Политические системы стран региона. Политические системы западноевропейских стран

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социальных наук, педагогики и права

Контрольная работа по политологии

Тема № 18. Политические системы различных стран мира (на примере Великобритании).

Выполнила студентка

Учебной группы

Контрольную работу Допущенак защите

Проверил _______________ ___________________

Контрольная работа

Зачтена _________________

Калининград
2009г.

Введение………………………………………………………………………..3
1. Тип, сущность и структура политической системы страны…………….4
2. Государство в политической системе, способ его формирования и функции……………………………………………………………………..6
3. Место и рольполитических партий и других субъектов политической системы……………………………………………………………………..9
4. Региональная власть и местное самоуправление страны……………....11
Заключение…………………………………………………………………...13
Список использованных источников……………………………………….14

Введение

Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политическихсубъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. (см. : Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. - М.: Изд-во “Наука”, 2004. – 25 с.)

Великобритания - страна без конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Существует черновой вариант конституции,который должен заменить этот свод законов, но до окончательного претворения его в жизнь пройдет еще много времени, потому что нет единого мнения о существующей "неписаной" конституции и о том, надо ли ее изменять. Официальной конституции в Великобритании нет, ее можно собрать по кусочкам из конвенций и законодательных актов. В акте, известном под именем "Билль о правах" (1686 г.), идет речь о монаршихпривилегиях и правах наследования престола. Законы, конечно, покрывают большую часть прав человека, но парламент имеет право принимать новые законы и изменять любой из уже существующих. Нет четко ограниченной разницы между "частным" и "общественным" правом. Любой человек может подать в суд на государство или орган местного управления, чтобы защитить свои законные права и получить компенсацию запричиненный ущерб. Законы не кодифицированы, и суды придерживаются их буквального толкования во время судебных разбирательств. Ратификация договора или международной конвенции не делает их частью внутренней правовой системы. При необходимости государство изменяет государственные законы так, чтобы они соответствовали принятой конвенции.

1. Тип, сущность и структура политической системы ВеликобританииВ Великобритании не существует Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя. Правовая система функционирует на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них – Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего праваи норм, представляющих собой конституционные обычаи. (см.: Каменская Г.В. Политические системы современности/ Г.В.Каменская, А.Н.Родионов. – М., 2005. – 219 с.).
Британское право состоит из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие изконвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В ее состав входит 650...

Политические системы - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. Выделяют следующие виды политических систем: 1)тоталитаризм; 2)авторитаризм; 3)демократия

Тоталитаризм - означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека.

Признаки тоталитарной политической системы:

1.Наличие единственной массовой партии;

2.Наличие официальной господствующей идеологии;

3.Всесторонний контроль государства за жизнью общества;

4.Культ национального вождя;

5.Массовые репрессии;

6.Подчинение экономики государству

1.Переходный, неустойчивый характер;

2.Опора на армию, бюрократию, церковь;

3.Жесткий контроль государства над определенными секторами общественной жизни;

4.Существенное ограничение прав и свобод граждан;

6.Режим не прибегает к массовым политическим репрессиям;

7.Пропагандируется образ врага.

Демократия – политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Признаки демократической политической системы:

1.Право граждан участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей.

2.Свободные, открытые, альтернативные и всеобщие выборы.

3.Принятие важнейших властных решений по принципу большинства.

4.Равенство всех граждан перед законом.

5.Соблюдение прав меньшинства.

6.Гарантия и соблюдение прав человека.

7.Создание правового государства, подчиненного закону, политический и идеологический плюрализм.

8.Гарантия и соблюдение прав человека. Соблюдение прав меньшинства.

9.Создание правового государства, подчиненного закону, политический и идеологический плюрализм.

Расскажите о преимуществах и недостатках альтернативных источников энергии.

К альтернативным источникам энергии относят геотермальные источники, Солнце, ветер, реки, биомасса (на основе гниения органического вещества), приливы и отливы.

Солнечные электростанции (СЭС)

Преимущества : 1) Общедоступность,2) неисчерпаемость,3) экологичность, 4)стоимость энергии невысокая после восполнения затрат на строительство СЭС.

Недостатки: 1)Зависимость от погоды и времени суток,2) необходимость аккумуляции энергии, 3)необходимость строительства маневренных СЭС большой мощности, изначально высокая стоимость.


Ветровые электростанции (ВЭС)

Преимущества : 1)Экологичность, нет выбросов вредных газов в атмосферу,2) возобновляемость, 3) занимают мало места при различном ведении хозяйства рядом с ВЭС, 4) дешевый вид энергии, 5) можно использовать в труднодоступных районах, 6)скорость ветра больше 4м/с, 7)неисчерпаемость

Недостатки: 1)Нестабильность, 2)невысокий выход энергии, 3)высокая стоимость установки, 4)гибель птиц, 5)«шумовое» загрязнение

Геотермальные станции

Преимущества : 1)Неиссякаемость, 2)независимость от условий окружающей среды, времени года, суток,3) дешевый источник энергии,4) экологичный

Недостатки: 1)Необходимость закачки воды в подземные горизонты, 2)содержание токсичных металлов в воде источника, 3)нельзя сбрасывать воды в надземные источники

Преимущества: 1)Экологичность, 2)увлажнение климата,3) возобновляемость,4) доступность ресурсов, 5)неисчерпаемость

Недостатки :1)Затопление территорий, 2)разрушение экосистем, 3)исчезновение некоторых видов организмов

Биомасса

Преимущества : 1)Экологичность, 2)дешевизна, 3)использование полученных веществ в качестве энергии и удобрений, 4)уменьшение вредных газов в атмосфере, 5)уменьшение вредных запахов в районах размещения животноводческих комплексов,6) использование мусора

Недостатки :1) Складирование биогаза повышает требования к безопасности при использовании биогазовых установок

Приливные и отливные электростанции (ПЭС)

Преимущества: 1)Неисчерпаемость, 2)экологичность, 3)большая мощность, 4)низкая стоимость обслуживания, 5)не требует никаких видов топлива для запуска,6) долговечность

Недостатки: 1) Изначально высокая стоимость, 2)локализованность строительства ПЭС, 3)возможное повреждение энергоблоков при сильных волнах,4) нарушение миграции рыб, 5)производство энергии в определенное время суток, 6)производство энергии далеко от мест потребления.

Россия. Согласно Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. По своему международно-правовому статусу Россия является правопреемником Союза Советских Социалистических Республик, постоянным членом Совета Безопасности ООН.

Формирование политической системы в России началось в декабре 1991 г. после распада СССР и переименования РСФСР в Российскую Федерацию. Основными субъектами политической системы России являются органы государственной власти (Президент, Федеральное Собрание и Правительство РФ) и политические партии.

Президент Российской Федерации, согласно Конституции РФ, является главой государства. Многие полномочия Президента РФ либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. В частности, Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, может давать поручения Правительству, а также осуществлять руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Однако Президент РФ не относится к какой-либо одной ветви государственной власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной Думы и принятия решения об отставке Правительства РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Президент РФ обладает неприкосновенностью, что означает невозможность привлечения его к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо иных мер принудительного характера (допрос и т.п.). Конституция РФ устанавливает порядок отрешения Президента от должности на основании выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления. Этот порядок предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представитель­ного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причем одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). С 2007 г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер для политических партий составляет 7 %.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета, а также ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент страны вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Госдума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Другим субъектом политической системы являются политические партии. В России существует многопартийная система. По итогам выборов 2011 г. в Государственную Думу РФ, которые происходили на пропорциональной основе (по партийным спискам), в нее прошли только четыре политические партии, сумевшие преодолеть семипроцентный барьер: «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР» и «Справедливая Россия».

Турция. ТурецкаяРеспублика была образована в 1923 г. после распада Османской империи. Согласно Конституции 1989 г., Турция являетсяунитарным государством с республиканской формой правления смешанного (президентско-парламентского) типа. Основными субъектами политической системы Турецкой Республики являются органы государственной власти (Президент, Великое национальное собрание и Совет министров Турции) и политические партии.

Президент является главой Турецкой Республики и осуществляет верховную власть. Президент Турции обладает также существенными полномочиями в области законодательной и исполнительной власти. Президент Турции избирается в результате прямых выборов путем тайного голосования всех граждан страны на 5 лет (не более чем на два срока). Кандидатуры на пост главы государства выдвигаются из числа членов Великого национального собрания Турции и других граждан Турецкой Республики. Президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к парламенту, поэтому депутат Великого национального собрания, который хочет быть избранным в президенты, должен предварительно выйти из политической партии. Чтобы получить право быть избранным в президенты, гражданин должен удовлетворять следующим требованиям: быть старше 40 лет, иметь законченное высшее образование, иметь право быть избранным в парламент. Президенту может быть объявлен импичмент. Импичмент в Турции возможен только в случае государственной измены президента, во всех остальных случаях недопустимо обращение в какую-либо судебную инстанцию по поводу любых действий, предпринятых Президентом Турецкой Республики.

Законодательная власть в Турции принадлежит Великому национальному собранию Турции. В его состав входят 550 депутатов, которые избираются путем прямых, всеобщих, равных выборов сроком на 4 года. По Конституции Турции недопустимо совмещение министерских постов и депутатских мандатов. Возможны как досрочные выборы в Великое национальное собрание Турции, так и их задержка. Досрочные выборы могут проводиться либо если парламент был распущен, поскольку за четыре голосования не смог избрать президента, либо по собственному решению собрания. Отложить выборы возможно лишь в случае войны, когда они переносятся на следующий год, подобных переносов может быть неограниченно много, пока военная опасность не минует. Если в Великом национальном собрании Турции появляются свободные места, то возможны промежуточные выборы

Исполнительная власть в Турции представлена Советом министров, возглавляемым премьер-министром. По итогам выборов в Великое национальное собрание ТурцииПрезидент назначает главу победившей партии на пост премьер-министра, который предлагает кандидатуры министров из числа членов Великого национального собрания Турции, с последующим одобрением этих кандидатур Президентом.

При Президенте образуется Совет государственного контроля с целью содействия эффективному функционированию управления и соблюдению законов. Существует также Совет национальной безопасности, состоящий из премьер-министра, начальника генштаба, министра национальной обороны, министров внутренних и иностранных дел, командующих армией, флотом и воздушными силами, а также главнокомандующего жандармерией.

В Турции существует многопартийная система. В стране зарегистрированы 49 политических партий. Сегодня у власти находится умеренно консервативная Партия справедливости и развития. Помимо нее, в Великом национальном собрании Турции представлены «Народно-республиканская партия Турции» и «Партия национального движения».

В Турции существует смешанная (пропорционально-мажоритар­ная) избирательная система, создающая благоприятные условия для победы на выборах в Великое национальное собрание крупных политических партий и формирования Совета министров. Парламентские выборы проводятся в избирательных округах (соответствующих границам провинций) на основе всеобщего прямого, равного, тайного голосования, являющегося обязательным для всех лиц, обладающих правом голоса. Неявка на избирательные участки карается денежным штрафом. Избирательным правом обладают все турецкие подданные, достигшие 18-летнего возраста, за исключением солдат и унтер-офицеров действительной службы, военных курсантов, а также лиц, находящихся под арестом или отбывающих тюремное заключение.

Выборы осуществляются по партийным спискам, где представлены кандидаты лишь от тех партий, которые имеют представительство, по крайней мере, в половине провинций и одной трети округов внутри каждой провинции, а также представили двух кандидатов на парламентское кресло в половине и более провинций.

Кроме того, установлен двойной заградительный барьер для партий, стремящихся войти в состав Великого национального собрания Турции. «Общий барьер», существующий на национальном уровне, заключается в том, что политическая партия, не набравшая 10 % всех действительных голосов по всей стране, не получает депутатских мандатов. Барьер, существующий на местном уровне внутри границ каждого избирательного округа, рассчитывается делением числа всех поданных голосов на число депутатских мандатов, установленное для этого округа.

Существующая избирательная система позволяет одерживать победу лишь крупным партиям, что ведет к формированию правительства однопартийного большинства. Несмотря на то, что по количеству официально зарегистрированных и принимающих участие в выборах партий Турцию можно отнести к типу атомизированных партийных систем. В условиях существующего в стране избирательного законодательства реальное политическое влияние может оказывать лишь та партия, которая выиграла парламентские выборы и сформировала правительство.

Важную роль в политической системе Турции играют силовые структуры. В истории Турецкой Республики известны факты перехода государственной власти в руки армейского руководства. Турция постоянно испытывает скрытое влияние военных, которое в настоящее время ограничивается рекомендациями и наблюдением за деятельностью исполнительной власти прежде всего в такой сфере, как внутренняя безопасность. С 2006 г. ведутся мероприятия по постепенному сокращению численности турецкой армии, на сегодняшний день являющейся второй по величине (после американской) в НАТО. Гражданский контроль над силовыми структурами следует оценивать как минимальный.

Иран. Исламская Республика Иран была провозглашена в 1979 г. в результате исламской революции под руководством аятоллы Хомейни. Исламская Республика Иран – унитарное государство, с республиканской формой правления.

Система правления в Иране сочетает в себе элементы религиозной власти, основанной на признании ислама в качестве официальной государственной религии и идеологии, и элементы президентско-республиканской формы правления. В политической системе Ирана есть разделение властей: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти являются независимыми друг от друга, но функционируют под началом обладающих абсолютным авторитетом верховного лидера и лидеров мусульманской уммы.

Иран – теократическая республика, опирающаяся на институты религиозной и республиканской власти. В основе религиозной власти, обеспечивающей легитимность всех других институтов, лежат исламские принципы, важнейшим из которых является «велаяте факих» («правление наиболее авторитетного шиитского правоведа», которое должно сохраняться до появления 12-го «скрытого имама», которому шиитское учение отводит всю полноту власти). В соответствии с этим принципом высшим государственным лицом, главой Исламской Республики Иран, является духовный лидер – Верховный лидер исламской революции – Рахбар,которыйкурирует работу всех ветвей власти и избирается Советом экспертов, состоящим из 86 шариатских правоведов-факихов и выбираемым путем прямого голосования на 8 лет. При этом допускается передача Рахбаром части своих полномочий и обязанностей другому должностному лицу.

Согласно Конституции Исламской Республики Иран, высшим официальным лицом, после Верховного лидера исламской революции (Рахбара), является Президент, действующий как глава исполнительной власти (за исключением вопросов, прямо возложенных на канцелярию Рахбара). Президент, возглавляющий правительство (совет министров) избирается путем прямых, тайных, всеобщих выборов сроком на 4 года с возможностью переизбрания еще на один срок. Президент ответствен перед народом, Рахбаром и Меджлисом (законодательным органом власти). Президенту может быть объявлен вотум недоверия со стороны Меджлиса (для этого требуется согласие 2 / 3 состава парламента), однако решение об отстранении Президента от должности принимает Рахбар, который также может отправить Президента в отставку в случае признания его верховным судом виновным в нарушении конституционных обязанностей.

Совет министров Ирана не является партийным или коалиционным правительством. Формированием правительства занимается Президент, кандидатуры министров должны получить вотум доверия в Меджлисе. Особую роль в политической системе Ирана играет также Корпус стражей исламской революции, входящий в структуру органов исполнительной власти, на который возлагаются задачи по защите революции и ее достижений.

Меджлис (Собрание исламского совета), являющийся высшим органом законодательный власти Ирана, формируется в результате прямого голосования сроком на 4 года. Общины зороастрийцев и евреев имеют по одному представителю в Меджлисе, община ассирийцев и христиан совместно избирает одного представителя в законодательный орган. Президент, его заместители, министры и их советники имеют право участвовать в открытых заседаниях Меджлиса и обязаны это делать в случае, если из парламента к ним поступило приглашение.

Меджлис имеет право осуществлять собственное расследование в любых областях жизни в стране. Он также обладает полномочиями объявить Президенту импичмент, потребовать его отстранения от должности, выразить вотум недоверия всему правительству или отдельным его министрам. Деятельность Меджлиса не должна противоречить государственной религии и конституции страны.

Обязанность следить за нарушениями Меджлисом исламских принципов и конституции возлагается на Наблюдательный совет. Также на него возложены функции конституционного контроля, толкования конституции, а также контроля за отбором кандидатов в президенты, выборами членов Совета экспертов, Президента республики, Меджлиса, проведением референдумов и другими формами выражения общественного мнения.

Особое место в политической системе Ирана занимает Высший совет национальной безопасности, функционирующий в соответствии с конституционными поправками 1989 г. и координирующий деятельность всех органов государственной власти (включая разведывательные службы) в области обороны и безопасности. В его состав входят Президент (возглавляет совет), два назначенных Рахбаром представителя, спикер Меджлиса, глава судебной власти, представители вооруженных сил, министры (иностранных дел, внутренних дел, информации), руководитель Корпуса стражей исламской революции. Принимаемые Высшим советом национальной безопасности решения вступают в силу после их одобрения Рахбаром.

Конституция Исламской Республики Иранразрешает создание политических партий и политических объединений. Тем не менее, политические партии – это сравнительно новое явление в политической системе Ирана. До 1987 г. единственной легальной партией являлась «Исламская Республиканская Партия» (ИРП), созданная еще в период эмиграции аятоллы Хомейни. Процесс институционализации партий был связан с курсом на политическую либерализацию при Президенте Хатами.

В настоящее время партийная система Ирана насчитывает около 15 политических партий. Несмотря на то, что в основу их политических программ заложены исламские принципы, внутри- и внешнеполитические курсы этих партий весьма различны: от реформаторских, ставящих прагматические цели сотрудничества с Западом для получения доступа к новейшим достижениям науки и технологиям, до крайне радикальных исламских партий, для которых «экспорт исламской революции» является неизменной и важнейшей задачей.

Большую роль в политической системе Ирана играют политические объединения (партии) духовенства, такие как «Общество борющегося духовенства» и «Ассоциация борющихся мулл». Помимо этих двух организаций исламского духовенства, значительное влияние на политическую жизнь в стране оказывают такие партии, как «Исламский фронт иранского участия», «Организация моджахедов исламской революции», «Партия солидарности исламского Ирана», «Исламская партия труда», «Служители созидания», «Исламское коалиционное общество». Другие политические группы реформистской направленности (например, «Фронт за демократию и права человека», «Фронт партнерства исламского Ирана»)существенного значения в стране не имеют.

Властям Ирана удалось почти полностью подавить деятельность военизированных группировок, таких как «Организация моджахедов иранского народа» (до недавнего времени она числилась в международных списках как террористическая организация), «Народные фидаины», «Демократическая партия Иранского Курдистана».

Грузия. Республика Грузия провозглашена независимым государством в 1991 г., после распада СССР. Согласно Конституции, принятой в 1995 г. (измененной в 2010 г.), Грузия – независимое, единое и неделимое государство, формой политического устройства которого является демократическая республика.

Главой государства является Президент Грузии, избираемый на
5-летний срок всеобщим, прямым, тайным голосованием. Одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока подряд. Президентом может быть избран обладающий избирательным правом гражданин Грузии по рождению, достигший 35 лет, проживший в Грузии не менее 15 лет и ко дню назначения выборов проживающий в Грузии. Президент является также Верховным главнокомандующим и председательствует на заседаниях Совета национальной безопасности. Он назначает членов Совета национальной безопасности, также назначает на должность и освобождает от должности начальника генерального штаба вооруженных сил Грузии, других военачальников.

Президент Грузии неприкосновенен. В период пребывания в должности не допускается его арест или привлечение к уголовной ответственности. В случае государственной измены, совершения других преступлений или нарушения Президентом Конституции парламент может отрешить от должности Президента Грузии.

Высшим представительным и законодательным органом власти Грузии является Парламент, состоящий из 150 депутатов (75 из которых избираются по пропорциональной и 75 – по мажоритарной системе). Членом парламента может быть избран гражданин Грузии, достигший 25-летнего возраста, имеющий право избирать. В парламенте Грузии действует Группа доверия – это единственная парламентская структура, которой доступна секретная госинформация. Группа имеет право контроля над расходами бюджета силовых ведомств.

Парламент прекращает свою деятельность после вступления в силу указа Президента о роспуске парламента. Основанием для принятия такого решения выступает отказ парламента объявить вотум доверия как всему составу правительства Грузии, так и отдельным его членам – премьер-министру Грузии и отдельным министрам. За президентом сохраняется право роспуска парламента и в случае объявления парламентом Грузии вотума недоверия отдельным правительственным программам, в том числе и законопроекту о государственном бюджете. Существенно, что при возникновении вышеуказанных ситуаций, согласно внесенным поправкам в Конституцию, парламент не имеет права объявить импичмент президенту. Парламент Грузии выражает доверие или недоверие составу правительства и правительственной программе, инициирует процедуру импичмента Президента Грузии.

Исполнительная властьв Грузиипринадлежитправительству. Руководит правительством премьер-министр, который с согласия Президента Грузии назначает на должность других членов правительства, утверждаемых затем высшим законодательным органом страны. Для получения доверия необходима поддержка большинства от полного состава парламента.

Парламент Грузии принял изменения и дополнения в конституцию, согласно которым страна с 2013 г. перейдет на новую модель государственного управления – парламентскую республику. Изменения полностью вступят в силу до конца 2013 г., после очередных парламентских (2012 г.) и президентских (2013 г.) выборов.

Новая модель конституции предусматривает сокращение полномочий президента и перераспределение их между парламентом и правительством. В соответствии с конституцией в стране будет сильная законодательная и исполнительная власть, а также сильный президент. Кроме того, предусмотрено усиление независимости судебной власти.

Президент ограничивается лишь формальным правом назначения правительства, так как он будет обязан представить те кандидатуры, которые предложит парламент. После избрания на пост президента, ему запрещается занимать высшие должности и тем более лидера какой-либо партии. Президент уже не будет обладать единоличным правом на отправку в отставку правительства, а также на подбор силовых министров и их освобождение с должности, или эксклюзивным правом кураторства над ними. У будущего президента не будет права на приостановление или отмену правовых актов правительства.

Согласно новой модели конституции, правительство становится верховным органом исполнительной власти, которое обеспечивает осуществление внутренней и внешней политики страны, и подотчетно парламенту. Главой правительства является премьер-министр, который назначает и отправляет в отставку других членов правительства.

Новое правительство будет укомплектовывать партия, которая имеет лучшие результаты по итогам выборов в новоизбранном парламенте. Президент должен будет выдвинуть на пост премьер-министра кандидата, которого ему предложит вышедшая на первое место по итогам парламентских выборов партия. Кандидат в премьеры сам выбирает министров и вместе с программой правительства представляет кандидатуры на утверждение парламенту. Парламент отвечает за правительство и его роспуск.

В стране существует многопартийная система, официально зарегистрированы порядка 190 политических партий, однако нельзя точно сказать, сколько партий реально работает в стране. Большинство партийных организаций не обладает реальным политическим весом и группируется вокруг отдельных политических фигур. Численный рост партий стимулируется национальным законодательством, которое не создает значительных препятствий и ограничений для регистрации и деятельности партийных объединений со стороны государства.

В Грузии высокий избирательный барьер, поэтому в парламенте представлено всего несколько партий: партия «Единое национальное движение», «Объединенная оппозиция Грузии», «Лейбористская партия», «Христианско-демократическое движение», «Республиканская партия».

Армения. Республика Армения была провозглашена независимым государством в 1991 г., после распада СССР. Конституция Армянской Республики, принятая в 1995 г., утверждает ее как суверенное, демократическое, социальное, правовое государство.

Главой государства является Президент Республики Армения, который следит за соблюдением конституции, обеспечивает нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей, является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики. По конституции Президенту предоставляются чрезвычайные полномочия в случае возникновения угрозы функционированию институтов публичной власти. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и назначает их высший командный состав.

Президент Армении избирается сроком на 5 лет. Им может стать каждый житель страны 35-летнего возраста, являющийся последние 10 лет гражданином Армении и постоянно проживающий в Армении последние 10 лет, а также обладающий избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность президента более двух раз подряд. Выборы президента проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства (для победы необходимо получить 50 % голосов + 1 голос). Кандидатов в президенты могут выдвигать политические партии, а также граждане в порядке гражданской инициативы.

Отставка президента принимается парламентом простым большинством голосов от общего числа депутатов. Политической ответственности президент не несет. Он может быть отрешен от должности лишь за государственную измену или иное тяжкое преступление. Президент может распустить парламент, но только не во время военного и чрезвычайного положения.

Высшим законодательным органом власти в Армении является Национальное собрание, которое состоит из 131 депутата (с 2007 г. 41 депутат избирался по мажоритарным одномандатным избирательным округам, 90 депутатов – по пропорциональной системе). Национальное собрание избирается посредством всенародных выборов на 5-летний срок. Депутатом парламента может быть избрано лицо, не моложе
25-летнего возраста. При этом действует ряд цензов: последние 5 лет необходимо являться гражданином Армении и постоянно в ней проживать, а также обладать активным избирательным правом.

Исполнительную власть осуществляет правительство Республики Армения. Глава правительства – премьер-министр – назначается Президентом после консультаций с Национальным собранием. Президент назначает и освобождает членов правительства по предложению премьер-министра.

В Армении признаются идеологический плюрализм и многопартийность. Наиболее влиятельными из большого числа партий являются «Республиканская партия Армении» (около половины мест в парламенте), «Процветающая Армения» и «Дашнакцутюн». Оппозиция представлена двумя партиями – либеральной «Оринац Еркир» («Страна Законности») и национально-демократической партией «Наследие». В Национальном собрании сохраняется устойчивое пропрезидентское большинство.

Азербайджан. Азербайджанская Республика была провозглашена независимым государством в 1991 г., после распада СССР. Согласно Конституции Азербайджана, принятой в 1996 г., азербайджанское государство является демократической, правовой, светской, унитарной республикой. Государственная власть в Республике организуется на основе принципа разделения власти: законодательную власть осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики; исполнительная власть принадлежит Президенту страны; судебную власть осуществляют суды Азербайджанской Республики.

Милли Меджлис Азербайджанской Республики как высший законодательный орган власти состоит из 125 депутатов, избираемых на 5-летний срок на основе мажоритарной системы и всеобщих, равных и прямых выборов путем свободного, личного и тайного голосования в первое воскресенье ноября. Срок полномочий депутатов Милли Меджлиса ограничивается сроком полномочий созыва Милли Меджлиса. Каждый гражданин Азербайджана в возрасте не моложе 25 лет может быть избран в установленном законом порядке депутатом Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. Не могут быть избраны депутатами Милли Меджлиса лица с двойным гражданством, имеющие обязательства перед другими государствами, работающие в системе исполнительной или судебной власти.

Главой азербайджанского государства является Президент Азербайджанской Республики, которому принадлежит исполнительная власть. Президентом Азербайджанской Республики может быть избран гражданин Азербайджана не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Республики свыше 10 лет, обладающий избирательным правом, в том числе не судимый за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами, имеющий высшее образование, не имеющий двойного гражданства.

Президент Азербайджанской Республики избирается на 5-летний срок путем всеобщих, прямых и равных выборов при свободном, личном и тайном голосовании более половины участвующих в голосовании. Никто не может быть избран Президентом Азербайджанской Республики повторно свыше двух раз. Президент является главнокомандующим вооруженными силами Азербайджанской Республики.

С целью обеспечения создания условий для осуществления конституционных полномочий Президент организует Исполнительный аппарат и назначает его руководителя. Общее руководство деятельностью Исполнительного аппарата осуществляет лично Президент. Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и Администрации занимается Управление делами Президента.

С целью организации осуществления исполнительных полномочий Президент создает Кабинет министров Азербайджанской Республики. Кабинет министров является вышестоящим органом исполнительной власти Президента Азербайджанской Республики, он подчиняется Президенту и ему подотчетен.

В Азербайджанской Республике существует многопартийная система, включающая более 30 политических партий. Ведущей является партия «Новый Азербайджан», которой принадлежит большинство мест в парламенте. Ведущая оппозиционная сила в парламенте – «Народный фронт Азербайджан». Из других оппозиционных партий в парламенте представлены «Мусават» («Равенство») и «Партия национальной независимости». К числу влиятельных политических организаций относятся также «Азербайджанская социал-демократическая партия» и «Азербайджанская народная партия».

Абхазия. Республика Абхазия (Апсны) – демократическая республика, провозгласившая свою независимость от Грузии в 1993 г. в результате грузино-абхазской войны. Международно-правовой статус – частично признанное государство, не являющееся членом ООН (признано 5 государствами, членами ООН, в том числе Российской Федерацией).

Согласно Конституции Республики Абхазия, принятой в 1994 г., главой государства является Президент Республики Абхазия. Выборы Президента осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом избирается лицо абхазской национальности, гражданин Республики Абхазия, не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

На время выполнения своих полномочий Президент Республики Абхазия приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Президент не является депутатом парламента и не может занимать никакие другие должности в государственных и общественных органах, а такжепредпринимательских структурах.

Для осуществления общего руководства исполнительной властью на территории Республики Президент руководит Кабинетом министров Республики Абхазия. Кабинет министров формируется Президентом Республики и ему подотчетен. В состав входят Премьер-министр, вице-премьеры, министры, другие должностные лица, предусмотренные законом.

Высшим законодательным органом власти является Народное собрание Республики Абхазия, которое состоит из 35 депутатов. Выборы в Народное собрание осуществляются на мажоритарной основе, путем всеобщего, равного, прямого избирательного права, посредством тайного голосования. Срок полномочий Народного собрания – 5 лет.

В политической системе Республики активную роль играют политические партии: «Единая Абхазия» (проправительственная партия), «Форум народного единства Абхазии» (оппозиционная партия), «Коммунистическая партия Республики Абхазия» и центристская «Партия экономического развития Абхазии».

Южная Осетия. Республика Южная Осетия – демократическая республика, провозгласившая свою независимость от Грузии в 1992 г. в ходе южно-осетинской войны. Международно-правовой статус – частично признанное государство, не являющееся членом ООН (признано 5 государствами, членами ООН, в том числе Российской Федерацией).

Согласно действующей Конституции, принятой в 2001 г. (первая Конституция Республики Южная Осетия была принята в 1993 г.), Республика Южная Осетия – суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики.

Главой государства и главой исполнительной власти Республики Южная Осетия является Президент. Президент избирается гражданами Республики сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. На время исполнения своих полномочий Президент Республики Южная Осетия приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях.

Высшим представительным законодательным органом власти Республики Южная Осетия является парламент, который избирается сроком на 5 лет в составе 34 депутатов (19 депутатов избирается по мажоритарной избирательной системе, а 15 депутатов – по пропорциональной системе). Депутатом парламента может быть избран гражданин Республики Южная Осетия, достигший на день голосования 21 года и постоянно проживающий последние 5 лет на территории Республики Южная Осетия. Президент Республики Южная Осетия вправе распустить парламент Республики в случае пересмотра им основ конституционного строя Республики при наличии соответствующего заключения Конституционного суда Республики Южная Осетия.

Высшим коллегиальным государственным органом единой системы исполнительной власти в Южной Осетии является правительство Республики Южная Осетия. В соответствии с Конституцией, Президент Республики как глава исполнительной власти определяет основные направления деятельности правительства Республики и организует его работу. Президент Республики из состава правительства Республики образует президиум правительства Республики Южная Осетия для оперативного решения задач, стоящих перед правительством и возглавляет его.

Политическая система Республики Южная Осетия представлена политическими партиями «Единство» и «Коммунистическая партия Республики Южная Осетия».

Задания для самостоятельной работы

Проектное задание:

1. Геополитическая ситуация в Черноморско-Каспийском регионе: состояние и сценарии развития.

Составить таблицы:

1. Геополитические стратегии Турции, Ирана, Армении, Азербайджана, Грузии и России в Черноморско-Каспийском регионе.

2. Политические системы в Турции, Иране, Армения, Азербайджане, Грузия и России.

Составить структурно-логические схемы:

1. Геополитическая парадигма евразийских исследований.

2. Западные евразийские геополитические концепции.

3. Российские евразийские геополитические концепции

4. Основные вызовы национальной безопасности России в Черноморско-Каспийском регионе.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Политическая система аккумулирует интересы и потребности различных субъектов политики, ранжирует их по значимости, приоритетности и вырабатывает соответствующие решения для их удовлетворения. Таким образом, система реагирует на требования социальной среды и адаптируется к се изменениям.

Типы политических систем

Политические системы можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от характера (способа осуществления политической власти) они делятся на тоталитарные, авторитарные и демократические.

она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует.

В либеральных политических системах власть принадлежит экономически господствующим классам и характеризуется разделением властей (законодательная, исполнительная, судебная). Существует система «сдержек и противовесов», не позволяющая отдельным ветвям власти стать господствующими, а независимая судебная система обеспечивает равенство всех перед законом.

В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан. Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, справедливым, действенным правом.

Политические системы можно разделить на традиционные и модернизированные, в зависимости от характера гражданского общества, дифференцированности политических ролей, способа обоснования власти. Традиционная политическая система характеризуется политически неактивными гражданами, слабой дифференцированностью политических ролей, сакральным или харизматическим обоснованием власти. В модернизированных политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный законный способ обоснования власти.

Стабильность политической системы зависит от способности государственной власти принимать решения и обеспечивать их соблюдение без применения силы. Последнее возможно при легитимности власти и ее решений. Эффективность политической системы означает удовлетворенность населения выполнением ее функций. Возникающие политические кризисы — результат неэффективности государственной власти, ее неспособности выразить интересы каких-то сообществ, согласовать их между собой, претворить такую согласованность в жизнь. Этому способствует также рассогласование между правильно выбранными интересами и их политической реализацией. Такое положение характерно для развивающихся обществ — с меняющейся стратификацией — как и в современной России.

Авторитарная политическая система

В первобытном обществе государства не было. Политическая (государственная) власть появилась на Востоке из родовой власти вместе с распадом родового общества, появлением частной собственности, прибавочного продукта, обострения борьбы родов, народов, классов за выживание. Она была нужна для некоторой нормализации такой борьбы.

На Востоке возникает деспотическая политическая система — государство, превращающее людей в подданных и «винтики» (служилых людей) государственной машины. Географическим условием ее является тяжелый климат, не позволяющий выжить отдельным семьям и общинам и требующие для выживания вмешательства власти. Причиной появления такой политической системы было стремление человека к административной организации ради выживания в неблагоприятной природной и общественной среде. Авторитарная система общества проходит в истории человечества стадии деспотическую на аграрной стадии человечества и тоталитарную (советская, фашистская, нацистская и др.) на индустриальной.

Исходной частью деспотической системы служит деспотическое сообщество, включающее в себя подданных (рабов, крепостных, пролетариев), политическую элиту и ее лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера, дуче и т. п.) с соответствующей субъектностью. К исходной части здесь относятся авторитарная религия (в аграрных обществах) и тоталитарная идеология (коммунистическая, нацистская, фашистская; в индустриальных обществах); данной системе присущи, с одной стороны, исполнительность, покорность, терпеливость, а с другой — властность, жестокость и решительность.

Базисом авторитарной системы общества является авторитарная (деспотическая) государственная власть: правитель, политическая элита, чиновники, право, материальные ресурсы, санкции и т. д., — а также многочисленные общественно-политические организации, которые в советском обществе назывались «приводными ремнями» КПСС: пионерская, комсомольская, профсоюзная и другие. В деспотическом государстве исполнительная власть (МВД, ГБ, армия и г. д.) по численности и мощи господствует над законодательной и судебной. Основные функции такой государственной власти: поддержание порядка, обеспечение безопасности страны, организация экономики, правотворечество и т. д.

Авторитарная власть управляет всеми системами общества, выступая также монопольно хозяйствующим субъектом. Она направляет развитие экономики в своих целях, за счет демосоциальной системы. Амбиции деспотического лидера и его элиты, да еще подкрепленные псевдонаучностью и «классовым подходом» (как это случилось с «марксизмом-ленинизмом» в СССР), могут сделать экономику недееспособной, лишить средств дсмо- социальную систему и привести общество к краху.

Авторитарная политическая система превращает общества в чрезвычайно стабильные и прочные , но неспособные к саморазвитию. Они напоминают собой сооружения из монолитного железобетона: исходная, базисная и вспомогательная части в них связаны железным каркасом, залитым бетоном власти.

Изменения в политических обществах происходят медленно. Поколения живут в одних и тех же условиях, сохраняя стереотипы сознания и поведения: традиции прошлых поколений выступают высшими ценностями. Проблем «отцов и детей» не существует.

Развитие авторитарных политических систем идет экстенсивно и циклически. Когда деградирует политическая элита, слабеет госаппарат, прекращается поддержка населения и т. д., такие политические системы разваливаются. Иногда это происходит в результате военного столкновения с более сильной (умной, вооруженной, сплоченной) политической системой.

В начале XX века в некоторых феодально-капиталистических странах догоняющей модернизации возникла тоталитарно-политическая система: советская в СССР (при Сталине), фашистская в Италия (при Муссолини), нацистская в Германии (при Гитлере), так называемая «милитаристская» в Японии, франкистская в Испании (при Франко). Она была разновидностью авторитарной политической системы и оказала громадное влияние на общественные процессы в буржуазных странах.

Авторитарные политические системы превращают общества в своеобразные личности, а личности — в «винтик» государственной машины. Неслучайно русские называют Россию «матушкой», Святой Русью, Родиной, «рабой» (М. Волошин). Западные страны никогда не характеризовались такими метафорами: там личностью был и остается индивид. До постиндустриальной норы такая коллективная личность-страна могла выживать в условиях международной конкуренции. Удастся ли России остаться коллективистской личностью в постиндустриальном мире?

Либеральная политическая система

Либерально-политическая (демократическая) система общества возникла в античном (аграрном) обществе (Древняя Греция и Древний Рим) значительно позже авторитарно-политической, а затем получила развитие в индустриально-буржуазном обществе на Западе (в Европе) в результате революций XVII-XVIII веков. Нарождающийся либеральный политический строй выражал интересы буржуазии, был ведущим в капиталистических странах до «Октябрьской революции» в России и капиталистического кризиса 30-х годов XX века. Именно такой строй критиковали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» (1848).

Исходную часть либерально-политического строя образуют свободные общинники и граждане, объединенные в гражданское сообщество (совокупность негосударственных, добровольных организаций граждан для защиты своих интересов от своего государства): свободные политические партии, общественно-политические организации (церковь, профсоюзы и т. п.), СМИ. Их субъектность носит либерально-религиозный (в античном обществе) и либеральный (в индустриальном обществе) характер.

Базисную часть либеральной политической системы образует демократическая государственная власть в форме парламентской или президентской республики. В ней политический лидер и правящая элита избираются гражданами через прямые или ступенчатые выборы на определенный срок. Существует разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (последняя — на основе частного права). Важнейшими исполнительными органами являются правоохранительные (полиция и прокуратура). Наиболее важные вопросы решаются плебисцитами (референдумами) граждан. (Для исполнительной власти тоже характерно стремление к произволу за пределами частного права.) В западном обществе государственные функции приобретают координирующий характер, когда частные собственники вступают в рыночные отношения между собой.

Результативную часть либеральной политической системы образуют: 1) политическая, экономическая и демосоциальная стабильность; 2) соблюдение прав человека и гражданина; 3) возможность саморазвития в условиях конкуренции и неуверенность в завтрашнем дне; 4) защищенность от внешних угроз; 5) обеспечение внешней политической и экономической экспансии.

Называют разные причины происхождения такого государства. Марксисты доказывают, что ею послужило появление частных собственников, классовой борьбы бедных против богатых, стремление богатых защитить свою собственность с помощью власти. Фукуяма полагает, что демократию никогда не выбирают по экономическим причинам. Первые демократические революции (американская и французская) произошли тогда, когда промышленная революция шла только в Англии. Выбор в пользу прав человека не был обусловлен индустриализацией, появлением буржуа и т. д. «Для Гегеля первичным двигателем истории человечества является не современная наука или постоянно расширяющийся горизонт желаний <...> но полностью не экономический мотив — борьба за признание».

Структура либерального государства меняется в зависимости от типа общества. Для американских либералов (и консерваторов) государство включает в себя совокупность социальных институтов, обеспечивающих общественный порядок и оборону: полиция, суды, тюрьмы, армия и т. д. Оно выступает «ночным сторожем» и не может ограничивать частный индивидуализм граждан.

Для европейских социал-демократов государство включает, помимо вышеперечисленного, также школы, университеты, больницы, коммунальные системы, науку и т. д., которые в США находятся в частном ведении. Государственная инфраструктура пытается обеспечить равенство граждан в потреблении, возможность их участия в государственной жизни. Принцип участия вытекает из принципа социальной солидарности, ставшего знаменем французской буржуазной революции. Этот принцип отсутствует в современной Америке, где господствует принцип частной инициативы и индивидуализма.

Все механизмы и процедуры принятия решений по важнейшим вопросам функционирования и совершенствования политической системы регламентируются нормативными актами. Отдельные ветви и уровни власти взаимно оказываются под контролем закона. По оперативности принятия решений демократический механизм медленнее деспотического, но по конечной результативности выше его. Он позволяет проводить реформирование последовательно, поступательно и динамично, избегая по мере возможности вполне естественных ошибок.

Либеральная политическая система долгое время выражала преимущественно интересы экономически господствующих классов. В их интересах принималась конституция, формировался парламент, вводилось избирательное право. Остальная часть населения из-за характера труда, образованности, традиций из политической жизни исключалась. В результате увеличения мелкой и средней буржуазии, численности рабочих и интеллекттуалов, роста сознательности населения политическая жизнь подверглась социал-демократизации.

Социал-демократическая политическая система

В конце XIX века в капиталистических странах вводится всеобщее избирательное право, возникают многочисленные политические партии разных социальных классов: буржуазии, рабочих, фермеров, служащих. Приспосабливаясь к интересам нс- буржуазных классов, обострению межимпериалистических противоречий, катастрофическим последствиям Первой мировой войны, либеральная политическая система трансформировалась в социал-демократическую, которая представляет собой в некотором смысле смешанный, авторитарно-либеральный политический строй.

Социал-демократическая система возникла в результате заимствования некоторых тоталитарных институтов советской, нацистской и фашистской систем и социальной «прививки» их к либерально-политическим системам капиталистических стран в середине XX века: США (при Рузвельте), Швеции, Норвегии и других. «Прививаются» плановость, государственная экономика, государственное регулирование рынка, расширение социальных и политических прав низших классов. Эти процессы начались после Первой мировой войны, но приобрели значительный размах после Второй мировой войны, уничтожения тоталитарных политических режимов в Германии, Японии и Италии.

Исходную часть социал-демократического политического строя образует социал-демократическая общность, включающая средний класс (мелкая и средняя буржуазия, буржуазные интеллектуалы, служащие и рабочие), экономически обеспеченный, обладающий гражданскими правами, достаточно образованный, занятый предпринимательским трудом, состоящий из законопослушных граждан, следящий за соблюдением принятых в обществе законов, отстаивающий свои права против своего государства через гражданское общество. Ему присущи социал-демократические мировоззрение, ментальность и мотивация.

Базисную сферу социал-демократической власти образует демократическое, правовое, социальное государство в форме парламентской или президентской республики. Политический лидер и правящая элита избираются через прямые или ступенчатые выборы на определенный срок. Важные вопросы решаются с помощью референдумов. Разграничены функции законодательной, исполнительной, судебной, а также центральной, региональной и местной власти. Такое государство становится социальным, начинает заботиться о безработных, стариках, многодетных и прочих малоимущих через перераспределение доходов богатых и обеспеченных людей. Уилл Хаттон пишет по поводу такого государства: «Европейцы же расширяют пределы государства, включая сюда больницы, школы, университеты, коммунальные системы и даже научное знание. Создаваемая государством инфраструктура обеспечивает равенство всех членов общества и возможность для каждого из них участвовать в его жизни».

Результативную часть социал-демократической системы общества образуют: 1) политическая, экономическая, демосоциальная стабильность; 2) соблюдение прав человека и гражданина; 3) возможность саморазвития в условиях конкуренции; 4) защищенность от внешних угроз; 5) обеспечение внешней политической и экономической экспансии; 6) умеренное социальное равенство и социальная защищенность.

По оперативности принятия решений социал-демократическая политическая система медленнее либеральной, и тем более — авторитарной. Это связано с согласованием интересов разных социальных классов — оперативных и стратегических. Принятие важных решений в гражданской политической системе сопровождается общенациональной и внутрипартийной дискуссией, которая позволяет оценить положительные и отрицательные стороны принимаемого решения для страны и ее классов. Социал-демократическая политическая система позволяет проводить политическое, экономическое и иное реформирование последовательно, поступательно и динамично, избегая вполне естественных ошибок.

В своей известной статье «Конец истории» (1989) и книге «Конец истории и последний человек» (1990) Ф. Фукуяма выдвигает положение, что социал-демократическая («либерально-демократическая» по его терминологии) политическая система означает конец истории, т. е. представляет собой наиболее полное и эффективное выражение политических потребностей людей. «Это утверждение, — пишет он, — не означает, что стабильные демократии, такие, как США, Франция или Швейцария, лишены несправедливости или серьезных социальных проблем. Но эти проблемы связаны с неполной реализацией принципов-близнецов: свободы и равенства , — а не с дефектами самих принципов. Хотя какие-то современные страны могут потерпеть неудачу в попытке достичь стабильной либеральной демократии, а другие могут вернуться к иным, более примитивным формам правления, вроде теократии или военной диктатуры, но идеал либеральной демократии улучшить нельзя».

Американская организация «Дом свободы», специализирующаяся на оценке характера политических режимов, в 1972 году насчитывала в мире 42 демократических государства. Ныне к этой категории относят уже 120 государств. Организация «Программа развития ООН» относит к действительно демократическим 80 государств мира. При этом отмечается, что из 81 страны мира, провозгласивших строительство демократических государств, только в 47 эта цель была достигнута. В частности, странами с «консолидированной демократией» ныне считают Венгрию, Чехию, Словакию, Словению, Польшу, Литву и Латвию, а к странам, переходным к консолидированной демократии, относят Россию, Словакию, Молдавию, Болгарию, Румынию, Украину, Македонию, Хорватию, Албанию, Армению, Киргизию, Грузию, Казахстан и Азербайджан. Странами «консолидированной автократии» называют Белоруссию, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. С такой оценкой можно не соглашаться, но следует обратить внимание на то, что демократизация в разных странах проходит по-разному.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: