Киевская русь возникла в веке. Киевская Русь: образование и история

Киевская Русь впервые образовалась на землях современной России, Украины и Белоруссии, ею правила династия Рюриковичей, и с середины девятого века до 1240 года русское государство было сосредоточено вокруг города Киева. Киевскую Русь населяли восточные славяне, финны и народы Балтии, которые жили на территориях вдоль Днепра, Западной Двины, Ловати, Волхва и в верховьях Волги.

Все эти народы и территории признали династию Рюриковичей как их правителей, а после 988 года формально признали и христианскую церковь во главе с митрополитом в Киеве. Киевская Русь была разрушена монголами в 1237-1240 годах. Эпоха Киевской Руси считается в истории этапом формирования современных Украины и России.

Процесс формирования русского государства является предметом споров историков-норманистов. Они утверждают, что ключевую роль в создании Руси сыграли скандинавские викинги. Их взгляд основывается на археологических свидетельствах скандинавских путешественников и торговцев в регионах северо-западной России и верхней Волги с VIII века.

Он также опирается на отчет в Первичной хронике, составленный в XI и начале XII веков, в котором сообщается, что в 862 году племена славян и финнов в окрестностях рек Ловат и Волхов пригласили варяга Рюрика и его братьев на свои земли навести порядок. Рюрик и его потомки считаются основателями династии Рюриковичей, правившей Киевской Русью. Анти-норманисты занижают роль скандинавов как основателей государства. Они утверждают, что термин Русь относится к полянам - славянскому племени, которое жило в районе Киева, и что свою собственную политическую структуру организовали сами славяне.

Ранние годы Киевской Руси

Согласно Первой хронике, непосредственными преемниками Рюрика были Олег (годы правления 879 или 882-912 гг.), который был регентом сына Рюрика Игоря (годы правления 912-945 гг.); жена Игоря Ольга (регент при малолетнем сыне Святославе в 945-964) и их сын Святослав Игоревич (правил в 964-972). Они установили свою власть над Киевом и окружающими племенами, включая кривичей (в районе Валдайских холмов), полян (вокруг Киева на реке Днепре), древлян (к югу от реки Припять, притока Днепра) и вятичей, населявших земли вдоль Оки и Волжских рек.

Рюрики с X века не только отняли подчиненные территории и дань с них у Волжской Булгарии и Хазарии, но и проводили агрессивную политику в отношении этих государств. В 965 году Святослав начал кампанию против Хазарии. Его предприятие привело к краху Хазарской империи и дестабилизации нижней Волги и степных территорий к югу от лесов, населенных славянами.

Его сын Владимир (князь Киевский в 978-1015), покоривший радимичей (восточнее Верхнего Днепра), напал на волжских булгар в 985 году; соглашение, которого он впоследствии достиг с булгарами, стало основой для мирных отношений, которые продолжались столетие.

Ранние Рюриковичи также выручали своих соседей на юге и западе: в 968 году Святослав спас Киев от печенегов - степного племени тюрков-кочевников. Однако он собирался установить контроль над землями на реке Дунай, но византийцы вынудили его отказаться от этого. В 972 году его убили печенеги, когда он возвращался в Киев. Владимир и его сыновья много раз воевали с печенегами, построили пограничные форты, чем серьезно уменьшили угрозу для Киевской Руси.

Наследники Рюрика и власть в Киевской Руси

Вскоре после смерти Святослава его сын Ярополк стал князем Киевским. Но между ним и его братьями разразился конфликт, который побудил Владимира бежать из Новгорода, города, которым он правил, и собрать армию в Скандинавии. По возвращении в 978 году он первым делом породнился с князем Полоцким, одним из последних правителей восточных славян не из Рюриковичей.

Владимир женился на его дочери и усилил войском князя свою армию, с которой он победил Ярополка и захватил трон Киева. Владимир переиграл и своих братьев, и конкурирующих правителей соседних держав, не-Рюриковичей, получив для себя и своих наследников монополию на власть во всем регионе.

Князь Владимир принял решение о крещении Киевской Руси. Хотя христианство, иудаизм и ислам давно известны на этих землях, и Ольга лично приняла христианство, население Киевской Руси оставалось языческим. Когда Владимир принял трон, он попытался создать единый пантеон богов для своего народа, но вскоре отказался от этого, выбрав христианство.

Отказавшись от своих многочисленных жен и наложниц, он женился на Анне, сестре византийского императора Василия. Патриарх Константинопольский назначил митрополита для Киева и всей Руси, а в 988 году византийское духовенство крестило население Киева на Днепре.

После принятия христианства Владимир послал своих старших сыновей управлять разными частями Руси. Каждого князя сопровождал епископ. Земли, управляемые князьями Рюриковичами и подчиненные Киевской церкви, составляли Киевскую Русь.

Структура государства Киевская Русь

В течение XI и XII веков потомки Владимира развивали династическую политическую структуру для управления все увеличивающимся царством. Однако в этот период существуют разные характеристики политического развития государства. Одни утверждают, что Киевская Русь достигла своего апогея в XI веке. В следующем столетии произошел спад, отмеченный появлением мощных автономных княжеств и войной между их князьями. Киев утратил свою централизующую роль, а Киевская Русь распалась перед монгольским нашествием.

Но есть мнения, что Киев не переставал быть жизнеспособным. Некоторые утверждают, что Киевская Русь сохраняла свою целостность в течение всего периода. Хотя она становилась все более сложным государством, содержащим многочисленные княжества, которые конкурировали в политическом и экономическом секторах, династические и церковные связи обеспечивали им сплоченность. Город Киев оставался признанным политическим, экономическим и церковным центром.

Создание эффективной политической структуры стало постоянной проблемой для Рюриковичей. В XI и XII веках княжеская администрация постепенно заменила всех других правителей. Уже во времена правления Ольги ее официальные лица стали заменять вождей племен.

Владимир распределил регионы между своими сыновьями, которым он также делегировал ответственность за сбор налогов, защиту дорог и торговли, а также за местную оборону и территориальную экспансию. У каждого княжича была своя дружина, которая поддерживалась налоговыми поступлениями, коммерческими сборами и добычей, захваченной в бою. Они также обладали полномочиями и средствами нанимать дополнительные силы.

«Русская правда» — свод законов Киевской Руси

Однако, когда Владимир умер в 1015 году, его сыновья занялись борьбой за власть, которая закончилась только после того, как четверо из них умерли, а двое других, Ярослав и Мстислав, разделили царство между собой. Когда умер Мстислав (1036 г.), Ярослав стал полностью контролировать Киевскую Русь. Ярослав принял закон, известный как «Русская правда», который с поправками оставался в силе всю эпоху Киевской Руси.

Он также попытался привести в порядок династические отношения. Перед смертью он написал «Завещание», в котором он передал Киев своему старшему сыну Изяславу. Сына Святослава он поставил в Чернигов, Всеволода в Переяславль, а в малые города - младших сыновей. Он велел всем им слушаться старшего брата как отца. Историки считают, что «Завещание» заложило основу прееемственности власти, которая включала в себя принцип передачи власти по старшинству среди князей, так называемый лестничный порядок (когда власть передается самому старшему родственнику, не обязательно сыну), удельную систему владения землями побочными ветвями наследников и династическую власть Киевской Руси. Назначив Киев старшему княжичу, он оставил Киев центром государства.

Борьба с половцами

Эта династическая система, благодаря которой каждый князь держал связь со своими непосредственными соседями, служила эффективным средством защиты и расширения Киевской Руси. Он также поощрял сотрудничество между князьями, если возникала опасность. Нашествиям половцев, тюркских кочевников, которые переместились в степь и вытеснили печенегов во второй половине XI века, противостояли согласованные действия князей Изяслава, Святослава и Всеволода в 1068 году. Хотя половцы победили, они отступили после очередной встречи с силами Святослава. За исключением одной пограничной стычки в 1071 году, они воздерживались от нападения на Русь в течение следующих двадцати лет.

Когда половцы возобновили боевые действия в 1090-х годах, Рюриковичи находились в состоянии междоусобных конфликтов. Их неэффективная защита позволила половцам добраться до окрестностей Киева и сжечь Киево-Печерскую лавру, основанную в середине XI века. Но после того, как князья договорились на съезде в 1097 году, они смогли вытеснить половцев в степь и разбили их. После этих военных кампаний на 50 лет установился относительный мир.

Рост династии Рюриковичей и борьба за власть в Киевской Руси

Однако династия разрасталась, и система преемственности требовала пересмотра. Путаница и постоянные споры возникали в связи с определением старшинства, прав побочных ветвей на уделы. В 1097 году, когда междоусобные войны стали настолько серьезными, что они ослабили защиту против половцев, княжеский съезд в Любече решил, что каждый удел в Киевской Руси станет наследственным для определенной ветви наследников. Исключением были только Киев, который в 1113 году вернулся к статусу династического владения, и Новгород, который к 1136 году утвердил право выбора своего князя.

Съезд в Любече упорядочил преемственность киевского престола на следующие сорок лет. Когда Святополк Изяславич умер, его двоюродный брат Владимир Всеволодович Мономах стал князем Киевским (1113-1125). Его сменили сыновья Мстислав (правил в 1125-1132) и Ярополк (правил в 1132-1139). Но Любечский съезд также признал разделение династии на отдельные ветви и Киевскую Русь на различные княжества. Наследники Святослава правили Черниговом. Галицкое и Волынское княжества, расположенные к юго-западу от Киева, приобрели статус отдельных княжеств в конце XI и XII веков, соответственно. В XII веке Смоленск, расположенный к северу от Киева в верховьях Днепра, и Ростов-Суздаль, к северо-востоку от Киева, также стали могущественными княжествами. В северо-западной части царства доминировал Новгород, сила которого основывалась на его прибыльных коммерческих отношениях со скандинавскими и немецкими купцами Балтики, а также на собственной обширной территории, которая простиралась до Урала к концу XI века.

Меняющаяся политическая структура способствовала повторным династическим конфликтам за киевский престол. Некоторые князья, не имея прав на Киев, сосредоточились на развитии своих все более автономных княжеств. Но наследники Владимира Мономаха, которые стали князьями Волынского, Ростово-Суздальского княжеств, Смоленска и Чернигова, стали ввязываться в споры о наследовании, часто вызванные попытками молодых обойти старшее поколение и сократить число князей, имеющих право на престол.

Серьезные междоусобицы произошли после смерти Ярополка Владимировича, который попытался назначить своего племянника преемником и тем самым вызвал возражения со стороны своего младшего брата Юрия Долгорукого, князя Ростово-Суздаля. В результате раздора среди наследников Мономаха Всеволод Ольгович из Чернигова сел на Киевский трон (1139-1146), заняв место на Киевском престоле для своей династической ветви. После его смерти возобновилась борьба между Юрием Долгоруким и его племянниками; она продолжалась до 1154 года, когда Юрий наконец поднялся на киевский трон и восстановил традиционный порядок наследования.

Еще более разрушительный конфликт вспыхнул после смерти в 1167 году Ростислава Мстиславовича, преемника его дяди Юрия. Когда Мстислав Изяславич, князь Волынский из следующего поколения, попытался захватить киевский трон, коалиция князей выступила против него. Во главе с сыном Юрия Андреем Боголюбским он представлял старшее поколение князей, включая также сыновей покойного Ростислава и князей Черниговских. Борьба завершилась в 1169 году, когда войско Андрея изгнало Мстислава Изяславича из Киева и разграбило город. Брат Андрея Глеб стал князем Киева.

Князь Андрей олицетворял растущую напряженность между все более могущественными княжествами Киевской Руси и государственным центром в Киеве. Как князь Владимиро-Суздаля (Ростово-Суздаль), он сосредоточился на развитии города Владимира и бросил вызов первенству Киева. Андрей настойчиво выступал за то, чтобы правители в Киеве сменялись по принципу старшинства. Тем не менее, после того, как в 1171 году умер Глеб, Андрей не смог обеспечить престол другому своему брату. Князь Черниговской линии Святослав Всеволодович (правил в 1173-1194) занял Киевский трон и установил династический мир.

На рубеже веков право на киевский трон ограничивалось тремя династическими линиями: князьями Волыни, Смоленска и Чернигова. Поскольку противники часто были одного поколения, и при этом сыновьями бывших великих князей, династические традиции преемственности не очень точно давали определить, какой князь имел старшинство. К середине 1230-х годов князья Черниговский и Смоленский увязли в длительном конфликте, который имел серьезные последствия. Во время военных действий Киев был разорен еще два раза, в 1203 и 1235 годах. Разногласия выявили расхождение между южными и западными княжествами, которые погрязли в конфликтах из-за Киева, в то время как север и восток были относительно безразличны. Конфликты между князьями-Рюриковичами, усугубленные отсутствием сплоченности частей Киевской Руси, подорвали целостность государства. Киевская Русь оставалась практически беззащитной перед монгольским нашествием.

Экономика Киевской Руси

Когда Киевская Русь только формировалась, ее население состояло в основном из крестьян, которые выращивали злаки, а также горох, чечевицу, лен и коноплю, расчищая лесные территории под поля вырубкой и корчеванием деревьев или выжигая их подсечно-огневым методом. Также они занимались рыболовством, охотой и сбором фруктов, ягод, орехов, грибов, меда и других натуральных продуктов в лесах вокруг своих деревень.

Однако торговля обеспечила экономическую основу Киевской Руси. В X веке Рюриковичи в сопровождении дружин совершали ежегодные объезды своих подданных и собирали дань. Во время одного из таких рейдов в 945 году князь Игорь встретил свою смерть, когда он и его люди, собирая дань с древлян, попытались взять больше, чем полагалось. Киевские князья собирали меха, мед и воск, грузили товары и пленных на лодки, которые также забирали у местного населения, и по Днепру попадали на византийский рынок Херсона. Два раза они предприняли военные походы против Константинополя - в 907 году Олег и в 944 году, менее успешно, Игорь. Договоренности, полученные в результате войн, позволили Руси торговать не только в Херсоне, но и в Константинополе, где они имели доступ к товарам практически из всех уголков известного мира. Это преимущество позволило Киевским князьям Рюриковичам контролировать весь транспорт, движущийся из городов на север к Черному морю и соседним рынкам.

Путь «из варяг в греки» пролегал по Днепру на север в Новгород, который контролировал торговые пути из Балтийского моря. Новгородские товары также везли на восток вдоль верхней Волги через Ростов-Суздаль до Булгарии. В этом центре торговли на Средней Волге, который связывал Русь с рынками Средней Азии и Каспийского моря, русские обменивали свои товары на восточные серебряные монеты или дирхамы (до начала XI века) и предметы роскоши: шелка, стеклянную посуду, тонкую керамику.

Социальные слои Киевской Руси

Установление политического доминирования Рюриковичей изменило сословный состав региона. К крестьянам добавились сами князья, их дружины, слуги и рабы. После введения христианства князем Владимиром наряду с этими сословиями возникло духовенство. Владимир также изменил культурное лицо Киевской Руси, особенно в его городских центрах. В Киеве Владимир построил каменную церковь Пресвятой Богородицы (также известна как Десятинная Церковь), окруженную двумя другими дворцовыми сооружениями. Ансамбль образовал центральную часть «града Владимира», который был окружен новыми укреплениями. Ярослав расширил «град Владимира» построив новые укрепления, которые оказались частью театра военных действий, когда он победил печенегов в 1036 году. В южной стене были установлены Золотые ворота Киева. В пределах охраняемой территории Владимир построил новый комплекс церквей и дворцов, самым впечатляющим из которых был кирпичный собор Святой Софии, где служил сам митрополит. Собор стал символическим центром христианства в Киеве.

Введение христианства встретило сопротивление в некоторых частях Киевской Руси. В Новгороде представители новой церкви бросили кумира бога Перуна в реку Волхов, в результате вспыхнуло народное восстание. Но пейзаж Новгорода быстро изменился со строительством деревянных церквей, а в середине XI века - собора Святой Софии из камня. В Чернигове князь Мстислав построил в 1035 году церковь Преображения нашего Спасителя.

По соглашению с Рюриковичами церковь стала юридически ответственной за целый ряд социальных и семейных актов, включая рождение, брак и смерть. Церковные суды находились в юрисдикции священников и обеспечивали соблюдение христианских норм и обрядов в более крупном сообществе. Хотя церковь получала доход от своих судов, духовенство не слишком преуспело в своих попытках убедить народ отказаться от языческих обычаев. Но в той степени, в которой они были приняты, христианские социальные и культурные стандарты обеспечивали общую идентичность для разных племен, входящих в состав общества Киевской Руси.

Распространение христианства и строительство церквей усилили и расширили торговые отношения между Киевом и Византией. Киев также привлекал византийских художников и ремесленников, которые проектировали и украшали ранние русские церкви и обучали своей манере местных учеников. Киев стал центром ремесленного производства Киевской Руси в XI и XII веках.

В то время как архитектура, мозаичное искусство, фреска и иконопись были видимыми атрибутами христианства, Киевская Русь получала от греков хроники, жизни святых, проповеди и другую литературу. Выдающимися литературными произведениями этой эпохи были «Первоначальная хроника» или «Повесть временных лет», составленная монахами Киево-Печерской лавры и «Проповедь о законе и благодати», составленная (около 1050 г.) митрополитом Илларионом, первым уроженцем Киевской Руси, возглавившим церковь.

В XII веке, несмотря на появление конкурирующих политических центров в пределах Киевской Руси и неоднократных разграблений Киева (1169, 1203, 1235), город продолжал процветать экономически. Его население, которое, по разным оценкам, достигало от 36 до 50 тысяч человек к концу XII века, включало князей, солдат, священнослужителей, торговцев, ремесленников, неквалифицированных рабочих и рабов. Ремесленники Киева производили изделия из стекла, глазурованную керамику, ювелирные изделия, предметы религиозного назначения и другие товары, которые были продавались по всей территории Руси. Киев также оставался центром внешней торговли и все чаще ввозил заграничные товары, примером которых были византийские амфоры, используемые в качестве сосудов для вина, в другие города Руси.

Распространение политических центров в пределах Киевской Руси сопровождалось ростом экономики и увеличением социальных слоев, характерными для Киева. Экономика Новгорода также продолжала торговать с Балтийским регионом и с Булгарией. К двенадцатому столетию ремесленники в Новгороде также освоили эмалирование и фресковую живопись. Развивающаяся экономика Новгорода поддерживала население от 20 до 30 тысяч к началу XIII века. Волынь и Галиция, Ростово-Суздаль и Смоленск, чьи князья соперничали с Киевом, стали гораздо экономически активнее на торговых путях. Строительство кирпичной церкви Божией Матери в Смоленске (1136-1137), Успенского собора (1158 г.) и Золотых ворот во Владимире отражало богатство, сосредоточенное в этих центрах. Андрей Боголюбский также построил собственный дворцовый комплекс Боголюбово за пределами Владимира и отпраздновал победу над волжскими булгарами в 1165 году, построив церковь Покрова рядом с рекой Нерль. В каждом из этих княжеств бояре, чиновники и слуги князей формировали местные землевладельческие аристократии, а также становились потребителями предметов роскоши, произведенных за рубежом, в Киеве и в их собственных городах.

Монгольская империя и распад Киевской Руси

В 1223 году войска Чингисхана, основателя Монгольской империи, впервые достигли степи на юге Киевской Руси. они победили объединенную армию половцев и русичей из Киева, Чернигова и Волыни. Монголы вернулись в 1236 году, когда они напали на Булгарию. В 1237-1238 годах они завоевали Рязань, а затем Владимиро-Суздаль. В 1239 году были опустошены южные города Переяславль и Чернигов, а в 1240 году завоеван Киев.

Падение Киевской Руси произошло с падением Киева. Но монголы не остановились и напали на Галицию и Волынь, прежде чем вторгнуться в Венгрию и Польшу. В низовьях Волги монголы основали часть своей империи, широко известную как . Выжившие князья Рюриковичи отправились в Орду, чтобы заплатить дань монгольскому хану. Хан закрепил за каждым из князей их княжества, за исключением князя Черниговского Михаила - его он казнил. Так монголы закончили распад некогда сильного государства Киевская Русь.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

Предками украинцев являются славяне. Откуда же пошли славяне и как они появились в украинских землях?

Славяне являются автохтонным (коренным) населением Европы индоевропейского происхождения. Индоевропейцы, широко расселившись по Европе и Азии, дали начало многим народам, в том числе и славянам.

Как отдельная этническая общность, славяне сформировались в начале нашей эры. Ряд историков отождествляет славян с венедами. Первые письменные упоминания о славянах (венедах) встречаются у римских авторов 1-11 ст. н.э. - Плиния, Тацита, Птолемея. По мнению большинства ученых, родина славян охватывала территорию от среднего течения Днепра до Вислы.

Отсюда, в II-VII ст. н.э. - в период Великого переселения народов - славяне широко расселились во всех направлениях. В результате славянский этнос распался на три ветви: западных славян, южных и восточных славян. Восточные славяне расселились на территории современной Украины, Беларуси, частично России (Ока, верхнее течение Волги).

Западные славяне дали начало полякам, чехам, словакам, лужицким сербам.

Южные славяне - болгарам, сербам, хорватам, словенцам, боснийцам, македонцам, черногорцам.

Восточные славяне - украинцам, русским, белорусам.

С IV ст. н.э. на территории Украины между Днестром и Северским Донцем расселились племена антов, которые создали государственное объединение (Союз антов) с наследственным вождем, организованным войском и участием населения в политической жизни (вече). Аптский союз имел характер военной демократии. Просуществовал до VII в. н.э. и распался под ударами аваров.

После его распада на территории Украины, где расселились восточные славяне, образовались отдельные племенные объединения, расселение и названия которых известны из летописи «Повесть прошлых лет»: поляне жили около Киева, на Среднем Поднепровье их соседями были северяне ; в глухих лесах жили древляне ; между Припятью и Западной Двиной - дреговичи ; в Прикарпатье - белые хорваты ; вдоль реки Западный Буг были земли волынян и дулебов . В междуречье Днестра и Дуная и Западном Причерноморье жили тиверцы , их соседями были уличи . Северную группу славянских племен составили кривичи, половчане, словены (Верхнее Поволжье, побережье Западной Двины, бассейны озера Ильмень, Чудского озера).

Главным занятием славян было земледелие. Землю обрабатывали плугом с железным лемехом, но чаще деревянной сохой. Наряду с земледелием славяне занимались скотоводством, разводили лошадей, коров, свиней. Занимались сбором меда диких пчел - бортничеством, охотой, рыболовством. Высокого уровня достигли ремесла: кузнечное, ювелирное, обработка камня, ткачество, гончарство.

Важную роль в жизни славян играла торговля. Торговали славяне со своими соседями, с городами Северного Причерноморья (Керчь, Херсон), арабскими странами. Главной торговой артерией был так называемый «путь из варяг в греки», т. е. из Скандинавии до Днепра и по Днепру дальше на юг, через Черное море к Константинополю. Торговали славяне хлебом, скотом, мехами, медом, воском.

В VII-VIII вв. у славян происходит распад первобытнообщинных отношений. Появляется соседская община. Хотя землей владели сообща всем племенем, возникает частная собственность, что привело к возникновению неравенства. Выделяется знать (старейшины родов, вожди с дружинами). Во главе племени стоял князь. У славян были рабы, но рабство было домашнее, патриархальное, так как сфера применения рабского труда была ограниченной. Восточные славяне вели тяжелую, долгую борьбу с кочевыми племенами аваров, печенегов, совершавшими набеги на их земли. Воевали также с хазарами, облагавшими данью покоренные племена славян.

Славяне были язычниками, т. е. обожествляли силы природы. Главными богами были Перун - бог грома - покровитель воинов, Ярило - бог солнца, Велес - бог скота, Моко ш а - богиня плодородия.

Самый древний город восточных славян - Киев - был основан в V в. Вокруг него сформировался самый крупный племенной союз - Полянский. Из древних источников известно о трех государственных группах восточных славян: Куявия_ (Киевская земля, «Куяба»), Славия (обычно здесь называют славянские земли вокруг Новгорода), Артания (возможно, территория северо-восточной Руси).

Восточные славяне стали крупным народообразованием. Они закрепились на определенной территории, достигли истоков государственности, имели свою политическую организацию, хозяйственную жизнь и культурно-бытовые традиции. На этой основе впоследствии формировалась единая древнерусская народность. Со временем занятые восточными славянами территории стали называть Русью, а их - русами. В начале VIII в. поляне и северяне попали в зависимость от Хазарского каганата. В середине IX в. на землях восточнославянских племен появились воинственные скандинавские племена (норманны варяги). Начался новый период истории восточных славян. Предстояла длительная борьба за становление, развитие и сохранение своей государственности.

Киевская Русь

В отечественной научной литературе политическая история Киевской Руси делится на три периода. Первый период - быстрое расширение земель и укрепление государственной деятельности оxватывает 90 лет – с 882 г., когда на престол в Киеве сел Олег, до смерти Святослава в 972 г. Второй период – расцвет Киевской Руси - годы, когда у власти находились Владимир Великий (980-1015) и Ярослав Мудрый (1019-1054). Третий период - раздробленность и гибель Киевской Руси в 1240г. в результате нашествия монголо-татар.

Возникновение Киевской Руси и ее первые шаги тесно связаны с деятельностью первого киевского князя Олега (882 – 912гг.). В 879 г. умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, которого отдал на воспитание своему родственнику Олегу. Последний, как старший в роду, получил всю власть Рюрика, собрал большую дружину и пошел походом из Новгорода в направлении Киева. Будучи талантливым и решительным человеком, Олег на всем пути своего следования подчинял и закреплял за собой территории, которые ранее не принадлежали Новгородскому княжеству. В 882г . он захватил Киев, сделав его своей столицей. В течение ряда лет после покорения Киева его властелин подчинил своему влиянию почти все восточные, северные и южные племена, посадил там своих наместников, закрепил за собой право ежегодных сборов (дани). Часть покоренных племен (северяне, радимичи) раньше платили дань хазарам, теперь они стали платить ее Олегу. Это втянуло его в войну с хазарами, которая закончилась тем, что Олег разрушил все хазарские порты на Каспии.

В 907 г ., находясь в зените славы и могущества, Олег во главе большого войска пошел пешим, конным строем и на 2000 кораблях (по 40 воинов на каждом корабле) походом на Византию и вскоре приступил к осаде Константинополя. Предложив мирное решение конфликта, греки согласились выплатить Киевской Руси большую контрибуцию и подписали с Олегом выгодный для него торговый договор. Договором были установлены беспошлинные торговые отношения Руси с Византией. Русские купцы, прибывая в Константинополь, имели право оставаться там в течение 6 месяцев, получать в это время и на обратный путь съестные припасы и необходимое снаряжение для кораблей. В нем указывалось даже на то, что русским купцам предоставлялось право «мыться в банях сколько хотят». После заключения договора князь Олег и его воины повесили свои боевые щиты на воротах Константинополя и вернулись в Киев с золотом, дорогими тканями, винами и многими другими трофеями. Народ настолько удивился такому успеху Олега, что прозвал его вещим, т.е. кудесником, волхвом.

Второй договор с Византией был заключен в 911 г . посланником Олега как продолжение первого. Этим договором определялись правовые нормы поведения русинов и греков в их взаимоотношениях. Во втором пункте договора, например, было записано, что «если русин убьет христианина, т.е. грека, или христианин - русина, то преступник пусть умрет на месте». Четвертый пункт договора определял меру наказания за воровство. Хозяину украденной вещи разрешалось в случае сопротивления вора «убить его безнаказанно и взять свое назад». Шестой статьей определялась линия поведения сторон в случае кораблекрушения русского или греческого корабля. Договором устанавливался порядок решения проблем, связанных с наследственностью умерших на византийской территории русских купцов, разрешалось русским людям служить в императорском войске. В восьмой статье так было и записано: «Те из русских, которые захотят служить императору греческому, вольны это сделать». Ряд статей касался отношения греческих властей к тем рабам, преступникам, которые бежали из Руси и проживали на греческой территории.

Как и в первом случае, византийский император одарил русских послов золотом, дорогими тканями, организовал для них экскурсии по константинопольским церквам, где им показывали различные богатства и украшения, мощи святых, проповедовали суть христианской веры, прокладывая тем самым ее путь в Киевскую Русь.

Действия князя Олега не были и не могли быть определяющими в исторических процессах того времени. Но как незаурядная личность князь внес существенный вклад в создание, становление и укрепление Киевской Руси. В многочисленных преданиях, дошедших до наших дней, Олег - храбрый воин, хитрый, мудрый государственный деятель. Он распределяет дани, строит города, собирает под одно знамя почти все племена по восточному днепровскому водному пути, впервые соединенными силами совершает дальние походы, не поддается на провокации и хитрости как внешних, так и внутренних своих врагов.

Преемник Олега князь Игорь , сын Рюрика, княжил, как и Олег, более 30 лет (912-945) , но его правление было не столь удачным, как у его предшественника. По традициям правителей Киева, с начала своей деятельности Игорь утверждал свою власть над подчиненными племенами. Первыми против него восстали древляне. Он с дружиной пошел на древлян, и наложил на них дань больше той, которую они платили раньше. Несколько лет ушло у Игоря на присоединение территорий уличей и тиверцев, которые простирались между Днестром и Дунаем. Вел войну с печенегами, защищая свои юго-восточные границы. И только после установления власти в своих землях Игорь смог приступить к широкомасштабным далеким походам, торговым или грабительским, по образцу тех, которые проводил князь Олег.

Когда в 941 г. прекратил действие мирный договор с Византией, Игорь начал морской поход на Константинополь. Для Игоря он закончился катастрофой. С помощью горючей смеси - «греческого огня» - византийцы сожгли русский флот, вынудив киевскую дружину к поспешному бегству. В результате во время переговоров с Византией в 944 г. послы Киева подписали с византийским императором невыгодный для Руси договор, который она должна была безукоризненно выполнять.

После неудачи с Византией князь Игорь попытал счастья на востоке, и здесь ему повезло больше. Многочисленное русское войско, спустившись по Волге вниз, ограбило богатые мусульманские города на Каспии и возвратилось в Киев не с пустыми руками.

Время пребывания князя Игоря у власти - это уже полная консолидация Киевского государства. Под его властью было около 20 «светлых князей русских», возможно, его наместников. Правление Игоря окончилось, как и начиналось, восстанием древлян. Обозленные частыми походами за данью, древляне устроили засаду, в которой и погиб князь со всей своей небольшой дружиной.

Внутренняя и внешняя политика Олега и Игоря способствовали укреплению Киевского государства. Наиболее характерными чертами такой политики стало присоединение новых земель, покорение других славянских племён, защита внешнеторговых интересов, военные походы против соседних государств.

Восстание древлян жестоко подавила вдова Игоря Ольга, которая в связи с несовершеннолетием их сына Святослава, фактически стала великой княгиней (945-964) . Для предупреждения новых народных выступлений, она была вынуждена усовершенствовать нормы феодальных повинностей и провела с этой целью некоторые реформы: определила размеры и время сбора налогов, закрепила за государственной казной исключительное право на владение богатым пушным зверем. Во всех отношениях Ольга предпочитала дипломатию войне. В 957 году она посетила Константинополь, приняла там обряд крещения, установила дипломатические отношения с Византией. Она установила связи с германским императором Оттоном Великим. В 961 г. от Оттона I прибыла миссия с целью приобщить Русь к римско-католическому миру, но успеха не имела. Русь находилась в сфере влияния православной Византии.

В 964 г. новым князем Руси стал Святослав (964-972 гг.). Святослав был больше воином, чем государственным деятелем и политиком. Он с блеском осуществлял тактические операции и разрабатывал продолжительные воен­ные кампании. Святослав присоединил союз племен вятичей, проживавших в междуречье Оки и Волги. Была проведенная реформа управления государством: в крупных городах Руси вместо племенных вождей были посажены для управления сыновья Святослава. Это должно было укрепить княжескую власть и предотвратить процесс обособления территорий бывших союзов племен.

Укрепление государства Святослав усматривал в активной внешней поли­тике. С 965 по 968 гг. князь осуществил успешные походы против Хазарско­го каганата, вследствие которых покорил волжских булгар, окончательно расправился с хазарами, завоевал черкесов на Северном Кавказе, укрепил господство на Таманском полуострове (Тмутаракань). Угроза с Востока и Юго-Востока была сня­та, а русские купцы могли свободно торговать на Дону и Волге.

В течение 968-971 гг. войска Святослава успешно воевали с Византийской импе­рией и присоединили к своему государству часть земель Придунавья. Однако византийская ар­мия выступила против Святослава и окружила русичей под Доростолом. В конце июля 971 г. они заключили мир

Активная политика Святослава на юге и востоке учитывала и борьбу с кочевы­ми ордами печенегов. Но в 968 г. печенеги внезапно напали на Киев. Поспешное возвращение князя позволило отогнать кочевников. Беспрерывно воюя, Свято­слав забросил государственные дела, что стало основанием для утверждений: «Ты, княже, ищешь чужую землю и о ней заботишься, а свою оставил на произвол».

Святослав погиб от рук печенегов, когда возвращался домой после битвы с визан­тийцами в Болгарии. Произошло это весной 972 г. возле днепровских порогов. Заслуги княгини Ольги в укреплении государства были оценены по достоинству. Ольга была в дальнейшем канонизирована православной цер­ковью как равноапостольная (равная по своим деяниям ученикам Иисуса Христа), причислена к лику святых. При Святославе укрепилось военное могущество Руси, вырос ее международный авторитет.

Наибольшего расцвета Киевская Русь достигла во времена правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого

Владимир Великий (980-1015) , сосредоточив в своих руках единоличную власть, начал новую эру в истории Киевской Руси. Он внедрил более конструктивную систему управления государством. В отличие от предшественников, в центр внимания он поставил не захват земель и сбор дани, а благополучие своих владений. В годы его правления Русь начала подниматься как целостное общество и государство. И в то же время, в начале правления Владимир, казалось, мало чем отличался от предшественников. Он одаривал и всячески поощрял свою многочисленную дружину, поддерживал традиционные языческие культы, ходил на непослушных вятичей и распространял свою власть на радимичей. Как и отец, Владимир назначил собственных сыновей наместниками больших городов и земель в своих владениях. То есть он устранил от власти местных князей и сосредоточил ее исключительно в руках своей династии. Владимиром была проведена военная реформа, в результате которой «племенные» военные формирования заменялись наёмными, которые набирались в южных, пограничных со степью районах.

Вместо далеких походов Владимир сосредоточился на защите собственных границ. Чтобы противостоять угрозе со стороны печенегов, он построил разветвленную сеть укреплений и ряд новых городов южнее Киева. Нарушая традицию предшественников, он обратил внимание на запад и присоединил к своим владениям земли современной Западной Украины, положив тем самым начало длительному соперничеству Руси с Польшей за этот регион. В целом Владимир установил дружественные отношения с поляками, венграми и чехами. В основе этой новой западной ориентации лежало его стремление подчинить себе основные торговые пути. В результате этих приобретений владения Владимира значительно расширились. Площадь государства достигала 800 тыс. кв. км.

Владимир был заметной политической фигурой и на международной арене. Его брак с сестрой византийского императора принцессой Анной, заключённый под давлением Владимира (военный поход на Корсунь), сделал его равным императору.

Однако самым большим достижением в деятельности Владимира Великого было принятие христианства в 988г . В «Повести временных лет» рассказывается, как посланники русичей, прибывшие из Константинополя, отбросили ислам за то, что он запрещал употребление алкогольных напитков и остановили свой выбор на христианстве из Византии, которое своими богатыми обрядами вызывало всеобщий восторг. У Владимира была альтернатива - христианство и ислам - две высокоразвитые на то время системы религий. Он выбирал и выбрал христианскую религию, которая по сравнению с исламом имела более утонченные способы выражения духовной, общественной и политической жизни славянского народа. С помощью христианской идеологии Владимир предполагал достичь новых, более значительных результатов в политическом и социально-экономическом развитии Киевской Руси. Поэтому он спешил с принятием христианства, о чем свидетельствует сам факт крещения. В 988 году, стремясь побыстрее окрестить свой народ, Владимир приказал загнать толпы киевлян в приток Днепра реку Почайну и там всех одновременно окрестить. Вопреки сопротивлению части людей старой веры, разрушались языческие идолы, быстро строились христианские церкви. Христианской церкви предоставлялись широкие привилегии, на ее потребности направлялась часть княжеской прибыли.

В результате значительно возрос престиж династии князя Владимира среди государств, исповедующих христианскую религию. В самом Киевском государстве нововведения оказывали огромное влияние на дальнейшее развитие культурной и экономической жизни страны. Христианство способствовало развитию образования, обогащению русской культуры лучшими достижениями христианского мира. Оно способствовало появлению новых обычаев и более гуманных моральных норм в отношениях между людьми, укреплению семейных ценностей. Трудно переоценить и то, что христианство пришло в Киев не из Рима, а из Византии. Со временем, когда произошел раскол между этими двумя центрами, Киев стал на сторону Константинополя, полностью отбросив католицизм.
После смерти князя Владимира между его сыновьями разгорелась борьба за великокняжеский престол. Длилась она почти 20 лет. Победителем в этой затянувшейся схватке оказался Ярослав Мудрый (1019-1054). Его правление в истории принято считать апогеем! могущества Киевской Руси. Он развил и усовершенствовал многое из того, что взял у своего отца. Как и Владимир, Ярослав продолжал расширять границы своего государства за счет западных и северных славянских, а частью и не славянских земель. Он разбил печенегов (1036г.) и совершил поход (правда, неудачный) на Византию. Границы Руси были расширены до предела.

Военные походы Ярослава Мудрого, внешнеполитическая деятельность привела к еще большему укреплению международного авторитета Киевской Руси. Этому способствовали также широкие брачные связи династии Ярослава с ведущими европейскими династиями. Жена самого Ярослава была шведской принцессой, на одной из его сестер женился польский король, на другой - византийский царевич, трое сыновей Ярослава связали свою судьбу с европейскими принцессам и три дочери вышли замуж за французского, норвежского и венгерского королей. Не удивительно, что историки часто называют Ярослава «тестем Европы».

Но громкая слава Ярослава Мудрого связана, прежде всего, с его внутриполитической деятельностью.

Во-первых, благодаря энергичной деятельности Ярослава повсеместно стала внедряться и расширяться христианская религия: строились и превращались в ячейки культуры монастыри, возводилось множество церквей. За время его правления Киев превратился в «златоверхий» город, построено было более 400 церквей. В 1051 году князем впервые в истории Руси был назначен «русин» Илларион митрополитом киевским.

Большое внимание уделялось развитию образования, науки и искусства. Центрами образования были церкви и монастыри. Так у Софии Киевской находилась библиотека Ярослава Мудрого, кстати, крупнейшая тогда в Европе, действовала школа для детей из знатных семей; тут же находились специальные помещения, где переводились сочинения с иностранных языков, создавались оригинальные произведения древнерусской литературы, велось летоисчисление.

Второе направление внутренней деятельности Ярослава связано с появлением «Русской Правды» - правового юридического кодекса всей Киевской Руси. «Правда» воедино соединила вес общепринятые в то время юридические законы. Внесено было много изменений и дополнений, большая часть которых свидетельствовала о заботе княжеской династии о ее подчиненных. Кровная месть, например, заменялась денежной компенсацией. Прежние «удары плетью» заменялись денежными штрафами. За составление «РусскойПравды» князя Ярослава стали называть Мудрым.

Следовательно, при Ярославе Мудром Киевская Русь достигла зенита своего расцвета и могущества. Она стала в один ряд с передовыми странами средневекового мира. Однако на склоне жизни своей Ярослав положил начало удельному строю, внедрив совместное управление государством всем княжеским родом. Это был неосторожный ход, который лишал власть великого князя экономической основы и усиливал его зависимость от уделов. Во второй половине XI ст. на Руси сформировался порядок престолонаследования по установленной очереди согласно иерархии уделов. Такая система привела к многочисленным конфликтам, решать которые приходилось с помощью оружия.

Характеризуя правление Владимира Мономаха (1113-1125) , следует отметить, что еще будучи князем в Переяславе, он постоянно делал походы против половцев. Исторические факты утверждают, что он 83 раза объединял силы других князей Руси в борьбе против врагов, уничтожив 200 половецких ханов. Утвердившись в Киеве, дополнил статьи "Русской правды", за которыми ограничивалось ростовщичество, несколько облегчалось положение крестьян. Мономах был чрезвычайно добросовестным и преданным долгу князем. Он возобновил единовластную монархию времен Ярослава Мудрого, был инициатором проведения Любецкого съезда (1097 г.). Главными постановлениями этого съезда были:

Каждый князь владеет своей "вотчиной" и обязуется не покушаться на владения другого;

Устанавливался союз князей для обороны от внешних врагов;

Запрещались частные отношения князей с половцами.

Однако постановления съезда носили декларативный характер и были быстро нарушены. Следовательно, Владимир Мономах сумел временно задержать процесс раздробления Киевского государства. Но последующее развитие феодальных отношений и усиление отдельных княжеств делали это раздробление неминуемым, что состоялось после смерти князя. Хоть он своей деятельностью берег единство государства, однако в конце своей жизни - так же, как и Ярослав Мудрый - согласился на ее разделение, чтобы успокоить амбиции князей. Во внешних отношениях он действовал дипломатическими путями, заключая династические браки. Владимир Мономах был величайшим писателем своего времени. Ему принадлежит высокохудожественное «Поучение детям», в котором он описывает эпизоды своей жизни, дает практические советы своим детям, как эффективно руководить княжеским двором и государством, успешно защищая ее от врага. В этом "завещании" князь выступает против злоупотребления властью, нанесения обиды сиротам и убогим.

Таким образом, с IX в. до середины XII в. Киевская Русь являлась крупным средневековым Европейским государством, сыгравшим большую роль как в истории нашего народа, так и в мировой истории. Образование единого централизованного государства ускорило экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян и предоставило им возможность отстоять свои земли от многочисленных внешних врагов: на востоке и юге - печенегов и половцев, на севере - норманнов, на западе - поляков и венгров. Период существования Древнерусского государства и древнерусской народности - это важнейший совместный период в развитии Украины, России и Белоруссии.

Масленица , которую также называют Масленичной неделей , потому что празднование продолжается на протяжении 8-й недели перед Пасхой с понедельника по воскресенье, или, по церковному, Сырной седмицей , предваряет собой самый главный пост в православии - Великий пост 2020-го года.

Начинается православная Масленица каждый год в разное время, поскольку ее дата привязана к празднованию Пасхи. Пасха в 2020 году выпадает на 19 апреля. Соответственно, 8-я неделя перед Пасхой - Масленичная неделя, начнется 23 февраля 2020 года, а закончится 1 марта 2020 года , в первый календарный день Весны.

То есть, Масленица в 2020 году:
* Начинается - 23 марта 2020 г.
* Заканчивается - 1 марта 2020 г.

Первый день Масленицы (понедельник - "Встреча") в 20-м году совпадает с российским государственным праздником - Днем защитника Отечества, и поэтому будет выходным днем.

Символично, что завершающий день Масленичной недели (в 2020 году - 1 марта 2020 года) приходится на первый день Весны. Ведь именно на седьмой день празднования, в воскресенье, на заходе солнца сжигают соломенное чучело Масленицы, что в народной традиции символизирует перевоплощение отжившей себя зимы в прекрасную Весну.

Международный женский день 8 марта является памятной датой ООН, а в состав организации входит 193 государства. Памятные даты, объявленные Генасамблеей, призваны стимулировать членов ООН проявлять повышенный интерес к указанным событиям. Однако, на данный момент не все государства-члены Организации объединенных наций утвердили празднование женского дня на своих территориях в указанную дату.

Ниже приводим список стран, в которых празднуют Международный женский день. Страны сгруппированы в группы: в ряде государств праздник является официальным нерабочим днем (выходным) для всех граждан, где-то на 8 марта отдыхают только женщины, а есть государства где 8 марта работают.

В каких странах праздник 8 марта - выходной день (для всех):

* В России - 8 марта является одним из самых любимых праздников, когда мужчины поздравляют всех без исключения женщин.

* В Украине - Международный женский день продолжает оставаться дополнительным выходным, несмотря на регулярные предложения исключить событие из числа нерабочих дней и заменить его, к примеру, на Шевченковский день, который будет отмечаться 9 марта.
* В Абхазии .
* В Азербайджане .
* В Алжире .
* В Анголе .
* В Армении .
* В Афганистане .
* В Беларуси .
* В Буркина-Фасо .
* Во Вьетнаме .
* В Гвинее-Бисау .
* В Грузии .
* В Замбии .
* В Казахстане .
* В Камбодже .
* В Кении .
* В Кыргызстане .
* В КНДР .
* На Кубе .
* В Лаосе .
* В Латвии .
* В Мадагаскаре .
* В Молдове .
* В Монголии .
* В Непале .
* В Таджикистане - с 2009-го года праздник был переименован в День матери.
* В Туркменистане .
* В Уганде .
* В Узбекистане .
* В Эритрее .
* В Южной Осетии .

Страны, в которых 8 марта - выходной день только для женщин:

Есть страны, в которых в Международный женский день освобождены от работы только женщины. Данное правило утверждено:

* В Китае .
* На Мадагаскаре .

Какие страны отмечают 8 марта, но это рабочий день:

В некоторых странах Международный женский день широко отмечается, однако является рабочим днем. Это:

* Австрия .
* Болгария .
* Босния и Герцеговина .
* Германия - в Берлине с 2019-го года 8 марта - это выходной день, в целом по стране - рабочий.
* Дания .
* Италия .
* Камерун .
* Румыния .
* Хорватия .
* Чили .
* Швейцария .

В каких странах 8 марта НЕ отмечают:

* В Бразилии - большинство жителей которой о "международном" празднике 8 марта даже и не слышали. Главным событием конца февраля - начала марта для бразильцев и бразильянок является вовсе не женский день, а крупнейший в мире по версии Книги рекордов Гиннеса Бразильский фестиваль, называемый также карнавалом в Рио-де-Жанейро. В честь фестиваля жители Бразилии отдыхают несколько дней подряд, с пятницы до полудня католической Пепельной среды, которая знаменует собой начало Великого поста (который у католиков имеет подвижную дату и начинается за 40 дней до католической Пасхи).

* В США - праздник не является официальным праздничным днем. В 1994 году попытка активистов утвердить празднование в Конгрессе не увенчалась успехом.

* В Чехословакии - большая часть населения страны рассматривает праздник как пережиток коммунистического прошлого и главный символ старого режима.

Традиции и обычаи Масленицы:

Суть праздника Масленицы в христианском понимании состоит в следующем:

Прощение обидчиков, восстановление добрых отношений с ближними, душевное и дружеское общение с близкими и родными людьми, а также благотворительность - вот что является главным в эту Сырную седмицу.

На Масленицу уже нельзя есть мясные блюда, и это тоже является первым шагом к посту. Зато блины пекутся и поедаются с великим удовольствием. Они пекутся пресные и квасные, на яйцах и молоке, подаются с икрой, сметаной, сливочным маслом или медом.

В целом, на протяжении Масленичной недели следует веселиться и посещать праздничные мероприятия (кататься на коньках, лыжах, сноутюбах, с горок, на лошадях). Также, надо уделять время семье - веселиться совместно с родными и близкими: вместе куда-нибудь сходить, "молодые" должны посетить своих родителей, а родители, в свою очередь, приехать в гости к детям.

Дата Масленицы (православная и языческая):

В церковной традиции Масленицу отмечают на протяжении 7 дней (недели) с понедельника по воскресенье, перед самым главным православным постом, поэтому событие также называют "Масленичная неделя".

Время проведения Масленичной недели зависит от начала Великого поста, претворяющего Пасху, и каждый год сдвигается в соответствии с церковным православным календарем.

Так, в 2019 году православная Масленица проходит с 4 марта 2019 года по 10 марта 2019 года, а в 2020 году - с 24 февраля 2020 года по 1 марта 2020 года .

Что касается языческой даты Масленицы , то древние славяне отмечали праздник по солнечному календарю - в момент наступления астрономической весны, который происходит в . Древнерусское празднование продолжалось на протяжении 14 дней: начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия, а завершалось неделей позже.

В северном полушарии дата весеннего равноденствия - 20 марта . Соответственно, по древнеславянским традициям, праздновать языческую Масленицу надо ежегодно в период с 14 марта по 27 марта .

Описание празднования Масленицы:

Традиция отмечать Масленицу веселым гулянием сохранилась до сих пор.

В большинстве российских городов проводятся мероприятия под названием "Широкая Масленица" . В столице России городе Москве центральной площадкой праздничных гуляний традиционно является Васильевский спуск Красной площади. За рубежом также проводят "Русскую Масленицу", для популяризации российских традиций.
Принято, особенно в последнее воскресенье, когда работающие и учащиеся могут отдохнуть, устраивать массовые праздники как в старину, с песнями, играми, проводами и сожжением чучела Масленицы. В масленичных городках организуются сцены для выступлений, места продажи еды (блины обязательны), и сувенирной продукции, аттракционы для детей. Проводятся маскарады с ряженными и карнавальные шествия.

Какие есть дни Масленичной недели, как они называются (название и описание):

Каждый день Масленицы носит свое название и имеет свои традиции. Ниже приводим название и описание для каждого дня.

В понедельник - Встреча . Поскольку первый день является рабочим, вечером свекор со свекровью приходят в гости к родителям невестки . Пекутся первые блины, которые можно отдать бедным на помин усопших. В понедельник наряжается соломенное чучело и выставляется на возвышенности в месте проведения гуляний. В танцах и игрищах проводятся стилизованные кулачные бои "стенка на стенку". Выпекается и торжественно поедается "первый блин" на помин души.

Во вторник - Заигрыш . Второй день традиционно является днем молодых. Гулянья молодежи , катание с гор ("покатушки"), сватовство являются приметами этого дня. Следует заметить, что церковью запрещены свадьбы на Масленицу, как и в пост. Поэтому во вторник Масленицы сватают невесту, чтобы сыграть свадьбу после Пасхи на Красную горку.

В среду - Лакомка . В третий день зять приходит к тёще на блины .

В четверг - Разгул, Разгуляй . В четвертый день народные гуляния приобретают массовый характер. Широкая Масленица – так называются дни с четверга до конца недели, а сам день щедрых угощений зовут "разгульный четверток".

В пятницу - Тещины вечерки . В пятый день масленичной недели теща с подругами или родственницами приходит в гости к зятю на блины . Блины, конечно, должна напечь ее дочь, а зять проявить гостеприимство. Помимо тещи, в гости приглашается вся родня.

Суббота - Золовкины посиделки . На шестой день в гости приходят сестры мужа (можно также пригласить и остальных родственников мужа). Хорошим тоном считается не только обильно и вкусно накормить гостей, но и подарить золовкам подарки.

Воскресенье - Проводы, Прощёное воскресенье . В крайний (седьмой) день, перед Великим постом, следует каяться и проявлять милосердие. Все родные и близкие просят друг у друга прощения. В местах общественных празднований устраивают карнавальные шествия. Чучело Масленицы торжественно сжигается, превращаясь таким образом в прекрасную Весну. С наступлением темноты запускают праздничный фейерверк.

В храмах также в воскресенье на вечерней службе совершается чин прощения, когда священник просит прощения у церковных служителей и прихожан. Все верующие в свою очередь просят прощения и кланяются друг другу. В ответ на просьбу о прощении говорят «Бог простит».

1. В конце IX в. произошел процесс образования единого Древнерусского государства. Он состоял из двух стадий:

— призвания на княжение в 862 г. жителями Новгорода варягов во главе с Рюриком и его дружиной, установления власти Рю­риковичей над Новгородом;

— насильственного объединения варяжско-новгородской дружиной восточнославянских племен, расселившихся вдоль Днепра, в единое государство - Киевскую Русь.

На первом этапе, согласно общераспространенной легенде:

  • древнерусские племена, несмотря на зачатки государственности, жили разрозненно;
  • частым явлением была вражда как внутри племени, так и между племенами;
  • в 862 г. жители Новгорода обратились к варягам (шведам) с просьбой взять власть в городе и навести порядок;
  • по просьбе новгородцев в город прибыли из Скандинавии три брата - Рюрик, Трувор и Синеус, вместе со своей дружиной;

Рюрик стал новгородским князем и считается основателем кня­жеской династии Рюриковичей, правившей Русью более 700 лет (до 1598 г.).

Утвердившись у власти в Новгороде и смешавшись с местным населением, Рюриковичи и новгородско-варяжская дружина начали объединениепод своей властью соседних восточнославянских племен:

  • после смерти Рюрика в 879 г. новым князем был провозглашен малолетний сын Рюрика Игорь (Ингвар), а фактическим правителем стал военачальник князь Олег;
  • князь Олег в конце IX в. совершал походы на соседние племена и подчинял их своей воле;
  • в 882 г. князем Олегом был захвачен Киев, местные Полянские князья Аскольд и Дир были убиты;
  • в Киев была перенесена столица нового государства, которое получило название «Киевская Русь».

Объединение Киева и Новгорода в 882 г. под властью одного князя (Олега), считается началом образования Древнерусского государства.

2. В связи с образованием Киевской Руси существует две распространенные теории:

  • норманнская, согласно которой государство славянским племенам принесли варяги (норманны);
  • древнеславянская, отрицающая роль варягов и утверждающая, что государство было и до их прихода, но сведения в истории не сохранились, также выдвигается гипотеза, что Рюрик был славянином, а не варягом.

Точных архивных подтверждений той или иной теории не сохранилось. У обеих точек зрения есть свои сторонники и противники. Существует и две теории происхождения термина «Русь»:

  • «южная теория», согласно которой название пошло от реки Рось под Киевом;
  • «северная теория», согласно которой название «Русь» принесено варягами. Ряд скандинавских племен, особенно их элита - военачальники, управленцы, именовали себя «Русь». В скандинавских странах имеется много городов, рек, названий, производных от корня «Русь» (Русенборг, Рус, Русса и т. д.). Соответственно, Киевская Русь, согласно этой теории, переводится как го­сударство варягов («Русь») с центром в Киеве.

Также спорным является вопрос о существовании единого древне­русского народа и о централизованном характере государства Киевская Русь. Большинство источников, особенно иностранных (итальянских, арабских), доказывают, что даже под властью Рюриковичей Киевская Русь, вплоть до ее распада, оставалась союзом разных славянских племен. Боярско-аристократический Киев, культурно близкий Византии и кочевникам, сильно отличался от торговой демократической республики Новгорода, тяготевшего к североевропейским городам Ганзейского торгового союза, а быт и образ жизни живших в устье Дуная тиверцев сильно отличался от жизни Рязани и Владимиро-Суздальской земли.

Несмотря на это, в 900-е гг. (X в.) происходит процесс распространения власти Рюриковичей и укрепления созданного ими Древнерусского государства. Он связан с именами первых древнерусских князей:

  • Олега;
  • Игоря Рюриковича;
  • Ольги;
  • Святослава Игоревича.

3. В 907 г. дружина Киевской Руси во главе с князем Олегом совершила первый крупный заграничный завоевательный поход и захватила столицу Византии Константинополь (Царьград). После этого Византия - одна из крупнейших империй того времени, выплачивала дань Киевской Руси.

4. В 912 г. князь Олег умер (по преданию, от укуса змеи, спрятавшейся в черепе коня Олега).

Его наследником стал сын Рюрика Игорь. При Игоре племена окончательно были объединены вокруг Киева и принуждены платить дань. В 945 г. во время сбора дани князь Игорь был убит древлянами, которые данным шагом выразили протест против увеличения размера дани.

Княгиня Ольга, жена Игоря, правившая в 945 - 964 гг., про­должила его политику. Ольга начала свое правление походом на древлян, сожгла многие древлянские поселения, подавила их выступления и отомстила за смерть мужа. Ольга была первой из князей, кто принял христианство. Начался процесс христианизации древнерусской элиты, в то время как большинство населения оставалось язычниками.

5. Сын Игоря и Ольги Святослав проводил большую часть времени в завоевательных походах, в которых проявлял очень большую силу и мужество. Святослав всегда заранее объявлял войну («Иду на Вы»), воевал с печенегами и византийцами. В 969 - 971 гг. Святослав воевал на территории Болгарии и обосновался в устье Дуная. В 972 г., во время возвращения из похода в Киев, Святослав был убит печенегами.

6. К концу X в. процесс формирования Древнерусского государства, продолжавшийся около 100 лет (от Рюрика до Владимира Святославовича), в основном завершился. Можно выделить его основные итоги:

  • под властью Киева (Киевской Руси) были объединены все основные древнерусские племена, которые платили дань Киеву;
  • во главе государства стоял князь, который был уже не только военным предводителем, но и политическим лидером; князь и дружина (армия) защищали Русь от внешней угрозы (в основном кочевников), подавляли внутренние междоусобицы;
  • из зажиточных дружинников князя началось формирование само­тоятельной политической и экономической элиты - боярства;
  • началась христианизация древнерусской верхушки;
  • Русь начала добиваться признания других стран, в первую оче­редь - Византии.

Краткая история Киевской Руси

Киевская Русь сформировалась в последней четверти IX века. Фактически, это средневековое государство образовалось путем объединения различных культур. Во время правления династии Рюриковичей к ряду восточнославянских племен присоединились финно-угорские. В период своего наивысшего расцвета Киевское государство простиралось на 800 тыс. кв. км, от Таманского полуострова до Северной Двины.

В разные времена Киевскую Русь по-разному называли. С самого начала своего появления это было Древнерусское государство, возникшее на торговом пути «из варяг в греки». Первые сведения о данном государстве связывают с IX столетием. По некоторым данным, крещение Руси произошло именно в 860 -х, сразу после похода на Константинополь. Это событие упоминается а «Повести временных лет». В этот же период бояре Аскольд и Дир, отправленные Рюриком, взяли Киев в подчинение, тем самым заняв самый главный торговый путь. Есть версия, что Аскольд и Дир с Рюриком никак не были связаны, а являлись потомками полулегендарного Кия.

Таким образом, первыми славянскими князьями считались Кий (основатель Киева), Рюрик­ (основатель Новгородского княжества), Аскольд и Дир (завоеватели Киева в IX в.) и Вещий Олег (регент маленького сына Рюрика). В 882 году по приказы Олега в Киеве были убиты Аскольд и Дир, после чего престол перешел к династии Рюриковичей. Многие историки считают Олега фактическим основателем Киевского государства.

В те времена господствующей религией было язычество, но в Киеве существовала и христианская община. Вещий Олег быстро распространил свою власть на земли древлян и северян путем военного вторжения. Своим походом на Византию он обеспечил русским купцам льготные условия торговли, то есть без пошлин и даней. Более 30 лет он носил титул Великого князя, а после его смерти в 912 году престол был передан Игорю - подросшему сыну Рюрика.

Во время правления Игоря Рюриковича было два похода на Византию. Первый (941 год) был неудачным, а второй (944 год) завершился договором, отменяющим беспошлинную торговлю. В 945 году князь бы убит. Фактической правительницей после его смерти стала княгиня Ольга, так как Святослав Игоревич был еще мал. Она была первой правительницей Киевского государства, принявшей христианство. В 960 году власть отошла к возмужавшему Святославу. Этот правитель, в первую очередь, занялся Хазарским каганатом и искоренением его власти. Смерть настигла князя в 972 году в битве с печенегами.

После смерти Святослава власть между собой поделили его сыновья: Ярополк, Олег и Владимир. В 980 году права на престол отстоял князь новгородский Владимир Святославович. Во время его правления официальной религией на Руси стало христианство, получили развитие письменность, архитектура и ремесла. После его смерти в государстве начались междоусобицы. С 1019 года правителем стал великий князь Ярослав Мудрый. Это была пора наивысшего расцвета Руси. Он сумел построить отношения со многими правящими европейскими династиями, победил и навсегда изгнал печенегов, вернул Черниговское княжество.

В 1054 году перед смертью Ярослав Мудрый разделили русские земли между пятью своими сыновьями. Вскоре двое младших из них погибли, а трое выживших составили «триумвират Ярославичей». Первым от Киева отделилось княжество Полоцкое, а в первой половине XII века все государство распалось на отдельные княжества. Годом распада Киевской Руси принято считать 1132 -й. В этот год умер внук Всеволода Ярославовича Мстислав Великий, после чего некоторые города перестали признавать Киевскую власть.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: