Какие факторы влияют на выбор профессии. Взаимозависимость семьи, школы и культуры сообщества. Внутренние факторы выбора профессии

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить “как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями”. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия “ценностные ориентации” следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.

Источником активности личности служат потребности, под которым понимаем состояние личности, вызванной необходимостью вступать в связи с окружающей средой для того, чтобы обеспечить свое существование, функционирование и развитие. Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

  • F самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;
  • F авторитет в трудовом коллективе;
  • F признание родных, знакомых, друзей;
  • F самосовершенствование и самовыражение - интересная работа;
  • F применение своих знаний, умений, способностей;
  • F творческий характер труда;
  • F материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;
  • F должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе.

Иногда можно встретиться с отождествлением понятий “интерес” и “направленность”. Такое отождествление необоснованно хотя бы потому, что интерес - состояние довольно изменчивое, а направленность - долговременное, стойкое.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

  • F общая мотивировка;
  • F романтика профессий;
  • F мотивы познавательного характера;
  • F мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;
  • F ссылка на пример;
  • F немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

  • F мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
  • F мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;
  • F мотивация неуверенная, неаргументированная;
  • F никак неаргументированная мотивация.

Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели немыслимы без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы. Поэтому в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность (профессию). Таким образом, выбор обеспечивает потребности личности.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности - это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту.

Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями школьной программы, но и определенными профессиями.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся”. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д.

Такой подход к данному вопросу дает ученым и исследователям возможность изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на основе которых при благоприятных условиях могут развиваться у человека те или иные профессиональные способности.

Эти материальные, заложенные в организме человека ученые называют задатками. На их развитие большое влияние оказывает окружающая среда.

Таким образом, составление прогноза успешности овладения человеком профессией состоит в выявлении наличия и степени развития природных задатков.

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

В психологии под темпераментом подразумевают индивидуально-своеобразные свойства личности, ее психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте.

Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента.

Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения.

Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение.

Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.

Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами.

Человек может иметь любое сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервной системы (общий тип) и принадлежать к любому из типов высшей нервной деятельности.

К индивидуальным особенностям личности относится также характер. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам. В зависимости от преобладающего влияния различных психологических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

Психологи различают четыре системы свойств характера:

  • F свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность и т.д.);
  • F свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду и др.);
  • F свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам и т.п.);
  • F свойства, выражающие отношения к самому себе (самолюбие, честолюбие, гордость и т.д.).

Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

2. Экспериментальная часть

Влияние ценностных ориентаций на профессиональную направленность школьников

Личность определяется системой человеческих отношений, несет в себе результаты жизни и деятельности в обществе, являясь и продуктом, и деятелем общества. Психологическая сущность личности, ее развитие, бытие и ценностные ориентации - центральные проблемы мировой психологии.

Глобальной характеристикой личности является ее ценностные ориентации. Они выступают как продукт социальных ценностей того общества, в котором развивается индивид, где он реализует свои потенциальные возможности и задатки, и, в конечном итоге, определяются общими социально-экономическими условиями, в которых развивается человек. Ценностные ориентации представляют собой общие принципы, в соответствии с которыми строится поведение индивида в различных ситуациях взаимодействия. Генетически они формируются через присвоение социального опыта под воздействием социальной ситуации, в которой происходит деятельность человека, ее наиболее сущностных, смыслообразующих моментов. Являясь сознательным интуитивным обобщением социальной ситуации, они выступают как некие нравственные позиции, которые занимает человек по отношению к социальной реальности - определяют инвариантные правила взаимодействия с ней личности и лежат в основе совокупности конкретных установок, мнений и верований. Именно на этом уровне происходит трансформация социально-типического в индивидуально-типическое. Ценностные ориентации образуют стержень, определяющий смысл совокупности различных и зачастую логически противоречивых установок, мнений и верований человека, скрепляющий их воедино.

Особый интерес представляет и общая структура жизненных ценностей старшеклассников, где выделяются факторы: материальное благополучие, социальная карьера - приобщение к культуре, развитие способностей.

В современной социально-политической ситуации представители разных социальных групп и разных профессий оценивают происходящие сегодня изменения в экономической и социально-политической жизни как изменения, в большей степени соответствующие возможностям реализации их жизненных ценностей. Следует также отметить, что динамичность социальных настроений, связанная со сменой их направленности и интенсивности, требует осмысленной социальной политики. Подобная стабилизация настроений может быть достигнута за счет уравновешивания притязаний и возможностей их достижения.

Исходя из приведенного анализа полученных результатов, можно сказать, что наиболее привлекательными в выбранной профессии, независимо от групп испытуемых, оказываются такие моменты, как творческий характер труда, возможность общения с людьми, известная свобода принятия решения, возможность творческий самореализации. Работники народного образования отмечают также и гуманную направленность.

В ходе анализа ценностных ориентаций старшеклассников школ № 78 города Омска, можно отметить, что успешная профессиональная деятельность является значимой для каждого второго из них (49,0%). Полученные в ходе опроса данные позволяют более детально рассмотреть вопросы, связанные с профессиональными ориентациями школьников. В этой связи рассмотрим оценку школьниками своих личных перспектив в будущей профессиональной деятельности; значимость различных аспектов профессии, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников; привлекательность различных сфер профессиональной деятельности для школьников.

Оценивая свои личные перспективы в будущей профессиональной деятельности, 34,7% старшеклассников высказали уверенность в том, что она сложится успешно. Уверены же в том, что эта деятельность сложится неудачно лишь 2,9%. Однако следует отметить, что более половины старшеклассников (59,8%) сомневаются в успешности своей будущей профессиональной деятельности.

Полученные в ходе опроса материалы дают возможность оценить склонность учащихся к выбору той или иной сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Из приведенного рисунка видно, что наибольший процент учащихся склонен связать свою профессиональную деятельность прежде всего со сферой экономики. Во вторую группу по привлекательности входят: научная деятельность и образование. Третья группа включает: промышленное производство, торговлю, здравоохранение, искусство, работу в общественных организациях и транспорт. В четвертую группу входят: сфера социальных услуг, армия, органы внутренних дел и госбезопасности, спорт и юриспруденция. В пятую: культура, массовые коммуникации, внешняя политика и сельское хозяйство. Наименее популярна среди учащихся, как сфера будущей профессиональной деятельности, сфера религии.

Анализ показывает достаточно заметные различия между юношами и девушками в их профессиональных ориентациях. Так, юноши чаще склонны ориентироваться на научную деятельность - 23,4% (у девушек соответственно - 8,4%), девушки же чаще ориентированы на сферу образования - 18,3% (у юношей - 2,5%).

В ходе опроса мы пытались выяснить те аспекты профессиональной деятельности, которые являются наиболее значимыми для старшеклассников при их профессиональном самоопределении. Полученные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1. Распределение выбора старшеклассниками критериев привлекательности будущей профессии

Критерии

Уровень оплаты труда

Возможность общения с людьми

Творческий характер труда

Интеллектуальный характер профессии

Сложность профессии

При изучении более детального анализа взаимосвязи у старшеклассников мотивационной структуры выбора профессий с различными сферами профессиональной деятельности был проведен факторный анализ мотивов выбора профессий относительно предпочтений ими различных сфер профессиональной деятельности. Исходную матрицу для факторного анализа составили 15 мотивов выбора профессий и 18 сфер профессиональной деятельности. Результаты факторного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Факторные нагрузки для мотивов выбора профессии

Мотивы выбора профессии

Уровень оплаты труда

Социальная престижность профессии

Простой и легкий характер труда

Возможность иметь много свободного времени

Удовлетворение от труда в данной области

Возможность быстро сделать карьеру

Возможность развить свои способности

Возможность легко устроиться на работу

Интеллектуальный характер профессии

Возможность командовать другими

Творческий характер труда

Возможность принести пользу людям

Возможность общения с людьми

Сложность профессии

Три выделенных фактора объясняют 83,3% общей дисперсии. Как видно из представленных в таблице данных, первый фактор определили с высокими нагрузками следующие мотивы выбора профессии: "возможность легко устроиться на работу" (0.92), "уровень оплаты труда" (0.88), "возможность быстро сделать карьеру" (0.88), "социальная престижность профессии" (0.85), "простой и легкий характер труда" ((0.80), "возможность общения с людьми" (0.75), "другое" (0.65). С нашей точки зрения, мотивы, определяющие этот фактор, можно определить как стремление выбрать сферу профессиональной деятельности, которая могла бы обеспечить социально-экономическое благополучие.

Во второй фактор с высокими весами вошли мотивы: "творческий характер труда" (0.92), "удовлетворение от труда в данной области" (0.70), "возможность развивать свои способности" (0.70), "возможность развивать свои способности" (0.70), "возможность иметь много свободного времени" (0.67), "возможность принести пользу людям" (0.66). По своему содержанию сходство этих мотивов характеризует стремление к творческой самореализации.

Третий фактор определили такие мотивы выбора профессии, как: "возможность командовать другими" (0.69), "сложность профессии" (0.69), "интеллектуальный характер профессии" (0.59). По всей видимости, этот блок мотивов характеризует стремление к самоутверждению.

Мотивация, связанная с материальным благополучием определяет выбор старшеклассниками таких сфер профессиональной деятельности, как экономика, торговля и работа в общественных организациях. В наименьшей степени она определяет выбор сферы религии, здравоохранения, искусства, культуры.

Таким образом, проведенный факторный анализ структуры мотивов выбора будущей профессиональной сферы деятельности у старшеклассников позволяет выявить не только основные мотивационные блоки, определяющие выбор профессии, но и возможности той или иной сферы профессиональной деятельности для удовлетворения соответствующих потребностей учащихся. При этом интересно отметить, что мотивация к творческой самореализации ориентирует учащихся на выбор профессиональных сфер с нежесткой социальной организацией. В то время как мотив самоутверждения ориентирует учащихся на выбор профессиональных сфер, имеющих достаточно жесткую социальную иерархию.

На основании материалов проведенного исследования можно утверждать: несмотря на многочисленные дискуссии и решения по поводу неизбежности и необходимости повышения в условиях перехода к рыночной экономике престижа работников, связанных с производительным трудом в общественном производстве, абсолютное большинство выпускников средней школы по-прежнему ориентированы на продолжение учебы в ВУЗе или техникуме и, соответственно, стремятся заниматься преимущественно умственным трудом.

Выбор ближайших жизненных планов выпускников средней школы тесно связан с включением их в социальную структуру общества. Вхождение в определенную социальную группу влечет за собой приобретение молодым человеком соответствующего статуса, выражающего значимость конкретного вида труда для воспроизводства общественных отношений. Занятия специфической деятельностью, характер социального разделения труда и его содержание детерминируют и уровень развития личности.

Распределение ориентаций на вхождение в различные социальные группы в зависимости от пола опрошенных дало следующие результаты. Девушки в 8 раз чаще, чем юноши, намерены трудиться в качестве рабочих промышленности и транспорта и в четыре раза активнее стремятся работать в коммерческой сфере. А представители "сильного пола" почти вдвое чаще, нежели девушки, ориентируются на социальную группу рабочих торговли, сферы обслуживания и в четыре раза активнее выражают готовность быть служащими сферы управления. Намерения юношей и девушек практически совпадают лишь в отношении вхождения в состав специалистов с высшим образованием.

В целом можно сделать вывод, что на высшее и среднее специальное образование сегодня ориентируются не меньше юношей и девушек, чем прежде. Важно также отметить определенное возрастание престижа краткосрочных курсов для получения профессии. Многие молодые люди успели осознать, что без определенных профессиональных умений и навыков трудно адаптироваться к рыночным отношениям. Общая тенденция такова: растет доля выпускников, получающих после окончания полной средней школы профессиональное образование до начала трудовой деятельности. Однако непрерывные структурные реорганизации, происходившие в последние годы во всех сферах жизнедеятельности общества, в немалой мере способствовали разрушению традиционной системы образования, что приводит к сужению сферы бесплатного образования и уменьшения финансовой поддержки учебных заведений со стороны государства. Кроме того, выяснилось, что проблемой трудоустройства обеспокоены две трети выпускников средней школы.

Формирование планов школьников на ближайшее будущее во многом определяется способностью молодежи ориентироваться в характере и направленности процессов, происходящих в окружающей действительности, возможностью участвовать в воспроизводстве социальной структуры общества. Переход к рыночной экономике влечет за собой быстрый рост диспропорций в оплате труда различных групп граждан (рабочих, служащих, специалистов, предпринимателей и работников коммерческой сферы), что не может не отразиться на приоритетах выпускников средней школы, у которых выбор варианта собственного жизнеустройства существенно зависит от того, на предприятиях какой формы собственности они предпочитают работать. К работе на негосударственных предприятиях тяготеют три четверти выпускников средней школы. Наибольшее доверие молодежи вызывают долевая частная собственность и семейные предприятия. Каждый четвертый предпочитает стать наемным работником в частном секторе, рассчитывая на более высокую оплату труда. Это соответствует фактически сложившемуся положению в нынешних условиях, когда частный капитал сосредоточился в наиболее прибыльных отраслях.

Выпускники средней школы в целом довольно реалистично представляют характер и перспективы развития рыночной экономики в России. Это подтверждается и их оценками личностных качеств, которые должны быть в наибольшей степени развиты у предпринимателя. На первое место было поставлено такое важное нравственное качество человека, как ответственность за дело (83% опрошенных). Далее большинством были названы такие морально-деловые качества, как точное знание экономической ситуации (79%), профессионализм (78%), умение общаться с людьми (77%), ответственность перед партнерами (75%) и покупателями (70%), умение "выкрутиться" из любой ситуации (67%), умение ценить время (65%), ответственность перед сотрудниками (62%), умение зарабатывать большие деньги (52%). Получило определенное признание и умение найти престижную сферу деятельности (46%). На последнее же место выпускники средней школы поставили уважение к закону (42%). Очевидно, в сознании молодых людей уже утвердилось понимание того, что в современной действительности трудно преуспеть, если придерживаться нравственно-правовых норм, применяемых в отношениях цивилизованных людей между собой. И если развитие рыночной экономики в дальнейшем пойдет в том же направлении, то общество столкнется со многими негативными явлениями, вызванными деятельностью вступающих в самостоятельную жизнь носителей подобных взглядов.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Сегодня мы с вами будем изучать профессиональную сферу человека и его отношение к своему профессиональному пути.Как вы считаете, что влияет на выбор профессии человеком? Помните о том, что некоторые люди меняют профессию несколько раз в жизни.

Факторов, влияющих на выбор нами профессии, очень много и они меняются в течение жизни. Но, бывает так, что какой-то фактор приводит к тому, что человек недоволен своим выбором (например, родители настояли на своем), а иногда он же способствует успешной профессиональной самореализации: у человека все получается, он доволен собой и все им довольны.

К факторам выбора профессии можно также отнести следующие:

  • налиие опыта работы;
  • внешняя привлекательность;
  • связи (может быть, и не пошел бы в этот вуз, но – нашлись связи);
  • высокая оплата труда после обучения (многие инженеры во время переходной экономики пошли в предпринимательство, в сферу услуг, в транспортный бизнес и т.п.);
  • средства массовой информации;
  • решение личных проблем (например, человек идет работать инженером, потому что с детства завидовал старшему брату-инженеру);
  • личностные качества (например, демонстративность – для профессии актера)

Этот список можно продолжать и дальше. Сейчас же я вас попрошу самих выявить факторы, повлиявшие на выбор профессии разными людьми. Это нужно для того, чтобы самим понять, какие факторы могут повлиять на вас. Обычно факторы выбора профессии подразделяют на две группы: личностные и биографические. Как и все в человеке, эти группы факторов взаимосвязаны между собой: между ними сложно провести жесткую границу. Тем не менее, к личностным факторам относят:

  • индивидные свойства (физические возможности, здоровье, задатки);
  • свойства личности и черты характера (ответственность, артистичность, коммуникабельность, интересы и др.);
  • свойства школьника как субъекта деятельности (успеваемость, опыт в выполнении каких-либо трудовых операций, ассистирование в каких-либо профессиях и др.);
  • индивидульные особенности (творческая работа, индивидуальные предпочтения в выполнении тех или иных заданий, индивидуальный стиль деятельности, хобби).

Например, личностные факторы профессионального самоопределения некоего Василия Ф. могут быть описаны следующим образом.

Десятиклассник Василий Ф. занимается несколькими видами спорта и в каждом из них достигает определенных успехов, выступает за школу по легкой атлетике, обладает авторитетом среди товарищей и ему симпатизируют учителя. Учится на «3» и «4» – и своей успеваемостью доволен. Говорит: «Главное, чтобы не “2”!». Часто не выполняет домашние задания. Особо тяжело даются точные дисциплины, а также те учебные предметы, в которых нужно проявлять усидчивость, сосредоточенность (русский язык). Очень общителен, легко устанавливает контакт с разными людьми. Зависим от общественного мнения: несколько раз ходил драться «стенка на стенку» просто – за компанию. Любит путешествовать с родителями. Часто ходит на дискотеки с друзьями. Также любит играть в компьютерные игры. Кроме спорта устойчивых интересов нет. Один месяц подрабатывал курьером в фирме отца – не понравилось: нужно рано вставать в каникулы. Думает, что будет поступать в институт, но не знает, в какой. К занятиям по профориентации относится несерьезно: говорит, что ему рано об этом думать. Вредных привычек нет. Любимые учебные предметы: география, история и физкультура. Первые два, по его словам, – потому что интересно рассказывают, а третий – потому что все легко получается. Родители, учителя и одноклассники о Василии отзываются по-доброму, считают его хорошим человеком.

Мы сможем сделать вывод о том, что личностно Василий не «дорос» даже до уровня интересов. Поэтому мы можем прогнозировать у него сложности в осмыслении выбора профессии: скорее всего, будет поступать учиться или работать туда, куда его убедят поступать либо родители, либо одноклассники, либо учителя. Также, мы можем предполагать трудности в освоении профессии. Хотя есть и положительные стороны: успехи в спортивных занятиях говорят об определенном уровне развития волевых качеств, умении достигать цели «через не хочу», а его способность устанавливать контакт с людьми поможет адаптироваться в рабочем коллективе.

Уже на основе первичного анализа личностных факторов можно порекомендовать педагогу, работающему с Василием, больше вовлекать его в анализ различных профессиограмм, обсуждение факторов выбора профессии и – вместе с классным руководителем и родителями, – искать возможность выполнения Василием разовых профессиональных заданий.

Что касается ограничений, то одно мы можем сказать точно: Василию сложно будет работать в тех профессиях, где требуется уединение, усидчивость, длительная сосредоточенность.

Итак, к личностным факторам профессионального выбора (или профессиональной биографии) относят разноуровневые характеристики будущего работника, так или иначе проявляющиеся в социальной жизни и имеющие отношение к выполнению профессиональных обязанностей.

Биографические факторы выбора профессии

К биографическим факторам профессиональной самореализации обычно относят следующие:

  • Семейные факторы (профессиональная преемственность в семье, профессия членов семьи и близких, семейные легенды и мифы, так или иначе связанные с профессиональным миром, ожидания какого-либо из членов семьи, значимых для оптанта, и др.).
  • Событийные факторы (расположение какого-либо предприятия рядом с домом, встреча с интересным человеком – представителем той или иной профессии, событие в жизни, имеющее отношение к той или иной профессии: например, один врач рассказывал, что решил стать врачом, потому что несколько лет ухаживал за больной бабушкой).
  • Факторы престижа. В разные исторические периоды обществом выделяются те или иные профессии, которые становятся престижными. Например, профессия экономиста не была столь престижной в 70-е годы двадцатого века, как в девяностые годы. И, наоборот, профессия учителя в 70-е годы была более престижна, чем в 90-е годы.
  • Ближайшее окружение. Некоторые делают свой профессиональный выбор под воздействием своих друзей, любимых учителей и знакомых. Этот фактор может оказать плохую услугу в тех случаях, когда отсутствуют личностные предпосылки для выбора профессии, есть определенные ограничения. В ситуациях, приведенных в прошлой лекции, описан как раз такой случай влияния фактора «за компанию».
  • Экономический и политический факторы. Иногда выбор профессионального учебного заведения и вообще профессионального пути человека основывается на необходимости зарабатывать деньги для своей семьи, а также на событиях и направлениях текущей политики. В переходный для нашей страны период очень многие люди сменили свое поприще именно под воздействием указанных факторов.

Приводим пример описания биографических факторов выбора профессии.

Родители Василия Ф. имеют высшее экономическое образование. Отец возглавляет организацию, занимающуюся выпуском рабочей одежды, а мама руководит проектным отделом в строительной фирме. Они планируют, что сын поступит в вуз – либо сам, на бюджетное отделение, либо на платной основе. Много средств вкладывают в развитие ребенка (он – единственный в семье): театры, заграничные поездки, оздоровительные мероприятия и т.д. В детстве Василий много времени проводил с бабушкой, которая не имела высшего образования и до пенсии работала медсестрой. Он очень переживал ее уход из жизни. У Василия есть определенные обязанности по дому, которые он беспрекословно выполняет. Дружит с несколькими ребятами – в основном, из класса.

Каждый год получает какие-то спортивные призы на соревнованиях разного уровня, в том числе и международного. На фоне этих успехов привык, что учителя закрывают глаза на некоторые недочеты в учебе. Как уже говорилось ранее, имел опыт работы курьером в фирме отца.

Каждый из указанных факторов может сам по себе оказать влияние на выбор профессии. Окончательной классификации факторов, видимо, не существует: каждый из предложенных разрядов и указанных факторов может быть детализирован и разбит на несколько подфакторов. Так или иначе, нам необходимо ориентироваться в них, чтобы организовать работу по их анализу для старшеклассников.

Мифы профессионального самоопределения

Особым фактором при выборе профессии являются так называемые мифы профессионального самоопределения. Эти самые мифы могут внести дополнительное напряжение в ситуацию профессионального выбора, а также – дезориентировать молодого человека.

Вообще, мифы – это система устоявшихся представлений, выраженных в определенных социальных сюжетах, но не имеющих объективной основы. Психологический смысл мифов заключается в снятии напряжения, связанного с неопределенностью. При нехватке информации, с одной стороны, и высокой актуальности проблемы, с другой стороны, некоторые люди склонны заполнять «пробелы» своими умозаключениями, выраженными в некоторых сюжетах. Эти сюжеты часто повторяются, передаются из уст в уста средствами массовой информации, – и в итоге мифы становятся реальностью, с которой уже невозможно спорить. И именно в этом трагическая суть мифов – они не побеждаются логикой или статистикой. Они побеждаются только другими сюжетами, которые, в свою очередь, являются более близкими к реальности. Разберем подробнее мифы, возникающие вокруг профессионального самоопределения.

Миф о потере года (лет)

Все мы с ним сталкивались. После окончания обучения в школе многих обуревает страх «не поступить», «не устроиться». Этот страх молодые люди и их родители обосновывают тем, что «если не поступишь, потеряешь время». С точки зрения логики, нельзя «потерять время». Даже если не устроился после школы в ту сферу, в которую хотел, ты, тем не менее, продолжаешь жить, думать, общаться, пробовать свои силы на том или ином поприще. Нет никакой взаимосвязи между успешностью профессиональной самореализации и отсутствием так называемых «потерянных лет». Более того, иногда люди, получившие время для «обдумывания житья», некоторым образом на время выскочившие из колеи, делают более осмысленный профессиональный выбор, что выражается в значительном увеличении скорости освоения профессии.

Миф об индивидуальной ответственности за профессиональный выбор

Некоторые молодые люди во время профессионального выбора буквально «дух испускают» от груза ответственности, который на них давит: «Все в твоих руках: если у тебя не получится, виноват в этом будешь только ты!» С одной стороны, такая точка зрения некоторых юношей и девушек мобилизует, но часто она носит разрушительный характер. Поскольку все мы «сделаны» из других людей, то и наш профессиональный выбор – это не только наша заслуга. В нем явно и неявно участвуют наши родители, учителя, да и все общество в целом. Более того, ведь могут иметь место и случайные факторы: болезнь, неудачный билет на экзамене и др. Неужели все это нужно принимать на свой счет?!

Миф о единственном правильном профессиональном пути

Этот сюжет в чем-то схож с предыдущим. Некоторые люди считают, что есть какой-то неведомый им профессиональный путь, какое-то скрытое (почему-то всегда скрытое!) предназначение, которое нужно рассмотреть, выявить и реализовать! Исследования показывают, что наибольшее чувство профессиональной удовлетворенности испытывали как раз те, кто достаточно часто (раз в пять-семь лет) менял в своей жизни профессиональное поприще. Достаточно попросить ребят принести по одной профессиональной биографии, записанной со слов своих родных и близких, чтобы они осознали нереальность этого мифа.

Миф о независимости профессионального выбора

Осуществляя профессиональный выбор, человек не только определяет направление своей занятости в ближайшие несколько лет, но и определяет содержание своих социальных контактов: круг общения, сферу сопутствующих работе интересов и, в целом, мировоззрение, стоящее за выполнением профессиональных обязанностей. Представление о профессии как о варианте школьных уроков, которые отличаются от них наличием зарплаты и «взрослыми» отношениями, значительно сужает истинное положение дел.

Поэтому те, кто делают выбор, основываясь лишь на внешних факторах (зарплата, престиж), могут испытать серьезные проблемы в период профессионального обучения и адаптации, потому что так называемый профессиональный «бэкграунд» – то, что сопровождает выполнение профессиональной деятельности: круг общения, интересы, стиль коммуникации, преобладающий стиль мышления и др. – может вступить в серьезные противоречия с установками личности. Например, одна девушка, получившая образование финансового менеджера, так и не смогла стать своей в этой профессии именно по причине конфликта между установками, принятыми в ее семье (родители и бабушки-дедушки – учителя и врачи) и внеличностным характером профессии финансового менеджера. В последствии она, хотя и осталась работать в своей корпорации, но, пройдя переподготовку, сменила вид работы: стала менеджером по организационному развитию, что больше подходило к присущей ее личности гуманистической направленности.

Миф о связи личного счастья и успешного профессионального выбора

Действительно, это – миф. Можно сделать осмысленный профессиональный выбор, достичь определенных успехов в профессии и быть нереализованным в личном и семейном планах. Современные молодежные сериалы: «Беверли Хиллз 90210», «Мерлоуз Плейс» и многие другие показывают примеры удачливых в профессии людей, но абсолютно незрелых и нереализованных в личностной сфере. Важно, чтобы вы понимали, что успешная карьера не дает никаких гарантий личностного развития. А человек так устроен: если он не реализуется равномерно по всем направлениям, в конце концов, одно из направлений «перевешивает» и работник либо превращается в трудоголика, либо профессионально выгорает.

Работа с биографиями помогла нам понять, что выбор профессии – сложный процесс и нельзя точно сказать, что какой-то фактор приведет к успешной реализации. Между тем, молодые люди не всегда это понимают и на пороге профессионального выбора испытывают отрицательное давление предрассудков, сложившихся в нашем обществе. Их называют «мифами» профессионального самоопределения. Мифы – это распространенные верования, не имеющие твердой основы под собой, но разделяемые большинством. Поэтому предрассудки, связанные с профессиональным выбором, мы и называем мифами. Они часто приводят к излишнему стрессу, конфликтам и неудачному профессиональному выбору.

Завершающий этап

Краткое обсуждение результатов работы. Учащиеся отвечают на вопрос: «Что явилось для вас самым главным на сегодняшнем занятии?». Они могут на отдельном листке написать 5 основных мыслей (личных!), которые возникли у них во время урока. Педагог таким образом сможет получить обратную связь, а учащиеся – подвести свой индивидуальный итог занятия. Если остается время, то можно провести небольшую игру (например, «Кто назовет больше всего профессий на какую-нибудь букву русского алфавита?»).

Организационное завершение.

Домашнее задание: «Напишите профессиональную биографию кого-нибудь из своих близких и принесите к следующему уроку».

Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом. Однако перед тем как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли "кем быть" и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы.

С чего начинается выбор профессии?

Разговор о профессии начинается с самого детства. Уже у маленьких детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то - учителем, мальчишкам нравятся летчики, космонавты, а кто-то даже отвечает, что желает стать Президентом. Стоит отметить, что даже игры, в которые играют дети, отражают интересы детей, где они или лечат кого-то, или что-то строят, готовят и так далее.

У кого-то и осуществляются детские мечты, а кто-то много раз меняет свое мнение по поводу того или иного вида деятельности. Если же ребенок сильно увлечен чем-то, ему нужно помогать развивать свои способности в этой сфере, подсказывать и направлять в нужном направлении.

В современном мире появляется множество разных профессий. Благодаря компьютеризации увеличился выбор специализаций. Появилась возможность работать не только в офисе, но и удаленно, например, дома за компьютером по Интернету. Чтобы иметь более четкое понятие о разнообразии профессий, можно разделить их на определенные группы.

Основные классификации профессий

Можно выделить типы, группы и отделы профессий.

Типы профессий определяются по предмету труда :

  • знаковые системы;
  • природа;
  • техника;
  • художественный образ;
  • человек.

Распределение профессий по группам осуществляется, исходя из условий труда:

  • бытовой микроклимат;
  • моральная ответственность;
  • необычность;
  • открытый воздух;
  • экстремальность.

В зависимости от средств труда выделяются следующие отделы профессий:

  • автоматические;
  • механические;
  • ручные;
  • теоретические;
  • функциональные.

Проблема выбора профессии

Будущая профессия является основным звеном для осуществления нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно выбирать профессию именно ту, где можно проявить себя с хорошей стороны, быть нужным для общества. Проблема выбора состоит в том, что на данный момент существует огромное количество профессий, среди которых нужно выбрать лишь одну.

Факторы

Факторы выбора профессии принято выделять внешние и внутренние. Рассмотрим подробнее и те и те.

Внешние факторы подразумевают место профессии на рынке труда, заработную плату, мнение и отношение окружающих к данному виду деятельности. Особую роль играет престиж профессии. Однако это может вызывать определенные сложности при дальнейшем трудоустройстве из-за большого количества специалистов одной и той же отрасли.

Внутренние факторы подразумевают способности самого человека, который стоит перед выбором, кем стать.

Внешние факторы, влияющие на выбор профессии

Востребованность, которая тоже относится к внешним факторам, характеризуется нестабильностью. Профессии, которые пользуются спросом на сегодняшний день, могут быть невостребованными через некоторый промежуток времени.

Хоть и к заработной плате особое отношение, следует учитывать тот факт, что сама профессия не может гарантировать высокого заработка. Тут также нужно рассматривать возможность карьерного роста. Так как, будучи представителями одной профессии, кто-то может находиться на высокой должности и иметь хороший доход, а кто-то, наоборот, занимать низкую должность и получать небольшую зарплату.

Необходимо оценивать реальную возможность в получении профессии. Здесь немаловажную роль имеет финансовое положение, так как при поступлении сложно попасть на бюджетную форму обучения.

Внутренние факторы, влияющие на выбор профессии

От характера и личностных качеств зависит то, каким специалистом он станет. Не стоит ставить планку выше своих возможностей. Не стоит окунаться с головой в медицину, если химия и биология являлись сложными и непонятными предметами. Хороший программист не получится из того, кто не дружил с математикой и информатикой. Учитель без творческих способностей, терпеливости и любви к детям обречет себя на душевное расстройство.

Следует заниматься тем, где можно действительно применить все необходимые знания. Работа должна доставлять удовольствие и быть интересной для самого работника не только с ее материальной стороны, но и содержания.

Роль школы при выборе профессии

Проблема выбора профессии должна рассматриваться и в самой школе. Здесь как нигде проявляются способности учеников, оцениваются их знания, прослеживается уровень коммуникабельности в общении со сверстниками и учителями.

Классный руководитель должен посвящать этой теме не один классный час. Выбор профессии очень сложен для ребенка, ведь пока его шаги контролируются родителями и учителями. Здесь, все же, принять решение стоит самостоятельно, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Определение будущей профессии требует немало времени. Для этого в школах проводятся специальные занятия для профориентации, предлагается заполнять анкеты, направленные на изучение способностей и предпочтений учеников. Учащиеся пишут эссе на тему «Моя будущая профессия». Все это делается для того, чтобы помочь каждому ученику в этом нелегком выборе, направив его на верные действия.

«Моя будущая профессия» - сочинение, где должны быть описаны желания и взгляды на ту или иную деятельность конкретного ребенка. Это первый шаг, чтобы начать разговор с ребенком о том, кем ему можно стать, реально оценив все его качества, умственные способности и интересы. Перед этим заданием учителю необходимо дать четкие указания, как писать эссе на тему «Моя будущая профессия». Важно донести значимость темы и объяснить, зачем она дается для написания.

«Моя будущая профессия» - сочинение, за которое недостаточно поставить просто отметку.

Роль родителей при выборе будущей профессии ребенка

Родители - люди, которые знают своего ребенка с пеленок, которые видели, как он развивался, что ему нравилось с самого детства. На протяжении всего времени они присутствовали рядом и вместе решали какие-то проблемы. Они лучше всех могут охарактеризовать свою дочь или сына и сказать, в какой сфере их ребенок мог бы добиться успеха.

Конечно, родители должны часто разговаривать с детьми об их будущем. Будущая профессия играет очень важную роль в жизни человека, поэтому бросать ребенка один на один с выбором, кем стать, нельзя. Родителям следует вместе с детьми анализировать ситуацию в мире, определяться заранее. Это необходимо для того, чтобы в школе можно было уделять должное внимание тем предметам, которые в дальнейшем будут необходимы при поступлении. Если позволяет финансовое положение - прибегнуть к помощи репетиторов, приобрести все необходимые книги для изучения.

На сегодняшний день существует огромное количество специализированных курсов, где детям помогают заполнить пробелы в знаниях по определенным школьным предметам. Здесь более досконально изучается то, что может не объясняться в школе. Курсы английского языка - отличный вариант для тех, кому язык необходим в дальнейшем. Все это, конечно, не бесплатно, однако если финансы позволяют - это будет очень разумное вложение.

Наиболее востребованные профессии

Будущая профессия должна соответствовать требованиям современного общества, поэтому при выборе необходимо изучить спрос на тех или иных специалистов. Востребованные профессии будущего, а точнее некоторые из них, представлены ниже.

Так как с каждым годом производство все более развивается, обществу необходимы будут инженеры, особенно химической, нефтедобывающей промышленности.

Так как без компьютеров практически невозможно представить современного человека, то специалисты ИТ будут всегда пользоваться спросом.

В последнее время должное внимание уделяется экологии окружающей среды, поэтому работники в этой сфере будут нужны всегда.

Профессионалы в области красоты, здоровья и развлечений - люди, без которых нельзя представить мир.

Строительство постоянно развивается. Оно нуждается как в рабочей силе (иными словами в строителях), так и в архитекторах.

Куда пойти учиться?

После окончания школы учащихся ждет новая ступень. Эта ступень может быть как поступление в колледжи, училища, так и в высшие учебные заведения. В первые заведения можно поступить после 9 классов, соответственно, выйти раньше на работу и зарабатывать деньги. Если есть желание получить высшее образование после колледжа или училища, то можно одновременно работать и учиться заочно. Этот путь обычно выбирают те, кто хочет скорее стать материально независимым от родителей, или те, кто просто нуждается в деньгах.

Поступление в высшее учебное заведение требует тщательной подготовки, которую следует начинать как минимум за полгода до поступления. Чтобы обучаться на бесплатной форме обучения, необходимо успешно сдать вступительные экзамены. К сожалению, не все получают шанс обучаться бесплатно, обладая при этом очень хорошими знаниями. При поступлении в высшее учебное заведение нужно быть готовым, что вам предложат обучаться за собственный счет. Из этого следует, что получение заветного диплома будет стоить немалых денег.

Подводя итог, нужно сказать, что человек, определяясь по поводу будущей профессии, должен быть на сто процентов уверен, что это именно то, что ему нужно, именно то, что будет доставлять ему положительные эмоции. Спонтанность в этом деле не к месту.

Беспалова Светлана

8 факторов выбора профессии по Е.А. Климову:

  1. Позиция старших членов семьи
    Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
  2. Позиция товарищей, подруг
    Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
  3. Позиция учителей, школьных педагогов
    Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
  4. Личные профессиональные планы
    Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
  5. Способности
    О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
  6. Уровень притязаний на общественное признание
    Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
  7. Информированность
    Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
  8. Склонности
    Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.

Мотивы,определяющие выбор профессии психолога,и факторы, влияющие на этот выбор. Мотивация при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль.

Факторы, влияющие на выбор профессии

При выборе будущей профессии, в ходе профессионального обучения и в дальнейшем процессе становления профессионала в условиях выполнения им трудовой деятельности, повышения квалификации, постдипломного обучения, построения карьеры и достижения профессиональных успехов, – на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных.
Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).
Субъективные факторы – это имеющиеся у данного, конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.
Теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала. Таковыми являются профессиональная пригодность и пригодность профессии. Так, довольно часто в ходе профессионального обучения и набирания профессионального опыта человек как бы «подстраивается» к профессиональным требованиям, изменяет, преобразует и развивает самого себя до уровня заданных в профессии требований. Реализуется и другой «путь» в профессии: когда человек «подстраивает», точнее, перестраивает систему профессиональных требований под собственную индивидуальность и тем самым создает, в принципе, новую профессию. Термин «профессиональная пригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны «приспособления» его к объективным профессиональным требованиям.
Рассматривая выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии – того, что выбирают и субъекта – выбирающего.
Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:
- социально-экономический (краткая история профессии, её роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);
- производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);
- санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);
- психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).



намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
1)позициястарших,семьи:
Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.
Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

2)позициясверстников:
дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решающим впрофессиональном самоопределении. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3)позицияшкольногопедагогическогоколлектива(учителя, классного руководителя и т.д.):
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной
деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д., опытный педагог знает много такого о своих учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от вас самих;
4)личныепрофессиональныеижизненныепланы
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

5)способностииихпроявления:
способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

6)притязаниенаобщественноепризнание;
планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний;

7)информированностьотойилиинойпрофессиональнойдеятельности;
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними;

8)склонности.
Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной.

4)Надситуативная активность как важнейшее условие профессионального сомоопределения. Согласно исследованиям В.А. Петровского и А.Г. Асмолова можно выделить: надситуативную активность – готовность человека не только самостоятельно и осознанно совершать различные действия и поступки, но и стремится к новому, незапланированному в рамках уже осуществляемой деятельности, а также неадаптивную активность – готовность не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные цели и смыслы уже в процессе своей деятельности.

Понятие «самоопределение» предполагает самостоятельность человека, где важную роль играет внутренняя активность самоопределяющейся личности. Само слово самоопределение означает активный поиск возможного развития личности, формирование себя как коллективного участника сообщества профессионалов. Это не кратковременное явление, а длительный процесс самопознания и саморазвития, неотъемлемый элемент становления специалиста-профессионала.

Важное значение профессиональное самоопределение имеет уже в школьные годы, особенно в старших классах. У старшеклассников в течение предшествующих лет развития складывается определённое отношение к различным областям труда, представление о ряде профессий, оценка своих возможностей и способностей. Подросток уже может ориентироваться в социально-экономических ситуациях, способен перебирать альтернативные варианты выбора профессии. На основе этого у него формируется состояние внутренней готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.

Профессиональное самоопределение уместно понимать как деятельность человека, принимающего то или иное решение в зависимости от его развития как субъекта труда. Таким образом, заключительным циклом профессионального самоопределения является его личностный профессиональный жизненный план (профессиональный старт).

Необходимым результатом деятельности по профессиональному самоопределению должно стать отчётливое осознание факта, что «профессию выбрал сам.

5)Состояние «потока» как постоянно действующий мотив приверженности профессии. Условия вхождения в состояние «потока» и его дальнейшего поддержания. Поток, потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), - психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. Концепция потока предложена МихаемЧиксентмихайи, в неё входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Следует отметить, что потоковое состояние не является уникальным состоянием, его испытывают многие ученые, исследователи, успешные бизнесмены, руководители и рядовые люди. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек. Это состояние часто описывается исследуемыми как ощущение получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенностью в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения. У исследуемых в потоковом состоянии повышаются показатели усваиваемости информации, активизируется память, способности к анализу информации, наблюдается легкая форма беспокойства, в связи с повышенной активностью. Окружающими человек вне потокового состояния и в потоке часто воспринимается как два разных человека.

Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:

Ясные цели (различимые ожидания и правила).

Концентрация и фокус внимания - высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).

Потеря чувства самоосознания - слияние действия и осознанности.

Искажённое восприятие времени.

Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).

Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложностью задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).

Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.

Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: