Что делать, если закупка не состоялась. Как проходит открытый конкурс в электронной форме: пошаговая инструкция Когда открытый конкурс признают несостоявшимся

Рассматриваемая форма осуществления госзакупки не относится к электронным торгам, поэтому не предполагает наличия у участника электронной цифровой печати и аккредитации на торговой площадке.

Вместе с тем, необходимость оформления заявки на участие в открытом конкурсе в бумажной форме может доставить серьезные неудобства большому количеству потенциальных участников, давно и успешно перешедших на электронный документооборот.

Подача заявки, и это также является требованием 44-ФЗ, производится в запечатанном конверте.

Объявление о проведении конкурса публикуется, как минимум, за 20 суток до даты завершения приема заявок. Кроме того, при внесении любых изменений в опубликованную конкурсную документацию за пять и большее количество дней до этого срока, продолжительность приема заказчиком заявок увеличивается на 10 дней.

Именно этими сроками необходимо руководствоваться поставщику при организации работы по оформлению и подаче заявки, позволяющей принять участие в открытом конкурсе.

Самый простой способ грамотно подготовить заявку - это заполнить размещенные в конкурсной документации формы этого документа, в дополнение к которым прилагается список запрашиваемой заказчиком документации.

Достаточно часто организатор конкурса не предъявляет требований к виду заявки. В подобной ситуации она оформляется в свободной форме, главное при этом - внести всю необходимую информацию.

Подача участником открытого конкурса запроса на разъяснение При возникновении вопросов, а также обнаружении в опубликованной документации по проведению открытого конкурса неточностей, противоречий или ошибок, потенциальный участник имеет возможность направить запрос на разъяснение.

Он может быть направлен не позднее, чем за 5 суток до срока окончания подачи заявок. 44-ФЗ предоставляет госзаказчику 2 дня, в течение которых участнику должен быть направлен ответ. Он обязательно публикуется на официальной интернет странице портала закупок.

При необходимости внесения изменений в существующую конкурсную документацию, связанных с ответом на запрос, на сайте размещается исправленный вариант документации, а срок подачи заявок увеличивается на 10 дней.

Отсутствие ответа на запрос или нарушение сроков его предоставления, а также отказ признать ошибки в существующей документации являются основанием для участника обратиться с жалобой в ФАС.

Настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации;

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям, дополнительным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, конкурсной документации.

2. Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.

3. Заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предусмотренных конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся. Проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом положений настоящей статьи. В случае установления к участникам повторного конкурса единых требований и дополнительных требований при проведении повторного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона с учетом положений настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если повторный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку.

7. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.01.2014

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

Заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся. Проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учётом положений настоящей статьи. В случае установления к участникам повторного конкурса единых требований и дополнительных требований при проведении повторного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона с учётом положений настоящей статьи.

В случае, если повторный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 57 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку.

В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.


Если выбрать победителя конкурса конкурентным способом невозможно, процедуру нужно признать несостоявшейся. Порядок прописан в ст. 55 и 55.1 Закона № 44-ФЗ.

Что это

Под несостоявшейся понимают процедуру, которая была запланирована и заказчик начал проводить ее, но не смог завершить по внешним причинам. Не стоит путать этот тип закупок с отмененными. Во втором случае заказчик по своей воле принимает решение об отмене, в первом же заказчику приходится принять такое решение из-за независящих от него факторов.

Причины признания открытого конкурса несостоявшимся по 44-ФЗ

Выделяют несколько оснований признания конкурса несостоявшимся. Для бумажной процедуры это следующие причины:

  • на конкурс пришла лишь одна заявка;
  • комиссия допустила до участия только одну заявку;
  • по результатам предквалификационного отбора только одного участника признали отвечающим всем требованиям;
  • не поступило ни одной заявке;
  • комиссия не допустила ни одного из участников;
  • участник, заявке которого присвоили второй номер, отказался заключать контракт;
  • по итогам предквалификационного отбора к процедуре не допустили ни одного из участников.

Для электронного конкурса основания те же. Но в таких процедурах участники подают две части заявки. Поэтому конкурс могут признать несостоявшимся, даже если после рассмотрения вторых частей остался только один участник.

Если электронный конкурс не состоялся, что делать?

С нового 2019 года заказчики будут проводить электронные конкурсы в обязательном порядке. Одно из возможных развитий событий - заявок не поступило или пришла только одна. Или же если ваша комиссия отклонила все заявки или одобрила лишь одну из них. Это значит: конкурс надо признать несостоявшимся. Далее для вас возможны три разных сценария. Выберите подходящий вашей ситуации и смотрите, как действовать.

3 готовых варианта действий

Что делать, если открытый конкурс 44-ФЗ не состоялся

Если процедуру признали несостоявшейся, у заказчика три варианта:

  • рассмотреть единственную заявку и заключить контракт с ее автором;
  • продлить срок подачи заявок;
  • провести повторную закупку.

Что выбрать, зависит от причины признания конкурса несостоявшимся. Сначала рассмотрим порядок действий для бумажной процедуры, а затем для электронной.

Бумажный конкурс не состоялся: решения

Если он не состоялся из-за того, что пришла только одна заявка или был допущен только один участник, заказчик заключает контракт с едпоставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Если не было ни одной заявки или комиссия отклонила каждое, заказчик меняет план-график и проводит повторный конкурс или другую процедуру. Если и повторный конкурс не состоялся, проводится запрос предложений.

Электронный конкурс не состоялся: решения

Перейдем к электронным процедурам. Если пришла одна заявка, порядок действий будет таким. Оператор направляет единственную заявку заказчику (сразу обе части и предложение о цене). У комиссии есть 3 дня на рассмотрение документов. Далее составляется протокол с решением о соответствии участника требованиям заказчика. Если с обеими частями заявки все в порядке, а участник отвечает требованиям, контракт заключают с ним по п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Если после рассмотрения первых частей остался только один участник, оператор ЭТП в течение часа направляет заказчику вторую часть заявки. Комиссия рассматривает ее в течение 3 дней и составляет протокол. Если вторая часть заявки соответствует требованиям, контракт заключают с ее автором.

В следующих трех случаях заказчик обязан продлить срок подачи заявок на 10 дней:

  • не пришло ни одной заявки;
  • после рассмотрения первых частей отказали всем участникам;
  • после рассмотрения вторых частей не допустили никого.

Если после оценки вторых частей осталась одна заявка, соответствующая требованиям, заказчик заключает контракт с автором этой заявки.

В случае если заказчик продлил срок подачи заявок, но и это не помогло, следует провести запрос предложений. Не забудьте внести изменения в план-график.

Обратите внимание на изменения, которые внес Федеральный закон от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ. Они вступят в силу с 1 июля 2019 года. Теперь после признания конкурса несостоявшимся заказчики могут не вносить изменения в план закупок.

Последствия признания конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся в случае полного отсутствия надлежащих заявок

Анализ норм Закона N 44-ФЗ показывает, что конкурс считается состоявшимся, если имеются не менее 2 заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием или окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе, которые одновременно:

Соответствуют требованиям к заявкам, установленным этим Законом и конкурсной документацией,

Поданы участниками закупки, которые соответствуют требованиям к участникам, установленным Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией.


Если открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием признан несостоявшимся, и заказчик не может в соответствии с законом заключить контракт с участником закупки, подавшим надлежащую заявку, заказчик проводит повторный конкурс или осуществляет новую закупку (ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ).

Сюда относятся следующие случаи признания конкурса несостоявшимся:

В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки (ч. 13 ст. 51 , п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);

В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок конкурсная комиссия отклонила все заявки (ч. 6 ст. 53 , п. 2 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);

В связи с тем, что участник конкурса, заявке которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта (ч. 6 ст. 54 , п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);

В связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям (п. 3 ч. 2 ст. 55 , ч. 9 ст. 56 Закона N 44-ФЗ).

Поскольку условия проведения повторного конкурса и осуществления новой закупки ни для одного из этих случаев не установлены, решение о выборе между этими возможностями заказчик принимает по собственному усмотрению.


Повторный конкурс в силу ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ проводится в порядке, установленном для открытого конкурса с учетом особенностей, установленных этой частью. Эта норма требует проведения повторного конкурса на тех же условиях закупки, что и несостоявшийся, за исключением увеличения срока исполнения контракта и увеличения начальной (максимальной) цены (до 10%). Если повторный конкурс также признается несостоявшимся ввиду отсутствия надлежащих заявок данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Подробнее порядок проведения повторного конкурса рассмотрен в отдельном материале.

Относительно "новой закупки" Закон N 44-ФЗ каких-либо указаний не дает, поэтому, по нашему мнению, речь следует вести о закупке любым способом, который может быть избран заказчиком, исходя из общих принципов выбора способа закупки, установленных ч. 5 ст. 24 , ч. 2 ст. 48 и других норм Закона N 44-ФЗ. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики по данному вопросу нам найти не удалось.


В целях выбора способа закупки при признании конкурса несостоявшимся следует обратить внимание, что в случае, если повторный конкурс также будет признан несостоявшимся ввиду полного отсутствия надлежащих заявок, заказчик вправе осуществить закупку вновь путем проведения запроса предложений (ч. 4 ст. 55 , п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Последствия же признания несостоявшейся новой закупки, осуществляемой способом, выбранным в соответствии с общими принципами, определяются общими нормами о выбранном способе.


Также согласно ч. 6 ст. 55 Закона N 44-ФЗ если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным ч. 15 ст. 57 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку. При этом из указания, что заказчик проводит повторный конкурс "с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку", можно сделать вывод, что в данном случае заказчик имеет право провести повторный конкурс, не являющийся двухэтапным. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики по данному вопросу нам найти не удалось.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: