Боевые искусства добавить свою цену в базу комментарий. Виды и стили боевых искусств

Боевое искусство (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое… … Википедия

Восточные единоборства - виды единоборств, зародившиеся на Востоке. Включают виды, направленные на овладение приемами самообороны и боевых искусств. В перечне видов спорта, включенных в настоящее время в российские государственные программы физического воспитания,… … Официальная терминология

восточные единоборства - Rytų dvikovos statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kūno kultūros ir sporto sudedamoji dalis, kurios paskirtis skatinti individo socializaciją per dorovinį ugdymą, stiprinti sveikatą, fiziškai ir psichiškai lavinti, mokyti… … Sporto terminų žodynas

БОЕВЫЕ ЕДИНОБОРСТВА - воин. искусства, эволюционно сложившиеся в различ. регионах мира традиционные формы рукопашного боя. К ним относятся: отеч. самбо, япон. каратэ, джиу джитсу, дзюдо, кор. тэквондо, таиланд. бокс, амер. кикбоксинг, франц. сават, браз. капоэйра и др … Энциклопедия РВСН

Турон TURON Дата основания: Конец ХХ века Страна … Википедия

Единоборство бой двух противников один на один без применения огнестрельного оружия; вид спортивного состязания, в котором два участника физически противодействуют друг другу с целью выявить победителя в схватке, используя либо только… … Википедия

Связать? … Википедия

См.также Соревнования Античных Олимпийских игр … Википедия

Mixed Martial Arts … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Поза (значения). Поза (из фр. pose через немецкий, ранее из лат. pono (супин positum) «класть, ставить») положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и… … Википедия

Книги

  • , Ш. Гочжен. Гимнастика тайцзицюань пользуется огромной популярностью среди народных масс, и занимающихся этим видом китайской борьбы становится все больше и больше. Настоящий сборник составлен на основе…
  • У-ШУ тайцзицюань для единоборства , Ш. Гочжен. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Гимнастика тайцзицюань пользуется огромной популярностью среди народных масс, изанимающихся этим…
  • Боевые искусства и единоборства в психофизической подготовке студентов. Учебное пособие , В. С. Гарник. Приводится исторический очерк возникновения и развития боевых ис­кусств и единоборств в мире, а также женских единоборств. Рассматри­ваются профессионально важные качества инженера-строителя,…

Итак вашему вниманию представляется авторский ТОП-10 рейтинг единоборств для самозащиты. Немного о себе: суммарный опыт занятий единоборствами - порядка 10 лет. Среди них: кикбоксинг, муай-тай, РБ, джиу джитсу. Имею достаточно плотный опыт тесного общения с представителями различных единоборств как на полноконтактных соревнованиях, так и на улице.Исходя из этого ЛИЧНОГО опыта, я и составил соответствующий рейтинг.
Определенно могу сказать одно: драка один на один и один против толпы/толпа на толпу, достаточно сильно отличаются в плане требований к технике и физ. подготовке.
Я имею глубокое убеждение, что в бою 1 на 1, первоочередными являются борцовские навыки + вес, желательно не лишний)) При массовой битве на первое место выходят поставленные, темповые удары руками в голову, и скорость передвижения.
Естественно при этом я не отрицаю пословицу о том, что выигрывает не стиль а боец. Я уверен что Олимпийский чемпион по дзюдо в тяжелом весе с вероятностью 90% амплитудно побросает через спину об бордюр, и посадит на голову 2-3 боксеров легковесов- разрядников. Но мы будем говорить усреднено, иначе никакого рейтинга не получиться вообще))
Исходя из вышесказанного за основу была взята возможность единоборств противостоять как одному противнику, так и нескольким, т.е и бить и бороться. По этому не удивляйтесь что абсолютное большинство здесь - это смешанные виды, которые на первый взгляд не особо отличаются. Они отличаются историей, правилами, спецификой тренировочного и соревновательного процесса и ареалом распространения, все это накладывает значительный отпечаток на их эффективность на улице и на место в рейтинге.
Ну и последний вопрос, который задается весьма часто: какой смысл сравнивать единоборства?
Я думаю не стоит забывать, что практический каждый из нас пришел в зал, для того что бы научиться драться / защитить себя. Ради этого же туда ежедневно приходят тысячи мальчишек, и не совсем уже мальчишек. И лишь со временем у тех единиц которые остаются, начинается замена цели - с "защитить себя" до "стать чемпионом".
Краткие сокращения:
MMA - mixed martial arts, смешанные боевые искусства
БИ - боевые искусства
РБ- рукопашный бой
АРБ - армейский рукопашный бой

Итак поехали!


1.Боевое самбо

Первое место заслуженно занимает боевое самбо. На сегодняшний день это самое распространенный вид полноценных смешанных единоборств на пост СНГ пространстве с очень широким арсеналом. Здесь разрешены удары руками, ногами, локтями и коленями и даже головой!) Разрешается бросовая техника, удары руками и ногами в партере, удушающие и болевые на любые конечности. Бои могут проводиться как в шлемах так и без, что тоже является весьма ценным опытом, т.к. удар пропущенный в шлеме и без ощущается совсем по разному. Боевое самбо заняло первое место так же потому, что из всех полноценных смешанных видов в России Украине и Белоруссии, этот вид имеет наибольшее количество квалифицированных тренеров ещё советской закалки и проверенную методику подготовки а также наибольшее количество мест преподавания.

2.Рукопашный бой

Спортивный рукопашный бой. Этот вид не является полноценным смешанным видом как таковым из за частичного кастрирования партера и ударной части. В стойке нельзя бить коленями, локтями и головой. Нельзя бить в партере. Время борьбы в партере так же ограничено, при этом недобросовестный рефери может часто подымать в стойку даже если один из соперников - преимущественно борец, и в партере ведутся активные технические действия.
Второе же место РБ занял из за того, что это наиболее распространенный смешанный вид. В небольших городках вы можете не найти Боевого Самбо либо ММА, но точно найдете РБ! А практика выступления на соревнованиях поможет отделить зерна от плевел и использовать только эффективную технику. Плюс относительно небольшое количество технических действий поможет овладеть основами ударной части в стойке и борьбы в партере за меньший срок, чем в "полноценных смешанных видах".

3.ММА / Валетудо / Миксфайт / Фрифайт

Живи мы в другом месте, это направление по праву занимало бы первое место. В Америке ММА уже самый распространенный вид БИ, и по нему имеются огромное количество отличных залов с профессиональными тренерами. У нас же к сожалению это пока лишь дань традиции. Неплохие тренера могут быть в больших мегаполисах, зачастую из действующих либо бывших ММА спортсменов. Но хорошие тренера здесь - большая редкость. Все тренировочные программы состоят в основном из плодов самодеятельности тренера и его бурной фантазии + обрывки знаний от иностранных коллег увиденные на видео либо вычитанные в интервью.

4.Панкратион

Это направление я вынес в отдельный пункт, так как он требует отдельного рассмотрения. Панкратион в целом является ММА видом, но с некоторыми исторически сложившимися обстоятельствами, которые его отличают. Они заключаются в том, что в панкратионе выступает огромное количество спортсменов - вольников (вольная борьба) , которые на всех соревнованиях забирают подавляющее число призовых мест. Это наложило отпечаток и на тренировки. Достаточно во многих залах тренируют "борьбу с добиванием" и борьбу + "поставить руки")). Естественно это относиться не ко всем залам, но тенденция наблюдается. Потенциально очень сильным плюсом панкратиона является его возможность в будущем стать олимпийским видом спорта, в этом случае темпы его развития будут просто колоссальными.

5.Армейский Рукопашный Бой (АРБ)

Из плюсов стиля - очень широкий технический арсенал, который даже шире чем в боевом самбо.Здесь разрешается добивать лежачего противника и руками и ногами, бить головой и т.д. Также несомненным плюс - широкое распространение АРБ и большое количество хороших тренеров. Из минусов - наличие нереально огромного количества защиты - шлем с сеткой, накладки с футами, жилет. Потенциально особо опасным является шлем с сеткой - люди не привыкшие получать в открытое лицо, часто по началу теряются а на улице это может решить исход поединка, т.к. 90% ударов летит с правой и в нос))) Эта проблема присуща бойцам АРБ, КУДО и стилей каратэ где не бьют руками в голову, убирается практикой приконтактны х спаррингов либо периодом в пол года - год тренировок по боксу.

6. КУДО

Визитной карточкой стиля являются бойцы в шлемах - аквариумах.Разрешены практически любые действия, удары локтями и колеями в стойке. Из минусов имеем несколько кастрированный партер - имеются ограничение по времени и по ударам. Так же минусом аналогичным АРБ является шлем - аквариум. Несомненный плюс единоборства - его широкое распространение, большое количество квалифицированных тренеров, проработанная методологическая составляющая, большое количество соревнований разного уровня и сохранение традиционного духа и эстетики каратэ. Так же система постоянно развивается, появляются экспер именты с профессиональными направлениями.

7. Комбат Дзю Дзюцу/ Комбат Джиу Джитсу

Комбат Джиу Джитсу - это дань моде на смешанные единоборства. К традиционному джиу джитсу добавленные техника нанесения ударов руками, ногами и коленями из рукопашного боя, бокса, кикбоксинга. В целом является довольно целостной системой с сильным упором на партер. Разрешаются добивания в партере руками и любые болевые и удушающие. Плюсы - очень хорошая техника борьбы и бросков, достаточно жесткие ММА правила, традиционная техника обучения борьбе, большой упор на ФИЗО. Из минусов - несколько слабая техника в стойке, не особая популярность и распространенность стиля, и как следствие небольшое количество участников соревнований и небольшое количество спортсменов хорошего уровня.

8. Дзю Дзюцу/ Джиу Джитсу

Как ни странно, многие не знают что в традиционном джиу джитсу присутствуют удары руками и ногами. Так же что характерно полно контактные соревнования по традиционному джиу джитсу бывают жестче чем в направлении комбат, из за того что на некоторых соревнованиях по джиу джитсу вообще не используют перчатки и накладки.
Тем не менее плюсами данного единоборства - является отличный партер и отличная бросковая техника. Минусами же - низкий уровень техники ударов руками и ногами, даже на чемпионатах страны и большое количество тренеров - шарлатанов преподающих джиу джитсу под эгидами разнообразных непонятных федераций, которые растут как грибы после дождя.

9.Самбо

САМБО изначально являлось системой разработанной для самозащиты, и широко применявшейся сотрудниками правоохранительных органов. Это единственный чисто борцовского вид единоборств в рейтинге. Но попал он сюда не случайно. САМБО долгое время находилось на вооружении у силовых структур, и по статистике с помощью его приемов огромное число сотрудников органов обезвреживало преступников, и выходило живыми и невредимыми из многих щекотливых ситуаций. Ключевое здесь - это отработка основных приемов до состояния автоматизма, для того что бы в экстремальной ситуации уличного столкновения применить прием не задумываясь, на подсознательном уровне.

10. Муай Тай/ Бокс классический

Тайский бокс - также единственный но уже чисто ударный вид единоборств в рейтинге. Дело в том что в тайском боксе вы имеете самую большую свободу действий в стойке. Кроме того что это муай тай - это бой "восьмируких", то есть разрешены удары руками, ногами, коленями и локтями, разрешена борьба в стойке, и со стойки также разрешены удары. Всему этому в тайском боксе вас научат так, как нигде более. По этому если не допускать прохода в ноги, тайский боксер имеет огромные шансы на победу.Ведь какова вероятность того что на вас на улице нападет борец со стажем?
Ну а с боксом все понятно - во первых здесь за наиболее короткий промежуток времени можно научиться защищать себя - из за очень узкого арсенала. Во вторых - это единоборство №1 при работе с группой. В третьих - большое кол-во грамотных специалистов, многие ещё советской закалки.

Ну и напоследок напомню пару вечных истин:
- побеждает не стиль а боец
- перед тем как тренироваться, нужно поинтересоваться достижениями самого тренера, при чем как спортивными, так и тренерскими
- заниматься нужно там, где хочется заниматься, каждый раз заставлять себя идти на тренировку через не хочу не получиться
- заниматься лучше начинать с товарищем, а лучше с несколькими. Это позволит пинать друг друга, что бы не пропускать тренировки, ну и вместе веселее + всегда будет с кем стать в пару.
- в большинстве залов можно прийти на пробную тренировку, а то и на несколько - бесплатно. Не спешите, сходит в несколько залов к разным тренерам, на разные стили, и останьтесь там, где больше по душе.
- не покупайте сразу дорогостоящее снаряжение. Простейшее - бинты, перчатки, кимоно можно купить незадорого. Все остальное, особенно хороших фирм может обождать и до полугода. Во первых надо убедиться что вы здесь останетесь надолго, во вторых на вас не будут косо смотреть как на новичка в кимоно Хаябуса за 200$ с черным поясом, который шел в комплекте)))

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

Вид любого рукопашного боя определяется той социальной сферой, в которой он реализуется. Это позволяет выделить 7 видов рукопашного боя:

1 воинский (военный, армейский);

2 полицейский (миицейский);

3 спортивный;

4 криминальный;

5 бытовой;

6 сценический;

7 демонстрационный.

Технико-тактические особенности каждого из видов рукопашного боя имеют свою специфику, определяемую стоящими перед ними задачами. Хотя провести четкую границу невозможно, так как ряд приемов могут использоваться в каждом из видов. Так воинский и полицейский бой довольно близки по своему техническому характеру. Однако в военной схватке главное – уничтожить врага или вывести его из строя, причинив серьезное повреждение. Подчинение своей воле живого и, желательно, не поврежденного противника всего лишь частная задача при взятии «языка». При полицейской (милицейской) акции – главное захват живого преступника и только в самых крайних случаях его травмирование. Это, соответственно, определяет особенности соотношения технического арсенала рукопашного боя милиции и вооруженных сил.

В спортивном рукопашном бою обычно используется лишь определенный арсенал приемов (только броски и боевые определенного характера, только удары кулаком или кулаком и ногами и т. д.) при строгом соблюдении правил, исключающих серьезные травмы спортсменов.

Криминальный бой – оружие преступного мира – не имеет, да и не может иметь того организованно-выстроенного характера и единообразия, как воинские, полицейские (милицейские) или спортивные системы, хотя использует некоторые приемы из этих систем.

Бытовой бой характеризует крайняя пестрота боевых средств и столь же крайняя их неравноценность. Начиная с беспорядочного обмена неточными кулачными ударами и пинками до попыток использовать увиденные где-то настоящие боевые приемы.

Сценический рукопашный бой – имитация боя в рамках театральной или телевизионной постановки, а также в кинематографе.

Демонстрационный рукопашный бой – заранее оговоренный и отрепетированный публичный показ техники той или иной боевой системы, при котором прием не доводят до своего критического предела, грозящего травмой. Целью такого показа является ознакомление зрителей с определенной системой рукопашного боя, ее популяризация и пропаганда.

1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ И ТЕРМИНОЛОГИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕХНИКИ РУКОПАШНОГО БОЯ

Технику рукопашного боя составляет комплекс приемов, соответствующий цели боевой деятельности военнослужащих. Таким образом, объектом классифицирования техники рукопашного боя являются приемы (схема 1).

Приемы обеспечения предназначены для создания благоприятных условий применения приемов и проведения действий в рукопашном бою.

Приемы боя с оружием предназначены для уничтожения противника в рукопашном бою, а также для обороны от его нападения.

Приемы боя без оружия предназначены для травмирования противника, его задержания и последующего конвоирования, освобождения от захватов и обезоруживания, а также его уничтожения или выведения из строя при помощи ударов и удушений.

Термины, применяемые для обозначения элементов техники и приемов рукопашного боя:

бросок - перевод противника из положения стоя в положение лежа с отрывом всех частей его тела от площади опоры;

выведение из равновесия - перемещение ОЦТ тела противника за площадь опоры;

выпад - быстрое перемещение ОЦТ тела, выполняемое посредством сильного толчка ногой, наклоном туловища вперед и выставлением противоположной ноги в сторону противника;

высед - переход за спину противника с одновременным его сваливанием через сед при помощи массы собственного тела или болевым приемом;

двойное удушение - одновременное перекрытие дыхательных путей и выключение мышечного механизма, обеспечивающего дыхание;

загиб - рычаг, при котором конечность противника заводится назад (за спину, за голову);

замок - способ соединения рук с помощью пальцев или захватом кистью одной руки предплечья другой;

захват - активный контакт с противником для того, чтобы создать условия проведения атакующего действия или, наоборот, помешать противнику провести атаку;

изготовка к бою - наиболее удобное положение бойца по отношению к противнику, позволяющее ему осуществлять свои намерения и предупреждать действия противника;

конвоирование - сопровождение противника в нужном направлении под угрозой оружия или воздействием болевым приемом;

Схема 1. Классификация приемов рукопашного боя

нырок - быстрая группировка туловища с одновременным движением его под атаку противника;

обезоруживание - лишение противника контакта с оружием;

обыск - обнаружение и изъятие у противника оружия, опасных предметов и документов под угрозой оружия или при воздействии болевого приема;

освобождение от захвата - устранение захвата противника с помощью ударов, болевых приемов и рычагов;

отбив - ударное движение, выполняемое собственным оружием, конечностью (рукой, ногой) по оружию или по конечности противника с целью выведения в сторону от линии движения их к цели;

отвод - нажим оружием, конечностью на оружие или конечность противника с целью выведения их в сторону;

переворот - перемещение лежащего противника из одного положения в другое без отрыва от площади опоры;

передвижение - перемена местонахождения ОЦТ тела в пространстве с целью принятия удобного положения по отношению к противнику;

передвижение переступанием (шагами) - перемещение ОЦТ тела с чередованием двухопорного и одноопорного положения;

передвижение прыжками (скачками) - перемещение ОЦТ тела с чередованием безопорного и опорного положения;

поворот - изменение положения противника или перемещение его путем вращения;

подворот - быстрый поворот спиной к противнику, находящемуся в захвате, с одновременным наклоном туловища, сгибанием ног и подбивом его тазом;

подножка - бросок противника через ногу, поставленную под одну или обе его ноги;

подсечка - подбив ноги противника подошвенной частью стопы;

подставка (блок) - защита движением оружия или конечностью под оружие или конечность противника, производящего удар, с целью его остановки или принятия на себя;

подхват - подталкивание противника спереди или спереди-сбоку задней частью бедра назад-вверх с целью перевода его в положение лежа;

положение - расположение ОЦТ тела относительно площади опоры;

рывок - резкое движение, в результате которого противник выводится из равновесия или поворачивается, что позволяет произвести захват его сзади;

рычаг - способ силового воздействия на конечность противника, линия приложения которого проходит в плоскости, перпендикулярной суставу;

самостраховка - смягчение приземления при падениях для предохранения собственного тела от ушибов;

сбивание - ударное движение ногой, в результате которого противник отрывается от площади опоры и переводится в положение лежа; толчковые движения, выполняемые руками и туловищем, направленные на перевод противника в положение лежа;

сваливание - перевод противника из положения стоя в положение лежа без отрыва его от площади опоры;

связывание - прекращение активного сопротивления противника при помощи веревки или ремня;

стойки - вертикальные положения обучаемых, применяемые в качестве исходных положений перед выполнением приемов;

страховка - поддержка партнера при его падениях в процессе обучения;

транспортировка - переноска связанного противника;

толчок - короткое и сильное движение, направленное на противника с целью выведения его из равновесия;

удар - резкий (с максимальной быстротой) сильный толчок, производимый конечностью или оружием, как правило, с размаху;

удушение - перекрытие дыхательных путей противника;

узел - скручивание и сгибание конечности противника;

укол - удар острием штыка или ножа в тело противника.

2 КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

РАЗМИНОЧНОГО ХАРАКТЕРА.

Проводящему занятия следует ознакомиться с некоторыми общеразвивающими упражнениями. Хорошо проведенная разминка не только способствует подготовке организма занимающегося к физической нагрузке, но и является одним из элементов профилактики травматизма на занятиях по рукопашному бою. Кроме указанных ниже упражнений для разминки можно использовать и другие упражнения общего характера. Однако, учитывая физиологическую особенность организма утрачивать после 30 лет гибкость, предлагаем упражнения, большинство из которых способствует развитию гибкости в сочетании с ростом силовых качеств. Упражнения комплекса выполняются стоя, сидя, лежа самостоятельно и в парах. К ним относятся упражнения для конечностей: наклоны, приседания, полушпагаты и шпагаты, сгибание – разгибание рук в упоре лежа, парные упражнения (рис. 1-4).

Все нижеприведенные упражнения разминочного характера следуют, как правило, после непродолжительной пробежки. Дозировка в разминке варьируется от 5 до 10 выполнений.

3 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

3.1 СПОСОБЫ ПАДЕНИЯ НА ТВЕРДУЮ ПОВЕРХНОСТЬ

Обязательными элементами разминки должны стать способы падения на твердую поверхность (земля, деревянный пол спортивного зала). Данные упражнения не только подготовят занимающегося к быстрому освоению самостраховки, но также дадут ряд специальных навыков необходимых в рукопашном бою. Например, во многих случаях только умением перекатываться при ударе об землю можно превратить силу броска противника в эффективное оружие против него. Поэтому падение можно классифицировать по тому, для чего оно совершается.

Рис.1 Комплекс упражнений общеразвивающего характера

Классификация падений по цели:

1. Сохранение и безопасность организма при сильном и резком соприкосновении с землей, полом и т.д.

2. Мобильный уход от ударов, луча света, выстрела. Обычно сопровождается резким падением вниз с последующим уходом в сторону различными способами перекатов.

3. Подготовка к резким и длинным прыжкам в различных направлениях с мягким приземлением на землю, противника, на машину и т.д.

Рис.2 Комплекс упражнений на развитие гибкости нижних конечностей

Также падение, кувырки и перекаты подразделяются относительно стойки (высоты падения).

Классификация относительно стойки:

1. Падение с высоты.

2. Падение со стойки

3 Падение с колен.

4. Кувырки, перекаты лежа на земле.

И последняя классификация всех этих приемов производится по формам движения (по направлению падения).

Классификация по формам движения:

I. Падения вперед на руки" три варианта;

II. Падение на бок: с закручиванием на месте и с вклиниванием (амортизация руками и ногами два варианта);

Рис.3 Разминочные упражнения

а, б – сгибание – разгибание рук в упоре лежа; в – парные упражнения на развитие гибкости

III. Кувырки:

а) вперед с выходом из кувырка:

1. В положение самостраховки.

2. Удар пятками сверху.

3. В стойку:

Лицом по ходу движения;

Лицом обратно ходу движения;

Лицом перпендикулярно ходу движения;

б) назад, с выходом из кувырка:

  1. В положении лежа на животе
  2. В стойку.

IV. перекаты:

1. На плечах.

Удары ногами поверху;

Удары ногами понизу;

2. На спине:

Удары ногами поверху;

Рис.4 Комплекс упражнений для парного выполнения

Удары ногами понизу;

Изложим основные принципы проведения падения:

При ударе об землю не биться телом, а скручиваться;

Стараться распределить силу удара об землю на возможно большую площадь контакта тела с землей, уменьшая этим энергию деформации Контакт должен происходить только по мягким тканям тела;

Расслабляйтесь, гасите скорость падения;

Всегда работайте тазом, все движения из таза;

Превращение поступательного движения во вращательное на земле производится за счет скручивания телом вокруг какой либо оси вращения (позвоночник, плечи и т.д.);

Во время контакта с землей делайте выдох;

Рис.5 Падение в сторону на руки

Падение в сторону на руки .

В начале на землю ставятся руки, затем согнутые в коленях ноги выбрасываются в соответствующую сторону. Локти разводятся, чтобы смягчить падение. Голова поворачивается в сторону (рис.5).

Падение на бок.

Приседая и одновременно закручивая туловище вправо, опуститься на землю правой ягодицей и перекатиться в группировке на левый бок. Левой рукой можно сделать амортизирующий удар о землю (рис.6).

Рис.6 Падение на бок

Падение вперед на руки .

Вариант 1. Из исходной стойки упадите вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в стороны руки. Непосредственно перед контактом с землей руки немного подаются вперед. Падение смягчается благодаря уступающей работе мышц-разгибателей плеча. Лицо поворачивается вправо или влево (рис.7)

Вариант 2. На месте, где располагались ступни ног, при падении должна оказаться середина туловища. В этом случае необходимо вначале согнуться в пояснице и руками опереться о землю. Таз подать назад. После этого выпрямляя ноги в коленях переместить их назад. Ноги должны быть раскинуты в сторону. Сила падения гасится сгибанием рук в локтях (рис.7).

Рис.7 Падение вперед на руки

Кувырок вперед

Вначале следует изучать кувырок с колен. Колено правой ноги опустите на землю. Ладонь левой руки также опустите на землю. Правая рука выкручивается вперед в плечевом и локтевом суставе, что в сочетании с толчком ног дает импульс к кувырку вперед. Голова наклоняется влево и вы делаете кувырок

вперед (рис.8). При выполнении кувырка назад все действия выполняются в обратной последовательности.

3.2 ПРИЕМЫ САМОСТРАХОВКИ

Приемы падения и группировки, обеспечивающие предупреждение от ушибов о землю после бросков, столкновений, проведения болевых приемов в единоборстве с противником, называются приемами самостраховки. Это - умение падать не травмируясь.

Рис.8 Кувырок вперед и назад

Приемы самостраховки при падениях различаются по направлению падения и выполняются вперед, назад, на бок. Овладение приемами самостраховки начинается с изучения группировки и кувырков.

Группировка (рис.9). Сесть на землю (ковер) и обхватить обеими руками голени ног, колени слегка развести, пятки - вместе, корпус согнуть, голову опустить, прижав подбородок к груди. Подтягивая руками голени, приблизить туловище к бедрам.

Кувырок вперед . Из исходного

Рис. 9 Группировка положения - фронтальной стойки

присесть, колени слегка развести в стороны. Прижав подбородок к груди и сильно согнув спину, упереться ладонями о землю. Оттолкнувшись ногами и опираясь затылком о землю, сделать перекат через спину вперед. В конечной фазе переката захватить руками голени ног и, закончив кувырок, принять положение группировки или вернуться в исходное положение.

Для выполнения кувырка назад из фронтальной стойки присесть, прижать подбородок плотно к груди и, падая назад, сгруппироваться. В момент касания земли плечами опереться руками около головы, перекатиться назад через голову или плечо и принять исходное или группировку.

Кувырок вперед прыжком из положения стоя и с разбегу (кульбит). Наклоняя корпус вперед, толчком обеих ног подпрыгнуть и в момент опоры руками о ковер (землю) сгруппироваться и сделать перекат через спину, последовательно касаясь ковра (земли) затылком, лопатками, тазом. Закончив кувырок, встать в исходное положение. Этот кувырок также может выполняться после нескольких шагов разбега.

Кувырок вперед через плечо (рис.10). Стать на правое (левое) колено и, пропуская правую (левую) руку между ног ладонью вниз, поставить правое (левое) плечо на землю; голову отвести к левому (правому) плечу, а подбородок прижать к груди; оттолкнувшись ногами, сделать перекат по диагонали спины с правого (левого) плеча в направлении левой (правой) ягодицы и занять положение на левом (правом) боку. Кувырок закончить упреждающим ударом выпрямленной левой (правой) рукой и ногами о землю. В конечном положении левая (правая) нога согнута, а правая (левая) находится впереди на всей ступне.

Падение вперед (рис.7). Из фронтальной стойки упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в стороны руки (падение смягчается благодаря уступающей работе мышц разгибателей плеч). При падении вперед прыжком подпрыгнуть и упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в сторону руки, с последующим перекатом с груди на живот.

Рис.10 Кувырок вперед через плечо

Падение назад (рис.11). Из фронтальной стойки, приседая и падая назад, перекатиться на спину, амортизируя свое падение одновременным упреждающим ударом разведенных в стороны (под углом около 45°) рук о землю.

Падение назад через спину партнера (рис.12). Исходное положение - стоя спиной у правого (левого) бока партнера, стоящего на четвереньках, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед ладонями вниз. Делая движение, как бы садясь на спину партнера, начать падение назад-вниз. Перекатиться на свою спину с одновременным упреждающим ударом обеими руками о землю.

Падение на бок (рис.13). Исходное положение - фронтальная стойка. Приседая и одновременно закручивая корпус вправо (влево), опуститься на землю правой (левой) ягодицей и перекатиться в группировке на правый (левый) бок, предварительно сделав упреждающий удар выпрямленной правой (левой) рукой и ногами о землю. Тело должно принять конечное положение лежа на боку так, чтобы одна нога, согнутая в коленном и тазобедренном суставах, лежа на земле наружной поверхностью голени и бедра, вторая стояла перед ней

на всей ступне, а рука, выполнявшая упреждающий удар, находилась на земле в 15-25 см от колена. Голова прижата к вытянутой вперед-вверх другой руке.

Рис.11 Падение назад

Рис.12 Падение назад через спину партнера

Рис.13 Падение на бок

Падение на бок через спину партнера (рис. 14). Исходное положение - стоя спиной у правого (левого) бока партнера, стоящего на четвереньках. Захватить своей левой (правой) рукой одежду партнера в области рукавного шва на плече. Корпус слегка согнуть в пояснице, подбородок прижать к груди, правую (левую) руку вытянуть перед собой ладонью вниз. Поднимая согнутую в колене левую (правую) ногу, как бы садясь за партнера, перевалиться через него и упасть на правый бок в группировке, выполнив упреждающий удар правой (левой) рукой. Захваченную часть одежды партнера не опускать.

Рис.14 Падение на бок через спину партнера

Рис.15 Падение на бок кувырком вперед через спину партнера

Падение на бок кувырком вперед через спину партнера (рис. 15). Исходное положение - стоя у правого (левого) бока лицом к партнеру, стоящему на четвереньках. Захватить левой (правой) рукой одежду на его левом (правом) плече, правую (левую) руку вытянуть вперед перед собой. Толчком ног, группируясь, выполнить кувырок вперед в плоскости, проходящей через левое (правое) плечо и правую (левую) ягодицу. В момент падения на бок сделать упреждающий удар правой (левой) рукой и ногами о землю.

Падение на бок через палку (шест). Для падения на правый (левый) бок стать к палке спиной и захватить ее левой (правой) рукой хватом снизу. Не отпуская палку, произвести падение назад на бок, сделав в момент призем­ления упреждающий удар вытянутой правой (левой) рукой и ногами о землю. Палка (шест) держится партнером двумя руками над плечом.

Падение на бок кувырком вперед через палку или шест (рис.16). Стать к палке лицом и захватить ее сверху левой (правой) рукой на уровне пояса. Правая (левая) рука вытянута вперед ладонью вниз. Толчком ног выполнить кувырок вперед через левое (правое) плечо и, не отпуская палку, приземлиться на бок, выполнив упреждающий удар правой (левой) рукой и ногами о землю.

Падение на бок кувырком вперед через руку партнера (рис.17). Стать к партнеру левым (правым) боком, захватив в глубокий захват своей правой (левой) рукой запястье одноименной руки партнера. Другую руку вытянуть впе­ред ладонью вниз. Наклоняясь вперед, оттолкнуться нога­ми и сделать кувырок вперед, приземляясь на левый (пра­вый) бок с одновременным упреждающим ударом рукой и ногами о землю.

Рис.16 Падение на бок кувырком вперед через палку или шест

Рис.17 Падение на бок кувырком вперед через руку партнера

Способы самостраховки при выполнении болевых приемов заключаются в соответствующем напряжении мышц той ноги или руки, которая захвачена соперником на болевой прием. Такое сопротивление как бы уравновешивает силу соперника, затрачиваемую им для проведения приема. Поэтому категорически запрещается неожиданно расслаблять захваченную соперником конечность. В безвыходном положении, когда уйти от приема соперника нельзя, надо, не прекращая сопротивления, дать сигнал голосом («Есть») или четким двукратным хлопком по телу соперника.

3.3 СПОСОБЫ СТРАХОВКИ ПАРТНЕРА ПРИ РАЗУЧИВАНИИ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

Проводя броски при отработке приемов и в схватках, рукопашник должны уметь страховать себя и партнера от травм. Во избежание травматических повреждений на занятиях по рукопашному бою применяются специальные способы страховки партнера.

Проводя броски на тренировке атакующий должен выполнять их так, чтобы не допустить получения травмы соперником.

При бросках, когда бросающий остается на ногах, страховка падающего проводится посредством смягчения падения поддержкой за одежду, а иногда направлением его тела на перекат. Атакующий для самостраховки должен избегать бросать соперника себе на ноги. Особенно внимательно нужно следить за тем, чтобы при подножках атакующая нога ставилась вплотную к ноге соперника и даже подбивала ее. При этом соперник, падая через ногу, никогда не придавит ее.

При проведении соперником обвива нельзя приседать на атакуемой ноге, так как это неизбежно ведет к травме атакующей, а часто и атакуемой ноги.

При бросках из стойки, в которых нападающий также падает, страховка партнера заключается в смягчении его падения путем направления тела на перекат. В то же время атакующий не должен касаться ковра головой и ударяться плечом или локтем.

Если при отработке приема создается опасное положение для одного из занимающихся, первый, заметивший это положение должен немедленно дать сигнал голосом: «Стоп!» По этому сигналу все движения рукопашников приостанавливаются.

Так же страховка обязывает нападающего проводить болевой прием плавно, с учетом технической и силовой возможности сопротивления взятого на прием соперника и по любому его сигналу немедленно прекращать прием.

При единоборстве в положении лежа рукопашник, находящийся сверху не должен опираться на какую бы то ни было часть тела соперника коленями или локтями.

Обобщение приведенных выше материалов по страховке и самостраховке добавим, что занимающиеся должны помнить и выполнять несколько простых правил поведения во время тренировки:

Нельзя сидеть спиной к центру ковра;

Во время отработки бросков следует располагаться так, чтобы партнер падал от центра ковра к краю;

При падениях нельзя для смягчения падения выставлять выпрямленную руку.

3 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМ ПРИЕМАМ

Подготовительные приемы разучиваются на первом занятии по рукопашному бою в такой последовательности: положения, передвижения и приемы самостраховки. Совершенствование в этих приемах осуществляется в подготовительной части каждого из последующих занятий.

Падения (кроме падения вперед) разучиваются в такой последовательности:

Отработка конечных положений и упреждающих ударов руками и ногами;

Выполнение падений из группировки, сидя на земле;

Выполнение падений из низкой, средней и высокой стоек;

Выполнение падений в процессе передвижений в сочетании с ранее изученными приемами и действиями.

По мере овладения первоначальными навыками простейших падений следует переходить к изучению более сложных приемов: падения назад и на бок через спину партнера, кувырков вперед через спину, руку партнера и через шест.

Приемы самостраховки - это сложные и координационном отношении упражнения. Поэтому необходимо строго соблюдать указанную выше последовательность их разучивания, чтобы обучаемые постепенно могли овладевать навыками в умении группироваться и закручиваться во время падения с последующей страховкой себя от болезненных ощущений при ударе о землю. Приемы самостраховки разучиваются обязательно в обе стороны.

Обучение приемам самостраховки осуществляется, как правило, одновременным или поочередным выполнением упражнений всеми обучаемыми. Тренировка в выполнении приемов самостраховки проводится на месте и в движении одновременно всеми занимающимися или потоком в различных сочетаниях с передвижениями и кувырками на безопасных интервалах и дистанциях.

При обучении падениям и кувыркам применяются команды: «Положение группировки - ПРИНЯТЬ», «Конечное положение на левом боку - ПРИНЯТЬ», «Перекат на правый (левый) бек - начи-НАЙ», «Кувырок вперед через плечо начи-НАЙ», «Кувырок вперед через руку партнера начи-НАЙ», «Падение назад начи-НАЙ», «К самостоятельному выполнению упражнения - ПРИСТУПИТЬ». «Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ».

В качестве примера приводится последовательность обучения падению на бок и кувырку вперед через плечо. Обучаемые располагаются в двухшереножном строю лицом друг к другу на интервалах и дистанциях, исключающих падение на партнера.

Падение на бок разучивается в такой последовательности: после ознакомления с приемом разучивание его начинается из конечного положения лежа на правом (левом) боку. Руководитель занятия уточняет расположение всех частей тела. При этом он обращает внимание занимающихся на необходимость плотной группировки и правильное положение рук и ног. Для выполнения упражнения подается команда: «Конечное положение на правом боку - ПРИНЯТЬ». Затем руководитель исправляет допущенные обучающимися ошибки, проводит отработку данного положения на левом и правом боку в динамике, подавая следующие распоряжения и команды: «Оттолкнуться рукой и ногой от земли, поменять в воздухе положение ног и, перекатываясь на левый бок, сделать упреждающий удар левой рукой и ногами. Упражнение начи-НАЙ». Это упражнение выполняется 6-8 раз. Особое внимание занимающихся при этом обращается на качество группировки. Падение на бок выполняется из низкой, средней и высокой стоек. Дальнейшее совершенствование в падении проводится с помощью партнера и палки.

Кувырок вперед через плечо разучивается таким образом: после ознакомления с приемом кувырок вперед через плечо выполняется в разомкнутом двухшереножном строю. Из исходного положения, стоя на правом колене и ступне левой ноги, обучаемые как бы просовывают правую руку ладонью вниз, развернутую локтем вперед под себя, энергично отталкиваясь ногами и опускаясь на правое плечо, делают перекат по диагонали спины и, нанося упреждающий удар левой рукой и ногами, занимают положение группировки на левом боку.

Руководитель занятия следит за техникой выполнения кувырка и исправляет ошибки. Как правило, наиболее характерной и типичной ошибкой является перекат не в плоскости плечо - противоположная ягодица, а по линии плеч, когда обучаемый занимает конечное положение относительно исходного на боку не «довернувшись» после переката в нужной плоскости примерно на 90°. Эта ошибка возникает вследствие недостаточно энергичного толчка ногами. Поскольку кувырок вперед через плечо - целостное упражнение и его нельзя расчленить на части, руководитель занятия, разъясняя сущность возникновения ошибки, может оказывать отдельным занимающимся практическую помощь для быстрейшего овладения нужной координацией движения. Повторить кувырок 6-8 раз и, убедившись, что все обучаемые в основном овладели правильной его техникой, прием следует выполнить из различных исходных положений (стоя, в движении шагом и бегом). В такой же последовательности разучиваются кувырки и через другое плечо.

Дальнейшее совершенствование в технике этого приема осуществляется кувырками вперед через палку (шест), спину, руку и пояс партнера.

5 ПУТИ СНИЖЕНИЯ СИЛЫ УДАРА ТЕЛА РУКОПАШНИКА ПРИ ПАДЕНИИ ПОСЛЕ БРОСКА

Все броски на занятиях по рукопашному бою заканчиваются ударом о ковер одного или двух занимающихся. Ударная сила в момент падения достигает больших величин, вызывает ушибы и различные повреждения, что является одной из причин нежелания посещающих секцию по рукопашному бою многократно повторять броски и, следовательно, совершенствовать свою технику. Наибольшее число травм на тренировках -следствие удара.

При падениях после бросков постоянно наблюдаются прямые и косые удары тела рукопашника о ковер. Проведенные Е.М. Чумаковым (1984г.) наблюдения за характером падения после бросков в самбо и дзюдо показали, что 17,8% падений завершались жестко, с сильным ударом, вызывавшим у спортсменов болевые ощущения, нарушения дыхания, потерю координации движений, ориентировки на ковре, и 1,4% падений заканчивались получением одним из спортсменов травмы, в результате которой прекращалась схватка. Особенно опасными является прямой удар при падении на бок. Поэтому знание путей снижения ударной силы при падениях после бросков имеет большое практическое значение для правильного построения процесса обучения и совершенствования техники рукопашного боя.

Е.М. Чумаковым проведен анализ путей снижения силы удара тела спортсмена при падении с позиций теории удара. Согласно этой теории, среднюю силу при прямом ударе можно определить по формуле (1)

где S - ударный импульс, кгс-с; t - время удара, с; Р - вес тела, кг; V -скорость тела, м/с; g - ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/с; к - коэффициент восстановления при ударе; а - угол между направлением скорости и нормалью к поверхности ковра (при прямом ударе а=0°).

Из формул (1) и (2) видно, что уменьшить ударную силу, а следовательно, и ударное ускорение можно за счет снижения скорости V, увеличения угла а , уменьшения к (упругости материала борцовского ковра) и увеличения времени удара t.

Снижение скорости V является нежелательным для современного уровня развития рукопашного боя, так как в настоящее время наметилась тенденция к увеличению скоростей при проведении бросков. Уменьшение силы удара при падении после бросков необходимо достигать за счет правильного выбора параметров a, t и к. При обучении броскам и на тренировках угол а можно увеличить взаимным применением приемов страховки и самостраховки.

Броски следует проводить с поддержкой за одежду и с протяжкой и выстиланием вдоль ковра. На занятиях надо стараться как можно меньше проводить, прямых ударов тела о ковер и падений на бок. Увеличить время удара t можно за счет применения приемов страховки и самостраховки, уменьшения жестокости ковров. При этом следует отметить, что борцовский ковер как основное оборудование мест занятий должен обеспечивать наилучшие условия для усвоения техники бросков и безопасности занимающихся.

Приведенные выше материалы позволяют сделать следующие обобщения:

При проведении занятий необходимо уделять внимание изучению и совершенствованию падений с приземлением на различные части тела (спину, бок, грудь, живот, руки, ноги, ягодицы, голову), а также совершенствованию при этом приемов страховки и самостраховки.

Обучение начинающих заниматься рукопашным боем, а также тренировки и совершенствование бросков с большой амплитудой падения следует проводить на мягких коврах с малой жесткостью, обеспечивающих лучшее смягчение ударов при падении.

6 ТРАВМЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ.

При нарушении системы и правил проведения занятий по рукопашному бою возможны различные травмы: ссадины, потертости, раны, ушибы, растяжения и разрывы мягких тканей, вывихи суставов, переломы костей и хрящей, ожоги, обмораживания, обмороки, тепловые и солнечные удары и др.

Причины травматизма в неправильной организации и методике проведения занятий . К основным организационным недочетам относятся прежде всего:

Плохая организация занятий;

Слабое владение руководителем занятия методикой обучения;

Низкая дисциплина;

Неподготовленность мест занятий и инвентаря.

Несоблюдение дидактического принципа обучения (принцип последовательности и постепенности), незнание преподавателем физических возможностей организма по временным поясам суток, а также половозрастных особенностей занимающихся, системы обучения страховкам и взаимостраховкам, - все это приводит к травмам на занятиях (до 40% от общего числа имеющих место травм). К другим причинам травм теория физического воспитания относит также

нарушение правил содержания мест занятий и инвентаря (до 15%), а также неудовлетворительную воспитательную работу с контингентом обучаемых непосредственно на занятиях и вне их (до 8-10%). Неблагоприятные метеорологические условия (холод, жара, дождь, пурга, ураган и др.) также являются причиной травматических повреждений (до 8-9%).

Особенностью занятий по рукопашному бою является применение болевых, силовых и удушающих приемов в борьбе, нанесение ударов руками и ногами, преодоление различных препятствий и заграждений. При организации и проведении занятий необходимо тщательно продумывать меры, направленные на профилактику травматизма.

С целью предупреждения травм у занимающихся руководитель занятий обязан:

Соблюдать последовательность выполнения упражнений, интервалы и дистанции между занимающимися при выполнении приемов боя автоматом в движении;

Следить за правильным применением приемов страховки и самостраховки;

Применять ножи (штыки) с надетыми на них ножнами или макеты ножей, малых лопат, автоматов (карабинов) при обучении приемам с оружием;

При выполнении захватов и бросков страховать партнера, поддерживая его за руку и не допускать падения на него;

Следить, чтобы вырывание оружия, выкручивание рук, болевые приемы проводились плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом «ЕСТЬ» немедленно прекращались;

Удары ножом, рукой и ногой во время тренировки без использования защитного снаряжения, только обозн

Проблема выбора какого-либо вида единоборств для изучения весьма актуальна. Грустно видеть, что люди тратят 20 лет на боевые искусства только для того, чтобы быть избитым тем, кто не провел в тренировочном зале ни одного дня. К сожалению, такое случается часто. Однако есть много видов единоборств, занимаясь которыми, можно получить необходимые адекватные навыки.

Вопрос о том, какое боевое искусство самое эффективное и лучше всего подходит для самозащиты, обсуждался в течение многих лет. Именно этот аспект является самым главным при выборе того или иного вида. К сожалению, далеко не все боевые искусства достаточно функциональны и эффективны с точки зрения самозащиты. Кроме того, надо учитывать, что потребности у всех людей разные, поэтому то, что работает для одного, не принесет никакой пользы другому. Однако из всех существующих можно выделить самые эффективные виды боевых искусств. Выбор любого из них будет полезен для улучшения навыков самообороны.

Айкидо

Этот вид боевых искусств, по мнению многих, имеет одну из худших репутаций с точки зрения самообороны. Такая точка зрения имеет свои основания. С одной стороны, айкидо почти бесполезно против любого, кто обладает приличными навыками в боевых искусствах. Однако оно может быть очень эффективным для людей, которые должны постоянно контролировать агрессивных и неквалифицированных с точки зрения боевой подготовки людей.

Полицейские, сотрудники службы безопасности - это люди, которые, скорее, выиграют от айкидо, поскольку оно сосредоточено на контроле над противником и перенаправлении энергии атаки. Есть множество искусств, которые научат, как нокаутировать противника, но не в каждой ситуации это можно сделать.

Айкидо было создано Морихеем Уэсибой, который объединил свой опыт в нескольких боевых искусствах, чтобы создать систему самообороны, которая во многом является духовной. Большинство приемов основано на искусстве фехтования. С одной стороны, в этой системе есть хорошие приемы захватов и бросков, позволяющие противостоять не слишком подготовленному противнику, не причинив ему много вреда, однако против опытного бойца с такой техникой устоять будет невозможно.

Силат

Это боевое искусство, которое оказало влияние на многие системы боевых искусств или самообороны. Он является одним из самых эффективных стилей боевых искусств. Этот стиль боя включает очень быстрые удары, манипулирование равновесием и жесткие болевые приемы.

Силат — это боевое искусство из Юго-Восточной Азии, которое практикуется в Индонезии, Брунее, Малайзии и на Филиппинах. Вокруг него существует множество историй происхождения.

В чем же его преимущества? Силат - это система самозащиты, которая охватывает широкий спектр боевых аспектов. Оружие, техника ударов и захватов - все это делает его невероятно опасным. Любой, кто нападает на эксперта по силату, в конце концов окажется поверженным. Для тех, кто пытается выяснить, какое боевое искусство самое эффективное на улице, силат один из самых подходящих вариантов.

Муай-тай

Известный так же, как тайский бокс, он заслуживает место в любом списке боевых искусств, которые подходят для самозащиты. Это боевая система, в арсенале которой мощные удары ногами, кулаками, локтями и коленями.

Именно он стал источником подготовки для бойцов ММА, хотя в равной степени муай-тай превосходен для уличной самозащиты.

Тайский бокс - это сложное боевое искусство, но в нем используются все навыки, необходимые на улице. Именно это делает его одним из самых эффективных боевых искусств для самообороны.

Это вид боя появился несколько сотен лет назад, и многие считают, что он возник в результате миграции племен из Китая. В сложных условиях почти постоянных войн на протяжении истории Таиланда и соседних государств это искусство использовалось во время сражений. Излишне говорить, что муай-тай зарекомендовал себя как на поле боя, так и на спортивной арене.

Каратэ

Многие эксперты считают каратэ одним из самых эффективных боевых искусств. Причиной этому является характер системы. Удары ногами, руками, блоки - все это части программы подготовки в каратэ.

Этот стиль предъявляет довольно низкие требования для начинающих. Ученики работают над совершенствованием сильных ударов руками и ногами. Этот стиль боевых искусств вызывает уважение, однако, по сравнению с другими единоборствами, ему не хватает защитных техник.

Точное происхождение каратэ неизвестно, однако, как правило, считается, что он был создан на острове Окинава, и из-за различных запретов на использование оружия в истории островов он изначально был стилем, который использовал технику «пустой руки», хотя впоследствии были сделаны некоторые усовершенствования.

Чем хорошо каратэ для самообороны? Одним из явных преимуществ этого стиля являются сильные удары. К недостаткам некоторые относят чрезмерное использование жестких блоков. Однако жесткость каратэ - это не всегда плохо. Достаточно вспомнить некоторых бойцов ММА, например, Лота Мачида, который очень хорошо справляется со своей задачей, используя каратэ в качестве базы.

В целом отличная физическая подготовка, мощные удары руками и ногами делают каратэ одним из самых эффективных боевых искусств, подходящих для самообороны. Однако следует учитывать, что существуют разные его стили, которые в разной степени подходят для целей самозащиты.

Вин-чунь

Это китайский стиль боевых искусств, который приобрел огромную популярность в последние годы, во многом благодаря успеху фильмов «Ип Ман» с в главной роли. Многие люди, отвечая на вопрос, какой вид боевых искусств самый эффективный, называют именно его.

Фактическое происхождение вин-чунь остается спорным вопросом, но есть одна наиболее популярная теория его происхождения. Это история буддийской монахини, Нг Муи. Говорят, что она была одним из пяти старейшин храма Шаолинь, которой удалось сбежать до его разрушения. Благодаря высокому уровню боевых искусств Шаолинь она создала форму самообороны, которая позволила бы противостоять противнику, превосходящему по размерам и весу, что было особенно актуально для хрупкой женщины. Она черпала вдохновение для вин-чунь из движений животных, прежде всего, журавля. Применительно к человеческой форме эти деликатные, но естественные движения требовали небольшой силы, но позволяли эффективно блокировать и наносить удары.

Первой ученицей Нг Муи в еще не названной форме была красивая молодая девушка по имени Им Вин Чунь, которую глава местной банды силой пытался заставить вступить в брак. Овладев искусством, она все же смогла защитить себя и пресечь натиск бандита. Именно в честь нее, как первой ученицы Нун Нг Муи, был назван новый вид боевого искусства. При нулевых спортивных навыках вин-чунь в состоянии обеспечить необходимые навыки самообороны. Да, как и в любом искусстве, бывают хорошие и плохие инструкторы, но это очень надежная и практичная система самообороны для ближнего боя.

Сила вин-чунь заключается в его прямом подходе. В данном боевом искусстве практикующий становится очень сильным и наносит очень прицельные хлесткие удары. Таким образом, это действительно одно из самых эффективных боевых искусств, которое было создано специально для самозащиты.

Бразильское джиу-джитсу

Это искусство является довольно эффективным в качестве системы самозащиты. Однако у него есть слабые стороны, когда дело доходит до защиты от оружия и групповых атак. Основой для джиу-джитсу послужило дзюдо. Соответственно, большая часть внимания уделяется технике борьбы, болевым и удушающим приемам и в меньшей степени - ударам. Этот стиль использовался многими бойцами ММА.

В настоящее время бразильское джиу-джитсу больше стало спортом, чем системой самообороны. Однако здесь есть достаточно техник, которые могут эффективно использоваться для самозащиты.

ММА

Этот вид спорта уже стал глобальным явлением. Его арсенал составляют нокаутирующие удары, удушения, захваты. Недостатком ММА с точки зрения самозащиты является необходимость серьезной физической подготовки.

Большим плюсом при этих тренировках является быстрый рост навыков во всех областях. Таким образом, с течением времени можно стать очень опытным противником для любого атакующего. Недостатком этого является то, что практикующий в большей степени сосредоточен на спорте со всеми его ограничениями, а не на самообороне. Например, здесь полностью отсутствует защита от ножа. Но несмотря на это, его части вносят в список самых эффективных боевых искусств.

Крав-мага

Это, пожалуй, одна из самых известных и действенных систем самообороны в мире. Слово крав-мага на иврите означает «контактные бои», и это официальная система израильских сил обороны.

Происхождение крав-мага можно проследить до Чехословакии (современная Словакия) еще до начала Второй мировой войны. Ее основателем был молодой еврейский спортсмен по имени Ими Лихтенфельд. Ими был известным на национальном и международном уровне боксером, борцом и гимнастом. Начиная с середины 30-х годов к власти в Чехословакии пришли фашистские и антисемитские группировки, что привело к притеснению и насилию над еврейскими общинами. Лихтенфельд организовал группу молодых людей для патрулирования и защиты от потенциальных нападавших. Однако он быстро понял, что его тренировки в спортивных единоборствах не идут ни в какое сравнение с бандитскими методами. Борьба за очки в матче и борьба за свою жизнь в уличной драке требуют другого мышления и разных техник. Ими начал синтезировать свои знания в области боевых искусств и стал уделять особое внимание атакам, которые быстро отключали и нейтрализовали угрозу.

Таким образом, этот вид единоборств изначальное создавался как самое эффективное боевое искусство.

Когда Лихтенфельд переехал в 1942 году в Палестину, то присоединился к Haganah, доизраильской еврейской военизированной организации с миссией защитить еврейских поселенцев от местных жителей, которые не приветствовали вновь прибывших. Израильские военные руководители быстро заметили боевые навыки Ими и его способность обучать им других.

После того как Израиль получил государственность в 1948 году, Лихтенфельд был назначен главным инструктором по физической подготовке в Школе боевой подготовки ИДФ. Именно в этой роли он разработал то, что сегодня известно как крав-мага.

Этот вид боевого искусства, самого эффективного, по мнению многих специалистов, представляет собой тактическую систему смешанных единоборств и самообороны, которая сочетает в себе бокс, дзюдо, джиу-джитсу и айкидо. В последние годы в крав-мага были включены элементы других боевых искусств, таких как муай-тай и вин-чунь.

Принципы крав-мага

По сути, они составляют основу этого боевого искусства.

  1. Нейтрализовать угрозу. Основная цель в крав-мага — как можно быстрее нейтрализовать противника. Она управляет всеми остальными принципами крав-мага. Она заключается в том, чтобы доминировать и максимально быстро вывести из строя нападающего.
  2. Будь проще. В крав-мага есть простые удары, удержания и блоки. Эта система была разработана таким образом, чтобы ее можно было использовать как можно быстрее.
  3. Одновременная защита и атака. Многие боевые искусства рассматривают защитные и наступательные движения как отдельные и дискретные действия, например, сначала блок (оборонительный режим), затем удар (атакующее действие). Недостатком этого подхода является то, что он реактивный, и в конечном итоге боец затянут в цикл бесконечных защитных движений. В крав-мага сочетается наступательное и оборонительное движение: боец одновременно стремится сорвать атаку и контратаковать. Следует отметить, что вин-чунь имеет похожий принцип одновременной защиты и атаки.
  4. Непрерывное движение. С принципами одновременной защиты и атаки связан «ретцев», ивритское слово «непрерывное движение». Его целью является нейтрализация атакующего непрерывной последовательной агрессивной защитой и наступательными движениями. Ретцев требует, чтобы боец ​​работал инстинктивно, а не полагался на заранее установленную рутинную технику.
  5. Использование возможностей оружия. В крав-мага могут использоваться огнестрельное оружие и ножи. Помимо этого традиционного вооружения, крав-мага также учит практикующих импровизировать и использовать любой предмет, находящийся в их распоряжении, в качестве оружия. Ключи, ручки, ремни и стулья могут быть включены в технику крав-мага для максимально быстрой нейтрализации противника.
  6. Защита от оружия. Помимо обучения навыкам использования оружия, крав-мага также показывает, как защитить себя от вооруженного нападения.
  7. Сосредоточение на уязвимых мягких тканях и точках давления. Хорошо известным принципом крав-мага является его акцент на атаку уязвимых мягких тканей и точек. Многие контратаки включают воздействия на глаза, пах и горло.

Таким образом, крав-мага является жестким, но одновременно с этим самым эффективным боевым искусством в мире.

Очень многие путешественники, выбирающие туры в Японию, стремятся познакомиться с экзотической культурой Страны Восходящего Солнца как можно ближе. Яркие национальные костюмы, музыка и традиции привлекают десятки тысяч туристов из нашей страны, но самой активной их частью являются поклонники японских единоборств.

Возникшие ещё в древности боевые искусства привлекают своей сложностью, эффектностью и возможностью достичь поистине нечеловеческих возможностей. Выдающиеся мастера посвящали свои жизни изучению конкретного набора техник и способов боя, а миллионы последователей по всему миру не дают накопленным знаниям кануть в небытие.

Доспехи самурая

Все боевые искусства Японии основываются на универсальном боевом искусстве бу-дзюцу – «искусство убивать». Это искусство в свое время практиковали самураи и ниндзя. У него был широкий технический арсенал, в котором сочеталась ударная техника ногами и руками с комплексом бросков, захватами и уходами, болевыми приемами.

Эти приемы были особенно эффективными для противостояния противнику в доспехах с холодным оружием. В бу-дзюцу также применялась техника владения разными видами холодного оружия, в том числе, самурайским мечом.

Важно: Бу-дзюцу было именно боевым искусством, так как его цель была в быстрой и эффективной нейтрализации противника, вплоть до его убийства, в отличие от современных направлений, где главное – победа в спортивном поединке. В этом виде рукопашного боя не существовало правил, так как победа достигалась любым способом .

Дзюдо

Дзюдо переводится с японского языка как «мягкий путь». Его основал в 80-х годах XIX столетия мастер Кано Дзигоро. Он позаимствовал из дзю-дзюцу (джиу-джитсу) приемы, которые более всего подходили для спортивных состязаний, но были наименее травматичными.

Он дополнил борьбу духовным и личностным совершенствованием. Задачей дзюдо является самооборона без оружия за счет бросков, болевых приемов, удержаний и удушений.

В дзюдо почти нет ударной техники, особенно в спортивном дзюдо, в отличие от каратэ. Благодаря техническим приемам в дзюдо не требуется большой физической силы, поэтому оно доступно большинству желающих. С 1964 года он включен в олимпийские виды спорта.

Соревнования по дзюдо

Каратэ-до

Каратэдо в переводе значит «Путь пустой руки». Оно зародилось на Окинаве, когда это королевство было государством. В основе каратэ заложены несколько видов китайских боевых искусств. Каратэ является видом самообороны без оружия, в котором пользуются преимущественно ударной техникой ногами и руками.

Первым мастером, который познакомил Японию с каратэ, считается Фунакоси Гитин. В 1920 году он провел целую рекламную компанию, демонстрируя приемы каратэ. С этих пор каратэ стало одним из видов японских боевых искусств. Каратэ очень популярно в мире, так как в нем много эффектности и зрелищности.

Тренировка по каратэ

Джиу-джитсу

Считающееся прародителем айкидо искусство джиу-джитсу было основано ещё в XVI веке мастером Хисамори Такэноути. Именно он первым в Японии разработал технику максимальной экономии сил бойца и отказа от ударных приёмов. В центр тактики боя он поставил захваты, броски, а также использование энергии противника, для его же обезоруживания.

Особое значение в джиу-джитсу придаётся постановке дыхания, стойкам и умению двигаться перед противником. Уклонение – один из основных приёмов, при этом захват – ключевая цель. Если же целью ставилась нейтрализация врага, то ученики практиковались на точечных ударах по болевым точкам верхней половины туловища.

Айкидо

Айкидо означает «путь к гармонии духа». Этот вид боевых искусств основан мастером Морихэем Уэсибой в 20-х годах прошлого столетия. Он принципиально отличается от других видов единоборств, тем, что основным его принципом является использование силы и энергии противника против него же.

В технике айкидо преобладают уходы, передвижения и так называемые «контроли», которые позволяют побеждать противника, уклоняясь от его оружия, например, меча, руки или ноги, а затем нейтрализуя его. Так как в айкидо не надо прикладывать много физической силы, этот вид единоборства популярен у женщин.

Демонстрация техники айкидо

Бодзюцу

Считавшийся элементом ряда единоборств бой бодзюцу намного старше каратэ или дзюдо. Бо в названии единоборства – это посох, который, согласно философии искусства является продолжением конечности бойца и не считается оружием.

Драться в техниках бодзюцу обучают многие школы Японии и всего мира. На Окинаве же искусство входит в обязательную подготовку солдат японской армии, и бою с посохом до сих пор уделяется огромное количество часов. Помимо прочего, бодзюцу – это часть показательных выступлений многих мастеров.

Кендо

Кэндо относится к японским боевым искусствам с использование оружия - это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда имел большое значение при подготовке японских воинов, а при правлении Токугава стало центром этой подготовки. Именно в это время было создано современное оружие для тренировок: синай из бамбука и боккэн из дерева, а также доспехи для защиты.

В период Мэйдзи с уничтожением кастового деления было запрещено ношение мечей. В 1895 году в Японии создали Всеяпонскую федерацию боевых искусств, которая стала вводить боевые искусства в школьную программу физкультуры и пропагандировать эти искусства в качестве элементов японской национальной культуры.

Дзюттэдзюцу

Ещё один вид японских единоборств, посвящённых конкретному оружию – дзюттэ. Эта металлическая дубинка, по форме напоминающая легендарный кинжал сай, является основным средством нанесения ударов противнику.

В отличие от знаменитой кинжальной версии, дубинка дзюттэ предназначена, в первую очередь, для защиты, а не для нападения, хотя, современные версии оружия предусматривают наличие боковых лезвий. Фирменный приём дзюттэдзюцу – блокирование удара нападающего с оружием.

Кюдо

Своей судьбой кюдо - искусство стрельбы из лука - во многом напоминает судьбу кэндо. Как и кэндо, оно использовалось для подготовки японских воинов. Затем так же, как и кэндо, его забыли после Реставрации Мэйдзи. В 1949 году после создания Всеяпонской Федерации кюдо, оно стало возрождаться как популярный вид спорта.

В настоящее время в спортивном кюдо пользуются стандартным японским композитным луком, изготовленным из бамбука или дерева. Длина лука составляет 2,21 м. Мишени размещают на расстоянии 60 и 22 м. При стрельбе оценивается не только меткость, а также грациозность движений лучника.

Нагинатадзюцу

Названный в честь особого вида вооружения самураев вид боевого искусства нагинатадзюцу в настоящее время переживает второе рождение. Древковое оружие с лезвием на конце было известно ещё в Средневековье, однако к XX веку было практически забыто, хотя в век расцвета самураев техникой боя владели даже женщины.

Обучение нагинате теперь осуществляется во всех префектурах Японии, этот вид боя получил особую популярность среди студентов, благодаря своей зрелищности. Теперь же элементы этого боевого искусства можно увидеть в кендо и ряде других единоборств.

Кудо

Кудо – это современный вид японского единоборства, придуманный и окончательно презентованный к 1981-му году. Уникальность единоборства заключается в совмещении ударных техник тайского бокса, некоторых приёмов каратэ и некоторых других видов борьбы. Полноконтактный бой достаточно жёсткий, поэтому соревнования динамичны – на один поединок даётся всего 3 минуты.

Из защиты на бойцах перчатки, а также специально разработанный шлем. Кроме того, из-за официально разрешённого удара в пах в равных весовых категориях требуется наличие соответствующей защиты.

Нагинатадзюцу

Добавить в Анти-Баннер



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: