Кто контролирует охрану труда в организациях? Организуем Комплексные Проверки По Охране Труда в Организации! Методика проверки охраны труда с ежедневной отметкой

Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п — средняя зарплата пострадавшего.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда в организации (примерное). В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Контроль за состоянием условий и охраны труда, соблюдением требований нормативных и правовых актов по охране труда является одним из основных элементов системы управления охраной труда в организации.

В зависимости от целей оценки функционирования системы управления охраной труда выполняют различные виды контроля:

  • текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
  • постоянный контроль состояния производственной среды;
  • многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
  • проверка готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;
  • внутренняя проверка (аудит) системы управления;
  • внешняя проверка (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.

Контроль за состоянием условий и охраны труда в организации осуществляется руководителями и специалистами, на которых приказами (распоряжениями) возложены эти функциональные обязанности, службой охраны труда или специалистами по охране труда, комитетом (комиссией) по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями государственных нормативных и правовых требований охраны труда осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, совместный комитет по охране труда, представители представительного органа работников.

Законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах. Порядок проведения (процедура контроля) устанавливается работодателем самостоятельно.

Основные направления организации контроля условий и охраны труда по уровням управления зависят от структуры организации, специфики ее деятельности, численности работников.

Для крупных организаций, в которых особо выделяют процессы (технологические, вспомогательные, обслуживающие), непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования, инструмента, транспорта — применимы три ступени контроля.

Деятельность малого (до 100 чел., микропредприятие до 15 чел.) и среднего (от 100 до 200 чел.) предприятия далеко не всегда удается подстроить под какую-либо схему. Тем не менее, практика работы по охране труда многих таких предприятий показывает, что для осуществления контроля применимы две ступени контроля.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда является нормативным правовым актом, который разрабатывается и вводится для регламентации процедуры системы управления охраной труда в организации.

Структуру Положения определяют работодатель исходя из специфики деятельности организации и ее размера, а также принятых в организации методик разработки локальных нормативных актов. Приводимое ниже Положение подготовлено для непроизводственной организации, отсюда незначительное количество норм, определяющих механизм проведения контроля за состоянием условий охраны труда на производстве.

В Положении об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда целесообразно включить следующие разделы:

  1. Общие положения;
  2. Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда;
  3. Общественный контроль за состоянием охраны труда;
  4. Права специалистов, осуществляющих контроль за состоянием охраны труда.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Наименование организации

УТВЕРЖДАЮ:

наименование должности____________

подпись_____расшифровка подписи___

ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации и проведении

контроля за состоянием охраны труда

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение, разработано в соответствии со статьей 212, Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок организации контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах по стороны руководителей и специалистов организации совместно с первичной профсоюзной организацией.

1.2.Контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в структурных подразделениях организации осуществляется руководителями структурных подразделений, специалистами службы охраны труда, Комитетом по охране труда путем проведения обследований структурных организаций (помещений и зданий в которых они располагаются).

1.3..Контроль за состоянием охраны труда проводится для установления:

а).соответствия фактического состояния охраны труда требованиям законодательства, правилам и нормам по охране труда;

б).степени выполнения работниками требований по охране труда, предписаний органов надзора, распоряжений руководства организации.

1.4.Основным содержанием контроля являются проверки:

а).соблюдения норм и правил охраны труда;

б).состояния обучения работников и пропаганда по охране труда;

в).состояние параметров микроклимата и наличия вредных производственных факторов, работы вентиляционного и другого санитарно-технического оборудования;

г).безопасности помещений и зданий;

д).безопасной эксплуатации транспортных средств, электрохозяйства, подъемников и лифтов, другого инженерно-технического оборудования;

е).обеспечения средствами индивидуальной защиты и их применения;

ж).состояния санитарно-бытового обеспечения работников;

з).состояние учета и анализа производственного травматизма;

и).выполнение предписаний контрольно-надзорных органов;

к).выполнение запланированных мероприятий по охране труда, в том числе в коллективном договоре;

л)._____________________________________________

1.5.По результатам обследований составляются акты и разрабатываются предложения по устранению выявленных нарушений норм и правил по охране труда.

1.6.Обследования структурных подразделений организации производятся в соответствии с планом работы Комитета по охране труда, который составляется 1 раз в год и доводится до сведения руководителей структурных подразделений.

1.7.___________________________________________

2.Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда

2.1.Проведение контроля на первом уровне:

2.1.1.Для проведения оперативного контроля на первом уровне создаются комиссии в составе руководителя структурного подразделения и специалистов службы охраны труда (определяемого начальником службы охраны труда в расписании работы комиссий, составляемых ежемесячно)

2.1.2.Комиссия еженедельно в начале рабочего дня проводит обследование структурного подразделения, в ходе которого проверяются:

а) организация и содержание рабочих мест;

б) состояние освещенности;

в) исправность оборудования, инструментов и приспособлений;

г) наличие необходимых инструкций по охране труда, пожарной безопасности;

д) наличие спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

е) проведение инструктажей по охране труда

ж) наличие средств пожаротушения;

з).____________________________________________

2.1.3.Все замечания записываются в журнал контроля за состоянием охраны труда с указанием сроков и исполнителей, ответственных за устранение выявленных несоответствий и нарушений.

2.2.Проведение контроля на втором уровне:

2.2.1.Комитет по охране труда еженедельно по графику, проверяет состояние охраны труда в структурных подразделениях.

2.2.2.При необходимости к работе Комитета привлекаются:

  • Представитель первичной профсоюзной организации;
  • _____(наименование должности__________________.

2.2.3.В ходе проверки второго уровня проверяется:

а).организация контроля первого уровня;

б).соблюдение в структурных подразделениях правил и норм по охране труда, а также выполнение распоряжений руководства организации, предписаний контрольно-надзорных органов;

в).выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда и мероприятий по материалам расследования несчастных случаев на производстве;

г).соблюдение правил эксплуатации и содержания зданий и помещений, оборудования и инструментов. состояния санитарно-бытовых помещений;

д).соблюдение правил эксплуатации электроустановок;

е).____________________________________________

2.2.4.Каждое структурное подразделение подлежит обследованию не реже 1 раза в 6 месяцев.

2.3.Результаты обследования рассматриваются на заседании Комитета по охране труда, оформляются протоколом. По итогам разрабатываются мероприятия по устранению нарушений и требований правил и норм охраны труда.

2.4._____________________________________________

3.Общественный контроль за состоянием охраны труда

3.1.Общественный контроль за соблюдением прав законных интересов работников в области охраны труда призван всемерно способствовать созданию здоровых и безопасных условий труда в структурных подразделениях организации.

3.2.Основными направлениями общественного контроля являются:

а).соблюдение работодателем законодательных и иных правовых актов по вопросам охраны труда;

б).состояние условий и охраны труда на рабочих местах;

в).выполнение работниками их обязанностей по соблюдению норм и правил по охране труда;

г).________________________________________________________

3.3.Общественный контроль за состояние охраны труда в организациях осуществляется первичной профсоюзной организацией: уполномоченными по охране труда, внештатными техническими инспекторами.

4.Права специалистов, осуществляющих контроль

за состоянием охраны труда

Специалисты, осуществляющие контроль за состоянием охраны труда имеют право:

4.1.Знакомиться с документами, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей в пределах своей компетенции.

4.2. Составлять акты, выдавать обязательные по результатам проверок для исполнения руководителями структурных подразделений и работниками предписаний об устранении нарушений.

4.3.Готовить предложения об отстранении от работы работников, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

4.4.Готовить представления на привлечение работников, виновных в нарушении требований по охране труда и дисциплинарной ответственности

4.5_____________________________________________________________

Скачать Примерное положение «Об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда» для непроизводственной сферы можно в разделе

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Такие проверки направлены на выявление различных нарушений, отрицательно влияющих на комфортную, полноценную и безопасную работу наемных работников.

Так, представительства федеральной инспекции труда проводят всевозможные проверки, позволяющие улучшить условия труда для сотрудников проверяемого юридического лица.

Проверки по охране труда призваны изучить условия работы людей на предприятии и предпринять меры по устранению каких-то нарушений.

Выделяют следующие виды проверок:

  • плановые и повторные осмотры;
  • тематические, комплексные и целевые мероприятия;
  • совместные проверки.

Во время любого вида проверки инспекторы могут свободно перемещаться по любым служебным помещениям изучаемой фирмы или предпринимателя.

Кроме этого они имеют право требовать документы и получать объяснения каких-то событий и неясностей в моментах, связанных с охраной труда.

Плановые и повторные

Для проведения плановых проверочных мероприятий составляется специальный график проверки инспекции по труду.

Он может составляться и инспекцией, и инспекторами по отдельности. В этот план может быть вписана любая организация, которая находится на той территории, которая подведомственна территориальной инспекции.

Особое внимание при составлении графиков проведения плановых проверок уделяется тем фирмам, на которых в недавнее время наблюдались какие-то нарушения или несчастный случай на производстве.

Прежде чем приехать с проверкой, инспектор заранее предупреждает осматриваемое юридическое лицо в телефонном режиме.

Если в ходе осмотра выявляются какие-то нарушения, контролирующий орган выписывает предписания, а также устанавливает срок на их выполнение. Когда срок исполнения таких обязательных рекомендаций истекает, инспектор приходит на исследуемое предприятие с повторной (контрольной) инспекцией.

Повторного осмотра можно избежать. Для этого необходимо проверяющему органу предоставить (до момента окончания срока выполнения предписаний) доказательства того, что все требования выполнены и нарушения устранены.

Целевые проверочные посещения фирмы осуществляются по жалобам сотрудников. Такие инспекции являются наиболее частыми.

Это связано с тем, что любая жалоба ведет к приходу на предприятие инспектора. В случае поступления жалоб составляется график целевых проверок по охране труда. При этом в расчет не берутся анонимные заявления.

Если все же работник не желает, чтобы о его жалобе стало известно руководству компании, в которой он работает, инспекция проводит тематическую проверку. Тема данного мероприятия напрямую связана с заявлением сотрудника и адаптирована под разделы Трудового кодекса.

При этом могут быть выбраны следующие темы:

  • и отдыха;
  • проблемы с трудовым договором;
  • оплата работы;
  • , компенсации и так далее.

Иногда плановые мероприятиям могут совмещать в себе элементы тематических осмотров. В таком случае инспектор посещает организацию с целью выявления особенностей соблюдения законодательных требований в целом. Такая проверка будет считаться комплексной.

Кроме сотрудников фирм информация о каких-то нарушениях может поступать также от других ведомств, контролирующих деятельность компаний. В таком случае инспекция может провести совместную инспекцию с этим ведомством.

Сроки и периоды проверки охраны труда

Согласно законодательству выездная проверка инспекции по труду может осуществляться не более одного месяца. Однако на практике этот срок сокращается от 1-2 дней до недели.

За этот период инспектор просматривает все необходимые документы компании и получает копии требуемой документации. После этого он может продолжить изучение через пару дней, предварительно предупредив фирму о продолжении осмотра.

Плановые мероприятия проводятся не чаще одного раза за 2 года. Однако целевые или тематические инспекции (при наличии жалобы со стороны сотрудников) могут проводиться в любое время. При этом никаких временных ограничений в них нет.

Еще одними причинами для проведения внеплановых мероприятий, является появление следующих моментов:

  • поступление жалобы о нарушении от другого ведомства;
  • возникновение угрозы здоровью или жизни сотрудников, происхождение несчастного случая на производстве.

Документы при проверке охраны труда

Трудовая инспекция может изучать и осматривать любую компанию либо индивидуального предпринимателя.

При этом в первую очередь особое внимание уделяется тем юридическим лицам, которые ущемляют права сотрудников, нарушают требования законодательства, имеют опасные для жизни и здоровья условия работы.

Источникам информации о наличии каких-то нарушений в фирме могут быть сотрудники, прокуратура, другие проверяющие ведомства, милиция, фонды, налоговые органы, печатные издания.

Однако информация, поступившая из газет, не может быть основанием для проведения внепланового посещения компании. Такие данные могут послужить для включения фирмы в плановую проверку.

При осуществлении проверочных мероприятий инспекторы изучают качество соблюдения компанией трудового законодательства. За какие-то нарушения законов на должностные лица изучаемой фирмы или предприниматель могут быть наложены штрафы.

При изучении происходит осмотр следующих документов:

  • устав и свидетельство о регистрации;
  • трудовые договоры (в том числе срочные) и дополнения к ним (их наличие или отсутствие, особенности оформления и содержание);
  • коллективное соглашение (его особенности и правильность оформления);
  • трудовые книжки и журнал их учета, личные карточки сотрудников (наличие, правильность заполнения);
  • правила внутреннего трудового распорядка (наличие в нем описания процедуры приема работников и их увольнения, режим работы, сроки выдачи зарплаты, ответственность сторон, премии и так далее).

Это основные документы, которые проверяются во время исследования предприятия. Кроме документации инспекторы изучают правильность переведения работников с одной должности на другую, законность , снижения заработной платы, предоставления отпусков и прочее.

Оформление проверки охраны труда

Проверка начинается с того, что инспектор предоставляет руководителю исследуемой компании свое служебное удостоверение, а также приказ или распоряжение на проведение проверочной работы.

Такое распоряжение должно быть закреплено печатью, и иметь следующую информацию:

  • вид проверки;
  • причины, повлекшие проведение проверочных мероприятий;
  • сроки и предмет проверки;
  • ФИО инспектора, который проводит работу.

Также следует обратить внимание, что бы данное распоряжение было выписано именно на ту фирму, в которую пришел инспектор с проверкой., обязаны встать на учет в налоговой службе в качестве налогоплательщиков единого налога. Для этого следует обратиться в налоговую службу по месту ведения бизнеса.

Грамотная отчетность в налоговую при УСН позволяет предприятию уменьшить издержки на работу с документацией и сосредоточиться на производственном процессе. Подробнее о отчетности при УСН читайте .

По результатам проведенных работ инспектор составляет протокол и акт поверки. В протоколе указываются выявленные нарушения, за которые на предприятие налагаются штрафы.

Любое предприятие, организация или предприниматель должны быть готовы к прохождению плановых или внеплановых проверок со стороны различных проверяющих инспекций. Одной из таких служб является федеральная инспекция труда.

Для того, что бы с представителями данного ведомства сталкиваться как можно реже, следует соблюдать все требования трудового законодательства, не нарушать права сотрудников и не подвергать их здоровье и жизнь опасности.

Ведь кроме плановых проверочных мероприятий инспекторы могут проводить целевые и тематические, организованные по жалобам работников.

Руководителю предприятия при ведении деятельности необходимо знать, что такое проверка по охране труда, что проверяют специально уполномоченные на это органы, и каковы их функции.

Государство контролирует то, как фирмы и организации соблюдают законодательство о труде, с помощью Федеральной инспекции труда и ее структурных подразделений (ГИТ). Ее сотрудники:

  • проводят проверки охраны труда в различных компаниях;
  • если находят нарушения, требуют их устранить в назначенный срок, и руководство проверяемого предприятия обязано это сделать;
  • составляют протоколы и другие документы, когда нужно оштрафовать провинившихся лиц.

Законодатель наделил госинспектора правом заходить на территорию любого предприятия для исполнения им своих служебных обязанностей. Для этого он должен предъявить:

  • служебное удостоверение;
  • приказ или распоряжение руководителя инспекции о ревизии.

Руководитель компании имеет право ознакомиться с приказом и удостовериться, что там прописаны все необходимые пункты: наименование фирмы, сроки проведения и вид проверки, ее цели, данные проверяющих лиц. Инспектор может запрашивать у предприятия только те сведения и смотреть только те бумаги, которые имеют отношение к предмету проверки.

Что требуют от работодателя

Работодатель обязан предоставить своим сотрудникам безопасные условия работы, рациональный режим труда и отдыха, должное медицинское обеспечение. Кроме того, в его обязанности входит:

  • исполнение норм охраны труда, которые различаются по видам осуществляемой деятельности;
  • контроль за тем, чтобы сотрудники не нарушали технику безопасности;
  • разработка правил и инструкций по охране труда в организации;
  • соблюдение на производстве санитарно-гигиенических правил и норм.

На каждом предприятии с количеством работников более 50 человек, если его деятельность является производственной, должна быть отдельная должность специалиста по охране труда или специальное структурное подразделение – служба охраны труда. В противном случае эти функции осуществляет руководитель компании, уполномоченный работник или привлеченный специалист.

Все сотрудники предприятия проходят периодическое профильное обучение, а при первичном поступлении на работу или переводе на другое место – знакомятся с инструкцией по технике безопасности. Обязательна специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по выявлению вредных и опасных факторов трудового процесса или производства.

На что смотрит инспекция

Закрытого перечня документов, которые запрашивают ревизоры ГИТ, не существует. Все зависит от вида деятельности предприятия и того, зачем проводится проверка. В сферу интересов проверяющего могут попасть вот какие документы:

  • учредительные документы фирмы;
  • кадровые (смотрят, правильно ли оформлены сотрудники);
  • бухгалтерские (извещения о выплате зарплаты, расчетные листы);
  • локальные нормативно-правовые акты (правила внутреннего распорядка, коллективный договор, графики учета рабочего времени);
  • документы, непосредственно посвященные охране труда (приказы и инструкции, журналы учета, программы инструктажей) и др.

Компаниям, относящимся к микропредприятиям, Трудовой Кодекс позволяет не разрабатывать локальные нормативно-правовые акты. Такая организация заключает с сотрудником трудовой договор, который разрабатывается по специальной типовой форме и содержит отдельный раздел об охране труда.

Какие бывают проверки

Проверки охраны труда бывают плановые и внеплановые (ст. 360 ТК РФ). Плановые проверки имеют установленную периодичность. На каждый календарный год составляется план со списком проверяемых организаций и сроками проведения проверки. Он вывешивается на сайте государственной трудовой инспекции (ГИТ), а также дублируется на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Дополнительно о скором визите ревизоров и предстоящих проверочных испытаниях предприятие предупреждают за 3 дня до их начала. Соответствующее уведомление может быть выслано по почте, факсом, электронным сообщением, доставлено курьером и др.

По ходу плановой проверки ревизору не запрещено пользоваться списком, так называемых, контрольных вопросов, которые могут затрагивать все требования по охране труда или их часть. Это зависит от целей и задач конкретной проверки и отражается в приказе о ее проведении.

С марта 2019 года периодичность проведения плановых проверок фирмы зависит от присвоенной ее деятельности категории риска . Так, предприятия, деятельность которых отнесена к высокому риску, проверяются один раз в два года, к значительному риску – один раз в три года и т. д. Если риск оценен как низкий, плановые проверки на такой фирме совсем не производятся.

Внеплановые проверки инициируют по соответствующему основанию (ст. 360 ТК РФ), когда:

  1. Есть приказ руководителя трудовой инспекции, основанный на поручении государственных органов или требовании прокуратуры.
  2. Прошел срок для устранения нарушений, найденных раньше.
  3. Появились сведения о том, что на предприятии нарушаются нормы законодательства (сотрудникам не платят зарплату, на производстве возникла угроза нанесения вреда здоровью работников, произошел несчастный случай и пр.).
  4. Поступила жалоба работника о том, что наниматель нарушает его трудовые права.
  5. Работник просит трудовую инспекцию проверить рабочее место.

Важно! О выезде на внеплановую проверку инспекция должна предупредить организацию за 24 часа. В случае, если такая проверка проводится по причинам, указанным в п.п. 3-4 списка, то инспекция вообще не уведомляет о ней работодателя. Эта норма прописана в ст. 360 ТК РФ. Периодичность внеплановых проверок законодательно не прописана.

По закону анонимные заявления к рассмотрению не принимаются, а начавшаяся по такому запросу проверка прекращается. Сведения о существующих нарушениях могут поступить в инспекцию не только от работников, но и из СМИ, от других проверяющих органов, профсоюзов и др.

Форма проверок

Как плановая, так и внеплановая проверки могут иметь две формы:

  • документарная;
  • выездная.

Документарную проверку ревизор ГИТ осуществляет на своем рабочем месте. Он запрашивает у компании интересующие его бумаги, которые имеют отношение к задачам проверки. Предприятию дается 10 дней на исполнение запроса. Все документы предоставляются в виде копий, заверенных подписью уполномоченного лица и печатью, или в электронном виде с удостоверенной электронной подписью. Внимание: инспектор не имеет права забирать оригиналы или просить нотариальное заверение документов.

Если в ходе проверки документов инспектор находит ошибки или нестыковки в представленной информации, он требует предоставить организацию дополнительные письменные пояснения. Срок предоставления таких пояснений – 10 рабочих дней.

Выездная проверка осуществляется по месту нахождения фирмы, на производстве или в офисе, когда:

  • инспектору необходимо удостовериться в соответствии поданных фактов действительности;
  • следует оценить, отвечает ли деятельность компании требованиям законодательства.

Сроки проведения

Проверка охраны труда должна осуществляться строго по закону. Одним из основных положений, регулирующих принципы и правила взаимодействия сотрудников инспекции и руководителей проверяемых фирм, является закон № 294-ФЗ.

Стандартно одна проверка не может продолжаться больше 20 рабочих дней. Однако для некоторых компаний максимальное время проведения плановых выездных проверок сокращено:

  • для малых предприятий оно не может составлять больше 50 часов в год;
  • для микропредприятий – 15 часов в год.

В крайних ситуациях эти сроки удваиваются, если требуется какое-то дополнительное расследование. Период деятельности предприятия, за который проверяются документы, ограничен тремя годами. То есть, например, в 2016 году проверялись документы, начиная с 2014 года.

Чем заканчивается

Результаты проверки охраны труда отражаются в специальном акте, который подписывают обязательно в двух экземплярах: для инспекции и для проверяемого. Если нашлись нарушения, трудовая инспекция может:


Что обычно становится поводом для выездной внеплановой проверки ГИТ? – Жалоба работников.

Можно ли назначить ответственного за охрану труда без предварительного обучения? – Нет.

Обязательно ли кадровику изучать охрану труда? – Да, если он будет обучать персонал.

В 2010 году количество проверок ГИТ, в ходе которых инспекторы выясняли, как работодатели соблюдают законодательство о труде, превысило 180 000. Почти половину от этого числа (более 49 процентов) составили проверки по охране труда работников.

При проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в двух случаях из трех инспекторы находили целый букет нарушений трудового законодательства и законодательства об охране труда. А общее количество обнаруженных нарушений за год превысило 1 млн.

www.kdelo.ru

Какие нарушения выявляются чаще всего?

Прежде всего трудовые инспекторы выявляют нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда. Даже на самых опасных производствах сотрудников порой не знакомят с элементарными правилами, не говоря уже об обязательном проведении инструктажа с внесением записи в соответствующий журнал под роспись. Другое распространенное нарушение – отсутствие у работников средств индивидуальной защиты, о чем тоже обязан побеспокоиться работодатель. Часто встречаются и нарушения в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда*.

Типичные нарушения

Нарушение 1. Отсутствует журнал регистрации вводного инструктажа.

Нарушение 2. Работодатели инструктируют только работников производственных подразделений, тогда как вводный инструктаж по охране труда распространяется на всех сотрудников.

Из практики проверок

ГИТ проверила общество с ограниченной ответственностью «А…» на предмет соблюдения требований законодательства об охране труда. Нарушений оказалось много. В частности, в организации отсутствовали такие обязательные документы, как:

  • журнал вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.5 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда»);
  • программа проведения вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.4 ГОСТ 12.0.004-90);
  • приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.2 ГОСТ 12.0.004-90).

По результатам проверки инспекторы выдали работодателю предписание устранить выявленные нарушения, а директора общества оштрафовали.

Совет

Важно сразу завести два самых необходимых журнала: Журнал регистрации вводного инструктажа и Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.

Документы в тему

Документ

Поможет вам

ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда» Определить круг руководящих работников и специалистов, которые должны пройти обязательное обучение по охране труда. Правильно организовать обучение персонала правилам охраны труда
Постановление Минтруда России № 1, Минобразования России № 29 от 13 января 2003 г. «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
Приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда,

Для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны

Правильно выбрать аккредитованную организацию для получения услуг по охране труда, в том числе аттестации рабочих мест по условиям труда
Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98, утверждены постановлением Минтруда России от 20 марта 1998 г. № 16* Организовать безопасное выполнение конкретного вида работ
* Аналогичные межотраслевые правила утверждены и для других видов работ.

Что можно исправить?

В первую очередь необходимо определить ответственного за организацию охраны труда в компании приказом руководителя.

Напомним, что в организации с численностью персонала более 50 работников необходимо создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ). Если численность работников составляет 50 и менее человек, решение о создании службы или введении должности специалиста по охране труда принимает руководитель организации с учетом специфики производственной деятельности. Так, руководитель может приказом определить ответственного (с его согласия) за организацию охраны труда в компании, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. С 1 декабря 2010 года такое обучение проводят только аккредитованные организации. По окончании обучения сотрудник получит специальное разрешение на проведение инструктажа по охране труда.

При отсутствии на предприятии службы (специалиста) по охране труда можно заключить договор с аккредитованной организацией, оказывающей услуги в этой области

www.kdelo.ru

Журнал регистрации вводного инструктажа, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.

Журнал регистрации вводного инструктажа** нужно прошнуровать, пронумеровать, а также скрепить печатью и подписью руководителя предприятия. В этом журнале в обязательном порядке указывают дату инструктажа, фамилию, инициалы и профессию (должность) инструктируемого. Оба работника – и тот, кто проводил инструктаж, и тот, кого инструктировали, ставят в журнале свои подписи. После прохождения вводного инструктажа ответственный за его проведение должен проверить, как работник усвоил полученные знания, и выдать ему под расписку инструкцию по охране труда.

Нарушение 3. Нет программ первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для конкретных профессий или видов работ.

Нарушение 4. Не ведется Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте**.

Нарушение 5. Работников допускают к работе без обучения и проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах.

Нарушение 6. Отсутствует перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

Нарушение 7. Работодатель проводит только целевой инструктаж работников при необходимости их полного обучения правилам охраны труда.

Из практики проверок

1. ГИТ провела плановую проверку в ОАО «С…» (рыбопромысловое предприятие) и обнаружила многочисленные нарушения законодательства об охране труда. Например, работодатель допускал к исполнению трудовых обязанностей на борту судна без проведения вводного инструктажа матросов, механиков, старших мастеров добычи и даже старшего помощника капитана (нарушение требований ч. второй ст. 212 ТК РФ). Специалистов, обслуживающих судовые механизмы и оборудование (лебедчиков, сигнальщиков), не обучали правилам охраны труда и не проверяли их знания.

По итогам проверки работодателю выдали обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства. Общество оштрафовали по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

2. В ходе проверки ООО «А…» выяснилось, что в организации отсутствует журнал инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.9 ГОСТ 12.0.004-90), программа проведения инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90), а также перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90).

3. Инспекторы ГИТ обнаружили нарушения законодательства по охране труда при проверке Муниципального учреждения здравоохранения (больница). В частности, в организации отсутствовал перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90). Имеющийся журнал учета и регистрации несчастных случаев не соответствовал форме, установленной приложением № 1 к Положению об особенностях расследования несчастных случаев на производстве***.

Совет

Проконтролируйте, чтобы все сотрудники, прошедшие инструктаж, поставили свои подписи в соответствующем журнале, иначе у вас не будет возможности доказать, что проинструктированный сотрудник нарушил правила, осознавая последствия.

4. В начале августа 2010 года в ООО «М…» поступил на работу новый плотник, а через две недели ему поручили разовую работу – погрузку на автомашину плит весом более тонны. Обучение по охране труда при погрузочных работах работодатель ограничил целевым инструктажем. Однако Межотраслевые правила по охране труда в таких случаях требуют допускать к погрузочным работам обученных работников, имеющих соответствующее удостоверение. В месте осуществления таких работ должен присутствовать старший сотрудник, назначенный приказом работодателя. Общество нарушило требования складирования стройматериалов, что не обеспечило их устойчивость при хранении. В результате одна из плит, стоявшая на ребре, при попытке плотника отогнуть металлическую петлю потеряла устойчивость и упала на работника.

Несчастный случай расследовала областная комиссия, которая установила, что причиной травмы стало небрежное отношение руководства общества к требованиям охраны труда со стороны. Работодатель не установил способы погрузки и перемещения груза, не определил меры страховки и защитные ограждения на границах опасных зон, не осуществлял контроль за охраной труда при погрузке. Материалы расследования несчастного случая на производстве комиссия направила в прокуратуру для возбуждения уголовного дела в отношении руководителя ООО «М…» (по ч. 1 ст. 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда»)****.

Что можно исправить?

Приказом поручить разработку программы инструктажа руководителям производственных и структурных подразделений (начальникам, мастерам, механикам, технологам и другим специалистам) на основании действующих правил и норм охраны труда, типовых инструкций по охране труда с учетом конкретных производственных условий. Затем эту программу необходимо согласовать со службой охраны труда (инженером по охране труда) и утвердить у руководителя предприятия.

Чтобы предупредить нарушения, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, необходимо разработать полный инструктаж по охране труда при выполнении опасных видов работ и не допускать к их выполнению необученных сотрудников. Также можно применять контролирующую технику при выполнении опасных работ, например, оборудовать помещения или территории, где проводятся работы, видеокамерами, чтобы можно было судить о происшествии на основе фиксированных событий.

www.kdelo.ru

В электронной версии статьи вы найдете дополнительные образцы:
программа вводного инструктажа ,
программа первичного инструктажа на рабочем месте .

Нарушение 8. Работодатель пропускает сроки проведения повторного инструктажа.

Из практики проверок

ГИТ проверила индивидуального предпринимателя «Т…» и выявила, что он не проводил с водителями повторный инструктаж, не включал в рабочее время водителей время проведения медицинского осмотра перед выездом в рейс и не организовал аттестацию рабочих мест по условиям труда. Предпринимателю выдали предписание устранить нарушения.

Что можно исправить?

Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в полугодие, а для отдельных категорий работников – не реже одного раза в год. Отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда может быть установлена квартальная периодичность проведения повторного инструктажа при осуществлении опасных работ.

Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме. Инструктаж может быть дополнен следующими вопросами: ознакомление с приказами, распоряжениями, указаниями руководства предприятия по вопросам охраны труда; проработка отдельных положений инструкции, по которым имеются нарушения; объяснение и показ (при необходимости) правильных, безопасных методов и приемов работы.

Совет

Стремитесь к тому, чтобы инструкции по охране труда были на руках у каждого работника, а также в местах отдыха, раздевалках и т. п.

Нарушение 9. Нет приказов, регламентирующих мероприятия по обучению и проверке охраны труда.

Нарушение 10. Нет инструкций по охране труда.

Из практики проверок

1. Проверка ГИТ в ООО «А…» показала, что работодатель не издал приказ (распоряжение) о возложении функций специалиста по охране труда в организации (нарушение ст. 217 ТК РФ), а также не разработал и не утвердил инструкции по охране труда для работников.

2. При проверке в ОАО «С…» (рыбопромысловое предприятие) выяснилось, что работодатель не разработал и не утвердил в установленном порядке инструкции по охране труда для работников по профессиям и видам выполняемых работ с учетом специфики предприятия, осуществляющего промысел краба.

Что можно исправить?

В первую очередь нужно издать приказ о разработке инструкций по охране труда. Это будет основной документ, на основании которого можно утверждать последующие приказы:

  • о наличии Перечня работ и профессий, по которым должны разрабатываться инструкции по охране труда (исходя из наличия профессий и видов работ);
  • о наличии Перечня инструкций по охране труда, действующих в организации;
  • о вводе в действие инструкций по охране труда;
  • о продлении срока действия инструкций по охране труда, наличии и порядке ведения журнала учета инструкций по охране труда, наличии и порядке ведения журналов учета выдачи инструкций по охране труда в структурных подразделениях, наличии инструкций по охране труда в структурных подразделениях.

Для разработки локальных инструкций используют меж­отраслевые (отраслевые) типовые инструкции по охране труда (при их отсутствии – межотраслевые или отраслевые правила по охране труда*****), требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации. Естественно необходимо учитывать специфику конкретного предприятия.

Приказом по организации можно поручить разработку программы инструктажа руководителям производственных подразделений – начальникам, мастерам, механикам, технологам и другим специалистам. Затем эту программу необходимо согласовать со службой охраны труда (инженером по охране труда) и утвердить у руководителя предприятия.

www.kdelo.ru

В электронной версии статьи вы найдете дополнительные образцы:
приказ о назначении ответственного за организацию охраны труда ,
приказ о создании комиссии по охране труда .

Нарушение 11. Руководители и специалисты не проходят проверку знаний по охране труда.

Нарушение 12. Не созданы специальные комиссии по проверке знаний охраны труда.

Из практики проверок

1. ГИТ проверила ООО «З…» и выявила, что работодатель не обучал сотрудников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, не проводил инструктажи по охране труда, стажировки и проверки теоретических знаний и практических навыков (нарушение требований ч. второй ст. 212 и ст. 225 ТК РФ).

2. В ООО «А…» при проверке выяснилось, что руководитель и специалисты общества не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ).

3. Проверка МУП (больница), в частности, показала, что руководитель предприятия не прошел обучение по охране труда и проверку знаний в части требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ). Руководитель также не обеспечил работникам стажировку на рабочем месте, не проверял, знают ли они требования охраны труда, а также безопасные методы и приемы выполнения работ (нарушение требований ст. 225, ч. второй ст. 212 ТК РФ). Выяснилось, что в больнице отсутствует и перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда (нарушение п. 4.2 ГОСТ 12.0.004-90).

Что можно исправить?

Необходимо составить список руководящих работников и специалистов производственных подразделений, обязанных проходить проверку знаний по охране труда, и указать в нем периодичность проведения проверки******. Этот список утверждает руководитель организации. Затем необходимо составить график проверки знаний по охране труда и утвердить у руководителя предприятия. Все сотрудники, которые проходят проверку знаний по охране труда, должны ознакомиться с этим графиком.

Напомним, что проведению проверки должна предшествовать специальная подготовка работников, упомянутых в списке, по наиболее важным вопросам охраны труда. Обучение можно проводить, например, в форме краткосрочных семинаров, бесед или консультаций. Главное – предварительно составить учебный план и программу обучения, а затем разработать перечень контрольных вопросов для проверки. Кроме того, необходимо создать постоянно действующую экзаменационную комиссию и утвердить ее состав приказом руководителя.

Ольга Преображенская, директор по персоналу КА STAFFWELL (Москва)

Екатерина Кузнецова, заместитель начальника управления охраны
НИИ труда и социального страхования, кандидат социологических наук (Москва)

Людмила Папкова, эксперт журнала «Кадровое дело»

Татьяна Пономарева, экономист, эксперт журнала «Кадровое дело»

Тамара Федорова, юрист, эксперт журнала «Кадровое дело»

* О типичных нарушениях в этой сфере и о том, как их предотвратить, читайте в следующем номере.

** Форма этого журнала установлена ГОСТ 12.0.004-90.

**** В рассматриваемом случае директору грозит следующее наказание: штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до года.

***** К настоящему моменту утверждено свыше 20 межотраслевых правил по охране труда.

****** Руководитель организации или индивидуальный предприниматель также обязаны проходить обучение и проверку знаний по охране труда.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: