Интерактивные игры. Что такое интерактивные игры

Для детей от 3 до 7 лет необычайно эффективным и действенным методом обучения является интерактивная игра. Она позволяет в легкой форме рассказать малышам про окружающий их мир, познакомить с героями сказок и при этом учит их взаимодействовать друг с другом для достижения конечной цели. О том, какие типы интерактивных игр для дошкольников бывают и о том, как их проводить, вы сможете прочитать в этой статье.

Что это такое?

Современное общество основано на коммуникации. От межличностных связей зависит карьера, досуг, семья - все самые важные сферы человека. «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» - эта поговорка только подкрепляет необходимость интерактивных игр. Так что же это такое? Игры в интерактивном формате - это деятельность дошкольников, которая проходит под контролем воспитателя и направлена на познание окружающего мира и решение поставленных задач с помощью коллективной работы.

Такой формат игры позволяет обучить детей бесконфликтному и продуктивному общению со сверстниками, стать доброжелательными и терпимыми. Главным субъектом в интерактивной игре выступают дети. Лучше всего обеспечить им удобное положение и полное отсутствие отвлекающих факторов. После объяснения правил игры дети должны сами взаимодействовать между собой, задачей воспитателя является мягко направлять процесс в нужное русло.

Не стоит путать интерактивную игру с ролевой или деловой. В первом варианте всем присуждаются определенные роли и ситуации, вторые направлены на развитие деловых качеств и навыков ведения переговоров. Интерактивные игры, в свою очередь, учат совершенно другому - конструктивному общению с окружающими.

Виды игр

Среди всего многообразия игр для дошкольников с интерактивным элементом можно выделить следующие типы:

  • Игры по мотивам сказок пользуются популярностью в детских дошкольных учреждениях. Такие постановки понятны малышам, ведь в них фигурируют персонажи, известные им с детства. На всякий случай перед проведением подобной игры нужно провести подготовительное занятие, которое напомнит детям о героях истории. Наводящие вопросы от учителя помогут малышам вспомнить сюжет и смысл сказки.
  • Игры, знакомящие детей с окружающим миром. Для дошкольников берутся темы попроще: «Домашние животные», «Твердое-мягкое», «Кто живет в лесу» и т. д. Для школьников темы могут быть сложнее: игры на развитие самоконтроля, которые учат групповой поддержке и помогают лучше узнать одноклассников, выходят на первое место. С помощью стихотворной формы (она лучше всего воспринимается на слух) воспитатель здоровается с детьми и объясняет, в чем будут заключаться правила.
  • Игры с использованием презентаций или интерактивной доски удачно дополняют занятие и делают его более увлекательным и наглядным. Для школьников в презентацию могут быть включены коллективные задания на грамотность или арифметику, а для детей помладше - изображения животных и различные викторины. Однако, используя компьютер, не стоит забывать о главной цели интерактивной игры - налаживанию коммуникации между детьми.

Цель и польза

Ставят перед собой четкие задачи:

  • Повысить коммуникативные навыки ребенка.
  • Позволить ему лучше узнать себя и окружающих его детей.
  • Научить достигать задачи с помощью коллективной деятельности.
  • Освоить основные жизненные правила общества.
  • Узнать лучше учебный материал.

Но главной целью детской интерактивной игры остается развитие навыка успешного и продуктивного общения со сверстниками. Ведь общаясь, ребенок не только учится вместе достигать намеченной задачи, но и получает обратную связь, которая формирует его представление о самом себе. Значение такого сложно переоценить, и во многих детских садах и иных образовательных учреждениях данный метод коммуникации является обязательной частью программы.

Интерактивные игры для дошкольников

Самый простой вариант игры - это вариация на тему сказки «Репка». Дети учатся общаться между собой с помощью мимики и жестов. После небольшого подготовительного занятия, во время которого ученики вспоминают героев и сюжет сказки, наступает основная часть. В ходе нее детям дается задание: выстроить карточки с персонажами в том же порядке, в каком они появляются в сказке. Усложняющим элементом выступает запрет на использование слов: малыши должны использовать только жесты и мимику.

Еще одним вариантом интерактивной игры является занятие «Домашний питомец». С помощью мультфильмов, стихотворений или сказок детей на подготовительном занятии знакомят с выбранным животным. Затем начинается следующий этап: малышам в их полное распоряжение предоставляется стол с бумагой, клеем и красками. Дети разбиваются на команды по 2-3 человека. Совместно им необходимо составить изображение животного или птицы. Педагог при этом не должен никак вмешиваться в игру, ему отводится роль наблюдателя. После игры происходит обсуждение результатов, воспитанники обмениваются друг с другом впечатлениями и обсуждают ошибки и поступки друг друга.

Для детей младшего школьного возраста

Игра с интерактивными элементами будет совсем другой для детей в начальных классах школы. В этом возрасте ребята уже многое знают и умеют, поэтому и задания для них будут на порядок сложнее. Вот пример нескольких интерактивных игр для школы:

  • Тема: «Что может быть опасным в окружающем мире». Школьникам нужно распределиться по группам: «посуда», «бытовая техника», «одежда» и «мебель». Каждая группа детей должна при помощи педагога назвать опасные в быту предметы, которые могут принести вред при неправильном обращении. Затем дети просматривают презентацию на эту тему, закрепляя полученные знания.
  • Для детей школьного возраста очень хорошо подходят интерактивные игры, связанные с мультфильмами. Используя героев мультика «Маша и медведь», можно привлечь внимание детей младших классов и заставить их более активно включаться в игру. После небольшого подготовительного занятия, в котором освещается тема интерактивной игры «Где работает воздух», дети делятся на группы и отправляются вместе с Машей и медведем в сказочное путешествие по миру. Каждая группа должна назвать те изобретения человека, которые работают при помощи воздуха. Сопровождает процесс интерактивная презентация.

Настольные игры

Большую популярность приобрели интерактивные настольные игры, в которые с удовольствием играют все - от мала до велика. Здесь требуется определенная усидчивость и концентрация, поэтому минимальный возраст детей для подобных занятий - 4-5 лет. Современный мир настольных игр предлагает широкий ассортимент занятий, которые не только развлекут компанию, но и помогут выучить новое или закрепить материал. Слово «интерактивный» в названии указывает на обратную связь или какое-либо взаимодействие. Зачастую такие настольные игры реагируют на действия детей и побуждают их развивать ловкость, мелкую моторику и координацию. Вот пример таких пособий:

  • Всем известная игра «Операция», в которой ребенку нужно аккуратно удалить болезнь, не задевая здоровые органы. Такое развлечение не только развивает координацию, но и помогает выучить названия внутренних органов человека.
  • «Акулья охота» - представляет собой настольную игру, которая состоит из игрового поля, фишек, четырех рыбок и голодной акулы. Игроки по очереди бросают фишки. Выпавшие цветные стороны на кубиках указывают на рыбок того же цвета. Их нужно успеть передвинуть до того, как их съест голодная акула. Игра не несет особой обучающей нагрузки, но зато очень нравится детям.
  • «Крокодильчик Дантист» - веселая игра, в которой больному крокодилу нужно нажимать по очереди на все зубы, по возможности избегая больного. Если попасть на него, то крокодильчик сразу же захлопнет пасть, что будет означать проигрыш. Игра тренирует ловкость и координацию.

Игры, дополненные презентацией

Современные средства, которыми укомплектованы школы и детские сады, существенно повышают эффективность интерактивных игр. В силу специфики концентрации внимания, компьютерные презентации целесообразно применять уже на занятиях с младшими школьниками. Они могут повысить степень усвоения материала и эффективность всего можно использовать и как дополнение к интерактивной игре, и как самостоятельную часть с заданиями, вопросами и викторинами. На данный момент в Сети существует множество примеров интерактивных презентаций на любые темы.

Дидактические игры

Не стоит путать интерактивные игры для классов с дидактическими. В первых так или иначе присутствует коммуникация, взаимодействие. Во второй же главным элементом выступает активное познание с последующей оценкой. Примерами дидактической интерактивной игры можно считать:

  • Игры с предметами. Детям необходимо подобрать предметы одинаковой формы, размера и т. д.
  • Словесные дидактические игры обычно нацелены на улучшение произношения, расширение словарного запаса детей.
  • Настольно-печатные игры проводятся с помощью наглядных пособий. Чаще всего это парные карточки и «Мемори», которые тренируют память и наблюдательность ребенка.

Алгоритм создания игр

Все интерактивные игры содержат определенный алгоритм, который необходимо соблюдать при создании сценария. В процессе игры дети должны следовать следующим пунктам:

  • Получение знаний - перед уроком необходимо объяснить основы конструктивного общения, способы и пути достижения нужного результата.
  • Анализ поведения других детей в ходе игры помогает ребенку осознать чужие намерения и развить сочувствие и эмпатию по отношению к окружающим.
  • Затем ребенок должен выстроить стратегию достижения нужного ему результата и придерживаться ее во время интерактивной игры.
  • Наконец, когда с помощью коллективных усилий и руководства воспитателя, цель будет достигнута, игра считается завершенной.

Используя этот метод, можно придумать интерактивную игру для любой темы. Немного фантазии и творчества - и у вас будет готов уникальный метод воспитания ребенка.

Ученые давно установили, что человек 80 % информации усваивает с помощью глаз, и только 15 % - с помощью слуха. Поэтому в рекомендациях педагогам настоятельно советуют использовать наглядные печатные материалы или презентации. Они повышают мотивацию детей и помогают им лучше освоить искусство межличностной коммуникации.

Также не нужно забывать о том, что дети должны достигать поставленной задачи с помощью коллективной работы, и вмешательство взрослого в этот процесс должно быть минимальным. В задачу педагога входит подготовить малышей к занятию, поставить перед ними цель и только чуть-чуть в случае необходимости направлять их в ходе игры. В случае выполнения этих условий польза и эффект интерактивной игры не заставят себя долго ждать.

Итоги

Каждому воспитателю и педагогу хотелось бы видеть своих воспитанников успешными и подготовленными к серьезным испытаниям за стенами школы. Для эффективного решения задач во взрослой жизни зачастую необходимо только одно - общение. Интерактивные помогают развить эти качества в дошкольниках и таким образом заложить основу в их успешное будущее.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растения Животные Эрудиты Знатоки природы 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Звуки природы 1 2 3 4 5

Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? Осина 5 б.

Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает. Почему же он не тает? Тополь 5б.

Посадили зернышко – Вырастили солнышко. Это солнышко сорвем – Много зёрен соберём. Подсолнух 5б.

Кто ни прикасается, За того цепляется. Привязчивый и колкий, Кругом торчат иголки. Репейник 10б.

Шёл я лугом по тропинке, Видел солнце на травинке, Но совсем не горячи Солнца белые лучи. Ромашка 5б.

Чем извлекает насекомых из трещин в коре деревьев дятел? Языком 15б.

Какой зверёк умеет летать? Летучая мышь 10б.

Как называется жилище бобра? Хатка 20б.

Ты подумай над вопросом: Кто совсем не дышит носом? Ни на суше, ни в воде – И, вообще, нигде! Рыбы, морские животные 10б.

На лугах живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. Кузнечик 5б.

Где расположены зубы у улитки? На языке 20б.

Какое животное самое большое в мире? Синий кит 15б.

Как переводится слово помидор? Золотое яблоко 20б.

Как называется самое солёное море в мире? Мёртвое море 20б.

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? Созвездие Большая медведица 10б.

Кукушки приносят большую пользу, поедая мохнатых гусениц, покрытых ядом. Другие птицы такое угощение игнорируют. 5б.

Амурский тигр занесен в Красную книгу России, в Красную книгу МСОП. 10б.

Нельзя: находится возле линий электропередач, деревьев, в водоёмах; забираться на возвышенности; пользоваться металлическими предметами; находиться возле окон. 10б.

Кит - НАРВАЛ занесён в Красную Книгу России 20б.

Водится гиббон в джунглях Бирмы, Сиама и Зондских островов. Он самый ловкий акробат из всех живущих обезьян на Земле. 20б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие ко Дню знаний для 3 класса. Интерактивная игра «Знатоки».

Внеклассное мероприятие ко Дню знаний для 3 класса. Интерактивная игра «Знатоки». Презентация выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint .Цели использования п...

Интерактивная игра-тренажёр "знатоки".

Интерактивная игра-тренажёр "Знатоки" " используется для закрепления знаний об имени существительном....

«Интерактивные игры

на уроках

в начальной школе»

Учитель начальных класов

Михайлова Наталья Сергевна

«Интерактивные игры на уроках в начальной школе» - это сборник интерактивных игр, приёмов и упражнений. Он адресован учителям, психологам и всем тем, кто заботится о психическом здоровье детей, о необходимом каждому человеку умении позитивно относиться к себе и строить конструктивные отношения с другими людьми.

Когда вы слушаете, вы забываете;

Когда вы видите , вы понимаете;

Когда вы действуете, вы научаетесь.

Игру как метод обучения использовали с древности, она является одним из нетрадиционных методов в обучении и воспитании. Понятие “игровые педагогические технологии” включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных интерактивных игр.

Предлагая детям интерактивные игры, вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов, сделанных самими детьми.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов, ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Учебные имитационные или деловые игры разворачивают проблемы в динамике, позволяют их участникам «включится» в реальные события.

Использование на уроке интерактивных форм и методов обучения имеет ряд преимуществ:

    формирует навыки общения, помогает осознать значение группового опыта;

    учит участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогает согласовывать свои действия при решении проблемы;

    учит использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта;

    улучшает творческое мышление, учит самооценке и взаимоуважению;

    не даёт возможности «спрятаться», задействованы все;

    помогает в принятии решений, моделировании педагогических ситуаций и в нахождении ответов, выходящих за общепринятые рамки поиска решений;

    позволяет на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды;

    вклад и участие каждого члена группы повышает производительность в целом;

Большое значение имеют упражнения, направленные на установление обратной связи, выработку умений корректировать свои действия при поступлении как положительной, так и отрицательной обратной связи.

Цели, которых можно достичь, организуя интерактивные игры с детьми:

    мы можем помочь детям ощутить единение с другими;

    мы можем вселить в детей надежду;

    мы можем показать детям, что значит уважение;

    можно помочь детям научиться принимать решения – самостоятельно и в группе;

    мы можем учить детей сочувствию;

    можем помочь справляться со своими страхами и стрессом;

    мы можем показать детям, как можно жить без насилия;

    мы можем развить в детях чувство юмора и т.д.

Приветствия

    В нашей школе с утра,

Весела детвора.

Все учиться пришли,

И друзей здесь нашли!

2. Солнце – я тебя люблю!

Солнце – я тебя молю!

Подари мне, солнце, радости, добра!

Подари мне, солнце,света и тепла!

    Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Всё живёт в родном краю,

Всех я вас приветствую!

    Улыбнётся друг твой раз,

Улыбнётся весь наш класс.

Улыбнётся вся планета.

Дарим радость всем на свете!

    «Хлоп – Привет». Один участник круга хлопает в ладоши, и произнося приветствие «Привет» касается своими ладонями соседей слева или справа.

    Песня – приветствие « Здравствуйте!»

Слова Е.Головиной, О.Трусовой

Обработка С.Сигитовой

Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня,

Здравствуйте, все, кто верит доброте.

Здравствуйте, все, кто не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня,

Рады мы всем, кто верит доброте,

Рады мы всем, кто не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Игры - знакомства

Цели : Эти игры помогают детям познакомиться друг с другом и в ходе весёлого и приятного общения занять своё место в группе.

Игра «Магазин»

Материалы : мяч, платочек или другие предметы.

Дети по очереди передают мяч по кругу и называют своё имя и предмет, название которого начинается с того же звука, что и имя (например: Миша – машина, Карлыгаш – кукла).

Игра «Какой Я»

Участники игры по очереди называют своё имя, добавляя к нему прилагательное, которое начинается с заглавной буквы имени (например: Лариса – ласковая, Анна – аккуратная, и так далее).

Игра «Паутина»

Материалы : клубок ниток.

Игру начинает учитель, он называет своё имя и рассказывает что-нибудь о себе, зажимает свободный конец нити крепко в руке и кидает клубок ребёнку, сидящему напротив. Таким образом, клубок передаётся дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем паутину нужно снова распустить. Для этого каждый ребёнок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернётся обратно к учителю.

Игра «Снежный ком»

Участники игры по очереди называют своё имя и отвечают на вопрос «Что они больше всего любят?». Например, «Меня зовут Ваня, я люблю играть в футбол». Следующий участник должен назвать всех предыдущих ребят, а затем назвать своё имя и то, что он любит.

Игры на установление контакта

Игра «От спины к спине»

Цели: Эта игра помогает детям установить хороший контакт друг с другом. Им нужно не только физически объединиться, но и создать настоящий командный дух в своей подгруппе для того, чтобы совместно решить достаточно сложную задачу.

Материалы: каждой группе нужна одна одноразовая картонная тарелка или что-нибудь подобное.

Инструкция : Разбейтесь на группы по восемь человек. Встаньте в тесный плотный круг, плечо к плечу. Теперь встаньте на четвереньки, по-прежнему тесно прижавшись плечом к плечу. Эту тарелку я положу на спину одного из вас. Вам нужно будет передавать тарелку друг другу спинами. Без помощи рук. Когда тарелка сделает полный круг. Вы можете все вместе громко выкрикнуть: «Ура!», а если тарелка упадёт на пол, вы можете хором немного повыть, как голодный волк воет на луну. Потом вы можете руками снова водрузить её на спину того, кто её уронил.

Анализ игры:

    Понравилась ли тебе игра?

    Какую технику передачи игре вы придумали?

    Ты был доволен своей группой?

    Какая группа быстрее всех справилась с задачей?

Игра «Друг к дружке»

Цели: Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом, также оно является быстрой освежающей разминкой.

Инструкция : Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру. Во время которой все нужно делать очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнёра и быстро пожать ему руку…

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться друг с другом

    правая рука к правой руке!

    нос к носу!

    спина к спине!

А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке» вам будет нужно быстро найти себе нового партнёра и пожать ему руку. Затем игра продолжается.

Игра « Рисунки на спине»

Цели: Это своеобразная и увлекательная игра, способствующая развитию у детей фантазии и тонкости восприятия. Кроме того, эта игра обеспечивает определённый уровень физической и психологической близости между детьми. Группа сплачивается, дети становятся бодрыми и весёлыми.

Инструкция : необходимо разбиться на несколько групп. Теперь нужно образовать одну большую звезду в центре которой стоит учитель. Каждая группа образует один из лучей звезды, для этого нужно повернуться спиной друг к другу. Учитель шепотом сообщает детям, стоящим к нему ближе, что им нужно рисовать на спине стоящих перед ними учеников. Второй ребенок в ряду старается прочитать рисунок и передаёт его дальше. Когда картинка дойдёт до ребёнка, стоящего в вершине луча, он должен быстро подбежать к учителю и прошептать на ухо какой рисунок до него «дошел». Рисовать нужно быстро и тщательно, потому что группа, которая первой решит задачу побеждает и получает право придумать следующий рисунок. Для рисования вы можете использовать только указательный палец.

Варианты рисунков: круг, солнце, дом, цветок, дерево…

Игра «Острый глаз»

Цели: В ходе этой игры дети могут потренировать свою зрительную память и получить обратную связь о том, насколько внимательно они наблюдают за своим окружением.

Материалы: Бумага и карандаш – каждому ребёнку.

Инструкция: Необходимо разбиться на небольшие группы по шесть человек в каждой, каждая группа сядет за свой стол. Рассчитайтесь по порядку…

Первые номера задают всем остальным вопросы. Они спрашивают о том, что можно видеть в классе. Например: «Сколько парт стоит в классе?» или: «Какого цвета рубашка у Олега?» не глядя по сторонам. Остальные записывают свои ответы. Лишь после того, как все ученики допишут свои ответы, можно оглядеться и проверить правильность своего ответа. Если ваш ответ верен, отметьте его звёздочкой.

Затем наступает очередь вторых номеров задавать вопросы, а все остальные отвечают. В конце игры можете сосчитать, у кого получилось больше звёздочек.

Игры, которые учат сотрудничеству.

Игра «Неожиданные картинки»

Цели: Эта игра – пример прекрасной коллективной работы для маленьких детей. Во время этой игры они имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

Материалы : Каждому ребенку бумага и карандаши.

Инструкция : Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите своё имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картинку (2 минуты).

По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картинку.

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети меняются рисунками. В конце игры каждый ребёнок получает ту картинку, которую он начал рисовать

Игры на развитие самоконтроля

Игра «Толкалки»

Цели: С помощью этой игры дети могут научиться канализировать свою агрессию через игру и позитивное движение. Они могут научиться соразмерять свои силы и использовать и использовать для игры всё своё тело. Они могут научиться следовать правилам и контролировать энергичность своих движений.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По сигналу начните толкать своего партнёра ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнёр сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на своё место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.

Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнёра к стене или на какую-то мебель. Если вам надоест или вы устанете, крикните: «Стоп!». Когда «Стоп» крикну я, все должны остановиться.

Пусть сначала дети пару раз потренируются. Когда они немного освоятся с игрой, и в группе воцарится более открытая атмосфера, вы можете попросить детей выбрать себе партнёра, на которого они когда-либо сердились.

Игра «Флажок»

Цель игры : Преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля.

Инструкция : Звучит музыка (лучше маршевая), и дети маршируют или двигаются свободно. По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны остановиться и «замереть» в тех позах, в которых их застала команда ведущего (на 5-7 сек.). Музыка продолжает звучать. Затем по команде ведущего дети снова начинают двигаться.

Игра «Запретный номер»

Цель игры : Развитие самоконтроля, самодисциплины, а также укрепление навыков счёта.

Инструкция: Выбирается определённая цифра, например 4. дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3… когда доходит очередь до четвёртого ребёнка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.

Игра «Запрещённое движение»

Цель игры: Развитие произвольности.

Инструкция: Звучит весёлая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом, в центре – ведущий. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного.

Игры на установление доверительных отношений

Игра «Ночной поезд»

Цели : В этой игре дети смогут овладеть различными навыками межличностного общения. Локомотив будет вести Вагоны через Лес, а Деревья – предупреждать Поезд об опасности, чтобы он нигде не ударялся. Локомотив и Вагоны должны работать слаженно, с полным доверием друг к другу. Только в этом случае Поезд пройдёт свой путь. Избежав столкновений.

Инструкция: Необходимо распределить роли для игры – Локомотив, Вагоны, Деревья. Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое «Шшш…» в момент, когда какой-нибудь Вагон поезда рискует удариться о них. Три дерева особенные, поезд обязательно должен их объехать, прежде чем покинет лес.

Теперь давайте составим наш поезд. Становитесь за Локомотивом и положите руки на плечи предыдущего человека. Вагонам нужно закрыть глаза (можно завязать), потому что только у Локомотива есть свет и он может видеть. Локомотив будет медленно двигаться, чтобы не растерять вагоны и чтобы Вагоны чувствовали себя уверенно. Локомотив может сам выбирать путь, которым поедет через Лес, но он обязательно должен пройти мимо трёх особенных Деревьев.

В следующий раз другие дети могут быть Локомотивом. Можно усложнить задание, например, увеличив число Вагонов или пустив одновременно два поезда.

Игры и упражнения на расслабление

Игра «Бумажные мячики»

Цели : Эта игра даёт детям прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить своё беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.

Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначать линию, разделяющую две команды.

Инструкция: Возьмите каждый по большому листу и как следует его скомкайте, сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По моей команде вы начнёте бросать мячи на сторону противника.

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте через разделительную линию.

Игра «Ритмические хлопки»

Цели : Это потрясающая игра хорошо подходит для больших групп. Дети могут в ней своё беспокойство, фрустрацию, скуку, усталость или чувство одиночества. В начале игры неизбежен звуковой хаос. Однако постепенно из этого хаоса может возникнуть ритмическая структура, объединяющая всех участников. Некоторые группы находят общий ритм, в других же появляется несколько ритмов, которые дополняют друг друга.

Инструкция: Встаньте широким кругом и закройте глаза. После того, как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошками какой-нибудь ритм, который ему в этот момент нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем вы, вероятно, начнёте различать ритмы своих соседей, и, может быть, сумеете создать какой-нибудь общий ритмический рисунок.

Игра «Коровы, собаки, кошки»

Цели: В этой игре соединены движения, звуки и юмор. Дети учатся внимательно слушать, получая при этом удовольствие, и имея возможность вступать друг с другом в контакт. Эту игру можно использовать в начале урока или при переходе к новому этапу работы.

Инструкция: Встаньте в круг. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала. (По очереди шепчите детям на ухо: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой».)

Теперь закройте глаза. Через минутку я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Забудьте на время человеческий язык. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как и вы. Готовы? Все закрыли глаза? Навострите уши и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой.

Минутки тишины

Детям (да и взрослым тоже) очень важно уметь «погружаться в тишину» хотя бы на несколько минут каждый день.

Можно назвать это просто сидением в молчании. В данном случае под «тишиной» или «молчанием» понимается «умственная тишина» или «молчание ума», спокойное созерцание внутреннего мира.

Специальные исследования показали, что такие упражнения ведут к уравновешенности, самоконтролю, улучшению памяти у детей, умению концентрироваться, развивают интуицию. После них дети не только лучше ведут себя на занятии, но и легче усваивают знания.

При выполнении данного упражнения необходимо обратить внимание на позу ребенка. Надо попросить их сесть удобно. Спина прямая, но без напряжения. Расслабиться всем телом, положить руки на колени. Закрыть глаза, чтобы не отвлекаться.

«Радуга»

Представьте себе красивую радугу, представьте, как сами превращаетесь в радугу со всеми её цветами: красным, оранжевым, желтым, зелёным, голубым, синим и фиолетовым. Все цвета радужными лучами расходятся по классу, наполняют всю комнату, всю школу, весь город, всю землю. Теперь ваш радужный свет повсюду. Как хорошо быть радугой! Радуга – это улыбка неба, которую она шлёт Земле. Так улыбнитесь и вы всему миру. Теперь медленно, медленно вернитесь назад той дорогой, по которой шли. Напрягите и расслабьте свои мышцы. Потянитесь, расслабьтесь и откройте глаза.

Понравилось ли вам быть радугой? Почему?

Будь подобен книге

Пока не изучишь последнюю главу.

Будь подобен цветку

И не переставай расти,

Пока твоё цветение не раскроется во всей красе.

Будь подобен приключению

И не переставай исследовать,

Пока не раскроешь последней тайны.

Будь подобен песне

И не переставай звучать,

Пока не затихнет последний тон.

Будь подобен личинке

И не переставай развиваться,

Пока твои крылья не будут готовы к полёту.

Будь подобен огню

И не переставай гореть,

Пока всё в тебе не будет охвачено этим пламенем.

Будь подобен лучу

И не переставай светить,

Пока всё в тебе не станет светлым и чистым.

«Прогулка по лесу»

Мы выходим из класса, проходим по коридору и выходим на крыльцо школы. От крыльца начинается лесная тропинка. Давайте пробежим босиком и устремимся в прохладу и тень леса. Мы идём по мягкой траве, по росе, нас окружает красота, благоухают цветы. Можно наклониться и потрогать их нежные лепестки. Мы идём дальше, а деревья становятся всё выше и выше. Слышится пение птиц, журчание лесного ручья. Полюбуйтесь солнцем, проникающим сквозь листву. Тропинка выводит нас на поляну, посередине растёт могучее дерево. Давайте подойдём к нему, обнимем, прикоснёмся щекой к его шершавой коре. Почувствуйте, как корни тянут воду из земли и питают его листья, как листья впитывают солнечный свет и отдают корням. Ощутите ток жизни, который пронизывает всё окружающее нас с вами: деревья, травы, цветы, лесных животных и птиц. Почувствуйте единение со всем живым, ощутите ток жизни в себе. Попросите здоровья и сил у Природы. Почувствуйте её любовь. Посмотрите, как без боязни подходят к вам лесные жители. Они пришли к вам, чтобы подарить свою преданность, чтобы защищать и оберегать вас. Можно приласкать их и сказать о том, как вы их любите. Постойте некоторое время так. Запомните в своём сердце ощущения единения и любви с живым миром Матушки-Природы.

Памятка

рефлексивных вопросов для бесед с детьми

    Что для тебя было трудным в этом задании (упражнении, игре)?

    Что тебе было труднее всего понять?

    Что ты чувствовал, когда…?

    Выполняя задание, что ты заметил?

    Как ты чувствовал себя в роли…?

    Как ты чувствовал себя в начале игры (упражнения)? Как ты чувствуешь себя сейчас?

    Что тебя удивило?

    Было ли тебе трудно выполнять правила игры? Почему?

    Как ты помогал себе, чтобы…?

    Понравилось ли тебе…?

    Как ты себя ощущал?

    Что было самым интересным?

    Выполняя (играя) …, что ты узнал для себя важного?

    Доволен ли ты тем, что у тебя получилось?

    Легко ли было тебе работать (играть) в группе (паре)? Как ты думаешь почему?

    Все ли высказались во время…?

    Как вы работали в своей команде (паре)?

    Почему важно …?

    Получил ли ты в ходе игры (задания, упражнения) какой-нибудь ответ на свой вопрос?

    Чему полезному для себя ты научился?

    Что создавало затруднения? Что ты делал, чтобы их преодолеть?

    Чем помогло тебе сегодня участие в игре?

    Выполняя задание, что ты узнал (понял, чему научился)?

    Что помогало и что мешало командам (парам) в ходе игры (упражнения)?

    Как ты собираешься использовать то, чему сегодня научился?

Литература

    Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; в 4-х томах, 2-е изд., стер.- М.: Генезис, 2001.

    Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2002.

    Самопознание: Методическое пособие для учителя. 1 – 4 класс.- Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2005.

    Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов/ – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2003.

Данная игра составлена учащимися младших классов ГБОУ школы-интерната № 8 под руководством педагогов к Конкурсу детского творчества «Дорога и мы» в номинации «Компьютерные технологии».

Игра-презентация предназначена для учащихся 1-2 классов, посвящена теме «Правила дорожные всем соблюдать положено».

Игра способствует воспитанию культуры безопасного поведения на дорогах, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, привлечению учащихся начальных классов к изучению и соблюдению правил дорожного движения.

Руководители проекта- учителя-логопедыГБОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Розова Юлия Евгеньевна, КоробченкоТатьяна Васильевна.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовили- Идин Дмитрий- 4 «А» класс, Москвин Виталий - 4 «А» класс, Власова Виктория -4 «А» класс, Богданов Алексей – 3 «А» класс, Грачева Мария – 3 «А» класс. Руководители проекта- Учителя-логопеды- Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна ИГРА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ для детей МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VII вида) № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга 2012 год.

Замечательную сказку Помнят с детства стар и млад, Но хотим мы эту сказку Рассказать на новый лад. Мы героев этой сказки Знаем все по именам. Сегодня поучительную историю Они расскажут нам.

Весьма печальная картина: Среди дороги, на ходу Ворон считает Буратино, И может он попасть в беду! Не останавливайся на проезжей части!

Наверно, страшным Карабасом Любой водитель станет в миг, Когда таким опасным пасом Поставлен будет он в тупик. Не играй на дороге!

Совершил п оступок странный Человечек деревянный: За машину он цеплялся- Только чудом жив остался. Не нарушай правила перевозки пассажиров!

Внезапный выезд на дорогу Ведет к печальному исходу: -Останови велосипед!- Кричат Пьеро с Мальвиной вслед. Катайся на велосипеде в специально отведенных местах, на велодорожках!

На проезжей части дороги нельзя: 1. Кататься на велосипедах и самокатах. 2. Играть в игры. 3 . Играть с мячом. 4. Перебегать через дорогу.

Последствия игр на проезжей части!

Если на дороге случилась беда - Срочно звони -

Непослушный Буратино, Что ты мчишь во весь опор? Ты внимание обрати на светофор! Переходи дорогу на зелёный сигнал светофора!

Светофор – настоящий друг водителей и пешеходов. Всякое движение запрещено! Внимание! Жди нового сигнала! Движение разрешается! Остановись и жди! Можешь переходить улицу! Выучи безопасный маршрут в школу и ходи только по нему!

Всем ясно без подсказки, Не зря мы бьем тревогу: Кто читает сказки, Переходя дорогу? Будь внимателен при переходе через проезжую часть!

Что же понял Буратино? - Ты же знаешь, Буратино, Я люблю тебя, как сына,- Папа Карло говорит. -Ты нарушил столько правил, Волноваться всех заставил. Отвечает Буратино: -Я исправиться хочу. Эти правила движенья, Как таблицу умноженья, Наизусть я заучу. И, конечно, их я буду Соблюдать везде и всюду.- Буратино отвечал.

Ребята, соблюдайте правила дорожного движения!

Проверь себя!

1. Найди лишнюю картинку. ПРОВЕРКА П Я С

2. Кто поступает правильно? ПРОВЕРКА Б В Д

3. Кто поступает правильно? ПРОВЕРКА Г З Е Ю

ПРОВЕРКА 4. Найди лишнюю картинку. Э Н Т

5. Кто из пешеходов правильно переходит улицу? У О Ш М К И Х ПРОВЕРКА

6. Кто соблюдает правила безопасности дорожного движения? Ы Ъ Ч О Ф А Р ПРОВЕРКА

Р С О В Е Ф О Т ПРОВЕРКА

конец ИГРА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ для детей МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 .«Правила дорожного движения в картинках» - scshurma.narod.ru - sch585.edusite.ru - www.bvyazemy.ru - www.edu.cap.ru 2. Иллюстрации к альбому «Новые дорожные приключения Буратино» - www.lubluknigi.ru 3. Учебно-методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности». 1 класс. М. :ДРОФА,1997. Технические характеристики презентации. Презентация Microsoft Office , формат – ppt , объем – 3,5 Mb Используемые ресурсы:

Предварительный просмотр:

«ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ВСЕМ СОБЛЮДАТЬ ПОЛОЖЕНО!»

Сценарий занятия-игры

к Конкурсу детского творчества «ДОРОГА И МЫ»

Розова Юлия Евгеньевна,

Коробченко Татьяна Васильевна

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VII вида) № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

2012 г

Тема: Занятие-игра по правилам дорожного движения «Дорожные приключения Буратино».

Цель: Знакомить учащихся с правилами дорожного движения.

Задачи:

Воспитывать нормы правильного поведения на дорогах.

Содействовать профилактике детского дорожно-транспортного травматизма,

Привлекать учащихся начальных классов к изучению и соблюдению правил дорожного движения.

Расширять кругозор учащихся о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Оборудование: Мультимедийная игра-презентация «Дорожные приключения Буратино», кукольный театр «Приключения Буратино».

Занятие подготовлено учителями-логопедами Розовой Ю.Е., Коробченко Т.В. для учащихся 1-2 классов.

В занятии-игре принимали участие учащиеся начальных классов:

Идин Дмитрий- 4 «А» класс (Буратино),

Москвин Виталий - 4 «А» класс (Карабас Барабас),

Власова Виктория -4 «А» класс (Мальвина),

Богданов Алексей – 3 «А» класс (Папа Карло),

Грачева Мария – 3 «А» класс (Пьеро).

Сценарий занятия.

(Учащиеся-герои сказки находятся за ширмой кукольного театра)

Ведущий:

Мальчишки и девчонки,

А также их родители,

Дорожные истории

Увидеть, не хотите ли?

Курьёзные истории

Журнал покажет наш.

Внимание! Внимание!

Дорожный «Ералаш»!

« Дорожные приключения Буратино».

Слайд 2.

Ведущий 2: Замечательную сказку Помнят с детства стар и млад,

Но хотим мы эту сказку

Рассказать на новый лад.

Мы героев сказки этой

Знаем всех по именам,

И поучительную историю

Они расскажут дружно нам.

Ведущий 1: Папа Карло, Буратино,

Ведущий 2: Артемон, Пьеро, Мальвина.

Ведущий 1: И конечно, Карабас,

Ведущий 2: Начинаем мы рассказ!

Слайд 3.

(Каждое четверостишье сопровождается показом слайда презентации и комментариями героев сказки (кукольный театр)) .

Папа Карло: Весьма тревожная картина:

Среди дороги, на ходу

Ворон считает Буратино,

И может он попасть в беду!

Слайд 4.

Карабас: Наверно, страшным Карабасом

Любой водитель станет вмиг.

Когда таким опасным пасом

Поставлен будет он в тупик!

Слайд 5.

Пьеро: Совершил поступок странный

Человечек деревянный:

За машину он цеплялся –

Только чудом жив остался.

Слайд 6.

Мальвина: Внезапный выезд на дорогу Ведёт к печальному итогу:

Останови велосипед!-

Кричат Пьеро с Мальвиной вслед!

Мальвина и Пьеро обращаются к Буратино:

Правил много знает детвора.

Как уметь вести себя.

Но на улице случается беда,

Если ПДД ты не учишь никогда.

Правил много есть везде,

Но главней всех ПДД,

Запомни это, милый друг.

И на улице тогда,

Не грозит тебе, беда

(Буратино отмахивается.)

Папа Карло: Тут каждый поймёт: Буратино неправ,

Слайды 7-9.

Нельзя выбегать на дорогу стремглав. Сидел Буратино и громко рыдал,

Водитель, спасая его, пострадал.

Мальвина и Пьеро объясняют ребятам некоторые правила дорожного движения.

Слайд 10-11.

Мальвина: Непослушный Буратино,

Что ты мчишь во весь опор?

Ты внимание обрати на светофор!

Слайд 12.

Карабас: Всем ясно без подсказки,

Не зря мы бьем тревогу:

Кто читает сказки,

Переходя дорогу?

Слайд 13-14.

Папа Карло: Ты, же знаешь, Буратино. Я люблю тебя, как сына!

Ты нарушил столько правил,

Волноваться всех заставил!

Буратино: Я исправиться хочу.

Эти правила движенья,

Как таблицу умножения,

Наизусть я заучу.

И, конечно, их я беду,

Соблюдать везде и всюду

Практическая часть занятия.

Тест-игра к занятию «Дорожные приключения Буратино».

На каждом слайде вопрос и варианты ответов, представленные картинкой с буквой, размещенной в кружке (в правом нижнем углу, рядом с картинкой).

Слайды 15-21.

Вспыхнет впереди,

Смело вперёд иди.

А машинам – стоп!

Но, а если, красный бойко подмигнёт,

Остановись!

Не спеши, дружок, прошу, не торопись,

Огонька зелёного дождись!

Итог занятия. (Все участники выходят из-за ширмы.)

Буратино: Если вы отправились куда – то в путь,

Не забудьте вспомнить ПДД.

Соблюдая строго эти правила,

Отведёте руку вы беде.

Помните, в пути

Другом для вас всегда

Служит светофор.

Если зелёный свет

Предварительный просмотр:

Приложение 1

ТЕСТ

к презентации-игре «Дорожные приключения Буратино»

Игра-презентация «Дорожные приключения Буратино».

Данная игра составлена учащимися младших классов ГБОУ школы-интерната № 8 под руководством педагогов к Конкурсу детского творчества «Дорога и мы» в номинации «Компьютерные технологии».

Игра-презентация предназначена для учащихся 1-2 классов, посвящена теме «Правила дорожные всем соблюдать положено».

Игра способствует воспитанию культуры безопасного поведения на дорогах, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, привлечению учащихся начальных классов к изучению и соблюдению правил дорожного движения.

Аннотация к игре-презентации

«Дорожные приключения Буратино»

Слайд 1. Титульный лист.

Слайд 2. Вводная часть.

Слайд 3-14. Основная часть занятия. «Дорожные приключения Буратино». Слайды сменяют друг друга переключением левой кнопки мыши (нажатием левой кнопки указки для интерактивной доски).

Слайд 15-21. Практическая часть занятия. Тест-игра к занятию «Дорожные приключения Буратино». На каждом слайде вопрос и варианты ответов, представленные картинкой с буквой, размещенной в кружке (в правом нижнем углу, рядом с картинкой).

Учащиеся выбирают правильный ответ и вписывают его в соответствующий кружок на бланке. (Приложение 1) Проверка выполняется после каждого вопроса, либо после выполнения всего теста. Нажатием левой кнопки мыши (нажатием левой кнопки указки для интерактивной доски) на каждом слайде слова «ПРОВЕРКА».

Слайд 22-23. Итоговая проверка выполнения теста. Подведение итогов игры. Учащимся необходимо соединить буквы, согласно последовательности букв-ответов теста, начиная с буквы, указанной стрелкой. Получается фигура «светофор». Учащиеся самостоятельно дорисовывают сигналы светофора по заданию учителя (ученика-учителя).

Слайд 24. Технические характеристики презентации.


ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ДАВАЙ, ДЕЛАЙ!»

Задачи реализации метода: Осознание участниками условий для своего развития принципов взаимодействия между собой и педагогом, факторов создания педагогической среды, осознание сущности педагогического процесса, педагогических условий.

    Оптимальное количество участников - до 30 человек.

    Необходимое оборудование: несколько (в зависимости от количества творческих групп) листов белой бумаги форма­та А-3; набор цветной бумаги; разноцветные маркеры (7-10 штук); ножницы; скотч; клеящий карандаш.

    Время реализации метода - 30-40 мин.

Алгоритм реализации метода

    Педагог (руководитель игры) приглашает принять учас­тие в игре, сохраняя в тайне ее название (название раскрыва­ется в самом конце игры, до окончания рефлексии ее резуль­татов).

    Участникам предлагается создать несколько творчес­ких групп (лучше не более четырех, так как в противном слу­чае время проведения игры затянется, будет снижена ее дина­мика) численностью 5-7 человек.

    В каждой группе педагог определяет руководителя - своего помощника, одной из групп может руководить сам пе­дагог.

    Педагог один на один с каждым руководителем группы отдельно проводит инструктаж по организации взаимодей­ствия руководителя и членов творческой группы в конкрет­ной ситуации (инструктаж проводится в течение 1-2 мин).

    Каждой из творческих групп предлагается реализовать одно из следующих заданий-ситуаций:

ситуация 1 - группе необходимо нарисовать лето, для чего даны лист белой бумаги формата А-3 и несколько цветных маркеров; рисовать могут одновременно все участники; руководителю группы дана установка вести себя авторитарно по отношению к членам группы, иронизировать, потешаться над каждым предложением, идеей участников;

ситуация 2 - группа должна нарисовать осень, для чего даны лист белой бумаги формата А-3 и несколько цветных маркеров; все участники сидят на стульях вдоль стены и не имеют права (таковы условия игры) осуществлять другое про­странственное размещение; им необходимо выбрать одного человека - художника, который, руководствуясь их совета­ми, будет рисовать; руководителю этой группы дана установ­ка вести себя ровно, тактично по отношению к участникам, но в то же время следить за строгим выполнением условий игры;

ситуация 3 - группе необходимо нарисовать весну, для чего ей даны лист белой бумаги формата А-3, плохо пишу­щий черный маркер, порванный и смятый листок серой (мож­но другого цвета) бумаги и т. п.; эта группа в отличие от дру­гих групп, работающих в аудитории, обязательно должна вый­ти за пределы аудитории, например в затемненный коридор; лист бумаги, на котором будет изображаться весна, помещает­ся на полу, все участники размещаются вокруг; установка пе­дагогу - создавать ситуацию успеха в деятельности для каж­дого участника, сопереживать, быть внимательным к просьбам, но в то же время следить за строгим выполнением условий игры (нельзя размещать лист на столе, нельзя исполь­зовать другие материалы и т. д.);

ситуация 4 - группа удобно размещается на стульях вок­руг стола; руководитель группы (его роль лучше выполнять педагогу), не торопясь, раскладывает на столе 2-3 листа белой бумаги формата А-3, набор цветной бумаги, несколько разно­цветных маркеров, ножницы, скотч, клеящий карандаш и т. п.; после того как все разложено, руководитель обращается к группе с призывом: «Давайте, делайте! Времени очень мало». Фраза «Давайте, делайте!» должна повторяться руководите­лем каждые 5-10 сек. Вести себя руководитель должен по от­ношению к группе жестко, иногда грубо, его задача (через за­мечания, насмешки, указания, запреты) не дать возможности что-либо делать участникам группы (необходимо подчеркнуть, что, в отличие от других групп, какая-либо цель - нари­совать осень, лето, весну - перед группой сознательно не ста­вится).

6. Каждая из творческих групп реализует порученное ей задание. Время реализации -не более 5-7 мин. По истечении этого времени педагог-(руководитель игры) подает команду всем группам закончить работу.

7. Организуются три круга рефлексии, в которой задей­ствованы все участники игры:

1-й круг - каждый из участников рассказывает достаточно подробно, в логической последовательности (констатирует без какого-либо анализа) о том, что делали их группа и он сам; руководители групп говорят последними, упоминая и об ус­тановке на свое поведение;

2-й круг - каждый из участников описывает свое эмоцио­нальное состояние по ходу игры;

3-й круг - каждый из участников анализирует ход и содер­жание игры, высказывает предположение о целях игры.

8. По окончании третьего круга рефлексии педагог знако­мит участников с названием игры: «Давай, делай!» (фраза ру­ководителя группы из ситуации 4).

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ГОСТИНИЦА»

Задачи реализации метода: Организация взаимодействия, самоидентифика­ция с различными социальными ролями, развитие мышления, эмоционально-чувственной сферы учащихся .

Рамочные условия реализации метода

    Основными участниками игры являются 8-10 человек, все остальные - наблюдатели, которые по условиям игры не имеют права общаться с основными участниками игры.

    Необходимое оборудование: аудитория; 8-10 стульев; этикетки из самоклеящейся бумаги с обозначением (можно написать маркером) социальных ролей; скотч.

    Время реализации метода -15-20 мин.

Алгоритм реализации метода

    Педагог (руководитель игры) объясняет название игры и приглашает ее основных участников (8-10 человек).

    Основные участники игры садятся на стулья в тесный круг, все остальные учащиеся становятся наблюдателями и располагаются вокруг основных участников на расстоянии 1-1,5 м от основных участников.

    этап 1 - каждому из основных игроков на лоб прикреп­ляется этикетка с обозначением социальной роли (предвари­тельно педагогу следует извиниться за то, что этикетки будут прикреплены на лоб, но таковы условия игры, так как участ­ник не должен видеть, что написано на его этикетке); задача всех участников - через организацию взаимодействия меж­ду собой с помощью косвенных вопросов (прямые вопросы-подсказки запрещены, за этим должен следить педагог) по­мочь каждому участнику как можно скорее определить свою социальную роль;

    этап 2 - после того как определены все социальные роли, участникам необходимо расселиться в гостинице, в их распоряжении два трех и один двухместный номер (8 основ­ных участников); поселиться все должны при общем согла­сии, насильно кого-то с кем-то селить нельзя.

4. Педагог прикрепляет на лоб каждому основному игроку этикетки с обозначением социальных ролей (этикетки лучше делать из самоклеющейся бумаги).

Социальные роли могут быть самые разные, например: учи­тель, директор школы, модель, мэр города, завхоз, бандит, бомж, рэкетир, челнок, депутат, студент, больной СПИДом и т. д. (при проведении игры с различными возрастными группами детей следует осторожно и продуманно подходить к выбору социальных ролей).

5. Участники игры организуют коммуникацию, взаимодей­ствие между собой с целью определения своих социальных ро­лей, задавая разнообразные косвенные вопросы (порядок орга­низации взаимодействия определяют сами участники).

Педагог корректирует ход взаимодействия, следя за тем, чтобы не задавались прямые вопросы.

Социальная роль считается раскрытой, если сам участ­ник - носитель роли - назовет ее.

6. После того как все социальные роли определены, участники обсуждают варианты расселения в отведенные для них номера гостиницы.

Педагог напоминает участникам, что расселение необхо­димо провести при общем согласии всех.

7. Участники называют вариант расселения в номера гос­тиницы, к которому они пришли в результате обсуждения, и комментируют его.

8. Проводится рефлексия результатов и хода игры (снача­ла организуется рефлексия основными участниками игры, затем - наблюдателями) по следующему алгоритму:

    Зафиксируйте свое эмоциональное состояние по ходу игры и причины этого состояния;

    О чем вас заставила задуматься игра?

    Чему посвящена, чему способствует игра?- Дайте оценку своего участия в игре.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ИКЕБАНА»

Задачи реализации метода: Развитие сознания, мышления, эмоционально-чувственной сферы, «Я-концепции», самооценки через организацию взаимодействия, мыследеятельности, смыслотворчества участников .

Игра «Икебана» имеет такую же процессуальную характе­ристику, как и игра «Гостиница», во многом повторяет алго­ритм ее реализации.

Рамочные условия реализации метода

1. Основными участниками игры являются 9 человек, все остальные участники - наблюдатели, которые по усло­виям игры не должны общаться с основными участниками игры.

    Необходимое оборудование: аудитория; 9 стульев; эти­кетки из самоклеящейся бумаги с обозначением растений, цветов (социальных ролей); маркеры или фломастеры.

Алгоритм реализации метода

    В центре аудитории ставятся в круг 9 стульев.

    Педагог (руководитель игры) объясняет название игры, приглашает из числа всех участников игры 9 человек - основ­ных участников - и предлагает им сесть на стулья в центре аудитории.

    Основные участники игры садятся на стулья в тесный круг (чтобы была возможность общения, обмена информаци­ей), все остальные становятся наблюдателями и располагают­ся по кругу от основных игроков на расстоянии 1-1,5 м.

    Педагог знакомит участников с условиями игры, кото­рая состоит из двух этапов:

этап 1 - каждому из основных игроков на лоб (предвари­тельно педагогу необходимо извиниться перед участниками за то, что этикетки будут прикреплены на лоб, но таковы усло­вия игры, которые необходимо соблюдать) прикрепляется этикетка с названием цветка или растения; все участники игры будут видеть этикетки и знать, кто есть кто, но по усло­виям игры нельзя вслух произносить названия цветов и рас­тений, написанных на этикетках; через организацию взаимо­действия между собой основные игроки, задавая косвенные вопросы и осуществляя косвенные подсказки, стремятся как можно скорее помочь каждому определить название своего цветка или растения. Название цветка считается отгаданным тогда, когда сам участник правильно назовет свой цветок или растение;

этап 2 - после того как определены и названы все цветы или растения, педагог предлагает участникам создать три цве­точные композиции, включив в них по три цветка из имею­щихся на этикетках (японская традиция аранжировки цветов «Икебана» предполагает наличие в композиции нечетного количества цветов и растений - от 1 до 7); создавая цветочные композиции, по трое участников должны сесть рядом и сделать обоснование объединения в цветочную композицию именно этих трех цветов и растений; на обоснование дается 5-10 мин.

5. Педагог прикрепляет на лоб каждому основному игроку этикетки с названиями цветов (например, роза, гвоздика, ро­машка, колючка, георгин, лопух, гладиолус, астра, хризантема).

6. Основные участники игры организуют общение между собой с целью определения названий цветов, написанных на этикетках, задавая косвенные вопросы и предлагая косвен­ные подсказки (порядок общения, взаимодействия определя­ют сами участники, но лучше это делать по кругу, поочередно помогая каждому отдельному участнику определить назва­ние своего цветка или растения).

7. Педагог корректирует ход взаимодействия и следит за тем, чтобы не задавались прямые вопросы и подсказки, кон­статирует правильно определенное название цветка или рас­тения.

8. После того как все названия цветов и растений опреде­лены, участники обсуждают варианты создания цветочных композиций и объединяются в эти композиции по три чело­века - три цветка или растения.

9. Каждая тройка участников называет созданные цветоч­ные композиции и аргументирует создание композиции именно в таком составе (возможны варианты, когда участни­ки, создав, к примеру, две композиции по три цветка или рас­тения, третью тройку разложат на отдельные цветки, доказы­вая их несовместимость в одной композиции, и т. п.).

10. Проводится рефлексия результатов и хода игры (снача­ла рефлексируют основные игроки, потом - наблюдатели) по следующему алгоритму:

    зафиксируйте свое эмоциональное состояние в течение игры;

    определите причины этого состояния;

    какие мысли вызвала у вас игра?

    о чем эта игра?

    дайте оценку своего участия в игре.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «БИОЦЕНОЗ»

Задачи реализации метода: Развитие экологического сознания, мышления эмоционально-чувственной сферы, осознание субъектности, самоценности природы через орга­низацию взаимодействия, мыследеятелъности, смыслотворчества, полилога учащихся.

Игра «Биоценоз» имеет такую же процессуальную харак­теристику, как и игры «Гостиница», «Икебана», повторяет ал­горитм их реализации.

Рамочные условия реализации метода

    Основными участниками игры являются 10-12 чело­век, все остальные участники - наблюдатели, которые по ус­ловиям игры не должны общаться с основными участниками.

    Необходимое оборудование: аудитория; 10-12 стульев; этикетки из самоклеящейся бумаги, на которых написаны на­звания животных и растений, составляющих экосистемы (иг­ровые роли); маркеры или фломастеры.

    Время реализации метода - 15-20 мин.

Алгоритм реализации метода

    В центре аудитории ставятся в круг 10-12 стульев.

    Педагог (руководитель игры) поясняет название игры, приглашает 10-12 основных участников и предлагает им сесть на стулья.

    Основные участники игры садятся на стулья в тесный круг (чтобы была возможность общения, обмена информаци­ей), все остальные участники игры становятся наблюдателя­ми и размещаются вокруг основных участников на расстоя­нии 1-1,5 м.

    Педагог знакомит участников с условиями игры, кото­рая состоит из двух этапов:

этап 1 - каждому из основных игроков на лоб прикрепля­ется этикетка с названием животного или растения; участни­кам запрещается вслух произносить названия животных и растений, написанные на этикетках у других участников;

организуя взаимодействие между собой, основные игроки за­дают косвенные вопросы и осуществляют косвенные под­сказки друг другу, пытаются как можно скорее помочь каждо­му определить свою игровую роль - название животного или растения. Далее по мере угадывания ролей необходимо иден­тифицировать себя с игровой ролью, продумать соответству­ющую модель поведения и демонстрировать ее;

этап 2 - после того как определены и названы все живот­ные и растения, основным участникам игры предлагается «со­здать» биоценозы, включив в них животных и растения. Затем нужно продумать и объяснить объединение животных и расте­ний в биоценоз (под биоценозом понимается группировка, сооб­щество совместно обитающих и взаимно связанных организмов, обеспечивающих друг другу нормальные условия жизни).

5. Руководитель игры прикрепляет на лоб каждому основ­ному игроку этикетку с названием животного или растения. Например: медведь, лягушка, осока, ива, сосна, брусника, бел­ка, бобр, пчела, щука, кувшинка, лещина.

6. Основные участники игры организуют общение между собой с целью скорейшего определения своих игровых ролей, задавая друг другу косвенные вопросы, предлагая косвенные подсказки.

7. Педагог корректирует и стимулирует ход игры, следит за тем, чтобы не допускались прямые вопросы и подсказки, констатирует правильные ответы и угаданные игровые роли.

После того как все игровые роли определены, основные участники обсуждают варианты объединения животных и растений в определенные биоценозы.

9. Основные участники игры называют созданные биоце­нозы и дают объяснение объединению в них тех или иных животных и растений.

10. Педагог организует рефлексию участниками результа­тов и хода игры (сначала рефлексируют основные игроки, по­том - наблюдатели) по следующему алгоритму:

    Зафиксируйте свое эмоциональное состояние в течение игры.

    Определите причины этого состояния.

    О чем эта игра?

    Дайте оценку своего участия в игре.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ШКОЛА»

Задачи реализации метода: Развитие индивидуального педагогического сознания, мышления, эмоционально-чувственной сферы через организацию мыследеятелъности, смыслотворчества, полилога, рефлексивной деятелъности .

Игра «Школа» имеет такую же технологическую характе­ристику, как и игры «Гостиница», «Икебана», «Биоценоз».

Рамочные условия реализации метода

    Основными участниками игры являются 9-12 человек, все остальные - наблюдатели, которые по условиям игры не должны контактировать с основными участниками игры.

    Необходимое оборудование: аудитория; 9-12 стульев; этикетки из самоклеящейся бумаги с названиями соци­альных ролей; маркеры.

    Время реализации метода - 15-20 мин.

Рамочные условия реализации метода

1. В аудитории ставятся в круг 9-12 стульев.

2. Педагог (руководитель игры) объясняет название игры, приглашает из числа всех участников реализации метода 9-12 человек - основных участников и предлагает им сесть на стулья в центре аудитории.

3. Основные участники занимают свои места, все осталь­ные становятся наблюдателями и располагаются по кругу от основных игроков на расстоянии 1-1,5 м.

4. Педагог знакомит участников с условиями игры, кото­рая состоит из двух этапов:

этап 1 - каждому из основных игроков на лоб прикреп­ляется этикетка с названием социальной роли (члены школьного коллектива); и основным участникам игры, и наблюдателям запрещено произносить вслух названия со­циальных ролей, написанные на этикетках; через организа­цию взаимодействия между собой основные игроки с по­мощью подсказок и косвенных вопросов пытаются как можно скорее определить свою социальную роль; соци­альная роль считается отгаданной, если сам участник (ее носитель) назовет ее;

этап 2 - основным участникам (носителям социальных ролей) необходимо создать 3-4 (численностью по 3-4 чело­века) педагогически целесообразные группы (т. е. способ­ствующие развитию каждого, развитию школы) и объяснить свое объединение в группы.

5. Педагог прикрепляет на лоб каждому участнику этикет­ку с названием социальной роли.

Социальные роли участников школьного коллектива мо­гут быть следующими: директор, завуч, классный руководи­тель, отличник, двоечник, наркоман, завхоз, новый белорус, активист и т. п.

6. Основные участники организуют взаимодействие меж­ду собой с целью определения своих социальных ролей, зада­ют косвенные вопросы и предлагают косвенные подсказки (порядок взаимодействия определяют сами участники, луч­ше это сделать по кругу, поочередно помогая каждому опреде­лить свою социальную роль).

7. Педагог корректирует ход игры, организацию взаимо­действия, следит за тем, чтобы не предлагались прямые воп­росы и подсказки, констатирует определение той или иной социальной роли.

8. После того как все социальные роли определены, основ­ные участники обсуждают варианты создания педагогически целесообразных групп и объединяются в эти группы.

9. Участники в каждой группе поочередно называют себя и объясняют педагогическую целесообразность создания группы.

10. Организуется рефлексия состоявшегося взаимодей­ствия (сначала рефлексию осуществляют основные участни­ки, затем наблюдатели) по следующему алгоритму:

    Каковы ваши ощущения от игры?

    О чем заставила задуматься игра?

    Как вы оцениваете свое участие в игре?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: