Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии) с 1982 по 1989 гг. и др.. Швейцария, не смотря на официальное название Швейцарская Конфедерация, фактически является федерацией, конфедерацией же она была в XIX вв.

В отношении конфедерации в научной литературе сложились различные точки зрения. Одни авторы считают конфедерацию сложной формой государственного устройства, включающей в себя другие государственные образования. Другие, напротив, рассматривают конфедерацию как международно-правовой союз, форму объединения суверенных государств, поскольку данный союз государством не является, то и конфедерация не является формой государственного устройства. Данная точка зрения преобладает в отечественной юридической науке. Представители третьей точки зрения рассматривают конфедерацию как переходную форму территориального устройства, усматривая в ней и признаки суверенного государства и союза государств.

Помимо конфедерации формами межгосударственных объединений являются союзы, содружества, унии, ассоциации и т.д., они являются предметом изучения международного публичного права и в настоящем параграфе не затрагиваются.

Форма территориально-государственного устройства характеризует внутреннее строение государства, деление его на территориальные образования и уровень самостоятельности и полномочий этих образований.

Линии
сравнения

Унитарное государство

Федерация

Конфедерация

1. Сущность формы государственно- территориального устройства Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство. Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство. Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.
2. Конститутивные (определяющие) решения Принимаются высшими органами власти. Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения с участием субъектов федерации. Принимаются высшими органами власти государств-участников.

3. Территория

Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром. Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке.

Отсутствие единой территории.

4. Политическая самостоятельность Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью. Субъекты обладают определенной политической самостоятельностью. Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность.
5. Конституция Единая. Союза и субъектов, верховенство конституции союза.

Государств-участников.

6. Гражданство Единое. Союзное и субъектов. Государств-участников.
7. Правовая и судебная системы Единая. Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты. Отсутствие единой правовой и судебной систем.
8. Международная деятельность В полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях. Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены. Государства-участники осуществляют международную деятельность.
9. Право расторжения договора - Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации. Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке.
10. Современные государства (несколько примеров) Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония. Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария. Признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС).

Унитарное государство может быть отличаться степенью централизации власти, быть централизованным и децентрализованным (с распределением полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц).

Развернуть

ВОПРОСЫ:

1. В государстве Н. его административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью. Правительство несёт ответственность перед президентом, который избирается всенародным голосованием. Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики формы государства Н. и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. Найдите в приведённом ниже списке формы государственно-террито­риального устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. Два предложения:

1) Государственное устройство страны может быть унитарным, федеративным или конфедеративным.

2) В федеративном государстве законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции страны и федеральным законам.

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

Введение

2. Федерация

2.1 Модели федерализма

3. Российская Федерация

3.1 Истоки федеративной государственности России

3.2 Конституционная модель российского федерализма

3.3 Проблемы Российского федерализма

3.4 Четыре этапа российского федерализма

3.5 Россия - унитарная Федерация

4. Конфедерация

Заключение

Список использованных источников

Введение

Общепризнанно, что элементы составляющие государство, - это территория, население и публичная власть. Среди элементов государства особо выделяется именно её территория. Так как без собственной территории не может быть государства. Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государства в целом и отдельных его частей.

Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое и практическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые характерны как для государственного строительства в России, так и для формирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор нерешенными и дискуссионными.

В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.

Отдельно будет рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.

1. Территориальное устройство государства

В последние годы само понятие "форма государственного устройства" подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию "государственное устройство" придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии) . Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой "территориально-политическое устройство" государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин "государственное" устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием "территориальное устройство государства" . В учебной и научной литературе прослеживается единство в характеристике этого термина. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная (простая) и сложная. За основу типологизации формы государственного устройства здесь берут критерий "простоты". Примитивность и алогичность подобного подхода очевидна. В дальнейшей классификации ведутся споры. В частности, современные учёные третьей формой государственного устройства выделяют конфедерацию, тогда как другие определяют её лишь как союз государств. Также появилось такое понятие, как региональное государство, это понятие ещё не воспринято основными законами, хотя является научным термином. Также в классификации сложных государств выделяют такие понятия, как протекторат и уния. Но для того, чтобы более наглядно проследить эту специфику, необходимо дать характеристику традиционным, классическим формам государственного устройства.

1.1 Унитарное государственное устройство

Унитарное государство - это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности .

Территория унитарного государства состоит из определённых частей, которые принято именовать административно-территориальными единицами. Критерий их выделения может быть различным: экономическая целесообразность, исторические, географические особенности и т.д. Главное при этом то, что центральная власть определяет границы тех или иных частей унитарного государства и их статус.

Управление административно-территориальными единицами может осуществляться, как централизованно, т.е. назначенным из центра чиновником, таки децентрализовано, т.е. на началах местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьма подвижны, чётких критериев здесь нет, за исключением одного принципа: вопросы государственного значения решаются не на местах, а "в центре" .

Форма унитарного государства даёт возможность более полной концентрации ресурсов в руках "центра", она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные .

В современном мире простые (моноструктурные) государственные образования представляют собой скорее исключение и являются в большей степени архаизмами, сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу таких государств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие "государства-карлики") .

1.2 Сложное государственное устройство

Сложное государство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. В типологии сложных государств, принято выделять такие классы, как протекторат и уния.

Протекторат - это международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать другому покровительство. А именно: осуществлять его представительство во внешних делах осуществлять вооружённую защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.

Под унией понимают союз, соединение объединение государств. Среди уний различают конфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи .

В настоящее время абсолютное большинство государств имеют сложное территориальное устройство. Наиболее интересными в плане изучения, с нашей точки зрения, представляются федерация и конфедерация.

2. Федерация

Федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственностиhttp://www.allpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621.html - _ftn22#_ftn22. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Несмотря на разнообразие и неоднородность федеративного устройства в разных странах можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, которая не может противоречить федеральной, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.)

одна из палат парламента представляет интересы субъектов федерации

как правило, субъекты федерации лишены права сецессии, т.е. не могут в одностороннем порядке выйти из федерации .

Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.

Первая группа - это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (вертикаль власти), не имеют никакой самостоятельности и реализуют принятые «центром» решения (Ирландия, Люксембург, Португалия).

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Третья группа государств - полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налоги, финансирование и др.) (Великобритания, Нидерланды).

Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).

Конфедерация - союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.

Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.

В России федерализм выступает двояко - в качестве формы государственной организации национальных отношений и формы демократизации управления государством.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов - республик, автономной области, автономных округов.

Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других - это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство - это единое и слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они имеют обычно свои конституции, как, например, штаты в США, земли - в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в РФ. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливаются конституцией и законами государства.

Субъекты федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны.

Формы государственно-территориального устройства предопределяются различными факторами - историческими традициями, национальным составом населения, геополитическими особенностями и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др. В связи с этим одни унитарные государства объединились в федерации (США, Швейцария), а другие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно - в 1992 году - трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в Конституции этой страны.

Государственно-территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Беларуси равноправны.

При асимметричном государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, Италия делится на 20 областей, из которых пять (Сицилия, Сардиния, Трентино - Апьто - Адидже, Фриули - Венеция Джулия, Валь Д"Аоста) наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами (статуты других областей утверждаются обычными законами). Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют широкую автономию, т. е. особый правовой статус по сравнению с другими областями страны.

Конституции государств, прежде всего федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не является противоположностью федерализму. Унитаризм и федерализм - это те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью.

Поэтому, если исчезает унитарное начало, то федеративное государство подвергается опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах, как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. Так, в Испании создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалусии, Галисии, Каталонии, Стране Басков. Сицилия, Сардиния, Венеция Джулия и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии.

См.: Автономия национально-территориальная, Автономия территориальная, Государство унитарное, Государство федеративное.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 68-71.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: