Движение по обочине через сплошную. Движение по встречной обочине — штраф или лишение прав? Кому разрешено движение по обочине

Обочина – прилегающий к проезжей части дорожного полотна участок, который обычно имеет покрытие в виде гравия, песка или щебня. Недобросовестные автолюбители которые пытаются избежать долгого времяпровождения в пробке, часто пытаются объехать затор по обочине.

Но согласно ПДД Российской Федерации, данный маневр запрещен по закону. Давайте рассмотрим какими штрафными санкциями наказывается неправомерная езда по обочине и когда разрешено передвигаться по этому участку дороги согласно законодательству нашего государства.

Автомобилисты, совершающие маневр в виде езды по обочине создают массу проблем и опасностей, поэтому согласно законодательству нашего государства предусмотрен штраф за езду по обочине, как встречной так по попутной.

Нетерпеливые водители создают следующие проблемы:

  1. При движении по щебню, песку, глине, в жаркую погоду автомобили способны поднять столбы пыли, которые не только вредят здоровью, но и приводят к возникновению аварийной ситуации.
  2. После совершения этого запрещенного маневра автомобиль нужно вернуть обратно на дорогу встроившись в ряд затора, а так как это вызывает определенные сложности, общая длина пробки увеличивается и создаются дополнительные сложности для обычных автомобилистов;
  3. И главное, водитель выезжающий на боковой участок дороги приводит к возникновению определенной опасности для тех, кто движется вне дорожного полотна, в первую очередь для пешеходов и велосипедистов.

Есть и другие причины почему в нашем государстве предусмотрен штраф за движение по обочине.

Все особенности данного правонарушения прописаны в 12 статье КоАП Российской Федерации.

Виды наказаний

Согласно законодательству нашей страны, проезд по боковой части дорожного покрытия считается административным правонарушением, которое приводит к наказанию в виде штрафа, а в некоторых случаях и к лишению водительского удостоверения.

Раньше штрафные санкции за этот вид нарушения правил дорожного движения накладывались в размере 500 рублей, но за движение по обочине штраф в 2019 году 1500 рублей.

Но не смотря на это, многие торопливые автолюбители нарушают ПДД и выезжаю на обочину. Ясное дело, что честные водители возмущаются по данному поводу, поэтому многие активисты пытаются добиться увеличения денежных штрафных санкций.

Безусловно лучшим способом борьбы с данным правонарушением считаются фото и видео съемка проезжающих автомобилей. В этом случае штраф за езду по обочине придет владельцу транспортного средства домой в почтовый ящик, и он не имеет право уклониться от его уплаты, иначе ему могут грозить дополнительно другие наказания. При этом это гарантирует, что автомобилист не сможет предъявить претензии в виде отсутствия доказательств своего правонарушения. Давайте разберемся какой штраф за езду по обочине встречного движения в 2019 году и на сколько могут лишить прав.

Наказание за езду по встречной обочине

В согласии с законодательством Российской Федерации, езда по встречной обочине считается более злостным правонарушением чем по попутной. В этом случае штраф за обгон по обочине встречного движения будет большей суммы.

Связанно это с тем, что нарушение включит сразу несколько видов правонарушений правил дорожного движения:

  1. Обгон с нарушениями;
  2. Выезд на встречную полосу;
  3. Пересечение нескольких полос, ограничивающих движение.

В итоге к правонарушители будут применены штрафные санкции в виде административного наказания. При доброжелательности инспектора вас оштрафуют на сумму в 5 тысячу рублей, а в худшем случае лишат водительских прав на срок 6 месяцев.

Таким образом, каждый автолюбитель должен понимать, что законодательство Российской Федерации и правила дорожного движения запрещают все виды передвижения по обочине дороги и при нарушении ПДД, вам будет грозить наказание, в согласии с КоАП.

Штраф за обочину предъявляется не всем транспортным средствам. Давайте разберемся на чем можно передвигаться по этой части дороги.

Кому разрешена езда по боковому участку дороги?

Согласно законодательству Российской Федерации, в нашей стране некоторым транспортным средствам разрешено передвижение по обочине.

К ним относятся:

  1. Механические транспортные средства;
  2. Тракторы, экскаваторы, грузоподъемники;
  3. Медленные виды транспорта, например, дорожный каток;
  4. Коммунальные виды транспорта;
  5. Грузовой транспорт, перевозящий продукты;
  6. Государственные автомобили скорой помощи, МЧС, МВД и других служб.
  7. Мопеды, мотоциклы;
  8. Верховые и вьючные животные.

Конечно же по боковой части дорожного покрытия разрешено ездить велосипедистам, если отсутствует велосипедная дорожка. При этом это следует делать осторожно, чтобы не вызвать опасность для пешеходов своим передвижением. Но обратите внимание, что в этом случае разрешается проезд только на обочине в сторону движения.

), обочина – это площадка, примыкающая к проезжей части, но отделенная от ней иным типом покрытия или же дорожной разметкой.

Её предназначение – это передвижение пешеходов, велосипедистов (при отсутствии тротуаров и специально выделенных мест для их движения), а также парковка или остановка транспортного средства.

В ПДД глава 9, пункт 9 четко указано, что движение механических транспортных средств по обочине дороги– запрещено . Также запрещается совершать любые маневры на проезжей части, для завершения которых водителю обязательно потребуется выехать на обочину (за исключением парковки, остановки и ограничения ширины проезжей части, из-за которой невозможно совершить разворот). Но с чем это связано?

Почему нельзя выезжать на обочину?

В ПДД детального описания, почему водителям запрещается выезжать на обочину – нет. Но эту информацию во время обучения рассказывают в автошколе. При выезде за пределы проезжей части автомобиль создает препятствие для движения пешеходов, других участников дорожного движения передвигающихся на данный момент по тротуару или обочине. Вместе с этим, покрытие данного участка не предусмотрено для больших нагрузок. Нередко там же имеется песок, гравий, а при проезде через них создается пыльная завеса. И это тоже может стать причиной создания аварийной обстановки для других участников дорожного движения!

Кому разрешена езда по обочине?

Согласно ПДД 11.6, 25.2 и 24.7 , движение разрешено :

  1. Мопедам.
  2. Велосипедам.
  3. Тихоходным ТС.
  4. Коммунальным и дорожно-эксплуатационным транспортным средствам (при выполнении служебного задания).
  5. Вьючным животным.
  6. Транспортным средствам, выполняющим подвозку груза (при отсутствии любого иного подъезда, не предусматривающего выезд на обочину).
  7. Автомобилям полиции и скорой помощи (со включенными маячками, как того требуют ПДД).

СПРАВКА! Велосипедистам, мопедистам и гужевым повозкам передвигаться по обочине можно только при отсутствии специально выделенных велосипедных дорожек. Но если движение таких транспортных средств создает препятствие для пешеходов, то им необходимо съехать на проезжую часть.

Также правилами дорожного движения описываются ситуации, при которых выезд на обочину разрешается (глава 9, пункт 9). К ним относятся:

  • парковка и остановка (в отведенных для этого местах, если это не создаст аварийную обстановку и не помешает движению иным участникам дорожного движения);
  • разворот транспортного средства (когда ширина дорожного полотна слишком мала для совершения данного маневра);
    для разъезда транспортных средств (на узких дорогах);
  • аварийная остановка (но водитель должен в обязательном порядке убедиться, что его авто не будет мешать остальным участникам движения).

Какой штраф предусмотрен за выезд на обочину?

Ответственность водителя за выезд на обочину (если это является нарушением ПДД и не относится к ситуациям, когда запрет не действует) обусловлена статьей 12 пункт 15 КоАП РФ . Штраф составляет 1500 рублей.

А за проезд по велосипедным дорожкам или тротуарам (в их число входит и тротуар, если он помечен знаком, разметкой или отделен от проезжей части) штраф предусмотрен в размере 2000 рублей .

За нарушение действующих правил расположения транспортных средств на обочине предусмотрен штраф в размере 1500 рублей. Имеется ввиду, когда автомобиль ставят на стоянку, остановку, но это создает преграду для перемещения других транспортных средств. К данной ситуации относится и создание преграды грузовым транспортным средством, но в этом случае штраф составит от 1000 до 1500 рублей.

За езду и по обочине штраф также составляет 1500 рублей . Однако если обгон совершен с левой части (то есть, с выездом на полосу встречного движения), то за такое правонарушение предусмотрена административная ответственность уже в размере 5000 рублей и/или лишение водительского удостоверения сроком до 6 месяцев. При повторном нарушении водителя лишают прав на 12 месяцев. Более высокий штраф объясняется тем, что при таком маневре водитель нарушает сразу несколько действующих запретов правил дорожного движения.

СПРАВКА ! Выезд за пределы проезжей части по левой стороне с односторонним движением предусматривает штраф в 1500 рублей.

Как оспорить нарушение, если его зафиксировала камера?

Камеры видеофиксации правонарушений сейчас расположены практически во всех городах Российской Федерации. При этом они фиксируют не только превышение допустимого скоростного режима движения транспортного средства, но и несоблюдение правил парковки, остановки.

К сожалению, оспаривать так называемые «письма счастья» практически невозможно. Автоюристы рекомендуют ориентироваться только на наличие следующих факторов:

  • отсутствует четкое разграничение полосы движения и тротуара;
  • отсутствует или плохо видимая дорожная разметка, которая показывает ограничение проезжей части (обычное дело для дорог за пределами населенных пунктов, но там камеры – большая редкость);
  • сложная дорожная обстановка (например, пробка, которая усложняет передвижение – штраф, как минимум, будет меньше, а то и вовсе только предупреждение);
  • имеет место технический сбой аппаратуры видеофиксации (универсальный вариант, но расследование займет немалое количество времени);
  • водитель совершил вынужденную остановку (не секрет, что включенная «аварийка» поможет решить массу вопросов).

Как оспорить решение контролирующих органов? Согласно действующим нормативам, жалобу необходимо подавать в ГИБДД того отделения, откуда было прислано «письмо счастья». Каких-либо особых правил составления жалобы не предусмотрено, но в ней необходимо четко указать свои претензии и предоставить разъяснения.

СПРАВКА! Для составления грамотной претензии лучше воспользоваться услугами автоюристов. Есть организации, которые подобные консультации оказывают вообще бесплатно.

Дальнейшие действия водителя следующие:

  • дождаться ответа ГИБДД в письменной форме (на это им дается не более 10 дней);
  • в случае отказа – обращаться в районный суд (по месту совершенного преступления);
  • если ответа за 10-дневный срок нет – также обращаться в районный суд;
  • после получения решения суда – снова обратиться в ГИБДД для аннуляции правонарушения или уплаты штрафа.

Если все же факт нарушения ПДД будет доказан, то оплатить штраф необходимо в 10-дневный срок (или +60 дней после дополнительного обращения с требованием отсрочки).

Итого, проезд по обочине – это нарушение правил дорожного движения, за которое предусмотрен штраф в 1500 рублей. Аналогичные меры предусмотрены и за нарушение правил расположения ТС (при остановке или парковке на обочине/тротуаре).

Если речь идет о совершении обгона за пределами проезжей части, то штраф может составить до 5 тысяч рублей с временным лишением водительских прав.

Полезное видео

На примере данного видео можно узнать требования к обочине дороги:

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС
получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

Выходной день, загородное шоссе. Поток плотный, медленный, но пробки пока нет. Однако то и дело по обочине пролетают торопыги, которых не устраивает скорость движения остальных. Есть же еще одна полоса асфальта, пусть и отделенная сплошной линией! Такая же широкая, как и прочие, или даже шире! Почему бы не ехать? Штраф? Пустяки, на этой дороге гаишников отродясь не было… И вон уже впереди кто-то едет по обочине! Ему можно, а мне нельзя?!

Вот на перекрестке все-таки стоит экипаж ДПС. Страшась наказания, обочечники встраиваются в тот же поток. Или вместо гаишников стоит сломанный КАМАЗ… Да просто ремонт дороги. Рано или поздно обочечникам приходится вклиниваться в поток, тормозя или выжимая тех, кто не нарушал. Их, конечно, пускают: дай дорогу дураку. Дурак отнял всего лишь несколько секунд (да, и лишь у нескольких тысяч людей, оказавшихся за ним).

Проходит час-другой, машин прибавляется, возникает настоящая пробка. На обочине уже не просто отдельные нарушители правил. Таких целый ряд или два. Самые наглые едут даже не по асфальту, скачут по грунту правее. Попытаешься там остановиться - будут сигналить и материться. Им мешают ехать. Спросишь, почему они считают, что можно нарушать - в лучшем случае получишь оправдание, что спешат в аэропорт на роды троюродной смертельно больной кошки. Те, кто понаглее, попытаются доказать свое право нарушать кулаками. Иных не остужает даже присутствие сотрудников полиции - напротив, в приступе неимоверной «крутизны» и их будут «строить»: «Да ты знаешь, кто я такой?!» Знаю. Хам.

Неотвратимость наказания

Все это - из собственного опыта . Обратите внимание на дату публикации репортажа - осень 2015 года, то есть минул почти год. Что-нибудь изменилось? Кажется, ничего. Мы по-прежнему и радуемся, когда торжествует справедливость , высчитываем, сколько времени обочечники отнимают у нормальных людей (те, кто находятся в конце пробки, теряют не секунды или минуты, а часы), придумываем, как в принципе избавиться от такого явления. И какие решения! Бетонные полусферы через несколько метров, поперечные рвы, шипы под колеса и прочее! А ведь все уже придумано и действует вполне эффективно.

Камеры и штрафы. Возможно, у нас действительно не хватает сотрудников ДПС, чтобы расставить их на всех проблемных участках и штрафовать «за обочину» всех подряд, а не только самых невезучих. Но зато российские дороги усеивают камерами, фиксирующими нарушение ПДД. По секрету скажем, что они могут следить не только за скоростью движения, но и рядностью, а также езде по обочине. Размер выписываемого штрафа, напомним, 1500 рублей. И в эффективности действия такого инструмента борьбы с нарушителями сомневаться не приходится.

Такие камеры уже давно работают на МКАДе . И вот комментарий нашего непредставившегося читателя, признавшегося, что он обочечник: «Вчера оплатил два штрафа в общей сложности на 3000 рублей за обочину на МКАДе. Попал под камеры. Не знал, что такие теперь есть. Вероятность того, что снова полезу на обочину, уменьшилась, думаю, раза в три».

Камеры, фиксирующие движение по обочине, полностью исправили и одного из моих знакомых. Раньше ему не помогали ни уговоры, ни призывы к совести. А когда посыпались штрафы по полторы тысячи - сразу опомнился. Есть и другие примеры, доказывающие эффективность такого способа борьбы с нарушениями. Знаете только, что плохо? Отсутствие повышающего коэффициента за повторное нарушение статьи 12.15 ч. 1 КоАП РФ. С ним бы рецидивистов стало в разы меньше.

Мы уже проводили опрос на тему, что побуждает водителей ездить по обочинам . По мнению большинства респондентов, это элементарное отсутствие культуры. На втором месте - индивидуальные свойства характера (неусидчивость, желание быть первым), и только на третьем - незначительные штрафы. А мы бы поставили на первое место отсутствие страха из-за высокой вероятности избежать расплаты. Дорога - не очередь в магазине, где без последствий мимо всех не проскочишь. А здесь - получается. И безнаказанность таких действий - большая проблема, которую нужно решать как можно скорее .

Вспомните, как российских водителей приучили пользоваться ремнем безопасности. Штрафовали всех без исключения - и теперь те, кто ездит без ремня, остались в меньшинстве. А ведь ремни не влияют непосредственно на безопасность окружающих, в отличие от езды по обочинам. Если непонятно, о чем речь, зайдите в Youtube, введите в поисковой строке слово «обочина» и посмотрите, как бьются сами обочечники и их соседи-водители, как давят пешеходов. Смешного мало.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС и «За рулем»

Практически во всех городах России водителя жалуются на пробки на дорогах. Никому стоять в них не хочется, и самые нетерпеливые выезжают на обочину, объезжая всю колонну, а затем возвращаются обратно, прося, чтобы их впустили. В результате те, кто объезжает по обочине сокращают время, а те, кто стоят и не нарушают правила, – тратят еще больше времени. ПДД запрещают такие маневры.

Согласно правилам движения езда по любой из обочин является нарушением. Чаще всего водители совершают выезд на нее на трассах при образовании пробок. Как правило, это на дорогах при въезде в город. На основании КоАП за такую езду инспектор ГИБДД составляет административный протокол, выписывая штраф на сумму до 1500 рублей. Данное нарушение квалифицируется по статье №12.15 части №1 о езде и движении по обочинам.

Что такое обочина?

В ПДД введено понятие обочина и что оно означает. На практике все водители автомобилей чаще всего ею называют участок дороги, располагающийся справа и слева от основной дороги. В правилах прописано следующее:

– это участок дороги и проезжей части, который расположен рядом с ней и отличающийся типом покрытия. Она обозначается специальной разметкой.

Для остановки разрешено съезжать с дороги на обочину. Также соответственно разрешается и выезжать с нее на дорогу. Но именно езда по ней является нарушением. При фиксировании данного случая, водители стараются убедить инспектора ГИБДД, что они именно совершали остановку или начинали движение с обочины.

В каких случаях разрешено?

Не всегда данная езда является нарушением. В правилах предусмотрено исключение, когда разрешается ездить по обочине. Допускается движение только чтобы подъехать для разгрузки или погрузки грузов, в случае отсутствия возможных иных подъездов. Данный маневр не запрещен КоАП.

Итак, обочина предназначена для остановки автомобилей, а не для езды по ней. В случае движения по ней выписывается административный штраф до 1500 рублей.

На улицах стали привычным явлением. Они съедают уйму рабочего и личного времени. Большинство водителей смирились с этой проблемой и терпеливо убивают на них драгоценное время. Но всегда среди них найдутся спешащие автолюбители, которые пытаются объехать колонну машин по обочине. Можно ли так делать и что будет за такой манёвр, если остановит инспектор ГИБДД?

Штрафы за езду по обочине

Под обочиной водителями обычно понимается прилегающие к дороге по бокам участки, не имеющие специального покрытия. Правила дорожного движения дают своё определение обочины:

ПДД п.1.2:

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

По ПДД разрешается останавливаться на обочине, не нарушая правил и съехав с крайней полосы движения дороги. Стоящей на обочине машине также разрешается заехать на проезжую полосу для того, чтобы вписаться в общий поток движущегося по дороге транспорта.

Однако Правила запрещают осуществлять движение по обочине вдоль дороги (п. 9.9 ПДД). Нарушение этого запрета карается в 2018 году за езду или обгон по обочинев размере 1,5 тыс. рублей на основании ст. 12.15 ч.1 КоАП.

Статья 12.15 ч.1. КоАП РФ:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Поэтому часто, когда инспекторы ГИБДД предъявляют претензии по этому нарушению, автолюбители пытаются доказать им, что они только съезжали для совершения или выезжали с обочины на полосу движения.

Движение по обочине согласно ПДД

Автомобилист имеет право выезжать на обочину только для совершения остановки и стоянки с правой стороны дороги.

Это регламентируется пунктом 12.1 ПДД :

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

Этот же пункт ПДД разрешает остановку на левой обочине в случае:

  1. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине
  2. и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

В случае остановки или стоянки на обочине не предусмотренных ПДД не забудьте включить аварийную сигнализацию.

Разрешено перемещение по обочине автомобилям коммунальных и дорожных служб, а также грузовым авто для подвозки грузов к месту доставки.

Имеется разрешение для движения по обочине и у водителей велосипедов и мопедов, согласно пункту , а также у гужевого транспорта и вьючных животных, согласно пункту .

Для всех остальных транспортных средств езда правой обочине, объезд пробки, обгон — это все безусловное нарушение ПДД, которое наказывается административным штрафом при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или камерой автоматической фиксации.

Выезд на встречную обочину с левой стороны

Выезд на встречную обочину слева безрассудный водитель чаще всего совершает с целью обгона или объезда пробки/затора на дороге. С точки зрения ПДД — это более серьезное правонарушение, так как нарушается сразу несколько правил дорожного движения. Самым серьезным нарушением в таком случае может быть , что чревато лишением водительских прав на 4-6 месяцев или административным штрафом в 5000 рублей. Следует помнить, что объезд пробки или затора на дороге не считается в ПДД объездом препятствия, за который полагается штраф в 1500 рублей.

Когда можно получить штраф

Это нарушение является самым противоречивым с точки зрения толкования закона, так как законодателями не до конца продуманы все технические вопросы его определения. Например, по Правилам допускается парковка автомашины на обочине, если она не мешает . Для выполнения этого манёвра водитель вынужден совершать движение по обочине.
При выезде со стоянки на обочину бдительный инспектор ГИБДД, озабоченный выполнением плана по выявлению нарушений, может остановить машину и предъявить претензии по поводу езды по обочине. Доказать свою правоту водителю в данном случае будет непросто. В своё время инициаторами данного нововведения о запрете движения по обочине были общественные организации, которые радели за интересы и безопасность пешеходов.

В результате нечёткого решения вопроса законодателями сильно пострадали водители, которые рискуют поплатиться дополнительным штрафом за езду по обочине, даже в тех безобидных случаях, когда они решают припарковаться на ней на вполне законных основаниях. В зависимости от настойчивости и прихоти инспектора ГИБДД водитель может спокойно потерять не лишние для него 1500 рублей.

Для справедливости нужно отметить, что большинство полицейских с пониманием относятся к данной проблеме и не применяют штрафные санкции, если движение производится с целью совершения разрешённой остановки и стоянки, а также при выезде с места стоянки на проезжую часть. Однако, в случае использования обочины для обгона потока машин или совершения неправомерной стоянки, инспекторы ГИБДД без всяких раздумий применяют своё законное право.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: