Правовое регулирование деятельности адвокатуры. Правовое регулирование и общие требования к деятельности адвоката Правовое регулирование адвокатской деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Адвокатская деятельность - это осуществляемая на профессиональной основе квалифицированная юридическая помощь, которая оказывается специально уполномоченными на то лицами.

Однако указанная деятельность базируется на законодательстве, то есть в своей работе адвокаты применяют большое количество нормативных актов, в том числе и тех, в которых прямо указаны их полномочия, права и обязанности.

В гражданском судопроизводстве адвокат является представителем либо истца, либо ответчика и осуществляет от их имени определенные права, которые регламентированы гражданским процессуальным законодательством.

В своей работе мы исследует вопрос об нормативных актах регулирующих и регламентирующих деятельность адвокатуры в РФ, а также об участии адвокатов в гражданском судопроизводстве, что является главной целью и задачей работы.

В ходе исследования использовались результаты изучения специальной литературы и законодательства.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТУРЫ В РФ

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре представляет собой систему нормативных правовых актов, в которых содержатся основные правила организации и деятельности адвокатских образований.

Основу законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре составляет Конституция РФ. Будучи актом высшей юридической силы, Основной закон страны провозгласил в качестве высшей ценности человека, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина возложена на государство в качестве основной обязанности (ст. 1 Конституции РФ). В этой связи каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ).

Данные положения обусловили развитие законодательной базы организации и деятельности адвокатуры.

Особенностью нормативного регулирования адвокатской деятельности является тот факт, что закон устанавливает лишь внешние запреты. Не нарушая прямых запретов, содержащихся в законодательстве, адвокат вправе поступать по собственному усмотрению, исходя из интересов своего доверителя и не нарушая положений кодекса профессиональной этики.

Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» представляет собой нормативный правовой акт, в котором в концентрированном виде содержатся основные правила организации адвокатуры как системы независимых органов, устанавливаются основные права и обязанности адвоката, закрепляется процедура приобретения статуса адвоката, определяется порядок функционирования органов адвокатского сообщества.

К другим федеральным законам относятся акты, в которых затрагиваются различные вопросы организации и деятельности адвокатуры.

Эта деятельность в числе прочих нормативных правовых актов регулируется Федеральным конституционным законом РФ от 21 июня 1994 г. №1-ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 8 февраля 2001 г. №1-ФКЗ и от 15 декабря 2001 г. №4-ФКЗ) «О Конституционном Суде Российской Федерации». Адвокат в конституционном судопроизводстве может выступать в качестве представителя стороны (ч. 2 ст. 53 вышеуказанного Закона).

Особое место в системе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре в части, регулирующей соответствующие правоотношения, относятся кодифицированные нормативные правовые акты: Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ; Арбитражный процессуальный кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Уголовный кодекс РФ; Уголовно- процессуальный кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ и др.

К иным федеральным актам в будущем могут быть отнесены законы, вносящие изменения и дополнения в Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

В систему законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре входит Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. №976 (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. №116-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ, Федеральным законом от 8 января 1998 г. №7-ФЗ и Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. №1-ФЗ) «О судоустройстве РСФСР». Данный закон применяется в части, не противоречащей и иным федеральным законам.

Также в ходе деятельности адвокатура применяет нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации.

В ч. 4 ст.15 Конституции РФ прямо говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные договором, то применяются правила международного договора.

В ст. 10 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) гарантируется право каждого лица на то, чтобы в случае предъявления обвинения его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. содержится целый массив положений, непосредственно относящихся к деятельности адвокатов. Так, в ст. 2 закреплена обязанность государства уважать и обеспечивать всем находящимся на его территории и под его юрисдикцией лицам их права, без какого бы то ни было различия.

Аналогичные правила закреплены в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.).

Ряд положений, непосредственно касающихся адвокатской деятельности, содержится в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

Достаточно важная роль отведена адвокатам в рамках процедуры, предусмотренной Конвенцией о мирном решении международных столкновений (Гаага, 18 октября 1907 г.). Интересы сторон могут представлять адвокаты (ст. 14). При разрешении спора в третейском суде стороны могут поручать защиту своих прав и интересов перед судом адвокатам, для сего ими назначаемым (ст. 62 Конвенции).

Нормы международного права в ряде случаев появляются в результате обмена односторонними актами (нотами). Данные формы международного нормотворчества также могут выступать в качестве законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Нормы, касающиеся деятельности адвокатов, могут содержаться в двусторонних договорах (например, в консульских конвенциях, заключенных между Россией и иными государствами).

Поскольку к законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре отнесены нормативные правовые акты Правительства РФ, в той же мере к законодательству могут быть причислены международные соглашения, утвержденные на межправительственном уровне.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатом является лицо, получившее в установленном этим законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена. Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. С этого момента претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта Российской Федерации, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ч. 1, 3 ст. 9, ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 13, ч. 1, 3 и 4 ст. 15 названного закона).

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (ч. 1 ст. 1 указанного закона).

В зависимости от предусмотренного ч. 2 ст. 2 указанного закона вида оказываемой юридической помощи, определяющего содержание адвокатской деятельности, она подразделяется на следующие виды:

  • 1) дача консультаций и справок по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме;
  • 2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • 3) представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;
  • 4) участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
  • 5) участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • 6) участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
  • 7) представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • 8) представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
  • 9) участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • 10) участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом (ч. 3 ст. 2 указанного закона).

Согласно ч. 3 ст. 1 того же закона не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

  • - лицами, не обладающими статусом адвоката;
  • - работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • - участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;
  • - нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Деятельность адвоката характеризуют четыре основные черты:

  • - профессиональная деятельность объединяет адвокатов в сообщество людей, связанных общими ценностями и интересами;
  • - приоритет цели оказания услуг перед извлечением прибыли (что отличает адвокатскую деятельность от предпринимательской);
  • - особые знания и опыт;
  • - этика.

Адвокаты, в отличие от юрисконсультов и других категорий профессиональных юристов, не обладающих статусом адвоката, находясь организационно в адвокатских фирмах, бюро, кабинетах, консультациях в среде себе подобных, без отношений соподчиненное с заказчиком и не будучи связанными со спецификой деятельности организации - работодателя, всегда имели и имеют более широкую область деятельности и возможность более комплексного и нетрадиционного подхода к решению сложных проблем. Кроме того, адвокат в силу принадлежности к адвокатскому сословию имеет ряд законодательно закрепленных преимуществ перед просто юристом. Так, в частности, в соответствии со ст. 49 УПК РФ в качестве защитника на предварительном следствии допускается только адвокат. В соответствии со ст. 53 Закона «О Конституционном суде РФ» участвовать в заседаниях этого суда в качестве представителя стороны может только адвокат или лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности. На основании п. 5 ст. 59 АПК РФ представителем организации в арбитражном суде могут быть только юристы, состоящие в ее штате, или адвокаты.

Из ст. 4 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» следует, что законодательство об адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из:

  • - собственно Закона «Об адвокатской деятельности...»;
  • - других федеральных законов;
  • - нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность;
  • - законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации в ст. 48 гарантируется право получения квалифицированной юридической помощи. Каждый человек вправе обратиться за такой помощью к адвокату.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы человеческой деятельности, в которой не нужно было бы знать и применять те или иные правовые нормы. Реализация закрепленных в Конституции основных прав и свобод граждан невозможна без включения правового механизма. Гарантия государственной защиты прав и свобод человека, в свою очередь, требует гарантий на получение именно квалифицированной правовой помощи. Реализация права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, требует знания о самих правах, так и о таких запретах. Определить орган, полномочный разрешить жалобу или заявление, помочь гражданину составить соответствующий документ, представительствовать в различных органах - задача юристов. Ее решение требует квалифицированной юридической помощи. Особым видом такой деятельности является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления. Причем Конституция, гарантируя обвиняемому право на защиту, прямо связывает его с такой процессуальной фигурой, как адвокат.

Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин, нуждающийся в ней, в состоянии оплатить услуги адвоката. Законодательство об адвокатуре предусматривает случаи оказания гражданам бесплатной правовой помощи. Бесплатная юридическая помощь оказывается истцам в судах первой инстанции по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; ветеранам Великой Отечественной войны по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам Российской Федерации при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией; несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в ходе осуществления в России судебной реформы призван обеспечить правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами. Целью Закона является расширение правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Основными новеллами, отраженными в Законе, являются:

  • - нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры;
  • - гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности;
  • - расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - регламентация условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката;
  • - признание права адвоката на выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро, коллегий адвокатов);
  • - расширение возможностей граждан Российской Федерации получать бесплатную юридическую помощь;
  • - определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти также могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, регулирующим адвокатскую деятельность. Так, в частности, ст. 14 Федерального закона «Об адвокатской деятельности...» предусмотрено создание региональных реестров адвокатов, порядок ведения которых определяется федеральным органом юстиции. Приказом министра юстиции РФ от 29 июля 2002 г. №211 был утвержден Порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, регламентирующий вопросы внесения сведений о лицах, получивших статус адвоката, о приостановлении, возобновлении или прекращении статуса адвоката, оформления, выдачи, учета, хранения и уничтожения удостоверений адвоката. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счет государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи.

Субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам адвокатской деятельности на территории субъекта, не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству об адвокатуре. В частности, такими вопросами могут быть: установление порядка и условий материально-технического обеспечения юридической консультации, выделение служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридические консультации, оказание финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридических консультаций.

Таким образом, одно из основных направлений развития адвокатской деятельности - законодательное формирование основных понятий и положений адвокатской деятельности, а так же реализация законодательных положений на практике.

В соответствии с п. л ст. 72 Конституции РФ правовое регулирование адвокатской деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает право Федерации издавать федеральные законы об адвокатуре, обязательные для ее субъектов, а последние могут принимать свои нормативные акты, регулирующие адвокатскую деятельность, на основании федерального закона и не противоречащие ему.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” от 31 мая 2002 года № 63-Ф3, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы . Международно-правовые акты, ратифицированные государством и посвященные правозащитной деятельности, являются источниками правового регулирования адвокатской деятельности в Российской Федерации.

Еще по теме Правовое регулирование адвокатской деятельности:

  1. Принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности.
  2. Лекция 3. Понятие, признаки и правовое регулирование адвокатской деятельности в Российской Федерации
§ 3. Характеристика основных источников правового регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации.
Основные положения о роли адвокатов.
Основные положения о роли адвокатов были приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений , проходившим в августе 1990 г. в Нью-Йорке. В Преамбуле этого важнейшего для регулирования вопросов адвокатуры документа перечисляются основные международно-правовые акты, положения, которых в той или иной мере охватывают вопросы защиты гражданами своих прав, свобод и законных интересов, в том числе посредством своевременного получения профессиональной квалифицированной юридической помощи. В их числе: Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщая декларация о правах человека, Международной пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Свод принципов для защиты всех лиц, задержанных или находящихся в условиях Тюремного заключения, Стандартные минимальные правила содержания заключенных, Гарантии, обеспечивающие защиту лиц, которым угрожает смертная казнь, Декларация об основных принципах юстиции для жертв преступления и превышения власти.

Кроме того, в Преамбуле подчеркивается, что права и основные свободы человека обеспечиваются в экономической, социальной, культурной, гражданской и политической жизни. Для этого необходимо, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой представителями независимой юридической профессии.

Профессиональные ассоциации адвокатов играют существенную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса.

Основные положения предусматривают, что любой человек вправе обратиться за помощью к адвокату по своему выбору для подтверждения своих прав и защиты на всех стадиях уголовной процедуры. Правительства должны гарантировать равный доступ к адвокатам всех лиц, подпадающих под его юрисдикцию, независимо от расы, цвета кожи, этнического происхождения, иола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального и социального происхождения, экономического и иного статуса. Правительства должны обеспечить необходимое финансирование для оказания юридической помощи бедным, несостоятельным людям, а профессиональные ассоциации адвокатов - создавать условия для предоставления такой помощи.

Основные положения предусматривают гарантии для подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, возлагая на правительство обязанность, обеспечить каждому из них информированность о его праве получить помощь адвоката, по его выбору при аресте, задержании, помещении в тюрьму или обвинении в уголовном преступлении. Любому указанному лицу, которое не имеет защитника, должна быть предоставлена помощь адвоката соответствующей квалификации без оплаты со стороны данного лица, если у него пет необходимых на то средств. Причем допуск к адвокату должен состояться не позднее чем через 48 часов с момента задержания или ареста. При этом задержанный, арестованный или помещенный в тюрьму должен быть обеспечен необходимыми условиями, временем и средствами для встречи или связи по средствам связи с адвокатом без препятствий и цензуры. Консультации с защитником могут быть в иоле зрения, но за пределами слышимости уполномоченных должностных лиц.

В документе уделяется внимание и 11равилам получения статуса адвоката, его квалификации и подготовке.

Устанавливается обязанность правительств, профессиональных ассоциаций адвокатов и учебных институтов обеспечить отсутствие дискриминации при допуске лиц к адвокатской практике или к продолжению практики. В странах, где существуют группы, общины или регионы, чьи потребности в юридической помощи не удовлетворены, особенно если такие группы имеют отличия в культуре, традициях, языке или были жертвами дискриминации в прошлом, правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны принять специальные меры по созданию благоприятных условий для лиц и групп, желающих заниматься юридической практикой , и обеспечить им подготовку, достаточную для удовлетворения нужд этих групп.

В Основных положениях вникание уделяется не только правам, но и обязанностям адвокатов.

Они должны постоянно поддерживать честь своей профессии, соблюдать этические нормы отправления правосудия.

По отношению к доверителю адвокаты обязаны:


  • консультировать его по вопросам прав и обязанностей, разъяснять принципы работы правовой системы;

  • оказывать помощь любым законным способом и совершать правовые действия для защиты его интересов;

  • оказывать помощь в судах; трибуналах и административных органах.
Адвокаты при осуществлении правосудия должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным нравом, всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными и этическими нормами. Адвокат всегда должен быть лояльным к интересам своего доверителя.

В Основных положениях указано, что правительства должны обеспечить адвокатам:


  • возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

  • возможность свободно консультировать доверителя в своей стране и за границей;

  • недопустимость наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами.
Там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением ими профессиональной обязанности, они должны быть адекватно защищены властями. Адвокаты не должны идентифицироваться с их доверителями и делами доверителей в связи с исполнением своих профессиональных функций. Суд или административный орган не вправе отказать адвокату, имеющему допуск к практике, в представлении интересов, своего доверителя, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения и настоящими Основными положениями.

Обязанность компетентных властей - обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с нужной информацией, документами и материалами дела, в уголовном процессе - не позднее окончания расследования, до досудебного рассмотрения.

Адвокаты, как и другие граждане, имеют право на свободу высказываний, вероисповедания, объединения в ассоциации и организации, в том числе международные, могут формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства. Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ к юридической помощи.

Содержит рассматриваемый документ и раздел о дисциплинарном производстве в отношении адвокатов. Кодексы их профессионального поведения должны приниматься через профессиональные органы или в соответствии с законодательством, отвечающим положениям национального права и обычаям и признаваемым международными стандартами и нормами. При обвинении или возбуждении против адвоката в связи с его профессиональной деятельностью дела он должен иметь право на справедливое разбирательство, на помощь адвоката по его выбору. Дисциплинарное производство против адвокатов должно осуществляться беспристрастными дисциплинарными комиссиями, определяемыми самой адвокатурой, с возможностью обжалования их решения в суд. Дисциплинарное производство должно осуществляться в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и этическими нормами.

Таким образом, Основные положения о роли адвокатов призваны помочь государствам-участникам обеспечить надлежащую роль адвокатов в деле защиты нрав и законных интересов граждан. Принципы, провозглашенные в документе, должны уважаться и гарантироваться правительствами при разработке национального законодательства и его применении, приниматься во внимание, как адвокатами, так и судьями, прокурорами, законодательной и исполнительной, властью и обществом в целом. Эти принципы должны также применяться к лицам, исполняющим адвокатские функции без получения формального статуса адвоката.
Конституция Российской Федерации
Вся правовая система Российской Федерации основывается на нормах Конституции, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция РФ является базовым законом, который определяет форму правления, основы государственного устройства, характеристику политического режима России, права и свободы человека и гражданина, закрепляет основные принципы организации и деятельности государственного аппарата, регулирует иные важнейшие аспекты государственной и общественной жизни страны. Именно на положениях Конституции строятся нормы иных законодательных актов России. Все иные нормативные правовые акты в Российской Федерации, в том числе регулирующие вопросы организации адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности , не должны противоречить Конституции, они могут только детализировать и развивать ее нормы. Применительно к регулированию института адвокатуры и адвокатской деятельности все конституционные нормы можно условно разделить на две группы:


  1. нормы общего характера, не затрагивающие непосредственно вопросы адвокатуры;

  2. специальные нормы, регулирующие организацию адвокатуры и осуществление адвокатской, деятельности.
Конституционные нормы первой группы определяют, в частности, основные нрава и свободы человека и гражданина. К институту адвокатуры эти нормы относятся постольку, поскольку ими устанавливаются условия, в которых данный институт действует.

Например, ст. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Из этой статьи вытекает несколько принципиальных для адвокатуры и адвокатской деятельности выводов.

Во-первых, Российская Федерация провозглашается правовым государством. Правовой характер государства означает, что деятельность всех государственных органов и должностных лиц основывается на верховенстве права, в том числе над государством. Властные полномочия государства реализуются исключительно в рамках закона, и только теми субъектами, которые уполномочены на это в установленном законом порядке, в пределах предметов ведения и полномочий. Власть существует лишь для того, чтобы максимально эффективно обеспечивать конституционные права граждан. Принцип верховенства права является препятствием на пути возможного злоупотребления со стороны государства своими властными полномочиями и обеспечивает институту адвокатуры гарантии от необоснованного, незаконного вмешательства в его деятельность.

Подлинно правовое государство основывается на признании естественных, неотчуждаемых прав человека. В полном соответствии с данным постулатом ст. 2 Конституции РФ закрепляет, что человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и Свобод человека и гражданина - обязанность государства. Таким образом, на государство возлагается обязанность не только формально провозгласить, но и соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать их реализацию на практике, создать механизм защиты субъективных прав граждан. Элементом такого механизма и является адвокатура, призванная осуществлять защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц и обеспечивать их доступ к правосудию.

Правовое государство признает существование гражданского общества. Гражданское общество и правовое государство не поглощаются друг другом, существуют относительно независимо, находясь в постоянном взаимодействии, основанном на принципе невмешательства одного в дела другого и недопустимости необоснованного властного принуждения со стороны государственных структур в отношении институтов гражданского общества. Правовое государство обеспечивает условия для существования и развития гражданского общества. Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к адвокатуре, поскольку она представляет собой институт гражданского общества, действует на принципах независимости и самоуправления, а государство гарантирует ее независимость - важнейшее условие существования этого института, эффективности осуществляемой им деятельности.

Взаимоотношения правового государства и гражданского общества строятся на принципе взаимной ответственности: не только государство несет ответственность перед гражданами и гражданским обществом, но и индивиды и институты гражданского общества несут ответственность перед властью, перед государством. Механизм такого взаимодействия применительно к адвокатуре базируется на обязанности адвокатов, адвокатских образований и органов адвокатского сообщества строго соблюдать принцип законности, выполнять иные обязательства перед государством, в частности по уплате налогов, оказанию в установленных законом случаях бесплатной юридической помощи.

Кроме того, сосуществование правового государства и гражданского общества предполагает не только возможность» но и обязательность контроля со стороны государства за соблюдением институтом адвокатуры возложенных на нее обязанностей по выполнению публичной функции государства - защиты субъективных прав. Правовой характер государства и природа адвокатуры как института гражданского общества определяют пределы и способы осуществления такого контроля. Гипертрофированный, всеобъемлющий контроль государства за всеми институтами гражданского общества основан на идее не связанности государства законами, господства власти над правом. Исходя из этой идеи, государство может, как ограничить себя действующим законодательством, так и снять эти самоограничения в любой момент, приняв любой закон, в том числе о структуре государственной власти, о нравах человека, о механизме защиты этих нрав. Провозглашение правового характера государства диктует установление таких пределов, способов и методов контроля, которые не ограничивали бы свободу деятельности адвокатуры в выполнении ее задач и функций, но в то же время гарантировали соблюдение адвокатами, адвокатскими образованиями, органами адвокатского самоуправления принципа законности.

Таким образом, построение в Российской Федерации правового государства есть условие существования института адвокатуры и его свободного развития на принципах независимости и самоуправления. Именно такая адвокатура станет , в свою очередь, краеугольным камнем в здании российского правового государства.

Статья 1 Конституции провозглашает Россию федеративным государством. В соответствии с п. 3 ст. 5 Конституции федеративное устройство России основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Адвокатура, в соответствии с п. «л» ст. 72 Конституции, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты, содержащие правила об организации адвокатуры и осуществлении адвокатской деятельности, принимаются государственными органами на уровне, как Федерации, так и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Значимую норму содержит ст. 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющая социальный характер Российского государства. Политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Институт адвокатуры решает важнейшую задачу по защите прав и законных интересов граждан, его деятельность затрагивает интересы человека и гражданина, следовательно, вопросы организации и адвокатской деятельности имеют социальный характер, И их решение в интересах человека и общества является инструментом создания в России социального государства.

Статья 10 Конституции предусматривает осуществление государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Другие статьи определяют состав органов, составляющих эти три ветви власти. Правила, устанавливающие структуру государственной власти, имеют значение для определения места института адвокатуры в правовой системе России, ее положения в системе государственных и негосударственных публичных институтов. Адвокатура не принадлежит ни к одной из ветвей власти и выполняет свои функции как самостоятельный публичный институт. Специфика полномочий адвокатуры позволяет отнести ее к блоку правоохранительных органов, но при этом она не утрачивает своего характера негосударственного независимого института.

Российская адвокатура взаимодействует со всеми тремя ветвями государственной власти.

Законодательная ветвь власти путем принятия и совершенствования законодательных актов создает правовую основу организации адвокатуры и ее деятельности. В свою очередь адвокатура в пределах своих полномочий содействует эффективности законодательного процесса, например, посредством участия совета Федеральной палаты в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатуре. Ряд организационных и контрольных полномочий в отношении адвокатуры и адвокатов возложен на исполнительную ветвь власти в лице Министерства юстиции Российской Федерации. Органы, составляющие судебную ветвь власти, осуществляют судебный контроль за законностью деятельности адвокатов, обобщают правоприменительную практику, занимаются толкованием законов, в том числе в сфере адвокатской деятельности. Взаимодействие адвокатуры с органами всех ветвей государственной власти должно происходить на основе признания адвокатуры независимым институтом гражданского общества и строго в рамках, очерченных законом.

Ряд статей гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закрепляет положения, непосредственно касающиеся прав и свобод человека, в частности, нрава на участие в управлении государство, на гражданство, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, В главе устанавливаются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, закреплены признание и равная защита всех форм собственности идеологическое многообразие и светский характер государства. Нормы гл. 2 Конституции определяют, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Кроме того, гл. 2 содержит нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина на жизнь, на охрану государством достоинства личности, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу совести, вероисповедания, мысли и слова, па свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, право на жилище, образование, охрану здоровья и т.д.

Перечисленные в Конституции права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное отношение к адвокатской деятельности, поскольку определяют ее содержание. Именно эти права (а также иные, поскольку указание в Конституции на конкретные основные права и свободы не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина) должны защищаться адвокатами в процессе их профессиональной деятельности.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Введение.

У каждого государства существует огромное количество законов, регламентирующих жизнь, как всего государства, так и его отдельных граждан. Ведущую роль в оказании населению квалифицированной юридической помощи играет адвокатура, организация и деятельность которой строятся на основе Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Правовая природа любой адвокатуры отражается в ее официальном статусе: это независимая, негосударственная, некоммерческая, добровольная организация квалифицированных юристов, созданная для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается.
Адвокатура известна Российскому праву чуть более века. Ее история показывает, что на протяжении долгого времени значение адвокатуры принижалось, и долгое время адвокатура не могла найти должного законодательного регулирования.

Актуальность выбранной темы выражается в том, что уяснение правового регулирование, задач и форм организации деятельности адвокатуры на современном этапе развития России, является важным шагом как в изучении дисциплины «Правоохранительные органы», так и в понимании сути современного демократического развития нашей страны.

Целью работы является комплексное исследование правового регулирования, задач и форм деятельности российской адвокатуры. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

Рассмотреть правовое регулирование и принципы деятельности адвокатуры в Российской Федерации;

Проанализировать задачи адвокатуры в Российской Федерации;

Охарактеризовать современные формы адвокатских образований.

1. Общая характеристика адвокатской деятельности.

Адвокатская деятельность – это осуществляемая на профессиональной основе квалифицированная юридическая помощь, оказываемая специально уполномоченными на то, лицами. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств право на получение квалифицированной помощи.

В Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатура определяется как профессиональное сообщество адвокатов. Также в законе указывается, что адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Законом адвокатура определена не как организация, а как сообщество адвокатов. Это объединение лиц, имеющих статус адвоката, причем признак принадлежности к адвокатской профессии является обязательным. Лицо становится частью адвокатуры с момента присвоения статуса адвоката и перестает ею быть с момента прекращения статуса адвоката.

Адвокатура определена как институт гражданского общества. Гражданское общество представляет собой совокупность личностей, объединенных общностью интересов, а значит, адвокатура призвана защищать интересы как отдельных лиц, так и их объединений. Тем не менее адвокатура, защищая частные права и интересы, в тоже время осуществляет защиту и публичных интересов. Публичная функция адвокатуры определяется значимостью задач, возложенных на нее, и необходимостью каждому адвокату и адвокатуре в целом в своей деятельности строго соблюдать закон.

Адвокатура не является органом государственной власти, однако на адвокатуру возложена реализация конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь. Государство устанавливает ряд гарантий для обеспечения функционирования адвокатуры, осуществляет финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, а также при необходимости выделяет адвокатским образованием служебные помещения и средства связи.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был подписан Президентом Российской Федерации 31 мая 2002 г. и уже с 1 июля вступил в силу. Закон преследует решение задач по расширению правовых и организационных возможностей адвокатов в оказании квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам. В рассматриваемом Законе отражены все основные понятия и направления деятельности органов адвокатуры.

Согласно указанному закону адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицам, получившими статус адвоката в порядке, установленным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В Законе закрепляются:

1) регламентация условий приобретения, прекращения и приостановления статуса адвоката;

2) права адвоката на выбор формы организации;

3) права адвоката на осуществление своей профессиональной деятельности индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро);

4) права граждан России получать бесплатную юридическую помощь;

5) определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

2. Принципы адвокатской деятельности.

Адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, которая оказывается на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката физическим и юридическим лицам для защиты их прав, свобод и интересов. Предмет адвокатской деятельности – неотчуждаемые права, свободы и интересы физических и юридических лиц, которые охраняются законом.

Признаки адвокатской деятельности:

1) квалифицированная юридическая помощь;

2) профессиональная обязанность;

3) осуществляется только лицами, имеющими статус адвоката;

4) имеет определенные цели.

Цели адвокатской деятельности: защита прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц; обеспечения доступа к правосудию. Они достигаются путем оказания гражданам и юридическим лицам юридической помощи. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Не будет являться адвокатской деятельность, которую осуществляют:

1) работники юридических служб (юридические лица), органов государственной власти и ОМСУ;

2) участники и работники организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальные предприниматели;

3) нотариусы, патентные поверенные, кроме случаев, когда в качестве патентного поверенного выступают лица, специально уполномоченные на ведение своей профессиональной деятельности.

Принципы адвокатской деятельности:

1) законность – соблюдении адвокатами законодательства Российской Федерации и ее субъектов в своей работе. Адвокат не вправе нарушать закон даже в интересах доверителя. Эти положения касаются также помощников, стажеров адвоката и органов адвокатского самоуправления;

2) независимость – адвокатура не относится к органам государственной власти и ОМСУ. Независимость адвокатуры – гарантия защиты прав и интересов граждан даже в споре с государством и его органами. Независимость адвокатуры гарантирована законодательством Российской Федерации;

3) самоуправление – Закон устанавливает органы самоуправления адвокатов:

Федеральную адвокатскую палату, адвокатскую палату субъектов Российской Федерации и их органы. Решения, принятые этими органами, обязательны для всех адвокатов;

4) корпоративность – адвокаты объединяются в единое общество для отстаивания своих профессиональных интересов, повышения престижа профессии и т.д. Корпорация разрабатывает свои внутренние правила, обязательные для всех членов корпорации;

5) равноправие – все адвокаты равны при осуществлении своей деятельности, обладают равными правами, несут одинаковые обязанности и ответственность. Имеют общие полномочия.

3. Права и обязанности адвоката.

Права адвоката:

1) получать сведения, нужные для оказания юридической помощи от органов государственной власти, ОМСУ, общественных объединений и организаций, которые обязаны ему их предоставить;

2) опрашивать лиц, которые владеют необходимой информацией;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными доказательствами;

4) привлекать специалистов для разъяснения важных вопросов по данному делу;

5) конфиденциально, наедине встречаться со своим доверителем;

6) фиксировать информацию, которая содержится в материалах дела, не нарушая при этом никакой тайны;

7) совершать другие действия, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.

Обязанности адвокатов:

1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;

2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника и оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) совершенствовать знания и повышать профессиональную квалификацию;

4) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и выполнять все решения органов адвокатских палат любого уровня в соответствии с их компетенцией;

5) за счет полученных от профессиональной деятельности доходов каждый месяц производить отчисления для общих потребностей адвокатских палат;

6) страховать риск своей профессиональной имущественной ответственности.

Адвокат не имеет права на вступление в трудовые отношения в качестве работника. Исключение составляет научная и любая творческая деятельность. Адвокаты не могут занимать государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также должности государственной службы и муниципальные. Отвод адвоката возможен из-за существования заинтересованности с его стороны к предмету соглашения с доверителем. Адвокат не может принимать участие в деле, если состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимает участие в расследовании дела. Адвокат не может принимать поручение об оказании юридических услуг, если он уже участвовал в данном деле в качестве свидетеля. При возникновении оснований для отвода адвокат должен сам отстраниться от участия в этом деле.

Адвокат не вправе делать публичные заявления о вине доверителя, если тот ее отрицает, т.е. разглашать информацию, которая может быть использована против интересов доверителя. Ему также запрещено разглашать сведения, которые были получены им в процессе осуществления профессиональной деятельности.

4. Изучение основных видов адвокатской деятельности.

В кабинете адвоката меня ознакомили с основными видами юридической помощи. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды юридической помощи:

1) дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме. Консультация – это разъяснение действующего законодательства, справка – информация о содержании тех либо иных положений закона;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве по делам об административных правонарушениях;

6) участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

9) участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную Федеральным законом. Законом определено, что представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено Федеральным законом.

Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Сведения об этих адвокатах вносятся федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальный реестр, порядок ведения которого определяется Правительством Российской Федерации. Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

Заключение .

Представительские функции адвоката в общей форме перечислены в Федеральном Законе об адвокатуре. Конкретные права и обязанности адвоката как представителя юридического или физического лица достаточно полно регулируются "соответствующими отраслями законодательства.

Адвокат вправе оказывать любую юридическую помощь, если она не запрещена федеральным законом. Это могут быть «юридические заключения адвоката по результатам правового анализа ситуации или представленных адвокату для изучения документов», участие в публичном освещении правовых вопросов по конкретному делу, любая другая деятельность, не запрещенная законом.

Адвокатура - это своеобразный социально-правовой институт гражданского общества. Он выполняет как государственно значимые функции, так и задачи, обусловленные частным интересом граждан и юридических лиц. Именно поэтому государством обеспечивается принцип независимости адвокатуры, а также обеспечивается финансирование адвокатуры при оказании адвокатом юридической помощи бесплатно в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации, а также при необходимости предоставления адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи с целью обеспечения населению доступа к юридической помощи.

Сегодня перед адвокатурой поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов физических и юридических лиц, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности. Основными задачами адвокатуры являются:

Бескомпромиссное служение делу защиты справедливости;

Защита прав в уголовном процессе;

Осуществление представительства в судах и других государственных органах;

Оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.

Cписок использованной литературы.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174- ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (редакция от 29.06.2015).

3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (редакция от 13.07.2015).

4. Федеральный Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 20 декабря 2004 года N 163-ФЗ (ред. от 21.11.2011).

Научная и учебная литература:

5. Хазиев Ш. Н., Молчанов А. В. Адвокатура В РФ. Краткий курс лекций.- 3-е изд., пер. и доп.- Москва: Юрайт, 2013.- 176 с.

6. Гриненко А. Адвокатура в вопросах и ответах. Учебное пособие.- Москва: Проспект, 2014.- 168 с.

7. Смирнов В. Н., Смыкалин А. С. Адвокатура и адвокатская деятельность. Учебное пособие.- Москва: Проспект, 2015.- 320 с.

8. Кучерена А. Г. Адвокатура России. Учебник.- 3-е изд.- Москва: Норма, 2015.- 784 с.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: