С изменениями и дополнениями от. С изменениями и дополнениями от Постановление правительства от 23.07 г 621

Внести в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 20, ст. 718) следующие изменения:

1) абзац третий статьи 7 изложить в следующей редакции:

«археологические предметы в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;»;

2) в статье 57 слова «рассматривается как незаконный вывоз культурных ценностей и наказывается в соответствии с пунктом 2 статьи 56 настоящего Закона» заменить словами «наказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В абзаце первом пункта 2 статьи 233 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301) слова «относящиеся к памятникам истории или культуры» заменить словами «которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право».

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1998, № 26, ст. 3012; 1999, № 12, ст. 1407; № 28, ст. 3490; 2003, № 50, ст. 4848; 2004, № 30, ст. 3091; 2006, № 2, ст. 176; 2007, № 21, ст. 2456; № 31, ст. 4008; № 45, ст. 5429; 2009, № 31, ст. 3921; № 52, ст. 6453; 2010, № 19, ст. 2289; № 21, ст. 2525; № 49, ст. 6412; 2011, № 11, ст. 1495; № 50, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1162, 1166; № 24, ст. 3071; № 30, ст. 4172) следующие изменения:

1) в статье 190:

а) в наименовании слова «предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран» заменить словами «культурных ценностей»;

б) в абзаце первом слова «предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран» заменить словами «культурных ценностей»;

2) в примечаниях к статье 226.1:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.»;

«4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.»;

3) статью 243 изложить в следующей редакции:

«Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -

наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, -

наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.»;

4) дополнить статьей 243.1 следующего содержания:

«Статья 243.1 Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.»;

5) дополнить статьей 243.2 следующего содержания:

«Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, -

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Те же деяния, совершенные:

а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2519; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 23, ст. 2203; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21; № 46, ст. 5554; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2010, № 49, ст. 6424; 2011, № 30, ст. 4563; 2012, № 31, ст. 4322) следующие изменения:

1) в статье 3:

а) часть первую после слов «объекты недвижимого имущества» дополнить словами «(включая объекты археологического наследия)»;

б) дополнить новой частью второй следующего содержания:

«Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.»;

в) дополнить частью третьей следующего содержания:

«Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.»;

г) дополнить частью четвертой следующего содержания:

«Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.»;

в абзаце втором слова «частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия)» заменить словами «объекты археологического наследия»;

в абзаце третьем слово «некрополи» заменить словами «некрополи; объекты археологического наследия»;

в абзаце четвертом слова «культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок» заменить словами «объекты археологического наследия»;

2) в статье 18:

а) в пункте 6 слова «в течение десяти дней со дня обнаружения данного объекта» заменить словами «в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого обнаружен данный объект археологического наследия, в течение тридцати дней со дня поступления в указанный орган охраны объектов культурного наследия информации, предусмотренной настоящего Федерального закона»;

б) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: «Включению в реестр подлежат объекты археологического наследия, с момента возникновения которых прошло не менее ста лет.»;

3) статью 37 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Археологические предметы, обнаруженные в результате проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.»;

4) пункт 2 статьи 40 изложить в следующей редакции:

«2. В случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.»;

5) пункты 8 - 10 статьи 45 признать утратившими силу;

6) дополнить статьей 45.1 следующего содержания:

«Статья 45.1. Порядок проведения археологических полевых работ

1. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

2. Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в настоящей статьи.

3. Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

5. Решение о выдаче разрешения (открытого листа) или об отказе в его выдаче принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия с учетом заключения Российской академии наук о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования. В случае выдачи разрешения (открытого листа) лицу, осуществлявшему археологические полевые работы на основании ранее выданного разрешения (открытого листа), новое разрешение выдается при условии принятия на хранение в Архивный фонд Российской академии наук научного отчета о выполненных археологических полевых работах.

6. Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).

7. Виды археологических полевых работ:

1) археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

2) археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

8. Лабораторная обработка и научный анализ собранного материала (камеральная обработка) являются неотъемлемой частью археологических полевых работ.

9. Спасательные археологические полевые работы - проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний.

10. Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.

11. В случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.

12. В случае, если в результате проведения археологических полевых работ изменились учетные данные объекта археологического наследия (площадь объекта, предмет охраны и другие данные), физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение тридцати рабочих дней со дня завершения археологических полевых работ письменно проинформировать об этих изменениях орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в сфере охраны объектов культурного наследия.

13. Исполнитель археологических полевых работ - физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

14. Научный отчет о выполненных археологических полевых работах является основным документом, представляющим результаты проведения археологических полевых работ в соответствии с выданным разрешением (открытым листом).

В научном отчете о выполненных археологических полевых работах в текстовом, графическом, фотографическом и иных видах должны быть представлены полные данные о выявленных и (или) об исследованных объектах археологического наследия и археологических предметах.

15. Научный отчет о выполненных археологических полевых работах в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) подлежит передаче исполнителем археологических полевых работ на хранение в Архивный фонд Российской академии наук как составную часть Архивного фонда Российской Федерации.»;

7) дополнить статьей 45.2 следующего содержания:

«Статья 45.2. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов

1. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа).

2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.»;

8) в статье 49:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.»;

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.»;

9) статью 64 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1. Отнести памятники археологии местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР, археологические объекты, объявленные памятниками истории и культуры решениями органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.».

Признать утратившими силу:

1) статью 4 Федерального закона от 3 июня 2005 года № 57-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 23, ст. 2203);

2) пункт 5 статьи 96 Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3616).

1. Физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных и настоящей статьи.

2. Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Физические и юридические лица, владеющие на день настоящего Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного настоящей статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. и настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Москва, Кремль

Обзор документа

Поправки призваны усовершенствовать нормативно-правовую базу об археологическом наследии России.

Изменения касаются законов, посвященных вывозу и ввозу культурных ценностей, объектам культурного наследия народов России, а также ГК РФ, УК РФ, УПК РФ и КоАП РФ.

В частности, уточнено определение объекта археологического наследия. Это частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

Приведены понятия "археологический предмет" и "культурный слой".

В единый госреестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России включаются объекты археологического наследия, с момента возникновения которых прошло не менее 100 лет.

Закреплен порядок проведения археологических полевых работ. Так, право на их выполнение подтверждает разрешение (открытый лист), выдаваемое не более чем на год гражданам России (соответствующим определенным требованиям) федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения РАН.

Закреплены следующие виды указанных работ: археологические разведки, археологические раскопки и археологические наблюдения. Отдельно выделены спасательные археологические полевые работы.

Особое внимание уделено использованию специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов.

Кроме того, введена уголовная ответственность за незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания, за уклонение от обязательной передачи государству особо ценных культурных ценностей.

Административная ответственность установлена за незаконный оборот археологических предметов.

Поправки вступают в силу по истечении 30 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений.

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(извлечение)

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837; 2011, № 30, ст. 4590) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:

"6.1) оценка охраны морского судна и портового средства - определение степени защищенности морского судна, акватории морского порта, морского терминала, проведенное в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации в области охраны судов и портовых средств;";

б) пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11) транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда) или в целях судоходства (речные суда), за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного транспорта и подвижной состав городского наземного электрического транспорта в значениях, установленных транспортными кодексами и уставами;";

2) статью 5:

а) дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. Оценка уязвимости морского судна включает в себя оценку охраны морского судна и проводится с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации по охране судов и портовых средств, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.";

б) дополнить частью 6 следующего содержания:

"6. Оценка уязвимости морского терминала, акватории морского порта включает в себя оценку охраны соответствующего портового средства и проводится с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации по охране судов и портовых средств, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особенности оценки уязвимости акватории морского порта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.";

3) в статье 9:

а) часть 4 дополнить предложением следующего содержания: "Реализация плана транспортной безопасности акватории морского порта осуществляется капитаном морского порта.";

б) дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. План обеспечения транспортной безопасности морского судна является планом охраны морского судна, предусмотренным международными договорами Российской Федерации в области охраны судов и портовых средств, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации по охране судов и портовых средств, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.";

в) дополнить частью 6 следующего содержания:

"6. План обеспечения транспортной безопасности морского терминала является планом охраны соответствующего портового средства, предусмотренным международными договорами Российской Федерации в области охраны судов и портовых средств, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации по охране судов и портовых средств, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.";

г) дополнить частью 7 следующего содержания:

"7. План обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта является планом охраны соответствующего портового средства, предусмотренным международными договорами Российской Федерации в области охраны судов и портовых средств, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации по охране судов и портовых средств, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.".

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 23 июля 2013 г. N 623
"Об утверждении Положения о предоставлении договоров и предоставлении информации из указанного реестра"

В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об организованных торгах" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра.

2. Установить, что пункт 4 и абзац первый пункта 16 Положения, утвержденного настоящим постановлением, вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

биржа уведомляет о дате начала приема сведений, предусмотренных пунктом 13 Положения, утвержденного настоящим постановлением, о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков по форме и в порядке, которые установлены указанным федеральным органом исполнительной власти;

биржа отказывает во внесении сведений о заключенном сторонами не на организованных торгах договоре, обязательства по которому предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, в реестр указанных договоров и направляет в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков сведения о лице, заключившем такой договор и представившем в неполном объеме сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения, утвержденного настоящим постановлением, по форме и в порядке, которые установлены указанным федеральным органом исполнительной власти.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2011 г. N 65 "Об утверждении Положения о регистрации товарной биржей внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, а также о ведении реестра указанных сделок и предоставлении информации из реестра" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 8, ст. 1111);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2011 г. N 167-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 8, ст. 1143);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 1309-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 31, ст. 4433).

Положение
о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 июля 2013 г. N 623)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает случаи, порядок, объем и сроки, в соответствии с которыми стороны должны предоставлять информацию о заключенном ими не на организованных торгах договоре, обязательства по которому предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам (далее - внебиржевой договор), порядок ведения биржей, осуществляющей проведение организованных торгов, на которых заключаются договоры купли-продажи товара (далее - биржа), реестра внебиржевых договоров (далее - реестр), а также порядок и периодичность предоставления информации из реестра.

2. Биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении следующего товара:

а) нефтепродукты, предусмотренные техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118, при условии, что суммарный объем производства группой лиц хозяйствующего субъекта, осуществляющего реализацию нефтепродуктов, свыше 100 тыс. тонн за предшествующий год и объем сделки составляет не менее 60 тонн;

б) нефть сырая при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 1 тыс. тонн;

в) угли коксующиеся, каменные, бурые и антрацит при объеме добычи группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 60 тонн;

г) пшеница 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн;

д) газ природный, реализованный на внутреннем рынке Российской Федерации по нерегулируемым государством ценам при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя свыше 1 млрд. куб. метров за предшествующий год, при условии, что объем сделки составляет не менее 10 млн. куб. метров;

е) сжиженный углеводородный газ при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 100 тыс. тонн и при условии, что объем сделки составляет не менее 30 тонн.

3. Информация о внебиржевых договорах в отношении товара, предусмотренного пунктом 2 настоящего Положения, предоставляется биржам, осуществляющим проведение организованных торгов соответствующим товаром.

4. Биржа уведомляет определенный законодательством Российской Федерации орган, осуществляющий регулирование и надзор за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов, о дате начала приема сведений о внебиржевых договорах, предусмотренных пунктом 13 настоящего Положения, по форме и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

5. Перечень бирж, на которые должна предоставляться информация о внебиржевых договорах, публикуется в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по форме и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

6. Предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и настоящего Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Положения.

7. Предоставление информации о внебиржевом договоре более чем на одну биржу не допускается.

8. Обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке (далее - лицо, заключившее внебиржевой договор).

9. На основании предоставляемой информации о внебиржевом договоре биржи ведут реестр в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

Сведения, содержащиеся в реестре, передаются биржей федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное регулирование той сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара, на основании письменного запроса (далее - запрос) в объеме, указанном в запросе, в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения запроса, за исключением случаев, когда иной срок установлен законодательством Российской Федерации. Запрос должен быть подписан уполномоченным должностным лицом.

II. Порядок ведения реестра

10. Реестр ведется биржей в электронном виде и содержит информацию о внебиржевом договоре.

11. В реестре каждому внебиржевому договору биржей присваивается уникальный код.

12. Реестр составляется таким образом, чтобы на основании его данных можно было составить списки внебиржевых договоров и делать выписки из него на любую дату, за любой период времени, по любому биржевому товару, а также идентифицировать лицо, заключившее внебиржевой договор.

13. Для внесения внебиржевого договора в реестр лицо, заключившее внебиржевой договор, предоставляет бирже следующие сведения:

а) наименование и идентификационный номер налогоплательщика лица, заключившего внебиржевой договор, а для иностранного лица, не имеющего идентификационного номера налогоплательщика, - наименование;

б) наименование и идентификационный номер налогоплательщика производителя товара, а для иностранного производителя товара, не имеющего идентификационного номера налогоплательщика, - наименование;

в) наименование и идентификационный номер налогоплательщика лица, являющегося приобретателем товара, а для иностранного лица, не имеющего идентификационного номера налогоплательщика, - наименование;

д) наименование товара, являющегося предметом внебиржевого договора;

е) количество товара, подлежащего отчуждению (поставке) по внебиржевому договору (в установленных биржей единицах измерения);

ж) цена товара (в рублях за единицу, включая налоги и сборы), указанная во внебиржевом договоре (дополнительном соглашении), приведенная к базису поставки (при необходимости конвертируется в рубли по курсу , установленному Центральным банком Российской Федерации на дату определения цены товара), а также дата определения цены товара;

з) базис поставки (место, в котором обязанность поставщика по поставке товара признается исполненной в соответствии с внебиржевым договором (дополнительным соглашением);

к) место отгрузки товара, в том числе с учетом сведений согласно приложениям N 1 - 3 (если такие сведения применимы);

л) сведения, содержащие информацию о стоимости транспортировки товара от места отгрузки до места, в котором обязанность поставщика признается исполненной в соответствии с внебиржевым договором (дополнительным соглашением), в рублях за единицу (при необходимости конвертируется в рубли по курсу , установленному Центральным банком Российской Федерации на дату определения цены товара);

м) дата заключения внебиржевого договора и его номер, а также дата заключения дополнительного соглашения и его номер, если такое дополнительное соглашение содержит какое-либо из сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "к" и "м" - "т" настоящего пункта;

н) способ поставки товара с места отгрузки (посредством железнодорожного, автомобильного, водного, трубопроводного транспорта, посредством воздушных перевозок);

о) срок исполнения (поставки) по внебиржевому договору (дополнительному соглашению);

п) сведения о стране назначения товара в случае, если поставка товара осуществляется за пределы территории Российской Федерации;

р) сведения о наличии либо об отсутствии основания (оснований), в силу которого производитель и приобретатель товара признаются взаимозависимыми лицами;

с) сведения о наличии либо об отсутствии основания (оснований), в силу которого производитель и приобретатель товара признаются аффилированными лицами;

13.1. подпункте "а" пункта 2 пунктом 13 приложением N 1 к настоящему Положению.

Лицо, заключившее внебиржевой договор в отношении товара, указанного в подпункте "в" пункта 2 настоящего Положения, кроме сведений, предусмотренных пунктом 13 настоящего Положения, предоставляет сведения, предусмотренные приложением N 2 к настоящему Положению.

Лицо, заключившее внебиржевой договор в отношении товара, указанного в подпункте "е" пункта 2 настоящего Положения, кроме сведений, предусмотренных пунктом 13 настоящего Положения, предоставляет сведения, предусмотренные приложением N 3 к настоящему Положению.

14. Сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "к" и "м" - "т" пункта 13 настоящего Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) - со дня изменения соответствующих сведений.

Сведения, предусмотренные подпунктом "л" пункта 13 настоящего Положения, предоставляются бирже лицом, заключившим внебиржевой договор, в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору не позднее 3 рабочих дней со дня их определения сторонами внебиржевого договора.

15. Внесение внебиржевого договора в реестр осуществляется биржей в течение 1 рабочего дня со дня получения в полном объеме сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "к" и "м" - "т" пункта 13 настоящего Положения. Подтверждением внесения внебиржевого договора в реестр является электронное уведомление, содержащее присвоенный внебиржевому договору уникальный код, составленное по форме, установленной внутренними документами биржи, и направленное биржей лицу, заключившему внебиржевой договор, в течение 1 рабочего дня со дня внесения внебиржевого договора в реестр по электронной почте и (или) по факсимильной связи.

16. Биржа отказывает во внесении сведений о внебиржевом договоре в реестр в случае, если лицо, заключившее внебиржевой договор, предоставило не в полном объеме сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "к" и "м" - "т" пункта 13 настоящего Положения. В указанном случае биржа направляет лицу, заключившему внебиржевой договор, электронное уведомление с указанием причин отказа в течение 1 рабочего дня со дня отказа внесения указанных сведений в реестр. Сведения о лице, заключившем внебиржевой договор, направляются биржей в определенный законодательством Российской Федерации орган, осуществляющий регулирование и надзор за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов, по форме и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Лицо, заключившее внебиржевой договор, в течение 3 рабочих дней со дня получения электронного уведомления об отказе во внесении биржей сведений в реестр устраняет указанные в электронном уведомлении нарушения и предоставляет бирже сведения, необходимые для внесения внебиржевого договора в реестр, в соответствии с настоящим Положением.

17. При расторжении внебиржевого договора лицо, заключившее внебиржевой договор, в течение 1 рабочего дня со дня его расторжения направляет бирже уведомление по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, с указанием уникального кода внебиржевого договора.

18. На основании представленных сведений, предусмотренных подпунктом "л" пункта 13 настоящего Положения, сведений об изменениях внебиржевого договора, указанных в пункте 6 настоящего Положения, а также сведений, предусмотренных пунктом 17 настоящего Положения, в реестр вносятся биржей соответствующие изменения в течение 1 рабочего дня со дня их получения.

Подтверждением внесения в реестр указанных сведений является электронное уведомление, содержащее присвоенный внебиржевому договору уникальный код, составленное по форме, установленной внутренними документами биржи, и направленное биржей лицу, заключившему внебиржевой договор, в течение 1 рабочего дня со дня внесения соответствующих изменений в реестр по электронной почте и (или) по факсимильной связи.

III. Порядок предоставления информации из реестра

19. Биржа в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивает сохранность информации, предоставляемой лицом, заключившим внебиржевой договор, для внесения внебиржевого договора в реестр. Биржа не вправе передавать полученную информацию третьим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

20. Биржа предоставляет информацию из реестра федеральным органам исполнительной власти, не осуществляющим государственное регулирование той сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара, на основании мотивированного письменного запроса (далее - мотивированный запрос) в объеме, указанном в мотивированном запросе, в срок не позднее 5 рабочих дней с момента получения мотивированного запроса, за исключением случаев, когда иной срок установлен законодательством Российской Федерации. Мотивированный запрос подписывается уполномоченным должностным лицом и содержит указание цели и основания требования предоставления следующей информации:

б) статистические данные о сделках по определенному виду товара, подлежащего отчуждению в соответствии с внебиржевыми договорами, за определенный период времени, к числу которых могут относиться сведения:

о количестве (в установленных биржей единицах измерения) и стоимости товара (в рублях) по каждой сделке;

о количестве (в установленных биржей единицах измерения) и стоимости товара (в рублях), максимальном и минимальном значении этих показателей, а также о количестве сделок, заключенных в течение 1 рабочего дня;

об объемах (в установленных биржей единицах измерения) и средневзвешенной стоимости товара (в рублях).

21. Биржа предоставляет лицам, заключившим внебиржевые договоры, выписки из реестра о заключенных указанными лицами внебиржевых договорах на основании их письменных запросов в объеме, предусмотренном пунктом 13 настоящего Положения, за плату, не превышающую затрат на изготовление выписок, в сроки, не превышающие 3 рабочих дней со дня получения биржей указанных запросов.

22. Биржа обеспечивает свободный доступ к обобщенным сведениям из реестра на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Обобщенные сведения содержат информацию об объеме и ценах реализации товара. Биржа вправе дополнительно включать в состав обобщенных сведений иные сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения и приложениями N 1 - 3 к настоящему Положению. Обобщенные сведения формируются на основе предоставленной бирже информации в отношении одновременно не менее 2 лиц, заключивших внебиржевой договор, и не менее 3 лиц, являющихся приобретателями товара. Обобщенные сведения не должны содержать информацию о сторонах внебиржевого договора и производителях товара.

23. Предоставление сведений, предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, и выписок из реестра, предусмотренных пунктом 21 настоящего Положения, осуществляется биржей в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде в форме электронного документа. При этом выписка из реестра заверяется подписью (электронной цифровой подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) уполномоченного лица биржи.

24. Информация, предоставляемая биржей федеральным органам исполнительной власти и органу, осуществляющему регулирование и надзор за деятельностью по проведению организованных торгов, является конфиденциальной. Указанные органы, получившие информацию из реестра, не вправе передавать ее третьим лицам, за исключением обобщенной информации, предусмотренной пунктом 22 настоящего Положения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1
к Положению о предоставлении
информации о заключенных сторонами
не на организованных торгах договорах,
обязательства по которым предусматривают
переход права собственности на товар,
допущенный к организованным торгам,
а также о ведении реестра таких
договоров и предоставлении

Перечень
сведений, предоставляемых бирже в отношении поставки нефтепродуктов

1. Наличие либо отсутствие основания для применения льготного ценообразования на нефтепродукты, предусмотренного законодательством Российской Федерации, с указанием реквизитов соответствующего нормативного правового акта.

2. Характеристика нефтепродуктов с указанием реквизитов нормативного документа, устанавливающего требования к выпускаемым в оборот нефтепродуктам, а также информации в отношении:

а) бензинов автомобильных - марка (октановое число), вид, экологический класс;

б) дизельного топлива - марка, вид, класс (сорт), температура застывания, предельная температура фильтруемости, температура вспышки, экологический класс, массовая доля серы;

в) топлива для реактивных двигателей - марка;

г) мазута - марка, вид, зольность или малозольность, температура застывания в условном обозначении (при наличии).

3. Способ формирования указанной во внебиржевом договоре (дополнительном соглашении) цены нефтепродуктов (фиксированная цена, использование формулы, установление скидок или надбавок).

4. Сведения об условиях оплаты нефтепродуктов (платеж по факту отгрузки, отсрочка платежа, предоплата) с указанием количества дней при отсрочке платежа или предоплате.

5. Стоимость всех дополнительных услуг, связанных со сливом и (или) наливом нефтепродуктов в цистерну (рублей).

6. Сведения о месте отгрузки нефтепродуктов (нефтеперерабатывающий завод, предприятие нефтепродуктообеспечения, железнодорожная станция, перевалочный терминал для отгрузки водным транспортом, линейная производственно-диспетчерская станция).

7. Условия поставки нефтепродуктов (франко-вагон станции назначения с возможностью поставки в резервуар покупателя, франко-автоцистерна, франко-вагон станции отправления, франко-вагон промежуточной станции, самовывоз железнодорожным транспортом, франко-станция назначения, франко-труба, франко-резервуар, франко-борт судна).

Приложение N 2
к Положению о предоставлении
информации о заключенных сторонами
не на организованных торгах договорах,
обязательства по которым предусматривают
переход права собственности на товар,
допущенный к организованным торгам,
а также о ведении реестра таких
договоров и предоставлении
информации из указанного реестра

Перечень
сведений, предоставляемых бирже в отношении поставки углей коксующихся, каменных, бурых и антрацита

1. Наличие либо отсутствие основания для применения льготного ценообразования на уголь, предусмотренного законодательством Российской Федерации, с указанием реквизитов соответствующего нормативного правового акта.

1. Наличие либо отсутствие основания для применения льготного ценообразования на сжиженные углеводородные газы, предусмотренного законодательством Российской Федерации, с указанием реквизитов соответствующего нормативного правового акта.

2. Марка сжиженного углеводородного газа (с указанием ГОСТ при его наличии).

"Об отмене в части постановления: удовлетворив иск в части признания недействительным решения налогового органа о начислении сумм пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований, суд исходил из того, что в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога, удержанная предприятием с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений, находящихся на территории поименованных муниципальных образований, поступила в бюджетную систему РФ, исходя из смысла ст. 45 НК РФ налог считается уплаченным"

Редакция от 23.07.2013 — Действует с 23.07.2013

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. N 784/13

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрел заявление государственного предприятия Астраханской области "Пассажирское автотранспортное предприятие N 3" о пересмотре в порядке надзора постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу N А06-9384/2011 Арбитражного суда Астраханской области, постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.10.2012 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от государственного предприятия Астраханской области "Пассажирское автотранспортное предприятие N 3" - Давлетьяров Р.Х., Шамсуарова Л.Р.;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Астраханской области - Куроедов Д.М., Сангаджиев А.Н.

Заслушав и обсудив доклад судьи Зориной М.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Государственное предприятие Астраханской области "Пассажирское автотранспортное предприятие N 3" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Астраханской области (далее - инспекция) от 30.09.2011 N 29 (далее - решение инспекции), которым предприятие привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 и пункта 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ему доначислен налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, начислены соответствующие суммы пеней за неуплату налогов, в том числе за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований "Рабочий поселок Красные Баррикады", "Мумринский сельсовет", "Оранжерейнинский сельсовет", "Село Трудфронт".

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 06.04.2012 заявленное предприятием требование удовлетворено.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 решение суда первой инстанции отменено: решение инспекции признано недействительным в части доначисления 979 995 рублей налога на добавленную стоимость, начисления соответствующей суммы пеней и взыскания штрафа; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 24.10.2012 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций предприятие просит их отменить в части отказа в признании недействительным решения инспекции, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В отзыве на заявление инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие нормам законодательства о налогах и сборах.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты в части отказа в признании недействительным решения инспекции о начислении сумм пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований "Рабочий поселок Красные Баррикады", "Мумринский сельсовет", "Оранжерейнинский сельсовет", "Село Трудфронт" подлежат отмене.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, по результатам проведения выездной налоговой проверки предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов инспекцией сделан вывод о нарушении предприятием положений Кодекса (в том числе пункта 7 статьи 226 Кодекса в связи с неуплатой налога на доходы физических лиц в бюджеты названных муниципальных образований). Неуплата налога на доходы физических лиц в 2008-2009 годах в бюджеты упомянутых муниципальных образований, на территории которых находились обособленные подразделения предприятия, обусловлена ошибочным указанием в платежных поручениях на уплату налога кода ОКАТО, соответствующего иному административно-территориальному образованию, в бюджет которого поступили суммы названного налога.

Удовлетворяя требование предприятия по рассматриваемому эпизоду, суд первой инстанции сделал вывод, что предприятие исполнило свои обязательства перед бюджетной системой Российской Федерации, поскольку исчислило, удержало и перечислило налог на доходы физических лиц на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом суд исходил из того, что согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 Кодекса обязательными реквизитами в платежном поручении, без которого обязанность по уплате налога не считается исполненной, являются номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя.

По мнению суда первой инстанции, неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, так как налог в бюджетную систему Российской Федерации предприятием перечислен в установленный срок. Суд также указал, что налоговое законодательство не связывает неверное оформление платежных документов с фактом неуплаты налога.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции по названному эпизоду, придя к выводу, что предприятие нарушило требования пункта 7 статьи 226 Кодекса, согласно которому налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Суд апелляционной инстанции счел, что начисление пеней правомерно, поскольку у предприятия имелась задолженность перед бюджетами муниципальных образований "Рабочий поселок Красные Баррикады", "Мумринский сельсовет", "Оранжерейнинский сельсовет", "Село Трудфронт" вследствие зачисления в эти бюджеты налога на доходы физических лиц в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.

Кроме того, отказывая предприятию в удовлетворении заявленного требования по названному эпизоду, суд также учитывал, что предприятие не обращалось в налоговый орган с заявлением о допущенной ошибке с просьбой уточнить принадлежность платежа в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 45 Кодекса.

Суд кассационной инстанции признал правильным вывод суда апелляционной инстанции о неисполнении предприятием обязанности, установленной пунктом 7 статьи 226 Кодекса, приняв во внимание нахождение предприятия и его обособленных подразделений в разных муниципальных образованиях, имеющих собственные бюджеты.

С таким выводом судов апелляционной и кассационной инстанций нельзя согласиться ввиду следующего.

Поскольку пени могут быть начислены на неуплаченную сумму налога, судом первой инстанции обоснованно признано недействительным решение инспекции в части начисления сумм пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в бюджеты названных муниципальных образований.

Суды апелляционной и кассационной инстанций, связывая правомерность начисления пеней с потерями бюджетов муниципальных образований, не учли, что пени начисляются при наличии недоимки по соответствующему налогу, которой у предприятия не возникло с учетом перечисления в бюджетную систему Российской Федерации в полном объеме сумм налога с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений.

При названных обстоятельствах постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части отказа в признании недействительным решения инспекции подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303 , пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу N А06-9384/2011 Арбитражного суда Астраханской области и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.10.2012 по тому же делу в части отказа в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Астраханской области от 30.09.2011 N 29 о начислении сумм пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований "Рабочий поселок Красные Баррикады", "Мумринский сельсовет", "Оранжерейнинский сельсовет", "Село Трудфронт" отменить, в этой части решение Арбитражного суда Астраханской области от 06.04.2012 оставить без изменения.

Заявление государственного предприятия Астраханской области "Пассажирское автотранспортное предприятие N 3" в указанной части удовлетворить.

В остальной части постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.10.2012 оставить без изменения.

Председательствующий
А.А. ИВАНОВ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков"

Статья 23

Внести в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3434; 2008, № 18, ст. 1941; 2009, № 29, ст. 3601; 2011, № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 50, ст. 7343) следующие изменения:

1) пункт 6 статьи 4 изложить в следующей редакции:

"6) финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), ломбард, лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации);";

2) часть 7 статьи 5 изложить в следующей редакции:

"7. Условия признания доминирующим положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Условия признания доминирующим положения иной финансовой организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Доминирующее положение финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Порядок установления антимонопольным органом доминирующего положения иной финансовой организации утверждается Правительством Российской Федерации. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.";

3) в статье 23:

а) в пункте 4 части 1 слова "федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг," исключить, слово "ими" заменить словом "им";

б) в пункте 3 части 2 слова "кредитной организации" заменить словами "финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации,";

4) часть 2 статьи 25 изложить в следующей редакции:

"2. Центральный банк Российской Федерации обязан представлять в федеральный антимонопольный орган по письменному запросу этого органа принятые Центральным банком Российской Федерации нормативные акты, а также информацию (за исключением информации, составляющей банковскую тайну), необходимую для проведения федеральным антимонопольным органом анализа состояния конкуренции на рынке услуг, оказываемых поднадзорными Центральному банку Российской Федерации финансовыми организациями, и осуществления контроля за состоянием конкуренции.";

5) в части 1 статьи 27:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при слиянии или присоединении финансовых организаций, не поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации);";

б) пункты 5 - 7 изложить в следующей редакции:

"5) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) активами (за исключением денежных средств) финансовой организации и (или) создаваемая коммерческая организация приобретает такие акции (доли) и (или) активы финансовой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении таких акций (долей) и (или) активов приобретает права, предусмотренные статьей 29 настоящего Федерального закона, и при этом стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) активы которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) активов (за исключением денежных средств) финансовых организаций, не поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации);

6) присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при присоединении финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, к коммерческой организации (за исключением финансовой организации) такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации);

7) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при присоединении к финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации).";

7) в части 1 статьи 30:

а) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

"3) финансовой организацией о ее создании в результате слияния финансовых организаций, если суммарная стоимость активов по последним балансам финансовых организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при создании в результате слияния финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации), - не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния;

4) финансовой организацией о присоединении к ней одной или нескольких финансовых организаций, если суммарная стоимость активов по последним балансам указанных организаций не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при создании в результате присоединения финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации), - не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения;";

б) пункты 5.1 и 6 изложить в следующей редакции:

"5.1) коммерческой организацией (за исключением финансовой организации) о присоединении к ней финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при присоединении финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, к коммерческой организации (за исключением финансовой организации) такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации);

6) лицами, приобретающими акции (доли), права и (или) активы финансовой организации, об осуществлении сделок, иных действий, указанных в статье 29 настоящего Федерального закона, если стоимость ее активов по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при осуществлении сделок с акциями (долями) и (или) активами финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, или правами в отношении ее такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации), - не позднее чем через сорок пять дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.";

8) в части 1 статьи 38 слова "в отношении кредитной организации" заменить словами "в отношении финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации,";

9) в статье 40:

а) в части 3 слова "в состав комиссии включаются" заменить словами ", а также иными финансовыми организациями, поднадзорными Центральному банку Российской Федерации, в состав комиссии включаются";

б) часть 4 признать утратившей силу.

Статья 50

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункт "ж" пункта 2 и абзацы восемнадцатый и девятнадцатый подпункта "а" пункта 14 статьи 14 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2016 года.

3. Пункты 1 - 10 статьи 10 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2013 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

4. Пункт 11 статьи 10 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

5. Положение подпункта 5 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяется с 1 сентября 2013 года.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: