Виды и функции конституции. Понятие и функции Конституции. Функции Конституции РФ. Экономическая функция конституции

Конституции современных государств (их насчитывается около 200) условно можно классифицировать по различным признакам.

По времени принятия конституции группируют по поколениям:

- первого поколения, т.е. первые конституции (США - 1787 г., Польши - 1791 г., Франции - 1791 - 1793 гг., Норвегии - 1814 г., Бельгии - 1831 г., Швейцарии - 1874 г.);

- второго поколения, т.е. принятые до второй мировой войны (Мексика - 1917 г., Австрия - 1918 г., Ирландия - 1937 г.);

- третьего поколения, т.е. принятые после второй мировой войны (Япония - 1946 г., Италия - 1947 г., ФРГ - 1949 г., Индия - 1950 г., Франция - 1958 г., Греции - 1975 г.);

- четвертого поколения, т.е. новейшие (Чехия, Словакия - 1992 г., Российская Федерация - 1993 г., Республика Беларусь - 1994 г., Республика Польша - 1997 г. и др.

По форме изложения различаются конституции писаные и неписаные .

Писаной считается конституция, которая изложена в форме единого юридического документа с соответствующим названием. Таких конституций абсолютное большинство. Неписанной признается такая конституция, которая состоит из нескольких документов, закрепляющих государственные устои и основные права граждан. Подобные конституции имеют Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Швеция, Израиль.

По способу принятия выделяют следующие виды конституций:

- дарованные (утверждаются монархом );

- парламентские (принимается парламентом страны);

Учредительные (принимается учредительным конституционным собранием);

- всенародные (принимается народом путем референдума ).

По порядку внесения изменений и дополнений конституции подразделяются на: гибкие и жесткие.

Гибкие конституции принимаются и изменяются в таком же порядке, как и обычные законы. В частности, в таком порядке принимались конституции в республиках бывшего Советского Союза.

Жесткие конституции предусматривают сложную и многоступенчатую процедуру внесения изменений и дополнений поправок (например, конституции США, Италии, Японии, России, Беларусь).

По степени соответствия конституционных положений действительности конституции разделяют на: фактические (реальные) и фиктивные («бумажные»).

Фактическими (реальными) называются конституции, которые адекватно (точно) отражают действительность. Такими являются обычно конституции демократических государств. Фиктивными («бумажными») конституциями признаются те, которые не соответствуют действительности. Такие конституции присущи государствам с авторитарными и тоталитарными режимами.


Функции конституции - это основные направления ее воздействия на общественные отношения.

По мнению ученых-конституционалистов, современные конституции выполняют три основные функции:

1) юридическую; 2) политическую; 3) идеологическую.

Сущность юридической функции конституции заключается в том, что она выступает главным законом государства, в котором находят закрепление важнейшие вопросы государственной и общественной жизни. Тем самым, конституция является базой действующего законодательства.

Политическая функция конституции проявляется в том, что она служит правовой основой политической системы общества, определяет принципы внешнеполитической деятельности государства, закрепляет правовое положение политических партий и иных общественных объединений.

Идеологическая (воспитательная) функция конституции находит свое выражение в том, что она на высшем законодательном уровне закрепляются основные приоритеты государственной политики, принципы взаимоотношений государства и личности, свобода мнений и убеждений. С помощью конституции культивируются важные правовые ценности, прививается уважение к закону и органам государственной власти.

Функции Конституции -- важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Функции конституции раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.

Суть этой функции конституции заключается в том, что она:

  • - становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);
  • - сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;
  • - дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ. Она является "заглавным" документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, но в своем большинстве все-таки пока подготавливаемых. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции: нечего скрывать, что об этом свойстве Основного Закона забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия.

Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе. Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1--16 Конституции РФ); б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст. 83--89, 101, 102, 103, 112--114, 125 Конституции РФ); в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ); г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Политическая, или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности -- права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию -- систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу.

Организаторская функция. Данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

Кроме того, следует учитывать то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции.

Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. Но особенно выделим то, что в социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.).

Внешнеполитическая функция. Внешнеполитическая функция конституции состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г.). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.

Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

Учредительная функция. Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

Сказанное убедительно подтверждает опыт собственной истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

Так, учредительная функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и прежде всего перехода политической власти - по терминологии того времени - в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР было записано, что ее основная задача заключается "в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма...".

С учетом результатов в строительстве социализма, его экономических основ, в борьбе с противниками как системы в целом, так и того образа социализма, который создавался в стране, учреждения новых советских государств (образование и развитие СССР и союзных республик), их государственных органов далее появлялись соответствующие союзные и республиканские конституции, в целом исходившие из принадлежности власти (диктатуры) рабочему классу и трудящемуся крестьянству. Как будет показано далее, для этих конституций, в том числе Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., характерно разительное несоответствие многих учреждаемых конституционно-правовых институтов и политической действительности. Конституции провозглашали власть трудящихся, демократические права и свободы граждан, хотя именно во время появления этих основных законов в стране творились массовое беззаконие и произвол.

И все-таки с формально-правовой стороны и эти Конституции выполняли учредительную функцию: например, фиксируя создание экономического фундамента нового строя в виде системы хозяйства, основанной на ставшей господствующей государственной собственности и примыкавшей к ней кооперативно-колхозной собственности, вводя всеобщее избирательное право, заменяя Съезды Советов непосредственно избираемыми народом Советами депутатов трудящихся, учреждая вместо Съезда Советов СССР и ЦИК СССР новый высший орган государственной власти Союза - Верховный Совет СССР, и т.д.

Учредительную функцию выполняла и Конституция СССР 1977 г., а также построенная в полном соответствии с нею Конституция РСФСР 1978 г. Напомним, что руководство стоявшей в то время у власти Коммунистической партии интенсивно стимулировало исследования по теории власти при социализме. Называть ее "диктатурой рабочих и крестьян" становилось бессмысленно, поскольку уже не было объекта, в отношении которого ранее считали диктатуру необходимой (т.е. врагов или противников строя), да и общество все более консолидировалось - трудящимися были все, особых различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией не было. В итоге родилась теория зрелого, или развитого, социализма. Не вдаваясь в обсуждение вопроса о том, насколько удачна была сама эта теория, - жизнь все расставила на места - отметим родившееся конструктивное воззрение на суть власти. Ее должны осуществлять все слои общества, т.е. рабочие, крестьяне и интеллигенция; государство, следовательно, становится общенародным, а общество образует целостный, не раздираемый внутренними противоречиями организм, единую политическую систему. Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции РФ 1993 г., причем в целом и несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г., неоднократно реформировавшейся (см. об этом ниже). Говоря обобщенно, учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.

Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

  • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
  • Конституционное право как отрасль права
    • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права России
    • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
    • Система конституционного права
      • Конституционно-правовые институты
      • Конституционно-правовая норма
    • Система источников конституционного права
    • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
    • Особенность международных договоров как источников конституционного права
    • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
    • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
  • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
    • Понятие и предмет науки конституционного права
    • Источники и методы науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Конституция и этапы ее развития
    • Конституционализм и этапы его развития
    • Понятие и функции Конституции
    • Форма и структура Конституции
    • Юридические свойства Конституции
    • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
  • Основы конституционного строя
  • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
    • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
    • Экономические основы конституционного строя
  • Конституционные основы гражданского общества
    • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
    • Гражданское общество и государство
    • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
    • Статус средств массовой информации
    • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
    • Гражданство и правосубъектность
    • Конституционные принципы правового статуса личности
    • Конституционные права и обязанности человека и гражданина
    • Единство и целостность системы прав и свобод человека и гражданина
  • Гражданство в Российской Федерации
    • Гражданство: понятие, сущность, принципы
    • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
    • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
    • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
    • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
    • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
  • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
    • Становление института Уполномоченного по правам человека
    • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
    • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
    • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
    • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
  • Федеративное устройство
  • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
    • Государственное устройство: понятие и формы
    • Особенности Федерации в России
    • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
    • Понятия «избирательная система» и «избирательное право»
    • Виды избирательных систем
  • Избирательное право в Российской Федерации
    • Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
    • Источники, нормы и принципы избирательного права в Российской Федерации
    • Субъекты избирательного процесса. Права и обязанности
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Голосование: классификация видов и итоги
  • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
  • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
    • Общие положения
    • Государственные органы и их система: понятия, признаки
    • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
  • Президент Российской Федерации
    • Сущность президентской власти
    • Полномочия Президента РФ
    • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
  • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
    • Парламент в государственном механизме
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Совета Федерации
    • Рассмотрение Советом Федерации вопросов, отнесенных к его ведению
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Государственной Думы
    • Процедурные правила рассмотрения вопросов
    • Законодательная процедура парламента РФ
  • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
    • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
    • Полномочия парламентариев
    • Гарантии депутатской деятельности
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
    • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
    • Полномочия Правительства РФ
    • Акты Правительства РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
    • Судебная власть в Российской Федерации: понятие и структура, виды судебных систем
    • Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
    • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус судей
  • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
    • Понятие «национальная безопасность»
    • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
    • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
  • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
    • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
    • Права и обязанности
    • Проблемы совершенствования местного самоуправления
  • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
    • Система безопасности в Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
    • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
    • Следственный комитет РФ
    • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Понятие и функции Конституции

Конституция юридическая и фактическая

В конституционно-правовой науке существует ряд понятий конституции - прежде всего это конституция юридическая и конституция фактическая.

Юридическая (или формальная) конституция - это правовой документ, обладающий определенными особенностями формы и содержания, порядка принятия и изменения, а также особой юридической силой. Конституция стоит во главе системы источников национальной системы права и отрасли конституционного права, содержит их исходные начала.

Фактическая конституция - отношения по поводу применения юридической конституции в конкретных жизненных ситуациях 1 В отечественной юридической литературе распространено мнение, в соответствии с которым «фактическая конституция - это сами такие отношения, т.е. то, что реально существует. Она, следовательно, не охватывается данным выше определением конституции. (См., например: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: Учебник для вузов / Отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2010. С. 74. 75). Если исходить из того, что юридическая конституция - это «система правовых принципов и норм», а фактическая - это «сами такие отношения», то какая между ними связь? Зачем нужна юридическая конституция, если можно обойтись «самими такими отношениями»? И самое главное, если все это так, то почему тогда в период принятия юридической конституции появляется так много страстей? . Иными словами, это юридическая конституция в совокупности с правовыми прецедентами, конституционными обычаями, иной практикой ее применения и других форм реализации. При таком понимании фактической конституции наглядно видна ее связь с юридическим текстом, допускается наличие некоторого несовпадения (в силу различных причин) юридической и фактической конституции, и известны те средства (обычаи, прецеденты), с помощью которых происходит сближение их друг с другом, а юридической конституции - и с фактическими жизненными обстоятельствами. В идеальном, эталонном правовом государстве юридическая и фактическая конституции должны полностью совпадать. Но такого государства не существует, поэтому не наблюдается и совпадения юридической и фактической конституций.

Конституционная история России включает в себя несколько основных этапов: дореволюционный период, советский период и современный период. Конституционное развитие дореволюционной России также проходило в несколько этапов, которые принципиально отличаются друг от друга 2 Подробнее см.: Осавелюк А.М. Конституция дореволюционной России и этапы ее развития // Актуальные проблемы государствоведения: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. С.Н. Бабурина. М.: Изд-во РГГЭУ, 2010. С. 12-29. .

Этапы развития

Первый этап длился с начала XVII в. до начала XIX в. В этот период принимались разными способами и действовали конституционные акты, закладывавшие основы, фундамент общегосударственной власти Московского царства и Российской империи. В число актов этого периода вошли, например, Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова 1613 г., Закон о престолонаследии и Учреждение об Императорской Фамилии, утвержденные императором Павлом 15 апреля 1797 г.

Второй этап - начало XIX в. - февраль 1861 г. В это время на общегосударственном уровне постепенно продолжалось создание Конституции, состоявшей из ряда конституционных законов, регламентировавших властные отношения и структуру исполнительной власти Империи; на региональном уровне (Великое княжество Финляндское и Царство Польское) появились свои писаные конституции: Конституция Великого княжества Финляндского 1908 г., Манифест от 9 мая 1815 г. «... О присоединении к империи Российской обширнейшей части Герцогства Варшавского под наименованием Польского Царства»; была предпринята попытка разработки новых проектов конституции на обще государстве ином уровне, которые, по мысли ее создателей, должны превратить Конституцию Российской империи в единый кодифицированный нормативный правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой 3 См.: Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации. М.: РГГУ. 2010. С. 435-457; Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. М.: Мысль. 1990. С. 11-74. .

Третий этап длился с февраля 1861 г. по октябрь 1905 г. и характеризовался тем, что в этот период принимались конституционные нормативные правовые акты, направленные на закрепление и защиту прав и свобод человека и проведение реформы местного самоуправления (земская реформа). Первый серьезный акт этого периода - Манифест от 19 февраля 1861 г., превративший в свободных граждан 22 миллиона крепостных, Положение о крестьянах 1861 г., Городовое положение 1870 г. и многие другие. Кроме того, были приняты акты 1864-1870 гг. о независимом суде, городском и земском самоуправлении, Манифест от 17 октября 1905 г. В течение этого периода в Российской империи на общегосударственном уровне постепенно сложилась писаная Конституция (наподобие конституций Австрии, Канады, Швеции), состоявшая из ряда конституционных законов. Иными словами, Конституция состояла из серии принятых в разное время конституционных актов.

Четвертый этап - октябрь 1905 г. - февраль 1917 г. 6 августа 1905 г. манифестом Николая II была учреждена Госдума. 17 октября 1905 г. манифестом даровались политические свободы. 20 февраля 1906 г. Государственный совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, 8 марта 1906 г. изданы правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов и основных законов от 23 апреля 1906 г. В результате к февралю 1917 г. в России действовали независимый суд присяжных, двухпалатный парламент, городское и сельское местное самоуправление; Сводом основных государственных законов регулировались вопросы существа Верховной самодержавной власти, веры, прав и обязанностей российских подданных, о законах, о Совете Министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями: и т.д. 4 Любителей сравнивать отсылаем к Конституции (Основному закону) РСФСР 1918 г. и предлагаем сделать самостоятельно сравнительный анализ и выводы. См.: Конституционное право России. Сб. нормативных правовых актов и документов / Сост. и автор вступ. ст. А.Е. Козлов. М.: БЕК, 1996. С. 56-61.

Таким образом, постепенно с большими трудностями в России восстановили разделение властей, разрушенное действиями Петра I. До реформы Петра I в России был уникальный национальный принцип разделения властей: законодательная власть осуществлялась боярской Думой совместно с царем, исполнительная - царем и назначаемыми им приказами, судебная власть частично осуществлялась судьями, назначаемыми царем, а часть дел (некоторые государственные преступления, преступления против Церкви и религии, бракоразводные дела) рассматривались судами, формируемыми патриархом.

Первым из советских конституционных документов были декреты Советской власти, а затем Конституция РСФСР 1918 г., в основе которой Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утвержденная III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 25 января 1918 г. Эта Конституция юридически оформила установление Советской власти и определила ее конструкцию.

Первая советская Конституция действовала до образования Союза ССР, в который РСФСР вошла как один из субъектов. Дальнейшая конституционная история Российской Федерации (вплоть до декабря 1993 г.) предопределялась этапами развития Конституции СССР: основные законы всех республик, образовывавших Союз ССР, принимались вслед за союзной конституцией и должны были ей соответствовать. В РСФСР такими конституциями были акты 1925, 1937 и 1978 гг. Эти акты последовательно отражали этапы развития российского общества и государства в рамках СССР и были непосредственно связаны с изменениями политической системы в стране.

Изменения в политической организации общества, происходившие в стране с начала политики перестройки, радикальные экономические реформы, необходим ость реализации принципа разделения властей, совершенствование государственного устройства, ориентация страны на общепризнанные международно-правовые стандарты - все это постепенно находило отражение в тех дополнениях и поправках, которые вносились в Конституцию РФ 1978 г.

Распад СССР и образование Российского суверенного государства в декабре 1991 г. поставили задачу правового закрепления основ нового конституционного строя, правового положения человека и гражданина, чего невозможно было достигнуть лишь путем внесения изменений в действовавшую Конституцию РСФСР 1978 г. Стала очевидна необходимость разработки и принятия новой Конституции России. Эта работа сопровождалась многочисленными дискуссиями, столкновениями мнений и позиций, взглядов на будущее устройство России, привела к противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти, трагическим событиям октября 1993 г.

Конституция Российской Федерации была принята на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Эта Конституция юридически закрепила фактические отношения, сложившиеся в обществе и государстве к моменту ее принятия.

Характеристика Конституции как основного закона не умаляет значения всех других действующих законов. Такая ее характеристика показывает, во-первых, первостепенную роль Конституции в правовом государстве, ориентированном на достаточный уровень свободы и демократии, идеологическое и политическое многообразие, на разделение властей. Во-вторых, характеристика Конституции как основного закона подчеркивает, что она имеет собственный предмет регулирования, гораздо более широкий, чем законы, составляющие в своей совокупности текущее законодательство.

Через понятие Конституции раскрываются те общие черты, которые ставят ее на особое место в иерархии нормативных правовых актов, а сущность Конституции позволяет определить, чью волю она выражает

Современной наукой конституционного права Конституция рассматривается как форма выражения не классовых, а народных интересов, как итог сотрудничества и компромисса различных социальных и политических групп, как своеобразный общественный договор, основанный на общедемократических началах и ценностях. Будучи выражением баланса различных интересов в обществе, Конституция «служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, условием согласованных действий всех социальных слоев общества...» 5 Государственное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996. С. 44. .

Функции Конституции

Современные демократические конституции, к числу которых относится и Конституция РФ 1993 г., характеризуются рядом основных черт, которые позволяют проследить ее связь с общественным развитием, определить в нем роль Основного закона страны. Основными чертами Конституции России можно назвать ее народность, легитимность, преемственность, реальность, прямое действие.

Как уже отмечалось, Конституция играет значительную роль в жизни граждан, общества и государства. Ее влияние на государственную власть, гражданское общество, фактическое положение личности проявляется в функциях Конституции. В функциях также раскрываются сущность и социальное назначение Конституции. К ним относятся учредительная, юридическая, социально-политическая, идеологическая функции.

1. Учредительная функция . Конституция является итогом фундаментальных изменений в жизни общества, закрепляет те общественные отношения, которые в данном обществе сложились. Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Одним из главных проявлений рассматриваемой функции Конституции выступает придание правовой формы, узаконивание возникших и развивающихся общественно-политических институтов, наделение их необходимыми юридическими качествами. Учредительная функция Конституции РФ проявилась и в сфере организации государственной власти на основе разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами, реализации принципа разделения властей. В то же время Конституция РФ выступает правовой основой для развития новых общественных отношений. Нормы Конституции РФ выполняют роль юридического учредителя: Конституция предусмотрела создание новых государственных органов: Федерального Собрания РФ. Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека.

2. Юридическая функция Конституции проявляется в том, что она является первостепенным источником права, регулятором фундаментальных общественных отношений, основой правовой системы страны. Принятие Конституции рождает необходимость приведения в соответствие с ней всего массива законодательства, принятия новых нормативных правовых актов.

3. Социально-политическая функция проявляется в закреплении общегуманитарных принципов построения общества, учете интересов различных сил этого общества. Безусловно, Конституция не может в равной степени учесть все социальные интересы, но отражает баланс таких интересов для того, чтобы служить прогрессивному социальному развитию. Конституция создает правовую основу для развития не только государства, но и всего общества. Она определяет основы политической системы, основное внимание уделяя ее центральному звену - государству, а также другим ее институтам, устанавливая принципы многопартийности и свободы объединения, определяет рамки избирательной системы.

Конституция является также правовым фундаментом внешней политики государства, провозглашая приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права и что международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России.

4. Суть идеологической функции Конституции РФ заключается в том, что она признает идеологическое многообразие, закрепляя, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной, государственной. Этим действующая Конституция как бы отмежевывается от предшествовавших ей советских конституций, которые представляли собой типичные идеологические документы, формулирующие основные постулаты социализма. Конституция закрепляет систему общественных ценностей, отражающих общечеловеческие идеалы (свобода, равенство, демократия, права человека, политический и идеологический плюрализм и т.д.), и должна быть нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Организаторская функция

Данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.

Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

Кроме того, следует учитывать то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции.

Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. В социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.).

Внешнеполитическая функция

Здесь уместно будет упомянуть политическую функцию, выделяемую некоторыми авторами. Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Близко к ней примыкает внешнеполитическая функция конституции, суть которой состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г.). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.

Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

Понятие конституции. Конституция есть акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления. Понятие «конституция» употреблено в работах Аристотеля в связи с обоснованием им идеи рационального государственного устройства. Происхождением термин «конституция» обязан указам римского императора. В средневековую эпоху названным термином обозначались акты (хартии) о феодальных вольностях. Конституции появляются в результате революций XVII-XVIII вв., вызванных потребностями переустройства власти, нахождения оптимального соотношения между властью и свободой. Революционные преобразования призваны были закрепить конституцию как основной закон государства. В современном понимании по своей сущности конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, представляющем своего рода общественный договор, в котором согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция в этом смысле есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия. Конституция в этом значении есть основной закон государства, выражающий согласованную волю и интересы народа и в этих целях закрепляющий основополагающие устои общественного строя и государственной организации.

Функции конституции и ее социальное назначение. Функции раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования. Юридическая функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) правонаделительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (ст. 83-89, 101, 102, 103, 114, 125 Конституции РФ); б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 и др.); в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (ст. 1-16 Конституции РФ). Учредительная функция указывает на то, что конституция появляется вследствие коренных изменений в жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего развития. Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико-правового развития, создавая условия для появления новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут получить общественного признания без их высшей законодательной поддержки.

Политическая или социально-политическая функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является философией государственной власти, отражая особое мировоззрение: провозглашает и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности, совокупно представляет определенную идеологию - систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) «обесточивает» ее юридическую силу. Мировоззренческий характер конституции может проявляться и в том, что ее нормы в определенных политических условиях могут закреплять основы (принципы) соответствующего политического учения в качестве господствующего, своего рода официальной идеологии. Для государств с авторитарными режимами или квазидемократическими режимами подобный характер конституции возможен. Чрезмерная идеологизация конституции (как и всякого иного правового акта) превращает ее в политическую декларацию правящих элит.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: