Чем занимается цзн. Перечень услуг биржи труда и бесплатные курсы обучения. Документы, подтверждающие профессию, квалификацию

Как встать на биржу трудав 2017-2018 годах? Сколько платят на бирже труда? Какие нужно собрать документы для постановки на учет в ЦЗН? На эти и другие вопросы ответим в этой статье.

Как стать на учет в службе занятости? Какие нужны документы для этого?

Если человек не может найти работу самостоятельно, то рано или поздно возникает вопрос о том, как встать на учет в службе занятости (на биржу труда). Чтобы встать на биржу труда, нужно обратиться в центр занятости, расположенный в вашем регионе (городе, районе, поселении). Единственным обязательным условием является отсутствие у вас работы.

В соответствии со ст. 3 закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1, безработными могут быть признаны трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, состоящие на учете в ЦЗН, находящиеся в поиске работы и готовые приступить к ней. При постановке таких граждан на учет предусмотрены государственные гарантии, заключающиеся в выплате денежных средств до момента их трудоустройства. Для биржи труда какие нужны документы? Чтобы встать на учет в качестве безработного, необходимо собрать и предоставить определенный их комплект, как то:

  • трудовая книжка и о средней заработной плате за последние 3 месяца работы (следует уточнить, что такие документы не требуются лицам, которые впервые устраиваются на работу);
  • паспорт;
  • документы о полученном образовании и квалификации (представлять необходимо не только документы о профессиональном образовании, но также об оконченном общем). Именно в соответствии с имеющейся профессиональной подготовкой будет подыскиваться подходящая для вас работа.

Кроме того, для оформления пособия может потребоваться выписка с индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Дополнительно о постановке на учет по безработице

Говоря о службе занятости населения, необходимо учитывать, что важно знать не только о том, как встать на биржу труда, но и то, какие обязанности такая постановка налагает на гражданина.

Не знаете свои права?

Во-первых, необходимо являться в центр занятости дважды в месяц или реже — в день и время, назначенные работником ЦЗН. В случае если гражданин не появляется более месяца, ему могут быть полностью прекращены выплаты, а отказ от 2 вариантов работы является основанием для снижения размера выплат.

Кроме того, на каждую работу, которая предлагается и соответствует квалификации гражданина, состоящего на учете в ЦЗН, он должен явиться для прохождения собеседования, сделав это не позднее, чем через 3 дня с момента получения информации о вакансии. Если безработный не примет ни одного предложения о работе в течение года, то подходящей вакансией для него будет считаться любая, не требующая специальной квалификации.

Рассматривая вопрос о том, как встать на учет по безработице, нужно сказать еще и о том, что безработными не могут быть признаны следующие категории граждан:

  • не достигшие 16 лет;
  • лица, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет;
  • те, кто дважды отказался от прохождения обучения от центра занятости (если они не имели квалификации и ранее нигде не работали);
  • осужденные к исправительным работам;
  • другие граждане, указанные в ч. 3 ст. 3 и ст. 2 закона «О занятости населения в РФ».

Существует ли электронная биржа труда?

При рассмотрении вопроса о постановке на учет в ЦЗН следует также отметить наличие региональных электронных бирж труда. Они создаются в городах (на сегодняшний день таковые есть не везде, но в наиболее крупных таких сервисы создаются) и призваны обеспечить горожан работой.

Важно подчеркнуть, что встать на учет в качестве безработного и получать пособие здесь не получится, так как для этого необходимо лично посетить службу занятости. А вот если нужно просто найти работу, не оформляя пособия, тогда вы можете ознакомиться с имеющимися вакансиями прямо на сайте электронной биржи.

Кроме того, на таких сайтах также размещается информация о проводимых тренингах, обучениях, семинарах, проводимых на базе городских ЦЗН, которые обычно бесплатны для граждан либо требуют минимальных вложений по сравнению с теми, которые проводятся на общей основе. Кстати, таким же образом (на сайте) вы можете получить информацию о том, как встать на учет в службе занятости и получить другие интересующие вас данные.

Можно ли встать на биржу труда беременной?

Встать на биржу труда беременной женщине, разумеется, можно. В соответствии с действующим законодательством, беременность не является основанием для отказа в трудоустройстве или постановке на учет в качестве безработной.

В течение 10 дней с момента обращения в службу занятости женщине обязаны предложить 2 варианта работы, которые соответствуют имеющейся у нее квалификации.

Если работа за указанный срок не найдена, ее регистрируют в качестве безработной и назначают выплату пособия.

Получать пособие такая женщина сможет вплоть до 30 недель беременности (если не устроится на работу). С 30 недель она уходит в отпуск по беременности и родам, выплаты пособия прекращаются, а выплаты после рождения малыша производятся через органы социальной защиты.

Выплаты на бирже труда в РФ, сколько платит биржа труда Москвы?

Выплаты на бирже труда осуществляются на основании постановлений Правительства. В 2017 году минимальная и максимальная суммы пособий остались аналогичными прошлому году (они не изменялись с 2009 года) и составляют: минимум — 850 руб., максимум — 4900 руб.

Более точный ответ на вопрос, сколько платят биржи труда в 2017-2018 годах, будет зависеть от наличия у вас стажа в течение последнего года, работали ли вы когда-либо, были ли у вас увольнения по «нехорошим» статьям и т. п.

Общее правило для выплат гласит: первые 3 месяца граждан получает 75% от своего среднего заработка, следующие 4 месяца — 60%, а в следующие 5 месяцев — 45%, при этом на выплату начисляются районные надбавки и коэффициенты. Но в любом случае пособие не может превышать максимального его размера, установленного постановлением Правительства РФ с учетом районного коэффициента.

Что касается столицы, то в Москве действует постановление Правительства Москвы № 47-ПП от 27.01.2009, в соответствии с которым жителям мегаполиса осуществляется доплата к пособию по безработице в размере его минимального размера (в настоящее время — 850 рублей). Также компенсируется стоимость проезда на городском общественном транспорте в размере половины стоимости единого месячного проездного документа.

Занятость населения - это не только одна из важнейших экономических характеристик. По данной категории можно судить о благосостоянии народа любого государства. При этом оценивается уровень занятости населения, который является важным макроэкономическим показателем.

Определение термина

Занятость населения - это явление социально-экономического плана. Оно представляет собой общественно полезную деятельность населения, цель которой кроется в удовлетворении общественных и личных потребностей, а также в получении заработка (дохода). Данное определение дает Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот важнейший документ принят 19.04.1991 г. под № 1032-1.

Занятость населения - это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда.

Некоторые авторы дают и другое определение данного термина. По их мнению, занятость населения - это главный параметр, необходимый для функционирования рынка трудовых ресурсов. При этом он является определенным видом отношений между людьми экономического и правового характера. И это не удивительно, ведь человек приобретает рабочее место, включаясь в ту или иную кооперацию труда. И до того момента, пока сотрудник остается в выбранной им подсистеме хозяйственного сектора экономики, эти отношения продолжают иметь место.

Категории работников

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает разъяснение того, кого из граждан страны можно считать включенными в общественно полезную деятельность.

Это люди:
- работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;
- имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;
- выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;
- являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);
- находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;
- обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;
- временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;
- являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.

Требования рыночной экономики

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу. Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Второй из изложенных в законе принципов касается ответственности государства за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места. На страну также возлагается обязанность обеспечения и учета долговременных интересов нации. Это третий принцип занятости населения. Органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы. При этом должны быть использованы финансовые возможности внебюджетных фондов, бюджета, общественных объединений, предприятий и самих граждан в целях достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ. Это является четвертым принципом политики государства в сфере занятости населения.

Методы и способы трудоустройства

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне. Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается.

При применении скандинавской модели практически все трудоспособное население будет иметь рабочие места с удовлетворительными условиями оплаты. Такое возможно при создании большого количества вакансий в государственном секторе экономики. Однако проведение данной политики чревато появлением инфляционного давления и истощением казны.

При создании европейской модели количество занятого населения сокращается с ростом производительности труда и доходов работающих. Ведение такой политики должно поддерживаться дорогостоящей системой пособий для постоянно увеличивающегося количества безработных.

Виды политики занятости

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения. Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

При проведении пассивной политики государство не принимает меры к содействию занятости. Оно лишь прослеживает те негативные последствия, которые имеют место при высоком уровне безработицы. При этом государство выплачивает пособия нетрудоустроенным гражданам и предоставляет услуги по подбору рабочего места. С этой целью в стране организуется служба занятости населения. Кроме того, при проведении пассивной политики государство оформляет досрочный выход на пенсию. Также оно оказывает материальную или неденежную поддержку безработным.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:
- работа была для всех, кто ее ищет;
- трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;
- существовала свобода выбора рабочего места.

Достижение намеченных целей

Для того чтобы намечать действенные меры в реализации политики в области занятости граждан, необходимо учитывать уровень и стадию экономического развития всей страны. Немаловажным фактором решения проблем трудоустройства явится слияние этого направления с решением различных экономических и социальных задач.

Каким образом должен подниматься уровень, характеризующий занятость населения? Работа по улучшению данного показателя осуществляется с помощью методов, которые соответствовали бы практике и национальным условиям.

Предварительно разработанные методы должны постоянно координироваться в рамках проведения социальной и экономической политики. При этом все решения в сфере занятости требуют активных действий не только со стороны государства. Шаги в этом направлении нужны от работодателей, а также от наемных работников.

Органы содействия трудоустройству

В 1991 году в РФ была создана Федеральная служба занятости населения. На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Его создали в 1996 г., упразднив при этом сразу три социальных ведомства:

Министерство соц. защиты населения.
- Министерство труда.
- Федеральную службу занятости.

При этом вновь образованное ведомство стало отвечать за выработку Помимо этого, Министерство труда и социального развития осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения.

Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнение задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями. Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы.

В непосредственном подчинении Министерства труда и социального развития находятся региональные службы. Они руководят работой органов данного ведомства, расположенными непосредственно на местах. При этом в обязанности региональных служб входят:
- планирование;
- инструктирование;
- финансирование;
- осуществление контроля.

Местные же службы занятости, которыми руководят региональные органы этой сферы, проводят непосредственную работу с населением. В этом и заключена их повседневная деятельность.

Задачи СЗН

Граждане, желающие найти для себя подходящую работу, должны обращаться в Центр занятости населения своего города или поселка. Это Министерства труда и социального развития, предоставит консультацию и проинформирует об имеющихся вакансиях. Кроме того, Центр занятости населения окажет и ряд других услуг. Среди них:

Выплата денежного пособия по безработице;
- оказание материальной и психологической помощи безработным, а также находящимся на их иждивении членам семей.

СЗН решают четыре основные задачи. Это:
- социальная защита нетрудоустроенных граждан;
- обучение профессиональным навыкам;
- облегчение трудоустройства;
- о наличии вакансий.

Направления деятельности СЗН

Государство любой страны организует и регулирует трудовую занятость своих граждан. Российская Федеральная служба занятости осуществляет деятельность, направленную на:

Составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;
- разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых - содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения и испытывают трудности в поисках работы;
- организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан.

Данная работа организуется и проводится под непосредственным руководством соответствующего федерального органа, каковым является Департамент занятости населения. Он в рамках своих полномочий создает и курирует территориальные службы.

Департамент занятости населения призван:
- анализировать ситуацию, сложившуюся на территориальных рынках труда, и вырабатывать различные меры, направленные на предупреждение или сокращение негативных последствий массового увольнения работников;
- организовывать работу по регистрации безработных и содействовать им в дальнейшем трудоустройстве;
- назначать и выплачивать пособия по безработице зарегистрированным им гражданам;
- обеспечивать гражданам государственные гарантии;
- организовывать работу любого входящего в эту систему территориального органа, такого, как городское управление занятости населения и районный отдел ЗН;
- заключать договора с учреждениями образования на профобучение безработных;
- содействовать развитию малого бизнеса.

Совершенствование работы с населением

Территориальные органы службы занятости работают в соответствии с Федеральной программой, предусматривающей содействие в трудоустройстве граждан. Основной их задачей при этом является смягчение в регионах РФ. Эта цель достигается при развитии гибкого рынка трудовых ресурсов, приведении к балансу предложений вакантных мест и нетрудоустроенных работников, повышении уровня занятости и т. д. При этом происходит постоянное совершенствование методов и форм работы с населением.

К примеру, занятость населения Москвы и некоторых других городов пытаются направить в русло активизации самостоятельного поиска работы гражданами, обратившимися в Центры СЗН. Для этого работники данной службы внедряют в практику проведение групповых консультационных бесед.

Кроме того, трудоустройству граждан содействуют проводимые «Ярмарки вакансий», «Банки резюме клиентов», «Клубы ищущих работу» и многие другие программы.

Центр занятости редко используется соискателями в процессе поиска работы, но тем не менее, он может быть полезен. Чем может помочь центр занятости? Попробуем разобраться.

Центры занятости (сейчас чаще употребляют понятие «агентство занятости населения») ведут работу с работодателями и соискателями:

  • Осуществляют помощь соискателям в , работодателям — в поисках сотрудников. Проводят консультации по вопросам трудоустройства.
  • Проводят профессиональную ориентацию граждан, предоставляют возможности получения дополнительного образования и профессиональной переподготовки.
  • Производят социальные выплаты гражданам, оставшимся без работы и вставшим на учет в центр занятости.
  • Проводят социальную адаптацию граждан без работы.
  • Организуют и проводят ярмарки вакансий.
  • Поддерживают самозанятость безработных граждан, предоставляют возможности оплачиваемых общественных работ и работ для несовершеннолетних граждан.

Для людей, оставшихся без работы, центр занятости выступает государственным гарантом поддержки и содействия на период безработицы. Встав на учет в центр занятости населения, человеку присваивается статус безработного и назначаются предусмотренные российским законодательством социальные выплаты. Для возможности получения социальных выплат должно соблюдаться 2 правила:

  1. Гражданин трудоспособен и не имеет заработка.
  2. Гражданин должен быть готовым приступить к работе в любое время и самостоятельно заниматься поиском работы.

Как получить статус безработного

Необходимо обратиться в районный центр занятости (по месту регистрации) и предоставить следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Трудовую книжку;
  • Документы об образовании;
  • Справку о доходах с последнего места работы, где отражен заработок за последние три месяца (при наличии трудовой деятельности);
  • Индивидуальную программу реабилитации (для трудоспособных инвалидов).

В целях более качественного подбора вакансий необходимо представить все документы, подтверждающие наличие профессиональной квалификации. Это могут быть дипломы, свидетельства, удостоверения.

Необходимо написать заявление для предоставления государственной услуги. Уже в день регистрации специалистом будет осуществлен подбор подходящей для гражданина работы. Если трудоустройство в течение десяти дней не состоялось, человек официально признается безработным с первого дня обращения в ЦЗН с полным набором документов.

С приобретением статуса безработного на гражданина налагаются обязанности :

  1. Явка на биржу труда два раза в месяц. Дни очередного посещения будут назначаться специалистом центра. Невыполнение данной обязанности повлечет за собой наказание в виде лишения пособия на период до трех месяцев.
  2. При получении направления к работодателю по имеющейся вакансии необходимо прийти на собеседование в течение трех дней. В случае нарушения указанного срока безработному снижается размер социальной выплаты на четверть. Срок наказания – до одного месяца. Два отказа от предложенной работы по имеющейся специальности, квалификации также повлекут за собой приостановку выплаты пособия по безработице.

Как определяется размер социальной выплаты?

Минимальная и максимальная величины пособия по безработице устанавливаются Правительством РФ на предстоящий календарный год. Размер выплаты безработному зависит:

  • от причины его увольнения с последнего места работы;
  • стажа трудовой деятельности за последний календарный год;
  • величины заработной платы, отраженной в справке.

Продолжительность выплаты пособия в первом периоде не может быть более 12 месяцев , за исключением отдельных случаев. При этом общее время получения социальной выплаты составляет 24 месяца в течение 36.

На получение денежных средств человек имеет право со дня признания безработным. Работникам, уволенным по сокращению или в связи с ликвидацией организации, пособие на бирже труда назначается после того, как прекращается выплата сохраненного за ними среднего заработка.

Если гражданин имел оплачиваемый период работы продолжительностью 26 недель за последний год в календарном исчислении, то величина назначенного пособия будет составлять:

  • первые 3 месяца — 75 процентов среднемесячной заработной платы, рассчитанной за последний трехмесячный период работы;
  • 4 месяца — 60 процентов ;
  • остальное время до окончания периода выплаты — 45 процентов .

При наличии продолжительного страхового стажа, подтвержденного документально, первый период выплаты пособия может превышать 12 месяцев. Размер назначаемого пособия не может опускаться ниже минимального значения и не должен превышать установленный максимум. В следующем периоде можно рассчитывать только на минимальную социальную выплату.

Выплата в первом и втором 6-месячных периодах назначается в размере минимального пособия в случаях, если соискатель работы:

  • ранее не приступал к трудовой деятельности;
  • прекратил трудовую деятельность более года тому назад;
  • был уволен за какие-либо виновные действия (по последней занятости);
  • завершил работу в качестве индивидуального предпринимателя;
  • вышел из состава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • не имеет 26-недельного периода оплачиваемой работы за последний календарный год;
  • отчислен за нарушения из учебного заведения, куда был направлен центром занятости по программе профессионального обучения.

В регионах с применением районного коэффициента к заработной плате социальная выплата увеличивается на его размер. Пособие выплачивается гражданину ежемесячно, если он соблюдает условия прохождения перерегистрации.

Чем может помочь центр занятости

Популярным среди безработных направлением деятельности центров занятости является профессиональное обучение и получение дополнительного образования. ЦЗН активно сотрудничают с образовательными учреждениями разного уровня в плане подготовки, переобучения и повышения квалификации безработных. Обучение ведется по профессиям, востребованным на рынке труда. По итогам профессионального обучения безработные получают документы установленного образца и могут смело приступить к труду в соответствии с присвоенной квалификацией. На период учебы назначается стипендия. Люди, посещающие курсы, имеют право на получение материальной помощи.

Государство реализует через центры занятости ряд специальных программ, направленных на повышение уровня трудоустройства людей, обратившихся за услугами по подбору работы. В этих учреждениях нуждающиеся в сотрудниках работодатели имеют возможность осуществить выбор подходящих кандидатур. В отличие от коммерческих кадровых агентств, центры занятости населения оказывают услуги гражданам и работодателям бесплатно .

Ищущие работу могут посетить ближайший центр занятости населения в целях получения информации о состоянии рынка труда, спросе и предложении рабочей силы. Специалисты службы занятости окажут квалифицированную помощь по подбору подходящей работы, учитывая образование, уровень подготовки, профессиональные склонности и интересы обратившегося человека. Информация с актуальными вакансиями располагается на стендах в свободном доступе. Залы центров занятости снабжены электронными системами для самостоятельного просмотра имеющихся вакансий.

ЦЗН предлагает обратившимся в поисках работы гражданам участие в реализуемых мероприятиях трудоустройства. Вакансии специальных программ активной политики занятости, как правило, имеют социальную направленность и временный характер работы. Люди, находящиеся в процессе поиска нового рабочего места, могут воспользоваться услугами психологов-профконсультантов. Государственные биржи труда оказывают консультационную и финансовую помощь будущим предпринимателям по вопросам организации собственного дела.

Деятельность службы занятости населения – неотъемлемая часть современной действительности. Постоянно повышая доступность и качество оказываемых услуг, реализуя государственные программы трудоустройства, центры занятости открывают новые возможности для людей, ищущих работу, и работодателей.

Государство оказывает помощь людям, которые лишились работы. Для этих целей была создана служба занятости или биржа труда. Обратившись в этот орган, граждане могут оформить все положенные пособия или добиться направления на бесплатное переобучение.

Ряд скептиков относятся к поиску новой работы и переквалификации с помощью службы занятости отрицательно. Такая точка зрения имеет основания. Чтобы разобраться, стоит ли вставать на биржу труда, следует самостоятельно взвесить все преимущества и недостатки этого шага.

В чем плюсы обращения в службу занятости

Главным преимуществом нахождения на учете служит регулярная выплата пособий, связанных с безработицей. Порядок его расчета определен в ст. 30, 33 и 34 закона «О занятости населения в РФ» .

Интересные факты

Обучение и стажировка являются гарантией трудоустройства в соответствии с освоенной профессией на предидущем месте, либо в другой фирме. Если гражданин решил быть предпринимателем, то он может обратиться в центр занятости за субсидией.

В наиболее выгодном положении находятся бывшие сотрудники ликвидированных предприятий и сокращенные работники.

Выплаты им составляют:

  • ¾ от среднего месячного заработка на протяжении первого квартала;
  • следующие 4 месяца пособие будет уменьшен до 60 %;
  • по ходу дальнейших 5-ти месяцев выплаты составят 45 % от заработка.

Другим плюсом выступает возможность получить направление на обучение. В ходе переквалификации гражданин будет получать стипендию. Безработный может пройти курсы обучения на бирже труда бесплатно. Такое право установлено ст. 23 закона «О занятости» и связано с отсутствием квалификации, дефицитом подходящих безработному вакансий или наличием ограничений по здоровью. Государство дополнительно оплачивает ряд затрат, если переквалификация проходит в другой местности:

  • проезд до учебного центра;
  • суточные расходы;
  • аренда жилья.

Эти преимущества распространяются также на пенсионеров, желающих вернуться к труду, и женщин, ухаживающих за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Биржа труда организует курсы переподготовки вне очереди для следующих безработных:

  • имеющих инвалидность (подбор осуществляется с учетом индивидуальной программы социальной реабилитации);
  • родителей детей-инвалидов;
  • бывших военных и отслуживших по призыву не более 3-х лет назад граждан;
  • супругов действующих и бывших служащих Минобороны;
  • не имеющих квалификации безработных, которые не были трудоустроены.

Любопытные факты

У профессионального обучения от центра занятости также есть и минусы: 1) иногда подходящих вакансий нет и их приходится ждать длительное время; 2) техническая возможность во многих регионах очень бедная; 3) останавливается выплата пособия, если отказаться после обучения от нескольких вакансий.

Сами курсы позволяют овладеть наиболее востребованными профессиями (специалисты в сфере обслуживания, повара, бухгалтеры).

Следующим преимуществом выступает возможность переехать (ст. 22.1 закона). В рамках специальных программ безработным и членам их семей оплачивают транспорт, суточные расходы во время дороги и единовременное пособие. Их размер зависит от региона.

Другим видом помощи со стороны биржи труда служит содействие в открытии своего дела. Речь идет о предоставлении субсидии на регистрацию ИП или ООО. Она покрывает расходы на нотариусов и оплату госпошлины, а также компенсирует услуги юристов, заказ печатей и другие затраты.

Главной задачей биржи труда выступает содействие в поиске работы. Она предоставляет доступ к большому числу вакансий, которые подойдут значительной части состоящих на учете граждан. Служба занятости может предложить им участие в общественных работах. Это позволит получить временный доход.

Если граждане недавно лишились работы не по своей воле или относятся к числу льготников, они могут воспользоваться преимуществами обращения в службу занятости.

Самые популярные курсы — это курсы бухгалтеров, благодаря им можно выгодно трудоустроиться. Эта профессия гарантирует высокие и стабильные выплаты. Также распространено обучение мам в декрете. Это возможность для молодой мамы получать пособие и осваивать новую профессию.

В чем состоят минусы биржи труда

Далеко не все граждане из числа тех, кто имеет право встать на биржу труда, пользуются этой возможностью. Скептики утверждают, что преимущества обращения в службу занятости распространяются лишь на небольшую часть безработных граждан.

Одним из основных минусов выступает большое количество документов для постановки на учет. У заявителя потребуют справку о доходах, свидетельство с указанием ИНН, СНИЛС, трудовую книжку и все дипломы об образовании.

Другим недостатком выступает небольшая сумма пособия по безработице. Его максимальная величина составляет 4,9 тыс. рублей (выплачивается всем безработным, которые не прошли через сокращения), а минимальная – 850 рублей (выплачивается со 2-го года безработицы). Эти суммы установлены 8 декабря 2016 г. постановлением Правительства № 1326.

Чтобы сохранить выплаты, безработный обязан постоянно посещать службу занятости. Его лишат пособия, если он не будет появляться в течение месяца. Другим основанием прекратить выплаты служат 2 отказа от предложенной центром занятости работы.

В видео рассказано про услуги биржи труда

Ряд претензий относятся к тому, какие курсы предлагает биржа труда.

  • Гражданину, не входящему в число льготников, приходится выбирать из менее привлекательных программ.
  • Переобучение не гарантирует последующее трудоустройство, потому что работодатель всегда ищет сотрудников с опытом.
  • Изменятся и критерии подходящей работы. К таковой будет относиться большее число вакансий, и гражданин имеет больше шансов лишиться пособия.
  • Продолжительность курсов составляет 1-6 месяцев. Этого может оказаться недостаточно, чтобы овладеть новой профессией.

Приемущество при прохождении профессионального обучения отдается гражданам официально признаным безработными, таким как: инвалиды (обязательно медицинское заключения от врача); родители, попечители или усыновители ребенка-инвалида; граждане, находящиеся в поиске работы более чем полгода; уволенные военнослужащие и их супруги; недавно окончившие общеобразовательное учреждение и впервые находящиеся в поиске официальной работы.

Имеющиеся вакансии зачастую оказываются заняты и поездки на собеседования приводят лишь к потере времени. Другая проблема касается того, какую работу предлагают на бирже труда. Она подходит представителям рабочих профессий, но через службу занятости редко трудоустраиваются квалифицированные специалисты.

Гражданин, столкнувшийся с безработицей, должен самостоятельно решить, стоит ли идти на биржу труда. Эта мера поможет в ситуациях, когда он подвергся сокращению или является льготником. Обращение в службу занятости позволит некоторое время получать относительно крупные выплаты и выбрать подходящую программу обучения. В остальных случаях недостатки могут перевешивать имеющиеся плюсы.

Задавайте вопросы в комментариях к статье и получите ответ эксперта

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями :

  • содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;
  • стимулирование образования гибкого рынка труда.

Законами и другими нормативными актами РФ предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Государство в соответствии с законами должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.

Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-и пиал и до в и др. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматриваются создание специализированных предприятий, организация дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

«Занятость , — согласно указанному Закону, — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)».

Представляется социально важным признание в законодательном порядке воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, учебы с отрывом от производства, общественной деятельности как необходимых и полезных видов занятости наряду с трудом в общественном производстве.

Службы занятости

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости.

Службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1919 г., и соответствующими законами и нормативными актами РФ.

Центры занятости решают следующие основные задачи :

  • сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
  • консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  • профессиональная ориентация всех групп населения;
  • выплата пособий по временной незанятости;
  • консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;
  • оказание помощи в кадровом планировании предприятий;
  • организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы;
  • социально-психологическая работа с клиентами.

В соответствии с Законом Российской Федерации о занятости населения безработными признаются трудоспо- собныс граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

  • Закон утверждает ряд положений. Готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять определенное место работы.

Закон признает «подходящей работой » такую, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы.

Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категории граждан:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • лица, которым назначена пенсия, исключая инвалидов III группы;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы;
  • впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

Социально-психологическая работа в системе службы занятости

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости РФ — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.

Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек-природа», «человек-техника», «человек-художественный образ», «человек-человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует: что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать поданной профессии.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: