Основные ценообразующие факторы. Виды ставок акцизов. Виды факторов, влияющих на цену

Цена - сложнейший интеграл современной экономики. Только на первый взгляд цена проста. По-прежнему классическими являются следующие определения цены: цена это денежное выражение стоимости; цена это себестоимость плюс прибыль .

Казалось бы, все просто, однако эта простота обманчива. По мнению ряда известных экономистов, реформирование цен является наиболее сложным и опасным моментом в экономических преобразованиях. Крылатым стало выражение «цена реформ - это реформа цен».

Сложность цены и ценообразования заключается в том, что цена - категория конъюнктурная. А «конъюнктура» происходит от латинского слова «связывать, соединять». Это сцепка, взаимосвязь экономических, политических, психологических, социальных факторов. Влияние этих факторов на развитие рынка различно, оно постоянно меняется. Цена - фокус, в котором сходятся силовые поля конъюнктуры рынка. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Окраска цены, подобно лакмусу, зависит от конъюнктуры, здоровья экономики. В этом заключается феномен цены.

Сложность современного ценообразования состоит в его многомерности. Планетарная система цен включает, по крайней мере, пять блоков.

В современном ценообразовании наблюдается изменение пропорции между теоретическими и практическими вопросами в пользу последних. В то же время на практике решение конкретных вопросов тем успешнее, чем масштабнее их оценка.

Толкование цены как экономической категории тем точнее, чем точнее определены задачи, функции цены и ценообразующие факторы в данных экономических условиях.

Основной перечень задач ценообразования , как показывает экономическая практика, является общим для любого современного государства, но варьирует в зависимости от типов и стадий развития экономики.

  1. покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя;
  2. учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;
  3. решение социальных вопросов;
  4. реализация экологической политики;
  5. решение внешнеполитических вопросов.

Покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли - требование продавца-производителя и посредника. Чем благоприятнее для производителя конъюнктура рынка, то есть чем по более высокой цене он может реализовать свою продукцию, тем большую прибыль он получит.

Вторая задача - учет взаимозаменяемости продукции - это основное требование потребителя. Его не интересует, каковы затраты на изготовление данного продукта. Если один и тот же продукт предлагается на рынке по разным ценам, потребитель, естественно, предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагается более качественный и менее качественный продукт, потребитель предпочтет тот продукт, качество которого выше.

Остальные задачи (с третьей по пятую) возникли уже на современном этапе ценообразования, их особенно важно решать по мере перехода от рынка неразвитого, стихийного к рынку регулируемому.

В условиях развитого рынка сбалансированность экономики достигается не столько с помощью стихийного регулятора, сколько путем проведения государственной политики, призванной выражать общенациональные интересы.

В этих условиях цена является функцией и рынка, и государства. Экологические, политические, социальные вопросы, вопросы стимулирования научно-технического прогресса - это, по сути, общенациональные вопросы. Поэтому при отсутствии органа, представляющего общенациональные интересы, вышеуказанные вопросы, в принципе, решаться не могут.

Основным ценовым рычагом в решении внешнеполитических вопросов является поставка по льготным или покупка по завышенным ценам продукции для стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования.

Социальная ценовая политика (третья задача) во всех странах проявляется главным образом в замораживании или относительном снижении (повышении по сравнению с ценами на другие товары в значительно меньшей степени) цен на товары повышенного социального значения (товары детского ассортимента, медикаменты, продукты питания первой необходимости и т.д.).

Для стимулирования выпуска современных (с общенациональных позиций) средств производства государство разрабатывает и внедряет систему поощрительных цен (снятие верхних ценовых ограничений, установление нижних пределов цен для укрепления конкурентоспособности производителей и т.д.). С целью стимулирования скорейшего внедрения прогрессивных средств производства государство разрабатывает льготную систему цен для потребителей. Разница между относительно повышенными ценами производителей и относительно заниженными потребительскими ценами часто дотируется государством.

Примером использования ценовых рычагов в рамках экологической политики (четвертая задача) является разрешение с помощью цен проблемы улучшения переработки сырья, переработки и утилизации отходов. При этом наиболее важны вопросы оценки вторичных ресурсов, отходов и продуктов их переработки.

С задачами ценообразования тесно связаны функции цен. Функции цен - это наиболее общие свойства, которые объективно присущи ценам и характерны для любого вида цен. Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи четыре функции: учетная, перераспределительная, стимулирующая, функция балансирования спроса и предложения.

Ценообразующие факторы - это условия, в которых формируются структура и уровень цены. Все виды и типы ценообразующих факторов, как показывает экономическая практика, можно подразделить на три основные группы:

  1. базовые (неконъюнктурные);
  2. конъюнктурные;
  3. регулирующие, связанные с государственной политикой.

Базовые (неконъюнктурные) факторы предопределяют относительно высокую стабильность развития ценовых показателей. Действие этой группы факторов различно на рынках разных типов. Так, в условиях товарного рынка неконъюнктурные факторы считаются внутрипроизводственными, затратными, стоимостными, поскольку движение цен под воздействием лишь этих факторов однонаправлено с движением затрат.

Действие конъюнктурных факторов объясняется изменчивостью рынка и зависит от политических условий, влияния моды, предпочтений потребителя и т.д.

Регулирующие факторы проявляются тем очевиднее, чем активнее вмешательство государства в экономику. Ценовые ограничения со стороны государства могут носить рекомендательный или жесткий административный характер.

По мере развития рынка все большего насыщения его товарами и услугами возрастает роль конъюнктурных факторов. В настоящее время существуют типы рынков и группы благ (например, земля и ценные бумаги), в отношении которых применяют только конъюнктурные факторы. Они оцениваются опосредованно через сопоставление с ценностью взаимозаменяемых благ.

В современной экономике цены опосредуют все стадии производства, представляя, таким образом, единую систему цен. Соподчиненность стадий общественного воспроизводства является основой внутренней взаимосвязи цен в пределах единой системы.

Система цен - это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.

Изменение уровня, структуры одного вида цен влечет изменение других видов цен, что обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка. Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью системы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку. В современной ценовой среде действуют разные системы цен, формирующиеся в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков.

Существуют различные виды цен и группировки цен по сфере обслуживания национальной экономики, а также по степени жесткости регулирования их государством.

Например, к группировке цен по сфере обслуживания национальной экономики относится такая категория, как тарифы - цены на товары особого рода - услуги. Особенность услуги заключается в том, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. В связи с этим у покупателя на момент приобретения услуги нет возможности составить полное представление о ее качестве. Покупатель судит о приобретаемой услуге по информации о продавце услуг. При оказании услуги момент производства, как правило, совпадает с моментом потребления, то есть, нет необходимости в посреднике. Это обусловливает особенности оценки услуг и объясняет наличие понятия «тарифы на услуги», хотя правильнее использовать понятие «цены на услуги».

В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и других услуг для юридических лиц) и розничные, то есть тарифы на услуги для населения.

В группировке цен по степени жесткости регулирования государством различают цены рыночные (свободные) и регулируемые.

Цены рыночные (свободные) - это цены, свободные от прямого ценового вмешательства государства. При этом они не свободны от действия прочих рычагов, не затрагивающих непосредственно уровень и структуру цен. Так, развитие цен зависит от налога на прибыль. Прогрессивные ставки налога на прибыль делают невыгодным для продавца повышение цен, но эти цены правильно называть свободными или рыночными, поскольку прямого ограничения на них нет. В то же время, как свидетельствует мировая практика, масштабы свободного ценообразования обратно пропорциональны степени общего вмешательства государства в экономику.

Квнешним ценообразующим факторам относятся факторы, не подконтрольные фирме, на которые фирма не в состоянии влиять.

Внешние факторы можно условно подразделить на две группы: внешние факторы, обусловленные национальными условиями, и внешние факторы, связанные с международной экономикой.

Внешние факторы, обусловленные национальной экономикой:

§ государственное регулирование цен, которое заключается: в установлении жестких цен на отдельные виды товаров и услуг в различных сферах экономики; в формировании государственной ценовой политики; в применении системы максимальных и минимальных цен; в определении порогов и границ изменения цен;

§ разработка и применение государственной налоговой, денежно- кредитной и амортизационной политики;

§ использование системы таможенных пошлин на импортные и экспортные товары:

§ установление минимальной оплаты груда;

§ проведение антимонопольной политики;

§ инфляционные процессы;

§ уровень благосостояния народа;

§ вкусы и предпочтения потребителей и др. Внешние факторы, связанные с мировой экономикой:

§ изменение мировых цен (цен на мировых товарных рынках);

§ изменение валютных курсов;

§ конъюнктура мировых товарных и фондовых рынков:

§ использование запретов и ограничений во внешней торговле различных стран и др.

Под воздействием этих внутренних и внешних факторов формируются цены на товары и услуги внутри страны.


5. Причины множественности цен в международной торговле

Множественность мировых цен - наличие ряда цен на один и тот же товар в одной и той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные цены); наличие различных цен на товар одного и того же качества в примерно равных количествах на одинаковой транспортной или фрахтовой базе.

Множественность мировых цен является следствием:

во-первых, политики монополий, устанавливающих систему цен, дифференцированных по рынкам, категориям покупателей;

во-вторых, государственной политики (торговой и валютной);

в-третьих, некоммерческих и иных специальных операций, осуществляемых правительственными организациями.

Кроме того, причиной множественности цен служит протекционизм: если по одним сырьевым товарам мировые цены определяются уровнем цен стран-экспортеров, по другим - уровнем цен стран-импортеров, по третьим - уровнем цен бирж, аукционов и других центров международной торговли, то при определении цен готовых изделий мировые цены определяются с учетом цен ведущих фирм. Таможенные барьеры, особые торгово-политические и валютные зоны создают предпосылки для дифференциации цен на одни и те же товары в международной торговле (6, стр. 27).

Монополизация внутреннего рынка отдельных стран, а также внешних рынков международными трестами, концернами и картелями, соглашения о разделе рынков, участие в торговле различных правительственных и полуправительственных организаций - все это наряду с соответствующими торгово-политическими и валютными условиями приводит к появлениям на мировом капиталистическом рынке различных цен на одни и те же товары. Усилие государственно-монополистического капитализма оказывает существенное воздействие на международную торговлю, на уровень и динамику экспортных и импортных цен. Предоставление международных государственных займов и кредитов, оказание империалистическими государствами «помощи» другим странам, осуществление специальных правительственных программ, экспорт товаров государственно-монополистическим организациям в порядке реализации внутренних «излишков» сельскохозяйственной продукции, крупные правительственные закупки импортных товаров для создания стратегических запасов и другие подобные меры имеют своим следствием осуществление внешнеторговых операций по специальным ценам, обусловленных самим характером этих соглашений, отличных от обычных коммерческих сделок.

6. Меры воздействия государства на внешнеторговые цены
Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда "издержки подпирают цену", т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.

Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами "контрактные цены", которые затем становятся базовыми для отрасли. Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.
В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентированнее порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничние нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары. К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкуретной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях. Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как "цены вмешательства", "цены поддержания", введение количественных ограничений на импорт, установление "рекомендательных" цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.

7. Система ценовой информации
Ценовая система - это единая, упорядоченная совокупность раз­личных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального й миро­вого рынков. Различают следующую дифференциацию цен:

♦ по отраслям и сферам обслуживания экономики; по степени участия государства в процессе ценообразования; по стадиям ценообразования; по транспортной составляющей; по характеру ценовой информации.

Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания эконо­мики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей на­ционального хозяйства и включает следующие виды цен:

Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потре­бителей, кроме населения, независимо от форм собственности; закупочные цены на продукцию сельского хозяйства - это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств); цены на продукцию строительства - представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на стро­ительство каждого объекта), либо усредненную сметную сто­имость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м^ жилой площади, 1 м^ малярных работ и т.д.); тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за пере­мещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортны­ми организациями с отправителей грузов и населения; цены на потребительские товары - используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; тарифы на услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.

Кроме того, различают экспортные и импортные цены.

Экспортные цены - это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услу­ги) на мировом рынке. Импортные цены - это цены, по которым фирмы закупают то­вары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию ус­танавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги - акциз и налог на добавленную стоимость.

Дифференциация цен по степени участия государства в процессе ценообразования включает следующие виды цен:

Рыночная цена - цена, складывающаяся на рынке в процессе вза­имоотношений субъектов ценообразования под влиянием конъ­юнктуры. Рыночные цены по условиям их фондирования подраз­деляются на свободные, монопольные и демпинговые; регулируемая цена - цена, складывающаяся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает коли­чественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Различают оптовые цены из­готовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и рознич­ные цены.

8. Влияние факторов внешней и внутренней среды на процессы ценообразования

На решения в области ценообразования воздействуют как внутренние, так и внешние по отношению к компании ФАКТОРЫ. Эти факторы формируют определенные границы, в которых может действовать фирма при установлении цен на свою продукцию.

9. Выбор источников ценовой информации

Должностные лица таможенных органов подбирают ценовые источники, содержащие наиболее свежие и документально подтвержденные сведения о ценах на товары-аналоги, конкурирующие с ввозимыми товарами, а также информацию об условиях купли-продажи этих товаров на мировом рынке. Причем сведения о конъюнктуре соответствующего рынка и тенденциях его изменения также можно отнести к ценовой информации.
Наиболее приоритетной ценовой информацией, с точки зрения достоверности и актуальности цен, являются коммерческие документы (контракты и счета) по ранее осуществленным поставкам, найденные с помощью системы "Мониторинг-Анализ" и полученные по запросам в таможенные органы. Важной информацией можно считать данные биржевых котировок, справочные цены, цены аукционов, торгов, предложения фирм, каталоги, прейскуранты. В качестве дополнительной информации целесообразно также использовать цены статистики внешней торговли, данные известных фирм и организаций. Для повышения надежности и достоверности используемой информации, исключения в расчетах субъективного фактора желательно использовать для анализа не менее двух-трех источников.
На третьем этапе алгоритма контроля таможенной стоимости осуществляется приведение выбранной ценовой информации в вид, сопоставимый с условиями проверяемой сделки. На этом этапе при необходимости должностные лица проводят корректировку отобранной ценовой информации с учетом различий в дополнительных начислениях между оцениваемым товаром и ценовой информацией.
В зависимости от условий внешнеторгового контракта по купле-продаже проверяемого товара к ценовой информации могут быть начислены дополнительные расходы, кроме того, произведены вычеты для приведения этой информации к коммерческим условиям сделки. На данном этапе алгоритма ценовая информация, подвергшаяся корректировке, получает новый статус - проверочной величины. Проверочная величина (производная от ценовой информации) - это цена за единицу товара, аналогичного оцениваемому товару, откорректированная с учетом различий в коммерческих условиях продажи, дополнительных начислениях и вычетах.
На четвертом этапе сравнивают и анализируют заявленную декларантом величину таможенной стоимости товара с проверочной величиной (откорректированной ценовой информацией). Такая проверка заключается в выяснении дополнительных обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, влияющих на расхождение между величиной таможенной стоимости товара и ценовой информацией, имеющейся в таможенном органе, а также получении разъяснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
Рассмотренный алгоритм контроля таможенной стоимости при оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости с использованием ценовой информации должен способствовать разработке рекомендаций по применению методов корректировки ценовой информации и внесению поправок в ценовую информацию. Внесение поправок должно производиться путем последовательного приведения отобранной ценовой информации по условиям купли-продажи товаров и их техническим характеристикам к условиям и характеристикам оцениваемого товара, принятого за эталон.

10. Цены международных бирж, торгов, аукционов
Цены биржевые
- цены по сделкам, заключаемым с использованием услуг специального посредника - биржи. Особенность биржевого товарного рынка определяется следующими основными признаками: биржевые товары - массовые стандартные товары, поэтому сделки регулярны, много продавцов и покупателей, т. е. биржевой рынок - это конкурентный рынок, не требующий вмешательства государства. Вследствие этого биржевые цены считаются наиболее объективной ценовой информацией.

Цены аукционов - цены, отражающие ход продаж на аукционах. В классическом понимании аукцион - рынок продавца. Классические аукционные товары нестандартны, спрос на них обычно превышает предложение, поэтому для аукциона характерна повышательная тенденция цен.

В рамках аукциона различают:

§ стартовую цену, по которой объявляется начало торгов;

§ цену аукционного шага, т. е. промежуточную цену, превышающую стартовую и объявляемую потенциальным покупателем;

§ цену фактической продажи, превышающую стартовую цену на сумму цен аукционных шагов.

Аукционные цены информируют участников рынка о возможностях покупки или продажи товара на аукционе. Аукционные торги начинаются с объявления номера партии товара (лота) и стартовой цены. В качестве начальной цены может быть принята конечная цена предыдущего аукциона. Уровень стартовой цены содержит информацию о стоимости и качестве товара, соотношении сил продавцов и покупателей, технике проведения торгов. Чем чаще проводятся аукционные торги, тем меньше ценовые разрывы. Это объясняется незначительными изменениями издержек производства и конъюнктуры рынка во времени. Обычно фактическая реализация товара на аукционе проводится по максимальной цене, предложенной покупателем. Аукционные цены играют ключевую роль на рынках пушно-меховых изделий, драгоценных камней и антиквариата.

Цены торгов (тендерные цены) - цены при специализированной форме торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ.

Классические торги (тендер) - рынок покупателя-заказчика, в ответ на заявку которого поступают предложения (офферты) от потенциальных продавцов (офферентов). Общая тенденция развития цен здесь понижательная: при прочих равных условиях заказчик предпочитает более дешевое предложение. В отличие от аукционов торги более закрытые и ограниченные. Цены торгов являются, как правило, объектом вмешательства государства, так как значительная доля заказов и подрядов регламентируется правилами, устанавливаемыми государством.

Ценовая информация аукционов и торгов поступает в основном нерегулярно.

Структура и соотношения цен предопределяются действием всей совокупности экономических закономерностей, которые находят свое отражение в системе ценообразующих факторов, т.е. в совокупности объективно существующих или могущих возникнуть обстоятельств, предопределяющих уровни и соотношения цен.

Обоснованный учет ценообразующих факторов предполагает глубокое изучение содержания, роли, относительного значения каждого ценообразующего фактора, разработку критериев, методики, нормативов учета его влияния на уровни, соотношения, динамику цен.

В системе ценообразующих факторов главными являются те из них, которые отражают различные стороны формирования затрат труда, составляющих базу цен.

Анализ объективных обстоятельств, воздействующих на уровень и соотношения цен, приводит к следующей классификации ценообразующих факторов:

1. Факторы, определяющие величину и внутреннюю структуру стоимости и воздействующие на цены путем изменения величины стоимости. К ним относятся: 1) квалификация, умелость работников; 2) техническая вооруженность труда; 3) организация производства и труда; 4) естественные условия труда (природный фактор); 5) размещение производства и потребления продуктов труда (географический фактор); 6) размеры общественной потребности в продуктах труда.

Первый фактор определяет величину стоимости, создаваемой за единицу рабочего времени, причем более сложный и интенсивный труд создает за единицу рабочего времени соответственно большую стоимость.

Следующие два фактора изменяют производительность труда и тем самым его затраты на единицу потребительной стоимости товаров.

Природный фактор предопределяет естественную производительность труда и образование дифференциальной ренты.

Под воздействием первых четырех факторов складываются общественно-необходимые затраты труда в сфере производства. Пятый фактор обусловливает дополнительные общественно-необходимые затраты труда в сфере обращения.

Он оказывает влияние на цены в тех отраслях производства, в которых средством или предметом труда являются непосредственно естественные ресурсы.

Географический фактор воздействует на стоимость продуктов труда при продолжении процессов производства в сфере обращения. Его роль повышается для малотранспортабельной продукции. Под воздействием природного и географического факторов складываются региональные уровни общественно необходимых затрат труда, служащие основой для зональной (территориальной) дифференциации цен.

Общая масса труда, которая в качестве общественно необходимой может быть направлена на производство каждого вида продукции, зависит от общественной потребности в этой продукции. Размеры потребности, следовательно, входят в число факторов, определяющих стоимость отдельного, среднего по своим качествам, изделия. Эта стоимость образуется как производная от общей массы общественно необходимого труда, затраченного на производство всей массы продукции данного рода, и количества этой продукции в пределах общественной потребности в ней.

Факторы, вызывающие отклонения цен от стоимости , т.е. от приведенных общественно-необходимых затрат труда. К ним относятся: 1) соотношение спроса и предложения; 2) социальная значимость отдельных видов продукции; 3) необходимость использования цен для экономического стимулирования.

Ценообразующие факторы – те обстоятельства, которые влияют на уровень, динамику, структуру и соотношение цен. Основные ценообразующие факторы: спрос и предложение; полезность; издержки производства; конкуренция;; степень вмешательства государства в ценовую политику. Степень влияния фактора спроса и предложения определяется на основе изучения эластичности, особенно ценовой эластичности, т.к. покупатели по-разному реагируют на изменение цен тех или иных товаров. Полезность . Необходимо иметь в виду, что с увеличением потребления товара его полезность падает, а вместе с ней следовательно и цена. Издержки на производство и реализацию продукции представляют собой расходы всех факторов производства. Конкуренция . Различают 4 типа: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, свободная конкуренция. Степень вмешательства государства в экономику . Государство может влиять на весь массив цен, обслуживающих национальную экономику, косвенными(налоги, тарифы, финансирование и тд) или экономическими методами(установление фиксированных цен, установление предельных цен).

(44) Порядок определения цен на импортные товары, закупаемые за счёт собственных валютных средств организаций розничной торговли.

Порядок определения цен на импортные товары.Зависит от того: За счёт чьих средств делается импортная закупка, а именно централизованных валютных средств или же за счёт собственных валютных средств организации.Какие таможенные платежи уплачиваются при ввозе товара на таможенную территорию РФ Кому первоначально предназначен импортный товар (или же при использовании в качестве сырья и материалов при производстве другой продукции или же перепродажи без переработки, либо же для продажи населению).Порядок расчёта цены на импортный товар покажем на примере, когда закупка делается за счёт средств организации розничной торговли.При таможенном оформлении взимаются таможенные платежи. В этом случае розничная торговля, прежде всего, определяет расчетную цену.В неё включаются: таможенная стоимость, исчисляемая в рублях, таможенная пошлина, акциз, сборы за таможенное оформлениеРасчетная цена + торговая надбавка = свободная розничная цена +НДС В расчетную цену в данном случае не включается НДС, уплаченный при таможенном оформлении. Этот НДС пойдёт к вычету при уплате организацией розничной торговли НДС в бюджет.

(45.) Цели рыночного ценообразования .

Выбор целей: Обеспечение выживаемости.Максимизация прибыли, рентабельности.Максимальное увеличение сбыта.Выбор цели зависит от ряда факторов: А) Интересы собственников.Б) Перспективы развития.В) Конкретная ситуация.Первая цель ставится при следующих условиях: Имеется значимая конкуренция.Резко меняются потребности покупателя.Имеются избыточные мощности.Товары эластичного спроса.В этих случаях фирмы, как правило, идут на снижение цен. Снижение цен возможно до тех пор, пока цены покрывают переменные издержки и часть постоянных. Эта цель может быть только краткосрочной. Вторая цель выбирается такая цена, которая обеспечила бы максимальное получение прибыли и максимальное возмещение затрат. На практике фирмы, как правило, учитывают прибыль, которая ниже достижимого максима. Это вызвано следующим: А) Чрезмерное завышение цен с целью максимизации прибыли, может привести к ухудшению соотношения цены и качества товаров по сравнению с товарами конкурентов.Б) Монопольное положение фирмы может вызывать видения различных ограничительных мер со стороны государства.Задача максимизации прибыли это не только получение наибольшей абсолютной величины прибыли, но и обеспечить максимальный уровень рентабельности.Показатели рентабельности в целом для фирмы: Рентабельность продаж.Рентабельность чистого собственного капитала.Рентабельность активов.Третья цель. Фирмы устанавливают цены как можно ниже. Увеличение объёма сбыта приведёт к снижению издержек на единицу продукции за счёт постоянных расходов и в итоге к увеличению массы прибыли.Эта цель эффективна при следующих условиях: Чувствительность рынка к ценам велика.Расширение объёмов продаж приведёт к снижению издержек производства.Снижению цен не последуют конкуренты.

(46.) Цены на нефть на внутреннем рынке, порядок их формирования.

Нефть-богатство страны. Основная часть прибыли от нее – природная рента. Необходимым считается условие прозрачности финансовых потоков, доступность и полнота информации о них для общества в целом. Акциз на нефть, так же как и на природный газ, был введен с целью эффективного использования энергоресурсов. Он носил рентный характер. Состав и структура себестоимости в нефтеперерабатывающей промышленности: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо, энергетические затраты, оплата труда, амортизация, прочие затраты. Налог на добычу нефти, введенный в 2002г., также носит рентный характер. Цена приобретения сырой нефти включает цену производилей, транспортные расходы по доставке нефти и НДС. Расходы на транспортировку нефти входят в затраты на ее добычу и реализацию, которые помимо себестоимости добычи и транспортных расходов включают также налоги и отчисления, уплачиваемые предприятием (кроме налога на прибыль). Структура цен при продаже сырой нефти на внутреннем рынке (2000): объем продаж (млн.т.), цена продажи, затраты на добычу, акциз, прибыль от производства и продажи, амортизационные отчисления и арендная плата.

(47.) Методы рыночного ценообразования:

После определения цели ценообразования фирмы выбирают метод ценообразования. Методы ценообразования – это способы установления цен. Три метода: 1. «Издержки плюс». 2. С ориентацией на спрос. 3. С ориентацией на уровень конкуренции. 1.Первым методом фирмы устанавливают цены путём суммирования издержек и желаемой прибыли. Получается предел цены ниже, которого цена возможна на исключительных случаях. Этот метод популярен так как: - Решение оценок принимается быстро. Упрощается сам процесс ценообразования к тому же издержки рассчитать легче, чем изучать спрос. - Не приходится часто менять цены в зависимости от спроса. - Цены на товары выравниваются. Ценовая конкуренция сводится к минимуму, если таким методом пользуются другие фирмы отрасли. - Считают, что цена справедлива продавцам и покупателям. - Не всегда фирмы имеют специалистов, владеющих более совершенными методами образования. Этот метод имеет следующие недостатки. Не учитываются такие рыночные факторы как: Спрос Конкуренция. Издержки. При этом методе ценообразующие издержки учитываются: А) По полной номенклатуре. Б) По сокращённой номенклатуре. А) по полной номенклатуре в цене учитываются все прямые и косвенные расходы.

Б) Учитываются только прямые затраты, остальные затраты относятся на финансовые результаты деятельности. Этот метод называют методом прямых затрат позволяет выявить более выгодные виды продукции. 2. «С ориентацией на спрос». При установлении цен с ориентацией на спрос изучается: - спрос - ценовая эластичность - определяющая количество покупателей готовых заплатить за товар по данной цене. Для этого проводятся: Экспертные оценки. Потребительские опросы. Ценовые эксперименты и т.д. 3. «С ориентацией на конкуренцию». Третий метод фирмы изучают цены конкурентов выбирают ценового лидера и следуют за ним. Преимущества: В ряде случаев сложно спрогнозировать свои издержки и изучить спрос на свою продукцию.

(48) Формирование свободных закупочных цен. Закупочные цены – устанавливаются на продукцию сельскохозяйственных производителей, по этим ценам продукция реализуется государству и предприятию. Установление гарантированных закупочных цен возможно при определении квот на закупку и выделении необходимого объема финансовых ресурсов из соответствующих бюджетов. В целях упорядочения вопросов ценообразования на сельскохозяйственную продукцию совместным постановлением Минэкономики и Минсельхозпрода РБ от 31.01.2006 № 19/8 утверждена Инструкция об особенностях формирования закупочных цен на продукцию сельского хозяйства (далее – Инструкция), действие которой распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией продукции растениеводства (зерновые и зернобобовые культуры, технические культуры, лекарственные культуры, овощебахчевые культуры и картофель, овощи защищенного грунта, кормовые культуры, плодовые и ягодные культуры) и продукции животноводства (молоко, крупный рогатый скот, свиньи, овцы, птица, яйца, кони, кролики и другая продукция). Инструкцией определено, что под термином "закупочные цены" понимаются цены на производимую сельскохозяйственную продукцию, формируемые производителями сельхозпродукции. На скоропортящуюся плодово-ягодную и овощную продукцию закупочные цены утверждаются руководителями организаций, занимающихся производством указанной продукции, и помещаются в прейскуранты закупочных цен.

(49) Виды цен и их классификация.

Действующие в экономике страны различные виды цен образуют единую систему цен. Виды цен классифицируются в зависимости от различных признаков:

I. В зависимости от масштабов обслуживаемого рынка, цены бывают:

· , которые обслуживают национальную экономику, формируются с учетом отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражают конъюнктуру внутреннего рынка;

· Мировые цены обслуживают международный рынок, наиболее полно отражают конъюнктуру товаров, услуг в масштабе общего рынка;

· Цены международных региональных рынков , является конкретной формой реализации мировых цен, обслуживают международные региональные рынки, на которых сосредоточено наибольшее количество международных центров купли-продажи товаров.

II. Национальные или внутренние цены , в зависимости от сферы товарного обращения подразделяются:

· Цены оптовые или отпускные;

· Цены закупочные;

· Цены оптовых организаций;

· Трансфертные цены;

· Биржевые цены;

· Цены торгов;

· Цены аукционов;

· Розничные цены.

Оптовая цена – по этой цене реализуется отечественная продукция промышленных предприятий, других предприятий промышленности, строительство оптовой и розничной торговли.

Закупочные цены – устанавливаются на продукции сельскохозяйственных производителей, по этим ценам продукция реализуется государству и предприятию.

Цены оптовых организаций – по этим ценам оптовые снабженческо-сбытовые организации реализуют товары другим организациям, предприятиям с целями их последующей перепродажи или профессионального использования.

Трансфертные цены – это внутрихозяйственные цены, по ним осуществляются расчеты между подразделениями одной хозяйственной структуры.

Биржевые цены – цены, которые формируют оптовый рынок, это цены специально ориентированного и специально действующего рынка. Осуществляется в форме гласных публичных торгов. Много продавцов и много покупателей. Распространяется на массовые сырьевые товары, продовольственные товары и некоторые виды промышленных товаров. Биржевые цены зависят:

· От спроса и предложения;

· От характера и условий сделки и ряда других факторов.

Биржевые цены представляют собой котировки, то есть регистрацию цен. Виды котировок различные – указывается предельный диапазон первой и последней сделки.

Котировки служат ориентиром при заключении конкретных сделок. Сделки заключаются:

· По текущей цене биржевого дня;

· По заданной цене;

· По лимитной цене;

· По цене на определенную дату;

· По справочной цене, зафиксированной на момент открытия и закрытия биржи.

Цены торгов . Торги представляют собой состязательную форму борьбы на размещение заказа товаров, на производство товаров и др.

Торги бывают открытые и закрытые .

Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в торгах и определяет победителя. Покупатель, заказчик делает заявку, на которую поступают предложения (оффекты) от потенциальных продавцов (офференты).

Торги бывают: одноэтапные и двухэтапные.

При одноэтапных торгах в заявке указывается цена заявки, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, сроки завершения работ, доставки товара, функциональные характеристики продукции, порядок и сроки осуществления платежа, обеспечение национальной безопасности.

При двухэтапных торгах : на первом этапе все поставщики представляют заявки, в которых не указывается цена, на втором этапе заказчик предлагает поставщикам представить окончательную заявку с указанием цены. Каждый поставщик в праве представить только одну цену, которая в последствии не может быть изменена. Выигрывает тот, кто предложит самую низкую цену. Торги применяются на внутреннем рынке, при закупке продукции для государственных нужд и при выполнении строительных работ.

Цены аукционов . В классическом понимании, аукцион это рынок продавца. Цены аукционов действуют на специально организованных рынках, открываемых на определенное время. На аукционе выступает один или несколько продавцов и много покупателей. Аукцион начинается с объявления номера партии товара (лот), с краткой характеристики товара и осмотра товара покупателем в рамках аукциона действуют следующие цены:

· Стартовая цена, по которой объявляется аукцион;

· Цена аукционного шага, то есть это промежуточная цена, которая превышает стартовую или объявленную потенциальным покупателям цену;

· Цена фактической продажи, превышает стартовую цену на сумму цен аукционных шагов.

Чем чаще проводятся аукционы, тем меньше разрыв между конечными ценами предыдущего аукциона и предложенной стартовой ценой. Это объясняется незначительными изменениями в издержках и конъюнктуре рынка.

Розничные цены . Это цена, по которой товары реализуются непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи, несвязанной с предпринимательской деятельностью.

(50.) Формирование грузовых тарифов на автотранспорте.

Общая стоимость обслуживания потребителя – это тарифная плата , она определяется в результате применения той или иной тарифной схемы (порядок расчета тарифной платы). Большинство автотранспортных предприятий имеют несколько стандартных тарифных схем для клиентов. В некоторых случаях тарифная схема разрабатывается по соглашению сторон. Тарифные схемы : Схема с оплатой перевозки груза (носит название сдельного тарифа). При использовании этой схемы с потребителя взимается: Плата за заказ; Оплата пребывания автотранспорта под погрузкой и разгрузкой; Отдельная плата за перевозку определенного количества груза. Схема с оплатой использования подвижного состава. Предусматривает оплату автомобиле-часов работы у потребителя и применяется в тех случаях, когда условия эксплуатации не обеспечивают достаточные коммерческие загрузки подвижного состава (повременный тариф); С оплатой условных расчетных единиц транспортной работы . Расчет тарифной платы производится на основе укрупнения и упрощения характерных показателей транспортных услуг, согласованных с заказчиком. Применяется, когда автотранспортное предприятие постоянно обслуживает одного грузоотправителя, и автомобили используются при этом на постоянных маршрутах в стабильных эксплуатационных условиях. Применимо и тогда, когда клиенту оказываются дополнительные услуги (технологические и информационные). Кроме тарифов существует система скидок и надбавок.

(51.) Косвенные налоги как элементы цены на отечественный товар.

НДС и акциз . Налог на добавленную стоимость впервые был разработан в 1954 году во Франции французским экономистом Лоренсе. Сейчас он в 140 странах. В России НДС с 1992 года заменил тогда налог с оборота и налог с продаж. Регулировался этот налог законом РФ о налоге на добавленную стоимость с 1 января 2001 года глава 21 НК. В эту главу постоянно вносятся изменения и дополнения. Этим налогом облагается большинство товаров, работ и услуг. Ставки налога при установлении цен 10% и 18%. (В большинстве случаев 18%). Эта ставка устанавливается к цене реализации товара. (Без учёта НДС).

Акцизы были введены в Россию с 1992 года в соответствии с законом РФ. Заменили тогда налог с оборота и налог с продаж. С 1 января 2001 года введена 22 глава НК (АКЦИЗЫ).

Перечень подакцизных товаров:

Спирт этиловый. Кроме спиртоконьячного.

Алкогольная продукция: водка, пиво – акциз растёт.

Табачные изделия.

Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112.5 КВТ и 150 лошадиных сил облагаются акцизом.

Автомобильный бензин, прямогонный бензин.

Дизельное топливо.

Моторные масла для дизельных или карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Виды ставок акцизов:

Адвалорные или процентные.

Твёрдые или специфические в рублях за единицу измерения.

Комбинированная. Сочетает в себе первую и вторую ставку. Только на сигареты и патроны. В основном твёрдая специфическая.

(52)Система скидок

Скидки – самый популярный способ привлечения покупателей.Система скидок эффективна, когда организации используют метод затратного ценообразования, а так же когда имеется большая группа пок-ей с большой эластичностью спроса.Размер скидки зависит от:характера сделки усл-й поставки коньюктуры рынкасезонного хар-ра производства и потребленияВиды скидок:оптовые (за объем и кол-во товара) некумулятивные зависят от объема единичного заказа. Цель – покупатель делает более крупные закупки у одного продавцакумулятивные (накопительные) – учитывается суммарная величина закупокскидки за ускоренную оплату, представляются пок-ям, которые: - оплачивают товар заранее- оплачивают товар наличными денежными средствамипри установлении таких скидок в контракте необходимо предусмотреть величину скидки; срок ее предоставления; срок оплаты поставленной партии товара при условии ускоренной оплаты пок-емсезонные скидки после сезонапредсезонныебонусная скидка постоянный пок-льв пользу пок-ля начисляется определенная сумма, рассчитанная либо в % стоимости приобретенных товаров, либо в твёрдой сумме каждой покупки. Покупатель при этом каждый раз оплачивает полную стоимость товара без скидок, а поставщик одновременно начисляет часть суммы на личный счёт покупателя.2) непостоянный покупательФирма должна провести рекламу так, чтобы не пришлось платить НДСдисконтная скидка дисконтные карты постоянных покупателейкупоны пок-лю имеющему купон предлагается скидки:определенная сумма денегпроцент от цены товарав) снижение цены какого-либо товара при условии покупки товара, указанного в купоне.наиболее эффективно: в момент выпуска нового товара на рынок, в момент повторного выпуска товара способы распространения купонов:почтовая рассылкаразноскапрессаупаковка

(53.) Сущность цены и ее роль в рыночной экономике. Функции цен.

Цена – это сложная экономическая категория сформировалась в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров. Цена – один из элементов рынка. Всего их четыре: спрос, предложение, конкуренция и цена. Это основной, результативный показатель деятельности предприятия. Цена – это денежное выражение стоимости. Цена – сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу в обмен на товар. Цена – характеристика товара на рынке. Цена – рыночный инструмент конкуренции. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей. Роль цены в рыночном механизме проявляется через её функции. Функции цен – совокупность общих свойств, которые объективно присуще ей как экономической категории.4 функции цены:

1) Учётная (измерительная, учётно-измерительная, учётно-контрольная).

2) Сбалансирования спроса и предложения.

3) Стимулирующая.

4) Распределительная (перераспределительная) характеристика функций.

(54) Регулирование цен в естественных монополиях

Естественная монополия – это составление товаров рынка при котором:

  1. удовлетворение спроса на этом рынке эффективно в отсутствии конкурентов в силу технических особенностей производства
  2. производственные товарные субъекты естественных монополий не могут быть заменены в потреблении других товаров

Деятельность субъектов естественных монополий регулируется в следующих сферах :

  1. транспортировка нефти по магистральным трубопроводным
  2. транспортировка газа
  3. ж/д перевозки
  4. услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов
  5. услуги по перевозки электроэнергии
  6. услуги по перевозке теплоэнергии
  7. услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи

Методы регулирования цен в сферах ест мон-ий:ценовое регулирование

  1. установление фиксированного размера цен, тарифов
  2. установление предельного уровня цен

Неценовое регулирование – определение потребителей, подлежащие обязательному обслуживанию или устранение минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения потребителей в полном объеме. При этом должны учитываться:

  1. защита прав
  2. обеспечение безопасности государства
  3. охрана природы и культурных ценностей

При нарушении законодательства о естественных монополиях эти субъекты обязаны перечислять в федеральный бюджет прибыль, получаемые ими в результате нарушения законодательства. Если действия этих субъектов монополий вызывают убытки в том числе о завышении цен и тарифов другому хозяйствующему субъекту, то эти убытки подлежат возмещению.

(55.) Монопольные цены и их виды.

Иногда предприятие, нарушая антимонопольное законодательство, диктуют цены, значительно отклоняясь от возможного уровня цен сложившегося под воздействием спроса и предложения. Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах . Как правило, такие цены устанавливают монополисты, то есть хозяйствующие субъекты, занимающие на рынке определенного товара 65% и более. Иногда к таким монополистам относят и хозяйствующие субъекты, которые занимают на рынке от 35% до 65% товарного рынка, в этом случае антимонопольные органы должны доказать доминирующее положение данного субъекта, изучив предварительно конкретную ситуацию. Высокой монопольной ценой предприятия производители стремятся:

a) Компенсировать необоснованные затраты;

b) С целью получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкие цены диктуются прежде всего покупателем с целью получения ими дополнительной прибыли или покрытие необоснованных затрат за счет продавца, иногда монопольно низкие цены могут устанавливать и продавцы с целью завоевания наибольшей доли рынка.

Задачей антимонопольных органов является выявление таких цен, проведение политики по содействию, развитию товарных рынков, ограничению, предупреждению, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. За нарушение антимонопольного законодательства применяются штрафы.

(56) Таможенная стоимость, порядок её определения по стоимости сделки с однородными товарами.

Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется в соответствии с законом РФ от 21 мая 1993 года и называется «о таможенном тарифе» с учётом изменений и дополнений. По вывозимым товарам таможенная стоимость определяется правительством РФ. Таможенная стоимость определяется декларантом, заявляется в таможенный орган при декларировании товара. Контроль таможенной стоимости осуществляется таможенными органами.

Однородные товары – товары, которые не являются идентичными, но имеют схожие характеристики, состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те, же функции, что и оцениваемые товары и быть коммерческими заменами. При определении однородности учитываются: качество, наличие товарного знака, репутация на рынке. Товары следует признать однородными даже если они: Имеют различные торговые марки, но одинаковы по качеству. Соответствуют одним и тем же стандартам. Пользуются одинаковой репутацией. Выполняют одинаковые функции. В то же время товары не будут считаться однородными, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, ибо их проектирование, дизайн, иные аналоговые работы выполнены в РФ. При использовании метода 3 учитываются те же правила что при методе 2: А) Однородные товары должны быть проданы на экспорт в РФ и вывезены в РФ в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары. Б) Таможенная стоимость однородного товара корректируется на определённые расходы. В) При наличии более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учётом корректировки) применяется самая низкая цена.

(57.) Свободные розничные цены, порядок их установления и применения.

Свободные розничные цены устанавливаются организацией розничной торговли с учетом конъюнктуры рынка. Розничная цена представляет собой цену приобретения товара без НДС плюс торговая надбавка, к этой сумме плюс НДС, плюс налог с продаж, если товар им облагается.

II. Структура свободной розничной цены, при условии прямых связей (производитель – розничная торговля).


(58.) Основы тарифной политики. Факторы, влияющие на формирование транспортных тарифов.

Все виды тарифов грузового транспорта , кроме железнодорожного транспорта, свободные .

При установлении тарифов перевозчик должен иметь в виду:

a) Повышение или снижение тарифов влияет на цену перевозимого груза, а отсюда на рыночное положение потребителя своих услуг. Перевозчик должен рассматривать любую отправку не только с точки зрения транспортной технологии (размер отправки, характеристика грузового места, технологические требования к перевозке и т.д.), но и с коммерческой точки зрения. А именно: цены товара, конъюнктуры рынка, где он реализуется (товар);

b) При установлении тарифа учитываются конкретные особенности автотранспортного предприятия, грузоотправителя и населенного пункта.

Тарифы автомобильного транспорта на первом этапе реформирования цен (1992 г.) были ограничены нормативом рентабельности до 35% к себестоимости. В последствие это ограничение было снято.

Элементы косвенного регулирования имеются в отдельных регионах при перевозках хлеба, молока.

Вырабатывая тарифы на ценовую политику автотранспортные предприятия должны:

a) Определить в отношении каждого сегмента рынка вида деятельности общие задачи (расширение объема реализации услуг, стабилизация и «снятия сливок»);

b) Иметь постоянно обновляемую информацию о ценах и тарифах других видов транспорта (в первую очередь ж/д);

c) Проводить постоянный анализ собственных издержек и предоставлением потребителям не перевозочных услуг;

d) Располагать достаточной информацией о всех требованиях и ограничениях, влияющих на установление цен;

e) Иметь представление об экономическом состоянии различных групп потребителей и даже отдельных крупных клиентов.

Тарифные ставки . На практике их обычно называют «стоимость условной единичной услуги». Используется для расчетов с потребителем. Тарифные ставки бывают:

a) Ставка за движенческую операцию (издержки, отнесенные на 1 км пробега автомобиля); Б) Ставка за начально-конечную операцию (издержки условно относятся на 1 час простоя автомобиля под погрузкой или разгрузкой).

Автономные и индуцированные инвестиции. Предельная склонность бизнеса к инвестированию. Факторы нестабильности индуцированных инвестиций

  • Административно-правовое регулирование отношений в условиях чрезвычайного положения
  • Административное принуждение в условиях чрезвычайного положения
  • АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • АКТ (ПАСПОРТ) общего осеннего осмотра здания (сооружения) (о готовности к эксплуатации в зимних условиях)

  • Формирование цен осуществляется, как правило, по единой схеме (рисунок В1, приложение В). В процессе коммерческого ценообразования комплексно анализируется ряд социально-экономических условий, вырабатывается ценовая стратегия и тактика, определяется приемлемый для фирмы метод ценообразования и страхования цены от невыполнения.

    По отношению к предприятию существует целый ряд факторов, которые значительно влияют на процесс ценообразования, формируя определенные границы, в пределах которых может действовать предприятие. Прежде всего, они влияют на степень свободы действия предприятия в области ценообразования на свою продукцию.

    Рисунок 1 - Факторы внешней среды, влияющие на процесс ценообразования

    Приведем краткую характеристику каждого из этих факторов.

    1. Потребители. Покупатели существенно влияют на деятельность предприятий в области ценообразования. Для того чтобы правильно реагировать и учитывать их поведение, предприятию необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях их поведения на рынке. Сюда можно отнести, прежде всего, психологические аспекты поведения покупателей: потребности, нужды, запросы, мотивацию при выборе товара или услуги, способы потребления, отношение к товарам и услугам, отношение к новому, чувствительность потребителя к ценам и качеству товаров и услуг.

    Помимо психологических, существуют и экономические аспекты поведения покупателей. Сюда относятся такие понятия как покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями. В связи с тем, что бюджет покупателя ограничен, а цены подвержены постоянным изменениям, покупатель постоянно находится перед выбором: как использовать свой бюджет самым рациональным образом, какой товар покупать, а какой нет. Согласно теории предельной полезности и потребительского выбора, покупатель предпочтет тот товар, который в наибольшей степени соответствует его личному представлению о полезности предстоящей покупки в сочетании с его финансовыми возможностями.

    • 2. Рыночная среда является очень сложным и многогранным понятием. Она формируется под влиянием большого количества факторов экономического, политического и культурного порядка. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. С точки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих рынков является степень влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимальное влияние оказывается в условии монополии, минимальное - в условиях рынка совершенной конкуренции. Цена на рынке может контролироваться отдельной фирмой, группой фирм, государством и рынком.
    • 3. Участники каналов товародвижения. Товародвижение - это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю. Известно, что существует три основных вида каналов товародвижения:

    прямые - товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников;

    косвенные - товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников;

    смешанные - объединяют особенности первых двух видов каналов.

    С точки зрения ценообразования интерес представляет влияние участников каналов товародвижения на возрастание цены. Чем большее количество посредников находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем в большей степени розничная цена будет выше отпускной, первоначальной ценой предприятия - изготовителя данной продукции. В конечном итоге это приводит к ограничению спроса на товары и услуги, которое, в свою очередь, стимулирует снижение цен и тем самым способствует оптимизации каналов товародвижения. Вместе с тем в случае мультипликационного эффекта ситуация может быть прямо противоположной - в процессе роста цен будет наблюдаться явление неограниченного спроса, т.к. в движение придет инфляционная спираль цены - заработная плата.

    Государство Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование:

    1)Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен;

    использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги - это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования.

    фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка;

    замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде.

    • 2) Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.
    • 3) Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов:

    запрет на демпинг;

    запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле.

    По мнению Голубкова на величину цены оказывают воздействие две группы факторов: внутренние факторы (цели организации и маркетинга, стратегии по отношению к отдельным элементам комплекса маркетинга, издержки, формирование ценообразования) и внешние факторы (тип рынка; оценка соотношения между ценой и ценностью продукта, осуществляемая потребителем; конкуренция; экономическая ситуация; возможная реакция посредников; государственное регулирование).

    Завьялов П.С. также считает, что факторы, воздействующие на ценообразование необходимо подразделять на внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам он относит:

    Рыночную стратегию и тактику предприятия;

    Специфику производимой продукции;

    Сервисные услуги;

    Емкость рынка, структура и динамика рыночных показателей;

    Имидж предприятия;

    Степень совершенствования управленческой системы.

    Что касается внешних факторов то, то к ним относятся следующие факторы:

    Политическая стабильность государства;

    Экономическая ситуации в стране;

    Состояние рынка;

    Покупательское поведение потребителей;

    Меры государственного регулирования цен;

    Культура и этика на рынке.


    Рисунок 2 - Факторы ценообразования

    Анализируя всю совокупность факторов можно выделить наиболее важные и значимые, которые оказывают сильнейшее влияние на формирование цены. К таким фактором следует отнести: спрос, издержки, конкуренцию, тип и свойства товара, государственное регулирование ценообразования, участники канала товародвижения.

    В заключение данной главы, хотелось бы подчеркнуть: в условиях рыночного хозяйствования маркетинговые решения являются важным аспектом управления, и таким образом в руках современного маркетолога должен быть набор достаточно эффективных инструментов, одним из которых является цена. Именно цена определяет во многом конкурентоспособность продукции, которую предприятия выставляют на реализацию, соответственно от уровня цены определяется во многом объем продаж и в конечном итоге прибыль. Поэтому можно говорить о достаточно широком диапазоне функций цены. Кроме того, следует отметить, что цена зависит от типа рынка, а также ряда факторов, которые определяют как уровень, так и методы ценообразования. Таким образом, помимо изучения сущности и факторов ценообразования необходимо исследовать методы, с помощью которых формируются те или иные виды цен, что и будет проделано в следующей главе данной курсовой работы.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: