Лицензирование оценочной деятельности. Как и где можно сделать оценку недвижимости? Открытие фирмы по проведению независимой оценки недвижимости Лицензирование оценщиков

Внимание!

К нам часто обращаются клиенты, которым по каким-то причинам нужна лицензия на оценочную деятельность:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Статья 18. Переходные и заключительные положения (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:
* оценочная деятельность;
* ………

Таким образом, все требования различных органов (особенно нотариусов) предоставить лицензию, да еще и нотариально заверенную — не обоснованы. Оценочная деятельность не является лицензируемой!

В настоящие время регулирование оценочной деятельности осуществляется несколько иным способом:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в действующей редакции гласит:

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики).
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Закона.
Статья 15.1. Обязанности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор
(введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)
Юридическое лицо , которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано :
1) иметь в штате не менее двух лиц, соответствующих требованиям части второй статьи 24 настоящего Федерального закона;
2) обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
3) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
4) предоставлять по требованию заказчика договор обязательного страхования ответственности оценщика, заключенный в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона;
5) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) предоставлять саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, для проведения контроля за осуществлением им оценочной деятельности доступ к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну юридического лица или заказчика, либо иной конфиденциальной информации;
7) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию.

Для того чтобы прокомментировать ситуацию мы обратились к директору юридического департамента Центра независимой оценки ИННОВАЦИЯ Дунаевой Маргарите Михаиловне.

Публикуем ответ эксперта:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изменениями, внесенными по ФЗ от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Переходные и заключительные положения (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности: оценочная деятельность.

Данная формулировка явно отменяет необходимость лицензирования оценщика, и все требования (чаще всего ими грешат нотариусы) являются пустыми, от незнания закона.

Но что же стало взамен лицензии? Как контролировать оценщиков и оценочные компании?

С 2006 года в ФЗ-135 (Федеральный закон об оценочной деятельности) появились поправки, касающиеся определения «субъект оценочной деятельности».

В соответствии с ними оценку имеют право проводить оценщики, состоящие в саморегулируемой организации оценщиков (СРО), и застрахованные от возможных ошибок в одной из страховых компаний. В свою очередь в СРО оценщик может вступить только получив соответствующее специальное образование, и каждые три года оценщик обязан подтверждать свои знания путем прохождения курсов повышения квалификации.

Оценщик также имеет право осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, в частном порядке. Такую оценку принимают не все инстанции, и практически невозможно получить аккредитацию в крупном банке, однако практика существует.

Лицензирование оценочной деятельности

оценка стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов (далее именуется — оценка предприятия (бизнеса).

Указанный перечень работ (услуг) является исчерпывающим. 6. Лицензионными требованиями и условиями являются: а) соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, в том числе требований стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности; б) соблюдение лицензиатом экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил; в) представление по запросу лицензирующего органа информации, необходимой для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий; г) осуществление страхования гражданской ответственности оценщиков в форме заключения договора страхования указанных в лицензии работ (услуг) в области оценочной, либо по каждому заключаемому договору об оценке; д) для лицензиата — юридического лица: наличие в штате не менее одного работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности; д) для лицензиата — индивидуального предпринимателя: наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности.

Как получить лицензию на оценочную деятельность

· государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя; · наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным органом образовательными программами; · уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности. Требования к лицензированию оценочной деятельности для юридических лиц: · государственная регистрация в качестве юридического лица; · наличие в штате юридического лица не менее одного работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной; · уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности.

Сертификат оценщика — как получить?

Других документов организация не вправе требовать.

Для того, чтобы осуществлять полноценную деятельность оценщика недвижимости, нужна соответствующая лицензия. Такой документ является бессрочным.

Таким образом, несмотря на бессрочность лицензии, она действительна лишь тогда, когда у вас есть рабочая деятельность. Стоит ее прекратить и вы потеряете квалификацию, а вместе с ней и лицензию.


Одним из факторов регулирования оценочной деятельности служит ее лицензирование.
Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в ст. 23 которого было установлено, что оценочная деятельность подлежит лицензированию, вступил в законную силу 3 марта 1998 г., однако Положение о лицензировании оценочной деятельности долгое время находилось в стадии разработки. Это привело к тому, что в ряде регионов, в том числе в Москве, были приняты собственные нормативные акты, регламентирующие лицензирование этого вида деятельности. Если у лицензиата были ранее выданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации лицензии, то их
88 действие прекратилось 16 июля 2001 г. и переоформлению они не подлежат.
Кроме того, Определением Верховного суда РФ от 2 марта 2001 г. признано недействительным Распоряжение мэра Москвы «О лицензировании оценочной деятельности в городе Москве» от 21 апреля 1999 г. №388. Таким образом, можно отметить, что законность выданных ранее органами исполни-тельной власти субъектов Федерации лицензий поставлена под сомнение, и все они, безусловно, утратили юридическую силу с 16 июля 2001 г. - с момента вступления в силу Постановления «О лицензировании оценочной деятельности». В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного приведенным Постановлением, органом, осуществляющим лицензирование, было ус-тановлено Минимущество России (см. примечание №18).
После вступления в силу этого Постановления появилось единое правовое поле лицензирования оценочной деятельности. Государство взяло этот вид деятельности под свой жесткий контроль, а это значит, что с рынка уходят нелегальные оценщики, сокращается число недобросовестных сделок. С 16 июля 2001 г. оценочная деятельность без лицензии рас-сматривается как незаконное предпринимательство, договоры могут быть признаны недействительными, и доходы, полученные оценщиком в результате выполнения работ, могут быть обращены налоговой инспекцией в доход государства.
Ранее согласно п. 4 Положения о лицензировании оценоч-ной деятельности лицензия выдавалась на оценку стоимости:
недвижимого имущества;
машин, оборудования и транспортных средств;
нематериальных активов и интеллектуальной собственности;
предприятия (бизнеса).
В 2001 г. был принят Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа №128, который Закон вступил в силу 10 февраля 2002 г. Данный Закон упростил процедуру получения лицензий, а также сократил
89
число видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию. Однако оценочная деятельность, наоборот, появилась в перечне услуг, подлежащих лицензированию согласно этому Закону.
В настоящее время выдаются лицензии нового образца на осуществление оценочной деятельности без разделения на работы (услуги), со сроком действия 5 лет. Лицензии, выданные до 10 февраля 2002 г., будут сохранять юридическую силу до окончания срока своего действия.
Для получения лицензии соискатель лицензии пред-ставляет в лицензирующий орган следующие документы:
заявление о предоставлении лицензии с указанием:
S для юридического лица - наименования, организационно-правовой формы и места его нахождения; S для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, места жительства; данных документа, удостоверяющего личность; S лицензируемой деятельности;
копии учредительных документов и свидетельства о госу-дарственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица; индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копии не заверены нотариусом);
копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных знаний в области оце-ночной деятельности и трудовые отношения (приказ (распоряжение) о назначении на должность, трудовая книжка), заверенные в установленном законодательством РФ порядке, - для юридического лица или копия документа об об-разовании, подтверждающего получение профессиональ90 ных знаний в области оценочной деятельности, - для индивидуального предпринимателя. Если копии документов не заверены в порядке, установленном законодательством РФ, вместе с копиями представляются оригиналы.
Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением.
Лицензирующий орган принимает решение о или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами.
Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил лицензионные сборы и платы за:
рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии - 300 руб.;
предоставление лицензии - 1000 руб.;
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб. (плата зачисляется в соответствующий бюджет);
предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах - 10 руб.
Поскольку оценочная деятельность включает соответственно оценку предприятия (бизнеса), одно из лицензионных требований - наличие у соискателя лицензии диплома, под-тверждающего получение оценщиком образования по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» с количеством аудиторных часов более 800.
Положение о лицензировании оценочной деятельности предусматривает следующие требования к лицензиатам:
соблюдение лицензиатом требований законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ по вопросам оценочной деятельности;
наличие в штате юридического лица как минимум одного работника (для которого данное юридическое лицо - основное место работы), имеющего соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности, полу91
ченную в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в России профессиональными образовательными программами и подтвержденную документом об образовании;
наличие у индивидуального предпринимателя соответствующей квалификации в области оценочной деятельности, полученной в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в России профессиональными образовательными программами и подтвержденной документом об образовании;
повышение не реже 1 раза в 3 г. квалификации в области оценочной деятельности работника (работников) юридического лица и индивидуального предпринимателя;
страхование гражданской ответственности лицензиата путем заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки;
предоставление по запросу лицензирующего органа документов и информации, необходимых для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.
При выдаче лицензии лицензирующий орган не требует договор страхования ответственности, хотя это одно из лицензионных требований. Однако после получения лицензии это требование является обязательным.
Соискателями лицензии на осуществление оценочной деятельности выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, представляющие собой хозяйствующих субъектов.
В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 2 марта 1991 г. №948-1 хозяйствующие субъекты - это российские и иностранные коммерческие организации и
92 их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.
Согласно ст. 7 Закона запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами отмеченных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами России. Поэтому не могут быть соискателями лицензий органы госу-дарственной власти. Филиалы и представительства также не могут быть соискателями лицензий, так как не являются юридическими лицами.
Иностранные инвесторы могут быть соискателями лицензии при условии:
если они созданы на условиях и в порядке, предусмотренных ГК РФ и другими федеральными законами;
если они зарегистрированы в органах юстиции;
если они аккредитованы в порядке, определяемом Пра-вительством РФ;
наличия филиала иностранного инвестора на территории России.
К главным законодательным актам, которые необходимо соблюдать лицензиатам, относятся Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. №135 Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности. В Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Стандартов оценки» разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соот93
ветствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке возложены на Минимущество России.
Чтобы защитить потребителя услуг оценочной деятельности, лицензии подлежат, наряду с иными данными, данные о сотруднике, который имеет соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности. Это может быть один специалистов. Такое требование выражено в п. 5 (г) и п. 24 (г) Положения о лицензировании оценочной деятельности, в которых обращается внимание на то, что в штате работников юридического лица должен быть хотя бы один сотрудник, имеющий документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности. В настоящее время в среднем лицензии включают двух сотрудников, имеющих соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности.
Документом, подтверждающим наличие в штате сотрудника, имеющего соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности, является его тру-довая книжка, а также приказ (распоряжение) о приеме его на работу. В случае с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, трудовая книжка не требуется, так как они сами должны обладать профессиональными знаниями оценщика.
В приложении к лицензии указывается специалист, который обладает профессиональными знаниями оценщика в соот-ветствующей области оценки. В случае если заявленный в лицензии сотрудник уволился с работы, лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в порядке, установленном п. 18 Положения о лицензировании оценочной деятельности. При этом сама лицензия не переоформляется, а лишь вносятся изменения в приложение к лицензии и в реестр лицензий. Если же в штате не остается ни одного сотрудника, имеющего профессиональные знания в области оценочной деятельности, то лицензия может быть приостановлена по причине несоблюдения лицензионных требований и условий.
94 Учитывая, что лицензия на осуществление оценочной деятельности только одна, но в ней до 10 февраля 2002 г. отмечались работы (услуги) в области оценочной деятельности, соискатель лицензии при наличии в его штате сотрудника, имеющего документ об образовании, например, по программе «Оценка недвижимости» более 500 час., мог получить лицензию на осуществление работ (услуг) только по оценке недвижимости и т. д.
Если на момент подачи заявления о выдаче лицензии в штате был работник, прошедший профессиональную переподготовку по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» более 800 час., организация имела право на получение лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием всех работ (услуг) в области оценочной деятельности, а в настоящее время имеет право на получение лицензии нового образца на осуществление оценочной деятельности без разделения на работы (услуги).
2.4.1. Подготовка специалистов в области оценочной
деятельности
Подготовка оценщиков является одним из основных вопросов создания полноценных профессиональных кадров. Развитие учебного процесса - приоритетное направление в вопросах подготовки и переподготовки оценщиков.
В целях реализации положений Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.) были разработаны Государственные требования к программам профес-сиональной переподготовки оценщиков, утвержденные Министерством образования РФ 12 мая 2000 г. Кроме того, Распоряжением Минимущества России от 3 ноября 2000 г. №946 создана Комиссия по рассмотрению образовательных программ в области оценочной деятельности в целях повышения качества оценочной деятельности в России, обеспечения ее лицензирования, контроля за соответствием образовательных программ образовательных учреждений, подготавливающих
95
специалистов в области оценочной деятельности, государственным стандартам и требованиям, а также в целях обеспечения высокого уровня подготовки специалистов, осуществляющих работы (услуги) в области оценочной деятельности.
Программы, выносившиеся на согласование образовательными учреждениями, также учитывали разделение оце-ночной деятельности на виды и теперь пересмотрены.
Распоряжением Минимущества России от 27 февраля 2002 г. №500 установлена необходимость для соискателей представлять в Минимущество России копии документов об образовании, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными Минимуществом России программами, которые перечислены в приложении №1 к данному Распоряжению. Разработка программ профессиональной переподготовки предусматривает, например, программу «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» (количество аудиторных часов составляет более 800), а разработка программ основного высшего образования - программу «Финансы и кредит» со специализацией «Оценка собственности» и др.
Приложение №2 к данному Распоряжению содержит перечень образовательных программ, дипломы об обучении по которым могут быть образованы для поддержания лицензий на осуществление оценочной деятельности, полученных до 10 февраля 2002 г. и предусматривающих разделение на работы (услуги), например, программа «Оценка стоимости недвижимости» (количество аудиторных часов более 500).
Перечень образовательных учреждений, прошедших согласование образовательных программ в области оценочной деятельности в Минимуществе России, публикуется на офи-циальном сайте Министерства в Интернет в разделе Департамента экономики и регулирования оценочной деятельности (www.mgi.ru).
96 2.4.2. Порядок проведения контроля за соблюдением
лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
В целях обеспечения выполнения возложенных в соответствии с п. 2 Положения о лицензировании оценочной дея-тельности на Минимущества России полномочий принято Распоряжение «О предоставлении информации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности» от 2 сентября 2002 г. №3061. Согласно Распоряжению информация должна предоставляться в Минимущество России за 2001 г. до 1 ноября 2002 г., а за 2002 г. и последующие годы - до 1 мая г., следующего за годом, за который предоставляется информация.
Объектом контроля Минимущества является соблюдение лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении ими оценочной деятельности.
Мероприятия по контролю включают документальную проверку деятельности лицензиатов, проведение экспертиз отчетов по оценке стоимости объектов оценки, составление актов и принятие решений. Такие мероприятия проводятся на основе:
вводного плана проверок, утвержденного Минимущест- вом России;
заявлений юридических и физических лиц, государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том числе территориальных органов Минимущества России и органов местного самоуправления, а также по предоставлению сведений структурных под-разделений об отчетах по оценке стоимости объектов оценки, используемых в работе Минимущества России. Если заявление не позволит установить лицо, обратившееся в лицензирующий орган, или в заявлении юридического или физического лица не указывается мотивированное нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, мероприятия по контролю не будут проводиться.
97
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановое мероприятие по контролю проводится не чаще одного раза в 2 года.
При проведении мероприятий по контролю должностные лица не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции лицензирующего органа;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России;
превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
При проведении проверки должны запрашиваться исключительно те документы, которые имеют отношение к проверке лицензиата, например:
договор об оценке объекта оценки;
приложения и изменения к данному договору;
отчет об оценке объекта оценки;
договор (страховой полис) страхования гражданской ответственности оценщика;
учредительные документы со всеми изменениями и дополнениями к ним; свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя;
копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающих получение профессиональных знаний по отмеченным в заявлении работам (услугам) в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами, согласованными с лицензирующим органом, и др.
По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, осуществляющим проверку, составляется акт проверки в 2 экземпляр, один из которых передается лицензиату. Если лицензиат не согласен с актом проверки, он
98 имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки. Нарушениями могут считаться:
непредставление в срок документов, затребованных территориальным органом Минимущества России;
установление факта представления в территориальный орган Минимущества России недостоверной информации;
несообщение в установленный срок в территориальный орган Минимущества России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);
отсутствие у лицензиата договора (страхового полиса) страхования гражданской ответственности оценщика;
обнаружение факта отсутствия в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной дея-тельности;
иные нарушения действующего законодательства об оценочной деятельности, в том числе Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности.
При обнаружении нарушений может быть вынесено одно из следующих решений:
обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения с указанием срока их устранения. Срок устранения не может превышать 6 мес.;
предупреждающее лицензиата, обязывающее лицензиата исправить нарушения, которые могут повлечь приостановление действия лицензии;
об утрате юридической силы лицензии (в случае обнаружения в ходе проверки данных о ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразо-вания, либо прекращения действия свидетельства о го99
сударственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);
о приостановлении лицензии (лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений (два раза и более) или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий);
об обращении в суд с исковым заявлением об аннулировании лицензии основанием для приостановления действия лицензии служит выявление лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. В случае приостановления действия лицензии срок, на
который она выдана, не продлевается, плата за возобновление действия лицензии не взимается.
Лицензиат обязан устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, и направить в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок эти обстоятельства не будут устранены, лицензия в установленном порядке аннулируется.
Лицензирующий орган в течение трех дней со дня получения заявления проверяет устранение лицензиатом указанных обстоятельств и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо о невозможности возобновления действия лицензии.
Лицензия считается возобновленной с даты принятия лицензирующим органом соответствующего решения. О таком решении лицензиат уведомляется в трехдневный срок со дня его принятия.
Основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии фиксируются в реестре лицензий.
Документ, подтверждающий устранение обстоятельств приостановления действия лицензии, определяется лицензирующим органом при принятии решения о приостановлении. Для установления факта устранения лицензиатом обстоя100 тельств, повлекших приостановление действия лицензии, лицензиат имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Приостановление действия лицензии означает за-прещение лицензиату заключать договоры о проведении оценки объекта оценки.
Представление лицензиатом в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для приостановления действия лицензии, служит основанием для возобновления действия лицензии. Действие приостановленной лицензии возобновляется с момента издания соответствующего приказа Минимущества России.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России.
Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме

Постановление Правительства Российской Федерации
от 7 июня 2002 г. № 395
"О лицензировании оценочной деятельности"

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании оценочной деятельности.
  2. Установить, что лицензии на осуществление оценочной деятельности, выданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до вступления в силу настоящего Постановления, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.
  3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. N 285 "О лицензировании оценочной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст. 1612).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 июня 2002 г. N 395

Положение о лицензировании оценочной деятельности

1.Настоящее Положение определяет порядок лицензирования оценочной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование оценочной деятельности осуществляется Министерством имущественных отношений Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган).

3. Лицензионными требованиями и условиями осуществления оценочной деятельности являются:

а) соблюдение лицензиатом требований законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности;

б) наличие в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы, имеющего соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности, полученную в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами и подтвержденную документом об образовании;

в) наличие у индивидуального предпринимателя соответствующей квалификации в области оценочной деятельности, полученной в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами и подтвержденной документом об образовании;

г) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации в области оценочной деятельности работника (работников) юридического лица и индивидуального предпринимателя;

д) страхование гражданской ответственности лицензиата путем заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки;

е) предоставление по запросу лицензирующего органа документов и информации, необходимых для осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.

4. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства и данных документа,удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемой деятельности;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, а также трудовые отношения (приказ (распоряжение) о назначении на должность, трудовая книжка), заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - для юридического лица;
копия документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, - для индивидуального предпринимателя.

5. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

6. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для переоформления лицензии.
Переоформление лицензии осуществляется в течение 10 дней с даты получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

7. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в форме проверок.
Мероприятия по контролю осуществляются на основании плана проверок, утвержденного лицензирующим органом, а также заявлений юридических и физических лиц, государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том числе территориальных органов лицензирующего органа, и органов местного самоуправления.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года.
По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату. В случае если лицензиат не согласен с актом проверки, он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.
Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок.

8. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

г) срок действия лицензии;

д) номер лицензии;

е) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основание и дата аннулирования лицензии;

к) реквизиты документов, подтверждающих получение работником (работниками) юридического лица или индивидуальным предпринимателем соответствующего образования в области оценочной деятельности.

9. Лицензиат обязан сообщать лицензирующему органу в течение 15 дней об изменении сведений о лицензиате, указываемых в реестре лицензий.

10. Лицензирующий орган при принятии решения о предоставлении лицензии, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия, аннулировании лицензии, ведении реестра лицензий и взимании лицензионных сборов руководствуется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением.

Многие не знают, что "лицензии на оценку" упразднены еще в 2007 году. Но это не означает, что оценкой может заниматься кто угодно. В этой статье вы узнаете какие документы должны обязательно быть у оценщика.

С оценкой большинство людей сталкивается не часто. Поэтому четкое представление о том, что же такое "оценочная деятельность" в массах отсутствует. Многие знают, что есть вот таки люди, как "оценщики", но кто они, какое образование имеют, какие разрешительные документы требуются для их работы даже не представляют. Причем этим страдают даже профессиональные юристы - судьи, адвокаты и пр. До сих пор, клиенты частенько требуют предоставить "лицензию на оценку", которые были упразднены еще в 2007 году. Но это не означает, что документы на право заниматься оценкой вообще не существуют. В настоящей статье мы постараемся прояснить ситуацию по этому поводу.

Интересный факт - по действующему законодательству оценщиком может быть только физическое лицо. При этом он может заниматься оценочной деятельностью как в частном порядке, так и по трудовому договору с юридическом лицом. Во втором случае договор на оценку заключает юридическое лицо, но выполняет работу конкретный оценщик. Сами же юридические лица перестали быть субъектами оценочной деятельности вместе с отменой лицензирования в 2007 году.

Так какие же документы должны быть у оценщика, чтобы он имел право заниматься оценкой?

Во-первых оценщик должен иметь диплом по специальности имеющей направленность в области оценочной деятельности. На текущий момент это следующие специальности (образовательные программы):

  1. Оценка стоимости предприятия (бизнеса);
  2. Оценка стоимости недвижимости;
  3. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств;
  4. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности;
  5. "Финансы и кредит" специализация "Оценка собственности";
  6. "Антикризисное управление", специализация "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)".

Важный момент - специальности под номерами 2,3,4 позволяют оценщику заниматься оценкой только тех видов имущества, которые соответствуют названию специальности. Так, если у оценщика имеется диплом по специальности "Оценка стоимости недвижимости", то он не может выполнять оценку автомобилей или акций.

Также важно знать - специальность "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" позволяет оценщику заниматься оценкой любых видов имущества , поскольку в составе бизнеса может встретиться все, что угодно. Это наиболее частая специальность, по которой получают свои дипломы оценщики.

Чтобы заниматься оценочной деятельностью, оценщик кроме специального образования, также должен:

  • не иметь неснятной или непогашенной судимости;
  • быть действующим членом саморегулируемой организации оценщиков - СРО;
  • застраховать свою ответственность на сумму не менее 300 000 рублей;

Наличие или отсутствие судимости проверить стороннему лицу сложно. Но вам и не нужно волноваться по данному поводу. Это требование внимательно проверяет и отслеживает саморегулируемая организация оценщиков при вступлении нее и в процессе деятельности оценщика.

Как уже упоминалось оценщик обязательно вступает в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО). Список всех существующих СРО оценщиков можно посмотреть на сайте РосРеестр . На дату написания настоящей статьи существует всего 15 СРО оценщиков. Но просто вступить туда недостаточно, нужно еще и иметь статус действующего члена - т.е. платить взносы и выполнять иные требования, иначе членство может быть приостановлено или, вовсе, аннулировано.

В своих отчетах оценщик в обязательном порядке указывает сведения о членстве в СРО, а в конец отчета обычно подшивает свидетельство о членстве или выписку из реестра членов СРО. Но наличие данной выписки не гарантирует, что именно сейчас членство оценщика не приостановлено. К счастью это довольно легко проверить на сайте СРО, членом которого является оценщик. Там всегда имеется реестр всех членов данного СРО в котором можно посмотреть текущий статус оценщика.

Для подтверждения выполнения требования о страховании оценщик указывает в своих отчетах все сведения о страховке, а часто еще и подшивает в конец копию страхового полиса. Главное, на что следует обратить внимание, чтобы дата составления отчета попадала на период действия полиса, иначе такой отчет может быть оспорен.

Часто еще спрашивают: "А есть ли какие-нибудь требования по обязательному периодическому повышению квалификации у оценщиков?" Отвечаем - действующим законодательством подобные требования не установлены. Раньше они были, но в 2007 году при реформировании оценочной деятельности их убрали из закона. Вероятно оставили на откуп СРО оценщиков. Но большинство СРО обязательного периодического повышения квалификации для рядовых оценщиков на текущий момент не требует.

Кроме всего вышеперечисленного есть один интересный момент. Как уже упоминалось, юридические лица не являются субъектами оценочной деятельности, но могут заключать договора на оценку. К таким юридическим лицам предъявляются определенные требования:

  • в штате компании должно быть не менее двух оценщиков физических лиц, для которых соблюдены все требования, описанные выше (диплом, членство СРО, страховка);
  • юридическое лицо должно застраховать свою ответственность на сумму не менее 3 000 000 руб.

При этом отчет может выполнить и подписать только один оценщик, что вполне законно. А вот заказчику останется только гадать выполнило ли вышеуказанные требования само юрлицо, с которым он заключил договор. Многие компании, заключающие договора на оценку указывают сведения о втором оценщике в договоре или отчете, но так делают не все.

Итак, подведем итог, какие обязательные документы может предоставить оценщик для подтверждения законности своей деятельности:

  • диплом по специальности, имеющей отношение к оценочной деятельности;
  • свидетельство о членстве или выписку из реестра членов СРО;
  • действующий страховой полис на страхование профессиональной ответственности на сумму не менее 300 000 руб.

Для подтверждения квалификации оценщик может предоставить дополнительные дипломы, свидетельства, сертификаты, но всегда нужно помнить, что эти документы не являются обязательными.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: